«Уралы» 300-й серии: плавающие и пятиосные

44
«Уралы» 300-й серии: плавающие и пятиосные

С индексом «Д»


Если сравнивать тираж выпуска «Урал» с бензиновым мотором с другими армейскими грузовиками, то окажется, что из ворот миасского завода вышло «всего» 110 тыс. машин. Это действительно не так много: ЗИЛ-131 и ГАЗ-66 разошлись почти миллионными тиражами. Тому есть несколько объяснений.

Во-первых, львиную долю всех «Уралов» забирало Министерство обороны. Гражданским структурам доставалось не так много модификаций, аппетиты были скромнее. До 1967 года в сектор мирной жизни 375-е «Уралы» вообще не шли, так как поголовно оснащались встроенной светомаскировкой. Но на селе и в транспортном цехе не особенно горевали по этому поводу. 180-сильный (изначально 175-сильный) бензиновый мотор ЗИЛ-375 был всем хорош, кроме своего чрезмерного расхода топлива – этот экономический фактор не могли не учитывать в народном хозяйстве. А во-вторых, стоимость даже базовой бортовой машины была немаленькая, не говоря уже о многочисленных модификациях. В некоторых источниках говорится, что общее число вариаций «Урал-375» превышало две сотни. При этом, конечно, на уральском заводе не выпускали даже малой части всего этого разнообразия, передавая заказы сторонним конторам.




"Урал-375Д"

Как уже говорилось в первой части истории, на конвейер «Урал» с карбюраторным мотором попал не доведенным до ума. В частности, даже после 25-тысячного пробега в рамках государственных испытаний и устранения самых серьезных недочетов, в «портфолио» грузовика были слабые сцепление, система охлаждения, раздаточная коробка, карданная передача, передняя подвеска, рулевое, колеса с шинами и пневмогидравлика привода тормозов. Тем не менее, «Урал-375» с тряпичной крышей кабины собирали и отправляли в войска. Примечательно, что на серийных машина грузоподъёмность была выше расчетной на 500 кг и достигала 5 тонн. Лебедка снижала её до 4500 килограммов.






"Урал-375С"









































"Урал-375Д" был харизматичной машиной

Как только в войсках накопилось достаточное количество машин, оказалось, что эксплуатировать тяжелый грузовик, рассчитанный на работу и в жару, и в холод, с брезентовой «кепочкой» вместо крыши неудобно. Дуло в этой кабине из всех щелей, отопитель не справлялся даже с запотеванием окон, а работа системы залпового огня БМ-21 вообще могла вызвать возгорание. Да и внешний вид машины с кузовами, профиль которых превышал высоту кабины (КУНГ КП-375), был абсурден. Было так: кузов утеплен от жестоких морозов армированным пенопластом, а кабина водителя — с тряпичной крышей. Поэтому в 1963 году военные поручили Миассу поставить цельнометаллическую кабину.

Так появился самый массовый грузовик 300-й серии «Урал-375Д», который вместе с версией «ДМ» с перерывом выпускали до 1991 года. Машины с индексом «Д» получили, кроме новой кабины, упрощенную раздаточную коробку, обеспечивающую машине только полный привод, а также мощный отопитель кабины. Кстати, с отключаемым передним мостом на первых машинах «Урал-375» случилась немного парадоксальная история. Изначально задумывалось, что мост без привода снизит расход топлива (все-таки в Миассе об этом думали), но случилось наоборот: передние колеса лишались крутящего момента, а прожорливость увеличивалась. Дело оказалось в передних шинах, у которых при подводе тяги увеличивался динамический радиус, а сопротивление качению снижалось. В итоге на «Урале-375Д» схему трансмиссии упростили, отчего повысилась надежность, а экономичность выросла.


На смену "Уралу-375" (на снимке) пришел более совершенный "Урал-375Д"

Помимо версии «Д», в Миассе выпускали также вариант «Урал-375А», предназначенный для установки кузова типа К-375. Его отличало запасное колесо, расположенное вертикально на заднем свесе рамы. Кстати, задний свес для модификации «А» был удлинен для размещения габаритного кунга на 355 мм, а общая грузоподъемность снизилась до 4,7 тонны. Для стран и регионов с жарким климатом была модификация 375ДЮ, а для северных широт разработали версию «Урал-375К».

Грузовики были ярко выкрашены, чтобы на снеге сильнее контрастировать, а также оснащены утепленной кабиной, покрывалом для аккумуляторов, двойным остеклением и дополнительной печкой в кабине. Заводчане уверяли, что машину можно было эксплуатировать даже при минус 60 градусах.

Узкая специализация


Параллельно с запуском в серийное производство базовой версии к «Уралу» прицепили грузовую платформу с приводом двух осей. Для этой цели годился тягач 375С, который также изначально был в производственной гамме. В итоге в начале 60-х годов появился «Урал-380» с механическим приводом на оси 12-метрового полуприцепа «Урал-862» с колесной формулой 10х10. При этом на полуприцепе мосты были унифицированы с «ураловскими» и также оснащались подкачкой. Это монстр-автопоезд, получивший имя «Урал-380-862», имел полную массу в 25 с лишним тонн, мог разгоняться до 67 км/ч и в тяжелых дорожных условиях расходовал более 100 литров бензина на 100 км пути. Привод на активный полуприцеп для экономии топлива и ресурса был отключаемым.














"Урал-380-862" 10х10






Компоновка размещения элементов оборудования «Периметр» на примере ЗИЛ-131: 1 – нож скреперного типа, 2 – двуплечие рычаги, 3 – гибкий полог, 4 – уширители ножа, 5 – гидроцилиндры, 6 – масляный насос, 7 – гидрораспределитель, 8 – маслобак, 9 – предохранительный клапан

В ранних статьях о замечательном военном автопроме СССР было уже упоминание об экспериментальной программе «Периметр», в которую, в частности, попал ЗИЛ-131. Это было навесное оборудование для самоокапывания, теоретические проработки которого вели военные в 60-х годах в рамках НИР «Окоп». Военные полноприводники должны были получить возможность выкопать для себя укрытие в полный профиль, не привлекая для этого инженерные подразделения. Но ЗИЛ-131 сдался быстро – не выдерживала ударных перегрузок трансмиссия, все-таки агрегаты были во многом от гражданского 130-го. А вот новичок «Урал» были изначально разработан под жесткие требования армейской эксплуатации и, по мнению военных, должен был вынести тяготы «Периметра».

Экспериментальная машина со специфическим скреперным оборудованием даже получила собственное имя — 375ДП, но также не смогла выдержать тяжелых процедур самоокапывания. В общей сложности военным потребовалось почти десять лет испытаний ЗИЛов, «Уралов» и КрАЗов с «Периметрами», чтобы понять неприспособленность узлов машин к такой работе. Работа со скреперной навеской вела к активному износу шестерен коробки переключения передач и карданных передач, разрушению подшипников раздаточной коробки, поломке редукторов главных передач, скручиванию полуосей. Когда посчитали затраты на преждевременный ремонт техники, а также удельный расход на один кубометр грунта, оказалось, что гораздо эффективнее копать окопы войсковыми экскаваторами или даже землеройными машинами.












Тот самый плавающий "Урал"

Среди «Уралов» было немало экзотических модификаций. Пожалуй, одной из самых необычных стал плавающий прототип. Это случилось на волне поисковых проектов 70-х годов, когда Министерство обороны требовало поставок широкой линейки плавающих машин, максимально унифицированных с серийными сухопутными аналогами. В приложении к «Уралу-375» в НАМИ его попытались герметизировать по «ватерлинию» и оснастили съемными пенополиуретановыми поплавками. ОКР получил имя «Поплавок», а машина — соответствующий индекс «П». Но сделать герметичной кабину «Урала» без полной перекройки не удалось, и водителю для преодоления водной преграды приходилось облачаться в прорезиненный костюм Л-1. Это можно было понять в условиях теплого времени года, но что было делать водителю в осенне-весенний период? Для скорости и управляемости плавающий грузовик оснастили 55-сантиметровым в диаметре винтом, привод для которого тянули от первичного вала раздатки. На реке Клязьме в 1976 году «Поплавок» только с помощью вращающихся колес смог достичь 2,8 км/ч, при использовании исключительно винта скорость передвижения увеличивалась до 7,95 км/ч. Интересно, что систему регулирования давления в колесах приспособили для нагнетания воздуха в узлы шасси и трансмиссии, дабы избежать проникновения воды. Также в кузове поставили мощную помпу для удаления забортной воды.


"Урал-379Б"


"Урал-379А"


"Урал-395"

Ранее работы по плавающим грузовикам вели с экспериментальными трехосными машинами "Урал-379А", "Урал-379Б" и четырехосным "Уралом-395". Это были поисковые варианты модернизации традиционных "Уралов", они имели бескапотную и так называемую полукапотную компоновку. Эти машины так и остались в разряде опытных, чем сохранили немало жизней солдат — длинный капот "Урала" нередко становился спасительным в случае рокового наезда на мину.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 января 2020 18:22
    Зеркала заднего вида просто шедевральны были. У некоторых барышень в сумочках они поболе. Спасибо за интересное продолжение. hi
  2. +5
    28 января 2020 18:25
    Хорошая была машина...
    Однако, на первом фото одна из шин (на второй оси) смонтирована неправильно. smile
    1. +3
      28 января 2020 19:18
      Цитата: Falcon5555
      на первом фото одна из шин (на второй оси) смонтирована неправильно.

      Видать, колесо было запасным. На левую сторону стало бы как положено, а под правую, не стали переделывать , поставили как есть.
      1. +2
        28 января 2020 20:11
        Возможно. Эта версия спасает честь испытателей. А я то думал - вот неумехи.
        А конструкторы Уралов хороши - рулевых тяг вообще не видно, в отличие от большинства современных внедорожников с передним мостом, у которых их легко снести о пенек или бугорок.
      2. 0
        5 февраля 2020 18:58
        Глядя на запаску (она как раз длжна встать правильно) тоже так подумал.
    2. -1
      28 января 2020 20:31
      Цитата: Falcon5555
      Хорошая была машина...

    3. +3
      28 января 2020 22:38
      Есть у меня мечта купить домик в лесу и урал. Имею слабость к таким машинам и не очень люблю людей.
  3. exo
    +4
    28 января 2020 18:31
    Читаю,с огромным удовольствием! Тема,для меня-новая, и поэтому-интересная.
  4. +4
    28 января 2020 18:52
    Богатая история.
  5. +7
    28 января 2020 18:57
    Помесить бы на нем грязь... wink
    1. +4
      28 января 2020 20:05
      Цитата: Dazdranagon
      Помесить бы на нем грязь...

      -----------------
      На Youtube есть ролики энтузиастов этого дела, я вроде как недавно видел какие-то экзерсисы на ЗиЛ-157 по болоту. Ну тут вы просто на топливе разоритесь, потому что двигатель современного грузовика намного экономичнее при тех же данных.
      1. +2
        28 января 2020 23:17
        В мирное время да.. в военное.. будет качество АИ80 или АИ 76.. долго ли современные движки "кушая" такое топливо проживут..
        1. +1
          29 января 2020 05:54
          Даже 80-й уже не производится. По крайней мере у нас в Казакстане.
          1. +1
            29 января 2020 21:49
            Когда резко и много понадобиться топлива, сразу упадет качество. к гадалке не ходи.. (может я и не прав)
    2. 0
      29 января 2020 07:38
      Цитата: Dazdranagon
      Помесить бы на нем грязь...

      Скачайте игру Spin Tires - и месите себе грязь в удовольствие на Уралах. На радость детям и внукам.
      1. +1
        29 января 2020 21:50
        Смотреть ****** и заниматься этим делом не одно и тоже...)))
  6. +10
    28 января 2020 19:17
    Удивительно редкие экземпляры представленны. Спасибо.
  7. +16
    28 января 2020 20:01
    Автор:
    Евгений Федоров
    В итоге в начале 60-х годов появился «Урал-380» с механическим приводом на оси 12-метрового полуприцепа «Урал-862» с колесной формулой 10х10. При этом на полуприцепе мосты были унифицированы с «ураловскими» и также оснащались подкачкой. Это монстр-автопоезд, получивший имя «Урал-380-862», имел полную массу в 25 с лишним тонн, мог разгоняться до 67 км/ч и в тяжелых дорожных условиях расходовал более 100 литров бензина на 100 км пути.

    Я не совсем понимаю, почему вы выбрали термин "монстр-автопоезд", потому что на самом деле это была очень нужная машина, вот почему на этой базе был разработан пункт управления радиоузлом Р-362М, который по своей проходимости превосходил все остальные аппаратные. Сам видел как он двигался и маневрировал по снежной целине, там где ни одна другая машина пройти не смогла бы. Такая возможность произвела сильное впечатление на знающих людей, которые это увидели впервые и честно говоря даже представить себе такое не могли. Так что слово "монстр" я считаю некорректным - будет лучше назвать "уникальный автопоезд", и отдать должное тем, кто это разработал.
    Сама статья очень интересная и познавательная, что делает честь автору.
    1. +1
      29 января 2020 03:55
      ... активный полуприцеп...
      Ешё была статья в "SoF", кажется даже до второй чеченской, об использовании таких прицепов, только блиндированных своими силами и вооружённых по самое немогу, для проводки колонн в горах. Речь шла не об опыте, а о концепции.
  8. +6
    28 января 2020 20:02
    Весьма интересная тема конечно, тоже читаю как приключенческий роман, начиная про ЗиЛ-157 и вот такие продолжения про УРАЛ-375, в разных ипостасях, про разные внешние надстройки и шаманство с ходовой частью. Жду продолжения. На Youtube смотрю ролики, посвященные ретро-технике и военным автомобилям.
  9. +4
    28 января 2020 20:07
    Благодаря расходу топлива, в группах войск, командиры реактивных дивизионов считались богатеями. Учения - экономия бензина европейского качества для возможного применения в частном "народном хозяйстве" Венгрии, ЧССР, ПНР и ГДР.
    1. +3
      28 января 2020 20:34
      Цитата: Филин
      Учения - экономия бензина европейского качества

      Урал вполне мог эксплуатироваться на А-76. Я, честно, сказать, считал, что двигатель ЗиЛ-375 как-то отличался от моторв ЗиЛ-130 (131) ситемой зажигания (УОЗ пораньше), распредвалом, т.е. перекрытием фаз. Но, вникнув глубже, узнал, что нет! Только диаметр поршней, увеличенный до 7 л рабочий объём при тоё же (6,5) степени сжатия (позже её повысили до 7 и там и там).
      Почему же предписано использовать Аи-93? Тут интересный момент, отражающий маленько и обстановку в СССР той поры.
      "Партия сказала": надо сделать надёжный и мощный двигатель для военного грузовика быстро и недорого. Лучший вариант по этим параметрам чуток довести (заменить цилиндры и поршни) проверенный, освоенный в производстве зиловский мотор.
      Ну вот по мощности он не дотягивал на 76-м до требований тех. задания и , кроме того, в тяжелых условиях эксплуатации, весьма вероятных для армейских автомобилей, двигатель на 76-м бензине был склонен к детонации со всеми вытекающими. А бензин тогда был не так уж дорог.
      Вот и решили вопрос без технических и технологических ухищрений. Дёшево, надёжно и практично, но... не очень экономично. request
      1. +4
        28 января 2020 22:16
        На 76-м мог детонировать безбожно, глушить приходилось скоростью с бросанием сцепления. Вот смесь - это да, причем частенько вынужденно. 300л ураловского бака с расходом в 72/100 не хватало на 500км (норматив для беззаправочного пробега армейских колонн), поэтому делились 76-м из 340л-баков Зилов 131-х, и в итоге на смеси 93-го с 76-м ехал наш Урал дальше.
  10. +3
    28 января 2020 20:30
    Спасибо за интересный обзор и отличные фото.
    Интересно не только читать, но и рассматривать, вспоминая, с какими моделями пришлось пообщаться.
  11. +7
    28 января 2020 20:31
    Интересная и познавательная статья. Узнал много нового про семейство а\м Урал. Побольше бы таких обзоров и статей, про разные типы военной техники. hi
  12. +3
    28 января 2020 21:02
    А вот рулить на Урале очень тяжело, гидрачь крайне не удачный, а еще с ЗИЛовским движком можно народ попугать. Ну не только на Урале но и на ЗИЛах то же, короче разгоняешься ну не меньше третей, газ в пол и выключаешь зажигание, педаль не отпускаешь , через секунд 10 зажигание включаешь и получаешь не хилый такой выстрел, раз я так прикололся, глушитель разорвало, на изнанку к черту вывернуло и выхлопной коллектор на правом блоке лопнул. Плавающие машины никого не впечатлили, плавали очень плохо. А полукапотники и безкапотники изобретались именно для повышения " водоплавания", центр тяжести перемещался назад и морда не так тонула. Ну хоть хватило ума не тратить деньги на эти эээээ ну авто пусть будет так. ЗИЛовский движок был довольно гиморойным, через год - два эксплуатации вылазило много проблем, самая распространенная, отказ бензонасоса на горячем двигателе , не на перегретом . а имнно просто на горячем, поэтому обворачивали насос тряпкой и поливали водой холодной, ну и бывало капот полностью не закрывали, под капот пару поленьев и веревкой его привязывали. Почему то блок и гильзы сильно ржавели, и на тасоле и на антифризе, почему не знаю, но через пару лет при разборке блок до половины оказывался забитым ржавчиной, не грязью и накипью как в рекламе колгона, а именно ржавчиной, в первую очередь печки а потом и основной, короче через год лесовозы требовали полной замены ЦПГ. hi
    1. -1
      28 января 2020 21:04
      Ой не на блоке, а на головке цилиндров.
      1. gmb
        0
        28 января 2020 22:59
        Дверные ручки моментально ломались в 86 году
    2. 0
      29 января 2020 11:38
      Цитата: Вольный ветер
      через секунд 10 зажигание включаешь и получаешь не хилый такой выстрел, раз я так прикололся, глушитель разорвало, на изнанку к черту вывернуло и выхлопной коллектор на правом блоке лопнул.

      Вот поэтому в нынешнюю армию надо набирать только контрактников, чтобы избежать таких художеств от срочников - по крайней мере удержать стоимость ремонта из зарплаты проще было бы, да и техника дольше бы служила. Интересно что вам сказал зампотех после того, как увидел что произошло с автомобилем - наверное без запикивания не воспроизвести...
  13. gmb
    +1
    28 января 2020 23:02
    86 год пришел автокран на базе урала с выдвижной стрелой в одно колено и выдвигалось при помощи ручки в виде шестеренки , никакой гидравлики. Удивился сильно
  14. -5
    29 января 2020 01:24
    В частности, даже после 25-тысячного пробега в рамках государственных испытаний и устранения самых серьезных недочетов, в «портфолио» грузовика были слабые сцепление, система охлаждения, раздаточная коробка, карданная передача, передняя подвеска, рулевое, колеса с шинами и пневмогидравлика привода тормозов.

    А что было хорошего то?

    Напоминает:



    Немного не в тему, но вот триальщики модифицируют и используют зил, а не урал. Почему так?
    1. 0
      29 января 2020 03:26
      Быстро-дешево? Урал пробовали на Золотом рейде 2002 (https://www.youtube.com/watch?v=Dne4ffzsJus не доехали). Бросили в тайге. Зимой принесли аккумы, вырубили колеса из грязи, завелись и уехали по зимнику во Владивосток. В 2006 проехали от Ванино до Владивостока без Урала (https://www.youtube.com/watch?v=FUagvfz7ZnM он там тож застрял бы).
    2. 0
      30 января 2020 09:09
      плохо смотрели. на триале немцы и чехи используют и 131 и 66 и 4320. в середине 90-х помню по евроспорту соревнования шли
  15. +3
    29 января 2020 11:55
    Ну наконец-то!!!! Дело было в средине 80-х, ГСВГ. Я, молодой прапор принял после учебки новейшую по тем временам Р-412А на двух Уралах 375-х. Позиция была на точке-ЗКП дивизии, и заехать на нее можно было только по крутому склону-песок, с легким дерном. А на Уралах КУЕГи тяжелые (аппаратная и дизельная), да прицепы сзади-он передним мостом прыгает, дерн аж на крышу забрасывает, каждый заезд-цирковой номер, снижали до полного почти давление в передних колесах. Пока зампотех батальона не увидел это все-и давай меня чехвостить-почему передние мосты не отключил. Не могу, отвечаю, нету в книге описания. Он рукой махнул, пацан....И прислал старого прапорюгу, зубра автомобильного. Тот пол дня пролазил вокруг, потом обматюкал и меня и машины и уехал. А мне потом замена вышла, и больше таких зверей не эксплуатировал, но случай запомнил! И все таки они не отключались!!!
    1. 0
      29 января 2020 13:04
      Ну ничего непонятно, зачем вы пытались передок отключить? Вас и того прапорюгу зубра надо просто отправить в автошолу где обучат как надо правильно ездить на такой машине. Передние колеса буксуют как вы описали в том случае когда в раздадочной коробке незаблокирован межосевой дифферциал. Надо было заблокировать межосевой дифференциал включить пониженную передачу в раздаточной коробке присустить колеса пользуясь системой регулирования давления в колесах и все у вас бы получилось
      1. +1
        29 января 2020 14:01
        Подъем крутой, машины тяжелые-основная нагрузка на задние мосты, передний мост при подъеме еще сильней теряет сцепление с грунтом, плюс прицеп тянет. Передок подкидывает рывком-и оба передние колеса срывают дерн одновременно. На пониженной, со спущенными колесами так и забирались на гору. Я о том что да, технари не знали что передний мост в данной модели-неотключаем. А сам-да, не ас-водитель, мы больше по радио...Да и батальон был ОБАУ-отдельный батальон автоматизированного управления, интеллигенцыя итить. Мы и на учения в хромовых сапожках ездили. А я как глянул на танкистов и саперов-так аж стыдно стало-приехал, развернулся, связь дал-и как на пикнике...Пока амплитрон не сдох...ага..
        1. 0
          31 января 2020 19:23
          Привет. Я сам служил срочную служьу а ОБАУ в ГСВГ 1979 по 1981 . В каком городе служил? Может даже в одном городе и батальене служили
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    30 января 2020 10:55
    Из-за низкой приспособленности Урала к гражданскому рынку завод "лег на бок" в 90-ые.
    Да и сейчас лобби Камаза всячески оттирает УралАЗ от заказов МО.
    Ну и сам завод не может конкурировать с Камазом (в т.ч. в разработке новых перспективных моделей), частично из-за несопоставимости денежных потоков, частично из-за руководства.

    Бак. Про бак дополнительный надо написать :). Тот, что на 60 литров, и который "каждый уважающий себя житель" Миасса обязан иметь в гараже минимум один :).
    1. 0
      30 января 2020 13:47
      Цитата: VicktorVR
      Из-за низкой приспособленности Урала к гражданскому рынку завод "лег на бок" в 90-ые.

      Это неудивительно, потому что это машина разрабатывалась для военных, а в 90-е многие предприятия оборонки просто разорились из-за отсутствия заказов.
      Цитата: VicktorVR
      Да и сейчас лобби Камаза всячески оттирает УралАЗ от заказов МО.

      Это началось еще в восьмидесятых, и надо признаться честно, в войсках КАМАЗ больше понравился тем, кто эксплуатирует технику. Кстати, КАМАЗовские двигатели использовались в аппаратных электропитания на 30 кВт, и это облегчало унификацию автомобильной и инженерной техники. Да и дизтопливо для этих двигателей в то время было дешевле 95 бензина.
      Хотя я считаю что именно Уралы с бензиновым двигателем до сих пор востребованы, особенно в тех регионах где температура от -30 до -50 С обычное явление.
      1. 0
        30 января 2020 14:20
        в 80-х шли уже дизельные уралы с тем самым камазовским движком. да и 95-го не было. от слова совсем. был а-76 и аи-93
        1. +1
          30 января 2020 19:11
          Цитата: Andy
          в 80-х шли уже дизельные уралы с тем самым камазовским движком.

          Вполне возможно, но вроде те, с которыми мне пришлось сталкиваться, шли с бензиновыми двигателями.
          Цитата: Andy
          да и 95-го не было. от слова совсем. был а-76 и аи-93

          Это точно - я просто спутал с нынешними временами, потому что лет пятнадцать им заправляюсь.
          1. 0
            30 января 2020 19:17
            Цитата: ccsr
            но вроде те, с которыми мне пришлось сталкиваться, шли с бензиновыми двигателями.

            вполне возможно, не факт дизелей на все авто хватало. они же шли и на 133гя и автобус и сам камаз. интересно, до пожара на камазе уже серийно ставили дизели ямз или нет?
            1. 0
              30 января 2020 19:51
              Цитата: Andy
              интересно, до пожара на камазе уже серийно ставили дизели ямз или нет?

              Таких тонкостей я не знаю, но хорошо помню, как первая аппаратная на КАМАЗе поступила в бригаду СпН в конце восьмидесятых, и как рад этому был начальник связи, который стал на ней ездить на учения.
  18. 0
    30 января 2020 18:07
    НА фото с поднятым капотом самодельная переделка на ямз 236 а не родной зил, ( во всяком случае топливные и воз.фильтры от ямз, их массово переделывали на предприятиях в 90 годы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»