Как Сталин создавал основы нового мира

63
Как Сталин создавал основы нового мира
Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции

Агония Третьего рейха. 75 лет назад, 4 февраля 1945 года, открылась Ялтинская конференция глав государств антигитлеровской коалиции. Завершилось послевоенное устройство Европы и мира.

Необходимость новой конференции великих держав


По мере развития боевых действий и успешного наступления советских войск в Восточной Европе назрела необходимость новой встречи глав государств антигитлеровской коалиции. Ряд политических проблем, которые возникли в связи с приближением завершения войны и организации послевоенного мирового порядка, требовал немедленного решения. Так, необходимо было согласовать планы по окончательному разгрому германских вооруженных сил и послевоенному устройству Германии. Лондону и Вашингтону необходимо было добиться подтверждения Москвы по решению японского вопроса. Три великие державы должны были решить, как претворить в жизнь основные начала, провозглашённые Объединенными Нациями по вопросам организации послевоенного мира и международной безопасности, чтобы избежать начала новой мировой войны.



Американский президент Франклин Рузвельт в июле 1944 года официально предложил лидеру СССР Иосифу Сталину устроить новую встречу на высшем уровне. Британский премьер Уинстон Черчилль полностью поддержал эту идею. Рузвельт и Черчилль предложили провести встречу в сентябре 1944 года в Шотландии. Однако Москва отклонила это предложение под предлогом активности боевых действий на фронте. В это время Красная Армия успешно громила противника, Сталин решил, что необходимо выждать, чтобы можно были принимать решения по итогам кампании 1944 года.

После конференции в Квебеке 11–16 сентября 1944 года Рузвельт и Черчилль направили новое предложение Сталину о трёхсторонней встрече. Советский вождь снова выразил «большое желание» встретиться с лидерами США и Великобритании, но отложил её под предлогом проблем здоровья: «Врачи не советуют мне предпринимать большие поездки». В связи с поездкой Черчилля в Москву в начале октября 1944 г. Рузвельт снова выразил желание провести встречу большой тройки. Во время московских вопросов были обсуждены многие вопросы, но каких-либо конкретных решений принято не было. Однако стороны прояснили позиции друг друга.

После московских переговоров три великие державы продолжили переговоры по вопросу новой конференции. Предварительно планировали провести встречу в ноябре 1944 года на русском побережье Чёрного моря. Эта встреча была отложена на конец января – начало февраля 1945 г. по просьбе Рузвельта (в ноябре 1944 г. в США проходили президентские выборы).


Почетный караул советских солдат на аэродроме Саки во время конференции.

Положение на фронтах. Совещание на Мальте


Красная Армия одерживала одну победу за другой. Советские армии освободили от гитлеровцев Восточную Польшу, Румынию, Болгарию и Югославию. Шли бои на территории Чехословакии и Венгрии. Германское верховное командование сосредоточило на Русском фронте главные и лучшие соединения. Западные союзники получили возможность успешного наступления на Западном фронте. Однако наступление союзников захлебнулось.

Гитлер верил, что вынужденный и противоестественный союз СССР с демократиями Запада недолговечен и скоро рухнет. Что Рейх ещё может договориться с Западом, сохранить остатки влияния в Европе. Что Германия вместе с США и Англией может выступить против СССР. Но для этого нужно было доказать свою полезность хозяевам Лондона и Вашингтона. В декабре 1944 года вермахт нанёс мощный удар по союзникам в Арденнах. Союзники оказались в тяжелом положении. 6 января 1945 г. Черчилль попросил помощи у Москвы. Сталин дал положительный ответ. 12 января 1945 года началась Висло-Одерская стратегическая операция, 13 января – Восточно-Прусская операция. Советские войска последовательными ударами взломали вражескую оборону от Балтики до Карпат. Немецкое командование вынуждено было прекратить наступление на Западном фронте и перебрасывать дивизии на Восток.

Таким образом, союзники в 1945 году планировали завершить разгром нацистской Германии. На Восточном и Западном фронте готовились решающие операции. На Тихоокеанском театре Японская империя также проигрывала войну. Военные действия переместились в Южно-Китайское море и на ближние подступы к Японским островам. Японцы отступали в Бирме, у них начались проблемы в Китае. Однако Япония по-прежнему была сильным противником, имела более многочисленные, чем у союзников, сухопутные силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и война с ней могла затянуться на долгие годы, привести к большим людским и материальным потерям. Военные считали, что операция по захвату Японии приведёт к огромным потерям, и даже после этого японцы смогут продолжать борьбу в Азии. Поэтому Англии и США нужны были гарантии Москвы, что русские выступят против Японии.

На пути в Крым руководители США и Англии провели 2 февраля 1945 г. совещание на Мальте. Черчилль отмечал, что необходимо помешать русским занять больше территорий в Европе, «чем это необходимо». Также Черчилль отмечал необходимость оккупации англо-американскими войсками большей части Западной Европу путем наступления на северном направлении Западного фронта. Американские военные не были против этой идеи, но хотели сохранить самостоятельность в направлении других операций. Кроме того, вырабатывалась общая линия поведения западных держав на Крымской конференции.


Младший сержант 290-го полка НКВД и американский морской пехотинец на одном из совместных постов во время работы Крымской конференции

Ялтинская конференция


В ночь на 3 февраля 1945 г. Рузвельт и Черчилль в сопровождении многочисленной свиты отправились в Крым. Сначала приземлились на аэродроме Саки, затем на автомашинах прибыли в Ялту. Советская сторона приняла гостей со всем гостеприимством. Тяжело больному Рузвельту был предоставлен дворец Ливадия, где и проходили встречи большой тройки. Британцев разместили в бывшем воронцовском дворце. Советская делегация остановилась в бывшем юсуповском дворце. Сталин прибыл утром 4 февраля. В этот же день в 16 часов 35 минут состоялось открытие конференции. Кроме глав государств, в заседаниях участвовали министры иностранных дел Молотов, Стеттиниус (США) и Иден (Англия), их заместители, послы СССР в США (Громыко) и в Англии (Гусев), посол США в СССР (Гарриман), посол Англии в СССР (Керр), руководители военных ведомств, дипломатические и военные советники. По предложению Сталина председателем конференции стал Рузвельт. Конференция продолжалась по 11 февраля.

Началась конференция с обсуждения военных вопросов. Была рассмотрена ситуация на фронтах, замыслы будущих операций. Советская сторона сообщила, что начатое в январе наступление по всему фронту будет продолжено. Западные союзники сообщили, что их армии совершат прорыв на узком участке в 50–60 км, сначала севернее Рура, затем южнее. Военные договорились о координации действий стратегической авиации. Англо-американцы признавали важность взаимодействия двух фронтов, однако уклонились от выполнения просьбы Генштаба СССР о необходимости принять меры для того, чтобы помешать немцам в дальнейшей переброске сил на Русский фронт из Италии и Норвегии.


Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции

Сталин спас Германию от расчленения


Важнейшим был вопрос будущего Германии после ликвидации режима Гитлера. Политическое руководство Англии и США, с одной стороны, желало устранить в лице Германии конкурента, с другой стороны, хотело в будущем снова использовать немцев против России. Поэтому Лондон и Вашингтон планировали расчленить Германию на несколько частей, вернуть её во времена до Бисмарка, объединившего германские земли. Также имелись планы постепенного укрепления Германии, чтобы она была союзником в борьбе против СССР. В официальной же позиции Запада была отмечена необходимость ликвидации германского милитаризма, нацизма и переустройства страны на демократических началах. Период общей оккупации Германии не ограничивался. Планировалась жесткая эксплуатация германских ресурсов.

На Крымской конференции американцы и британцы подняли вопрос о расчленении Германии ради интересов «международной безопасности». Предлагалось отделить Пруссию (центр германского милитаризма) от остальной Германии. Создать большое германское государство на юге, возможно, со столицей в Вене, чтобы уравновесить Пруссию. Черчилль предлагал поднять вопрос о принадлежности Рура, о Сааре, о внутреннем раздроблении Пруссии. Советская сторона не желала расчленения Германии. Вопрос перенесли на будущее. Создавалась комиссия для изучения этого вопроса. В дальнейшем благодаря усилиям СССР удалось избежать расчленения Германии на несколько независимых государств.

Удалось разрешить ключевые вопросы: были приняты решения о безоговорочной капитуляции Рейха, о полном разоружении германских ВС, СС, других сил и вспомогательных организаций; демилитаризации промышленности; ликвидации нацистского режима; наказании военных преступников; о зонах оккупации – восточная часть страны занималась советскими войсками, юго-западная – американскими, северо-западная – английскими; о совместном управлении «Большим Берлином». Верховная власть в Германии в период оккупации осуществлялась главнокомандующими ВС СССР, США и Англии – в своей оккупационной зоне. Общие вопросы решались совместно в верховном контрольном органе – Контрольном Совете. При Контрольном Совете создавался Координационный комитет.

Также обсуждался вопрос о получении Францией равных прав с большой тройкой, её участии в послевоенном устройстве Германии. Ранее США и Англия противились признанию Франции как великой державы и возражали против участия французов в германских делах. Однако под давлением Москвы Францию включили в число великих держав-победительниц: французы получали свою зону оккупации (за счёт американцев и британцев) и их представитель входил к Контрольный Совет.

Большое место занимал вопрос о репарациях. Самый страшный урон от гитлеровских захватчиков понёс Советский Союз: многие миллионы погибших, сотни уничтоженных и сожженных городов, десятки тысяч сел и деревень, материальный урон оценивался суммой около 2 триллионов 600 миллиардов рублей. Большие потери в людях и материальных ценностях понесли также Польша, Югославия, Греция и др. страны. Однако, учитывая реальную ситуацию (то есть невозможность Германии полностью восполнить этот ущерб) и учитывая жизненные интересы немецкого народа, также очень сильно пострадавшего от нацистского режима, Москва выдвинула принцип частичного возмещения в виде репараций. Советское правительство не хотело ввергать немцев в бедность и нищету, угнетать их. Поэтому советское правительство назвало на конференции сумму репараций в 20 млрд. долларов, половину должен был получить Советский Союз, что составляло незначительную часть прямых и косвенных потерь России. Сумма в 10 млрд. долларов лишь немного превышала ежегодные военные расходы Рейха в предвоенные годы. Репарации решили взимать в трёх формах: 1) единовременное изъятие из национального богатства (промышленные предприятия, оборудования, станки, подвижный состав, германские вложения за границей); 2) ежегодные товарные поставки из текущей продукции; 3) применение германского труда. Для окончательного решения вопроса о репарациях в Москве учреждалась Межсоюзная комиссия по репарациям. При этом договорились о сумме в 20 млрд. долларов и о том, что 50% получит СССР.


Лидеры большой тройки за столом переговоров на Ялтинской конференции. На фотографии сидит справа от Сталина заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Иван Михайлович Майский, второй справа от Сталина — посол СССР в США Андрей Андреевич Громыко, первый слева — нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, второй слева — первый заместитель наркома иностранных дел СССР Андрей Вышинский. Справа от Черчилля сидит министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден. Сидит по правую руку от Рузвельта (на фото слева от Рузвельта) — государственный секретарь США Эдуард Рейли Стеттиниус. Сидит вторым по правую руку от Рузвельта (на фото вторым слева от Рузвельта) — начальник штаба президента США адмирал Уильям Дэниэл Лехи

Вопрос о международной безопасности. Польский вопрос


В Крыму был рассмотрен вопрос о создании Организации Объединенных Наций (ООН) для обеспечения международной безопасности в будущем. Этот вопрос уже ранее обсуждался. В результате предварительных переговоров были выработаны основные положения Устава будущей международной организации, её основной принцип – суверенного равенства всех миролюбивых государств. Основными органами организации должны были стать: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности (в его основе были принцип единогласия, великие державы, постоянные члены СБ, имели право вето), Международный суд, Секретариат, Экономический и Социальный Совет. Главная ответственность за поддержание мира и безопасности возлагалась на СБ в состава СССР, США, Англии и Китая (в дальнейшем Франции), ещё шесть непостоянных членов СБ избирались на 2 года. В Ялте было достигнуто соглашение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций с целью окончательной подготовки Устава.

Большое внимание на конференции было уделено польской проблеме: состав польского правительства и будущие границы Польши. Сталин подчёркивал, что для СССР вопрос о Польше является вопросом не только чести, но и вопросом безопасности — «потому, что с Польшей связаны важнейшие стратегические проблемы Советского государства». На протяжении всей истории Руси-России Польша была «коридором, через который проходил враг, нападающий на Россию». Сталин отмечал, что этот «коридор» могут закрыть только сами поляки. Поэтому СССР заинтересован в создании сильной и независимой Польши. Москва предложила новые границы Польши: на востоке – линия Керзона, на западе – по Одеру и Западной Нейсе. То есть территория Польши значительно прирастала на западе и севере.

Вопрос о восточных границах Польши сопротивления Англии и США не вызвал. Не были против англо-американцы и расширения Польши за счёт Германии. Вопрос был относительно размеров приращения польской территории на западе. Западники были против границ по Одеру и Западной Нейсе. В результате было решено, что границы Польши будут расширена на севере и западе. Но определение границ откладывалось на будущее.

Острая борьба развернулась по вопросу будущего польского правительства. Вашингтон и Лондон проигнорировали создание в освобождённой Красной Армии Польше временного правительства. Союзники добивались создания в Польше нового правительства с включением в него «своих людей». Очевидно, что Англия и США хотели восстановить в Польше прозападное, русофобское правительство, чтобы снова сделать поляков своим орудием в тысячелетней войне против Руси-России. Поэтому советская делегация выступила против предложений Запада. В результате стороны пошли на компромисс. Временное польское правительство пополнялось несколькими демократами в самой Польше и эмигрантами. Формировалось правительство национального единства. Англия и США должны были установить с ним дипотношения. Польское эмигрантское правительство прекращало работу.

Победа на Дальнем Востоке


Западные союзники настойчиво просили Москву подтвердить согласие на войну с Японией. США и Англия не хотели воевать с Японией и нести большие потери, в то время пока СССР будет восстанавливаться. В Ялте советская сторона поставила условием вступления в войну против Японской империи ликвидацию последствий агрессии японцев против России на Дальнем Востоке (причём почти до самого Перл-Харбора Запад поддерживал эту агрессию) и обеспечение безопасности наших дальневосточных границ.

11 февраля 1945 года большая тройка подписала соглашение, по которому Советский Союз дал обязательство выступить против Японии. В ответ «мировое сообщество» признавало Монгольскую Народную Республику независимым государством. Восстанавливались права России, нарушенные нападением Японии в 1904 году. То есть СССР возвращался Южный Сахалин с прилегающими островами, Курильские острова, Порт-Артур становился военной-морской базой Союза. Союз получал экономическое преимущество в порту Дайрен-Дальний. Возобновлялась совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Юно-Маньчжурской железных дорог на началах смешанного Советско-китайского общества с преимуществом интересов СССР.

Великая победа русского оружия и дипломатии


«Мировое сообщество», устрашённое силой русского оружия и духа, проявленными в ходе Великой Отечественной войны, признало за Россией-СССР право контролировать Восточную Европу. Земли, прежде заселенные предками русских, славянорусами. Ещё понадобились месяцы и сотни тысяч жизней для того, чтобы закрепить это право. Советский Союз вышел на рубежи исторические и естественные. Река Лаба с древнейших времен объединяла славянорусские племена, а предки немцев жили за Рейном. На Дальнем Востоке мы возвращали позиции, утраченные в ходе Русско-японской войны 1904–1905 гг.

К сожалению, в 1985–1991 гг. подвиг наших дедов и прадедов был попран правителями-предателями. Москва согласилась на «вывод» войск из Восточной Европы – фактически это было отступление, поражение. Мы без боя сдали позиции в Восточной и Центральной Европы, за которые русский народ заплатил миллионами жизней. Ныне же наши западные «партнеры» снова в Киеве и Одессе, Вильно и Таллине. Снова жестокий враг выходит на ближние рубежи для удара по Калининграду, Ленинграду-Петрограду, Москве и Севастополю.

Баланс равновесия на планете был утрачен, что снова вызвало серию жестоких конфликтов, революций и войн. Ныне мир опять на грани военно-политической катастрофы, большой войны. Первый очаг мировой войны уже полыхает на Ближнем Востоке.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    4 февраля 2020 06:14
    Да... Нет теперь в Мире политиков такого уровня как Сталин, Рузвельт и Черчиль!
    Новую Конференцию не собрать... Абы не с Кем!
    1. +8
      4 февраля 2020 08:28
      Охотовед 2 (Алексей )
      Да... Нет теперь в Мире политиков такого уровня как Сталин, Рузвельт и Черчиль!
      Согласен. Последние "из могикан" в мировой политике это наверно Примаков с Киссинджером. После них совсем обмельчало политическое поле.
      1. 0
        4 февраля 2020 09:10
        Ну как же , а С.Лавров. hi
        1. -1
          4 февраля 2020 09:14
          За Лаврова согласен, вот только оппонентов достойных у него нет.
      2. Комментарий был удален.
        1. +3
          4 февраля 2020 09:15
          Не Примаков виноват в том, что в это время Ельцин в Кремле окопался. И не надо так, о достойном человеке, вам до него далековато будет.
          1. +13
            4 февраля 2020 15:39
            Цитата: Александр Суворов
            Не Примаков виноват в том, что в это время Ельцин в Кремле окопался

            Примаков нормальный был мужик. можно еще Чуркина вспомнить добрым словом. а ельцин и горбачев - позор России.
    2. -6
      4 февраля 2020 10:06
      Цитата: Охотовед 2
      Новую Конференцию не собрать..

      Не забудем, что поводом к ней послужила самая страшная в истории война. Такие поводы нам не нужны.....
      автор: В Крыму был рассмотрен вопрос о создании Организации Объединенных Наций (ООН) для обеспечения международной безопасности в будущем.

      Выдающийся, выстраданный человечеством , результат: образована система сохранения мира, не допустившая ТМВ уже 75 лет! Подтвердившая: без участия России в этой системе-нет мира ни а мире, ни в Европе! (как это было после ПМВ)
      Лондон и Вашингтон планировали расчленить Германию на несколько частей, вернуть её во времена до Бисмарка, объединившего германские земли. Т Период общей оккупации Германии не ограничивался. Планировалась жесткая эксплуатация германских ресурсов.

      Абсолютно верное предложение, основывающееся на знании истории: есть единая Германия-есть ДВЕ мировые войны, не было ее, Германия раздроблена -нет ТАКИХ войн.

      Сегодня же опять есть единая Германия-и опять локомотив антирусских санкций.
      И войска России должны были бы стоять там и сегодня!
      Советское правительство не хотело ввергать немцев в бедность и нищету,

      Советсткое правительство должно думать о СВОИХ гражданах, ввергнутых этими самыми немцами и в эти самые -бедность и нищету: а, между тем, репарации с Германии покрыли аж ....4 (ЧЕТЫРЕ!) процента от общей суммы материальных потерь СССР в войне. Ничтожная , смешная цифра!
      А им еще и....простили! Простили и убийцам Румынии, Венгрии, Хорватии, Италии. Нет слов...

      А была возможность заставить мерзавцев ДО СИХ ПОР оплачивать ими разрушенное, более того, так и дОлжно !
      Поэтому СССР заинтересован в создании сильной и независимой Польши.

      Абсолютно не заинтересован-как показал и опыт столетий и сегодняшний день.

      Ровно 75 лет назад, в этот день Сталин заявил в Ялте США и Англии:
      " у русских в прошлом было много грехов перед Польшей. Советское правительство стремится загладить эти грехи".

      Русские не имеют грехов перед Польшей (Польша поболее имеет перед русскими) и уж "заглаживать" их немецкими землями, завоеванными жизнями советских солдат-неумно, как минимум.

      А получилось, в итоге, что проигравшая все на свете Польша-ГЛАВНЫЙ выгодоприобретатель ВМВ-и за наш счет!

      Куча мелких слабых немецких государств, маленькая слабая Польша-вот что выгодно и безопасно для России. А имеем.... request
      1. -6
        4 февраля 2020 12:42
        Цитата: Ольгович
        уж "заглаживать" их немецкими землями, завоеванными жизнями советских солдат-неумно, как минимум.

        Вы не хотите войти в положение товарища Сталина, очень зря.

        Тов.Сталин на тот момент не исключал вариант, что из Германии его попросят, а из Польши уже вряд ли. По этому поводу синица немецких воеводств в руках для него была лучше журавля ГДР в небе.
        1. -4
          4 февраля 2020 13:19
          Цитата: Осьминог
          Тов.Сталин на тот момент не исключал вариант, что из Германии его попросят

          А доказать? no
          1. -3
            4 февраля 2020 13:25
            Цитата: Ольгович
            А доказать?

            Кто же Вам докажет? Я же товарищу Сталину не мама, он со мной не советовался.
            Но внезапно возникшая любовь тов.Сталина к Польше заслуживает рационального объяснения. Предложено одно из наиболее простых.

            Напомню, что именно по линии Одер-Нейсе на тот момент стоит Красная Армия. То есть решение по Польше географически означает: "Что наше - то наше".
            1. -4
              4 февраля 2020 13:44
              Цитата: Осьминог
              Кто же Вам докажет? Я же товарищу Сталину не мама, он со мной не советовался.

              То-то и удивительно: с Вами он не советовался, но Вы за него...говорите.

              То есть Вы -выдумали.
              Цитата: Осьминог
              о внезапно возникшая любовь тов.Сталина к Польше заслуживает рационального объяснения. Предложено одно из наиболее простых.

              Не "внезапная" (см. контакты после начала ВОВ), а его мотивы достаточно полно указаны в статье: он считал, что сильная Польша -это оплот на пути Германии на восток.
              1. -2
                4 февраля 2020 13:55
                Как раз в статье написан довольно унизительный для тов.Сталина бред. Уж кто, а тов.Сталин розовые пузыри не пускал. В сильной Польше при тов.Сталине командует тов.Рокоссовский.
                1. -4
                  4 февраля 2020 14:32
                  Цитата: Осьминог
                  Как раз в статье написан довольно унизительный для тов.Сталина бред. Уж кто, а тов.Сталин розовые пузыри не пускал. В сильной Польше при тов.Сталине командует тов.Рокоссовский.

                  По-Вашему, страна приросшая на треть территориями, заводами и пр...ослабела? belay lol
                  1. -1
                    4 февраля 2020 14:57
                    Цитата: Ольгович
                    По-Вашему, страна приросшая на треть территориями

                    По-нашему, страна, потерявшая возможность самостоятельно формировать правительство, немножечко перестала быть страной.

                    Допустим, по Одеру-Нейсе проходит не граница ПНР с ГДР, с граница ПНР с ФРГ и агрессивным блоком НАТО. Немножечко меняется ситуация по поводу сильной Польши, нет?
                    1. -4
                      4 февраля 2020 15:05
                      Цитата: Осьминог
                      По-нашему, страна, потерявшая возможность самостоятельно формировать правительство, немножечко перестала быть страной.

                      В том то и дело, что "по Вашему" и "немножечко".

                      Т.е. в реальности- все не так: послевоенная Польша НАМНОГО сильнее во ВСЕХ планах Польши довоенной.
                      1. -5
                        4 февраля 2020 15:10
                        Цитата: Ольгович
                        послевоенная Польша НАМНОГО сильнее во ВСЕХ планах Польши довоенной.

                        Послевоенной Польши не существует как самостоятельного государства. У Вас может быть другое мнение, я знаю, но нынешнее правительство Польши считает вот так.
                      2. -2
                        4 февраля 2020 17:09
                        Цитата: Осьминог
                        Послевоенной Польши не существует как самостоятельного государства


                        Однозначно. Причем до сегодняшнего дня. В соц. лагере и Варшавском Договоре они еще могли выпендриваться (ну в рамках дозволенного).
                      3. -3
                        5 февраля 2020 09:20
                        Цитата: Осьминог
                        Послевоенной Польши не существует как самостоятельного государства. У Вас может быть другое мнение, я знаю, но нынешнее правительство Польши считает вот так.

                        1.Вы и за Сталина отвечаете и за поляков... От СЕБЯ-не можете сказать?

                        2. ОТКУДА сегодняшняя Польша взялась- с своими границами, огромным населением, армией, культурой? С Марса свалилась?
                        ЧТО Вы несете?!
                      4. -2
                        5 февраля 2020 11:53
                        Цитата: Ольгович
                        СЕБЯ-не можете сказать?

                        Что от меня? Меня в Ялте не делили. Считаю ли я, что независимость Польши, которая, напомню, послужила предлогом начала ВМВ, была сдана Союзниками в рамках нового умиротворения? Да, считаю.
                        Цитата: Ольгович
                        ОТКУДА сегодняшняя Польша взялась- с своими границами, огромным населением, армией, культурой?

                        Результат национально-освободительного движения провинций на фоне кризиса империи.
                        Цитата: Ольгович
                        Разделение на две произошло вопреки решениям Конференции-по границам оккупационных зон, после обострения отношений союзников

                        Там странно не создание ГДР, а НЕсоздание А(встрийской)ДР. Потому что было понятно, что из стран, где советские представители не контролируют полностью поляну, их попросят очень быстро. Как только прояснилось, что всю Германию тов.Сталину не сожрать (а надежды были), вопрос о ГДР стал вопросом выбора момента.
                        Цитата: Ольгович
                        должны были разделить не на два, а на 5-10 государств

                        Эти странные желания к 45-му оставались только у французов, которых взяли в победители очень не подумав.
      2. +4
        4 февраля 2020 17:21
        Сталин спас Германию от расчленения - я вот не понял, как это? И почему преподносится как +. Разве не было Тризонии, потом Бизонии, потом ФРГ и ГДР? По факту Германия все равно была разделена, и стала членом НАТО. И... разве цельная Германия была нам выгоднее раздробленой. Уж лучше бы он ее не спасал!
        1. -3
          5 февраля 2020 09:27
          Цитата: kalibr
          Сталин спас Германию от расчленения - я вот не понял, как это?

          Он настаивал на огромной единой Германии и так и было принято. А Разделение на две произошло вопреки решениям Конференции-по границам оккупационных зон, после обострения отношений союзников
          Цитата: kalibr
          По факту Германия все равно была разделена, и стала членом НАТО

          Ее должны были разделить не на два, а на 5-10 государств
          Цитата: kalibr
          И... разве цельная Германия была нам выгоднее раздробленой. Уж лучше бы он ее не спасал!

          Это однозначно: единая Германия-это МИРОВАЯ ВОЙНА: смотрим историю, 20 век....
    3. +2
      4 февраля 2020 10:34
      Цитата: Охотовед 2
      Да... Нет теперь в Мире политиков такого уровня как Сталин, Рузвельт и Черчиль!
      Новую Конференцию не собрать... Абы не с Кем!

      Черчилль, конечно, человечище, но антисоветскую воду мутил именно он. Рузвельт посылал его в открытую, а Трумэн повелся.
      1. -5
        4 февраля 2020 11:42
        Цитата: Krasnodar
        Рузвельт посылал его в открытую,

        Рузвельт на тот момент был уже не очень адекватен. Но ближе к апрелю крики из Москвы (посла Гарримана) начали всё-таки доходить до его сознания. Однако Рузвельт уже не мог ничего сделать, а сельский болван Трумэн долго, слишком долго разбирался в ситуации и сохранял старый курс на скалы.

        К концу марта, перед последней поездкой Рузвельта в Варм Спрингс, новости из Москвы следующие:
        1. Представители (лондонского) правительства Польши арестованы.
        2. Советский представитель, Вышинский, даёт прямые указания по назначению главы правительства Румынии.
        3. "Освобождённые" американские военнопленные на востоке Германии получают усиление режима содержания относительно Рейха. В СССР, в отличие от Рейха, не работает МКК, к американцам не допускаются консульские работники.

        Это как-то сильно не то, что мечталось вашингтонским фантазерам по итогам Ялты.
      2. +6
        4 февраля 2020 15:43
        маленько не так. Черчиль и Трумэн были ультра антикоммунистами. Рузвельт видел в СССР и Сталине, если не друга, то не врага однозначно. Рузвельт хотел быть со Сталиным партнерами.
        1. +5
          4 февраля 2020 15:54
          Примерно так, да
        2. -1
          4 февраля 2020 16:19
          Цитата: Владимир Б.
          Черчиль и Трумэн были ультра антикоммунистами

          К сожалению, нет. Трумэн был антикоммунистом на уровне "хоть бы они все сдохли!". Никакого внятного плана, как извести советскую власть, у него никогда не было.

          Черчилль мыслил более предметно (см Немыслимое), но опомнился слишком поздно и сделал слишком мало.

          Рузвельт да. Многие годы Штаты рассматривали Британию как основного вероятного противника (как СССР - Польшу). Поэтому, как и СССР, они легко договорились с новым усатым другом подкузьмить старому врагу. Британии ещё сильно сильно повезло, что Штаты договорились именно с эти усатым другом, а не соседним.

          Как и в случае с Польшей, усатый друг им вышел сильно боком.
    4. w70
      0
      19 марта 2020 20:23
      И какой мир построил этот Маймуношвили? Мир который развалился через несколько десятилетий?
  2. +6
    4 февраля 2020 06:31
    Создание нового центра цивилизации.способного себя защитить и диктовать свои условия.Ялта это признание остальным миром СССР.как одним из ведущих игроков в мире.с которым придётся считаться.
    1. +10
      4 февраля 2020 08:09
      Величие России раскрылось не только в заложенном Сталиным и другими мировыми лидерами того времени новым миропорядком, но и в тех высоких темпах, которыми восстанавливалась и затем росла экономика СССР. hi
  3. +1
    4 февраля 2020 06:43
    Спасибо, Александр!
    Именно такие публикации позволяют сравнить величие и значимость одних исторических личностей, каждое предложение которых выслушивалось и воспринималось, и никчемность и пустую болтовню других, которых могут воспринимать на уровне международных политических «шутов», за словами которых нет ни знаменательных дел, ни удивительных свершений...
    P.S. Просто интересно, есть ли в мире фотография, где И.В. Сталин стоит среди руководителей стран на «заднем» или «боковом» плане? Наверняка нет.
  4. +5
    4 февраля 2020 07:08
    Как не крути, а после этой конференции мир простоял по определенным правилам почти полвека. А сейчас да, и баланс утерян и напряжение растет, ощущение что мир идёт к очередному большому переделу.
  5. -1
    4 февраля 2020 07:21
    "Многое Сталин исправил тем, как переиграл Черчилля и Рузвельта-святошу. От самых 20-х годов не имел Сталин такого успеха, как с этими двумя растяпами.

    Государственные люди, какими же умными они себя считают, а – глупее младенцев. Все спрашивают: а как будем после войны, а как? Да вы самолеты шлите, консервы шлите, а там посмотрим – как. Им слово бросишь, ну первое проходное, они уже радуются, уже на бумажку записывают. Сделаешь вид – от любви размягчился, они уже – вдвое мягкие. Получил от них ни за так, ни за понюшку: Польшу, Саксонию, Тюрингию, власовцев, красновцев, Курильские острова, Сахалин, Порт-Артур, пол-Кореи, и запутал их на Дунае и на Балканах. Лидеры «сельских хозяев» побеждали на выборах и тут же садились в тюрьму. И быстро свернули Миколайчика, отказало сердце Бенеша, Масарика, кардинал Миндсенти сознался в злодеяниях, Димитров в сердечной клинике Кремля отрекся от вздорной Балканской Федерации."

    А.И.Солженицын «В круге первом»
    1. +7
      4 февраля 2020 08:34
      Ради Бога, не ссылайтесь на соЛЖЕницина. А вот то, что Сталин переиграл обоих, это абсолютно верно!
      1. -4
        4 февраля 2020 11:43
        А можно я без Вас решу на кого мне ссылаться?
        P.S. Не коверкайте фамилию человека с мнением которого Вы не согласны. Этим Вы только показываете свою слабость.
        1. Комментарий был удален.
          1. 0
            4 февраля 2020 12:03
            Разве я где то написал про авторитет? Не надо коверкать фамилию человека, тем более когда он Вам не может ответить.
            1. +1
              4 февраля 2020 12:20
              Я вам уже написал, что это не коверкание фамилии, а отражение сути этого лжеца всех времен и народов.
    2. -4
      4 февраля 2020 08:39
      Цитата: Plantagenet
      Многое Сталин исправил тем, как переиграл Черчилля и Рузвельта-святошу. От самых 20-х годов не имел Сталин такого успеха, как с этими двумя растяпами.

      Прежде всего Рузвельта. Но Рузвельт не был святошей, всё-таки. Он был очередным великим геополитиком, и в 45-м находился в альтернативной реальности, нарисованной Госдепартаментом.

      Что до Черчилля, то он понимал ситуацию гораздо более адекватно. Но и у него были проблемы, в том числе усиление просоветских мнений в Британии и персонально м-ра Эттли. Во многом, безусловно, это вина самого Черчилля. Это он сам допустил братание с врагом.

      Но по сути верно. Вторую мировую войну выиграл Вождь и Учитель, Великий Сталин. Лично сам.

      Выиграл в напёрстки у демократов.

      Это было чертовски плохой новостью, которую, впрочем, Союзники для внутреннего потребления быстро заболтали. Особенно постарались американцы - Рузвельт умер, но Трумэн, и Эйзенхауэр, покрывшие позором свою страну наравне с Рузвельтом, правили ещё 15 лет. К тому времени официальная история ВМВ уже устоялась и бороться за правду мало кому было интересно.
      1. 0
        4 февраля 2020 10:13
        Цитата: Осьминог
        Прежде всего Рузвельта. Но Рузвельт не был святошей


        Там еще проблемы с Японией вырисовывались. Так. что пришлось быть по сговорчивей. А Сталин воспользовался по полной.

        Цитата: Осьминог
        Что до Черчилля, то он понимал ситуацию гораздо более адекватно


        Через полгода его вышвырнут, британцы почувствовали свою третьесортность в компании СССР и США. А Черчиль, пока Сталин с Рузвельтом договаривались. за пивом для них бегал. На него оба лидера, как на недоразумение смотрели (британцы уже тоже).


        Цитата: Осьминог
        Вторую мировую войну выиграл Вождь и Учитель, Великий Сталин. Лично сам.

        Во! начинаете трезво мыслить.

        Цитата: Осьминог
        Выиграл в напёрстки у демократов.


        Играть в карты с карточными шулерами глупо.
        1. 0
          4 февраля 2020 10:21
          Цитата: chenia
          Так. что пришлось быть по сговорчивей

          Это распространенная попытка объяснить безумие Союзников. Хотели нормандскую операцию в исполнении СССР, да уж.
          Цитата: chenia
          Через полгода его вышвырнут

          Да, у Черчилля были свои минусы. Другое дело, что его поменяли на Эттли, открытого врага Британской империи. Эттли, наравне с Болдуином, несёт половину британской части вины за ВМВ.
          Цитата: chenia
          начинаете трезво мыслить

          Как только я мутировал из либерала в русофобы, тов.Сталин начал мне очень нравиться.
          Цитата: chenia
          Играть в карты с карточными шулерами глупо

          Это да, все хороши. Но только Великий Сталин, нужно отдать ему должное, в Ялте знал, в какую игру играет, и каков выигрыш.
          1. 0
            4 февраля 2020 10:58
            Цитата: Осьминог
            открытого врага Британской империи


            А империализм в вашем понимании хорошо или плохо?
            Если вы подданный королевы. вопрос снимается.


            Цитата: Осьминог
            аравне с Болдуином, несёт половину британской части вины за ВМВ.


            За то.что он критиковал Чемберлена с его миротворческим подходом? И призывал прижать (ну хотя бы противодействать) Гитлера в зародыше. Не понял.
            1. -2
              4 февраля 2020 12:57
              Цитата: chenia
              За то.что он критиковал Чемберлена с его миротворческим подходом?

              За то, что всеми силами мешал курсу Чемберлена на милитаризацию. А перековаться в 38-м - не мешки ворочать.
              Цитата: chenia
              империализм в вашем понимании хорошо или плохо?

              Из всей бывшей британской империи вышел и достиг относительного успеха только Сингапур. Который в процессе выхода упирался как мог. Наиболее благополучные страны - не вышли.
              1. +2
                4 февраля 2020 15:04
                Цитата: Осьминог
                мешал курсу Чемберлена на милитаризацию


                Да, это серьезное обвинение, зная сколько времени нужно было бритам быт готовым к войне. Они милитаризовывались до весны 1943 г. А до этого воевали с переменным успехом (имея подавляющее превосходство) с ЧЕТЫРЬМЯ С ПОЛОВИНОЙ германскими дивизиями (разбавленное итальянцами правда- ну тут, как принимать это не знаю-усиление или ослабление). И это, когда снабжение немцев стало хреновым. И эт,о когда в Марокко заползли американцы со сражающимися Французами (а поляки были ранее, и Андерс к ним сбег). И это с ЛЛ который они получили 2/3 от всего количество. И это с неразрушенной экономикой. И это с доминионами и колониями (войска тоже).

                И такие убогие результаты. Вот причина. что Черчиллю дали под зад (А он ведь максимально минимизировал потери, вроде победитель, на руках носить надо). Но британцы (современники) понимали их страна была в принципе унижена, все время на подтанцовке, и они в Победе были на вторых ролях (и в переделе мира тоже).



                Цитата: Осьминог
                половину британской части вины за ВМВ.


                Да там королевская семья зиговала, а половина двора были нацистами. Да и ребята знали, что хотели, просто Гитлер сам отличный манипулятор. И не они, а он их использовал. И пусть благодарят проливы (вот Франции с местоположением и не повезло).
                1. -2
                  4 февраля 2020 15:42
                  Цитата: chenia
                  понимали их страна была в принципе унижена, все время на подтанцовке, и они в Победе были на вторых ролях (и в переделе мира тоже).

                  Вы зря думаете, что у британцев так сильно чешется реваншизм. Они в целом более разумные люди. Сэр Уинстон просто чуть-чуть надоел со своими кровью, потом и слезами. Он всё-таки 35 лет отсвечивает, как какой-нибудь член политбюро (министр внутренних дел) при К.У.Черненко (Г.Асквите).

                  Впрочем, скоро выяснилось, что социалист Эттли ещё гораздо хуже.
                  Цитата: chenia
                  Да там королевская семья зиговала, а половина двора были нацистами.

                  Ну вот и Вы туда же. Нет, Черчилль не спасал Британию от перехода на сторону Гитлера, его роль несколько скромнее.
                  1. +1
                    4 февраля 2020 17:05
                    Цитата: Осьминог
                    Вы зря думаете, что у британцев так сильно чешется реваншизм.


                    Так они и не проиграли войну. Они проиграли мир. Ну и понимание, что не потянут. И находясь в тени штатов. они еще пытаются на что то влиять. Все же они больше партнер США (те хоть чуток, но согласовывают что то с ними), а не сателит (ФРГ, Италия, Франция (закончились Де Голли.)).

                    Цитата: Осьминог
                    Сэр Уинстон просто чуть-чуть надоел


                    Годик другой, понятно было бы.Ведь потери (материальные) Британии минимальные. Моральные. ну это другое дело. А так вроде после триумфа. В Европе лавры (в первую очередь в психологическом плане) от победы были у СССР, в Индокитае (там у бритов совсем скучно) у США. Причем современникам и свидетелям событий лапшу на уши не повесишь (как в наше время).

                    .
                    Цитата: Осьминог
                    Нет, Черчилль не спасал Британию от перехода на сторону Гитлера,


                    А британский нацизм не в интересах Германии, только в своих. И на вечные времена. На том стояла, стоит, и будет стоять земля британская.
    3. -6
      4 февраля 2020 09:12
      не позорились бы с цитатой этой продажной мрази
    4. ANB
      +1
      4 февраля 2020 14:39
      Использовать как источник сочинения Солженицина весьма сомнительно.
      Ну и, на самом деле, после Победы, СССР имел моральное право делать в восточной Европе все, что хотел.
      Американцы в своей зоне тоже делали, что хотели, да и сейчас не стесняются. Хотя пришли к шапочному разбору.
  6. +4
    4 февраля 2020 08:22
    Слава товрищу Сталину!!!
  7. +4
    4 февраля 2020 08:29
    Необходимость новой конференции великих держав

    Державы мерятся, кто из них величее великих .... хоть на каком то, пусть промежуточном, этапе стоит остановится и поговорить серьёзно! Иначе до мерятся, что мерить нечего будет.
    Страшновато однако, пора дать миру надежду!
  8. +4
    4 февраля 2020 08:31
    . Восстанавливались права России, нарушенные нападением Японии в 1904 году. То есть СССР возвращался Южный Сахалин с прилегающими островами, Курильские острова, Порт-Артур становился военной-морской базой Союза.

    Курильские острова в список нарушенного нападением Японии не входят, они к войне 1904 года не имеют отношения, так как переданы Японии задолго до этого по Санкт- Петербургскому договору 1875 года
  9. +2
    4 февраля 2020 11:13
    Очень интересно, получается Сталин создал основы мира, в котором сейчас правят американцы.
    То есть товарищ Сталин виноват и в усилении доллара и в том; как американцы оттяпали весь мир
    1. +1
      4 февраля 2020 17:28
      Цитата: Mathafaka
      Очень интересно, получается Сталин создал основы мира, в котором сейчас правят американцы.
      То есть товарищ Сталин виноват и в усилении доллара и в том; как американцы оттяпали весь мир

      +++++++++++++++++++++++++++++++++++
  10. +2
    4 февраля 2020 12:29
    На всех фотографиях русские солдаты - очень красивы по-мужски. Недаром Черчилль ходил и вглядывался в лица солдат, пытаясь что-то понять. А теперь можно набрать такой же впечатляющий почётный караул?
    1. +1
      4 февраля 2020 19:01
      На фото видим затянутого ремнём по самые не могу младшего сержанта нквд и дембеля- морпеха с ремнём провисающим
      1. 0
        5 февраля 2020 06:07
        не придирайтесь, нормально одет младший сержант, не на уборку картошки приехал, и не затянут он по самое не могу, а вот американец позволил себе некоторую вольность
        1. 0
          5 февраля 2020 07:04
          Я не придираюсь, просто как будто себя увидел в начале службы и в конце smile
  11. +1
    4 февраля 2020 21:03
    признало за Россией-СССР право контролировать Восточную Европу. Земли, прежде заселенные предками русских, славянорусами. [i][/i] )))))) laughing laughing laughing
  12. -1
    4 февраля 2020 21:18
    Последняя глава чисто Самсоновский БРЕД! про древних русских)))))
  13. 0
    5 февраля 2020 17:45
    Река Лаба с древнейших времен объединяла славянорусские племена, а предки немцев жили за Рейном.

    Река Лаба, она же Эльба, не могла объединять славянорусские племена, т.к. была границей между западно-славянскими (полабскими) племенами и германцами. А предки немцев не могли жить за Рейном, т.к. проживали между Рейном и Эльбой, а сам Рейн всегда был границей между галлами (ныне французами) и германцами, о чём ещё Юлий Цезарь написал.