Vasily Storozhenko, commander of the iron company


Vasily Yakovlevich Storozhenko, 1978 photograph


Soviet tank aces. Vasily Yakovlevich Storozhenko - one of the Soviet tank aces. A tank battle master, he went through the entire Great Patriotic War, was awarded numerous military orders and medals, and was especially distinguished in battles on the Kursk Bulge. On the battle account of Storozhenko, there are at least 29 enemy tanks destroyed. Fellow officers for the battles on the southern face of the Kursk Bulge called him the commander of the iron company.

Life before the Great Patriotic War


Vasily Yakovlevich Storozhenko was born on April 4, 1918 in a small farm Eremin, which today is located in the Olkhovatsky district of the Voronezh region. The future tanker grew up in a simple Ukrainian peasant family. Having been educated at the Kopanyan rural school, he remained to live and work in the countryside. Before he got to the Red Army in 1938, he worked as a tractor driver.

In the armed forces, Vasily Storozhenko made the standard path for those years. The recruits who could work on the tractor knew the arrangement of the cars, they could drive different vehicles and repair them, most often they were assigned to tank troops. In archival photographs, it can be noted that Vasily Yakovlevich was distinguished by a strong physique, which is also very important in tank troops. When leaving the army in 1938, the young man could not even suspect that this part of his life would take ten years, of which four years would fall in the most terrible war in stories humanity.

Already in the army, Storozhenko discovered a new skill for himself and his comrade-in-arms: he shot perfectly from a tank gun. The ability to shoot a cannon, according to the recollections of the people who served with Storozhenko, was phenomenal. Until a certain moment, you don’t know what talents fate has awarded you.

Vasily Storozhenko, commander of the iron company
Medium Tank T-28

Storozhenko served in the 15th Panzer Division, which in the spring of 1941 was transferred to the formed 16th Mechanized Corps. The division was based on the territory of the Kiev Special Military District, the headquarters of the division and the 30th tank regiment from its composition were located in the city of Stanislav. Storozhenko served in a tank company of the regiment under the leadership of the future Hero of the Soviet Union, another illustrious Soviet tank ace Alexander Fedorovich Burda. At that time, Storozhenko was still a sergeant, gunner in the T-28 tank of Alexander Burda.

From the border to Moscow


Vasily Yakovlevich Storozhenko has been a participant in the Great Patriotic War since June 22, 1941. Together with his division, he passed the difficult roads of the summer battles and retreats of 1941. You can say he survived those terrible days thanks to the commander of his tank. Alexander Burda at that time was a well-trained military man, he served in the army since 1932. The crew of the famous Soviet tanker distinguished himself in battles on July 14, 1941 near Belilovka. Tankers attacked a German convoy breaking through in the direction of the White Church. In this battle, Soviet tankers shot down a German tank, and also destroyed four vehicles with ammunition and an artillery tractor with a gun.

By early August, the 15th Panzer Division had practically no material left, so on August 14, 1941 it was disbanded. The personnel were sent to the rear near Stalingrad, where a new 4th tank brigade was being formed. In this case, the tankers received and mastered the T-34 tanks, which went to them directly from the Stalingrad Tractor Plant. At the end of September, the newly made unit was concentrated in Kubinka, having 7 KV-1 tanks and 22 medium T-34 tanks. Here, the brigade was replenished with BT tanks of various models, including those that underwent repairs.

The brigade completed the formation process on October 3, 1941 and was sent in the direction of Orel. Here, from October 4 to 11, together with other parts of the Red Army, the Katukov brigade waged heavy battles with the Nazis along the highway from Orel to Mtsensk. In the battles near the village of First Warrior, many fighters and commanders of the 4th Tank Brigade distinguished themselves, among them was Sergeant Vasily Storozhenko. For participation in the battles on October 6 and 9 in this direction, he was awarded the Order of the Red Banner.


The crews of the 1st Guards Tank Brigade are preparing their vehicles for the upcoming battles. Western Front, December 1941

The award sheet states that during the battle on October 6, 1941, in the vicinity of the village of Pervy Voin, the crew of the Storozhenko tank was assigned the combat mission to reach an unnamed height in the vicinity of the village and hit the advancing German tanks on the flank. During the battle, the Storozhenko’s crew destroyed two tanks and one heavy enemy gun with the calculation, and the tankers managed to silence two anti-tank guns. On October 9, in the area of ​​the settlements of Ilkovo-Golovlevo, the Storozhenko crew circumvented from the flank and attacked the enemy’s convoy, destroying 4 tanks and one gun with the calculation.

During the battles near Moscow in the fall of 1941, the 4th Panzer Brigade was renamed the 1st Guards Tank Brigade. Tank crews took part in the counteroffensive of Soviet troops near Moscow. They participated in many operations, until at the end of March 1942, after six months of heavy continuous fighting on the outskirts of the Soviet capital, the brigade was not withdrawn from the front to understaff.

Defensive battles of 1942 and the Battle of Kursk


In the summer of 1942, the 1st Guards Tank Brigade took part in the Voronezh-Voroshilovograd operation, conducting defensive battles with the advancing enemy units. For participation in these battles, Vasily Storozhenko, at that time already a tank and guard commander, junior lieutenant, was re-awarded the Order of the Red Banner.

The hero’s award documents state that on July 23, 1942, tankers of the 1st Guards Tank Brigade managed to drive a wedge into German positions in the vicinity of the Somovo village, bypassing the village on the right and planning a subsequent attack to the rear of the German units defending the village. During the attack, Soviet tanks came under bombardment aviation enemy, followed by a tank counterattack by the Germans. At the critical moment of the battle, when 34 German tanks left the Soviet T-8, the commander of the guard tank, the second lieutenant Vasily Storozhenko, did not flinch and attacked the enemy alone. From the well-aimed fire of the Storozhenko crew, the Germans lost three tanks, the rest decided to retreat to their original positions. In just three days of the July fighting, the crew of the Storozhenko tank chalked up 4 enemy tanks, 4 artillery pieces, 3 anti-aircraft guns, anti-aircraft guns, and 3 ammunition trucks. During these battles, the brigade command represented the second lieutenant to the Order of Lenin, but in the end he was awarded the second Order of the Red Banner.


Guard Lieutenant Storozhenko was especially distinguished during the heavy July battles on the southern front of the Kursk Bulge, where the Germans delivered their main blow, using their best tank units in this direction, including the tank corps of the SS troops. By the time the battle began, Storozhenko served as commander of a tank company as part of the 14th tank regiment of the 1st mechanized brigade of the 3rd mechanized corps. Tankers led by Vasily Storozhenko entered the battle on July 7, 1943.

On this day, the tankers of the company Storozhenko were ambushed in the vicinity of the settlements of Luhanino and Syrtsov in the Yakovlevsky district of the Belgorod region. In this direction, the Nazis sequentially brought into battle up to 250 tanks, the tankers of the elite tank-grenadier division "Great Germany" acted here. In the July 7 battles, a tank company of the Lieutenant Storozhenko’s guard, operating from ambushes, using good positions in the defense, destroyed 10 enemy tanks. At the same time, Storozhenko personally chalked up two wrecked medium tanks and one burned enemy medium tank. According to the memoirs of a veteran, that day German tankmen in the morning without reconnaissance entered the positions of the neighboring 2nd tank company. Seeing this, Storozhenko deployed his tanks and hit the enemy on the flank, fighting off an attack of 36 German tanks together.

Both companies fought with the enemy on July 8 and 9, until July 10 were transferred to the area of ​​the village of Verkhnopenie. According to the veteran, up to 180 enemy tanks broke into this area. A company of Storozhenko fought with part of this armada. In this battle, the gunners were assisted by gunners and Katyusha rocket mortars. By straining all forces, numerous attacks of the enemy were controlled. As a result, the Germans were forced to change the direction of the main attack from Oboyan to Prokhorovka. Remembering those battles, Storozhenko noted that the July days were clear, but often the sky was simply not visible due to smoke from conflagrations, burning fields, equipment and settlements. Fighting in Verkhnopenie went on the streets of the village. The settlement passed from hand to hand several times, but the Nazis could not advance further in this direction.


In the battle on July 10, 1943, the Storozhenko crew used up all the ammunition. When the tankers left the battle, the T-34 was hit by a direct hit in the engine. Tankers had to abandon their car, having previously destroyed it. In total, in the battles on the southern front of the Kursk ledge, the Storozhenko company repelled at least 15 enemy attacks, writing down 35 enemy tanks that were destroyed and burned. In these heavy July battles, the company commander, who showed unbending stamina and courage, personally disabled 9 enemy tanks. At the same time, the company of Storozhenko in the 1st Panzer Army was nicknamed the “Iron Company” precisely for the shown stamina and courage. The command of the army, as well as the 3rd mechanized corps, set Storozhenko and his tank crews as an example to others, and a description of their military exploits fell on the pages of front-line newspapers.

By the time the battle near Kursk was over, Storozhenko had already 29 enemy tanks wrecked and burned, although he himself mentioned 26 disabled vehicles. For courage and bravery shown in the July battles, heroism and skillful command of the guard company, Lieutenant Storozhenko was awarded the Order of the Patriotic War of the XNUMXst degree.

Last volleys and peaceful life


Subsequently, Vasily Y. Storozhenko took part in the battles to liberate Ukraine and Poland. He especially distinguished himself in battles at the very end of December 1943. In the region of Plyakhov, Storozhenko’s tankers, with a sudden attack, threw back the Nazi troops, inflicting heavy losses on manpower and equipment. Tankers reported the destruction of 35 vehicles and up to 100 enemy soldiers. At the same time, during the attack, they managed to seize German warehouses with food and clothing property. During this battle, the Storozhenko unit had no casualties. For the successes achieved, including the previous December battles of the Guard, Senior Lieutenant Vasily Storozhenko was awarded the Order of Alexander Nevsky, he received the award in February 1944.


The brave Soviet tanker finished the war near Berlin with the rank of captain's guard. At that time, he was already deputy commander of the 64th Guards Tank Brigade for combatant units. Often set an example to other tankers. In March 1945 he was presented to the third Order of the Red Banner for the capture of the village of Labenets, but was ultimately awarded the Order of the Patriotic War II degree.

To end the story of this brave Soviet tank ace stands an amazing story. With his future wife, Vasily met in the village of Ivnya in the Belgorod Region in the summer of 1943, when his unit was preparing for the defense before the upcoming grand battle. Storozhenko promised Anna Afanasyevna that he would definitely stay alive and return after the war to Ivnyu, and kept his word. During the war years, the brave tanker burned six times in the tank, was wounded several times, but returned from battlefields to his native places. After his dismissal from the armed forces, Storozhenko spent his entire post-war life in Ivne. In this village, he worked for many years as the head of the regional department of social security.


Vasily Yakovlevich Storozhenko died March 10, 1991 at the age of 72 years, was buried in the village of Ivnya. Currently, the village carefully preserves the memory of their countryman. In the local secondary school No. 1, a separate exposition is dedicated to the tanker at the school museum of local history.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Same lech 10 February 2020 05: 59 New
    • 13
    • 1
    +12
    How many such vivid biographies can be voiced ... a lot of heroes about whom we know little ... the best we can do for them is to perpetuate the memory of them in our lives through books, videos, movies, textbooks, monuments, the Internet .. There are many options ... you should not be shy about telling about their exploits wherever possible.
    You look at such a hard worker from the outside and you won’t think that he destroyed the war unit of the Wehrmacht ... and the Germans at that time were the strongest in Europe ... especially the SS tank divisions ... Dead head ... Viking ... Das Reich ... Totenkopf, etc.
    1. Olgovich 10 February 2020 07: 44 New
      • 10
      • 4
      +6
      Quote: The same Lech
      How many such vivid biographies can be voiced

      It is indicative that almost all of the Soviet tank aces mentioned in the VO (and this is not the first or second article about them on its pages) are "originally" from the 4th tank brigade Katukova : Burda, Molchanov, Samokhin and many others .. And the first battles took place in the 15th tank division ...

      Storozhenko is one of the very few who started the war on June 22 and went through to the end: a happy man: he managed to avenge everything, for the 41st ...

      The PS is strange, but ten times mentioning the 4th brigade (1st guards), the author never mentioned her commander Katukov ...
  2. DMB 75 10 February 2020 06: 00 New
    • 17
    • 0
    +17
    A tank battle master, he went through the entire Great Patriotic War, was awarded numerous military orders and medals, and was especially distinguished in battles on the Kursk Bulge. On the battle account of Storozhenko, there are at least 29 enemy tanks destroyed.

    Everything rests on such peasants. Thanks for the article, I read it with pleasure ..
  3. Kote Pan Kokhanka 10 February 2020 06: 10 New
    • 12
    • 0
    +12
    Thank you!
    Simple trivial but ...... no words, thanks again!
  4. mat-vey 10 February 2020 06: 23 New
    • 14
    • 0
    +14
    Grandfather began his “tank career” in the 1st tank brigade from the day it was founded, near Moscow ... It’s with what kind of people his fate brought him together, it was a pity the snot when it was possible to ask questions ... He himself spoke a little ... Although he himself was - there was something to tell, but ... The Medal for Courage for a tank battle was considered an ordinary award (mech-vod), they say all were ...
  5. Lamata 10 February 2020 06: 58 New
    • 7
    • 1
    +6
    Thanks!!! These are our heroes. And they won wars and raised the country.
  6. rocket757 10 February 2020 07: 27 New
    • 8
    • 0
    +8
    Eternal memory to the Heroes who defended our homeland!
  7. Dedok 10 February 2020 08: 28 New
    • 4
    • 0
    +4
    Soul photography - and the same person
  8. Doliva63 10 February 2020 21: 27 New
    • 4
    • 0
    +4
    As a former Red ranger, I can only say: salute to Vasily Storozhenko! It is amazing how many Heroes the USSR gave birth to.
  9. Reptiloid 10 February 2020 22: 13 New
    • 2
    • 0
    +2
    I read the article and put it in memory.
    Thanks to the author for raising such a big and important topic for everyone.
    The names of the heroes, their exploits must be known, able to tell.
  10. Seal 14 February 2020 16: 58 New
    • 1
    • 0
    +1
    Yes. On business - so three times Hero of the USSR. But in fact - so the Hero never received.
    But these are the real heroes.
    D.M. Yazyjan. At the front in World War II from September 1942.
    Tank commander of the 92nd Tank Regiment of the 5th Shock Army, Second Lieutenant Yazijan in battles for the city of Kustrin on March 7–8, 1945 in a minesweeper tank detonated mines, destroyed barricades in the streets, firing points, contributing promotion of rifle units.
    By the decree of the USSR PVS of May 31, 1945, for the exemplary execution of the combat missions of the command at the front of the struggle against Nazi invaders and the courage and heroism shown to this, the youngest lieutenant Yazidzhan was awarded the title Hero of the Soviet Union with the Order of Lenin (No. 52206) and the Golden Star medal "(No. 7677).

    G. A. Avakyan
    In the battles for the Verbig railway station, located northeast of the city of Zelov (Germany), on April 16, 1945, the Komsomol of the 1st battalion of the 1054th Infantry Regiment (301st Infantry Division, 5th Attack Army, 1st Belorussian Front) lieutenant Hrant Avakyan, noting the concentration of the Nazis in the house, threw three grenades out the window. Then he destroyed a large number of enemy soldiers and officers. April 24, 1945 was seriously injured. By a decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of May 15, 1946, for the courage and heroism shown in battles with Nazi invaders, Lieutenant Avakyan Hrant Arsenovich was awarded the title Hero of the Soviet Union with the Order of Lenin and the Golden Star medal (No. 6777).
    And why only May 15, 1946?
    Isn't it because in 1945 (until 1949) Hrant Avakyan was secretary of the Komsomol bureau of the Guards Rifle Regiment of the Group of Soviet Forces in Germany. Since 1945 - member of the CPSU (b) / CPSU.

    What a great feat. As many as three grenades threw out the window !!! Still - when he threw grenades, he was a battalion commissar !! Well, and how he became a member of the CPSU (b) / CPSU - secretary of the Komsomol bureau of the Guards Rifle Regiment of the Group of Soviet Forces in Germany - so those three grenades materialized into the title "Hero of the USSR".
  11. The comment was deleted.

Военное обозрение

Василий Стороженко, командир железной роты

11

Василий Яковлевич Стороженко, фотография 1978 года


Советские танковые асы. Василий Яковлевич Стороженко — один из советских танковых асов. Мастер танкового боя, он прошел всю Великую Отечественную войну, награжден многочисленными боевыми орденами и медалями, особо отличился в боях на Курской дуге. На боевом счету Стороженко значится не менее 29 уничтоженных танков противника. Сослуживцы офицера за бои на южном фасе Курской дуги прозвали его командиром железной роты.

Жизнь до Великой Отечественной войны


Василий Яковлевич Стороженко родился 4 апреля 1918 года на небольшом хуторе Ерёмине, который сегодня расположен на территории Ольховатского района Воронежской области. Будущий танкист вырос в простой украинской крестьянской семье. Получив образование в Копанянской сельской школе, остался жить и трудиться в сельской местности. До того, как попал в РККА в 1938 году, работал трактористом.

В вооруженных силах Василий Стороженко проделал стандартный для тех лет путь. Новобранцев, которые могли работать на тракторе, знали устройство машин, могли водить разные транспортные средства и ремонтировать их, чаще всего распределяли в танковые войска. На архивных фотографиях можно отметить, что Василий Яковлевич отличался крепким телосложением, что в танковых войсках также очень важно. Уходя в армию в 1938 году, молодой человек не мог и подозревать, что эта часть его жизни займет десять лет, из которых четыре года придутся на самую страшную войну в истории человечества.

Уже в армии Стороженко открыл для себя и боевых товарищей новый навык: он отлично стрелял из танкового орудия. Умение стрелять из пушки, по воспоминаниям людей, служивших вместе со Стороженко, у него было феноменальным. До определенного момента и не знаешь, какими талантами наградила тебя судьба.

Василий Стороженко, командир железной роты
Средний танк Т-28

Службу Стороженко проходил в 15-й танковой дивизии, которая весной 1941 года была передана в состав формируемого 16-го механизированного корпуса. Дивизия базировалась на территории Киевского особого военного округа, штаб дивизии и 30-й танковый полк из ее состава размещались в городе Станиславе. Стороженко служил в танковой роте полка под началом будущего Героя Советского Союза, еще одного прославленного советского танкового аса Александра Фёдоровича Бурды. На тот момент Стороженко был еще сержантом, наводчиком орудия в танке Т-28 Александра Бурды.

От границы до Москвы


Василий Яковлевич Стороженко является участником Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Вместе со своей дивизией он прошел тяжелые дороги летних боев и отступлений 1941 года. Можно сказать, он пережил те страшные дни и благодаря командиру своего танка. Александр Бурда на тот момент был кадровым военным с хорошей подготовкой, в армии служил с 1932 года. Экипаж прославленного советского танкиста отличился в боях 14 июля 1941 года под Белиловкой. Танкисты атаковали немецкую колонну, прорывающуюся в направлении Белой Церкви. В этом бою советские танкисты подбили немецкий танк, а также уничтожили четыре автомашины с боеприпасами и артиллерийский тягач с орудием.

К началу августа в 15-й танковой дивизии практически не осталось материальной части, поэтому 14 августа 1941 года ее расформировали. Личный состав отправили в тыл под Сталинград, где формировалась новая 4-я танковая бригада. При этом танкисты получали и осваивали танки Т-34, которые шли к ним прямо со Сталинградского тракторного завода. В конце сентября новоиспеченная часть сосредоточилась в Кубинке, имея 7 танков КВ-1 и 22 средних танка Т-34. Здесь бригаду пополнили танками БТ различных моделей, в том числе прошедшими ремонт.

Бригада закончила процесс формирования 3 октября 1941 года и была отправлена в направлении Орла. Здесь с 4 по 11 октября вместе с другими частями Красной Армии бригада Катукова вела тяжелые бои с гитлеровцами вдоль шоссе от Орла на Мценск. В боях у поселка Первый Воин отличились многие бойцы и командиры 4-й танковой бригады, среди них был и сержант Василий Стороженко. За участие в боях 6 и 9 октября на данном направлении он был награжден орденом Красного Знамени.


Экипажи 1-й гвардейской танковой бригады готовят свои машины к предстоящим боям. Западный фронт, декабрь 1941

В наградном листе говорится о том, что во время боя 6 октября 1941 года в районе поселка Первый Воин экипажу танка Стороженко была поставлена боевая задача выйти на безымянную высоту в районе поселка и ударить во фланг наступающим немецким танкам. В ходе боя экипажем Стороженко были уничтожены два танка и одно тяжелое орудие противника с расчетом, также танкистам удалось заставить замолчать два противотанковых орудия. 9 октября в районе населенных пунктов Ильково-Головлево экипаж Стороженко обошел с фланга и атаковал колонну противника, уничтожив 4 танка и одно орудие с расчетом.

За бои под Москвой осенью 1941 года 4-я танковая бригада была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. Танкисты бригады приняли участие в контрнаступлении советских войск под Москвой. Участвовали во многих операциях, пока в конце марта 1942 года после шести месяцев тяжелейших непрерывных боев на подступах к советской столице, бригада не была отведена с фронта на доукомплектование.

Оборонительные бои 1942 года и Курская битва


Летом 1942 года 1-я гвардейская танковая бригада приняла участие в Воронежско-Ворошиловоградской операции, ведя оборонительные бои с наступающими частями противника. За участие в этих боях Василий Стороженко, на тот момент уже командир танка и гвардии младший лейтенант, был повторно награжден орденом Красного Знамени.

В наградных документах героя говорится о том, что 23 июля 1942 года танкисты 1-й гвардейской танковой бригады сумели вбить клин в немецкие позиции в районе деревни Сомово, обойдя населенный пункт справа и планируя последующую атаку в тыл обороняющих деревню немецких частей. Во время атаки советские танки попали под бомбардировку авиации противника, с последующей танковой контратакой немцев. В критический момент боя, когда на советские Т-34 с тыла вышли 8 немецких танков, командир танка гвардии младший лейтенант Василий Стороженко не дрогнул и в одиночку атаковал врага. От меткого огня экипажа Стороженко немцы потеряли три танка, остальные решили отступить к исходным позициям. Всего за три дня июльских боев экипаж танка Стороженко записал на свой счет 4 танка противника, 4 артиллерийских орудия, 3 орудия ПТО, зенитку, а также 3 грузовика с боеприпасами. За эти бои командование бригады представляло младшего лейтенанта к ордену Ленина, но в итоге его наградили вторым орденом Красного Знамени.


Особенно отличился гвардии лейтенант Стороженко во время тяжелых июльских боев на южном фасе Курской дуги, где немцы наносили свой основной удар, задействовав на этом направлении свои самые лучшие танковые части, в том числе танковый корпус войск СС. К моменту начала сражения Стороженко служил командиром танковой роты в составе 14-го танкового полка 1-й механизированной бригады из состава 3-го мехкорпуса. В бой танкисты под руководством Василия Стороженко вступили 7 июля 1943 года.

В этот день танкисты роты Стороженко находились в засаде в районе населенных пунктов Луханино и Сырцов на территории Яковлевского района Белгородской области. На этом направлении гитлеровцы последовательно вводили в бой до 250 танков, здесь же действовали танкисты элитной танково-гренадерской дивизии «Великая Германия». В боях 7 июля танковая рота гвардии лейтенанта Стороженко, действуя из засад, используя хорошие позиции в обороне, уничтожила 10 танков противника. При этом лично Стороженко записал на свой счет два подбитых средних танка и один сожженный средний танк врага. По воспоминаниям ветерана, в тот день немецкие танкисты с утра без разведки вышли на позиции соседней 2-й танковой роты. Видя это, Стороженко развернул свои танки и ударил противнику во фланг, отбив совместными усилиями атаку 36 немецких танков.

Обе роты вели бои с противником 8 и 9 июля, пока 10 июля не были переброшены в район села Верхопенье. По воспоминаниям ветерана, в этот район прорвалось до 180 танков врага. С частью этой армады сражалась рота Стороженко, в этом бою танкистам оказывали помощь артиллеристы и реактивные минометы «Катюша». Путем напряжения всех сил многочисленные атаки врага удалось сдержать. В результате немцы вынуждены были менять направление главного удара с Обояни на Прохоровку. Вспоминая те бои, Стороженко отмечал, что июльские дни были ясными, но неба часто просто не было видно из-за дыма пожарищ, горящих полей, техники и населенных пунктов. Бои в самом Верхопенье шли и на улицах поселка. Населенный пункт несколько раз переходил из рук в руки, но продвинуться на этом направлении дальше села гитлеровцам не удавалось.


В бою 10 июля 1943 года экипаж Стороженко израсходовал весь боекомплект. Когда танкисты выходили из боя, Т-34 был подбит прямым попаданием в двигатель. Танкистам пришлось бросить свою машину, предварительно уничтожив её. Всего в боях на южном фасе Курского выступа рота Стороженко отбила не меньше 15 атак противника, записав на свой счет подбитыми и сожженными 35 танков врага. В этих тяжелых июльских боях командир роты, которая проявила несгибаемую стойкость и отвагу, лично вывел из строя 9 вражеских танков. При этом роту Стороженко в 1-й танковой армии прозвали «железной ротой» именно за провяленную стойкость и мужество. Командование армии, а также 3-го мехкорпуса ставило Стороженко и его танкистов в пример другим, а описание их боевых подвигов попало и на страницы фронтовых газет.

К моменту завершения сражения под Курском на счету Стороженко было уже 29 подбитых и сожженных танков врага, хотя сам он упоминал о 26 выведенных из строя машинах. За мужество и отвагу, проявленные в июльских боях, героизм и умелое командование ротой гвардии лейтенант Стороженко был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Последние залпы и мирная жизнь


В дальнейшем Василий Яковлевич Стороженко принимал участие в боях по освобождению Украины и Польши. Особенно отличился в боях в самом конце декабря 1943 года. В районе Пляхова танкисты Стороженко внезапной атакой отбросили гитлеровские войска, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике. Танкисты отчитались об уничтожении 35 автомашин и до 100 вражеских солдат. При этом в ходе атаки удалось захватить немецкие склады с продовольственным и вещевым имуществом. В ходе этого боя подразделение Стороженко потерь не имело. За достигнутые успехи, в том числе за предыдущие декабрьские бои гвардии старший лейтенант Василий Стороженко был награжден орденом Александра Невского, награду он получил уже в феврале 1944 года.


Войну отважный советский танкист закончил под Берлином в звании гвардии капитана. На тот момент он был уже заместителем командира 64-й гвардейской танковой бригады по строевой части. Часто ставился в пример остальным танкистам. В марте 1945 года был представлен к третьему ордену Красного Знамени за взятие населенного пункта Лабенец, но в конечном итоге был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Закончить рассказ об этом отважном советском танковом асе стоит удивительной историей. Со своей будущей женой Василий познакомился в селе Ивня в Белгородской области летом 1943 года, когда его часть готовилась к обороне перед предстоящим грандиозным сражением. Стороженко пообещал Анне Афанасьевне, что обязательно останется жив и вернется после войны в Ивню, и сдержал свое слово. За годы войны отважный танкист шесть раз горел в танке, несколько раз был ранен, но вернулся с полей сражений в родные места. Всю свою послевоенную жизнь после увольнения из рядов вооруженных сил Стороженко провел в Ивне. В этом селе он долгие годы трудился заведующим районным отделом социального обеспечения.


Умер Василий Яковлевич Стороженко 10 марта 1991 года в возрасте 72 лет, похоронен в поселке Ивня. В настоящее время в поселке бережно хранят память о своем земляке. В местной средней общеобразовательной школе №1 танкисту посвящена отдельная экспозиция в школьном историко-краеведческом музее.
Автор:
Статьи из этой серии:
Советские танковые асы. Константин Самохин
Отважный танкист Александр Бурда. Герой Великой Отечественной
Николай Андреев. Герой-танкист Сталинградской битвы
Павел Гудзь. Один КВ против восемнадцати танков противника
Иван Любушкин. Танкист, герой Московской битвы
Иван Корольков. От механика-водителя КВ до командира полка
Николай Моисеев. Мастер танкового боя, прошедший всю войну
Владимир Бочковский. Пять раз горел в танке, но дошёл до Зееловских высот
Анатолий Рафтопулло. Из трактористов в танковые асы
11 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Тот же ЛЕХА
    Тот же ЛЕХА 10 февраля 2020 05:59 Новый
    +12
    Сколько таких ярких биографий можно озвучить...масса героев о которых мы мало что знаем...самое лучшее что мы можем для них сделать это увековечить память о них в нашей жизни через книги,видео,кинофильмы,учебники,памятники,интернет...вариантов множество...нужно не стесняться об их подвигах рассказывать везде где только можно.
    Смотришь на такого трудягу со стороны и не подумаешь что он уничтожил боевую часть Вермахта...а немцы вояки на тот момент были самыми сильными в Европе...особенно танковые дивизии СС ...Мертвая голова ...Викинг...Дас Райх...Тотенкопф и т.д.
    1. Ольгович
      Ольгович 10 февраля 2020 07:44 Новый
      +6
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Сколько таких ярких биографий можно озвучить

      Показательно, что практически все упомянутые на ВО советские танковые асы ( а это уже не первая и не вторая статья о них на его страницах ) "родом" из 4й танковой бригады Катукова : Бурда, Молчанов, Самохин и многие другие.. А первые бои приняли в 15 танковой дивизии...

      Стороженко -один из очень немногих, кто начал войну 22 июня и прошел ее до конца: счастливый человек: ему удалось отомстить за все, за 41-й...

      ПС странно, но раз десять упоминая 4ю бригаду (1ю гвардейскую) автор ни разу не упомянул ее командира Катукова...
  2. ДМБ 75
    ДМБ 75 10 февраля 2020 06:00 Новый
    +17
    Мастер танкового боя, он прошел всю Великую Отечественную войну, награжден многочисленными боевыми орденами и медалями, особо отличился в боях на Курской дуге. На боевом счету Стороженко значится не менее 29 уничтоженных танков противника.

    На таких вот мужиках всё и держится.Спасибо за статью,с удовольствием прочитал..
  3. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 10 февраля 2020 06:10 Новый
    +12
    Спасибо!
    Простое банальное но ...... слов нет, ещё раз спасибо!
  4. mat-vey
    mat-vey 10 февраля 2020 06:23 Новый
    +14
    Дед "танковую карьеру" начинал в 1ой танковой бригаде со дня основания, под Москвой...Это с какими людьми его судьба свела,жаль соплив был когда можно было вопросы задавать ...Сам он мало рассказывал...Хотя и сам был - было что рассказать ,но ...Медаль за Отвагу за танковый бой рядовой наградой считал(мех-вод),дескать все такие были ...
  5. Ламата
    Ламата 10 февраля 2020 06:58 Новый
    +6
    Спасибо!!! Это наши герои. И войн выиграли и страну подняли.
  6. rocket757
    rocket757 10 февраля 2020 07:27 Новый
    +8
    Вечная память Героям, защитившим нашу РОДИНУ!
  7. Дедок
    Дедок 10 февраля 2020 08:28 Новый
    +4
    Душевная фотография - и такой же человек
  8. Doliva63
    Doliva63 10 февраля 2020 21:27 Новый
    +4
    Как бывший Красный следопыт могу сказать только: салют Василию Стороженко! Удивительно, сколько Героев родил СССР.
  9. Reptiloid
    Reptiloid 10 февраля 2020 22:13 Новый
    +2
    Прочитал статью и поместил в память.
    Спасибо Автору, что поднимает такую большую и важную для всех тему.
    Имена героев , их подвиги надо знать, уметь рассказать.
  10. Seal
    Seal 14 февраля 2020 16:58 Новый
    +1
    Да-а. По делам - так трижды Герой СССР. А на деле - так Героя и не получил.
    Зато вот такие - самые настоящие герои.
    Д.М. Языджа́н . На фронте в Великую Отечественную войну с сентября 1942 года.
    Командир танка 92-го инженерно-танкового полка 5-й ударной армии младший лейтенант Языджан в боях за город Кюстрин 7—8 марта 1945 года на танке-тральщике подрывал мины, уничтожал баррикады на улицах, огневые точки, способствуя продвижению стрелковых подразделений.
    Указом ПВС СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Языджану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 52206) и медали «Золотая Звезда» (№ 7677).

    Г. А. Авакян
    В боях за железнодорожную станцию Вербиг, расположенную северо-восточнее города Зелов (Германия) 16 апреля 1945 года комсорг 1-го батальона 1054-го стрелкового полка (301-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) лейтенант Грант Авакян, заметив сосредоточение гитлеровцев в доме, бросил в окно три гранаты. Затем истребил большое число вражеских солдат и офицеров. 24 апреля 1945 года был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Авакяну Гранту Арсеновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6777).
    А почему только 15 мая 1946 года ?
    Не поэтому ли, что в 1945 году (по 1949) Грант Авакян - секретарь бюро ВЛКСМ гвардейского стрелкового полка Группы советских войск в Германии. С 1945 - член ВКП(б)/КПСС.

    Какие великие подвиги. Целых три гранаты в окно бросил !!! Ещё бы – ведь когда он гранаты бросал он был комсорг батальона !! Ну а как стал членом ВКП(б)/КПСС - секретарем бюро ВЛКСМ гвардейского стрелкового полка Группы советских войск в Германии - так те три гранаты и материализовались в Звание "Герой СССР".
  11. Комментарий был удален.