Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души

114
Павел Корин. «Александр Невский». Неразрешимая задача мятущейся души
Вот она, эта историческая картина

…и дам ему меч Мой в руку.
Книга пророка Иезекииля, 30:24)


Искусство и история. Наверное, нет такого человека в России, который не видел либо не держал в руках изделия из села Палех. Они самобытны, они красивы, на них приятно смотреть. А еще есть люди, которые родятся в Палехе и видят всю эту красоту с детства. Там она обыденная вещь, там про нее говорят за обедом, там учатся рисовать по-палехски в местной школе на уроках рисования и друг по другу – в семейных мастерских. Но художники из Палеха расписывали не только лаковые миниатюры. Именно они расписали Грановитую палату Московского кремля. А еще палехские мастера поработали и в храмах Троице-Сергиевой лавры, и в Новодевичьем монастыре в Москве. Так что родиться там для многих было настоящим счастьем, поскольку в прежние времена гарантировало верный заработок.




Таким Александр Невский был представлен в одноименном кинофильме

Эйзенштейн одел князя в длиннополую одежду, под которой практически не видно его обуви, и доспех из крупных, по виду кожаных пластин. Столь же долгополы и одежды его соратников.


Фигура получилась монументальная


Некоторые западные рыцари также довольно реалистичны. Например, вот этот рыцарь был явно срисован с миниатюры из Манесского кодекса. Вольфрам фон Эшенбах

Вот и Павел Корин, триптих которого, посвященный Александру Невскому, мы будем сегодня рассматривать, родился там же – в Палехе. И сначала учился живописи на дому, потом в Палехской иконописной школе, после чего приняли его учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря, где среди его учителей был и художник Нестеров. И был он хорошим учителем, потому что потом Корин о нем написал: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником».


Кукрыниксы. Групповой портрет П. Корина

Затем Нестеров настоял, чтобы Корин в 1912 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое и закончил, стал настоящим дипломированным живописцем, и встретился с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, по настоянию которой поехал в Ярославль и Ростов, чтобы изучать фрески древнерусских церквей. А княгиня эта была родной сестрой императрицы, причем ее мужа террорист Каляев убил прямо в Кремле. И тогда она основала Марфо-Мариинскую обитель, расписывать ее храм должны были Михаил Нестеров и Павел Корин.


А это маршал Жуков, конечно. Но приглядитесь: на всех полотнах художника черепа его персонажей какие-то по иконописному вытянутые. Или это только так кажется?

Зачем здесь такой подробный рассказ о биографии этого художника? Может быть, сразу перейти к рассмотрению триптиха, спросит, возможно, кто-то из читателей «ВО». Ответ будет такой: потому, что именно в данном случае это как раз имеет значение. Потому, что так происходило становление его мировоззрения, а оно – ключ к пониманию картин очень многих художников.


Плафон станции «Комсомольска». Тоже работа П.Корина, знакомая миллионам


Александр Невский с мозаичного панно станции «Комсомольская», крупный план


Александр Невский на памятнике «Тысячелетие России». Причем на нем бахтерец XVI века

А дальше Корин стал жить и работать в Москве, где в феврале 1917 года поселился в мансарде дома 23 на Арбате и прожил там до 1934 года – почти 17 лет. Он признавался: «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи». И вылез! Сделал мозаичный фриз для Дворца Советов «Марш в будущее», мозаичные панно его работы украшают подземные станции московского метро «Комсомольская-кольцевая» и «Новослободская». По заданию большевистской партии и правительства писал он портреты писателя А. Н. Толстого, художников Кукрыниксов, артиста В. И. Качалова, пролетарского писателя Максима Горького, маршала победы Жукова и многих других известных деятелей СССР. И при этом, известно, что все это время он оставался верующим человеком. Он коллекционировал иконы, но что самое главное — мечтал о том, чтобы написать огромную картину «Реквием», немыслимую в стране социалистического реализма, поскольку там (и это известно по сохранившимся эскизам) он хотел изобразить всех высших иерархов русской православной церкви в Успенском соборе Кремля, причем он натянул на подрамник гигантское полотно и за тридцать лет так и не сделал на нем ни одного мазка, хоть и рисовал эскизы. Советской властью был обласкан. Стал лауреатом Ленинской премии, но… про эту самую власть, скорее всего, ничего хорошего не думал. Хотя с другой стороны, после 17 года за рубеж не уехал. А причины у него для этого были серьезные. Ведь это его учителя Михаила Нестерова в 1938 году арестовали по обвинению в шпионаже. Его зятя, видного юриста и профессора Московского университета Виктора Шретера, также обвинили в шпионаже и, естественно, расстреляли, а дочь художника Ольгу Михайловну отправили в лагерь в Джамбул, откуда она в 1941 году вернулась на костылях инвалидом. Вряд ли он радовался «хорошей работе» советских органов безопасности. Но продолжал все равно писать. А то бы и его тоже… обвинили в шпионаже в пользу либо Польши, либо Японии.


Левая часть триптиха

Знаменитый триптих, в центре которого изображен Александр Невский, вещь, полная тайн даже в большей степени, чем полотно Рембрандта «Ночной дозор», который мы здесь рассматривали. Впрочем, судите сами. В триптихе потому он и триптих, то есть нечто напоминающее… церковный складень (!), наличествуют три картины. И у каждой из них свое название. И свой сюжет. Вот левая часть — «Старый сказ», где мы видим на фоне гигантского изображения Николая Угодника согбенную старушонку и двух странных мужиков. Одного старого с ослопом — комлевой дубиной с гвоздями, и молодого, закатывающего рукав, с кистенем и явно нерусской наружности. Читаем что пишет о нем искусствовед: «картина «наводит на мысль о богатой истории и культуре русского народа». Ну не бред ли? Какая культура, когда видно, что главное в этом полотне образ святого, и обилие крестов на его ризах. Он, святой, стоит за всеми эти людьми, оттого-то и вид у них такой… явно довольный. Бабушка явно улыбается (это во время бедствий-то), бородатый тоже… лыбит щербатый рот, а у молодого вид «себе на уме» — «уж своего-то я не упущу». Ну а в руках у святого меч и какой-то странный храм Божий. Если это и история русского народа, то она вся проникнута духом православия, и… как-то сошло это ему с рук, видать время в стране было такое, что… власть смотрела на такие «шалости» сквозь пальцы, лишь живопись поднимала людей против врага.


Правая часть триптиха

Правая часть, «Северная баллада», тоже какая-то странная. Какие-то неясные и несоветские идеи в ней заложены. Ну и меч… Меч, каких у русских воинов отродясь не бывало, да и вообще трудно понять, кому он мог вообще принадлежать. Хотя и рукоятка прорисована хорошо, правильно, и тупые рикасо. Но… ну не было при всех этих реалистичных деталях мечей таких пропорций. Вот что важно. И опять-таки – былинности, сказочности это картине прибавляет. А вот идейности – нет. Кстати, на ногах у него рыцарские латы… Он, вообще, кто – этот мужик с золотым кольцом на пальце? И недаром об этих частях триптиха у нас говорить никогда не любили.


Центральная часть триптиха


Князь Александр крупным планом. Плащ завязан революционным бантом. А где золотая фибула?

А вот центральная часть триптиха нашим искусствоведам пришлась по душе. И вот что они про нее пишут. Официоз, так сказать: «Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем — всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели». И если это все так на самом деле и есть, то лучше бы он с ними не советовался и в музей не ходил. Потому, что в отношении эпичности опять-таки с этим полотном все в порядке, а вот историчности в нем, ну, право, разве, что только на грош и наберется.


Вот доспех, который носит коринский Александр. Это юшман конца XV – XVI века, возможно турецкий, Стамбул. Длина 81,3 см, вес 10,07 кг (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Похожий доспех из этого же музея иранской работы

При этом вне всякого сомнения картина иконописна, эпична и сурова. С точки же зрения историчности она не выдерживает никакой критики и могла бы вызвать лишь смех и у братьев Васнецовых, и у Сурикова. Дело в том, что Александр Невский одет художником в странные и просто немыслимые для русского воина XIII века цельнокованые латы, доспехи, которых в то время на Руси просто не знали. Правда, голову князя покрывает золоченый шлем, очень похожий на шлем его отца князя Ярослава, который он потерял в битве при Липице в 1216 году, был найден крестьянкой в кусте орешника и дошел до наших дней. Однако шлем на картине Александру явно мал и вряд ли ему в нем удобно. Просто сравните лицо полководца и сидящий у него на голове шлем…


Еще одна «историческая работа» — скульптура Святослава работы Е.Е. Лансере. Ну откуда на нем такие доспехи? А с другой стороны, поразил же его византийский воин копьем в самую плечевую кость, но не мог умертвить. А это значит, что на нем была не кольчуга, а доспех из пластин!

Сам образ князя очень спорен. В год Ледового побоища ему был всего 21 год. Здесь же изображен зрелый муж, которому явно «многая лета». То есть понятно, что художник хотел показать человека мудрого, опытного, уверенного, но… не сумел выразить это в лице юноши 21 года, или не захотел. Ведь никто же не знал, как выглядел Александр на самом деле. В 1942 году, когда он в три недели его нарисовал, все видели лишь кинофильм «Ледовое побоище», где его играл Черкасов. Кстати, на ордене Александра Невского изображен в профиль именно он. И, видимо, Корину хотелось уйти от всем известного «черкасовского» образа, причем и в чертах лица, и в первую очередь в одежде. И он-таки ушел… но… ушел весьма далеко. Зато нарисовал позади князя еще один образ – образ Спаса Нерукотворного. И опять же, как и почему? Ведь только что шли «безбожные пятилетки» (они так и назывались) не приветствовалось изображение святых… А тут… Правда, виден у святого только лишь один глаз, но смотрит он им так пронзительно, что и его одного вполне достаточно, чтобы вспомнить, что без божьего промысла ты даже и блохи не убьешь, и «кто же на ны, если с нами Бог?!»


Кадр из фильма «Александр Невский». Посмотрите на знамена. Никаких ликов святых. Да и сам Александр за весь фильм ни бога ни разу не помянул, ни лба не перекрестил. Так вот было тогда…


Все «русские воины» жили по «Правде»

Понятно, что перед художником стояла очень сложная задача. Нужно было изобразить Александра так, чтобы он еще и одеждой не походил на своего киношного двойника, а это было трудно. Уж Эйзенштейн постарался показать его в облачении, не уступающем рыцарскому, хотя пластины его чешуйчатого панциря и выглядят кожаными, а не металлическими. И как ему было поступить? Надеть на него кольчугу? После этого все бы сказали, что Александр у Эйзенштейна выглядит богаче…Чешуйчатый панцирь взять, да и позолотить, как он это сделал на мозаичном панно в метро? Да, это было бы хорошим решением, если бы не образ Спаса над ним, которых тоже «золотой». «Золото» в центре и «золото» справа – не смотрится. Вот он, по-видимому, и решился обрядить его в совершенно не исторический юшман.


Картинка с воинами в юшманах из книги А.В. Висковатого

А ноги? Как же ноги? Ведь на них типичные латные поножи и наколенники, которые нашим воинам были не свойственны. У А.В. Висковатого наши витязи изображены в кольчужных штанах, хотя археологами они и не найдены. И тут опять проблема. У Эйзенштейна ноги у князя прикрыты долгополой старорусской одеждой. Но юшман был короток. Рисовать князя в штанах и сафьяновых сапожках? Красиво, но… не сурово! Вот он и облек их в голубоватую сталь.


Вот что изобразил художник у князя на ногах! Относятся к 1400 году. Сделаны в Италии. Галерея искусств Келвингров, Глазго)


Эффигия из замка Каркассон. Хорошо видны петли поножей и ладная обувь – пластинки, наклепанные на какую-то основу. Возможно, что это металл или толстая кожа, но сами заклепки в любом случае должны были быть металлическими. Считается, что данная эффигия относится к эпохе Альбигойских войн 1209—1229 годов, хотя скорее к их концу, чем к началу. То есть у испанских рыцарей такие доспехи уже были. А вот эффигии германских рыцарей ничего такого нам не показывают



И таких эффигий в Испании много! Эффигия дона Альваро де Кабреры Младшего из церкви Санта-Мария-де-Бельпюи-де-лас-Авелланас, Лерида, Каталония, 1299 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О мече следует сказать отдельно. Портупея на нем вполне соответствует тому времени и, скорее всего, Корин взял ее из книг Виолле ле Дюка. Но вот перекрестие… Дело в том, что «рога» его обращены внутрь, хотя обычно из всегда выгибали наружу или же они были прямые. Но… «наружу» это чисто визуально всегда как-то агрессивно. А князь у Корина защитник, не агрессор, вот он и загнул их к себе, то есть к рукояти, а не к острию клинка. Решение психологически верное, хотя опять-таки историзмом здесь даже и не пахнет.


Средневековый меч из городского музея в Майсене


Меч Х века из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Длина 95.9 см. Длина клинка 81 см. Вес 1021 г.


Меч, наиболее близкий к эпохе, отраженной на картине. Франция, XIII век. Общая длина 91.8 см, длина клинка 75.6 см, ширина крестовины 13.0 см. Вес 850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Меч 1400 г. Длина 102.2 см. Длина клинка 81.3 см. Вес 1673 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А вот так выглядели настоящие двуручные мечи ландскнехтов XVI в. (Дрезденская оружейная палата)

Ну, как итог можно сказать, что время было драматическое, время было противоречивое, а значит, таким же было и искусство, иным быть оно просто не могло!


Портрет П. Д.Корина работы М. В. Нестерова. 1925 год.

Кстати, увидевшая свет в 1943 году работа Корина, как раз когда советская власть пошла на примирение с церковью, священники были возвращены из лагерей, открыты и приходы в церквях, еще недавно бывших складами МТС и зернохранилищами, поспела очень вовремя и поэтому была принята на ура! Попал человек, так сказать в тренд, и это также стало причиной его успеха. И вот вопрос: каким мог бы стать его князь в другом изображении, исторически более достоверном? Но кто сегодня может это сказать! Тайна его образов ушла вместе с художником…
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    29 февраля 2020 05:42
    «Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь.В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб слуга Александра — Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома. Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород.»
    Добавлю-был спасен не только Новоград,была спасена вся земля русская!
    1. -5
      29 февраля 2020 07:09
      Цитата: ДМБ 75
      Добавлю-был спасен не только Новоград,была спасена вся земля русская!

      Не понимаю, как от 90 рыцарей Тевтонского ордена могла быть спасена ВСЯ русская земля. Да и шведов там было с гулькин нос...
      1. +1
        29 февраля 2020 08:38
        Цитата: kalibr
        Не понимаю, как от 90 рыцарей Тевтонского ордена могла быть спасена ВСЯ русская земля.

        Они (крест несущие) несли на Русь, впрочем как и в другие места, новую концепцию управления. Именно против этого выступил А.Невский на севере и одновременно с ним на юге против них же выступило войско "татаро-монгольского ига". Последние чуть-чуть не дошли до их логова - Рима...

        Не спасли Русь, христианство победило, но бой не окончен. Русь не принимает рабовладельческую концепцию.

        1. +3
          29 февраля 2020 08:44
          Я понимаю, что они несли. Но в каком количестве? Сколько было монголов и сколько немцев? А ссылаться на этот фильм - себя не уважать. Да, это классика батальной кинематографии.Но это не история.
          1. +2
            29 февраля 2020 08:51
            Цитата: kalibr
            Но в каком количестве?

            Это не имеет значения. Против слова, меч безсилен.

            Внедрение новой концепции шло в основном на идеологическом уровне. Они убедили князя Киевского в том, что ему и воеводе совсем не надо переизбираться каждый год и будет он править вечно и трон свой передавать наследникам своим. Это касалось и духовенства.

            Как недавний пример, СССР разрушили не атомные бомбы, а идеология.
            1. +7
              29 февраля 2020 09:36
              Цитата: Boris55
              Внедрение новой концепции шло не на силовом уровне, а на идеологическом. Они убедили князя Киевского в том, что ему совсем не надо переизбираться каждый год и будет он трон свой передавать наследникам своим. Это касалось и духовенства.

              Это как? Тевтонцы приехали к князю Киевскому (как его звали, не подскажете?) и говорят"Вы, батенька, со своими выборами, от моды отстаете. В цивилизованных странах это давно уже дурной тон. Все продвинутые феодалы, нынче, просто передают власть по наследству и не парятся. А у Вас, в Киеве, что ни год, то майдан, выборы, из двух и более... Дикость, право слово!". А князь (имя напомните), такой, почесал репу и говорит: "А что, это - МЫСЛЬ! И как я раньше не догадался! Ведь, с этими майданами, да выборами такой головняк... Один "Беркут" бабла жрет - караул! А еще предвыборная компания: реклама, там, взятки всякие... А тут - "Посгонял министров с кресел, оппозицию повесил и скучай целый день по делам." (с). Однозначно мысль!" wassat laughing
              "Вызывает антирес и такой еще разрез"(с): Если Они навязали нашим князьям свою концепцию, то почему у Них был майорат, а у нас - лествичное право? Как Вы думаете, Борис?
              1. +6
                29 февраля 2020 14:49
                Цитата: HanTengri
                Это как?

                Игорь, вы сказали так, что мне просто нечего добавить. Можно сказать, съели все мои мандаринки. laughing Но мне не жалко, если нужно, берите ещё! laughing
                С нетерпением теперь буду ждать ответа от Бориса. hi
                1. -1
                  1 марта 2020 08:07
                  Цитата: HanTengri
                  Это как? Тевтонцы приехали к князю Киевскому (как его звали, не подскажете?)
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  С нетерпением теперь буду ждать ответа от Бориса.

                  Тевтонцы, конкистадоры, эсесовсы - это силовая структура продвижения Библейской концепции. Была ли у уговаривающих Владимира охрана, про то не ведаю, но думаю, что наверняка. То время было лихое. Так что уговаривали его конечно же не тевтонцы (они за углом стояли), а носители принципов нового устройства Мира, в котором мы и по сей день живём, но который уже трещит по всем швам.
            2. +9
              29 февраля 2020 14:42
              Борис,с двумя верхними комментариями согласен 100%,а с последним не согласен. НИКОГДА киевские князья или воеводы не были выборами. В Киеве могли князя отравить, устроить переворот, но не избирали.
              Новгородского вече в Киеве не было
        2. +11
          29 февраля 2020 14:42
          Борис, вам в очередной раз удалось меня удивить, снимаю шляпу. Вы так скоро сможете сравниться с нашим общим другом Павлом-Тимуром, который Орда-Бар по количеству пробитых днищ. smile
          Теперь, по-вашему, полное уничтожение русских городов и деревень, убийства и увод в степь сотен тысяч русских людей, которое отбросило древнерусское государство лет этак на сто назад, это просто справедливая борьба русского народа с чуждой ему христианской культурой?
          Я до глубины души растроган такой наивной детской верой взрослого, казалось бы, человека в бредовые фантазии какого-то безответственного сочинителя... Некоторых авторов давно пора привязать рояльной струной за мошонку и медленно в прямом эфире на Первом канале в прайм-тайм, тянуть эту струну вверх, пока автор не начнет говорить правду - кто и зачем его надоумил публиковать такую чушь, после чего подтянуть еще немного, чтобы выслушать покаяние и обещание прекратить свою антинаучную деятельность.
          1. +4
            29 февраля 2020 18:01
            Хозяин Трилобита,а Вы садист: " привязать рояльной струной за мошонку и медленно в прямом эфире на Первом канале в прайм- тайм,тянуть эту cтруну в верх" мне даже читать больно. Давайте договоримся: Вы меня предупредите, когда начнете тянуть, а я в тот день не буду включать телевизор. Вдруг случайно попала, когда реклама я переключаю каналы
            1. +2
              29 февраля 2020 18:57
              Цитата: Astra wild
              Вы садист:

              Я не садист. Садист от этого процесса получал бы удовольствие, а для меня это был бы тяжкий труд, обусловленный суровой необходимостью. Как наказывать маленького сына за проступок: неизвестно кому больнее, но делать надо. Ради его же блага.
              Дорогая Астра, посмотрите, во что превращаются люди, поверившие и проникшиеся идеями, например, новохроноложества. Их вам, не жалко? И потом, уверены ли вы, что если вовремя не показать на Первом канале то, что предлагаю я, то вскоре мы не будем вынуждены по всем каналам смотреть то, что предлагают они? А это, по-моему, гораздо большее зло, в результате этого пострадает гораздо больше людей и этот ущерб ничто по сравнению с одной-двумя недоудаленными мошонками.
      2. +7
        29 февраля 2020 10:00
        Цитата: kalibr
        Да и шведов там было с гулькин нос...
        А камрад ДМБ 75 имел в виду не битву на Чудском озере. Он процитировал отрывок из главы "Князь Александр и хан Батый" гумилёвских очерков "От Руси к России", кратко описывающий Невскую битву 1240 года.
      3. Комментарий был удален.
    2. +1
      29 февраля 2020 08:52
      Цитата: ДМБ 75
      Добавлю-был спасен не только Новоград,была спасена вся земля русская!

      Исходя из чего Вы делаете такой вывод?
      1. +2
        29 февраля 2020 10:21
        ха-ха.

        Если копнуть глубже, то стычки за землю меж странами в том районе там шли ежгодно...
        Все били всех.
        И эти сраженияпросто усилили Новнород и Князей, ослабили шведов и немцев, так как ....
        просто было мало людей, и знати, и даже мелкие войны стоили дорого...

        Сколько там рыцарей то всего полегло? Вроде мало... но их и так было немного совсем...
    3. +2
      29 февраля 2020 19:27
      Цитата: ДМБ 75
      Больших сил Александру собрать не удалось.

      Как сказать. Шведам хватило. Повезло тем пришельцам, кто оказался на левом берегу. На правом, похоже, пленных не брали.
      Задачу "не пропустить шведов в Ладогу" была выполнена.
      До Новгорода эта ватага не смогла бы дойти. До подхода новгородцев могли пожечь и захватить Ладогу, Корелу, разорить практически всю Водскую пятину, на время закрыть выход в Ладожское озеро.
      Всё вышеизложенное не умаляет значение Невской битвы и подвига наших воинов.
      1. +1
        29 февраля 2020 21:17
        Вы посмотрите по датам сколько раз Александр ходил походами на Литву на Запад, и сколько Литва ходила походами на Восток, и как новогородцы сражались с крестоносцами в союзе... Словом, жизнь была такая... грабежная.
        1. 0
          29 февраля 2020 21:39
          Цитата: kalibr
          Вы посмотрите по датам...

          Посмотрел. Потомки Ярослава Мудрого считали окрестности Юрьева и территорию до городка на реке Кюменне своей "отчиной и дединой". А Вы про внутренние области русских княжеств рассуждаете.
    4. Комментарий был удален.
  2. +12
    29 февраля 2020 06:05
    Художник имеет право сказать: Я так вижу... Клетчатый laughing
    Вячеслав Олегович,
    спасибо за такую статью!
  3. +9
    29 февраля 2020 06:44
    Спасибо, очень интересно! Триптих, конечно, видел, и всегда он нравился, но таких нюансов и подробностей не знал. Очень познавательно.
    1. +4
      29 февраля 2020 07:25
      зАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ!
  4. +6
    29 февраля 2020 07:59
    Спаибо, Вячеслав Олегович!
    Будет ли материал по "донскому циклу" Глазунова?
    1. +1
      29 февраля 2020 08:13
      Доброе утро, Антон! Надо посмотреть... пока не знаю.
    2. +3
      29 февраля 2020 15:12
      Цитата: 3x3zsave
      Будет ли материал по "донскому циклу" Глазунова?

      Можно и "Внуков Гостомысла" разобрать...
      Я взял бы еще взял Рериха, Сурикова, добавил бы Васнецова, хоть мы его уже и разбирали, но там еще есть где порезвиться. smile
      1. +3
        29 февраля 2020 17:45
        Планируется много чего...
        1. +1
          29 февраля 2020 19:40
          Приветствую, Вячеслав Олегыч ! hi
          Я тут влез по поводу знаменитого "Ледового побоища". Дело в том, что в 70-80 - е годы я довольно активно занимался подводной археологией, от антики и до Второй Мировой, но вот на Чудском ходить под воду не приходилось, но я знал людей, которые работали там именно по поискам следов этой битвы. Так вот, две экспедиции, с разрывом по времени в несколько лет, прекрасно оснащённые и аппаратурой, и приборами, там ничего не нашли, хотя прочесали чуть ли не всю акваторию. Вторая экспедиция достала из под метрового слоя ила два авиационных мотора ЮМО -- и всё. За последними изысканиями не следил, а у Вас есть какая-нибудь информация по этому поводу?
          С завсегдашним уважением, Ваш Кот. smile
          1. +3
            29 февраля 2020 21:13
            Цитата: Морской Кот
            За последними изысканиями не следил, а у Вас есть какая-нибудь информация по этому поводу?

            Конечно, есть как всегда. Последние изыскания нашли под водой фундамент церкви. Недалеко от предполагаемого места боя. На глубине 1 метр. Значит, чтобы туда можно было зайти, нужно убавить 2 метра, не меньше. Это резко сокращает размеры озера и его глубины. То есть выходит, что там нигде глубже 1,5 в 13 веке не было. При этом озеро должны было промерзнуть до дна. И провалиться и утонуть в нет было попросту невозможно!
            П. С. И загляните в личку!
            1. +2
              29 февраля 2020 21:32
              Это полностью объясняет всю безрезультатность подводных экспедиций в этом районе. Полагаю кое на чём можно поставить точку.
              1. +3
                29 февраля 2020 21:41
                Цитата: Морской Кот
                Это полностью объясняет всю безрезультатность подводных экспедиций в этом районе.

                Именно! Ведь первой там искала экспедиция РАН еще в 1961-62 годах. И ничего не нашла.
            2. +2
              29 февраля 2020 21:52
              Цитата: kalibr
              То есть выходит, что там нигде глубже 1,5 в 13 веке не было.

              Легкомысленные рассуждения.
              Во-первых, поверхность земли в этих местах сильно изменилась за прошедшее время. Копорье, например. находилось на берегу моря.
              Во-вторых, донные осадки за прошедшие 800 лет тоже внесли свою лепту, некоторые заливы и бухты могли полностью исчезнуть, что уж говорить про глубины.
            3. Комментарий был удален.
            4. 0
              2 марта 2020 15:33
              "нашли под водой фундамент церкви" Ссылку на источник можно получить?
  5. +1
    29 февраля 2020 08:08
    И вот вопрос: каким мог бы стать его князь в другом изображении, исторически более достоверном?

    Вы же уже сами , практически, и ответили на этот вопрос, Вячеслав Олегович.

    А у художника тоже получилось: он так видел...

    Все «русские воины» жили по «Правде»
    Отличная фотография: "связь времен" yes
  6. +3
    29 февраля 2020 08:20
    При первом впечатлении от картины, почему то возникла чёткая ассоциация с облика князя с облачением космонавта.... видимо, что-то такое уже витало в воздухе
  7. +5
    29 февраля 2020 09:04
    То есть у испанских рыцарей такие доспехи уже были.
    Принадлежность рыцаря, запечатленного на приведенной эффигии, к испанцам, вызывает некоторые сомнения. Впрочем, однако, как и само происхождение скульптуры.
    1. +3
      29 февраля 2020 09:56
      Герб испанский на груди. Какие сомнения?
      1. +4
        29 февраля 2020 10:34
        Я про эффигию де Монфора.
        1. +4
          29 февраля 2020 12:53
          Антон, в Каркссоне лежит не Монфор... У того на гербе лев рампан, а у этого трехглавая башня и канва по краю щита...
          1. +2
            29 февраля 2020 14:02
            Я знаю, но Вы же сами писали, что данная эффигия музеем позиционируется как надгробие с его могилы. Мы еще дискутировали по поводу, как такое может быть.
            1. +3
              29 февраля 2020 14:57
              Сейчас уже нет. Сейчас под ней просто написано, что это эффигия 13 века...
  8. +3
    29 февраля 2020 10:14
    Хорошая статья.
    И в подобных картинах историчность часто жертвуются эпичности.

    И родственников его жалко....
  9. +5
    29 февраля 2020 10:15
    Да. Насколько чаще центральная часть триптиха фигурирует.

    Пожалуй, впервые более-менее внимательно посмотрел на крайние части. Действительно, загадочные.

    И образ Николая-угодника очень необычный.
  10. +5
    29 февраля 2020 11:48
    В юности был на прекрасной выставке Корина в ЦДХ на Крымском валу. Впечатление от картины просто колоссальное. От фигуры Невского веет такой мощью и силой.. Ну и вообще работы художника впечатляют.
    Большой плюс автору статьи за то, что он разбирает произведения отечественного искусства, но я думаю, не стоит упрекать художника в недостаточном знании истории оружия и доспехов. Его задача писать, а то если бы он вникал, то за всю жизнь написал одну картину)).
    1. +2
      29 февраля 2020 12:52
      Цитата: Moskovit
      то если бы он вникал, то за всю жизнь написал одну картину

      Ну, это вряд ли...
    2. +5
      29 февраля 2020 14:56
      Цитата: Moskovit
      не стоит упрекать художника в недостаточном знании истории оружия и доспехов

      Согласен, особенно в том случае, когда цель произведения не просвещение, а создание художественного образа.
      А вот целью статьи Вячеслава Олеговича является именно просвещение и этой цели статья соответствует также как картина Корина соответствует своей. Так что всем спасибо, все молодцы!
      Вячеслав Олегович, как всегда, моё почтение. hi smile
      1. +3
        29 февраля 2020 17:06
        Цитата: Хозяин Трилобита
        как всегда, моё почтение.

        И Вам от меня!
  11. +4
    29 февраля 2020 15:20
    Вот как выглядел воин-дружинник времен Александра Невского по мнению авторов книги "Всадники войны. Кавалерия Европы"

    Пояснение к картинке:
    Здесь представлен воин-дружинник Владимиро-Суздальской земли периода междуусобных войн и монгольского нашествия 1220—1240 гг. Он облачен в кольчугу с длинными рукавами по европейской моде, в кольчужные чулки и сферо-конический шлем с распашной бармицей, которая перед боем могла застегиваться или стягиваться шнуром. Поверх кольчуги надета шелковая безрукавная накидка, затканная золотом, аналогичная европейским рыцарским коттам и византийским эпаноклибанионам, служившим для предохранения доспехов от влаги и облегчения опознания воина в бою. К поясу, покрытому позолоченными бляшками, подвешен характерные романский меч с простым прямым перекрестьем и дисковидным навершием. Вооружение дополняет копье и небольшой миндалевидный щит с изображением вставшего на дыбы хищного зверя (волка или льва) — традиционной эмблемой Владимиро-Суздальской земли. Для управления конем на ногах воина имеются небольшие пиковидные шпоры общеевропейского типа.

    Там же, несколько выше есть такая примечательная фраза:
    Самые сложные приемы изготовления и декоративного оформления покорились безвестным русским мастерам Корпуса шлемов обтягивались золотыми листами, покрывались тончайшей гравировкой и таушировкой. Чернение, чеканка, позолота, серебрение — вот приблизительный, далеко не полный перечень способов украшения доспехов. Некоторые шлемы по сей день считаются шедеврами художественной ковки, например, высокие шатровидные шлемы с антропоморфными забралами — личинами. Экспортировали русские доспехи и на Запад. Так, французские рыцарские романы XII—XIII вв. неоднократно упоминают русские кольчуги, причем с неизменной превосходной оценкой их качеств.

    Источник: https://historylib.org/historybooks/D-P--Aleksinskiy_Vsadniki-voyny--Kavaleriya-Evropy/30
    1. +3
      29 февраля 2020 16:08
      Меч можно было чуть побольше нарисовать, а так... все "да".
      1. +2
        29 февраля 2020 18:27
        Скорее "нет".
        Щит не соответствует, меч, крепление меча к поясу, шлем.
        Конская сбруя и амуниция практически не прорисованы.
        Конкретно Вам, Вячеслав, советую посетить российские музеи.
        1. +2
          29 февраля 2020 21:04
          Леонид, это самый последний совет, которому я хотел бы последовать. Есть мало чем можно менять удивить. И уж меньше всего российскими музеями. Разве, что во Пскове и Смоленске не был. Помню жил в Казани, как на работу ходил в их Кремль, музей... и тут выставка "Радостная лошадь". Кажется так... Ну, пошел... А там выставка сбруи, попона шикарная... и кобуры с пистолетами... Ручками к седлу! Я сотрудникам - надо наоборот. Они мне: "А откуда вы знаете?" Популярно им объясняю. Они мне - а где доказательства? Я им - сайт Оспрей. А они мне - так это англичане рисовали... Так и не согласились поменять... А тогда я еще не был в Вене в Ховбурге и не видел и барельефов со всадниками, и самих всадников пистольеров. Или Вы мне в образец рыцарей из рыцарского зала в Эрмитаже хотите привести? Напрасно. А насчет сбруи... найдите в Сети мою книгу в Оспрей "Русские армии 1250-1500 гг" там все это есть как раз с ссылками на музеи...
          1. 0
            29 февраля 2020 21:42
            Забыл совсем. Эта книга есть и на русском. В АСТ была издана...
          2. 0
            29 февраля 2020 22:08
            Цитата: kalibr
            это самый последний совет, которому я хотел бы последовать. Есть мало чем можно менять удивить. И уж меньше всего российскими музеями.

            Судя по тому, что в СПб упомянут только "Рыцарский зал" и то ограничились несколькими сборными рыцарскими доспехами - российские экспозиции вам не знакомы.
            Вероятно, и в других российских музеях Вы были так же внимательны.
            1. 0
              1 марта 2020 08:55
              Вы, Леонид, хотели чтобы мой комментарий превратился в развернутое повествование, где, когда, в каких залах, какие экспонаты, с какими научными сотрудниками, в течении какого времени и с какой целью я посетил? Так что ли? Я Вам зачем про Казань написал? Писать, как я жил в Саратове, Самаре, Ростове, Москве, Питере, Харькове, Минске, Севастополе ... уже и памяти не хватает, где еще. Вам нужен еще музей в Урюпинске или Мухоске? Вена и и Париж не подходят? И еще, не надо писать, "вероятно", "судя по всему" - не нужны эти детские игры в объективность. Надо прямо: "не знаете про сбрую". "На рисунке ее нет". А это эти псевдоинтелеллигентские игры порядком утомляют.
              Кстати, по коням сейчас есть много интересных материалов: статьи Гришакова В. В.,Седышева О. В. по раскопкам одного из могильников, о снаряжении монгольского коня статья - Акматова К. Т. так что интересных статей много. Е-лаб - к Вашим услугам!
          3. 0
            29 февраля 2020 22:21
            Цитата: kalibr
            А насчет сбруи... найдите в Сети мою книгу в Оспрей "Русские армии 1250-1500 гг"

            Если в Вашей книге иллюстрации того-же уровня как на обсуждаемой картинке, то искать её не имеет смысла.
            В противном случае, Вы сами отметите ошибки на обсуждаемом изображении, в т.ч. по сбруе и амуниции.
            1. 0
              1 марта 2020 08:36
              Цитата: Смотритель
              Если в Вашей книге иллюстрации того-же уровня как на обсуждаемой картинке, то искать её не имеет смысла.

              А если не гадать, а посмотреть, а? Или уровень Оспрей Вам не известен? Была здесь моя статья, Леонид, как писать туда. Там были копии эскизов работы Д.Николя, в том числе и осбруенных лошадей. Глупо, с ходу отметать все, что говорят другие.
              1. 0
                1 марта 2020 08:55
                Цитата: kalibr
                А если не гадать, а посмотреть, а?...Там были копии эскизов работы Д.Николя, в том числе и осбруенных лошадей.

                А если привести доказательства в комментарии, со ссылкой на источник? обычно так поступают при обсуждении.
                1. 0
                  1 марта 2020 09:00
                  Леонид, а перед кем стараться и зачем? Открываешь издание Осперей или наше - там все, и список литературы и подписи под каждой картинкой. Мне знаете, просто, лень чего-то кому-то доказывать. Вам повезло, что я Вам вообще отвечаю. Что-то с утра "стих" такой нашел.
                  1. 0
                    1 марта 2020 09:08
                    Цитата: kalibr
                    Вам повезло, что я Вам вообще отвечаю. Что-то с утра "стих" такой нашел.

                    Не поверите, взаимно.
                    1. -1
                      1 марта 2020 09:11
                      Леонид, Вы не понимаете. Мне все, что Вы пишите, безразлично. Это как собака лает на стенку. Но имеют значение клики. Я Вам отвечаю, Вы отвечаете... сайту хорошо. Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок! Так и здесь. Смотрите, сколько мы оба уже написали -ха-ха!
                      1. 0
                        1 марта 2020 10:12
                        Цитата: kalibr
                        Леонид, Вы не понимаете. Мне все, что Вы пишите, безразлично. Это как собака лает на стенку. Но имеют значение клики. Я Вам отвечаю, Вы отвечаете... сайту хорошо. Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок! Так и здесь. Смотрите, сколько мы оба уже написали -ха-ха!

                        Ответ на Ваши комментарии, это как реакция на похабные надписи на заборе. Как говорится, в семье не без урода.
                        Вы отвечаете... сайту польза ... с паршивой овцы хоть шерсти клок.
                      2. 0
                        1 марта 2020 14:18
                        Разница в том, что сайту польза - это польза прежде всего мне...
            2. 0
              1 марта 2020 08:57
              Цитата: Смотритель
              Вы сами отметите ошибки на обсуждаемом изображении, в т.ч. по сбруе и амуниции.

              Не хочу я ничего отмечать. ВО не научный журнал, а сайт научно-популярной информации. Для 80% читателей этого вполне достаточно. А 20% знают, где что искать сверх того. Данная картинка вполне приемлемый средний уровень.
        2. +1
          29 февраля 2020 22:17
          Мнннэээ, как-то запамятовалось, Шпаковский с Пиотровским лично знаком... Ну, так, между прочим. С покойным Гореликом, так и вовсе приятельствовал. Таким образом, "не учите отца чесаться"!
  12. +4
    29 февраля 2020 15:43
    И тогда она основала Марфо-Мариинскую обитель, расписывать ее храм должны были Михаил Нестеров и Павел Корин.
    Корин расписывал не храм. Он расписывал подземную усыпальницу, в которой завещала похоронить себя Елизавета Фёдоровна. Фрески "Путь праведников ко Господу" - единственные, созданные Кориным. Ни до, ни после, фресок он не создавал. Искусствоведы предполагают, что это вообще последняя храмовая роспись, выполненная в дореволюционной Москве.

    В настоящее время фрески находятся в плачевном состоянии, разрушаясь плесенью. Разрушается и строительные конструкции, на которых располагаются фрески.
  13. +5
    29 февраля 2020 15:49
    В. О, с интересом прочел Вашу работу. Много раз видел репродукции с триптиха, но как-то не задумывался , а теперь задумался.
    1)" северная балада"вполне возможно, что это т.с "семейный портрет"какого-то знатного варяга. Сколько было на службе у Новгорода. Может это Псковский князь Довмонт, а Корин изобразил Рюрика? Вполне уместно ведь Александр Невский был Рюрикович.
    2)" старый сказ" тут сплошь алегории: Николай Угодник как символ православной России, старушка - крестьянка,мужик с дубиной т.с Микула Селянинович, а молодой парень - ваияг нашедший себе Родину в России.
    Что старушка улыбке? Вполне, возможно, что какие-то супостаты хотели поживиться,а тут подошли Микула Селянинович и варяг.
    1. 0
      29 февраля 2020 18:39
      Цитата: vladcub
      Может это Псковский князь Довмонт

      Меч не похож на "Довмонтов".
      Ожидать от художника соответствия историческим реалиям проблематично. Он так видит.
  14. +6
    29 февраля 2020 16:01
    Вот левая часть — «Старый сказ», где мы видим на фоне гигантского изображения Николая Угодника согбенную старушонку и двух странных мужиков.
    Один из мужиков, который с ослопом, очень даже известный. Это преподобномученик Феодор (в миру Олег Павлович Богоявленский) - символ духовной стойкости русского человека.
    А еще Павел Корин - выдающийся реставратор. После войны Корин, как главный реставратор ГМИИ им. А. С. Пушкина, возглавил работы по реставрации картин Дрезденской галереи, среди них - "Сикстинской Мадонны" Рафаэля (1945-1955).
    1. +2
      29 февраля 2020 18:09
      Коллега двенадцатый, а может Вы знаете и того кто изображён в:" Северной баладе"?
      1. +4
        29 февраля 2020 18:33
        Мое почтение, Прекрасная Незнакомка! "Коллегу двенадцатого" зовут Виктор Николаевич.
        1. +3
          29 февраля 2020 18:42
          Антон, Вы как всегда галантный.
          1. +1
            29 февраля 2020 18:49
            Стараюсь не разочаровывать прекрасную половину человечества. У вас и такразочарований хватает...
            1. +3
              29 февраля 2020 18:59
              Антон, если бы и другие коллеги были хоть чуточку вежливы и галантными .Я была бы счастлива
              1. +2
                29 февраля 2020 19:27
                Не Вы первая, Прекрасная Незнакомка, увы... Два года назад форум покинула умнейшая женщина, известная под ником "ruskih", не выдержав откровенного инвективного лексикона однго из пользователей, неотслеженного модерацией.
                К счастью, мы до сих пор общаемся!
                Меж тем, Ваше присутствие на сайте, отлично разбавляет наш контингет.
                Мое восхищение! love
      2. +3
        29 февраля 2020 19:56
        Во первых, хочу исправить ошибку. Читая Ваш комментарий только сейчас заметил, что написал "который с ослопом", что не правильно. Иеромонах Федор - который с булавой.
        Кто изображен в "Северной баладе" не знаю. Надо смотреть литературу. Корин в своих произведениях иногда использовал экизы портретов для "Реквиема". Возможно кто-то из них.
    2. +2
      29 февраля 2020 19:58
      Прошу прощения, в тексте опечатка, вместо который с ослопом следует читать который с булавой.
  15. +6
    29 февраля 2020 16:11
    "смотрела на такие" шалости" сквозь пальцы" этому есть объяснение: Сталин как известно в юности учился в Духовной семинарии и собирался стать священником, а значит он считал религию бякой, это Н. С. Хрущев был ярым атеистом, а главное Сталин был человек практичный. Если религия помогает борьбе то пусть верят люди
  16. +1
    29 февраля 2020 17:29
    да просто наверное у художника личные симпатии к рыцарскому образу ) а то видимо неудобно когда русский богатырь больше похож на перса или иранца)))
  17. +6
    29 февраля 2020 17:38
    Развенчание стереотипов.
    Ведь как мы представляем себе Ивана Грозного? А эдакий, похожий на Кащея старичок, с всклоченной бороденкой, какой-то палкой убивающий своего сына. Хотя, современники описывают царя как весьма статного, сильного, с военной выправкой человека, в молодости даже эпически-красивого мужчину.
    Про Александра Ярославовича - вероятно имел стандартный для князя-предводителя дружины облик, выглядел наверняка достойно, в защите и вооружении своего времени, но не так эпически - это современники бы заметили и отметили. Но - нет.
    Петр из фильма - "Петр I" - также стереотипичен, а вот шемякинский в Петропавловке на него, кроме роста не сильно похож.
    Так что, "попаданцы", коих развелось в нашей литературе сотнями, на самом деле рискуют не узнать "там" исторических персонажей. А уж характеры их наяву лучше и не узнавать никогда, например, тот же Владимир Святой по нынешним меркам просто лидер весьма жестокой ОПГ по всем признакам. Со всеми сопутствующими "приятностями". И любого подозрительного "попаданца" он скорее всего бы повесил. Ну, для профилактики, чтоб не расстраивал и смущал.
    1. +2
      29 февраля 2020 18:48
      Цитата: faterdom
      ...А уж характеры их наяву лучше и не узнавать никогда...

      По нашим современным меркам оценивать характеры лидеров прошедших эпох не корректно. Все будут выглядеть злодеями.
  18. +3
    29 февраля 2020 18:40
    Коллеги, ,я до сегодняшнего дня не видела триптиха в полном объеме. И поэтому мне особенно интересно.
    Мне захотелось разобрть :" Северную балладу". На переднем плане изображён какой-то знатный воин, возможно, князь, он правой рукой делает предупреждающий жест:" стой . Дальше не шагу или вам не поздоровится" об этом говорит огромный мечь. Он его сознательно обнажил, чтобы нагляднее было. Женщина доверчиво прижемается к нему, она уверена,что сумеет защитить и её ихний дом.
    Возможно, несколько романтическое прочтение, но я женщина
  19. 0
    29 февраля 2020 19:15
    Вопрос к Вячеславу Олеговичу, чем Вы объясните,что в фильме "Александр Невский"на хоругвиях Александра нет крестов, а у Корина икона присутствует. Возможно, Эзенштейн был атеист?
    1. +3
      29 февраля 2020 20:51
      Цитата: Astra wild
      Возможно, Эзенштейн был атеист?

      Не Эйнштпейн был атеист, а было время атеистов. Александр в фильме ни разу лба не перекрестил, и другие хоть бы раз побожились...
  20. +5
    29 февраля 2020 19:15
    Добрый вечер всем друзьям, Вячеславу Олеговичу спасибо! hi
    Забавно получается: вот имеется некая картина, которую ты знаешь с детства и привык к ней, как к старым семейным фотографиям в альбоме. А потом тебя заставляют присмотреться и выплывет столько нового и неизвестного, что просто диву даёшься. И одно тянет за собой другое. Так и и здесь, сама по себе статья хороша и интересна, но не менее интересны и содержательны комментарии к ней.
    Вячеславу ещё раз Спасибо от всей души! good !
    1. +5
      29 февраля 2020 19:44
      Браво, Константин!
      1. +3
        29 февраля 2020 19:52
        Привет, Антон! hi
        Я тут было уже совсем заскучал, ну ничего интересного на сайте, а тут вдруг подарок! Ну как не порадоваться. smile
        1. +3
          29 февраля 2020 20:04
          Это я еще до Вашего имения в Рязанской губернии не доехал... Вот тогда скучать не случится!
          1. +3
            29 февраля 2020 20:10
            Как там было у Стругацких:
            "Тем временем рассвело... «Как спали, брат Кирис?» – «Благодарение господу, спокойно, брат Тика. Ночь прошла, и слава богу». – «А у нас кто-то в окна ломился. Благородный дон Румата, говорят, ночью гуляли». – «Сказывают, гость у них». – «Да нынче разве гуляют? При молодом короле, помню, гуляли – не заметили, как полгорода сожгли». – «Что я вам скажу, брат Тика. Благодарение богу, что у нас в соседях такой дон. Раз в год загуляет, и то много...» laughing
            1. +3
              29 февраля 2020 20:58
              См. "Былина про тихого дона" laughing
    2. +4
      29 февраля 2020 20:44
      Цитата: Морской Кот
      Забавно получается: вот имеется некая картина, которую ты знаешь с детства и привык к ней, как к старым семейным фотографиям в альбоме. А потом тебя заставляют присмотреться и выплывет столько нового и неизвестного, что просто диву даёшься.

      Лучше не скажешь!
      1. +2
        29 февраля 2020 20:59
        Спасибо, Игорь. smile drinks
    3. +3
      29 февраля 2020 20:54
      Уважаемый Константин! Зайдите себе в личку. Я Вам туда написал письмо!
      1. +3
        29 февраля 2020 20:58
        Уважаемый Вячеслав! Я эашел в личку и отписал Вам ответ.
        1. +5
          29 февраля 2020 21:08
          Вы оба сейчас так взаимно доуважаетесь, что я либо откровенно издеваться начну, либо матом крыть!
          В итоге: меня забанят, а вы оба расстроитесь... crying
          1. +5
            29 февраля 2020 21:34
            Не, не расстроимся, а будем тебя морально поддерживать. У меня в холодильнике кое-что есть, у Олегыча, думаю, тоже. Ну, за Русь самодержавную! drinks drinks drinks good
            1. +3
              29 февраля 2020 21:40
              Ха-ха, три раза! Это вы котофилы, меня собачника, будете морально поддерживать???
              1. +2
                29 февраля 2020 21:42
                Да! Мы не являемся собакофобами ни разу, а потому: "все коты и собаки - братья! (и сёстры)"! love
                1. +3
                  29 февраля 2020 21:48
                  Ага, порой даже крестные, названные и молочные. laughing
            2. +3
              29 февраля 2020 21:47
              Все бы Вам Константин, в холодильник... Я вот тут сижу, с музеями сражаюсь. Делитесь, пишу им, достоянием... с народом Расеи. А они чаще всего молчат, или говорят ответим... через 10 дней! Пока ждешь, весь запал проходит...
              1. +2
                29 февраля 2020 21:49
                ... Пока ждешь, весь запал пройдет...

                А вот для этого холодильник и существует! Открыл, снял стресс, закрыл, и в атаку по-новой! Положенные "фронтовые" 100 грамм. wink
              2. +3
                29 февраля 2020 21:59
                Именно так, Вячеслав Олегович! Иногда думаешь: вот завтра утром "нетленку" сваяю!!! Приходит завтрашнее утро, с пониманием: кому эти откровения нафиг вперлись?!?!
            3. +1
              1 марта 2020 11:02
              Константин, я Вас чуть поправлю" За святую Русь и царя православного" кажется так звучал дивиз
              1. +1
                1 марта 2020 11:13
                Привет, Святослав! hi
                Скорее всего он так и звучал, так как Вы написали, но я цитировал своего покойного папу, непробиваемого коммуниста из когорты "старых большевиков". Так он, поднимая первую рюмку на застолье с этого тоста и начинал: "Ну, за Русь самодержавную!" smile drinks
  21. +1
    1 марта 2020 17:09
    В надписи к эфигии "ладная обувь"
    Наверное все таки латная
  22. +3
    1 марта 2020 17:42
    В комментариях к статье наблюдаются сомнения в том, что Ледовое побоище вообще было. Вплоть до того, что называют его "т.н. "Ледовое побоище". Данная точка зрения, по-видимому, соответствует современной западной историографии. Но экспедиция РАН, которая, кстати работала и до 1961, и после 1962 года, все-таки кое-что нашла. И даже довольно немало. Интересующихся адресую к книге "Загадка Чудского озера". Авторы Г.Н. Караев (генерал-майор) и А.С. Потресов. Москва, Молодая Гвардия, 1976.
    Вот что авторы пишут непосредственно о ходе сражения, опираясь на отечественную летопись и перевод Ливонской рифмованной хроники (даю с купюрами, опуская лирику для слабо подкованного читателя, исправляя грамматику в соответствии с купюрами).
    5 апреля 1242 года войско Александра Ярославича выступило на искусно выбранную оборонительную позицию, заставив немецких рыцарей действовать в невыгодных для них условиях.
    Решительному сражению предшествовала глубока разведка на территории Ливонского ордена к западу от Узмени ("дальняя сторожа" - у авторов этих слов нет). Убедившись после боя высланного "в разгон" отряда Домаша и Кербета, что из Дорпата выступили главные силы ордена, Александр "воспятися на озеро", то есть отошел на Узмень, на ее восточный берег...
    Летописец записал, ... что "боа (воины) великого князя Александра исполншася духа ратнаго, бяху бо сердца их аки лвом".
    Александр..."поставиша полк на Чюдьском озере, на Узмени, у Воронея Камени", у берега нынешнего мыса Сиговец, неподалеку от широко известного тогда ориентира - Вороньего Камня (состоял из песчаника, и за 700 с лишним лет его полностью размыло, основание сохранилось и было найдено экспедицией). ....И ливонский хронист, говоря о Ледовом побоище, назвал его "сражением на Узмени у Пейпус-озера", подчеркнув этим указанием, что оно произошло в той части Узмени (т.н. "Теплого озера", соединяющего Псковское и Чудское озеро), подчеркнув этим указанием, подчеркнув этим указанием, что оно произошло в той части Узмени, которая прилегает к Чудскому озеру. (Так что обшаривать дно всей акватории Чудского озера - странная идея. С таким же успехом можно обшаривать дно Атлантического океана. Кстати: в Историческом музее можно видеть, как выглядят доспехи того времени, лежавшие в грунте. А вода, как известно, наиболее универсальный растворитель. Так что если что под лед и попало, а попасть могло немного, о чем чуть ниже, вряд ли нелегированная или слабо легированная сталь могла сохраниться за такой срок. К тому же, не там и искали.)
    В летописи нет указания, в каком боевом порядке встретило наступление врага русское войско. Можно предположить, что это было широкое по фронту многошереножное построение... Русская конница, основу которой составляли дружины Александра и его брата Андрея, вероятнее всего, построилась за левым флангом боевого порядка пехоты, а может быть, и за прибрежными зарослями, не выдавая своего местонахождения.
    Нет достоверных сведений о том, где находился во время битвы Александр Ярославич...
    ...
    (Сражение началось на восходе солнца.)
    "И наехаша на полк немци и чудь, - сообщает русская летопись, - и прошибошася свиньею сквозь полк". ...Слово "свиньею" следует понимать как компактный боевой порядок рыцарского войска, применявшийся им обычно против пехоты. "Было видно, - читаем мы и в ливонской хронике, - как знамена братьев (рыцарей) проникли в ряды русской пехоты".
    Обычно в таких случаях происходило замешательство в рядах пехоты и ее дальнейшее избиение, но в данном случае этого не случилось (сокращение авторского текста).
    "И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди, и трус от копей ломление и звук от мечного сечения, якоже морю помръзшю двигнутися, и не бе видети леду, покрыло бо есть всю кровью."
    ...Ливонский хронист дополняет: "Все те, кто был в рыцарском войске, были полностью окружены". (Надо полагать, чюдь к рыцарскому войску как к таковому не относилась и была пеши - комментарий мой).
    ...Прорвав боевое построение русской пехоты, рыцарская тяжелая кавалерия оказалась перед лесистым, поросшим густым ивняком и покрытым глубоким снегом берегом Узмени и вынуждена была приостановиться. Лес и глубокий снег не позволили ей развернуться. Эта небольшая остановка оказалась для рыцарей роковой, на них с флангов ударила русская пехота... Рыцари нарушили свое боевое построение и были вынуждены перейти от наступления к обороне... В решающий момент Александр возглавил удар русской конницы... Под удары дружинников вместе с рыцарями попала и следовавшая за тяжелой кавалерией врага пешая чюдь (см. выше).
    "Немцы ту падоша, а чюдь даша плеща" (обратилась в бегство - прим. в книге) (или попросту говоря, драпанула - комментарий и курсив мой). ...Меченосцы продолжали отбиваться. Что же касается чюди, то она, как менее стойкая часть рыцарского войска, бросилась бежать, обнажив тыл в критический момент. Пути к отступлению рыцарей были полностью отрезаны. Окруженные со всех сторон, они продолжали сражаться...
    "Братья дрались стойко, но были повержены на траву", - уныло констатирует и ливонская хроника, подтверждая, таким образом, русское летописное описание битвы. ...Заслуживает внимания указание, что рыцари "пали на траву". Дело в том, что находящееся у восточного берега Теплого озера широкое мелководье и в настоящее время (написано 55 лет тому назад) бывает летом обильно покрыто зарослями тростника (так что рыцари утонуть не могли - дополнительный комментарий мой). ...Эти заросли продолжают зимой торчать из-под снега и очень похожи на высокую прибрежную траву. Таким образом, свидетельство ливонского хрониста подтверждает, что битва произошла в непосредственной близости от восточного берега.
    Оба источника, и русские летописи, и ливонская хроника, указывают на стойкое сопротивление, оказанное немецкими рыцарями. Большая часть их была перебита. Русский летописный текст сообщает, кроме того, о бегстве чюди, которая в основном и подвергалась преследованию на широкой ледяной поверхности Узмени. (7 верст)....Ливонский хронист об этом умалчивает... В русской летописи о преследовании говорится довольно подробно: "И даша ратнии плеща свои, и секахуть гоняще аки по аеру (как по воздуху - прим. в книге) и не бе им камо утеши и биша их на семи врьстах по леду до Суболичьего берега, и паде немець 500 (в других летописях - 900 - прим. в книге), а чюди бесчисла... (надо полагать, несколько тысяч - комментарий мой) а инех вода потопи, а инии зле язвени (тяжело ранены - прим. в книге) - быша, и отбегоша." (То есть, какое-то число рыцарей все-таки вырвалось из окружения. В плен было взято "50 нарочитых воевод" (знатных рыцарей) - в книге об этом не упоминается - комментарий мой).
    Указание на то, что часть бегущих утонула, дает основание считать, что преследуя врагов, русским воинам удавалось направлять их на слабый лед сиговицы (обширный участок озера с подводными ключами северо-западнее места битвы, границы которого были довольно четко выявлены экспедицией). Надо полагать, однако, что утонувших было немного, ибо говорится об этом не во всех летописях, да и слова "а инех" означают - "немногих". (Причем это была легковооруженная чюдь, так что вряд ли на дне что-нибудь могло сохраниться. Рыцарские доспехи со льда, безусловно, подобрали до последней железочки - комментарий мой).
    Ну, и небольшое дополнение. Были найдены захоронения мужчин со следами насильственной смерти, в т.ч. и курганные, и локальные. Общее число захороненных не указано, но явно не соответствует "мелкой стычке". По масштабам XIII века - безусловно, очень крупное сражение.
    Итак, получилась довольно изрядная компилятивная статья. Думал, покороче получится. Если я кого-то из сомневающихся не убедил, что Ледовое побоище было - рекомендовал бы найти рифмованную ливонскую хронику в оригинале и самостоятельно перевести соответствующий фрагмент, а результаты данного поиска выложить на сайте.
    1. 0
      1 марта 2020 18:17
      Николай! Вы ломитесь в открытую дверь. Здесь на сайте был целый цикл моих статей посвященных Побоищу, начиная от анализа всех летописных источников в хронологическом порядке и нестыковок в оных, и заканчивая анализом вооружения воинов на основе... То есть все было рассмотрено, и все есть. Можно найти через мой профиль или через поисковик, в конце статей были ссылки на предыдущие материалы, так всю "цепь" статей можно вытянуть.
      1. 0
        1 марта 2020 18:30
        Извиняюсь, Вячеслав. Ну, да, ломанул. Может быть, действительно получилось несколько слабовато. Но ведь кое-кто норовит закрыть эту дверь. И даже как бы довольно безапелляционно. Не удержался, выдал, что знаю. А на сайте я совсем недавно, еще путем не знаю, что на нем есть, а чего нет.
        1. 0
          1 марта 2020 18:35
          Ну, я так и подумал, и ничего криминального тут нет, что Вы постарались выдать то, что Вы знаете, это хорошо даже. Просто посмотрите рекомендованное. Есть очень интересная книга Д. Николя "Битва на озере Пейпус" (Оспрей -англ.), есть статья в Т-М "Имя князя", в принципе о том же... много всего есть... И никто здесь на ВО дверей никому не закрывает. Напротив, рады тем, кто пытается писать... Но и судят строго, не обессудьте.
        2. 0
          1 марта 2020 18:41
          И еще... когда будете читать летописи, посмотрите, когда появилась фраза "вода потопе", и еще... расстояние в семь верст, где оно на масштабной карте озера? А потом вспомните русские поговорки- "семь верст до небес...", "семь верст - не околица", "за порог - семь дорог". Летописцы часто использовали значимые числа. Одно из них было как раз семь.
          Так что что-то такое битвенное там было, конечно. Но писать, что это было эпохальное сражение - явное преувеличение.
          Кстати, Вы знаете сколько было замков в землях Тевтонского ордена и сколько братьев погибло за год до этого в битве при Легнице?
          1. 0
            1 марта 2020 19:18
            Вячеслав, спасибо за указания. Учту. Относительно замков Тевтонского ордена - право, поставили меня в тупик. С орденами тут что-то несколько... Ведь они объединились в 1237 году, если не ошибаюсь? Так что - считать заодно Ливонские? Да и вообще, честно говоря, не в курсе. Буду рассматривать это как домашнее задание. Что касается "за год до этого" - не уверен, что Легница правильно, мне казалось Лигница. Какой это город сейчас - не знаю. Я полагал, что там сражалось с монголами чешско-польское войско, а участвовали ли в нем братья - не в курсе. Правда, скажу за Джона Урдюя Пету, но это вообще какой-то непонятный кондотьер, я не знаю, из братьев ли он? Остался ли он жив после этой битвы - не в курсе. Конечно, с учетом того, что Польша и Чехия в это время были заселены гораздо более плотно, чем Русь, масштабы этого сражения, безусловно, были больше, чем Ледового побоища. Я, честно говоря, им как-то специально не интересовался - отметил как-то для себя, что был такой факт. Но для Руси Ледовое побоище, хотя оно и меньше по масштабам, полагаю, в несколько раз, было намного важнее, чем данное сражение при Легнице-Лигнице для Польши и Чехии, особенно учитывая состояние Руси непосредственно после нашествия. Мне кажется, монголы Европу так, прощупали - и решили, что игра не стоит свеч. Хлопотно. Много тяжелой кавалерии. Горы с дефиле на каждом шагу. С Русью им перед этим было попроще. Поэтому посчитали, что последнее море - Адриатическое. Пора поворачивать коней в родные степи.
            1. 0
              1 марта 2020 19:21
              Вот и хорошо! Когда человек находит информацию сам, он ее и ценит больше. Замки можно считать даже по данным 1291 года...
              1. 0
                3 марта 2020 23:20
                Добрый вечер, Вячеслав! Не могу дать точных ответов на Ваши вопросы, но хочу заверить, что Вы задели меня за живое - оказывается, я весьма упрощенно представлял всю картину. Так что я потихоньку ликвидирую свою малограмотность.
                Замков вместе с Ливонским орденом, или Меченосцев, что я путал - who is who, думаю, порядка 10-12. Точно посчитать не успел. Думал, намного больше. Не учитывал специфику Ордена.
                Легница - Лигница. Поскольку дело было в Польше, Легница, согласен, точнее. Лигница - германизированное название. Наверное, еще и "а" на конце неплохо бы убрать, но не убирают. Братьев, по-видимому, пало немало, но вряд ли больше 1000. Ошибался - не знал, что они участвовали. Уточнить не успел. Чешское войско, к моему удивлению, опоздало на битву - на один день. Смахивает на поход в Чешские Будейовицы. Особенности национального характера. Путь на Буг, господа, лежит через Сокаль. Правда, не сказано, какой Буг. Может быть, Южный? Или, в просторечии, Юбуг. Но все равно изрядный крюк. Легенда, что чешское войско уничтожило отделившуюся значительную часть монголов уже после битвы, в источнике, который я смотрел по данному поводу, признана несостоятельной.
                Вижу, что весьма солидный источник 1947 года издания, которому я доверял, можно сказать, всецело, хотя он, конечно, в любом случае весьма неполный, меня несколько подвел.
                Возможно, в отечественных летописях число убитых рыцарей несколько завышено, во всяком случае, 500 ближе к истине, чем 900, и что-то я засомневался, что в плен действительно было взято 50. Возможно, это округление. Насчет 7 верст проверить не успел, но во всяком случае, по карте масштаба 1:2 500 000, которой я сейчас располагаю, если я на ней правильно поставил место битвы и направление преследования, как раз что-то в этом духе получается. Правда, надо учесть, что озеро стало шире, но поправка к значению 7000 м не должна превышать 1000-1500 м. Это я могу несколько позже уточнить. Глубокие места заполнили наносы двух довольно крупных рек, впадающих и с западного, и с восточного берега, а пологие берега затопило. Средняя глубина, надо полагать, уменьшилась, а не увеличилась, как полагают некоторые комментаторы. Так что искать что-либо на дне - занятие более чем неблагодарное, оно просто абсолютно бесполезное.
                Каюсь - не добрался еще до Ваших статей. Но обязательно это сделаю при наличии времени. Но несколько попозже.
                1. 0
                  4 марта 2020 09:32
                  Уважаемый Николай! Мне очень приятно, что Вы столь серьезно отнеслись к моим рекомендациям. Все беды как раз от неполного знания. А уж источникам 1947-48 гг. я бы и вовсе не стал доверять. Очень в этом плане показателен номер газеты ПРАВДА от 5 апреля 1942 года. Ее передовая статья очень отличается от приведенной чуть далее. В одной из моих статей были фотокопии... Политизированность нашей истории стала причиной таких вот... колебаний. А образованных людей мало. Прочитал человек одну книгу, тут-то ему "истина" и открылась. А на деле не так. Про замки я написал специально. В конце 13 века их было 90 или около того. Каждый замок имел господина, хозяина - рыцаря. Помощник - кастелян тоже имел рыцарское вооружение, но в походы с сеньором чаще всего не ходил. И вот Вам расклад: 90 замков - 90 рыцарей, кто-то погиб при Легнице, кто-то страдал от ран, кто-то был болен поносом... То есть воевать Новогород поехали не все. Погнали чудь - мужиков с рогатинами... и сколько же реально сражалось рыцарей на Чудском озере? И пало? Кстати, в самых ранних летописях указывалось 400. 500 стало позднее!
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      4 марта 2020 10:33
      Николай Коровин (Николай) Добрый день! Вы проанализируйте не кусочек из летописи о т.н."Ледовом побоище", а все, что ему предшествовало.Все это в летописи есть. А то,что летописец перенес битву на озеро,так он художник, он так ее видел
  23. 0
    7 марта 2020 13:30
    Александр Невский дутая фигура. Его образ как гениального полководца и патриота сильно преувеличен в отечественной истории. В реальности он был властолюбивым и жестоким человеком. Вызывает сомнение масштаб ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей никогда не было. Ледовое побоище не являлось крупной битвой. Пример Литвы, в которую перешёл ряд русских князей со своими землями, показал, что успешная борьба с монголами была вполне возможна. Александр сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование в России деспотической власти.
    1. +1
      8 марта 2020 10:50
      Во многом с Вами согласен. Властолюбивыми и жестокими были все правители того времени. А вот за какие заслуги РПЦ причислила его к лику святых ни кто, м.б. кроме РПЦ, не знает. Нам выдают т.н. Ледовое побоище за эпохальную битву, которая, якобы остановила вторжение Ордена на русские земли, а как видно из Летописи, Александр шел мстить рыцарям за сепаратный мирный договор между Псковом и Орденом. И кого он остановил? Рыцари просто защищались.