Войны технологий: сварка советской брони

57
Войны технологий: сварка советской брони

Приемка танков Т-34, сошедших с конвейера завода № 183 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru

Все на войну с трещиной!


Высокотвердая гомогенная бронесталь 8С, ставшая основной для среднего танка Т-34, привнесла немало сложностей в технологический процесс производства. Надо отметить, что столь твердая броня в период всей Второй мировой войны на танках применялась только в Советском Союзе. И в этом, безусловно, были как положительные, так и отрицательные стороны. В предыдущих частях цикла уже шла речь о многочисленных трещинах, сопровождающих сварку корпусов и башен средних советских танков. При этом тяжелые КВ и затем ИСы были лишены этого: более пластичная броня средней твердости гораздо легче переносила избыточные напряжения при сваривании деталей. Инженеры «Броневого института» с начала 1942 года предложили комплекс мер по упрощению бронекорпусного производства и модернизации технологии сварки. Некоторые узлы вообще было решено не сваривать: к примеру, крепление задних и передних рам перевели на клёпку. Во многом это было заимствование после тщательного изучения немецких бронемашин.


Женщины-сварщицы за работой на Уральском танковом заводе в цеху сборки танков Т-34. Источник: waralbum.ru

Лобовые и бортовые детали танка сваривались теперь по требованию ЦНИИ-48 только аустенитовыми электродами, лучше приспособленными для трудносвариваемых сортов черного металла. В общей сложности теперь до 10% (или более) всех электродов, расходуемых на бронемашину, были аустенитовыми. Если ориентироваться на данные, приведенные в книге Никиты Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны», то на один Т-34-76 расходовали порядка 400 электродов, и 55 из них были аустенитовые. Среди требований к использованию подобных электродов был запрет на их работу при повышенных режимах токах – до 320А. Превышение этого показателя грозило высоким разогревом области шва с последующей деформацией при остывании и образованием трещин. Обратите внимание, что функции, подобные отечественному «Броневому институту», в Германии выполнял 6-й Департамент Управления вооружений сухопутных сил. Именно ему танковые заводы должны были представлять методы сварки корпусов и башен на утверждение в письменной форме. Спецы 6-го Департамента, в свою очередь, проверяли представленные материалы на соответствие временным техническим условиям сварки брони T.L.4014, T.L.4028 и T.L.4032. Данные требования были рассчитаны на сварку немецкой брони толщиной от 16 до 80 мм. Как уже говорилось в материале «Сварка танковой брони: немецкий опыт», в Германии не использовалась автоматическая сварка. Это, безусловно, серьезно тормозило скорость работы немецкой танковой отрасли, но и в Советском Союзе со сварочными автоматами были некоторые проблемы. Наряду с несомненным высоким качеством сварочного шва автоматизация сварки потребовала высококачественных присадочных материалов и строго соблюдения технологии работы. Однако это было неизбежной платой внедрение революционного метода производства, оказавшего столь значительное влиянием на качество и скорость сборки танков.




Рабочие свердловского завода за сборкой САУ СУ-122. Источник: waralbum.ru


Приварка командирской башенки к крыше танковой башни Т-34-85 автоматической сварочной установкой на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru


Сварка корпуса танка Т-34 автоматической сварочной установкой на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле. Источник: waralbum.ru

Если основная электродная и присадочная проволока оказывалась чрезмерно загрязнена серой, углеродом и фосфором (либо, наоборот, в ней недоставало марганца или оксида марганца), это приводило к образованию трещин непосредственно в сварочном шве. Важно было тщательно подготовить свариваемые изделия под флюс. Требования были жесткие: детали должны быть правильных размеров, без нарушений допусков. В ином случае для сваривания деталь на стапеле приходились «натягивать», тем самым создавая серьезные внутренние напряжения. Да и простое несоблюдение силы и напряжение сварочного тока приводило к дефективности швов: пористости, ноздреватости и непроварам. Учитывая низкий уровень квалификации рабочих, допускаемых до сварочных автоматов, в возможность брака такого рода верится легко. Все высококвалифицированные сварщики были заняты в ручной сварке и не могли влиять на качество сварки "машин Патона". Хотя их привлекали для исправления дефектов сварочных автоматов.




Сварка корпусов САУ СУ-122 и СУ-100 на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Источник: waralbum.ru


Литая деталь бронезащиты курсового пулемета ДТ. Завод № 183, 1942 год. Источник: Российский государственный архив экономики

Резкий рост производительности танковых заводов привел к 1943 году к одной неожиданной проблеме. Оказалось, что остальное производство не всегда успевало за танкостроением. Станки работали на износ, порой отсутствовали амперметры для контроля силы тока на автоматах, недоставало качественных сварочных электродов. Все это вызывало периодические «всплески» трещинообразования среди серийных Т-34. Гасить эти волны брака приходилось оперативными силами заводских технологов и инженеров из ЦНИИ-48.

Пересмотр конструкции


Твердая броня и трещины в ней заставили инженеров изменить не только технологию автоматической сварки, но и ручной подход. Большие сварочно-термические напряжения, в частности, испытывала верхняя лобовая деталь, когда на ней в процессе конвейерной сборки наваривали защиту пулемета ДТ, рымы, петлю водительского люка, защитную планку и другие мелочи. Вокруг защиты пулемета, которую очень тщательно обваривали, возникали нередко трещины длиной до 600 мм! Объемной была сварка в районе носовой части бортов, где они скреплялись мощными двухсторонними швами с лобовой верхней и нижней плитами, а также с кронштейнами ленивца. Часто зазор между деталями в данных частях не соответствовал нормативным и поэтому приходилось класть особенно массивный сварочный шов, оставляющий после себя серьезные внутренние напряжения. Требовалось уменьшить жесткость некоторых узлов и снизить общую долю сварки в соединениях, что и было сделано специалистами ЦНИИ-48 в самое кратчайшее время. В частности, изменили способ соединения подкрылков с передней деталью крыши корпуса. С помощью специальной «буферной» планки из малоуглеродистой стали, которую предварительно приваривали к подкрылку, удалось снизить уровень итогового напряжения внутри шва и брони вокруг. Далее разобрались с упоминаемой «инфраструктурой» на лобовой плите танка. Теперь приваривать рымы, защиту пулемета и петли люка по новым техническим условиям можно было только 5-6-мм электродами несколькими слоями: не менее четырех! Аналогичным способом соединяли подкрылки с крышей, лобовую плиту с бортами, подкрылками и крышей. Все остальное варили в 2-3 захода с 7-10-мм электродами.


Источник: Российский государственный архив экономики

Изменили и технологию соединений деталей корпуса танка Т-34. Первоначально все соединения, кроме сопряжения ВЛД и НЛД, были как по чертежам выполнены в четверть. Но вскоре после начала войны их поменяли на шиповое, но и оно себя не оправдало – слишком много появилось трещин в местах вырезания швов. Шиповое соединение для высокотвердой брони было не совсем уместно также по причине сильных местных усадочных напряжений после сварки. Что было хорошо пластичной немецкой броне, для отечественных Т-34 не подходило. Только в 1943 году на «танке победы» появились окончательные варианты сочленения, удовлетворившие специалистов ЦНИИ-48 – внахлестку и впритык.


Танковый корпус на кантователе. Источник: Российский государственный архив экономики

Проще всего процессы оптимизации сварочных работ прошли корпуса тяжелых советских танков. Соединение бронеплит в четверть на КВ оставили без изменений, но вот внутренние усилительные угольники заменили внутренними угловыми швами. Уже в самый разгар войны для тяжелых танков были выбраны (снарядными обстрелами прежде всего) наиболее оптимальные конфигурации сопряжения бронеплит. Если угол соединения был близок к 90 градусам, то лучше было использовать метод «в шип» или в четверть, а во всех остальных вариантах – враспор или в зуб. По итогам этих исследований в ЦНИИ-48 родилась своеобразная форма верхней части носового узла танка ИС-2, когда при толщине 100-110 мм броня обеспечивала всеракурсную защиту от снарядов 88-105 мм. Сопряжение деталей в этой прочной конструкции было простым, враспор.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 марта 2020 07:19
    Глядя на фото сразу слова из песни вспоминаются,
    "..дети с бабами у станков,
    на войне давно мужики.."
    Отличная статья, плюс!
  2. +9
    30 марта 2020 08:09
    Прекрасный цикл статей, если автор профи, то он любую тему сделает интересной. Жду новых материалов.
  3. +3
    30 марта 2020 08:19
    Приварка командирской башенки к крыше танковой башни Т-34-85 автоматической сварочной установкой на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле.

    Вот эту девочку на тяжелейшем производстве не прощу германии никогда!
    Уже в самый разгар войны для тяжелых танков были выбраны (снарядными обстрелами прежде всего) наиболее оптимальные конфигурации сопряжения бронеплит. Если угол соединения был близок к 90 градусам, то лучше было использовать метод «в шип» или в четверть, а во всех остальных вариантах – враспор или в зуб.

    Классная работа профессионалов hi
    1. +9
      30 марта 2020 08:45
      Цитата: Ольгович
      Классная работа профессионалов
      Советских исследователей и производственников.
      Где завывания о кровавой сути большевиков и убитой ими "российской науке"?
    2. -16
      30 марта 2020 08:47
      Цитата: Ольгович
      Вот эту девочку на тяжелейшем производстве не прощу германии никогда!

      А Германия здесь причём...это коммунисты заставляли работать.Вы уважаемый непоследовательны...
      1. +9
        30 марта 2020 09:08
        Ты ещё скажи, что проклятые комуняки напали на мирных немцев под Спалинградом...
        1. -3
          30 марта 2020 09:33
          Для некоторых русских.коммунисты страшнее нацистов....
          1. +6
            30 марта 2020 10:24
            Для некоторых русских при империи и простой деревенский мужик был страшнее чем немцы. что немец или нацист им сделает.
          2. +8
            30 марта 2020 11:42
            Цитата: апро
            Для некоторых русских.коммунисты страшнее нацистов....

            Для абсолютного большинства русских, демократы страшнее коммунистов....
  4. +6
    30 марта 2020 08:27
    Лобовые и бортовые детали танка сваривались теперь по требованию ЦНИИ-48 только аустенитовыми электродами,
    Небольшое уточнение - электроды аустенитные.
    1. +3
      30 марта 2020 09:32
      Цитата: Undecim
      Небольшое уточнение - электроды аустенитные.

      Вы правы, режет ухо. Это всё равно, что сказать - танковая броня железяковая.

      Твердая броня и трещины в ней заставили инженеров изменить не только технологию автоматической сварки, но и ручной подход.


      А это что за опус? Какой ручной подход?
      1. +10
        30 марта 2020 09:50
        Не стоит строго судить автора за технические и технологические ошибки, я думаю, что в сварке он все же не специалист, а в тексте особенностям технологии уделяется много внимания.
        В целом статья интересная и открывает одну из малоизвестных широкой публике страниц истории танковой промышленности СССР.
        Что касается предложения то оно должно было звучать так: "Твердая броня и трещины в ней заставили инженеров изменить технологию не только автоматической сварки, но и ручной."
        Склоняюсь, что это опечатка.
  5. +4
    30 марта 2020 08:27
    Учитывая,что основное производство сварочных флюсов осталось под немцами-в Никополе,целая история была по авральному внелрению эрзацев. Будет интересно!
    1. 0
      30 марта 2020 08:54
      Помнится на одной ещё демидовской длине нашли подходящий шлак для использования в качестве флюса именно для сварочных автоматов для брони.
      1. 0
        30 марта 2020 09:56
        Цитата: andrewkor
        Помнится на одной ещё демидовской длине нашли подходящий шлак для использования в качестве флюса именно для сварочных автоматов для брони.

        длине=домне? hi
        1. +1
          30 марта 2020 13:22
          Нашел технолог прямо на ж\д насыпи,по дороге на шлакоотвал. Флюс-это ,по сути,молотое стекло по виду. Коричневое или серо-голубое.
        2. 0
          31 марта 2020 06:24
          По длине - домне все вопросы к Гуглу.Ну а я просмотрел.
  6. +3
    30 марта 2020 08:52
    Хорошая, обстоятельная статья. Жду продолжения. Респект автору.
    1. +2
      1 апреля 2020 22:06
      Цитата: Авиатор_
      Хорошая, обстоятельная статья. Жду продолжения. Респект автору.

      Присоединяюсь на 100%!
  7. +13
    30 марта 2020 09:54
    Автору большое уважение за его работу.
    Такие статьи очень нужны для того, что бы люди понимали сколько труда, таланта, самопожертвования было вложено в Победу не только на фронте, но и в тылу.
    Именно такие, обычные статьи, лишённые какого-либо пафоса, проливают свет на колоссальный объём работы, проведённый Советской властью при подготовке к Великой Отечественной Войне - за каждым техническим решением, да что уж там - за каждым эскизом, чертежом, сварным швом, стоят реальные люди. То самое поколение - "ровесники века", в большинстве своём получившее образование уже либо в поздней Империи, либо в СССР. Дети бывших крестьян, мелких ремесленников, рабочих и прочих сословий, которых гордые потомки Онегина считали быдлом, безграмотным скотом ни на что не годным кроме как пить водку да размножаться.
    А гляди ж - Советы вытащили из деревень и городских трущоб, отмыли, обучили, к делу пристроили, дали общую цель и смысл жизни.
    И нет вины ТОЙ Советской власти, что правнуки этих людей так легко и практически без принуждения всё самым бездарным образом "слили", ибо та страна, которая победила нацизм, вывела человека в космос, строила первые атомоходы и запускала дистанционных роботов на Луну, по моему мнению, умерла вместе с этим героическим поколением где-то в середине 70-х прошлого века, растворившись в общем потоке человеческой тупости, лживости и себялюбия, оставив после себя, кроме реального "железа" истории о людях, больше похожих на былинных героев.
    Сталинский период это действительно наша античность.
    Я так думаю.
    1. +1
      1 апреля 2020 22:16
      ....нет вины ТОЙ Советской власти, что правнуки этих людей так легко......слили....

      Я много об этом думал, почему? Наверно не хотело то поколение, победившее войну, вспоминать тяготы своего детства, юности. Не хотело и рассказывать о тех трудных годах. Оно жило настоящим, было устремлено в будущее....А следующие поколения не интересовались, как трудно было раньше...
      1. +2
        1 апреля 2020 22:34
        Есть такой певец - Юрий Шевчук. Не касаясь его политических взглядов, должен отметить, что у него есть одна прекрасная песня - "Я получил эту роль". В ней практически полностью отражено разочарование поколения, которым на момент перестройки было порядка 25 - 35 лет текущим состоянием страны. Правильно говорил Кинчев: "Мы вскормлены пеплом великих побед". И вообще, всё творчество ранних, условно говоря русских рокеров, пронизано одним требованием: "Перемен!". Как и каких - они не знали, да и не должны они знать, ведь поэты, певцы, художники, писатели - это только нерв общества, но никак не голова и не руки.
        Вот и получается - что с нервами в позднем СССР было всё нормально, а от головы и рук осталась только одна задница, ибо про мальчиков-мажоров пел тот же Шевчук, а особенно в этом ключе мне запомнился роман Евтушенко "Ягодные места".
        1. +1
          1 апреля 2020 23:08
          ....пепел великих побед.....
          наверно, это о том, что , начиная с послереволюционного времени, развитие страны шло по нарастающей, Победа в ВОВ,. Восстановление, полёт человека в космос, а потом великие победы прекратились.
          Если современным языком----хотелось ""движухи "".
          Перемен---а каких ---непонятно.
          1. +1
            1 апреля 2020 23:24
            Именно так. Молодёжь всегда хочет перемен - это нормально, только мудрость/знания/опыт/хитрость руководства страной могут направить эту энергию в правильное русло. А как могли преобразовать запросы общества в позитивную энергию и куда могли её направить выкормыши системы типа Гайдара, которые видели страну только из окошек обкомовского членовоза? Причём с самого детства. Они не только не знали реальной жизни в стране - они и знать её не хотели. Эти люди на полном серьёзе брали в качестве экономической модели перестройки Венгрию. Венгрию, блин! Я не экономист, но даже мне очевидно где Венгрия, а где СССР!
            А народ. Что народ? Народу до озверения надоели талоны на всё, что можно купить. Я жил и в Поволжье и на Крайнем Севере и везде, то есть абсолютно везде помню только одно - бесконечные очереди за любым продуктом, кроме хлеба и простейших консервов, а из разговоров в поездах (тогда ещё люди говорили друг с другом) один из основных вопросов: "А как у вас со снабжением? Как с маслом, молоком, мясом?". Мне по детству было, в общем-то "до фонаря", но почему-то запомнилось.
            Короче говоря, страна была больна и экономически, и идеологически, а главное, в нужное время в нужном месте не оказалось лидера, способного собрать вокруг себя наиболее адекватных людей, выработать курс, отвечающий не политике Партии, а чаяниям большинства людей, населяющих СССР - одни долбанные клоуны от КПСС и ВЛКСМ желающие только одного - всё разобрать и по карманам рассовать, а так же экономисты-фантазёры из АН СССР.
            Конец был немного предсказуем, именно по этому, когда я служил, наш особист получал второе высшее по экономике, но мне, рядовому первого года службы было немного не до анализа.
      2. +1
        1 апреля 2020 23:17
        О тех трудных годах то поколение рассказывало, по крайней мере, в 60-х, когда самым молодым участникам ВОВ было 40 лет с небольшим. Отец мне рассказывал, да и в 70-е, когда я учился в Москве, он брал меня на встречи 889 и 46 гвардейского полков, лично мне Евдокия Давыдовна Бершанская говорила - вступай в партию! Они, партийцы сталинского времени не представляли себе, какой в 70-е годы стала эта процедура. Я, конечно, говорил, что вступлю, но меня там никто не ждал -тогда для этого надо было быть рьяным комсомольцем - показушником, приветствовалось произнесение лозунгов с трибун, и т. д. Опять же, поскольку мы числились технической интеллигенцией, то для сохранения процентного содержания в партии "передового рабочего класса" следовало привести в партию не меньше двух гегемонов. Мне эта суета была противна, а один наш "русскоязычный" товарищ, чтобы промылиться в партию, регулярно уговаривал механиков со стенда вступать в партию, они его вежливо посылали. Партия сгнила с головы, так и не оправившись после лживого доклада Хруща Кукурузного на ХХ съезде, после наше общество развивалось без национальной идеи, по инерции. Вот и произошла реставрация капитализма.
        1. +1
          1 апреля 2020 23:45
          Я имел в виду послереволюционное или довоенное время. Моя бабушка 1928гр умерла 4,5 года назад. Лет за 5-7 до смерти начала вспоминать, как ходили в платьях из мешков, как колоски собирали, как в школу в соседнюю деревню ходили больше часа, как всё время были голодны, чувства сытости не знали от слова ""совсем""...Про оккупацию..... А вот своим детям---ничего этого бабушка не рассказывала. Видимо, не могла так долго об этом говорить.
          1. +1
            2 апреля 2020 10:14
            Да, про самое тяжёлое не рассказывали, это верно. Во время так называемого "голодомора" (отцу 10 лет) он с другом вылавливал сусликов в степи, так они кормили семьи. Это в Воронежской области.
            1. +2
              2 апреля 2020 10:47
              Доброго Вам дня! Это самые сильные поколения были, чьи детство-молодость после революции формировались. Откуда у них такая сила? Это можно только с какой-то стихией сравнить.
              Я сейчас репринтные издания о том времени читаю. Потрясающе просто!
              А начал----с Архива Мурзилки за 1924год. После Гражданской войны во всём был ущерб, нехватка всего А о детях думали, ясли-сады, журналы детские, что бы создать социалистического человека!
              1. +1
                2 апреля 2020 11:15
                Да, интересное то время, очень необычное. Была Великая Идея и народ стремился её воплотить. Но не весь. Часть мечтала о "собственном свечном заводике в Самаре". Перечитываю А.Н. Толстого "Аэлиту". Он там, конечно, несколько схематичен, это не "Пётр Первый" и не "Хождение по мукам", но одно только название троицкого проспекта в Петрограде - "Улица Красных Зорь" завораживает.
                1. +2
                  2 апреля 2020 11:51
                  laughing И я недавно ""Аэлиту"" перечитывал! К сожалению, ""Хождение по мукам "" только в планах.
                  Есть сейчас Бульвар Красных Зорь. В Невском районе. А улицу Красных Зорь потом (?????)переименовали в проспект Москвиной, а в 1998 опять переименовали.
                  1. +1
                    2 апреля 2020 14:24
                    А не в Кировский, а потом в Троицкий опять? Это на Васильевском острове, вроде.
                    1. +1
                      2 апреля 2020 14:36
                      А теперь про причину запрета комментов, плз. Это к админу сайта.
                      1. +1
                        2 апреля 2020 15:04
                        Цитата: Авиатор_
                        А теперь про причину запрета комментов, плз. Это к админу сайта.

                        Это у Вас такая надпись? У меня было, когда я долго переделывал комментарии или захотел переделать, а время допустимое исчерпан о, оказывается.,
                      2. +1
                        2 апреля 2020 17:20
                        Да, по-видимому у меня тот же случай - глянул по карте Питера, где что, стал корректировать и не уложился во время
                      3. +2
                        2 апреля 2020 17:45
                        Раньше я как-то расстраивался, что Кировский проспект переименовали. Но---табличка на доме висит, дом 26/28.Там Музей, есть лекции, но опять же---в планах у меня. А имя Кирова в городе есть .
                    2. +1
                      2 апреля 2020 15:15
                      Кировский проспект на Петроградской, там дом, где раньше жил Киров, теперь возвращено прежнее название---- Каменноостровский.
                      Троицкий проспект в историческом центре города----есть и Троицкий собор.
                      В "" Аэлита"" не задумался о проспекте Красных Зорь , может потому что недавно на Бульваре Красных Зорь был..
  8. +5
    30 марта 2020 10:32
    При прочтении материала так и встает перед глазами ссылка об уменьшении стоимости производства танка Т-34 с 269 000 рублей до 135 000 рублей. Повышение количества и качества через оптимизацию процесса производства как на уровне отдельного рабочего так и до уровне министерства. Гордость берет за предков.
    1. +6
      30 марта 2020 11:56
      Повышение количества и качества через оптимизацию процесса производства как на уровне отдельного рабочего так и до уровне министерства.
      Именно. Как-то в одной статье встречал, сколько изобретений, рац.предложений и тому подобного было сделано только на танковом производстве для такого результата. Там тысячи мелких и крупных улучшений. Не только в конструкции, но и в производственных линиях, приемах работы, внутренней логистики предприятий. Сразу понимаешь, что у станков, не смотря на недоедание и работу на износ, трудились люди с активной позицией, пытливым умом и огромной заинтересованностью. А не равнодушные "винтики". И не один-два, а практически все.
  9. +3
    30 марта 2020 12:20
    Что то смущают меня аустенитные электроды по черному металлу. Аустенитные это нержавейка группа М11, черная М01 и если ими варить как раз трещины и полезут. Да еще токи до 320А! Нержавека начинается в реале от 65 А в нижнем положени примерно 80А на корневом слое для диаметров 2,5 мм, меньше прилипнут выше утекут. Заполнение и облицовка в пределах 85-110 А для диаметров 3,2-4,0. Ну может еще 5,0 можно варить в пределах 120А, но это уже уметь надо очень хорошо варить! И еще на фото девушки без краг, либо постановка либо капец рукам на первом же шве!
    1. +4
      30 марта 2020 16:16
      Цитата: Алексей 1970
      либо постановка либо капец рукам на первом же шве!

      Да, скорее всего постановочное фото. Щитки тоже держат так, как при сварке этого не делают. В данном случае - чтобы лица было видно на фотографиях. Тока на держаках нет и т.д.
      Но мы ведь не будем судить слишком строго? Кадры сварщиков в процессе работы не так впечатляют...
      1. +1
        30 марта 2020 16:50
        Ну да, в то время качество самой съёмки тоже было не очень, поэтому было бы ещё хуже от яркой дуги, да и не сужу вообще этих девушек, просто не имею права. Если бы не их труд, нас бы просто не было.
        1. +1
          30 марта 2020 17:55
          И то, что они якобы сваривают - не сборочная единица танка, а просто стапель...
    2. +1
      30 марта 2020 19:06
      Броня 8С не "черный металл" а среднелегированная сталь с повышенным содержанием углерода. Основные легирующие элементы - никель, марганец, хром, молибден, кремний.
      1. 0
        30 марта 2020 19:25
        А разве не содержанием углерода (именно 0.3 и выше) определяется принадлежность металла к той или иной группе, а у ж потом естественно и легирующие элементы в его составе? Просто хочется разобраться в этом вопросе, так с броневыми статьями не работал. Другой профиль, эти стали только в теории знакомы
        1. 0
          30 марта 2020 20:50
          Содержание углерода является определяющим для классификации углеродистых сталей, то, что Вы называете "черный металл".
          Состав углеродистой стали - железо и углерод а так же кремний, марганец, фосфор и сера в виде примесей.
          Легированная сталь кроме железа и углерода содержит специально вводимые в процессе плавки легирующие элементы, которые и определяют ее свойства и принадлежность к тому или иному виду легированных сталей.
  10. 0
    30 марта 2020 12:22
    Забыл добавить, для разнордных сталей существуют специальные переходные электроды. Вот ими скорее всего и варили, но никак не аустенитными!
  11. -5
    30 марта 2020 12:57
    Молодцы русские технологи электросварки - по всем показателям техпроцесса сделали немецких дикарей.
  12. +3
    30 марта 2020 13:41
    Цитата из статьи:
    «Как уже говорилось в материале «Сварка танковой брони: немецкий опыт», в Германии не использовалась автоматическая сварка.
    Это, безусловно, серьезно тормозило скорость работы немецкой танковой отрасли, но и в Советском Союзе со сварочными автоматами были некоторые проблемы.»

    В Германии с удовольствием бы использовали автоматическую сварку, но у немцев не были разработаны ни технологии автоматической сварки, не было разработано ни оборудование для автоматической сварки, не было разработаны ни расходные сварочные материалы для автоматической сварки.
    В области автоматической сварки Германия, немцы находились на нуле по сравнению с Советским Союзом, как говорит молодёжь - в отстое.
    С любой новой техникой-технологией были, есть и будут проблемы всегда и везде.
    Но проблемы с автоматической сваркой были закрыты и в результате затраты труда на сварку корпуса Т-34 снизились в восемь раз, по сравнению с ручной сваркой и при этом качество и прочность сварных швов стали выше, чем при ручной сварке.
    А вопрос качества и прочности сварных швов корпуса танка – это вопрос жизни и смерти его экипажа.
    Автоматическая сварка Патона победила немецкую сварку, работала на Победу, приближала и приблизила Победу.
  13. 0
    30 марта 2020 17:59
    Немцы успели провести перевооружение к операции "блау" в1942 году, именно благодаря этому стал возможен рывок на Кавказ. Так же не понятно почему в результате всех модернизации т-34 оставили курсовой пулемёт на лобовой броне, и лицевая часть маски башни, как раз куда попадал снаряд и рикошетом вниз прям в танк. Два места куда сразу целился наводчик орудия.
    1. +1
      30 марта 2020 18:48
      Так же не понятно почему в результате всех модернизации т-34 оставили курсовой пулемёт на лобовой броне, и лицевая часть маски башни, как раз куда попадал снаряд и рикошетом вниз прям в танк. Два места куда сразу целился наводчик орудия.

      С какой дистанции наводчик мог попасть в яблоко курсового пулемёта?
      К тому же к 1943 году была изменена его бронировка и пулемёт стали оснащать оптическим прицелом!
      Германцы занялись модернизацией своих танков планомерно с их производством.
      А нашим КБ сперва требовалось наладить бесперебойное производство танков (порой на не приспособленных для этого заводах) и только после этого браться за их модернизацию! hi
      1. 0
        30 марта 2020 20:19
        на военных фото много таких попаданий, мемуары Манштейна, там он сам описывает куда старались целиться немецкие наводчики, особенно из 88 мм пушек,подробно рикошет под маску орудия описывает. У нас правда несколько позже смекнули, и ситуацию исправили, а вот с пулемётом, и люк мехвода, так и осталось.
        1. +1
          30 марта 2020 22:59
          Из 88 мм зениток могли попасть! Они и по силуэту выше специализированных противотанковых орудий. Значит линия их огня была выше, чем линия огня ПТО!
          На фото много подбитых Т-34 с дырами просто в лобовом бронелисте!
          Люк мехвода девать было некуда. Пулемёт так-же оставили и при оптическом прицеле он стал помогать! Усиливать 45 мм на 60 мм после появления "кошачьего семейства" смысл отпал! 60 мм пробивались без проблем 88 и 75 мм орудиями!
          Но влекло бы перетяжеление передних катков ходовой!
  14. +1
    30 марта 2020 18:35
    Алексей 1970, уважаемый, автор прав про аустенитные электроды для ручной сварки.
    Вам доводилось работать с маломагнитными сталями или с хладостойкими? Если будет у Вас время и интерес посмотрите, пожалуйста, для примера, про сталь Ю - 3: https://www.auremo.org/materials/stal-45g17yu3-yu3-ei839.html
    Ольгович (Андрей), уважаемый, автоматическая сварка под флюсом в разы более лёгкая и в разы менее вредная, чем ручная электросварка.
    1. 0
      30 марта 2020 18:48
      А какая сталь применялась в Т 34, искал, приводится в разных источниках либо 8С либо Х3, видимо стали старые, не нашёл ни предела прочности ни предела текучести только химсостав, сталь Ю 3 нигде не упоминается, поэтому и спрашиваю точно ли такую сталь варили именно аустенитными электродами, приведенные стали же перлитного класса.
  15. +1
    30 марта 2020 18:37
    Сварка корпусов САУ СУ-122 и СУ-100 на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Источник: waralbum.ru

    Странная подпись к фотографии. Разве СУ-122 не была снята с производства до появления СУ-100?
    Возможно на фото параллельное производство корпусов СУ-85 и СУ-85М!
    1. 0
      30 марта 2020 20:21
      Если честно, то бред, гаубицу на пуху менять, нужно и гаубица, и пуха под рукой.
      1. 0
        30 марта 2020 22:51
        А ресурсы на это были?
        И при больших претензиях к гаубице М-30 не создали работоспособную альтернативу. Одна опытная гаубица У-11 оказалась дорогой для казны, вторая Д-6 не прошла испытания стрельбой!!!
        Михаил Николаевич Свирин
        Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945
        ...В целом испытания стрельбой и пробегом самоход выдержал, но его вес был сочтен излишним, а стоимость орудия У-11 – высокой. Поэтому комиссия признала необходимым внести изменения в конструкцию САУ для дальнейшего улучшения, после чего она могла быть рекомендована на вооружение артиллерийских частей КА.
        ...122-мм орудие Д-6 машины СУ-122-3 капризничало в ходе тестирования и после многочисленных поломок было снято с испытаний.

        Войска просили среднюю САУ со 122 мм гаубицей, но от работ по ним отказались!
        И в производстве были только тяжёлые ИСУ-122/ИСУ-122С!