Military Review

Tractor of strategic purpose. MAZ-537: from Minsk to Kurgan

20

MAZ-537G with non-trivial cargo. Source: trucksplanet.com


Order Above All


The rapid development of rocketry in the Soviet Army required tractors of the appropriate format and in large numbers. The Minsk Automobile Plant, which developed the family of the country's first heavy tractors MAZ-535/537, managed to assemble only 1960 cars by 15. There were many reasons. There were not enough workers and engineers, equipment for the manufacture of parts, as well as space for the assembly production. The MAZ pilot production workshop was not completely ready and did not chronically cope with the fulfillment of planned targets. And in 1960, the special production of the Minsk Automobile Plant received an order immediately for 90 tractors. The fact that strategic products were under special control at the USSR Ministry of Defense was mentioned in previous parts of the story. But this plan was not yet final. On January 15, 1960, a commission of the Presidium of the Council of Ministers of the USSR obliged the special production of MAZ, taking into account the resulting debt, to deliver already 116 vehicles during the year! It was stress not only for the Minsk plant, but also for the whole republic. The Belarusian Automobile Plant, the Mogilev "Electric Motor", as well as the leading enterprises of the capital of the BSSR: tractor, bearing, motor, machine-tool plants and automatic lines factory were involved in the execution of the order of the Ministry of Defense. The pilot production workshop was allocated in an emergency order 218 units of metal cutting, 25 forging and pressing, 20 thermal, 30 welding and 115 units of laboratory equipment, as well as 15 special machines. Earlier, to expand production, Minsk SKB-3 issued an order for the development and production of 750 special devices, stands and 120 cold dies. This allows us to understand how the MAZ-535/537 series was new for the domestic industry - the production of equipment for assembling tractors was separately organized. A big problem was personnel shortage. To master the production of complex equipment in such a short time, replenishment by experienced engineering and technical personnel was required. It was practically impossible to find such specialists outside the Minsk Automobile Plant, so the workers were removed from other production lines and transferred to the secret stocks of the pilot production workshop. There were not enough engineers and SKB-1, the main developer of new special MAZs, so it was decided to allocate at least 1000 square meters of departmental housing to retain personnel on the ground. To solve the problem of national importance, the leadership of the republic and the car factory did not spare any resources.


MAZ-537 aircraft of Hungary. Source: drive2.ru

As the flywheel spun for serial production of heavy MAZs, the problem of evaluating the operation of new equipment arose. The army has never encountered such sophisticated equipment before - in many ways even Tanks were simpler in design solutions, so there were a lot of issues regarding the operation of multi-axle tractors. For effective interaction with the military operating the MAZ-535/537, on August 2, 1960, an automobile operation bureau was established.




Ukrainian tank trucks. Source: vk.ru


Airfield car. A jet engine was located on the cargo platform, supplying a gas stream to two arms in front of the MAZ. The machine cleared the runways of military airfields. Source: vk.ru

It is noteworthy that only two years after launching into mass production from May to November 1960, the first large-scale tests of new machines were carried out. Three MAZ-535A tractors passed 20 thousand kilometers under the supervision of the State Commission, and more than 537 thousand MAZ-537 and -16A vehicles as part of in-plant testing.

In the summer of 1960, the factory SKB-1 received an unprecedented influx of fresh personnel: almost the entire graduation of the autotractor faculty of the Belarusian Polytechnic Institute joined the ranks of engineers. It is these yesterday’s students who for many years formed the engineering backbone of the special production personnel of the Minsk Automobile Plant.

The result of the above work was not just the fulfillment of an order of the Ministry of Defense, but the production of superplanned vehicles - instead of 116, 153 tractors were sent to the army.














Moments of the busy life of the MAZ-535/537 family. Source: vk.ru

1961 was a turning point for the special production of MAZ. Firstly, work began on the 543rd machine, which became the main family of missile carriers, and secondly, on February 9, the USSR government adopted a decree on the transfer of production of MAZ-535/537 tractors to the Uralselmash Kurgan. Once again, Minskers gave the car to a third-party manufacturer, freeing up resources for the new model. Finally, the crown of all the hard work was the adoption of the MAZ-535/537 family of tractors by the Soviet Army. This happened on July 16, 1962, when more than 200 vehicles were delivered to the troops. After that, the Minsk heroes joined the army in a wide series - in 1963 an order was issued immediately for 360 tractors. The plant was supposed to produce at least one four-axis giant per day! In addition, the military after trial operation returned the tractors to the plant for modernization and refinement. So, in 1963 almost 150 cars were returned, of which only 7 were brought into proper condition. As a result, a plant was born in the city of Borisov, which was exclusively engaged in finalizing strategic tractors and tank trucks under the strict guidance of Minsk residents.

Tractors from Kurgan, engineers from Voronezh


The transfer of heavy MAZ production from Minsk to Kurgan, which began in 1961, ended in 1964, when the first cars left the gates of the wheel tractor plant named after D.M. Karbyshev. It was a MAZ-537 tractor unit and a 15-ton ballast tractor 537A, equipped with an additional hydraulic pushing bar. In this design, the machine could fulfill the functions of a pusher tractor, supplementing with its thrust the main pulling tractor. It is noteworthy that the first time, until major changes were made, all the equipment produced on the KZKT was called the old-fashioned MAZ. The new factory also produced equipment used in civilian life. Naturally, these were truck tractors that transported a wide range of heavy construction equipment on semi-trailers. Since 1970, a small series for the oil and gas pipelines under construction has been producing the MAZ-537P machine with an installed power take-off gearbox and TT-2 dissolution trailer, which was used as part of the PV-481 pipe carrier. However, such MAZs were not widely used in civilian life. Firstly, the resource of the tank engine did not exceed 1500 hours, and secondly, the consumption of diesel fuel and oil was very large, and thirdly, for the maintenance of such equipment highly qualified repairmen and an extensive technical base were required.






Kurgan KZKT-537L at military airfields of Russia. Source: fototruck.ru



Tractor of strategic purpose. MAZ-537: from Minsk to Kurgan








KZKT-537L. Source: trucksplanet.com

The first-born of its own Kurgan development, which received the name KZKT, was a 15-ton 537-ton ballast tractor. It appeared in 1976 and was formally intended for service at airfields, where the tractor was supposed to tow 200-ton transport aircraft. On the KZKT-537L platform, 16 tons of ballast were located, the front and rear overhangs were lengthened, and the exhaust system was modernized so as not to block the working space around the hitch. Based on the L model, an experimental KZKT-537M truck tractor was developed, in which the D-12A motor was replaced for the first time with a YaMZ-240NM with a capacity of 500 liters. from. It was already a car engine (and not a variation of the tank V-2) with the corresponding resource. At the very end of the 70s, this 12-cylinder V-shaped engine was still installed on serial 537L cars.




KET-T. Photo: Vitaliy Kuzmin.


KET-T. Source: drive2.ru

In addition to the modifications that were discussed in the previous article, a version of the KET-T evacuation conveyor also appeared in production. True, it was produced at the Voronezh Central Automobile Repair Plant No. 172, and was developed at 21 research institutes in the mid-80s. But the wheeled chassis was Kurgan - MAZ-537G. The crew of the machine consists of three people: the commander, the driver and the rigger, who is responsible for docking the damaged equipment and layout of the rigging equipment. In addition to the fact that KET-T can evacuate equipment by semi-loading and on a rigid hitch, it is able to pull out stuck cars with a lifting-block device. Rigging equipment includes a two-roller unit, which allows you to get the force to pull out stuck machines up to 46 tf. If this is not enough, then the block chain, depending on the configuration, makes it possible to pull equipment from the mud captivity with a force of up to 80 tf! The main “target audience” of the KET-T rescuer was KrAZ, special BAZ chassis and MAZ wheeled chassis. Additional bonuses for the tow truck were equipment for gas-flame cutting of metal, as well as a boom crane, designed for one and a half tons of cargo. Finally, in extreme cases, the crew could conduct reconnaissance of chemical and radioactive contamination of the area and even carry out blasting operations. For this, the evacuation tractor has a demolition kit No. 77.


MTP-A4.1. Source: Evgeny Kochnev, "Secret Cars of the Red Army"

Another engineering equipment based on MAZ-537G manufactured in Voronezh was MTP-A4.1, or a technical assistance vehicle. The main objective of the wheeled giant, developed in 1984 at 21 research institutes, was the technical assistance of heavy wheeled vehicles and a special chassis. A distinctive feature of this rare engineering machine was a small awning with glazing. In addition to the fact that MTP-A4.1 could tow equipment weighing up to 45 tons on a rigid hitch or in a semi-submersible state, the three crew members had at their disposal a supply of oils, special liquids, fuel and spare parts.

Subsequently, all engineering equipment and tractors of the Kurgan plant were transferred to the new KZKT-7428 base, which is a deep modernization of the MAZ-535/537 series. This happened in the early 90s and was already connected with the Russian Army.




MAZ (KZKT) -545. Source: autowp.ru


MAZ (KZKT) -545A. Source: autowp.ru




Options for MAZ (KZKT) -545A. Source: kolesa.ru

History numerous versions and variations on the theme of MAZ-535/537 can be continued for a long time, but the format of this material does not allow to embrace the immense. However, one can not lose sight of one iconic car - MAZ-545, developed in 1969.

There is still no final answer to the question of who was the head developer of the machine: Minsk SKB-1 or Kurgan KZKT? Different sources cite conflicting data. Be that as it may, speed, power and capacity - this is how the main parameters of modernization of the classic heavy MAZ can be characterized. We delivered a new turbocharged V-38 diesel engine with a capacity of 650 liters. sec., which increased the average speed of the transfer of armored vehicles on highways. Previously, tank crews stubbornly carried marching throws in their regular places, but now the second row of seats appeared on the tractor for tankers - the cabin was doubled. An important novelty was the 4-speed manual gearbox with electro-hydraulic engagement of friction disc clutches, providing a wider range of torque and eliminating the transfer case. In addition to the truck tractor, a MAZ-545A ballast tractor was built, which was largely similar in parameters to its predecessor.

The 545th tractor from Kurgan did not go into series. Largely because of the Oplot series of tractors being developed simultaneously in Minsk. But the developments in technology were subsequently effectively applied on KZKT-7426 and 7427 vehicles.
Author:
Articles from this series:
MAZ-535: heavy child of the Cold War
The development of power: MAZ-535 is gaining strength
20 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Dr. Sorge
    Dr. Sorge April 14 2020 18: 35 New
    +7
    Good historical review. So sometimes you drive around the city past this plant and you will more understand what kind of story was created right next to you.
    1. wandlitz
      wandlitz April 14 2020 19: 10 New
      +7
      Rather, past the remains of the former glorious plant KZKT. Alas, it has sunk into oblivion after privatization ...
      A huge plus to the article, thanks to the author.
      1. BARKAS
        BARKAS April 14 2020 19: 27 New
        +4
        My neighbor worked there on the KZKT, though in the production of BTR-60 they were also made there by 91g. even everything was ready for the start of production of the BTR-80, but further events prevented it.
  2. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins April 14 2020 18: 43 New
    +4
    Thanks to the author. These are us and pulled from the park but to the landfill)))
  3. Trevis
    Trevis April 14 2020 19: 18 New
    0
    Ferocious thing!
  4. tihonmarine
    tihonmarine April 14 2020 19: 38 New
    +4

    This is what remained under capitalism, and what happened under socialism. By the end of the 2010s, production activity on the profile of the enterprise was completely discontinued, equipment was dismantled, several workshops were demolished. Part of the shops and other real estate of the plant became trading platforms. The largest shopping malls are “Hypercity” and shopping mall “Rio”. Part of the workshops went to the Kurgan Industrial Park
    1. Elturisto
      Elturisto April 14 2020 20: 55 New
      -1
      Are you from Kurgan?
      1. tihonmarine
        tihonmarine April 15 2020 05: 42 New
        +3
        Quote: ElTuristo
        Are you from Kurgan?

        No, but my classmates worked there, Vitka Tikhomirov, Tolik Savchenko and Slavka Yushchenko. They live there.
  5. Topol M
    Topol M April 14 2020 20: 04 New
    +6
    GLORY MZKT !!! Thanks to our plant, all mobile systems of the Strategic Missile Forces of the USSR, and now the Russian Federation, are based on Minsk tractors. Itself passed from 1979 to 1989 in military unit 23463, the famous Squadron using this technique, starting from the PIONER complex and ending with the Perimeter system. 543 and 547 transported everything from rockets to the dining room, hotel, MDSO (duty shift and defense machine), and MDES (4 diesel engines ESD-20 in the kung)
  6. 75 Sergey
    75 Sergey April 14 2020 20: 30 New
    +1
    What is now with the KZKT plant?
  7. Elturisto
    Elturisto April 14 2020 20: 53 New
    +1
    On the territory of the KZKT in the city of Kurgan, the market is filled with Chinese consumer goods .... the amba plant ... The department of welding was liquidated at the local polytechnic, and the department of oligophrenopedagogy was replaced ... glory to the galoshes ...
  8. Elturisto
    Elturisto April 14 2020 21: 00 New
    0
    + !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  9. Ros 56
    Ros 56 April 15 2020 07: 12 New
    0
    Once upon a time, back in the 80s, in the winter I had a chance to go home from relatives from the village. So we were tormented with snowy grades on a grader, probably every 100-500 meters, like nonsense, only 4-5 meters long, and the PAZ got up every now and then. And here we see a miracle, according to the virgin nature, rushing, as we called it, a Hurricane belonging to geologists and even henna, only snow breakers as if on water behind it. They admired the power and cross-country ability of this car.
  10. tima_ga
    tima_ga April 16 2020 01: 10 New
    +2
    I enjoyed reading a series of articles, many thanks to the author.
    Forest managers told me that they took the 535th from conservation, changed the engines to Yaroslavl 240 and even 238 and dragged bulldozers, excavators, forwarders, harvesters, etc. on them with a trawl. They said that a car with the Yaroslavl engine is no more complicated and capricious 255 KRAZ, and drags off the road well. Only eats more :)
  11. Dr. Sorge
    Dr. Sorge April 16 2020 16: 10 New
    0
    Hard workers today are serving https://youtu.be/_uiZi1eXy1E
  12. Laplander
    Laplander 17 May 2020 22: 29 New
    0
    The full documentary video history of this tractor

Военное обозрение

Тягач стратегического назначения. МАЗ-537: из Минска в Курган

20

МАЗ-537Г с нетривиальным грузом. Источник: trucksplanet.com


Заказ превыше всего


Бурное развитие ракетной техники требовало в Советской Армии тягачей соответствующего формата и в большом количестве. Минский автозавод, разработавший семейство первых в стране тяжелых тягачей МАЗ-535/537, к 1960 году сумел собрать всего 15 машин. Причин было много. Не хватало рабочих и инженерно-технических работников, оборудования для изготовления деталей, а также площадей для размещения сборочного производства. Цех опытного производства МАЗа не был до конца готов и хронически не справлялся с выполнением плановых показателей. И вот на 1960 год спецпроизводство Минского автозавода получает заказ сразу на 90 тягачей. О том, что продукция стратегического назначения была на особом контроле в Министерстве обороны СССР, упоминалось в предыдущих частях повествования. Но и этот план было еще не окончательным. 15 января 1960 года комиссия Президиума Совета Министров СССР обязывает спецпроизводство МАЗа с учетом образовавшейся задолженности поставить в течение года уже 116 машин! Это был стресс не только для минского завода, но и для всей республики. К выполнению заказа Министерства обороны привлекли Белорусский автозавод, могилевский «Электродвигатель», а также ведущие предприятия столицы БССР: тракторный, подшипниковый, моторный, станкостроительный заводы и завод автоматических линий. Цеху опытного производства в авральном порядке выделили 218 единиц металлорежущего, 25 кузнечно-прессового, 20 термического, 30 сварочного и 115 единиц лабораторного оборудования, а также 15 спецстанков. Еще раньше для расширения производства минскому СКБ-3 оформили заказ на разработку и производство 750 особых приспособлений, стендов и 120 холодных штампов. Это позволяет понять, насколько серия МАЗ-535/537 была новой для отечественной промышленности – отдельно было организовано производство оснастки для сборки тягачей. Немалой проблемой стал кадровый голод. Для освоения производства сложной техники в столь сжатые сроки требовалось пополнение опытным инженерно-техническим персоналом. Найти за пределами Минского автозавода таких спецов было практически невозможно, поэтому рабочих снимали с других производственных линий и переводили на секретные стапеля цеха опытного производства. Не хватало инженеров и СКБ-1, главному разработчику новых спецМАЗов, поэтому для закрепления кадров на местах было решено выделить не менее 1000 квадратных метров ведомственного жилья. Для решения проблемы государственного значения руководство республики и автозаводчане не жалели никаких ресурсов.


МАЗ-537 ВС Венгрии. Источник: drive2.ru

По мере того как раскручивался маховик серийного производства тяжелых МАЗов, возникала проблема оценки эксплуатации новой техники. В армии со столь сложной техникой никогда раньше не сталкивались – во многом даже танки были проще по конструктивным решениям, поэтому вопросов к работе многоосных тягачей было немало. Для эффективного взаимодействия с военными, эксплуатирующими МАЗ-535/537, 2 августа 1960 года было создано бюро эксплуатации автомобилей.




Украинские танковозы. Источник: vk.ru


Аэродромная машина. На грузовой платформе располагался реактивный двигатель, подающий газовую струю на два рукава в передней части МАЗа. Машина очищала ВПП военных аэродромов. Источник: vk.ru

Примечательно, что только спустя два года после запуска в серийное производство с мая по ноябрь 1960 года провели первые масштабные испытания новых машин. Три тягача МАЗ-535А прошли под надзором госкомиссии 20 тысяч километров, а машины МАЗ-537 и -537А в рамках внутризаводских полигонных испытаний — более 16 тысяч.

Летом 1960 года заводское СКБ-1 получило небывалый ранее приток свежих кадров: практически весь выпуск автотракторного факультета Белорусского политехнического института пополнил ряды инженеров. Именно эти вчерашние студенты на долгие годы сформировали инженерный костяк кадров специального производства Минского автозавода.

Итогом вышеописанной работы стало не просто выполнение заказа Министерства обороны, но выпуск сверхплановых машин – вместо 116 в армию отправили 153 тягача.














Моменты насыщенной жизни семейства МАЗ-535/537. Источник: vk.ru

1961 год стал для специального производства МАЗа во многом переломным. Во-первых, начались работы по 543-й машине, ставшей основной целого семейства ракетовозов, а во-вторых, 9 февраля правительство СССР приняло постановление о переводе производства тягачей МАЗ-535/537 на курганский «Уралсельмаш». В очередной раз минчане отдавали машину стороннему производителю, освобождая ресурсы для новой модели. Наконец венцом всей напряженной работы стало принятие на вооружение Советской армии тягачей семейства МАЗ-535/537. Случилось это 16 июля 1962 года, когда в войска было поставлено более 200 машин. После этого минские богатыри пошли в армию широкой серией – в 1963 году был оформлен заказ сразу на 360 тягачей. Завод должен был выпускать не менее одного четырехосного гиганта в день! Кроме этого, военные после опытной эксплуатации возвращали тягачи на завод для модернизации и доработки. Так, в 1963 году вернули почти 150 машин, из которых только 7 удалось привести в надлежащее состояние. В итоге в городе Борисове родился завод, занятый исключительно доработкой стратегических тягачей и танковозов под чутким руководством минчан.

Тягачи из Кургана, инженеры из Воронежа


Начавшийся в 1961 года перевод производства тяжелых МАЗов из Минска в Курган закончился в 1964 года, когда из ворот завода колесных тягачей имени Д. М. Карбышева вышли первые машины. Это был седельный тягач МАЗ-537 и балластный 15-тонный тягач 537А, оснащенный дополнительно гидравлическим толкающим брусом. В данном исполнении машина могла исполнять функции тягача-толкача, дополняя своей тягой основной тянущий тягач. Примечательно, что первое время, пока не были внесены серьезные изменения, вся техника, выпускаемая на КЗКТ, именовалась по старинке МАЗ. На новом заводе выпускали также технику, применяемую на гражданке. Это, естественно, были седельные тягачи, которые перевозили на полуприцепах широкую номенклатуру тяжелой строительной техники. Небольшими сериями с 1970 года для строящихся нефте- и газопроводов выпускали машину МАЗ-537Р с установленным редуктором отбора мощности и прицепом-роспуском ТТ-2, который использовался в составе трубоплетевоза ПВ-481. Однако широкого распространения такие МАЗы в мирной жизни не получили. Во-первых, ресурс танкового мотора не превышал 1500 часов, во-вторых, расход солярки и масла была очень велик, и, в-третьих, для обслуживания такой техники требовались высококвалифицированные ремонтники и обширная техническая база.






Курганские КЗКТ-537Л на военных аэродромах России. Источник: fototruck.ru



Тягач стратегического назначения. МАЗ-537: из Минска в Курган








КЗКТ-537Л. Источник: trucksplanet.com

Первенцем собственной курганской разработки, который получил имя КЗКТ, стал 15-тонный бортовой балластный тягач 537Л. Он появился в 1976 году и формально предназначался для службы на аэродромах, где тягач должен был буксировать 200-тонные транспортные самолеты. На платформе КЗКТ-537Л расположили 16 тонн балласта, удлинили передний и задний свесы, а также модернизировали систему выпуска выхлопных газов, дабы не загазовывать рабочее пространство вокруг сцепки. На базе модели «Л» был разработан опытный седельный тягач КЗКТ-537М, в котором впервые заменили мотор Д-12А на ЯМЗ-240НМ мощностью 500 л. с. Это уже был автомобильный мотор (а не вариация танкового В-2) с соответствующим ресурсом. В самом конце 70-х этот 12-цилиндровый V-образный мотор все-таки установили на серийные машины 537Л.




КЭТ-Т. Фото: Виталий Кузьмин.


КЭТ-Т. Источник: drive2.ru

Помимо модификаций, о которых шла речь в предыдущей статье, в производстве также появилась версия эвакуационного транспортера КЭТ-Т. Правда, выпускался он на Воронежском центральном авторемонтном заводе №172, а разработан был в 21 НИИИ в середине 80-х годов. Но колесное шасси было курганское – МАЗ-537Г. Экипаж машины состоит из трех человек: командира, механика-водителя и такелажника, отвечающего за зачалку поврежденной техники и раскладку такелажного оборудования. Кроме того что КЭТ-Т может эвакуировать технику полупогрузкой и на жесткой сцепке, он способен вытаскивать застрявшие машины подъемно-блоковым устройством. В такелажное оборудование входит двухроликовый блок, позволяющий получить усилие для вытаскивания застрявших машин до 46 тс. Если и этого мало, то блок-полиспас в зависимости от конфигурации дарит возможность тянуть из грязевого плена технику с усилием до 80 тс! Основной «целевой аудиторией» спасателя КЭТ-Т были КрАЗы, специальные шасси БАЗ и колесные шасси МАЗ. Дополнительными бонусами у эвакуатора было оборудование для газопламенной резки металла, а также кран-стрела, рассчитанная на полторы тонны груза. Наконец, в самых крайних случаях экипаж мог вести разведку химического и радиоактивного заражения местности и даже осуществлять взрывные работы. Для этого в эвакуационном тягаче имеется комплект подрывника №77.


МТП-А4.1. Источник: Евгений Кочнев, "Секретные автомобили Красной армии"

Еще одной инженерной техникой на базе МАЗ-537Г, производимой в Воронеже, был МТП-А4.1, или машина технической помощи. Основной задачей разработанного 1984 году в 21 НИИИ колесного гиганта была техническая помощь тяжелой колесной технике и специальным шасси. Отличительной особенностью этой редкой инженерной машины был небольшой тент с остеклением. Помимо того, что МТП-А4.1 мог буксировать технику массой до 45 тонн на жесткой сцепке или в полупогружном состоянии, в распоряжении трех членов экипажа был запас масел, спецжидкостей, топлива и запасных частей.

В дальнейшем вся инженерная техника и тягачи курганского завода перешли на новую базу КЗКТ-7428, являющуюся глубокой модернизацией серии МАЗ-535/537. Случилось это в начале 90-х годов и связано было уже с Российской Армией.




МАЗ(КЗКТ)-545. Источник: autowp.ru


МАЗ(КЗКТ)-545А. Источник: autowp.ru




Варианты исполнения МАЗ(КЗКТ)-545А. Источник: kolesa.ru

Историю многочисленных версий и вариацией на тему МАЗ-535/537 можно продолжать долго, но формат данного материала не позволяет объять необъятное. Однако нельзя упустить из виду одну знаковую машину – МАЗ-545, разработанный в 1969 году.

До сих пор не окончательного ответа на вопрос, кто был головным разработчиком машины: минское СКБ-1 или курганский КЗКТ? В разных источниках приводятся противоречивые данные. Как бы то ни было, скорость, мощность и вместимость — именно так можно охарактеризовать основные параметры модернизации классического тяжелого МАЗа. Поставили новый турбированный дизель В-38 мощностью 650 л. с., что увеличило среднюю скорость переброски бронетехники по шоссейным дорогам. Ранее марш-броски экипажи танков стойко переносили на своих штатных местах, теперь же у тягача для танкистов появился второй ряд сидений – кабину сдвоили. Важной новинкой стала вальная механическая 4-ступенчатая КПП с электрогидравлическим включением фрикционных дисковых муфт управления, обеспечивающая более широкий диапазон крутящего момента и позволявшая отказаться от раздаточной коробки. Кроме седельного тягача, был построен балластный тягач МАЗ-545А, во многом сходный по параметрам с предшественником.

545-й тягач из Кургана в серию не пошел. Во многом из-за разрабатывающейся параллельно в Минске серии тягачей «Оплот». Но наработки по технике в дальнейшем были эффективно применены на автомобилях КЗКТ-7426 и 7427.
Автор:
Статьи из этой серии:
МАЗ-535: тяжёлый ребёнок «холодной войны»
Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Доктор Зорге
    Доктор Зорге 14 апреля 2020 18:35 Новый
    +7
    Хороший исторический обзор. Так ездишь иногда по городу мимо этого завода и будешь больше понимать, что за история создавалась прямо рядом с тобой.
    1. wandlitz
      wandlitz 14 апреля 2020 19:10 Новый
      +7
      Скорее мимо останков былого славного завода КЗКТ. Увы канувшего в лету, после приватизации...
      А статье огромный плюс, автору спасибо.
      1. BARKAS
        BARKAS 14 апреля 2020 19:27 Новый
        +4
        У меня сосед там работал на КЗКТ правда на производстве БТР-60 их там тоже делали к 91г. даже было все готово к началу производства БТР-80 но дальнейшие события недали это сделать.
  2. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 14 апреля 2020 18:43 Новый
    +4
    Спасибо автору. Вот такие нас и тягали из парка да на полигон)))
  3. Trevis
    Trevis 14 апреля 2020 19:18 Новый
    0
    Свирепая штука!
  4. tihonmarine
    tihonmarine 14 апреля 2020 19:38 Новый
    +4

    Это что осталось при капитализме, и что было при социализме. К концу 2010-х годов производственная деятельность по профилю предприятия была полностью прекращена, оборудование демонтировано, несколько цехов снесены. Часть цехов и другой недвижимости завода стали торговыми площадками. Крупнейшие ТРЦ «Гиперсити» и ТРЦ «Рио». Часть цехов досталось «Курганскому индустриальному парку»
    1. ElTuristo
      ElTuristo 14 апреля 2020 20:55 Новый
      -1
      Вы из Кургана?
      1. tihonmarine
        tihonmarine 15 апреля 2020 05:42 Новый
        +3
        Цитата: ElTuristo
        Вы из Кургана?

        Нет, но мои одноклассники там работали, Витька Тихомиров, Толик Савченко и Славка Ющенко. Там и живут.
  5. Тополь М
    Тополь М 14 апреля 2020 20:04 Новый
    +6
    СЛАВА МЗКТ!!! Благодаря нашему заводу все подвижные комплексы РВСН СССР , а теперь и РФ базируются на тягачах минских. Сам прошёл с 1979 по 1989 год в в/ч 23463, знаменитой Эскадре на этой технике ,начиная от комплекса ПИОНЕР и кончая системой Периметр. 543 и 547 перевозили все, начиная от ракет и кончая столовой, гостиницей, МДСО ( машина дежурной смены и обороны), и МДЭС( 4 дизеля ЭСД-20 в кунге)
  6. 75Сергей
    75Сергей 14 апреля 2020 20:30 Новый
    +1
    Что нынче с заводом КЗКТ?
  7. ElTuristo
    ElTuristo 14 апреля 2020 20:53 Новый
    +1
    На территории КЗКТ в г.Курган, рынок наполненный китайским ширпотребом....заводу амба...В местном политехе ликвидировали кафедру сварки,а в замен ввели кафедру олигофренопедагогики....слава калошам...
  8. ElTuristo
    ElTuristo 14 апреля 2020 21:00 Новый
    0
    +!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  9. Ros 56
    Ros 56 15 апреля 2020 07:12 Новый
    0
    Как-то давно, еще в 80-х, зимой довелось ехать от родственников из деревни домой. Так мы замучались со снежными переметами на грейдере, наверное через каждые 100-500 метров, вроде ерунда, всего метров 4-5 длиной, а ПАЗик то и дело вставал. И вот видим чудо, по целине прет, как мы назвали, Ураган, принадлежащий геологам и хоть бы хны, только снежные буруны как на воде за ним. Вот восхитились мощью и проходимостью этой машины.
  10. tima_ga
    tima_ga 16 апреля 2020 01:10 Новый
    +2
    С удовольствием прочитал серию статей, автору большое спасибо.
    Мне лесозаготовщики рассказывали, что брали 535-ые с консервации, меняли движки на ярославские 240 и даже 238 и таскали на них с тралом бульдозеры, экскаваторы, форвардеры, харвестеры и др... Говорили, что с ярославским движком машина не сложнее и капризнее 255-го КРАЗа, а тащит вне дорог хорошо. Только ест больше :)
  11. Доктор Зорге
    Доктор Зорге 16 апреля 2020 16:10 Новый
    0
    Трудяги и сегодня несут службу https://youtu.be/_uiZi1eXy1E
  12. Laplander
    Laplander 17 мая 2020 22:29 Новый
    0
    Полная документальная видеоистория этого тягача