Кошмар Франции. Почему французы так легко сдались Гитлеру

147
Кошмар Франции. Почему французы так легко сдались Гитлеру

Французские военнопленные

После Дюнкерка, в сущности, гитлеровцам воевать и не пришлось: Францию убил страх. Ужас захлестнул всю страну. Вместо мобилизации и жесткого сопротивления в центре страны, боев в окружении и больших городах, пока на юге собираются резервы, французы предпочли выбросить белый флаг и вернуться к прежней сытой жизни.

Ужас и паника


Падение Франции произошло практически так же, как и Бельгии. Ошеломительный разгром союзников в начале кампании, катастрофа лучших французских дивизий во Фландрии. Шок и полная деморализация французского общества и армии. Если для бельгийцев ошеломляющим ударом по сознанию было падение «неприступного» форта Эбен-Эмаля и линии обороны вдоль канала Альберта, то для Франции таким же шоком стали Арденны и Фландрия, бесполезность мощной и дорогой линии Мажино.



Немцы перед началом французской кампании провели тщательную разведывательную и информационную подготовку. Они изучили французское общество, состояние армии, бронетанковых и артиллерийских войск, системы обороны и военной промышленности. В самом начале операции германские спецслужбы ударили по психологии французского общества. 9—10 мая 1940 года немецкая агентура устроила ряд поджогов и диверсий. Оружие и взрывчатку для диверсантов сбросили самолеты специальных эскадрилий люфтваффе. Немцы, переодетые в французскую форму, устроили теракты в Абвиле, Реймсе, Дувре и Париже. Понятно, что большого ущерба они нанести не могли. Диверсантов было мало. Однако эффект был мощным. В обществе началась паника, шпиономания, поиск скрытых агентов и врагов. Как ранее в Голландии и Бельгии.

Французское общество и армия попали под информационный террор. По всей стране быстро разошлись различные страшные слухи. Якобы вездесущая «пятая колонна» действует по всей Франции. По войскам стреляют из домов, передаются таинственные сигналы. Немецкие парашютисты, которых во Франции практически и не было, высаживаются повсюду в тылу. Мол, в армии распространяют ложные приказы. Офицеры, которые должны были отдать приказ об уничтожении мостов на Массе, убиты немецкими диверсантами. На самом деле мосты взорвали вовремя, гитлеровцы форсировали реку на подручных средствах.

В результате массы беженцев захлестнули французскую армию. К ним присоединились тысячи дезертиров. Панические известия поражали штабы, тылы и резервные части. Налёты немецкой авиации усугубляли хаос. Дороги были забиты толпами людей, брошенным оружием, техникой, повозками, военным имуществом.


Немецкий парад по улице французского города


Брошенные французские танки Hotchkiss H35 и Somua S35


Немецкие солдаты позируют на фоне французского танка-гиганта Char 2C №99


Разрушенный мост во Франции

Развал французской армии


10 мая 1940 года началось немецкое наступление на Западе. Союзники в этом момент имели все возможности, чтобы закрыть Арденны. Можно было выделить дополнительные силы для обороны этого района, заблокировать, перекрыть проходы через горно-лесистый район. Бросить дополнительные силы авиации, разбомбить моторизованные колонны противника на узких проходах и дорогах. В итоге весь гитлеровский план блицкрига разрушался.

Однако союзники как будто ослепли и дружно впали в идиотизм. Накануне 10 мая радиоразведка засекла необычную активность немецких станций в Арденнах, где, как казалось, был второстепенный участок фронта. Союзники даже не провели воздушную разведку опасного направления. Ночью 11 мая воздушная разведка обнаружила моторизованную колонну в Арденнах. Командование сочло, что это «ночной обман зрения». На следующий день воздушная разведка подтвердила данные. Снова командование закрыло глаза на очевидный факт. Только 13-го, получив новую серию аэрофотоснимков, союзники спохватились и подняли в воздух бомбардировщики, чтобы разбомбить врага. Но было уже поздно.

Рубеж Мааса должна была удержать 9-я французская армия. Немцы появились перед ней на три дня раньше, чем ожидали французы. Это был настоящий шок для французов. Кроме того, они были уже напуганы рассказами толп беженцев и бегущих бельгийских солдат о несметных полчищах немецких танков. Французская 9-я армия состояла из второстепенных дивизий, в которые призвали резервистов (лучшие части бросили в Бельгию). В войсках было мало противотанкового оружия, слабым было и зенитное прикрытие. Механизированные дивизии французов были в Бельгии. И тут на французов обрушили танки и пикирующие Ю-87. Пилоты Геринга захватили господство в воздухе, смешали французов с землей. Под их прикрытием танковые дивизии форсировали реку. А встретить их было нечем.

Спешные попытки французов сколотить тыловой оборонительный рубеж за Маасом провалились. Части 2-й и 9-й французской армий смешались, превратились в толпы беженцев. Солдаты бросали оружие и бежали. Многие деморализованные группы возглавляли офицеры. Территория между Парижем и направлением танкового удара немцев утонула в хаосе. Здесь метались сотни тысяч беженцев, солдат из рассеянных, деморализованных дивизий. Паника фактически уничтожила две французские армии. В самом Париже в это время практически ничего не знали о ситуации на северном участке фронта. Связь с войсками была потеряна. Командование пыталось узнать ситуацию, обзванивая почтово-телеграфные отделения тех поселений, куда, по предложениям в столице, двигались гитлеровцы. Известия, часто ложные, запаздывали, и французы не могли верно отреагировать на угрозу.


Передвижной командный пункт вермахта. В центре Хайнц Гудериан, слева внизу шифровальная машина «Энигма». Фотография сделана на борту радиофицированного бронетранспортера Sd.Kfz. 251/3


Французские орудия, захваченные немцами. На переднем плане — 155-мм гаубицы 155/13


Захваченный французский аэродром

Таким образом, уже 15 мая танки Клейста и Гудериана прорвали оборону французов. Немецкие подвижные соединения пошли на риск, не стали ждать пехоту. Танки рванули на запад, они мчались по шоссе, почти не встречая сопротивления. Пройдя за 5 дней 350 км, корпус Гудериана 20 мая вышел к Ла-Маншу. Для союзников это походило на кошмарный сон: лучшие французские дивизии и экспедиционная британская армия были отрезаны в Бельгии и Фландрии, лишены коммуникаций. Немцы пошли на огромный риск. Если бы союзники имели грамотное командование, инициативных и храбрых командиров, заранее подготовленные резервы, то прорыв немецких танковых дивизий обернулся для них «котлом» и катастрофой, и Берлину пришлось срочно мириться или сдаваться. Однако немецкие командиры пошли на огромный риск и победили.

Французский Генштаб был парализован крахом всей устаревшей стратегии война, схем времен Первой мировой войны, подвижной войной, не предусмотренной в учебниках. Франция оказалась не готова к немецкому блицкригу, массированным действиям панцерваффе и люфтваффе. Хотя французы были свидетелями польской кампании и имели пример подвижной войны. Французский генералитет недооценил противника. Французы жили ещё прошлым, а получили противника из будущего.

Немцы не испугались сконцентрировать танки в ударных группах. Союзники имели больше танков, чем гитлеровцы, и французские танки были лучше, мощнее. Но основная часть французских танков была распределена между дивизиями, по фронту. Подвижные соединения немцев действовали стремительно, в отрыве от пехоты. Медлительный противник просто не успевал отреагировать на изменение оперативной ситуации. Фланги немецких бронетанковых дивизий были открыты, но бить по ним оказалось некому. А когда союзники несколько опомнились, немцы уже успевали прикрыть фланги.

Кроме того, фланги танковых дивизий защищала авиация Геринга. Люфтваффе смогла подавить французские ВВС умелыми ударами по аэродромам и бешеной интенсивностью вылетов. Немецкие бомбардировщики атаковали железные дороги, шоссе, места скопления войск. Они расчищали своими ударами путь для бронированных колонн. 14 мая, чтобы предотвратить переправу врага через Маас, союзники бросили к переправам почти все авиационные силы. В воздухе закипела жестокая битва. Англо-французы были разбиты. Господство в воздухе стало важным козырем германцев. Также немецкие самолеты стали настоящим пси-оружием. Воющие пикировщики стали кошмаром для французских и британских солдат, для мирных жителей, которые толпами бежали в глубь страны.

Миллионная союзная группировка были блокирована у моря. Слабые попытки контратак немцы парировали. Британцы решили, что пора бежать за море. Бельгийская армия капитулировала. Немецкие танки могли раздавить ошеломлённых и деморализованных врагов. Однако Гитлер остановил подвижные части, их вывели во вторую линию, стали подтягивать артиллерию и танки. Поручили разгром дюнкеркской группировки ястребам Геринга. В итоге большая часть британцев спаслась из западни. «Чудо Дюнкерка» было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, Гитлер и его генералы ещё не верили, что битва за Францию уже выиграна. Казалось, что впереди ещё жестокие битвы за Центральную Францию. Танки необходимы для продолжения кампании. Во-вторых, нацистская верхушка не хотела британской крови. Это был своего рода жест доброй воли, чтобы после капитуляции Франции Германия и Англия могли договориться. А истребление и пленение британской армии в районе Дюнкерка ожесточило бы английскую элиту и общество. Поэтому англичан пощипали и дали им уйти.

Катастрофа в Арденнах и Фландрии сломали французское военно-политическое руководство. Главнокомандующий Вейган при поддержке «верденского льва» Петена уже думали о капитуляции. Французская элита (за редким исключением) отказалась от сопротивления и не стала поднимать народ на битву до последней капли крови, отказалась от возможности эвакуации правительства, части армии, резервов, запасов и флота из метрополии в колонии, чтобы продолжить борьбу.


Немецкий танк Pz.Kpfw. IV во время переправы через реку Маас в районе французского города Седан


Солдаты моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» на привале во Франции


Пленные французские танкисты вытаскивают из подбитых танков своих погибших товарищей (судя по тому, что у пленных на лицах платки для защиты от запаха разложения). Немцы часто использовали для таких «грязных» работ пленных. Танки на снимке — французские средние танки Char D2


Немецкие пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ю-87 из эскадры «Иммельман» (StG2 «Immelmann») в небе Франции

Беженцы парализовали страну


После Дюнкерка, в сущности, гитлеровцам воевать и не пришлось. Францию убил страх. Ужас захлестнул всю страну. Пресса, описывая различные кошмары, в основном придуманные, ложные, невольно работала на Гитлера. Сначала французов обработали серией слухов из Голландии и Бельгии, затем пошла волна ужаса из самой Франции. Десятки разведчиков-парашютистов превратились в сотни и тысячи. Французы просто бредили немецкими парашютистами, которые у них захватывали целые города. Небольшие группы агентов и шпионов, которые провели несколько диверсий, превратили в вездесущую и многотысячную «пятую колонну».

В ночь с 15 на 16 мая в Париже узнали о разгроме 9-й армии. Дорога на столицу была открыта. Тогда ещё не знали, что немецкие танки рванут к побережью, а не на Париж. В городе началась животная паника. Люди массами рванули из города. Об обороне столицы Франции никто не думал. Такси исчезли – на них люди бежали. Правительство делало панические заявления, усугубляя хаос. Так, 21 мая премьер Поль Рейно заявил, что мосты через Маас не были взорваны из-за необъяснимых ошибок (на самом деле их уничтожили). Глава правительства говорил о ложных известиях, об измене, саботаже и трусости. Командующего 9-й армией генерала Корапа назвал предателем (позднее генерала оправдали).

Эта истерика подхлестнула всеобщее безумие. Предателей и агентов видели повсюду. С севера и востока на северо-запад, запад и юг Франции хлынули миллионы людей. Бежали на поездах, автобусах, такси, повозках и пешком. Паника приняла форму «спасайся, кто может!» Нормандия, Бретань и Южная Франция были забиты людьми. Пытаясь справиться с людскими волнами, Корпус гражданской обороны Франции, спешно созданный 17 мая, стал перекрывать дороги. Беженцев пытались проверять, искали агентов и диверсантов. В результате новая волна страха и чудовищные пробки на основных дорогах.

По сути, Франция капитулировала из-за страха. Вместо мобилизации и жесткого сопротивления в центре страны, боев в окружении и больших городах, пока на юге собираются резервы, французы предпочли выбросить белый флаг и вернуться к прежней сытой жизни. На самом деле Рейх не мог долго воевать в прежнем темпе. Всё строилось на основе молниеносной войны. Экономика Германии не была отмобилизована, военные запасы и топливо были уже на исходе. Продолжать битву на руинах Франции Германия не могла.

Однако наступающие немецкие дивизии почти не встретили сильного и организованного сопротивления. Хотя крупные города Франции, если бы там засели боеспособные части и решительные, жесткие командиры вроде де Голля, могли надолго задержать врага. Очевидно, сами немцы не ожидали такого эффекта от сочетания информационных, психических и военных методов войны. Не понадобились ни массированные бомбардировки городов, ни показательные погромы отдельных городов в духе Варшавы и Роттердама, ни психические угрожающие полёты бомбардировщиков, как над Копенгагеном и Осло. Французы были парализованы. Причём у Гитлера тогда не было современных инструментов подавления и порабощения людей (вроде паутины интернета, сетей Си-эн-эн и Би-би-си). Немцы обошлись сравнительно простыми средствами и победили.

Во Франции, как ранее в Бельгии, произошла психическая катастрофа. Любое странное явление относили к шпионам. Многие иностранцы были заподозрены как «агенты врага» и пострадали. Паника и страх порождали галлюцинации и агрессию. Многие французы были уверены, что видели парашютистов (которых не было). Гражданские, да и солдаты, срывали свой страх на невинных, которые попали под горячую руку, и которых приняли за парашютистов и шпионов. В ряде случаев преследованиям подвергались монахи и священники. Пресса писала, что в Голландии и Бельгии парашютисты и агенты врага переодевались в одежду духовенства. Случалось, что крестьяне избивали французских и британских пилотов, которые спаслись со сбитых самолетов.

Тысячи людей во Франции подвергли аресту, депортации и заключению. Их приняли за представителей «пятой колонны». В её ряды попали немецкие подданные, фламандские и бретонские националисты, эльзасцы, вообще иностранцы, евреи (включая беженцев из Германии), коммунисты, анархисты и все «подозрительные». Для них во Франции организовали концлагеря. В частности, такие лагеря были созданы в районе Пиренеев. Когда 10 июня в войну на стороне Гитлера вступила ещё и Италия, в лагеря бросили тысячи итальянцев. Аресту подверглись десятки тысяч людей. Одних бросали в тюрьмы и отправляли в концлагеря, других отправляли в трудовые батальоны и Иностранный легион (большой французский штрафбат), третьих – на рудники Марокко.

Таким образом, страх и паника сломали Францию. Заставили французскую верхушку капитулировать. Огромный военно-экономический потенциал страны и колониальной империи не были использованы для борьбы не на жизнь, а на смерть. Гитлер победил сравнительно малыми силами и минимальными потерями. Бывшая ведущая держава Западной Европы пала. Гитлеровцам досталась почти без потерь целая страна, с городами и промышленностью, портами и транспортной инфраструктурой, запасами и арсеналами. Эта победа невиданно окрылила гитлеровцев. Они почувствовали себя непобедимыми воинами, перед которыми трепещет весь мир, для которых больше не существует преград. В самой Германии Гитлер подвергся обожествлению.

Фюрер показал немцам, что война может быть не затяжной, кровавой и голодной, а стремительной и лёгкой. Победа на Западе была достигнута при минимальных потерях, материальных затратах, без мобилизационного напряжения. Для большей части Германии в это время ничего не изменилось, продолжалась мирная жизнь. Гитлер был на вершине славы, его обожали. Даже немецкие генералы, которые страшно боялись войны с Францией и Англией и строили заговоры против фюрера, теперь забыли о своих планах и праздновали победу.


Немецкие солдаты у захваченного французского бомбардировщика-разведчика Амио (Amiot) 143


Пленные французские солдаты, среди них несколько негров из французских колониальных частей


Колонна пленных французских солдат. Среди них много африканцев из французских колониальных частей


Солдаты вермахта «обмывают» полученные за кампанию во Франции награды
147 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    16 июня 2020 06:07
    Спасибо автору. Очень интересно
    Гораздо интересней то что эти-же французы из французской армии тут-же пошли служить гитлеровцам и враз почувствовали себя непобедимыми. Как-жеж они вдруг стали служащими не разбитой армии, а армии победительницы.
    А уж как эти французы зверствовали на *восточном фронте*. Как они стали кичится своей принадлежностью к *арийцам*.
    Зато после того как их хозяина уничтожили все эти вдруг объявили себя *сопротивленцами*. Даже те кто зверствовал убивая СОВЕТСКИХ граждан, даже те кто усмирял рабов в колониях. Они все вдруг стали *сопротивленцами*, и даже стали вешать друг другу ордена и медали.
    А уж как эти-же французы потом уничтожали немцев, на тех землях которые отхватили. Уничтожали тех самых немцев пперед которыми столь почтительно и искренне преклонялись.
  2. +6
    16 июня 2020 06:07
    Насколько же у нас жёстче было.
    1. +2
      20 июня 2020 13:43
      Всем ясно зачем быстро сдались. Что бы испортить Хитлеру настроение, что бы ему нечем было похвалятся. Мол, они упирались, а мы их всё равно поставили раком. А тут фига с макой. Они подошли, а все французы уже ракой. Так не целовать же их в ракой. Немцы плюнули и разбрелись по кабачкам и кинотеатрам. А хранцузы стали давать план и почти сорвали немцам экономику, им не хватало марок, что бы платить за продухцию. И они стали им платить хранками.
      1. 0
        21 июня 2020 14:30
        А не вы часом писали сценарий к "искрометному" "На Париж"?
  3. +20
    16 июня 2020 06:19
    Всё это так, но это не главное. Вся Европа капитулировала перед Гитлером прежде всего потому, что он обещал пойти на восток. Все, что произошло во Франции, это не более, чем наказание за версальский позор, и обеспечение тыла Германии перед восточным походом. У французов, как и у всей остальной Европы, просто не было причин сколько-нибудь серьёзно воевать против Гитлера. Им не грозило физическое истребление и расчистка "жизненного пространства". Вся война, которую мы сегодня знаем под названием "Вторая Мировая" изначально замышлялась и готовилась конкретно против России. А Европа перед Гитлером лишь немножко поломалась, как девица. Для приличия.
    1. 0
      16 июня 2020 11:45
      Цитата: Pavel73
      Вся Европа капитулировала перед Гитлером прежде всего потому, что он обещал пойти на восток

      Напомню, что на весну 40-го года Англия и Франция рассматривают варианты нападения на СССР. Уж очень своеобразный нейтралитет у СССР.
      Цитата: Pavel73
      просто не было причин сколько-нибудь серьёзно воевать против Гитлера

      Франция и Германия - две самые воюющие друг с другом страны Европы.
      1. +2
        16 июня 2020 11:57
        Придется повторить: это всего лишь грызня за власть в Европе. Ни о каком завоевании территории Франции под "жизненное пространство" и тем более про истребление её населения и речи не было. Гитлер неоднократно заявлял, что они, нацисты, прекращают своё движение на запад и на юг Европы, и разворачиваются на восток, а конкретно - на Россию, которая "колосс на глиняных ногах". Что касается Франции, то она враг, которого нужно наказать и обезопасить. И не более того. Франция и Германия - это не война. Это грызня.
        1. -20
          16 июня 2020 12:28
          Цитата: Pavel73
          более про истребление её населения и речи не было. Гитлер неоднократно заявлял, что они, нацисты, прекращают своё движение на запад и на юг Европы, и разворачиваются на восток, а конкретно - на Россию, которая "колосс на глиняных ногах".

          Надо же, какие гадости говорил Гитлер.

          А тов. Молотов, который в ноябре 40-го приезжал в Берлин мир делить, это слышал всё?
          1. +14
            16 июня 2020 16:15
            А тов. Молотов и тов. Сталин разумеется это всё слышали. И видя, что весь остальной Запад с Гитлером давно договорился, оттягивали неизбежное немецкое нападение на нас, как могли. Выиграть удалось два года. За это время были созданы: Т-34, КВ, Ил-2, Як-1, ППШ, БМ-13, и ещё многое из того, что потом назовут оружием Победы. И никто никакой мир не "делил".
            1. -13
              17 июня 2020 10:05
              Вся пафосная риторика ожидаемо сводится к мантрам о гениальности товарища Сталина, "недоперевооружились" и прочим плакатным штампам. Вы хоть изредка выползаете из своего ментального туннеля? Пробовали смотреть несколько шире?
              1. 0
                17 июня 2020 10:35
                Причем здесь гениальность Сталина? Сталин был просто здравомыслящим. Именно поэтому он и не ждал немецкого нападения 22 июня 1941 года. А вот Гитлер здравомыслящим не был. Именно поэтому он на нас напал. Действия дурака непредсказуемы. И ни при чем тут никакое "недоперевооружение". Катастрофа июня 1941, точно так же, как и декабря 1941 для американцев, обусловлена одной и той же причиной: никто не ждал нападения ни конкретно в этот день, ни в ближайшие дни.
                1. -6
                  17 июня 2020 12:44
                  Цитата: Pavel73
                  Сталин был просто здравомыслящим. Именно поэтому он и не ждал немецкого нападения 22 июня 1941

                  Гениально. Верх здравомыслия
                  Цитата: Pavel73
                  Катастрофа июня 1941, точно так же, как и декабря 1941 для американцев, обусловлена одной и той же причиной: никто не ждал нападения ни конкретно в этот день, ни в ближайшие дни.

                  Да хватит уже уже этих сюсюканий о 'вероломстве' . Для готовившейся воевать страны все эти отмазки - не более, чем жалкий лепет неудачника.
                  И не корректно, кмк, сравнивать катастрофу РККА 1941-го с акцией императорского флота в П-Х ни по масштабам, ни по гипотетическим последствиям.
                  1. +1
                    17 июня 2020 13:04
                    Очень даже корректно, и последствия очень похожи: мы после этого 4 года не могли справиться с немцами, а американцы 4 года не могли справиться с японцами. И "вероломство" тут тоже ни при чём: знали мы прекрасно, что немцы нападут. Вот только именно 22 июня 1941 года этого нападения никто не ждал. Ни 22 июня, ни в ближайшие дни. Аргумент железобетонный: немцы грызутся с англичанами, им сейчас не до нас. Вот когда они закончат, тогда можно ожидать нападения в любой момент. И не исключено, что они нападут вместе с этими самыми англичанами, с которыми только что грызлись.
                    1. -5
                      17 июня 2020 20:08
                      Цитата: Pavel73
                      американцы 4 года не могли справиться с японцами

                      Японцами и немцами.

                      Только при чем тут Америка вообще? Вы вообще понимаете, насколько мало общего имели США и СССР на 41-й год?
                      1. +1
                        17 июня 2020 20:12
                        Я говорю не про сходство СССР и США на 41 год, а про сходство ситуаций с нападением врагов. И мы и американцы пребывали в абсолютной уверенности, что противник напасть не решится. За что и поплатились.
                      2. 0
                        18 июня 2020 00:48
                        Цитата: Pavel73
                        а про сходство ситуаций с нападением врагов

                        Угумс. Обстоятельства действительно удивительно совпадают, но это гораздо смешнее, чем Вам бы хотелось.

                        Что только не делал президент Рузвельт, чтобы влезть в эту войну. В общем, всё делал, кроме двух мелочей, о которых он запамятовал. У Америки не были ни армии, ни флота (да, флота тоже не было, внезапно).

                        Цитата: Pavel73
                        И мы и американцы пребывали в абсолютной уверенности, что противник напасть не решится.

                        А Вы, я смотрю, вообще без понятий обстоятельств что 22 июня, что ПХ.
                      3. +1
                        18 июня 2020 04:51
                        Я-то с понятием. А вот Вы, я смотрю, нет.
                      4. +1
                        20 июня 2020 00:12
                        Общее только полное расп...ство политического и военного руководства. Различие в том, что американцы не заметили эскадру в океане, СССР более сотни дивизий у себя под носом. И результат, потеря части кораблей флота, с другой стороны разгром армии, миллионы пленных и враг под Москвой
                      5. 0
                        20 июня 2020 09:03
                        Цитата: ИМС
                        Общее только полное расп

                        Я имею в виду более широкий контекст. Политики обеих стран варили очень крутую кашу, полностью провалив собственно военный аспект работы. Что до ПХ, то это мелкая неприятность на фоне того, что Армия не знала и не хотел знать о планах флота, и наоборот.

                        Планы флота никакой защиты Филиппин не предполагали. Планы армии не предполагали эвакуацию оттуда.
                      6. +1
                        18 июня 2020 22:25
                        Это хдеж же доблестные янки до 44 года с немцами то воевали?
                      7. -1
                        19 июня 2020 00:30
                        Цитата: MORDVIN13rus
                        Это хдеж же доблестные янки до 44 года с немцами то воевали?

                        Вы не поверите, но в марте 41-го года рузвельтовское понимание слово "нейтралитет" дошло до поставок одной из воюющих сторон вооружений за счет правительства США. Несколько раньше в войне начали принимать участие добровольцы с сохранением звания и должности в ВС США. См. шахтеры, трактористы и их бесконечные патроны.

                        Кстати, а чем в марте 41-го занимался СССР?
                      8. 0
                        23 июня 2020 22:01
                        Так все таки на вопрос может ответите, в каких сражениях принимали участия ВС САСШ против вермахта, до 44 года?
                      9. 0
                        24 июня 2020 05:56
                        Видите ли, дорогой друг.

                        До 44-го года ВС САСШ не то что принимали участие, а кикнули из войны одну из трех стран Оси. Да, не только, мягко скажем, ратными подвигами они этого добились, но тем не менее результат обеспечили.

                        Что касается именно сражений, то маленький вклад в копилку знаний.

                        В Сталинградской битве потери Вермахта составили ок 350 тыс. человек (6А, 4ТА, ГА "Дон")*.

                        В Тунисе (где это? что это?) Вермахт потерял ок. 250 тыс. общими.

                        Живите теперь с этим.

                        *Если у Вас появится желание послать меня по немецким потерям в рувику - не нужно.
                      10. -2
                        24 июня 2020 19:58
                        Ты по русски читать разучился, что смысл слов не понимаешь, могу тебе по немецки, французски написать, ну или на своем родном языке. Я тебе вопрос задал конкретный, так чего юлишь то с ответом? Или нынче сия особенность всех либерастов.
                      11. +1
                        24 июня 2020 22:07
                        Во-первых, дорогой мордвин13, на "ты" к незнакомым людям принято обращаться в Фидо и тындере. Так что Вы немножечко не туда зашли.

                        Во-вторых, если Вы ничего не знаете про африканскую и итальянскую кампании Союзников - можете поузнавать самостоятельно. Копировать сюда вику нет никакой надобности.
                      12. -2
                        24 июня 2020 22:38
                        Я прекрасно знаю, только чтож же на прямой конкретный вопрос, не последовало прямого и конкретного ответа. А началось :

                        Цитата:
                        Вы не поверите, но в марте 41-го года рузвельтовское понимание слово "нейтралитет" дошло до поставок одной из воюющих сторон вооружений за счет правительства США. Несколько раньше в войне начали принимать участие добровольцы с сохранением звания и должности в ВС США. См. шахтеры, трактористы и их бесконечные патроны.

                        Кстати, а чем в марте 41-го занимался СССР?

                        Видите ли, дорогой друг.

                        До 44-го года ВС САСШ не то что принимали участие, а кикнули из войны одну из трех стран Оси. Да, не только, мягко скажем, ратными подвигами они этого добились, но тем не менее результат обеспечили.

                        Что касается именно сражений, то маленький вклад в копилку знаний.

                        В Сталинградской битве потери Вермахта составили ок 350 тыс. человек (6А, 4ТА, ГА "Дон")*.

                        В Тунисе (где это? что это?) Вермахт потерял ок. 250 тыс. общими.

                        Живите теперь с этим.

                        *Если у Вас появится желание послать меня по немецким потерям в рувику - не нужно.
                    2. 0
                      18 сентября 2020 18:09
                      Ждали. В ночь с 17 на 18 июня 1941-го года в приграничные округа ушла директива о приведении войск в боевую готовность и о предстоящем, в течение ближайших пяти дней, нападении Германии на СССР.
                  2. 0
                    24 июня 2020 05:24
                    А вот один вопрос. Хоть кто-то смог нормально противостоять хоть кому-то в случае неожиданного нападения? Даже и не во 2 мировую?
          2. 0
            2 августа 2020 08:57
            Цитата: Pavel73
            более про истребление её населения и речи не было. Гитлер неоднократно заявлял, что они, нацисты, прекращают своё движение на запад и на юг Европы, и разворачиваются на восток, а конкретно - на Россию, которая "колосс на глиняных ногах".

            Надо же, какие гадости говорил Гитлер.

            А тов. Молотов, который в ноябре 40-го приезжал в Берлин мир делить, это слышал всё?
            _______________________
            А у него что был ВЫБОР,приехать не приехать?
            Даже 1 день НЕВОЙНЫ для СССР был на вес брильянтов,в ИТОГЕ то воевать пришлось за СЕБЯ и трусливых ков Европы.
      2. +6
        16 июня 2020 16:21
        А "рассматривают варианты" - это либеральная демагогия. Имеют намерения - вот что главное. Намерений таких они не имели. Но они делали всё, чтобы Гитлер на нас напал. И лишь Черчилль понимал, что если нацисты нас разгромят, то Англия будет следующей жертвой после России.
      3. 0
        17 июня 2020 17:01
        Особенно за Эльзас и Лотарингию. Первые столкновения за эти территории начались еще в конце IX, начале X веков. Не случайно Петен представлял ход мировой истории, как вечное франко-германское противостояние.
      4. 0
        20 июня 2020 13:47
        Точно! Когда фразцузы в 1870 году затеяли революцию, то буржуи Хранции позвали немцев и они быстро всё укокошили. Перестреляли массу хранцузиков, а буржуев не трогали. Таким образом буржуи получили Хранцию обратно, а немцы получили деньги за работу.
  4. +2
    16 июня 2020 06:20
    "Немцы пошли на огромный риск"- действовали по-Суворовской формуле: глазомер,быстрота,натиск.
  5. +15
    16 июня 2020 06:34
    Тысячи людей во Франции подвергли аресту, депортации и заключению. Их приняли за представителей «пятой колонны». В её ряды попали немецкие подданные, фламандские и бретонские националисты, эльзасцы, вообще иностранцы, евреи (включая беженцев из Германии), коммунисты, анархисты и все «подозрительные». Для них во Франции организовали концлагеря.[i][/i]


    И ведь никто на "цивилизованном" западе не стонет по поводу ужасных репрессий французского правительства против своих граждан.
    1. +2
      17 июня 2020 04:10
      Но это же другое дело, понимать надо!
  6. -9
    16 июня 2020 06:38
    Последний раз, французы воевали в 1812 году. Даже командовал французами- коротышка корсиканец. С тех пор у них страх, перед каждой армией. Им бы винишко пить, да теток по версалям, зажимать. Не воины. Нет у них исторического кода для "воинства". А их хваленный иностранный легион- способен воевать только с бабуинами. Немцы- это другое дело.....
    1. Цитата: Андрей Николаевич
      Последний раз, французы воевали в 1812 году.


      Крымская война не в счет?
      1. -5
        16 июня 2020 06:54
        Неа, не в счёт. Там англичане командовали, при том что у французов вроде как и главнокомандующий имелся (присутствовал).
        Вообще та война была удивительной. Англичане-французы-итальянцы вели боевые действия на Севере, на Балтике, на Дальнем Востоке и на Чёрном море. Умылись кровью везде. В том числе и на Чёрном море. Но царь с его министром иностранных дел, который был австрийским подданным, решили сдаться.
        А так французы участвовали в настоящей войне, не подавляли рабов в колониях, а реально воевали в 1945 году. Когда защищали Берлин с Гитлером.
        1. Мда, интересная т.з. Не буду спорить, останусь пожалуй при своем мнении. Можно конечно про франко-прусскую войну напомнить, но там французы видимо тоже не воевали.... hi
          1. +3
            16 июня 2020 14:54
            продолжу вашу мысль,ко всему выше перечисленному можно добавить первую мировую(8 миллионов воевало,более миллиона погибло на территории франции, да еще и с немцами). hi
        2. +2
          16 июня 2020 12:17
          Вообще та война была удивительной.

          Удивительнее только ваши представления о ней. Поделитесь свидетельствами того, как Джеймс Симпсон командовал действиями Пелисье? Ну и вам, очевидно, известны приказы лорда Раглана маршалу Сент-Арно. Да это на докторскую тянет. Тарле, Зайончковский и Богданович локти кусают.
          А так французы участвовали в настоящей войне, не подавляли рабов в колониях, а реально воевали в 1945 году. Когда защищали Берлин с Гитлером.

          Ну ладно, что там 19 век. Под Верденом в 1916 все же было "не по-настоящему", немцы были поддельные.
          1. +2
            16 июня 2020 13:49
            87-у
            Про войну в КРЫМУ- там много чего и англичане и французы писали. Особенно стоит обратить внимание на жалобы французов на то КАК именно англичане ИСПОЛЬЗОВАЛИ французов. Поучительно
            Про франко-прусскую тоже много чего можно найти и всё это не красит французов. Защищать собственную родину они оказались НЕ В СОСТОЯНИИ, а потом было: и капитуляция и выплата контрибуции.
            Про то как воевали французы в ПМВ тоже очень уж оперетту напоминает, особенно в свете того как гребли из колоний рабов под ружьё, ну и заодно потребовали у Николая №2 РУССКИЕ войска, напоминая про долги.
            Особенно ОМЕРЗИТЕЛЬНО что РУССКИМИ солдатами и офицерами командовали как собственными рабами набранными в колониях.
            1. +1
              16 июня 2020 14:29
              50-ve
              Про войну в КРЫМУ- там много чего и англичане и французы писали. Особенно стоит обратить внимание на жалобы французов на то КАК именно англичане ИСПОЛЬЗОВАЛИ французов. Поучительно

              Так я совсем непротив, поделитесь информацией. Как именно англичане осуществляли руководство французскими войсками в период Крымской кампании. Любое полевое сражение на выбор, штурмы, осадные работы. Заодно вам же не составит труда проиллюстрировать трусость французов, которые "только с неграми воевать умеют". Можно даже исключительно на русских источниках. А так да, англичане тоже на французов жаловались. На турок жаловались и те и другие. И?
              Ну войну с австрийцами 1859 года тоже брать не будем, "это ж австрийцы".
              Про франко-прусскую тоже много чего можно найти и всё это не красит французов.

              как и любое поражение не красит проигравших. Смотря что искать. Солдаты и младшие офицеры дрались отлично, что и сами пруссаки признавали. Кстати, именно в 1870 у французов был массовый сбор ополчений, правительство народной обороны, долгая осада столицы, и война в центре страны. Именно это и позволило заключить мир, тяжелый, но безоговорочной капитуляцией называть его нельзя.
              про то как воевали французы в ПМВ тоже очень уж оперетту напоминает

              ну если вам Марна,Сомма, Верден напоминают оперетту, то у вас какое-то странное представление о данном жанре.
              Ну остальное ваши эмоции, извините.
            2. 0
              17 июня 2020 18:00
              Цитата: василий50
              Про то как воевали французы в ПМВ тоже очень уж оперетту напоминает


              надо быть либо недоумком, либо подлецом, чтобы ляпнуть такое.
      2. +2
        16 июня 2020 08:32
        Цитата: Алексей Александрович
        Крымская война не в счет?

        Почему же, всё в счёт, также как и Франко-Прусская война 1870 года, когда прусаки, порвали французов как "тузик грелку". Наверное эта боязнь и передалась французам во времена ВМВ.
      3. +2
        16 июня 2020 17:01
        Цитата: Алексей Александрович
        Последний раз, французы воевали в 1812 году.


        Крымская война не в счет?

        И Первая мировая?
    2. +21
      16 июня 2020 07:26
      Последний раз, французы воевали в 1812 году

      Первая Мировая смотрит на вас с недоумением.
      1. -1
        16 июня 2020 11:58
        У советских людей не было первой мировой.
        1. +1
          16 июня 2020 11:59
          Читайте внимательно, исходный пост про французов.
          1. +3
            16 июня 2020 12:31
            Я с Вами не спорю. Меня тоже забавляет, когда русские рассуждают про пацифистов французов.
        2. 0
          16 июня 2020 23:13
          "У советских людей не было первой мировой".
          А у российских? Когда "народ устал" и ломанулся делить помещичьи земли?
    3. +11
      16 июня 2020 08:11
      Цитата: Андрей Николаевич
      коротышка корсиканец

      Рост Наполеона 169 см. По нашим временам средний (ибо акселерация), по тем - высокий мужчина. "Коротышкой" он смотрелся разве что на фоне своих гренадёр, куда отбирали исключительно высоких рекрутов.
    4. +4
      16 июня 2020 09:03
      Как мило ПМВ забыли...
      1. +10
        16 июня 2020 11:10
        Цитата: smaug78
        Как мило ПМВ забыли...

        Это статистическая погрешность, которая не должна поколебать стройную теорию о трусости французов. smile
        1. +2
          16 июня 2020 11:45
          И не говорите, конспироложцы они такие...
    5. +3
      16 июня 2020 12:06
      Ну Вы загнули, а как насчет Первой мировой?
    6. -1
      17 июня 2020 10:07
      п...ц, историк от бога.
    7. +1
      17 июня 2020 12:42
      Цитата: Андрей Николаевич
      Последний раз, французы воевали в 1812 году.

      belay А как быть с Первой Мировой войной?
      1. 0
        17 июня 2020 13:52
        А с франко-прусской?
        1. +1
          17 июня 2020 14:05
          Цитата: Д-р Франкенштуцер
          А с франко-прусской?

          И помимо этого очень много колониальных рейдов,где тоже войска вели войну
  7. +3
    16 июня 2020 07:32
    Осталось узнать у автора оборона каких городов задержала наступающего противника, за какой срок(не говоря о потребных ресурсах)автор считает возможным формирование и минимальную боевую подготовку новых частей/соединений?
    1. Франция начала воевать с Германией не в мае 1940-го, а в сентябре 1939-го. За восемь месяцев т.н. "странной" войны можно было и оборону укрепить и резервы обучить и подготовить. Все можно было сделать при желании.
      1. +4
        16 июня 2020 11:04
        Франция начала воевать с Германией не в мае 1940-го, а в сентябре 1939-го.

        Именно! Причем не с сентября 1939, а с ремилитаризации Рейнской области можно было готовиться к конфликту с Рейхом. В их ситуации меры нужно было принимать до МАЯ 1940, потом уже поздно, опыт КА летом - зимой 1941 французам не подходит. Порядок бьёт класс, при прочих равных не может личная храбрость победить лучшую организованность.
        1. +3
          16 июня 2020 12:18
          Цитата: strannik1985
          Причем не с сентября 1939, а с ремилитаризации Рейнской области можно было готовиться к конфликту с Рейхом

          Они и готовились. С сентября 39-го померяли правительство Даладье на Рейно. С марта 36-го, ремилитаризация, они поменяли ещё 6 правительств.

          Вы не понимаете, какой бардак творится в третьей республике. Они за ПМВ умудрились 7 правительств поменять, как вообще с такими пирогами победили - непонятно.
          1. -1
            16 июня 2020 12:20
            Они и готовились.

            И все эти правительства относились к Германии одинаково - позволили оккупировать Австрию, Чехословакию, сдали Польшу. Подготовка на лицо.
            1. +2
              16 июня 2020 12:39
              БОльшая часть этих правительств не успевала запомнить где чей кабинет. Даладье, которому любят вспоминать Мюнхен, занимал на тот момент свой пост полгода, и за два с небольшим года премьерства поменял 3 состава правительства.
  8. +2
    16 июня 2020 07:37
    Немецкий фельдфебель победил французского мелкого собственника - буржуа. Европеец лично храбр только тогда, когда ему за это ни чего не будет. Останется целым бистро на Монмартре, или домик в "Жаворонках, с коровой да кабанчиком" - вот о чем думал француз. Русский человек нищий фаталист, и от этого кажется любому иностранцу непознаваемым. А все непонятное вызывает страх. Есть в нас необъяснимая наукой жажда разрушения и фанатичное упрямство. Я думаю, весь Мир содрогается, глядя на разрушенный Донбасс, аэропорт, да на на тех же упертых украинцев (ведь они тоже русские) в Дебальцево...
    1. +2
      16 июня 2020 07:59
      Европеец лично храбр только тогда

      А потом приверженцам таких теорий приводят в пример летне - осеннюю компанию Вермахта в 1941 и начинается срач. Ведь чтобы разменять территорию на армию противника понадобилось несколько "Франций" по площади.
      1. +9
        16 июня 2020 09:39
        Цитата: strannik1985
        и начинается срач.

        Генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись».
        Автор книги пишет: «Опыт польской и западной кампаний подсказывал, что успех стратегии блицкрига заключается в получении преимуществ более искусным маневрированием. Даже если оставить за скобками ресурсы, боевой дух и воля к сопротивлению противника неизбежно будут сломлены под напором громадных и бессмысленных потерь. Отсюда логически вытекает массовая сдача в плен оказавшихся в окружении деморализованных солдат. В России же эти «азбучные» истины оказались поставлены с ног на голову отчаянным, доходившим порой до фанатизма сопротивлением русских в, казалось, безнадежнейших ситуациях. Вот поэтому половина наступательного потенциала немцев и ушла не на продвижение к поставленной цели, а на закрепление уже имевшихся успехов».
        Один из солдат группы армий «Центр» 20 августа сетовал: «Потери жуткие, не сравнить с теми, что были во Франции». Его рота, начиная с 23 июля, участвовала в боях за «танковую автостраду № 1». «Сегодня дорога наша, завтра ее забирают русские, потом снова мы, и так далее. Никого еще не видел злее этих русских. Настоящие цепные псы! Никогда не знаешь, что от них ожидать. И откуда у них только берутся танки и все остальное?!»
        Генерал-майор Гофман фон Вальдау, начальник штаба командования люфтваффе через 9 дней после начала войны писал в своем дневнике: «Качественный уровень советских летчиков куда выше ожидаемого… Ожесточенное сопротивление, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным предположениям». Подтверждением этого стали первые воздушные тараны. Кершоу приводит слова одного полковника люфтваффе: «Советские пилоты – фаталисты, они сражаются до конца без какой-либо надежды на победу и даже на выживание, ведомые либо собственным фанатизмом, либо страхом перед дожидающимися их на земле комиссарами».
        Танкист 12-й танковой дивизии Ганс Беккер: «На Восточном фронте мне повстречались люди, которых можно назвать особой расой. Уже первая атака обернулась сражением не на жизнь, а на смерть».
        Гнетущее впечатление на наступающие войска производили и такие эпизоды: после успешного прорыва приграничной обороны, 3-й батальон 18-го пехотного полка группы армий «Центр», насчитывавший 800 человек, был обстрелян подразделением из 5 солдат. «Я не ожидал ничего подобного, – признавался командир батальона майор Нойхоф своему батальонному врачу. – Это же чистейшее самоубийство атаковать силы батальона пятеркой бойцов».
        В середине ноября 1941-го года один пехотный офицер 7-й танковой дивизии, когда его подразделение ворвалось на обороняемые русскими позиции в деревне у реки Лама, описывал сопротивление красноармейцев. «В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов».
        1. +5
          16 июня 2020 10:00
          Генерал Гюнтер Блюментритт

          Это эмоциональные оценки. Цифры говорят об обратном. Например немцы начали операцию "Гельб" 10 мая, к 31 разгромили союзников на севере Франции и прижали их к морю, Дуйсбург - Дюнкерк ~340 км, 22 июня 1941 начинают "Барбароссу" к 12 июля ГА "Север" Клайпеда - Псков ~585 км, ГА "Центр" Брест - Смоленск ~627 км, ГА "Юг" Рава-Русская - Житомир ~445 км.
          1. +3
            16 июня 2020 10:15
            Цитата: strannik1985
            ГА "Центр" Брест - Смоленск ~627 км

            Еще 300 км до Москвы, и немцы кончились.

            Немцы на полном серьезе думали категориями европейских войн - великодушно обошлись с Францией, Бенилюксом и Польшей, предложили почетный мир Англии, да и упершись в Россию, всерьез рассматривали возможность "принуждения к миру". Только Английские фашисты быстро смекнули, что если не уничтожить немецких фашистов сейчас (руками русских), то третью мировую они уже не потянут, и на мир не пошли.
          2. Так это, немцы зачастую шли маршем, в походных так сказать колоннах не встпечая сопротивления, потому что советских войск на их пути не было. Немцы просто обходили наши укрепленные районы, беря их в окружения.
            Так что не нужно в данном случае жанглировать километрами. Это не правильно.
            1. +4
              16 июня 2020 10:57
              Это не правильно.

              А как правильно? Потери тоже не в пользу КА request
              1. Потери однозначно не в пользу КА. Но для КА в отличии от французов с союзниками 22.06.41 было точно неожиданностью. А что если бы к указанной дате КА была отмобилизованна и развернута согласно диспозициям? Понимаю, что случившееся не изменить, но предположить то нам ничего не мешает. Думаю до Москвы немцы вряд ли бы дошли.
                1. -2
                  16 июня 2020 12:04
                  А что если бы к указанной дате КА была отмобилизована и развернута согласно диспозициям?

                  Лучше, но ничего хорошего. Глухая оборона, особенно в масштабах фронтов бесперспективна, см. Курскую битву(при том, что в обороне сидела крупная наступательная группировка).
                  В идеале для КА обр.1941 года надо начать наступление до немцев, тогда "Барбаросса" будет сорвана, останется время на мобилизацию, возможно от МК не откажутся.
                  1. Что значит "глухая" оборона? Красная армия даже в 41-м старалась контратакавать немцев по возможности. Часто эти контратаки неподготовленные должным образом стоили больших потерь, но немцев из колеи таки выбивали.
                    И в итоге именно крепкая оборона позволяла КА копить резервы и в конечном итоге переходить в контрнаступления. Не всегда они были успешны, но зачастую они удовались. Москва, Сталинград, Курск. Везде сперва была оборона.
                    Уверен, что готовая к войне КА воевала бы как минимум не хуже застигнутой врасплох армии, коей она и была летом 41-го года.
                    1. 0
                      25 июня 2020 11:49
                      Просто для справки, т. н. "крепкая оборона" под Курском была атакована в самом слабом месте и стерта в порошок в предельно сжатые сроки. Ситуацию спасали контрудары. В других местах о плотностях обороны, сравнимых с Курском речи просто не шло.
                2. +4
                  16 июня 2020 20:00
                  К 22.06.1941г немцы подтянули к Советско-германской границе 157 дивизий и 12 бригад - не заметили ? Неожиданным нападение было для Верховной Ставки - может думали немцы начнут сначала "толкаться" и "спрашивать закурить" - а они (немцы) сразу "перо в бок"... на примере войны в Европе в 1940г нужно было делать вывод - Вермахт начнёт войну без "раскачки", но о чём думало руководство СССР я спорить не буду.
                  1. +5
                    16 июня 2020 21:48
                    ,,,да были планы, развернутся не успели.

                  2. 0
                    25 июня 2020 11:46
                    Всё заметили. Мех соединения появились в июне. По поводу чего, например, было сообщение ТАСС.
          3. +4
            16 июня 2020 11:00
            А как насчет этой цифры?
            Война Германии союзниками была объявлена в начале сентября, а реальные боевые действия начались только в мае. Иными словами, на подготовку было 9 месяцев.
            1. +2
              16 июня 2020 11:07
              А как насчёт этой цифры?

              Правильно, вместо территории и ресурсов у союзников были свои плюсы, которые они, по разным причинам не использовали. Нежелание воевать просто удобная отмазка для французских политиков и генералов, им тоже "не тот народ" достался laughing
              1. 0
                16 июня 2020 11:13
                Цитата: strannik1985
                вместо территории и ресурсов у союзников

                Вообще-то с территорией и ресурсами у Британской и Французской колониальных империй все было очень недурно. Любая из них по этим критериям была вполне сопоставима с СССР, а уж вдвоем...
                1. 0
                  16 июня 2020 11:20
                  Любая из них по этим критериям была вполне сопоставима с СССР

                  Тем более, в чем вопрос? laughing Свободная/Сражающаяся Франция была? Была. Значит французы не сдались request
                  1. +2
                    16 июня 2020 11:38
                    Цитата: strannik1985
                    Свободная/Сражающаяся Франция была?

                    угу. три калеки в шесть шеренг.
          4. +9
            16 июня 2020 11:49
            Не надо тиражировать либерасткие агитки.

            Немцы начали наступательную операцию против Франции после того, как последняя 10 месяцев была в состоянии войны, провела мобилизацию, получила военную помощь от Британии и т.д. и т.п.

            Немцы напали на СССР без объявления войны, будучи полностью отмобилизованными в условиях незавершенной советской мобилизации. При этом кратно большая глубина тыла СССР по сравнению с Францией полностью компенсировалась кратно большей протяженностью Восточного фронта, позволившим немцам рвать его практически в любом месте.

            И да: наибольшие операционные и среднесуточные темпы наступления во ВМВ продемонстрировал не Вермахт (внезапно), а РККА в Висло-Одерской и Берлинской операциях - в условиях малой протяженности фронта и ожесточенного сопротивления противника на своей заранее подготовленной к обороне территории.
          5. +4
            16 июня 2020 12:17
            Знаете чем отличается война во Франции от СССР? Во первых во Франции был не сильно протяженный фронт, что позволяло французам перекрыть опасные участки, при этом силы Франции и СССР на начало действий приблизительно были равны, а фронт различался в разы. Наши в окружениях сражались неделями, месяцами, стягивая сила немцев. Про неожиданность нападения на СССР стоит говорить? В СССР танки ломались от огромных расстояний и маршей, во Франции этого не было, самолеты были собраны на несколько аэродромов, без горючего и боеприпасов, во Франции этого то же не было.
            Немцы и перли потому что не было войск перекрыть все направления, если бы фронт был бы в десяток раз меньше, то немцы бы увязли сразу.
  9. -2
    16 июня 2020 07:48
    После Дюнкерка, в сущности, гитлеровцам воевать и не пришлось: Францию убил страх. Ужас захлестнул всю страну.
    Выходит каронавирус пришёл к нам из Франции 40х годов, а не из Китая.
  10. +2
    16 июня 2020 08:15
    м Почему французы так легко сдались Гитлеру

    потому, что СТРАШНО.
    1. +4
      16 июня 2020 09:22
      Потому, что французы, в массе своей, были не против идеи гитлеровского Евросоюза.
  11. +12
    16 июня 2020 08:43
    Как сказал один умный человек: "Французский солдат - это переодетый гражданин, а немецкий гражданин - это переодетый солдат".
    Прошу извинить, если немного изменил цитату, пишу по памяти
  12. +6
    16 июня 2020 08:44
    Хотя крупные города Франции, если бы там засели боеспособные части и решительные, жесткие командиры вроде де Голля, могли надолго задержать врага.
    Во всяком случае оборона Льежа давала повод думать так..., а уж оборона Лилля показала, что действительно
    так могло случиться, прояви французское командование упорство
    Прием капитуляции французских войск в Лилле, после исчерпания возможностей 31 мая 1940 года...

  13. +6
    16 июня 2020 09:32
    = Кошмар Франции. Почему французы так легко сдались Гитлеру. =

    = Однако союзники как будто ослепли и дружно впали в идиотизм. Накануне 10 мая радиоразведка засекла необычную активность немецких станций в Арденнах, где, как казалось, был второстепенный участок фронта. Союзники даже не провели воздушную разведку опасного направления. Ночью 11 мая воздушная разведка обнаружила моторизованную колонну в Арденнах. Командование сочло, что это «ночной обман зрения». На следующий день воздушная разведка подтвердила данные. Снова командование закрыло глаза на очевидный факт. Только 13-го, получив новую серию аэрофотоснимков, союзники спохватились и подняли в воздух бомбардировщики, чтобы разбомбить врага. Но было уже поздно. =
    Дальше статью читать не стал. Я вообще уже лет 20 беллетристику не читаю.
    Достала уже литературщина, к тому же низкого пошиба, на страницах ВО.
    С удовольствием бы прочитал настоящее исследование социальных и военно-политических причин поражения Франции. Без ненужной тут литературщины - "Союзники даже не провели воздушную разведку" - и тут же - "Ночью (!!!) воздушная разведка обнаружила моторизованную колонну" - ай да автор!
    А вот вообще шедевр - "Снова командование закрыло глаза на очевидный факт" - сплошная литературщина! "Командование сочло, что это = ночной обман зрения=" !!!!!!!
    В Советское время, в журнале "Юность" статьи качественней печатались, я уж не говорю про "Юный техник" и "Технику молодежи"
  14. 0
    16 июня 2020 09:58
    Какие чуткие и ранимые лягушатники - оказывается, достаточно распространить в их среде только слухи о противнике и они тут же поднимают свои лапки bully

    Все было гораздо проще: большинство французов просто жаждали влиться в состав Третьего рейха - полного аналога Франкской империи 9 века во главе с Карлом Великим, памятник которому установлен около собора Парижской богоматери. После чего "франкам" можно было поучаствовать в грабеже оккупированного Советского Союза - исторического наследника Российской Империи, которая разгромила Французскую империю в 1812 - 1814 годах и свела её внешнеполитическую роль к второразрядной державе.

    Что подтверждается созданием пронемецкого режима Виши, практически полным отсутствием национального сопротивления во Франции после капитуляции (основными противниками немцев были французские диверсанты - сотрудники британских спецслужб и советские военнопленные, бежавшие из лагерей) и активными боевыми действиями французов против сил антигитлеровской коалиции в заморских территориях Франции.
    1. +1
      16 июня 2020 16:37
      Очевидно, Франция ДОЛЖНА была пополнить и усилить Евро-Рейх, по изначальному замыслу сил, поставивших на Гитлера и лживую псевдо-арийскую доктрину. "Привилегированная" Британия, как одно из 2-х основных "финансовых Сити" нацистского проекта, должна была примкнуть к Гитлеру ,как только станет ясно, что Советский Союз окончательно разгромлен. Декабрь 1941 года изменил геополитические процессы, заставив "англосаксонскую" (в обязательных кавычках) элиту занять позицию "будем посмотреть", позволив наиболее гонористой части (у британских собственная гордость !) заняться более-менее настоящей войной, - благо военная машина Рейха "уехала" в Россию.
    2. -1
      16 июня 2020 22:23
      Цитата: Оператор

      Все было гораздо проще: большинство французов просто жаждали влиться в состав Третьего рейха - полного аналога Франкской империи 9 века во главе с

      Андрей, ну это уж чересчур. Вы можете себе представить рядового французского солдата который бы "мечтал влиться..."? Вчера еще немного воевал, а сегодня решил - дай-ка я вольюсь. Нет. Все гораздо прозаичней. Оперативное искусство немцев, их военная подготовка как офицеров так и рядовых оказалось лучше французского. Не будем забывать о мотивации. Месть немцев, которая пестовалась немецким агитпропом, за Версаль. Не будем забывать о французском правительстве, которое оказалось неспособным организовать сопротивление. Ну и "вишенка на торте" - у них не было своего 37 года. Поэтому и появился Виши. Вкратце как-то так. Разумеется это не все. Но ведь я не статью на тему пишу.
      1. 0
        16 июня 2020 23:31
        Именно большинство лягушатников, которые морально надорвались после массовых потерь в ПМВ, а тут им братья по крови (немецкие франки) сделали предложение, от которого нельзя отказаться - влиться в реинкарнацию Франкской империи (она же Рейх #3), да еще и стать её тылом.

        На Восточный фронт поедут только французские волонтеры ваффенСС, а не французские призывники Вермахта - ляпота с точки зрения лягушатников.
        1. -1
          17 июня 2020 08:23
          Цитата: Оператор
          а тут им братья по крови (немецкие франки) сделали предложение, от которого нельзя отказаться - влиться в реинкарнацию Франкской империи (она же Рейх #3),

          Где и в каких документах это предложение зафиксировано? tongue
          1. 0
            17 июня 2020 12:01
            Вы реально думаете, что верхушка Франции за просто так отказалась от немецких репараций, контрмер против милитаризации Рейнской области, не препятствовала захвату Австрии и Чехии еще до начала ВМВ?

            Или что всем остальным французам после начала ВМВ открытым текстом в агитационно-пропагандистских радиопередачах немецкого радио и листовках на фронте не разъяснили суть предложения Германии - побрататься с немецкими франками и влиться в единую франкскую империю с порядковым номером 3?
            1. 0
              17 июня 2020 13:06
              Цитата: Оператор

              Вы реально думаете, что верхушка Франции за просто так отказалась от немецких репараций, контрмер против милитаризации Рейнской области, не препятствовала захвату Австрии и Чехии еще до начала ВМВ?

              Нет конечно. По-Вашему для того, чтобы -
              Цитата: Оператор
              влиться в реинкарнацию Франкской империи (она же Рейх #3)

              А по-моему англо-франки взращивали германцев для борьбы с СССР
              Цитата: Оператор
              текстом в агитационно-пропагандистских радиопередачах немецкого радио и листовках на фронте не разъяснили суть предложения

              Вы так доверяете этим листовкам и передачам радио, что я стал беспокоиться о Вашем здоровье.
              Почитайте немецкие листовки адресованные нашим бойцам. Вы им тоже верите?
              Ну а что касательно Франкской империи, то почему же Франция, так, по-Вашему, желая этого не пошла на прямые переговоры с Гитлером с целью "реинкарнации"?
              А положила тысячи своих граждан сопротивляясь "реинкарнации"?
              Я заблудился в лабиринтах Вашей логики.
              1. 0
                17 июня 2020 13:12
                Не важно, верили ли красноармейцы в немецкую агитацию и пропаганду в 1941 году, важно верили ли ей военнослужащие французской армии в 1940 году.

                Тысячи убитых французов во ВМВ - это отвлекающий маневр, не более того.

                Дык потому и стимулировали англосаксы и французские франки своих кровных братьев немецких франков напасть на СССР, что рассчитывали загрести жар чужими руками, после чего самим возглавить новую Священную Римскую империю германской нации.
                1. -1
                  17 июня 2020 13:56
                  Цитата: Оператор
                  пропаганду в 1941 году, важно верили ли ей военнослужащие французской армии в 1940 году.

                  По-Вашему - верили, и поэтому массово и радостно сдаваясь немцам обнимались с ними. Что-то я по фотографиям радости на французских лицах не наблюдаю.
                  Цитата: Оператор
                  Тысячи убитых французов во ВМВ - это отвлекающий маневр, не более того.

                  Чей маневр? Франции или Германии? Или обеих? Похоже на альтернативную историю.
                  Цитата: Оператор

                  Дык потому и стимулировали англосаксы и французские франки своих кровных братьев немецких франков напасть на СССР, что

                  Вот тут-то я с Вами солидарен.
        2. -2
          17 июня 2020 17:52
          Вы видимо не понимаете, что клеить обидные прозвища целому народу по меньшей мере неприлично. Кстати, наци именно так именовали французов. Вы наци?
          1. +1
            17 июня 2020 17:56
            À la guerre comme à la guerre (С) - что там бухтел содомит Макрон насчет России?
  15. +2
    16 июня 2020 10:20
    Почему французы так легко сдались Гитлеру
    Давайте попробуем быть чуть объективней, страх, дезертирство, коллаборационизм, беженцы, uдuoTы командиры, отсталая техника, тактика, информационная война и т.д... были везде, в том числе на восточном фронте, но война во Франции не была войной на уничтожение, во вторых Франция не обладала такими ресурсами к сопротивлению как СССР.
  16. +2
    16 июня 2020 10:45
    Пару слов в защиту жабоедов.
    1. Это сейчас известно, что Арденны для танковых дивизий проходимы. А весной 1940 об этом никто не знал. Так что ошибка французов понятна и извинительна. Плюс там был участок линии Мажино, так что французские генералы имели основания доя оптимизма. Ну кто же знал, что технология взлома укрепленных линий немцами отработана до автоматизма.
    2. Опыт Польши? И сколько было у французов времени на его осмысливание и внедрение? К тому же Польская камапания привела к определенным изменениям как в структуре немецких танковых войск, так и к изменениям в тактике.
    3. Паника, парашютисты и диверсанты - это общая картина 1939-42. Не одни французы тут отметились.
    4. А могли ли франки реально оборонять Центральную и Южную Францию? Ответ отрицательный. Франция - не СССР и разменивать время на расстояние там нереально. Формирование новых дивизий требует времени и оружия. А есть это оружие и время? Новобранцев не вооружишь палками и на следующий день в бой не бросишь, их обучить надо. А нормальная армия в это время погибает во Фландрии.
    Легко раздавать советы, точно зная, сколько у немцев осталось топлива и снарядов, точно зная, куда ди эрсте колонне марширт, ди цвайте колонне марширт. Но воевать по-настоящему - трудно. Не придет попаданец и не расскажет, откуда и куда пойдут немцы.
    1. +5
      16 июня 2020 12:14
      Аналогично можно встать и на защиту РККА в 1941-ом г. Рукводство СССР не сделало полезных выводов от военных компаний немцев в Польше и Франции ,это были шаблонные действия .План " Барбаросса " тов. Сталину был тогда известен.Как и Автор можно утверждать ,будь в РККА решительные и талантливые командиры то в 1941-ом г. 22- го июня войска занали бы оборонительные рубежи ,подготовив эшелонированную оборну.Не дожидаясь атак с воздуха подняли бы в бой авиацию КА а не беспечно ожидая , сняв с боевых самолётов вооружние.Развернули в боевой порядок танковые войска.Подвезли бы достаточно горючего для танков ,полный БК.Танки РККА были лучше немецких,их было больше ,чем у немцев,выучка войск КА была науровне и такой катастрофы "41-го" не было бы.Как и французы, советские военноначальники не поверили своим глазам получив данные разведки о боевом сосредоточении войск Германии на границе.
      1. +2
        16 июня 2020 14:10
        Пожалуй Вы правы,, где-то на50-60%, но :"будь в РККА решительные и талантливыми командиры то в 1941 22 июня войска заняли оборонительные рубежи, подготовив эшелонированную оборону". Тут начинается:"если бы бабушке да дедушкин болт", а в реальности ,для примера, волевой командир занимает оборонительные рубежу ..Это противоречит приказу:" Не поддаваться на провокации". +Не исполнение приказов Ворошилова
        1. 0
          25 июня 2020 11:34
          "Эшелонированная оборона" предполагает наличие огромного количества ресурсов, чтобы эти самые эшелоны выстраивать.
      2. 0
        16 июня 2020 17:33
        Решительный командир, конечно, мог занять и все такое. Проблема в том, что у решительного командира дивизия неполного состава и длина участка фронта вдвое выше, чем по Уставу. Решительность командира никак не компенсирует нескольких тысяч бойцов в строю.
      3. +2
        16 июня 2020 21:33
        Цитата: Aitvaras
        ,будь в РККА решительные и талантливые командиры то в 1941-ом г. 22- го июня войска занали бы оборонительные рубежи ,подготовив эшелонированную оборну.
        Не поможет: их обходят или, накопив многократное превосходство на небольшом участке, прорывают, обороняющиеся оказываются в окружении, без тылов, максимум через неделю все припасы кончаются. Все.
        Цитата: Aitvaras
        .Не дожидаясь атак с воздуха подняли бы в бой авиацию КА а не беспечно ожидая , сняв с боевых самолётов вооружние.
        Не поможет: Советская авиация была не столько разбомблена на аэродромах, сколько сожгла ресурс истребителей, пытаясь прикрыть войска на земле из-за отсутствия нормальной системы управления авиацией.
        Цитата: Aitvaras
        .Развернули в боевой порядок танковые войска.Подвезли бы достаточно горючего для танков ,полный БК.Танки РККА были лучше немецких,их было больше ,чем у немцев,выучка войск КА была науровне и такой катастрофы "41-го" не было бы.
        Так и было. Не помогло: при ударе мехкорпусов (танковый погром под Бродами) более 70% танков просто не доехали до места боев, сломались (к вопросу о том, чьи танки лучше), а доехавшие были уничтожены классической противотанковой обороной, за что мы смогли поквитаться только в боях за Балатон (там уже наша ПТО размолотила последний гитлеровский танковый кулак).
        СССР могла помочь только концепция подвижной обороны, но даже если бы она была известна, то армия 41 не смогла бы ее реализовать. До конца второй мировой никто не смог остановить блицкриг (и немцы тоже: 10 сталинских ударов были типичным блицкригом). Проблемы у немцев были, когда они пытались что-то взять (пример - Москва, Сталинград). Под Курском они не смогли "завести" блицкриг: сколько бы они не прорывали линий обороны, за ними были уже готовые новые линии, они выдохлись раньше, чем наши.
        1. +1
          17 июня 2020 12:22
          Ув. 0010,так о чём я и говорю,имею в виду всех командиров РККА, от ком дива до тов . Сталина.Были КШУ до начала ВОВ и ген. Жуков тогда показал ,как оно всё будет и был прав.Руководство СССР ошиблось неправильно оценив реальные планы и возможность Германии в тот период.Генералы ошиблись в конкретном направлении главного удара и т. д . ,напр. в битве под Курском ,смогли удержать фашистов,маловероятно устроить немцам " Курск " в 1941-ом г.,но попытатса ,при правильной оценке противника смогли бы, что предусмотренно в Военной Присяге ,уставах РККА и др.пох. документах . Талейран говорил, что " это не преступление ,это хуже ,это ошибка".
      4. 0
        25 июня 2020 11:35
        Какую мировую выиграл, что советское руководство критикуешь?

        Господи, 75 лет прошло, а такой бред из перестроечного "Огонька" до сих пор пишут...
      5. 0
        14 августа 2020 07:04
        Не трудитесь. Всю работу уже проделал А.В. Исаев. И если коротко, то чтобы все пошло, как надо, надо было полную боевую, всеобщую мобилизацию и выдвижение к границе запускать минимум в конце мая. А для этого надо было точно знать, что война начнется в конце июня. И точно отбросить все иллюзии и взять курс на войну. Всеобщая мобилизация - это и есть война, без вариантов. К сожалению, попаданцы к Сталину почему-то не пришли, а Нострадамусы не проявились. И разведка точно НЕ доложила.
    2. +2
      16 июня 2020 20:29
      Теоретически Франция могла "поскрести по сусекам" в Африке и Индокитае - Иностранный Легион и остальные "туземные части". Когда ? - с сентября 1939г. За 10 месяцев могли перевезти и разместить необходимое количество и они были - несколько частей Иностранного Легиона и "туземных частей" привезли во Францию, но видимо Генштаб Франции всерьёз полагал, что война будет "затяжной", а может немцы вообще передумают воевать с Францией и Англией. Вот с Югославией Гитлер не хотел воевать сначала - "продавил" правительство Югославии на договор о присоединении Югославии к Тройственному пакту стран Оси 25 марта 1940г. По примеру Болгарии.
  17. +4
    16 июня 2020 11:16
    Однако союзники как будто ослепли и дружно впали в идиотизм. Накануне 10 мая радиоразведка засекла необычную активность немецких станций в Арденнах, где, как казалось, был второстепенный участок фронта. Союзники даже не провели воздушную разведку опасного направления. Ночью 11 мая воздушная разведка обнаружила моторизованную колонну в Арденнах. Командование сочло, что это «ночной обман зрения». На следующий день воздушная разведка подтвердила данные. Снова командование закрыло глаза на очевидный факт. Только 13-го, получив новую серию аэрофотоснимков, союзники спохватились и подняли в воздух бомбардировщики, чтобы разбомбить врага. Но было уже поздно.

    Пройдёт чуть больше года - и повторится всё, как встарь.
    Разведка теряет соединения противника или видит их там, где их нет. Немецкие танковые дивизии появляются как будто ниоткуда. Командование выстраивает оборону - и получает главный удар на считавшемся второстепенном направлении. Обороняющиеся кадровые части попадают в котлы - и приходится спешно выстраивать хоть какой-то фронт из того, что есть под рукой.
  18. -5
    16 июня 2020 12:19
    Почему французы практически не сопротивлялись? Ну так они же все "европейцы", не все ли равно кто правит? У них нет Родины, нет Отечества, есть границы и вполне себе сытая жизнь, за что погибать то? Именно поэтому образовался нынешний ЕС.
  19. +2
    16 июня 2020 13:01
    "связь с войсками была потеряна" учитывая,что французское командование и так уже склонялись к капитуляции этого уже довольно для развала армии.
    Если мы вспомним нашу историю: июнь- июль 1941 теже самые мифические парашютисты.
    Очень хорошо описал ситуацию И. Стаднюк в повести:"Человек не сдается". Сам автор в 1941 был политрук и хорошо помнил пережитое.
    Так что по большому счету действовали по шаблону
  20. +1
    16 июня 2020 13:04

    Немецкие солдаты у захваченного французского бомбардировщика-разведчика Амио (Amiot) 143
    Практически все довоенные французские многомоторники можно было охарактеризовать одной фразой-издевательство над аэродинамикой. laughing

    МВ-210 у этого правда шасси убираемые laughing
  21. BAI
    +2
    16 июня 2020 17:04
    Да похоже, французам было просто по барабану, под чьим управлением жить.
  22. 0
    17 июня 2020 14:20
    Цитата: красноярск
    Чей маневр? Франции или Германии?

    Обеих.
  23. 0
    17 июня 2020 14:27
    Цитата: bk0010
    Не поможет: их обходят или, накопив многократное превосходство на небольшом участке, прорывают, обороняющиеся оказываются в окружении, без тылов, максимум через неделю все припасы кончаются.

    Сверхдлинная линия фронта, мизерная плотность войск армии прикрытия, её дислокация (в том числе тыловых служб) в зоне артиллерийского огня противника с сопредельной территории, незавершенность мобилизации, развертывания и боевой слаженности войск РГК РККА на основной линии обороны Западная Двина-Днепр.

    На фоне данных стратегических проколов низкий ресурс советской боевой техники, малое число в войсках её новых моделей, отсутствие качественных бронебойных снарядов наиболее массовых калибров, критически малое число радиостанций и технических средств разведки - просто семечки.
    1. 5-9
      0
      17 июня 2020 15:33
      И ещё в СССР всего грузовиков было столько, сколько Вермахт с Франции стряс....голые танки, без артели и пехоты на грузовиках,, даже будь они Т-44 и ИС-3 в 1941-м, много не навоюют...а оборону немчики просто объедут
      1. 0
        17 июня 2020 15:40
        Опять же - это технические подробности, при том что главное в военной компании 1941 года - стратегические просчеты руководства СССР.

        Финны вон с РККА чуть ли не всю Зимнюю войну воевали древней как говно мамонта техникой и только в конце разжились советской трофейной.
        1. 5-9
          0
          17 июня 2020 15:51
          А как вы навоююте, если вашу оборону противник может тупо объезжать, причём он любит и умеет это делать? И численное превосходство в пехоте в 1,5 раза? И средний немецкий зольдат унд ахфицер намного образованнее вашего и средний танкист рулит лучше, лётчик летает, а артиллерист палит из гаубицы? А механики это всё умеют ремонтировать и у них есть запчасти, а у вас техника превращается в дрова? А превосходство в количестве и танков и самолётов у вас на половину на бумаге?
          Вы это всё в каком году собрались исправлять...в 1905-м или 1930-м? Или в 1861? Ну, чтоб к 1941 успеть?

          Поэтому стратегически руководство придумало эвакуацию...Любые передвижки частей на карте могли лишь незначительно улучшить положение РККА...ну, типа дошли бы до Смоленска и Харькова, а Крым и тд - не взяли.

          ЗЫ: Финнов размолотили в кровавую кашу (после таких потерь как они официально понесли - пощады не просят, в реале они исчерпали мобресурс) на ТВД, где техника не играет особой роли. Ну и собственно эта война показала ВПР чего стоят красвоенкомы и отечественная техника...
          1. 0
            17 июня 2020 16:10
            Ну так я об этом и говорю - необходимо было учитывать все сильные стороны противника, например, с помощью следующих рациональных решений:

            - отвести войска армии прикрытия от госграницы не менее чем на дальность артиллерийского выстрела крупного калибра, а тыловые базы снабжения на боевой радиус пикирующих бомбардировщиков противника;
            - полностью укомплектовать армию прикрытия и вывести её в начале весны на полевые позиции (чтобы не гадать на кофейной гуще, когда противник "внезапно" нападет);
            - без шапкозакидательства оснастить армию прикрытия исключительно противотанковыми 37-мм пушками и 82-мм минометами на конной тяге для придания ей маневренности;
            - построить очаговую оборону армии прикрытия (поскольку её численность кратно не дотягивает до сплошного фронта) в виде полевых опорных пунктов (выкопанных самими бойцами) с запасными ОП, заранее снабженными боеприпасами и продовольствием;
            - размещать все без исключения войска РГК РККА не далее плановой линии Западная Двина - Днепр, в т.ч. все механизированные корпуса и полевые аэродромы военной авиации.

            Уже этот минимальный набор мер позволил бы выиграть время для подтягивания войск РГК из внутренних округов уже в ходе войны, определил бы направления главных ударов противника не по данным разведки а фактически, позволил бы обеспечить боепитание армии прикрытия в условиях господства вражеской авиации и охватывающих ударов, вывел бы из под внезапного удара все мехкорпуса и авиацию, и т.д. и т.п.
            1. 5-9
              +1
              17 июня 2020 16:13
              Да понятно, что была масса ошибок...а уж с точки послезнания, так вообще...но общий (социально-экономический) уровень развития страны был низок, от поражения РККА в 41-м ни спасли бы ни какие организационные действия, которые можно было придумать в 41-м...
              1. 0
                17 июня 2020 16:18
                Это не послезнание, а наиболее рациональные решения на основе информации о Вермахте и РККА в рамках данных, имеющихся на начало 1941 года в распоряжении ГШ ВС СССР.

                Однако победило мнение Сталина о необходимости разгромить Вермахт именно в пограничном сражении, для этого и стягивали все части, даже не укомплектованные, к границе и размещали армейские склады и госпитали прямо на границе - как, например, в Бресте.
                1. -1
                  25 июня 2020 11:14
                  А давай ты не будешь писать бред. Войска всегда стягиваются туда, где они будут воевать. Из этого никак не следует, что в РККА всерьез надеялись выиграть приграничное сражение. А еще Брест был просто подставлен Павловым, но из этого позорища делают подвиг и натягивают его на всю границу, хотя нигде больше кроме Павловских владений солдаты не вскакивали с постелей под бомбами, и важные объекты находились как минимум вне досягаемости артиллерии. И пулеметы с целого авиаполка разом тоже никто не снимал.
            2. -1
              25 июня 2020 11:30
              Выстрел крупного калибра - это километров 30. На такой дальности и так ничего не размещалось. А вот радиус пикировщика может составить сотни километров. Возить за столько снаряды - это никакого транспорта не хватит.

              Полное укомплектование подразумевает, прикинь, мобилизацию. Впрочем, части у границы и так находятся в куда более высокой готовности, чем внутренние.

              противотанковыми 37-мм пушками и 82-мм минометами на конной тяге для придания ей маневренности


              Были 45 мм пушки. Что же касается 82 мм минометов, то против 150 мм гаубицы это даже не смешно. Самое же несмешное, что уровень подготовки РККА был недостаточно высок, чтобы грамотно использовать подобное оружие тактического звена, в итоге пехота была крайне зависима от артиллерии, и матюги по этому поводу от командармов были даже в эпоху Сталинградской битвы.

              построить очаговую оборону армии прикрытия (поскольку её численность кратно не дотягивает до сплошного фронта) в виде полевых опорных пунктов (выкопанных самими бойцами) с запасными ОП, заранее снабженными боеприпасами и продовольствием;


              Да-да, сидеть в окопе и отстреливать бегущих на тебя немцев. Типичная позиция того, кто воевать не обучен, а в атаку бежать боится. Вот больше делать немцам нечего, обойдут просто они эти пункты, и через 2-3 недели бойцы из них с голодухи сами пойдут сдаваться, что собственно и случилось в Бресте, где больше половины л/с попало в плен. Сами немцы зимой 41-42 использовали тактику опорных пунктов, но они выстраивали их в городах, а город - это еще и центр коммуникаций, просто обойти его сложнее, часто невозможно, а сидеть там можно долго. Впрочем, сдается мне, что будь уровень РККА хотя бы таким, каким он будет через год, то и результат был бы таким же, каким он будет через год.
  24. 5-9
    0
    17 июня 2020 15:26
    Это надо давать перечитывать тем, кто "удивляется" нашему разгрому в Приграничном сражении в 41-м и подозревает всяческий резунизм.
    А вот то, что в солнечной Хранции тоже были концлагеря - не знал...

    ЗЫ: Отличие демократического доброго концлагеря от злого страшного мордорского ГУЛАГа в том, что в концлагерь сгоняли всех по какому-либо признаку (например итальянец во Франции, японец в США) вообще без вины...а в злой ГУЛАГ отправляли только по решению суда, либо судебного органа ака тройка за конкретное преступление (реальное или нет - дело другое).
  25. 0
    17 июня 2020 16:33
    Расслабились французы после ПМВ. Немцы же наоборот тщательно проанализировали причину своего поражения в ПМВ и сделали в начале ВМВ значительно меньше ошибок чем их противники. Поэтому поначалу дела у немцев и шли очень даже не плохо.
    1. 0
      25 июня 2020 11:07
      Они не расслабились, они оказались сильно деморализованы, так что сыновья ветеранов ПМВ не были готовы после отцовых рассказов, снова в окопы надолго.
  26. 0
    17 июня 2020 19:44
    Потому!

    И не почему больше.
  27. 0
    20 июня 2020 00:14
    Толковая статья. Только корни этого разгрома, в разложение политического и военного руководства в 30х годах. Но эта отдельная большая тема.
  28. 0
    21 июня 2020 16:12
    Спасибо, очень познавательно!
  29. 0
    23 июня 2020 10:18
    Французы кириллицей пользовались?

  30. 0
    24 июня 2020 07:49
    По сути, Франция капитулировала из-за страха

    да боши на французишек нагнали страху за две предыдущие войны (1870 и пмв)...если бы не англичане и русские в пмв немцы разделались с францией как и планировали - "до первого листопада"
  31. 0
    25 июня 2020 10:34
    Вы всё врете! Все знают, что только вурдалак Сталин мог допустить катастрофу 41-го года.
  32. 0
    2 июля 2020 11:17
    Эх, Мои Господа! Вот, что значит отсутствие Короля на Троне! В Первую-то Войну, в той же Франции, Наполеона, конечно не нашлось, но имелось Двое Штатских - Пуанкаре с Погонялом Война, и Клемансо - Тигр! Хоть и Штатские - а на 1/2 Сталина потянули! Вот Франция и выиграла! А у Нас наоборот - не было у Нас Сталина в Первую Войну, зато был с нами И.В.Сталин во Вторую! А то Немцы бы Нас - НА МЫЛО-с!
  33. 0
    2 июля 2020 12:01
    И Второе, Господа Мои! Французы в 1939-40- гг. Жутко НЕ ХОТЕЛИ ВОЕВАТЬ! Мы-то Грешные то же самое, и в 1917 г., и в 1991 г.!
  34. 0
    5 июля 2020 18:38
    Французам приказали проиграть теневое правительство из Глубинного Государства, они прекрасно знали что победить СССР нужны все ресурсы Европы. Все европейские правительства играли в поддавки.
  35. 0
    5 августа 2020 22:12
    Интересно...А по моему разумению..Вся суть, почему французы так быстро сдались, есть фото (любой поисковик - картинки) - французские полицейские показывают по карте дорогу офицеру вермахта...
  36. 0
    15 августа 2020 09:26
    По поводу действий французской авиации. В статье пропагандистская чушь. За 40 дней боев летчики - истребители ВВС Франции и британского экспедиционного корпуса сбили 1200 самолетов люфтваффе уничтожив 2000 человек летно-подъемного состава. К нападению СССР люфтваффе так и не восстановилось до численности на апрель 1940 года. ВВС РККА имея 10 000 истребителей на такие цифры сбитых вышли только глубокой осенью.
  37. 0
    19 сентября 2020 11:56
    Наполеон наверное вращался в гробу. Все же такой приступ слабости и паники у целого народа необъясним даже теми причинами, которые приводятся в статье.
  38. 0
    13 октября 2021 11:21
    Цитата: Д-р Франкенштуцер
    Вся пафосная риторика ожидаемо сводится к мантрам о гениальности товарища Сталина, "недоперевооружились" и прочим плакатным штампам. Вы хоть изредка выползаете из своего ментального туннеля? Пробовали смотреть несколько шире?

    очередной френкенштуцер вылез из норы