Военное обозрение

Боевые корабли. Крейсера. Морской бог реально любит троицу!

32

Продолжаем тему, начатую двумя статьями ранее. То есть на повестке дня у нас хождение по мукам итальянских корабелов в попытке создать нормальный легкий крейсер. Некоторые исследователи вообще считают «Кондотьери» первых двух серий чуть ли не лидерами-переростками, но тут я с ними не согласен.


Все-таки «Кондотьери» серий А и В были крейсерами. Очень легкими, весьма ущербными, но крейсерами. Быстрыми (сомнительно несколько) и очень хрупкими. Однако же вооружение было самое что ни на есть крейсерское, хотя к ПВО претензий было достаточно.

Однако если сравнить с зенитным вооружением, например, советского крейсера «Червона Украина» или «Кирова», то станет понятно, что могло быть и хуже.

Хотя и до скорости тоже можно докопаться. Да, замеры производили и в тепличных условиях и снявши все, что можно. Реальная боевая скорость, как я уже говорил, была значительно ниже, чем та, которую показывали на испытаниях.

Броня и живучесть – да, это были слабые места крейсеров, и об этом итальянское флотское командование прекрасно знало. Именно потому не стали штамповать тип А, а попробовали исправить, разработав тип В. Не помогло, как стало понятно.

Дорогу, как говорится, осилит идущий. Потому и появился следующий тип крейсеров «Кондотьери», тип С.


Военное министерство потребовало кардинальных изменений касательно защиты. Строительство повесили на фирму «Ансальдо», которая, я считаю, с честью справилась с заданием, потому что на свет появились настоящие легкие крейсера, не уступающие мировым аналогам.

Кстати, именно «Кондотьери» тип С стали прообразами наших крейсеров тип 26 «Киров». Но это уже совсем другая история.

Итак, инженеры из «Ансальдо» (суперфирма, поскольку из такого А и В сделать почти конфету…) построили два крейсера. «Раймондо Монтекукколи» и «Муцио Аттендоло». И это уже были корабли, которые можно назвать настоящими легкими крейсерами. Без всяких сравнений со скаутами и лидерами эсминцев.


Суть проекта проста, как я не знаю, что. Удлинить корабль на 10 метров, сделать шире на 1 метр. Водоизмещение возрастет, согласно расчетам, до 6150 тонн (у «Да Барбиано» было 5300 тонн), и весь прирост водоизмещения потратить на бронирование корабля.

Весьма разумный ход.

Далее надо было увеличивать мощность силовой установки. Примерно до 100-110 тысяч л.с. Корабль с новым бронированием все равно должен был выдавать по плану 36-37 узлов.

Бронирование. Это была песня, жаркая такая итальянская серенада о том, как из гадкого утенка начали делать лебедя. Или гуся.

Шутка ли, общий вес брони был увеличен с 578 до 1376 т по сравнению с тем же «Да Барбиано». Плюс на типе С была реализована идея объединить все боевые посты и разместить их все в бронированной надстройке, имеющей цилиндрическую форму.

Вертикальное бронирование корпуса должно было иметь толщину 60 мм, вертикальные переборки 25 мм, палуба 30 мм. Траверзы и защита башен тоже должны были быть усилены.

Головной крейсер серии, «Раймондо Монтекукколи», был заложен 1 октября 1931 года. Второй корабль, «Муцио Аттендоло», в связи с внесением в проект некоторых изменений и финансовыми затруднениями, заложили только в апреле 1933 года.


Имена, естественно, дали в честь исторических лиц Италии.

Раймондо, граф Монтекукколи, герцог Мельфи (1609-1680). Дослужился до генералиссимуса Священной Римской империи, за которую в целом провоевал всю жизнь. С поляками против шведов, с австрийцами против турок, с датчанами против опять же шведов, с голландцами против французов. Побеждал. Написал немало трудов по тактике и стратегии. Умер от старости своей смертью, что в целом достойно.

Муцио Аттендоло «Сфорца» (1369-1424) — итальянский кондотьер, долго служивший с Да Барбиано. Основатель династии Сфорца, правившей Миланом, тоже воевал всю жизнь и закончил ее, утонув при форсировании реки Пескары.

Естественно, согласно итальянской традиции, крейсера получили свои персональные девизы:
— «Раймондо Монтекукколи»: «Con rizolutezza con rapidita» («С решительностью и быстротой»);
— «Муцио Аттендоло»: «Constans et indomitus» («Тверд и неукротим»).


В некоторых источниках в компанию к этим двум крейсерам еще добавляют «Дука ди Аоста» и «Эугенио ди Савойя», построенные чуть позже. Но мы их рассмотрим отдельно, поскольку это были похожие внешне, но изрядно отличные внутренне корабли. Тип D «Кондотьери» отличался от типа С на добрую тысячу тонн водоизмещения, что повлекло за собой довольно приличные изменения в конструкции.


"Дука ди Аоста"



"Раймондо Монтекукколи"

Разница есть даже внешне.

Что же получилось у итальянцев с третьей попытки?

Стандартное водоизмещение 7 524 тонны, полное 8 990 тонн.

Длина 182 м, ширина 16,5 м, осадка при полном в/и 6 м.


Силовые установки состояли из 6 нефтяных котлов «Ярроу» и двух турбин. На «Монтекукколи» стояли турбины системы «Беллуццо», на «Аттендоло» – от «Парсонса».

Мощность силовых установок достигала 106 000 л.с., что обеспечивало скорость полного хода 37 узлов. На ходовых испытаниях, проведенных в 1935 году, «Монтекукколи» при водоизмещении 7020 т развил мощность машин 126 099 л.с. и достиг скорости 38,72 узла. «Аттендоло» при водоизмещении 7082 т показал 123 330 л.с. и 36,78 узла соответственно.


Дальность плавания исчислялась в 1100 миль со скоростью 35 узлов, на крейсерской скорости в 18 узлов для «Монтекукколи» 4 122 мили, для «Аттендоло» 4 411 миль.

Бронирование. То, ради чего все затевалось.

Основу бронезащиты составлял бронепояс толщиной 60 мм от башни №1 до башни №4. Пояс замыкался 25-мм траверзами. За поясом размещалась 20-мм противоосколочная переборка.

Палуба бронировалась листами 30-мм толщиной, примыкавшие к бронепоясу участки бронировались листами 20-мм.

Боевая рубка имела 100-мм броню, командно-дальномерный пост имел по кругу броню 25 мм, крыши 30 мм.


Сами башни имели лобовую броню 70 мм, 30-мм крышу и 45-мм боковые стенки.

Толщина брони барбетов башен была различной. Барбеты возвышенных башен №2 и №3 выше верхней палубы прикрывались 50-мм броней, барбеты носовых башен (№1 и №2) ниже уровня верхней палубы прикрывались 45-мм броней, в районе погребов толщина брони была 30 мм.

Барбеты кормовых башен имели толщину 30 мм по всей высоте. Щиты универсальных 100-мм орудий имели толщину 8 мм.

При проектировании брони были сделаны расчеты, которые дали следующую картину. На дистанции 20 000 м 203-мм снаряд пробивал бронепояс и переборку за поясом у крейсеров при угле встречи не более 26°, а на дистанции 17 000 м — не более 35,5°. Это вселяло некоторую уверенность, но расчеты – дело такое…

152-мм снаряд начинал уверенно пробивать пояс и переборку при нулевом угле на расстоянии 13 000 м.

В целом встречаться с тяжелыми крейсерами для «Кондотьери» было делом заведомо смертельным. Но уже неплохо то, что в сравнении с предшественниками эти крейсера не боялись снарядов орудий эсминцев. Уже неплохо, как говорится.

Комбинация пояса и отодвинутой от него переборки обеспечивала относительную защиту от снарядов с малым замедлением или взрывателем мгновенного действия, разрыв которых происходил бы в пространстве между поясом и переборкой. То есть от заброневого повреждения осколками.

Единственное, что осталось незащищенным, – рулевые машины. Сомнительная такая экономия, но такое решение было принято конструкторами.

Вооружение


Вооружение осталось совершенно тем же, что и на типе С. Восемь орудий фирмы ОТО калибром 152 мм образца 1929 года.


Управление огнем главного калибра было дополнено установкой приборов управления огнем «RM 2». С помощью этих приборов, установленных в башнях №2 и №3, можно было при необходимости управлять огнем всего ГК либо группами башен – носовых и кормовых. Ну и, естественно, каждая башня из четырех имела возможность вести огонь, основываясь на данных своих дальномеров.

Универсальная артиллерия состояла все из тех же 100-мм орудий в установках Минизини образца 1928 года. Расположение кормовое, идентичное предыдущим сериям кораблей.


А вот малокалиберная зенитная артиллерия наконец-то получила уже упоминавшиеся в предыдущих статьях злополучные 37-мм зенитные автоматы фирмы Бреда модели 1932 года. Таких автоматов каждый крейсер получил аж восемь штук в четырех спаренных установках.


Эффективная дальность стрельбы равнялась 4000 м, максимальный угол возвышения достигал 80°, максимальный угол снижения 10°. Боекомплект состоял из 4000 снарядов.


Дополняли зенитные автоматы все те же восемь пулеметов калибра 13,2 мм все той же фирмы Бреда образца 1931 года в четырех спаренных установках.

Торпедное вооружение крейсеров тоже осталось неизменным, 4 аппарата 533-мм, по две двухтрубных установки типа SI 1928 Р/ 2 на каждом борту.

Боезапас состоял из 8 торпед: 4 в аппаратах, 4 запасных, которые хранились возле аппаратов в специальных ангарах. На крейсерах типа D схема хранения была несколько изменена. Тела торпед хранились все там же, а вот для боеголовок сделали специальные погреба под палубой на каждом борту.

Весьма интересное решение в угоду безопасности. Но по ходу войны ангары для запасных торпед вообще были демонтированы с крейсеров, так как торпеды в них все равно оставались источником повышенной опасности, а в погребах для боеголовок начали хранить дополнительный боезапас для зенитных автоматов.

Крейсера все так же могли быть использованы в качестве минных заградителей.


Существовало два варианта загрузки, максимальный и стандартный. Максимальный — 96 мин типа «Элиа» или 112 мин типа «Болло», или 96 мин типа «Р.200». Но в этом случае башня №4 не могла вести огонь. Стандартная загрузка, когда башне №4 ничего не мешало, состояла из 48 мин «Элиа», или 56 «Болло», или 28 «Р.200».

Во время войны на вооружение итальянского флота поступили немецкие мины. Так что крейсера могли брать на борт 146 мин типа ЕМС или 186 противолодочных мин UMB. Либо можно было взять на борт от 280 до 380 (в зависимости от модели) минных защитников немецкого производства.

Противолодочное вооружение состояло из пассивной гидроакустической станции и двух пневматических бомбометов типа 50/1936 ALB.

Авиационное вооружение было идентичным типам А и В, то есть катапульта и два гидроплана IMAM RO.43.

На всех крейсерах имелось по два комплекта аппаратуры для постановки дымовых завес: паро-нефтяной и химический. У основания дымовых труб размещались устройства (6 или 8 в зависимости от корабля) для постановки дымовых завес путем смешивания дыма из котлов с паром и нефтью. Они обеспечивали постановку черных «нефтяных», белых «паровых» или цветных дымзавес. В корме по бортам были прикреплены два химических дымогенератора. При их включении корабль на непродолжительное время окутывало густое белое облако.

Боевые корабли. Крейсера. Морской бог реально любит троицу!

Экипаж кораблей состоял из 27 офицеров и 551 старшин и матросов.

Модернизации кораблей были, но проводились в довольно спокойном темпе.

В 1940 г. система управления огнем (КДП и орудия) была дополнена гиростабилизационным оборудованием. Это позволило в бою при волнении вести огонь главным калибром в любой момент, не дожидаясь возврата корпуса корабля на ровный киль.

В 1942 году 37-мм автоматы модели М1932 были заменены автоматами моделью М1938 с воздушным охлаждением, более удобными и легкими в наводке и обслуживании. Установки с мостика перенесли на место демонтируемых постов наведения торпедных аппаратов.

На «Раймондо Монтекукколи» были сняты 13,2-мм пулеметы (наконец-то!) и вместо них установлены 10 одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон».

В 1943 году на крейсере установили радиолокационную станцию ЕС 3 «Гуфо» и немецкую станцию радиоразведки «Метокс» FuMB.1.

В 1944 году с «Монтекукколи» убрали минные рельсы, катапульту, торпедные аппараты.

Боевая служба


«Муцио Аттендоло». Начнем с него, поскольку проще и короче.


Боевые действия крейсер начал в июне 1936 года, когда началась гражданская война в Испании. Корабль совершил поход в Барселону и Малагу, вывозя оттуда граждан Италии.

28 ноября 1936 г. итальянское правительство подписало с Франко секретный договор о взаимопомощи, поэтому итальянскому флоту пришлось взять на себя патрулирование западной части Средиземного моря и сопровождение транспортов, на которых в Испанию доставлялся личный состав и военная техника итальянского экспедиционного корпуса.

«Муцио Аттендоло» доставил на палубе в распоряжение генерала Франко два торпедных катера MAS-435 и MAS-436, переданные флоту националистов. Катера получили названия «Кандидо Перес» и «Хавьер Кирога».

Вступив во Вторую мировую войну с объявлением войны Франции и Великобритании, крейсер занимался прикрытием минных постановок.

Далее были выходы в море по прикрытию конвоев в Северную Африку.

«Муцио Аттендоло» принял участие в бою при Пунта-Стило в июле 1940 года. Номинальное участие в бесславном бою.


В октябре-ноябре крейсер принял участие в операциях по оккупации Албании и против греческого острова Корфу. Вплоть до начала 1941 года крейсер регулярно совершал обстрелы позиций греческих войск.

С февраля по май 1941 года вместе с крейсерами 7-й дивизии «Муцио Аттендоло» занимался минными постановками к северу от Триполи. В общем было выставлено 1 125 мин и 3 202 минных защитника. Задачу посчитали выполненной.


Вторая половина 1941 года прошла под знаком конвойных операций на Северную Африку. Сажем прямо – неудачными. 92 процента топлива, направляемого в Северную Африку, а также 12 судов общим тоннажем 54960 брт. было потеряно только в ноябре 1941 года. Плюс три потопленных эсминца и два поврежденных крейсера.

1942 год принес некоторое затишье, потому что у Британии начались полноценные проблемы, вызванные вступлением в войну Японии.

11 августа итальянцы совершили очередную несуразицу, отменив атаку на фактически обреченный уже конвой «Пьедестал», идущий на Мальту и развернув корабли восвояси. Бригада крейсеров («Гориция», «Больцано», «Триесте» и «Муцио Аттендоло» плюс 8 эсминцев) попала прямо в объятия британских подводных лодок, находившихся в районе островов Стромболи и Салина.

Британская подводная лодка Р42 выпустила 4 торпеды. Одна попала в тяжелый крейсер «Больцано», вторая – в «Муцио Аттендоло».


Торпеда попала в носовую часть, оторвав ее на протяжении 25 метров. Никто из экипажа не пострадал, но крейсер был основательно изуродован. Но остался на плаву, команда даже смогла дать ход. Крейсер притащили в Мессину для ремонта, а потом перевели в Неаполь.

4 декабря 1942 года в ходе налета британской авиации крейсер получил несколько прямых попаданий и затонул.


В 1949 году корабль подняли и разрезали на металл.

«Раймондо Монтекукколи»


Служба этого корабля оказалась более долгой.

Точно так же ,как и систершип, «Раймондо Монтекукколи» начал свою боевую службу в Испании. Патрульная служба и вывоз беженцев.

В августе 1937 года крейсер перевели на Дальний Восток, для защиты итальянских интересов в начавшейся японо-китайской войне. Сложно сказать, какие интересы были у Италии в Шанхае, но корабль оказался именно там. До декабря «Раймондо Монтекукколи» охранял итальянские суда, дипмиссии, консульства.

Начало Второй мировой войны крейсер отметил активным участием в минных постановках в Тунисском заливе против французского флота.

«Раймондо Монтекукколи» принял участие в битве у Пунта-Стило, но как и все прочие корабли, ничем не отметился.


В октябре-ноябре 1940 принимал участие в операциях против Албании и Греции.

Фактически весь 1941 год прошел в минных постановках в Тунисском заливе, на подходах к Мальте и в Сицилийском заливе.

1942 год «Раймондо Монтекукколи» провел в попытках помешать британцам топить транспортные корабли, идущие в Африку. Честно признаем, попытки успехом не увенчались совершенно.


В июне 1942 года крейсер принял участие в бою у острова Пантеллерия, единственное морское сражение, о котором можно сказать, что его выиграли итальянцы. Хотя все корабли союзников, потопленные в этом бою, погибли либо на минах, либо от Люфтваффе. Но да, итальянские корабли внесли свой вклад.

Когда в декабре 1942 года британская авиация потопила «Муцио Аттендоло» в Неаполе, находившемуся там же «Раймондо Монтекукколи» тоже прилично досталось. На крейсере бомба взорвалась в помещении вспомогательных котлов. Взрывом была полностью уничтожена носовая дымовая труба, серьезно пострадала правая часть носовой надстройки. Осколками были выведены из строя котлы № 3 и № 4. Кроме того, другие бомбы множеством осколков изрешетили надводный борт и надстройки в кормовой части по правому борту, а одна из них угодила точно в 100-мм установку.


До середины лета 1943 года «Раймондо Монтекукколи» находился в ремонте. Здесь же крейсер получил радиолокационное вооружение.

Дальше была Сицилийская кампания, точнее, беспомощные попытки организовать хоть какое-то сопротивление силам союзников, начавшим высадки десантов на острова. Крейсер совершил две безрезультатные набеговые операции.


В сентябре 1943 года, после заключения перемирия, «Раймондо Монтекукколи» в составе всего итальянского флота отправился на Мальту сдаваться британцам.


Крейсеру повезло, он до Мальты дошел. В отличие от линкора «Рома» и двух эсминцев, которые потопили немцы.


«Раймондо Монтекукколи» повезло. Его перевели в транспорт, а не поставили ржаветь на приколе. И весь 1944 год крейсер перевозил британские войска. В итоговом отчете указана цифра перевезенных, около 30 тысяч человек.

После окончания войны «Раймондо Монтекукколи» снова повезло. Он оказался одним из четырех крейсеров, которые Италия смогла оставить себе. Но был переведен в учебные корабли и оставался таковым до 1964 года, когда корабль окончательно вывели из строя и в 1972 году разобрали на металл.


Что можно сказать в качестве итога? Третья попытка… И в итоге получились вполне приличные, а, самое главное, крепкие корабли.

В предыдущей статье я говорил, что главным кошмаром итальянских крейсеров были не бомбы и снаряды, а торпеды. Пример с Муцио Аттендоло» более чем показателен, на мой взгляд. Его предшественникам пережить попадание торпед не удалось.

Боевой путь «Кондотьери» тип С лучше всего свидетельствует о том, что корабли получились.
Автор:
Статьи из этой серии:
Боевые корабли. Крейсера. Построили бы сразу сухогруз...
Боевые корабли. Крейсера. Ни украсть, ни покараулить
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. lexa333
    lexa333 25 июня 2020 18:33 Новый
    +1
    отличная статья.спасибо.
  2. Проксима
    Проксима 25 июня 2020 18:38 Новый
    +2
    Повезло не только «Раймондо Майтеккуколли», например довольно таки современнный крейсер «Эммануэле Филиберто Дюка ди Аоста»/«Керчь» достался благодаря жеребьёвке СССР. В отличие от линкора «Новороссийск», не такой был хлам (1911-го года постройки), да и не взрывал его никто...
  3. Macsen_Wledig
    Macsen_Wledig 25 июня 2020 18:40 Новый
    +6
    В 1940 г. система управления огнем (КДП и орудия) была дополнена гиростабилизационным оборудованием. Это позволило в бою при волнении вести огонь главным калибром в любой момент, не дожидаясь возврата корпуса корабля на ровный киль.

    Думается мне, первоисточник (С.П.) тут перемудрил при переводе.
    Вероятнее всего итальянцы смонтировали гировертикаль, автоматически замыкавшую боевую цепь при переходе крена через "ноль".

    Ну и, естественно, каждая башня из четырех имела возможность вести огонь, основываясь на данных своих дальномеров.

    1-я и 4-я башня дальномеров не имели.

    В 1944 году с «Монтекукколи» убрали минные рельсы,

    Хм... Минные рельсу на итальянских КР являлись съёмными и ставились по необходимости.

    В предыдущей статье я говорил, что главным кошмаром итальянских крейсеров были не бомбы и снаряды, а торпеды. Пример с Муцио Аттендоло» более чем показателен, на мой взгляд. Его предшественникам пережить попадание торпед не удалось.

    Всё зависит от места попадания торпеды и количества попавших торпед.
    Так что это совсем не показатель.
  4. Undecim
    Undecim 25 июня 2020 19:06 Новый
    +7
    Итак, инженеры из «Ансальдо» (суперфирма, поскольку из такого А и В сделать почти конфету…) построили два крейсера. «Раймондо Монтекукколи» и «Муцио Аттендоло».
    Автор фантазирует. Во первых, инженеры из "Ансальдо" построили то, что было предусмотрено проектом. Проектировали же крейсера типа Raimondo Montecuccoli (Condottieri серии "C") специалисты Комитета по проектам боевых кораблей морского министерства (Comitate per il Progetto delle Navi) под руководством полковника Корпуса корабельных инженеров Леонардо Феа. Консультировал их генерал Умберто Пульезе.
    Во вторых, фирма "Ансальдо" построила только один крейсер - Raimondo Montecuccoli.
    Второй, Muzio Attendolo, строился на верфи фирмы "Cantieri Ruiniti dell’Adriatico" в Триесте.
    1. Liam
      Liam 25 июня 2020 19:43 Новый
      +2
      Ну и что бы не терять время на другие ляпы для желающих ознакомиться с детальной оперативной жизни обоих кораблей от спуска на воду и до слома ссылка на серьезное итальянское исследование.
      http://www.pietrocristini.com/incrociatori_classe_montecuccoli.htm

      Есть и таблицы с количеством и типом миссий кораблей,сколько миль проплавали и тд
    2. Liam
      Liam 25 июня 2020 20:12 Новый
      0
      Цитата: Undecim
      Умберто Пульезе

      Очень интересная судьба у него.
  5. voyaka uh
    voyaka uh 25 июня 2020 21:19 Новый
    +3
    Вот эта статья написана хорошо. good
  6. Usher
    Usher 25 июня 2020 22:21 Новый
    0
    Хотя все корабли союзников, потопленные в этом бою, погибли либо на минах, либо от Люфтваффе
    ну с чего ли. И какие мины в маневренном бою? Например танкер "Кеннтуки" был уничтожен артогнем "Монтекукколи" так же уничтожили эсминец "Бедуин".
  7. ban
    ban 26 июня 2020 06:45 Новый
    0
    Роман, про поправки гораздо лучше получается!
  8. рюрикович
    рюрикович 26 июня 2020 06:46 Новый
    0
    Боевой путь «Кондотьери» тип С лучше всего свидетельствует о том, что корабли получились.

    По сравнению типами А и В может и получились,но качество артиллерии все равно оставляет вопросы. А если учесть статистику, то и к экипажам возникают вопросы. Воюют ведь не корабли, а люди. Хотя это беда всего итальянского флота(ну может за исключением москитного и подводного) yes ...
  9. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 26 июня 2020 09:45 Новый
    0
    Роман стал делать хорошие обзоры: +
    Без оценочных определений автора, читать вполне приятно.
    Спасибо.
  10. Виктор Ленинградец
    Виктор Ленинградец 26 июня 2020 13:04 Новый
    0
    Огромное спасибо, Роман!
    Вот с этих кораблей можно действительно говорить о крейсерах.
    Крейсер - корабль для выполнения боевых задач в составе подразделения или самостоятельно. В то время основное назначение - артиллерийский бой с равным по классу противником.
    Так вот эти первые итальянские легкие крейсера способные хоть как-то противостоять одноклассникам.
    Тем не менее:
    - водоизмещение кораблей неоправданно занижено;
    - вооружение должно быть ГК 4х3х152-мм, зенитное 4х2х100-мм;
    - бронирование не хуже чем "Больцано".
    Боязнь "огорчить" Великобританию и дурацкая тяга к копеечной экономии создали жалких недомерков, не способных померится силами с большинством одноклассников.
    Кстати, прототипом теоретического чертежа для пр. 26 в итоге был выбран "Дука да Аоста". Вот привыкли все советское ругать, а наши сумели впихнуть три ствола в одну люльку!
    1. Engineer
      Engineer 26 июня 2020 13:33 Новый
      0
      Вы в неявном виде затронули проблему концепции межвоенного крейсера и поиска оптимального сочетания боевых качеств в условиях ограничения по водоизмещению и стоимости. Это интереснейший и очень сложный вопрос.
      - водоизмещение кораблей неоправданно занижено;

      "Весовой" аналог - британский Линдер и с ним грубо паритет, хотя Линдер лучше сбалансирован.
      Второй вероятный противник "богини". Малые эскадренные крейсеры типа Пенелопа. Итальянец явно помощнее. Хотя бы формально.
      Я беру британцев, а не французов поскольку именно с ними вышел замес.
      - вооружение должно быть ГК 4х3х152-мм, зенитное 4х2х100-мм;

      это еще один очень интересный вопрос
      Я не считаю трехорудийные башни-шестидюймовки оптимальными. "Большие" легкие крейсеры не имели преимуществ перед вашингтонскими тяжелым крейсером. Японцы,например, считали именно так, перевооружая Могами.
      В конечном итоге Саутхемптоны (4х3- 6 дюймов) превзошли по цене Каунти (4х2 8 дюймов)уступая в вооружении и мореходности и превосходя в бронировании
      До кучи- итальянцы строили очень дешевые корабли. При переводе в доллары получается даже дешевле британских.

      Вот привыкли все советское ругать, а наши сумели впихнуть три ствола в одну люльку!

      Это все же не достижение. Это авантюризм на грани безграмотности.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 26 июня 2020 16:05 Новый
        +1
        Цитата: Engineer
        Это все же не достижение. Это авантюризм на грани безграмотности.

        Вот сейчас американцам обидно стало. Они на "Неваде" и "Пенсильвании" умудрились поставить в одну люльку аж три 14" ствола. А на их КРТ раздельное ВН у стволов появилось только начиная с последнего довоенного КР - "Уичиты".
        1. Engineer
          Engineer 26 июня 2020 16:12 Новый
          0
          Американцы стреляли с задержкой для среднего орудия. И не тяготели к сверхфорсированным пушкам.
          Арту Невады после ПМВ постепенно довели до уровня недосягаемого для тех же R-ов
          1. Alexey RA
            Alexey RA 26 июня 2020 17:14 Новый
            0
            Цитата: Engineer
            Американцы стреляли с задержкой для среднего орудия. И не тяготели к сверхфорсированным пушкам.

            Хе-хе-хе... Вы их переоцениваете.
            На самом деле американцы точно также пробежались по этим граблям: после сдачи флоту первых КРТ с 8"/55 (20.3 cm) Mark 9 было обнаружено, что рассеивание при залповой стрельбе превосходит все мыслимые пределы, достигая 1800 м. И пришлось снижать начальную скорость снаряда и менять лейнеры. Не правда ли - знакомая картина? wink
            А на линкоровских 14", несмотря на их умеренную баллистику, янки пришлось вводить задержку выстрела среднего ствола при залповой стрельбе на 0,06 с (что уменьшило рассеивание вдвое).
            1. Engineer
              Engineer 26 июня 2020 17:40 Новый
              0
              Я плохо знаю историю с американскими ТКР. Знаю что с ЛК у них все в конечном итоге получилось.
        2. Macsen_Wledig
          Macsen_Wledig 26 июня 2020 18:10 Новый
          0
          Цитата: Alexey RA
          А на их КРТ раздельное ВН у стволов появилось только начиная с последнего довоенного КР - "Уичиты".

          Тут всё же надо делить мух и котлеты - Triple Mounts, Triple Turrets и Three-gun Turrets.
      2. ignoto
        ignoto 26 июня 2020 21:42 Новый
        0
        Сравнивать с "Пенелопами" не корректно совсем. Стандартное водоизмещение англичан 5220-5270 т.
        Итальянцев - 7431 т. Масса брони : 618 т . против 1368-1376 т.
        Тип "Линдер" ближе по стандартному водоизмещению : 6985 - 7270 т. Но, где здесь лучший баланс : масса брони 882 т.
        Ближайший визави и по стандартному водоизмещению и по массе брони - француз "Ла Галиссоньер" : 7600 т. и 1460,25 т. соответственно.
    2. Macsen_Wledig
      Macsen_Wledig 26 июня 2020 17:50 Новый
      0
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Боязнь "огорчить" Великобританию и дурацкая тяга к копеечной экономии создали жалких недомерков, не способных померится силами с большинством одноклассников.

      Сколько КРЛ заложенных в 1931 году несло 9 и более стволов ГК?

      Цитата: Виктор Ленинградец
      Кстати, прототипом теоретического чертежа для пр. 26 в итоге был выбран "Дука да Аоста".

      У "Монтекукколи" - прототип корпуса. У "Савойи" - ЭУ.

      Цитата: Виктор Ленинградец
      Вот привыкли все советское ругать, а наши сумели впихнуть три ствола в одну люльку!

      Американцы сделали это немного ранее... :)
      1. ignoto
        ignoto 26 июня 2020 21:54 Новый
        0
        Достаточно вспомнить, что близкие в проекте по стандартному водоизмещению к этой паре итальянцев крейсера типа "Фиджи" в реале получились гораздо тяжелее : от 8530 до 8821 т.
        Уступали по массе брони -1290 т.
        И в ходе модернизаций , в большинстве, лишились одной трехорудийной башни.
        Две серии - продолжения строились с тремя башнями.
        А стандартное водоизмещение кораблей последней серии перевалило за 9000 т.
        1. Macsen_Wledig
          Macsen_Wledig 26 июня 2020 22:13 Новый
          0
          Цитата: ignoto
          Достаточно вспомнить, что близкие в проекте по стандартному водоизмещению к этой паре итальянцев крейсера типа "Фиджи" в реале получились гораздо тяжелее : от 8530 до 8821 т.

          "Фиджи" всегда проектировались исходя из стандартного водоизмещения в 8000 тонн.
          Принятый к постройке вариант К31В имел водоизмещение 8170 тонн, а это больше сравнимо с "Савойями".
          1. ignoto
            ignoto 26 июня 2020 22:17 Новый
            0
            "Савойи" избыточны.
            Увеличение стандартного водоизмещения на 900 т. мало что дало.
            А "Гарибальди" вообще тяжелый случай.
            1. Macsen_Wledig
              Macsen_Wledig 27 июня 2020 10:25 Новый
              0
              Цитата: ignoto
              "Савойи" избыточны.

              Избыточны для чего?

              Цитата: ignoto
              А "Гарибальди" вообще тяжелый случай.

              А с этим что не так?
              1. ignoto
                ignoto 27 июня 2020 22:52 Новый
                0
                Как говорится в моем любимом постсоветском фильме : "Я горе Выше разделить готов, но по пунктам".
                Пункт первый. "Савойи" избыточны.
                Достаточно сравнить тип "Монтеккуколи" и тип "Ла Галиссоньер". Француз идеален.
                Водоизмещение : француз - 7600 т., итальянец -7431 т.
                Масса брони : француз - 1460,25 т., итальянец -1368 и 1376 т.
                Масса КТУ : француз - 1369,5 т., итальянец - 1426-1415 т.
                При этом француз лучше вооружен и лучше бронирован.
                То есть, даже в этом стандартном водоизмещении итальянцам есть куда совершенствоваться.
                Например, отказаться от второй вертикальной броневой преграды и увеличить толщину палубы. Хотя бы, до толщины палубы француза. А немного дозагрузив, увеличить и толщину пояса.
                Нет никакой необходимости увеличивать стандартное водоизмещение на 900 т.
                Пункт второй. "Гарибальди"- тяжелый случай.
                Без сомнения, последняя пара хорошо вооружена и отлично бронирована.
                Но, маленький ньюанс. Последняя пара сильно просела по скорости.
                Как ни странно, но действия итальянских легких крейсеров очень сильно отличались в зависимости от их скоростных характеристик. "Нескоростные" "Гарибальди" - это,в основном,эскортные действия в составе эскадры, а "скоростная " четверка - это самостоятельные, наступательные действия.
                Возможно,этот театр - частный случай, но здесь скорость играла далеко не последнюю роль.
                Исходя из послезнания, итальянцы нащупали свой идеал в типе "Монтеккуколи".
                Стоило продолжить строительство именно этого типа : достаточно вооруженный и бронированный, и главное, скоростной. Строить этот тип максимально возможной серией,даже отказавшись от серии "Капитани Романи".
      2. Виктор Ленинградец
        Виктор Ленинградец 30 июня 2020 14:05 Новый
        0
        Про теоретический чертеж - растиражированная легенда. Сперва да - получили теоретический чертеж Кондотьери С, а когда, на стадии эскиза "не вписались" - взяли Кондотьери D. Возьмите и наложите, да и с размерами все ясно.
        1. Macsen_Wledig
          Macsen_Wledig 30 июня 2020 18:21 Новый
          0
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Про теоретический чертеж - растиражированная легенда.

          А можно увидеть какие-либо подтверждения вашей гипотезы?
          Без "приложите к чертежу, увидите сами"...
    3. ignoto
      ignoto 26 июня 2020 21:35 Новый
      0
      По стандартному водоизмещению эта пара итальянцев практически приблизилась к стандартному водоизмещению идеального легкого крейсера - "Ла Галиссоньера".
      А по массе бронирования, эти "жалкие недомерки" превосходили "Линдеры" и "Фиджи", и практически не уступали "Саутгемптону".
      1. Macsen_Wledig
        Macsen_Wledig 26 июня 2020 22:16 Новый
        0
        Цитата: ignoto
        А по массе бронирования, эти "жалкие недомерки" превосходили "Линдеры" и "Фиджи", и практически не уступали "Саутгемптону".

        Разные школы кораблестроения - соответственно разное распределение брони по корпусу.
  11. alberigo
    alberigo 28 июня 2020 18:33 Новый
    0
    Если мне не изменяет память, то теоретический чертеж данного корабля был положен в основу советского проета легкого крейсера 26 и далее 26-бис.
    1. Macsen_Wledig
      Macsen_Wledig 28 июня 2020 21:57 Новый
      0
      Цитата: alberigo
      Если мне не изменяет память, то теоретический чертеж данного корабля был положен в основу советского проета легкого крейсера 26 и далее 26-бис.

      Не изменяет... Всё так и было.
      Правда наши перемудрили, и "кировы" сидели "свиньёй" на 0,5...1,5 м.
  12. Iron_Ivan
    Iron_Ivan 29 июня 2020 12:40 Новый
    0
    Очень интересно. Жду статью про КондотьериD.