Доспехи Страны восходящего солнца: начало перемен
Хоть снег на Фудзи!
Кисоку
Доспехи и оружие самураев Японии. Начнем с того, что вспомним, что все фотографии, под которыми нет подписи о принадлежности данного экспоната тому или иному музею, принадлежат Токийскому национальному музею. Так что мы продолжим сегодня знакомство с его коллекциями.
В прошлый раз мы остановились на японских доспехах эпохи Намбокутё (1336-1392). Которая, однако, мира стране не принесла. Камакурский сёгунат допустил серьезную ошибку, позволив местной знати усилиться до опасного предела. На недовольных сделал ставку император, давно мечтавший вернуть себе власть, и в стране началась великая смута. Крупные землевладельцы даймё стали практически независимы от власти сёгуната и получили возможность содержать целые армии. Самураев для службы в них уже не хватало, и в свои войска они начали массами рекрутировать крестьян. А крестьянам только этого и надо было. Научившись владеть оружием, они начали устраивать одно восстание за другим: в 1428, 1441, 1447, 1451, 1457 и 1461 годах. Крестьянские отряды до-икки врывались даже на улицы Киото, и правительство шло им на уступки. А следом началась война уже между кланами – война Онин-Буммэй (1467-1477), и вот тут-то и выяснилось, что старые доспехи нуждаются в целом ряде усовершенствований.
Эпоха Намбокутё и то, что было потом
Самураи не снимали их теперь неделями и много сражались уже не в качестве всадников, а будучи пехотинцами. И врагов у них явно прибавилось! Ими как раз и стали вооруженные крестьяне – асигару («легконогие»), пусть и вооруженные кое-как, но сильные своей численностью. Многие из них сражались полунагими, но использовали большие мечи – но-дати, которыми они наносили страшные удары.
Настоящий самурай предпочитает настоящие пластинки! Или нет?
Нужда – лучший двигатель прогресса. И история военного дела в Японии это лишний раз подтверждает. Уже после войны Онин-Буммэй появляются первые доспехи, отвечающие новым условиям ведения войны. Их стали называть могами-до (так называлась местность, где их впервые начали производить), которые от всех прежних отличались тем, что их кираса стала состоять не из соединенных шнурами пластинок, а пяти-семи металлических полос на груди и на спине. Соединялись они тоже шнуровкой, но более редкой, называвшейся сукагэ-одоси. В доспехах стали использоваться крупные пластины кирицукэ-кодзанэ и кирицуке-иёдзанэ, верхняя часть которых напоминала «забор» из отдельных пластин кодзанэ и иёдзанэ, но ниже этих «зубчиков» шел уже цельный металл! Естественно, богатые самураи сначала эти «обманные доспехи» презирали, мол, мы можем себе заказать и хон-кодзанэ до – «доспехи из настоящих маленьких пластин», но постепенно могами-до стали очень популярным видом защитного вооружения. Понятно, что доспехи, изготовленные по старым образцам, стоили намного дороже! Ведь Япония всегда была страной старых добрых традиций!

Еще одним переходным типом от старых доспехов к доспехам нового времени, которые затем так и стали называться – «тосэй-гусоку», то есть «современные доспехи», оказался нуинобэ-до. В нем крупные фальшивые пластины иёдзанэ соединяли редким плетением сугаке-одоси. Затем фантазия японских оружейников создала и вовсе уже необычный доспех — дангагэ-до, в котором внизу кирасы были мелкие пластинки, в средней части полосы фальшивых пластин, а вверху — два ряда пластин кирицукэ-кодзанэ.

Первая половина XVI века в оружейном деле Японии стала временем своеобразной революции, связанной с появлением доспехов окегава-до. В них горизонтально расположенные пластины впервые стали соединяться не шнурами, а при помощи ковки, что, впрочем, привело к появлению большого количества их разновидностей. Например, если головки заклепок, соединявших полосы, были видны, то это были доспехи какари-до.
«Современные доспехи» XVI-XIX вв.
У ёкохаги-окегава-до пластины кирасы располагались горизонтально, а вот у татэхаги-окэгава-до — вертикально. Юкиносита-до, доспех по названию того места, где жил в свое время знаменитый оружейник Миочин Хизаэ (1573—1615 гг.), отличались от всех прочих коробчатой формой, поскольку состояли из цельнокованых секций, соединенных с помощью шарниров, что было очень удобно, поскольку они легко разбирались и было удобно их хранить. Причем ватагами были уже тоже цельнометаллическими, включая пластинки гёё и небольшие наплечники кохирэ, приделанные к этому доспеху тоже на шарнирах.

Особенно эти доспехи (которые имели еще и названия канто-до и сэндай-до) стали популярны в эпоху Эдо, когда известный полководец Датэ Масамунэ (1566—1636 гг.) всю свою армию одел в сэндай-до. И не просто одел: все доспехи были одинаковыми, у воинов высших и низших рангов, и отличались только лишь качеством отделки! Доспехи с кованой кирасой назывались хотокэ-до, но существовали и весьма курьезные их разновидности. Например, известны доспехи нё-до, или «торс Будды», с кирасой, изображавшей обнаженный человеческий торс, причем аскетического сложения, да еще и выкрашенной в телесный цвет.
А вот эта броня является редким образцом «новых доспехов» ранней эпохи Эдо (XVII в.) с кирасой, имитирующей торс с голой грудью. Считается, что такие кирасы были не только средством как-то показать себя на поле битвы, но делались с целью… напугать противника или, по крайне мере, вызвать его удивление[/center]
Кираса катахада-нуги-до («полуголый панцирь») представляла собой комбинацию двух стилей: нё-до и тати-до. Имитирует деяние буддийского монаха: пластина нё-до, находящаяся справа, изображала тело, а слева она скреплялась с обычным панцирем из пластинок санэ, имитировавшим монашескую рясу. Эдвард Брайант, впрочем, считал, что на самом деле это просто разорванное в ожесточенном сражении кимоно…



Торговля с португальцами позволила японцам познакомиться и с европейскими доспехами. Полностью заимствовать их они не стали, но им понравились кирасы и шлемы. Используя их в качестве основы, японские оружейники создали весьма самобытный тип доспехов, получивших название намбан-до («доспехи южных варваров»), которые хоть и делались по образцу европейских, но со всеми традиционными японскими деталями. Например, доспех хатамуне-до состоял из европейской кирасы с ребром жесткости, но имели приделанную к ней «юбку» — кусадзури. И опять-таки поверхность европейских доспехов всегда покрывалась лаком и окрашивалась. Причем наиболее популярными цветами были черный и коричневый. Чистого белого металла японские мастера не признавали!
Кираса и шлем импортные, причем шлем типа кабассет почему-то развернут на 180 градусов! Эту броню передал ему Токугава Иэясу прямо перед битвой при Секигахаре (1600 г.), и с тех пор она находилась в семье Сакакибара, пока не попала в Токийский национальный музей. Доспех имел японский сикоро (защита шеи, свисающая со шлема) и хикимаваси (украшение на сикоро), сделанные из белых волос яка. Кираса из железа имеет ту же форму, что и у европейской кирасы, но обе стороны талии обрезаны, чтобы сделать ее покороче. Шлем дополняет маска хоате, котэ (наручи), хайдатэ (защита для бедер и коленей) и сунэатэ (защита голени) местного изготовления. На шлеме слева и справа изображен фамильный герб Сакакибара «Гендзигурума» (лак, обсыпанный золотым порошком). Однако, поскольку маловероятно, чтобы эти гербы были сделаны до того, как Иэясу передал этот доспех Сакакибаре Ясумасе, они, вероятно, были помещены на него позднее. Относится к важным объектам культурного наследия.


Литература
1. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ/Астрель, 2007.
2. Тернбулл С. Военная история Японии. М.: Эксмо, 2013.
3. Тернбулл С. Символика японских самураев.М.: АСТ/Астрель, 2007.
4. Шпаковский В. Атлас самураев. М.: Росмэн-Пресс, 2005.
5. Шпаковский В. Самураи. Первая полная энциклопедия. М.: Э/Яуза, 2016.
6. Брайант Э. Самураи. М.: АСТ/Астрель, 2005.
7. Носов К. Вооружение самураев. М.: АСТ/Полигон, 2003.
Продолжение следует…
Информация