Военное обозрение

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны

52
Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны

Весьма успешное применение OV-10А Bronco в Юго-Восточной Азии подогрело интерес к этому турбовинтовому штурмовику со стороны стран, имеющих проблемы с разного рода инсургентами. Одновременно с продажей базовой версии «Бронко», использовавшейся во Вьетнаме, для зарубежных покупателей были созданы экспортные модификации, отвечающие конкретным требованиям заказчика.


Впрочем, иногда «Бронко» приобретались не для борьбы с партизанами. В Luftwaffe эксплуатировались двадцать четыре OV-10A. В Западной Германии эти самолёты находились в составе 601-го тактического авиакрыла, и их главными задачами являлись разведка и наведение на цель сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Параллельно немецкие пилоты отрабатывали нанесение ударов по наземным целям и борьбу с вертолётами. После того как в ФРГ было построено достаточное число двухместных реактивных штурмовиков Alpha Jet, турбовинтовые OV-10A переделали в буксировщики воздушных мишеней, получившие после переоборудования обозначение OV-10B.


Немецкие буксировщики мишеней имели дополнительную остеклённую кабину в задней части фюзеляжа. В настоящее время эти самолёты сняты с вооружения, выкуплены частными лицами и регулярно участвуют в различных авиашоу.

Если в ФРГ двухместные турбовинтовые штурмовики совершали только тренировочные полёты, то в других странах им довелось повоевать. В начале 1970-х Королевские военно-воздушные силы Таиланда получили 32 новых OV-10C. Эта модель отличалась от OV-10А оборудованием кабины и рядом изменений, направленных на снижение стоимости эксплуатации. Основные характеристики и вооружение самолёта остались такими же, как на OV-10A.


OV-10C ВВС Таиланда

Тайские «Бронко» привлекались для патрулирования границы с Камбоджей и неоднократно атаковали вьетнамские войска, преследующие на территории Таиланда отряды красных кхмеров. Сообщается, что несколько самолётов было сбито и повреждено огнём зенитных пулемётных установок и ПЗРК «Стрела-2М». При помощи OV-10C тайские власти пытались бороться с незаконным производством опиума в районе «Золотого треугольника», расположенного в горной зоне на стыке границ Таиланда, Мьянмы и Лаоса. «Бронко» не только бомбили и обстреливали объекты, где осуществлялась переработка и хранение наркотического сырья и готовой продукции, но и в ряде случаев перехватывали самолеты, на которых наркотики транспортировались. В 2004 году восемь наименее изношенных тайских OV-10C передали Филиппинам, уцелевшие 11 самолётов списали в 2011 году.

В середине 1970-х Венесуэла купила 10 капитально отремонтированных OV-10А, через некоторое время к ним добавились 16 новых OV-10E. Неизвестно, использовались ли венесуэльские «Бронко» по своему прямому назначению (для борьбы с партизанами), но зато они активно отметились в попытке военного переворота.


OV-10А ВВС Венесуэлы

В феврале 1992 года в ходе очередного мятежа, одним из организаторов которого являлся полковник Уго Чавес, OV-10А/E путчистов совместно с лёгкими штурмовиками EMB 312 Tucano и T-2D Buckeye атаковали президентский дворец, здание МИДа и армейские казармы оставшихся верных президенту частей. В нескольких заходах мятежные пилоты обстреляли наземные цели 70-мм НАР, и сбросили 113 кг бомбы. При этом огнём 12,7-мм счетверённых зенитных пулемётных установок M45 Quadmount один «Бронко» был сбит, экипаж катапультировался и попал в плен. Ещё несколько штурмовиков получили повреждения. В тот же день пилот истребителя F-16A лейтенант Виельма сбил два OV-10E. Несмотря на очевидную угрозу в воздухе, турбовинтовые штурмовики продолжили свою работу. Однако опасность подстерегала их практически везде: огнем крупнокалиберных пулеметов был поврежден очередной OV-10E. Заглох один двигатель, но экипаж решил посадить штурмовик на другом. Казалось, удача уже близко, однако за 300 метров до полосы отказал и второй двигатель, двум летчикам ничего не оставалось, кроме как катапультироваться. Ещё один «Бронко» был поражен ракетой ЗРК «Roland». Летчик выпустил шасси и стал уходить в сторону от города, пытаясь сбить огонь. Несмотря на старание пилота, посадить штурмовик не удалось, он рухнул прямо на взлетную полосу авиабазы Баракуисименто. После провала путча несколько самолётов мятежников перелетело в Перу, но позже они были возвращены в Венесуэлу.

В настоящее время в составе ВВС Боливарианской Республики числятся четыре OV-10E. Эти самолёты 15-й авиагруппы специальных операций размещены на авиабазе Маракайбо, недалеко от границы с Колумбией. В прошлом их планировалось заменить турбовинтовыми штурмовиками бразильского производства A-29А Super Tucano. Однако сделка сорвалась из-за противодействия США.

Специально для Индонезии в 1975 году был создан штурмовик OV-10F. Всего эта страна купила 12 машин данной модификации. Наиболее заметным отличием от OV-10А стало более мощное встроенное вооружение. Вместо 7,62-мм пулемётов на OV-10F устанавливали 12,7-мм пулемёты.


В воздухе OV-10F ВВС Индонезии

В 1977 году эти самолеты разместили на авиабазе Лануд Абдулрахман Салех в Маланге. Малайзийские «Бронко» сыграли важную роль в ходе вторжения в Восточный Тимор. При этом ракетно-бомбовые удары наносились не только по позициям вооруженных восточно-тиморских формирований FALINTIL, но и по деревням с мирными жителями.


OV-10F в экспозиции Музея ВВС Индонезии

Служба OV-10F продолжалась до 2015 года, после чего они были заменены A-29А Super Tucano. До вывода из эксплуатации два индонезийских «Бронко» разбились в лётных происшествиях. В настоящее время один турбовинтовой штурмовик является экспонатом Музея ВВС Индонезии в городе Джакарте.

В 1981 году шесть бывших в употреблении OV-10А поступили на вооружении Королевских военно-воздушных сил Марокко. Эти самолёты прошли восстановительный ремонт и базировались в аэропорту двойного назначения Марракеш Менара.


OV-10А ВВС Марокко

Предполагалось, что турбовинтовые штурмовики будут использоваться против отрядов POLISARIO в Западной Сахаре. Всего для этого планировалось закупить 24 «Бронко». Двухместные турбовинтовые самолёты неплохо себя проявили в ходе действий против транспортных конвоев в ночное время. Но такие рейды были достаточно рискованными. Благодаря щедрой финансовой и технической поддержке со стороны Алжира и Ливии фронт POLISARIO имел в своём распоряжении современные системы противовоздушной обороны: 12,7- и 14,5-мм зенитные пулемёты, 23-мм спаренные зенитные установки, ПЗРК «Стрела-2М», мобильные зенитные ракетные комплексы «Оса-АКМ» и «Квадрат». Жертвами этих современных по меркам 1970-1980-х годов систем ПВО стали несколько учебно-боевых самолётов Fouga Magister, истребителей Mirage F-1 и F-5A/Е.


Вскоре после того как турбовинтовые штурмовики совершили несколько боевых вылетов, один самолёт был сбит зенитным огнём. После этого случая «Бронко» старались не привлекать для нанесения ударов в дневное время и переориентировали на ведение разведки и патрулирование заграждений построенной марокканскими военными в пустыне. Все OV-10А ВВС Марокко списали в начале 21 века.

В конце 1980-х ВВС Филиппин были вынуждены расстаться с предельно изношенными поршневыми противопартизанскими штурмовиками АТ-28D Trojan. Эти самолёты активно использовались против левых и исламских повстанцев, а также боролись с пиратством. В 1991 году Манила получила 24 OV-10А, до этого хранившихся в Дэвис Монтан. «Бронко» очень интенсивно эксплуатировались, и в середине 1990-х на Филиппины прибыло ещё 9 турбовинтовых штурмовиков. В 2004 году Таиланд для замены выработавших свой ресурс машин передал восемь OV-10C. В 2009 году девять OV-10А /С были капитально отремонтированы.


OV-10C ВВС Филиппин

Согласно заявлениям представителей Philippine Air Force, штурмовики OV-10А /С в первую очередь предназначены для обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных и военно-морских сил, ведения тактической воздушной разведки, нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам противника и обеспечения развертывания боеготовых сил в районах операций по требованию вышестоящего штаба. Однако фактически филиппинские «Бронко» занимались борьбой с разного рода повстанческими группировками, пресечением незаконных морских перевозок и пиратства в территориальных водах.


В начале 21 века все OV-10А/C сведены в 16-ю ударную эскадрилью Attack Eagles. Местом базирования «Атакующих орлов» являются авиабазы Данило Атьенца неподалёку от Манилы и Лумбия в провинции Восточный Мисамис.


Спутниковый снимок Google Earth: OV-10А/C на авиабазе Данило Атьенца

В 2000 году «Бронко» сыграли решающую роль в кампании по разгрому лагерей «Фронта национального освобождения Моро» (MNLF) в центральной части Минданао и в преследовании террористической группы «Абу Сайяф» на западе Минданао.


Модернизированный OV-10C ВВС Филиппин

Для продления срока службы и увеличения боевого потенциала часть филиппинских «Бронко» прошла через программу модернизации сопряженной с восстановительным ремонтом. Самолёты получили двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-67 мощностью 1020 л.с. с четырехлопастным винтами и новое бортовое оборудование.

Два противоповстанческих самолета приспособили для использования американских УАБ серии Raytheon Enchanced Paveway с лазерной системой наведения. В 2011 году 22 комплекта таких УАБ были переданы Филиппинам по программе помощи.


В начале февраля 2012 года управляемые бомбы применялись при нанесении ударов по лагерю исламских боевиков на острове Холо. Последний случай боевого применения «Бронко» на Филиппинах зафиксирован в июне 2017 года, когда «Атакующие орлы» бомбили позиции исламистских боевиков в окрестностях города Марави, на севере страны.


OV-10А ВВС Филиппин перед боевым вылетом

Согласно официальным данным, за всё время службы ни один филиппинский «Бронко» не был потерян от огня противника. Однако два самолёта разбились в лётных происшествиях. Точное число дееспособных «Бронко», имеющихся на Филиппинах, неизвестно. Ряд экспертов полагает, что в воздух для выполнения боевой задачи могут подняться 4-5 самолётов, хотя в строю числится 9 машин. Прикованные к земле штурмовики скорей всего используются как источник запчастей. В 2018 году с США обсуждался вопрос передачи нескольких модернизированных боевых самолётов OV-10G+. Машины этого типа с успехом использовались в Ираке против исламистов. Однако командование Philippine Air Force предпочло приобрести новые A-29А Super Tucano.

В 1991 году США поставили Колумбии 24 OV-10А, ещё три машины, переданные в середине 1990-х, использовались как источник запчастей. Подробностей о службе колумбийских «Бронко» в открытых источниках почти нет. Турбовинтовые штурмовики оказывали непосредственную авиационную поддержку армейским подразделениям в ходе операций против вооруженных отрядов «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC) и «Армии национального освобождения» (ELN), а также применялись для пресечения наркотрафика. Во времена своего расцвета в 1990-е годы группировки FARC и ELN контролировали около 45% территории страны.


OV-10А ВВС Колумбии

Впоследствии несколько OV-10А модернизировали до стандарта OV-10D. Один самолёт был потерян в бою, ещё несколько получили тяжелые повреждения. В ноябре 2015 года, после 24 лет службы, ВВС Колумбии списали все оставшиеся самолеты OV-10. Сейчас их функции возложены турбовинтовые штурмовики бразильского производства A-29А Super Tucano.

В конце 1980-х — начале 1990-х американские подразделения специального назначения были задействованы в операциях по борьбе с производством и распространением кокаина в странах Центральной и Южной Америки. При этом им оказывали воздушную поддержку строевые эскадрильи ВВС США. Достоверно известно, что американские «Бронко» размещались на авиабазах в Колумбии и Гондурасе.


Лёгкие штурмовики OV-10А из состава 27-й авиационной эскадрильи тактической поддержки ВВС США в воздушном пространстве Гондураса, май 1988 года

В США, помимо военного использования, примерно два десятка разоруженных «Бронко» передали в пожарную авиацию. В большинстве случаев раскрашенные в красно-белый цвет OV-10А корректируют сброс огнегасящей жидкости с тяжелых самолётов и ведут поиск очагов возгорания.


Несколько машин использовалось НАСА в исследовательской программе по изучению распространения шума при полётах на малой высоте и влиянию турбулентности на управление воздушным судном при минимальной скорости полёта. Один «Бронко» оставался в эксплуатации на авиабазе НАСА в Лэнгли в 2009 году.


С учётом того, что OV-10А через два с лишним десятка лет после начала серийного производства уже не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, встал вопрос о модернизации самолёта. В первую очередь речь шла о расширении разведывательно-поисковых возможностей. Определённые наработки для этого были выполнены незадолго до вывода американских войск из Юго-Восточной Азии. В 1972 года два переоборудованных турбовинтовых штурмовика, переданные эскадрилье VMO-2 КМП США, проходили боевые испытания в районе Да Нанга. Самолёты, оснащённые ИК-системой обзора и лазерным дальномером-целеуказателем, вели ночную охоту за грузовиками на «Тропе Хо Ши Мина». Хотя прицельно-обзорная аппаратура работала не всегда надёжно, эксперимент признали удачным. Однако в связи с окончанием боевых действий надежды руководства компании North American на крупный военный заказ не оправдались.

В начале 1970-х была предпринята попытка продать «Бронко» с ночными поисковыми системами Южной Корее. Эта страна испытывала трудности с перехватом северокорейских Ан-2, на которых забрасывали диверсантов. Тихоходные поршневые бипланы, летящие на малой высоте в ночное время, по горным распадкам не обнаруживались наземными радиолокаторами. Южнокорейских военных заинтересовал «Бронко», оснащенный ИК-системой и способный перехватывать в ночное время легкомоторные самолёты и бороться с вертолётами. Был выдан заказ на 24 самолёта, но потом его аннулировали. Вместо турбовинтовых штурмовиков Республика Корея закупила вертолёты AH-1 Cobra, а проблему обнаружения маловысотных воздушных целей стали решать путём развёртывания радиолокационных постов на вершинах горных хребтов.

В ряде источников говорится, что в 1978 году КМП США приобрел 24 модернизированных «Бронко». Есть большая вероятность, что это были самолеты, от которых отказалась Республика Корея.


OV-10D

Модернизированный штурмовик OV-10D от ранней модификации OV-10А отличался составом БРЭО, двигателями, вооружением и удлинённой носовой частью. На самолёте установили двигатели Garret T76-G-420/421 мощностью 1040 л.с. Помимо уже упомянутых ночной ИК-системы и лазерного дальномера-целеуказателя, на борту появились станция предупреждения о радиолокационном облучении, аппаратура отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Подсветка цели лазером позволяла использовать управляемые авиационные боеприпасы.


На некоторых самолётах в кормовой части фюзеляжа, снизу смонтировали турель с трехствольной 20-мм пушкой М-197. Штурмовики OV-10D поступили на вооружение эскадрильи VMO-2 и резервной эскадрильи Корпуса морской пехоты VMO-4. В 1985 году отрабатывались взлёт и посадка турбовинтовых OV-10D с авианосца «Саратога». В перспективе рассматривался вариант базирования «Бронко» на десантных вертолётоносцах, но в жизнь эти планы не воплотились.


«Бронко» в качестве самолётов передового авиационного наведения приняли участие в операции «Буря в пустыне» в январе—феврале 1991 года. В ходе кампании иракские средства ПВО сбили две машины.


Хотя МО США в 1990-е годы активно избавлялось от авиатехники времён вьетнамской войны и ВВС США сняли «Бронко» с вооружения в 1991 году, турбовинтовые штурмовики, пусть и в небольшом количестве, до 1995 года оставались в авиации Корпуса морской пехоты, после чего их передали на хранение. Но, судя по всему, несколько штурмовиков сохранилось в лётном состоянии в центрах боевой подготовки авиации ВМС и КМП США.


Cпутниковый снимок Google Earth: OV-10 Bronco на авиабазе Фаллон

Несмотря на солидный возраст, время от времени предпринимались попытки «реанимировать» «Бронко», поскольку потребность в самолетах такого назначения весьма ощутима. В конце 1990-х несколько штурмовиков улучшили до уровня OV-10D+. Стрелочные приборы заменили современной авионикой, в распоряжении экипажа появились новые системы связи и спутниковой навигации. Усилению подверглись фюзеляж и крыло.


Пуск НАР с OV-10D+

В 2009 году корпорация Boeing представила боевой самолёт OV-10X, в котором сохранен планер «Бронко», но установлены новые двигатели, современное бортовое оборудование, а в состав вооружения включены высокоточные средства поражения. В рамках программы Combat Dragon II штурмовик получил «стеклянную кабину», систему шифрованной радиосвязи и тактические каналы передачи данных Link-16, а также дополнительный топливный бак. В носовой части разместили оптикоэлектронную многоканальную станцию MX-15HD FLIR, которая способна обнаруживать и сопровождать цели в дневное и ночное время. В дополнение к ОЭМС пилоты используют новые нашлемные системы ночного видения Scorpion. Стоимость модернизации двух самолётов составила $20 млн.

Новая система управления огнем OV-10G+ позволяет экипажу применять малокалиберные ракеты с лазерной системой наведения, которые пришли на смену неуправляемым 70-мм НАР, также в боекомплект входят ПТУР AGM-114 Hellfire. В отношении малокалиберных авиационных боеприпасов известно, что на OV-10G+ может быть размещено до 38 таких ракет – по 19 в каждой пусковой установке. Для уничтожения укрепленных целей – бункеров, заглублённых в землю командных пунктов и железобетонных ангаров, экипажи «Бронко» могут применять бетонобойные бомбы с лазерным наведением Paveway II (вес 454 кг) или Paveway IV (вес 227 кг). Поскольку в составе СУО самолета имеется модуль системы глобального позиционирования GPS, есть возможность использования корректируемых авиабомб типа JDAM. БРЭО OV-10G+ позволяет обрабатывать информацию, поступающую с разведывательных беспилотных летательных аппаратов, используемых подразделениями ССО. Для защиты от зенитных ракет с тепловым наведением помимо ИК-ловушек возможна подвеска контейнера с лазерной системой противодействия.

Согласно информации, опубликованной в СМИ, турбовинтовые штурмовики OV-10G+ в 2015 году выполнили 132 боевых вылета в Ираке, а в 120 из них успешно поразили намеченные цели. Этими боевыми самолётами управляли летчики 6-го учебного авиационного крыла ВМС США. Немаловажным фактом является то, что стоимость лётного часа модернизированного «Бронко» обходилась многократно дешевле, чем других боевых летательных аппаратов и составляла приблизительно $1000. Для сравнения: один час использования БПЛА MQ-9A на тот момент составлял $4762, штурмовика А-10С — $17716, а «ганшипа» АС-130U — $45986.

Крупнейшим частным оператором самолётов OV-10А/D в США является компания DynCorp International. В прошлом эта компания оказывала услуги военным США в Боливии, Боснии, Сомали, Анголе, Гаити, Колумбии, Косово и Кувейте. Специалисты DynCorp International обучали технический персонал ВВС Ирака и Афганистана.


OV-10D на авиабазе Патрик

«Бронко», принадлежавшие в прошлом к Корпусу морской пехоты, по договору с Государственным департаментом США участвуют в операциях по противодействию производству наркотиков и выполняют другие деликатные миссии за пределами США. Самолёты имеют гражданские регистрационные номера и с них, согласно официальной версии, демонтировано вооружение. В то же время на нескольких OV-10D сохранены поисковые оптоэлектронные системы ночного видения. Защита кабины усилена дополнительной кевларовой бронёй. В грузовом отсеке может устанавливаться бак для дефолиантов, которыми обрабатывают плантации наркосодержащих растений. Основным местом размещения OV-10А/D компании DynCorp International является авиабаза Патрик во Флориде.


Самолёты OV-10D+ частной авиационной компании Blue Air Training

В марте 2020 года частная авиационная компания Blue Air Training приобрела семь самолетов OV-10D +/G. Кроме процесса обучения иностранных курсантов атаке наземных целей, «Бронко», на которых сохранены узлы вооружения, могут использоваться для выполнения различных миссий в странах «третьего мира» и имитации самолётов противника во время учений. Восстановительный ремонт «Бронко» осуществляется в мастерских аэропорта Чинно в Калифорнии.


Таким образом, турбовинтовой штурмовик, созданный для противодействия Вьетконгу более 50 лет назад, до сих пор остаётся востребованным. Его боевая эффективность была существенно увеличена благодаря внедрению современных прицельно-поисковых, навигационных и связных систем. Новые экономичные турбовинтовые двигатели увеличенной мощности улучшили лётные данные. Применение кевларовой и керамической брони в сочетании с аппаратурой постановки помех позволило повысить живучесть.
Автор:
Статьи из этой серии:
Лёгкие турбовинтовые штурмовики: опыт Вьетнама
Служба и боевое применение аргентинских турбовинтовых штурмовиков IA.58A Pucara
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. N.O.M.A.D.E.
    N.O.M.A.D.E. 11 октября 2020 02:49
    +7
    Спасибо за развернутую статью! Поразила стоимость лётного часа - 1000 $
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 11 октября 2020 02:57
      +9
      Цитата: N.O.M.A.D.E.
      Поразила стоимость лётного часа - 1000 $

      У "Супер Тукано" о котором автор нам расскажет в следующей части цикла посвящённого турбовинтовым штурмовикам стоимость лётного часа примерно такая же.
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 11 октября 2020 06:48
        +2
        Сергею огромное спасибо, читаю цикл с удовольствием!
        Вопрос неофита, 1000 долларов за лётный час, это много или мало?
        Сравнение в статье с реактивными самолетами не совсем корректно.
        1. KKND
          KKND 11 октября 2020 07:19
          +2
          Боюсь что это всего лишь статистика. Вопрос слишком сложный и требующий продолжительного, трудного и сомнительного подсчета, никто таким страдать не будет и так круглую, красивую цифру нарисовали, обывателям сойдет. А так если бы мы знали количество деталей в этой машине попроще бы было. Я слышал что в МиГ 29 около 60000 деталей, в легких штурмовиках деталей может и не слишком сильно меньше, но динамические и термические нагрузки меньше вот и по идеи детали не надо так часто менять. Многих быстро выходящих из строя сложных систем нет. Так что дешевле, но смысл данной техники не столько в дешевизне а в удобстве самого инструмента.
        2. Avis
          Avis 11 октября 2020 07:26
          +4
          Цитата: Коте пане Коханка

          1000 долларов за лётный час, это много или мало?

          Для боевого самолёта это очень мало. Например, одномоторный биз-проп Pilatus PC-12 за час обойдётся в 1500 USD. Хотя, у него один ТВД, никакого вооружения, отличная аэродинамика (оба фактора сильно снижают расход топлива отн-но двухмоторника), относительно простая конструкция. Но такая дешевизна "Бронко" может быть достигнута только из-за того, что самолёт уже старый (продаётся по смешным ценам на "вторичном рынке") и простой как велосипед (отн-но более современных аналогов).
          Сравнение с турбореактивными самолётами вполне корректно (как минимум, в первом приближении) — и там, и там стоят ГТД.
          1. KKND
            KKND 11 октября 2020 07:36
            +2
            Можно и с вертолетами сравнить, тоже летают. Вопрос как считать. Например если вложить в крупносерийное производство, то стоимость летного часа со временем сильно снизится. Самолет откровенно не новый, но и не крупносерийный, а то что стоимость летного часа меньше чем на гражданке наводят на определенный сомнения в правдивости 1000 долларов.
            1. Avis
              Avis 11 октября 2020 07:48
              +2
              Цитата: KKND
              Можно и с вертолетами сравнить, тоже летают.

              Я слышу иронию в Ваших словах? Напрасно. Сравнивать не просто можно, но и нужно. Для уничтожения одной и той же цели можно применять разные классы ЛА: против танков это от сверхзвуковых ИБ до лёгких вертолётов "Газель". Вид авиации выбирается в зависимости от ситуации. В 1960-70-ых годах оказалось, что ИБ и штурмовики не всегда могут быть ЛА поля боя. Появились "Хью-Кобры", Ми-24 и Су-25. И их вполне корректно сравнивать.
              то что стоимость летного часа меньше чем на гражданке наводят на определенный сомнения в правдивости 1000 долларов.

              Есть сомнения, но, в принципе, это может быть. Можно считать голый лётный час (топливо, боекомплект, з/п экипажа, стоимость ПЛГ), т.е., текущие расходы, а можно с учётом стоимости приобретения (закладывание цены приобретения в л.ч.).
              1. KKND
                KKND 11 октября 2020 08:19
                +2
                Цитата: Avis
                Я слышу иронию в Ваших словах? Напрасно.

                Никакой иронии, можно с любым летательным аппаратом сравнить, даже с дирижаблем. Все денег стоит.
                Вопрос как считали авторы красивой таблички. Могли только топливо считать, а могли и детали и амортизацию оборудования, вмести с трудом людей.
                Я подозреваю что табличка чисто рекламная. Вряд ли такой сложный ЛА дешевле чем MQ-1B. Реклама от производителя а то дроны на пятки начали наступать. Даже проанализировав табличку не очень понятно как B-1B настолько дешев, так как этот аппарат должен на сверхзвуке на сверхмаловысотке ПВО прорывать, а там такие нагрузки, что в конструкцию закладывалось разрушение части элементов, без серьезных последствий. Но это уже оффтоп.
                1. Avis
                  Avis 11 октября 2020 08:28
                  +1
                  Цитата: KKND
                  Цитата: Avis
                  Я слышу иронию в Ваших словах? Напрасно.

                  Никакой иронии, можно с любым летательным аппаратом сравнить, даже с дирижаблем.

                  ...так что, сравнение турбопропа с джетом того же назначения вполне оправдано. Разница в стоимости эксплуатации у них, в основном, только из-за большей топливной экономичности ТВД. И то в последнее время это различие стало потихоньку размываться.
                  Вряд ли такой сложный ЛА дешевле чем MQ-1B.

                  Самый молодой "Бронко" построен в 1970-ых, они давно уже отбили свои каталожные цены и продаются по бросовым ценам. MQ — строились в другую эпоху. В смысле чисто самолётных систем "Бронко" проще (ну, за исключением оборудования кабины — всем, что связано с обитаемостью самолёта). По авионике — надо смотреть конкретные комплектации.
                  1. KKND
                    KKND 11 октября 2020 08:34
                    +2
                    Я про летный час писал а не про общую стоимость машин. Имел ввиду техническое обслуживание в первую очередь. И че то 2 ТВД да и радиоэлектронное оборудование подозрительно в круглую американскую 1000 уложились. Странно что не в 999. Да и в табличке версия не указана, а самая современная OV-10G+ неплохо так нафарширована.
                    Они там версии 60-х и 90-х совместили по средней арифметической, или еще более сложным формулам?.
                    1. Avis
                      Avis 11 октября 2020 08:56
                      +3
                      Цитата: KKND
                      Я про летный час писал а не про общую стоимость машин.

                      Я писал в другом месте ветки: лётный час корректнее считать, закладывая в него цену приобретения, делённую на планируемый налёт за период/карьеру. Тогда 1000 долл не выходит. А, если закладывать только топливо, з/п личного состава и ПЛГ, то, в принципе, может быть такое.
                      подозрительно в круглую американскую 1000 уложились. Странно что не в 999.

                      Это ж не финансовый отчёт министерства обороны, а "вакуусферичная" инфографика для обывателя. Ну, может, получилось 1026долл41 цент или 983долл17ц. Ну, округлили.

                      Да и в табличке версия не указана, а самая современная OV-10G+ неплохо так нафарширована.

                      Я и говорю, что надо смотреть комплектацию. Если он до сих пор во "вьетнамской", то не дорогой получится.
                      1. KKND
                        KKND 11 октября 2020 09:00
                        +2
                        Бессмысленный спор, однако отмечу что в этой инфографике только у OV-10 круглая цифра почему то.
                      2. Avis
                        Avis 11 октября 2020 09:02
                        +1
                        Цитата: KKND
                        Бессмысленный спор

                        Нет никакого спора.
                        Ну, может, им стыдно было писать трёхзначное число...
          2. Bongo
            11 октября 2020 07:50
            +6
            Цитата: KKND
            Можно и с вертолетами сравнить, тоже летают. Вопрос как считать. Например если вложить в крупносерийное производство, то стоимость летного часа со временем сильно снизится. Самолет откровенно не новый, но и не крупносерийный, а то что стоимость летного часа меньше чем на гражданке наводят на определенный сомнения в правдивости 1000 долларов.

            Привет! Спасибо за комментарии!
            Я склонен доверять, что cтоимость лётного часа модернизированного "Бронко" находится в пределах $1000. У нового А-29А этот показатель примерно такой же. Однако ,стоит принимать во внимание, что в модернизацию каждого OV-10G+ вложено $10 млн, что сравнимо со стоимостью нового самолёта.
            1. KKND
              KKND 11 октября 2020 08:26
              +2
              Цитата: Bongo
              Я склонен доверять, что cтоимость лётного часа модернизированного "Бронко" находится в пределах $1000.

              Ну здесь можно верить, можно не верить, как в действительности, может и в Пентагоне точно не знают. Слишком тяжело точно подсчитать, не ясна даже правильная методика подсчета. На здравый смысл остается полагаться. request
              Может он так и стоит дешево, американцы хорошо производство чего либо умеют организовать.
            2. Mister X
              Mister X 11 октября 2020 14:47
              +3
              hi
              Спасибо за очередную статью, которую я прочитал с большим интересом и удовольствием!
              Цитата: Bongo
              В рамках программы Combat Dragon II штурмовик получил «стеклянную кабину»

              Что это за кабина?
              1. Bongo
                11 октября 2020 17:07
                +3
                Цитата: Mister X
                Спасибо за очередную статью, которую я прочитал с большим интересом и удовольствием!

                Спасибо, друг! drinks
                Цитата: Mister X
                Что это за кабина?

                Это кабина, где стрелочные указатели параметров полёта заменены многофункциональными ЖК дисплеями, которые могут быть настроены для отображения необходимой информации. Это упрощает управление самолётом, навигацию и позволяет сконцентрироваться на наиболее важной информации.
                1. Mister X
                  Mister X 11 октября 2020 17:16
                  +3
                  Цитата: Bongo
                  ...упрощает управление самолётом...

                  Спасибо!
          3. dokusib
            dokusib 12 октября 2020 13:26
            +2
            Стоимость обслуживания самолёта не так сильно зависит от размера произведённой серии. Больше это зависит от технологичности самой конструкции. Есть образцы техники которые просто не ломаются а есть которые нужно перебирать после каждого вылета. Вот стелсы свои американцы в самом начале перекрашивали толи после каждого вылета, толи после каждого дождя. А красочка эта чуть ли не на вес золота. Все остальные слагаемые стоимости полётного часа такие как стоимость ГСМ и зарплата пилота от партии вообще не зависят.
        3. nnm
          nnm 11 октября 2020 07:54
          -2
          Честно говоря, очень сомнительная цифра. Денежное удовольствие пилота и штурмана (как понимаю, машина 2-х местная) + техники + руководство полетами + топливо.... как то смутно представляю, что это укладывается в озвученную сумму. Если только суммарно, когда считают время пока самолёт длительное время на стоянке без работы находится. Но не видя конкретных цифр в документах, точно утверждать нельзя.
      2. Bongo
        11 октября 2020 07:42
        +5
        Владислав, здравствуйте! hi
        Цитата: Коте пане Коханка
        Вопрос неофита, 1000 долларов за лётный час, это много или мало?
        По американским меркам это очень немного. Например частные авиационные компании Air USA, Draken International и ATAC предоставляющие услуги по организации процесса боевой подготовки истребителей ВВС и ВМС США и эксплуатирующие самолёты: L-159E и L-39, MB-339CB, МиГ-21бис и УМ, МиГ-29, A-4 Skyhawk, F-21 KFIR и Hunter MK.58 по контракту с Пентагоном получают от 3500 до 6000 вечно зелёных.
        Сравнение в статье с реактивными самолетами не совсем корректно.

        Ну мы ведь о штурмовиках говорили, не так ли? Впрочем можно сравнить с и другой авиатехникой.
        1. Вишневая девятка
          Вишневая девятка 11 октября 2020 12:53
          +2
          Сергей, здравствуйте.

          Помнится, у Вас уже были работы и по боевым кукурузникам
          https://topwar.ru/51986-sovremennye-protivopartizanskie-samolety-chast-2-ya.html
          https://topwar.ru/93960-boevaya-selskohozyaystvennaya-aviaciya.html
          и по тем же мексиканским тушканам
          https://topwar.ru/96842-tukanoklass.html

          Как я понимаю, решили расширить, углубить и систематизировать? Это хорошо.
          1. Bongo
            11 октября 2020 17:01
            +4
            Цитата: Вишневая девятка
            Сергей, здравствуйте.

            Здравствуйте! Рад, что вы снова с нами! smile
            Цитата: Вишневая девятка
            Помнится, у Вас уже были работы и по боевым кукурузникам
            https://topwar.ru/51986-sovremennye-protivopartizanskie-samolety-chast-2-ya.html
            https://topwar.ru/93960-boevaya-selskohozyaystvennaya-aviaciya.html
            и по тем же мексиканским тушканам
            https://topwar.ru/96842-tukanoklass.html

            Как я понимаю, решили расширить, углубить и систематизировать? Это хорошо.

            Так точно. yes Эта тема мне самому очень интересна. Тем более, что про ПВО РФ писать нельзя. wink
            1. Вишневая девятка
              Вишневая девятка 11 октября 2020 17:33
              +1
              Тут вообще все стало очень интересно и актуально. Вот буквально сейчас на примере Азербайджана мы видим, чего может добиться маленькая и дешевая армия бедной страны в смысле господства в воздухе.

              Впечатляет.
              1. OgnennyiKotik
                OgnennyiKotik 11 октября 2020 17:56
                0
                Цитата: Вишневая девятка
                Вот буквально сейчас на примере Азербайджана мы видим, чего может добиться маленькая и дешевая армия бедной страны в смысле господства в воздухе.

                Там и место Ан-2 нашлось, тоже в беспилотной модификации.
                1. Avis
                  Avis 11 октября 2020 18:19
                  -1
                  Цитата: OgnennyiKotik

                  Там и место Ан-2 нашлось, тоже в беспилотной модификации.

                  Какая ещё, к бубеням, "беспилотная модификация Ан-2"? Если кто то клинит управление и выпрыгивает с парашютом, это не значит, что Ан-2 сразу становится модифицированным до БПЛА.
                  Не забывайте протрезветь перед написанием постинга.
                  1. OgnennyiKotik
                    OgnennyiKotik 11 октября 2020 18:25
                    -1
                    Цитата: Avis
                    Какая ещё, к бубеням, "беспилотная модификация Ан-2"?

                    На фото ниже. Они используются как приманки, для выявления средств ПВО. Переделать самолёт в дистанционно управляемый не представляет никаких трудностей.
                    1. Avis
                      Avis 11 октября 2020 19:21
                      -3
                      Цитата: OgnennyiKotik

                      На фото ниже.

                      Понятно. Просто треплетесь.
                    2. Вишневая девятка
                      Вишневая девятка 11 октября 2020 19:25
                      +5
                      Слишком агрессивно.
                      Не нравится считать это БПЛА - называйте радиомишенью, в любом случае польза достаточно очевидна.
                    3. Avis
                      Avis 11 октября 2020 20:06
                      -2
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Слишком агрессивно.
                      Не нравится считать это БПЛА

                      Тут нет места категории "нравится/не нравится". У Азербайджана нет Ан-2 в варианте БПЛА.
              2. Лопатов
                Лопатов 11 октября 2020 19:33
                +3
                Цитата: Avis
                Какая ещё, к бубеням, "беспилотная модификация Ан-2"? Если кто то клинит управление и выпрыгивает с парашютом, это не значит, что Ан-2 сразу становится модифицированным до БПЛА.
                Не забывайте протрезветь перед написанием постинга.

                БПЛА FH-98
                1. Avis
                  Avis 11 октября 2020 20:04
                  -4
                  Цитата: Лопатов
                  Цитата: Avis
                  Какая ещё, к бубеням, "беспилотная модификация Ан-2"? Если кто то клинит управление и выпрыгивает с парашютом, это не значит, что Ан-2 сразу становится модифицированным до БПЛА.
                  Не забывайте протрезветь перед написанием постинга.

                  БПЛА FH-98

                  Ещё один нетрезвеющий. Один путает БПЛА с покинутым самолётом, другой пошёл ещё дальше и путает Китай с Азербайджаном...
                2. Лопатов
                  Лопатов 11 октября 2020 20:15
                  +2
                  Цитата: Avis
                  Ещё один нетрезвеющий. Один путает БПЛА с покинутым самолётом, другой пошёл ещё дальше и путает Китай с Азербайджаном...

                  А у кого-то мозгов не хватает понять, что подавляющее большинство ВВТ Азербайджана закуплено в других странах.
                  Так что появление беспилотных Ан-2 из Китая вполне вероятное событие.
                3. Avis
                  Avis 12 октября 2020 06:23
                  -2
                  Цитата: Лопатов
                  появление беспилотных Ан-2 из Китая вполне вероятное событие.

                  "Больше вопросов не имею.".
                4. Лопатов
                  Лопатов 12 октября 2020 10:20
                  +1
                  Ну слава тебе Господи... дошло наконец...
                5. Avis
                  Avis 12 октября 2020 10:29
                  -2
                  Цитата: Лопатов
                  Ну слава тебе Господи... дошло наконец...

                  Угу. Не сразу понял, что "Лопатов" — филиал всяких "хайли-лайкистов" и здравого смысла не имеет.
                6. Лопатов
                  Лопатов 12 октября 2020 10:35
                  +1
                  Цитата: Avis
                  Угу. Не сразу понял, что "Лопатов" — филиал всяких "хайли-лайкистов" и здравого смысла не имеет.

                  Вряд ли Вы сами поняли, пусть и не сразу. Думаю, кто-то подсказал.

                  Есть факт- заявлено, что это БПЛА.
                  Есть факт- Ан-2 действительно летали в район БД
                  Есть факт- Ан-2 зачем-то собрали на одном аэродроме
                  Есть факт- Ан-2 уже не менее чем два года переделывают в БПЛА. Причём в Китае такие машины уже привлекают к коммерческим полётам.

                  Попросите того, кто за Вас думает, сделать на основе этих фактов свои выводы и предоставить Вам
                7. Avis
                  Avis 12 октября 2020 11:02
                  -2
                  Цитата: Лопатов
                  Цитата: Avis
                  Угу. Не сразу понял, что "Лопатов" — филиал всяких "хайли-лайкистов" и здравого смысла не имеет.

                  Вряд ли Вы сами поняли, пусть и не сразу. Думаю, кто-то подсказал.

                  Ага. Сейчас передам ему благодарность.
                8. OgnennyiKotik
                  OgnennyiKotik 12 октября 2020 13:30
                  -2
                  Цитата: Лопатов
                  Есть факт- Ан-2 действительно летали в район БД

                  Не то что летали, их сбили 5 штук минимум.
  • dokusib
    dokusib 12 октября 2020 13:29
    0
    Последние две строки в таблице меня удивили очень сильно. Дешевле получается B-52 гонять чем Оспри?
  • Avis
    Avis 11 октября 2020 06:33
    0
    Усилению подвергся планер и крыло.

    Вообще то, крыло это часть планера.
    1. Bongo
      11 октября 2020 07:44
      +3
      Цитата: Avis
      Вообще то, крыло это часть планера.

      Вы абсолютно правы, имелся ввиду фюзеляж. feel
      1. Avis
        Avis 11 октября 2020 07:50
        0
        Цитата: Bongo
        фюзеляж. feel


  • Alien From
    Alien From 11 октября 2020 12:34
    +2
    Очень интересная статья. Автору спасибо.
  • Глаз вопиющего
    Глаз вопиющего 11 октября 2020 14:43
    +1
    Интересно, почему США выбрали для афганских союзников A-29 вместо OV-10
    1. Bongo
      11 октября 2020 16:56
      +5
      Цитата: Глаз вопиющего
      Интересно, почему США выбрали для афганских союзников A-29 вместо OV-10

      Об этом я обязательно расскажу в следу щей части (частях), не хочу забегать вперёд. hi
    2. Avis
      Avis 11 октября 2020 18:25
      -4
      Цитата: Глаз вопиющего
      Интересно, почему США выбрали для афганских союзников A-29 вместо OV-10

      Десительна... Чойта на Украину какие то "Айленды", а не более современные корыта?
      1. Глаз вопиющего
        Глаз вопиющего 11 октября 2020 18:27
        -3
        Вообще-то нет, не интересно.
  • iouris
    iouris 11 октября 2020 15:10
    -1
    Мысль понятна. А где вы возьмёте двигателя для такого самолёта? Его нет. Можно, конечно, ядерный движок присобачить, но это не по феньшую.
    1. Bongo
      11 октября 2020 16:58
      +3
      Цитата: iouris
      Мысль понятна. А где вы возьмёте двигателя для такого самолёта? Его нет.

      Вы видимо невнимательно читали данную публикацию. request Часть "Бронко" вполне успешно прошла ремоторизацию. Дело не в двигателях... no
  • Razvedka_Boem
    Razvedka_Boem 11 октября 2020 16:56
    +4
    Спасибо за ваш цикл статей.
    И небольшое видео про Бронко
  • Абзац Эпитафьевич Ы.
    Абзац Эпитафьевич Ы. 12 октября 2020 00:25
    +2
    Класс. Прочёл с удовольствием, спасибо. Отличный цикл!