Тимур и Баязид I. Анкарская битва великих полководцев

236

В статьях «Тимур и Баязид I. Великие полководцы, не поделившие мир» и «Султан Баязид I и крестоносцы» был начат рассказ о Тимуре и Баязиде — полководцах и государях, которые называли себя "мечами ислама" и "защитниками правоверных всего мира". Все окрестные страны трепетали перед их именем, и судьбе было угодно, чтобы Тимур и Баязид, встретившись на поле боя, выяснили, кто из них является по-настоящему великим полководцем своего времени.

Наверное, многие из вас задавали себе вопрос: удалось бы Александру Македонскому сокрушить в сухопутных сражениях Рим и в морских битвах Карфаген, если бы после первых побед над Дарием он заключил мир (как предлагал ему Парменион) и направил свою армию на запад?



Как сложилась бы Итальянская кампания Суворова, если бы ему противостоял Наполеон Бонапарт, а не Моро, Макдональд и Жубер, как произошло в действительности?

Ответов на эти вопросы мы не узнаем никогда, но зато мы знаем, что прямое столкновение Тимура и Баязида едва не закончилась гибелью набирающей силы Османской империи.

Casus belli


Авторитет Баязида как защитника веры и борца с "гяурами" был очень высок, и Тимур в своих планах не мог не учитывать это обстоятельство. Однако ему удалось найти повод для войны и даже выставить ее инициатором самого Баязида.

В то время на территории Восточной Анатолии, Азербайджана и Ирака располагалось государство Кара-Коюнлу, столицей которого был город Ван. Это государство пало в результате одного из походов Тимура. Бывший правитель Кара Мухаммед и его сын Кара Юсуф бежали в Анкару, где нашли покровительство у султана Баязида. От нечего делать Кара Юсуф стал развлекаться грабежами караванов священных городов Мекки и Медины. А потом старший сын Баязида, Сулейман, вторгся в земли Кара-Коюнлу, где уже сидели ставленники Тамерлана.

Тимур потребовал вывести османские войска с территории своего нового "протектората", а заодно выдать святотатца Кара Юсуфа. Как говорят, в переписке между ним и Баязидом тогда "были истощены все допускаемые восточными дипломатическими формами ругательства". И Тамерлану удалось спровоцировать Баязида, который призвал оппонента встретиться на поле боя, самонадеянно не предприняв никаких мер для отражения его нападения.

О Баязиде у вас, вероятно, сформировалось мнение как о суровом полководце, все время проводившем в походах. Это не совсем верно, потому что данный султан находил время и для отнюдь не поощряемого исламом пьянства, и самого разнузданного разврата, в котором его партнёрами были не только девушки, но и мальчики. А порой он вдруг запирался в личной келье в мечети Бурсы и общался только с исламскими богословами. В общем, сложный характер был у человека. И он явно недооценивал Тимура, который, в отличие от него, был как раз полководцем, не сходившим с седла, и человеком очень целеустремлённым и предусмотрительным.

Тимур и Баязид I. Анкарская битва великих полководцев

Тамерлан. Иллюстрация из книги "Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens, recueilliz de leurs tableaux, livres, medalles antiques et modernes" (1584 г.)

И в 1400 году тюркская армия вошла в Малую Азию, где с ней не посмел вступить в бой сын Баязида Сулейман. Он отвёл свои войска на европейский берег Босфора, а Тимур, захватив Сивас, не стал его преследовать. Он пошел в дружественную османам Сирию — на Алеппо, Дамаск и Багдад. Покорив эти города, Тамерлан вновь привел свою армию к границам Малой Азии, где она и провела зиму 1401-1402 гг.

Битва при Анкаре


Потрясенный Баязид бездействовал в надежде, что грозный противник, удовольствовавшись уже захваченной богатой добычей, вернется в Самарканд. Но летом летом 1402 года Тимур двинул свою армию на Анкару. Прекратив очередную осаду Константинополя, султан, собрав все свои силы, пошел ему навстречу, однако их армии разминулись: Баязид вначале прошел в Восточную Анатолию, а потом развернулся к Анкаре, и этот марш утомил его воинов.

Армия Тамерлана оказалась между ещё не взятой крепостью Анкары и подошедшими османскими войсками, но это его нисколько не смутило. 20 июля армии противников вступили в бой.

Численный перевес был на стороне Тимура (чаще всего называют цифры 140 тысяч у Тимура и 85 тысяч у Баязида), но битва не была лёгкой.

Фланги тюркской армии возглавили сыновья Тимура — Миран-шах и Шах-Рух, авангард — его внук Мирза Мухаммед (Мирза Мухаммед Султан). Сам Тимур в этой битве командовал центром. Любопытно, что в его армии тогда было 32 слона, которых поставили впереди конницы.

В османской армии старший сын Баязида Сулейман возглавил правый фланг, состоявший из анатолийцев и татар. Другой сын султана, Муса, командовал левым флангом, где выстроились румелийцы (жители европейских областей), в том числе сербы Стефана Лазаревича. В подчинении третьего сына Баязида, Мехмеда, оказались резервные части. Султан с янычарами занял позицию в центре. С ним находился ещё один сын — Мустафа.

После предательства татар, перешедших на сторону соплеменников, обрушился правый фланг османской армии и погиб один из его командиров — принявший ислам серб Перислав. Однако на другом фланге сербы вначале отразили удар правого крыла армии Тамерлана, а затем пробились сквозь неприятельские ряды и соединились с резервными частями турок.

"Эти оборвыши сражаются как львы", – сказал удивленный Тамерлан и лично возглавил решающую атаку против последних отрядов Баязида.

Сражение вступало в последнюю фазу, и надежды на победу уже не было. Стефан Лазаревич советовал Баязиду немедленно отступать, но тот решил положиться на своих янычар, которые поклялись сражаться до конца, защищая своего повелителя. Сыновья Баязида решили покинуть султана. Сулейман, старший сын и наследник Баязида, преследуемый внуком Тимура Мирзой Мухаммедом, вместе с сербскими частями пошел на запад: сами сербы считают, что Стефан Лазаревич тогда спас Сулеймана от позорного плена или гибели. В Бурсе (в то время этот город был столицей османского государства) Сулейман сел на корабль, оставив на берегу казну султаната, а также библиотеку и гарем отца. Мехмед, которому суждено будет победить братьев, со своим отрядом отступил к горам – на северо-восток. Муса пошел на юг. Баязид остался на месте, и верные ему янычары до ночи отражали атаки превосходящих сил Тамерлана. Но их силы были уже на исходе, и Баязид все же решился бежать. При отступлении его лошадь пала, и правитель, перед именем которого трепетала Европа, был пленен отрядом Султан-Махмуда – безвластного чингизида, который в то время официально считался ханом Джагатайского улуса, и его именем издавал Тамерлан свои законы.

"Должно быть, бог мало ценит власть на земле, раз одну половину мира он отдал хромому, а другую – кривому",

– сказал Тимур, увидев Баязида, который потерял глаз в битве с сербами.


С. Хлебовский. «Пленение Баязида Тимуром», 1878 год

Последние дни жизни Баязида I


Как же поступил знаменитый завоеватель с попавшим в плен султаном? Некоторые авторы уверяют, что он издевался над ним, заставляя его любимую жену прислуживать на своих пирах в присутствии Баязида, которому доставались лишь объедки. Также утверждают, что победитель посадил Баязида в железную клетку, служившую ему подножкой при посадке на лошадь.


Пленение султана Баязида I Тимуром. Могольская миниатюра. Около 1680 года. Лондон, Британская библиотека

Но другие источники говорят, что Тамерлан, напротив, был милостив к своему пленнику. Некоторые историки считают, что за пресловутую клетку приняли декорированные решеткой носилки, предоставленные султану, который страдал подагрой и во время обострения этой болезни практически не мог ходить.


То ли клетка, то ли носилки плененного Баязида, реконструкция

Так или иначе, но Баязид умер в плену 8 марта 1403 года в турецком городе Акшехире в возрасте 43 лет.

"Человеческий род и того не стоит, чтобы иметь двух руководителей, им должен управлять только один, и то уродливый, подобно мне",

– сказал по этому поводу Тимур.

По некоторым данным, Тамерлан намеревался продолжить войну и добить государство османов. Для того, чтобы переправить свои войска в Румелию, он якобы потребовал корабли от императора Мануила, а также от венецианцев и генуэзцев, находившихся в Константинополе. Но тем всесильный завоеватель казался страшнее уже разбитых турок, они тянули время, и потому Тамерлан ушел, так и не дождавшись этих кораблей. Если это действительно так, остаётся только удивляться недальновидности византийцев, венецианцев и генуэзцев.

Однако в то же время известно, что после победы у Анкары Тимур отправил старшему сыну Баязида Сулейману кафтан: согласно восточной традиции, принять такой подарок означало признать себя подчинённым. Посовещавшись с приближенными, Сулейман кафтан принял: сил для сопротивления у него не было, как и не было сомнений в том, что Тимур, отправив этот кафтан другому брату, накажет его за неповиновение. Таким образом, османское государство становилось протекторатом державы Тимура и у завоевателя не было повода продолжать войну (и ему перестали быть нужны корабли). А добычи после победы у Анкары он взял уже достаточно.

Последствия Анкарской битвы


Итак, султан Баязид I погиб в плену, османское государство распалось на части, а четверо его сыновей вступили в яростную борьбу (так называемый период междуцарствия, или период существования империи без султана, "Фитрет донеми", который длился 11 лет: с 1402 по 1413 гг.). В Эдирне с разрешения Тимура провозгласил себя султаном старший сын Баязида Сулейман, который опирался в основном на румелийскую (европейскую) часть империи. Ему присягнул Чандарлы Али-паша — великий визирь, находившийся на этом посту ещё со времён Мурада I. Сулейман также сохранил контроль над янычарским корпусом и остатками армии.


Сулейман Челеби

Но правителем Бурсы (столица и область в северо-западной Анатолии) Тамерлан назначил Ису, который отказался подчиняться Сулейману. Ещё один сын Баязида, Муса, у Анкары попал в плен, но был отпущен после смерти отца, чтобы похоронить его в Бурсе. В распоряжении Мусы оказались довольно значительные силы, и потому Иса на некоторое время покинул город.


Муса Челеби

В восточной Анатолии закрепился самый младший из сыновей Баязида — 15-летний Мехмед, единственный, кто остался свободен от присяги Тимуру. К Мехмеду примкнул знаменитый османский полководец Хаджи Гази Эвренос-бей, участник битвы при Никополе.

Все эти сыновья Баязида носили прозвище Челеби – Благородный (но также и Образованный), а Мехмеда называли ещё и Киришчи – Лучником (другой вариант перевода – Мастер тетивы).

Два сына Баязида в последовавших междоусобных войнах участия не принимали: Мустафа был увезен Тимуром в Самарканд, а Касым был ещё ребенком.

Османское государство после смерти Баязида I



Фитрет донеми на карте государства Баязида I

Поскольку братья отказались повиноваться Сулейману, он, чтобы обезопасить северные границы и развязать руки для войны с ними, заключил с Византией договор, согласно которому она освобождалась от выплаты дани. Также он вынужден был временно отказаться от контроля над Болгарией, Средней Грецией и прибрежной территорией от Силиври до Варны. Как вы понимаете, популярности в мятежных провинциях ему это не прибавило.

Первым из братьев пал Иса, убитый в 1406 году, а Бурсу захватил Мехмед. Но Сулейману удалось изгнать Мехмеда из Бурсы и нанести ему ряд поражений в Анатолии. Однако, когда он возвратился в Румелию, чтобы заняться восстановлением своей власти на Балканах, Мехмед вернулся в свои владения. Его власть признал и Муса, который по приказу брата в 1410 году переправился с войсками на Балканский полуостров. После первых неудач он все же разбил Сулеймана (который пытался спастись бегством, но был найден и убит), после чего объявил себя правителем Румелии. На три с половиной года османское государство оказалось разделено на две части. Союзником Мехмеда в схватке с последним братом выступил византийский император Мануил II, предоставивший ему свои корабли для переправы войск на европейский берег Босфора. На стороне Мехмеда воевали также и сербы, а Мусу поддержал валашский господарь Мирча I Старый — участник Крестового похода 1396 года и сражения у Никополя. В 1413 году война братьев завершилась победой Мехмеда, причем Муса был убит сербом Милошем, о котором говорилось в статье «Тимур и Баязид I. Великие полководцы, не поделившие мир».

Османская традиция представляет Мехмеда I добрым, кротким и справедливым султаном.


Султан Мехмед I Челеби на османской миниатюре в манускрипте 1590 года, хранится в Дрездене

Однако именно он победил всех братьев в этой жестокой турецкой "игре престолов". Всего же за свою жизнь Мехмед принял личное участие в 24 сражениях, в которых, по некоторым данным, получил 40 ран. Его часто называют вторым основателем Османской империи. В общем, османская кротость и турецкая доброта этого сына Баязида просто "зашкаливают".

Сербский князь Лазарь, как мы помним, погиб в борьбе с османами. Его сын Стефан верно служил Баязиду — вплоть до поражения этого султана в 1402 году. И оба они в итоге стали святыми сербской православной церкви.


Святой мученик князь Лазарь, фреска монастыря монастырь святых Петра и Павла, Герцеговина


Святой блаженный Стефан Лазаревич. Ктиторский портрет в церкви Святой Троицы, монастырь Манасия (Ресава), Сербия, до 1418 г.

В народе Стефан почитался святым уже вскоре после смерти, но официально канонизирован был лишь в 1927 году.

Временно выйдя из власти османских султанов, Сербия во главе со Стефаном Лазаревичем независимости не обрела, став вассалом Венгрии. Сам князь тогда получил от императора Византии титул деспота Сербии, перешедший к его наследникам. Именно при Стефане столицей Сербии стал Белград (позже отошедший к Венгрии). Он умер в возрасте 50 лет в 1427 году.

Византийцам после поражения Баязида I удалось на некоторое время избавиться от Османской дани и вернуть часть ранее потерянных территорий, в том числе побережье Мраморного моря и город Фессалоники. Эти успехи были эфемерны. Уже через 50 лет древняя империя пала, последний удар по Константинополю нанес в мае 1453 года правнук Баязида I – Мехмед II Фатих (Завоеватель).


Жан-Жозеф Бенжамен-Констан. Вступление Мехмеда II в Константинополь

Тамерлан вернулся в Среднюю Азию и стал готовить новый поход – уже против Китая. Но до Китая его войско не дошло из-за смерти завоевателя 19 февраля 1405 года.

В следующей статье мы поговорим о том, как попытался отказаться от престола султан Мурад II (сын Мехмеда Челеби), о последнем крестовом походе против Османской империи, большом сражении у Варны и гибели короля Польши и Венгрии Владислава III, нарушившего клятву на Евангелии.


С. Хлебовский. Мурад II со свитой у тела Владислава III
236 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    1 ноября 2020 06:51
    Очень хорошо, спасибо! Придется набраться терпения, поскольку продолжение хочется прямо сейчас прочитать))
    1. 0
      1 ноября 2020 14:02
      Автор, цитата: «Наверное многие из вас задавали себе вопрос: удалось бы Александру Македонскому сокрушить в сухопутных сражениях Рим...» Вот как раз многие из нас такого глупого вопроса себе не задавали.. fool При Македонском Рима как державы ещё не было, а существовало заурядное государство, которое никак не могло привлечь внимание Александра. Рим стал Римом в нашем понимании только после Пунических войн, когда победил Карфаген. Напомню, битва при Гавгамеллах произошла в 331 году до нашей эры, а битва при Каннах 115 (!!!) лет спустя. И то, это было культовое поражение римлян от Ганибалла и до победы над Карфагеном им было ой как далеко. hi
      1. +9
        1 ноября 2020 16:05
        Если тогда "Рима не было", с кем же воевал (и не смог победить) троюродный брат Александра Пирр? А через 10 лет после него - так же неудачно, Карфаген? Понятно, что сил набрать римляне не успели, но они уже были и воевали хорошо, причем учились у противников очень быстро, и после первых неудач восставали, словно феникс из пепла.
        1. -1
          1 ноября 2020 18:27
          У Македонского, как у наследника греческого мира была дилемма, направить своё воско на Запад или Восток, но на самом деле выбора не существовало - естественно Персия - многовековой соперник эллинов! Причём тут пока несуществующий Рим (в известном его понимании) объясните пожалуйста!
        2. +3
          1 ноября 2020 18:52
          "с кем же воевал и не смог победить" возможно, древними русами? У которых Чингизхан хвосты крутил?
        3. +2
          1 ноября 2020 19:34
          Валерий! Это "бесперспективняк"!
        4. 0
          2 ноября 2020 10:02
          Пирр воевал с Римом почти через пятьдесят лет после смерти Александра. Македонская военная машина прошла бы через Рим как каток.
    2. +2
      1 ноября 2020 18:46
      С одной стороны это плохо,но с другой гарантия, что будет меньше:"исторического мракобесие"( выражение нашего уважаемого энциклопедиста В. Н.)
  2. +9
    1 ноября 2020 08:55
    в которых, по некоторым данным, получил 40 ран.
    "Я был ранен 25 раз. Два раза на войне, три раза щепками при колке дров, и двадцать раз - злыми языками при дворе в Петербурге" (С)
    Спасибо, Валерий!
    1. +5
      1 ноября 2020 09:44
      «Ах, злые языки страшнее пистолета» (с).
      1. +6
        1 ноября 2020 09:48
        "Мне бы с родственниками совладать, а с девчонкой я справлюсь" (С)
        1. +6
          1 ноября 2020 09:57
          «Если это Колька или даже Славка -
          Я супротив товарищев не стану возражать» (с).
          1. +6
            1 ноября 2020 10:02
            "У ребят широкий кругозор,
            От ларька до нашей бакалеи" (С)
            1. +4
              1 ноября 2020 10:18
              "... Вторую пили у прилавка в закуточке,
              Потом не помню, дошел до точки..."(с)
              1. +5
                1 ноября 2020 10:22
                "И знаю я, что рано или поздно,
                Я буду алкоголем изувечен,
                Но ты ведь не покроешься цирозом?
                Товарищ Печень, товарищ Печень! " (С)
                1. +5
                  1 ноября 2020 10:40
                  "Пусть водка не кончается в стакане,
                  Когда-нибудь о нас напишут в книгах,
                  Ты только будь, пожалуйста, в кармане,
                  Товарищ фига,
                  Товарищ фига."(С)
                  1. +4
                    1 ноября 2020 10:50
                    Этого куплета не слышал good
                    1. +9
                      1 ноября 2020 11:04
                      Жаль остальные никакая цензура не выдержит. laughing
              2. +6
                1 ноября 2020 11:45
                «Видя Мишкину тоску
                (А он в тоске опасный),
                Я ещё хлебнул кваску
                И сказал: «Согласный» (с).
                1. +5
                  1 ноября 2020 12:15
                  "Согласие есть продукт непротивления сторон"(С)
                  1. +5
                    1 ноября 2020 13:18
                    “А хотите я его стукну, и он станет фиолетовый в крапинку» (с).
                    1. +5
                      1 ноября 2020 13:32
                      "Отец Фёдор плюнул, и тоже попал."(с)
                      1. +7
                        1 ноября 2020 14:55
                        «Мальчики кидают камни в прохожих. Злой попал 3 раза, а добрый -5, потому что добро всегда побеждает зло» (с).
                      2. +6
                        1 ноября 2020 15:10
                        " ... а мальчишка-газетчик, не торопясь, швырял в него банановыми корками и приговаривал: "И не хочется, да нельзя упускать такой случай!" (С)
                      3. +6
                        1 ноября 2020 15:26
                        «Тормозите лучше в папу.
                        Папа мягкий. Он простит» (с).
                      4. +4
                        1 ноября 2020 15:44
                        [center]
                        "Но тормоза отказывают! Кода!
                        Я горизонт промахиваю с хода !"(С)
                      5. +4
                        1 ноября 2020 16:29
                        «Выбирайтесь своей колеей!” (c).
                      6. +1
                        3 ноября 2020 09:41
                        На исходе века
                        Взял и ниспроверг,
                        Злого человека
                        Добрый человек,
                        Из гранатомёта
                        Шмяк его, козла.
                        Стало быть, добро то,
                        Посильнее зла
                      7. +2
                        3 ноября 2020 14:35
                        «Права гражданские писал кулак.
                        Меч - право государственное.
                        Порох... их стёр и создал
                        Воинский устав» (с).
      2. +5
        1 ноября 2020 19:43
        Я тут, ненароком усвоил... В любой ситуации, проще быть шутом - меньше негатива поимеешь... Ибо знания, и, как следствие, сомнения, не нужны толпе, ей нужно ощущение единства, сиреч "стадный дух".
        1. +3
          1 ноября 2020 20:02
          Это отдельный разговор. Даже цитировать не хочется. Хотя и Хайям в голову приходит, и прочее.

          С толпой вообще лучше не сливаться. А размышления на эту тему - примерно так:

          https://stihi.ru/2002/11/26-361
          1. +2
            1 ноября 2020 20:12
            Даже цитировать не хочется.
            Верно! Шутовсво, несколько, себя переросло. Остается искать другое применение собственному разуму...
            1. +2
              1 ноября 2020 21:01
              Может быть масса направлений. Уже от склонностей зависит. Кто выбирает цельность, кого-то устроит винегрет.
              1. +2
                1 ноября 2020 21:13
                Цельность блюда, не исключает "винегрета" способов приготовления и списка гостй
                1. +2
                  1 ноября 2020 21:44
                  Хорошо, тогда на выбор: бифштекс и винегрет. Впрочем, они совместимы.
                  1. +2
                    1 ноября 2020 21:51
                    Хоть зубы уже не позволяют, но, однозначно, бифштекс, "с кровью"!!!
  3. +8
    1 ноября 2020 09:00
    Это не совсем верно, потому что данный султан находил время и для отнюдь не поощряемого исламом пьянства, и самого разнузданного разврата, в котором его партнёрами были не только девушки, но и мальчики.
    Про пьянство и разврат Баязида написал шотландский историк Джон Патрик Дуглас Бальфур, 3-й барон Кинросс в книге "Османская империя. Шесть столетий от возвышения до упадка". Но есть нюанс. Сам третий барон Кинросс был гомосексуалистом.
    1. +9
      1 ноября 2020 09:03
      Сложно сохранять нравственность, когда тебя ничего не ограничивает.
      1. +6
        1 ноября 2020 12:46
        Цитата: Korsar4
        ничего не ограничивает

        1. +6
          1 ноября 2020 13:48
          Привет, Сергей hi .
          Есть ещё один сугубо государственный девиз; Тащить и не пущать. Т.е. тащить туда, куда вам и даром не надо, а не пущать именно туда, куда бы вам хотелось попасть. laughing
          А всё по той же причине:
          1. +7
            1 ноября 2020 14:00
            Привет Константин!
            А что изменилось с той поры?
            1. +5
              1 ноября 2020 14:02
              Кто-то когда-то сказал -- "Каждый народ достоин своего правительства". Иногда мне кажется что он был абсолютно прав. request
              1. +4
                1 ноября 2020 14:09
                Выбирай по вкусу!



                wink
          2. +8
            1 ноября 2020 14:12
            Цитата: Морской Кот
            хотелось попасть.

            И от этого не уйти!
            1. +6
              1 ноября 2020 14:16
              "-Всех перевешать!!!
              -Минхерц, останешься без подданных!"
              1. +4
                1 ноября 2020 14:21
                Цитата: 3x3zsave
                "-Всех перевешать!!!

                А кого вешать-то Антон?Даже условно? lol
                1. +3
                  1 ноября 2020 14:24
                  К чему этот вопрос, если ты уже определися с лидером в очереди? laughing
                  Или предпочтешь побивание тротуарной плиткой?
                  1. +3
                    1 ноября 2020 14:31
                    Цитата: 3x3zsave
                    Или предпочтешь побивание тротуарной плиткой?

                    Это ведёт нас в средневековье. lol
                    Но вот реальные срока некоторым фигурам явно были бы по *заслугам*.Но это из области фантастики,а *она в соседнем отделе*. hi
                    1. +4
                      1 ноября 2020 14:41
                      Это ведёт нас в средневековье
                      Не самая плохая эпоха!
                      1. +3
                        1 ноября 2020 14:44
                        Цитата: 3x3zsave
                        Не самая плохая эпоха!

                        Со стоматологией были проблемы. wink
                      2. +4
                        1 ноября 2020 14:51
                        С появлением и развитием университетов - с медициной в принципе!
                2. +3
                  1 ноября 2020 14:38
                  Как-то так, очевидно. drinks wink
              2. 0
                1 ноября 2020 14:31
                ПоДДанным это до лампочки -- всё равно поДДавать будут! drinks laughing
                1. +1
                  1 ноября 2020 15:32
                  "Вечно молодой! Вечно пьяный!" (С)
                  1. 0
                    1 ноября 2020 15:40
                    И с автоматом в руках. laughing
                    1. 0
                      1 ноября 2020 15:44
                      "С наганом в руке,
                      И Лениным в башке!" (С)
                      1. +1
                        1 ноября 2020 15:47
                        Башка ртостан аплодирует. laughing
                  2. +3
                    1 ноября 2020 15:44
                    Почему полицейские, умея точно выстрелить в ногу, всегда стреляют на поражение? Не умеют попасть в руку с оружием?
                    Этот вопрос меня периодически занимает. В зависимости от состояния информационного фона.
                    1. +3
                      1 ноября 2020 15:46
                      Какие полицейские, Людмила Яковлевна? hi
                      1. +3
                        1 ноября 2020 15:57
                        Я по поводу картинки, показанной Морским Котом чуть выше. Фон -- постоянные сообщения из США, где слишком метко стреляют полицейские. Да и у нас изредка проскальзывает, что, мол, преступника с ножом застрелили, применив табельное оружие. А как же воспитательное значение выстрела в ногу?
                        Вопрос почему-то начал меня занимать, отодвинув в сторону интерес к военной суете Тамерлана и Баязида)))
                      2. +3
                        1 ноября 2020 16:05
                        Воспитательное значение заключается в том, что полицейские, работающие "на земле" вооружены как правило, оружием с останавливающим действием. Но об этом лучше с Константином.
                      3. +4
                        1 ноября 2020 18:11
                        Добрый вечер, Людмила. hi
                        Вот влез без спросу. Мне кажется здесь всё просто, что у нас, что в Америке -- отправив бандита на тот свет в этом году, ты избавлен от проблем с ним в следующем. Но с этим лучше к нашему Владу, он всё же настоящий и действующий профессионал. smile
                      4. +2
                        1 ноября 2020 18:27
                        Осталось обозначить для Людмилы Яковлевны, кто такой Влад.
                      5. +2
                        1 ноября 2020 18:40
                        Захочет -- спросит, благо есть у кого.
                      6. +2
                        1 ноября 2020 18:47
                        Тоже верно! Хотя, я думаю, ты тоже теряешся в профессиональном статусе Влада
                      7. +2
                        1 ноября 2020 18:58
                        В своё время он мне кое-что объяснил в "личке", так что немного в курсе.
                      8. +2
                        1 ноября 2020 19:01
                        Хорошо, замнем для ясности!
                      9. +2
                        1 ноября 2020 18:52
                        Но про калибры, дульную энергию, "останавливующее действие", ты бы мог даме рассказать. Ну хоть, в осях...
                      10. +4
                        1 ноября 2020 19:04
                        Ну так дама меня и не спрашивает, значит не очень-то требуется.
                        А так, я завсегда с радостью. smile
                      11. +4
                        1 ноября 2020 19:08
                        Старый ты, мммм... самец собаки! Впрочем, браво!!! good laughing
                      12. +3
                        1 ноября 2020 19:14
                        Спасибо, Друг, приятно слышать! drinks laughing
                        Моя матушка в отношении некоторых девиц употребляла выражение "собака женского рода". smile
                      13. +2
                        1 ноября 2020 19:21
                        Твоя мама - культурная женщина! Я более краток в определениях. "Самка собаки" - самое длинное из них, особенно если "в руле".
                      14. +3
                        1 ноября 2020 20:04
                        Так, безотносительно, хоть и о них. хороших, просто работа понравилась.))
                      15. +2
                        1 ноября 2020 20:15
                        Ммм... Теряюсь...????
                      16. +1
                        1 ноября 2020 20:23
                        Вместо лиц маски, а вместилище серого вещества и вовсе пустое, всё пустое, везде сквозняк и только опьянение от звуков собственного голоса. Наблюдал же как они по телефону свистят. Наркотик. Потому на скульптуре и глаз нет, не нужны они им, только резонирование черепной коробки.
                      17. +2
                        1 ноября 2020 20:30
                        Дядя Костя! Извини за откровенность, а что, мы на этом ресурсе, нечто иное?
                      18. +4
                        1 ноября 2020 20:49
                        "Ведь мы играем не из денег,
                        А только б вечность проводить!" (с) drinks
                      19. +4
                        1 ноября 2020 20:56
                        Мы играем, завороженные "красотой игры". Однако, партнеры в ней, такие же лузеры, как и мы.
                      20. +3
                        1 ноября 2020 21:20
                        Я себя лузером не считаю. У меня прекрасные дети, великолепная жена, надёжные и верные друзья, а кроме этого... "что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?" smile
                      21. +3
                        1 ноября 2020 21:30
                        "что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?"
                        Собака!!!
                      22. +2
                        1 ноября 2020 21:37
                        Собака!!!

                        Найн -- КоТ !!!
                      23. +2
                        1 ноября 2020 21:48
                        Это ваше кошачье дело. Мне нужна собака.
                      24. +1
                        1 ноября 2020 21:50
                        У тебя же вроде имеется.
                      25. +2
                        1 ноября 2020 21:59
                        Собачий век недолог. Моей тварюшке четыре года. Как это не грустно, вероятно, я ее переживу. Когда и если так случится, в моей жизни появится другая собака, которая меня проводит.
                      26. +1
                        1 ноября 2020 23:02
                        Собака и Женщина -- одно другому не мешает, по себе сужу. smile
                      27. +1
                        1 ноября 2020 20:49
                        Извини, но продолжу. А что мы есть? В абсолютном множестве информационной культры? Те же самые "телки". Среднестатиститеские, с внезапными всплесками неудовлетворенного либидо. Гасимыми общим удовлетворением стада.
                      28. +2
                        1 ноября 2020 20:54
                        Ну так и посыпь голову пеплом, но в личном порядке, я без этого обойдусь. Вот уж чем никогда не занимался, так это самобичеванием, этакая разновидность морального онанизма. Нет уж, увольте.
                      29. +2
                        1 ноября 2020 21:06
                        Ну так и посыпь голову пеплом, но в личном порядке, я без этого обойдусь.
                        Спасибо за ценный гигенический совет, по уходу за шевелюрой! Но мои тараканы, это только мои тараканы! Я никому их не навязываю.
                      30. +3
                        1 ноября 2020 21:18
                        Не обижайся, тараканы, они у всех есть, и каждого свои любимые. smile drinks
                      31. +3
                        1 ноября 2020 21:22
                        Дядя Костя! Тебе, чтоб меня обидеть, нужно очень постараться!!!
                      32. +3
                        1 ноября 2020 21:36
                        Я и не стараюсь, да и зачем?
                      33. +2
                        1 ноября 2020 21:47
                        Все! Закрыли вопрос!
          3. +4
            1 ноября 2020 17:50
            Дядя Костя hi , ещё "закусить удила" и "отнестись с пониманием" призывают.
            1. +1
              1 ноября 2020 18:11
              Да здравствует пенсионная реформа! wassat
              1. +3
                1 ноября 2020 18:23
                Долгожители - одна из первейших угроз национальной безопасности России. wassat


            2. +2
              1 ноября 2020 18:29
              Вот, черти окаянные, наколлажил же какой-то умелец! wassat )))))
              Я имею в виду всадника на... лошади, хм.
              1. +3
                1 ноября 2020 18:46
                "Пионеры юные, головы чугунные, сами оловянные, черти окаянные."(с)
                1. +3
                  1 ноября 2020 18:56
                  Вот есть такие люди, которые способны сделать привязку к каждому слову )))
                  Фрэнк Герберт охарактеризовал это как философский принцип "цензунни", пускающий проблему по кругу, замыкающемуся с началом обсуждения уже выработанным в его процессе решением )))
                  1. +3
                    1 ноября 2020 19:12
                    ... сделать привязку к каждому слову...

                    Потому как добрым словом и револьвером, можно добиться гораздо большего, чем одним револьвером. Ну, а уж если клиент не врубается... smile
                    1. +2
                      1 ноября 2020 19:58
                      То слово за словО, хе, хе!...
                      1. +3
                        1 ноября 2020 20:03
                        "... А я говорю, звезда, говорю, и звёзды словно плошки...
                        Она мне в ответ -- то лампы свет и вьются вокруг мошки."(С)
                        Ну не убивать же за это. request smile
                      2. +3
                        1 ноября 2020 20:36
                        А я всё же ошиблась в постановке ударения!
                        Вот как надо:
                        Слово зА слово...
                        То есть разговор, тёрки, а не стрельба. Но если вернуться к теме статьи, то проблема в некоторых случаях нерешаема до сих пор. Русские князья согласились выплачивать дань Орде. Сыновья Баязида откупились от Тамерлана. Всё -- через битвы. Кучи народа -- в хлам. Нет бы сразу оценить собственные возможности, сказать: "Да пожалуйста! Нате вам!" А самим потихоньку набираться сил и стратегических возможностей для окончательного решения проблемы, зорко следя за супостатом, тщательно изучая его сильные и слабые стороны. Но, видно, либо самонадеянность, либо отсутствие спайки в управленческом коллективе территории, либо плохой обычай, вынуждающий махаться саблями. Цивиллизация набирала опыт. Не набрала. Потому вместо выстрела в ногу выстрел в голову. Переговоры до сих пор воспринимаются как проявление не мудрости, но слабости сторон.
                      3. 0
                        1 ноября 2020 20:50
                        Потому вместо выстрела в ногу выстрел в голову.

                        Некоторым индивидам вообще не стоило бы рождаться, для всех было бы лучше, в том числе и для них. request
                      4. +2
                        1 ноября 2020 21:32
                        А попробуй человечество их не родить! Они ж, никчемные, сами с удивительным упорством лезут на белый свет и, позволяя собой вертеть, оказываются тому человечеству куда как милее значительных неких столпообразных, которыми вертеть нельзя.
                      5. +1
                        1 ноября 2020 21:39
                        ... с ... упорством лезут на белый свет

                        Ох, если бы только на свет...
                      6. +2
                        1 ноября 2020 22:12
                        Да, Вы правы -- уж во тьму-то они как лезут! И всё с тем же поражающим воображение упорством. Взять того же Эрдогана, наследника султанских традиций. Лавры Сулеймана Великолепного не дают покоя. Тот хоть что-то из себя представлял, правил 46 лет, сделал Турцию великой в экономических и политических традициях того времени, то есть завоевательными войнами и грабежом соседей. И этот пытается делать то же самое, не выглядывая в окно, не видя, что на дворе иная историческая погода, 21-й век.
                        Это вообще удивительная новелла -- народы видят, чувствуют время, правители -- нет. Вот к чему приводит дворцовая самоизоляция )))
                      7. +2
                        1 ноября 2020 23:10
                        Это вообще удивительная новелла -- народы видят, чувствуют время, правители -- нет

                        Не совсем согласен, не только правители, народы исповедующие определённую религию, и не только в стране Эрдогана, предпочитают жить духовными ценностями раннего средневековья, мало этого, они и всех "неверных" желают пинками загнать на это самое "правоверное" дно. И то, что пока у нас в стране нет по этому поводу открытых и сдобренных кровью столкновений ни о чём не говорит. Всё ещё впереди -- к нам всегда всё доходит позже, чем до "просвещённой" Европы, а вот когда дойдёт, тогда уж точно -- одним добрым словом обойтись не получится.
                      8. +1
                        1 ноября 2020 23:40
                        Нет у нас в стране открытых столкновений?!?...
                        Ваши сведения устарели, коллега.

                        "В Москве арестованы лидеры печально известной азербайджанской группировки ВБОН (Во Благо Общего Народа), которую многие не без основания считают этническим ОПС.
                        Чем же таким занималась ВБОН? Поначалу вразумляли единокровных - чтобы не пили и не курили в общественных местах. Потом взялись за местных: практиковался отлов и избиение тех, кто "что-то не то" сказал в интернете про Азербайджан и азербайджанцев. Их били, потом ставили на колени, принуждая каяться на камеру перед азербайджанским народом, потом снова били. А видео выкладывали в интернет, что демонстрировало "крутизну" организации. Подобных "акций" известно как минимум девять. Но это только те, которые известны...

                        ВБОН практически легально действовала несколько лет, для подготовки мордобойцев арендуя спортивные залы и выкладывая в YouTube свои "подвиги", вербуя в свои ряды живущую в России азербайджанскую молодёжь. Но вот, при всей запредельной "толерантности" нашей правоохранительной системы к кавказским организациям, делишки ВБОН наконец заметили (аналогичную русскую организацию выявили и пересажали бы уже на второй месяц подобной деятельности). Руководившие ВБОН Роман Агаев и Рагиб Байрамов были задержаны по обвинению в хулиганстве. Во время обысков у фигурантов нашли больше 10 млн рублей, 19 телефонов, религиозную исламскую литературу, несколько тысяч долларов и... глушитель к пистолету - надо понимать, "для вразумления" особо непонятливых. Всего под следствие попали семь членов организации. Всего семеро."
                        Царьград, 1 ноября 2020 года.

                        И знаете, насколько широка лояльность к ним? Даже я, никуда не выезжая из своего поселка, практически ни с кем не общаясь, осведомлена, что в соседнем поселке начальником одного из отделов полицейского участка работает этнический азербайджанец, имеющий коррупционную связку с администрацией моего поселка. И так повсюду, они проникают во все организации. Мы сами себя предаём. Собственно, не рядовые граждане, а власть так устроена.
                      9. +1
                        2 ноября 2020 13:45
                        Добрый день, Людмила. hi
                        Извините, что сразу не ответил, как-то резко сморило, хлопнулся в койку и провалялся аж до 12 часов. У нас с женой второй заход по "Ковиду", осенний, и состояние средней поганости. Мой друг, он зав. отделения в одной из рязанских больниц, говорит, что вакцина иммунитета от заразы не даёт и нам со всем этим просто придётся как-то жить дальше, он сам уже второй раз всё на ногах переносит. Вот сейчас мой друг повёз жену в город закупаться очередной порцией антибиотиков. Здесь только одно радует -- от этой дряни не спасут ни деньги, не власть -- все равны и под одним богом ходим.
                        А по сути вопроса со зверьками скажу только одно -- нам самим нужно объединяться в единый фронт не рассчитывая на власти, властей беспокоит только их собственная безопасность и ничего более. Старая истина. Правда кое-что и они делают, или делают вид, что делают. Вот сегодня, только открыл сайд, а мне в личку уже пришло сообщение от одного нашего коллеги:
                        "В Москве арестованы лидеры печально известной азербайджанской группировки "ВБОН"
                        Такие вот дела.
                        Желаю Вам здравствовать и не поддаваться никаким заразам.
                        "Прорвёмся, ребята, штыком и гранатой..." smile
    2. +4
      1 ноября 2020 09:17
      Но есть нюанс. Сам третий барон Кинросс был гомосексуалистом
      Этот факт, несомненно, не красит шотландского пэра, однако, связь неочевидна. По крайней мере, как в случае с Мери Рено, неочевидна.
      1. +4
        1 ноября 2020 10:06
        Я и не говорил, что очевидна. Но факт наводит на размышления.
        1. +3
          1 ноября 2020 10:16
          Но факт наводит на размышления.
          Например?
          1. +3
            1 ноября 2020 10:34
            Дурной пример - заразителен! hi
    3. +2
      1 ноября 2020 10:36
      А о подобном поведении Ивана IV, кто писал?
      Иностранцы?
      О его пирах и последующем общении с отцами-священниками.
    4. +2
      1 ноября 2020 11:28
      если склероз не изменяет , о том же , как о несомненном и общеизвестном факте , писал Коммин
  4. +5
    1 ноября 2020 09:26
    Спасибо, интересная статья.
  5. +7
    1 ноября 2020 10:11
    Интересно было узнать, что "Великий хромец" был не только талантливым полководцем, но и человеком обладавшим подлинным чувством юмора. smile
    smile
    "Человеческий род и того не стоит, чтобы иметь двух руководителей, им должен управлять только один, и то уродливый, подобно мне",
    М-да, ну что тут добавишь -- всё сказано.
    Валерий, спасибо большое. good
  6. +5
    1 ноября 2020 10:31

    У Тамерлана русское лицо!!!!
    На рисунке четко написано "Tartares"
    Арийских тартар из истории не вычеркнешь
    Шах и мат, традики и русфобы bully
    1. +7
      1 ноября 2020 11:27
      У Тамерлана русское лицо!!!!
      И типичная тартарийская одежда и вооружение. laughing
    2. +12
      1 ноября 2020 11:47
      Engineer (Denis)
      Арийских тартар из истории не вычеркнешь
      Шах и мат, традики и русфобы bully
      Ну что тут скажешь, не всех fool война прибрала... laughing
      Это и есть все ваши доказательства? А кто рисовал эту гравюру, в каком веке или вас fool альтернативщиков такие нюансы не интересуют? request
      1. +4
        1 ноября 2020 12:02
        Этот портрет рисовали в XVI веке люди, которые Тимура никогда не видели.
        1. +14
          1 ноября 2020 12:16
          ВлР (Валерий Рыжов)
          Этот портрет рисовали в XVI веке люди, которые Тимура никогда не видели.
          Так и я о том же, но видимо для "альтернативно одаренных" это не аргумент.
        2. +1
          1 ноября 2020 13:16
          Портрет с портрета! А про слово "tartares" ни чего и не ответили am !
      2. +4
        1 ноября 2020 12:09
        Это и есть все ваши доказательства?

        Вы иронию без смайлов не выкупаете???
    3. +1
      1 ноября 2020 17:39
      Цитата: Engineer
      У Тамерлана русское лицо!!!!

      Я думаю, он вообще брат Пугачёва. Или - сам?..

    4. 0
      3 ноября 2020 09:52
      И сабля венгерская почему то request
    5. 0
      3 ноября 2020 13:10
      То есть я не к тому, что туртурия была laughing , не было конечно. Просто рисовал явно Европеец
  7. +3
    1 ноября 2020 10:40
    Статья не очень, честно говоря.
    Шпаковский бы воткнул рисунков из Оспрея и был бы прав. Так веселее и дает еще темы для обсуждения.
    Можно было бы еще остановиться на разных оценках численности.
    Автору это как будто не интересно
    1. +4
      1 ноября 2020 10:58
      Можно было бы еще остановиться на разных оценках численности.
      Денис! hi
      К слову, на сайте есть автор, разработавший собственную методику подсчета мобрезерва. Я его неоднократно просил написать материул на эту тему. К сожалению, Артем увлечен другими проектами.
      1. +3
        1 ноября 2020 11:15
        Моб. резерв надо соотносить с производственными возможностями по вооружению.
        А вообще, вот картинка иллюстрирующая сложность явления
        Процент оружия у сарматов в могилах можно в первом приближении определить как процент вооруженного населения
        У сарматов в ранний , савроматский, период оружие находят в 80% погребений, причем немало в женских
        Следующий, среднесарматский- доля оружия резко падает- менее 40%. В женских погребениях его тоже становится намного меньше
        Позднесарматский- оружие в более чем 60% могил. В женских погребениях исчезает.
        Все это время сарматы остаются исключительно агрессивным сообществом , а производительные силы в целом непрерывно растут.
        Цифры привел по памяти
        1. +4
          1 ноября 2020 11:23
          Моб. резерв надо соотносить с производственными возможностями по вооружению.
          А как же демография, кормовая база, природные условия...?
          1. +2
            1 ноября 2020 11:27
            Само собой
            Это просто к сложности оценок
            Оседлые сообщества- высокая плотность, большая численность, возможность создания значительных запасов. А оружия в большинстве случаев мало
            Кочевые сообщества низкая численность, низкая плотность, возможностей по запасам меньше. Оружия много
            Результат противостояния известен. Кочевые сообщества полтора тысячелетия выходили победителями в большинстве случаев
            1. +4
              1 ноября 2020 11:45
              На мой взгляд, это правило работает в условиях одинакового уровня НТР в сообществах. Если уровни разные, оседлость побеждает. Хотя и здесь есть исключения, например, арауканы.
              1. +2
                1 ноября 2020 11:46
                У кочевых как то не особо с уровнем НТР ладится
                1. +4
                  1 ноября 2020 11:51
                  Он может быть не собственный, а заимствованный. Как у тех же монголов.
                  1. +1
                    1 ноября 2020 13:08
                    В том то и дело.Их предел-позаимствовать
                    1. +4
                      1 ноября 2020 13:14
                      Ниже, Денис перечислил собственные изобретения номадов, далеко не полный список.
                      1. 0
                        1 ноября 2020 13:16
                        Я прочитал.Список не особо впечатляет честно говоря.Маловато для нескольких тысячелетий.Особенно учитывая что на их родине(Азия) во все эпохи проживало 70% мирового населения
                      2. 0
                        1 ноября 2020 13:25
                        Стоп.
                        Забыл собственно верховую езду и колесницы с лошадьми
                        во все эпохи проживало 70% мирового населения

                        Одна незадача .На 90 процентов оседлого- Месопотамия, Индия Китай laughing
                        То есть все эти изобретения плод творчества 5 % населения за полторы-две тысячи лет.
                      3. -1
                        1 ноября 2020 13:33
                        Цитата: Engineer
                        Стоп

                        )).Без заимствования НТР оседлых китайцев монголы и до Волги не дошли бы,не то что до Европы.
                      4. +1
                        1 ноября 2020 13:36
                        Несомненно
                        Вот только это монголы дошли до Адриатики, а не СРИ до Китая
                      5. -1
                        1 ноября 2020 13:45
                        Расшифруйте что такое СРИ.
                        В любом случае напомню что до Китая дошли и на века обосновались вполне себе оседлые русы в не самом сильном своем периоде.Причем сделало это даже не государство,а разрозненные группы иррегуляров
                      6. +1
                        1 ноября 2020 13:51
                        Священная Римская Империя. German Edition (TM)
                        Здесь нет никакого противоречия. Превосходство Европы началось с Большого Рывка 14 века . О котором написано-переписано.
                        Азия и ее кочевники в результате остались далеко позади.
                        В собственно Азии превосходством оседлых над кочевниками так и не пахло. Маньчжуры подтвердят
                      7. +2
                        1 ноября 2020 14:06
                        Цитата: Engineer
                        Священная Римская Империя

                        А СРИ хоть раз туда собиралась?

                        Над Мурманском - ни туч, ни облаков,
                        И хоть сейчас лети до Ашхабада.
                        Открыты Киев, Харьков, Кишинев,
                        И Львов открыт, - но мне туда не надо!

                        Цитата: Engineer
                        превосходством оседлых над кочевниками так и не пахло.

                        Парадокс в том что даже о существовании этих могучих империй кочевников мы знаем исключительно благодаря НТР оседлых-письменности, памятникам и тд.Этих элементарных признаков НТР у кочевников не было.Это метеоры не меняющие картину звездного неба)
                      8. 0
                        3 ноября 2020 19:31
                        Вы вообще в курсе, что Китаем с 10 века правили Кидани? Кочевые выходцы из той же Монголии, не позорьтесь. Сначала читать, потом писать. Моралист
                      9. +2
                        1 ноября 2020 13:37
                        колесницы с лошадьми
                        Речь о повозках или боевых колесницах?
                      10. +1
                        1 ноября 2020 13:39
                        Колесницах. Боевых или парадно-статусных
                      11. +3
                        1 ноября 2020 13:52
                        Если честно, я не могу вспомнить, где зафиксировано появление боевых колесниц. Буду благодарен если напомните.
                      12. +1
                        1 ноября 2020 13:56
                        Андроновский круг культур
                        Хотя, я видимо погорячился. Андроновцы скорее оседлые, хоть и скотоводы
                      13. +4
                        1 ноября 2020 14:06
                        Спасибо! Поинтересуюсь.
                        Дело в том, что я считаю, что боевые колесницы, как род войск возникали в условиях именно оседлости, как следствие слабого развития коневодства. То есть, потребность в мобильности на поле боя уже была, а лошадей способных нести на себе, а не тащить за собой - еще нет. Впрочем, я уже озвучивал эту идею, хоть это только мое мнение, ничем не подтвержденное.
                      14. +2
                        1 ноября 2020 15:46
                        Развитие шло параллельно, хоть и в тесной взаимосвязи
                        Краткий экскурс из Радослава Гавронского
                        Книга "Римские вседники против германских племен"
                        Первые следы одомашнивания найдены у ботайской культуры - 5 тысяч лет назад. У лошадиных черепов следы удил. Это раньше самых древних колесниц у андроновцев. Колесниц у ботайцев не было. О боевом применении всадников удить нельзя.
                        У андроновцев были колесницы , верховые лощади появились значительно позже - 12 век до н.э.
                        Коневодство у андроновцев было на высоте практически с момента появления.
                        Потомки андроновцев- типичные кочевники. Те же скифы.
                        У скифов не было колесниц. Часть лошадей была похожа на пони. Часть - на ахалтекинцев

                        По поводу несущих способностей лошади.
                        Небольшая лошадь- пони может нести на себе всадника без доспехов с легким вооружением. Больше того, у маленьких лошадей очень мягкий галоп- то что надо для конных лучников
                        НО вот если конного лучника забронировать, то получится плохо. На реконструкциях конной стрельбы из лука в Японии пониобразные лошади просто не могли полноценно скакать со всадником в снаряжении самурая.
                        У ассирийцев показаны лошади, экстерьером похожие на арабские. Больше пони, но меньше позднейших скакунов.
                        Несли и всадника в броне и порой сами несли элементы доспехов
                        В целом
                        То есть, потребность в мобильности на поле боя уже была, а лошадей способных нести на себе, а не тащить за собой - еще нет.
                        .
                        Большинство ученых вроде как согласны с этим. Что-то типа лошади Бронзового века "скакали в упряжке а не под всадником " Ибо маленькие.
                        Пока нет возможности опровергнуть эту концепцию массивом данных.
                        Можно только отметить отдельные сложности:
                        Крепость Бухен, Нубия. Египетское среднее царство. 18-16 века до н.э. Найдены останки лошадей. До гиксосов.
                        Один костяк жеребца - 147 см в холке и похож на современных арабских по экстерьеру
                      15. +2
                        1 ноября 2020 15:55
                        Один костяк жеребца - 147 см в холке и похож на современных арабских по экстерьеру
                        Он в захоронении найден?
                      16. 0
                        1 ноября 2020 15:57
                        Нет. Просто в культурном слое
                        Это не могильник. Пограничная крепость
                      17. +2
                        1 ноября 2020 16:00
                        То есть, речь идет о среднестатистическом животном. Что ж, возможно я не прав.
                      18. 0
                        1 ноября 2020 16:02
                        Пока, в свете имеющихся данных, в целом правы. Бухен все еще частный случай. Нужно больше таких данных и еще выстроить взаимосвязь.
                      19. +1
                        1 ноября 2020 16:10
                        Тут дело может быть еще в особенностях опорно-двигательного аппарата различных пород и тысячелетиях селекции. Так же как со слонами, у которых очень слабая спина, всю нагрузку они могут принимать только на передний плечевой пояс.
                      20. +1
                        1 ноября 2020 13:25
                        Речь шла о полутора, но я бы сократил на пару столетий.
                2. +2
                  1 ноября 2020 12:05
                  Это европоцентризм
                  Превосходство кочевников в военных технологиях долгое время было достаточно очевидным.
                  Составной лук, большой составной лук, пика с петлей, длинное кавалерийское копье, граненые стрелы, горит, аркан, сабля, стремя, седло мягкое, седло жесткое, тотальная одоспешенность у аваров и тюрок, концепт универсального всадника- стрелок и рукопашник, рослые кони,
                  1. +1
                    1 ноября 2020 13:05
                    Цитата: Engineer
                    Это европоцентризм

                    Это история.Ничего подобного Римской Империи по силе мощи и влиянию они не создали в античные времена .И даже в период своего величайшего могущества в средневековье дальше окраин Европы не продвинулись.Монголы- до Руси,Турки до Балкан,арабы-до Пиреней.Единственный момент их превосходства-6-9 века.И то,Византия их спокойно на место ставила
                    1. +2
                      1 ноября 2020 13:19
                      Монгольская империя сильно больше Римской. Хоть и не в античные времена
                      Империя это феномен и военный и социальный
                      Конкретно военно-техническое развитие у кочевников было на высоте.
                      Шинные наручи, например, в половецких могильниках фиксируются раньше чем в Европе.
                      Это один из множества примеров
                      Скифы, сарматы, гунны, авары, мадьяры, болгары, половцы, тюрки, монголы. Все навели шороху и в Европе и Азии и в Византии и в Китае. Это они , атаковали , проникали, осваивали европейские и оседлые азиатские земли, а не наоборот
                      1. +2
                        1 ноября 2020 13:27
                        Мы же про европоцентризм.Монгольская империя больше римской.Но это-варка в собственном котле,а не за счет Европы.Строго говоря европейского там не было и полгектара.Русь того периода трудно отнести к Европе.Шорохи в виде набегов-это ниочем.В общем и целом Европе ничего серьезного они противопоставлять не могли,несмотря на огромное численное преимущество.Технологически проигрывали всегда
                      2. +2
                        1 ноября 2020 13:31
                        Вы смещаете изначальный акцент кочевники- оседлые на Европа- Азия. Это разные вещи.
                        Кочевники жили в Азии и шороху наводили в первую очередь там.
                        В общем и целом Европе ничего серьезного они противопоставлять не могли,несмотря на огромное численное преимущество.Технологически проигрывали всегда

                        Битва при Легнице , гибель магистра тевтонского ордена.
                        А европейская бригантина по наиболее распространенной версии это монгольский куяк laughing
                      3. +1
                        1 ноября 2020 13:38
                        Цитата: Engineer
                        Вы смещаете

                        Тему евроцентризма поднялы Вы)
                        Цитата: Engineer
                        Битва при Легнице , гибель магистра тевтонского ордена.

                        Естественно европейцы им проигрывали отдельные битвы и даже войны.Но это никак не отражалось на глобальном превосходстве
                        Цитата: Engineer
                        по наиболее распространенной версии это монгольский куяк

                        Бара на Вас нет)
                    2. +3
                      1 ноября 2020 13:20
                      Монгольскую экспансию в Европу остановила смерть Угэдэя.
                      1. +1
                        1 ноября 2020 13:29
                        Это несерьезно.Мы про многовековое противостояние цивилизаций.Эпизоды смерти одного хана во время одного похода не играют роли.Если б были сильнее завоевали бы и до и после Удэгея
                      2. +3
                        1 ноября 2020 13:35
                        Мы про многовековое противостояние цивилизаций.
                        Тогда начинать надо с Каина и Авеля. Пример тоже не в пользу оседлости.
                      3. +1
                        1 ноября 2020 13:41
                        Цитата: 3x3zsave
                        не в пользу оседлости

                        Достаточно оглянуться вокруг.Сплошные кочевые племена по всему миру,как доказавшие превосходство своего образа жизни)
                      4. +3
                        1 ноября 2020 13:46
                        И именно поэтому, "каин" нарицательно- отрицательное понятие.
                      5. +4
                        1 ноября 2020 15:14
                        Я думаю, основное преимущество оседлых культур перед кочевыми, умение сохранять и накапливать информацию. Именно оно дает возможность к качественным рывкам в НТР.
                      6. +1
                        1 ноября 2020 16:10
                        Без грамотности,школ,университетов,мастерских,заводов и тд-никакого НТР не может быть.А это спутники оседлости
                      7. +3
                        1 ноября 2020 16:14
                        Так я вроде и не возражал. Хотя про средневековые европейские университеты поспорил бы. Тот еще рассадник мракобесия.
                      8. +1
                        1 ноября 2020 16:16
                        Это почему же
                      9. +3
                        1 ноября 2020 17:36
                        Виноват, обобщения не уместны. Но в области естественных наук - однозначно.
  8. +4
    1 ноября 2020 11:24
    Обычная средневековая жизнь.Заговоры, интриги,измены,убийства, союзы.. smile
    1. +5
      1 ноября 2020 12:38
      "Знаете, что такое королевский дворец? Вот то-то! За стеной люди давят друг друга, родных братьев режут, сестёр душат... Словом, идёт повседневная, будничная жизнь." ( Обыкновенное чудо) smile
  9. +3
    1 ноября 2020 11:47
    Есть некоторая ирония в том, сколь много усилий сербский правитель приложил к возвышению османов. Как попасть в святые, немало поспособствовав столетиям рабства и унижения собственного народа. При этом в период правления - очень успешный государь. Вот только плоды его усилий...
    1. +5
      1 ноября 2020 11:56
      Стефан Лазаревич в какой-то мере похож на Александра Невского, который также активно сотрудничал с монголами, подавлял антитатарские восстания, побратался с Сартаком - сыном Бату-хана, и его собственный сын ходил с монголами в боевые походы. И тоже стал святым православной церкви. Наши историки относятся к этому по-разному. Лев Гумилев полностью одобрял, считая, что без союза с Ордой северо-восточные княжества повторили бы печальную судьбу южных - Киева, Чернигова, Переяславля, которые перестали быть субъектами европейской политики, превратившись в ее объекты.
      Остальные стыдливо умалчивают, либо сквозь зубы говорят, что это плохо, но просто выхода у Александра не было.
      1. +3
        1 ноября 2020 12:13
        что это плохо,
        Это плохо только по одной причине. Это дало толчок для инсинуаций всяческих "креативных продюссеров", вроде Фоменко
        1. +1
          1 ноября 2020 18:36
          Чур меня. Вдруг приснится и тогда только Самсонов и Харлужный будут на сайте? Ведь, и Фоменко и Харлужный и Самсонов и Дюма-отец используют "реальный гвоздь, чтобы вешать грозди фантазии"
          Впрочем, из всех вышеперечисленных мне почему-то нравится лишь один. Угадайте кто?
          1. +2
            1 ноября 2020 18:45
            Конечно, Дюма! Ибо, "romanti'c"!
            1. 0
              1 ноября 2020 21:09
              Вы правы, а вышеперечисленные, особенно некоторые,"интелектуальные инвалиды"
              1. +2
                1 ноября 2020 21:17
                Ну, не совсем. Некоторые имеют потенциальный ресурс для развития отечественной психиатрии.
      2. 0
        1 ноября 2020 12:19
        Наши историки относятся к этому по-разному. Лев Гумилев полностью одобрял, считая, что без союза с Ордой северо-восточные княжества повторили бы печальную судьбу южных - Киева, Чернигова

        Во всем что касается истории Руси и Запада, Гумилев не историк, а публицист. Пора уже наконец преодолеть это "наследие". И отправить Гумилева туда куда ему место- в спецы по древним тюркам, ибо кандидатскую он защитил именно по этой теме. Впрочем, спецы и эти его работы не особо жалуют.
        Никакого союза с Ордой не было. Весь принцип управления был, захвати кусок, поезжай в Орду, получай ярлык. Так делали и наши и литовцы
        1. +3
          1 ноября 2020 12:28
          Чтобы расставить акценты...
          Денис, Вы считаете "Хунну" единственной работой Гумилева, достойной прочтения, в рамках общего развития?
          1. 0
            1 ноября 2020 12:36
            Хунну, Хунны в Китае, Древние тюрки.
            Читал. Получил удовольствие.
            Я не спец, для меня там фундаментальный упрек только один - мало археологии.
            Гумилев вообще не жаловал археологию, хотя сам побыл одно время археологом. После ссоры с Артамоновым он как будто объявил войну археологии в своих книгах неоднократно называя ее наукой о мертвых.
            По хунну очень важна интерпретация Кенкольских могильников. Но их открыл и описал Бернштам. А его Гумилев терпеть не мог. В результате целый пласт данных оказался просто проигнорирован.
            1. +6
              1 ноября 2020 12:47
              Ок. Понял. Не могу сказать, что являюсь поклонником Гумилева, но 30 лет назад "Древняя Русь и Великая Степь" стала откровением. Перечитал 15 лет спуся - восторженности поубавилось...
              1. +4
                1 ноября 2020 13:20
                Первая книга Гумилева, прочитанная мной.
                1. +2
                  1 ноября 2020 13:23
                  Я собственно читал только ее, "Хунну", "Этногенез и биосфера Земли".
              2. -1
                1 ноября 2020 18:26
                Мой поэт, а как Вам Блаватская? Я сразу была потрясена, а потом ..... довольно быстро её с балкона спустила
                1. +3
                  1 ноября 2020 18:33
                  Вы уж извините, но примерно как Кастанеда. "Психоделические" препараты не ведут к "расширению сознания", а только к закукливанию.
                2. +2
                  1 ноября 2020 18:36
                  Цитата: Astra wild2
                  довольно быстро её с балкона спустила

                  Вера!Вот какая Вы решительная дама!И Блаватские,и планшеты у Вас с балкона летают!Как соседи-то?Реагируют на такие полеты *во сне и на яву*? laughing
                  1. 0
                    1 ноября 2020 21:15
                    Блаватская у меня"прыгнула"в 2001,а мой планшет месяц назад.
                    Если Вы беспокоитесь о их нервах. Приглашу Вас,чтоб в следующий натягивали бельевую верёвку
          2. 0
            1 ноября 2020 12:47
            Кстати, "ПОиски вымышленного царства" переводилась и издавалась "Кембридж пресс"
            Там ее посчитали интересной попыткой крипторомана, замаскированного под исследование.
            Это яркий пример как в Гумилеве писатель побеждал ученого
            1. +4
              1 ноября 2020 13:02
              Это яркий пример как в Гумилеве писатель побеждал ученого
              Наследственность... request laughing
  10. +3
    1 ноября 2020 12:13
    Спасибо за статью.
  11. +3
    1 ноября 2020 14:47
    Цитата: 3x3zsave
    Не самая плохая эпоха!

    Да и духовито....было! laughing
    1. +3
      1 ноября 2020 15:27
      Первый просмотр - очень понравился. А потом, почему-то не пошло.
      1. +2
        1 ноября 2020 16:32
        Привет Сергей!Первую часть просто-обожаю.Смеюсь и хохочу,нет!-ржу!!!Вторая?Ну чуть похуже,но в целом-нормально.А вот *Пришельцы в Америке* уже всё.Просто всё. bully
        1. +2
          1 ноября 2020 16:45
          Начало хорошее. А потом начал прикидывать варианты такого нашествия в наше время. Не вдохновило. Может, зануда?

          Привет, Серёжа!
          1. +2
            1 ноября 2020 17:09
            Цитата: Korsar4
            прикидывать варианты

            А я просто сажусь и смотрю весёлое кино.
            1. +1
              1 ноября 2020 17:12
              Редко получается смотреть, не отрываясь. Это Музыка может фоном, и то - не всегда, и не всякая.
            2. -1
              1 ноября 2020 21:26
              Я в Ютуб"ныряю", когда есть время, чтобы пересмотреть:"Пери Мейсон","4 танкиста",,комедии Гайдая,Улт Дисней:""спасатели" моя"подружка" влюблена в Гайку. Заставляет Пузика,чтоб смотрел,но равнодушен
    2. +3
      1 ноября 2020 15:37
      Еще один распространенный миф о Средневековье! negative
  12. +5
    1 ноября 2020 17:17
    Камрады, ей богу не вру. Мне снился Валерий. Точнее мне приснился светлый силуэт и я чувствовал,что в разделе: "История" будет качественный материал
    1. +3
      1 ноября 2020 18:16
      Это уже сонник XXI века пора создавать.
      1. +2
        1 ноября 2020 18:32
        Цитата: Korsar4
        Это уже сонник XXI века пора создавать.

        1. +2
          1 ноября 2020 18:56
          «Коту прекрасно спится,
          Коту котлета снится» (с).
          1. +2
            1 ноября 2020 19:08
            Цитата: Korsar4
            «Коту прекрасно спится,
            Коту котлета снится» (с).

        2. +3
          1 ноября 2020 18:59
          Сергей, "фил*,а что за кошак в стиралке сидит:" кот Скрипалей " спрятался от собак В.В?
          1. +1
            1 ноября 2020 19:05
            Да кто ж его знает?

            Коты и собаки тема вечная.
      2. +3
        1 ноября 2020 18:55
        Согласен, но одному будет трудно, а потому нужны соавторы
        1. +2
          1 ноября 2020 19:17
          Нет. Пусть уж другие на людской наивности наживаются.
          1. +1
            1 ноября 2020 20:53
            Хороший ответ
    2. 0
      1 ноября 2020 18:19
      Тогда Вы сможете заняться предсказаниями и разбогатеть.
      Ведь, сейчас полно легковерных, впрочем они всегда были,готовых поверит в чушь. Что стоят различные рассказы о контактах вне земной цивилизацией, а спиритические сеансы, а различные экстрасенсы? Впроче и грешна верила в "телемагов" : воду" заряжала"хотела отремонтировать, старый будильник. Свёкор вручил мне будильник"Слава"чтобы мастерскую отнесла, а их положила перед телевизором,но будильник не стал тикать. С тех пор я как слышу о различных экстрасенсах ,я сразу вспоминаю будильни
      1. +2
        1 ноября 2020 18:24
        Цитата: Astra wild2
        , старый будильник. Свёкор вручил мне будильник"Слава"чтобы мастерскую отнесла, а их положила перед телевизором,но будильник не стал тикать

        Вера,вечер добрый!И....как свёкор-то?Отреагировал?На это? laughing
        1. -1
          1 ноября 2020 21:32
          Он был зациклен на Кашперовском,мне он тоже нравится,но вскоре у нас произошли такие события,что"напрочь перевернули вес ход событий. Впрочем это совсем друга история"(С)
    3. +4
      1 ноября 2020 18:29
      Цитата: vladcub
      мне приснился светлый силуэт и я чувствовал,что в разделе: "История" будет качественный материа

      О!Светлый образ историка,да во сне?!Интересно,а к чему историки снятся?К революции? laughing
      1. +4
        1 ноября 2020 19:06
        Тьфу на Вас. Я поспешил сообщить"благую весть", а Вы какое-то приведение свете.
        Может это " тень отца Гамлета ",а может" Кентервильское привидение "? В любом случае добрым христианам с ними лучше не знаться
      2. +2
        1 ноября 2020 23:39
        Цитата: Фил77
        О!Светлый образ историка,да во сне?!Интересно,а к чему историки снятся?К революции?

        К революции должен сниться не историк, а бесхозно бродящий по Европе, призрак Коммунизма.
        Кстати, этот, на фото, очень похож. Только почему он женщина?
  13. +1
    1 ноября 2020 17:42
    Сыновья Баязида решили оставить отца"однако "любящие"оказались сыновья у Баязида.
    У меня два мальчика: родной сын и приёмный, но я уверена, что он меня не предаст
    1. +4
      1 ноября 2020 17:58
      Браво, Моя Прекрасная Незнакомка! У меня старший тоже не родной. Я его вырастил и он считает меня отцом.
      1. 0
        1 ноября 2020 21:34
        Бывают такие МУЖЧИНЫ
        1. +2
          1 ноября 2020 21:45
          Спасибо! Но, я не считаю это геройством. Я женился на женщине с ребенком. Я сделал, что мог для него. Он считает меня отцом. Точка.
    2. +3
      1 ноября 2020 23:08
      Цитата: Astra wild2

      Сыновья Баязида решили оставить отца"однако "любящие"оказались сыновья у Баязида.
      У меня два мальчика: родной сын и приёмный, но я уверена, что он меня не предаст

      Так яблоко, под грушу, никогда и не закатится. Вы же, надеюсь, в отличие от Баязида, не придушили, на всякий случай, своего братца? Да и Великолепной Порты, у Вас, во владении, тоже нет...
      1. +3
        2 ноября 2020 00:06
        У любой власти есть обременения. У восточной - особенно.
      2. -2
        2 ноября 2020 19:28
        Не помню, вероятно, пьяна была. А с пьяну всякое бывает.
        В соседнем подъезде,напился и заставля кота ещё налить.
  14. +1
    2 ноября 2020 09:23
    Девлет-и Алие-и Османие (Османская Империя) не забыло эту трагедию долго. Когда было на вершине силы своей, когда было можно, когда было богатым во всех сферах, даже не оглянуло, чтобы посмотреть чем занимается свои старые родственники да бывшие враги в Центральной Азии. Не было у них в планах связываться с ними и забыть ту обыду. После войны в 1402-м году, Османы сумели сохранить государства, 11 лет меж собой воевались и вернули силу свою. А государство Тимура, после его смерти рухнулось навсегда. А они меж собой дрались веками. Османы в это время занимались западом, югом, севером но не востоком. Когда уж начились националистические движения на Балканах, некоторые Османы вспомнили о своих родственниках в Центральной Азии, но было поздно. "Коварный враг" Османов успел до них проникнуть в ту территорию.
  15. +1
    2 ноября 2020 21:55
    Кем был тамерлан скрывают. А кем был султан вон его по телевизору показывают.
    1. Больше всего интересно про Александрию что так толкало людей на передел мира. Какую информацию нашли в египте. ? Книгу мертвых и т.д.
    2. Альтернативная история -люди выплавляли мышьяковую бронзу , заканчивалось бронза -железо золото. Процент выплавки оружия 7%! Люди в убыток здоровью и жизни занимались тяжелой работой. Зачем? Возникает много вопросов к современной истории.
    1. 0
      3 ноября 2020 10:06
      Чё это вдруг скрывают? Вот у нас в Ташкенте целый музей амира Тимура, приезжайте, просвещайтесь. Правда там приукрашено малёхо. А с Александрией то всё просто, кому эти книги мёртвых нужны. Просто это Египет, богатейшая и плодороднейшая страна, ценный приз для любого. Вот и всё и нет вопросов
  16. 0
    3 ноября 2020 10:02
    Большое спасибо, Валерий очень интересно. Пишите ещё good
  17. 0
    5 ноября 2020 23:25
    Турки всегда воюют
  18. -1
    8 ноября 2020 00:24
    классный обзор good
  19. 0
    20 ноября 2020 17:23
    Цитата: Проксима
    При Македонском Рима как державы ещё не было, а существовало заурядное государство, которое никак не могло привлечь внимание Александра.


    О ПРИХОЖЕНИИ К РИМУ

    Александръ же к Риму уклонися. Слышавше же римляне Александра идуша к нимъ и смятошася и совѣтъ сотвориша. «Да что сотворимъ, — рекоша, — добро ли есть намъ Александра в Римъ пустити с честми и з дарми многими, и на отеческих уставех и градех милостию непобедимою на законех быти». К богу же своему Амону в церковъ притекоша, моляхуся возвестити им о Александре. Во снѣ явися имъ богъ Амон, рече: «Мужие римляне, не бойтеся Александра — сынъ мой есть; нѣкогда, дошедшу ми в Македонию, матери его Алимпияде примесихся и родися Александръ; но с честию его срѣтше, поклонитеся яко царю и самодержавнаго прославите».
    Римляне же с честию и со славою великою срѣтоша, бяше же дивно срѣтение их: 4 тысящи сретоша его венчанных витязь на парѣжах и 2 тысящи девицъ срѣтоша его, одѣяния червлена злато вязена бяше на них. И прочихъ людей 1000 и 40; вси изношаху дафиново вѣтвие со златом. Иереи же римьстии срѣтоша его, носяще великие свеща в руках. Изыдоша к нему, носяще одѣяние велико и многоценно Соломона, царя еврейскаго, иже у них положил Навходоносоръ, царъ перский, нѣкогда приял Иеросалим. Принесоша ему блюдъ самотворных 1000 и 200 с камением многоценным, иже поставил бяше Соломон царь в церкви, Святая Святых, и венецъ Соломоновъ, в нем же три камени бяху, 12 пригод с него исцелений, и иных каменей 1000 — по числу сыновъ иизраилевых. Изнесоша ему стему злату царску многоцѣнну Сивилии царицы волховную. Изведоша ему парижь под хакизмомъ коркодиловымъ, оседлана седлом от камени андрамана. Изнесоша ему оружие Елгаменеуша короля; изнесоша ему копие ланпандилово з бисером и с камениемъ многоцѣнным Якша Теломоника и прочих копий 17; изнесоша ему щитъ Таркнена, римъскаго царя, кожею аспидовою попят. Сие же славное стрѣтение царь Александръ видѣвъ, радостен бывъ велми и много вои своих почестно нарядив, македонян же с собою на конех поимаше, на чюднаго коня Дучипала всѣде и коруну положи на главу свою Клеопатре египецкой царицы, 12 камений многоцѣнных в немъ; кони же подвоныи и трубы по подобию нарядив, на стрѣтение римляном идоша.
    Близу же им бывшимъ, витязи и девицы поклонишася Александру, с коней не ссѣдоша и рекоша: «Многа лѣта, царю Александре, всего свѣта царю»; и се рекоша, на страну отъѣхаша, друзии же приидоша и тии прославиша его; инии же вси с коней ссѣдоша и прославиша царя Александра. По сем же приидоша иереи со свѣщами и с кадилницами и покадиша его вонями различными. И тако веселящеся во град римъский приидоша и приведоша его в храм бога своего Аполона поклонитися. Срѣте иерей Аполоновъ, и покади его, и поклонися ему, и принесе ему злато, и ливанъ, и измирну, сия убо царская дарования суть. Изнесоша ему писание, имуще сицево: «В лѣто 5000 востати имат козелъ единорог и поженет пардусы западныя и превозносящихся и паки к востоку лоиде, идѣже двоерогий овенъ, емуже рози до небесъ, и сего единемъ рогомъ в сердце. И потрясутся миди и финицы, восточнии велицыи и страшнии языцы, и острия меча перьскаго притупит и, в Римъ пришедъ, царь совершенъ прославитца, и сему время прия весь Иеросалим безо всякия пакости и рати».

    Ну и так далее. Сербская Александрия, бывшая весьма популярной и официальной версией истории в Средние века, но была отодвинута альтернативной версией о том, что Александр Рим не брал.
  20. 0
    20 ноября 2020 17:29
    Интересные "портреты". Вот видимо прямо как живые на них люди wink



  21. 0
    30 ноября 2020 18:24
    Если, Вам интересны Портреты Правителей Европы, живших в XIV - XIX веках, заходите на этот сайт. И внимание: доступ к фотографиям большого размера и отличного качества только для тех, кто согласен пожертвовать на развитие сайта. Все подробности можно увидеть здесь: http://portraitsofkings.com/gallery/
  22. 0
    30 ноября 2020 21:59
    Хороший очерк, информативный.