Боевые самолеты. Он летает, чего еще вам надо?

48
Да, сегодня речь пойдет не о замечательном самолете. Хотя, почему, эта штука была весьма замечательной. Но в отрицательном понимании этого слова.

Боевые самолеты. Он летает, чего еще вам надо?

Вообще «Хэмпден» был одним из тройки бомбардировщиков, с которыми Великобритания вошла в войну. «Веллингтон», «Уитли» и наш герой. Об «Уитли» мы говорили, «Веллингтон» у нас впереди, но те два участника начального этапа войны заслуживали о себе теплых слов.



С «Хэмпденом» все сложнее.

Сложнее потому, что, собственно, фирма-разработчик как бы не виновата в том, что у нее получился «Летающий чемодан». Таковы были условия задания, в рамки которого пришлось буквально вгонять самолет.

Началось-то все когда? Когда некие прогрессивные (на самом деле, прогрессивные в консервативнейшей Британии!) силы решили, что все эти бипланы с их тросами, расчалками, стоками и прочими анахронизмами типа неубирающихся шасси, должны уйти.

Реально, во всем мире в авиации творилось что-то несусветное: гидропланы с поплавками побеждали в скорости сухопутные самолеты, пассажирские лайнеры-монопланы обгоняли истребители, и только бомбардировщики олицетворяли собой неспешную такую силу.

Кстати, в «отсталом» СССР ТБ-1 и ТБ-3 были хотя бы монопланами. Пусть и очень неспешными. У других все было намного печальнее.

В общем, посмотрев на все это, в британских Королевских ВВС решили: генеральная уборка воздушного флота и монопланы с убирающимся шасси! А вот всякое такое типа «Оверстренда» и «Сайдстренда» от «Болтон Пол» должны были уйти. На пенсию. С последующим распилом на дрова.


Это "Оверстренд". Очень современно для того времени.

В общем, несмотря на все ухищрения Лиги Наций и соглашений типа Вашингтонского и Лондонского договоров, гонка вооружений не просто продолжилась, а начала набирать обороты по полной программе.

Говоря о соглашениях Лондона и Вашингтона, которые касались морской авиации, да и то не очень сильно, наверное, это не самый лучший пример. Хотя, как попытка затормозить развитие военно-морских сил – вполне.

Для авиации существовал свой «Вашингтон» - Женевский договор 1932 года, которым пытались ограничить бомбовую нагрузку и вес самолета в зависимости от мощности двигателей.

В итоге в недрах военного ведомства родился проект задания на бомбардировщик, который мог бы перенести 1 600 кг бомб на расстояние 1 000 км (2 000 с подвесными баками) со скоростью не менее 300 км/ч. Максимальная рабочая высота нового самолета определялась в 7800 м.

Экипаж должен был состоять из четырех человек: пилота, штурмана и двух стрелков, на одного из которых предполагалось возложить обязанности радиста. Оборонительное вооружение должно было состоять из двух пулеметных турелей.

За столь перспективный заказ в 1933 году сошлись в схватке фирмы «Бристоль», «Глостер», «Виккерс» и «Хендли-Пейдж». В течении 1933 и 1934 годов «Глостер» и «Бристоль» вышли из схватки, и на виртуальном поле боя остались только «Виккерс» и «Хендли-Пейдж». Оба проекта заинтересовали Королевские ВВС, и – самое странное – оба пошли в серию.

Прототип фирмы «Виккерс» впоследствии стал «Веллингтоном», настоящим тяжелым бомбардировщиком, а вот у «Хейдли-Пейдж» создавалась машина классом пониже. Средний бомбардировщик.


Проект бомбардировщика, названный НР.52 планировался к испытаниям с моторами Rolls-Royce «Goshawk». Моторы эти не были верхом совершенства, более того, имели очень слабое место – испарительную систему охлаждения. Между тем, самолет мог летать со скоростью, выше требуемой. Согласно расчетам, с двигателями Бристоль «Меркурий VI», НР.52 мог разогнаться до 370 км/ч.

И тут мировое сообщество, упорно не желающее разоружаться, оказало авиастроителям услугу, сорвав несколько договоров об ограничениях вооружений. Итогом этих провалов стало полное снятие ограничений в отношении самолетов в целом и бомбардировщиков в частности.

Естественно, Королевские ВВС отменили все ограничения по мощности и даже увеличили требуемую дальность до 2414 км. «Сердцем» будущего бомбардировщика назначили Бристоль «Пегас XVIII», лучший на тот момент британский двигатель воздушного охлаждения.

В итоге получился самолет, пусть и очень неординарный в плане внешности.

Кабина экипажа вместе с вооружением и основными бортовыми системами была очень плотно упакована в высокой, но узкой передней части фюзеляжа. Именно за это самолет и получил прозвище «Летающий чемодан».


Компоновка действительно была своеобразной. В носу фюзеляжа, со сплошным остеклением, находилась кабина штурмана-бомбардира.



Место штурмана, но бомбового прицела не наблюдается. Значит - торпедоносец.

Выше за ним размещался пилот.


Кабина пилота была вынесена перед кромкой крыла и обеспечивала отличный обзор, плюс фонарь на ней сдвигался назад, как у истребителя, то есть, для того, чтобы покинуть машину в случае чего было очень просто.

Пилот фактически сидел на бомбовом отсеке, а за бомбоотсеком, выше и ниже, располагались стрелки.


Нижний сидел в выдвигаемой пулеметной башне (прозвище – «мусорная корзина»), а верхний оперировал обычной турелью.



Спаренные пулеметы говорят о том, что это скорее всего уже 1942 год.

«Мусорную корзину» хотели установить и в носу, согласно моде того времени, но она не вписалась в узкое пространство фюзеляжа. Потому просто установили два курсовых пулемета, и на этом с вооружением закончили.

После кабины начиналась такая тонкая хвостовая балка, которая несла горизонтальное оперение трапециевидной формы с закругленными законцовками и два небольших киля.


Моторы расположили максимально близко к фюзеляжу, чтобы минимизировать разворачивающий момент.

Первый полет «Хэмпден» совершил 21 июня 1936 года. «Пегасы» мощностью в 1000 л.с. каждый разогнали машину до 426 км/ч.

Самолет мог брать на борт около 1800 кг бомб: две по 906 кг или восемь по 226 кг.


Вместо бомб можно было взять морские мины весом 680 кг.


В случае использования «Хэмпдена» как минного заградителя, для полетов на значительном удалении, ему полагалась более мощная радиостанция и радиопеленгатор.

Все это несколько увеличило вес самолета примерно на тонну. Это был неприятный момент, а потому от башен решили отказаться. Точнее, от башни, потому что на момент 1937 года носовая башня еще не была готова. В итоге стрелки получили турели со спаренными пулеметами 7,62-мм Виккерс «К». Два пулемета находилось в носовой части. Из первого стрелял штурман, второй, неподвижно закрепленный, был в ведении пилота.

Даже на 1937 год было как бы маловато. Но в военном ведомстве посчитали, что слабое оборонительное вооружение будет компенсироваться высокой скоростью. «Ну да, ну да!» - усмехались в «Мессершмитте», заканчивая Bf.109…

Самолет получил имя «Хэмпден». В честь британского города и одновременно защитника свобод Джона Хэмпдена, оратора из 17 века.

Первая серия из 180 самолетов была заказана в сентябре 1936 года, когда британская разведка докладывала о постановке на поток в Германии «Юнкерса» Ju-86 и «Дорнье» Do-17.

Серийный самолет пошел в войска в 1938 году. Машина летала со скоростью 408 км/ч, дальность возросла до 3 060 км с бомбовой нагрузкой в 900 кг. Собирали машины не только в Британии, к выпуску подключился канадский консорциум САА, который наладил выпуск «Хэмпденов» для Британии на своих заводах в Канаде.

Выпускались «Хэмпдены» и на заводах других фирм, например, «Шорт бразерс энд Гарланд». Всего было изготовлено 1 582 экземпляра.

Когда началась Вторая Мировая война, в частях находилось 226 «Хэмпденов». Но реально летали лишь 10 дивизионов RAF (Один дивизион – 16 самолетов). В целом, «Хэмпденам» и «Веллингтонам» пришлось принять на себя основную роль в начальной стадии войны.


Первый боевой вылет «Хэмпдены» совершили уже 3 сентября 1939 года. Но боевая деятельность свелась к постановке мин (Операция «Садоводство») в немецких водах и разбрасыванию листовок.

29 сентября 144-й дивизион Бомбардировочного командования днем осуществил налет на немецкие эсминцы у острова Гельголанд. Немцы совершенно спокойно сбили 5 самолетов из 11 долетевших. После этого использование «Хэмпденов» днем начало сводиться к минимуму. Потери сократились, но с ними снизилась и эффективность.

В целом, стало ясно, что новейший самолет Королевских ВВС не так уж и хорош в плане скорости и маневра.

Потому, все, что осталось – это использовать самолеты по ночам.

«Хэмпдены» продолжали разбрасывать листовки, бомбить различные объекты инфраструктуры по ночам, ставить мины.

Эффект, правда, был небольшой. Сказывалась невысокая подготовка летного состава для ночных действий. Потому неудивительно, что все 900-кг бомбы «Хэмпденов», сброшенные на «Шарнхорст» в Киле 2 июля 1940 года прошли мимо.

Были и успехи. В ночь на 13 августа «Хэмпдены» раздолбали фугасными бомбами шлюзы на канале Дортмунд-Эмс.

За год с начала войны экипажи «Хэмпденов» поставили 703 мины в немецких водах. За 1209 вылетов потери составили 21 самолет, что можно считать вполне приемлемыми потерями.

Принимали участие «Чемоданы» и в налетах на города, в том числе и на Берлин. С дополнительными подвесными баками это было просто.


В общем, к концу 1940 года «Хэмпдены» стали полноценными «ночниками», хотя время от времени их привлекали к дневным налетам. Считается, что именно «Хэмпден» из 44-го дивизиона попал бомбой в «Гнейзенау» в порту Киля в мае 1941 года.

Была попытка сделать из «Хэмпдена» ночной истребитель для борьбы с немецкими бомбардировщиками. Для этого к штурману подселили еще одного стрелка, пулемет заменили на две 20-мм пушки «Испано». Однако, отсутствие РЛС не дало ожидаемых результатов, потому самолеты были разоружены и вернулись в бомбардировочные части. Тяжелый ночной истребитель из «Хэмпдена» не получился.

Принимали участие «Хэмпдены» и в знаменитых налетах «Тысячи самолетов». Операция была задумана как ответ на бомбардировки Люфтваффе. Бомбардировочное командование выделило 700 своих бомбардировщиков, но этого оказалось мало. Тогда подключили Береговое командование и фронтовую авиацию, с помощью которых количество самолетов довели до 1 046.

В ночь на 31 мая 1942 г. был произведен налет на Кельн. 898 самолетов сбросили на цели 540 фугасных и 915 зажигательных бомб. Атака стоила 40 сбитых бомбардировщиков. Еще 85 английских самолетов были повреждены зенитной артиллерией и 12 - ночными истребителями.

Всего «Хэмпдены» совершили 16 541 вылет, в которых сбросили 9 261 тонн бомб. В боях было потеряно 413 самолетов, 194 были потеряны в авариях и катастрофах по различным причинам.


В составе Берегового командования пять эскадрилий бомбардировщиков и торпедоносцев «Хэмпден» эксплуатировались до конца 1943 года, но даже в БК «Хэмпдены» меняли при первой возможности на более современные самолеты.

Оказались эти самолеты и в Советском Союзе. Причем, при весьма своеобразных обстоятельствах.

1942-й год. То есть, год, когда от «Хэмпденов» все стараются избавиться. И тут две эскадрильи на этих «Чемоданах» отправляют в СССР, помогать в проводке каравана PQ-18, после того, как опять же по своей «мудрой» инициативе британцы подарили немцам конвой PQ-17.


Две эскадрильи, британская и австралийская (144-я и 455-я) прилетели на Кольский полуостров и там два месяца воевали. А потом выдохнув, со словами, «наконец-то!», с облегчением и удовольствием оставили свои самолеты союзникам. То есть – нам.

«Современные» самолеты, с выработанным ресурсом, практически без запчастей. Очень щедрый подарок. Плюс моторы, рассчитанные на другие бензины и масла, плюс неизбежные проблемы с вооружением.

Во всей истории отношений нас и союзников-британцев хочется сказать только одно: британцы всегда с огромным удовольствием делились с нами всей дрянью, которая им самим не была нужна.


Это касалось всего. Старые «Харрикейны» первых выпусков, переброшенные из Африки танки с выработанным ресурсом, ржавые эсминцы и так далее. Я много внимания уделил «Другому ленд-лизу», и старался максимально справедливо говорить о поставках. И изучив много документов и свидетельств, могу сказать только то, что американцы вели себя как люди и союзники, а британцы вели себя как обычно.

Ну а так как нам было не привыкать донашивать британские обноски, то в 24-м и 9-м минно-торпедных авиаполках эти кошмарища эксплуатировались аж до 1943 года.

О вооружении. Британцам, дарившим нам самолеты, не вызвало никаких эмоций сама мысль о том, что воевать на этих самолетах будет нечем. Советская авиаторпеда была на целых 75 сантиметров длиннее британской. Ничего, выкрутились. Резали днища, переносили силовые опоры, наваривали створки люка, переделывали захваты. И в итоге впихнули нашу 45-36АН вместо британской Mark XII.

В полевых условиях.

И 18 декабря 1942 года состоялся боевой вылет с участием торпедоносца «Хэмпден» - один Ил-4 и один «Хэмпден» вылетели на свободную охоту за вражескими кораблями в районе Танафьорда.

И так воевали до полного износа этих машин. И воевали хорошо. В истории остался подвиг экипажа капитана В.Н. Киселева. Группа торпедоносцев (5 единиц) под прикрытием истребителей Пе-3 (6 машин) 24 июля 1943 года атаковала транспорты конвоя, шедшего в германию из Норвегии. Корабли конвоя прикрывали гидросамолеты и взлетевшие с береговых аэродромов Ме-110.

В завязавшемся бою был сбит один «Мессершмитт» Ме.110 и один «Хейнкель» Не.115, с нашей стороны были потеряны два Пе-3 и один «Хэмпден». Ведущего группы капитана Киселева сбили зенитки конвоя.

Экипаж решил идти до конца, горящий самолет сбросил торпеду и попал в транспорт «Леезе» (водоизмещение 2 624 тонны) и направился к другому транспорту с намерением совершить таран. Но не долетел несколько десятков метров и упал в воду.

Экипаж торпедоносца был удостоен звания Героев Советского Союза.

А незадолго до этого случая, 14 января 1943 года два торпедоносца «Хэмпден» обнаружили караван из семи судов. Самолет капитана А.А. Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Торпедоносец загорелся, но не свернул с боевого курса и прежде чем упасть в море, успел сбросить торпеду по транспорту. Правда, транспорт увернулся от нее. Тем не менее, командир экипажа А. А. Баштырков и стрелок - радист В. Н. Гаврилов были посмертно удостоены звания Героев Советского Союза.

Второй «Хэмпден» смог сбросить торпеду под огнем и вернуться на базу. Вел его капитан В.Н. Киселев…


Эти два случая стали основой для одного из лучших и пронзительных фильмов о той войне – «Торпедоносцы». Только в фильме, как знают те, кто смотрел, снимались Ил-4. Что в принципе оправдано. Герои должны воевать на отечественных самолетах, а не на иностранном «чемодане».

Последние вылеты в составе советских ВВС «Хэмпдены» совершили в самом конце 1943 года.

В целом об этой машине можно сказать примерно то же самое, что мы говорили о наших СБ и ТБ-3, на которых начинали войну. «Другого не было».

В принципе, «Хэмпден» был неплохим самолетом, довольно современным на момент создания, но как-то стремительно устарел. Причем, его устаревание все было поз эгидой слова «слишком».

Слишком медленная скорость, слишком неповоротливый (для торпедоносца особенно), слишком слабое оборонительное вооружение, абсолютно нет брони для экипажа. Хорошими была дальность и бомбовая нагрузка, но что толку в хорошей дальности, если пилот только один?

Да, в конце службы «Хэмпдена» на турелях у стрелков появились спаренные пулеметы, но в 1942 году калибр 7,7-мм уже был не очень серьезен.

Но другого не было, потому воевали на «Чемодане». А как только появилось на что – тут же заменили.

Что в целом было совершенно справедливо.


ЛТХ Hampden B.Mk.I

Размах крыла, м: 21,08
Длина, м: 16,33
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 60,75

Масса, кг
- пустого самолета: 5 343
- нормальная взлетная: 8 508
- максимальная взлетная: 9 525

Двигатель: 2 х Bristol Pegasus XVII х 1000

Максимальная скорость, км/ч: 426
Крейсерская скорость, км/ч: 349
Практическая дальность, км: 3 203
Боевая дальность с максимальной загрузкой, км: 1 400
Максимальная скороподъемность, м/мин: 300
Практический потолок, м: 6 920

Экипаж, чел: 4

Вооружение:
- два 7,7-мм пулемета в носовой части;
- два 7,7-мм пулемета, установленные в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях;
- бомбовая нагрузка до 1814 кг внутри фюзеляжа.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 декабря 2020 05:58
    И эта политика Великобритании "втюхивать" "туземцам" ненужное продолжается до сих пор.Так,они продали втридорога броневики 60-х годов "Саксон" постмайданному режиму "незалежной".Посмотрели бы вы на эти "Саксоны" ,это же гроб на колесах.
    1. -2
      14 декабря 2020 09:40
      Саксон это вторая половина 70-х...
  2. +5
    13 декабря 2020 06:50
    В статье уважаемого Автора упоминаются советские ТБ-1 и ТБ-3.
    Было не лишним подчеркнуть ,что это были первые в мире бомбардировщики монопланы 1925 и 1930 года соответственно.
    "Все последующие самолёты -бомбардировщики ,все "летающие крепости" и "сверхкрепости" были по существу развитием типов
    ТБ-1 и ТБ-3".В.Б.Шавров "История развития конструкций самолётов в СССР до 1938 г."
    1. +5
      13 декабря 2020 09:09
      Все самолёты по сути развитие аппарата братьев Райт
      1. +1
        13 декабря 2020 13:28
        Все самолёты по сути развитие аппарата братьев Райт

        Ну не стоит так обобщать. Аппарат братьев Райт был, как это сейчас принято говорить, "демонстратором". Статически неустойчивым.
      2. +1
        14 декабря 2020 12:11
        Цитата: mr.ZinGer
        Все самолёты по сути развитие аппарата братьев Райт

        Планеров Лилиенталя. Ибо он первым осуществил управляемый осмысленный полёт и большинство его планеров имели нормальную аэродинамическую схему. А "Флайер" это "утка". Да ещё совершенно шизофреничная ВМГ (хоть и долго потом копируемая).
    2. +13
      13 декабря 2020 14:33
      Было не лишним подчеркнуть ,что это были первые в мире бомбардировщики монопланы 1925 и 1930 года соответственно.
      Не первые. ТБ-1 не первый в мире бомбардировщик-моноплан, а первый в мире серийный бомбардировщик-моноплан. ТБ-1 первый полет выполнил в ноябре 1925 года. Американский Stout ST - в апреле 1922.
      1. +1
        13 декабря 2020 19:51
        Цитата: Undecim
        первый в мире серийный бомбардировщик-моноплан.

        k.30/ЮГ-1. 1926 год.
        1. +5
          13 декабря 2020 20:10
          Может и так, хотя это, все же, переделка гражданского самолета в военный.
          1. 0
            13 декабря 2020 21:54
            Цитата: Undecim
            Может и так, хотя это, все же, переделка гражданского самолета в военный.

            А, типа, тем, на кого из него сыпется тонна бомб, от этого легче. :)
            1. +6
              13 декабря 2020 22:05
              Так мы ведь обсуждаем не моральные аспекты применения авиации в военных целях, а технические.
              1. 0
                13 декабря 2020 22:10
                Цитата: Undecim
                Так мы ведь обсуждаем не моральные аспекты применения авиации в военных целях, а технические.

                А я о них и говорю — бомбер, сделанный из пассажирского, несёт те же бомбы, что и "чистокровный" бомбер. Не важно с чего бросать. ФАБ-100, сброшенная с бомберного варианта Ли-2 или с У-2ВС, точно такая же, что и сброшенная с ТБ-3 или Ил-4, например. :) Ну, разумеется, если ПВО противника не очень мощная, но это уже другой вопрос...
  3. +7
    13 декабря 2020 06:53
    Но реально летали лишь 10 дивизионов RAF (Один дивизион – 16 самолетов).

    а другие источники говорят говорят что
    Основной тактической единицей английских ВВС служила эскадрилья, насчитывавшая в предвоенное время 12 одномоторных самолетов или 10 двухмоторных самолетов.
    Во всех описаниях боевых действий посвящённых RAF проходит Sqn- Squadron - эскадрилья...
  4. +13
    13 декабря 2020 07:27
    29 сентября 144-й дивизион Бомбардировочного командования днем осуществил налет на немецкие эсминцы у острова Гельголанд. Немцы совершенно спокойно сбили 5 самолетов из 11 долетевших
    Пишет наш "любимый" автор, а в другом источнике этот момент вот так описывают
    29сентября 1939 года, произошло первое столкновение с истребителями противника. В районе Гельголандской бухты две группы «Хэмпденов» 144-й эскадрильи общей численностью 11 машин были атакованы Мессершмиттами Bf 109E, взлетевшими с Фризских островов. Все пять «Хэмпденов» первой группы, которой командовал уинг-коммандер Дж.Каннингхем, были сбиты.
    Получается всего вылетело 11 самолётов, а не долетело, и опять же из 144 эскадрильи , а не дивизиона...Про эксплуатацию Хемпденна в СССР
    Оказались эти самолеты и в Советском Союзе. Причем, при весьма своеобразных обстоятельствах.
    1942-й год. То есть, год, когда от «Хэмпденов» все стараются избавиться.
    так и хочется спросить у автора, а все это кто? RAF и ... всё. Сколько в СССР было поставленно этих самолётов? Почитаем что пишут в первоисточнике
    .С торпедным вариантом «Хэмпдена» познакомились в СССР, когда в 1942 г. самолёты Королевских ВВС прилетели в Мурманск, чтобы отсюда выполнять полёты по защите конвоя PQ 18.... и торпедоносцы «Хэмпден», которые были представлены двумя эскадрильями (144-й и 445-й).... Операция «Оратор» по проводке конвоя PQ-18 закончилась 22 сентября. И встал вопрос — что дальше делать с английскими самолётами? Сложность обратного перелёта делала его совершенно бессмысленным. В результате проведенных переговоров премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль одобрил передачу торпедоносцев Красной Армии. Все «Хэмпдены» вошли в состав 24-го минно-торпедного авиаполка (24-й МТАП) ВВС Северного флота.
    Читая статьи "нашего великого перепечатника" так и хочется спросить- Роман вы что такое забористое курите?
    14 января 1943 года два торпедоносца «Хэмпден» обнаружили караван из семи судов. Самолет капитана А.А. Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Торпедоносец загорелся, но не свернул с боевого курса и прежде чем упасть в море, успел сбросить торпеду по транспорту. Правда, транспорт увернулся от нее. Тем не менее, командир экипажа А. А. Баштырков и стрелок - радист В. Н. Гаврилов были посмертно удостоены звания Героев Советского Союза.
    Откуда 14 января взялось(?) когда везде пишут
    Экипажи капитанов В.Н.Киселева и А.А.Баштыркова 15 января атаковали вражеский конвой у норвежского побережья. «Хэмпден» Баштыркова загорелся на боевом курсе, но лётчик не отвернул до сброса торпеды
    Про подвиг капитана Киселёва
    Капитан Киселев повторил подвиг погибшего друга через три месяца. Ведомая им пятёрка Н.Р.52 своей целью 25 апреля 1943 г. избрала конвой из семнадцати кораблей под прикрытием истребителей Люфтваффе. Немецкие самолёты связали боем двухмоторные истребители Пе-3 из 95-го ИАП, позволив торпедоносцам выйти в атаку.

    На головной транспорт «Леезее» направился Киселев, но получил попадание в левый мотор, который тут же загорелся. Тем не менее, «Хэмпден» остался на курсе и с высоты 400 м сбросил торпеду. На пылающем самолёте Киселева сосредоточили огонь все зенитные средства конвоя. В конце концов торпедоносец рухнул в воду недалеко от тонущего «Леезее». За свой подвиг В.Н.Киселев вместе со штурманом М.Ф.Покало посмертно были удостоены звания Героев.
    Это в действительности в реальности Скоморохова это произошло, произошло... барабанная дробь- тадам!!!
    ...24 июля 1943 года...
    Молодец хоть год угадал!!!
  5. +9
    13 декабря 2020 09:17
    Цитата: bistrov.
    "втюхивать" "туземцам" ненужное

    У нас на Севере,в то время была пословица у летчиков-"Ты мне друг,или Хэмден" wassat wassat
  6. +8
    13 декабря 2020 11:33
    На безрыбье и рак рыба, Hampden может и не идеал, но достался даром, воевать мог и какая, собственно, была альтернатива? ДБ3/Ил4? Да альтернатива, но очень сложный взлет, посадка, слабые для него моторы, неустойчивый, один пилот и нет автопилота. А Дуглас а20G пришел только с 1943.
  7. +7
    13 декабря 2020 13:05
    «Торпедоносцы». Только в фильме, как знают те, кто смотрел, снимались Ил-4. Что в принципе оправдано. Герои должны воевать на отечественных самолетах, а не на иностранном «чемодане».


    Очень странная логика.
    А что до исторической правды - эти Герои летали на «Гампденах», Покрышкин долгое время воевал на «Аиркобра», многие танкисты воевали на «Шерманах»...
    Показывать всем только на ДБ-3, Ла-5 или Т-34 - фальсификация истории.
    1. +6
      13 декабря 2020 14:30
      Цитата: Кonstanty
      А что до исторической правды - эти Герои летали на «Гампденах»,

      А что до исторической правды то фильм посвящался всем лётчикам- североморцам . В тех документальных кадрах которые мелькают в фильме проглядываются не только Ил-4, да и в конце фильма показаны Герои которые воевали на Севере, там не только торпедоносцы, там и штурмовики, истребители, топмачтовики...Да и фильм снимали не на документальной основе, а по мотивам прозы Ю.Германа.И образы этих экипажей собирательные, а помимо этих двух экипажей на Хемпденах были и те которые воевали -как ни странно и на Ил-4, и на А-20... Если уж на то пошло то в повести Курочкина, по которой был снят фильм "На войне , как на войне", действие вообще разворачивается зимой, и погибает не наводчик Домешек, а сам лейтенант Малешкин, да и воевали они не на Су-100, а на Су-85. Давайте тут тоже возмутимся ,что это за фальсификация истории...
      1. +4
        13 декабря 2020 14:34
        Я имел в виду не этот фильм, а позицию автора:
        Что в принципе оправдано. Герои должны воевать на отечественных самолетах, а не на иностранном «чемодане»
    2. +10
      13 декабря 2020 14:36
      Цитата: Кonstanty
      А что до исторической правды - эти Герои летали на «Гампденах», Покрышкин долгое время воевал на «Аиркобра», многие танкисты воевали на «Шерманах»...
      Показывать всем только на ДБ-3, Ла-5 или Т-34 - фальсификация истории.

      Снимать и показывать фильмы типа "Штрафбат", "Сволочи" и им подобные вот это и есть фальсификация истории...
      1. +6
        13 декабря 2020 15:00
        Да, это тоже часто фальсификация истории. только чего-то другого ждет от художественных фильмов, от историков.

        Примат единственно правильной идеологии над правдой приводит к таким курьезам, как замена танков у советского памятника в Гданьске.
        Из действительно боевого первого танка, вошедшего в Гданьск - Советского Шерманa с бортовым номером 216.

        нa политкорректный
        1. 0
          13 декабря 2020 23:58
          А кто поменял-то?
          1. +1
            14 декабря 2020 00:05
            В случае с этим памятником, насколько я понимаю, в 1946 году это сделали польские власти.
            1. +1
              14 декабря 2020 12:06
              Цитата: Кonstanty
              В случае с этим памятником, насколько я понимаю, в 1946 году это сделали польские власти.

              Был "Шерман" советских войск, стал Т-34 Войска Польского...В период своей службы в СГВ, 80-е годы прошлого столетия, пришлось поездить по бывшей Восточной Померании, так там очень часто встречались мемореалы посвящённые Второй мировой Войне- везде стояла советская техника того периода с опознавательными знаками Войска Польского. В то время мы не считали это зазорным. Вместе с польскими жолнежами стояли в почётном карауле на 9 мая у памятника погибшим в Старгарде...

              А такая юбилейная медаль( знак если хотите) у меня до сих пор хранится

              P.S. А тот Шерман может быть просто пришлось вернуть назад, согластно статьи ленд-лиза...
              1. 0
                14 декабря 2020 12:24
                К сожалению, насколько я знаю, Шерман был брошен на металлолом :-(
                Т-34 из Гданьска - исторический образец из относительно ранней версии, а также исторический документ, но вы правы - на всех памятниках выставлялось только советское оружие, до 1990 года вы вряд ли могли найти изображение ленд-лиского оружия, даже из музеев были изъяты и уничтожены ценные редкие экспонаты, поскольку они были политически некорректными - такие как Hetzer, 2 Spitfire, Aircobra.

                Сейчас в свою очередь у нас вираж в другую сторону и убирают советские танки и пушки :-(
                Хорошо, если это будет как Т-35 с Вестерплатте или два СУ-152 с кладбища Цибинка, которые оказались в музее в Дрзоново - хотя последние, к сожалению, в плохом состоянии), хуже, если безумие «улучшения истории» заканчивается разрушением ценные памятники.

                Жители часто «защищают» советские танки, например, в Гливицах или ИС-2 из Лемборка.

                Поэтому он нервно реагирует на все голоса о.
                Герои должны воевать на отечественных самолетах, а не на иностранном «чемодане»


                Привет
                1. +1
                  14 декабря 2020 12:37
                  Цитата: Кonstanty
                  Сейчас в свою очередь у нас вираж в другую сторону

                  У нас может быть чуть лучше. Хотя назвать лучше-попытки реабилитации предателя Власова, или оправдать карателя Сибири-Колчака язык не поворачивается. Но перефразирую одного Великого Человека, благодаря которому на картах есть и Россия, и Польша- "Улучшатели истории" приходят и уходят, а народы польский и российский остаются... Страшно конечно что может быть как на Украине, ведь уже есть некоторые "улучшатели истории" в Польше которые предлагают оправдать преступления бандеровцев ради дружбы с потомкам этих бандеровцев. Но слава богу пока ещё есть разумные люди, правда боюсь что действительно- пока...
                  Привет и вам.
  8. +10
    13 декабря 2020 14:14
    Для авиации существовал свой «Вашингтон» - Женевский договор 1932 года, которым пытались ограничить бомбовую нагрузку и вес самолета в зависимости от мощности двигателей.
    Как обычно, автор уснащает копирайт своими фантазиями.
    Никакого "Вашингтона" для авиации не было. Женевская конференция по разоружению, созванная в 1932 году, после двух лет безуспешных переговоров была прервана в связи с выходом Германии из Лиги наций и закончилась ничем. Ни одного документа в рамках этой конференции принято не было.
  9. +14
    13 декабря 2020 14:52
    Первый полет «Хэмпден» совершил 21 июня 1936 года. «Пегасы» мощностью в 1000 л.с. каждый разогнали машину до 426 км/ч.
    Даже на 1937 год было как бы маловато. Но в военном ведомстве посчитали, что слабое оборонительное вооружение будет компенсироваться высокой скоростью. «Ну да, ну да!» - усмехались в «Мессершмитте», заканчивая Bf.109…
    Автору бы вместо попытки написать военно-историческую юмореску подтянуть знания.
    Начавший выпускаться в 1937 году советский бомбардировщик ДБ-3 имел скорость в 400 км/час и оборонительное вооружение из трех ШКАСов калибром 7,62 мм. И номинальную бомбовую нагрузку почти вдвое меньше.
    1. +1
      13 декабря 2020 20:44
      Цитата: Undecim
      Автору бы вместо попытки написать военно-историческую юмореску подтянуть знания.

      Автору не до того было, он ленд-лиз "изучал")
    2. -5
      14 декабря 2020 05:40
      С 41-42 года был не ДБ-3Ф, а Ил-4, вооружение 2 ШКАС и 1 УБТ. Скорость 430 км/ч.
      Кроме того, никто не спорил, что к 42 Ил-4 был устаревшим, новым был Ту-2, например.
      И никто не должен спорить, что союзники поставляли в качестве "помощи" за золото устаревшее и неликвидное говно.
      1. +2
        14 декабря 2020 08:18
        Цитата: Выстрел слева
        И никто не должен спорить, что союзники поставляли в качестве "помощи" за золото устаревшее и неликвидное говно.

        Список "говна" согласовывался с получающей стороной (СССР), насильно никто не поставлял.
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          16 декабря 2020 00:21
          Я уже 2 раза отвечал на эту ложь. СССР (посылаемые делегации) просил одно, ему отказывали и втюхивали другое.
          СССР был вынужден брать то, что втюхивали, иначе бы он исчезнул.
          Если вы дохнете от голода, но у вас нет еды, а вы вынуждены жрать крапиву, это не значит, что крапива - хорошая еда.
          1. 0
            26 февраля 2021 21:42
            Искал в интернете, не смог найти- сколько великий Советский Союз подарили/продали самолетов Великобритании в период сентября 1939 по 22 июня 1941года. Великобритания уже воевала с фашистской Германией. Полагаю, что нисколько.... Почему бравые комментаторы так лихо гнобят помощь Великобритании Советскому Союзу после 22 июня 1941 года? Потому что- нынче в трэнде черная неблагодарность и визги, что мы и сами всех победили... Жаль, что нельзя этих демагогов в 41 отправить, чтобы прочувствовали, как тогда Советский Союз сам всех победил...
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. 0
        1 февраля 2021 20:21
        А что, Советский Союз сам производил полноприводные грузовики, джипы, торпедные катера?
  10. BAI
    +3
    13 декабря 2020 19:26
    Ну а так как нам было не привыкать донашивать британские обноски, то в 24-м и 9-м минно-торпедных авиаполках эти кошмарища эксплуатировались аж до 1943 года.

    Даже плохое оружие, лучше, чем отсутствие оружия. Не надо забывать - Англия сидела в морской блокаде на привозном сырье и вела войну с 1939 года.
    1. +3
      13 декабря 2020 20:59
      Цитата: BAI
      Даже плохое оружие, лучше, чем отсутствие оружия.

      Стоит заметить что Англия сильно сдала в 20-м веке между войнами. Если ранее Британия была безусловным законодателем мод в конструкциях новых машин, то 20-30-е годы показывает полный провал британской конструкторской мысли по всем направлениям. Кроме Спитфайра в общем и вспомнить толком нечего.

      ИМХО сказались чудовищные людские потери в ПМВ. Причем выбили лучших.
      1. +1
        13 декабря 2020 23:40
        Ланкастер, Сандерленд, Бофайтер, Москито. Зачем их вспоминать?
        1. 0
          14 декабря 2020 23:25
          Москито ну может быть, хотя своеобразное решение. Ланкастер - третий сорт, даже B-17 явно уступал не говорят о B-29 хотя ему ровесник по времени. Бофайтер вообще убожество, как и герой этой статьи - летал и ладно.
      2. +1
        14 декабря 2020 17:22
        Спитфайр - удачный самолет ПВО, все их мысли к этому назначению сводились и наконец свелись.
        В остальном сказалось полное непонимание британцев о сухопутной войне на континенте.
      3. 0
        14 декабря 2020 18:33
        Цитата: Saxahorse
        Кроме Спитфайра в общем и вспомнить толком нечего.

        Ну как же! А "Москито"?
        А их движки?..
  11. Комментарий был удален.
    1. +2
      14 декабря 2020 12:26
      Цитата: Выстрел слева
      Вот это поставляемое бритами говно - еще одна иллюстрация к обсуждению другой статьи о ленд-лизе, где дрочащим на якобы ключевые для СССР поставки я доказывал, что за золото сливался любой неликвид.

      И, опять-таки, в случае с "Хэмпденами" СССР получил ровно то же самое, на чём летали Союзники. Как и до этого, на том же ТВД, в случае с "Харрикейнами".

      А знаете, почему СФ взял "Хэмпдены"? Да потому что наш дорогой авиапром в 1942 г. вообще забил на нужды флота, поставляя Ил-4 только в ДБА. В результате, торпедоносная авиация СФ в один из периодов сократилась до 9 машин.
      Впрочем, ВВС СФ ещё везло - им доставалось что-то из ленд-лиза. На КБФ в 1942 г. важнейшую транспортную артерию, снабжавшую Ленинград, прикрывали полки на И-16.
      1. -3
        14 декабря 2020 17:05
        В 41-42 годах союзники не летали на харрикейнах, это неправда. Но сбагривали в СССР.
        И как понимаю, не летали уже на Хэмпденах... впрочем, попытаюсь уточнить
        1. +1
          14 декабря 2020 18:40
          Цитата: Выстрел слева
          В 41-42 годах союзники не летали на харрикейнах, это неправда.

          Ключевую точку Средиземноморского ТВД - Мальту - "Харрикейны" защищали в гордом одиночестве до марта 1942 г. И лишь с марта их стали постепенно менять на "Спиты".
          А в ВВС Пустыни "Харрикейны" летали даже в октябре 1942 г. Причём отнюдь не в следовых количествах - под Эль-Аламейном их подняли аж 6 эскадрилий.
          1. -3
            14 декабря 2020 20:30
            И забыл важное. Харрикейны, поздние, были совсем не те, что поставлялись СССР. Не с 8 пулеметами исключительно винтовочного калибра и только в крыльях. Уже с пушками и пр.
            Так что на тех не летали, уверяю.
            1. 0
              14 декабря 2020 20:49
              Цитата: Выстрел слева
              И забыл важное. Харрикейны, поздние, были совсем не те, что поставлялись СССР. Не с 8 пулеметами исключительно винтовочного калибра и только в крыльях. Уже с пушками и пр.
              Так что на тех не летали, уверяю.

              Летали-летали - пушечные "Хури" поставлялись в СССР с 1942 г.
              Всего за 1941-44 годы в СССР приняли 3082 самолета этого типа, в том числе военная авиация получило 2834 машины. Было отправлено, по крайней мере, 210 машин модификации IIА, 1557 – IIВ и аналогичных канадских X, XI и XII, 1009 – IIС, 60 – IID и 30 – типа IV.
              © "«Харрикейны» в Советском Союзе". Авиация и космонавтика. 2007. №05
              1. 0
                16 декабря 2020 00:19
                Значит ошибаюсь про модификации или смотрел до сего информацию по поставкам на 41-42 год. Не суть.
                На 41-42 год советская авиация страдала от острой нехватки самолетного парка и кадров. И поставляли в основном то, на чем воевать было нельзя или очень сложно. А далее...
                "С 1943 года они были сосредоточены в авиации ПВО и находились на вооружении до конца 1945 года (как и в Великобритании)." (http://armedman.ru/samoletyi/1919-1936-samoletyi/istrebitel-houker-harrikeyn.html)
                То есть - не на фронт.
                А если начать приводить список высказываний об харрикейнах в СССР - для комментария будет слишком длинно.
                Как пример, Герой Советского Союза С.Ф. Долгушин: "«Харрикейн» - отвратительная машина. Низкая скорость, тяжелый... На «Харрикейне» я сбил четыре или пять самолетов, но для этих побед требовались специальные условия."

                Повторю, союзники в самый тяжелый период 41-42 года поставляли говно, за золото. Те же харрикейны начали поставлять б/у и в отвратительном состоянии.
                Все эти валентайны, харрикейны, те же хэмдены и некондиционные товары небоевого назначения.
                1. 0
                  16 декабря 2020 21:33
                  ...Еще можно танки Матильда вспомнить, тот еще подарок с 45-мм пушкой. Причем, в отличие от легких подвижных танков с таким калибром, этот - медленный гроб. Броня Матильды была изначально неплохой, но не на момент поставок по программе ленд-лиза.
  12. 0
    3 февраля 2021 17:03
    Замечательная статья!
    Другой лендлиз прояаился в извращённой форме и с "Бостонами"
    В первом томе "Переписки Сталина с ..." Есть писмо Черчилля к Сталину, в котором он просит отдать направляемые Рузвельтом в СССР Бостоны англичанам. Сталин отдал.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»