Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы

1930-е годы ознаменовались стремительным ростом социалистической индустрии, что дало возможность Советскому Союзу выйти на уровень мировых лидеров по производству гражданской и военной авиации. Этот процесс, в свою очередь, требовал широкого агитационного обеспечения, посредством имевшегося в стране мощного идеологического аппарата.

Значительная роль в этой работе продолжала отводиться именным летательным аппаратам, выступавшим своеобразной рекламой неразрывной связи Красной Армии и советского общества. Как и в 1920-е гг. по всей стране продолжались акции, направленные на оснащение ВВС новой военной техникой за счет народных средств, собранных на добровольные пожертвования.

Несмотря на установившиеся ранее правила, согласно которым воздушные суда могли получать имена лишь ушедших из жизни выдающихся людей, в угоду насаждаемому в стране культу «вождизма» начался процесс присвоения самолетам (планерам) имен здравствующей партийно-государственной элиты, а также руководителей РККА. Среди первых такой чести удостоился самолет-истребитель типа «И-5», украшенный именем «Клим Ворошилов»1, в тот период наркома обороны СССР и одного из ближайших сподвижников И.В. Сталина. На этом самолете начальник ВВС РККА (1931 - 1937 гг.) Я.И. Алкснис2 периодически инспектировал подмосковные авиационные части3. В честь самого Алксниса был назван одноместный экспериментальный гидропланер «Г-12» конструкции В.К. Грибовского, построенный в 1933 г.


Более оригинально поступил известный авиаконструктор Александр Яковлев4, зашифровав в названии самолета под аббревиатурой «АИР» инициалы своего высокого покровителя - председателя СНК СССР Алексея Ивановича Рыкова5. В дальнейшем в СССР было запущено в производство несколько серий летательных аппаратов данного типа. Но, последовавшие в середине 1930-х гг. в стране политические процессы против т.н. «врагов народа», в т.ч. и А.И. Рыкова, окончательно закрыли этот проект.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Одноместный истребитель И-5 «Клим Ворошилов»


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Гидроплан Г-12 «Алкснис» 1933 г.


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
«Исполкомовский самолет» АИР-6. 1932 г.


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Двухместный планер - бесхвостка конструкции П.Г. Бенинга «П. П. Постышев». 1934 г.


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Опытный планер РЭ-1 «Роберт Эйдеман». 1933 г.


Такая же участь постигла и планеры «П.П. Постышев»(конструкции П.Г. Бенинга, 1934 г.), «ЭР» (Эйдеман Роберт)7 (конструкции O.K. Антонова (6 модификаций), 1933 - 1937 гг.). Военные и государственные деятели, в честь которых они были названы, стали жертвами сталинского произвола. Между тем воздушные просторы страны продолжали бороздить планеры с именами «Сталинец» (различных модификаций, конструкции П.А. Еремеева), «Серго Орджоникидзе»8 (конструкции Б.В. Белянина) и др. Процессы происходившие в стране, связанные со стремительным обновлением руководящих органов в верхнем эшелоне власти, находили свое отражение и в названии летательных аппаратов.

Продолжалась тенденция присвоения целым авиационным подразделениям и частям имен государственных и партийных лидеров страны. В 1930 гг. в составе ВВС РККА появились «Истребительная авиабригада имени С.С. Каменева9»10, «Эскадрилья имени М.И. Калинина11 », «Легкая авиационная эскадрилья авиабригады НИИ ВВС РККА имени Н.В. Крыленко12»13, «3 отдельная авиационная эскадрилья имени т. Орджоникидзе»14, «201 легкобомбардировочная авиационная бригада имени т. К.Е. Ворошилова»15 и т.д. Это касалось не только живущих и здравствующих представителей военно-политического руководства государства, но и уже ушедших из жизни. Так, в связи с трагической гибелью видного партийного деятеля страны, первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова16 многие воинские части и военно-учебные заведения РККА были названы в его честь. В составе ВВС такое право удостоилась 3-я авиационная бригада особого назначения.

ПРИКАЗ

НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР17 №085

27 декабря 1934 г. г. Москва

О присвоении 2 дивизии ПВО и 3 авиационной бригаде ОН имени т. Кирова С.М.

Для увековечения памяти секретаря Центрального и Ленинградского комитетов ВКП(б) т. Кирова Сергея Мироновича, погибшего от предательской руки врага рабочего класса, присвоить 2 дивизии противовоздушной обороны и 3 авиационной бригаде особого назначения имя Сергея Мироновича Кирова.

Впредь эти войсковые соединения именовать:

1.  «2 дивизия противовоздушной обороны имени С.М. Кирова».

2.  «3 авиационная бригада особого назначения имени С.М. Кирова».

Народный Комиссар Обороны СССР К. Ворошилов


В первой половине 1930 гг. ряду частей и учреждений ВВС РККА были присвоены имена известных военных летчиков и военных руководителей, также трагически ушедших из жизни: П.И. Баранова - начальника ВВС РККА (1925 - 1931 гг.)18, П.Х. Межераупа19 (инспектор ВВС РККА), В.И. Писаренко (старший помощник инспектора ВВС РККА)20 и др.

Особое место в истории отечественной авиации того времени занимала специально сформированная авиационная агитационная эскадрилья имени A.M. Горького21. Практически все самолеты, входившие в ее состав, носили названия ведущих советских газет и журналов - «Правда» (АНТ-14), «Искра» (Дн-9), «Крестьянская газета» (АНТ-9), «Огонек» (К-5), «Красная газета» (АИР-6) и т.д. Так, поврежденный при аварийной посадке «АНТ-9» отремонтировали и присвоили ему новое наименование - «Крокодил» (по названию популярного в СССР сатирического журнала). Для пущей убедительности носовую часть воздушного корабля изобразили в виде оскала тропической рептилии.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Пилотажный - тренажерный планер «Сталинец-4»


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Эскадрилья имени М.И. Калинина. 1936 г


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет АНТ-14 «Правда». 1931 г.


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет У-2 «Крестьянская газета». 1930 г


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет АИР-6 «Красная газета». 1935 г


Лидером агитационной эскадрильи стал восьмимоторный самолет-гигант «Максим Горький» (АНТ-20)22, созданный под общим руководством известного советского авиаконструктора А.Н. Туполева23 и получивший название в связи с сорокалетним юбилеем литературной и общественной деятельности великого российского писателя A.M. Горького. К сожалению, судьба самолета была трагична. 17 мая 1935 г. в небе над Москвой произошло столкновение воздушного гиганта, совершавшего прогулочный полет, с одним из сопровождавших его самолетом-истребителем «И-15» (№4304). Пилотировавший истребитель военный летчик-испытатель ЦАГИ Н.П. Благин24, в ходе совершения незапланированной фигуры высшего пилотажа вблизи «Максима Горького», непреднамеренно врезался в него. В авиакатастрофе погибло 47 человек, включая летчиков-испытателей, экипажа (11 человек), сотрудников ЦАГИ и членов их семей. Страна лишилась единственного, уникального в своем роде воздушного судна.

Из материалов газеты «Правда» 20 мая 1935 г.25

На втором круге «Максим Горький» сделал разворот влево и пошел по направлению к аэродрому....Благин, находясь на правом крыле, несмотря на запрещение, сделал правую «бочку» (одна из сложных фигур высшего пилотажа) и отошел по инерции вправо от самолета. Затем он перешел на левое крыло... прибавил газу, вырвался вперед и неожиданно стал делать новую фигуру высшего пилотажа. Это было очень опасно, так как его по инерции могло затащить на «Максима Горького». Фигура у него не получилось, он потерял скорость и врезался в правое крыло «Максима Горького», около среднего мотора. ... Удар был чудовищной силы. «Максим Горький» накренился вправо, от него отлетели черный капот и куски тренировочного самолета [ошибочная оценка: самолет «И-5» являлся истребителем]. «Максим Горький» пролетел по инерции еще 10-15 секунд, крен все увеличивался, и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть фюзеляжа с хвостом, самолет перешел в отвесное пикирование и перевернулся на спину. Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле.

По оценке отдельных специалистов, эта трагедия стала следствием начавшейся популяризации в стране высшего пилотажа. Первый бум головокружительных показательных полетов Россия пережила накануне Первой мировой войны, когда в небе страны свое мастерство показывали выдающиеся российские и французские авиаторы. Как и в 1910-е гг. воздушные праздники с виртуозными акробатическими фигурами вновь собирали десятки тысяч зрителей, что значительно расширял интерес к высшему пилотажу в обществе.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Авиационный митинг с участием самолета К-5 «Огонек». 1935 г


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет АНТ-9 «Крокодил» в полете


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Восьмимоторный самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький»


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Планер «Красная Звезда» конструкции С.П. Королева


Не оставались в стороне и представители безмоторной авиации. Один из лучших планеристов СССР на рубеже 1920/1 930-х гг. Василий Андреевич Степанчонок 28 октября 1930 г. впервые в мире на одноместном пилотажном планере «Красная звезда» СК-3 (конструкции С.П. Королева, 1930 г.) выполнил фигуру высшего пилотажа «мертвую петлю» (3 раза).

По мнению конструктора планера «постройка такой машины имела своей целью практически доказать возможность производства фигур высшего пилотажа на планере вообще. Единственный опыт в этом направлении был проделан в Америке, но летчик Хазе, сделавший 4 петли, воспользовался для набора высоты помощью самолета, буксировавшего его планер. Таким образом, для планера-парителя, самостоятельно набирающего высоту, подобная задача ставилась впервые»26.

Позднее на планере «Г-9» (конструкции В.К. Грибовского) В.А. Степанчонок сумел многократно исполнить «мертвую петлю» (115 раз), а следующем полете количество петель достигло уже числа 184. Планерный пилотаж Василия Андреевича послужил началом освоения в нашей стране и в мире фигур высшего пилотажа. На VI 11-м слете планеристов (г. Коктебель, 1930 г.) В.А. Степанчонок на том же планере «Г-9» впервые в мире освоил такие фигуры высшего пилотажа, как переворот через крыло, штопор, полеты на спине. Здесь же он начал обучение высшему пилотажу других. Вскоре его ученики демонстрировали эти фигуры на авиационных праздниках в Тушино.

Необходимо указать, что упомянутый ранее планер «П.П. Постышев» также был способен выполнять фигуры высшего пилотажа. Так на 10-м воздухоплавательном слете пилотирующий его летчик Л.С. Рыжков успешно выполнил «петлю Нестерова» и другие фигуры высшего пилотажа, а С.Н. Анохин совершил с него прыжок с парашютом со сверхнизких высот методом срыва. По своим летным характеристикам планер был признан одним из лучших пилотажных аппаратов.

Решая пропагандистские задачи, надписи на бортах самолетов и планеров порой отражали текущую историю страны. Так, возникший советско-китайский вооруженный конфликт (1929 г.) незамедлительно получил свое отражение в виде «Наш ответ белокитайским бандитам», а сложные взаимоотношения советского руководства с Ватиканом - «Наш ответ папе римскому». Иногда названия летательных аппаратов имели курьезное происхождение. Так, созданный в 1932 г. конструктором В.К. Грибовским одноместный тренировочный планер был отправлен по железной дороге в г. Коктебель в Высшую летно-планерную школу. По пути вагон с планером где-то затерялся и прибыл в школу только через полгода, уже в 1933 г. В связи с такой длительной задержкой острые на язык инструкторы школы, считая, что планер скитался по железным дорогам страны, как бездомное дитя, нарекли его «Беспризорником». Позднее планер участвовал в IХ-м и Х-м воздухоплавательных слетах страны.

С учреждением в СССР высокого звания Героя Советского Союза (1934 г.) отдельные самолеты вскоре украсились этой надписью. Помимо самого звания особую популярность в стране получили и первые летчики, удостоенные этого почетного звания. Имена некоторых из них вскоре были запечатлены на летательных аппаратах. Первыми такой чести удостоились летчики М.М. Громов и М.В. Водопьянов. Так, по инициативе Азово-Черноморского аэроклуба планер типа «моноплан-парасоль» получил название шефа этого клуба - «Михаил Водопьянов»27.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет Р-5 «Герой Советского Союза»


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Экипаж и механики самолета заводского аэроклуба, названный в честь председателя ОГПУ СССР Менжинского


Тем временем в стране продолжалась акция народного строительства и оснащения советской авиации новой военной техникой. Издаваемыми приказами РВС СССР (позднее НКО СССР) она включалась в состав авиационных частей и подразделений.

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК28

№114

17 июня 1933 г. г. Москва

Стрелками, командно-политическим составом и работниками ВОХР Украины, кроме уже переданных 15 самолетов, передаются Рабоче-Крестьянской Красной Армии построенные на собранные ими средства еще 5 самолетов.

Отмечая исключительную активность и высокую революционную сознательность, проявленную стрелками, комполитсоставом и работниками ВОХР в деле усиления обороноспособности СССР, приказываю:

1. Включить в состав ВВС РККА передаваемые самолеты и присвоить им согласно желанию ударников ВОХР наименования:

1)  «Ударник ПВО»,

2) «Имени Тельмана»,

3) «Имени Фрунзе»,

4)  «5 в 4»,

5) «Имени Буденного».

2. Удовлетворяя ходатайство ЦС Осоавиахима Украины, присвоить 3 отдельной авиационной эскадрилье ВВС, которой переданы все эти самолеты, наименование:

«3 отдельная авиационная эскадрилья имени т. Орджоникидзе».

Народный Комиссар по Военным и Морским Делам и Председатель РВС СССР Ворошилов.


Не отставали от трудовых коллективов и представители армии и флота. Так, воинами Московского военного округа на свои сбережения были построены самолеты «Имени 81-й стрелковой дивизии» и «Имени военной школы имени ВЦИК». В июне 1930 г. личный состав этой школы выступил с инициативой построить эскадрилью самолетов «Имени XVI съезда ВКП(б)» и внес с этой целью в Госбанк первоначальный взнос в сумме 5 тыс. рублей.

Народный вклад в общее дело развития советской военной авиации неизменно получал свое отражение в новых названиях авиационных формирований, официально утверждавшихся в руководящих документах высокого уровня. В период 1932 - 1934 гг. в составе ВВС РККА появились многие именные подразделения и части, в том числе: «54 отдельный авиационный отряд имени «Нефтяников Закавказья»29, «Авиационная эскадрилья имени 5 Всесоюзного съезда ИТР»30, «11 военная школа пилотов имени пролетариата Донбасса»31, «255 авиационная бригада имени пролетариата Киевщины»32 и др.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Одноместный паритель рекордного типа конструкции Г.Ф. Грошева «ЦК комсомола» Г№2. 1933 г


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет-истребитель И-5 с дарственной надписью генеральной секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева


Свой значительный вклад в развитие ВВС РККА внес и Ленинский комсомол. 25 января 1931 г. XI съезд ВЛКСМ обратился ко всем комсомольцам Советского Союза, к бойцам и командирам ВВС РККА со словами: «Мы вместе с партией и всем рабочим классом страны ответственны перед пролетариатом мира за оборону СССР и обязаны сделать ее центральной задачей своей работы... съезд ВЛКСМ от имени трехмиллионной Краснознаменной армии Ленинского комсомола постановляет взять шефство над Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Отныне судьба Ленинского комсомола неразрывно связана с судьбами Военно-Воздушных Сил РККА, что обоим придает еще больше силы, еще больше боевой пролетарской мощи».

Взяв шефство над Военно-воздушными силами, ВЛКСМ бросил клич: «Комсомолец - на самолет!». Следуя этому призыву, советская молодежь по комсомольским путевкам в ближайшие годы значительно пополнила авиационную отрасль, летные и технические военные училища, а также многочисленные аэроклубы страны. Оценив по достоинству помощь и поддержку со стороны ЦК ВЛКСМ, руководство РККА официально закрепило свое тесное сотрудничество с комсомолом, издав по этому поводу ряд соответствующих приказов.

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК33

№9

27 января 1933 г. г. Москва

/. О присвоении Монинской авиационной бригаде ВВС РККА Имени Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

2. О присвоении звания почетного летчика бригады Генеральному Секретарю ЦК ВЛКСМ т. Косареву А. В.

Отмечая исключительную работу Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи в строительстве Монинской авиационной бригады ВВС РККА, внимание и заботливость со стороны ЦК ВЛКСМ ко всему личному составу авиабригады, активное участие ВЛКСМ в борьбе за безаварийность и за высокий уровень политической и воспитательной работы над личным составом, в ознаменовании 2 годовщины шефства ВЛКСМ над ВВС РККА, приказываю:

1. Присвоить Монинской авиационной бригаде ВВС РККА имя Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

2.  Присвоить звание почетного летчика бригады Генеральному Секретарю ЦК ВЛКСМ т. Косареву А.В.

Народный Комиссар по Военным и Морским Делам и Председатель РВС СССР Ворошилов


В ближайшие годы многие военные самолеты украсились надписями, наглядно подтверждавшими неразрывную связь комсомола с советской авиацией.

Продолжавшиеся в 1930 гг. сверхдальние полеты советских авиаторов также нашли свое отражение в текстовом изобразительном искусстве, культивировавшемся на бортах самолетов. С целью пропаганды достижений советской авиации воздушные суда, принимавшие непосредственное участие в перелетах, получали конкретные названия. Среди первых можно назвать самолет «Страна Советов» (АНТ-6), совершивший первый в истории отечественной авиации межконтинентальный перелет. Осенью 1929 г. экипаж самолета в составе: С.А. Шестакова (командира), Ф.Е. Болотова (второй летчик), Д.В. Фуфаева (механик) и Б.В. Стерлигова (штурман) установил «воздушный мост» между городами Москвой и Нью-Йорком (США). При этом советские летчики провели в воздухе 1 37 летных часов и прошли за это время 21242 км (из них 8000 км над водой). Ранее, в 1927 г., опытный летчик Семен Шестаков вместе со своим постоянным механиком Дмитрием Фуфаевым имел уже опыт сверхдальнего перелета, выполненного по маршруту Москва - Токио - Москва.

Полет, выполненный экипажем «Страна Советов», имел важное государственное значение. Во время Великой Отечественной войны по этому маршруту была проложена воздушная трасса, по которой в Советский Союз из США поступали так необходимые для нужд фронта американские самолеты типа: «Бостон», «Аэрокобра» и др.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет АНТ-6 «Страна Советов» в полете. 1929 г


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет АНТ-25 на XV Парижском авиасалоне. 1936 г


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Самолет АНТ-37бис «Родина» перед взлетом


Из истории собственных наименований воздушных судов России в 1930-е годы
Участницы сверхдальнего перелета на самолете АНТ-37бис «Родина» (слева направо): П.Д. Осипенко, B.C. Гризодубова и М.М. Раскова. 1938 г


Вскоре на бортах летательных аппаратов появились имена выдающихся летчиков страны, участвовавших в сверхдальних перелетах. Так, в 1934 г. самолет типа «АНТ-25РД» был украшен надписью «Лет. Громов-Филин-Спирин», посвященной знаменитому в истории отечественной авиации перелету советских летчиков М.М. Громова34, А.И. Филина и И.Т. Спирина35, установивших мировое достижение по дальности и продолжительности полета. В советской печати того времени об этом беспримерном событии в истории отечественной авиации отмечалось: «...Известный советский летчик-испытатель Михаил Громов со своим экипажем - вторым пилотом Александром Филиным и штурманом Иваном Спириным - в зачетный рекордный полет вылетел утром 10 сентября 1934 г. и повел машину по треугольному маршруту Москва - Рязань - Тула. Несмотря на тяжелый перелет, связанный с огромным риском для жизни летчиков, утром 13 сентября, в связи с окончанием горючего в топливных баках самолет «АНТ-25РД» совершил вынужденную посадку на один из аэродромов вблизи г. Харькова. За время полета экипаж находился в воздухе 75 часов 2 минуты. До этого еще никто в мире так долго не летал. Всего по замкнутой кривой было пройдено 12411 км. За этот подвиг постановлением ЦИК СССР М.М. Громов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Этим же постановлением А.И. Филин и И.Т. Спирин награждены орденами Ленина...»36.

Широкий мировой резонанс получил трансарктический перелет из Москвы на Дальний Восток, получивший название: «Сталинский маршрут». Участвовавший в нем экипаж «АНТ-25-2» в составе летчиков: Валерия Чкалова37, Георгия Байдукова38 и Александра Белякова39 сумел проложить через Арктику новый воздушный маршрут. Всего отважными летчиками за 56 часов 20 минут полета было преодолено 9374 км пути. За сверхдальний перелет по маршруту Москва - о. Удд совершенный в 1936 г., вышеназванные летчики были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Не отставали от авиаторов и летчицы-женщины. На самолете «Родина» (АНТ-37 бис, ДБ-2Б) в период 24-25 сентября 1938 г. экипаж в составе: Валентины Гризодубовой40, Полины Осипенко41 и Марины Расковой42 пролетел за 26,5 часов 5908 км от Москвы до дальневосточного поселка Керби. Полет проходил в сложных метеорологических условиях, при лютом морозе за бортом и в кабине и закончился вынужденной посадкой. За этот подвиг мужественные летчицы были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Тем временем в мире запахло угрозой новой мировой войны, существенно изменившей в дальнейшем жизненный уклад страны и ее вооруженных сил. На смену мировым рекордам в воздушном пространстве шло ожесточенное противоборство за него.

ССЫЛКИ И СНОСКИ:

1    Ворошилов Климент Ефремович [23.01.(4.02). 1881 - 2.12.1969] - советский партийный, государственный и военный деятель, Маршал Советского Союза (1935), дважды Герой Советского Союза (1956, 1968), Герой Социалистического Труда (1960). На военной службе с 1918 г. В годы Гражданской войны: командир 1-го Луганского отряда (1918), командующий Царицынской группы войск (1918), заместитель командующего и член Военного совета 10-й армии, командующий войсками Харьковского военного округа (1919), командующий 14-й армией (1919), член Военного совета Первой конной армии (1919-1921). В 1921 -1924 гг. командующий Северокавказским, затем Московским военными округами. С ноября 1925 г. по 1934 г. нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР. В 1934 - 1940 гг. нарком обороны СССР; с 1938 г. председатель Главного военного совета. В 1940-1941 гг. Председатель СНК СССР и Председатель комитета обороны при СНК СССР. В годы Великой Отечественной войны член ГКО и Ставки ВГК, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления (1941), командующий войсками Ленинградского фронта (1941), главком партизанского движения (1942). В 1946-1953 гг. заместитель Председатель СМ СССР. С марта 1953 г. по май 1960 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

2   Алкснис (Астров) Яков Иванович [14(26).1.1897 г. - 29.7.1937] - советский военный деятель, командарм 2-го ранга (1936). На военной службе с 1917 г. Окончил Одесскую военную школу прапорщиков (1917), Военную академию РККА (1924), Качинскую военную авиационную школу (1929). Проходил службу в должностях: офицера полка, военкома Орловской губернии, комиссара 55-й стрелковой дивизии. С весны 1920 г. по август 1921 г. помощник командующего войсками Орловского военного округа. В период 1924 - 1926 гг. помощник начальника организационно-мобилизационного управления, начальник и комиссар отдела устройства войск Штаба РККА, начальник управления устройства войск Главного управления Красной армии. С августа 1926 г. заместитель начальника Управления ВВС, с июня 1931 г. начальник ВВС РККА и член Военного совета НКО СССР. С января 1937 г. заместитель наркома обороны СССР по ВВС - начальник ВВС Красной армии. Проделал большую работу по совершенствованию организационной структуры ВВС, оснащению их новой боевой техникой. Один из инициаторов развертывания деятельности ОСОАВИАХИМа по подготовке летчиков и парашютистов. Необоснованно репрессирован (1937). Реабилитирован в 1956 г. (посмертно).

3   Г. Байдуков. Командарм крылатых. М.: Издат. Дом. «Звонница», 2002. - С. 121.

4  Сведения об А.С. Яковлеве во 2-й части статьи.

5  Рыков Алексей Иванович [1881 - 1938] —   советский партийный и государственный деятель. Участник революции в России 1905 -  1907 гг. Член Президиума Моссовета (1917), член Московского ВРК. Нарком внутренних дел Российской Республики (1917 1- 1918). В 1918 - 1920 гг., 1923 - 1924 гг. председатель ВСНХ. В годы Гражданской войны чрезвычайный уполномоченный Совета Труда и Обороны (СТО) по снабжению РККА. Слета 1921 г. заместитель председателя СНК и СТО. В феврале 1924 г. председатель СНК СССР (до 1930 г.) и СНК РСФСР (до 1929 г.). В 1931 -1936 гг. нарком связи СССР. Член ВЦИК и ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован (1938).

6  Постышев Павел Петрович [1887- 1939] -  советский партийный деятель. В 1917 г. заместитель председателя Иркутского Совета, председатель Центрального бюро профсоюзов, член ВРК, организатор Красной гвардии. С 1918 г. председатель Ревтрибунала, член Центросибири и ее представитель в Дальневосточном СНК. С июля 1918 г. на подпольной работе на Дальнем Востоке, руководил партизанскими отрядами Приамурья. В 1920 г. уполномоченный ЦК РКП(б) по Хабаровскому району, начальник политотдела 1-й (Амурской) стрелковой дивизии. В 1921 - 1922 гг. уполномоченный правительства ДРВ по Прибайкальской области, член Военного совета Приамурского военного округа (октябрь — декабрь 1921 г.), член Военного совета Восточного фронта ДРВ (декабрь 1921 - февраль 1922 г.), председатель Прибайкальского губисполкома. С 1923 г. на партийной работе. С 1927 г. член ЦК ВКП(б), в 1930 - 1933 гг. секретарь ЦК, в 1934 - 1938 гг. кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Необоснованно репрессирован (1939).

7 Эйдеман Роберт Петрович [1895 - 1937] -  советский военачальник, комкор. Окончил военное училище (1916), прапорщик. В 1917 г. председатель Конского совета солдатских депутатов, в октябре - заместитель председателя Центросибири. В мае-июле 1918 г. в составе Западно-Сибирского штаба по борьбе с белочехами, военный комиссар отрядов Омского направления и командующий 1-й Сибирской (партизанской) армии. В августе-октябре - начальник 2-й Уральской (средней), в октябре-ноябре — 3-й Уральской пехотной дивизии, в ноябре - Особой дивизии 3-й армии. В марте - июле 1919 г. начальник 16-й, в октябре-ноябре - 41-й, в ноябре 1919 г. -апреле 1920 г. — 46-й стрелковой дивизии. В апреле - мае 1920 г. начальник тыла Юго-Западного фронта, в июне-июле - командующий 13-й армией, в августе — сентябре — Правобережной группой войск 13-й армии в районе Каховского плацдарма. В сентябре 1920 г. начальник тыла Южного фронта и одновременно с октября командующий внутренними войсками Южного и Юго-Западного фронтов. С января 1921 г. командующий войсками внутренней службы Украины, с марта -  войсками Харьковского военного округа, с июня - помощник командующего вооруженными силами Украины и Крыма. В дальнейшем на командных должностях в РККА. Необоснованно репрессирован (1937).

8 Орджоникидзе Григорий Константинович (Серго) [12(24).10.1886 - 18.02.1937] - советский государственный деятель, политработник Красной армии. Профессиональный революционер. В 1917 г. в составе городского комитета РСДРП(б) и Исполкома Петроградского Совета. Принимал активное участие в Октябрьском вооруженном восстании (1917) и разгроме войск Керенского - Краснова (1917). В декабре 1917 г. чрезвычайный комиссар Украины. С апреля 1918 г. чрезвычайный комиссар Юга России, член ЦИК Донской советской республики, в декабре 1918 г. руководитель Совета обороны Северного Кавкдза. Один из организаторов обороны Царицына (Волгограда) летом - осенью 1918 г. В июле - сентябре 1919 г. член РВС 16-й армии, затем 14-й армии (октябрь 1919 г. -январь 1920 г.) и представитель РВС Южного фронта при ударной группе войск. В феврале 1920 г. - мае 1921 г. член РВС Кавказского фронта, одновременно в феврале - апреле 1920 г. председатель Бюро по восстановлению советской власти на Северном Кавказе, с апреля 1920 г. член Кавказского бюро ЦК РКП(б). В 1921 - 1926 гг. председатель Кавказского бюро ЦК, с 1922 г. одновременно 1-й секретарь Закавказского, Северо-Кавказского крайкомов партии. С 1926 г. председатель Центральной контрольной комиссии ВКП(б) и нарком Рабоче-крестьянской инспекции. В 1924 - 1927 гг. член РВС СССР. Заместитель председателя СНК СССР (с 1926), председатель совета народного хозяйства (с 1930), нарком тяжелой промышленности (с 1932). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 1930 г. Покончил жизнь самоубийством (1937).

9 Сведения об С.С. Каменеве во 2-й части статьи.

10  Приказ НКО СССР №157 от 29 августа 1936 г.

11  Калинин Михаил Иванович [19.11.1875 - 3.6.1946] - видный советский партийный и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1944). Профессиональный революционер. Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде (1917), С 1919 г. председатель ВЦИК. С 1922 г. председатель ЦИК СССР, с 1938 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1926 г. член Политбюро ЦК ВКП(б).

12    Крыленко Николай Васильевич [2(14).О5.1885 - 29.07.1938] - советский государственный и военный деятель, публицист, доктор государственных и правовых наук (1934). Окончил историко-философский факультет Петербургского университета (1909) и юридический факультет Харьковского университета (1914). Участник трех революций. На 1913 г. отбыл воинскую повинность, получил чин прапорщика. В 1914 - 1915 г.г. в эмиграции. В 1916 г. мобилизован в армию. После Февральской революции 1917 г. председатель полкового, дивизионного и армейского комитетов 11-й армии. Активный участник Октябрьской революции, член Петроградского ВРК. Вошел в состав СНК в качестве члена Комитета по военным и морским делам. 9 ноября 1917 г. Верховный главнокомандующий и нарком по военным делам. С марта 1918 г. в органах советской юстиции. В 1922-1931 г.г. председатель Верховного трибунала при ВЦИК, прокурор РСФСР, с 1931   г. нарком юстиции РСФСР, с 1936 г. нарком юстиции СССР. Необоснованно репрессирован (1938). Реабилитирован в 1955 г.

13  Приказ НКО СССР №01 17 от 7 июля 1935 г.

18 Приказ РВС СССР №28 от 15 февраля 1934 г.

19 Межерауп Петр Христофорович [1895 - 1931] - советский военачальник, военный летчик. Окончил авиашколу (1919). В 1917 г. член исполкома авиачастей 12-й армии, участник Октябрьского вооруженного восстания в Москве (1917). В годы Гражданской войны: командир 1-го отряда Смоленской авиагруппы, военком авиации и воздухоплавания 8й армии, командир авиаотряда. В 1923 - 1926 гг. начальник ВВС Туркестанского фронта. С 1927 г. начальник управления ВВС военного округа. С 1930 г. инспектор ВВС РККА. Трагически погиб в авиакатастрофе (1931).

20  Приказ РВС СССР №159 от 12 сентября 1931 г.

21  Горький (Пешков) Алексей Максимович [1868 - 1936] - российский и советский литературный деятель. Основоположник советского реализма в литературе. Внес большой вклад в развитие культурного наследия страны.

22  АНТ-20 «Максим Горький» в 1930-е гг. самый большой самолет в мире. Площадь его крыла - 486 м2, вес пустого - 28,5 т, взлетный нормальный - 42 т. Восемь двигателей М-34 мощностью по 900 л.с. каждый позволяли ему летать со скоростью до 220 км/час. Дальность беспосадочного полета - 2 тыс. км. Потолок - 4500 м.

23  Туполев Андрей Николаевич [29.10(10.11)1888 - 23.12.1972] - советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), генерал-полковник-инженер (1967), академик АН СССР (1953), заслуженный деятель науки и техники (1939). В Советской армии с 1944 г. Окончил Тверскую гимназию (1908), Московское высшее техническое училище (1918). Вместе с академиком Н.Е. Жуковским принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1935 гг. заместитель начальника этого института. В 1924-1925 гг. создал АНТ-2 и АНТ-3 - первые советские цельнометаллические самолеты. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.

24 Летчик-испытатель Н.П. Благин имел 15-летний стаж полетов на различных типах самолетов.

25  См.: Д. Соболев. Трагедия «Максима Горького». Родина, 2004. №8. - С.52-53.

26  Самолет. №1, 1931. - С. 14.

27  Водопьянов Михаил Васильевич [1899 -1980] — советский военный летчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1943). На военной службе с 1919 г. Окончил военно-авиационную школу (1929). Участвовал в спасении челюскинцев. В 1937 г. отряд тяжелых воздушных кораблей под его командованием впервые в мире совершил осадку на Северном полюсе, доставил туда экспедицию (СП-1). В годы Великой Отечественной войны в составе авиации действующей армии, командир дивизии.

28  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918- 1937 гг. - М., 1967.-С.305.

29  Приказ РВС СССР №45 от 17 марта 1932  г.

30  Приказ РВС СССР №29 от 3 марта 1933  г.

31  Приказ РВС СССР №08 от 16 января 1934  г.

32   Приказ РВС СССР №062 от 31 мая 1934 г.

33  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М., 1967. - С.309.

34      Громов Михаил Михайлович [22(24).02.1899 - 22.01.1985] - советский военачальник, генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1934), заслуженный летчик СССР, профессор (1937). В Советской Армии с 1918 года. Окончил Центральную московскую школу авиации (1918). В годы гражданской войны: летчик на Восточном фронте. После войны инструктор-летчик и летчик-испытатель научно-испытательного аэродрома. Участник первого в СССР дальнего перелета (1925). С 1930 г. летчик-испытатель, затем командир летно-испытательного отряда ЦАГИ. В 1930-е гг. совершил ряд сверхдальних перелетов и установил мировой рекорд дальности полета на самолете АНТ-25 по замкнутой кривой на расстоянии св.12 тыс.км. В годы Великой Отечественной войны: командир 31-й авиадивизии, командующий ВВС Калининского фронта (1942), командующий 3-й ВА (1942-1943) и 1-й ВА (1943-1944). С июня 1944 г. начальник Управления боевой подготовки ГУ ВВС Красной Армии. С 1946 г. заместитель командующего дальней авиации, в 1949-1955 гг. на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности. С 1955 г. в запасе.

35 Спирин Иван Тимофеевич [1898 - 1960] — советский военный летчик-штурман, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (1937), доктор географических наук. Участвовал как штурман в ряде рекордных перелетов на Север, в Китай, в Европу. В 1937 г. начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС, участвовал в составе экипажа М.В. Водопьянова в высадке на дрейфующую льдину в районе Северного полюса первой полярной экспедиции во главе с И.Д. Папаниным. В дальнейшем начальник Ивановской школы штурманов. Участник Великой Отечественной войны. С 1955 г. в отставке.

36  В.К. Муравьев. Испытатели ВВС. - М.: Воениздат, 1990. - С.26-27.

37  Чкалов Валерий Павлович [20.1 .(2.2). 1904 - 15.12.1938] - советский летчик, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Прошел обучение в Егорьевской военной теоретической школе летчиков (1921-1922), окончил Борисоглебскую авиационную школу (1923), обучался в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С июня 1924 г. служил в Краснознаменной истребительной эскадрильи, прославился как искусный летчик-истребитель. В 1927-1928 гг. командир звена в истребительной эскадрильи Брянской авиабригады. В 1928-1930 гг. летчик-инструктор Ленинградского общества друзей Воздушного Флота. С ноября 1930 г. летчик-испытатель в Научно-испытательном институте ВВС, с 1933 г. летчик-испытатель авиазавода. Испытал свыше 70 типов различных самолетов, в т.ч. И-15, И-16, И-17. Внес большой вклад в развитие летного мастерства, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа (восходящий штопор и замедленную бочку). Совершил несколько дальних беспосадочных перелетов (1936, 1937). Погиб при испытании нового истребителя.

38    Байдуков Георгий Филиппович [13(26)05.1907 - 28.12.1994] - советский военачальник, генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). На военной службе с 1926 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков (1926), 1-ю Военную школу летчиков (1928), Высшую военную академию (1951). С - 1931 г. летчик-испытатель. В 1930-е гг. участник нескольких сверхдальних перелетов. В ходе советско-финляндской войны (1939-1940) командовал авиагруппой и авиаполком, во время Великой Отечественной войны: авиадивизией, авиакорпусом и ВВС 4-й ударной армии. С 1946 г. заместитель командующего ВА, в 1947-1949 гг. заместитель начальника Государственного научно-испытательного института ВВС по летной части, с 1949 г. начальник Главного управления ГВФ. С 1952 г. заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике, а в 1957-1972 гг. начальник 4-го Главного управления МО СССР. С 1972 г. научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны.

39    Беляков Александр Васильевич [9(21). 12.1897 - 28.11.1982] - советский военный штурман, ученый в области аэронавигации, генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Советского Союза (1936). На военной службе с 1916 г., в Красной армии с 1919 г. Окончил Александровское военное пехотное училище (1917), Московскую фотограмметрическую школу (1921), военную школу пилотов (1936). С 1921 г. на преподавательской работе в Московской фотограмметрической школе. В 1930-1935 гг. преподаватель и начальник кафедры ВВА им. Н.Е. Жуковского. Во второй половине 30-х годов совершил несколько сверхдальних перелетов. В 1936-1939 гг. флаг-штурман соединения, затем флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 г. заместитель начальника Военной академии командного и штурманского состава ВВС КА, затем начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В должности и.о. главного штурмана ВА участвовал в Берлинской операции (1945). В 1945-1960 гг. начальник штурманского факультета ВВА. После увольнения в отставку - профессор Московского физико-технического института.

40  Гризодубова Валентина Степановна [18(31)01 1910 - 28.04.1993] - советская летчица, Герой Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986), полковник (1943). В Советской армии с 1936 г. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С.В. Гризодубова. Окончила Пензенский аэроклуб (1929). Занималась планерным спортом. Работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, затем в агитационной эскадрилье им. М. Горького, была начальником управления международных воздушных линий СССР. В составе экипажа установила женский мировой рекорд дальности полета на самолете «Родина» (1938). В годы Великой Отечественной войны командовала 101-м полком авиации дальнего действия (1942) (позднее - 31-м гвардейским бомбардировочным авиаполком). В 1942-1945 гг. член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С 1946 г. в отставке. Работала в гражданской авиации: начальник летно-испытательной станции, директор НИИ.

41 Осипенко Полина Денисовна [25.9.(8.10). 1907 - 11.5.1939] - советский военный летчик, майор (1939). Окончила Качинскую авиационную школу (1932), служила в истребительной авиации летчиком и командиром авиазвена. Установила 5 международных женских рекордов. Погибла при исполнении служебных обязанностей (1939).

42 Раскова Марина Михайловна \.15£8^.(1912 - 4.01.1943] - советский летчик-штурман, Герой Советского Союза (1938), майор (1942). В Советской Армии с 1942 г. Окончила школу пилотов Центра аэроклуба Осоавиахима (1935). Участвовала в первом групповом женском перелете Ленинград-Москва (1935), а также в нескольких дальних беспосадочных перелетах (1937). Во время Великой Отечественной войны командовала авиагруппой по формированию женских авиаполков, с января 1942 г. командир женского бомбардировочного авиаполка. Погибла при исполнении служебных обязанностей (1943).

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня