Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха

Немецкая военная промышленность начала ХХ века отличается большим разнообразием и использованием необычных схем для техники и вооружения. Одной из примечательных немецких разработок в области движителей бронетехники стало семейство шасси разведывательных бронеавтомобилей, имеющих колесную формулу 8x8. Как ни странно, но немецкие инженеры в данной области не были пионерами: первый в мире четырехосный броневик был создан в 1934 году австрийцами, которые всегда отличались тягой к нестандартным шасси.

Эта весьма оригинальная машина была разработана и производилась фирмой «Austro-Daimler» (Винер-Нойштадт, с 1935 г. часть оружейного концерна «Steyr-Daimler-Puch»). Проектирование было начато еще в июле 1931 года в рамках создания армейского трехосного грузового семейства ADG. Первый опытный небронированный образец бронемашины был построен в 1933 году. Для управления ходовой частью использовали бесступенчатую трансмиссию типа «Voith» с шестискоростной гидравлической коробкой передач (по три скорости вперед и назад), заимствованную у полноприводного трехосного тягача ADAZ. Первый бронированный образец был изготовлен в 1934-го года. Опытные ADAZ имели односкатные колеса и восьмигранную вращающуюся башню с пулеметом Schwarzlose М7/12 калибра 8 мм. Еще два пулемета было размещено в противоположных концах корпуса. Однако военное ведомство потребовало изменить конструкцию машины (уменьшить длину корпуса), и окончательный вариант машины был представлен в январе 1935 года. В декабре того же года было начато производство первой партии из 12 бронеавтомобилей.

Бронеавтомобиль ADGZ имел практически симметричную конструкцию корпуса – в каждой оконечности имелось место для механика-водителя, были установлены курсовые пулеметы и фары. Рама бронетранспортера имела форму параллелограмма (для снижения массы всей конструкции лонжеронная рама была заменена профильной хребтовой рамой с периферийными толкающими трубами), что значительно облегчало работу управляемых передних и задних колес, а благодаря специальной трансмиссии машина могла двигаться и вперед, и назад с максимальной скоростью. Данное качество было особенно ценно при ведении боевых действий на улицах городов и узких лесных и проселочных дорогах, где довольно сложно осуществить разворот. Корпус ADGZ сварной из бронелистов толщиной от 6 до 14,5 мм, которые устанавливались под углами 5 – 75 градусов. Броня защищала экипаж от пуль стрелкового оружия и считалась вполне достаточной при использовании машины в полицейских операциях. Экипаж бронеавтомобиля ADGZ состоял из 7 человек: командир, наводчик, заряжающий пушки, два пулеметчика, два водителя (позднее, после принятия машин на вооружение СС место второго водителя сократили). Для посадки экипажа служили четыре двери, выполненные в бортах корпуса. Четырехосный бронеавтомобиль ADGZ имел следующие габариты: длина — 6260 мм, ширина — 2160 мм, высота — 2560 мм. Клиренс — 270 мм.


Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха


В кормовой части был размещен карбюраторный 6-цилиндровый двигатель «Аустро-Даймлер» М612 (охлаждение – жидкостное, рабочий объем – около 12 л., заимствован у артиллерийского тягача ADAZ). Двигатель, развивающий при 1800 оборотах в минуту мощность до 150 л.с., позволял 12-тонной машине двигаться по шоссе со скоростью до 70 км/ч. Запас хода при этом составлял 450 км. Высокий расход топлива (около 95 литров на 100 км) потребовал установки 4-х баков, общая емкость которых составляла 210 л. Кроме двигателя в кормовой части размещалась коробка передач. Кроме описанной выше коробки передач, в трансмиссию входили демультипликатор и специальная гидромуфта сцепления типа «Wandler». Машина имела гидравлические тормоза. У бронетранспортера ADGZ все оси были ведущими. Поскольку после установки пушечного вооружения в районе центра тяжести увеличился вес, колеса двух средних осей были сделаны двускатными. Как уже говорилось первая и четвертая оси были управляемые. Колёсная формула 8х8 позволяла машине преодолевать подъем до 35 градусов.

В первоначальном варианте, который использовался австрийской армией, основное вооружение бронеавтомобиля ADGZ состояло из автоматической пушки «Solothurn» калибра 20 мм и пулемета «Шварцлозе» калибра 7,92 мм, установленных в шаровых опорах отдельно в сварной цилиндрической башне с двускатной крышей. Кроме того, в переднем и заднем листах корпуса было установлено ещё два пулемета Schwarzloze. Оружие наводилось при помощи плечевых упоров. Боекомплект: 5000 патронов к пулемётам и 250 снарядов к пушке. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, закрывающиеся пуленепробиваемыми стёклами.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха


Как уже говорилось ранее, предсерийная партия бронеавтомобилей ADGZ состояла из 12 машин. Серийное же производство данных машин было весьма ограниченным – австрийская армия до 1937 года получила всего 27 бронеавтомобилей ADGZ. После аншлюса Австрии, состоявшегося в 1938 году, вся военная техника и оружие были переданы вермахту. В германском вермахте данной машине было присвоено обозначение «М35 mittlerer Panzerwagen». Первоначально планировалось, что они будут проданы Болгарии или Румынии, но из-за неукомплектованности броневиков оборудованием и малого количества от этой идеи отказались. После доработки, которая была сведена к замене австрийских пушки и пулеметов на немецкие 20-мм пушку KwK 35 и пулеметы MG-34 бронеавтомобили ADGZ были переданы в полицейских частей СС.

В 1941 году рейхсфюрер СС Гиммлер выдал концерну Steyr заказ на изготовление бронеавтомобилей ADGZ для войск СС. Уже в начале 1942 года в части было передано 25 машин собранных из комплектующих хранившихся на предприятии. На Восточном фронте ADGZ использовались для охраны тыловых коммуникаций, а также для борьбы с партизанскими отрядами. В частности, ADGZ имела на вооружении 7-ая добровольческая горнострелковая дивизия СС «Prinz Eugen» («Принц Евгений»), действовавшая на территории Югославии. Известно, что один броневик ADGZ 16 января 1943 года захватили войска 3-й танковой армии во время освобождения г. Россошь (Воронежская область), а другой в феврале 1944 года был подбит 1-ой Украинской партизанской бригадой Ковпака С. А. во время боя под Седлийце (Польша). Все бронеавтомобили ADGZ были уничтожены в боях.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха


Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля ADGZ:
Боевая масса - 12 т;
Длина - 6260 мм;
Ширина - 2160 мм;
Высота - 2560 мм;
Вооружение:
Башня - пушка Solothurn калибра 20 мм (заменена на KwK 35 L/45 калибра 20 мм), пулемет Shwarzlose калибра 7,92 мм (MG-34 калибра 7,92 мм);
Передняя и задняя части корпуса – 2 пулемета Shwarzlose калибра 7,92 мм (MG-34);
Боекомплект:
Пушка – 250 выстрелов;
Пулеметы - 5000 патронов;
Двигатель: карбюраторный 6-цилиндровый бензиновый M612, мощность при 1800 об/мин 150 л.с.;
Максимальная скорость – 70 км/ч (по шоссе);
Запас хода – 450 км (по шоссе)
Экипаж - 7 человек (позже сокращен до 6).

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 1. Австрийский бронеавтомобиль ADGZ на службе Третьего рейха


Подготовлено по материалам:
http://voenoboz.ru/
http://www.aviarmor.net
http://www.weltkrieg.ru
http://militaryalbum.blogspot.com
http://armoredgun.org/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Mikhado 16 января 2013 09:05
    Ишь ты, какая кракозябра прикольная - и явно не дешевая, "Ганомаг" явно попроще будет. И сразу вспоминая красноармейские броневички 30-х, даже не полноприводные, понимаешь наше тогдашнее технологическое все еще отставание, увы.
    1. BigRiver 16 января 2013 11:52
      Mikhado (1)

      Дык, к тому моменту когда эти девайсы начинали создаваться, у нас еще и самой-то тяжелой промышленности не было.
      Вот немецкий брательник австрияка. Начало разработки, кажись, 1932 год.
      Sdkfz 231.
    2. borisst64 16 января 2013 13:21
      Цитата: Mikhado
      вспоминая красноармейские броневички 30-х,

      Наши основывались на шасси грузовиков, а здесь полноценная конструкция.
      borisst64
      1. Sanches 17 января 2013 06:05
        borisst64 Вчера, 13:21
        Наши основывались на шасси грузовиков, а здесь полноценная конструкция.
        ...и даже на базе легковых
        9110 таких машин в ВОВ - серьезная вещь
  2. Iraclius 16 января 2013 10:01
    Чисто полицейское спец.средство. Усмирение беспорядков, пропаганда, патрульная служба. Башня имеет нерациональные углы наклона. Да и сама конструкция корпуса имеет недостатки. Ходовая часть никак не защищена - просто огромные и открытые колёсные ниши. С другой стороны отличная проходимость для 12-тонного автомобиля - 35 градусов уклона осиливает!
    1. borisst64 16 января 2013 13:26
      Автор путает градусы и процент уклона. 35 градусов и гусеничная техника не берет.
      borisst64
  3. AK-47 16 января 2013 18:55
    Отличительной чертой машины была полная симметричность, проявлявшаяся не только во внешних очертаниях, но и в механизмах управления.
    AK-47
  4. Iraclius 16 января 2013 20:55
    Цитата: BigRiver
    Sdkfz 231.

    Ну это же совсем разные весовые категории! 8-Rad - тяжёлый бронеавтомобиль с более мощным бронированием. Да и по проходимости он несильно уступал танкам того же времени. 8-Rad разрабатывался и использовался как полноценное средство огневой поддержки пехоты, тогда как ADGZ для таких целей явно слабовата.
    1. BigRiver 17 января 2013 09:47
      Iraclius
      Ну это же совсем разные весовые категории! 8-Rad - тяжёлый бронеавтомобиль с более мощным бронированием....

      Да где?..
      8-Rad, ЛЕГЧЕ на 3 тонны, при сопоставимом бронировании (6-15 мм) и с идентичной мощностью двига в 150 л.с.
      Только 234-й приблизился к 12 тоннам, имея уже 30 мм в лобовых деталях. Правда, там и мощность двига на четверть выросла.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня