Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 2. Семейство Sd.Kfz. 231

Германскими конструкторами были быстро оценены преимущества схемы австрийского тяжелого броневика ADGZ с колесной формулой 8х8, попавшего в их распоряжение после Аншлюса, перед повсеместно господствовавшей формулой 6x4. Четырехосная схема, кроме значительного увеличения проходимости, позволяла разместить на шасси мощное артиллерийское вооружение, а также дополнительное оборудование без существенных потерь в скорости. Разработка четырехосного шасси с мощным двигателем для бронеавтомобиля была начата еще в середине 1930-х годов. Управление вооружений сухопутных войск в 1934 году заключило договор на разработку восьмиколесного шасси со всеми ведущими и управляемыми колесами с фирмой «Дойче верке». Данные шасси должно было стать базой для новой серии бронеавтомобилей, способных заменить шестиколесные бронемашины Sd.Kfz.231, созданные ранее.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 2. Семейство Sd.Kfz. 231
Sd.Kfz.231 (8-rad) — разведывательный бронеавтомобиль, вооруженный 20-мм автоматической пушкой и 7,92-мм пулеметом MG 34



Полномасштабные работы по созданию нового бронемашины на полноприводном четырехосном шасси фирмы "Бюссинг-НАГ" (Bussing-NAG) начались в 1935 году. Первоначально прототипы новых машин назвали «Versuchskraftfahrzeug» 623 и 624 (экспериментальная машина). В середине 1937 года им было присвоено обозначение Sd.Kfz.231 и .232, а в октябре 1939 г. к ним был добавлен идентификатор 8-Rad, чтобы отличать восьмиколесные бронемашины от машин с колесной формулой 6х4 имеющих такое же обозначение. В войсках данные машины получили называние Achtrad (Ахтрад). Серийное производство бронемашин осуществляли фирмы ««Deutsche Eisenwerke» (Киль) и «F. Schihau» (Эльбинг). Первая занималась производством комплектующих узлов и агрегатов, вторая – окончательной сборкой.

В семейство бронеавтомобилей входили следующие модификации:
- Sd.Kfz.231 (8-rad) — разведывательный бронеавтомобиль, вооруженный 20-мм автоматической пушкой и 7,92-мм пулеметом MG 34;
- Sd.Kfz. 232 (Fu) (8 Rad) - разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и радиостанцией Fu 12 с антенной рамочного типа;
- Sd.Kfz. 233 (8 Rad) — самоходная установка с 75-мм гаубицей (длина 24 калибра) StuK 37;
- Sd.Kfz.263 (8-rad) — командирская машина оснащенная антенной рамочного типа.

Sd.Kfz.231 (8-Rad), который стал основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта во время Второй мировой войны, построили по компоновочной схеме с задним расположением моторного отделения, двумя постами управления и колесной формулой 8х8. Два поста управления позволяли в случае необходимости осуществлять отход без разворота бронеавтомобиля. У полностью закрытого корпуса бронемашины имелась достаточно сложная конфигурация. Сварной корпус собирался из листов катаной стали различной толщины, которые были установлены с рациональными углами наклона. Толщина бронелистов зависела от уязвимости и важности защищаемых узлов и агрегатов, и составляла от 8 до 14,5 мм. Для дополнительной защиты носовой части машины устанавливался броневой щит (так называемый "Pakschuetz") толщиной 10 мм, который крепился к корпусу при помощи кронштейнов на расстоянии 500 мм от него. Пустое пространство между бронещитом и корпусом использовалось экипажем для размещения разного снаряжения. В июле 1942 г. толщину бронещита увеличили до 30 мм. Подобная бронировка обеспечивала экипажу (командир, наводчик и два механиков-водителей, один из которых также являлся радистом) надежную защиту от пуль, осколков снарядов и мин. В бронеавтомобиле Sd.Kfz.233 экипаж был сокращен до трех человек и состоял из: переднего водителя, командира (так же выполнял обязанности радиста и наводчика), заряжающего (выполнял обязанности заднего водителя). Корпус состоял из боевого и силового отделений. Силовое отделение занимало заднюю часть корпуса, а боевое – переднюю.

Sd.Kfz. 232 (Fu) (8 Rad) - разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и радиостанцией Fu 12 с антенной рамочного типа


Для посадки/высадки членов экипажа между второй и третьей осью в нижней части бортов бронемашины имелись двустворчатые входные люки. Еще один люк был выполнен в передней части корпуса в верхнем бронелисте. Также посадка в машину могла осуществляться через два башенных люка, выполненных в задней стенке и на крыше башни.

Отделение управления находилось в передней части корпуса, слева располагался водитель. Для облегчения работы механика-водителя в тесном боевом отделении, рулевое колесо оснащалось шарнирным сочленением. Место механика-водителя было оборудовано комплектом контрольных приборов, отображающих состояние двигателя и других узлов бронемашины, а также компасом, спидометром и часами. Место справа занимал любой член экипажа, который не был занят. Для переднего и заднего водителя было предусмотрено по четыре смотровых люка закрывающихся бронекрышками. При этом обзор для заднего механика-водителя ограничивался капотом двигателя.

Моторный отсек бронемашины располагался в кормовой части корпуса. От боевого отделения отгораживался противопожарной перегородкой. В моторном отсеке устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель «Бюссинг-НАГ» L8V-G (Bussing-NAG L8V) с жидкостным охлаждением. Рабочий объемом двигателя – 7913 см3, мощность при 3000 об/мин – 150 л.с. (110,3 кВт). На бронеавтомобилях поздних производственных серий устанавливался более мощный двигатель – 180 л.с. (132,4 кВт), рабочий объем 8363 см3.

От двигателя на колеса вращающий момент передавался через трансмиссию "Buessing-NAG" GS, состоящую из трехскоростной коробки передач преселекторного типа (три скорости вперед и три назад) с двухдисковым сухим сцеплением, демультипликатора (увеличивал число возможных комбинаций до 24) самоблокирующегося дифференциала и механических тормозов. Силовая установка позволяла даже такой тяжелой бронемашине (8,3—9,1 т) развивать на шоссе скорость до 90 км/ч. Максимальная скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч.

Sd.Kfz. 233 (8 Rad) — самоходная установка с 75-мм гаубицей (длина 24 калибра) StuK 37


В четырехосной полноприводной (колесная формула 8×8) ходовой части имеющей независимую подвеску на листовых полуэллиптических рессорах были использованы односкатные колеса. Все колеса бронеавтомобилей Sd.Kfz.231 управляемые, поэтому машины имели довольно высокую маневренность даже несмотря на большую боевую массу. При повороте машины поворачивались все 8 колес: передние четыре — в сторону поворота, задних — в противоположную. При этом передняя и задняя пары поворачивались на больший угол. Над каждой парой колес были выполнены коробчатые крылья, пустоты которых использовались для размещения ящиков для хранения инструментов и запчастей.


Благодаря мощному двигателю и полному приводу бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.231 имели высокую проходимость, были способны преодолевать рвы до 1,24 метра, вертикальные препятствия до 0,48 м и броды глубиной в метр. Топливные баки вмещали 150 л. (118+32) бензина. Данное количество топлива позволяло бронеавтомобилю пройти по шоссе около 300 км и 170 км – по проселку (расход топлива составлял 45-50 л/100 км).

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 имели сварную башню, покоящуюся на шарикоподшипниках. Башня не имела дополнительного крепления с корпусом, но оснащалась корзиной (поликом), которая вращалась вместе с башней. Благодаря этому размещавшиеся в башне командир бронемашины (рабочее место в левой части башни) и стрелок (в правой) вращались вместе с ней. В башне было установлено основное вооружение бронемашин: 20-миллиметровая пушка 2cm KwK.30 L/55 или KwK.38 L/55 и 7,92-миллиметровый пулемет MG-34 или MG-42. Боезапас к пушке составлял 200 выстрелов, а к пулемету – 1300 патронов. В вертикальной плоскости вооружение наводилось в секторе -10... +26 градусов. При опускании фиксатора ствол пулемета можно было поднять до +37 градусов. Сбоку от маски пушки монтировались прицельные приспособления. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир машины использовал перископ выведенный в левой части башни через крышу. В 1940-м году маску пушек бронемашин Sd.Kfz .231/232 подвергли значительной переработке. На башне Sd.Kfz.232 крепились передние опоры антенны рамочного типа для радиостанции Fu 12.

На Sd.Kfz. 263 башня отсутствовала. Ее заменила неподвижная просторная рубка, в которой был установлен единственный пулемет MG 34 (вооружение могло полностью отсутствовать). Данное конструктивное решение было обусловлено установкой крупноразмерной рамной антенны. Кроме рамной антенны на данной машине была установлена дополнительная выдвижной телескопической антенной высотой 9 метров, размещенная позади радиорубки. Использование крупноразмерной рамной антенны, значительно увеличило силуэт и без того высокого бронеавтомобиля. Данное обстоятельство не удовлетворяло войска, поэтому в 1942 году на обоих образцах разведывательных машин (232/263) ее заменили на более компактную штыревую.

Sd.Kfz.263 (8-rad) — командирская машина оснащенная антенной рамочного типа


Башня также отсутствовала и на Sd.Kfz. 233, а ее боевое отделение стало открытым. Пушка (75-миллиметровая KwK 37 компании Rheinmetall-Borsig, длина ствола – 24 калибра) устанавливалась в лобовом листе боевого отделения справа. Пушка имела электроспуск и вертикальный клиновой затвор. Боекомплект состоял из 32 выстрелов с дымовыми (начальная скорость 455 м/с, масса 6,21 кг), осколочно-фугасными (начальная скорость 450 м/с, масса 5,73 кг), бронебойными (начальная скорость 385 м/с, масса 6,8 кг) и кумулятивными (начальная скорость 485 м/с, масса 4,44 кг) снарядами. Кроме этого, над боевым отделением был установлен пулемет MG34 калибра 7,92 мм, позволяющий вести огонь не только по наземным целям, но и по воздушным. Боекомплект пулемета – 1500 патронов. Также внутри данного бронеавтомобиля, как и во всех машинах семейства, находились пистолет-пулемет МР40 и 6 ручных гранат. На передних крыльях машины было закреплено по 4 дымовые шашки.

Всего в период с 1936 по 1943 гг. было выпущено 966 бронеавтомобилей данного семейства, из которых: Sd.Kfz.231/232 – 607 ед., Sd.Kfz.233 – 119 ед., Sd.Kfz.263 – 240 ед.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 использовались для разведки и отлично зарекомендовали себя в этой роли. Данные машины практически не использовались для борьбы с танками противника в виду слабого вооружения и тонкой брони, хотя существуют сведения, что бронеавтомобили несколько раз вступали в бои с танками союзников, и одерживали победу. При этом хорошая проходимость данных машин позволяла им отлично двигаться не только по шоссе (например, французская развитая шоссейная сеть позволяла достичь любой точки страны не съезжая с асфальта) но и на пересеченной местности. Sd.Kfz.232 отлично себя показали на горных дорогах Югославии и Греции.

Полностью раскрыть свои возможности немецкие тяжелые бронеавтомобили смогли в Северной Африке. В состав "Deutsches Afrikakorps" входило две части, оснащенные данными бронеавтомобилями: 33-ий разведбатальон 15-ой танковой дивизии и 3-ий разведбатальон 5-ой легкой дивизии. Весной 1941 года 3-й батальон отличился во время наступления немецко-итальянских войск. Наряду с проведением разведки данные бронеавтомобили принимали участие в боевых действиях. Sd.Kfz.231/232 в пустыне прошли всестороннюю проверку, во время которой были выявлены достоинства и недостатки машин. К недостаткам можно отнести недостаточное охлаждение двигателя, а также большой расход топлива, который ограничивал радиус действия.

На Восточном фронте бронеавтомобилям данного семейства пришлось туго. Во-первых, оказалось, что проходимость Sd.Kfz.231, которая для Европы была превосходной, для России была явно недостаточной. Во-вторых, в Красной Армии имелись танками, при столкновении с которыми немецкие машины не имели никаких шансов. В этих условиях разведку проводили, как правило, на средние танки, а бронеавтомобили держали в тылу.

Подготовлено по материалам:
http://voenoboz.ru/
http://www.weltkrieg.ru
http://ursa-tm.ru
http://armoredgun.org
http://war-arms.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти