Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96

Фирма Schneider во время Первой мировой войны изготовила серию крупнокалиберных артиллерийских железнодорожных установок «скользящего типа». Для этих установок общим признаком было то, что транспортеры ведения кругового огня не обеспечивали, а орудия в горизонтальной плоскости наводились за счет передвижения всей установки по железнодорожным криволинейным веткам (усам), которые отходили от главного пути. Энергия отдачи у данных установок воспринималась рельсами ж/д пути, по которому установка после выстрела «скользила». Железнодорожная артиллерийская установка, оснащенная 274-миллиметровой пушкой М 1887/93, стала одной из первых среди установок «скользящего типа» фирмы Schneider. Пушка для установки «заимствована» с одного из линкоров типа «Bouvet», считавшихся к тому времени устаревшими. Длину ствола составляла 46,7 калибров, нарезной части – 39,5 калибра. Пушка снабжалась поршневым затвором, масса достигала 34960 килограмм.

Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96


Для стрельбы из данного орудия использовались фугасные снаряды массой 261 кг, хранившиеся в огромном количестве на складах французского флота. Пороховой заряд (масса 63,65 кг) разделили на два полузаряда. Дальность стрельбы такими снарядами, при начальной скорости 740 метров в секунду составляла 24,4 км. К пушке в конце войны также разработали фугасный снаряд, имеющий баллистический наконечник М 1917. Масса этого снаряда составляла 237,5 кг, а начальная скорость 785 м/с.


Транспортер разработанный для пушки одновременно являлся ее лафетом. Лафет имел громоздкую главную балку, которая состояла из стальных продольных балок, скрепленных поперечными связями. Главная балка устанавливалась на две железнодорожные тележки с пятью осями. Транспортер механизмов горизонтальной наводки не имел, пушка имела жесткое крепление, что исключало возможность внесения поправок в горизонтальной плоскости. Механизмы вертикальной наводки – ручные. Конструкция лафета позволяла осуществлять вертикальную наводку пушки в диапазоне +25 .. +40 градусов. На рельсы перед началом ведения огня укладывались специальные балки, на которые при помощи винтовых домкратов, смонтированных на транспортере, опускались шесть опор, представлявших из себя поперечные деревянные брусья которые были окованы железом. Опорами воспринималась основная часть массы транспортера. Все работы по переводу установки в боевое положение из походного требовалось около 30 минут. Опоры после выстрела скользили по балкам, уложенным на рельсы, и энергия отката гасилась за счет силы трения. Однако после выстрела установка откатывалась приблизительно на метр, поэтому для ее возврата в исходное положение на транспортере были установлены специальные механизмы с ручным приводом.

Из-за огромных динамических нагрузок, которые возникали при выстреле, вагон-погреб к транспортеру не мог быть присоединен постоянно. Поэтому оборудовали промежуточный погреб, загружаемый из вагона-погреба при помощи рольганга и крана. Снаряды из промежуточного погреба к орудию подавались при помощи снарядной тележки, полузаряды подносились вручную.


Фирма Schneider использовала транспортер для 274-миллиметровой пушки М 1887/93 для создания артиллерийской ж/д установки с 274-миллиметровой пушкой М 1893/96. Пушки этого образца сняли с устаревшего линкора Henri IV. Длина пушки составляла 41,9 калибр, нарезной части – 29,85 калибра, масса 35,4 т.

На транспортере орудие устанавливалось на его штатном станке с люлькой. Также использовались «родные» противооткатными устройствами. Транспортер был аналогичен транспортерам «скользящего типа». Отличительно особенностью данного орудия было то, что размещенная сзади железнодорожная тележка снабжалась механизмом, который позволял поворачивать транспортер вправо или влево приблизительно на 1 градус относительно вертикальной оси (середина балансира передней тележки). Использование данного механизма обеспечивало корректировку горизонтальной наводки орудия. Основная же наводка в данной плоскости осуществлялась как и на всех железнодорожных установках «скользящего типа», то есть перемещением установки по веткам железнодорожного пути.

Поскольку был использован штатный станок пушки максимальный угол возвышения составил +25 градусов. На дальности стрельбы это отразилось негативно: вместо 24,4 км дальность стрельбы фугасными снарядами массой 261 кг составляла 21 км. При этом благодаря люльке на станке и мощным противооткатным устройством транспортер подвергался воздействию лишь малой части энергии отдачи, что позволило уменьшить вес транспортера и всей артиллерийской ж/д установки до 116 тонн, а также существенно упростило ее подготовку к стрельбе. Необходимо было только усилить рельсы продольными спец. накладками, а затем с помощью винтовых домкратов опустить на них две поперечные опоры. Для гашения энергии отката также использовались рельсовые захваты. Для подготовки установки к стрельбе требовалось около 2 часов.

Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96


Примечательным является тот факт, что благодаря использованию противооткатных устройств станка и трению по рельсам опорных брусьев энергия отдачи гасилась настолько, что после каждого выстрела установка смещалась назад только на 40 см. В связи с этим корректировку положения артиллерийской железнодорожной установки с 274-миллиметровой пушкой М 1893/96 при помощи лебедок проводилась после 10—20 выстрелов. Особенностью данной железнодорожной установки также было то, что промежуточный погреб, рабочие места номеров расчета и все остальные механизмы орудия закрывались сплошным броневым прикрытием. Его начали устанавливать после того, как германские самолеты начали обстреливать из пулеметов французские установки. Подобные атаки приводили к значительным потерям среди расчетов артиллерийских установок.

Так как живучесть стволов обоих пушек равнялась 500 выстрелам, их впоследствии рассверлили до 285 мм, а железнодорожные артиллерийские установки вооруженные ими получили обозначение «285-миллиметровая пушка М 17». Иногда створы рассверливались даже до калибра 288 миллиметров. Фирма Schneider 274-миллиметровые пушки на ж/д транспортерах выпускала серийно. Французская армия к началу Второй мировой имела на вооружении 16 таких установок. В 1940 году они были захвачены немцами и под обозначением 28,5 см К. (Е) 605 (f) применялись ими на Западном фронте.

Тактико-технические характеристики М 1887/93 и М 1893/96:

Калибр – 274,4 мм/274 мм;
Длина ствола – 46,7 калибров/41,9 калибров;
Наибольший угол возвышения – +40 град/+25 град;
Угол горизонтального обстрела – 0 град/2 град;
Масса в боевом положении – 152000 кг/116000 кг;
Масса фугасного снаряда – 261 кг;
Начальная скорость снаряда – 740 м/с/800 м/с;
Наибольшая дальность стрельбы – 24400 м/21000 м.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. барбитурат 28 января 2013 15:01
    таких пушек очень недостовало России, немцы все три года войны перемешивали наших солдат с дерьмом подобными орудиями в массовых количествах, а мы отвечали из полевой арты и то очень жиденько, как результат огромные потери, низкий моральный дух, разложение армии и гибель самодержавия
  2. biglow 28 января 2013 16:16
    очередной инженерный шедевр
    biglow
    1. biglow 28 января 2013 19:13
      чего минусовать,кто скажет ?
      biglow
      1. Iraclius 28 января 2013 19:50
        Не знаю, кто минусанул. Я поставлю плюс. yes
  3. Iraclius 28 января 2013 19:28
    Орудия очень мощные, даже по сравнению со 164-мм пушки М 1893, М 1893/96 и М 1893/96 М. Дальность стрельбы выросла с 18000 м до 24400 м - прирост приличный. Плюс к этому у орудия М 1893/96 наконец-то появилась броневая защита - 164-мм орудия прикрывались всего лишь щитовое прикрытие и бронированные артиллерийские вагоны.

    Я, наверное, не очень понятливый, но из статьи мне не ясно, как называлась первая установка. Судя по тексту орудие и там, и там именуется М 1887/93. Но в случае установки его на бронированный транспортёр установка называется М 1893/1896. Так как называется первая установка?
  4. Odessit16 28 января 2013 19:33
    Крупного калибра и сейчас не хватает - 152 мм гаубицы, а дальше - авиация. Не понимают "наверху", что крупный калибр - это не игрушка, а рабочая лошадка войны.
    Odessit16
    1. Iraclius 28 января 2013 19:54
      Что там ж/д артиллерия - от БЖРК по каким-то непонятным причинам избавились! А до этой машины смерти 274-мм орудиям далеко. wink Надеюсь, что у руководства страны хватит здравого смысла вновь вернуть стратегов на рельсы.

      ***
      Мне нравится прагматичность, с какой по мере износа канала ствола, боролись французы - рассверливали стволы до бОльшего калибра и опять в бой. good
      И не верится, что такая бронированная махина ведёт свою родословную от скромных 155-мм установки M 1877.
    2. Iraclius 28 января 2013 20:13
      Судя по 08.08.08. и штурмовой авиации тоже не хватает. request
      А ствольная артиллерия особой мощности ныне не особо и нужна - позиционная война в современных условиях вряд-ли возможна, а артиллерия особой мощности, в т.ч. и железнодорожная, в основном, и применялась против крепостей и фортификационных сооружений.
  5. Iraclius 28 января 2013 20:01
    Жду-не дождусь, когда доберемся до родных, советских ТэЭмок - сверхтяжёлых железнодорожных артиллерийских систем с 305 мм орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария» - ТМ-3-12.
    Вот она, малышка!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня