Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 274-мм пушки М 1887/93 и М 1893/96
Для стрельбы из данного орудия использовались фугасные снаряды массой 261 кг, хранившиеся в огромном количестве на складах французского флота. Пороховой заряд (масса 63,65 кг) разделили на два полузаряда. Дальность стрельбы такими снарядами, при начальной скорости 740 метров в секунду составляла 24,4 км. К пушке в конце войны также разработали фугасный снаряд, имеющий баллистический наконечник М 1917. Масса этого снаряда составляла 237,5 кг, а начальная скорость 785 м/с.
Транспортер разработанный для пушки одновременно являлся ее лафетом. Лафет имел громоздкую главную балку, которая состояла из стальных продольных балок, скрепленных поперечными связями. Главная балка устанавливалась на две железнодорожные тележки с пятью осями. Транспортер механизмов горизонтальной наводки не имел, пушка имела жесткое крепление, что исключало возможность внесения поправок в горизонтальной плоскости. Механизмы вертикальной наводки – ручные. Конструкция лафета позволяла осуществлять вертикальную наводку пушки в диапазоне +25 .. +40 градусов. На рельсы перед началом ведения огня укладывались специальные балки, на которые при помощи винтовых домкратов, смонтированных на транспортере, опускались шесть опор, представлявших из себя поперечные деревянные брусья которые были окованы железом. Опорами воспринималась основная часть массы транспортера. Все работы по переводу установки в боевое положение из походного требовалось около 30 минут. Опоры после выстрела скользили по балкам, уложенным на рельсы, и энергия отката гасилась за счет силы трения. Однако после выстрела установка откатывалась приблизительно на метр, поэтому для ее возврата в исходное положение на транспортере были установлены специальные механизмы с ручным приводом.
Из-за огромных динамических нагрузок, которые возникали при выстреле, вагон-погреб к транспортеру не мог быть присоединен постоянно. Поэтому оборудовали промежуточный погреб, загружаемый из вагона-погреба при помощи рольганга и крана. Снаряды из промежуточного погреба к орудию подавались при помощи снарядной тележки, полузаряды подносились вручную.
Фирма Schneider использовала транспортер для 274-миллиметровой пушки М 1887/93 для создания артиллерийской ж/д установки с 274-миллиметровой пушкой М 1893/96. Пушки этого образца сняли с устаревшего линкора Henri IV. Длина пушки составляла 41,9 калибр, нарезной части – 29,85 калибра, масса 35,4 т.
На транспортере орудие устанавливалось на его штатном станке с люлькой. Также использовались «родные» противооткатными устройствами. Транспортер был аналогичен транспортерам «скользящего типа». Отличительно особенностью данного орудия было то, что размещенная сзади железнодорожная тележка снабжалась механизмом, который позволял поворачивать транспортер вправо или влево приблизительно на 1 градус относительно вертикальной оси (середина балансира передней тележки). Использование данного механизма обеспечивало корректировку горизонтальной наводки орудия. Основная же наводка в данной плоскости осуществлялась как и на всех железнодорожных установках «скользящего типа», то есть перемещением установки по веткам железнодорожного пути.
Поскольку был использован штатный станок пушки максимальный угол возвышения составил +25 градусов. На дальности стрельбы это отразилось негативно: вместо 24,4 км дальность стрельбы фугасными снарядами массой 261 кг составляла 21 км. При этом благодаря люльке на станке и мощным противооткатным устройством транспортер подвергался воздействию лишь малой части энергии отдачи, что позволило уменьшить вес транспортера и всей артиллерийской ж/д установки до 116 тонн, а также существенно упростило ее подготовку к стрельбе. Необходимо было только усилить рельсы продольными спец. накладками, а затем с помощью винтовых домкратов опустить на них две поперечные опоры. Для гашения энергии отката также использовались рельсовые захваты. Для подготовки установки к стрельбе требовалось около 2 часов.
Примечательным является тот факт, что благодаря использованию противооткатных устройств станка и трению по рельсам опорных брусьев энергия отдачи гасилась настолько, что после каждого выстрела установка смещалась назад только на 40 см. В связи с этим корректировку положения артиллерийской железнодорожной установки с 274-миллиметровой пушкой М 1893/96 при помощи лебедок проводилась после 10—20 выстрелов. Особенностью данной железнодорожной установки также было то, что промежуточный погреб, рабочие места номеров расчета и все остальные механизмы орудия закрывались сплошным броневым прикрытием. Его начали устанавливать после того, как германские самолеты начали обстреливать из пулеметов французские установки. Подобные атаки приводили к значительным потерям среди расчетов артиллерийских установок.
Так как живучесть стволов обоих пушек равнялась 500 выстрелам, их впоследствии рассверлили до 285 мм, а железнодорожные артиллерийские установки вооруженные ими получили обозначение «285-миллиметровая пушка М 17». Иногда створы рассверливались даже до калибра 288 миллиметров. Фирма Schneider 274-миллиметровые пушки на ж/д транспортерах выпускала серийно. Французская армия к началу Второй мировой имела на вооружении 16 таких установок. В 1940 году они были захвачены немцами и под обозначением 28,5 см К. (Е) 605 (f) применялись ими на Западном фронте.
Тактико-технические характеристики М 1887/93 и М 1893/96:
Калибр – 274,4 мм/274 мм;
Длина ствола – 46,7 калибров/41,9 калибров;
Наибольший угол возвышения – +40 град/+25 град;
Угол горизонтального обстрела – 0 град/2 град;
Масса в боевом положении – 152000 кг/116000 кг;
Масса фугасного снаряда – 261 кг;
Начальная скорость снаряда – 740 м/с/800 м/с;
Наибольшая дальность стрельбы – 24400 м/21000 м.
Информация