Пушки на железнодорожном транспортере. Французская 194-мм пушка М 1870/93

Разработанный фирмой Schneider в 1914 году, железнодорожный транспортер использовался и для создания артиллерийской железнодорожной установки с 194-миллиметровой пушкой М 1870/93. Первоначально эту пушку использовали в системе береговой обороны. Длина ее составляла всего 30,3 калибра, при массе более 10 тонн. Баллистические характеристики были относительно невысокими: при стрельбе фугасными снарядами массой 80,5—85,3 килограмм (начальная скорость 555—640 м/с) цели поражались на дальности не более 12 — 13,8 километров. Только после введения гранаты, имеющей баллистический наконечник (масса 83,0 кг, начальная скорость 640 м/с) дальность поражения целей увеличилась до 18,3 км.

Пушки на железнодорожном транспортере. Французская 194-мм пушка М 1870/93


Для установки орудия на железнодорожном транспортере применили лафет М 1886, разработанный для береговой артиллерии, и состоявшей из двух станков (верхнего и нижнего) и гидравлического тормоза отката. Энергия отката, возникавшая при выстреле, гасилась перемещением верхнего станка по направлению вверх—назад по наклонной поверхности нижнего станка и тормозом отката. Под действием силы тяжести происходил накат. Для наведения пушки в вертикальной плоскости она оснащалась подъемным механизмом с зубчатым сектором. Максимальный угол возвышения – 40 градусов.


Угол горизонтального обстрела составлял 360 градусов. Для возможности кругового обстрела нижний станок смонтировали на стальной раме, которая на роликах вращалась на чугунном основании, установленном на транспортере. Механизм наведения в горизонтальной плоскости состоял из зубчатого венца на чугунном основании и шестерни на стальной поворотной раме. Вертикальная и горизонтальная наводка имела ручные приводы. Особенностью рассматриваемой артиллерийской железнодорожной установки было наличие щитового прикрытия у пушки, выполненного в виде бронированной башни. С обеих сторон от башни размещались бронепогреба для боеприпасов. При этом для подачи зарядов и снарядов в башню ее необходимо было развернуть таким образом, чтобы приемный люк, выполненный в кормовой части башни, встал напротив соответствующего люка погреба.

Подобное конструктивное решение весьма усложняло процесс заряжания и снижало скорострельность пушки. Несмотря на это французские артиллеристы сочли ж/д установку с 194-миллиметровой М 1870/93 достаточно удачной. Фирме Schneider большую заказали партию данных установок. Уже в марте 1915 года против германских войск использовалось 12 установок данного типа. Поскольку серийное производство данных ж/д установок велось в течение всей войны и в послевоенные годы, то французская армия к 1940 году располагала парком из 32 194-миллиметровых пушек на ж/д транспортерах.

Во время Второй мировой войны германские войска после разгрома Франции захватили большинство установок и использовали их в системе береговой обороны под обозначением 19,4 см Капопе (Е) 486 (f) или 93 (f). При этом орудия с части установок были демонтированы и установлены на стационарных огневых позициях.

Тактико-технические характеристики:
Калибр – 194,4 мм;
Длина ствола – 30,3 калибров;
Наибольший угол возвышения – +40 град.;
Угол склонения – 0 град.;
Угол горизонтального обстрела – 360 град.;
Масса фугасного снаряда – 83,0 кг;
Начальная скорость снаряда – 640 м/с;
Наибольшая дальность стрельбы – 18300 м.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Iraclius 31 января 2013 09:09
    У меня такое ощущение, что на вооружении французов были ж/д орудия всех возможных калибров. Зачем им такая пересортица? what
    было наличие щитового прикрытия у пушки, выполненного в виде бронированной башни

    Бред какой-то - щит это щит, башня это башня. request
    В целом, конструкция пушки, имхо, совместила лучшие стороны экспериментальной М 1877 и серийной 274-мм М 1893/1896. От первой - круговой обстрел и отсутствие необходимости в криволинейных путях. От второй - броневую защиту расчёта. Минус - мЕньшая дальность стрельбы.
    Если бы таких пушек сцепить штук 10 в один состав/бронепоезд, то получится настоящий сухопутный линкор! good Масса залпа - 830 кг! laughing
    1. ulyakinmariupol 31 января 2013 11:39
      Французские ж/д орудия имели калибр от 164 до 400 мм. Объясняется тем что на платформы устанавливали устаревшие пушки. Какие находили такие и ставили laughing
  2. Iraclius 31 января 2013 12:02
    ulyakinmariupol , я так понял, что кроме всего прочего широко применялась и практика рассверливания канала ствола для повышения его ресурса с последующим переходом на снаряды большего калибра.
    1. ulyakinmariupol 31 января 2013 12:20
      да. Причем данный подход французы использовали довольно широко. Иногда орудия рассверливались несколько раз - например, 274-мм (http://topwar.ru/23434-pushki-na-zheleznodorozhnom-transportere-francuzskie-274

      -mm-pushki-m-188793-i-m-189396.html) рассверливали до 285 мм а затем до калибра 288
  3. Iraclius 31 января 2013 13:04
    Откуда под такие экзотические калибры брались снаряды? Я про линкоровские орудия таких калибров и слыхом не слыхивал! what

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня