Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря

Бурное развитие военно-морской техники в 1850-1870-х годах, связанное с использованием на боевых судах паровых двигателей, бомбических орудий, а также бронирования, привел к перевороту в военном судостроении и быстрому развитию связанных отраслей промышленности. Значение деревянных кораблей, составлявших во второй половине 1850-х гг. основную силу военно-морских флотов, с появлением первых броненосцев обесценилось настолько, что все морские державы, в силу своих политических и экономических возможностей, вынуждены были приступить к воссозданию своих флотов. Невиданные до этого бронированные монстры, имеющие на вооружении многотонные орудия, постоянно сходили со стапелей и... сразу же устаревали, «сраженные» новыми изобретениями и усовершенствованиями.

Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря


Этот переворот в России произошел во времена царствования Александра II. Главой военно-морского ведомства, Морского министерства, являлся брат императора — генерал-адмирал и великий князь Константин Николаевич, непосредственное руководство ведомством осуществлял вице-адмирал Краббе Н.К. Всеми вопросами создания новых судов ведал Морской технический комитет (МТК) – орган того же министерства. Однако они далеко не всегда определяли «политику» и технику судостроения 1860-1870-х гг. Контр-адмирал Андрей Александрович Попов (в 1873 году стал вице-адмиралом), используя доверие генерал-адмирала, «работал» неофициальным генеральным конструктором военно-морского флота России. Этот энергичный и талантливый человек, грамотный судостроитель и моряк, смог, опираясь на подобранных им же помощников, реализовать большое количество своих идей, заложенных в проекты разнообразных по назначению кораблей. В их числе: океанский броненосный крейсер «Генерал-Адмирал», мореходный броненосец «Петр Великий» и круглые суда – броненосцы «Новгород», «Вице-адмирал Попов» и царская яхта «Ливадия».


Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря
Океанский броненосный крейсер «Генерал-Адмирал»


Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря
Броненосец «Петр Великий»


После Крымской войны русский черноморский военный флот практически перестал существовать. Возрождению черноморского флота политически препятствовали условия подписанного в 1856 году Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря. Данным договором России запрещалось иметь в составе военно-морских сил более 6 судов водоизмещением 800 тонн и 4 судов водоизмещением 200 тонн. Не меньшую роль сыграли и экономические причины: более десятилетия после неудачной и тяжелой войны ушло на серьезные внутренние реформы в стране, ограниченных средств казны хватало лишь на содержание и создание судов Балтийского флота. В связи с этим неоднократные предложения военного министерства построить хотя бы немореходные броненосные плавбатареи для обороны самых уязвимых мест черноморского побережья не реализовали.

Лишь во второй половине 1869 года, после того как была выполнена оборонительная судостроительная программа для Балтики, военному министру генералу Милютину Д.А. дали разрешение поднять вопрос «постройки броненосных судов на юге Росси», причем речь вновь велась исключительно об усилении обороны Керченского пролива и Днепровско-Бугского лимана. Во время предварительной проработки возникшей проблемы в Морском министерстве Попов А.А. предложил решить ее при помощи круглых судов: «Неприятель, который решится атаковать наши береговые укрепленные пункты, может отважиться на это лишь с использованием орудий самого большого калибра, который на тот момент будет возможен для практического употребления. Чтобы его отразить мы должны иметь подобные орудия, а следовательно, при проектировании судов служащих для дополнения нашей береговой защиты в качестве станков для орудий, для их вооружения надо артиллерию избрать с наибольшим из калибров, существующих у нас: поэтому на проектируемое судно предлагается поставить 11 д (280 мм) нарезные или 20 д (508 мм) гладкие пушки. Уменьшая длину при увеличении ширины судна можно уменьшить его стоимость и увеличить водоизмещение. После доведения этой аксиомы до конечной степени, то есть, сделав длину и ширину равными, мы достигнем самых благоприятных условий в отношении стоимости и водоизмещения. Поэтому все его ватерлинии образованы из кругов. Из всех кораблей, тип монитора в наименьшей степени подвержен качке и имеет наименьшую площадь для покрытия броней; проектированное судно, в качестве станка для орудий, есть монитор; в центре оно имеет неподвижную башню, покрытую броней, так же как борт и палуба судна... Хотя круговые образования ватерлиний благоприятных условий для высоких скоростей не представляют, но этот недостаток вполне компенсируется отсутствием препятствий для поворотливости и избытком водоизмещения. Чтобы полностью воспользоваться поворотливостью, проектированному типу дали два винта, а избыток водоизмещения загружается машиною...»

Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря
Броненосец «Новгород»


(Круглые суда были созданы еще в глубокой древности и использовались различными народами. В 1868 году англичанином Эльдером было предложено оригинальное круглое судно. В подводной части его обводы имели сферическую форму: уменьшалась смачиваемая поверхность, а, следовательно, уменьшалось и сопротивление воды. Изобретатель предлагал его использовать в качестве броненосца, «носителя орудий наибольшего калибра с покойной качкой и большой остойчивостью». Именно Эльдера, в некоторых публикациях того времени, и называли отцом идеи круглого броненосца. Но предложения существенно отличались: дно «монитора» Попова было плоским и, следовательно, имело значительно меньшую осадку.)

Судя по событиям, произошедшим дальше, это предложение руководство морского ведомства сразу заинтересовало; для проверки поведения необычного судна в воде Краббе Н.К. тут же разрешил изготовить натурную модель: круглую шлюпку имеющую диаметр в 3,35 м, с двумя паровыми машинами, временно снятыми в Кронштадте с рабочих катеров.

В вопросе определения места строительства будущих кораблей не имелось особого выбора. Современная судостроительная база имелась лишь в районе Петербурга. На юге страны в Николаеве, со времен парусного флота, сохранилось казенное адмиралтейство, где для Черноморской флотилии продолжали строить деревянные суда. В Севастополе работали мастерские РОПиТ (Русское общество пароходства и торговли), судоремонтники которого только собирали небольшие пароходы из готовых частей. Здесь же находился единственный на весь черноморской бассейн эллинг для ремонта больших судов. Не имея средств для строительства новых или реконструкции существующих предприятий, моряки предложили компромиссное решение — строить новые суда в Петербурге, а их сборку осуществлять на территории Николаевского адмиралтейства. Для проведения сборочных работ предлагалось оборудовать на берегу р. Ингул один или два открытых стапеля и недалеко от них построить «броненосную мастерскую» — некое подобие цеха по обработке брони и металлоконструкций, доставляемых из промышленных районов; оттуда же предполагалось выписать опытных рабочих-судостроителей. Высшие чины морского и военного министерств собравшиеся на «особое» совещание во второй половине декабря, под председательством генерал-адмирала, обсуждали соображения по строительству броненосцев. Было решено собрать за два года в Николаевском адмиралтействе четыре малых броненосца на общую сумму 4 млн. рублей, из которых 200 тыс. выделялось для дооборудования адмиралтейства. При этом тип корабля детально не рассматривали, Попову А.А. поручалась лишь проработку его будущего проекта по двум вариантам: «габаритов двухбашенных лодок», т.е. мониторов типа «Русалка», а также «круглого судна».

Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря
Броненосец «Вице-адмирал Попов»


Спустя месяц Александром II были утверждены решение совещания, а также требования военного ведомства к элементам кораблей: минимальный калибр орудий – 280 мм; осадка – 3,3 м, толщина брони — «больше чем на самых больших иностранных броненосцах» (фактически должна была равняться калибру пушек). Таким жестким требованиям в полном объеме удовлетворяло лишь круглое судно предложенное Андреем Александровичем! «Русалка» водоизмещении 2100 тонн и осадке 3,5 метра несла 4 орудия калибра 229 мм, имея поясную броню толщиной 114 мм. Более совершенный монитор «Адмирал Чичагов», имеющий на вооружении два орудия калибра 280 мм и защищенный 102-178-миллиметровой броней, имел при водоизмещении 3500 тонн осадку 5 метров. Таким образом, требования армейских инженеров стали оправданием выбора нового типа судна в качестве черноморского броненосца, хотя наряду с этим существовали и другие доводы. В апреле 1870 года управляющий Морским министерством писал: «Избрание данного типа для броненосцев на юге избавит нас от значительных затрат на постройку судов прежних типов, которые не могут по местным условиям удовлетворять требованиям современной обороны и лишит иностранные державы всяких поводов делать нам возражения и протесты... Без всякой натяжки круглые суда могут быть причислены к плавучим крепостям и не войдут в списки судов флота».

Круглые суда адмирала Попова. Часть 1. История создания круглых броненосцев для Черного моря
«Русалка»


В апреле были проведены испытания круглой шлюпки построенной на Кронштадтском пароходном заводе. Она довольно бойко передвигалась в канале, прорубленном во льду, подтверждая право на существование нового судна. 27 числа императору было доложено об успешных испытаниях, после чего «высочайше» было повелено круглые суда конструкции Попова А.А. именовать «поповками».

Андрей Александрович с помощниками до мая проработали несколько вариантов технического задания на строительство круглых кораблей разных диаметров, причем оставался открытым вопрос выбора типа орудий (гладкоствольные или нарезные) и башен для них (закрытые или открытые, вращающиеся или неподвижные). Для получения практических данных по мореходности и установке паровых машин с винтами на поповках, на том же заводе начали строить новую модель диаметром 7,3 метра с 4 винтами и паровыми машинами (мощность каждой 8 номинальных сил). Известно, что данная шлюпка, носившая название «Камбала», показала ход в 5 узлов и «необычно быструю поворотливость». После испытаний, завершившихся к лету 1871 года, с этой поповки сняли механизмы, а железный корпус использовался в Петербургском порту как плавсредство.

Генерал-адмирал 26 мая «выслушал комиссию относительно размерений и системы предполагаемых броненосцев» и выбрал круглое судно диаметром 46 метров с неподвижной открытой башней, броней 550 мм, вооруженное 4 гладкоствольными орудиями калибра 508 мм. Полное водоизмещение судна при осадке 3,8 метра должно было составлять 6054 тонны. После рассмотрения в Морском техническом комитете гладкоствольные пушки заменили пятью нарезными пушками конструкции Круппа калибра 280 мм; в июне Краббе Н.К. утвердил задание и корабельный инженер поручик Мордвинов А.В., будущий строитель обеих поповок, начал составлять смету «на материалы потребные для ее постройки»... К этому времени для Николаевского адмиралтейства составили проект «мастерской броненосного судостроения», а также подобрана группа офицеров-исполнителей. Контр-адмирал Лихачев И.Ф. военно-морской агент в Англии начал закупать необходимое для мастерской оборудование.

В июле 1870 года началась франко-прусская война. Последовавшее поражение Франции дало возможность русскому правительству добиться отмены статей договора касательно нейтрализации Черного моря, что было подтверждено международной Лондонской конференцией в январе 1871 года. Но, несмотря на это моряки продолжали считать задачу восстановления Черноморского флота «немыслимой» в связи с недостатком у государства средств для создания судостроительных и металлургических и предприятий на юге, оборудования баз для кораблей «новых грозных типов». Поэтому они предложили действовать последовательно — вначале построить оборонительный, «мониторный» флот состоящий из поповок. Управляющий Морским министерством 23 июля поручил главкому Петербургского порта проработать программу строительства для обороны Черного моря 10 поповок, с их постройкой в Петербурге и Кронштадте, сборкой в Николаеве. При этом для удешевления и ускорения постройки, предлагалось использовать паровые машины, снятые со старых канонерских лодок, клиперов и корветов. Через полмесяца портом были представлены расчеты. Из разработок Попова А.А. инженеры в качестве типовой выбрали поповку диаметром 24,4 метра. При водоизмещении 1200 тонн этот корабль вооружался двумя орудиями калибра 229 мм в неподвижной открытой башне, бронирован 152-203-мм плитами; силовая установка состояла из 4 паровых машин с канонерских лодок, мощность каждая 70 номинальных сил. В наличии имелись 32 такие машины, 8 предстояло изготовить. Общую стоимость программы определили в 9,5 млн. рублей, срок готовности всех судов — 15 месяцев.

Получив эти данные, моряки предложили уже в сентябре строить такие корабли, не выходя из решений «особого» совещания. Во-первых, это позволяло уложиться в заявленные суммы и сроки, во-вторых, «при новизне круглых кораблей... решить на практике, со меньшей потерей денег и времени, все вопросы которые необходимо выяснить, перед тем как затрачивать млн. рублей необходимые на строительство хотя бы одной поповки размером 152 фута (46 м) диаметра...» (стоимость, с вооружением и доставкой, составляла 4,14 млн. рублей, а срок изготовления был определен в 3 года!).

В ответ «беспокойным адмиралом» было разработано 6 вариантов круглых кораблей. В октябре из них окончательно выбрали поповку диаметром 29,26 метра: 2 орудия калибра 280 мм в неподвижной открытой башне, броня толщиной 305 мм, 4 паровых машины (общая мощность 480 номинальных сил). Общая стоимость броненосца, включая доставку на юг — 1,94 миллиона рублей.

Оставалось лишь решить вопрос о количестве кораблей. В «Программе действий...» составленной великим князем Константином Николаевичем и высочайше одобренной провозглашалось: «Черноморский броненосный флот должен иметь характер исключительно оборонительный, до времени... Основой данного флота должны стать закладываемые ныне поповки, количество которых должно быть доведено до десяти в возможно кратчайший срок...» Вероятно, в данной, максимальной, программе были учтены мнения специалистов о возможности применения старых машин с канонерок, а также строительства круглых судов с меньшими размерами. В январе 1871 года вернулись к предложению построить 4 поповки диаметром 29 метров: 2 в Петербурге, со последующей сборкой на юге, 2 — прямо в Николаевском адмиралтействе. На данную программу требовалось в два раза больше средств в сравнении с первоначальными расчетами. Окончательная сумма составила 8,5 миллионов рублей. Однако, поддерживая все эти «программы» и «планы», правительство финансировать их выполнение не спешило. Так, после того как Александр II разрешил 14 декабря 1870 года строить первую поповку в Петербурге и генерал-адмирал указал форсировать работы в Николаеве для закладки там второго судна, в середине следующего года, выяснилось, что на программу в 1871 году выделено лишь 1,66 млн. руб. (чуть более 1 миллиона рублей на первую и 600 тысяч на остальные три). В последующие годы ассигнования планировались на этом же уровне. Строить новые корабли на такие средства можно было лишь последовательно! Более того, чиновниками министерства было подсчитано, что завершить программу в этих условиях удастся лишь 1875 году и даже предложили задержать на год закладку второго корабля. Попову А.А. пришлось изрядно поволноваться, но уже в апреле 1871 года последовал окончательный приказ генерал-адмирала о начале постройки в том же году в Николаеве второй поповки.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. Iraclius 7 февраля 2013 08:59
    После Синопского сражения, которое стало лебединой песней парусного флота, началась гонка брони и калибров. Время от времени появлялись очень интересные, необычные корабли.
    С этой точки зрения интересные и своеобразные броненосцы! "Поповки", однако, ближе стоят к плавучим батареям береговой обороны (или плавучим фортам), чем к мореходным судам. Отдельно хочется сказать про самого Попова и Краббе. Это какую же нужно иметь любовь к Родине, гражданскую смелость и инициативу, чтобы принять решение о постройке таких уникальных кораблей.
  2. Сахалинец 7 февраля 2013 09:14
    Вице-адмирал Попов, был талантливым корабелом, но в отличии от "Петра Великого" его круглые корабли трудно назвать успешным проектом.
    1. avt 7 февраля 2013 09:36
      Цитата: Сахалинец
      Вице-адмирал Попов, был талантливым корабелом, но в отличии от "Петра Великого" его круглые корабли трудно назвать успешным проектом.

      Это еще мягко сказано . С кругляшами он здорово промахнулся ,одна яхта Ливадия чего стоит . В общем -просто запал на кругляши smile А ИНЖЕНЕР он был от Бога ! Серия его мониторов и при значительном волнении в море ходила . Ну ,а ,, Петр Великий " -это классика ! good Не зря бритые норовят оспорить первенство со своим Девастейшеном .
      avt
      1. Iraclius 7 февраля 2013 09:51
        Я думаю, что к этим кораблям нужно относится более снисходительно. Это же не полноценный эскадренный броненосец, а средство для береговой обороны. Кроме того, фантастическая обтекаемая форма имела потрясающе рациональные углы наклона брони и пробить её бронебойными, а уж тем более бомбическими снарядами было бы ой как непросто. good
        А вот как раз с Петром Великим не так всё однозначно. Почти точная копия HMS Devastation. Кроме того, со слабенькими машинами, потому позже и был переоборудован. request Да и сами по себе броненосцы мониторного типа обладали множеством недостатков, в т.ч. отвратительная мореходность - вспомните про гибель Кэптена.
        1. avt 7 февраля 2013 10:31
          Цитата: Iraclius
          А вот как раз с Петром Великим не так всё однозначно. Почти точная копия HMS Devastation. Кроме того, со слабенькими машинами, потому позже и был переоборудован. request Да и сами по себе броненосцы мониторного типа обладали множеством недостатков, в т.ч. отвратительная мореходность - вспомните про гибель Кэптена.

          Не согласен . Мониторы в принципе не приспособлены к открытому морю .Это конструктивная особенность . Кэптен не монитор ,башенный броненосец и опрокинулся по причине не просчитанной метацентрической высоты и ошибки кораблевождения. Для оценки Девастейшена и Петра Великова нужно рассматривать все элементы конструкции в целом -ну на пример бронирование и т д . А так можно сказать -ну плавает и что нового . По поводу ,,слабеньких "машин - ну если с реакторами современных АПЛ еще сравнить ..... request laughing
          avt
          1. Iraclius 7 февраля 2013 10:47
            А я и не сказал, что это мониторы. Я сказал, что это броненосцы мониторного типа, по другому- низкобортные броненосцы. Английские корабли типа HMS Devastation предполагалось использовать в открытом море. Они изначально проектировались как мореходные суда. HMS Devastation вообще планировался для использования в Атлантике. Так, что простите, сударь, но госпожа история на моей стороне! hi
            Насчёт Кэптена - известно, что в результате перегрузки надводный борт возвышался над ватерлинией менее чем на 2 м - монитор таки получился, да! laughing
            Ну, а по поводу слабости машин Петра Великого - мощность была меньше проектной. Из-за этого и пошли позже на переоборудование.
            И не стоит забывать, что HMS Devastation дал начало целому семейству кораблей. К сожалению, Пётр Первый оказался для русского флота единственным почти на десятилетие. Строительство броненосцев замерло; в отчете Морского министерства за 1879 год с грустью отмечалось, что “Петр Великий” есть наш единственный сильный боевой корабль”.
            Как-то так.
            1. Bosk 8 февраля 2013 21:58
              Кстати аналогов в мире вроде ненаблюдалось...
  3. AK-47 7 февраля 2013 09:21
    2 орудия калибра 280 мм в неподвижной открытой башне,

    Познавательная статья, открывающая малоизвестные страницы истории флота.

    Наведение орудий на цель осуществлялось маневрированием корабля, после каждого выстрела проходилось корректировать наводку, т.к. в результате отдачи менялось положение судна да и цель за это время меняла своё положение.
    Нелегко приходилось артиллеристам.
    AK-47
    1. borisst64 7 февраля 2013 11:04
      Цитата: AK-47
      Наведение орудий на цель осуществлялось маневрированием корабля

      Мда уж! Скорострельность 7 выстрелов (в неделю). Ставка была на крупный калибр, один раз попали в деревянный корабль, второго не требуется.
      borisst64
  4. Iraclius 7 февраля 2013 09:23
    В оправдание адмирала Попова замечу, что большого манёвра у него не было. Решения Парижского трактата сковывали военных и инженеров по рукам и ногам. В любом случае, скорость появления и внедрения технических решений в то время приводило к очень быстрому устареванию любых, самых совершенных броненосцев в то время. yes
    1. Kibb 7 февраля 2013 14:20
      Цитата: Iraclius
      Решения Парижского трактата сковывали военных и инженеров по рукам и ногам.
      Эти решения никак не запрещали России строить в Крыму и в таврической губерне железные дороги, кроме этого не запрещал строить вспомогательные крейсера, которых как показала практика вполне хватило для противодействия туркам. Что же касается "поповок" то они никогда и не задумывались как мореходные корабли, всего лишь плавучий форт.Орудия между прочим на них были установлены на повортных платформах, т.е. наводились в г.п. на 360 градусов
      Kibb
  5. shurup 7 февраля 2013 11:19
    Поповки являлись плавучими самоходными батареями. В БД всем батареям принять участие практически не пришлось. Но на них были отработаны многие тех - и стройрешения. Всем известные були - из этой оперы.
    Кстати историю круглых судов хорошо бы изучить и конструкторам ЛА, увлекающихся летающими тарелками ( и не забывать, что Можайский был морским офицером).
  6. АлНиколаич 7 февраля 2013 12:47
    В тему от Н.А. Некрасова,из поэмы "Современники" :
    - Здравствуй, умная головка! Ты давно ль из чуждых стран?
    Кстати, что твоя "поповка", Поплыла ли в океан?
    - Плохо! дело не спорится, Опыт толку не дает:
    Всё кружится да кружится, Всё кружится... не плывет...
    - Это брат эмблема века, если толком разберешь
    нет в России человека, с кем бы не было того ж!
    Что-то каждому неловко, в чем-то, где-то есть грешок
    мы кружимся как "поповка",
    а вперед - ни на вершок!
    1. Iraclius 7 февраля 2013 14:13
      АлНиколаич, спасибо за стихотворение. Такого у Н.А.Некрасова не знал. Очень современный и злободневный стих. good
  7. Kibb 7 февраля 2013 14:48
    В названии укзанно что это первая часть, корабли вступили в строй с другой артилерией, и на других установках, дождемся второй части может быть?
    Kibb
  8. Taidrem 14 июля 2013 21:59
    Как и нынешний Пётр великий Броненосец пётр великий когда он только появился был самым мощным кораблём в мире. Скажу честн осоздание 3д модели этого корабля стоило многих нервов.
    Taidrem

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня