Если исчезнут "Мавики": Skydio как резервный поставщик ВСУ
Производимый сегодня компанией Skydio квадрокоптер модели X10. Видно, что турель с камерами подвижная.
С самого начала Специальной военной операции (СВО) на Украине в войсках обеих сторон (в ВСУ существенно шире) получили распространение малогабаритные квадрокоптеры, преимущественно производства компаний DJI (Mavic 2,3,3T и т.д.) и Autel.
В настоящее время перечень нестандартных, импортных и т. п. БЛА существенно расширился, но упомянутые «коптеры» до сих пор являются одним из основных инструментов войсковой разведки как в ВС РФ, так и в ВСУ.
В то же время, как известно всем волонтёрам, вовлечённым в поставки предметов снабжения в армию, закупки квадрокоптеров в Китае (как и комплектующих для производства БЛА в целом) становятся всё сложнее и сложнее.
Периодически в СМИ и соцсети вбрасываются слухи о том, что Китай планирует пресечь поставки комплектующих воюющим сторонам — как РФ, так и Украине.
По правде говоря, вряд ли Китай это сделает.
Во-первых, потому, что это деньги, а во-вторых, потому, что китайцы учатся на этой войне.
В отличие от России, где изучение боевого опыта со стороны Минобороны и Генштаба организованно и массово не ведётся, а все перемены в деятельности войск, произошедшие как реакция на особенности ведения боевых действий, носят характер «инициативы снизу» (или «инициативы сверху, но под давлением снизу», как вариант), другие страны тщательно изучают специфику украинской войны и пытаются учиться на чужом опыте.
Китай — не исключение.
Поэтому для прекращения поставок должно случиться что-то по-настоящему экстраординарное, хотя организационно они будут усложняться и дальше.
А интерес в вопросе китайских поставок вызывает совсем другое.
Если вдруг поток китайских двигателей, полётных контроллеров, оптики, несущих винтов и многого другого вдруг пересохнет, то российская армия откатится обратно в 2021 год со всеми вытекающими для хода войны последствиями.
Но ждёт ли это Украину, если и ей «перекроют кислород»?
Нет.
И не только в части комплектующих.
Они и готовые коптеры для разведки возместят мгновенно, перейдя с «Мавиков» и «Аутелей» на западную продукцию. Тем более что эта продукция уже в серии.
Три студента и компания Skydio
Началом этой истории нужно считать появление в Массачусетском технологическом институте в 2000-х годах, когда там была образована Robust Robotics group («Крепкая роботехническая группа»), исследовательская команда из студентов и преподавателей, целью которой было бы силами в том числе студентов вести исследования в области разработки роботизированных комплексов.
В этот момент всем стоит обратить внимание на пресловутый «американский образ жизни», на то, как «делают вещи» наши враги, и к каким выгодам для них это приводит. А заодно сравниваем это с тем, как всё устроено у нас — в условиях противостояния с США уместно и полезно сравнивать себя с США по эффективности, умению в технологии и прочему.
Итак, студенты.
В начале 2009 года в этой самой «Крепкой роботехнической группе» оказалось два студента Адам Брай и Абрахам Бахрах.
К тому моменту одним из интересов группы было создание алгоритмов, позволяющих роботизированной машине двигаться самой, без систем спутниковой навигации.
Эти работы очень быстро эволюционировали в разработку систем ориентации и движения для сверхмалых беспилотников, которые сегодня мы называем квадрокоптерами.
Созданный в группе квадрокоптер, способный с помощью лазеров ориентироваться даже в помещении, успешно летал и демонстрировался уже в 2008 году.
Брай и Бахрах, попав в группу, участвовали в разработке алгоритмов самоуправления для сверхмалого самолёта. В 2012 году эта работа закончилась успехом, и в этом же году два студента выпустились из Массачусетского технологического института.
Оба пошли работать в Google, где занялись тем же, чем занимались во время учёбы.
Те, кто получал высшее образование в 2000-х или 2010-х, могут сравнить это с собой — и наличие подобных исследовательских групп в ВУЗах, и то, как в их работе участвуют студенты, и как их потом берут инженерами в компании, которые сами занимаются роботизированными комплексами.
Проработав два года в проекте автономного БЛА под эгидой Google, два друга решают, что пора поднимать эту тему самим, и в 2014 году вместе с ещё одним выпускником из Массачусетса, Мэттом Донахью, основывают компанию Skydio.
Skydio с самого начала имела одно отличие от китайских компаний, производящих квадрокоптеры. Её создатели и в последующем инженеры стремились добиться частично или полностью автономного полёта.
Если Autel использует искусственный интеллект только на военных моделях дронов для автономной селекции целей, то Skydio с самого начала пыталась интегрировать алгоритмы искусственного интеллекта в управление полётом.
Вторым принципиальным моментом у Skydio было то, о чём сегодня написано на сайте компании:
Всё это стоит денег, и, естественно, у трёх бывших инженеров, которые всего два года назад получили дипломы, этих денег не было.
Что такие ребята смогли бы сделать в нашей стране? До начала СВО — ничего, в понимании любого собственника крупной финансовой структуры это буквально собаки безродные, само существование которых — зло, а то, что они забыли, где их место, — зло вдвойне.
После начала СВО в дроновую тему тоненьким ручейком потекли деньги, но тут началась другая проблема — у частных инвесторов, не считающих инженера безродной собакой, денег не так уж много в сравнении с теми, кто так считает, а государство, у которого деньги есть, не умеет ими распоряжаться в силу крайне низкого «группового интеллекта» госмашины.
В США этих проблем нет.
Как только три друга основали этот стартап, к ним сразу присоединился в качестве инвестора венчурный фонд «Andreessen Horowitz», который взяли на себя финансовую часть.
Сегодня, через 10 лет, выручка Skydio перевалила за миллиард долларов.
В США дронами этой компании пользуются все виды Вооруженных сил и более 200 правоохранительных структур во всех штатах, кроме того, они применяются в ВС Канады, Израиля и Индии. Доля Skydio на мировом рынке сегодня составляет 4%, и есть потенциал для роста.
На Украине дроны этой компании тоже применяются, пока не массово.
Дроны Skydio
Первая модель компании, R1, появилась в 2018 году. Дрон имел защитную раму вокруг винтов и 12 камер по всей поверхности, что говорило о замысле использовать его внутри зданий. В силу сложности конструкции, цена достигла 2500 долларов.
Следующий дрон был меньше, проще и дешевле.
Skydio R1
Skydio 2 был существенно ближе к обычному квадрокоптеру, у него вокруг было только шесть камер вместо 12, не было защиты винтов, сам он был меньше и легче.
Skydio 2
Для чего столько камер? Для автоматизации ориентации в пространстве, американские дроны, как и китайские, управляются оператором, но у них есть автономные функции, например — система автоматического избегания столкновения с препятствиями.
Следующим был дрон Skydio X2, появившийся в 2020 году. Это был крупный квадрокоптер со временем полёта 35 минут.
Дрон имеет 12-мегапиксельную фронтальную камеру и тепловизионную камеру с разрешением 320 x 256. Шесть обзорных камер и автономные полётные функции сохранились, только теперь у камер есть тепловизионный канал, чтобы автономно облетать препятствия и двигаться самостоятельно по курсу в полной темноте.
Компания сертифицировала всю цепочку поставки комплектующих у федеральных властей США и получила возможность продавать этот дрон военным.
Skydio X2
Итог не заставил себя долго ждать — БЛА в модификации X2D был принят на вооружение ВС США под военным наименованием RQ-28A.
В настоящий момент это штатный беспилотный разведчик взводного уровня.
Последним семейством БЛА на текущий момент является семейство Х10, в двух модификациях X10 и X10D.
Skydio X10
Этот коптер также способен летать автономно, как и у других дронов Skydio, у него есть и пульт оператора. В отличие от китайских гражданских коптеров, он может летать без смартфона или планшета.
Пульт управления коптером Skydio
У дрона модульный блок с камерами, отличающийся одной камерой.
У обоих есть 64-мегапиксельная камера с узким полем зрения и тепловизионная радиометрическая с разрешением 640x512. Разница в третьей камере: у одного модуля это 48-мегапиксельная камера с увеличением, у другого — 50-мегапиксельная с широким полем зрения.
Варианты блоков камер
Первая читает номер на автомобиле с 240 метров, вторая обнаруживает трещины в бетоне толщиной 0,1 мм.
Турель, на которой установлены камеры, — поворотная.
Радиоканал управления работает на различных частотах, чтобы можно было избегать помех, дрон имеет защиту от плохой погоды.
Возможно использование сменной нагрузки.
Дрон может составлять 3D-модели ландшафта.
В этом году, армия США начала получать такие коптеры.
Недостатки Skydio и Украина
При ряде фантастических возможностей, которыми обладает этот коптер, идеализировать его не стоит, вкратце о недостатках.
Первое — размеры и масса. Skydio вынуждена пользоваться стандартной элементной базой, и в отличие от DJI позволить себе заказную элементную базу, разработанную специально для БЛА, не может.
Как утверждается, дрон плохо летает с грузом, а значит, на нём не получится возить воздушный ретранслятор, как делают украинцы на «Мавиках». Со сбросами тоже будут вопросы.
Американские дроны тяжелее и больше «Мавика».
По всей видимости, Skydio не сможет производить их в таких же количествах, как китайские компании. Те же украинские военные на Skydio X2 уже жаловались. Вопрос, однако, совсем не в этом.
Как было сказано выше, маловероятно, что Китай перекроет России поставки комплектующих для БЛА. Но если это всё-таки произойдёт, например, для обеих сторон, то это мы останемся без электроники и двигателей. Без FPV-дронов и без «Мавиков». А вот ВСУ не останутся.
Изображение с тепловизора Skydio X10
Skydio может отставать от китайских производителей как угодно и не участвовать в боевых действиях, но это тот резерв, который есть у противника на случай полной остановки поставок из КНР. Коптер на замену «Мавика». И для FPV на западе комплектующие найдутся. А вот стоит побеспокоиться о том, насколько сильно вся наша военная машина зависит от Китая. Россия здесь, к сожалению, в существенно худших условиях, нежели ВСУ, и всем ответственным руководителям стоит это учитывать.
Информация