Суда снабжения Кригсмарине, дело «Альтмарка» и международное право

9 852 50
Суда снабжения Кригсмарине, дело «Альтмарка» и международное право

Руководство Рейхсмарине, а затем и Кригсмарине, понимало, что при отсутствии у Германии заморских баз для проведения операций в отдаленных океанских районах флоту необходим «плавучий тыл», о чем свидетельствовал и опыт Первой мировой войны. Только теперь основным элементом снабжения стал не уголь, а жидкое топливо, то есть боевые корабли должны были сопровождаться танкерами, способными передавать топливо прямо в море.

Передача грузов в море без швартовки кораблей друг к другу к этому времени уже давно не была новинкой. В конце 19-го — начале 20-го столетий во Франции, США и Великобритании были разработаны и испытаны несколько методов передачи угля на ходу. Так, инженер британского ВМФ Metcalf разработал систему передачи угля с автоматическим регулированием натяжения тросов, которая на испытаниях в 1903 году обеспечивала передачу 54 тонн в час при скорости судов 10 узлов.




Испытания американской системы передачи угля в море с угольщика “Cyclops” на линкор “South Caroline” (1913 г.)

Начиная с 1906 года в британском флоте начались эксперименты по передаче жидких грузов в море, в ходе которых был разработан кильватерный способ с применением плавучего шланга. При передаче грузов кильватерным способом корабли идут в кильватер друг другу, причем впереди идущим может быть как судно снабжения, так и принимающий корабль. Обычно принимающий корабль идет сзади на расстоянии 100-200 метров в кильватер или несколько сбоку от судна снабжения, которое буксирует плавающий шланг, по которому перекачивается жидкий груз.


Передача жидкого груза кильватерным методом

В конце 1916 года командир танкера ВМС США USS Maumee (Fuel Ship No. 14) лейтенант-коммандер Генри Динджер (Lieutenant Commander Henry C. Dinger) и его старший помощник — старший механик лейтенант Честер Нимиц (Lieutenant Chester Nimitz), будущий адмирал, разработали в инициативном порядке траверзную систему передачи жидких грузов. При траверзном способе передачи грузов в море, в отличие от кильватерного, суда идут параллельным курсом с одинаковой скоростью и соблюдением установленной дистанции, исключающей контакты между ними.

Эта, хотя еще довольно примитивная, система сыграла неоценимую роль после вступления США в Первую мировую войну. «Maumee» занял позицию в 300 милях южнее Гренландии на маршруте перехода американских эсминцев из США в Великобританию и в течение трех месяцев забункеровал около четырех десятков кораблей, используя траверзную систему.


USS Maumee, март 1945 г.

«Снабжение кораблей на ходу было секретным оружием ВМС США во Второй мировой войне» — адмирал Честер Нимиц. Действительно, снабжение американских, а также британских кораблей на океанских театрах военных действий топливом, включая авиационный бензин, пресной водой, смазочными маслами, а в последние месяцы войны на Тихом океане также и сухими грузами, включая боеприпасы, с использованием траверзного метода стало одним из решающих факторов войны на море.


Система передачи жидких грузов ВМС США во время Второй мировой войны


Передача жидких грузов на ходу во время сражения за Окинаву, ВМС США, 1945 г.

Однако для выполнения таких задач союзники были вынуждены задействовать суда обеспечения многих типов: танкеры, водолеи, транспорты боеприпасов, рефрижераторные суда и т. д. Суда комплексного снабжения у них еще не существовали.
В германском флоте первые эксперименты по бункеровке кораблей в открытом море начались в 1930 году с использованием зафрахтованного танкера «Hansa», принадлежавшего компании Atlantik Tank Reederei (в 1937 году судно было приобретено флотом и вошло в его состав под названием «Samland»). Танкер снабжал легкие крейсера во время их дальних заграничных походов: «Эмден» в 1930-31, «Кёльн» в 1932-33 и «Карлсруэ» в 1933-34 годах. При этом был получен весьма положительный опыт.


«Ганза»

Однако Кригсмарине не устраивали как низкая скорость «Ганзы» (всего лишь 12 узлов), так и ограниченный ассортимент передаваемых грузов. В результате был разработан поистине революционный проект судна, классифицируемого сейчас как «судно комплексного снабжения». В германском же флоте того времени они именовались «Troßschiff» (буквально — багажное судно).



Строительство «Альтмарка»

Всего в 1938-1943 гг. в строй вступили пять таких судов, еще одно было спущено на воду в 1940 году, но его так и не достроили.


Основные ТТХ судов снабжения типа «Dithmarschen»
("Dithmarschen", "Altmark", "Franken")


Водоизмещение полное, т — 20 858
Валовая вместимость, брт — 10 848
Длина наибольшая, м — 178,25
Ширина наибольшая, м — 22,00
Осадка, м — 9,30
Мощность главных двигателей, л. с. — 22 000
Скорость, узл — 21,1
Дальность плавания при скорости 15 узл, миль — 12 500
Вместимость грузовых танков, м³ — 8 000
Численность экипажа, чел — 94-208.

Кроме топлива, судно могло перевозить 400 т смазочных масел, пресную воду, 972 т боеприпасов, 790 т продовольствия, включая замороженное и охлажденное (общий объем рефрижераторных помещений 452 м³), и 100 т запчастей и других видов снабжения. Помещения для перевозки боеприпасов имели систему охлаждения и были оборудованы механизированными системами погрузки и выгрузки.

Кроме того, суда снабжения были оснащены мощной буксирной лебедкой, что позволяло им буксировать поврежденные боевые корабли.

В военное время имелась возможность установки артиллерийского вооружения: трех 150-мм орудий, двух 37-мм и четырех 20-мм зениток и восьми пулеметов MG-34.

Два других судна серии («Westerwald» и «Ermland») несколько отличались, в первую очередь типом силовой установки. Они были оснащены двухвальной паротурбинной установкой с котлами высокого давления Вагнера (с естественной циркуляцией, рабочее давление 70 атм., температура пара 460º). Однако надежность котлов Вагнера оставляла желать лучшего.


Судно снабжения «Dithmarschen»

Главная силовая установка «Альтмарка» и его дизельных «систершипов» состояла из четырех двухтактных крейцкопфных девятицилиндровых дизелей двойного действия фирмы MAN суммарной мощностью 22 000 л.с. Эти дизели попарно через муфты «Vulkan» и редукторы работали на два четырехлопастных гребных винта диаметром 5,2 м.

По всей вероятности, эти дизели были практически однотипными с установленными на тяжелых крейсерах типа «Дойчланд» (8 х 6655 л.с. — максимальная продолжительная мощность) двигателями типа M9Z 42/58. Мощность дизелей этого типа зависела от вида привода насосов продувочного воздуха — навешенных, на привод которых затрачивалась часть полезной мощности (около 1500-1600 л.с.), или автономных. Так, на «карманных» линкорах продувочные насосы приводились от вспомогательных дизелей (по одному на два главных двигателя).

История создания этих двигателей и их конструкция весьма интересны. Начало их истории можно отнести еще к 1909 году, когда Kaiserliche Marine (Имперский ВМФ Германии) заключил контракт с фирмой MAN (Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg) на разработку и производство шестицилиндрового дизеля мощностью 12 000 л.с. По шесть таких машин предполагалось установить на линейные корабли.

Конструкторы фирмы MAN при создании дизелей невиданной еще мощности решили применить схему двойного действия, когда рабочие процессы осуществляются в полостях цилиндра, расположенных с обеих сторон поршня. Эта схема приводит к увеличению вдвое числа циклов в единицу времени. Увеличение мощности у таких двигателей по сравнению с двигателями простого действия составляет 80-85%, так как часть рабочего объема нижней полости «съедает» проходящий там поршневой шток.

Несмотря на кажущуюся эффективность, дизели двойного действия имеют сложную конструкцию и низкую надежность, в первую очередь такого важного узла, как сальник поршневого штока (англ. stuffing box), работающего при воздействии высоких температур и давления. Поэтому в настоящее время такие машины не строятся.

Хотя после начала Первой мировой войны интерес флота к заказанным дизелям приугас, фирма MAN продолжала работы и достигла серьезных успехов. В апреле 1917 года шестицилиндровый дизель двойного действия отработал 12 часов, развивая мощность 12200 л.с. 16 октября одноцилиндровая секция выдала на испытательном стенде мощность 3570 л.с., что для шестицилиндровой машины означало бы 21420 л.с. Однако, согласно Версальскому мирному договору, эти двигатели пошли на слом.

И только к 1926 году на свет появились новые проекты судовых дизелей двойного действия, разработанных под руководством немецкого инженера Густава Пильстика, известного ранее как конструктора дизелей для подводных лодок. В 1928-1931 гг. фирме MAN были заказаны дизели M9Z 42/58 максимальной мощностью 7100 л.с. при 450 об/мин для «карманных» линкоров.


Дизель M9Z 42/58

Суда типа «Dithmarschen» несли торговые флаги, имели гражданские экипажи и окрашивались в цвета гамбургской судоходной компании Essberger-Tankschiffreederei.

Серьезным недостатком этих судов было отсутствие возможности передачи грузов траверзным методом. Они передавались или при швартовке борт к борту, или бесконтактно — жидкие грузы кильватерным методом при скорости до 10 узлов и силе ветра до 7–8 баллов, твердые перевозились на шлюпках и плотах.

Суда типа «Dithmarschen» при условии благоприятной погоды могли передавать до 120 м³/час топлива (кильватерный метод), 5–10 т/час пресной воды. Для передачи продовольствия на 2000 человек на 14 суток бесконтактным методом на корабли типа линкор требовалось около 10 часов.

Из всех вышеупомянутых судов снабжения наибольшую известность приобрел «Альтмарк», поэтому на его судьбе и остановимся.


Модель «Альтмарка»


Экипаж «Альтмарка» в марте 1939 г.


«Альтмарк» с германской эскадрой в Сеуте, 1 мая 1939 г.

6 августа 1939 года «Альтмарк» вышел из Киля и направился в американский Порт-Артур (штат Техас), где должен был взять полный груз дизельного топлива. В Киле судно приняло на борт большое количество продовольствия, смазочных масел и другого снабжения, среди которого были укрыты и 150-мм орудия с боеприпасами. Экипаж узнал, что им предстоит снабжать в море крейсер, совершающий дальний океанский поход.

Экипаж «Альтмарка» из 94 человек возглавлял капитан Хайнрих Дау (Heinrich Dau). Это был опытный моряк, прошедший все ступени морской карьеры и дослужившийся до должности капитана крупнотоннажных пассажирских лайнеров компаний Norddeutscher Lloyd и Hamburg America Linie (HAPAG). В годы Первой мировой войны служил в кайзеровском военно-морском флоте. С 1938 года руководил «Альтмарком».


Капитан Хайнрих Дау

17 августа танкер прибыл в Порт-Артур, где началась погрузка дизтоплива. Дау и его офицерам пришлось приложить немало усилий, чтобы при досмотре судна таможенниками и Береговой охраной не открылось его истинное предназначение. 19 августа «Альтмарк» благополучно покинул порт и направился в Атлантику.

На второй день перехода была получена радиограмма из Рейха: «Опасность начала войны». А еще через двое суток: “Steuerbordlampe brennt nicht mehr” (Правый фонарь не горит), что имело закодированное значение «крайне высокая вероятность начала военных действий, держитесь вдали от судовых маршрутов». Капитан Дау, следуя этим указаниям, сменил курс и стал ожидать дальнейших приказов.

На советских судах, как мне припоминается, на этот случай в сейфе капитана лежал засургученный пакет, который разрешалось вскрывать только в вышеописанной ситуации и где, в частности, прилагались секретные карты и маршруты следования в безопасные порты.

Вечером 21 августа из Вильгельмсхафена вышел в море тяжелый крейсер «Admiral Graf Spee» («Адмирал граф Шпее»), часто величаемый «карманным линкором», и направился на запад, в Атлантику. 28-го его командир Лангсдорф получил приказ следовать в точку рандеву с «Альтмарком».


Тяжелый крейсер («карманный линкор») «Адмирал граф Шпее», 1936 г.


Командир «Адмирала графа Шпее» капитан 1 ранга Ганс Лангсдорф

Тем временем экипаж «Альтмарка» приступил к маскировке судна, превратив его в «норвежца» — перекрасили в желтый цвет, на борту появились новое название «Sogne» и порт приписки — Осло, подняли норвежский флаг.

1 сентября в 1000 миль к северу от Островов Зеленого мыса произошла первая встреча «Альтмарка» с «Адмиралом графом Шпее». На крейсер были переданы топливо, продовольствие и другие виды снабжения, а на танкер — зенитные орудия с боеприпасами. На «Альтмарк» перешли и два десятка военных моряков во главе с молоденьким лейтенантом Отто Шмидтом. Им предстояло стать расчетами орудий, а два дополнительных радиооператора теперь могли обеспечивать круглосуточную радиовахту.


«Альтмарк» и «Адмирал граф Шпее»


Экипаж «Адмирала графа Шпее» готовится к приему топлива с «Альтмарка» кильватерным методом

К этому времени польский правительственный режим, науськиваемый англо-французскими империалистами, спровоцировал самую страшную войну в истории человечества. Спор из-за фактически немецкого Данцига и коридора между разъединенными частями Германии уперся в желание поляков напоить польских лошадей в Шпрее. Война стала неизбежной. Как это похоже на нынешнюю позицию поляков во время СВО! А 3-го сентября войну Германии объявила и Великобритания.

На первом этапе войны германское руководство старалось избегать активных действий против британского и французского судоходства, рассчитывая после окончания польской кампании уладить мирным путем отношения с англо-французской коалицией. Поэтому дуэту «Адмирал граф Шпее» — «Альтмарк» было приказано держаться вдали от судоходных путей и ожидать дальнейших указаний.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    17 января 2025 04:20
    К этому времени польский правительственный режим, науськиваемый англо-французскими империалистами, спровоцировал самую страшную войну в истории человечества.

    Ну, это Вы, батенька, погорячились. Я люблю поляков не больше Вас, но пожалейте сову, да и глобусов так не наберёшься wink.
    А суда интересные, я не знал, что были они выстроены по специальному проекту.
    1. +3
      17 января 2025 10:27
      А суда интересные

      посмотрел на таблицу отражающую их судьбу и не увидел - нового владельца в лице СССР.
      нам такие суда были не нужны?
      1. +6
        17 января 2025 18:52
        Цитата: Дедок
        посмотрел на таблицу отражающую их судьбу и не увидел - нового владельца в лице СССР.
        нам такие суда были не нужны?

        К маю 45-го на плаву остались Дитмаршен и Нордмарк.
        Уцелевшие корабли и суда Кригсмарине делились простой жеребьёвкой: повезло американцам и британцам.
        Первые получили Дитмаршен, он у них прослужил до июня 1960-го как флотский танкер AO-110 Конику.
        Вторые, соответственно - Нордмарк, прослужил до октября 55-го как Булавайо.
        1. 0
          17 января 2025 20:21
          Уцелевшие корабли и суда Кригсмарине делились простой жеребьёвкой: повезло американцам и британцам.

          спасибо
    2. +1
      20 января 2025 21:13
      Уж очень рекомендую почитать Александра Успенского "Антинюрнберг. Неосужденные..." Крайне познавательно
  2. +6
    17 января 2025 05:42
    По поводу дизелей. Двухтактные, двойного действия, да ещё и продувочные насосы с отдельным приводом
    Кракозяблы забавные. Интересующимся темой могу порекомендовать: Гаврилов С. В., "Судовые энергетические установки. История развития". Учебник для мореманов. Есть на сайте Камчатской областной библиотеки. Так конечно про гражданские суда, но общие принципы разложены очень хорошо.
    Чего там только нет! Одни пародизели чего стоят. А СПГГ, ууу!
    1. -1
      17 января 2025 05:55
      Цитата: Grossvater
      продувочные насосы с отдельным приводом

      Довольно мудрено, поломка привода приведёт к поломке всей ГЭУ...
  3. +6
    17 января 2025 05:53
    дуэту «Адмирал граф Шпее» — «Альтмарк» было приказано держаться вдали от судоходных путей и ожидать дальнейших указаний
    иииии?
    Как то на полуслове окончено, кина не будет?
    П. С:
    польский правительственный режим, науськиваемый
    оправдание нацизма на сколько известно уголовно наказуемо. Зачем давать повод?
    1. +3
      17 января 2025 06:05
      Цитата: Дырокол
      Как то на полуслове окончено, кина не будет?
      Окончание "кина" произошло во время сражения у Ла-Платы. На фото: похороны командира крейсера Лангсдорфа wink
      1. +4
        17 января 2025 06:19
        Да конечно, это известный факт... Может автор на это им рассчитывал, мол дальнейшие события описывались так часто, что не имеет смысла повторять... Но на пример судьба Альтмарк (он же Уккермарк) не столь известна как бой у Ла-Платы.
    2. -1
      25 января 2025 00:07
      Читайте мою статью внимательно
      1. +1
        26 января 2025 10:54
        Да, прочитал уже вторую часть. Жду продолжение
  4. kig
    +9
    17 января 2025 06:02
    Описание судов, видимо, какой-то перевод откуда-то. Совет: термин "насос продувочного воздуха" звучит кощунственно, замените на "нагнетатель продувочного воздуха ".
    1. +8
      17 января 2025 07:47
      Совет: термин "насос продувочного воздуха" звучит кощунственно, замените на "нагнетатель продувочного воздуха ".
      Естессно, гугл-перевод. По-другому у автора не получается.
      1. -1
        25 января 2025 00:09
        Учился в двух морских бурсах, 50 лет механиком, даже старшим. Не учи отца ...
  5. +2
    17 января 2025 10:12
    Что секретного в передаче топлива в море на ходу? Метод освоен еще между ПМВ и ВМВ.
    1. 0
      6 апреля 2025 20:55
      Само наличие такой возможности у противника ведет к значительной переработки планов, расстановок, тактик.
  6. +3
    17 января 2025 10:31
    Цитата: Дырокол
    Цитата: Grossvater
    продувочные насосы с отдельным приводом

    Довольно мудрено, поломка привода приведёт к поломке всей ГЭУ...

    Так ить в любом случае, продувочный насос чем то приводится.
    Варианты:
    Рычаг от КШМ;
    Рычаг от ползуна;
    Отдельное колено коленвала;
    Шестерёнки от коленвала;
    Утилизационная паровая турбина;
    Утилизационная газовая турбина.
    Два последних варианта требуют наличие пускового электропривода.
    Судовой дизель, да ещё такой навороченный не мотокоса. Под поршневые полости на ём не фурычат.
    1. +2
      17 января 2025 16:05
      Судовой дизель, да ещё такой навороченный не мотокоса.

      ++++
  7. +3
    17 января 2025 10:33
    Цитата: kig
    Описание судов, видимо, какой-то перевод откуда-то. Совет: термин "насос продувочного воздуха" звучит кощунственно, замените на "нагнетатель продувочного воздуха ".

    Если верить Гаврилову, то правильным является термин: "продувочный насос", вариант: "насос продувочного воздуха" по моему тоже встречается. Впрочем, что стоит почитать, я уже написал.
    1. +3
      17 января 2025 16:06
      Ваншейдта надо посмотреть: "Справочник. Судовые дизеля. - кажется 1969 г. - первое издание.
      1. +2
        20 января 2025 20:14
        Читал и пользовался при поглощении данной науки в двух морских бурсах
        1. 0
          20 января 2025 21:40
          Читал и пользовался при поглощении данной науки в двух морских бурсах

          да, все было... все прошло...
  8. +4
    17 января 2025 10:35
    К этому времени польский правительственный режим, науськиваемый англо-французскими империалистами, спровоцировал самую страшную войну в истории человечества. Спор из-за фактически немецкого Данцига и коридора между разъединенными частями Германии уперся в желание поляков напоить польских лошадей в Шпрее. Война стала неизбежной. К

    Хм. Интересно, какие две страны разделили Польшу в конце августа? Или автор не знает?
    1. 0
      20 января 2025 20:16
      Не нужно путать начало конфликта и его результат
  9. +5
    17 января 2025 10:36
    Цитата: ТермиНахТер
    Что секретного в передаче топлива в море на ходу? Метод освоен еще между ПМВ и ВМВ.

    Теперь вы это знаете. А знали ли это тогда противники?
    1. +2
      20 января 2025 20:18
      А чего же его в ВМФ СССР и России до сих пор толком не усвоили?
    2. 0
      15 апреля 2025 09:53
      Отлично знали и отрабатывали на учениях. И американцы, и японцы. Бритты как-то этим не увлекались - видимо надеялись на свои базы по всему миру. Хотя во ВМВ пришлось научиться.
  10. +1
    17 января 2025 10:36
    Цитата: Дедок
    А суда интересные

    посмотрел на таблицу отражающую их судьбу и не увидел - нового владельца в лице СССР.
    нам такие суда были не нужны?

    Честное слово, я Бастилию не брал, не знаю. Лично мне в описываемый период точно ничего не было надо в силу отсутствия меня даже в эскизном проекте smile.
    1. +1
      20 января 2025 20:21
      А зачем? Ведь далеко в те времена наш флот не ходил, разве что на ТОФ, да и то от бедности баз
  11. +3
    17 января 2025 10:38
    Цитата: Дырокол
    Довольно мудрено, поломка привода приведёт к поломке всей ГЭУ...

    Тем не менее, это было весьма распространенным решением. Да и сейчас, продувка судовых дизелей обеспечивается отдельным приводом. Как правило, это сочетание газовой и паровой турбины с пусковым электроприводом.
    Рекомендованная мною книга лежит вот здесь: kamlib.ru
    1. +1
      25 января 2025 00:13
      Не понял, а при чем здесь паровая турбина и пусковой электродвигатель?
  12. +6
    17 января 2025 10:45
    Цитата: Дырокол
    оправдание нацизма на сколько известно уголовно наказуемо. Зачем давать повод?

    Лично я не заметил, что бы автор немецких нациков оправдывал. И я согласен с тем, что пОляки вели себя... Ну в общем, как всегда. Просто, не стоит им приписывать слишком важную роль в развитии событий. Не по чину.
    1. +1
      17 января 2025 11:39
      Цитата: Grossvater
      Лично я не заметил, что бы автор немецких нациков оправдывал.

      А в переписывании истории он то же не замечен? или результаты нюрнбергского процесса мы не признаем? В Нюрнберге точно вот это зафиксировано было?
      польский правительственный режим, науськиваемый англо-французскими империалистами, спровоцировал самую страшную войну в истории человечества.

      МИД каждый год в ООН этот вопрос поднимает.
      СССР может то же спровоцировал канцлера германской нации? коней там напоить в Эльбе хотели или военнослужащих из Финляндии просили вывести. Алоисыч ни в чем не виноват, стоял себе спокойно, а тут одна за одной идут, юбки короткие, провоцируют, сами напрашиваются.
      1. +4
        17 января 2025 15:53
        Сама придумала, сама обиделась?
        Извините, но Польша очень туго вписывается в ряд безвинно пострадавших. Евреев своих они с очень большой охотой перерезали да и пахали на немцев как бобики. Что в обслуге концлагерей, что на заводах, что в публичных домах. Нет, до чехов им конечно, как до Луны. Но это уже в силу национального характера.
        И какая то у Вас детская категоричность суждений. У меня внучка, пока в школу не пошла, так же рассуждала.
        Развязывание Германией Второй мировой вовсе не отрицает традиционно бурое поведение поляков.
        1. +4
          17 января 2025 19:35
          Цитата: Grossvater
          Извините, но Польша очень туго вписывается в ряд безвинно пострадавших.

          Вы, безусловно, правы. Но при всех своих отрицательных качествах Польши, часть которых Вы упомянули, все же поляки не являлись страной, спровоцировавшей ВМВ. Тут у автора статьи перегиб недопустимый
  13. 0
    17 января 2025 10:51
    Цитата: stoqn477
    Хм. Интересно, какие две страны разделили Польшу в конце августа? Или автор не знает?

    А вот это уже оправдание нацизма в полный рост!
    Извините, но Польша сама напросилась и на момент не то, что ввода РККА, а на момент принятия решения, ещё до сначала боевых действий, ее судьба было предрешена и помочь ей уже ничего не могло. Ну не вошли бы мы, немцы придвинулись бы ещё на пару тройку сотен километров ближе.
    Ну а вообще, про Польшу есть замечательный анекдот:
    Самолёт.
    В ём стандартная компания - ворона, заяц, лиса, волк, медведь.
    Ворона начинает носиться по проходу и скакать.
    Заяц просыпается и спрашивает - ты чё делаешь?
    Ворона - а выпендриваюсь!
    А мне можно?
    Давай!
    Носятся вдвоем. Просыпается лиса, затем волк, затем медведь. Все с тем же вопросом.
    Можно?
    Можно!
    Ну, медведь скакнул два раза, ероплан и распался на части.
    Звери летят, когтями машут...
    Ворона вокруг них по спирали... А вы летать то умеете?
    Неее!!!
    А хрен ли выпендриваетесь!
    1. +1
      17 января 2025 11:53
      У Гитлера боялся повторения Первой мировой- войны на два фронта. И просто иррациональный страх того, что СССР может стать союзником Англии. Что и погнало его на войну против СССР, вопреки своим же предостережениям. В конце концов за что он боролся, на то и напоролся. Но в 1939 он считал, что в сложившейся ситуации с Польшей, Англия и Франция за неё не объявят войну Германии, так как не смогут рассчитывать на союз с СССР. Крупно просчитался.
    2. 0
      17 января 2025 17:01
      Ув. коллега, такая ситуация
      Некий, ведущим наглым образом человек (сосед), говорит что вы самовольно передвинули границу участка, и захватили часть его территории, поэтому - верните ее. Вы, считаете, что участок ваш. Может быть, вы самовольно и захватили данный участок, но сосед раньше устравивал вам пакости, так что этот участок - моральная компенсация. При этом, сосед действует на грани уголовного кодекса. У вас есть два друга, которые в свое время соседа уже проучили (отправили в тюрьму). И вот, как законопослушный гражданин, вы считаете, что дело до уголовного не дойдет (т.е. сосед не начнет противоправные действия в виде разбоя), а если и до уголовщины и дойдет, то вы и сами можете дать в морду, и оба друга помогут.
      Или, есть другой вариант.
      К вам подходит гражданин средь бела дня, и говорит - ты у меня 2 месяца назад денег занял, возвращай сейчас. Вы будете отдавать (и не исключено, что сумма которую вы "заняли" начнет увеличиваться) или двум полицейским которые рядом сигнал подадите?
  14. +1
    17 января 2025 11:26
    Цитата: Дырокол
    Да конечно, это известный факт... Может автор на это им рассчитывал, мол дальнейшие события описывались так часто, что не имеет смысла повторять... Но на пример судьба Альтмарк (он же Уккермарк) не столь известна как бой у Ла-Платы.

    Сэр Вайен Коссакский?
  15. +2
    17 января 2025 11:27
    Цитата: Дедок
    А суда интересные

    посмотрел на таблицу отражающую их судьбу и не увидел - нового владельца в лице СССР.
    нам такие суда были не нужны?

    Конкретно Альмарк сделал БАБАХ!!! На стоянке в Японии. Аж пополам разорвало.
    1. 0
      17 января 2025 16:11
      Конкретно Альмарк сделал БАБАХ!!! На стоянке в Японии. Аж пополам разорвало.

      я про то, как люди определяющие развитие - "видят, на несколько шагов вперед" ...
      или не видят, но определяют...
  16. +5
    17 января 2025 11:55
    Цитата: solar
    У Гитлера боялся повторения Первой мировой- войны на два фронта. И просто иррациональный страх того, что СССР может стать союзником Англии. Что и погнало его на войну против СССР, вопреки своим же предостережениям. В конце концов за что он боролся, на то и напоролся. Но в 1939 он считал, что в сложившейся ситуации с Польшей, Англия и Франция за неё не объявят войну Германии, так как не смогут рассчитывать на союз с СССР. Крупно просчитался.

    Да!
    Но ещё и вот это:
    "Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал. Это весь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее".
    Ф.И. Тютчев. Во время Крымской войны.
    1. +3
      17 января 2025 12:23
      Во время Крымской войны.

      Три империи делили зоны влияния принятыми в те времена методами. Каждая обосновывала справедливость своего видения.
      Другие тоже принимали участие в разной степени, прямое или косвенное, в силу своих интересов.
      В годы Крымской войны, американское правительство старалось осуществить помощь и поддержку царской России. Сразу же в первые месяцы конфликта царская Россия направила запрос с целью выяснения позиции США в данном конфликте. Министр иностранных дел России К. В. Нессельроде направил письмо представителю империи в Вашингтоне А. А. Бодиско. Бодиско получил ответ от правительства Америки, в котором говорилось, что США займет позицию нейтралитета с расчетом, что товарооборот между странами не уменьшится[46].

      В дальнейшем в ходе тяжелой для России войны США будут осуществлять снабжение русских владений на Тихом океане необходимыми товарами из Калифорнии. Также в мае 1855 года торговые корабли американских компаний доставлят русским жителям на Дальний Восток и в Русскую Америку необходимое оборудование, продовольствие, порох и иные товары, необходимые для жизни населения[47][48].
    2. +1
      17 января 2025 16:12
      Ф.И. Тютчев. Во время Крымской войны.

      он не спроста изучался на литературе в советской школе - Классик...
    3. -1
      17 января 2025 17:04
      Ага, Франция которой нужен был реванш - и могла начать войну и против Великобритании и против Австрии.
      Англия, которая в Крымскую влезла случайно.
  17. +4
    17 января 2025 18:41
    Всего в 1938-1943 гг. в строй вступили пять таких судов, еще одно было спущено на воду в 1940 году, но его так и не достроили.

    Если копнуть дальше, то выяснится, что запланировано было 10 "троссшиффов".
    Шесть достроили (Ганза/Самланд, Дитмаршен, Нордмарк/Вестервальд, Укермарк/Альтмарк, Франкен и Эрмланд ).
    Хафелланд и Курмарк заложили 26.04.38, но в августе 38-го постройку остановили, а 22.10.41 заказ аннулировали.
    Корабль G заложили 02.02.39, постройка остановлена 21.06.39, 22.10.41 заказ аннулирован.
    Корабль Н заложили в августе 39-го, но фактически из-за начала "польских событий", переросших во Вторую мировую постройка не была начата.

    вышел в море тяжелый крейсер «Admiral Graf Spee» («Адмирал граф Шпее»)

    На тот момент он ещё был броненосцем... Броненосцем он и умрёт.

    Суда типа «Dithmarschen» при условии благоприятной погоды могли передавать до 120 м³/час топлива
    (кильватерный метод),
    1 сентября в 1000 миль к северу от Островов Зеленого мыса произошла первая встреча «Альтмарка» с «Адмиралом графом Шпее». На крейсер были переданы топливо

    С цифирьками как-то не того... Согласно ЖБД "Графа Шпее" дозаправка началась в 08:05, закончилась ок. 12:00. За 4 часа было передано 785 м3 соляра...
    1. +1
      20 января 2025 19:35
      Наиболее вероятно, что описываемые Вами грузовые операции проводились "alongside", т.е. при швартовке судов борт-к -борту, и здесь грузовые насосы могли работать при близкой к полной производительности (500 куб. м/час, как где-то встречал такое).
  18. -1
    17 января 2025 23:48
    [quote]Trossschiff[- багажное судно/quote]
    Tross- обоз. Так что скорее "обозное судно"
    1. +1
      18 января 2025 11:18
      Цитата: Slug_BDMP
      Tross- обоз. Так что скорее "обозное судно"

      Trossschiff - вполне себе нормально переводится как "транспортное судно".