Суда снабжения Кригсмарине, дело «Альтмарка». Пленные британские моряки

7 881 63
Суда снабжения Кригсмарине, дело «Альтмарка». Пленные британские моряки


Продолжение. Начало здесь: Суда снабжения Кригсмарине, дело «Альтмарка» и международное право



27 сентября «Альтмарк» и «Адмирал граф Шпее» расстались, крейсер отправился на охоту к берегам Бразилии, следующее рандеву было намечено на 14 октября. Для введения в заблуждение встречных судов надписи на борту «карманного» линкора были заменены на «Адмирал Шеер» (позднее на «Дойчланд»).

Охота германского рейдера шла успешно, 30 сентября первой добычей стал британский пароход «Clement». В течение следующих десяти дней к нему добавились еще три судна. Размещение десятков торговых моряков на борту «Адмирала графа Шпее» стало серьезной проблемой. Численность экипажа крейсера и так значительно превышала штатную, в частности из-за наличия призовых команд, и там ощущалась острая нехватка жилых помещений, многим морякам приходилось спать в коридорах и других, явно не предназначенных для этого, местах.

Поэтому было решено разместить пленных на борту «Альтмарка», а их охрану возложить на уже находившихся на его борту военных моряков. По мнению же автора, моряки потопленных или захваченных судов не могут иметь статус военнопленных, так как они не являлись комбатантами, а скорее могут считаться интернированными. Не уверен, что в данном случае этот термин применим.


Доставка моряков с потопленных судов с «Адмирала граф Шпее» на борт «Альтмарка»


Размещение пленных моряков на борту «Альтмарка» (сверху вниз):
1. Место для курения
2. Помещение офицеров
3. Помещение для личной гигиены
4, 5 - Помещения для рядового состава

Естественно, прием на борт «Альтмарка» значительного числа пленных моряков создал немало проблем, в первую очередь напряженная ситуация сложилась с запасами пресной воды и продовольствия. Моряков-европейцев разместили в носовых помещениях, использовавшихся раньше в качестве кладовых боеприпасов, а отдельно от них около семидесяти ласкаров (индийцев), служивших на британских судах в основном в качестве кочегаров и явно не испытывавших особой приязни к своим британским «коллегам». Часть пленных (около 60 человек) позднее разместили и в корме.

Жили моряки с потопленных судов по строгому расписанию:
07:00 — подъем, утренний туалет; 07:45 — завтрак; 08:30 — 09:15 — прогулка на открытой палубе; 11:30 — обед; 14:30 — 15:00 — прогулка; 17:30 — вечерний чай; 21:00 — отбой. Ежедневно проводился медицинский осмотр судовым врачом «Альтмарка».


Ласкары на палубе «Альтмарка»

Пленные моряки однозначно отмечали гуманное обращение со стороны немцев на борту «Адмирала графа Шпее» и «Альтмарка», сносное питание и хорошее медицинское обслуживание, включающее и ежедневный осмотр, насколько это позволяли ограниченные запасы и возможности. Однако многие моряки обижались, что чай им подавался без молока (!) Ни один из членов экипажей потопленных судов не погиб. За конфискованные у британцев вещи, такие как секстанты, навигационные карты, выдавались расписки. А единственное жесткое наказание (трое суток в одиночке на хлебе и воде) налагалось за курение в неположенном месте — а ведь это судно было настоящей пороховой бочкой, заполненной топливом и боеприпасами. Зато для курения в разрешенном месте раз в два дня выдавался коробок спичек (при этом из-за нехватки табака использовали даже джут из мешковины).

Доказательством признательности может служить надпись на венке, возложенном моряками, освобожденными с «Адмирала графа Шпее» в Монтевидео, на могилу погибшим в сражении у устья Ла-Платы тридцати шести немецким морякам: «Памяти храбрых моряков от их товарищей из Британского торгового флота».

26 ноября произошла очередная встреча рейдера с танкером. На «Адмирал» передали топливо и другие запасы, а также часть пленных капитанов и офицеров.

6 декабря состоялось последнее рандеву «Адмирала графа Шпее» с его судном снабжения, при этом на «Альтмарк» была передана очередная партия моряков с двух потопленных торговых судов. Теперь их число достигло 299 человек, включая 55 офицеров. Исходя из этого, рацион пищи, воды для мытья и моющих средств был урезан. Часть пленных офицеров по-прежнему оставались на борту крейсера.


Крейсерство «Адмирала графа Шпее» (синяя линия, синей пунктирной линией обозначен район рандеву с «Альтмарком»)

На следующий день затерявшиеся в океане частички Германии расстались навсегда. 13 декабря на подходах к устью реки Ла-Плата «Адмирал граф Шпее» вступил в бой с тремя британскими крейсерами. Получив тяжелые повреждения, зашел для ремонта в уругвайский порт Монтевидео, на рейде которого 17 декабря был затоплен экипажем. Экипаж был интернирован в Аргентине. 20 декабря капитан цур зее Ганс Лангсдорф, следуя морским традициям, застрелился в отеле в Буэнос-Айресе, завернувшись в военно-морской флаг.


«Адмирал граф Шпее» после подрыва экипажем на внешнем рейде Монтевидео, 17 декабря 1939 г.


Похороны погибших моряков «Адмирала графа Шпее», Монтевидео


Могила Г. Лангсдорфа в Буэнос-Айресе

16 декабря оставшийся в одиночестве «Альтмарк» снова сменил свое название и стал «норвежцем» «Haugesund». Судно также перекрасили в другие цвета, с помощью брезентовых конструкций несколько изменили внешний вид танкера. Это было вызвано тем, что освобожденные в Монтевидео моряки британских торговых судов (27 человек) могли сообщить о лже-«Sogne».

Теперь танкеру предстоял долгий и полный опасностей путь домой. Тем временем Уинстон Черчилль отдал приказ прочесать всю Атлантику в его поисках. Поэтому «Альтмарк» хранил радиомолчание, и ни командование Кригсмарине, ни близкие членов экипажа ничего не знали о его судьбе.

Интересным свидетельством дальнейших событий является дневник одного из помощников капитана британского судна, который велся на бланках его банковской чековой книжки. Особо предприимчивые британцы вполне серьезно вознамерились сообщить о своем местонахождении с помощью выброшенной за борт с очередной партией бочек с фекалиями банки с запиской, как и положено в старых пиратских романах. Использованная банка от какао с британским флажком была усмотрена бдительными сигнальщиками и изловлена. В наказание все британцы на двое суток были лишены прогулки на свежем воздухе и чая.


Прогулка пленных моряков на палубе «Альтмарка»

До 24 января следующего года осиротевший «Альтмарк» медленно кружил в центральной части Южной Атлантики между 45 и 50 градусами южной широты, спасаясь от возможной погони и ожидая указаний от руководства. Но самым главным обстоятельством было то, что старший механик Schleusner настоятельно требовал возможности для проведения ремонта изрядно износившихся за почти полугодовое плавание главных двигателей.

Принимая во внимание погоду в «ревущих сороковых», сложность конструкции, вес и размеры деталей четырех дизелей двойного действия, подобный ремонт был довольно трудной задачей. Автор статьи, будучи судовым механиком с 50-летним стажем, такой опыт в этом районе имел, хотя, к счастью, в намного меньших объемах!

Естественно, общий для всех находившихся на борту «Альтмарка» праздник Рождества обе стороны отметили, по мере их возможностей, торжественно. Даже британцы из швабры и других подручных средств соорудили в их месте заключения некое подобие праздничной елки.

А через несколько дней после праздников состоялась попытка мятежа заключенных с целью захвата судна. Подкупленный золотой монетой индиец открыл запоры одной из дверей носовых помещений, и группа британцев попыталась вырваться наружу. Увы, немецкая вахта не дремала, и мятеж быстро и бескровно подавили струями холодной воды из пожарных стволов.


«Альтмарк» в Южной Атлантике, декабрь 1939 — январь 1940

24 января 1940 года «Альтмарк» со скоростью 15-19 узлов двинулся на север. На конечном участке перехода предполагалось пройти между Исландией и Фарерскими островами, а затем вдоль южного побережья Норвегии в Германию. Ночью 10 февраля, когда судно находилось к югу от Исландии, сигнальщики заметили в двух-трех милях силуэт большого военного корабля. Капитан Дау отдал приказ приготовиться к затоплению и поджогу «Альтмарка» и освобождению заключенных. Однако корабль сменил курс и начал удаляться к огромному облегчению немцев.


Маршрут «Альтмарка»

Ко времени подхода к норвежским берегам судно вернуло свой первоначальный образ и название, было демонтировано и укрыто от чужих глаз артиллерийское вооружение. «Альтмарк» нес Reichsdienstflagge (государственный служебный флаг) — такой флаг несли суда, принадлежавшие государству, но не имеющие право поднимать военно-морской флаг (Reichskriegsflagge). Согласно действующему и в настоящее время морскому праву, они классифицировались как «государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях».


Reichsdienstflagge

10 апреля 1926 г. в Брюсселе была подписана Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных судов. В конференции по разработке этой Конвенции принимали участие Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, Франция, Швеция, Югославия, Япония. Конвенция (и Протокол к ней 1934 г.) вступила в силу в 1937 году.

Статья 3 указанной Конвенции определяет суда, которые пользуются иммунитетом, используя два способа: во-первых, устанавливает общий критерий: осуществление государственными судами правительственной некоммерческой службы; во-вторых, содержит перечень судов, изъятых из сферы ее действия. В этот перечень входят: военные суда, государственные яхты, патрульные, санитарные, вспомогательные, снабженческие суда, а также иные суда, принадлежащие или эксплуатируемые государством и используемые им на правительственной некоммерческой службе во время возникновения права требования. Указанные суда не подлежат конфискации, аресту или задержанию в рамках любой правовой процедуры, а также не могут быть объектом никакого судебного разбирательства.

Подобным правом воспользовался в ноябре 1939 года однотипный «Альтмарку» танкер «Вестервальд» при прохождении через норвежские территориальные воды под Reichsdienstflagge. Это судно с 22 августа до 12 ноября 1939 года обеспечивало деятельность «карманного линкора» «Deutschland», находясь в Северной Атлантике.

Около четырех часов утра 14 февраля 1940 года «Альтмарк» вошел, пользуясь правом мирного прохода, в территориальные воды Норвегии к северу от Трондхеймсфьорда. Перед этим он был обнаружен тремя британскими самолетами Lockheed Hudson Mk II.

Британское правительство потребовало у норвежских властей задержать «Альтмарк» под предлогом того, что на его борту находятся британские граждане, хотя каких-либо международных соглашений, запрещавших перевозку военнопленных через нейтральные воды, не существовало.

Под нажимом англичан норвежцы 15 февраля провели три досмотра германского судна, хотя подобные действия противоречили статусу «Альтмарка» как «государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях».

Досмотры были проведены экипажами миноносцев «Trygg» у острова Линесёй (Linesøy) и «Snøgg» в Согнефьорде, а затем при проходе Хьелтефьорда адмиралом Карстеном Танк-Нильсеном и экипажем эсминца «Garm». Чего-либо подозрительного норвежцы не обнаружили (или обнаружить не пожелали), и «Альтмарку» разрешили следовать дальше. Немецкое судно шло в сопровождении норвежских военных кораблей и с местным лоцманом на борту.

Еще вечером 14 февраля британский флот начал Operation D.T., целью которой был перехват «Альтмарка». Из Росайта вышло соединение кораблей в составе пяти эсминцев 4-й флотилии под командованием капитана 1-го ранга Филипа Л. Вайэна (Philip Louis Vian) и легкого крейсера «Arethusa» со специальными абордажными партиями на борту.


Капитан 1 ранга Филип Л. Вайэн (Philip Louis Vian), 1942 г.

Во второй половине дня 16 февраля, когда «Альтмарк» следовал к югу от Ставангера в сопровождении патрульного корабля «Firern», его вновь обнаружил британский самолет в двух милях от норвежского побережья.

В 13:50 того же дня «Альтмарк», идущий в сопровождении норвежского военного корабля и гидросамолета в миле от берега, был замечен и правильно идентифицирован с крейсера “Arethusa”. Световыми и флажными сигналами англичане потребовали у экипажа танкера следовать на запад, то есть за пределы территориальных вод, на что Дау не отреагировал.

Уинстон Черчилль, бывший в то время Первым лордом Адмиралтейства, отдал приказ, невзирая на нейтралитет Норвегии, захватить «Альтмарк», освободить пленных, а при попытке норвежских кораблей оказать противодействие применить против них оружие.

На перехват «Альтмарка» направили два эсминца, которые вошли в территориальные воды и после предупредительного выстрела, несмотря на протесты с норвежского корабля, попытались взять немецкое судно на абордаж. Удачным маневром «Альтмарку» удалось уклониться, и он направился к входу в Jøssingfjord, преследуемый британскими эсминцами. При этом попытки «Альтмарка» связаться с местными властями подавлялись средствами РЭБ крейсера противника.



«Альтмарк» в Jøssingfjord
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 января 2025 04:09
    Пленные моряки однозначно отмечали гуманное обращение со стороны немцев на борту «Адмирала графа Шпее» и «Альтмарка»

    Читал, не помню у какого, но нашего автора, что немцы спасающихся на воде не расстреливали, поднимали на борт всех без разбора, и давали одеяла и горячее питьё. Правда, полуправда или вовсе не правда, не знаю, но точно подводники Кригсмарине таким благородным следованием морских правил не занимались.
    1. +4
      22 января 2025 06:22
      Кригсмарине таким благородным следованием морских правил не занимались
      После атаки на судно Лакония, экипаж немецкой ПЛ спас пассажиров и экипаж, но британские самолёты, видя людей на лодке, все равно ее атаковали. Да и вообще был приказ Дёница, всех спасать и брать на борт. Другое дело, что не всегда этот приказ исполнялся
      1. +1
        22 января 2025 06:30
        Цитата: Голландец Михель
        Да и вообще был приказ Дёница, всех спасать и брать на борт.

        Я и про нашего автора, и про наших моряков. Про Лаконию в курсе.
      2. +2
        23 января 2025 14:12
        Вообще-то, самолёты были американские с авиабазы на о.Вознесения.Вот они и атаковали подводную лодку U-156(корветтен-капитан Вернер Хартенштейн),когда её экипаж занимался спасением людей с потопленного военного транспорта ВМС Великобритании "Лакония".
      3. +2
        27 января 2025 01:35
        Такого приказа Деница не могло быть в принципе (не имею в виду "Лаконию"), так как ПЛ не пассажирское судно и там просто нет места и возможности всех моряков с потопленных судов разместить + возможный риск. Иногда брали капитанов и стармехов для получения возможной информации
        1. +1
          27 января 2025 17:26
          Изначально лодки действовали в рамках призового права, но когда суда вооружили и обязали сообщать об атаке ПЛ, подводная война перешла в неограниченную фазу с потоплением без предупреждения. После гибели судна, если была возможность, лодка вплывала и пыталась выяснить, кого они потопили... И если получалось (была возможность) подбирали капитана и "деда", как представителей самых сложных специальностей.
    2. 0
      2 апреля 2025 15:57
      Сначала занимались спасением, а потом пошло ожесточение с обоих стран.
  2. +4
    22 января 2025 05:18
    Цитата: Владимир_2У
    Пленные моряки однозначно отмечали гуманное обращение со стороны немцев на борту «Адмирала графа Шпее» и «Альтмарка»

    Читал, не помню у какого, но нашего автора, что немцы спасающихся на воде не расстреливали, поднимали на борт всех без разбора, и давали одеяла и горячее питьё. Правда, полуправда или вовсе не правда, не знаю, но точно подводники Кригсмарине таким благородным следованием морских правил не занимались.

    Всяко бывало. Наберите - "Лакония".
  3. +3
    22 января 2025 08:12
    Статья интересная, только почему на картах нет не только Чёрного моря, но и Гренландии?
  4. -2
    22 января 2025 09:36
    Какие такие тяжелые повреждения поучил "Шпее"?)
    1. +5
      22 января 2025 11:39
      Цитата: ТермиНахТер
      Какие такие тяжелые повреждения поучил "Шпее"?)

      С учётом выхода из строя насоса-сепаратора, остаться в океане с топливом в расходных цистернах на 16 часов хода - это серьёзно или нет? Особенно, когда на хвосте два крейсера противника?
      Повреждения носовой части, тоже оценивались как достаточно тяжёлые, требовавшие капитальной заделки, чтобы выдержать шторма зимней Северной Атлантики.
      1. +3
        22 января 2025 11:44
        Что, из перечисленного вами, нельзя отремонтировать за 72 часа? Учитывая, что в Монтевидео, проживало большое количество немцев, готовых помочь и финансово и технически.
        1. +5
          22 января 2025 11:57
          Цитата: ТермиНахТер
          Что, из перечисленного вами, нельзя отремонтировать за 72 часа?

          Насосы отремонтировали, а вот провести необходимый ремонт носовой части корпуса возможности не было.
          1. -1
            22 января 2025 12:26
            Заварить пробоины в обшивке, не было возможности? Предварительно срезав автогеном "лохмотья" и наварить сверху листы стали, можно даже без дока, просто накренив корабль в нужную сторону.
            1. +3
              22 января 2025 12:35
              Цитата: ТермиНахТер
              Заварить пробоины в обшивке, не было возможности?

              Я так понимаю, Вы считаете себя поумнее немцев "на месте"? :)
              1. 0
                22 января 2025 12:39
                Нет, я так понимаю, что просто не хотели воевать. Захотели, смогли бы сделать ремонт. Ничего сложного там не было.
                1. +3
                  22 января 2025 12:41
                  Как Вам будет угодно... hi
                  1. +2
                    22 января 2025 12:48
                    Думаю, сработала британская провокация. Британский атташе, кептен МакКой позвонил в МО Аргентины и попросил оказать помощь с заправкой двух кораблей, которые скоро придут в Монтевидео - 4 000 тонн котельного топлива. Остальное Лангсдорф додумал сам, хотя никаких кораблей не было.
            2. +1
              27 января 2025 01:37
              У Вас личный опыт судоремонта есть?
              1. +1
                27 января 2025 08:52
                Судно на котором я работал стояло в ремонте.
    2. +4
      22 января 2025 12:11
      Цитата: ТермиНахТер
      Какие такие тяжелые повреждения поучил "Шпее"?)

      Топливные фильтры и опреснитель. smile
      Ну не писать же, что Лангсдорф затопил панцершиффе и застрелился, потому что ему светила вторая часть марлезонского балета - только вместо недоКРТ "Эксетер" на этот раз его противником был бы полноценный вашингтонский КРТ "Камберленд", да ещё и прошедший модернизацию.
      1. -1
        22 января 2025 12:31
        "Камберленд" от "Эксетера" отличался только одной башней ГК и все. Никаких других улучшений, кроме того, что был постарее.
        1. +5
          22 января 2025 16:20
          Цитата: ТермиНахТер
          "Камберленд" от "Эксетера" отличался только одной башней ГК и все. Никаких других улучшений, кроме того, что был постарее.

          Не-а. Серия "Кентов" в силу своей старости успела пройти перед войной модернизацию (лайми начали её со старичков - как янки со своими ЛК). "Камберленд" встал в док первым.
          Корабли получили установленный на два метра ниже нижней палубы внешний броневой пояс толщиной 76 - 114 мм и до 101 мм было усилено внутреннее бронирование вентиляторов котельных отделений.

          Cumberland сохранил переднюю пару своих одноствольных орудий MkV, зато другие два были заменены, как на крейсере Suffolk, спаренными MkXVII/MkXIX.

          В начале 1939 года на Cumberland первая пара старых 102-мм орудий MkV заменена двумя спаренными MkXVI на станках MkXIX

          В ходе модернизации старые "виккерсы" калибра 40 мм MkII/MkII заменили новыми восьми- и четырехствольными установками того же калибра MkVIII на станках MkVI и MkVII. Так спустя добрый десяток лет крейсера серии наконец получили намеченные еще проектом многоствольные установки "пом - пом": Berwick, Cornwall и Kent - по две восьмиствольные, a Cumberland и Suffolk - по две четырехствольные.

          Cumberland и Suffolk получили свои установки MkVIII и их дальномеры немного позже других, уже после окончания модернизации.
          На этих двух крейсерах, не имевших до модернизации счетверенных 12,7- мм пулеметов Виккерса MkIII/MkI, они наконец были установлены на крышах ангаров гидросамолетов по бокам от прожекторной площадки 36-дюймовых прожекторов.

          Согласно плану модернизации, торпедные аппараты на всех крейсерах серии были демонтированы.

          Berwick, Cornwall и Kent получили новые дальномеры артиллерии ГК, установленные на прежних местах на крышах модернизированных боевых рубок. Старые дальномеры MkII на первых двух крейсерах перенесли на крыши ангаров

          Все цитаты - по "Тяжелые крейсера типа "County". Часть 1. Крейсера серии Kent "
          1. -1
            22 января 2025 16:24
            Все модернизации не коснулись ни артиллерии ГК, ни бронирования, которые только и могли сыграть роль в бою у Ла - Платы. Все остальное - хорошо, но на исход боя никак не влияет.
            1. +4
              22 января 2025 16:36
              Цитата: ТермиНахТер
              Все модернизации не коснулись ни артиллерии ГК, ни бронирования, которые только и могли сыграть роль в бою у Ла - Платы.

              Ничего себе не коснулись! Да на "Кентах" при модернизации даже нормальный бронепояс установили, которого у них отродясь не было. smile
              Корабли получили установленный на два метра ниже нижней палубы внешний броневой пояс толщиной 76 - 114 мм и до 101 мм было усилено внутреннее бронирование вентиляторов котельных отделений.

              Плюс новые дальномеры для СУАО ГК (при этом старые сохранили, перенеся на новое место).
              1. +2
                22 января 2025 17:03
                Пояс 114 - мм., от 280-мм. снарядов, помогал не больше, чем пояс у "Эксетера".
                При чем, 114-мм. - это в средней части, к оконечностям меньше. Т. е. могли пробить уже 150-мм. снаряды. Хотя, 114-мм. они тоже пробивали. Т.е. "Камберленд" такой же "голый", как и "Эксетер".
                1. +1
                  23 января 2025 16:59
                  Цитата: ТермиНахТер
                  Пояс 114 - мм., от 280-мм. снарядов, помогал не больше, чем пояс у "Эксетера".

                  Дьявол - он в деталях. ©
                  Согласно Кофману:
                  В соответствии с германски­ми тактическими установками в боеком­плект входили три типа снарядов: бронебойный Pz.Gr.(Panzergranate) и два вида фугасных Spr.Gr. (Sprenggranate).
                  Все снаряды имели одинаковый вес — 300 кг. Бронебойный содержал 7,84 кг (2,6%) взрывчатого вещества (ВВ) и снабжался донным взрывателем Bdz.38. Таким же взрывателем оборудовался фугасный снаряд с замедлением, сна­ряженный 16,94 кг (5,65%) ВВ, который по общепринятой классификации являл­ся полубронебойным и мог с большим успехом использоваться для поражения жизненно важных частей легко брони­рованных целей. Другой, чисто фугас­ный снаряд содержал 23,3 кг взрывчат­ки (7,8%) и приводился в действие го­ловным взрывателем мгновенного дей­ствия Kz.27.

                  Идя по пути наименьшего сопротивления, специалисты флота включили в стандартный боезапас, составлявший от 315 до 360 снарядов на башню (105 — 120 на ствол), равное чис­ло боеприпасов каждого типа.

                  То есть, 2/3 БК ГК панцершиффе - это фугасы и полубронебойные снаряды.
                  1. 0
                    24 января 2025 15:32
                    Вы полагаете что 300 кг. полубронебойный не пробьёт 114-мм. + обшивка корпуса? даже если не пробьёт повреждения будут - "мама дорогая". И замечу, что 114 - мм. - это только середина корпуса - отсеки ЭУ. Дальше в носи в корму уже гораздо тоньше.
            2. +2
              22 января 2025 17:43
              Цитата: ТермиНахТер
              Все остальное - хорошо, но на исход боя никак не влияет.

              Можно вопрос?
              Ваши действия на месте Лангсдорфа? Только без послезнания... ;)
              1. +1
                22 января 2025 19:22
                Мне не известно, что знал Лангсдорф в тот момент и соответственно ход его размышлений. Потому, как я могу поставить себя на его место? Если он знал, (теоретически, мог знать), что "Эксетер" поврежден и ушел, два легких крейсера тоже повреждены, но не потеряли боеспособность + "Камберленд" - можно рискнуть. Шанс не большой, но есть, затопить корабль он всегда успеет. Если провокация англичан сработала и ему сообщили, что кроме выше перечисленных на подходе еще два тяжелых корабля, т. е. тяжелые крейсера, как минимум, а возможно и линейные крейсера. британский или французские, то тут без вариантов.
                1. +1
                  22 января 2025 19:28
                  Спасибо, я узнал всё, что хотел... ;)
                2. +1
                  23 января 2025 17:04
                  Цитата: ТермиНахТер
                  Если он знал, (теоретически, мог знать), что "Эксетер" поврежден и ушел, два легких крейсера тоже повреждены, но не потеряли боеспособность + "Камберленд" - можно рискнуть.

                  В теории на новом корабле - да. А на практике Лангсдорф за прошлый бой израсходовал 2/3 БК ГК.
                  Плюс к тому, Харвуд мог не принять бой, а просто сесть на хвост панцершиффе и, пользуясь бортовой авиацией, следить за ним.
                  Цитата: Alexey RA
                  Предположим, что Лангсдорф после исправления повреждений через пару суток (16 декабря 1939) выходит из порта. И встречает Харвуда.
                  Харвуд со своим 1 КРТ и 2 КРЛ может либо вступить в бой, либо, пользуясь превосходством в скорости, следить за "Шпее", ожидая подкреплений. А подкрепления ему были направлены значительные.
                  13 декабря из Кейптауна в Монтевидео было направлено "Соединение H" в составе КРТ "Сассекс" и "Шропшир".
                  14 декабря из Дурбана туда же вышло "Соединение I" - АВ "Игл", КРТ "Корнуолл", КРЛ "Глочестер". Правда его быстро развернули обратно - потому что на сцену вышли "быстроходные большие горшки".
                  17 декабря 1939 года в Рио де Жанейро зашли для дозаправки ЛКР "Ринаун" и "АВ "Арк Ройял". В тот же день они покинули порт и устремились к Монтевидео. По пути к ним присоединились КРЛ "Нептун" и ЭМ "Харди", "Хироу" и "Хостайл".

                  Так что Харвуд может даже не лезть. Его дело - не упустить броненосец. Потому как с севера уже идёт ЛКР с 15" орудиями и новейший быстроходный авианосец. А с востока - 2 КРТ.
                  1. +1
                    23 января 2025 18:43
                    Цитата: Alexey RA
                    В теории на новом корабле - да. А на практике Лангсдорф за прошлый бой израсходовал 2/3 БК ГК.

                    На практике там ничего непонятно даже по немецким документам ...
                    Согласно одному рапорту расход снарядов ГК 324 снаряда, остаток - 378.
                    Согласно второму рапорту остаток 306 снарядов.
                    Согласно третьему рапорту расход снарядов ГК в бою составил 3/7 боекомплекта, что пропорционально +/- сходится с первым рапортом.
                    Данных о разбивке по типам снарядов в документах на остатке нет.
                    Это более чем странно, потому что Пауль Ашер (1-й Артиллерийский офицер "Шпее") смог вернуться в Германию и погиб 27 мая 41-го на "Бисмарке".
                  2. 0
                    24 января 2025 15:28
                    Теоретически для того, чтобы нанести серьезные повреждения "Камберленду" достаточно и 1/3 боекомплекта. Да, у Харвуда преимущества в скорости и бортовые самолеты. Но самолеты не всегда возможно использовать по погодным условиям. С катапульты он взлетит, но садится в "свежую погоду" - большой вопрос. "Висеть на хвосте" в океане - во - первых, не безопасно. Противник может развернутся и пойти на сближение, а у крейсеров Харвуда. на сколько я помню не было РЛС. Во-вторых, океан большой, а ночи в декабре длинные.
                    1. +2
                      24 января 2025 17:50
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Во-вторых, океан большой, а ночи в декабре длинные.

                      Всё Вы верно рассуждаете, только одно но...
                      17 декабря на широте Монтевидео
                      Восход - 5:26
                      Закат - 19:56
                      Долгота дня - 14:30:04
                      Навигационные сумерки - 4:20 - 5:26 // 19:56 - 21:42
                      В южном полушарии - лето... wink
                      1. 0
                        24 января 2025 19:05
                        Ну, вообще-то, шлёпать "Шпее" надо в сев. полушарие.Так что, через трое - четверо суток, он бы перебрался из лета в зиму. Да и за 10 часов темного времени, можно далеко "слинять", учитывая, что РЛС у англичан не было. На легких точно не было, за "Камберленд" не знаю, но думаю, что тоже.
                      2. +1
                        24 января 2025 19:16
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ну, вообще-то, шлёпать "Шпее" надо в сев. полушарие.

                        Ему туда ещё дойти нужно, через пол мира...

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Да и за 10 часов темного времени, можно далеко "слинять"

                        Слинять-то можно... Вопрос куда: океан полон британцев.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        На легких точно не было, за "Камберленд" не знаю, но думаю, что тоже.

                        В 39-м РЛС (экспериментальная) точно была на "Шеффилде", возможно где-то на ЛК... Тогда товар был совсем штучный.
                      3. -1
                        24 января 2025 20:06
                        Ну, не через полмира. 20 уз. х 24 ч. = 480 миль в сутки. Итого 6 - 7 суток, с учетом маневрирования и мы уже в относительно Сев. Атлантике.
                        Океан слишком велик, чтобы заполнить его 10 британских кораблей.
                        На Шеффилде экспериментальную 79 Y поставили летом 38 - го.
                        Но, в принципе, это особого значения не имеет. Т. е. у бриттов, РЛС нет, как следить за "Шпее" ночью?
                      4. +1
                        24 января 2025 20:42
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ну, не через полмира. 20 уз. х 24 ч. = 480 миль в сутки. Итого 6 - 7 суток, с учетом маневрирования и мы уже в относительно Сев. Атлантике.

                        Вопрос: есть ли столько топлива, чтобы бодро рассекать на двадцати узлах.
                        Дыра в носу остаётся за кадром.


                        Цитата: ТермиНахТер
                        Океан слишком велик, чтобы заполнить его 10 британских кораблей.

                        В океан нужно ещё выйти... а потом решить, куда бежать.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Т. е. у бриттов, РЛС нет, как следить за "Шпее" ночью?

                        Как-то же они итальянцев у Матапана ночью нашли... :)
                        И тоже без радаров.
                      5. -1
                        24 января 2025 21:02
                        Топливо можно было залить в Монтевидео, это не запрещено. Дыра в носу заваривается - листы стали + швеллера.
                        Можно было хотя бы попробовать.
                        Мыс Матапан - это март 41-го, РЛС уже у многих были.
                      6. +1
                        24 января 2025 21:27
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Топливо можно было залить в Монтевидео, это не запрещено.

                        А были попытки?

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Дыра в носу заваривается - листы стали + швеллера.

                        Ещё раз: немцы сами указали в рапорте, что у порта не было возможности заделать пробоину, чтобы она выдержала шторм.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Мыс Матапан - это март 41-го, РЛС уже у многих были.

                        У Каннигхэма не было.
                      7. +2
                        25 января 2025 00:04
                        1. А пробовали это сделать?
                        2. Не было возможности и не было желания?
                        3. На "Велианте" и на "Орайоне" были тип 79. Именно поэтому Тови выбрал флагманом его, а не более современный "Глостер".
                      8. +1
                        25 января 2025 11:23
                        Цитата: ТермиНахТер
                        1. А пробовали это сделать?

                        Годный способ вести дискуссию.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        2. Не было возможности и не было желания?

                        Заделку пробоин в носу не могли произвести, потому что порт не имел достаточных мощностей для судоремонта.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        На "Велианте" и на "Орайоне" были тип 79.

                        Который был абсолютно непригоден для работы на относительно небольших до 150 каб. дистанциях.
                      9. 0
                        25 января 2025 11:46
                        1. Когда нет желания воевать - можно придумать миллион оправданий. Монтевидео большой порт, который обслуживал в том числе и теплоходы. В городе большая колония немцев и наконец организация кептена Нибура. Не могли договориться за тысячу тонн ДТ? даже не смешно.
                        Там были такие огромные дыры, что требовалась постановка в док? Или на боту "Шпее" не было автогенов и сварочных аппаратов? И в порту не было? Если дыра слишком близко к воде, корабль можно накренить, для этого не требуется много времени и сил.
                        Тип 79 вполне достаточна для обнаружения больших кораблей, на тех дистанциях с которых расстреливали итальянские ТКР. И то, в последний момент Каннингхэм дал команду осветить их прожектором. Можно почитать в П. Смит "Битва за Средиземное море. Взгляд победителей". Я тут посмотрел, думал, что РЛС тип 279 на "Глостере" поставили в апреле - мае 41-го, а оказалось, что
                        в феврале 41-го, на него переставили РЛС с уходящего в ремонт "Илластриеса". так что, как минимум на трех кораблях РЛС были, в том числе одна - очень даже неплохая по ТТХ.
                      10. +1
                        25 января 2025 12:25
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Не могли договориться за тысячу тонн ДТ? даже не смешно.

                        Я так понимаю, Вы имеете информацию о наличии в Монтевидео запасов соляра? Поделитесь, а...


                        Цитата: ТермиНахТер
                        Там были такие огромные дыры, что требовалась постановка в док? Или на боту "Шпее" не было автогенов и сварочных аппаратов? И в порту не было?

                        Я выше писал, что вопрос был в возможности качественной заделки пробоины, чтобы "заплатки" не оторвало в шторм.

                        Цитата: ТермиНахТер
                        Тип 79 вполне достаточна для обнаружения больших кораблей, на тех дистанциях с которых расстреливали итальянские ТКР.

                        А чтобы следить за кораблями противника на удалении - нет.
                        Об этом Эллис уделил целую страницу в донесении...
                      11. -1
                        25 января 2025 13:16
                        Я не имею информации о ДТ в Монтевидео. Но если порт обслуживает т/х - значит он должен их как-то заправлять, тем более, что порт по меркам Юж. Америки. совсем не маленький.
                        Чтобы накладки не оторвало в шторм, сверху наваривается ж/д рельс - длинной 25 м. прочный и длинный. Или два рельса, или
                        три. Изнутри можно укрепить швеллерами. Эти методы известны с момента, когда появились железные пароходы.
                        Ситуция с преследованием "Бисмарка" немного другая. И на втором крейсере была нормальная РЛС, просто там мостик не закрытый и не отапливаемый. Потому адмирал выбрал более комфортный корабль, но со старой РЛС. Но, повторюсь - это не та ситуация. Англичане благодаря "ультре" знали, что крейсер стоит без хода и на помощь ему отправлен отряд крейсеров. И "Глостер", со вполне себе приличной тип 279.
                      12. +1
                        25 января 2025 16:55
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ситуция с преследованием "Бисмарка" немного другая. И на втором крейсере была нормальная РЛС, просто там мостик не закрытый и не отапливаемый. Потому адмирал выбрал более комфортный корабль, но со старой РЛС.

                        Где Вы такие сказки находите?
                        На мостике "Суффолка" стало холодно и открыто, около 19:00 24 мая, когда он отстреливаясь от "Бисмарка" вывернул носовые башни в корму до максимума, в итоге ударной волной разбило иллюминаторы.
                      13. 0
                        25 января 2025 17:08
                        У Людвига Кеннеди. Мостик у "Саффолка" был открытый, поэтому Уэйк - Уолкер выбрал флагманским "Норфолк", у которого закрытый, отапливаемый мостик. Адмиралы тоже люди и предпочитают на мостике сидеть в тепле и сухости.
                      14. +1
                        25 января 2025 17:51
                        Цитата: ТермиНахТер
                        У Людвига Кеннеди.

                        Интересно, откуда это взял Кеннеди...
                        Эллис в донесении писал, что всё плохо было с постом наблюдения за воздушной обстановкой который находился НАД мостиком на площадке-основании КДП...
                      15. 0
                        25 января 2025 18:04
                        Ну, вообще-то Кеннеди служил на "Машоне", теоретически мог знать. Опять-таки, почему Уэйк - Уолкер выбрал корабль со старой РЛС, если по уму, то с новейшей намного лучше.
                      16. +1
                        25 января 2025 18:32
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Опять-таки, почему Уэйк - Уолкер выбрал корабль со старой РЛС, если по уму, то с новейшей намного лучше.

                        Я думаю вопрос в том, что "Суффолк" должен был уходить в Скапа на отдых, но был задержан приказом Тови и Уэйк-Уокер не хотел "скакать" с корабля на корабль...
                      17. 0
                        25 января 2025 19:26
                        Конечно, переход с корабля на корабль в свежую погоду, в открытом море, не очень приятно. Но не такая уж глобальная проблема.
                      18. +1
                        27 января 2025 01:49
                        У Вас смутное понятие о возможности бункеровки в любом порту. Тем более кораблю воюющей страны в нейтральном порту, когда здесь проблема не только международного права, но и бдительного глаза вроде бы "нейтрального" "Дяди Сэма"
                        В Монтевидео даже мы никогда не бункеровались. Такого разового количества дизтоплива у них просто не было даже в 1990-2000 годах.
                      19. -1
                        27 января 2025 08:55
                        На тот момент, "дядя Сэм" был глубоко нейтральным и ему было плевать, что творится в Юж. Америке, если не задеты его интересы. Если не было в наличии - это что, значит что его нет вообще? Была организация кептена Нибура, которая могла и не такое. Не было желания воевать - это главное.
      2. +1
        23 января 2025 14:15
        И авианосец "Арк Ройал" впридачу...О чём по всему Монтевидео распространяла слухи британская агентура.
  5. +4
    22 января 2025 11:21
    Размещение пленных моряков на борту «Альтмарка» (сверху вниз)

    Интересная схема... :)
    Если верить "родным" чертежам, пленные сидели в холодильнике.
    1. +2
      22 января 2025 16:25
      Ну, может фашики хоть электричество отключили? А то, с них станется))
      1. 0
        22 января 2025 17:38
        Кто знает...
        Нужно смотреть документы по "Альтмарку" (хотя бы ЖБД).
        По чертежам там холодильные и рефрежераторные камеры.
        1. 0
          27 января 2025 02:10
          Вопрос - какой ЖБД? Максимум судовой журнал. Ведь это не боевой корабль. Хотя, может я и не прав.
          1. 0
            27 января 2025 18:55
            Цитата: Александр Митрофанов
            Вопрос - какой ЖБД? Максимум судовой журнал. Ведь это не боевой корабль. Хотя, может я и не прав.

            К сожалению, как оказалось, ЖБД "Альтмарка" был "утрачен", остались только рапорты и некоторые документы. Но официальная должность Дау говорит о многом.
            "Kptltn. u. Kommandant", то есть "Капитан-лейтенант и Командир".
            1. 0
              21 марта 2025 00:24
              На флаге немецких торговых судов в крыже был Железный крест, что означало, что его капитан - офицер запаса ВМФ
              1. 0
                21 марта 2025 00:26
                А по мобилизации - соответствующее звание, как в СССР и России
  6. +3
    23 января 2025 14:18
    История нападения англичан на "Альтмарк" очередное доказательство того,что британцам и их американским коллегам какие-то "конвенции" и прочие бумаги всего лишь макулатура,когда речь заходит о их интересах.
    Так было и в истории с немецким "Дрезденом" в территориальных водах Чили.