Суда снабжения Кригсмарине. Трагическая судьба «Альтмарка»

Не будем останавливаться на подробных деталях дальнейших событий. Несмотря на протесты норвежцев, противодействие трех миноносцев и даже направленные на английские корабли торпедные аппараты, эсминец «Cossack» вошел в фиорд и высадил на борт «Альтмарка» абордажную партию из 33 человек.

Эсминец «Cossack»

Норвежские миноносцы «Kjell» и «Skaev» в Jøssingfjord.
Эти и последующие действия англичан являлись грубейшим нарушением XIII Конвенции «О правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне» Гаагской конвенции 1907 года, участником которой было и Соединенное Королевство:
Статья 1
Воюющие обязаны уважать верховные права нейтральных Держав и воздерживаться на нейтральной территории или в нейтральных водах от всяких действий, которые составили бы со стороны Держав, которые их допускают, несоблюдение их нейтралитета.
Статья 2
Всякие враждебные действия, включая захват и осуществление права осмотра, совершенные военными судами воюющих в территориальных водах нейтральной державы, составляют нарушение нейтралитета и строго воспрещаются.
Статья 3
Когда судно было захвачено в территориальных водах нейтральной державы, эта держава должна, если приз находится еще в пределах ее юрисдикции, употребить средства, находящиеся в ее распоряжении, чтобы приз был отпущен вместе с офицерами и его экипажем и чтобы экипаж, посаженный на судно взятелем, был подвергнут водворению.
При штурме «Альтмарка» погибли семь немецких моряков, при этом большинство из них были застрелены при попытке спустить шлюпку, еще шесть были ранены. Характер ранений позволял утверждать, что англичане использовали запрещенные разрывные пули «дум-дум». Все находившиеся на борту «Альтмарка» пленные были благополучно освобождены, а возглас штурмующих «The Navy’s here!» (Военно-морской флот здесь!) вошел в анналы британской истории. Однако не обошлось и без «ложки дегтя» — немцы обвинили англичан в элементарном грабеже. Так, у капитана Дау отобрали часы, хронометр и Железный Крест. «Альтмарк», маневрировавший при атаке «Коссака», сел кормой на подводные скалы и получил повреждения.

Эсминец «Коссак» подходит к «Альтмарку»

Гробы с погибшими немецкими моряками на юте «Альтмарка»

Капитан Дау произносит речь на могилами погибших немецких моряков

Памятная доска, установленная в память о погибших от рук «британских морских пиратов» членов экипажа «Альтмарка». В настоящее время хранится в английском морском музее
Если в Великобритании атака «Альтмарка» рассматривалась как некий героический акт, то Норвегия расценила ее как грубое нарушение нейтралитета и направила английскому правительству соответствующую ноту протеста, включающую и требование возвращения содержавшихся на борту «Альтмарка» пленных на территорию Норвегии. Однако британский премьер-министр Невилль Чемберлен не только не выразил сожаление по поводу случившегося, но и всячески восхвалял действия Royal Navy!
Широко распространено мнение, что инцидент с «Альтмарком» стал чуть ли не главным поводом для вторжения Германии в Норвегию, но это далеко не так. Для германского руководства наиболее оптимальным был бы нейтральный статус Норвегии, как это было во время Первой мировой войны. Ведь поставки шведской железной руды, в том числе и через незамерзающий норвежский порт Нарвик, имели стратегическое значение для германской экономики. Не следует при этом забывать и о норвежском никеле.
Вот что писал об этом в своих мемуарах гросс-адмирал Эрих Редер, бывший в то время главнокомандующим ВМФ Германии:
Однако ситуация может измениться в любой момент. И если неприятель создаст базы в Норвегии, то весь наш северный фронт окажется в смертельной опасности. Весь вопрос заключался в следующем: как долго и в каком объеме союзники будут уважать нейтралитет малой страны, чьи собственные интересы и, в значительной степени, симпатии были на стороне Англии?»
Ввести свои войска на территорию Норвегии и Швеции англо-французская коалиция пыталась еще в конце 1939 года под предлогом их транзита для помощи Финляндии от «советской агрессии», но власти скандинавских стран им в этом отказали.
В дальнейшем англичане разработали планы «Wilfred» и R4. Первый из них предполагал постановку мин в территориальных водах Норвегии с целью заставить немецкие суда двигаться за их пределами, становясь таким образом вполне легитимной целью. Затем, в случае спровоцированной таким образом высадки немецких войск в Норвегии (или явного намерения исполнить это), в силу вступал план R4 — оккупация англо-франко-польскими войсками портов Берген, Ставангер, Трондхейм и Нарвик.
Согласно плану R4, погрузка десанта на корабли и суда в британских портах производилась 3-7 апреля 1940 года. Ранним утром 8 апреля радио союзников сообщило о постановке минных заграждений в норвежских водах с определением их границ. Норвежское правительство выразило протест и потребовало немедленного удаления мин. Немецкая разведка своевременно получила информацию о планах союзников, и 9 апреля Вермахт приступил к операции «Везерюбунг» — высадке в Норвегии и Дании.
Так как «Альтмарк» при посадке на камни получил повреждение руля и гребных винтов, то в Киль 28 марта его привели на буксире. После ремонта судно 6 августа 1940 года переименовали в «Укермарк» («Uckermark»).
В январе-марте 1941 года под командованием капитана Zatorski совместно с «систершипом» «Эрмланд» участвовал в операции «Берлин» (Unternehmen Berlin) — рейдерстве линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Северной Атлантике.

Действия германских надводных рейдеров в Атлантике в январе-мае 1941 г.
Участники операции выходили из германских баз и возвращались в порты оккупированной Франции. В ходе «Берлина» было потоплено или захвачено 22 судна тоннажом 115 622 GRT.
9 сентября 1942 года «Укермарк» в роли блокадопрерывателя вышел из французского порта в Японию с грузом растительного масла, топлива, двух гидросамолётов «Арадо» для немецкого вспомогательного крейсера «Тор» и т. д.
На переходе «Укермарк» снабдил вспомогательный крейсер «Мишель» и 24 ноября прибыл в Иокогаму. 30 ноября во время чистки грузовых танков, вероятно, из-за нарушения техники безопасности, произошёл мощный взрыв топливных паров, ставший фатальным не только для «Укермарка», но и ещё для трёх судов, включая «Тор».
Трагической была судьба и капитана «Альтмарка» Х. Дау. Капитуляция Германии стала для него таким тяжелым ударом, что закаленный моряк застрелился.
К моменту капитуляции Германии в строю оставались только два из описываемых судов. По решению Союзной комиссии «Dithmarschen» был передан США, а «Nordmark» — Великобритании. Новые владельцы весьма высоко оценили качества «немцев», и они были включены в состав их ВМФ под названиями USS Conecuh (AO-110) и RFA Northmark (позднее переименован в HMS Bulawayo) соответственно. При этом трофеи прошли модернизацию, включая установку устройств для траверзной передачи грузов.

USS Conecuh

Передача жидких и сухих грузов с USS Conecuh траверзным методом


HMS Bulawayo
В американском флоте бывший «Dithmarschen» послужил прототипом при создании быстроходных судов боевой поддержки (fast combat support ship — AOE). Аналогичным путем пошли и англичане.

«Березина» снабжает боевой корабль
В советском флоте первый и единственный корабль комплексного снабжения появился только в декабре 1977 года («Березина», проект 1833, шифр «Пегас»).
Источники
1. Diego M. Lascano. Historia en imágenes del acorazado alemán Admiral Graf Spee. Buenos Aires, 1998
2. Wiggan Richard. Hunt the Altmark. London, 1982
3. Willi Frischauer, Robert Jackson. The Altmark Affair. New York, 1955
4. Thomas Wildenberg. Gray Steel and Black Oil. Fast Tankers and Replenishment at Sea in the U.S. Navy, 1912-1995.
5. W.R. Carter. Beans, Bullets and Black Oil.
6. Naval Ships’ Technical Manual. Chapter 571. Underway Replenishment.
7. The Hague Conventions and Declarations of 1899 and 1907.
8. Report of Interrogation of Prisoners of War from German Supply Ships. September, 1941.
9. Способы и технические средства передачи грузов в море.
10. Руге Фридрих. Военно-морской флот Третьего рейха. 1939-1945. Москва, 2003
11. Кофман В.Л. Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего рейха. Москва, 2007
12. Кранке Т., Бреннеке Й. Карманный линкор. «Адмирал Шеер» в Атлантике
13. Редер Э. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935–1943 гг.
Информация