Military Review

Soviet amphibious submarines. Part I

8
During the Great Patriotic War, submarine sailors had to not only attack the enemy. During the defense of Sevastopol, submarines were often used for covert transportation of personnel and ammunition, as well as for evacuating the wounded. Attempts were made several times to transfer subversive groups to submarines, but for several reasons they did not have much success. The main reason that prevented the use of existing submarines for such purposes was the specific working conditions. Torpedo diesel-electric submarines simply were not adapted for the transportation and disembarkation of soldiers. Over time, the idea to create a special submarine, originally intended for landing on the coast of personnel and, if possible, technology.


Project 621

In 1948, work began on the 621 project, which involved the creation of a “special purpose boat.” One of the objectives pursued by the project was to ensure the possibility of a covert approach and a surprise attack on the coastal areas of the likely enemy. In addition, the boats of the project 621, or rather the troops carried on them, could unexpectedly attack the United States Arctic airfields. It was these considerations that ultimately determined the appearance of the promising submarine.



Since the new submarines were supposed to provide an offensive at a distance from their bases, the designers of TsKB-18 (now TsKB MT Rubin) and the command fleet decided that they should transport a sufficient number of soldiers and equipment, as well as fuels and lubricants, provisions, etc. Such a main requirement led to the formation of the main points of the project regarding displacement, dimensions, layout, etc. In addition, serious questions arose about the power plant. The design dimensions directly spoke of the need to use more powerful engines than were available, so I had to start by considering several options.

In the early stages of the 621 project, there were immediately seven options for the design of a promising submarine. However, in the future their number was reduced, and the number of options for a power plant was only three. These options looked like this:
- diesel-electric circuit using a steam-gas turbine for economical operation in a submerged position;
- diesel-electric circuit with a relatively large number of batteries;
- the so-called "single engine" - a diesel engine that worked in all surface and underwater modes. Two options were considered at once: with the absorption of exhaust gases by a special chemical device (ED-HPU) and with their release overboard (ED-VVD).

Calculations have shown that a diesel-electric power plant with a steam-gas turbine will provide the perspective submarine with the greatest range of the underwater course. Therefore, it is such a system that was included in the official terms of reference for the project. However, in the late forties, such systems were only being created and their prospects did not look entirely clear. Therefore, we have foreseen the creation of a backup power plant, which could have been put on the 621 project boats in case of failure of work on combined-cycle turbines. In this case, the submarine would have been equipped with diesel engines and 16 th batteries with 112 batteries in each. It is noteworthy that the design of both variants of the power plant proceeded in such a way that, if necessary, one could be replaced with the other. This was done in the event of the development of a steam-gas turbine and the need to “enter” a new power plant into the boat after the start of mass production.

The landing mission seriously influenced not only the appearance of the power plant of a promising submarine. The placement of a sufficient number of people and technology led to the creation of an original system with five robust enclosures. In the center, almost the entire length, they placed the first robust case. He walked almost from the bow to the stern. On the sides of it, starting from the middle of the boat, there were two additional strong hulls. The front and middle part of the largest hull was placed under the compartments for the landing technology. Its diameter of about 6-7 meters allowed to place in it two decks for equipment. An additional metal “cylinder” was placed on the upper surface of the middle part of the central hull, in which it was planned to arrange a hangar for aircraft.

Part of the landing sites fit into the premises of the central robust hull. There were also premises for the crew of the boat itself. After the landing compartments in the main building there was a central post, and immediately after it there was a compartment for power plant units. There were two diesel engines 37D. Two more 30D diesel engines were located in the stern of onboard sturdy hulls, where two shafts were rotated together with steam-gas turbines. The front two compartments of the side hulls were given to the batteries and balancing tanks required for the landing. All five robust enclosures were connected to each other with transitions, which made it possible to service all the equipment installed in them.

All designs of robust enclosures, according to the project 621, were closed with a single light body. Between it and the robust hulls there was a place for the 29 tanks of the main ballast, three fuel tanks, as well as tanks for balancing and quick immersion. The most interesting part of the light hull was the front ramp. On the bow of the submarine was planned to install 25-meter design, intended for the landing of equipment and personnel to the shore. In the stowed position, the lowered ramp rose to the top position and improved the flow. When disembarking, the submarine had to come close to the shore and lower it to the ground. In order not to damage the light body, its front end had a flat shape and had to be made of armor steel.

The estimated length of the new landing submarine of project 621 was 147,5 meters. With a maximum hull width of 13,3 m, it would have a draft of about 6,3 meters. Estimated displacement with combined-cycle units in the power plant - 5845 tons. When using a diesel-electric system with batteries, this parameter increased by about 630 tons. According to estimates, cargo with a total weight of up to 1550 tons could be placed inside the cargo compartments. The optimal composition of the load was as follows. On the lower cargo deck were ten tanks, in terms of their overall dimensions similar to the T-34, as well as several trucks or armored personnel carriers. On the upper deck, it was supposed to carry only relatively light equipment. In addition to ten tanks, the project 621 submarine could carry up to 12 trucks with soldiers and three trailers, and up to four cars, for example, GAZ-67. Trucks could tow up to 12-14 guns, depending on their caliber. In the upper compartment of the central robust hull, the designers allocated space for three La-11 fighters, upgraded accordingly and had a folding wing. The light hull in front of their "hangar" had a flat surface and was a flight deck. The development of the ejection system was underway. Finally, the submarine provided 745 seats for the transported marines and volumes for the transportation of fuel and lubricants and ammunition.

If necessary, the project 621 submarine could with certain effectiveness protect the landing from aviation enemy and coastal defense. To do this, next to the cabin, two paired anti-aircraft guns of 57 mm caliber and one paired 25 mm, as well as a launcher for rockets were provided.

The practical application of the submarine project 621 was as follows. The submerged boat secretly approaches the shore, and then it floats up and, suppressing the defenses with its own MLRS, literally crawls out onto the shore. The ramp is lowered and tanks, cars, and other equipment are escorted from the cargo compartments of the boat, accompanied by marines. Interestingly, a powerful ventilation system was provided in the cargo compartments to remove exhaust gases. If necessary, the submarine could independently make refueling equipment and provide landing troops with ammunition.

The 621 project can be considered the world's first attempt to make a full-fledged landing ship based on a submarine. The task was very difficult, which is why in the end not a single such submarine was built. Analyzing the finished project, the command of the Navy of the USSR noted a number of controversial issues that required a lot of additional research and work. At the same time, a number of problems were too serious to be solved quickly and easily. Ultimately, the 621 project was closed. As of the mid-fifties, despite the great prospects of such boats, there were no major changes in the direction of fine-tuning the project. At the same time, some constructive developments were later applied in other projects. For example, the submarines of the 941 “Shark” project also have at once five strong hulls connected to each other.

Project 664

Just a few years after the 621 project was closed, work continued in the direction of the amphibious submarines, but the idea was returned to what was called a roundabout way. At that time, the possibility of creating submarine minelayers was being considered. The need to transport a large number of mines in the end seriously influenced the appearance of 632 and 648 projects. However, over time, the idea of ​​setting up barriers and, as a result, the presence of relatively large volumes on the boat for the payload, was reborn into the concept of a transport submarine. It was assumed that such submarines could not only block the path of enemy ships, but also supply fuel and weapons to their seaplanes, or serve as a floating "warehouse" for rockets and torpedoes. Similar ideas to use submarines for transportation of a fairly wide range of cargoes eventually revived old plans for amphibious submarines.



At the very end of the 50 and the beginning of the 60, the navy again ordered the development of a submarine designed to transport and disembark personnel, equipment and armaments. However, this time the project, which received the index “664”, implied the creation of a boat with a nuclear power plant. It is noteworthy that at the stage of preliminary study of the appearance of a promising boat there were quite serious disputes. The marines demanded an increase in the number of troops carried, naval aviation was pushing for the possibility of supplying aircraft on the high seas, and the naval command tried to “reconcile” all requirements and at the same time not allow the project to become too complicated.

Because of this approach, in the early stages of design, four design options for the design of robust shells were worked out at TsKB-16 (now part of the Malachite). In three versions, differing from each other in layout, the prospective boat had a solid hull of relatively large diameter. In the fourth version of the project, it was intended to use three robust cases at once, arranged side by side and interconnected with each other. In this case, the boat turned out lower and wider than with one large hull.

In December, 1960, TsKB-16, received an order to prepare a set of documents for starting the construction of the first boat of the 664 project. It was required to transfer the drawings to the Sevmash plant until the middle of 1964. As a result of comparisons, a scheme was chosen with one strong case of relatively large diameter. The 664 project was notable for several details from other nuclear submarines. A characteristic feature of this project was the volume in the middle part of the hull, allocated for the payload. As a minelayer, a submarine could carry up to 162 mines PM-1, Serpei, Lira, or UDM. If PM-1, PM-2 or PM-2 mines were used, their number was reduced to 112 pieces. In the case of using the submarine of the 664 project as a transport boat, the compartment contained up to 20 P-5 or P-6 cruise missiles or up to 80 torpedoes of any suitable type 533 caliber. To attack enemy ships or self-defense, it was planned to equip the boat with six torpedo tubes of a millimeter 533 caliber. In the torpedo compartment there was a place for placing 18 torpedoes. Regarding amphibious capabilities accurate data are not available.

Because of the need to transport a relatively large number of mines, missiles or torpedoes, the submarine of the 664 project was supposed to have relatively large dimensions. The length of the order of 140 meters, the diameter of the body - 14 m, draft - about 9,5-10 meters. The estimated submerged displacement of the boat was 10100-10150 tons. The submarine could dive to a depth of 300 meters and accelerate under water to 17-18 nodes. In the middle of the robust hull, closer to the stern, two reactors with steam generating units and turbo-gear units were to be located on the 664 project boat. The movement of the submarine provided two propellers, driven by two electric motors OK-1B power 2200 kW.

Apparently, the development of the use of such submarines as amphibious ships continued until the mid-sixties, when the project was closed. Due to too much load, the CDB-16 simply could not cope with all the tasks. Among other things, he failed to complete the preparation of design documentation for delivery to the plant in time. Nevertheless, the workers of Sevmash began preparations for the construction of the lead ship. They prepared a plaza, ordered metal for buildings and a number of production equipment. Despite the lag on the part of the designers, in 1965, the factory began assembling the first sections of the robust hull. Soon the work stopped. The 664 project was still not ready, and the navy needed new submarine missile carriers. In 1966, the project was closed for hopelessness. All construction work was terminated in November 1966.

By this time, several converted diesel-electric submarines experienced fuel transfer from one submarine to another. The tested system was recommended for installation on submarines of the new 664 project and the available diesel-electric ones, which were supposed to be refueled directly into the sea. As for the transportation and landing of troops, then, judging by the available data, by the end of development this function was abandoned. When placing a cargo compartment in the middle part of the submarine was unlikely to be able to disembark tanks, cars or armored vehicles that do not have the ability to cross water bodies by swimming. In addition, the hull and draft lines of the 664 submarines of the project speak directly about the impossibility of reaching the shallow water. Probably, if the project had followed the path of using three solid hulls, the designers would have been able to achieve the initial tasks, which meant not only setting up minefields, but also transporting personnel and armored vehicles.


On the materials of the sites:
http://deepstorm.ru/
http://commi.narod.ru/
http://navy.su/
http://russian-ships.info/
Author:
Articles from this series:
Soviet amphibious submarines. Part I
Soviet amphibious submarines. Part II
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. avt
    avt 25 March 2013 10: 01 New
    +3
    In the title, probably, it would be necessary to add -projects. Unfortunately, they were never implemented. And the topic is interesting, but it didn’t come out of the drawings.
  2. redwolf_13
    redwolf_13 25 March 2013 10: 24 New
    0
    Stupidity is utter. It is correct that these projects were abandoned and forgotten the same as the “mouse” of the Germans. In the same deck you still need to put the "nuclear boat." Where one large-caliber torpedo tube with a nuclear torpedo was stuck in the hull of the boat. This boat was supposed to approach the enemy bases and launch a torpedo. Well, according to the idea, the base should have been destroyed by a nuclear explosion along with the boat. The benefit is also hacked at the root.
    I just imagined how this landing underwater coffin should be turned into shallow water and at the same time move away from the PLO means, and then still surmount to suppress the coastal cover forces and already land on the “drushlak”. Horror
  3. rudolff
    rudolff 25 March 2013 12: 16 New
    +3
    To use boats as full-fledged landing ships, storming the shore, landing tanks, performing air defense, etc., this is certainly not serious. But as an underwater vehicle for the covert transfer of units of the marine corps or for evacuation, I think it is completely permissible. And to create new projects for this is not necessary, it is possible to use boats that are put into reserve. After making certain changes to the design, of course. Two Sharks (Typhoon) come to mind, idle in anticipation of disposal.
  4. Bosk
    Bosk 25 March 2013 12: 49 New
    0
    There are several patents of the SPBMP "Malachite" for underwater transports, tankers and bulk carriers. However, none of these projects and programs were destined to be implemented. Apparently, this is due to the fact that they all require significant investment in the design and construction of specific submarine vehicles, as well as creating for them a special infrastructure of ports and basing places.
  5. Volkhov
    Volkhov 25 March 2013 14: 40 New
    +1
    Stalin was gone, the war with the Reich was canceled, and so the submarine.
    The Germans themselves use transport submarines around the world, especially from Africa to Iran - they have not been looking for boats on the BOD since 80.
  6. Gecko
    Gecko 25 March 2013 16: 28 New
    0
    Can be converted for covert transfer of cargo and landing submarines, mastodons of project 941 "Shark"
  7. fero
    fero 25 March 2013 20: 36 New
    -1
    Soviet prodigy belay smile
  8. Civil
    Civil 25 March 2013 21: 12 New
    +1
    and again the first USSR ..
  9. bazilio
    bazilio 26 March 2013 08: 25 New
    +1
    The landing submarine is a moot point. But as a transport for additional adjustments, replenishment of reserves and ammunition, the idea is good. During WWII, the Germans used tanker submarines, the so-called cash cows. Of course, at the moment, the function of additional corrections is irrelevant, since the Russian Navy has all nuclear submarines, but ships can be refueled, as well as the supply of stocks and weapons.
  10. old man54
    old man54 23 May 2013 01: 05 New
    0
    the article is very informative, thanks! "+"!

Советские десантные подлодки. Часть I

В ходе Великой Отечественной войны морякам-подводникам приходилось не только атаковать противника. Во время обороны Севастополя подлодки нередко использовались для скрытного подвоза личного состава и боеприпасов, а также для эвакуации раненых. Несколько раз предпринимались попытки перебрасывать на субмаринах диверсионные группы, но по ряду причин они не имели особого успеха. Главной причиной, мешавшей применять имеющиеся подводные лодки для таких целей, были специфические условия работы. Торпедные ДЭПЛ попросту не были приспособлены для перевозки и высадки солдат. Со временем появилась идея создать специальные подлодки, изначально предназначенные для высадки на берег личного состава и, при возможности, техники.

Проект 621

В 1948 году начались работы по проекту 621, подразумевавшему создание «лодки специального назначения». Одной из преследуемых проектом целей было обеспечение возможности скрытного подхода и внезапного нападения на береговые районы вероятного противника. Кроме того, лодки проекта 621, а точнее перевозимый на них десант, могли бы неожиданно атаковать арктические аэродромы Соединенных Штатов. Именно такие соображения в итоге и определили облик перспективной подлодки.


Советские десантные подлодки. Часть I


Поскольку новые субмарины должны были обеспечивать наступление на удалении от своих баз, конструкторы ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») и командование флота решили, что они должны перевозить достаточное количество солдат и техники, а также горюче-смазочных материалов, провианта и т.д. Такое главное требование привело к формированию основных моментов проекта, касавшихся водоизмещения, габаритов, компоновки и т.д. Кроме того, возникли серьезные вопросы по поводу энергетической установки. Расчетные габариты прямо говорили о необходимости применения более мощных двигателей, чем имелись в наличии, поэтому пришлось начать с рассмотрения нескольких вариантов.

На ранних стадиях в ходе проекта 621 существовало сразу семь вариантов конструкции перспективной подлодки. Тем не менее, в дальнейшем их число сократилось, а количество вариантов энергетической установки равнялось всего трем. Эти варианты выглядели так:
- дизель-электрическая схема с применением парогазовой турбины для экономичного хода в подводном положении;
- дизель-электрическая схема со сравнительно большим количеством аккумуляторных батарей;
- так называемый «единый двигатель» – дизель, работавший на всех режимах надводного и подводного хода. Рассматривались сразу два варианта: с поглощением выхлопных газов специальным химическим устройством (ЕД-ХПУ) и с их выбросом за борт (ЕД-ВВД).

Расчеты показали, что дизель-электрическая энергоустановка с парогазовой турбиной обеспечит перспективной подлодке наибольшую дальность подводного хода. Поэтому именно такую систему включили в официальное техническое задание на проект. Однако в конце сороковых годов подобные системы только создавались и их перспективы выглядели не совсем ясными. Поэтому предусмотрели создание резервной энергоустановки, которую можно было бы ставить на лодки проекта 621 в случае провала работ по парогазовым турбинам. В таком случае подлодку оснастили бы дизельными двигателями и 16-ю батареями по 112 аккумуляторов в каждой. Примечательно, что конструирование обоих вариантов энергоустановки шло таким образом, чтобы при необходимости одну можно было заменить на другую. Делалось это на случай затягивания разработки парогазовой турбины и необходимости «вписать» новую энергоустановку в лодку уже после начала серийного производства.

Десантное предназначение серьезно повлияло не только на облик энергетической установки перспективной подлодки. Размещение достаточного количества людей и техники привело к созданию оригинальной системы с пятью прочными корпусами. В центре, практически по всей длине, поместили первый прочный корпус. Он шел почти от самого носа и до кормы. По бокам от него, начиная от середины лодки, размещалось по два дополнительных прочных корпуса. Передняя и средняя часть самого большого корпуса была отдана под отсеки для десантируемой техники. Его диаметр около 6-7 метров позволил разместить в нем сразу две палубы для техники. На верхней поверхности средней части центрального прочного корпуса разместили дополнительный металлический «цилиндр», в котором планировалось устроить ангар для самолетов.

Часть мест для десанта уместили в помещениях центрального прочного корпуса. Там же имелись помещения для экипажа самой лодки. После десантных отсеков в основном корпусе находился центральный пост, а сразу за ним – отсек для агрегатов энергетической установки. Там имелись два дизельных двигателя 37Д. Еще два дизеля 30Д располагались в корме бортовых прочных корпусов, где вместе с парогазовыми турбинами вращали два вала. Передние два отсека боковых корпусов были отданы под аккумуляторы и балансировочные цистерны, необходимые при высадке десанта. Все пять прочных корпусов соединялись друг с другом переходами, что позволяло обслуживать все установленное в них оборудование.

Все конструкции прочных корпусов, согласно проекту 621, закрывались единым легким корпусом. Между ним и прочными корпусами нашлось место для 29 цистерн главного балласта, трех топливных, а также емкостей для балансировки и быстрого погружения. Наиболее интересной частью легкого корпуса была передняя аппарель. На носу подлодки планировалось установить 25-метровую конструкцию, предназначенную для высадки техники и личного состава на берег. В походном положении опускаемая аппарель поднималась в верхнее положение и улучшала обтекание. При высадке субмарина должна была подходить вплотную к берегу и опускать ее на землю. Чтобы не повредить легкий корпус, его передняя часть имела плоскую форму и должна была изготовляться из броневой стали.

Расчетная длина новой десантной подлодки проекта 621 равнялась 147,5 метра. При максимальной ширине корпуса в 13,3 м она имела бы осадку порядка 6,3 метра. Расчетное водоизмещение с парогазовыми агрегатами в составе силовой установки – 5845 тонн. При применении дизель-электрической системы с аккумуляторами этот параметр увеличивался примерно на 630 тонн. По расчетам, внутри грузовых отсеков можно было разместить грузы общей массой до 1550 тонн. Оптимальный состав нагрузки выглядел следующим образом. На нижней грузовой палубе размещались десять танков, по своим массогабаритным параметрам аналогичных Т-34, а также несколько грузовиков или бронетранспортеров. На верхней палубе предполагалось перевозить только сравнительно легкую технику. Помимо десяти танков подлодка проекта 621 могла перевозить до 12 грузовиков с солдатами и тремя прицепами, до четырех легковых автомобилей, например, ГАЗ-67. Грузовики могли бы буксировать до 12-14 пушек, в зависимости от их калибра. В верхнем отсеке центрального прочного корпуса конструкторы отвели место для трех истребителей Ла-11, модернизированных соответствующим образом и имевших складное крыло. Легкий корпус перед их «ангаром» имел ровную поверхность и представлял собой летную палубу. Велась разработка катапультной установки. Наконец, на подлодке предусмотрели 745 мест для перевозимой морской пехоты и объемы для перевозки ГСМ и боеприпасов.

При необходимости подлодка проекта 621 могла с определенной эффективностью защищать десант от авиации противника и береговой обороны. Для этого рядом с рубкой предусмотрели два спаренных зенитных автомата калибра 57 мм и один спаренный 25-миллиметровый, а также пусковую установку для реактивных снарядов.

Практическое применение субмарин проекта 621 представлялось следующим образом. Лодка в подводном положении скрытно подходит к берегу, после чего всплывает и, подавляя оборону при помощи собственных РСЗО, буквально выползает на берег. Аппарель опускается и из грузовых отсеков лодки выезжают танки, автомобили и другая техника в сопровождении морской пехоты. Интересно, что в грузовых отсеках была предусмотрена мощная система вентиляции для удаления выхлопных газов. При необходимости подлодка могла бы самостоятельно производить заправку техники и обеспечивать высаженные войска боеприпасами.

Проект 621 можно считать первой в мире попыткой сделать полноценный десантный корабль на основе подводной лодки. Задача была очень сложной, из-за чего в итоге не было построено ни одной такой субмарины. Анализируя готовый проект, командование военно-морского флота СССР отметило ряд спорных моментов, которые требовали провести массу дополнительных исследований и работ. При этом ряд проблем был слишком серьезным, чтобы можно было решить его быстро и просто. В конечном итоге проект 621 был закрыт. По состоянию на середину пятидесятых годов, несмотря на большие перспективы таких лодок, не было никаких серьезных подвижек в сторону доводки проекта. В то же время, некоторые конструктивные наработки были позже применены в других проектах. К примеру, подлодки проекта 941 «Акула» также имеют сразу пять прочных корпусов, соединенных друг с другом.

Проект 664

Всего через несколько лет после закрытия проекта 621 работы в направлении десантных подлодок продолжились, однако к идее вернулись, что называется, окольными путями. В то время рассматривалась возможность создания субмарин-минных заградителей. Необходимость перевозки большого количества мин в итоге серьезно повлияла на облик проектов 632 и 648. Однако со временем идея постановки заграждений и, как следствие, наличия на лодке сравнительно больших объемов для полезной нагрузки переродилась в концепцию транспортной подлодки. Предполагалось, что подобные подводные корабли смогут не только преграждать путь вражеским кораблям, но и снабжать горючим и вооружением свои гидросамолеты, либо служить плавучим «складом» для ракет и торпед. Подобные идеи использовать подлодки для перевозки достаточно широкого спектра грузов в итоге возродили былые планы относительно десантных субмарин.

Советские десантные подлодки. Часть I


В самом конце 50-х и начале 60-х годов военно-морской флот снова заказал разработку подлодки, предназначенной для перевозки и высадки на берег личного состава, техники и вооружений. Однако на этот раз проект, получивший индекс «664», подразумевал создание лодки с атомной энергетической установкой. Примечательно, что на стадии предварительной проработки облика перспективной лодки были достаточно серьезные споры. Морская пехота требовала увеличить количество перевозимого десанта, морская авиация напирала на возможности по снабжению самолетов в открытом море, а командование ВМФ пыталось «примирить» все требования и при этом не допустить чрезмерное усложнение проекта.

Из-за такого подхода на ранних стадиях проектирования в ЦКБ-16 (ныне в составе СПМБМ «Малахит») было проработано сразу четыре варианта компоновки прочных корпусов. В трех вариантах, отличавшихся друг от друга компоновкой, перспективная лодка имела прочный корпус сравнительно большого диаметра. В четвертом варианте проекта предусматривалось применение сразу трех прочных корпусов, расположенных бок о бок и сопряженных друг с другом. В таком случае лодка получалась ниже и шире, чем с одним крупным корпусом.

В декабре 1960 года ЦКБ-16 получило приказ подготовить комплект документации для начала строительства первой лодки проекта 664. Требовалось передать чертежи на завод «Севмаш» до середины 1964 года. В результате сравнений была выбрана схема с одним прочным корпусом сравнительно большого диаметра. От других атомных подлодок проект 664 отличался несколькими деталями. Характерной чертой этого проекта стали объемы в средней части корпуса, выделенные для полезной нагрузки. В качестве минного заградителя субмарина могла перевозить до 162 мин РМ-1, «Серпей», «Лира», или УДМ. Если использовались мины ПМ-1, ПМ-2 или РМ-2 их количество сокращалось до 112 штук. В случае применения АПЛ проекта 664 как транспортной лодки, в отсек помещалось до 20 крылатых ракет П-5 или П-6 либо до 80 торпед калибра 533 миллиметра любого подходящего типа. Для атаки кораблей противника или самообороны лодку планировалось оснастить шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра. В торпедном отсеке было место для размещения 18 торпед. Относительно десантных возможностей точные данные отсутствуют.

Из-за необходимости перевозки сравнительно большого количества мин, ракет или торпед подлодка проекта 664 должна была иметь сравнительно большие размеры. Длина порядка 140 метров, диаметр корпуса – 14 м, осадка – около 9,5-10 метров. Расчетное водоизмещение лодки в подводном положении равнялось 10100-10150 тоннам. Субмарина могла бы погружаться на глубину до 300 метров и разгоняться под водой до 17-18 узлов. В средней части прочного корпуса, ближе к корме, на лодке проекта 664 должны были находиться два реактора с паропроизводящими установками и турбозубчатыми агрегатами. Движение подлодки обеспечивали два гребных винта, приводимые в движение двумя электродвигателями ОК-1Б мощностью по 2200 кВт.

По всей видимости, отработка применения таких подлодок в качестве десантных кораблей продолжалась до середины шестидесятых, когда проект был закрыт. Из-за слишком большой нагрузки ЦКБ-16 попросту не справлялось со всеми задачами. Среди прочего, ему не удалось вовремя закончить подготовку конструкторской документации для передачи на завод. Тем не менее, работники «Севмаша» начали подготовку к строительству головного корабля. Они подготовили плаз, заказали металл для корпусов и ряд производственного оборудования. Несмотря на отставание со стороны конструкторов, в 1965 году на заводе началась сборка первых секций прочного корпуса. Вскоре работы прекратились. Проект 664 все еще не был готов, а военно-морской флот нуждался в новых подводных ракетоносцах. В 1966 году проект закрыли за бесперспективностью. Все строительные работы были прекращены в ноябре 1966 года.

К этому времени на нескольких переоборудованных дизель-электрических подлодках испытали передачу топлива с одной субмарины на другую. Испытанную систему рекомендовали для установки на подводные лодки нового проекта 664 и имеющиеся дизель-электрические, которые предполагалось дозаправлять прямо в море. Что касается перевозки и высадки десанта, то, судя по имеющимся данным, к окончанию разработки от этой функции отказались. При размещении грузового отсека в средней части подлодка вряд ли смогла бы высаживать на берег танки, автомобили или бронетехнику, не имеющую возможность пересекать водоемы вплавь. Кроме того, обводы корпуса и осадка субмарин проекта 664 прямо говорят о невозможности выхода к мелководью. Вероятно, если бы проект пошел по пути применения трех прочных корпусов, конструкторы смогли бы добиться выполнения исходных задач, которые подразумевали не только постановку минных заграждений, но и перевозку личного состава и бронетехники.


По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://commi.narod.ru/
http://navy.su/
http://russian-ships.info/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. avt 25 марта 2013 10:01
    В названии наверно добавить надо бы -проекты . К сожалению так и не реализованные . А тема интересная ,но так из чертежей и не вышла .
    avt
  2. redwolf_13 25 марта 2013 10:24
    Глупость несусветная. Правильно что от этих проектов отказались и забыли это же как "маус" у немцев. В это же колоду нужно еще положить "атомную лодку." Где в корпус лодки воткнули один торпедный аппарат большого калибра с ядерной торпедой. Данная лодка должна была подходить к базам противника и запускать торпеду. Ну и по идеи база должна была быть уничтожена ядерным взрывом вместе с лодкой. Благо это тоже зарубили на корню.
    Я просто представил как сей десантный подводный гроб надо ворочить на мелководьи и при этом уходить от средств ПЛО, а потом еще всплыть подавить силы прикрытия побережья и уже на "друшлаке" высадить десант. ЖУТЬ
    redwolf_13
  3. rudolff 25 марта 2013 12:16
    Использовать лодки в качестве полноценных десантных кораблей, штурмующих берег, десантирующих танки, осуществляющих ПВО и т.д., это конечно не серьезно. А вот в качестве подводного транспорта для скрытой переброски подразделений морской пехоты или в целях эвакуации, думаю вполне допустимо. И создавать новые проекты для этого совсем необязательно, возможно использование лодок, выведенных в резерв. После внесения определенных изменений в конструкцию, разумеется. На ум приходят две Акулы (Тайфуна), простаивающих в ожидании утилизации.
  4. Bosk 25 марта 2013 12:49
    Существует несколько патентов СПМБМ "Малахит" на подводные транспорты, танкеры и сухогрузы. Однако ни одному из этих проектов и программ не суждено было осуществиться. Видимо, это объясняется тем, что все они требуют значительных капиталовложений на проектирование и строительство специфических подводных транспортных средств, а также создания для них особой инфраструктуры портов и мест базирования.
  5. Волхов 25 марта 2013 14:40
    Сталина не стало, отменили и войну с Рейхом, стало быть и подлодки.
    Сами то немцы используют транспортные подлодки по всему миру, особенно из африки в Иран - не шлюпки же ищут на БПК с 80 года.
    Волхов
  6. Геккон 25 марта 2013 16:28
    Можно конвертировать для скрытной переброски грузов и десанта подводные лодки-мастодонты проекта 941 «Акула»
  7. fero 25 марта 2013 20:36
    Советская вундервафля belay smile
  8. Гражданский 25 марта 2013 21:12
    и снова СССР первый..
  9. bazilio 26 марта 2013 08:25
    Десантная подлодка- вопрос спорный. А вот как транспорт для дозоправки, пополнения запасов и боекомплекта- идея хорошая. Немцы во времена ВМВ применяли подлодки- танкеры, так называемые дойные коровы. Конечно же в настоящий момент функция дозоправки неактуальна, так как у ВМС РФ все подлодки атомные, но можно заправлять корабли, а так же подвоз запасов и вооружения.
  10. старик54 23 мая 2013 01:05
    статья очень позновательная, спасибо! "+"!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня