Хлодвиг I. Король франков

11 201 32
Хлодвиг I. Король франков
Хлодвиг I (Chlodwig) (466–511). Ставший королем (rex) салических франков в 15 лет, из династии Меровингов, которая просуществовала более 200 лет. Создатель Франкского королевства, сплотивший франков в единое централизованное государство, распространив его границы до самих Пиренеев. В современной историографии он считается основателем Франции


Кое-что о Великом переселении народов


В период IV–VI столетий одним из значительных событий всей мировой истории было Великое переселение народов, которое привело к постоянным военным набегам варварских племен на территорию Западной и Восточной Римской империй. Ну а если заглянуть немного назад, то римское завоевание Галлии, завершенное еще Юлием Цезарем в I веке до н.э., закрепило реку Рейн как границу римского мира, и эта река стала неким политическим барьером между «цивилизацией» и «варварскими» германцами, которые жили за ее пределами. И на протяжении столетий римские легионы на границе Рейна успешно сдерживали германцев, пока постепенный упадок римской власти не позволил некоторым германским народам прорвать лимес (Limes imperii Romani) и совершить вторжения на римские земли.




Карта примерного расселения варварских народов на территории Западной Римской империи во времена Великого переселения народов (ок. 300–600 гг. н. э.), также известного как варварские нашествия — периода в истории Европы, отмеченного масштабными миграциями варваров, которые привели к падению Западной Римской империи и последующему заселению ее различными племенами и созданию постримских варварских королевств. Источник: Eigenes Werk

Но к моменту заката Римской империи аристократия, которая задумывалась лишь о том, каким красивым камнем облицевать свои термы, уже не считала оборону границ своей необъятной империи первой необходимостью, и к концу V века н.э. разделенная империя на западе уже умирала. Кроме экономического и политического упадка, империя со всех сторон подвергалась вторжениям со стороны варваров, а в 410 году н.э. Рим даже подвергся трехдневной осаде готского короля Алариха I (370–410). Ну и, наконец, в 476 году н.э., со свержением молодого императора Ромула Августула варваром Одоакром (433–493), Западная Римская империя окончательно пала, а с ее падением многие варварские племенные вожди отвоевали себе куски старой империи. В результате всех этих событий часть германских племен переселились на новые земли, захватив их у слабеющего Рима.


Германец Одоакр низлагает молодого императора Ромула Августула в 476 году. Бывший император Ромул Августул (Romulus Augustulus) все еще находился в Равенне, и Одоакр отправил его в изгнание. Судьба Августула, последнего императора Западной Римской империи, неизвестна, но считается, что Одоакр его сослал на виллу Лукулла в Кампании (регион в южной части Италии, Неаполь). Сослав молодого императора, отправив инсигнии императорской власти в Константинополь и став первым королем (rex) Италии, Одоакр тем самым поставил жирную точку на существовании всей Западной Римской империи. Его правление длилось более шестнадцати лет, характеризуясь уникальным сочетанием варварских и римских практик

На заметку. Франки не были единым народом, а представляли собой свободную конфедерацию племён, каждое из которых имело свою собственную идентичность и живших вдоль нижнего Рейна. Существует несколько различных легенд о происхождении франков. Так, например, историк VI века Григорий Турский, правда, осторожно, утверждает, что они произошли из Паннонии и мигрировали под руководством вождя по имени Францио в Рейнскую область.

А вот «Хроника Фредегара» сообщает еще более фантастический рассказ, связывающий происхождение франков с Троянской войной. Согласно этому повествованию, царь Приам привел 12 000 троянских беженцев в Паннонию. Связь с Троей, вероятней всего, была попыткой франков присвоить себе родословную на равных основаниях с римлянами, которые также заявляли о своем происхождении от троянцев.

Хотя эти две истории происхождения франков, безусловно, фантастичны, некоторые современные ученые, такие как, например, британский историк Ян Вуд, утверждают, что нет оснований полагать, что франки вообще участвовали в Великом переселении народов и что они произошли из Рейнской области. Шли столетия, и эти франкские племена, бывшие когда-то врагами Рима, уже обосновались на римской земле, усилили римские легионы своими собственными войсками и защищали границы Империи от варварских вторжений. Так, например, в 451 году франки сражались на стороне римлян против гуннов в битве на Каталаунских полях..


И эти племена, вторгнувшиеся в пределы слабеющей Империи, основывали на новых землях свои государства, одним из которых было Франкское, основателем которого считается Хлодвиг — герой этой статьи.

Хлодвиг


Он — вождь франков, одного из германских племен, которое в будущем дало название одному государству — Франции, и основатель династии предшественников французских королей — династии Меровингов, которые вошли в историю как «ленивые короли» и «длинноволосые короли». Он правил в те времена, когда Франции еще не было на карте, и он первым очертил границы Франции, объединив в результате своих побед племена и королевства.

Еще совсем незадолго до прихода Хлодвига к власти вся римская аристократия и высшее духовенство были погружены в полную безысходность и отчаяние — «это конец цивилизации, говорили они, — император исчез, а империя полностью развалилась!». И тут из глубин варварского Барбарикума появляется Хлодвиг — истинное творение варварства, на которого решили опереться епископы и сохранившаяся часть римской аристократии.

Племенной вождь, а затем и правитель одного из германских племен времени Великого переселения народов и распада Римской империи, Хлодвиг I (466–511), король франков, считается отцом-основателем династии Меровингов, которая просуществовала более 200 лет. Став королем в возрасте 15 лет, а к моменту своей смерти 30 лет спустя он стал первым христианским королем, правившим уже не только всеми франкскими племенами, но и всей Галлией, и твердым союзником Византийской империи. Политика Хлодвига и его военное мастерство объединили регионы Галлии под его властью, и сегодня он по праву считается основателем Франции.


Стоковая иллюстрация короля франков Хлодвига I. Хлодвиг был первым королем франков, который объединил все франкские племена под своим правлением, изменив форму руководства с племенного вождя на правление одного короля и обеспечив передачу королевской власти его наследникам. При Хлодвиге была написана «Салическая правда» — первый сборник законов франков, а также был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511 года, где Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus — Сыном Святой Церкви». Столицей франкского государства в последние годы его правления стал Париж. Источник: Le Magasin pittoresque. 1839 год

Хлодвиг выступает создателем новой королевской власти, которая порывает с германскими варварскими устоями, чтобы соотносить себя отныне с устоями римскими. Совершив подобное деяние, Хлодвиг наметил путь для других варварских королей — правителей Запада, обосновавшихся на вновь обретенных землях Западной Римской империи.

Хлодвиг вступает на престол


Как уже было сказано выше, в 481 году н. э. Хлодвиг, отец-основатель династии Меровингов, вступил на престол в нежном возрасте 15 лет, когда умер его отец Хильдерик, племенной вождь германского племени, известного как салические франки. Языческий вождь, сражавшийся вместе с римлянами против гуннов, был почитаем после смерти так же, как и при жизни, и был похоронен вместе со своим оружием, драгоценностями и пятнадцатью лошадьми. Фамилия «Меровинги» происходит от деда Хлодвига — Меровея, который также был союзником Рима и сражался на стороне римлян.


Хильдерик I (ок. 437–481) — первый король франков, существование которого было подтверждено не только летописными, но и материальными историческими источниками. Вместе со своим племенем он обосновался вокруг города Турне (современная Бельгия), на землях, которые он получил как федерат римлян. Он вместе с римским полководцем Эгидием сражался против вестготов и помогал остановить вторжение саксов. Ему также в заслугу ставят разгром отряда алеманнов, которые хотели вторгнуться в Италию. После падения Западной империи в 476 году Хильдерик начал считать себя свободным от своих обязательств перед Римом и делал уже всё, что хотел. Он умер в 481 году и был похоронен в Турне, оставив наследником сына Хлодвига, впоследствии короля франков. Его могила была обнаружена в 1653 году, когда были найдены многочисленные драгоценные предметы, оружие, драгоценности, монеты и кольцо с изображением короля. Портрет франкского короля Хильдерика I, созданный Жаном Дасье. 1720 год.

Сын Хильдерика I и Базины, бывшей ранее женой «короля» другого германского племени тюрингов — Бизина, пятнадцатилетний франкский король был уже хорошо подготовлен своим отцом и не терял времени на то, чтобы утвердиться в качестве главной силы в Европе, когда в возрасте 20 лет выступил против Сиагрия, последнего императорского наместника Римской Галлии.

Завоевание Галлии


Когда Хлодвиг пятнадцатилетним юношей стал королем салических франков (481 г.), коренное римское население некоторых областей Галлии не было еще завоевано варварами и не признавало над собой власти короля Италии Одоакра, а управлялось римлянином Сиагрием. Территория части Галлии, управляемая Сиагрием, на северо-востоке примыкала к землям франков, а на юге — к землям готов и бургундов. Варвары-завоеватели исповедовали христианство арианского толка и имели постоянные трения с численно превосходившим их галло-римским населением.


Карта приблизительной площади владений Сиагрия 486 г. н. э. и расселения германских племен. Римский патриций и магистр армии (magister militum), Сиагрий правил на севере Галлии как представитель Римского государства, в то время как сама римская власть на Западе уже пала, упраздненная варваром Одоакром. Поэтому, не провозглашая себя императором и оставаясь римским чиновником, Сиагрий никакому императору не подчинялся — Константинополь находился слишком далеко от Галлии, а связи со столицей империи на Босфоре Сиагрий не поддерживал, так что лишь благодаря его уважению к римским традициям и неприятию сепаратизма его владения юридически оставались частью римского диоцеза. Своей резиденцией Сиагрий выбрал Суассон, расположенный между Парижем и Реймсом…

В 486 году Хлодвиг заключил союз со своим родственником Рагнахаром, правителем Камбре (город на севере современной Франции), и, заручившись поддержкой короля рипуарских франков Сигибертом (465–507), он отправился в поход против последнего представителя римской власти — наместника Сиагрия (430–486/494), и недалеко от Ножантского аббатства, в результате решительного сражения при Суассоне (город на севере Франции), войска Хлодвига разгромили армию римского наместника, которому пришлось бежать в Тулузу, где правил «король» вестготов Аларих II (458/466–507). А через некоторое время, по требованию предводителя франков, Сиагрий был выдан не желавшим участвовать в войне с Хлодвигом Аларихом II, и немногим позже последний римский наместник Галлии был казнен, а его столица Суассон захвачена и разграблена.

О войне, уничтожившей этот последний отколовшийся от потонувшего материка островок римского мира, известно из рассказа Григория Турского:

«Против Сиагрия выступил Хлодвиг вместе со своим родственником Рагнахаром, у которого тоже было королевство, и потребовал, чтобы Сиагрий подготовил место для сражения. Тот не уклонился и не побоялся оказать сопротивление Хлодвигу. И вот между ними произошло сражение. И когда Сиагрий увидел, что его войско разбито, он обратился в бегство и быстрым бегством двинулся в Тулузу к королю Алариху».

Битва при Суассоне имеет важное значение в истории Франции, поскольку она ознаменовала начало франкского правления в регионе, а победа Хлодвига над Сиагрием и другими галло-римскими правителями того времени утвердила его в качестве доминирующей силы в Галлии и подготовила почву для окончательного объединения Франкского королевства. Эта битва также примечательна еще и тем, что она произошла в то время, когда Римская империя находилась в состоянии упадка, а германские народы начинали утверждать свою власть в Европе.


Сражения при Суассоне. Винтажная иллюстрация. Результатом этого сражения был конец Суассонского королевства, которое было ассимилировано во Франкское королевство, которое к 555 году н.э. уже включало в себя всю Галлию, а варварские германские королевства, которые первоначально параллельно сосуществовали с римскими структурами, начали принимать и адаптироваться под римские законы, объединяясь в единую культурную общность. Это явление романизации германцев и германизации галло-римлян было ключом к формированию будущей политической и культурной идентичности в Западной Европе.

Но сразу после победы франков все владения Сиагрия не перешли под полный контроль Хлодвига — он еще на протяжении нескольких лет был вынужден захватывать один город за другим, к тому же, будучи язычником, Хлодвигу приходилось выстраивать хорошие отношения с католическим духовенством на захваченных им территориях.

Спустя многие годы британский историк Эдвард Гиббон напишет о раннем завоевании Галлии Хлодвигом:

«Когда он впервые вышел в поход, в его сундуках не было ни золота, ни серебра, ни вина и хлеба в запасах; но он подражал примеру Цезаря… и покупал солдат на плоды завоеваний. После каждого удачного сражения или экспедиции добыча складывалась в одну общую массу; каждый воин получал свою пропорциональную долю, и королевская прерогатива подчинялась равным правилам военного права. Неукротимый дух варваров научили признавать преимущества регулярной дисциплины».

Но аппетит всегда приходит во время еды, и уже к концу года Хлодвиг захватил города Руан, Реймс и Париж, а к 491 году он уже полностью контролировал весь Запад. К этому описываемому времени он также приказал убить других франкских королей Харариха и Рагнахара, бывших его родственников и союзников в борьбе с Сиагрием, и присоединил все их «королевства» к своему государству.

Легенда о суассонской чаше


Самое известное и дошедшее до наших времен повествование, которое мы все изучали еще в школе на уроках истории, связанное с Хлодвигом, — это легенда о Суассонской чаше.

Действие происходит в 486 году в захваченном Хлодвигом городе Суассон, после победы над галло-римским правителем Сиагрием, на территории которого прочно уже утвердилась римская церковь. После одержанной победы и в соответствии с обычаями того времени грабежи и разрушения, в том числе церквей, были само собой разумеющимися, равно как и обращение трудоспособных мужчин в рабство.

Согласно франкскому обычаю дележа добычи, пятая часть награбленного достается предводителю, а остальная часть делится между солдатами по жребию. Но епископ Реймса, Святой Ремигий, узнал, что среди захваченных франками трофеев находится ценная церковная чаша, и попросил Хлодвига вернуть сосуд в храм. Хлодвиг, будучи хорошим дипломатом и желая укрепить отношения с римской церковью, был не против, да и все его воины были согласны с этим решением.


На этом изображении Святой Ремигий, епископ Реймса, приходит просить Хлодвига, который в то время ещё не принял христианство, о возвращении священной чаши, которая хранилась в соборе в Суассонском королевстве, захваченной франками при разграблении ими Суассона. Винтажная иллюстрация. Рисунок по мотивам средневековой миниатюры. Источник: Digital Vision Vectors.


Однако из-за этой вазы произошла ссора между королем и одним из его солдат из-за того, что Хлодвиг исключил из дележа добычи богато украшенную церковную чашу, которую обещал вернуть епископу Реймса, с которым у него были налажены хорошие отношения. В ярости к нему подошел воин и своим топором разбил Суассонскую чашу, заявив: «Ты получишь только то, что действительно дает тебе судьба». Хлодвигу пришлось стерпеть это оскорбление, но, к счастью, он вернул остатки вазы и передал ее епископу.


Солдат Хлодвига разбивает топором Суассонскую чашу. Этот рисунок из школьной книги по истории Франции, использовавшейся до 1960-х годов. Основатели современной французской исторической школы при Наполеоне III, а затем и Жюле Ферри, умело воссоздали хронологическое повествование в картинках. История суассонской вазы типична для французской педагогики, целью которой было закрепить в сознании ребенка более или менее ясные ориентиры, даже независимо от правдивости действия, здесь главное — символ. Показать переход от «варварства» к «цивилизации». Согласно школьному руководству, Хлодвиг «умелый, хитрый, жестокий и жестокий», но также «сильный, храбрый, умный и очень амбициозный».

Через год, проводя военный смотр своим войскам перед выходом в очередной поход, Хлодвиг узнал этого воина и, подойдя к нему, он обвинил его в плохом содержании оружия: «Ни у кого я не видел оружия в столь плохом состоянии, как у тебя». И когда солдат наклонился, чтобы поднять свое оружие, Хлодвиг яростно ударил его по голове топором, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!»

Выражение «Суассонская чаша» в настоящее время среди народов Западной Европы имеет тенденцию относиться к возмездию, нанесенному тому, кто однажды перешел дорогу другому.

Война с тюрингами и алеманами


Укрепив свое влияние среди франков и победив римского наместника Сиагрия, Хлодвиг начал распространять свое влияние не только на другие франкские королевства, но и уже на другие германские племена, включая алеманнов и тюрингов. Выполняя союзнические обязательства перед своим родственником, королем рипуарских франков Сигибертом (465–507), он в 491 году начал войну с германским племенем тюрингов, притеснявшими рипуарских франков, и, вторгнувшись на территорию тюрингов, нанес им сокрушительное поражение.

На заметку. Тюринги — германское племя, которое появилось в конце Великого переселения народов в центральной Германии между рекой Эльбой и горой Гарц, а также в некоторых частях сегодняшней исторической области Франкония, где когда-то этот район был заселен рядом народов, среди которых были кельто-лигуры. В настоящее время принято считать, что тюринги — это этногенез англов, перебравшихся сюда из ютландского Ангельна с другими, более мелкими германскими народами и местными кельтами. В первой половине V века тюринги оказываются под влиянием гуннов, о чем свидетельствуют захоронения женщин с искусственно деформированными и удлиненными черепами, что было своеобразной практикой среди гуннов, а некоторые из них даже имели монголоидные черты. Согласно позднеантичным письменным источникам, около середины V века войска Тюрингии служили в армиях Аттилы, короля гуннов. После завоевания их Хлодвигом, тюринги были отданы под власть франкских герцогов…


Расширение государства Франков при Хлодвиге

Через пять лет, в 496 году, в битве при Толбиаке было побеждено другое германское племя — алеманны, их король пал в сражении, часть его королевства была включена во владения Хлодвига, видевшего в алеманнах угрозу своим амбициям, остальная же часть земель алеманов принесла присягу королю Италии остготу Теодориху Великому (451-526). Король рипуарских франков Сигиберт, союзник и родственник Хлодвига, в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.

На заметку. Алеманны, один из германских народов, а вернее, конфедерация народов, к моменту упадка Римской империи заселившая землю Верхнего Рейна, которая сейчас является юго-западной Германией, северной Швейцарией, Лихтенштейном, регионом Эльзас и небольшой частью Австрии. К концу IV века алеманны фактически исчезают из списка врагов Рима вдоль его границы, и они больше никогда не описываются как воюющие с римскими легионами — алеманнские воины и их лидеры стали зависеть от Империи в плане субсидий деньгами и натурой, а также от прибыльных и престижных должностей в римской армии и администрации. Приручив алеманнов, лидеры Рима, похоже, считали франков, гуннов и другие группы варваров более убедительной угрозой для себя, чем алеманнов. Алеманны исчезают как независимый народ в конце пятого века, когда они были окончательно завоеваны и подчинены франками Хлодвига и включены в его королевство. Были христианизированы только в VII веке и дали название одной из исторических областей германских земель — Швабии. Кстати, французское название Германии — Алеманния (Allemagne).


Битва армии Хлодвига с алеманнами при Толбиаке (недалеко от современной германо-бельгийской границы) в 496 году. В этом сражении франкам удалось разгромить войско алеманнов после того, как на поле боя после удара боевого топора пал алеманнский король, имя которого осталось неизвестным. Его гибель привела алеманнов в полный беспорядок, что позволило войскам Хлодвига сплотиться и разгромить их. Битва при Толбиаке стала одной из самых славных побед Хлодвига. Гравюра 1840 год. Источник: Anya’s artfulhome

Битва при Толбиаке стала значимым событием в истории Европы, поскольку она ознаменовала начало франкского правления на большей части современной Германии. Победа Хлодвига над алеманнами сделала его могущественной силой в регионе и помогла проложить путь к окончательному объединению в единое королевство. После этой битвы Хлодвиг начал устанавливать систему правления на завоеванных им территориях. Он разделил землю на более мелкие единицы, называемые пагами (pagi), каждой из которых управлял граф, отвечавший за поддержание порядка и сбор налогов. Хлодвиг также внедрил систему, которая позволяла ему вознаграждать своих верных последователей землей и другими привилегиями. Одной из ключевых фигур в битве при Толбиаке был епископ Ремигий Реймский, сыгравший решающую роль в победе Хлодвига (но об этом ниже).

Женитьба


В 493 году Хлодвиг женился на Клотильде (475–544/548), позже причисленной Церковью к лику святых. Молодая и красивая девушка, дочь племенного вождя бургундов Хильперика II (436–491), она оказала чрезвычайно благотворное влияние на своего мужа. Вот как описывает Григорий Турский (538–594)* сватовство Хлодвига:

«Так как Хлодвиг часто посылал посольства в Бургундию, то его послы однажды увидели девушку Клотильду. Найдя ее красивой и умной и узнав, что она королевского рода, они сообщили об этом королю Хлодвигу. Тот немедленно направил послов к Гундобаду с просьбой отдать её ему в жены. Так как Гундобад побоялся отказать Хлодвигу, он передал её послам. Те приняли ее и быстро доставили королю. Увидев ее, король очень обрадовался и женился на ней. Но у него уже был сын по имени Теодорих от наложницы».


Встреча франкского короля Хлодвига с Клотильдой (Хродехильдой), дочерью бургундского короля Хильперика II и племянницей короля бургундов Гундобада. 493 год. Если верить летописям Григория Турского, то король выдал Клотильду за Хлодвига, боясь отказать могущественному франкскому королю. Гравюра Бернара Франсуа Леписи (1698-1755) и Жака-Филиппа Ле Ба (1707-1783). Источник: De Agostini Editorial

Брак был торжественно заключен в Суассоне, где Клотильда устроила себе небольшую молельню в королевском дворце, в которой она проводила много времени в пылких молитвах и тайных умилениях.

Обращение в христианство


По дошедшей до нас легенде, перед самым сражением с алеманнами Хлодвиг поклялся, что если франки выиграют это сражение, то он примет крещение. В войске Хлодвига уже было достаточно христиан из галлов и римлян, которые, услышав его слова, были сильно воодушевлены и в результате стали победителями в этом ожесточенном сражении.

Даже несмотря на то, что он вырос язычником (считается, он последний из языческих королей), Хлодвиг понял, что принятие им христианства будет для него чрезвычайно полезным, если он когда-либо надеется заручиться лояльностью всего галло-римского народа.


Эта картина была написана примерно через тысячу лет после того, как епископ Реймса крестил франкского короля Хлодвига, тем самым обратив его в христианство. Франко-фламандский художник Сен-Жиля перенес историческое событие из Реймса в интерьер королевской часовни Сент-Шапель в Париже, тем самым предоставив самую раннюю известную запись интерьера знаменитого и до сих пор сохранившегося здания. Источник: National Gallery of Art, Washington/Из коллекции: Samuel H. Kress Collection

По словам Григория Турского, его обращение произошло отчасти из-за его женитьбы на бургундской принцессе Клотильде, которая неутомимо убеждала своего мужа отказаться от поклонения идолам и признать истинного Бога, семья которой принадлежала к арианскому вероисповеданию, а она — к римскому.

На заметку. Существует очаровательная легенда о крещении Хлодвига, которая рассказывает нам, что в спешке святой Ремигий забыл принести святое миро (освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания тела человека), необходимое для обряда крещения. Но в тот момент, когда для обряда потребовалось святое миро, в церковь влетел голубь, неся в когтях стеклянный сосуд с освященным маслом. Этот «Священный сосуд» (Sainte Ampoule) и его содержимое всегда использовались при коронации каждого французского короля, по крайней мере с 1131 года (первое упоминание) до коронации злополучного Людовика XVI в 1775 году…
Таинство крещения состоялось в Реймсе — на тот момент городе более значительном, чем Париж. Именно тогда епископ произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Adora quod incendisti, incende quod adorasti» (Поклонись тому, что сжигал, сожги то, чему поклонялся). С этого дня зародилась традиция короновать французских королей в Реймсе, а не в столице.

Григорий Турский пишет:

«Хлодвиг взял в жены Клотильду, дочь бургундцев и христианку. Царица непрестанно убеждала царя признать истинного Бога и оставить идолов. Но его никоим образом нельзя было привести, пока не разразилась война с аламаннами… Две армии сражались, и была большая резня. Армия Хлодвига была близка к полному уничтожению. Он… возвел очи свои к небу, говоря… Если Ты дашь мне победу над этими врагами… Я уверую в тебя и крещусь во имя твое».

Согласно записям Григория Турского, Хлодвиг одержал победу над алеманами и признал христианского бога через крещение. Однако ранее он яростно сопротивлялся этому, во многом из-за того, что Клотильда настаивала на крещении их детей. Хлодвиг отказался крестить своего первенца, но Клотильда тайно от мужа крестила ребенка, после чего мальчик заболел и умер. После рождения второго сына он тоже был тайно крещен и, как и его брат, тоже заболел. Однако на этот раз он выздоровел, и Хлодвиг приписал все свои победы и жизнь своего сына новому Богу.

Его обращение под руководством епископа Реймса не только обеспечило ему лояльность населения в завоеванных им провинциях, но и признание со стороны византийского императора Анастасия I (430–518), который был также заинтересован в успехе тех, кто разделял его христианскую веру.

Хлодвиг был вдохновлен своим недавно обретенным религиозным рвением на ведение войны против вестготов, исповедовавших арианство, которая стала одной из его самых успешных военных кампаний. Этот крестовый поход в конечном итоге оттеснил вестготов обратно в Испанию и обеспечил большую безопасность королевству франков. Долгосрочный успех франков и выживание самого Франкского королевства приписывают решению Хлодвига креститься как никейский христианин, а его выбор «правильной» веры устранил барьер между ним и его римскими подданными, что позволило ему вбить клинья между соперничающими арианскими вождями и их римскими подданными. К тому же, принятие им Никейского символа веры позволил ему использовать силу Никейской церкви и позволил ему легче быть признанным императором Анастасием I в Константинополе.

Популярность Хлодвига в бывших римских владениях возросла так, что Григорий Турский сообщает, что «в то время многие галлы с величайшим желанием желали иметь франков в качестве хозяев».

Политическое положение Западной Европы к началу V века


В течение пятого века Римская Галлия была разделена между несколькими варварскими народами: франками на севере, вестготами в Аквитании и Испании и бургундами в долине реки Роны. Во время правления короля Эйриха из рода Балтов (годы правления 466–484) казалось, что вестготы были на пути к тому, чтобы стать преобладающей варварской силой в Западной Европе, но после смерти Эйриха его сын и преемник, Аларих II, начал сталкиваться с растущей угрозой с севера, исходившей от Хлодвига, амбициозного франкского короля, который одержал победу над римским военачальником Сиагрием в 486 году и присоединил к своему королевству его территории. По словам Григория Турского, побежденный Сиагрий нашел убежище у Алариха, и Хлодвиг пригрозил напасть на него, если Аларих откажется выдать Сиагрия. Аларих II, продемонстрировав то, что Григорий Турский в своей «Истории франков» назвал «обычной готской трусостью», подчинился. Так, например, Хервиг Вольфрам, австрийский историк, отмечает в своей книге «Готы. От истоков до середины VI века», что «некомпетентный преемник Эйриха Аларих проиграл королевство».


Портреты королей вестготов из рода Балтов. Слева: Эйрих (420-484), создавший кодекс Эйриха, в котором готские традиции удачно сочетались с классическим римским правом. При этом короле вестготы были уже не простым союзом племен, а полноценным государством во главе с правителями из рода Балтов. Справа: Аларих II (466-507), сын Эйриха, занявший в Тулузе престол своего отца после его смерти. Власть Алариха II распространялась на огромную территорию бывшей Римской империи - от Атлантики до Альп и от Гибралтара до реки Луара. Ко времени восшествия его на престол, это варварское королевство было самым обширным в Европе. Литография. Источник: Bridgeman Images

В то же время амбициозный остготский король Теодорих (451–526) из рода Амалов, прозванный «Великим», широко раскидывал свои дипломатические сети, используя для укрепления своего положения брачные союзы. Он сам женился на Аудефледе (460–510), дочери франкского короля Хильдерика I и сестре Хлодвига I, а его сестра Амалафрида (460–526) была замужем за королем вандалов Тразамундом (450–523); одна дочь, Остгота Ареагни (476/488–518/520), вышла замуж за бургундского принца, впоследствии короля, Сигизмунда (475–524); а другая, Теодегота (475/488–507), вышла замуж за короля Алариха II...


Политическая карта Западной Европы перед войной франков с вестготами. Королевство вестготов - объединение германских племен, созданное с согласия Римской империи в 418 году н. э. В рамках соглашения со слабеющим Римом, вестготы были обязаны были оказывать Риму военную поддержку, но после падения Рима, королевство вестготов разорвало политические связи с павшей Римской империей. Бургунды - такое же объединения германских племен, но в отличие от других германцев, не играли никакой роли в подрыве Римской империи. Они жили среди римлян и имели свои собственные обычаи. Все эти варварские королевства - Вестготское и Бургундское, использовали монархию в качестве своей политической структуры...

Хлодвиг и готы


После своего обращения в христианство, при поддержке народа и римской церкви, Хлодвиг продолжил свою войну с вестготами (которая не прекращалась на протяжении всего его правления) и в конце концов встретил в 507 году их в битве при Вуйе (селение недалеко от Пуатье), где он наголо разбил, а затем и убил их короля Алариха II. Остготскому королю Италии Теодориху (который был союзником Алариха) византийский император Анастасий I запретил оказывать какую-либо помощь Алариху, ибо Теодорих был в первую очередь обязан своей верностью Византии, которая способствовала его приходу к власти.

Как уже было сказано выше, король Италии Теодорих выдал замуж за Алариха свою дочь Теодеготу, к тому же он, как и Аларих II, был арианским христианином, а император Анастасий I был христианином тринитарным (признающим Троицу), как и сам Хлодвиг. Поэтому Анастасий I ни при каких обстоятельствах не позволил бы арианскому правителю поддержать другого арианского правителя против «истинного христианина», такого как Хлодвиг.

Однако, даже если бы византийский император не вмешался в этот конфликт, маловероятно, что Теодорих мог бы присоединиться к войне против Хлодвига, поскольку он сам был женат на сестре Хлодвига, Аудофледе. Но Теодорих оказался в затруднительном положении, поскольку, как было сказано выше, отправил одну из своих дочерей замуж за Алариха II.

После победы над вестготами Хлодвиг вернулся в Тур, где его встретило константинопольское посольство, подарившее королю-победителю пурпурную тунику консула, тем самым выражая свое одобрение антиготской политике Хлодвига и принятия им «правильной» христианской веры. Эта победа позволила расширить владения Хлодвига до самых Пиренеев.

Когда вестготы были побеждены и его королевству уже никто не угрожал, Хлодвиг решил управлять своим объединенным королевством из Парижа, который он сделал своей столицей. Попыткам же дальнейшего расширения своих владений помешало вмешательство короля Италии Теодориха. Хлодвиг хотел получить все аквитанские провинции, ранее находившиеся под властью Алариха II, но в 508 году Теодорих взял под свой контроль Прованс и к 511 году закрепил за собой часть бывших вестготских земель.


Королевский дворец времен Меровингов (Königliche Pfalz zu Zeiten der Merowinger). VI век. Франкония. Источник: Getty Images

Победа Хлодвига в битве при Вуйе оказалась решающим шагом в изгнании вестготов за Пиренеи в Испанию, тем самым оставив Галлию в значительной степени франкам. Для Хлодвига и франков победа при Вуйе ознаменовала начало их господства в Западной Европе и укрепила их положение как одного из самых могущественных королевств в регионе. Возможно, даже именно после Вуйе Галлия стала Франкией, что положило начало современной Франции и заложило основу для Священной Римской империи в будущем.

Битва при Вуйе также имела более широкие последствия, выходящие за пределы непосредственного конфликта между франками и вестготами. Это ознаменовало конец арианских вестготов как крупной силы в Европе, поскольку они были решительно побеждены римско-католическими франками, что помогло установить римскую церковь как доминирующую религию в Западной Европе, и это сохранялось на протяжении всей европейской истории...

Смерть и наследие


В конце жизни Хлодвигу удалось присоединить к себе ряд мелких варварских «королевств», в результате чего по левому течению Рейна не осталось больше никаких независимых государств, кроме государства франкского.

Во время правления Хлодвига был создан первый сборник законов франков, который принято считать первой конституцией королевства. В этом документе под названием «Салическая правда» (Lex Salica) было закреплено, например, положение о том, что женщины не имеют права на корону — правило, которое неизменно сохранялось на всем протяжении существования монархии во Франции. А за несколько месяцев до его кончины был созван первый церковный собор в Орлеане, провозгласивший его Сыном Святой Церкви.


На изображении слева: Хлодвиг, король франков, дарует народу «Салический закон». Французская миниатюра XIV века. Справа: наиболее ранний из сохранившихся текстов «Салической правды», хранящийся в Национальной библиотеке Франции (Париж). «Салическая правда» была первым общим законом, который включал в себя вопросы семьи, наследования и морали. Рукопись была написана на латыни. Некоторые главы были взяты из законов рухнувшей Римской империи и сочетались с законами, присущими германским традициям. Эта юридическая система, созданная Хлодвигом, серьезно повлияла на будущие европейские правовые системы и содержала список примерно из 60-70 статей, касающихся уголовного и судебного права. В каком-то смысле, «Салическая правда» заложила основы будущего феодализма.

Скончался Хлодвиг 27 ноября 511 года в Париже, в возрасте сорока пяти лет, после тридцати лет правления, и был захоронен в церкви Апостолов Петра и Павла (Аббатство Святой Женевьевы), которую он сам и построил, а спустя годы к нему присоединилась и его жена, святая Клотильда.

На заметку. После смерти Хлодвига Клотильда играла важную политическую роль до 531 года, когда она удалилась в Тур и прославилась святостью своей жизни, щедростью к церкви и благотворительностью. В 523 году Клотильда, наконец, отомстила за убийство своего отца, настроив своих сыновей против своего кузена, короля Бургундии Сигизмунда, сына ее дяди, что спровоцировало Бургундскую войну, которая привела к заключению и убийству Сигизмунда. Во время своей болезни она послала за своими сыновьями Хильдебертом, королем Парижа, и Хлотером, королем Суассона, и увещевала их самым патетическим образом чтить Бога и соблюдать его заповеди, защищать бедных, править как отцы для своего народа, жить в союзе друг с другом, любить и учиться всегда, чтобы поддерживать спокойствие и мир. После этого она пыталась предотвратить драки между своими детьми и внуками, но ей это не удалось, и после ее смерти она была похоронена рядом с мужем...


Базилика была построена в 508 году на горе Лукотиций, там, где находился форум римского города Лютеция. В 511 году в ней похоронили короля франков Хлодвига I. После смерти мужа его жена, королева Клотильда, завершила постройку храма, возведя портики и украсив вход в главный зал. Эта базилика стала первым королевским некрополем в Париже. Была разрушена вторгшимися норманнами в IX веке. Зарисовка церкви аббатства Святой Женевьевы, сделанная в XVIII веке. Автор: Nicolas Ransonnette (1745-1810). Источник: Bibliotheque nationale de France

Хлодвиг оставил после себя «королевство», которое представляло собой смесь галло-римской и германской культур, считая важным сохранить многие старые римские традиции. Он фактически выстроил свое раннее правление по образцу правления Юлия Цезаря.

Хотя Хлодвига и обвиняли в убийстве собратьев-королей франков (некоторые из которых даже были его родственниками), следует заметить, что подобная практика вряд ли была чем-то необычным для того времени. Ко времени своей смерти он распространил свою власть с севера и запада на юг до самых Пиренеев. За свое долгое правление он одержал победу над алеманнами, бургундами и вестготами, но и его смерть положила конец дальнейшей экспансии франков и началу внутриплеменной вражды.

После кончины Хлодвига, следуя франкской традиции, все его четыре сына — Теодорих I, Хлодомир, Хильдеберт I и Хлотарь I — разделили между собой государство.

Теодорих I (около 485–533/534). Старший сын Хлодвига I и неизвестной женщины-наложницы. Правитель северо-восточной части Франкского государства (Австразия) со столицей в Реймсе и Меце, которые включали современные Шампань, Лотарингию, Овернь и несколько провинций Германии. Правитель Теодорих был самым энергичным и эффективным из сыновей Хлодвига. Годы правления: 511–533/534 гг.

Хлодомир (495–524). Второй сын Хлодвига I и Клотильды Бургундской. Правил в Орлеанском королевстве (511–524). Столица — Орлеан. Убит во время сражения с бургундами. Годы правления: 511–524 гг.

Хильдеберт I (497–558). Третий сын Хлодвига I и Клотильды Бургундской. Унаследовал Парижское королевство (территория северо-западной части Галлии, с городами Амьен, Париж, Руан и др.). Столицей государства был Париж. После смерти Хильдеберта брат Хлотарь I завладел его «королевством». Годы правления: 511–558 гг.

Хлотарь I (500–561). Самый младший сын Хлодвига I и Клотильды Бургундской. После раздела государства Хлодвига I получил в наследство Суассонское «королевство» со столицей в Суассоне. Враждовал с братьями. После его смерти Суассонское королевство вновь было разделено на четыре части между его сыновьями. Годы правления: 511–561 гг.


Королева Клотильда (в центре) руководит разделом королевства Хлодвига I между его четырьмя сыновьями (Теудерихом I, Хлодомером, Хильдебертом I и Хлотарем I), которые собрались вокруг нее. Источник: Муниципальная библиотека Тулузы

Это разделение королевства породило войны и взаимную зависть, пока в 560 году вся монархия не была воссоединена под властью Хлотера, самого младшего из этих братьев.


Карта раздела между сыновьями Хлодвига Франкского государства

Эти «ничего не делающие короли» или «короли ленивые», которые, в отличие от основателя государства Хлодвига, почти ничего не делали для расширения своих владений или улучшения жизни своих подданных.

Имя Хлодвига из династии Меровингов навсегда будет жить в памяти французов, а он сам считается основателем современной Франции. Ну а история, в конечном итоге, латинизировала его имя до Людовик (Луи), имени, которое веками жило во французской королевской и до сих пор остается популярным во французской культуре по сей день. За десятилетия после своей смерти он стал героем и считался образцовым королем, а его крещение считается одной из определяющих дат во французской истории.

Многое, что мы знаем о Хлодвиге, было написано Григорием Турским в его «Истории франков», появившихся более чем через 50 лет после кончины Хлодвига, где он изображен как целеустремленный воин и смиренный христианин, хотя некоторые историки считают, что «Истории франков» — это скорее литературный вымысел, нежели историческая реальность...

Информация

*Григорий Турский (538-594). Франкский историк и епископ Тура. Причислен к лику святых. Автор «Истории франков», открывающих нам сложные события после падения Западной Римской империи и уделяет особое внимание Хлодвигу, который своими победами над последними наместниками римской власти и затем над алеманнами, бургундами и вестготами объединил большинство германцев и галлов под властью салических франков. Поскольку Григорий написал свой отчёт более чем через столетие, трудно, если вообще возможно, отличить в его летописях миф от реальной истории...

Литература
1. Д. Н. Старостин «От поздней Античности к раннему Средневековью: Формирование структур власти и ее образов в королевстве франков в период правления Меровингов (V–VIII вв.)»
2. Вольфрам Хервиг. «Готы. От истоков до середины VI века»
3. John F. Drinkwater The Alamanni and Rome 213-496
4. Walter de Gruyter The Battle of Vouille
5. Ralph W. Mathisen The First Franco-Visigothic War and the Prelude to the Battle of Vouille
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 апреля 2025 05:12
    Имя Хлодвига из династии Меровингов навсегда будет жить в памяти французов, а он сам считается основателем современной Франции
    Всегда было интересно, а немцы не ревнуют? Ведь Хлодвиг был чистокровным германцем и современная Германия вполне себе может приписать все достижения Хлодвига, в том числе и создание современной Франции себе. И как современные французы относятся к германскому происхождению Хлодвига?
    1. +8
      4 апреля 2025 07:38
      Цитата: Голландец Михель
      Всегда было интересно, а немцы не ревнуют?
      Интересный вопрос. Про Хлодвига не скажу ничего, а вот о Карле Великом споры идут - каждый считает его своим, хотя в то время не было еще ни немцев, ни французов. Чем-то напоминает спор между нами и хихлами о том, кем была Анна Ярославовна, русской или украинкой...
      1. 0
        4 апреля 2025 16:50
        Про Хлодвига не скажу ничего

        Хлодвиг I был из династии Меровингов
        Меровинги произошли от Троянцев

        Первым вождём франков из династии Меровингов был Фарамонд.

        Фарамонд и последующие короли франков вели свой род от троянцев, которые прибыли на территорию Галлии. (После падения Трои )
        1. +6
          4 апреля 2025 17:25
          Эта версия имеет ровно такое же право на существование как происхождение Меровингов от Христа и Марии Магдалены. Нигде и никак не подтверждается.
          В некоторых книгах, например «Код да Винчи, или Святой Грааль» Дэна Брауна и «Святая кровь» Майкла Бэнье и Ричарда Ли, короли Меровингов считаются потомками Иисуса Христа и Марии Магдалины. Однако в первоисточниках, таких как Decem Libri Historiarum или Chronicle of Fredegar, эта связь с Христом не упоминается
          Кроме того, в «Хрониках Фредегара» VII века есть легенда, согласно которой Меровинги произошли от квинотавров, морских зверей...
    2. +1
      11 апреля 2025 04:23
      Цитата: Голландец Михель
      а немцы не ревнуют? Ведь Хлодвиг был чистокровным германцем

      До Германареха вообще не было никаких германцев , но были готы . Это согласно писанной истории . А писали её ещё те жулики . Так что всё это сказки дядюшки Римуса . Есть совершенно другая версия этой истории - история серии Алано-Гостких Войн . Она красивей и гармоничней , её действительно можно было бы без стыда преподавать в школе , да и во многие легенды и сказки европейских народов сюжеты этих войн вошли . Очень многих сказок , легенд и преданий . А европейские версии наслолько же омерзительны , насколько и лживы . Это как переврать "Сказку о спящей Царевне" в гнусную , пошлую и глупую басню о "Белоснежке и семи гномах" wassat - в этом вся европа .
      Если интересует история этого периода , то есть такая книга "Русь Мировеева". Да-да , про тех самых Меровингов тоже . Но и про Славена Младого (был и Старый , о том и в "Баянове Гимне" излагается с первых строк) . И уж не знаю кого они там Атиллой у себя в европах обкрестили , откуда каких-то "гуннов" взяли , но по всему не иначе как самого Славена Младого - того самого , кто разгромил готов Германареха , вымел их напрочь от Дона за Дунай и свой стол в Моравии (тогда Меровией звалась) . Вот сын или внук (сейчас точно не скажу , давненько читал) Славена и был Мировей(Меровей) Венделик . Вендами и поныне в центральной и северной Европе зовут русских . Они же соответственно и "вандалы" . Венды - от слова ВЕДАТЬ . Имя Меровея Венделика на современный язык переводится как Русич из Моравии . Ну а сам то Славен своё сводное войско на войну с Германарехом (Окаянным) привёл аж из-за Волги . В Северной Азии (Асии) тогда никаких "монголоидов" и подавно не водилось .
      Ратники князя Славена основавшись на новых местах (восточная и центральная Европа (тогда и имечька такого в тех краях не знали ... "европа") стали называться по имени своего великого победоносного князя - СЛАВЯНАМИ . Это как воины Суворова называли себя "суворовцами" , как ратники боярина Скотеня остров ими захваченный и отбитый у готов назвали Скотландией (Земля Скотеня) , а себя скотландцами - теперь это Шотландия , но это мы их так , а они сетя по прежнему - Скотланд (Скотланд-Ярд - улица в Лондоне) .
      В общем славяне это часть русов - потомки ратников непосредственно Славена .
      Русы - СВЕТЛЫЕ .
      Во вторую алано-готскую войну готов воевал уже Меровей Венделик . Разбил\разгромил их по всей "европе" , всем своим воеводам и родственникам раздал "столы" (уделы) в Западной Асии и с тех пор то , что сейчас обозвано "Европой" называлось Русь Меровеева . А все князья сей земли были его родственниками или воеводами . А франки - это сибирские воины к нему на помощь в войне пришедшие (ну это как сербы к нам на Донбасс в 2014 г.) да в Галлии и осевшие , топонимику свою сибирскую отчасти в Галлию перенесли . И сперва Галлия называлась "Государство франков" , и лишь потом стало Францией . Говорили франки как и положено на русском , писали буквицей (её позже "кирилицей" прозвали) и глаголицей . Местные крестьяне (прежние галлы) были уже олатинены , родную русскую речь забывшие , лопотали на вульгарной (народной) латыни (французский) , но к русским воинам испытывали буквально благоговение (после деспотии римлян и изуверства готов оно и неудивительно) , язык русский не понимая назвали его "Языком Ангелов" или же ещё "Языком Птиц" . Столицей у франков был Реймс . А вот воевода Меровея Лют получив себе удел северней , основал город Лютенция , а ратники его прозвались "лютичи" . На лютнях играли между прочим . Позже после готской "реконкисты" эти урки переименовали Лютенцию в нечто мерзкое - "Париж" .
      "Видимо на спор
      Видимо на слом
      Видимо на Зло
      Сделал этот Прыщ..." - речь о Пипине Коротком , узурпировавшем власть после кровавого переворота . Пипин был шутом при дворе Меровингов , при том коротышкой - карликом . Поэтому и сына своего назвал Карлом (в расчёте на будущую карьеру придворного Шута) , но Карл получился нормального роста , продолжил безобразия отца , потомки его звались каролингами , а позже эта кличка превратилась в "титул" - "король". Это ведь как насмешка - потомство Шута Коротышки (Карла) .
      Помните у Пушкина , как "королевич Елисей помолясь усердно Богу отправляется в дорогу" ? А где у нас Елисейские Поля с тех пор ?
      Вот она откелева - Русь Меровеева .
      И немцев никаких нет . Да и вообще это только мы их так называем - ибо онемели . Оттого и речка Неман , а прежде - Светлая-Пресветлая Русь-Река заветная . Русь - Свет . А Эльба - это наша Лаба - Добрая Река , золотые берега .
      Так что на востоке - русы , прусы да борусы , с бодричами ,лютичами (Лютцов) , лужичанами , да полабскими славянами . А вот на западе - no готы . Наши исконные и буквально генетические враги .
      Так что если уж читать какие сказки про дела давно минувших дней (преданьях старины глубокой) , то лучше всё же СВОИ . Они и приличней , и красивей , да и правдивей пожалуй . А вот у готов одна мерзость и извращения . Они всегда такими были .
      Лучше Пушкина читать .
      "Баянов Гимн" (на тризне по окончании Первой Войны воспетый).
      Ну и "Русь Мировееву" - одобрена идеологическим отделом ЦК КПСС и КГБ СССР . soldier
  2. +6
    4 апреля 2025 05:21
    Классно, мне лично понравилось - Автору респект за выложенный выше труд!
    Камрадам, хорошего дня, успехов и процветания!
  3. +11
    4 апреля 2025 10:23
    Доброе утро . Хотелось бы добавить . Толбиак , старое римское название современного города Цюльпих ( Zülpich) . Так уж случилось , что я живу в этом городке , и рядом есть село Langendorf , так прямо возле него произошло это сражение . Там установлена стелла . При пахоте полей бауэры находят металлические части . И у меня есть небольшой кусочек (20 см) ножа или меча . Хотя анализ не проводил , не уверен . Может это часть плуга или чего то другого . Но внукам рассказываю о остатках меча :-))) . Так рождаются предания .
    1. +6
      4 апреля 2025 11:26
      Цитата: Кузнец 55
      Так уж случилось , что я живу в этом городке
      Мне всегда было любопытно, современные жители этих мест (бывшей Алемании/Швабии) ощущают себя алеманнами/швабами или все это уже выветрилось из памяти? Спасибо...
      1. +6
        4 апреля 2025 13:37
        Немцы особо не интересуются историей . В школе это не основной предмет , поэтому изучается весьма поверхностно . И относятся без всякой ревности . Как говорится , что было , то было , назад не вернешь . И никакой вражды на бывших врагов нет . Но памятники старины бережно сохраняются .
        1. +3
          4 апреля 2025 18:12
          Цитата: Кузнец 55
          Немцы особо не интересуются историей
          Я бы много отдал за то, чтобы хоть одним глазом заглянуть в немецкий учебник по истории...
          1. +3
            4 апреля 2025 20:46
            Я думаю в интернете все можно найти . Но есть ньюансы . Школой занимаются Земли . Их в Германии 16 , и каждая имеет право издавать свой учебник . Кроме того есть учебники для Гимназий , Реалшуле и просто средней школы . И все они разные , хотя я до сих пор особо этой темой не интересовался . Поэтому надо перерыть все учебники и за все классы .
      2. +6
        4 апреля 2025 13:54
        Недалеко от местечка Зиммерат ( Simmerath ) есть захоронение Советских солдат погибших в плену . Захоронено там больше двух тысяч . Есть отдельные захоронения , если было знакомо имя , но есть и братские могилы . Все ухоженно , всегда есть живые цветы . На День Победы и на 1 ноября (День всех Святых , когда почитают всех умерших) всегда идет народ . И это не смотря ни на какие санкции . Я довольно часто вожу туда своих гостей . Хотя это не так и близко .
  4. +7
    4 апреля 2025 10:31
    Приветствую. Интересная деталь
    Имена Луи и Людовик — это разные формы одного имени.
    Изначально существовало германское имя Хлодвиг, которое состояло из двух частей: «хлод» — «славный» и «виг» — «битва». В латинизированной форме оно превратилось в _"Хлодовикус" и "Людовикус".Во французском варианте Хлодвиг стал Кловисом, а Кловис превратился в Луи под влиянием кельтов, они решили что в имени избыток гласных...
    В русском языке при переводе королевских грамот с латыни на русский язык французские Луи стали Людовикусами. При Петре I латинские имена сократили на немецкий манер, убрав окончания: Людовикус — Людовик.
    Очень хорошая статья. Спасибо.
    1. +5
      4 апреля 2025 10:47
      Согласных звуков... Если не контролировать автоправку, она может полностью написать весь текст... Это не ИИ а профанация...
    2. +5
      4 апреля 2025 10:51
      Цитата: Толстый
      Во французском варианте Хлодвиг стал Кловисом
      А в немецком он Людвиг, в итальянском Луиджи, в испанском Луис. Крепко это имя запало западноевропейцам. Как и имя Карл
    3. +6
      4 апреля 2025 11:30
      Цитата: Толстый
      а Кловис превратился в Луи под влиянием кельтов, они решили что в имени избыток гласных...
      А кельты, населяющие материковую часть Европы, разве оказали хоть какое-то влияние на современный немецкий язык? Читал, что к концу Римской империи на севере они германизировались, а те кто жил ближе к Риму - латинизировались. Вроде как характерная грассирующая буква р во французском языке досталась от кельтов, да и то это всего лишь предположение...
      1. +4
        4 апреля 2025 11:42
        В 1200–900 годах до н. э. на востоке современной Франции начали оседать племена кельтов. В VI веке до н. э., в период Латенской культуры, кельты начинают бурно завоевывать и осваивать новые земли. В начале III века до н. э. цивилизация кельтов переживает свой наивысший расцвет...
        Римляне называли кельтов галлами.
        https://topwar.ru/181601-vremja-keltov.html
  5. +5
    4 апреля 2025 13:03
    В нашей стране существуют оба названия Луиджи и Людовико, но есть версия, в которой Сан-Луиджи также называют Людовико.Людовик IX (1214–1270) был канонизирован в 1297 году и также известен как Людовик Святой, Святой Людовик или Людовик Французский. Современники называли его «благочестивым королем» и вошел в историю как справедливый правитель, способный способствовать художественному, культурному и экономическому развитию Франции. Он родился в Пуасси 25 апреля от брака Бланки Кастильской (также почитаемой как святая, хотя официально никогда не канонизированной) и Людовика VIII.
  6. +5
    4 апреля 2025 16:34
    Не знаю как вам, а мне Хлодвиг и Меровинги очень напоминают наших ранних Рюриковичей (ну или наоборот)). Владимир тоже номинальный христианин (с тремя гаремами), разделивший страну между детьми от разных жен.
    Точно так же собачились между собой, создавали и разрывали союзы, вырезали родню...
    1. +1
      11 апреля 2025 05:23
      Цитата: Старший матрос
      Не знаю как вам, а мне Хлодвиг и Меровинги очень напоминают наших ранних Рюриковичей (ну или наоборот)).

      Так родня ведь , потому и повадка едина . Рюриковичи от Рюрика пошли , а он (с братьями двумя) - сын князя бодричей . А они , как и князья прусов\порусов (Прусия - Порусье , ибо Неман прежде завлся р. Русь , а Порусье как Поволжье) , борусов (Борусия - Лесная Русь , земля такая в германиях по прежнему есть и даже футбольный клуб знаменитый , их легендарный князь Буревой) . Матерью Рюрика (и братьев) была младшая дочь новгородского князя Гостомысла . У Гостомысла сыновья погибли , наследника не было и перед смертью он велел идти на о. Рюген и звать сыновей его младшей дочери . Земли бодричей тогда уже готы захватили , князя убили , а мамка их отправила малых сыновей своих с воином-наставником на о. Рюген (он же о. Руяна , он же сказочный Буян) , а сама осталась мужа хоронить . И разумеется не выжила , ибо столицу тогда как раз вырезали .
      Говорят что Екатерина (та что Великая) родом из того же рода князей бодричей , она о том и сама писала ... Так что она родом своим куда круче "Романовых" была .
      Цитата: Старший матрос
      разделивший страну между детьми от разных жен.

      Так по Ясне воину можно и нужно ЧЕТЫРЁХ жен иметь . А князю , тем более Великому так и вовсе гарем полагался - всё как у людей . Попы Русь испоганили , верно о них и Пушкин , и Толстой писали\говорили . Поди попы те окаянные на пакости то князей и подбивали . На Руси Меровеевой (Европой ныне кличут удел сей сейчас) уж точно так и было - попы католические подбили Шута Горохового , что при дворе Меровингов служил , Пипином звался , учинить заговор на Царя своего , всю семью и знать перебить вместе с соплеменниками своими - готами . А уж какая резня после этого по всей Западной Асии пошла (на Руси Мировеевой , что сейчас Европой кличется) и словами писанными не передать . Славную Лютенцию , воеводой Лютом (Волком) основанную переименовал в форменную мерзость - "Париж". Лютичам геноцид устроили , остатки их бежали аж на берег Балтики основав город Лютцов .
      Так что Рюриковичи наши - Меровинги и есть . Ибо Меровей Венделик своих детей и родственников , а так же воевод на все европейские столы (уделы) поставил в наследное владение и управление .
      Отдельной бедой наших Рюриковичей было то , что жен они нередко брали из готских родов . Это у них наследственное , от самого Рюрика и повелось . Он себе в жены дочь свеонского конунга взял - Хильдигерду . Ярослав (который Мудрый) оттуда же позже взял себе Ингигерду . С женами их братья приходили с воинами . Братом Хильдигерды был Хельг - Олег Вещий , его сын Свенельд (типа "шведичь" - из шведов) наставником Святослава был . С Ингигердой тоже брат с дружиной пришел . И вот от этих варяг (от слова ВОР - разбойник) столько бардака , козней и интриг было ... прям проклятие Рюрика какое то .
      Романовы хоть совсем худородные , но туда же - за готскими невестами в стан Врага . И от этого такая же мерзость , козни и заговоры . Хотя Романовы то сами по крови - готы . R-1В - готская гаплогруппа . Вот от этого царьки то эти столько крови из русского люда и попили . Романовская то династия - подложная , нам совсем не природная .
      Один Сталин русским был feel хоть и грузинского происхождения .
  7. +5
    4 апреля 2025 18:08
    Продвижение Хлодвига на западе было надолго задержано яростным сопротивлением армориканцев, и, вероятно, около 500 года король франков заключил с ними договор.
    По одному из утверждений Григория Турского, после смерти Хлодвига Бретань находилась под властью франков, при этом у бретонцев были графы, а не короли. Однако многие историки считают, что это утверждение необоснованно, и что с середины VI века бретонцы были достаточно сильными, чтобы не бояться мощи франков.
    Государство Арморика образованно кельтами, вернее бриттами спасавшимися от геноцида англосаксов на материке… Современная Бретань.
    На востоке полуострова сохранился язык Галло - это очень вульгарный вариант латинского. Считается вымирающим. А бретонцы говорят на отдаленном диалекте гэльского… Носителей тоже не много.
    Но при желании можно послушать Ev jistr'ta laou популярная песня.
    Пей сидр, Лао... smile
    1. +6
      4 апреля 2025 18:18
      Цитата: Толстый
      А бретонцы говорят на отдаленном диалекте гэльского
      Лет эдак десять назад в Иране была арестована пара туристов, разговаривающих на бретонском языке. А так как в иранской спецслужбе никто не знал что это за язык, то подумали что это какой-то код и арестовали их. Ну потом, конечно, разобрались... wink
    2. +4
      4 апреля 2025 19:13
      Я нашел статью, в которой говорится об этом, то есть о 2 типах языка:На самом деле способы выражения Осисми и Венети были очень разными. Первые населяли Финистер и западную часть Кот-д'Армор (Аоду-ан-Арвор), откуда они могли контролировать морское движение по Ла-Маншу. Вместо этого в кельтской Галлии венецианцы заняли территорию, выходящую на побережье Атлантического океана, Королевство Бро Вароч, созданное после V века британцами и соответствующее нынешнему Морбиану.
      1. +4
        4 апреля 2025 19:32
        Внятных статей на русском языке об истории Арморики (Бретани) в 5-6 веке мне не попалось. Информации чуть больше чем ничего. Однако я понял о чем Вы написали.
        Это интересно надо будет потратить на поиски больше времени.
        С Уважением.
  8. +2
    4 апреля 2025 18:36
    Остготскому королю Италии Теодориху (который был союзником Алариха) византийский император Анастасий I запретил оказывать какую-либо помощь Алариху, ибо Теодорих был в первую очередь обязан своей верностью Византии, которая способствовала его приходу к власти.

    Анастасий ничего не мог запретить Теодориху, т.к. ещё в 497 г. признал его королём Италии. Сами остготы сделали это ещё раньше, сразу же после завоевания страны. А в 507 г. Теодорих не пришёл на помощь Алариху из-за того, что Анастасий для поддержки франков отправил свой флот к берегам Италии. Ромеи высадились в Апулии и в ожидании войны с империей Теодорих не рискнул отправить войска на помощь вестготам. Но когда стало ясно, что ромеи к большой войне не готовы, армия остготов пересекла Альпы и разгромила франков в битве у Арля, захватив для себя Прованс. По сообщению готского историка Иордана, готы уничтожили 30 тыс. франков. Множество их попало в плен и арльский епископ Цезарий потратил все свои ценности, чтобы их выкупить.
    Да и о какой верности Анастасию может идти речь, когда за два года до описываемых событий войска Теодориха разгромили в Подунавье императорскую армию Сабиниана.
    1. +2
      5 апреля 2025 08:23
      Цитата: fuxila
      Анастасий ничего не мог запретить Теодориху, т.к. ещё в 497 г. признал его королём Италии
      Теодорих хоть и был королем Италии, но все же признавал главенство Византии, пусть даже и номинально и был приверженцем политики тесного сотрудничества с Константинополем - наверное, в его памяти была еще свежа империя на Западе. К тому же, Теодорих за все время своего правления считал свое итальянское королевство частью единой Империи, хотя и отстаивал свою независимость...
      1. +1
        5 апреля 2025 11:54
        Теодорих за все время своего правления считал свое итальянское королевство частью единой Империи, хотя и отстаивал свою независимость...

        Это, бесспорно, формальности продолжали соблюдаться. Даже римских консулов по-прежнему назначал император. Одним из них, получив права римского гражданина, стал Эутарих - зять Теодориха. В 519 г. новоназначенный консул получил имя Флавий Эутарих Циллига. Из всех варварских королей только вандалы считали себя полностью независимыми от империи.
  9. +3
    5 апреля 2025 01:25
    Западная Римская империя после того, как "отблагодарила" варвара Аэция еще и сильно долго ждала своего Одоакра, эдакого матроса Железняка, который по честноку объявил, что устал прикидываться, что у них есть император - живой бог по статусу.
    Плюс еще что послужило падению ЗРИ - гонимые всеми кому не лень отщепенцы-вандалы были выпхнуты за Геркулесовы столпы (Гибралтар), где неожиданно для всех захватили провинцию Африка - житницу, главный источник продовольствия, да и денег ЗРИ. Попытки отбить ее потрепели неудачу, а ЗРИ стало простот не на что содержать свои легионы в Европе, они жили в своих гарнизонах, годами не получая жалования, а то и указаний из декаденствующего центра, став порой ядром новых варварских королевств, благо что и служили в них в основном местные варвары.
    Так что Хлодвиг - просто решительный и достаточно беспринципный вождь, который воспользовался моментом, когда только и было возможно то, что он сделал. И стал великой исторической фигурой, определившей во многом на века очень многое в Европе, да и в мире.
    С равным успехом, или даже большими шансами все то же мог проделать Аларих, не будь он таким лопухом, ресурсы у него были куда как более значительные, мог бы тоже сменить свое арианство на римскую веру, коль политическая целесообразность требует. Но... лузер, а потому - Франция, а не Остготия.
    1. +3
      5 апреля 2025 07:21
      Цитата: faterdom
      мог бы тоже сменить свое арианство на римскую веру, коль политическая целесообразность требует. Но... лузер, а потому - Франция, а не Остготия.

      " Государь, корона стоит мессы" (С) laughing
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      5 апреля 2025 13:49
      Цитата: faterdom
      Западная Римская империя после того, как "отблагодарила" варвара Аэция...
      С равным успехом, или даже большими шансами все то же мог проделать Аларих, не будь он таким лопухом, ресурсы у него были куда как более значительные, мог бы тоже сменить свое арианство на римскую веру, коль политическая целесообразность требует. Но... лузер, а потому - Франция, а не Остготия.

      Насчёт падения ЗРИ кучу книг исписали и там был целый комплекс проблем. Но при этом Аэций не был варваром. Его отец был римским военачальником, пусть и из провинциального, но знатного рода, а уж мать так и вовсе знатного италийского происхождения. И как военачальник он был очень популярен не только среди римлян, но и варваров. А убит он был из-за своих амбиций, хотел своего сына женить на дочке императора, понятно, что с дальним прицелом.
      Во-вторых, Алариху в любом случае ничего не светило. Полностью завоевать Галлию вестготы не смогли даже в период своего расцвета. Попытка продвинуться на север от Луары закончилась полным разгромом и гибелью армии Фридериха, дяди Алариха. С бретонцами и басками тоже не задалось… С басками они воевали до самого последнего дня существования своего королевства.
      Насчёт ресурсов… Материальных ресурсов у Алариха было много, а вот внутреннее состояние королевства было очень шатким. Завоеватели вестготы были сектантами-арианами, а большинство населения кафоликами. Это только атеистам кажется, что можно легко сменить веру, в которой жили его отцы, деды и прадеды. Распад родо-племенных отношений среди готов, разорение простых общинников и даже случаи продажи в рабство своих детей, вели к сокращению армии и падению её боеспособности. При том, что количественно готов было намного меньше, чем франков. Даже объединившись в одно королевство при Теодорихе, готы и не мечтали отбить у франков свои утерянные в Галлии владения.
  10. +1
    8 апреля 2025 19:04
    Большое спасибо автору за очень интересную статью . Всегда с интересом читаю об Хлоддвиге , этой выдающейся личности , но вы подготовили наиболее полный , всеобемлемый материал , за что очень благодарен . Так для себя заметил , что времена меняются , а проблемы остаются неизменными на примере Хлодвига . Хлодвиг и его жена благочестивая Клотильда были выдающимися личностями , а вот их дети не унаследовали родительских ген . Хлодвиг создавал империи , а дети разрушали дело отца . Эту участь прошли Чингисхан, Тимур , Романовы после Петра великого , и много других примеров . В наши дни родители создают экономические империи и княжества , а дети и внуки в лучшем случае работают охранниками или в худшем разрушают дело отцов . Лишь две империи каким-то образом существуют , это империи Ротшильда и Рокфеллера .
  11. 0
    8 апреля 2025 21:53
    Интересно, что автор хотел сказать этим выражением
    Хильдерик I (ок. 437–481) — первый король франков, существование которого было подтверждено не только летописными, но и материальными историческими источниками.
    ? Что летописи не материальны, а виртуальны ? Впрочем, летописи - это большой вопрос. Ведь от "времени Хлодвига" до времен исторического материализма не дошло ни строчки. Например одна из самых ранних версий «Салической правды» -Парижская рукопись №4404 официально датируется лишь началом IX века. И это официально. А реально ?