Перспективы развития ВКС РФ. Самолеты РЭБ

56 214 52
Перспективы развития ВКС РФ. Самолеты РЭБ

С момента появления первого в мире полноценного самолета РЭБ, а случилось это в 1951 году, прошло достаточно много времени. Первым самолетом стал Douglas A-1 Skyraider, получивший название AD-1Q Skyraider. Потом были модификации с другими буквами, главное не в буквах, а в сути.


Палубный штурмовик, который прослужил довольно долго и был отправлен в отставку, когда в небе вовсю хозяйничали реактивные самолеты, оказался очень ценной штукой. Его фюзеляж вполне мог вместить четырех человек: летчика, штурмана и двух операторов. Было, как говорится, в тесноте, но не в обиде.




Самолет использовали довольно разнообразно, вообще A-1 Skyraider сменил много ролей в своей службе, был в том числе и самолетом радиолокационной разведки, и постановщиком помех, всё зависело от того, какое оборудование подвешивалось под крылья. Пушки (4 х 20-мм) с боекомплектом снимались, а по весу это практически полторы тонны, так что было что разместить вместо них.


Так началась история авиации РЭБ. И она продолжается и по сей день, но, увы, Россия сегодня не на передовых ролях. Впрочем, оставим пока историю и перенесемся на 70 лет вперед, чтобы посмотреть на современный расклад. Кто кого и чем давит, так сказать.

Сегодня мы берем к рассмотрению исключительно самолеты РЭБ, о их собратьях из радиоэлектронной разведки мы поговорим отдельно.

Итак, специализированные самолеты РЭБ у ВКС РФ есть. Целых три. Это небезызвестный и очень хорошо в свое время расхваленный прессой Ил-22ПП. Созданный на базе Ил-18, точнее, переоборудованный из взятых с хранения Ил-18.


Что же заставило так поступить и заказчиков, и исполнителей: установить комплекс современного оборудования на самолет, возраст которого приближается к 35 годам? Всё просто: ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета. И это — основная причина, по которой с хранения вытаскивались старые Ил-18, латались-ремонтировались и таким образом получались Ил-22ПП.

Даже если комплекс РЭБ «Порубщик» просто прекрасен, платформа, на которую его устанавливают, не внушает доверия. «Красавица и чудовище» как есть. Но, увы, другой платформы просто нет. Поэтому пока все выглядит так. Ил-22ПП прошел все испытания, принят на вооружение, но все, на что оказались способны наши авиастроители, – три самолета за 10 лет.

Но специалисты говорят, что даже отремонтированный напрочь Ил-18, который Ил-22, не прослужит больше десяти лет. То есть уже сегодня эксплуатация этих самолетов под сомнением.

Так что можно считать, что Ил-22ПП существует на бумаге, хотя самолет реально прошел все виды испытаний и, возможно, даже применялся в бою, хотя сведений об этом нет.


Среди потенциальных целей «Порубщика» назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), радиотехнические средства комплексов ПВО типа Patriot и каналы управления военными беспилотниками. Воздействие такого комплекса РЭБ на сетецентрические системы управления современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи, трудно переоценить.

И здесь стоит вопрос возможности применения.

Давайте представим теоретическую схему применения Ил-22ПП в боевых условиях. Прикрыть группу своих самолетов, например, Су-34, он не сможет. Слишком тихоходный. «Висеть» на некотором удалении от района работы? Кто ему позволит? Здесь достаточно вспомнить трагедию брянского эксперимента, когда вертолеты РЭБ должны были оказывать поддержку самолетам. И чем все закончилось? Сперва украинцы сбили вертолеты, а потом и самолеты.

Вообще практика «висения» над (или около) полем боя ради прикрытия своих частей, по мнению Александра Покрышкина (который кое-что смыслил в тактике воздушного боя), была порочной уже в 1942 году. И абсолютно так же она порочна и сегодня, ибо делает из самолета стоимостью в десятки или сотни миллионов долларов хорошую мишень. Сегодня зенитные комплексы отправляют свои ракеты на 200+ км, потому такая неоправданная «тусовка» самолета РЭБ закончится очень быстро.

Сегодня вся проблема в том, что пучок модулированных радиоволн, именуемый помехой, и ракета летят примерно на одно расстояние. Ну а кто там кого — это вопрос.

Давайте посмотрим, что там у… да, у американцев?

А у них там очень интересные события развиваются. Всем известно, что армия и флот там сами себе всё придумывают. Так вот, в армии у них есть самолёт РЭБ. И размерами, и весом он примерно в одной весовой категории с нашим Ил-22.

EC-130H Compass Call



Да, самолет из той же эпохи, что и Ил-18, выпускались практически в одни годы, и ЛТХ у них приблизительно одинаковые, что неудивительно. И из выпущенных 14 машин в строю ВВС США осталось 4 (четыре) самолета. Да и те после участия в операциях с Ираком на ладан дышат.

И вот тут интересно, а что американцы собираются дать своим ВВС в плане самолета поддержки/РЭБ? Может, на базе «Боинга»-737? 747?

Не угадали. Конкурс выиграл бизнес-джет Gulfstream G550. 14 ноября 2023 года командование ВВС США приняло такое решение и присвоило новой платформе Compass Call обозначение EA-37B.


А меж тем «Гольфстрим» G550 в три с половиной раза легче «Геркулеса», в два с лишним раза меньше, и всё в таком духе.

А что у нас в морской авиации? Ну, там всё хорошо известно, там у нас Boeing EA-18G Growler. Хорошо известный и отлично себя зарекомендовавший за неполные 20 лет службы.


Чем так силен этот самолет, который можно считать лучшим самолетом РЭБ в мире на сегодняшний день? Тем, что он нормально так интегрирован в структуру эскадрильи палубной авиации. Это практически такой же F/A-18, как и те, что взлетают с бомбами и ракетами, просто у него нагрузка совсем другая. Но: летит на такой же (и даже чуть больше) скорости, что и штатные истребители-штурмовики типа «Шершень», забирается на такую же высоту и дальность у него абсолютно такая же.

То есть, EA-18G Growler представляет собой полноценный такой самолет поддержки палубной эскадрильи, который способен лететь рядом/чуть в стороне и своими действиями устранять проблемы на пути этой эскадрильи.


И у него для этого есть полный набор:
- комплекс постановки помех ALQ-99 в подвесных контейнерах с индивидуальным питанием. Комплекс, конечно, мягко говоря, не новый, не без недостатков, но проверенный временем и модернизированный по мере возможности;
- комплекс РЭБ ALQ-218(V)2. Это серьезная штука, это пассивный комплекс обнаружения всего, что шевелится в эфире. Обнаруженное излучение обрабатывается, определяется, и по его адресу летит либо сгенерированная персональная помеха, либо противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM;
- станция РЭБ для подавления РЛС LR-700. Это если ракету не хочется тратить;
- буксируемая станция помех AN/ALE-50 или AN/ALE-55 на оптоволокне;
Ну и, естественно, широкий ассортимент ловушек, обманок и прочих полезных вещей.

В целом очень хороший набор. И в операциях в Ливии и Ираке Growler показал, что если он и не годен против С-300, то вот «Кроталь» и «Оса» для него семечки.

Мы отставим в сторону старый Ил-18, мы не станем даже рассматривать кандидатуру Ил-76, потому что печальный опыт А-50 уже показал, что такой самолет на современном театре военных действий – ни о чем, в первую очередь из-за своих размеров, скорости и маневренности. А то, что он может висеть по 8-10 часов, так это сегодня никому и не нужно.

К сожалению, носителей типа «Гольфстрима» у нас мало того, что нет, так еще и не предвидится в обозримом будущем. Конечно, есть вариант — попробовать купить у «друзей» по БРИКС, бразильцев, что-то типа Embraer ERJ 145, на базе которого они создали свой самолет ДРЛОиУ Embraer R-99 (EMB-145 AEW&C).


Вполне подойдет самолет, по всем параметрам. Вопрос только в том, не задушат ли американские «партнеры» такую сделку, да и определенные сложности присутствуют: тут надо практически перекомпоновывать весь самолет, а для этого его нужно знать. То есть покупать и лицензию на производство, а это накладно.

Требовать от нашего авиапрома быстро-немедленно-срочно все-таки поднять на крыло что-то из того, что могло бы стать платформой для самолета РЭБ… Ну так себе эксперимент.

Потому не будем сотрясать воздух требованиями запилить в кратчайшие сроки такой самолет, это нереально. И давайте будем отталкиваться от реалий, то есть возьмем и приспособим то, что есть. Так, как приспособили Ил-18, только возьмем не музейное.

И раз у нас сейчас нет самолетов, подобных Ил-18, и в ближайшие лет 15–20 не появится (тут дай бог то, что есть, в небо выпихнуть, потому что все эти «Суперджеты» и МС-21 импортозамещенно летать явно не хотят), то стоит посмотреть на практику американской морской авиации.

У нас есть две просто шикарные платформы, на которых вполне реально можно создать самолет РЭБ.


Первый — это, конечно, Су-30. Он двухместный, что не ставит вопрос размещения оператора. Он, как и все «Сушки», обладает просто потрясающим боевым радиусом. Ну и плюс запас топлива у Су-30 во внутренних баках примерно такой же, как у F/A-18 с ТРЕМЯ подвесными топливными баками. И только если подвесить четвертый, то F/A-18 немного превосходит по этому показателю.

Но вот так взять и убрать 4 из 11 узлов подвески… Это по нашим временам роскошь непозволительная. Так что тут американец сильно уступает.

А Су-30 тащит на своих 12 узлах до 8 000 кг различного вооружения, но есть такая хитрая штука, как РЛЭ — руководство по летной эксплуатации, так вот там написано, что если очень нужно, то 30-й утащит и 10 000 кг. Но без высшего пилотажа. В спокойном режиме. То есть, запас по весу есть.

Что касается прорвы электроэнергии, то тут тоже всё нормально: давно уже все перешли на независимое питание: в каждом контейнере с аппаратурой есть свой генератор, который вращает крыльчатка от набегающего потока воздуха.


12 узлов подвески – есть где разбежаться. 2 узла на ракеты «воздух-воздух», на всякий случай, 4 узла для Х-58УШКЭ (очень хорошее творение вышло у корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), а еще 6 – для чего угодно. Дополнительная РЛС, постановщики помех, да всё, что угодно.

Если смотреть на ЕА-18 и иметь в виду Су-30 – вопрос спорный, конечно, но мне кажется, что на базе Су-30 получится самолет РЭБ, который будет превосходить американца по многим летным показателям. В плане боевых – вопрос к производителям оборудования, но почему-то есть уверенность в том, что корпорация «КРЭТ» в целом и КНИРТИ в частности смогут сделать так, что от русских «Гроулеров» будет шарахаться все летающее и ползающее.


И есть еще Су-34. Несколько больше в размерах, немного дальше летает и тоже способен выполнять функции самолета РЭБ. Но здесь есть один момент, который несколько снижает эффективность такого процесса. Су-30 может запросто заменить Су-35, а вот как бомбардировщик Су-34 заменить нечем.

Так что Су-30 смотрится предпочтительнее. Вот первая составляющая перспективного развития авиации РЭБ ВКС РФ. База, так сказать.

Вторая составляющая – это чем оснащать.


Есть очень хороший и довольно новый комплекс «Витебск», предназначенный для защиты самолётов и вертолётов от зенитных ракет с радиолокационными и тепловыми головками наведения. Учитывая, что он модульный, то есть его части уже устанавливались на различные модели самолетов и вертолетов, больших проблем быть не должно. Комплекс эффективный.

Если бы можно было решить проблемы аэродинамики антенн комплекса «Рычаг», которой оснащаются вертолеты (именно потому, что с их скоростями аэродинамика не важна), или разработать новые излучатели, это было бы хорошее дополнение к «Витебску».


В Л187А «Рычаг» реализованы практически все достигнутые на сегодня инновационные технические решения в области РЭБ: широкополосные активные многолучевые антенные решетки, цифровые устройства записи и воспроизведения сигналов, адаптивные системы управления на основе многопроцессорных вычислительных средств и программируемых многоканальных коммутаторов. Несмотря на то, что база у «Рычага» откровенно советская, но кардинально улучшенная за счет использования цифровых методов обработки сигналов и заменой элементной базы на современную.

Вариантом не хуже могло бы стать доведение-таки до кондиции комплекса РЭБ «Гималаи», который с 2014 года находится в стадии испытаний и доводки.

«Гималаи» разрабатывался под ПАК ФА, который уже стал Су-57, но вот насколько готов комплекс – вопрос. Открытых данных по комплексу нет, поэтому придумывать ничего лишнего не станем, равно как сразу ответим на вопрос по поводу комплекса «Хибины».


Комплекс «Хибины» откровенно устарел, критику в его адрес можно найти в телеграм-каналах довольно в приличных количествах, в целом к нему много претензий. Логично, комплекс разрабатывался с конца 70-х годов прошлого века и «в металле» был представлен в 1990 году. С тех пор многое в мире поменялось, и хоть «Хибины» прошел много модернизаций, ракеты, которые он должен сводить с ума, тоже изрядно так поумнели.

Вообще, что должно входить в состав РЭБ-комплекса такого самолета?

1. Пеленгатор пуска ракет. Оптико-электронный прибор, который обнаруживает старт ракеты по ее тепловому следу в инфракрасном или ультрафиолетовом излучении.

2. Аппаратура обнаружения лазерного и радиолокационного облучения вместе с блоками анализа отвечают за различение работы РЛС и РЛГСН, далее следуют различные методы борьбы: на РЛС пойдет противорадиолокационная ракета, а на головку самонаведения ракеты отправится сгенерированная или взятая из блоков памяти помеха.

3. Лазерная станция оптико-электронного подавления. Это как раз против ракет с лазерной ГСН. Да, сейчас такие ракеты встречаются очень нечасто, но и станция не занимает много места. Кроме того, ЛСОЭП вполне успешно может применяться против ракет с ИКГСН.

4. Станции активных радиолокационных помех. С блоками памяти, куда закладываются данные о всевозможных сигналах и матрицы генерирования помех. То есть современные технологии позволяют в течение долей секунды после принятия сигнала об облучении самолета определить не только источник сигнала и направление на него, но и, сопоставив с базой данных, извлечь из нее наиболее эффективную помеху и отправить на станцию постановки помех для генерации и излучения в заданном направлении.

Вообще таких станций может быть не одна, работать могут в разных частотных диапазонах, на разных направлениях и так далее.

5. Буксируемая станция постановки помех. Американцы очень активно используют свои СПН такого типа, прикрывая группу самолетов при отходе от цели. СПН закрывает самолеты от РЛС противника, мешая обнаружению и наведению. Правда, стоит отметить, что вдогонку по курсу более эффективно применять ракеты с тепловыми ГСН.

6. Контейнеры отстрела тепловых и радиоэлектронных ловушек. Этого добра никогда не бывает много, и хоть каждый нормальный самолет ими оснащается, вопрос количества.

В целом получается образ самолета, схожего с EA-18G, который предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника, уничтожения РЛС противорадиолокационными ракетами. Комплекс бортовой аппаратуры такого самолета позволяет идентифицировать и пеленговать источники электромагнитного излучения, а затем отрабатывать по ним помехами или ракетами. Еще одним очень полезным моментом будет являться сетецентричность самолета, то есть взаимодействие с другими самолетами и выдача им целеуказаний.

И, конечно же, современные терминалы спутниковой связи для обеспечения взаимодействия во время активного глушения. У американцев, кстати, на ЕА-6 «Проулер», предшественнике ЕА-18, были очень большие проблемы именно в этом плане: как только «Проулеры» включали свои системы РЭБ, они просто переставали существовать для всего остального мира, потому что их комплексы подавления в первую очередь вырубали свою связь.

А так как ради экономии на ЕА-18 установили низкочастотные передатчики AN/ALQ-99, разработанные для самолетов «Проулер» (не смейтесь, но в них используются ламповая элементная база, а антенны снабжены механическими приводами), то и проблемы со связью ЕА-18 унаследовали автоматически.


AN/ALQ-99

Американцы сыграли красиво, разработав и установив систему INCANS (Interference CANcellation System), обеспечивающей устойчивую УКВ связь экипажа «Гроулера» при включенной аппаратуре постановки помех, а затем добавили спутниковую систему связи MATT (Multi-mission Advanced Tactical Terminal), с помощью которых решают все проблемы со связью и передачей информации.

Альтернативы?

О, американцы рассмотрели просто кучу альтернативных вариантов (27 штук), от переоборудования бизнес-джетов (25–30 миллионов долларов за штуку) и до В-52 (82 миллиона долларов) через варианты с F-35 и F-22. Самым дешевым оказался вариант с модификацией высотного БПЛА типа Global Hawk с четырьмя БПЛА-камикадзе, способными уничтожать РЛС. Такой вариант с постройкой «с нуля» обошелся бы «всего» в 20 миллионов долларов.

На самом деле — вариант вполне, потому что БПЛА с 5-10 кг взрывчатки, припорхавший в зеркало любой РЛС, гарантированно выведет ее из строя.

В общем, американцы рассмотрели множество вариантов и решили остановиться на переоборудовании бизнес-джетов для сухопутных войск и EA-18 для морской авиации с дальнейшими модернизациями.

У нас всё проще: стратегических БПЛА нет и пока не предвидится, бизнес-джетов нет и не предвидится, транспортных или пассажирских самолетов, которые можно было бы переоборудовать, тоже нет.

У китайцев схожие проблемы, потому они мучить себя не стали и создали J-16D, весьма неплохой самолет РЭБ. На базе Су-30МК2. Да, всё, что хотели, с первого раза не воткнули, пришлось убрать ОЛС и пушку, зато на свободное место встало всё, о чем просили военные.


Хороший путь, почему нам не пройти по нему? Ведь лучше иметь самолеты РЭБ в авиасоединениях, чем их не иметь. Три этих древних Ил-22ПП в масштабах ВКС РФ – ну это ноль. У американцев одних «Гроулеров» больше сотни, плюс еще вторым сортом пойдут отправленные на хранение «Проулеры» числом тоже больше сотни. И тут будет понятно, что лучше старый «Проулер», чем ничего. Причем станет понятно на своей шкуре, как это было с беспилотниками.

По иронии, история сделала своего рода круг: в конце 1980-х — начале 1990-х годов двухместный самолет Су-30М (созданный на основе двухместного истребителя ПВО Су-30/Су-27ПУ) планировался к принятию на вооружение ВВС СССР в качестве специализированного самолета РЭБ и подавления ПВО противника (SEAD) для замены самолета МиГ-25БМ.

Новое — хорошо забытое старое.

Итого: при всем богатстве выбора у американцев, у нас есть только один путь: китайский, то есть самолет на базе Су-30. Путь сам по себе неплох, Су-30 – достойный самолет, а к нему есть что подвесить под крылья. Остальное исключительно в ведении «КРЭТ». Но будущие конфликты сегодня нереально представить без таких самолетов.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 июля 2025 04:45
    МиГ-25БМ был ударным самолётом, сам проект быстро свернули, немногие самолёты порезали - наступали новые времена. Основным самолётом РЭБ в советских ВВС был ЯК-28пп, было такое чудо, толку от него не было, планировали заменить на Су-24мп. Что и сделали в конце 80-ых, одно звено в Чорткове, одно - в Азербайджане. Аппаратура РЭБ, на момент принятия вооружения, была уже устаревшей, самолёт получился бестолковым.
    1. +2
      26 июля 2025 05:37
      Цитата: bober1982
      планировали заменить на Су-24мп
      Такая машина вряд ли годится для сопровождения самолётов ДА
      1. +1
        26 июля 2025 07:12
        Цитата: Голландец Михель
        Такая машина вряд ли годится для сопровождения самолётов ДА
        На истребителе F-16 имеется контейнер с фольгой для постановки помех и он тоже не годится для сопровождения дальних бомбардировщиков. А вот для штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков - самое то...
    2. +1
      30 июля 2025 16:33
      У автора с предложениями смешались в кучу кони\люди . Но вопрос поставлен правильно . Выводы и предложения так себе .
      Почему ?
      Ну хотя бы потому что в качестве такого самолёта РЭБ\РЭП гораздо лучше подходит именно Су-34 . Он в серийном производстве (как и Су-30СМ2) , у него больше боевой радиус и большие внутренние объёмы для оборудования . Его пилоты сидят плечом к плечу и ещё куча места сзади , где даже кухню и туалет организовали . Короче есть возможность сделать кабину вообще четырёхместной , или разместить там аппаратуру . Как и вместо пушки .
      К тому же в производстве Су-34 (так уж получилось) даже дешевле чем Су-30СМ , не говоря уже о Су-35С (28 млн. дол. против 30 млн. и 35 млн. соответственно , в ценах и по курсу 2017 г.) , так что даже в стоимости базовой платформы он предпочтительней . Да и действовать , прикрывать ему придётся те же самые Су-34 , поэтому и базировать Су-34РЭБ (индексация условна) можно и предпочтительно вместе с Су-34 , скажем по звену (4 шт.) на двухэскадрильный полк .
      Насчёт отсутствия в РФ собственного бизнес-джета автор тоже перегнул , у нас есть целый "Супер-Джет" , который прямо сейчас в полностью отечественной комплектации проходит сертификационные испытания и после оных может быть принят на снабжение МО . На его базе можно и самолёт ДРЛОиУ сочинить - с "доской" на спине или двумя полотнами побортно , можно и самолёт РТР . А вот РЭБ я бы ему не доверял - Су-34 будет лучше , да и ценой не сильно дороже .
      Цитата: bober1982
      одно звено в Чорткове, одно - в Азербайджане.

      В Азербайджане , как я понимаю , на аэродроме Шеки ? Или в Кюрдамире ? В Кюрдамире вроде только бомберы были . А вот на Шеки базировали Су-24МР , вместе с ними ?
      1. 0
        30 июля 2025 16:54
        В бомберском полку Су-24мп не могло быть, только в развед. полках или в РЭБ-овских (Чортков), тогда получается, что на Шеки
  2. +5
    26 июля 2025 05:31
    В любом случае нам придётся заниматься авиационным РЭБ. И против самолётов и против ракет и против БПЛА. В принципе на любой самолёт можно поставить РЭБ. Я постоянно обращаю внимание на ЯК-40, который оптимально подходит для РЭБ. Их на хранении находится 400 штук, с неиспользованным ресурсом. Зачем нам заглядывать через океан на бразильские самолёты. Когда у нас есть свой самолёт, тем более бесплатно под базу РЭБ. Состыковать самолёт с организацией или институтом который разрабатывает системы РЭБ. Отдать им хотя бы три-четыре самолёта для разработки и установки разных концепций РЭБ. Также отдать им и опытные боевые самолёты на которые можно ставить РЭБ. Работать а не сидеть сложа руки и свесив ноги.
    1. 0
      29 июля 2025 16:18
      як 40 имел очень проблемный движок, СДшники намучились с ним
      1. 0
        29 июля 2025 17:08
        А в чём заключались проблемы? Не отхаживал заявленный ресурс? Или выход из строя в полёте по многим причинам? Отлетал положенные часы и в ремонт малый, или средний или капитальный. Это и на флоте такая система.
      2. 0
        2 августа 2025 12:47
        Цитата: Ярик
        як 40 имел очень проблемный движок, СДшники намучились с ним

        АИ25 проблемный? ох ты ж
  3. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
  4. +12
    26 июля 2025 06:27
    Весь вопрос в том,а нужно ли это генералам Российской Армии?
    1. +3
      26 июля 2025 08:29
      Весь вопрос в том,а нужно ли это генералам Российской Армии?
      А это смотря каким генералам. Тем более, что вопросы финансирования проектов и закупок вооружений решаются, в значительной степени, политиками, как военными так и гражданскими. Хотя бюджет формируется на основании заявок от военных, но окончательное решение по нему принимают политики с учётом данных от экономистов.
      1. +8
        26 июля 2025 10:10
        Тем самым генералам,которые сидят в Генеральном Штабе и вместе с г-ном(не господином)Герасимовым делают умные морды лица.А налицо,то там тимуры ивановы и Ко...
  5. +5
    26 июля 2025 06:52
    Почему-то мне вседа казалось, что одни из самых первых советских самолетов РЭБ были сконструированы на базе бомбардировщика Ту-16. Один из них был спроектирован для постановки пассивных помех, с аппаратурой выброса дипольных отражателей, другой для активных, с размещенной в специальном техническом отсеке мощной широкополосной станцией РЭ-подавления. И этот старичок прослужил верой и правдой до середины 90-х годов прошлого века...

    П.С. Если говорить о самых первых самолетах РЭБ, то наверное, это были британские Stirling, которые при подлете к цели сбрасывали на разных высотах мелко нарезанную фольгу для создания помех, что не позволяло немецким средствам ПВО определить точное нахождение приближающихся самолетов...
  6. +11
    26 июля 2025 07:21
    Чего то автор не упомянул подразделения РЭБ ВВС США «Wild Weasel», которые летают на F-16C/D блок 50/52 с нагрузкой в виде контейнера РЭБ AN/ASQ-213, прицельного контейнера типа «Снайпер» или «Лайтенинг» и разными АСП. Как то им однодвигательного самолёта хватает. А сейчас роль РЭБ исполняет F-35 block 15 благодаря мощной БРЛС и бортовому компьютеру.
    Почему в РФ такого нет? Да всё просто, нечего подвешивать. Не могут создать из-за низкого технического уровня. Вернее создать такое, чтобы влезло в контейнер который можно было подвешивать по хотя бы Су-30, а мне Ил-76. Поэтому всё перечисленное автором не более чем пустые мечты.
    1. +6
      26 июля 2025 15:28
      Да всё просто, нечего подвешивать. Не могут создать из-за низкого технического уровня.
      а пытались? А то у нас и ангары для самолётов построить не могли при Шойгу, технического уровня хватало только на получение финансирования
    2. +2
      26 июля 2025 19:30
      Цитата: Дырокол
      А сейчас роль РЭБ исполняет F-35 block 15 благодаря мощной БРЛС и бортовому компьютеру. Почему в РФ такого нет? Да всё просто, нечего подвешивать. Не могут создать из-за низкого технического уровня.

      В ВКС России сегодня роль самолётов Wild Weasel как правило исполняют Су-30СМ/Су-30СМ2 с противорадиолокационными ракетами X-31 и Х-58 разных модификаций. Но не обязательно только Су-30СМ/Су-30СМ2.

      Что же на счёт ВВС США и Авиации ВМС США и Авиации КМП США, сейчас роль самолётов РЭБ никакие F-35 Block 15 не выполняют, потому что нет никаких F-35 Block 15. Есть F-35 Block 3F. Вот только контейнеров РЭБ для самолётов F-35 нет. Самолёты РЭБ групповой защиты EA-18G Growler Авиации ВМС США начали получать новые контейнеры AN/ALQ-249(V)1 средневолнового диапазона (NGJ-MB). Затянувшаяся разработка контейнеров длинноволнового диапазона AN/ALQ-249(V)2 NGJ-LB и высокочастотного диапазонов AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB продолжается, EA-18G придётся ещё полетать с работающими в этих диапазонах контейнерами AN/ALQ-99 разных модификаций, в которых да, усилители на лампах.

      Роль самолётов групповой защиты в ВКС России выполняют самолёты с конетейнерами РЭБ САП-14. Роль летательных аппаратов РЭБ функционирующих из зон барражирования Ил-22ПП, и вертолёты разных модификаций.

      Никаких других самолётов РЭБ кроме принимаемого на вооружения постановщика помех из зоны барражирования EC-37B (на начало 2025 года 1 единица) в составе ВВС США сегодня нет, потому что самолёты EC-130J в сентябре 2024 года были выведены из эксплуатации:

      https://theaviationist.com/2024/09/22/ec-130j-fleet-retires/

      "193-е авиакрыло специальных операций прощается с уникальным самолётом EC-130J Commando Solo III"

      https://simpleflying.com/last-2-usaf-193rd-special-operations-wing-ec-130s-final-flight/

      "Последние два самолёта EC-130J 193-го авиакрыла специальных операций ВВС США совершают последний полёт"

      Самолёты РЭБ групповой защиты EF-111A Raven были выведены из состава ВВС США в 1998 году и ничем заменены не были.

      Туда, где Вы узнали о существовании модификации F-35 Block 15, а так же об использовании в настоящее время F-35 в качестве самолёт РЭБ заглядывать просто не рекомендую. Мало ли ещё какой бред в этих источниках с бывшей Украины будет обнародован.

      На фото Су-34 с контейнером РЭБ групповой защиты САП-14 на подфюзеляжном узле и контейнерами РЭБ индивидуальной защиты на законцовках крыла.

      1. -1
        29 июля 2025 00:19
        Цитата: АлександрА
        В ВКС России сегодня роль самолётов Wild Weasel как правило исполняют Су-30СМ/Су-30СМ2

        Су-35С, Су-30СМ2, Су-57.
        1. 0
          29 июля 2025 01:36
          Я там выше по рассеянности EC-130J с EC-130H, коих на 2024 год числилось в составе ВВС США четыре попутал.

          "Справочник военно-воздушных сил мира на 2025 год"

          https://www.flightglobal.com/download?ac=106507

          Информирует читателей что на момент опубликования справочника EC-130H всё числилось на службе 4, а EC-37B, точнее уже EA-37B, поступило уже 3. Первый тренировочный полёт EA-37B со штатным экипажем совершён 2 мая 2025 года. Ожидается что самолёты EA-37B достигнуть состояния начальной боевой готовности в 2026 году.
    3. +1
      29 июля 2025 10:28
      Почему в РФ такого нет? Да всё просто, нечего подвешивать. Не могут создать из-за низкого технического уровня. Вернее создать такое, чтобы влезло в контейнер который можно было подвешивать по хотя бы Су-30, а мне Ил-76. Поэтому всё перечисленное автором не более чем пустые мечты.

      drinks
  7. +4
    26 июля 2025 09:09
    Что касается прорвы электроэнергии, то тут тоже всё нормально: давно уже все перешли на независимое питание: в каждом контейнере с аппаратурой есть свой генератор, который вращает крыльчатка от набегающего потока воздуха.
    Это несерьезно: станции групповой РЭБ требуют прорвы энергии, крыльчаткой тут не отделаешься.
    Есть очень хороший и довольно новый комплекс «Витебск»

    Вариантом не хуже могло бы стать доведение-таки до кондиции комплекса РЭБ «Гималаи»
    Разве это не РЭБ самообороны? "Это другое"
    Вообще, что должно входить в состав РЭБ-комплекса такого самолета?
    И опять, это компоненты РЭБ самообороны. РЭБ самообороны должна подавить идущую на самолет ракету, а групповая РЭБ - радар, наблюдающий ударную группу. Задача иного уровня сложности.
    1. 0
      2 августа 2025 13:14
      Цитата: bk0010
      Это несерьезно: станции групповой РЭБ требуют прорвы энергии, крыльчаткой тут не отделаешься.

      Пожалуй соглашусь, поэтому, как бы я тепло не относился к самолётам Су35С и Су30, на мой взгляд предпочтительнее создать самолёт РЭБ на базе Су34, у него для обеспечения станции РЭБ есть штатная вспомогательная силовая установка, которую по назначению почти не используют. Такой самолёт идущий в боевом порядке с ударными Су34 на мой взгляд будет очень нелишним.
  8. +1
    26 июля 2025 09:41
    Для начала, нужно тряхнуть, всех, главкомов ВКС, включая Суровикина, за то, что у нас нет такой техники на протяжении 35 лет. Да, были сложные времена, но проекты должны были быть на бумаге и готовые к внедрению, как только будет финансовая возможность.
    1. 0
      27 июля 2025 04:11
      Цитата: alberigo
      но проекты должны были быть на бумаге и готовые к внедрению, как только будет финансовая возможность.

      Смешно про финансовые возможности в РФ читать, где с 2011-2022, то есть за 10 лет только на модернизацию армии и перевооружение помимо не маленького бюджета более триллиона $ выделили. Начал реформы Сердюков и как по мне не пришёл бы клоун Шойгу, который тут же успокоил армию лампасников, чиновников ВПК и им подобных, армия с такими средствами сегодня имела много чего бы.
      1. Комментарий был удален.
  9. +12
    26 июля 2025 10:31
    Цитата: Luminman
    одни из самых первых советских самолетов РЭБ были сконструированы на базе бомбардировщика Ту-16

    Именно так!
    В МРА (морской ракетоносной авиации) каждый морской ракетоносный авиационный полк (мрап) состоял из 2-х АЭ Ту-22м2(3) и АЭ РЭБ на Ту-16. Прикрытие ударных самолетов осуществлялось из боевых порядков. При полковом вылете "на удар" Ту-16 первыми взлетали и последними садились. Мне приходилось принимать участие в таких вылетах в качестве штурмана эскадрильи РЭБ, и в качестве штурмана полка, на обоих типах самолетов. Один из таких вылетов даже несколько повлиял на мою карьеру.
    "Так мы удачно поставили помехи, что две ударные группы Ту-22м2 были потеряны локатором ЗРК, что и было подтверждено снимками экрана РЛС. Меня похвалили московские начальники, спросили старшего штурмана дивизии, почему тот не выдвигает меня на должность штурмана полка? Этот нехороший человек ответил, что я, по состоянию здоровья, не годен на Ту-22м2. Тут я разозлился, и, невзирая на чины и звания, громко ответил, что по здоровью я и в космонавты годен, а вот в том, что мой брат-холостяк увел у него любовницу, я не виноват, и пусть обратит внимание на свой моральный облик, а не на мое здоровье. Москвичи поржали, меня успокоили, этого гада мягко пожурили за необъективность, и вскоре я был назначен штурманом полка."
    https://proza.ru/2016/01/19/1801
    1. -1
      26 июля 2025 14:20
      Я вот всё время предлагаю ЯК- 40 под самолёт РЭБ , а Вы какой из российских современных самолётов предложили бы на эту роль? hi
      1. +5
        26 июля 2025 15:31
        Надо бы понять, для чего нам самолет РЭБ, а уж потом выбирать платформу.
        Мы что, собираемся наносить массированные авиационные удары? По каким целям? Каким количеством самолетов? Каких самолетов?
        В общем, надо бы определиться хотя бы с тактикой применения авиации, я уж не говорю о стратегии, а потом решать, как прикрывать ударную авиацию.
        1. 0
          26 июля 2025 15:43
          Согласен с вами но на первое место я бы выделил оборону страны, чтобы при приближении к границе грубо говоря всё отключалось и падало на землю. Ну и второе при ответном ударе не было сопротивления в любой форме. soldier
          1. 0
            26 июля 2025 15:58
            Начну с "Ну и второе..."
            Это вы о чем? Нанесение авиационного удара нашей стратегической авиацией выполняется из зон, не досягаемых для противника, и не требует прикрытия средствами РЭБ.
            А вот про "...первое место..." сложнее... Если говорить об охране наших границ в воздушном пространстве, то сначала надо понять, как, и какими средствами это осуществлять, а уж потом думать о носителях.
            Честно говоря, я не понимаю даже тактики применения средств РЭБ с авиационных носителей в современных условиях, не говоря уже о стратегии.
            Что должны прикрывать средства РЭБ? Пару Су-34, выполняющих задачу по сбросу бомб с УМПК? Тогда носителем средств РЭБ должен быть самолет, имеющий похожие ТТД, но летающий дольше и дальше. Никаких других ударных самолетов у нас нет, к сожалению...
            В общем, у меня нет ответов, но есть множество вопросов, которые некому задавать.
            1. -2
              26 июля 2025 19:01
              Добрый день. Есть такой самолёт !!! Нет , конечно Як-40 не годится, воякам он не нужен в принципе со своей скоростью 500- 550 км в час. Вообще такие самолёты как Як-40 или Ту-154 это чистые "пассажировозы", автобусы, такие не годятся. А вот,Ту-134 вот это то, что нужно, тем более ВВС с самого начала на него глаз положили, есть же у них Ту-134 УТ или УБ, я не помню. Вот если у него отодрать старые ТРД, а вместо них поставить гондолы с ПД-8 или нет, есть лучше вариант - сейчас МиГ-29 массово списываются, снять с них РД-33, отремонтировать , обернуть в красивую гондолу , можно без форсажной камеры, но лучше с ней, и вот вам готовая платформа, хоть под самолёт РЭБ, да хоть под дальний истребитель - перехватчик со скоростью - 1000 км в час , в техотсеки в центроплане засунуть ГШ-23-6, под крылом повесить четыре пилона под Р-37. Если их все не порезали, то можно использовать оставшиеся планеры. Было бы желание.
        2. +2
          26 июля 2025 19:58
          Цитата: Bez 310
          Надо бы понять, для чего нам самолет РЭБ, а уж потом выбирать платформу
          В десятку!
          1. +2
            27 июля 2025 01:05
            Здесь же в статье Скоморохова чётко написано зачем. Это и подавление АВАКС, и Патриотов, и управление военных БПЛА. Модернизированный ЯК-40 Сибирским НИИ им Чаплыгина с двумя двигателями и чёрным крылом летает со скоростью 700 км\ч и дальностью 7000 км. Чем он хуже Гольфстрима и Ембраера? Главное он есть и требует минимума доработок.
            1. +2
              27 июля 2025 09:06
              Цитата: Солдатов В.
              Это и подавление АВАКС
              Комплекс Красуха имеет большую мощность излучения и на дальности 400 км обнаруживает все цели вокруг себя. И этой мощности вполне достаточно, чтобы выключить самолет AWACS. Словом, хорошая глушилка...
      2. -1
        28 июля 2025 15:13
        як и40 точно нет. ни грузоподьёмности, ни скорости, ни времени полёта
        (замете региональные компании скорее ан 24\26 предпочитают гонять а не як40, наверно неспроста), для того что бы в боевых порядках су30, или су34 согласен со Скомороховым, для того что бы долго ну наверное мс21, Скоморохов лукавит когда говорит что эти самолёты не хотят летать, по факту после санкций их пришлось перепроектировать, новая авионика двигатели, да много чего и сделали это достаточно быстро.
  10. +3
    26 июля 2025 10:57
    Су-30 машина универсальная, и если у нас начнут создавать современные ВВС, то такая машина нужна, они и бороться с авиации противника может и бомбы кидать. А вот бесполезные фронтовые бомбардировщики как раз хорошо подошли бы под переделку в машину РЭБ.
  11. 0
    26 июля 2025 11:12
    Ну Су-30 и Су-34 - это платформы не только для ПП. Это еще и отличные разведчики, противолодочные, а еще - у них остается потенциал модернизации. С автором согласен, это реальные кандидаты. Думаю, проблема в том, что наши генералы, особенно многозвездные, запаздывают с принятием решений. Думают о чем то другом. А все будущие войны, да и уже текущие - это войны сетецентричные, где побеждает не число, а технология (умение).
  12. +3
    26 июля 2025 12:29
    Перспективы очень туманные.
    Потому что
    купить у «друзей» по БРИКС, бразильцев, что-то типа Embraer ERJ 145, на базе которого они создали свой самолет ДРЛОиУ Embraer R-99 (EMB-145 AEW&C).

    У Бразилии есть возможность строить самолёты такого типа, а у РФ таких нет.
    Другое дело, насколько этот самолёт и его радиоэлектроника имеют отношение к Бразилии вообще.
    Чувствую он не больше бразильский, чем суперджет российский, а в таком случае, толку от закупок немного.
    Почему с китайцами не сдружиться? Наши технологии, их производство.
    Европейцы всем табором самолёты собирают, почему мы с Китаем не делаем свой ответ Боингам?
    1. +1
      27 июля 2025 00:13
      Мы китайцам не нужны. Уже был проект дальнемагистрального самолёта CR929: китайцы высосали из русских «мозгов» технологию, создали сами борт и просто выкинули из проекта букву R, которая символизирует вклад России.
      1. +1
        29 июля 2025 13:11
        Мы китайцам не нужны

        китайцы высосали из русских «мозгов» технологию

        Не нужны, но технологии берут?
  13. +3
    26 июля 2025 15:12
    Выскажу непопулярное мнение. ВКС РФ самолёт РЭБ типа "Гроулер" (или на базе Су-30/-34) не нужен. Сопровождать звено/эскадрилью ударников вглубь территории до 250-300 км высокотехнологичного противника - групповое самоубийство по-любому. Для этого есть "Искандеры" и прочие безэкипажные приблуды. А вот вести РЕБ за горизонт с большой высоты от ЛБС лучше подойдёт что-то типа U-2 или TR-1. Упор нужно делать на индивидуальные автоматические средства РЭБ для каждого ЛА.
    1. +1
      27 июля 2025 17:49
      https://www.deagel.com/Components/SAP-14/a002474#001

      "САП-14 - это усовершенствованная система радиоэлектронного подавления, предназначенная для тяжёлых ударных истребителей, таких как Су-30МК ВВС России, Су-32/34, Су-30МКИ ВВС Индии. Её основная задача — подавлять передовые средства противовоздушной обороны во время нанесения ударов по наземным целям, имитируя электронные сигнатуры различных самолётов и создавая ложные цели для вражеских датчиков. САП-14 защищает от угроз «земля — воздух» и «воздух — воздух» в диапазонах D и F и размещается в одной большой центральной гондоле. Установленная на одном самолёте вместе с двумя блоками постановки помех САП-518 система считается аналогичной американской системе постановки помех ALQ-99, установленной на самолётах радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler и EA-18G Growler. Система радиоэлектронной борьбы была разработана и произведена Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ). О её существовании стало известно на авиасалоне МАКС-2009."
    2. -1
      29 июля 2025 00:12
      Цитата: Шарнхорст
      Выскажу непопулярное мнение. ВКС РФ самолёт РЭБ типа "Гроулер" (или на базе Су-30/-34) не нужен.

      Гроулер - палубный самолет. ВВС он не нужен.
  14. +1
    26 июля 2025 17:50
    Почему на заставке китайских самолёт? ОЗ так и зияют
  15. 0
    27 июля 2025 01:04
    Как в случае с самолетами ДРЛОиУ в этой летающей микроволновке нечего делать человеку. Нужен беспилотный аппарат. Желательно универсальный, который при небольшой переделке легко превращался в глушилку, разведчик и т. п.
  16. 0
    28 июля 2025 11:57
    Фраза: "В плане боевых – вопрос к производителям оборудования, но почему-то есть уверенность в том, что корпорация «КРЭТ» в целом и КНИРТИ в частности смогут сделать так, что от русских «Гроулеров» будет шарахаться все летающее и ползающее" вызывает гомерический хохот.
  17. +1
    28 июля 2025 12:54
    Выводы автора в целом, поддерживаю. Только направления использования такого самолёта мне видятся несколько иными. Большей частью это может быть не самолёт сопровождения бомбардировщиков, а самолёт оперативно-тактической разведки на определённую глубину, замена А-50. Бомбардировщики лучше защищать индивидуально, собственными системами.
  18. +1
    29 июля 2025 00:23
    Комплекс «Хибины» откровенно устарел, критику в его адрес можно найти в телеграм-каналах довольно в приличных количествах, в целом к нему много претензий. Логично, комплекс разрабатывался с конца 70-х годов прошлого века и «в металле» был представлен в 1990 году. С тех пор многое в мире поменялось, и хоть «Хибины» прошел много модернизаций, ракеты, которые он должен сводить с ума, тоже изрядно так поумнели.

    А САП-518 тоже устарел? Он хуже Хибин или лучше Хибин?
  19. 0
    29 июля 2025 13:22
    Чтобы обсуждать перспективы развития самолётов РЭБ, ДРЛОиУ необходимо определиться с целями. Где РФ собирается воевать? Если на постсоветском пространстве, это одно, а если собрались напасть на Великобританию или Францию это другое. Воевать с африканской Угандой и Германией это не одно и то же.
  20. fiv
    0
    1 августа 2025 12:01
    Да создается впечатление, что когда у генералов появляются деньги на некую нужную в армии вещь, генерал понимает, что лично ему нужнее все-таки деньги. И проводит операцию по их изъятию. Поэтому рэб, шмэб, связь и прочее ушли и вернуться с успехами не обещали.0
  21. 0
    10 августа 2025 16:44
    Самолеты РЭБ

    Боюсь, что скоро с производством бортовых компьютеров для всех боевых самолётов встанет ребром. Не так давно зашёл на сайт НИИ "Аргон" (одного из ведущих научно-производственных предприятий России, специализирующихся на создании высоконадёжных компактных вычислительных средств для жестких условий эксплуатации), а там на главной странице сообщение: АРЕНДА И ПРОДАЖА ОФИСНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МОСКВЕ.

    Ссылка: http://www.argon.ru/

    Видно, дела у данного НИИ совсем плохи.
    1. 0
      10 августа 2025 16:58
      Цитата: Ратник_II_разряда
      Видно, дела у данного НИИ совсем плохи

      Хм. Если учесть, что этот НИИ находится по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д.125 с.1 - то не факт, далеко не факт.

      Этот дом звали "лежачий небоскреб", см. фото. Места там - ну просто ооочень много.
  22. 0
    11 августа 2025 09:53
    Цитата: Paranoid62
    Места там - ну просто ооочень много.

    И это место до сих пор не приглянулось ни одному застройщику? Странно даже.