Морская авиация Краснознаменного Северного флота. Есть ли свет в конце тоннеля?

Высказав свои предположения о перспективах подводных и надводных сил КСФ, перехожу к воздушным силам.
В составе морской авиации Северного флота присутствуют четыре авиаполка, включая:
1. 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.
2. 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк.
3. 403-й отдельный смешанный авиационный полк.
4. 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк.
Точных сведений по вооружению этих полков нет – всё это секретно. Тем не менее, пользуясь данными открытой печати и ранее делавшимися записями, общую картину составить всё же можно.
Многофункциональные истребители (МФИ)
В настоящее время на вооружении морской авиации КСФ имеется три типа МФИ. Самые старые из них – Су-33, каковые к настоящему времени совершенно устарели. По сути, Су-33 представляет собой морскую версию Су-27 ранних серий, при этом – версию, утяжеленную спецификой палубной авиации. Соответственно, возможностей для модернизации у этой машины остается даже меньше, чем у сухопутного Су-27.
В 2018 г. оставалось 17 Су-33, сегодня их число могло уменьшится. Вероятно, все оставшиеся в строю самолеты модернизированы до Су-33М. Но и от модернизированных машин не стоит ждать многого. Им продлили ресурс планера, поменяли двигатели с АЛ-31Ф на АЛ-31Ф-М1, которые имеют чуть больше тяги и увеличенный до 2 000 часов ресурс. Также заменили станцию предупреждения об облучении с СПО-15 на более современную Л-150 «Пастель» и придали самолету возможность наносить бомбовые удары посредством нового прицельно-навигационного комплекса СВП-24-33 «Гефест». На уровне предположений высказывалось мнение, что Су-33М сможет применять ракеты «воздух-поверхность», но это не точно.

Су-33 отремонтированный и модернизированный
Получается, что Су-33М представляет собой самолет с совершенно устаревшей РЛС (и ОЛС) и неспособен применять современные зенитные ракеты средней и большой дальности. Соответственно, Су-33М никаких задач завоевания господства в воздухе решать не может. Если модернизация придала ему способность применять ракеты «воздух-поверхность», можно говорить о нем как об ударном самолете – конечно, тоже устаревшем. Если же нет, и дело ограничилось свободнопадающими бомбами, тогда вообще непонятно, какие задачи этот самолет может сегодня решать.
Су-30СМ/СМ2 – это дело совершенно другое. Пусть этот самолет и не на острие научно-технического прогресса, но он все же вполне современный и способный выполнять широкий спектр боевых задач, уничтожая противника в воздухе, на земле и на море. Что немаловажно – это осуществляющаяся ныне модернизация самолетов Су-30СМ до уровня Су-30СМ2, с заменой двигателей и части БРЭО, включая РЛС, на те, что установлены на Су-35. Такая модернизация – это буквально новая жизнь для Су-30СМ, который, разумеется, с большими натяжками, но все же можно рассматривать в качестве двухместной версии Су-35.
В общем, Су-30СМ стал долгожданным пополнением рядов нашей морской авиации, если бы не тот факт, что поступал он туда в совершенно мизерных количествах. По имевшимся у меня ранее данным, по контрактам, заключенным в 2012–2018 гг., в состав ВМФ РФ должно было поступить 28 Су-30СМ. Но, согласно данным bmpd, я был чрезмерно оптимистичен: этот весьма уважаемый источник насчитал только 22 Су-30СМ. Не на Северный флот, заметьте. На ВСЕ ФЛОТЫ. А затем, в 2018 г., производство Су-30СМ было остановлено.
Видимо, мизерность поставок морской авиации была настолько очевидна, что, когда модификация Су-30СМ2 была подготовлена к серийному выпуску, первый контракт, подписанный 25 августа 2020 г., получил именно флот. Это, конечно же, очень радостные новости. Печально то, что контракт заключен аж на 21 истребитель, и они должны поставляться в час по чайной ложке: опять же, по данным bmpd, в 2021–22 гг. в год флоту передавалось целых 4 (ЧЕТЫРЕ) Су-30СМ2 в год.

Су-30СМ2 морской авиации, но, к сожалению, не знаю, какого именно флота
С такими темпами можно предполагать, что контракт будет исполнен в 2025 г., и тогда общее количество поставленных морякам Су-30СМ и Су-30СМ2 достигнет 43 машин. Но с учетом потерь, понесенных в ходе СВО, общее их количество таким не будет.
МиГ-29КР/КУБР. Неплохой самолет поколения «4+». Увы, по множеству параметров уступает Су-30СМ, превосходя его лишь в одном: МиГ умеет «работать» с палубы авианосца, в то время как Су-30СМ – только с сухопутных аэродромов. Собственно говоря, для этого МиГ-29КР/КУБР и поставлялись – чтобы обеспечить авиакрыло ТАВКР «Кузнецов» относительно современной авиацией, на замену совсем уж устаревшим Су-33.
Всего было построено 20 МиГ-29КР и 4 учебные «спарки» МиГ-29КУБР, но на сегодняшний день по одному самолету каждого типа потеряно в авиапроисшествиях.

Миг-и в Саках
В целом же КСФ можно назвать «счастливчиком» — в составе его авиации аж целых два полка истребительной авиации. Вот только 279-й полк, по всей видимости, состоит из 8–12 Су-30СМ или СМ2 и 17 Су-33М, а 100-й полк — из 19 МиГ-29КР и 3 МиГ-29КУБР. Итого на два полка имеется 30–34 относительно современных многофункциональных истребителя при неясном статусе Су-33М.
Базовая и противолодочная авиация
Ту-142 модификации то ли МК, то ли М3, но, скорее всего, присутствуют и те, и другие. Дальний противолодочный самолет, созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 в его варианте Ту-95РЦ. Увы, даже в модификации М3 совершенно устарел – в таком виде самолет был принят на вооружение 40 лет назад, в 1985 г.

Ту-142МК Северного флота после ремонта
Всего ВМФ РФ располагает 27 Ту-142, но из них 10 – самолеты-ретрансляторы управления ядерными силами Ту-142МР, то есть оружие судного дня, задачей которого будет сообщить РПКСН на боевом дежурстве, что время полномасштабного ответно-встречного пришло. Соответственно, противолодочных Ту-142 у нас не более 17, и можно предполагать, что 8-9 машин находятся на вооружении КСФ.
Примерно в 2015-м году объявлялось о том, что все Ту-142 будут капитально модернизированы, с заменой поискового оборудования и вооружения на современные модели. И вроде как действительно в 2019 г. приступили. Но… судя по имеющимся в открытой печати данным, вместо кардинального улучшения поисковых возможностей самолета, модернизация ограничилась установкой всё того же вездесущего СВП-24-33 «Гефест». Суть этой новации от меня немного ускользает: ну да, наверное, самолет сможет точнее сбрасывать глубинные бомбы… Это действительно то, что нужно противолодочному самолету в 20-х годах ХХI века?!
Буду счастлив, если ошибся, но складывается ощущение, что наши Ту-142 совершенно устарели и противолодочных, да, собственно, никаких иных боевых задач выполнять не могут. Что особенно обидно, потому что сам-то самолет превосходен и при правильном отношении мог бы служить долго и эффективно.
Производство последней модификации Ту-142 продолжалось до 1994 г. Если бы речь шла о многофункциональных истребителях, то, конечно, следовало бы говорить о преклонном возрасте, но в дальней авиации критерии совершенно другие: достаточно взглянуть на наших и американских долгожителей Ту-95 и В-52.
Ту-142 создавался для охоты за ПЛАРБ вероятных противников в местах их развертывания, для чего требовалась способность к чрезвычайно длительному нахождению в воздухе. У Ту-142, по открытым данным, практическая дальность полета составляла 12 550 км, в то время как у Ил-38 она достигала только 7 100 км. В наших условиях, конечно, уже ни о каких ПЛАРБ речи идти не может, но Ту-142 с его огромной дальностью, с большим экипажем, оснащенный современным оборудованием, не одно десятилетие мог бы выполнять противолодочные и разведывательные функции, став настоящей головной болью подводников НАТО в том же Баренцевом море.
Но, насколько мне известно, не стал и, видимо, не станет, превратившись вместо этого во все еще очень красивый, но почти бесполезный самолет.

Ту-142М3 Тихоокеанского флота
Повторюсь – счастлив буду ошибаться.
Ил-38Н. Возможно, единственный отечественный патрульный самолет, который может решать стоящие перед ним задачи. Но возможно, что и нет.
Основное вооружение Ил-38Н, поисково-прицельный комплекс «Новелла П-38», родом из 80-х годов прошлого столетия. Тогда он не дошел до морской авиации из-за распада СССР, но затем им заинтересовались индусы, что помогло удержать проект на плаву. «Новеллу» доработали, установили на несколько индийских самолетов, затем решили модернизировать оставшийся у РФ парк Ил-38 до Ил-38Н. Планировалось модернизировать 28 самолетов. По слухам, правда, задача была невыполнимой, так как пригодных самолетов для модернизации можно было наскрести не более 21 ед. Но слухи — они и есть слухи.
«Новеллу» длительное время позиционировали как комплекс, способный кратно увеличить эффективность нашей противолодочной авиации. Ил-38Н стали поступать на флот, и в 2016 г. их количество достигло 8 ед. при сдаче в среднем 2 борта в год. А затем сведения о новых Ил-38Н куда-то исчезли.
При этом никто не говорил о том, что программа свернута. Более того, в 2019 г. генеральный директор ПАО «Ил», которая, собственно, и занималась модернизацией, подтвердил, что данная программа является одним из приоритетных направлений работы предприятия. Но где же тогда новые Ил-38Н? Даже и в 2018 г. «крайним» самолетом программы все еще называли «22-й желтый», модернизированный в 2016 г. по контракту 2015 г.

Тот самый «22-й жёлтый» Ил-38Н. Последний модернизированный?
Возможно, дело тут вот в чем. По некоторым данным, Главный штаб ВМФ по результатам компании в Сирии остался недоволен работой «Новеллы» и решил заменить его на усовершенствованную версию, получившую неофициальное именование «Суперновелла». Вроде бы дело-то благое, да только…
С учетом того, в каком незавидном (катастрофическом, если быть объективным) положении находится наша противолодочная авиация, прекращение программы модернизации Ил-38Н может быть объяснено разве только тем, что «Новелла» оказалась совсем недееспособной и модернизация просто потеряла смысл. Если это так, то да, лучше не тратить средств понапрасну и требовать новый комплекс, только… Когда он будет-то?
В силу вышесказанного, думается мне, я не слишком погрешу против истины, предположив, что на вооружении 403-го отдельного смешанного авиационного полка состоит 8–9 Ту-142, 9–12 Ил-38 и Ил-38Н, при том что Ил-38Н не более 3–6 ед. И ни один из этих самолетов не является эффективным средством противолодочной борьбы, кратно уступая по своим возможностям современной патрульной авиации США, Японии и НАТО.
Еще раз повторю: буду счастлив, если знающие люди в комментариях объяснят, что всё написанное мною — ерунда и конспирология.
Вертолеты
Вертолеты ДРЛО Ка-31. Данные машины в количестве двух единиц, по моим данным, изначально были включены в состав морской авиации Краснознаменного Северного флота, но затем были переданы Черноморскому флоту. Но, возможно, это временное явление, и после СВО вертолеты вернутся на КСФ. Или нет.
Противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ/Ка-27М. Тут всё весьма и весьма непонятно. Всего Российская Федерация располагала к 2020 г. примерно 70–80 вертолетами Ка-27ПЛ. Они были неплохи для своего времени, но, конечно, сильно устарели. При этом сама по себе база, то есть, собственно, вертолет Ка-27, — замечательная машина, устарело только его оборудование. И вот это-то оборудование и должно было кардинально заменяться в ходе модернизации Ка-27ПЛ до уровня Ка-27М.

Ка-27М в Ейске
Ка-27М получал новую командно-тактическую систему, включающую новые акустическую, магнитометрическую и разведывательную системы, а также новую РЛС «Копье-А» с активной фазированной решеткой. Конечно, всё это не делает Ка-27М не имеющим аналогов и сильнейшим противолодочным вертолетом в мире. Но все-таки модернизированный вертолет становится весьма грозным охотником на субмарины наших «заклятых друзей» и вполне способен решать задачи ПЛО. А мощная РЛС, способная видеть на расстоянии до 250 км (правда, с разрешением 10 м), способна до известной степени расширить поисковые возможности надводных кораблей. Базирующийся на фрегате проекта 22350 вертолет Ка-27М способен обнаружить и выдать целеуказание на неприятеля, удаленного на 300-400 км от фрегата.
Понятно, что поиск, осуществляемый тихоходным вертолетом, да еще и «кричащим на весь эфир» своим РЛС, в конфликте с первоклассной морской державой с высокой вероятностью закончится его, вертолета, уничтожением. Но в бою с противником попроще такая схема вполне может сработать.
Кстати, нельзя сказать, что модернизация Ка-27ПЛ в Ка-27М требовала каких-то совсем уж запредельных денег – в 2016 г. это стоило порядка 360-380 млн руб. за машину.
Но вот чем закончилось дело – решительно неясно. Достоверно известно о двух контрактах, согласно которым (в совокупности) флот должен был получить 22 Ка-27М. Всего же предполагалось довести количество модернизированных вертолетов до 46 ед. В 2016 г. предполагалось, что темпы модернизации составят 10 вертолетов в год. Что получилось в реальности, увы, секретно и автору неизвестно.
В связи с тем, что вертолеты ПЛО чрезвычайно востребованы на всех флотах, можно предположить, что КСФ располагает 18-25 противолодочными вертолетами Ка-27, из которых 7-12 машин являются Ка-27М, а остальные – Ка-27ПЛ. Все они, вероятно, находятся на вооружении 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка. Скорее всего, там же находятся и все имеющиеся у КСФ транспортно-боевые вертолеты Ка-29, которых у морской авиации РФ менее 30, так что максимум, который может быть у КСФ – вертолетов 9-12. И, конечно, какое-то количество спасательных Ка-27ПС.
Еще у КСФ были противолодочные Ми-14, но в настоящее время они с вооружения сняты, и, скорее всего, флот попрощался с ними еще в 2016 г.
Перспективы морской авиации КСФ на 2035-2040 гг.
Увы, ничего оптимистичного тут сказать нельзя. К сожалению, морская авиация в Российской Федерации – это никем не любимая падчерица. ВКС, очевидно, не особо заинтересованы в развитии чего-то летающего, но не находящегося под их юрисдикцией. А что до флота…
В ВМС США авиация стала основным ударным средством флота, на нее возлагались задачи и завоевания господства в воздухе, и уничтожения ВМФ противника. Вопрос интеграции авиации и флота у американцев не стоял в принципе. Они, если можно так выразиться, не то чтобы интегрировали авиацию на флот – они флот строили вокруг авиации со времен Второй мировой. В СССР же, не одобрявшем капиталистическую военную мысль и сделавшем ставку на ракеты, морская авиация стала дополнением к противолодочным и ударным надводным и подводным силам. И отношение у адмиралов СССР и РФ к морской авиации в основе своей было именно как к некоему дополнению, пусть важной, но все-таки инородной структуре с не вполне понятными требованиями и потребностями.
Именно поэтому во времена «развеселых 90-х» и начале двухтысячных руководство ВМФ сознательно экономило на морской авиации в пользу подводного флота и, частично, надводного. И доэкономилось до такой степени, что еще немного, и морская авиация перестала бы существовать совсем. С этой точки зрения, передача оставшихся еще соединений морской авиации в военно-космические силы (или они тогда были еще военно-воздушными?) следует считать однозначным благом: в противном случае эти «доэкономленные до ручки» соединения просто превратились бы в существующие лишь на бумаге «кладбища» авиатехники.
И хотя с началом реализации ГПВ 2011-2020 положение по деньгам ощутимо улучшилось, отношение к морской авиации осталось на том же уровне. Поэтому, собственно, КСФ, по моим данным, так и не отладил полноценное взаимодействие с единственным на тот момент полком палубной авиации в его распоряжении.
Общие перспективы
Многофункциональные истребители. Здесь наибольший интерес представляют собой темпы пополнения морской авиации Су-30СМ2, и тут сложно что-то сказать наверняка. Если предположить, что, как и в последние годы, будет поставляться по 4 самолета в год и перерывов не будет, то до 2040 г. включительно флот получит 56 таких самолетов.
Однако же у Российской Федерации имеются 4 флота (которые по численности уже впору приравнивать к флотилиям, но все-таки), и каждому из них требуется, как минимум, полк Су-30СМ2. «Как минимум» тут, конечно, неверно, правильно было бы написать «гораздо ниже минимума», но будем реалистами. Считая численность полка опять же по минимуму – 24 машины, получаем потребность 96 самолетов. Если бы не потери в СВО, то при указанных выше темпах флот имел бы на конец 2040 г. 43 + 56 = 99 самолетов. Следовательно, будет разумным предположить, что свои 24 Су-30СМ2 Краснознаменный Северный флот к 2040 г. или немногим ранее все-таки получит.
Насколько мне известно, сейчас все имеющиеся Су-30СМ и Су-33М находятся в распоряжении 279-го ОКИАП. Можно предполагать, что до 2035-2040 гг. строй покинут Су-33М, а полк будет пополнен новыми Су-33СМ2 с доведением общего их количества до 24 машин.
Рассчитывать на то, что флот получит хотя бы немного Су-35, не говоря уже про Су-57… Если уж в тучное доэсвэошное время морская авиация четырех флотов в рамках двух госпрограмм по перевооружению не получала Су-35, а пополнилась всего только 26 Су-30 и 24 МиГ-29КР/КУБР, то в ближайшие полтора десятилетия подобные надежды выглядят, скажем так, утопично.
Базовая и противолодочная авиация. Тут всё просто. Где-то в 2019 г. анонсировалось создание нового, современного самолета патрульной авиации. Видимо, как раз после того, как выяснилась реальная работоспособность «Новеллы». Но торопиться в таком архиважном и архинужном деле, конечно же, не стоило, поэтому опытно-конструкторские работы начались только в 2023 г.
Что известно о новой разработке? Немногое. Этот самолет предназначен для работы в ближней и дальней морских зонах и идет на замену Ил-38. Соответственно, ожидать от него дальности полета Ту-142 ни в каком случае не стоит. Новый самолет будет турбовинтовым, четырехдвигательным, дозвуковым, собранным полностью из российских комплектующих. Последнее касается как самолета, так и всего оборудования и вооружения на нем. Двигатели планируются ТВ7-117.
Как скоро можно ожидать поступление данного самолета на вооружение? Увы, на примере того же А-100 «Премьер» мы знаем, что подобные программы могут идти 15 лет и более без практического результата. Так что, даже если эту программу не приостановили, первые экземпляры следует ожидать очень и очень нескоро, явно после 2040 г. Если они вообще, конечно, будут, эти экземпляры. Вопрос ведь не в том, чтобы создать самолет, хотя эпопея с гражданской авиацией хорошо показала, что для современной РФ это очень непросто. Вопрос в его «начинке», то есть современных противолодочных поисковых комплексах – и вот их-то создание может очень затянуться.
В силу вышесказанного, в противолодочных самолетах останется у нас ровно то, что имеем сегодня, а именно по эскадрилье Ил-38Н и Ту-142. Причем, если моя оценка «Новеллы» окажется, упаси Господь, верной, то боевая ценность и тех и других будет стремиться к нулю.
Вертолеты. Если чуда в лице Ка-65 «Минога» не случится, а я что-то в последние годы окончательно разуверился в чудесах, то в лучшем случае в 2035–2040 гг. у КСФ останется штук 10–15 Ка-27М. Да, конечно, при модернизации их перебирали по винтику, но все же это довольно-таки пожилые уже вертолеты, и их ресурс не вечен. Если все-таки «Минога» полетит, то, может быть, КСФ станет счастливым обладателем пары 8–12 Ка-65 и такого же количества Ка-27М, поскольку в этом случае затраты на модернизацию Ка-27 будут свернуты в пользу строительства новейших Ка-65.
Самолеты ДРЛОиУ, самолеты-разведчики, самолеты радиоэлектронной борьбы. Безусловно, все они крайне необходимы для ведения современной воздушной войны. И есть твердая уверенность в том, флот до 2040 г. их не получит. Причина проста: не то что морская авиация, но даже и ВКС такими самолетами если и располагает, то в совершенно недостаточном количестве. При наличии денег, желания и грамотного управления, наверное, к 2040 г. можно будет хотя бы частично удовлетворить потребности ВКС в таких самолетах. Но даже такое допущение – уже из разряда чрезвычайно оптимистичных, практически за гранью реальности: шансов же на то, что сверх того что-то перепадет и флоту, нет никаких.
Так что перспективная численность боеспособной морской авиации КСФ прогнозируется мною на следующем уровне:
Многофункциональные истребители – 46 ед.;
Современные противолодочные самолеты – 0 ед.;
Устаревшие противолодочные самолеты – 16-24 ед.;
Противолодочные вертолеты – 10-24 ед.
К этому, конечно, приложится какое-то количество транспортных самолетов, спасательных и транспортно-боевых вертолетов, а также БПЛА различного назначения.
Беспилотные летательные аппараты. Не приходится сомневаться, что какое-то количество БПЛА на вооружение КСФ поступят. Но вот какие и сколько? Пока известно следующее: РФ начинает формирование пяти полков беспилотных систем, в каждый из которых войдут БПЛА, а также надводные, сухопутные и, со временем, подводные беспилотники. ТОФ получит два таких полка, остальные флоты — по одному.
Организация отдельных полков с объединением в них совершенно разноплановых БПЛА вызывает вопросы, но не о них сейчас речь. В публикациях упоминается, что на вооружении этих полков будут поступать БПЛА типов «Форпост» и «Орлан». И… По моему мнению, ценность этих БПЛА для флота крайне невелика. Тот же «Орлан-10», имея аж 5 кг полезной нагрузки, хорош в прифронтовой полосе, либо же когда нужно отправить БПЛА к какому-то удаленному стационарному объекту для ведения оптической разведки. Он может, при соответствующей комплектации, подавить сотовую связь в небольшом радиусе.
И он, в целом, вполне может быть полезен, особенно в мирное время, приглядывать за нарушителями-браконьерами, проводить мониторинг поверхности для проведения спасательных операций и т. д. Но в военное… С его максимальной дальностью в 600 км для него значительная часть Баренцева моря вне досягаемости. Правда, он весьма малозаметен, так что может, например, слетать над территорией Норвегии в Нарвик, посмотреть, не вернулся ли туда «Тирпиц». Но не дальше.
Собственно говоря, размеры — ахиллесова пята БПЛА, которая сильно ограничивает их возможности в морской разведке и целеуказании. Малый БПЛА защищен своей малозаметностью от РЛС, но крайне ограничен как в боевом радиусе, так и в средствах разведки, которые он способен нести. В сухопутной войне его возможностей вполне хватает, но в морской, где совершенно иные расстояния и площади, которые необходимо контролировать, — нет. Попросту говоря, площадь одного только Баренцева моря немножко так в 2,3 раза больше площади всей Украины. Повторяю — ВСЕЙ Украины, а не той ее части, где ведутся боевые действия.
Для того чтобы нести хотя бы какую-то РЛС или станцию радиотехнической разведки и иметь дальность полета, измеряемую тысячами километров, требуется уже БПЛА, чьи размеры потихоньку начинают стремиться к самолетным. Так, тот же «Форпост» имеет размах крыльев 8,55 м, и для его использования нужна ВПП в 250 м длиной. Но при этом его вес – всего 500 кг, полезная нагрузка – 120 кг, а дальность действия все равно не превышает, по различным данным, 250-400 км.

В общем, физику не обманешь. Если мы хотим создать БПЛА, который будет способен искать вражеские корабли, скажем, в Норвежском море, то нам придется делать нечто наподобие MQ-9 Reaper с его грузоподъемностью в 1700 кг и дальностью 1900 км. Справимся мы с этой задачей? Несомненно. Вот только на выходе американцы получили «небесную черепашку» с размахом крыла аж в 25 м и крейсерской скоростью в 250 км/ч (максимальная – 400 км/ч), и у нас будет примерно то же самое. Такой БПЛА отлично заметен, отчего даже ПВО хуситов не имело особых проблем с их уничтожением, сбив по меньшей мере 6 MQ-9. А нам будут противостоять отнюдь не хуситы. При этом стоимость одного «Рипера» доходит до трети стоимости многофункционального истребителя, так что попытаться «завалить количеством» заведомо не выйдет.
Американцы по результатам эксплуатации своих больших разведывательных БПЛА пришли к выводу, что при наличии у противника сколько-то существенного ПВО такие БПЛА нуждаются в прикрытии и обеспечении своих действий пилотируемой авиацией. У нас же таковой в том же Норвежском море при отсутствии ТАВКР «Адмирал Кузнецов» не будет. А в Баренцевом море БПЛА контроля надводной обстановки относительно бесполезны — пока жив КСФ, противник туда надводными силами не пойдет.
Поэтому скажу так: дело оснащения КСФ беспилотниками, безусловно, благое, только вот с учетом отсутствия всякой системности в деле построения вооруженных сил, особого толку от этого не будет. Ожидать, что БПЛА заметно поднимут боеспособности флота, не стоит.
Что ж, мы рассмотрели надводные, подводные и воздушные силы КСФ — теперь, как говорил один недоброй памяти генсек: «Пора начать итожить говоренное».
Продолжение следует
Информация