Гражданская безопасность: сам себе электростанция

8 519 105
Гражданская безопасность: сам себе электростанция

В предыдущем материале «Гражданская безопасность: устройства хранения электрической энергии» мы рассмотрели наиболее простые и эффективные способы хранения электрической энергии в условиях кризиса, доступные большинству населения нашей страны.

Потенциально они позволяют обеспечить электрической энергией маломощные потребители на период от нескольких дней до нескольких месяцев. Однако, если отключения электрической энергии не разовые или периодические, а постоянные, то рано или поздно аккумуляторы полностью разрядятся.



Необходимо учитывать ещё один нюанс, в материале «Гражданская безопасность: холод как основная угроза» мы рассмотрели вопрос выживания в условиях отключения сетей центрального отопления и электро-газоснабжения. Логика подсказывает, что малоэтажное жильё в небольших городах и посёлках значительно проще отопить самостоятельно, чем квартиры в многоэтажках, расположенных в крупных городах.


На Украине вопрос выживания в промерзающих жилищах уже весьма актуален

Однако есть и обратная сторона: в случае возникновения проблем с инфраструктурой государство в первую очередь будет прикладывать усилия по восстановлению инфраструктуры в наиболее крупных городах.

Соответственно, в небольших населённых пунктах вероятность необратимого выхода инфраструктуры будет выше, но последствия могут быть менее ощутимы, а в крупных населённых пунктах наоборот – это относится и к самостоятельному обеспечению электрической энергией с помощью ограниченно или полностью возобновляемых первичных источников электроэнергии.

Электрогенератор


Под электрогенераторами мы рассматриваем бензогенераторы, так как дизельгенераторы обычно значительно сложнее и дороже, впрочем, если кто-то может их себе позволить, то у дизельного топлива есть несколько весомых преимуществ – оно дольше хранится и значительно менее пожароопасно, чем бензин, также дизельгенераторы обычно расходуют меньше топлива на единицу производимой электрической мощности, а само дизельное топливо в условиях кризиса иногда проще достать, чем бензин.


Кстати, некоторые бензогенераторы могут работать и на природном газе, а природный газ в баллонах часто используют на дачах и в гаражах для приготовления пищи.

По мнению автора, в частном доме наличие электрогенератора – это насущная необходимость, но в случае кризиса и на балконе многоквартирного дома он вполне может эксплуатироваться. Пара двадцатилитровых канистр с бензином обеспечит возможность подзарядки буферного автомобильного аккумулятора или портативной электростанции где-то в течение полугода при экономном расходе электроэнергии только на маломощные потребители.

В условиях частного дома запасы топлива могут быть значительно больше, что обеспечит зарядку буферных аккумуляторов в течение года и более, разумеется, если их также использовать для питания маломощных потребителей электрической энергии, а не кондиционеров, электрических плит, холодильников, стиральных машин и т. п.


Недостатком электрогенератора является производимый им шум, что может привлечь ненужное внимание как государственных структур – иногда такое оборудование может быть реквизировано, так и различного криминала, да и топливо иногда может быть недоступно.

Солнечные батареи


Пожалуй, в большинстве случаев – это оптимальный выбор как для многоквартирных, так и для частных домов. Основными преимуществами солнечных батарей (СБ) является их масштабируемость, а также стопроцентная возобновляемость источника энергии. В солнечных батареях отсутствуют подвижные элементы, так что ломаются они редко, лишь постепенно деградируют со временем.


Разумеется, всегда необходимо учитывать географические особенности своего местоположения, например, в том же Якутске может быть очень и очень холодно, но при этом солнечно, а ближе к северу, где-нибудь в Мурманске, толку от СБ может быть крайне мало, впрочем, этот показатель надо смотреть по специальным таблицам распределения солнечной энергии по районам/регионам. В конечном итоге КПД солнечных батарей постепенно растёт, так что какой-то эффект от них будет даже в не самых благоприятных условиях.

Что мы понимаем под масштабируемостью?

Всё очень просто, например, в простейшем случае это может быть портативная солнечная батарея на десяток-другой ватт, способная запитать лишь пауэрбанк – такой вариант часто используют туристы.

Кстати, напрямую заряжать от солнечной батареи тот же смартфон не рекомендуется как из-за перепадов напряжения на выходе солнечной батареи, так и из-за того, что выходного напряжения при нестабильном освещении (переменная облачность) то хватает для зарядки, то нет, а при каждом начале или окончании зарядки экраны у большинства смартфонов включаются, в результате смартфон больше разряжается от постоянных включений экрана, чем заряжается от солнечной батареи.

Что касается СБ большей мощности, то в частном доме с ними вообще нет никаких проблем – даже на крыше небольшого домика можно разместить солнечные панели суммарной мощностью в 1-2 кВт, причём мощность можно системы наращивать постепенно.


Стоимость СБ максимальной мощностью 200 Вт составляет порядка семи тысяч рублей, ещё порядка десяти тысяч рублей обойдётся свинцово-кислотный аккумулятор на 1,2 кВт·ч, контроллеры заряда аккумуляторов и инвертор совокупно обойдутся ещё в двадцать-тридцать тысяч рублей. Начальную и конечную конфигурацию системы каждый может подобрать исходя из своих потребностей и финансовых возможностей.

В условиях кризиса солнечные панели можно разместить и в условиях многоквартирного дома, например, для однокомнатной квартиры это могут быть две-три двухсотваттные панели, размещённые на внешней стене под окном гостиной или ниже остекления балкона, и одна-две панели, размещённые под окном кухни.


Термоэлектрический генератор


Для регионов, где солнце является редким гостем, для получения электроэнергии может подойти такое решение, как термоэлектрический генератор на элементах Пельтье, работающих за счёт разницы температур. Мало солнца обычно там, где холодно, а это значит, что используются те или иные средства для обогрева помещения, соответственно, на указанных средствах обогрева элементы Пельтье и размещаются.

Вообще, термоэлектрические генераторы в части масштабируемости в чём-то схожи с солнечными батареями, например, существуют туристические решения в виде кружки или котелка, в дно которых встроены элементы Пельтье – внутрь наливается холодная вода или накладывается снег, после чего котелок/кружка ставятся на костёр, примус или иной источник тепла, после чего начинается выработка электроэнергии – так можно подзарядить смартфон или пауэрбанк.


Также существуют готовые решения для установки на печи и котлы, в общем, стационарные источники тепла. Такие термоэлектрические генераторы с внешней стороны оборудованы радиаторами с вентиляторами для того, чтобы обеспечивать эффективный отвод тепла и необходимую для получения электрического потенциала разницу температур, с водяным охлаждением результат наверняка будет ещё лучше.


Мощность термоэлектрических генераторов лежит в диапазоне от нескольких ватт до нескольких десятков ватт, соответственно, увеличивая количество термоэлектрических генераторов по периметру печки, можно получить достаточно высокую суммарную мощность порядка сотни ватт, таким образом, термоэлектрические генераторы могут эффективно дополнить солнечные батареи, а в некоторых ситуациях и заменить их.

Ветрогенераторы


Некоторое время назад на рынке присутствовали только громоздкие промышленные решения стоимостью в миллионы рублей. Однако в последнее время рынок насыщен и вполне недорогими моделями стоимостью всего в несколько десятков тысяч рублей, что уже сравнимо по стоимости с солнечными батареями.


Существуют как классические модели, так и ветрогенераторы вертикального типа мощностью от нескольких сотен ватт до десятков киловатт, с соответствующими различиями в стоимости и сложности установки.

Скорее всего, ветрогенераторы в среднем будут обходиться дороже, чем солнечные батареи сопоставимой мощности, а риски выхода их из строя выше, в первую очередь из-за наличия движущихся частей, но в целом ветрогенераторы могут эффективно дополнять солнечные батареи. Конечно, в первую очередь ветрогенераторы – это решение для малоэтажной застройки, но и в квартире, как это ни парадоксально, их можно использовать.


Дело в том, что плотная застройка городов многоэтажками вызывает неравномерный нагрев воздуха, что, в результате, иногда приводит к возникновению сильных ветровых течений вдоль зданий, особенно в точках, где смыкаются несколько домов – многим не понаслышке знаком этот «тоннельный» эффект – постоянно дующий ветер, способный даже разбить незафиксированное открытое окно.

Остаётся только вынести ветрогенератор на несколько метров в сторону от дома, жёстко закрепив его на балконе или лоджии. Разумеется, речь может идти только о маломощных моделях, и в любом случае возни с ветрогенератором будет куда больше, чем с солнечными батареями.


Но основное преимущество ветрогенераторов не в готовых покупных решениях, а в том, что это один из наиболее доступных источников электрической энергии, который можно изготовить самостоятельно, в частности, достаточно неплохие ветрогенераторы умельцы делают на базе автомобильных генераторов.

В принципе, в автомобиле имеются почти все необходимые для этого комплектующие – генератор, преобразователь напряжения и тока, а также аккумулятор, а как мы уже говорили ранее, в случае очень серьёзного кризиса «мёртвых» автомобилей может стать значительно больше из-за дефицита топлива и запчастей, а то и их владельцев, так что про этот ресурс забывать не стоит.


Мускульная энергия


Ветра нет, но генератор есть, что делать?

Ответ прост – использовать мускульную силу. Кто в детстве ездил на велосипеде с динамо-машинкой, запитывающей фонарь-фару? Почти все компоненты здесь те же самые, что и в ветрогенераторе, только необходим ещё и велосипед для того, чтобы обеспечить передачу на генератор крутящего момента. Конечно, это нишевое решение, но и оно имеет право на жизнь.

Также существуют различные динамо-машинки, как предназначенные для заряда пауэрбанков, так и встроенные в фонарики и радиоприёмники. Их основная проблема в том, что почти все они крайне низкого качества, выполнены из пластика, что в сочетании с механическими нагрузками приводит к быстрому выходу их из строя, да и заряжать от них хоть что-то очень долго и нудно – солнечная батарея точно лучше.


Выводы


Сегодня мы рассмотрели наиболее доступные и эффективные первичные источники электрической энергии. Экзотические решения вроде портативных гидроэлектростанций, равно как и химические источники тока, которые также могут быть изготовлены в домашних условиях при наличии необходимых реактивов, мы оставим за скобками.

Ценовой диапазон, в котором будет варьироваться стоимость предлагаемых решений, лежит от нескольких тысяч рублей за пауэрбанк с солнечной батареей и до многих сотен тысяч рублей в случае создания полноценной автономной системы энергоснабжения, разумеется, возможны и компромиссные варианты, кроме того, систему можно наращивать поэтапно.

Стоимость индивидуальной системы электроснабжения и вовсе может начинаться практически от нуля в том случае, если компоненты, например, генератор и аккумулятор, заимствованы с брошенных автомобилей.

Электроэнергия всегда была и останется ценным ресурсом, и люди настолько к ней привыкли, что многие даже и не представляют себе последствия её отсутствия сколь-либо длительный промежуток времени, но ценность её от этого никак не уменьшается – необходимо об этом помнить.
105 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    22 ноября 2025 04:05
    С трудом дочитал до пункта, где ёмкость АКБ оценивается в Квт.час , дальше больше "природный газ в баллонах" извините , это где? Населению поставляется в баллонах пропан-бутановая смесь! Но ни разу не метан! Дальше, солнечные батареи ветряки и т.д. Но цена! Это только на Рублёвке! Пример по установке автомобильных генераторов это ... автомобильные генераторы дают 12 или 24 В (можно найти и 6В, но это уже архаизм) . И что можно запитать таким напряжением? В лучшем случае радиоприёмник. Ну и напоследок, что в автомобильном генераторе есть преобразователь напряжения и тока! А я то всю жизнь считал, что в автомобильных (тракторных и т.д.) генераторах работает реле-регулятор напряжения! В авиации используются преобразователи напряжения, но это очень дорогая и громоздкая штука. И работает только при нештатном режиме. Про ток при переменном это просто трансформатор, при постоянном, а вот здесь засада! Короче учебник физики за 6-7класс.
    1. 0
      22 ноября 2025 05:18
      И что можно запитать таким напряжением? В лучшем случае радиоприёмник.
      Я дико извиняюсь , но где в статье написано , что автомобильным генератором можно запитать " тяжёлые " потребители , такие , как холодильник или обогреватели ???
      1. +2
        22 ноября 2025 05:44
        Цитата: BlacTiger74
        И что можно запитать таким напряжением? В лучшем случае радиоприёмник.
        Я дико извиняюсь , но где в статье написано , что автомобильным генератором можно запитать " тяжёлые " потребители , такие , как холодильник или обогреватели ???

        Если вы читали статью, то там указаны источники энергии которые могут заменить электросеть.
        1. 0
          22 ноября 2025 06:00
          Я и статью прочёл , при чём ПОЛНОСТЬЮ , и Ваш комментарий !!! И ещё раз задаю Вам вопрос , ГДЕ в статье написано про то , что от автогенератора можно запитать высокоэнергоёмкие потребители ???
          1. -4
            22 ноября 2025 06:19
            Во первых автогенератор и автомобильный генератор это как говорят в Одессе две большие разницы! Во вторых вы выдернули цитату из текста и теперь тычете ей мне в нос. Да и бог с вами! Я не собираюсь толочь из пустого в порожнее. Если нет чего сказать по существу, то будьте здоровы!
            1. -3
              22 ноября 2025 11:07
              А где " выдернул цитату из текста " ???
    2. +5
      22 ноября 2025 05:26
      С трудом дочитал до пункта, где ёмкость АКБ оценивается в Квт.час
      Учебники физики за 6-7 класс оценили-бы в Джоулях.
      автомобильные генераторы дают 12 или 24 В ... И что можно запитать таким напряжением?
      Можно запитать аккумулятор 12V. Аккумулятор можно присоединить к компьютерному UPS и иметь 220 V переменного тока.
      1. -2
        22 ноября 2025 05:30
        Цитата: Dometer
        С трудом дочитал до пункта, где ёмкость АКБ оценивается в Квт.час
        Учебники физики за 6-7 класс оценили-бы в Джоулях.
        автомобильные генераторы дают 12 или 24 В ... И что можно запитать таким напряжением?
        Можно запитать аккумулятор 12V. Аккумулятор можно присоединить к компьютерному UPS и иметь 220 V переменного тока.

        И мощность на выходе? Или вас такая "мелочь" не интересует?
      2. 0
        4 декабря 2025 19:46
        И то и то- единицы измерения энергии. В чем проблема?
        Чтобы автогенератор выдал такое напряжение, обороты двигателя на уровне 1000 в минуту. Какой ветрогенератор раскрутит?
        Есть инверторы, повышающие\преобразующие постоянное напряжение 12 в 220 переменного.
        Не заморачивайтесь. Главное- солярка и соль. Всё остальное конвертируемо в них.
    3. +5
      22 ноября 2025 08:56
      В авиации используются преобразователи напряжения, но это очень дорогая и громоздкая штука. И работает только при нештатном режиме.

      Вы отстали от жизни. Сейчас "dc-ac преобразователь" можно купить свободно - гугл в помощь.
    4. +5
      22 ноября 2025 09:34
      Не понял почему автор не рассматривает газовые генераторы. Я в своем доме поставил именно его запитывается от магистрального газа и оборудован системой автоматики и включается при пропадании электричества. 9 лет работает как часы, а в случае чрезвычайных ситуаций буду запитывать от газовых балонов. Мощность 6 кВт.
      1. 0
        22 ноября 2025 10:23
        Кстати, некоторые бензогенераторы могут работать и на природном газе
        wink wink wink Не знаю , может быть и есть чисто газовые электрогенераторы , но в продаже я что-то таких не встречал даже по тырнету ........ ¯\_(ツ)_/¯
        1. +2
          22 ноября 2025 10:54
          Газогенератор HONDA HG 7500(SE)
          1. 0
            22 ноября 2025 11:06
            Видать я не правильные вопросы задавал !!! laughing laughing laughing Спасибо за наводку !!! hi hi hi
      2. +2
        22 ноября 2025 13:06
        У меня есть к Вам один вопрос.Как Вы это все согласовали с газовой службой.И сколько это стоило.Просто я знаю на своей шкуре сколько обошлась замена газовой колонки,вышедшей из строя на новую,только другой марки и мощности
        1. +1
          22 ноября 2025 13:50
          Генератор стоил примерно 80т.+ 35т.система автоматики. Поставила специализированная фирма. Никаких разрешений от газовой службы не брал и у них при ТО никаких претензий не было. Все оборудование установлено в котельной на 1 этаже с соблюдением норм безопасности.
          1. 0
            22 ноября 2025 15:48
            Генератор стоил примерно 80т.+ 35т.система автоматики.

            система автоматики на природном газе, а на пропан-бутановой смеси она сможет работать?
            1. +1
              22 ноября 2025 18:30
              Да работает как на природном газе так и пропан- бутановой смеси, при питании от сжиженного газа( пропан-бутан), газовый балон должен быть снабжен регулятором давления газа. Давление на выходе 2.8 Па. Химический состав сжиженного газа(LPG): пропан-C3H8более 65% ; бутан- C4H10 менее 35%
              1. 0
                22 ноября 2025 18:31
                Да работает как на природном газе так и пропан- бутановой смеси, при питании от сжиженного газа( пропан-бутан), газовый балон должен быть снабжен регулятором давления газа. Давление на выходе 2.8 Па

                вы забыли про форсунки
          2. 0
            22 ноября 2025 16:07
            Без изменения проекта?Не верю.
      3. Комментарий был удален.
      4. 0
        27 ноября 2025 10:06
        Цитата: vasyliy1
        а в случае чрезвычайных ситуаций буду запитывать от газовых балонов. Мощность 6 кВт.


        Каким образом в чрезвычайной ситуации газ будет попадать в баллоны?
        Просто задайтесь вопросом.
  2. 0
    22 ноября 2025 05:24
    Тема интересная . Как-то на YouTube смотрел видео , где чел на неодимовых магнитах такой генератор сделал . Правда не помню , какую мощность выдавал генератор . Да и сейчас вроде как в моду входит ветрогенераторы под конус , на основе Архимедова винта . Там вроде как КПД выше , чем у винтовых и вертикальных лопастных . Сам подумываю что-нибудь такое свалять для своих в деревне laughing laughing laughing
    1. 0
      4 декабря 2025 19:55
      Неодимовые магниты позволяют снизить частоту вращения генератора. Если используете автогенератор, то к нему от ветряка надо повышающий редуктор, на порядок. По поводу ветрогенераторов, найдите формулу Жуковского. Какой бы ни был ветряк- главное-ометаемая площадь и средняя скорость ветра. Он у вас трогаться будет в "штиль", но и такую энергию выдавать же. "Ротор" преобразует кинетическую энергию молекул газов(ветра) во вращение вала. Нет скорости молекул- нет и энергии.
  3. -1
    22 ноября 2025 05:42
    Также существуют различные динамо-машинки, как предназначенные для заряда пауэрбанков ... почти все они крайне низкого качества ... приводит к быстрому выходу их из строя, да и заряжать от них хоть что-то очень долго и нудно – солнечная батарея точно лучше.
    В некоторых северных регионах солнца [несколько недель] нет ВООБЩЕ ! А чуть южнее (и в менее зимние сезоны) солнце низенько мелькнёт на 1-2 часа (полностью заслонённое соседним домом). Так-что велогенератор (здесь не надо фунционального велосипеда - нужны отдельные узлы) - оптимальный выбор: он и согреет [гораздо эффективнее топтания и поёживания] , спасёт отъ гиподинамии, и свет даст.
    1. +1
      22 ноября 2025 06:02
      он и согреет [гораздо эффективнее топтания и поёживания] , спасёт отъ гиподинамии, и свет даст
      laughing laughing laughing Здорово сказано !!! Сейчас не вспомню кто сказал ( врде бы Задорнов ) : ты привяжи динаму к ноге балерины !!! Пускай энергию даёт !!! laughing laughing laughing
      1. +9
        22 ноября 2025 06:59
        Это сказал Райкин, который Аркадий.
        1. +2
          22 ноября 2025 09:15
          Точно !!! Спасибо , что поправили !!! hi hi hi
    2. +3
      22 ноября 2025 06:17
      а спать когда? и что кушать? bully
      1. +6
        22 ноября 2025 07:20
        а спать когда? и что кушать? bully

        И кушать надо будет много, чтобы восполнить запас энергии в организме. Иначе истощение и рай.
        А если человеку за 50? То всё...
        1. +1
          22 ноября 2025 16:30
          Благодаря современным "белым светодиодам" на чтение книжек достаточно лампы с потреблением 1 W. Велогенератор без особого напряга седока обеспечит 100 W. То есть пол часа крутки [запасённые в аккумулятор] обеспечат 50 часов света (ну чуть меньше - учитывая КПД).
          Книжки желательно приключенческих серий (возможно где-то их можно купить на вес). После прочтения на таких книжках можно разогреть еду.
          1. +3
            22 ноября 2025 17:27
            Благодаря современным "белым светодиодам" на чтение книжек достаточно лампы с потреблением 1 W. Велогенератор без особого напряга седока обеспечит 100 W. То есть пол часа крутки [запасённые в аккумулятор] обеспечат 50 часов света (ну чуть меньше - учитывая КПД).

            Свеча проще. Ничего крутить не надо, стоят копейки и с разными ароматами.
      2. +1
        22 ноября 2025 15:53
        а спать когда? и что кушать

        вы задаете вопросы - не по теме...
        хахахахаха -
        это как та реприза у Райкина:
        у вас есть претензии к пуговицам?...
        меня улыбает обсуждение на полном серьезе получение мощности меньше чем в 100 ватт...
        а для чего - это уже типа не важно
        1. +3
          22 ноября 2025 15:58
          я вообще не понимаю что тут обсуждать, у меня за окном минус 29, через недельку будет 40, какой нахрен лесапед при ЧС? bully
    3. 0
      27 ноября 2025 10:09
      Цитата: Dometer
      Так-что велогенератор (здесь не надо фунционального велосипеда - нужны отдельные узлы) - оптимальный выбор: он и согреет [гораздо эффективнее топтания и поёживания] , спасёт отъ гиподинамии, и свет даст.


      В случае БП энергию организма рекомендуется БЕРЕЧЬ!
      А не расходовать как олимпийский бегун.
      Восполнять энергию организма, потраченную на свет, можно только в условиях проживания на изолированном продскладе.
      А такой вероятности никто никому не даст. Шанс 1 на 10 миллионов
  4. +3
    22 ноября 2025 07:17
    В многоквартирных домах если свет пропадет, то всё. Никакие генераторы, солнечные батареи и ветряки никто ставить не будет. Будет такая же ситуация, как на Украине. Будем сидеть в темноте просто. Может даже свечки будут. Есть будем готовить на костре во дворе.
    1. +4
      22 ноября 2025 08:04
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: Naofumi
      В многоквартирных домах если свет пропадет, то всё. Никакие генераторы, солнечные батареи и ветряки никто ставить не будет.

      Живу на 4-м этаже. Поставил две солнечные панели по 100 ватт. Из обычной схемы оставил только солнечную панель, добавил понижающий (с AliExpress) модуль до 12 вольт и всё. Работает только днём. Питает: авто магнитолу, лампочку на 12 вольт в коридоре и заряжает мобилу. Да, и ночью я сплю.
      1. +2
        22 ноября 2025 08:10
        Живу на 4-м этаже. Поставил две солнечные панели по 100 ватт.
        Из обычной схемы оставил только панель, добавил понижающий (с алеакспресс) модуль до 12 вольт и всё. Работает только днём. Питает: авто магнитолу, лампочку на 12 вольт в коридоре и заряжает мобилу. Да и ночью я сплю.

        Вы один из немногих. Много ли у вас соседей поставили солнечные панели?

        Это имеет смысл на даче, где много площади. Да и ТСЖ не спросит за панели на внешней части балкона.
      2. +1
        22 ноября 2025 10:30
        бюджет ваших ноу-хау?
        Текст Вашего комментария слишком короткий
        1. +3
          22 ноября 2025 13:15
          Цитата: faiver
          бюджет ваших ноу-хау?

          Для квартиры, ориентировочно (по ценам с Азона):
          Литий-железо-фосфатный аккумулятор 100 а/час (340 а/час)
          - 20-22 тыс.руб (32 тыс.руб)
          солнечная батарея 200 ватт (400 ватт)
          -10 тыс.руб (20 т.р)
          гибридный инвертор (на 1200 ватт)
          - 50 тыс.руб
          + автоматы, бокс под автоматы, кабель -
          --.............
          1. +3
            22 ноября 2025 16:02
            ну и на кой все это? .............
            1. 0
              22 ноября 2025 17:02
              Цитата: faiver
              ну и на кой все это? .............
              У каждого, кто этим делом занимается, свои причины. Мне, к примеру, интересно было свою квартиру сделать частично независимой от монополиста + личный опыт (3 недели зимой в пятиэтажке без воды, отопления и света). Продолжать смотреть телевизор, когда во всём посёлке погас свет - чем плохо?
              1. +1
                22 ноября 2025 17:14
                3 недели зимой в пятиэтажке без воды, отопления и света
                - видимо теплая зима....
                1. +1
                  22 ноября 2025 17:16
                  Цитата: faiver
                  3 недели зимой в пятиэтажке без воды, отопления и света
                  - видимо теплая зима....
                  Сочи. Снегом было всё завалено, но он был мокрый. Сыро и слякоть.
                  1. +2
                    22 ноября 2025 17:18
                    ясно, у нас зимой до минус 62 по цельсию, так что если отопление накроется, будет пятая точка....
                    1. 0
                      22 ноября 2025 17:21
                      Цитата: faiver
                      ясно, у нас зимой до минус 62 по цельсию, так что если отопление накроется, будет пятая точка....
                      В многоквартирных домах я даже не представляю, что делать в такой ситуации. Хотя, если есть газ, то частично, решаемо.
                      1. +1
                        22 ноября 2025 18:24
                        Хотя, если есть газ, то частично, решаемо.

                        если есть газ - то есть и электричество
                      2. 0
                        22 ноября 2025 18:38
                        Цитата: Дедок
                        Хотя, если есть газ, то частично, решаемо.

                        если есть газ - то есть и электричество
                        Совсем не факт. Из практики говорю. Были случаи (опять же зимой), когда небыло электричества, но был газ. На газе разогревал ведро с водой, а потом относил это ведро в комнату. Своеобразный камин. Конечно, комнату не прогревало, но в комнате становилось чуть теплее.
                      3. +2
                        22 ноября 2025 18:40
                        Совсем не факт. Из практики говорю. Были случаи (опять же зимой), когда небыло электричества, но был газ

                        газ по трубе качает газовый компрессор, но управляет им электрическая автоматика, если ее отрубить то все встанет...
                      4. 0
                        22 ноября 2025 18:57
                        Цитата: Дедок
                        Совсем не факт. Из практики говорю. Были случаи (опять же зимой), когда небыло электричества, но был газ

                        газ по трубе качает газовый компрессор, но управляет им электрическая автоматика, если ее отрубить то все встанет...
                        Когда то такое было (ни газа, ни электричества). Еду готовили на примусе "Шмель". Но, в моей практике, это редкий случай.
                      5. 0
                        4 декабря 2025 20:07
                        Академик посоветовал студентам, в Революцию, налить чуть масла в бочку, от которой они обогревались на его лекциях- нет сырости. Извините, не помню Академика.
              2. 0
                22 ноября 2025 18:23
                Продолжать смотреть телевизор, когда во всём посёлке погас свет - чем плохо?

                а сигнал на телевизор откуда приходит?
                1. -1
                  22 ноября 2025 18:33
                  С городского телецентра (он, как правило, работает). Но у меня и спутниковое есть.
                  1. 0
                    22 ноября 2025 18:38
                    С городского телецентра (он, как правило, работает).

                    так если электричества не - то какой телецентр?
                    1. 0
                      22 ноября 2025 18:48
                      Цитата: Дедок
                      С городского телецентра (он, как правило, работает).

                      так если электричества не - то какой телецентр?

                      Я в Сочи живу. Город длинной 150 км и площадью 3506 км² (то, что входит в понятие большой Сочи). Полностью без электричества он, на моей памяти, был всего раз (как я уже тут писал 2-3 недели (одних раньше подключили, других позже)). А вот отдельные районы города, посёлки, просто часть сети - если гаснут, то телецентр, который в центре города, работает. Да и свой генератор у них есть.
              3. 0
                22 ноября 2025 20:48
                Цитата: Bad_gr
                Мне, к примеру, интересно было свою квартиру сделать частично независимой от монополиста .....
                Поделюсь своим опытом, может кому пригодится. Фото автоматики, разводки и с установленной солнечной батареей я уже высылал, но повторю, что бы было понятно о чём речь.
                Солнечная батарея стоит с солнечной стороны дома. Вначале под подоконником на анкера к стене закрепил алюминиевый уголок. Снял размеры расстояния между этими уголками, и по размерам из алюминиевого уголка же, сделал крепление на самой солнечной батарее (410ватт, её размер 1722 х 1134мм, вес 20,3кг). Одному человеку выставить её за окно и пристроить на штатное место - не вариант, обязательно нужен помощник, а панель страховать верёвкой (повторюсь 20 кг, выставленные далеко за окно). С этой стороны, снизу выступает лоджия соседа. Солнечная батарея, под углом, полностью перекрывает эту лоджию и выступает козырьком за ней. Сосед от такой конструкции только выиграл (бÓльшая часть лоджии прикрыта дополнительно, и летом не греется от солнца). До установки солн.батареи, высунувшись из окна (живу на 5-ом этаже) в козырьке просверлил отверстие на чердак. Кабель от солнечной батареи до инвертора решил вести через чердак, а не внутри квартиры, по её стенам. Вся аппаратура стоит в туалете. Ещё при ремонте квартиры, я в него перенёс все автоматы защиты квартиры + при работе, инвертор шумит вентилятором, а из туалета его совсем не слышно. Аккумулятор стоит на полке, в стояке, где трубы (доступ из туалета). Вобщем, для разводки всех проводов, самоё удобное место.
                Что важно: при подключении проводов к аппаратуре сначала подключать аккумулятор, после него солнечную батарею, далее всё остальное (питание 220в и нагрузка). При подключении в другой последовательности аппаратура может выйти из строя (у некоторых производителей аппаратуры есть "защита от дурака", но на это лучше не рассчитывать). Если хватит знаний, то инвертер в квартиру стоит подключить не на прямую (так проще), а через АВР (автомат включения резерва), это позволит при отказе инвертора без заморочек его снять и отдать в ремонт (только переключив тумблер на АВР и не лезть в коммутации проводов)
              4. +1
                23 ноября 2025 11:25
                Цитата: Bad_gr
                Продолжать смотреть телевизор, когда во всём посёлке погас свет - чем плохо?

                как сочетается отсутствие света во всем поселке с работой телевышки? да даже интернет - телевидение при отсутствии света "во всем поселке" не будет, а вы свой роутер хоть залейте электричеством... Тут единственно что будет работать - свет от светодиодов, даже холодильник откажется, на пусковые токи не хватит.
                Да и в случае ЧС и газа не будет... и воды и канализации и центрального отопления... так что тепло это только буржуйка и дрова и свечи в помощь, остальное все блудняк от маркетологов..
                1. -2
                  23 ноября 2025 13:12
                  Цитата: Telur
                  как сочетается отсутствие света во всем поселке с работой телевышки?
                  В этой теме все Ваши вопрос уже обсуждались, просто прочитайте
                  1. -1
                    24 ноября 2025 17:22
                    Надо же, на совет
                    Цитата: Bad_gr
                    В этой теме все Ваши вопрос уже обсуждались, просто прочитайте
                    ещё и минусов понаставили. То есть, каждому, кто не прочитав темы сразу задаёт вопросы которые здесь уже мусолились не по разу, отвечать по новой, индивидуально ?

                    Задают вопрос
                    Цитата: Telur
                    как сочетается отсутствие света во всем поселке с работой телевышки?

                    А прочитать написанное раннее:
                    Цитата: Bad_gr
                    С городского телецентра (он, как правило, работает). Но у меня и спутниковое есть.
                    Цитата: Bad_gr
                    .......... А вот отдельные районы города, посёлки, просто часть сети - если гаснут, то телецентр, который в центре города, работает. Да и свой генератор у них есть.
                    Прочитать это религия не позволяет ?

                    Цитата: Telur
                    Тут единственно что будет работать - свет от светодиодов, даже холодильник откажется, на пусковые токи не хватит.
                    При отсутствии в доме света, у меня всё это работает ещё как минимум пол суток (точнее не скажу, так как в последнее время за время отключения аккумулятор полностью не разряжался).

                    Цитата: Telur
                    ...Да и в случае ЧС и газа не будет... и воды и канализации и центрального отопления... так что тепло это только буржуйка и дрова и свечи в помощь, остальное все блудняк от маркетологов..
                    Напомню название темы, которая здесь разбирается:
                    Гражданская безопасность: сам себе электростанция
        2. +2
          22 ноября 2025 18:36
          Что бы было.Бюджет и смысл всего этого идет нафиг.Ради лампочки и магнитолы.Я бы не заморачивался на такое.У нас в теплое время года часто отключают сеть.Село,резервных линий нет.Нам хватает заряда на смартфоне.За несколько лет раза четыре заводил генератор в гараже-надо было питать насос в доме на отоплении,было холодно осенью и ранней весной
    2. +1
      22 ноября 2025 13:50
      Ошибочка. Люди в 90х на переферии мертвой страны выживали. Буржуйка на 10 этаже с выходом дымохода в вентканал дома..
      Только дрова на тот этаж без лифта таскать тяжело.
      Зато тепло
    3. 0
      22 ноября 2025 17:46
      Никакие генераторы, солнечные батареи и ветряки,
      никто ставить не будет.

      они - не спасут ситуацию, а ставить - будут ставить, будут пробовать...
  5. +3
    22 ноября 2025 08:40
    Это скорее всего относится к разделу "Умелые руки",а не к действиям при ЧС. Собрал подобную установку,значит молодец.Все то,что делается умелыми руками,надо поощрять.Но уверен,что это все не годится при ЧС.
    1. +2
      22 ноября 2025 08:59
      Но уверен,что это все не годится при ЧС.

      А что годится? Сидеть и ждать спасателей? Молиться?
  6. BAI
    +5
    22 ноября 2025 09:06
    А ещё можно построить плотину на ручье и сделать собственную мини-ГЭС.
    1. +2
      22 ноября 2025 09:18
      Только по зиме малость проблемс будет , если ручей замёрзнет !!! ¯\_(ツ)_/¯
    2. +2
      22 ноября 2025 19:22
      Согласен. Есть и варианты микро ГЭС (погружные, без плотин). Например Акула и т.д. В журнале "Техника молодежи" в 80-е еще читал про разработки портативных микро ГЭС.
  7. 0
    22 ноября 2025 10:04
    Очевидно многообразие различных методов и видов генерации энергии. НО, в чем проблема? Проблема в концентрации физических процессов и расширения параметров. Учёные изобретатели занимающиеся направлением концентрации энергетических процессов забыты и остались без внимания самими же людьми. Поэтому в ряду задач работы со сверх большими данными, гипер динамическими процессами полёта и передачи энергии стоит и получении нового качества и параметров энергии, что напрямую выражается её концентрацией и биполярных и мультиполярных процессов.
    1. +2
      22 ноября 2025 10:19
      Поэтому в ряду задач работы со сверх большими данными, гипер динамическими процессами полёта и передачи энергии стоит и получении нового качества и параметров энергии, что напрямую выражается её концентрацией и биполярных и мультиполярных процессов
      Мин-уточку , мммин-нуточку !!! Я заппп-исывыаю !!! wink wink wink laughing laughing laughing ( Кавказская пленница )
      1. +1
        22 ноября 2025 10:37
        А ВЫ не только читайте, но и думайте! Самые глубокомысленные словосочетания несущие смысловое содержание видятся иначе когда их повторяешь на фоне изменения возраста и наколенного опыта и знаний.
        1. 0
          22 ноября 2025 11:11
          laughing laughing laughing Не обижайтесь !!! Мне просто вспомнился ЭТОТ эпизод , после " биполярных и мультиполярных процессов " !!! wink wink wink
          1. +1
            22 ноября 2025 11:25
            ВСЕ НОРМАЛЬНО! Я и сам люблю такие реверансы в сторону юмора.
    2. 0
      4 декабря 2025 20:17
      На практике в ходу простые решения. Когда Ленину не хватало бумаги, он формат А4 делил на кусочки, а ещё писал с обратной стороны. А мультиполярных нет. Только биполярные: + и -. А то вы скоро до многократного дублирования дойдете, как эта кудрявая девушка-журналист, Латынина? Не помню.
  8. +1
    22 ноября 2025 11:42
    Государство никогда не позволит массово получать электроэнергию бесплатно, от тех же СП , введут какой нибудь налог или сбор . Так же не стоит забывать о "доброжелателях" которые есть в каждом подъезде или доме в деревне , которым это все будет мешать, излучать родиацию ,создавать помехи для ТВ и т.д.
  9. 0
    22 ноября 2025 13:49
    Цитата: gridasov
    Поэтому в ряду задач работы со сверх большими данными, гипер динамическими процессами полёта и передачи энергии стоит и получении нового качества и параметров энергии, что напрямую выражается её концентрацией и биполярных и мультиполярных процессов.

    Тут обязательно надо учесть топологию ориентированного многообразия на кокасательном расслоении сингулярного полиэдра
    1. 0
      22 ноября 2025 18:40
      "В моем доме попрошу не выражаться!"(с)
    2. 0
      22 ноября 2025 22:33
      Только я топологию ориентированного многообразия взял на банальном натуральном ряде. Почему? Потому, что на функции постоянного значения Числа можно построить сверх большие данные пространственном радиально и алгоритмически связанно.
      1. +1
        23 ноября 2025 00:12
        — Высочайшее достижение нейтронной мегалоплазмы! — провозгласил он. — Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там, внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из коих и возникает синекдоха отвечания...
        У меня потемнело в глазах, рот наполнился хиной, заболели зубы, а проклятый нобль все говорил и говорил, и речь его была гладкой и плавной, это была хорошо составленная, вдумчиво отрепетированная и уже неоднократно произнесенная речь, в которой каждый эпитет, каждая интонация были преисполнены эмоционального содержания, это было настоящее произведение искусства. Старик был никаким не изобретателем, он был художником, гениальным оратором, достойнейшим из последователей Демосфена, Цицерона, Иоанна Златоуста... Шатаясь, я отступил в сторону и прислонился лбом к холодной стенке.

        Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Сказка о тройке
    3. 0
      4 декабря 2025 20:19
      Вы забыли поправку синергии на прительную контрацепцию автора.
  10. +2
    22 ноября 2025 13:54
    А вот я еще помню радиоприемник "Родина 47"! И питался он от батарей или.... керосиновой лампы! Да-да.. Керосиновая лампа немного бОльшего размера, чем обцчная 10-линейная, в сужающейся части стекла что - то подобие пластинчатого радиатора, и алга! Висит над столом и освещает, а от того самого радиатора питается радиоприемник! Дешево и сердито!
    Это термогенератор. И ему нужен только керосин!
    1. +1
      22 ноября 2025 22:46
      Такой термогенератор слабенький. Если кто ещё помнит Болотова, то он говорил о простом решении снятия тока с разогретой нити накала лампочки. Т. е с нити накала питаемой 3в можно снимать более высокий потенциал. Кстати это соответствует закону физики. Но судя по всему изобретение осталось невостребованным, а ведь это фундаментальная основа для более эффективного обеспечения светом и теплом. Потому, что далее по алгоритмам можно трансформировать процессы и неограниченно быть обеспеченным теплом.
      1. 0
        4 декабря 2025 20:21
        Каждое преобразование энергии уменьшает её на выходе.
        1. 0
          4 декабря 2025 20:45
          Не совсем. В сети электрического тока суть самого тока стоит воспринимать как импульс передаваемый через магнитное взаимодействие в структуре материала и в зависимости от модулируемого генератором без доминирующего вращающегося магнитного потока. НО нагретая нить накала в своём потенциале образует более высокое напряжение например с холодным поляризованные телом входящие в электромагнитный контур. Поэтому вопрос в том как снять этот ток и управлять им. НО в этом случае мы уже имеет ток не модуляции переменного, а однонапраленный и понятно в какую сторону. И если на современном уровне используются элементы Пельтье, то я предлагаю несколько необычное индукционное устройство для постоянного или однонаправленного тока. При этом отмечу, что весьма наивно думать, что у постоянного тока нет импульса - и он выражены вращающимся магнитным потоком. Каким образом образуется импульс я пока не буду говорить, но это очевидный факт который не отмечают. Кстати я довольно часто говорил о возможности создания генератора однонаправленного импульсного тока с устройством его трансформации. И я думаю это очень важное достижение. К тому же и электрические машины так же могут быть кардинально изменены под такой вид модуляции тока. В общем начали с лампочки, а заканчиваем тем, что я опять напрашиваюсь на оскорбления.
    2. 0
      23 ноября 2025 11:32
      Цитата: ваш вср 66-67
      И ему нужен только керосин!

      сейчас керосин нигде не купишь... разве что какие то заменители (типа растворителей) в строй магазинах и то там расфасовка максимум по 0,5 литров...
      1. 0
        23 ноября 2025 13:22
        Цитата: Telur
        сейчас керосин нигде не купишь...
        В хозяйственных магазинах, на "Озоне" можно заказать в любой расфасовке и под разные нужды (и 300 грамм найти можно, и 1 литр, и 5-ти литровая у тара есть). Правда, стоит совсем не копейки, как раньше было.
        1. 0
          24 ноября 2025 02:34
          На ближайшем аэродроме без проблем! А если по знакомстве, тае и просто за спасибо!
  11. +1
    22 ноября 2025 13:56
    Ну если мудрить по мудрому то верогенератор в многоэтажке это идеально. Плюс пара панелей СБ для дневного пика потребления.
    Самое главное это решить что нужно запитывать а что нет.
    Как по мне первое это холодильник. Потом свет. Потом зарядка смарфонов-раций и прочая связь типа телевидения. Для получения централизованной информации.
    Нагрев/ обогрев/ приготовление пищи однозначно НЕ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА. Очень затратно.
    1. +1
      22 ноября 2025 16:18
      по мне первое это холодильник

      В хороший холод можно и без холодильника перебиться.
      Но если у вас холодильник в таком приоритете, можно присмотреть "на вторичном рынке" абсорбционный холодильник. Его можно переделать на бензиновый или дровяной.
      1. 0
        22 ноября 2025 17:13
        Цитата: Dometer
        Но если у вас холодильник в таком приоритете, можно присмотреть ....
        Для автодомов выпускают холодильники, которые могут работать от 12в, 220в или на газе. Раньше выпускались с работой агрегата на керосине (на данный момент, не знаю, выпускаются ли).
        На мой взгляд холодильники с питанием от 220вольт и с автоматическим переключением на керосин - один из самых практичных вариантов (особенно, для торговых киосков и сельской местности).
        1. +1
          22 ноября 2025 18:28
          Для автодомов выпускают холодильники, которые могут работать от 12в, 220в или на газе.

          а что в нем будете хранить?
          если электричества нет - то в магазинах заморозка протухла...
          а содержимого домашнего холодильника хватает на пару-тройку дней... а дальше зачем нужен холодильник в доме??
      2. +2
        22 ноября 2025 19:27
        Я с юга. И отлично знаю как портится содержимое холодильника за пару суток при температуре 15-18 градусов. И ха сутки при температуре больше 25.
        Остатся без запасов это нешуточная проблема. Особенно если чуйка не сработла и в загашнике нет ящика тушенки и мешка круп.
        Ну а если сценарий подразумевает полный аут и конец цивилизации тут уже другое. Об этом были статьй
    2. +2
      23 ноября 2025 16:11
      Цитата: garri-lin
      Потом зарядка смарфонов-раций и прочая связь типа телевидения

      Если начнется выше обсуждаемый песец, то заряжать смартфон станет бесполезным действом ровно через сутки, как только у ОПСОСов сядут аккумуляторы на БС. ТВ это вообще просто пустая трата места, которое можно использовать например под дрова для буржуйки))) Кстати про саму свзяь в таких случаях, так никто и не написал. МЧС как то начинало внедрять эфирную связь с бедолагами, но все как то утихло. А реальная децентрализованна связь, она в иные моменты поважнее колбасы будет!
      1. 0
        23 ноября 2025 17:00
        На начальном этапе смартфоны. И тв.
        Спутник дело надёжное а связь с народом держать нужно.
        Потом рация. Чем дальше тем примитивней. Вплоть до самодельных.
        1. 0
          23 ноября 2025 17:23
          Цитата: garri-lin
          На начальном этапе смартфоны. И тв.
          Спутник дело надёжное а связь с народом держать нужно.
          Потом рация. Чем дальше тем примитивней. Вплоть до самодельных.

          Если станет вопрос о самодельных рациях, то значит дело зашло так далеко, что вопрос о возможности связи по радио, стал чисто риторическим))) Хватит пока и китайских погремух. Просто товарищи выживальщики, вопрос связи сильно упускают из виду. Потому как по большому счету электричество и надо для связи, на все остальгное хватит и простых дров...)))
          1. -1
            23 ноября 2025 19:37
            Не риторическим. Примитивной морзянкой можно перестукиватся. Детекторными приемниками пользоватся. Но для этого нужно электричество. Если цивилизация падёт то выжившие еще пару поколений будут пытатся использовать достижения науки.
            Ну в Выживальщики это смешно.
            Помните как у Гарри Гаррисона. Выживисты никто не выжил.
            1. 0
              24 ноября 2025 10:28
              От того насколько низко падет, сильно будет зависеть, чем будут заниматься пара-тройка поколений после падения)) Может статься, что палки и копья, это вся развлекуха у больших мальчиков на целые века. Ну а если ближе к теме, то электричество собственно и нужно для получения благ цивилизации, и первое из которых это связь. Без него остаются, только сигнальные костры)))
    3. 0
      4 декабря 2025 20:27
      "Припевать лучше хором!"(С) Крыша многоэтажки: поле для солнечных панелей(ещё и кровлю от УФ защищают), пространство для ветряков, где нет приземного его торможения, потребители в десятке метров, нет потерь на передачу энергии, пространство для энергоёмких накопителей.
      1. 0
        5 декабря 2025 07:25
        Припевать лучше хором.
        А народ может хором? Маловероятно. Нужен сильный лидер. Иначе передерутся и поделят ту кровлю на лоскуты.
  12. +3
    22 ноября 2025 15:10
    Depuis vingt cinq ans nous ne sommes plus connecté au reseaux.
    Nous sommes autonomes.
    Précédemment nous avions : 6 panneaux solaires de 100 watts, 2 eoliennes de ( en théorie !!) 250watts maxi, batteries 720 amp en 24 volt et un convertisseurs.24/220 volts Sturder 3 kw
    bilan : déçu par les eoliennes ( Rutland 914 24 volts), panneaux solaires rien à dire ont fait le travail, comme le convertisseur branché et " oublié" pendant 16 ans.
    Depuis 6 ans nous avons maintenant : 1500 wat en panneaux solaire pas de problème sauf sur un ou il y a une infiltration d'eau... Convertisseur Chinois easySun, batteries lifepo 520 amps/h
    Largement suffisant pour 3 personnes habitués à faire attention à leur consommation.
    Plus d'eolienne déçu par les premières.. mais dans un pays peu ensoleillé nous en mettrions une de 2 metres de diamètre en complement des panneaux solaire.

    Вот уже двадцать лет мы больше не подключены к сети.
    Мы самодостаточны.
    Ранее у нас было : 6 солнечных панелей мощностью 100 Вт, 2 ветряные турбины мощностью (теоретически !!) не более 250 Вт, аккумуляторы на 720 а на 24 вольта и один преобразователь. 24/220 вольт прочнее 3 кВт
    баланс : разочарован ветряными турбинами ( Rutland 914 на 24 вольта), солнечные панели, нечего сказать, справились со своей задачей, как подключенный и "забытый" преобразователь на 16 лет.
    Вот уже 6 лет у нас есть : солнечные батареи мощностью 1500 Вт без проблем, за исключением одной, где происходит просачивание воды... китайский преобразователь easySun, аккумуляторов lifepo на 520 ампер/ч
    более чем достаточно для 3 человек, привыкших обращать внимание на их потребление.
    Больше нет ветряных турбин, разочарованных первыми ... но в стране с небольшим количеством солнца мы бы поставили ветряную турбину диаметром 2 метра в дополнение к солнечным батареям.
    1. 0
      22 ноября 2025 18:30
      Вот уже двадцать лет мы больше не подключены к сети.
      Мы самодостаточны.

      самодостаточность - вещь важная, но в мирное время...
      а если режим ЧС? - что дает электричество в доме?
      только эту самую - самодостаточность...
      1. 0
        23 ноября 2025 21:39
        Цитата: Дедок
        Вот уже двадцать лет мы больше не подключены к сети.
        Мы самодостаточны.

        самодостаточность - вещь важная, но в мирное время...
        а если режим ЧС? - что дает электричество в доме?
        только эту самую - самодостаточность...

        На сегодняшний день, на Украине сидеть в многоэтажках, время от времени, без света, типичная ситуация. Почему бы её не рассмотреть в теме "....сам себе электростанция ", а не притягивать сюда послеядерный апокалипсис ?
      2. 0
        27 ноября 2025 10:16
        Цитата: Дедок
        Вот уже двадцать лет мы больше не подключены к сети.
        Мы самодостаточны.

        самодостаточность - вещь важная, но в мирное время...
        а если режим ЧС? - что дает электричество в доме?
        только эту самую - самодостаточность...


        Это дает гораздо более плавную кривую выхода мировоззрения на ощущение БП.
        Которая позволит не умереть с голоду на 5 день и не свистануть флягой на 7 день.
        Сохранить продукты подольше.
        и т.д.
  13. +1
    22 ноября 2025 19:23
    Можно вспомнить про микро ГЭС. В 30-е годы применяли еще.
    https://technology-youth-cccp.blogspot.com/2023/07/mikroskopicheskaya-gidrostanciya-1938-06.html
  14. 0
    23 ноября 2025 05:29
    Цитата: gridasov
    Такой термогенератор слабенький.

    Тем не менее питал ламповый радиоприемник
  15. 0
    23 ноября 2025 11:17
    Это все понятно. Непонятно тогда - зачем нужно государство?
    1. 0
      25 ноября 2025 07:04
      чуть что так сразу все онлайн коммунисты такие: "а зачем нужно государство?"
      вы бы хоть что-то анархическое на аватарку поставили раз таким увлекаетесь
  16. Комментарий был удален.