О морской блокаде Украины: морской и воздушный десант или форсирование Днепра?

Намедни украинские безэкипажные катера (БЭК) камикадзе атаковали и уничтожили несколько танкеров, перевозивших нефть и другие грузы, принадлежащие Российской Федерации. В ответ президент России Владимир Путин пригрозил Украине полной морской блокадой, на что украинские ресурсы отреагировали издевками типа «украинские БЭК в ожидании».
Каким образом Россия может установить полную блокаду Украины?
И действительно, до того, как у вооружённых сил Украины (ВСУ) и главного управления разведки (ГУР) Украины появились безэкипажные катера, это было достаточно просто, поскольку флота как такового у Украины не было, флотилии речных катеров ничего кроме смеха вызвать не могли, равно как и обещания стран Запада осуществить поставки каких-то там своих лоханей, сильно бывших в употреблении.
Даже после того, как украинские БЭК фактически загнали Черноморский флот Военно-морского флота (ЧФ ВМФ) России в военно-морские базы (ВМБ), включая ВМБ Новороссийска, возможность остановить трафик судов, следующих на Украину и из неё, оставалась и остаётся до сих пор, причём даже без явного уничтожения кораблей с помощью противокорабельных ракет (ПКР).
Например, это можно было бы реализовать путём постановки морских мин или даже прямой торпедной атакой с дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636 из состава ЧФ ВМФ России, о чём мы ещё в декабре 2023 года говорили в материале «Подводные лодки Черноморского флота могут навсегда похоронить зерновую сделку», и этот способ далеко не единственный, но вместо этого мы выполняем абсолютно ненужную нам позорную зерновую сделку.
Из-за политики вечного спонсирования Россией кого ни попадя автору уже давно глубоко плевать на проблемы абсолютно всех стран, кроме России, вне зависимости от того, голод там у них, эпидемия, землетрясение, ураган или геноцид.

До ПЛ, следующих в подводном положении, с помощью БЭК не добраться, правда необходимо учитывать, что страны Запада поставляют Украине и АНПА – автономные необитаемые подводные аппараты
Проблема в том, что морскую блокаду мы собираемся или, по крайней мере, хотим реализовать из-за украинских БЭК, а с ними всё гораздо сложнее, ведь для спуска на воду БЭК не нужен порт, достаточно любого пологого берега, куда может подъехать автомобиль с прицепом.
Таким образом, существует только два способа организации морской блокады Украины: захват побережья Украины, то есть фактически лишение её выхода к морю, включая контроль устья Дуная и Днепра, или тотальный контроль прибрежных вод, исключающий выход БЭК в открытое море, и выбирать здесь придётся между сложным и невозможным.
Захват побережья может быть реализован путём высадки десанта с моря и с воздуха или форсированием Днепра сухопутными войсками, начнём с десанта.
Морской и воздушный десант
Первое, что приходит в голову при виде словосочетания «морской десант», — это высадка десанта с моря, а также с воздуха — что-то типа высадки союзников в Нормандии во времена Второй мировой войны.
Однако успешный морской и воздушный десант ВС РФ на побережье Украины – это не более реально, нежели высадка космодесанта с орбиты.

Таких масштабов мы обеспечить не сможем...
Все этапы подготовки и начала операции по высадке морского и воздушного десантов, включая погрузку живой силы и техники на корабли и самолёты, а также их выход в море / взлёт с аэродромов базирования, будут вскрыты техническими и агентурными средствами разведки противника, под которыми мы понимаем США и другие страны НАТО.
А сам процесс подхода кораблей / самолётов к точке высадки / десантирования наши оппоненты будут наблюдать в реальном времени с разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), ошивающихся над Чёрным морем и территориями сопредельных стран НАТО.
Разумеется, в таких условиях десант обречён.
Корабли будут на максимальной дистанции уничтожаться противокорабельными ракетами (ПКР) «Нептун» и «Гарпун», а также БЭК-камикадзе и морскими минами, которыми, наверняка, густо усеяно побережье Украины. Впрочем, можно уверенно утверждать, что в текущих условиях даже Военно-морские силы (ВМС) США не смогли бы осуществить десантную операцию на побережье Украины без чудовищных потерь в технике и живой силе.
Транспортные самолёты с десантом посбивают зенитные ракетные комплексы (3РК) Patriot и ЗРК Nasams, работающие в засадном режиме.

В наше время надводные корабли вблизи побережья противника долго не живут, правде не все пока ещё это осознали...
Ну, допустим, что высадка / выброска десанта состоялась, пусть даже с относительно небольшими потерями – прошляпил противник и нашу подготовку, и выдвижение, и высадку десанта. Как долго наши десантные подразделения продержатся?
Мы не смогли обеспечить удержание уже захваченного и неплохо приспособленного к обороне плацдарма в Херсоне, а уж обеспечить поддержку десанта с моря – его просто размажут ударами ствольной артиллерии и комплексов HIMARS, закидают сбросами с БПЛА типа «Баба-Яга» и FPV-дронами.
Любая попытка высадки морского и воздушного десанта ВС РФ на украинское побережье обречена на провал, она станет национальным позором и национальной трагедией, без каких-либо шансов на успех.
Но, возможно, имеет шансы на успех операция по форсированию Днепра сухопутными войсками?
Форсирование Днепра
Проведение операции по форсированию Днепра потребует захвата плацдарма, переброски и наращивания группировки сил для его расширения, а также уверенного снабжения наступающей группировки в дальнейшем.
С захватом плацдарма всё ясно – если его не удаётся захватить, то и говорить не о чем, допустим, что нам это по силам, какой ценой – это вопрос открытый, а вот относительно наращивания группировки сил и средств для расширения плацдарма и снабжения наступающей группировки есть серьёзные сомнения.
Если исходить из открытых данных, то отступление ВС РФ из Херсона как раз и было связано с невозможностью обеспечения снабжения, поддержки, эвакуации раненых и ротации личного состава передовых подразделений.
Что у нас изменилось с тех пор?
С одной стороны, если исходить из открытых данных, выросла дальность и эффективность работы российских разведывательно-ударных контуров реального времени. Увеличилась дальность БПЛА-камикадзе, оснащённых «обратной связью», например, БПЛА семейства «Герань» и «Гербера». Также возросла дальность авиабомб, оснащённых унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК).

БПЛА «Гербера» с видеокамерами
Теоретически это позволяет снизить эффективность воздействия дальнобойных огневых средств противника на наши войска, которые будут форсировать Днепр.
Но на практике у противника остаётся значительное количество дальнобойных средств поражения, включая крылатые ракеты (КР), оперативно-тактические ракеты, БПЛА-камикадзе, в том числе и с прямым управлением через спутниковую сеть Starlink, а также БЭК-камикадзе, которые мы как раз и хотим нейтрализовать.
Можно не сомневаться, что на нейтрализацию попытки форсирования Днепра противник бросит все силы, и у автора нет сомнений в том, что все понтонные переправы или любые суда, которые мы можем попытаться использовать для переброски и снабжения войск, будут оперативно уничтожаться противником.
Так что же, форсировать Днепр невозможно?
Теоретически — это возможно, но всё будет упираться в достаточность привлекаемых сил и средств. В условиях, когда мы имеем тысячекилометровую линию фронта, сложно будет собрать действительно могучий ударный «кулак» для пролома обороны противника, захвата плацдарма и его последующего расширения.
Если же такой «кулак» удастся собрать, то существует риск того, что из-за будут «оголены» другие направления, соответственно, мы можем получить риск прорыва на нашу территорию, как это было в Курской области.
Для того, чтобы высвободить силы, необходимо выполнить два условия:
1. Разрушить каскад транспортных сооружений на Днепре, что практически полностью остановит снабжение украинской группировки войск на левобережной Украине.
2. Уничтожить электроподстанции 750 кВ, что приведёт к глушению реакторов АЭС и обесточит всю Украину на длительный период времени, скорее всего, до окончания конфликта.

Реализация двух указанных пунктов нанесла бы колоссальный урон способности ВСУ к организованному сопротивлению, не говоря уже о возможности какого-либо наступления, что позволило бы ВС РФ высвободить и сконцентрировать силы для форсирования Днепра.
Но всё равно даже в этом случае потери ВС РФ, скорее всего, были бы весьма значительными, и можно предположить, что лучшим вариантом могло бы стать создание северо-западного плацдарма с последующим выходом к Приднестровью.
Фактически разрушив транспортные сооружения через Днепр и создав северо-западный плацдарм, мы бы рассекли Украину на три части – восточную Украину, центральную Украину и Западную Украину, после чего участь её была бы предрешена.
Выводы
Судя по тому, что за почти четыре года ВС РФ не разрушили транспортные сооружения через Днепр, а также почти не атаковали подстанции 750 кВ, нет особой надежды и на то, что это будет сделано в дальнейшем. Это означает, что ВСУ могут сопротивляться ещё достаточно долго – даже в случае благоприятного развития ситуации обрушение фронта может произойти лишь через несколько лет, если вообще случится.
А это, в свою очередь, означает, что о форсировании Днепра лучше пока забыть, не говоря уже о каких-либо морских и воздушных десантах, соответственно, как и о морской блокаде путём захвата побережья.
Таким образом, остаётся только тотальный контроль прибрежных вод, исключающий выход БЭК в открытое море, впрочем, эта задача тоже не является простой в решении, но об этом варианте мы поговорим в следующем материале.
Информация