Красный граф Алексей Игнатьев. Успешная карьера в императорской России

7 503 106
Красный граф Алексей Игнатьев. Успешная карьера в императорской России

Революция и гражданская война весьма своеобразно раскололи российское общество: по обе стороны этого трагического конфликта оказались не только представители разных классов (что было вполне ожидаемым), но и «классово близкие элементы». Многие до сих пор не знают, что в составе Красной Армии царских офицеров было намного больше, чем в Белой.

Накануне революции в офицерском корпусе Российской империи насчитывалось около 150 тысяч человек. Из них в Белой армии потом 35 тысяч служили, а в Красной – 75 тысяч, причем 62 тысячи были именно дворянами. Среди них – знаменитый советский генерал Д. Карбышев, главнокомандующий всеми Вооружёнными силами Советской Республики С. Каменев, начальник штаба РККА П. Лебедев, начальник Всероглавштаба А. Самойло, командующий Восточным фронтом (преемник Фрунзе) В. Ольдерроге, начальник штабов 15-й и Второй Конной армий С. Харламов, командующий Северным фронтом РККА Д. Парский, командующий Рабоче-Крестьянским Красным флотом Е. Беренс, его преемник А. Немитц и многие другие.



В. Бонч-Бруевич писал:

История осудит не нас, оставшихся на Родине и честно исполнявших свой долг, а тех, кто препятствовал этому, забыл интересы своей страны и заискивал перед иностранцами, явными противниками России и в прошлом, и в будущем.

А знаменитый белый генерал Я. Слащев говорил:

Красные – мои враги, но они сделали главное – моё дело: возродили великую Россию! А как они её назвали – мне на это плевать!.

Приняв решение о возвращении, он написал в своем обращении к эмигрантам-белогвардейцам:

Меня спросят: как я, защитник Крыма, перешел на сторону большевиков? Отвечаю: я защищал не Крым, а честь России. Ныне меня тоже зовут защищать честь России. И я буду ее защищать, полагая, что все русские, в особенности военные, должны быть в настоящий момент на Родине.

При проведении репрессий тоже не было особого разделения по классам: были арестованы и осуждены многие «социально близкие» и даже красные герои гражданской войны – например, один из командиров «Железного потока» Епифан Ковтюх, председатель Центробалта и первый народный комиссар по морским делам РСФСР Павел Дыбенко, бывший командир Стальной дивизии и Первого конного корпуса Дмитрий Жлоба. А многие дворяне не только остались на свободе, но и вошли в состав элиты нового государства.

И речь здесь не о таких известных людях, как Ленин, Дзержинский, Куйбышев, Орджоникидзе, Маленков, Луначарский, Чичерин и так далее. Дворянами были Мичурин, Вавилов, Тимирязев, Келдыш, а также один из авторов плана ГОЭЛРО Генрих Графти, выдающийся конструктор кораблей Алексей Крылов, знаменитая летчица, Герой Советского Союза Валентина Гризодубова и даже патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер, выходец из курляндской дворянской семьи).

Если вспомнить о богеме, то в числе «советских дворян» мы увидим народную любимицу Л. Орлову, а также С. Юрского, Г. Милляра, В. Дворжецкого, О. Янковского, А. Збруева, представителей клана Михалковых-Кончаловских и многих других. Композиторов Н. Богословского и Л. Книппера (автор песни «Полюшко-поле»). Среди успешных советских писателей дворянами были К. Симонов, М. Зощенко, Ю. Олеша, драматург В. Вишневский.

Более того, блестящая карьера в СССР ожидала и некоторых реально воевавших против красных с оружием в руках белогвардейцев. Можно вспомнить Анатолия Александрова – бывшего пулеметчика армии Врангеля, который защищал Перекоп, был награждён тремя георгиевскими крестами, отказался от эвакуации и, представьте себе, спокойно работал на благо страны. Стал директором ядерного центра в Сарове, заместителем министра среднего машиностроения, президентом Академии наук СССР, кавалером 9 орденов Ленина, трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной, Ленинской и четырех Сталинских премий. Или Аполлон Крузе – это бывший полковник царской армии, генерал-майор армии Колчака, начальник штаба армий этого бывшего адмирала. Он попал в плен к красным в 1920 году у Красноярска – и стал советским генералом, начальником штаба Сталинградской группы войск, командиром 24-го гвардейского корпуса, который брал Братиславу.

Тимофей Шапкин был подъесаулом и сотником 6-го Казачьего полка, в его составе участвовал в осаде Царицына. В марте 1920 года со своей сотней он перешёл на сторону красных, воевал против поляков, Врангеля, Махно и басмачей. Во время Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Шапкин командовал 4-м кавалерийским корпусом.

Поручик армии Колчака Леонид Говоров, перешедший на сторону красных в конце декабря 1919 года, и вовсе стал маршалом, героем Советского Союза и кавалером ордена Победы, его прах захоронен у Кремлевской стены.

«Красные аристократы»


Не стали исключением даже титулованные дворяне. В нашей стране все знают «красного графа» Алексея Толстого. Но мало известны другие титулованные представители советской элиты. Взять, например, баронскую семью Розенбергов (из обрусевших остзейских немцев). Михаил Фёдорович и его сын, тоже Михаил, – генералы, конструкторы артиллерийского вооружения, Герои Труда Красной Армии. Сын – ещё и лауреат двух Сталинских премий. Сталинскую премию получила и его сестра Вера (дочь Михаила Федоровича), о которой маршал Д. Устинов писал:

Особое место занимала Вера Михайловна Розенберг. Она была прирождённым математиком, досконально знала теорию сопротивления материалов, теоретическую механику. На неё возлагалось большинство расчётов по конструированию.

Князь Владимир Иосифович Мещерский стал начальником отдела института №3 Военно-морского флота СССР, капитаном 1-го ранга, кавалером орденов Отечественной войны I степени, Красного Знамени, Ленина, Нахимова II степени. Капитаном 1-го ранга был и его брат Николай, дочь которого преподавала английский язык в Нахимовском училище.

Князь Дмитрий Александрович Мышецкий – один из основоположников исследований вопросов боевого применения управляемых ракет оперативно-тактического назначения, в отставку вышел в звании генерал-майора инженерно-артиллерийской службы.

Представительница литовского княжеского рода Вера Гедройц до революции обучала сестринскому делу императрицу Александру Федоровну и ее дочерей Татьяну и Ольгу. В СССР стала первым в мире женщиной – профессором хирургии. Ее родственником был основоположник коллоидной химии почв Константин Гедройц.

Среди предков знаменитой Александры Коллонтай (Домонтович) – псковско-литовский князь (и местночтимый святой) Довмонт и Александр Невский.

Княгиня Евгения Шаховская в царской России была известна как женщина-авиатор и первая в мире военная летчица. После революции работала следователем в киевской ЧК и, как утверждают, отличалась особой жестокостью.

Потомком грузинских князей Цинамдзгеришвили был и нарком госбезопасности (а также писатель и драматург) Всеволод Меркулов.

Александра фон Таубе называли «Красным бароном». Он был участником Русско-японской и I мировой войн, кавалером семи царских орденов и Ордена Благородной Бухары. После тяжёлого ранения в 1915 году был назначен на пост начальника штаба Омского военного округа. После падения Временного правительства стал начальником штаба всех вооруженных сил Красной Армии в Сибири. 2 сентября 1918 года по пути в Москву (где должен был доложить о состоянии дел в Сибири и Забайкалье) он был узнан белыми в селе Бодайбо. Отказался и от поста командующего Сибирской армией Колчака, и сотрудничества с командованием чехословацкого легиона, заявив:

Мои седины и контуженые ноги не позволяют мне идти на склоне лет в лагерь интервентов и врагов трудящейся России.

Таубе приговорили к смертной казни, но расстрелять не успели: в январе 1919 года он умер от тифа в тюрьме Екатеринбурга.

Это далеко не полный список «советских» аристократов. Но сегодня поговорим о «красном графе» Алексее Алексеевиче Игнатьеве.

Происхождение и молодость героя статьи


Родившегося в марте 1877 года графа Алексея Игнатьева можно смело отнести к «сливкам общества» Российской империи. Его дед близко знал многих декабристов, однако в их выступлении участия не принял, поскольку дал своей жене клятву о невмешательстве в «политические дела».

Дядя героя статьи – Николай Павлович Игнатьев, в 1881-1882 гг. занимал пост министра внутренних дел, а до этого долго и успешно трудился на дипломатическом поприще, при его активном участии были составлены и подписаны Пекинский договор 1860 года и завершивший русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Сан-Стефанский мирный договор.

Отец был графом, генералом, членом Государственного императорского совета, поочередно исполнял обязанности иркутского, волынского, подольского и киевского генерал-губернатора.


Граф А. П. Игнатьев

А вот выглядит он на портрете работы И. Репина (1902 г.):


Он категорически не принимал политику Сергея Витте и резко выступал против введения свободно конвертируемого золотого рубля, так как считал его инструментом порабощения русской промышленности и торговли иностранцами. Кроме того, он решительно протестовал против того, чтобы строившаяся Китайско-Восточная железная дорога прошла по чужой территории – через Харбин.

В декабре 1906 года Алексей Павлович Игнатьев был убит в Твери эсером Ильинским, который выпустил в него пять пуль. Любопытно, что его сын, герой статьи, считал, что к убийству было причастно печально знаменитое Охранное отделение.

Матерью героя статьи стала княжна Софья Сергеевна Мещерская – фрейлина императрицы Марии Александровны и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины Софья Игнатьева.


Герой статьи писал о ней:

Она происходила из совершенно чуждой Игнатьевым среды – из помещичьего дома князей Мещерских, гордившихся тем, что «никогда и никому не служили.

В семье был ещё один сын – Павел, который позже служил военным агентом во Франции и написал книгу «Моя миссия в Париже».


Корнет П. А. Игнатьев (стоит крайний слева) на Костюмированном балу 1903 г. в группе офицеров лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка

Но вернёмся к герою статьи, который, как говорят, избрал своим девизом фразу «Всюду первый!» – и действительно, всегда и во всём опережал своих товарищей – и в учёбе, и на службе. Вначале, с 1891 года, он учился в Киевском кадетском корпусе, в 1894 г. продолжил учёбу в элитном Пажеском корпусе, который ранее окончили его отец и дядя – Николай Павлович Игнатьев. Отметим, что в это учебное заведение традиционно принимались лишь представители древних княжеских родов и дети (либо внуки) генералов, для зачисления в него требовался «высочайший приказ».

В 1895 году Алексей Игнатьев был представлен императору Николаю II и стал одним из пажей его супруги. В 1896 году он окончил учёбу первым на курсе по всем дисциплинам, получил звание корнета и был направлен на службу в знаменитый Кавалергардский полк. Служить в этой части было очень престижно, но чрезвычайно дорого. Первой тратой молодого офицера была покупка двух хороших лошадей, с которыми он и поступал в полк.


Кавалергард А. Игнатьев

В 1900 году в возрасте 22 лет поручик Алексей Игнатьев поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. На одном курсе с ним учился тогда Карл Маннергейм. Никаких трудностей в обучении у героя статьи не было, он писал:

Стоило мне ознакомиться с программами, как я убедился, что они мало чем отличаются от курсов, пройденных в Киевском и Пажеском корпусах.

В результате особый упор он сделал на изучении истории и географии, которые:

Хуже всего преподавались в кадетском корпусе. Сказывалось также отсутствие в России в ту пору порядочных учебников по географии.

В 1902 году герой статьи, как лучший среди выпускников академии, был отправлен в заграничную командировку. В 1903 году уже штабс-ротмистр гвардии Алексей Игнатьев был прикомандирован к Офицерской кавалерийской школе, а затем стал командиром эскадрона лейб-гвардии Уланского полка.


Гвардии штабс-ротмистр Кавалергардского императрицы Марии Федоровны полка А. А. Игнатьев в наряде стрельца Стремянного приказа времен царя Алексея Михайловича на костюмированном балу, 1903 г.

После начала Русско-японской войны А. Игнатьев отправился туда в качестве добровольца, служил офицером для особых поручений в штабе командующего маньчжурской армией Н. Линевича, тесно контактировал с военными атташе – представителями армий иностранных государств.

В 1904 году получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», в 1905-м – орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, дослужился до звания подполковника. Его впечатления от этой войны оказались далеко не радужными: он с горечью вспоминал о равнодушии начальства к нуждам подчинённых, тотальном дефиците всего и вся – недостатке боеприпасов, продовольствия, лекарств и даже бинтов, о том, что далеко не все офицеры имели бинокли.

Военно-дипломатическая карьера


С января 1908 года Алексей Игнатьев служил военным агентом (атташе) в ряде скандинавских стран – в Дании, Швеции и Норвегии. Уезжая за границу, он ещё не знал, что следующие 35 лет проведет за рубежом и в Россию будет приезжать очень редко и на короткое время.

Перед отъездом герой статьи женился на Елене Владимировне Охотниковой, дочери члена Государственного совета и княжны Трубецкой, женщине весьма незаурядной, обладавшей большим художественным талантом (в эмиграции она стала известной художницей, графиком, писала иконы и портреты известных людей). Однако большой любви между супругами не было.

В 1912 году герой статьи получил назначение в Париж – столицу государства, которое являлось ключевым союзником России по Антанте. Служба здесь была более ответственной и престижной. В 1915 г. Алексей Игнатьев стал ещё и представителем Штаба верховного главнокомандующего русской армии при французской Главной квартире и распоряжался огромными средствами, заключая контракты на производство военной продукции на французских предприятиях и контролируя их поставки в Россию. На этом посту он дослужился до звания генерал-майора, получил вначале Кавалерский, а потом и Командорский крест ордена Почетного Легиона.

Отметим, что были у него и другие награды иностранных государств: датский орден Даннеброг степени командора, норвежский орден Святого Олафа, австро-венгерский орден Железной короны, румынский орден Звезды степени офицера. К уже имеющимся российским наградам добавились ордена Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом, Святого Станислава 2 степени с мечами, Святой Анны 2 степени (получены до 1914 года), Святого Владимира 3 степени и «Высочайшее благоволение».

В это же время во Франции находился упоминавшийся выше младший брат героя статьи – успешный военный разведчик, полковник Павел Игнатьев, который для сбора сведений использовал свои связи в журналистской среде, масонских ложах, салонах «дам полусвета», в числе его агентов были профессиональные контрабандисты и даже члены итальянской мафии. Павлу Игнатьеву удалось создать 4 изолированные агентурные сети: «Католическую», «Масонскую», «Римскую» и «Шевалье». Утверждают, что собранные им сведения оказали большую помощь при подготовке Луцкого (Брусиловского) прорыва. А также, что через знакомых ему масонов он получил сведения о подготовке Февральского переворота, которым не придал никакого значения недалёкий император Николай II. Впрочем, и у его старшего брата Алексея, героя статьи, была широкая сеть осведомителей в Швейцарии, Германии и Франции.

На родину Павел Игнатьев так и не вернулся, умер в эмиграции в 1930 году.

Семейная жизнь героя статьи


Но вернемся в Париж к его старшему брату Алексею и увидим, что его отношения с женой становились всё формальнее и холоднее. Он сам так вспоминал об этом:

От семейного очага оставалась лишь та лицемерная видимость, с которой примерялось как с совершенно нормальным явлением не только парижское, но и всякое так называемое высшее общество.

В феврале 1914 года в Париже герой статьи встретил другую женщину, которую будет любить всю жизнь. Это была Наталья Труханова – танцовщица, которая порой ещё и выступала полуобнаженной (во время исполнения танца Саломеи на музыку Штрауса). Любопытно, что в день знакомства Алексей Игнатьев, «блиставший» на балах в Париже и Петербурге, попенял Наталье за то, что она… плохо танцует вальс.


Н. Труханова на сцене

Эта женщина родилась в России от брака уроженки Эльзаса Мари Браун и цыгана Владимира Бостунова – ведущего артиста киевской оперетты. Отец, кстати, обещал удавить дочь на ее же собственной косе, если та решит пойти в артистки. Впрочем, он ушел из семьи, и Наталья окончила филармонические курсы, потом брала уроки танцев у балетмейстера императорских театров Хлюстина. В 15 лет вышла замуж за молодого офицера, сына генерала Труханова, родила дочь, скончавшуюся в младенческом возрасте, после чего ушла от мужа и в 1904 году в возрасте 19 лет уехала с матерью в Париж. Хоть и не сразу, но все же добилась успеха: выступала в «Мулен Руж» и «Олимпии», но также в Гранд-опера и Комической опере. Получила прозвище «бриллиантовая Труханова», была хорошо знакома с Равелем, Сен-Саном, Дягилевым, Шаляпиным и Айседорой Дункан, гастролировала в Испании, Англии, Германии, Румынии, Австрии. Написала книгу мемуаров «На сцене и за кулисами», которую высоко оценил знаменитый историк Е. В. Тарле.


Н. Труханова на почтовой открытке начала ХХ века

Не обращая внимания на светские пересуды, с 1914 года Игнатьев открыто жил с ней в большой квартире на набережной Бурбонов. Начало мировой войны надолго разлучило их, поскольку Труханова в то время находилась на гастролях в Бухаресте, вернуться в Париж сразу не смогла – переехала в Москву.

Законный брак с этой женщиной Алексей Игнатьев смог заключить 16 июня 1918 года – после того, как развелся с первой женой, которая позже вышла замуж за генерала Половцова и в эмиграции была известна как художница Helene Polovtsoff.

В следующей статье мы продолжим рассказ и поговорим о жизни и судьбе Алексея Игнатьева после революции.
106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    1 марта 2026 06:30
    Ещё не прочитал статью уважаемого Автора ,но уже целиком и полностью поддерживаю цикл о советских дворянах.Всякие колчаки,семеновы,унгерты уже порядком утомили!
    1. +3
      1 марта 2026 16:49
      Андрей, эти Семеновы и Унгерты- типичные вокзальные гопники, рядом с Игнатьевым.. А Автору статьи- большое спасибо! Очень интересно и...поучительно.
  2. +6
    1 марта 2026 08:20
    Хех. Кого "поскреби" - то татарин, то дворянин :). Прадед по матери мой был дворянином из Мензелинска (сейчас - Татарстан). Ну, а раз я здесь коммент оставил, то его потомков не репрессировали :)
    1. +7
      2 марта 2026 03:34
      Автор: Если вспомнить о богеме, то в числе «советских дворян» мы увидим и Л. Книппера, автора песни «Полюшко-поле»

      «Полюшко-поле» — советская песня, написанная в 1933 году композитором Львом Книппером, автор слов — поэт Виктор Гусев. Мелодия песни стала главной темой первой части (Andante maestoso. Allegro) 4-й симфонии Льва Книппера «Поэма о бойце-комсомольце».
      То что Лев Книппер автор 4-й симфонии «Поэма о бойце-комсомольце»-бессомненно, но то что он не автор, а плагиатор стариного казачьего гребенского напева XVI века "Полюшко -поле" предположил еще в 1974 году большой знаток, историк и ценитель кавказского казачьего песенного фольклера первый секретарь Пятигорского городского комитета КПСС Ставропольского края, а дальнейшем и первый секретарь Ставропольского краевого комитета КПСС Иван Сергеевич Болдырев. Его подозрения были основаны на следующих моментах. Во первых текст и музыкальный ритм напева были популярны в гребенских казачьих станицах еще во времена атаманов Мамлая Осипова и Александра Бековича (Хасбулата)- а это времена не позднее конца XVI века. С каждым новым военным конфликтом на стариную мелодию появлялось множество новых вариантов текстов- известны варианты этой песни персидских хивинской, чеченских и турецких войн. Известно несколько "белогвардейских" и красноармейских вариантов. А подпоручик Лев Книппер в гражданскую воевал на стороне белых- в 6-й батарее 2-го кизляро- гребенского конно-артиллерийского дивизиона где наверняка мог ее услышать. В 1920 году он эвакуировался из Крыма с остатками армии барона Врангеля. С 1922 года —он ввернулся в советскую Россию. В начале 1920-х годов его направили в Берлин, официально для продолжения музыкального образования. Как писал в своих мемуарах Павел Судоплатов, не позднее 1923 года Лев Книппер завербовал проживавшую в Германии родную сестру актрису Ольгу Чехову в ряды агентов советской внешней разведки, а в 1940 году работал в присоединённых территориях Польши по фильтрации и выявлению вражеской белогвардейской агентуры. Но оставим эту сторону деятельности "великого композитора" и вернемся к сравнению гребенского и книпперовского вариантов песен. Мелодия на 99%- один в один, а вот тексты кардинально отличаются. Хотелось бы вставить этот напев в исполнении Государственного кубанского казачьего хора, это есть в рутубе, но мр3 тут на ресурсе не вставляется . Поэтому приведу его текстом:
      изначальный текст -напева:
      Полюшко, поле (гребенской напев XVI века. стц. Червленая)
      Полюшко, поле, полюшко, широко поле
      Едут, да по полю герои,
      Ой да гребенские все герои.
      Во поле травы. клонятся от ветра травы
      По небу кружится чёрный ворон
      Ой, по голубому черный ворон
      Во поле сядет
      На замшелый камень ворон сядет
      Спросит у героев черный ворон
      Спросит у идущих вещий ворон.
      Ой, да куда вы?
      за моря за зипунами?
      а дома нераспаханное полюшко
      в поле не засеянные зерна.
      Скажут герои .Скажут черну ворону герои.
      Мы бы хотели
      За плужком ходить по чисту полю
      Хлеб растить да няньчить малых деток.
      Да беда подкралась из за гребней.
      Видят пикеты
      Видят на гребнях седую тучу,
      Из которой льется вражья злоба,
      Эх, да вражья злоба, словно туча.
      Орды басурман с гребней спустились
      Разожгли костров как звезд на небе.
      Тут не до плуга
      Не до бороны и не до плуга.
      Будет здесь теперь другая пашня
      И не потом кровушкой полита.
      Будет здесь пашня.
      Ой да, будет страшная здесь пашня
      Поле мы копытами, распашем.
      Стрелами, мы, полюшко, то всполем.
      Стрелами всполем
      Кровушкой польем. Запашем костью.
      густо мертвечиною засеем.
      Быть тебе сытым.
      Быть тебе теперь надолго, ворон, сытым.
      Но не быть уже тебе счастливым
      Твой удел стать стражем на погосте.
      Женки не плачьте, Сродники, утрите слезы.
      Кони наши быстры сабли востры.
      Встретить мы ворогов готовы
      Мы не раз их били в этом поле.
      Бог не выдаст - одолеем снова.
      А коль ляжем здесь- господня воля
      Примет гребенцов, широко поле.
      Полюшко-поле, полюшко- широко поле
      Едут, да по полю герои,
      Ой да, гребенских станиц герои.(с)



    2. +4
      2 марта 2026 11:45
      Цитата: Дмитрий Иванов_8
      Хех. Кого "поскреби" - то татарин, то дворянин :). Прадед по матери мой был дворянином из Мензелинска (сейчас - Татарстан). Ну, а раз я здесь коммент оставил, то его потомков не репрессировали :)

      По статье возникает ощущение что в Октябре 1917 дворяне просте переподелили власть - от одних дворян к другим.
  3. vet
    -2
    1 марта 2026 08:25
    знаменитый Кавалергардский полк. Служить в этой части было очень престижно, но чрезвычайно дорого. Первой тратой молодого офицера была покупка двух хороших лошадей, с которыми он и поступал в полк.

    Говорят, что офицерам "старых" гвардейских полков не полагалось спрашивать сдачу. И потому официанты, извозчики, продавцы и т.д. внешне лебезили перед ними, но в глубине души смеялись и считали "дойными коровами" и "лохами".
    1. +7
      1 марта 2026 12:31
      Цитата: vet
      Говорят, что офицерам "старых" гвардейских полков не полагалось спрашивать сдачу. И потому...

      За покупками ходили слуги или денщики.
      Цитата: vet
      И потому официанты, извозчики, продавцы и т.д. внешне лебезили перед ними, но в глубине души смеялись

      на счет официантов сильно сомневаюсь. Им до революции зарплату не платили вообще. И жили они исключительно на чаевые.
      1. vet
        -1
        1 марта 2026 18:05
        Ну, прямо, гвардейские офицеры без денщиков вообще ничего не стоили и ничего не умели, даже какую-нибудь булку купить. И дамам гвардейские офицеры на улице или в кафе цветы не покупали - денщика вызывали.
        1. +4
          2 марта 2026 11:25
          Цитата: vet
          Ну, прямо, гвардейские офицеры без денщиков вообще ничего не стоили

          Не представляю, как Вам удалось сделать такой вывод))
          Цитата: vet
          даже какую-нибудь булку купить.

          Вы не поверите, но царские офицеры (даже армейские) не ходили по магазинам с авоськами.
          Цитата: vet
          И дамам гвардейские офицеры на улице или в кафе цветы не покупали

          Отчего же покупали. И да, торговаться было непринято. Но... никто их за это не презирал и лохом не считал.
          1. vet
            -3
            3 марта 2026 09:58
            Ну, да, не смеялись за глаза продавцы цветов, над лохом, который ради дешевых понтов платил за букетик в 10 раз больше, чем остальные!
            И за каждым пирожным и за каждой чашечкой кофе не бегали денщики, сами гвардейцы в кафе заходили и покупали.
            1. +2
              3 марта 2026 15:08
              Цитата: vet
              И за каждым пирожным

              Простите, вы молодым не были, девчонок в кафе, которое в обычные дни не могли себе позволить, не водили?
              Цитата: vet
              не смеялись за глаза продавцы

              Вы сами-то продавцом работали? Нет, я понимаю, что вы врач, но допустим в студенческую пору... очевидно, нет, иначе поимали бы что это глупо. Продавцы презирают как раз тех кто сношает им голову торгуясь за каждую копейку.
              А что касается, того как гвардейцы обращались с деньгами, попробуйте для разнообразия прочитать .... источник на основе которого написана эта статья. То есть воспоминания Игнатьева.
              — Ну, как вам командуется? — спросил меня в дачном поезде как-то раз старый усатый ротмистр из соседнего с нами конногренадерского полка.

              Я пожаловался на бедность нашей раскладки на ужин. Тогда он, подсев ближе, открыл мне свой секрет:

              — Оставляйте от обеда немного мяса, а если сможете сэкономить на цене сена, то прикупите из фуражных лишних фунтов пять, заведите противень — да и поджарьте на нем нарубленное мясо с луком, кашицу варите отдельно, а потом и всыпайте в нее поджаренное мясо.

              И возможно тогда вы узнаете, что в случае необходимости, гвардейцы до копеечки все считали. Искали приработки для своих солдат, заботились об их столе и так далее.
              А мажоры были всегда, даже в 30е при незабвенном ИВС.
  4. vet
    +4
    1 марта 2026 08:28
    категорически не принимал политику Сергея Витте и резко выступал против введения свободно конвертируемого золотого рубля, так как считал его инструментом порабощения русской промышленности и торговли иностранцами.

    Надо вспомнить и о выводе заработанных в России денег за границу и о том, что именно золотой рубль позволял капиталистам и аристократам "сорить деньгами" в Париже, Ницце, Баден-Бадене, в то время, как российская промышленность и торговля задыхались без денег и переходили под контроль иностранцев.
    1. +5
      2 марта 2026 11:49
      Цитата: vet
      российская промышленность и торговля задыхались без денег и переходили под контроль иностранцев.

      Она не "задыхалась без денег" - ее душили крышуемые родней Коли 2 иностранные промышленники.
      А денег было навалом в стране
  5. +10
    1 марта 2026 08:36
    "50 лет в строю"- книга ,написанная героем статьи и прочитанная ещё в далёком детстве,оставила неизгладимое впечатление на всю жизнь,
    1. +6
      1 марта 2026 11:10
      Цитата: andrewkor
      "50 лет в строю"- книга ,написанная героем статьи и прочитанная ещё в далёком детстве

      ++
      аналогично и даже перечитывал пару раз в уже более зрелом возрасте...
  6. +2
    1 марта 2026 08:59
    Хрустобулочники сейчас расскажут, что всех их в 37 Сталин и Берия за ужином съели и запили кровью старых большевиков wink
  7. -9
    1 марта 2026 09:09
    Можно согласиться с тем что многие из дворянских фамилий по тем или иным причинам служили большевикам. Так же как и то, что многие окончили своё служение у расстрельной стены или в ГУЛАГе.
    Может о них и нужно было бы поговорить, чем о такой мерзости как Игнатьев. Ни один русский офицер никогда бы подал руки этому гнусному человеку, от которого отказалась даже собственная мать!
    Уж по нему я собрал большой материал, да и книги его и Павла имеются. Но не буду...
    Есть у меня сборник документов "СС в действии" ,переводное издание ГДР. После того как беру в руки, мне кажется, что обложка сделана из человеческой кожи... И хочется тщательно вымыть руки! Такое вот и ощущение когда обращаюсь к материалам об Игнатьева!
    1. vet
      +3
      1 марта 2026 11:12
      Игнатьев - честный РОССИЙСКИЙ и СОВЕТСКИЙ, а не царский офицер. Он герой СССР и живой современной России. И антигерой мертвой царской России, которая развалилась и умерла по причине чудовищной глупости последнего монарха и непомерной жадности капиатлистов и аристократов.
      1. -8
        1 марта 2026 18:22
        Цитата: vet
        Игнатьев - честный РОССИЙСКИЙ и СОВЕТСКИЙ, а не царский офицер.

        мерзавец без чести и совести, вор и предатель, беспринципный паркетный шаркун, проклят родной матерью и братом, однополчанами и соучениками.
        1. vet
          +2
          1 марта 2026 18:25
          Игнатьев, выбирая между вышвырнутыми из России за ненадобностью паразитами и Россией выбрал Россию. За что ему честь и хвала.
          Игнатьев - служил живой России, в которой мы живем сейчас. А разные Шкуры, Красновы, Мамонтовы и Колчаки - мертвой России, царской - трупу, который они хотели оживить.
          1. -8
            1 марта 2026 18:41
            труп-это болшевизм, которому и служил вор.

            Цитата: vet
            служил живой России

            большевики стерли с карты мира имя России-в школу зайдите
            Цитата: vet
            мы живем сейчас

            belay lol кпсса давно нет laughing
            1. vet
              -4
              2 марта 2026 08:39
              Вы просто не представляете себе современную Россию. В 90-ые, действительно, были попытки реабилитации белых и Николая 2, но народ быстро разочаровался. А после начала СВО вообще наступил резкий перелом настроений, поскольку выяснилось, что монархисты, антисоветчики, антикоммунисты - сплошь предатели и наши враги. Марр и Сонгвольф, Силуэт - если они пишут не из-за рубежа - маргиналы, не отражающие настроения в обществе.
              1. -5
                2 марта 2026 09:22
                Цитата: vet
                сплошь предатели и наши враги.

                не стыдно такое писать в 21 веке?
                Цитата: vet
                не отражающие настроения в обществе.

                lol где ваши коммики-покажите lol
                1. vet
                  +2
                  2 марта 2026 10:52
                  А причем здесь коммики? Я пишу о настроениях в российском обществе, нарастающем раздражении от навязывания в школах Солженицына, от деятельности Ельцин-центров, от антисоветчины. И именно антисоветчики и антикоммунисты, националисты, либералы и монархисты, которые раньше все вместе с разных сторон били по СССР и развалили его, продвигали все эти гнилые идеи, побежали сейчас из России, как тараканы на кухне, когда включили свет. Показали свое истинное лицо. И только Путин сейчас мешает окончательно избавиться от наследия его папика Ельцина. Когда он уйдет, Россия окончательно встанет на путь выздоровления.
                  1. -1
                    2 марта 2026 12:57
                    Цитата: vet
                    били по СССР и развалили его, продвигали все эти гнилые идеи

                    назовите ..."удары" lol laughing

                    никаких войн не было, сгнивший сам рухнул при вашем непротивлении-это просто факт.
                    Цитата: vet
                    Россия окончательно встанет на путь выздоровления

                    это да-все меньше ушибленных Кратким курсом, а молодежь даже имен ваших т.н. вождей не знает и знать не хочет. lol
                    1. vet
                      -1
                      2 марта 2026 13:40
                      Вы не знаете современной России. Речь идет не о реставрации коммунистических идей (я тоже не коммунист и никогда им не был), а об активном неприятии нашими гражданами (уже на уровне условного рефлекса) идей антикоммунистических, антисоветских, "либеральных", монархических. Всякое очернение советской истории уже вызывает резкое неприятие в обществе, и мало кто из политиков (кроме сбежавшей на западные хлеба несистемной оппозиции) уже решается Советский Союз критиковать. И все уже поняли, что причина всех проблем - именно предательство Советского Союза высшими чиновниками государств, которые оказались как раз антикоммунистами и (на окраинах) националистами, а также невиданное воровство под видом реформ. Что касается монархистов, в современной России они - юродивые шуты и скоморохи. Никто их всерьез не воспринимает.
                2. -1
                  2 марта 2026 12:22
                  А Вам не стыдно такое писать в 2026 году?
            2. -1
              6 марта 2026 14:21
              Стесняюсь спросить.А что он украл? Богатейший человек тогдашней России
        2. +4
          2 марта 2026 18:37
          А можно перечень гнусных преступлений, как выразился мессир, "мерзавца без чести и совести"? С подтверждением в виде источников (желательно не из числа писаний разобиженных "цветов эмиграции", которым по вине Игнатьева госденег не перепало). И что конкретно и у кого наш генерал украл - опять же с подтверждениями?
          1. 0
            4 марта 2026 14:25
            Цитата: Николай А. Шадов
            А можно перечень гнусных преступлений, как выразился мессир, "мерзавца без чести и совести"?

            Вор, трус, русофоб, предатель, коньюктурщик, графоман.

            Председатель Комиссии ВП по расследованию "деятельности" Игнатьева:Лисовский:
            «в Русской миссии во Франции... несомненно, есть люди, для которых большевистский переворот был сущим подарком

            Наоборот — не явись большевики, не все служащие в Русской миссии чувствовали бы себя хорошо вплоть до настоящего времени и сели бы на скамью подсудимых и были бы достойно наказаны

            Дознание по делу Игнатьевых проходило в Петрограде и началось в весьма символичный для русской истории день — 25 октября 1917 года

            Что и спасло графа.

            Обратите еще внимание, что к СССР он обратился аж в ...1924 г, выжидая-чья возьмет...
            1. 0
              4 марта 2026 16:35
              Избыток экспрессии, с которой мессир обвиняет А.А. Игнатьева, не равно доказательству.
              Про воровство. Документальные источники, насколько мне известно, свидетельствуют о том, что прямых и неоспоримых доказательств того, что вменяется генералу Игнатьеву его противниками, не было. Если таковые имеются, милости прошу ссылочку, ознакомлюсь. И самое главное - государственные деньги были возвращены Игнатьевым Родине. Если даже из этой суммы что-то - гипотетически - он присвоил (напомню, доказано это не было), сам факт возвращения этих огромных средств нашему государству искупает, на мой взгляд, какие-то отдельные злоупотребления; оные, к сожалению, были и остаются в любой госсистеме на всех уровнях.
              Русофобство. Игнатьев вернулся в России, хотя мог остаться в нежно любимой им Франции (и возможности у него для этого были). Это лучше всего опровергает подобный аргумент.
              Трус. О, как! А конкретные примеры? Кстати, мессиру не кажется, что "трусу" как раз-таки было проще не вступать в конфликт с нашими закордонными патриотами и просто поделиться с ними государственными деньгами, выторговав себе достойный куш?
              Конъюнктурщик и графоман. А вот это уже настолько субъективщина, что даже дискутировать неохота.
              А про дату обращения... Мессиру кажется подозрительным тот факт, что до определенного момента человек не захотел вверять огромнейшие средства свежеиспеченному правительству, которое еще не известно, сколько продержится, не повторив судьбу разных "Директорий"? По-моему, это называется "здравый смысл". А к 1924 г. уже было очевидно, что СССР - устойчивая государственная формация, которая в полной мере может считаться правопреемницей РИ.
              1. +1
                4 марта 2026 19:01
                Цитата: Николай А. Шадов
                Избыток экспрессии

                belay просили перечень-получили.
                Цитата: Николай А. Шадов
                Про воровство. Документальные источники, насколько мне известно, свидетельствуют о том, что прямых и неоспоримых доказательств того, что вменяется генералу Игнатьеву его противниками, не было

                расследование НЕ сработало из-за ВОРа--большевики спасли вора., его не успели проверить. https://orenbkazak.narod.ru/Ignatieff.pdf
                Цитата: Николай А. Шадов
                И самое главное - государственные деньги были возвращены Игнатьевым Родине

                каждый МЕСЯЦ , годами, через него проходило 120 млн золотых франков , через него прошли миллиарды, вернул он копейки- 225 млн

                ПРедатель-дав присягу ВП -не выполнил его приказаний
                Цитата: Николай А. Шадов
                мог остаться в нежно любимой им Франции

                боялся, его даже охраняли полицаи.
                Цитата: Николай А. Шадов
                как раз-таки было проще не вступать в конфликт с нашими закордонными патриотами и просто поделиться с ними государственными деньгами, выторговав себе достойный куш

                война закончилась, счета арестованы и под пристальным вниманием франков. Фактически деньги вернуло правитльство социалистов франции
                Цитата: Николай А. Шадов
                что до определенного момента человек не захотел вверять огромнейшие средства свежеиспеченному правительству

                до определенного момента он выбирал, чтобы не прогадать (и с былыми не порывал и к крассным не шел) и купил совпаспорт и защиту за 225 млн.

                Большевики что-то явно знали о делишках грфа -НИ ОДНОГО ордена СССР он так и не получчил...
                1. -1
                  4 марта 2026 22:26
                  Исследование А. В. Ганина - лишь одно из многих, посвященных деятельности А.А. Игнатьева. Почему мессир - хотя бы для объективности - не ссылается, например, на исследования А.Б. Мартиросяна, который весьма комплиментарно отзывался о братьях Игнатьевых? Подобный прием называется "подтасовкой карт" - когда отбираются только те источники и факты, которые выгодны говорящему.
                  Да и само цитируемое исследование Ганина с точки зрения научно-исследовательской работы вызывает ряд вопросов. Например, многие озвучиваемые как факт утверждения на самом деле базируются на свидетельских показаниях, которые сами нуждаются в верификации (те же откровения Панчулидзева, фигура и показания которого вызывают много вопросов в рассматриваемом деле).
                  Тезис про миллиарды. А можно ссылочку на документы, где конкретно бы отслеживались упомянутые финансовые потоки?
                  Про "боялся" - сугубо мнение мессира. Проворовавшихся (доказано!) эмигрантов с кучей недругов в Европе хватало. Почему-то на Родину из них никто не спешил. Что на последней Игнатьева не тронут, гарантий на самом деле тоже не было, и мессиру это известно. "Купить жизнь" (с приписываемыми ему "наворованными средствами") он прекрасно мог и во Франции/ Америке.
                  Кстати, тезис про покупку паспорта логически противоречит вышеприведенному тезису о возвращении денег социалистами Франции. Если вернули они - как 225 млн. мог вернуть Игнатьев? Если на фактическую передачу денег он был не способен - как он таким образом мог "купить" жизнь?
                  Что имеем в сухом фактическом остатке? А.А, Игнатьев вернул деньги нашему государству? Вернул, это факт. Мог не возвращать и не возвращаться? Мог, тоже факт. Был факт воровства? Не факт, прямых доказательств нет, о чем говорят даже недруги князя. Все остальное - интерпретации, причем, как в случае мессира, исключительно односторонние. А это уже как минимум непрофессионально - по крайней мере, для человека, претендующего на знание истории.
                  1. +1
                    6 марта 2026 17:57
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    не ссылается, например, на исследования А.Б. Мартиросяна

                    пустышка
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    на самом деле базируются на свидетельских показаниях

                    даже в суде принимаются
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    Кстати, тезис про покупку паспорта логически противоречит вышеприведенному тезису о возвращении денег социалистами Франции. Если вернули они - как 225 млн. мог вернуть Игнатьев?

                    он сообщил, французы вернули
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    А.А, Игнатьев вернул деньги нашему государству? Вернул, это факт

                    belay Франция вернула-это факт
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    Мог не возвращать и не возвращаться? Мог, тоже факт. Был факт

                    не мог не сообщить-это его единственная надежда была.

                    Не возвращаться тоже уже не мог-замаран -проклят семьей и обществом
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    Не факт, прямых доказательств нет, о чем говорят даже недруги князя.

                    не пойман-не вор, ага lol
                    Цитата: Николай А. Шадов
                    Все остальное - интерпретации, причем, как в случае мессира, исключительно односторонние. А это уже как минимум непрофессионально - по крайней мере, для человека, претендующего на знание истории.

                    ни одной награды вор так и не получил-не хотели ордена позорить-это ФАКТ.

                    ПС не претендую
                    1. 0
                      7 марта 2026 02:47
                      Из перечисленного мессиром только один факт - последний. Хотелось бы узнать, а какой конкретно орден должен был получить генерал Игнатьев, который хитрые большевики позорить не захотели, а?
                      Про пустышку. Какие объективные критерии мессир использует для оценки научных работ и авторитетности конкретного историка? Какую методику наукометрического анализа использует? Или это - очередная декларация, основанная на видении художника?
                      Показания. Мессир явно не дочитал мой тезис. Там написано - "требующих верификации". Именно поэтому в судах далеко не все свидетельские показания и не всегда принимаются как основание доя решения о виновности/невиновности.
                      Франция вернула - хорошо. При чьем активном участии?
                      Про "не мог", "замаран" и т.д. Мессир, судя по сообщениям, опирается в своих суждениях на пару-тройку источников явно тенденциозного характера со стороны тех самых разобиженных эмигрантов, которые мессиру чем-то приятны. Если ошибаюсь - тогда жду список. В ином случае - очередная демонстрация приема "навешивание ярлыков".
                      А про не "пойман - не вор ". Отсутствие фактов не мешает выводам- тем хуже для фактов? Тут выше мессир пытается апеллировать к практике судов... Ну, так продолжим эту логику и вспомним про центральный принцип судебного разбирательства - презумпция невиновности.
                      1. 0
                        7 марта 2026 13:31
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        . Хотелось бы узнать, а какой конкретно орден должен был получить генерал Игнатьев, который хитрые большевики позорить не захотели, а?

                        belay
                        такой же Самойло, за ту же преподав деятельность, в те же годы награжден кучей орденов ленина, КЗ , ОВ
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        Какие объективные критерии

                        необъективонсть и предвзятость
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        Франция вернула - хорошо. При чьем активном участии?

                        финансовых экспертов ссср
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        ару-тройку источников явно тенденциозного характера

                        Кто вам дал право обвинять в тендециозности-художник так видит?
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        Отсутствие фактов не мешает выводам-

                        фактов масса, но суд не состоялся из-за ВОРов
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        И да, один вопросик... А когда именно от генерала отреклась семья и его прокляло все белое окружение? Не после ли событий 1924 г.?)

                        читайте 50 лет встрою, Павел Игнатьев:
                        На семейном совете принято исключить тебя из семьи.
                      2. 0
                        7 марта 2026 14:59
                        "Необъективность и предвзятость" + "право на обвинение". Мессир ссылается на источники с ярко выраженной экспрессивно-оценочной направленностью, нарушающих принципы научной методолологии и теории аргументации (об этом я писал выше). При этом он без фактического обоснования называет пустышками работы и показания, не совпадающие с его позицией. Приводятся только источники с четко выраженной антагонистической позицией по отношению к Игнатьеву без попыток анализа других данных. Вывод: мессир в своих выводах даже не пытается использовать критерий объективности.
                        "Фактов масса". Ни одного (финансовый анализ, накладные, акты и пр.) мессир не привел. Забегая вперед - противники в лице Лисовского и пр. тоже, ограничились одними голословными обвинениями и предположения. Вывод: декларация.
                        Про 1924 г. "50 лет в строю" читал. Там четко указано, что указанный семейный совет случился уже после того, как Игнатьев официально вступил в контакт с советской стороной и начал участвовать в вопросе о передаче денег нашему правительству. Анафема со стороны эмигрантского движения началась с этого же момента (до этого всякие Мещерские и Ко не стеснялись к нему подходить с разными прожектами). Так что тезис мессира про то, что бедному Игнатьеву просто деваться некуда было, не выдерживает критики. Ибо деваться некуда ему стало как раз после передачи денег СССР.
                        Без помощи и поддержки Игнатьева финансовые эксперты СССР пресловутых денег, возможно, и не увидели бы, благо попытки французов при Пуанкаре "по-тихому" приватизировать эти активы уже к тому моменту были. А всякие заманчивые предложения направить эти средства на иные цели Игнатьеву поступали от тех самых белоэмигрантов регулярно, и, поведись он на эти авантюры, наше правительство денег бы не увидело точно. Так что без Игнатьева судьба этих денег могла сложиться совсем иначе. Факт? Факт!
                        И да, снова про "не мог" и "выбора не было". У Игнатьева не было никаких гарантий, что на родной земле с ним ничего не произойдет. Только там он еще и без денег остался. А в Европе он мог, поделившись с кем нужно (с теми же своими ненавистниками) госденьгами, хотя бы жить безбедно, прикупив французский паспорт (ему его, насколько я помню, предлагали). Или махнуть в США и жить безбедно там - вероятность, что в Новом Свете его достанут какие-нибудь упертые белогвардейцы, вряд ли была бы слишком высока. Так что про отсутствие выбора, повторюсь, - сугубо личное мнение мессира, не могущее претендовать на истину.
                        На сем дискуссию заканчиваю.
                      3. 0
                        8 марта 2026 09:11
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        источники с ярко выраженной экспрессивно-оценочной направленностью

                        у вас ярко выраженная экспрессивно-оценочная направленность оценки объективных источников.

                        Что нарушает принципы научной методолологии и теории аргументации .

                        При это даже т.с. "объективных" фактов тов. ЩАдов не ...приводит, ограничиваяь пустым словословием.

                        Вывод: тов. в своих выводах даже не пытается использовать критерий объективности.
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        (финансовый анализ, накладные, акты и пр.

                        комиссия по расследованию воровства начала работать по ФАКТАМ воровства, гибели имущества задержек, переплат.
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        Про 1924 г. "50 лет в строю" читал.

                        не читал тов: еще в 1922 г Гольштейнвы требовали от него определиться и он определился.
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        Так что без Игнатьева судьба этих денег могла сложиться совсем иначе. Факт? Факт!

                        lol могла и факт -несовместимы-обратитесь к Ожегову
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        У Игнатьева не было никаких гарантий, что на родной земле с ним ничего не произойдет. Только там он еще и без денег остался. А в Европе он мог, поделившись с кем нужно (с теми же своими ненавистниками) госденьгами, хотя бы жить безбедно

                        за воровство и предателство России его могли спросить в любой момент-он и боялся все время, так что выбора у него и не было.

                        А счет был под контролем франции.
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        На сем дискуссию заканчиваю.

                        вверху писать надо это...
                      4. 0
                        10 марта 2026 13:43
                        Прошу извинить, не удержался...
                        Что касается экспрессивно-оценочной составляющей приведенных мессиром источников. Если мессир пожелает (дабы у него не было искушения «зеркалить» мой тезис о необъективности), я могу в следующем комментарии проиллюстрировать это на примере некоторых фрагментов приведенной им же работы А.А. Ганина, где присутствуют различного рода речевые манипуляции, направленные на создание негативно окрашенного образа А.А. Игнатьева.
                        Кстати, что касается сомнительности ее объективности, то про показания Панчулидзева как один из ключевых источников авторских выводов я уже писал.
                        Про расследования. Факт воровства и факт причастности – два разных факта. Пусть мессир покажет, какие конкретно документы за подписью Игнатьева изобличают его как вора, выписки с его счетов, на которые поступали «ворованные» средства и т.д.
                        Факт – 1. Истинное событие, действительное происшествие или реальное явление; пример, случай.
                        2. В функции сказуемого: Реальность, действительность.

                        Существование человека есть факт. Многие болезни, увы, не познаны и это - факт Сдавайся сразу, всё равно проиграешь. - Это ещё не факт (не доказано).
                        Другой пример: Безногий когда-то мог ходить. Пропозиция предложения: у некоего гражданина была объективная возможность передвигаться.
                        Так что вероятность чего-либо (явления, действительности) тоже сама по себе является фактом.
                        На факт того, что имелась вероятность совершенно иной судьбы денег, вверенных Игантьеву, ссылается даже приведенный мессиром источник (с учетом всех вышеуказанных моментов): «Он [Игнатьев] … в отличие от многих русских военных агентов не поддержал Белое движение и не позволил его участникам использовать огромные денежные средства, имевшиеся в его распоряжении».
                        Лингвистические апелляции мессира столь же авторитетны, как и юридические)
                        Про письмо Гольштейнов. Вот здесь признаю свой «косяк» – про этот факт за давностью прочитанного я забыл. Но есть забавный момент: мессир таким образом сам подтвердил ошибочность собственного тезиса о том, что Игнатьев «подался» на родину от безысходности. Получается, что «безысходность» началась как раз тогда, когда сам Игнатьев добровольно принял соответствующее решение.
                        За воровство могли спросить в любой момент. Сколько господ, обвиняемых в чудовищных хищениях в годы ПМВ, было за границей (Рябушинский П.П., Гучкова А.И. и т.д.)? А скольких из них «спросили»? Так что – слабый аргумент. И еще раз – «спросить» (правда, скорее всего, за другое) могли и в СССР.
                      5. 0
                        10 марта 2026 14:36
                        Цитата: Николай А. Шадов
                        Прошу извинить, не удержался...
                        Что касается экспрессивно-оценочной составляющей приведенных мессиром источников. Если мессир пожелает (дабы у него не было искушения «зеркалить» мой тезис о необъективности), я могу в следующем комментарии проиллюстрировать это на примере некоторых фрагментов приведенной им же работы А.А. Ганина, где присутствуют различного рода речевые манипуляции, направленные на создание негативно окрашенного образа А.А. Игнатьева.
                        Кстати, что касается сомнительности ее объективности, то про показания Панчулидзева как один из ключевых источников авторских выводов я уже писал.
                        Про расследования. Факт воровства и факт причастности – два разных факта. Пусть мессир покажет, какие конкретно документы за подписью Игнатьева изобличают его как вора, выписки с его счетов, на которые поступали «ворованные» средства и т.д.
                        Факт – 1. Истинное событие, действительное происшествие или реальное явление; пример, случай.
                        2. В функции сказуемого: Реальность, действительность.

                        Существование человека есть факт. Многие болезни, увы, не познаны и это - факт Сдавайся сразу, всё равно проиграешь. - Это ещё не факт (не доказано).
                        Другой пример: Безногий когда-то мог ходить. Пропозиция предложения: у некоего гражданина была объективная возможность передвигаться.
                        Так что вероятность чего-либо (явления, действительности) тоже сама по себе является фактом.
                        На факт того, что имелась вероятность совершенно иной судьбы денег, вверенных Игантьеву, ссылается даже приведенный мессиром источник (с учетом всех вышеуказанных моментов): «Он [Игнатьев] … в отличие от многих русских военных агентов не поддержал Белое движение и не позволил его участникам использовать огромные денежные средства, имевшиеся в его распоряжении».
                        Лингвистические апелляции мессира столь же авторитетны, как и юридические)
                        Про письмо Гольштейнов. Вот здесь признаю свой «косяк» – про этот факт за давностью прочитанного я забыл. Но есть забавный момент: мессир таким образом сам подтвердил ошибочность собственного тезиса о том, что Игнатьев «подался» на родину от безысходности. Получается, что «безысходность» началась как раз тогда, когда сам Игнатьев добровольно принял соответствующее решение.
                        За воровство могли спросить в любой момент. Сколько господ, обвиняемых в чудовищных хищениях в годы ПМВ, было за границей (Рябушинский П.П., Гучкова А.И. и т.д.)? А скольких из них «спросили»? Так что – слабый аргумент. И еще раз – «спросить» (правда, скорее всего, за другое) могли и в СССР.

                        вы повторяетесь-ничего нового.
                        Неинтересно..

                        За сим..
                      6. 0
                        10 марта 2026 16:32
                        О, повторяюсь я не более мессира) Хотя, если бы мессир читал чужие тексты, возможно, в этом не было бы нужды.
                        Равно как и в самой дискуссии, имей мессир привычку не обливать грязью поступки исторических личностей просто потому, что эти личности не соответствуют его политическим и культурным идеалам. Непрофессионально (а что бы мессир не говорил, истории как науке он явно не чужд).
                        Но в любом случае - благодарю за дискуссию, кое-что новое я для себя почерпнул.
                    2. 0
                      7 марта 2026 03:05
                      И да, один вопросик... А когда именно от генерала отреклась семья и его прокляло все белое окружение? Не после ли событий 1924 г.?)
        3. -1
          14 марта 2026 03:02
          Цитата: Ольгович
          мерзавец без чести и совести, вор и предатель,

          Это вы про Колчака?
          1. 0
            14 марта 2026 10:24
            про советского lol "орденоносца" lol

            единственный позорный генерал без... единого ордена lol
  8. +2
    1 марта 2026 09:16
    Таубе приговорили к смертной казни, но расстрелять не успели: в январе 1916 года он умер от тифа в тюрьме Екатеринбурга.
    Ошибочка в датах исправить бы.
    1. +2
      1 марта 2026 09:50
      Да, точно, опечатка, спасибо, исправим
      1. 0
        3 марта 2026 14:57
        Цитата: ВлР
        Да, точно, опечатка, спасибо, исправим

        Вот это бы ещё :
        От семейного очага оставалась лишь та лицемерная видимость, с которой примерялось как с совершенно нормальным явлением не только парижское, но и всякое так называемое высшее общество.

        Глаз царапнуло, и как-то не верится, что это граф ошибся )
  9. Eug
    +5
    1 марта 2026 10:07
    В Харькове в системе КГБ СССР служил Александр Иванович Гедройц - прямой потомок упомянутой в статье Веры Гедройц. К сожалению, после 2007 года с ним не общался.
  10. +2
    1 марта 2026 10:29
    Накануне революции в офицерском корпусе Российской империи насчитывалось около 150 тысяч человек. Из них в Белой армии потом 35 тысяч служили, а в Красной – 75 тысяч
    Обратил внимание, что по мере накопления прошедших с того периода десятилетий, кол-во бывших офицеров РИА, впоследствии служивших в РККА, в публикациях монотонно увеличивается.
    Видимо в этом вопросе с давних пор не прекращается внутреннее историческое брожение, что и вызывает рост объема общей массы.
    Полагаю, что в итоге это кол-во достигнет значения 150 000, затем перевалит свой рубикон и процесс также монотонно пойдет на спад laughing
    1. +6
      2 марта 2026 11:56
      Цитата: Marrr
      Полагаю, что в итоге это кол-во достигнет значения 150 000, затем перевалит свой рубикон и процесс также монотонно пойдет на спад

      Есть брошюра 1927 года - Алфавитный перечень генералов и старших офицеров служивших на тот момент в РККА . Половина А4, очень мелким шрифтом ФИО, звание и должность, страниц 60-70
      и там же приводиться цифра в 62 000 служивших в РККАбывших
      1. 0
        2 марта 2026 12:15
        Ссылку, приводящую к источнику, или его архивные реквизиты можете привести?
        1. +5
          2 марта 2026 12:20
          Цитата: Marrr
          Ссылку, приводящую к источнику, или его архивные реквизиты можете привести?

          Лежит где то на компе скан данной брошюры, скачивал в начале 2000х на торрентах
          Поэтому ни ссылки, ни тем более архивных данных, увы. Я честно говоря не уверен что скан сохранился - 3 компа поменялось feel
          1. -2
            2 марта 2026 12:22
            Понял, то же и у меня - много сканов потеряно вместе с компами
            Т.е. предлагаете поверить на слово, понял
  11. -2
    1 марта 2026 10:40
    Эта женщина родилась в России от брака уроженки Эльзаса Мари Браун и цыгана Владимира Бостунова – ведущего артиста киевской оперетты. Отец, кстати, обещал удавить дочь на ее же собственной косе, если та решит пойти в артистки. Впрочем, он ушел из семьи
    и только благодаря этому обстоятельству Наталье удалось избежать насильственной смерти.
    Обожаю публикации на ВО - отличный сайт good
    1. vet
      -1
      1 марта 2026 11:14
      Придирка ради придирки, которая не стоит и выеденного яйца. Нудность и "душность" запредельные. Сочувствую Вашим родственникам и коллегам. но особенно - подчиненным, если они у Вас не дай бог есть - эти ненавидят они Вас люто, можете быть уверены.
      1. +3
        1 марта 2026 13:27
        Сочувствую Вашим родственникам и коллегам. но особенно - подчиненным, если они у Вас не дай бог есть - эти ненавидят
        Ваша попытка стать Вангой смела по сути но безуспешна по содержанию - ни разу вы не угадали laughing
        Друзья и близкие меня любят и ценят в основном за присущее мне чувство юмора.
        А подчиненные меня уважали за профессионализм, хотя порой я бывал с ними излишне резок, каюсь, но всегда по делу. Ибо не терпел в работе раздобайство и дурную инициативу
        1. vet
          -1
          1 марта 2026 18:06
          подчиненные меня уважали за профессионализм, хотя порой я бывал с ними излишне резок

          Да, уж, типичная отговорка начальника, извините за выражение, самодура.
          1. +5
            2 марта 2026 11:31
            Не устаю удивляться. Всякий раз, когда у вас кончаются аргументы вы тут же переходите на личность оппонента. Обсуждаете место его жительства, отношение с подчиненными, родственниками (слава богу хоть до сексуальных пристрастий не докатились)...
            Вам совсем не стыдно?
  12. -4
    1 марта 2026 12:28
    акануне революции в офицерском корпусе Российской империи насчитывалось около 150 тысяч человек. Из них в Белой армии потом 35 тысяч


    Согласно исследованиям военного историка
    А. Г. Кавтарадзе, изложенным в его фундаментальном труде «Военные специалисты на службе Республики Советов 1917–1920 гг.»,
    Общая численность на 1917 год

    250 000 человек — расчетная численность офицерского корпуса Русской императорской армии к октябрю 1917 года.
    Эта цифра получена путем учета довоенного состава, массовых выпусков военного времени (около 300 тыс. чел.) и за вычетом безвозвратных потерь.

    Служба в Красной Армии (РККА)
    Кавтарадзе провел детальный подсчет «военспецов» из числа бывших офицеров, привлеченных на службу к большевикам:

    72 857 человек — общее количество бывших генералов и офицеров, служивших в Красной Армии в период Гражданской войны (включая тех, кто служил в тыловых учреждениях).
    Около 30% от общего состава кадрового офицерства и выпускников военного времени перешли на сторону РККА.
    Более 100 тыс-в Белой армии

    ДИН С Волков:
    общая численность офицерства составляла примерно 276 тыс. чел. (включая и тех, кто к моменту октябрьского переворота не вернулся в строй по небоеспособности или был уволен Временным правительством; и те, и другие, однако, участвовали в событиях гражданской войны и были объектом расправ). Примерно 170 тыс. из них (около 62%) воевало в белых армиях, у большевиков (без учета взятых в плен бывших белых офицеров) — 55–58 тыс. (19–20%), в армиях новообразованных государств — до 15 тыс. (5–6%) и немногим более 10% — 28–30 тыс. не участвовало в гражданской войне — главным образом по той причине, что в подавляющем большинстве (свыше 2/3 «не участвовавших») они были истреблены большевиками в первые месяцы после развала фронта (конец 1917 — весна 1918 гг.) и в ходе «красного террора».

    Офицеры Генерального штаба
    Отдельное внимание Кавтарадзе уделил элите армии — офицерам Генштаба:

    639 человек — служили в Красной Армии.
    Около 750 человек — служили в Белых армиях.
    Общая численность офицеров Генштаба к началу революции составляла около 1400–150


    24 тыс. офицеров (около 8%) погибло в мировую войну, до 90 тыс. (около 30%) — в гражданскую и около 80 тыс погибло ( около 25 %) в лагерях и растреляно ПОсле ГВ до 1940.

    А вот как офицеры "добровольно" попадали в РККА генералы Рузский, Радко-Дмитриев и пр после отказа -взяты в заложники и зарезаны, Брсилов после тюрьмы -согласился , "Известия ",1918
    :«Со всех концов поступают сообщения о массовых арестах и расстрелах. У нас нет списка всех расстрелянных с обозначением их социального положения, чтобы составить точную статистику в этом отношении, но по тем отдельным, случайным и далеко не полным спискам, которые до нас доходят, расстреливаются преимущественно бывшие офицеры... Представители буржуазии в штатском платье встречаются лишь в виде исключения
    »

    В Нижнем Новгороде еще 1 сентября 1918 г. расстрелян 41 чел., в т.ч. 21 офицер, а 10 сентября арестовано еще около 700 офицеров, в Пензе 5 сентября арестовано 160 офицеров, 22 сентября — еще около 200 и расстреляно 5, 6 октября расстреляно 152 чел., в Вятке 22 сентября арестовано 70 и расстреляно 23 чел., в большинстве офицеров. В сентябре — октябре сообщения об арестах и расстрелов офицеров поступали также из других губернских центров — Витебска, Могилева, Владимира, Пскова, Астрахани (11), Воронежа, Рязани, Костромы, Вологды (30 чел.), Тамбова (23), Петрозаводска, Смоленска (12), Ярославля (52), Перми (17, потом 50), Твери (130 чел.), и множества уездных городов: Жиздры, Порхова, Мещовска, Борисоглебска, Вязьмы, Козельска, Инсара, Чембара, Белого, Юрьева, Острогожска, Вышнего Волочка (22), Клина, Брянска, Малоярославца, Демянска, Невеля, Великих Лук, Городка, Повенца, Наровчата, Лихвина, Боровичей, Липецка (30), Почепа, Нижнего Ломова (около 30), Ардатова (32), Арзамаса (14), Красноуфимска, Осинского уезда, штаба Северо-Восточного фронта (около 20), а также о расстрелах офицеров, производимых ЧК Западной области, Беленихинской и Чориковской пограничными, Мурманской железнодорожной (260) ЧК и т.д. Они охватывают лишь некоторые случайные списки, попавшие в «Известия ВЦИК», в каждом городе таковые публиковались неоднократно.

    В ряде городов (Усмани, Кашине, Шлиссельбурге, Балашове, Рыбинске) были схвачены все находившиеся там офицеры. В Сердобске офицеры были расстреляны поголовно, в Чебоксарах эти категории также были все перебиты в ходе устроенной «Варфоломеевской ночи». В Пензе было расстреляно 156 офицеров. В Царицыне в середине сентября расстреляны десятки офицеров. в Москве и Петрограде ,Киеве и тысячи уничтоженных офицеров.

    В Мариуполе после занятия его большевиками в марте 1919 г. найденные офицеры были изрублены на месте. В Екатеринославе до занятия белыми погибло более 5 тыс. чел., в Кременчуге — до 2500. В Харькове перед приходом белых ежедневно расстреливалось 40–50 чел., всего свыше 1000. Ряд сообщений об этих расстрелах появлялся в «Известиях Харьковского Совета». В Чернигове перед занятием его белыми было расстреляно свыше 1500 чел., в Волчанске — 64{242}. В Одессе за три месяца с апреля 1919 г. было расстреляно 2200 чел. (по официальному подсчету деникинской комиссии — 1300 с 1 апреля по 1 августа), ежедневно публиковались списки 26, 16, 12 и т.д. расстрелянных, причем действительное число бывало обычно больше: когда писали о 18 — было до 50, при списке в 27 — до 70; летом каждую ночь расстреливали до 68 чел.

    Шантажо, голодом, заложнкиками и расстрелами принуждали офицеров к РККА
    1. +1
      1 марта 2026 12:49
      Да уж...
      ..."Но сердце, как бы ты хотело,
      Чтоб это вправду было так:
      Россия, звезды, ночь расстрела
      И весь в черёмухе овраг."
      В.В. Набоков.
  13. +7
    1 марта 2026 12:28
    Представительница литовского княжеского рода Вера Гедройц до революции обучала сестринскому делу императрицу Александру Федоровну и ее дочерей Татьяну и Ольгу. В СССР стала первым в мире женщиной – профессором хирургии.

    Вера Игнатьевна, дама без сомнения, выдающаяся и заслуживающая не краткого упоминания, а большой статьи.
    Она действительно принадлежала к древнему литовскому роду, но титула лишился еще ее дед, бывший активным участником Польского восстания, за что его собсно и повесили.
    В юности увлекалась политикой, вследствие чего состояла под надзором полиции. Была близка к народовольцам, в зрелые годы примкнула к кадетам. Образование получила заграницей, поскольку с женским образованием в РИ было сложно.
    Участвовала в Русско-Японской войне. Потом, по личному приглашению императрицы работала в Царскосельском госпитале. А когда начальство попыталось указать на ее неблагонадежность, выяснилось, что хорошее отношение Александры Федоровны весит куда больше жандармских отчетов. При желании это можно интерпретировать как невероятный либерализм царской власти)))
    Докторскую дисертацию защитила в 1912. Говорят, писала недурные стихи.
    Во время ПМВ продолжала служить в госпитале, имела конфликт с Распутиным. После революции перевелась на Юго-Западный фронт. Была ранена.
    За привычку носить мужскую одежду и специфические вкусы получила прозвище - "Жорж Санд". Сейчас бы могла попасть под статью за пропаганду нетрадиционных ценностей.
    Умерла от рака в 1932.
    1. +4
      1 марта 2026 13:16
      Цитата: Старший матрос
      Говорят, писала недурные стихи.

      Кстати,сочиняла стихи под псевдонимом - Сергей Гедройц,она была открытой лесбиянкой. Ради интереса почитал некоторые её стихотворения,муть конечно несвязанная,так наверное каждый может сочинить.Что-то на уровне пресловутого рэпа.
      Хотя можно согласиться - женщина (?) была незаурядной,хирург выдающийся,с Распутиным она не конфликтовала,всего лишь выгнала его из больничной палаты,где лежала Вырубова,когда старец ввалился в палату грязным,причём выгнала на глазах Царской Семьи,те промолчали.
  14. +1
    1 марта 2026 13:11
    Всегда вызывали улыбку "потомки дворян" у которых один дед (или бабушка) дворянин, а остальные три этого поколения из крестьян/рабочих/кухарок, но при этом они кричат что чуть ле не столбовые дворяне и не в коем случае не потомки из "низов", несмотря на 75% не голубой крови. В случае с одним прадедом/прабабушкой дворянином ситуация вообще комична. ))
    1. +8
      1 марта 2026 13:19
      Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?
      request
      1. +4
        1 марта 2026 16:32
        Наверное, многим хотелось бы найти свою фамилию в Бархатной книге.

        Но, если уж не сложилось, то герб наполняется событиями из жизни. Даже, если геральдика здесь ни при чем.

        Петруччо с Катариной вспоминаются.
        1. +3
          2 марта 2026 19:25
          Абсолютно не хочется. Хотя в роду были польские дворяне и русские купцы. Но дед начинал у "красных"( был коммунистом с конца 30ых), а его братья удрали в Харбин с "белыми". Может он и жалел об них, но всю жизнь прожил зажиточно. Имел хорошую пенсию. Построил дом себе и моему отцу забор к забору. И я как бы коней на переправе не меняю. Единственное, повесил бы горбатого у Кремлёвской стены.
      2. 0
        1 марта 2026 19:30
        Авель! Которого приговорил большевик Каин!😁
      3. +4
        2 марта 2026 16:11
        Цитата: Старший матрос
        Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?

        Ага... причём выводы из этого вопроса всегда делались одинаковые: бей дворян.
        Что в Англии, что в Германии.
        Als Adam grub und Eva spann, kyrieleys,
        wo war denn da der Edelmann? kyrieleys.

        Des Edelmannes Kindlein, heia hoho,
        das schicken wir in die Höll' hinein, heia hoho.
        © "Мы — чёрный отряд Гайера".
    2. +1
      2 марта 2026 22:35
      Вы, наверное, удивитесь, но еще при Иване Грозном немало обедневших дворян (в том числе - Рюриковичей) были вольными хлебопашцами. А потом кто-то из них даже в крепостные попал.
      Дворянский титул давался за заслуги, вместе с обязанностью служить (потом эту обязанность Пётр III отменил и дворянство стало вырождаться). И титул давался с наследованием и без, в зависимости от заслуг.
      Так что "из низов" в дворяне - раньше было возможно.
      1. vet
        +1
        3 марта 2026 09:52
        Вот именно. Именно Романовы изуродовали и искалечили русское общество, разделив его на две касты: господ-паразитов и бесправных рабов. Уже при Петре 1 началась насильственная европеизация дворян, оторвавшая их от других сословий. А при Екатерине 2 дворяне уже не знали русского языка (Первый язык Пушкина - французский!, русский потом выучил), и превратились в паразитов - служили только самые бедные, что побогаче - как правило, безвылазно сидели в столицах и числились в гвардейских полках, никогда не являясь на службу, или устраивали гаремы из дворовых девок в своих поместьях, самые "продвинутые" - еще и камеры пыток с инструментами и "специалистами", выписанными из Европы. Блок писал о революции:
        «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — спрашивал поэт Александр Блок, имение которого, с прекрасной библиотекой, также было разгромлено. — Потому, что там насиловали и пороли девок; не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? — Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему — мошной, а дураку — образованностью.
        Всё так. Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают... Но ведь за прошлое — отвечаем мы? Мы — звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов?».
  15. 0
    1 марта 2026 13:52
    Княгиня Евгения Шаховская в царской России была известна как женщина-авиатор и первая в мире военная летчица. После революции работала следователем в киевской ЧК и, как утверждают, отличалась особой жестокостью.

    какая она княгиня? Купчиха Андреева, вышедшая замуж за князя Шаховского на 6 лет , настоящая большевичка -нимфоманка, морфинистка, кокаинистка, алкоголичка, психопатка, садистка, воровка, уголовница, 4 года спутница Распутина,спавшая со всеми подряд, закончившая жизнь в пьяной драке с другим чекистом.

    Упомянутые красные дворяне-жалкие малочисленные осколки физически истребленного большевиками 2х миллионого русского дворянства , создавшего с русским народом Россию и известную нам русскую культуру- это писатели, поэты, художники , профессора, академик.

    Типичная судьба дворян после ВОРа-семья Владимира и Софьи Голицыных, -из двадцати двух человек, тринадцать арестованы и отправлены в лагеря, пять будут расстреляны и пять покинут.страну.

    Из 600 тысяч оставшихся в стране дворян подавляющее большинство посажено и уничтожено-их расстреливали заложниками, лишали карточек (смерть от голод) лишали прав граждан, образования в старших классах, права учиться в ВУзах и работать...

    какие огромные потери понесла страна и культура...

    Любимый актер дворянин Петр Вельяминов - с 17и лет провел в лагере ДЕВЯТЬ ЛЕТ! Отец и мать арестованы, Петр вскрывал себе вены:
    До 1950-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил. Я работал на лесосплаве, бригадиром плотнико


    академик Александров
    а сколько тогда в крыму было уничтожено тогда будущих академиков? Ведь расстреляли оббразованных и умных людей...Вернадскому ведь удалось спасти тогда жалкие крохи русской молодежи, выдав им студенческие билеты Тавр университета.

    ЗА что его закрыли, а Вернадкого с 16 профессораи отправили из крыма...
  16. +2
    1 марта 2026 15:53
    Хорошая статья, спасибо Автору, всегда с удовольствием читаю его. Если все, ну почти все дворяне такие были хорошими, честными, талантливыми, и военными и поэтами и писателями то откуда возникла такая ненависть между двумя миллионами дворян и всей остальной Россией? Другой вопрос что после взаимной резни Россия не сгинула, не прошла точку не возврата, не исчезла как неандертальцы, а пошла дальше восстановила и дала всем образование, жильё, науку, выиграла в Отечественной войне, вышла в космос и т.д. Сейчас нам опять дали вызов на уничтожение России. И опять мы делимся на олигархов и простой народ. Что мы в будущем будем делать с ними и хорошо ли нам с ними сейчас, и с теми проблемами существующими в данное время. hi
    1. 0
      1 марта 2026 17:48
      Господи! Что за дремучесть! Они и есть наш народ! Все дворяне, крестьяне, рабочие и есть один русский народ! Это и есть Россия!
      Вас вообще кто учил? Хотел бы на него взглянуть!
      1. vet
        +2
        1 марта 2026 18:23
        дворяне, крестьяне, рабочие и есть один русский народ

        Дворяне со времен Петра 1- не русский народ. Особенно высшие слои и особенно со времен Екатерины 2. Говорили по-французски, одежду носили заграничную, русской едой брезговали, и этот самый народ, как скот продавали. Так и писали, не смущаясь:
        Въ Большой Коломнѣ, но берегу Екатерининскаго канала, в каменномъ домѣ, подъ № 285, продается мальчик, знающій чесать волосы, и дойная корова

        И никого в России не удивил манифест Пугачева:
        повелеваем сим нашим имянным указом:
        кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, — оных
        раззорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.

        И уже в эмиграции Деникин писал об отношении господ-офицеров к солдатам из народа:
        «Солдату внушают на словах о высоком звании воина, а не так ещё давно на оградах парков, скверов и при входах на гулянии он мог прочесть “Собак не водить”, а рядом — “Нижним чинам вход воспрещается”. Распоряжение по таким то улицам нижним чинам не ходить, мне приходилось читать ещё не так давно в приказах по гарнизону... И вспомнил же солдат в 17-м году “собачьи” сравнения! Вспомнил так, что в течение многих месяцев по лицу страны общественные места стали неудобопосещаемы, улицы непроходимыми, дороги непроезжими.

        Вот и погнали паразитов.
        1. 0
          1 марта 2026 19:26
          Смотрю сейчас Воскресный вечер с Соловьёвым... Калашников от КПРФ такую фигню несет, как и вы!😂
      2. 0
        1 марта 2026 19:16
        А где я писал или говорил что это разные народы? И резня была между собой или между сословиями.
        1. +1
          1 марта 2026 20:30
          Цитата: Солдатов В.
          А где я писал или говорил что это разные народы? И резня была между собой или между сословиями.

          то есть 4 года воевали 2 млн дворян (в том числе дети, женщины, старики) со 178 миллионами остальных людей в России? круто, что сказать... просто зверюги какие то.. против 89 кратного преимущества 4 года биться..
          1. 0
            2 марта 2026 03:12
            Нижним чинам и собакам вход запрещен.
            Нижним чинам и собакам ехать на передней площадке трамвая запрещено.
            Один народ?
            Разделение улицы на белую, для господ и чёрную, для народа, это один народ?
            1. +4
              2 марта 2026 07:29
              Цитата: Grencer81
              Разделение улицы на белую, для господ и чёрную, для народа, это один народ?

              да, было и такое.. но как это отменяет факт того, что за "красных" были тысячи дворян и факт того что их всего 2 млн из 180? какая же тогда сословная война, да и еще 4 года? если бы просто - все против дворян, они бы за пару месяцев кончились максимум..
  17. +8
    1 марта 2026 16:05
    Читал 50 лет в строю. Мой Батя был в ГРУ в ВОВ а после войны видел портрет графа в одном учреждении. Выдающийся был разведчик,как и его брат. Кстати у меня отец тоже из дворян. Но мой дед воевал в Второй Конной и дошёл до зам.командира сабельного полка. А братья воевали за белых. Гражданская война это трагедия любого народа и государства. И там всё очень непросто. Бог им всем судья у каждого, как они считали была своя правда.
    1. -1
      1 марта 2026 18:04
      Игнатьев был дипломат, занимал должность представителя русской армии при французской главной квартире. Занимался размещением военных заказов и поставкой их в Россию. К разведке отношения было опосредственное. И уж никак не гениальное! Разведчиком был его брат Павел. Этот действительно был боевым офицером. Принимал участие непосредственно в боях, был ранен. В отличии от Алексея, который во время русской японской войны обшивался самое близкое во втором эшелоне. Рану получил свалившись с лошади и сразу в госпиталь.
    2. +3
      1 марта 2026 19:38
      а после войны видел портрет графа в одном учреждении. Выдающийся был разведчик,как и его брат.
      Ну я бы не использовал в отношении А. Игнатьева эпитет "выдающийся разведчик".
      Находясь во Франции, он не выполнял функции, которые в СССР выполняли легальные резиденты военной разведки. Его деятельность на поприще разведки была административная: координация и обмен информацией с разведслужбой Франции, отслеживание выполнения военных заказов, организация надежной связи и т.д.
      Непосредственно разведкой ( том числе агентурной) занимался Павел Игнатьев, но о его успехах на этом поприще известно лишь из его занимательных мемуаров.
      А мемуары это не самый надежный источник точных сведений
    3. +7
      1 марта 2026 20:00
      мой дед воевал в Второй Конной и дошёл до зам.командира сабельного полка

      Может все таки в Первой Конной, Александр?
      Во Второй Конной ни у Городовикова, ни у Миронова не было специализированных сабельных полков, в отличии от белой конницы генерала Барбовича. Сабельные полки в кавалерийских дивизиях РИА, вооруженные вместо шашек кавказскими саблями были созданы еще во время ПМВ по инициативе генерала от кавалерии Федора Артуровича Келлера исключительно для встречных кавалерийских боев, где фланкирующая кавказская сабля имела преимущество перед рубящими и колющими германскими и австрийскими кавалерийскими саблями, шашками и и палашами. А вот в Первой Конной по инициативе С. Буденного как раз и был сформированный из красных северокавказских казаков волеской и горско - моздокской линий ТКВ вначале отдельный сабельный эскадрон Михаила Федосеевича Блинова, после его гибели переросший в знаменитый 30 -ый Саратовский сабельный полк 2-ой Ставропольской кавалерийская дивизии им . тов.Блинова.
      Именно 30 -ый Саратовский сабельный полк 2-ой Ставропольской кавалерийской дивизии 1-ой КА и стал главным бенефициантом крупнейшего кавалерийского сражения Гражданской Войны под Егорлыкской (25 февраля — 2 марта 1920) где разыгралось самое крупное за всю гражданскую войну встречное конное сражение (общие силы обеих сторон достигали 25 тысяч всадников). Когда кавалерийские дивизии 1-й Конной армии РККА под командованием С. М. Будённого разгромили конные группы ВСЮР генерала А. А. Павлова (2-й и 4-й Донские конные корпуса) и 1-го кавалерийского Кубанского корпуса ВСЮР генерала В. В. Крыжановского.
      В состав 1-й конной армии входили:
      1-я Кавказская кавалерийская дивизия (апрель 1920),
      2-я Ставропольская кавалерийская дивизия имени М.Ф. Блинова (апрель — май 1920),
      4-я Петроградская кавалерийская дивизия (ноябрь 1919 — август 1923),
      6-я кавалерийская дивизия (СССР) (ноябрь 1919 — октябрь 1923),
      8-я кавалерийская дивизия Червонного казачества (август 1920),
      9-я кавалерийская дивизия (апрель — май 1920),
      11-я кавалерийская дивизия (ноябрь 1919 — май 1921),
      14-я кавалерийская дивизия (январь 1920 — октябрь 1923),
      19-я кавалерийская дивизия (январь — апрель 1921),
      Кавалерийская дивизия имени Екимова (апрель — май 1920),
      1. +8
        1 марта 2026 20:35
        После расформирования Первой конной, 2-я Ставропольская кавалерийская дивизия имени М.Ф. Блинова стала отдельной 5-ой Ставропольской КД РККА им. имени М.Ф. Блинова, а с с 26 ноября 1941 года за отличия в боях под Москвой и первой гвардейской кавалерийской частью РККА под именем 1-я гвардейская кавалерийская дивизия. им М.Ф. Блинова. К концу ВОВ она имела почётное наименование гвардейская Ставропольская ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого кавалерийская дивизия имени М. Ф. Блинова....
        На воинском кладбище г. Коврова похоронен младший сын моей прабабушки -рядовой казак 1-ого гв. КП1-ой гвардейская КД. им М.Ф. Блинова, скончавшийся в 1942году в ковровском госпитале от ран, полученных в битве за Москву
        1. +5
          1 марта 2026 20:48
          Прабабушка всегда плакала когда слышала по радио песню Л.Утесова "То не тучи -грозовые облака", посвяшенную кавалеристам блиновцам:
          То не тучи — грозовые облака
          По-над Тереком на кручах залегли;
          Кличут трубы молодого казака,
          Пыль седая встала облаком вдали.
          Оседлаю я горячего коня,
          Крепко сумы приторочу в перемет.
          Встань, казачка молодая, у плетня,
          Проводи меня до солнышка в поход.
          Скачут сотни из-за Терека-реки,
          Под копытами дороженька дрожит,
          Едут с песней молодые казаки —
          В Красной Армии Республике служить.
          Газыри лежат рядами на груди,
          Стелет ветер голубые башлыки.
          Красный маршал Ворошилов, погляди
          На казачьи богатырские полки.
          В наших сотнях все джигиты на подбор —
          Ворошиловские меткие стрелки;
          Встретят вражескую конницу в упор
          Наши острые каленые клинки. (с)
      2. +5
        1 марта 2026 21:18
        сформированный из красных северокавказских казаков волеской и горско - моздокской линий ТКВ

        Прошу прощение, -тут у меня проскочила очепятка. Естественно не волеской, а волгской линии ТКВ, ныне это район известен как пятигорье КМВ
  18. 0
    1 марта 2026 18:02
    У Игнатьева есть книга: "50 лет в строю"
  19. -6
    1 марта 2026 20:04
    Вся мерзость графа Игнатьева в том, что он предал своих коллег и друзей офицеров!
    Ибо " Нет больше той любви, ащё кто положит душу свою за других своя"
    А если по современному то есть у русских "Мы своих не бросаем!"
    Его мерзость предательства не в том, не помогал Белому движению, не в том что передал деньги ему не пренадлежавшему, а в том что не помог русским беженцам, семьям офицеров и их детям, которые умирали в Турции. Не направил хоть какой гуманитарной помощи своим соотечественникам, что бы спасти от голода и болезней. Нет! Он просто, как Иуда, купил себе место в Советской России. И вовремя! Так как во Франции было возбуждено против него уголовное дело в махинациях. Но это уже другая история.
    1. +4
      1 марта 2026 20:32
      Игнатьев сумел встать над сословными предрассудками и выбрать народ России, а не изгнанных Россией отщепенцев. Выбрать народ, вместе с которым он победил в Великой Отечественной войне, А не будущих нацистских прихвостней вроде Краснова, Шкуро и ещё около 20 тысяч прочих. И не японского холуя Семёнова. Каких "коллег" предал Игнатьев? О которых пишет
      белогвардейский генерал Иван Беляев:
      «Карательные отряды, порка и грабежи без суда, расправы, возвращение озлобленных помещиков в свои гнезда – все это создавало тяжелую атмосферу надвигавшейся катастрофы».

      Или Мамантова, который сообщает о своем грабительском рейде:
      «Посылаю привет. Везем родным и друзьям богатые подарки, донской казне 60 миллионов рублей, на украшение церквей – дорогие иконы и церковную утварь».

      Или вот этих, о которых сообщает полковник генерального штаба Б. Штейфон:
      «Бесчисленное количество расстрелянных и повешенных падает на генералов Покровского и Шкуро. Оба они, будучи пьяницами и грабителями по натуре, наводили ужас на население завоеванных местностей».

      Или "коллег", о которых писал
      генерал Д. В. Филатьев в книге «Катастрофа белого движения в Сибири 1918-1922. Впечатления очевидца»:
      «
      Белые своим произволом, террором и реквизициями сами себе создали врага  – крестьянство».

      И Н. В. Устрялов в статье «1919-й год. Из прошлого»:
      «Трудно бывало определить, где кончается политика и начинается заурядная, а то и незаурядная уголовщина. Термин «белобандиты» и впрямь подходил к этой среде».

      Честным и порядочным людям было не по пути с этими дегенератами.
      1. -6
        1 марта 2026 21:22
        Бла, бла, бла... Увод в сторону от темы! Эта лапшу можно вешать обывателю, который кроме учебника по истории для 9 класса не читал и то только тройку в четверти получил.
        Все это тоже я могу и про красных написать.. В выдержками и цитатами.
        1. +4
          1 марта 2026 22:55
          Songwolf (Александр), голубчик, 14-16 февраля Вы умудрились от камрадов по "В.о." в комментариях к материалу Валерия Рыжова про Никифора Григорьева до 9 "минусов" получить. Про красных Вы тогда много смогли написать и про белых, и про не воевавших в 1918-1919 годах на территории Северной области "союзничков" РИ. Пожалуйста, с выдержками и цитатами напишите: почему "Ляпинский хлеб" не повезли в Канинскую и Тиманскую тундру в ненецкие чумы. Ведь, по Вашему утверждению "...Земская управа, несмотря на трудности гражданской войны работала исправно."
          1. -5
            1 марта 2026 23:32
            Мне как-то глубоко по барабану на минусы и плюсы. Лично я никому их не ставлю. Если не согласен выражают свою точку зрения и все! И в дискуссии тоже не вступаю. У каждого внутри свой собственный мир создан, который будет он будет защищать в силу своего понимания. Переубеждать кого-то пустая трата времени.
          2. -3
            1 марта 2026 23:43
            Да... по Ляпинскому хлебу. Мышкой умеете работать?
            Таскаев А.М. "Печорская республика:Белый тыл на Севере России"
            Исторический научной популярный альманах "Белая армия. Белое дело"
            Екатеринбург. Номер 12, 2003год. Там все есть!
    2. vet
      +1
      2 марта 2026 08:48
      Вам и Вам подобным, Сонгвольф, уже давно ответил Бонч-Бруевич, цитата которого приводится в статье:
      История осудит не нас, оставшихся на Родине и честно исполнявших свой долг, а тех, кто препятствовал этому, забыл интересы своей страны и заискивал перед иностранцами, явными противниками России и в прошлом, и в будущем.

      Так все и случилось.
      1. -2
        2 марта 2026 13:13
        Цитата: vet
        История осудит не нас, оставшихся на Родине и честно исполнявших свой долг

        Где сов школа?! Именно ваши уляновы/бронштейны и пр апфеельбаумы бОльшую часть сознат жизни провели ВНЕ Родины, зная лондоны и парижи гораздо лучше России.

        А ваши "честные" маршалы, ВСЕ командармы 1,2, ранга , комбриги пр и пр уничтожены и растоптаны как шпионы и диверсанты-не забывайте этот факт

        так все случилось
        1. +4
          2 марта 2026 16:18
          Ольгович (Андрей), уважаемый, что с Вами сегодня, Вы не приболели?
          Командармы 1 ранга: Сергей Сергеевич Каменев, Борис Михайлович Шапошников, Семён Константинович Тимошенко - все уничтожены и растоптаны как шпионы и диверсанты?!
          И командармы 2 ранга: Иван Степанович Конев, Иосиф Родионович Апанасенко, Михаил Григорьевич Ефремов тоже?!
          Великую Отечественную с блеском закончил комбриги: Александр Михайлович Василевский, Василий Иванович Казаков, Константин Константинович Рокоссовский, Георгий Константинович Жуков. Или они не были комбригами?
          1. BAI
            +3
            2 марта 2026 18:52
            Георгий Константинович Жуков. Или они не были комбригами?

            Жуков уже в 1939 был комкором
            1. +1
              2 марта 2026 20:18
              BAI, вы правы на 202%! Николай Николаевич Воронов с Георгием Константиновичем Жуковым в один день стали комбригами, не " уничтожены и растоптаны как шпионы и диверсанты".
              НО! Николай Николаевич получил комкора, минуя комдива, уже летом 1937.
          2. 0
            4 марта 2026 14:06
            Цитата: Тестов
            Ольгович (Андрей), уважаемый, что с Вами сегодня, Вы не приболели?

            belay Евгкний, болезный наш, в порядке ли сами?

            Когда стреляли командармов-расстреляли всех-знаете, надеюсь ,годы?
            1. 0
              4 марта 2026 20:37
              Ольгович (Андрей). голубчик, цитата из Вашего комментария от 2 марта 2026 13:13 : "...А ваши "честные" маршалы, ВСЕ командармы 1,2, ранга , комбриги пр и пр уничтожены и растоптаны как шпионы и диверсанты-не забывайте этот факт
              так все случилось"...В Вашем этом комментарии про какие годы хоть полслова? Может быть годы Вы цифрами обозначили?
              Я не в порядке, продолжаю беспокоится о Вашем драгоценном здоровье. Чуть-чуть переживаю за Вас, так как считал Вас весьма не глупым и эрудированным человеком, который не меняет, как флюгер по ветру, своего мнения о периоде с 1917 по 1991 годы в истории. Вы, а никак не я, выделили слово "ВСЕ" в комментарии от 02.03.2026.... Мой комментарий, Вы, похоже, прочитали, но на вопросы, поставленные в нём, совсем не ответили. Вынужден их повторить и жду Ваших аргументированных ответов:
              "Командармы 1 ранга: Сергей Сергеевич Каменев, Борис Михайлович Шапошников, Семён Константинович Тимошенко - все уничтожены и растоптаны как шпионы и диверсанты?!
              И командармы 2 ранга: Иван Степанович Конев, Иосиф Родионович Апанасенко, Михаил Григорьевич Ефремов тоже?!"
              Ольгович (Андрей), пожалуйста, совершите Открытие в истории СССР, на свой вопрос, что мне сегодня задали :"Когда стреляли командармов-расстреляли всех-знаете, надеюсь ,годы?" - ответьте.
              Ну, и что касается Вашего утверждения, что ВСЕ комбриги "уничтожены и растоптаны как шпионы и диверсанты-не забывайте этот факт". Совершите, пожалуйста, ещё одно Открытие в истории СССР, ответьте на вопрос: " Когда был уничтожен и расстрелян комбриг Леонид Александрович Говоров?" Тот самый вятский крестьянин, что в РИ стал прапорщиком в артиллерии, служил в армии Колчака и дослужился до поручика. В РККА стал Маршалом Советского Союза, Героем Советского Союза, кавалером множества орденов, в том числе - ордена ""Победа.
              У Вас уже, наверное, совсем весна. Здоровья Вам, весеннего настроения и удачи во всех делах.
            2. +1
              6 марта 2026 02:53
              Цитата: Ольгович
              Когда стреляли командармов-расстреляли всех-знаете, надеюсь ,годы?


              Посмотрите информацию по трём: Кулик, Шапошников, Тимошенко. И годы и звания - всё сойдётся.
    3. +1
      2 марта 2026 19:29
      Тогда ещё "Декабристов" затопчите и Пушкина. Они тоже выступали против ширкунов дворянских
  20. -2
    2 марта 2026 09:19
    Герой статьи писал о ней:

    Она происходила из совершенно чуждой Игнатьевым среды – из помещичьего дома князей Мещерских, гордившихся тем, что «никогда и никому не служили

    герой бредит
    Алексе́й Па́влович Меще́рский (1867—1938) — российский банкир и промышленник, один из владельцев и директор-распорядитель Сормовского и Коломенского (1902—1918 гг.) заводов, объединивший их в трест «Коломна-Сормово». Его называют «русским Фордом»
    Он служил России прекрасно и много-модернизауия самых известных заводов , при нем строили теплоходы, подводные лодки и пр и пр
  21. +1
    2 марта 2026 18:52
    "50 лет в строю" Игнатьева - шикарная книга. С 80-х стоит на полке. Графу - привет от польской шляхты! Дед в 30-е был главным архитектором Москвы, никак от репрессий не пострадал.
  22. 0
    11 марта 2026 12:46
    Вот кому памятники надо ставить, а не каким-то там младореформаторам типа Гайдара. См.:

    https://topwar.ru/80909-komu-nuzhna-takaya-pamyat.html
  23. 0
    13 апреля 2026 20:44
    Майкл Грант Игна́тьев (англ. и фр. Michael Grant Ignatieff; род. 12 мая 1947 года, Торонто, Канада) — канадский историк, публицист и политик. Лидер Либеральной партии Канады с мая 2009 по май 2011 гг.
    Сын графа П. Н. Игнатьева и княгини Натальи Мещерской, внук графа Н. П. Игнатьева и правнук генерала, графа П. Н. Игнатьева.