Когда замена означает радикальные перемены. Обзор легких бронированных машин. (Часть 1) США
Когда почтенному Jeep (или скорее эволюционной модели Mutt производства Ford) потребовалась в середине 80-х годов прошлого века замена, то американская армия выбрала автомобиль HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство) разработанный компанией AM General. И хотя он был крупнее, более функциональным и более мощным, тем не менее, он остался просто полноприводным автомобилем общего назначения. Впрочем, затем пришла югославская война с ее минами и снайперами, и встал вопрос об усилении всех видов защиты, в то время особенно систем от компании O'Gara-Hess and Eisenhardt. Затем возник второй иракский конфликт и афганская война с придорожными бомбами, и нужно было добавить больше брони, чтобы автомобиль мог выполнять задачи, для которых он изначально не был предназначен. Почти 30 лет спустя нужно что-то менять...
Программа по замене машины HMMWV (обычно называемая Хаммер – Hummer или Хамви – Humvee) остается наверху списка программ по легким бронированным машинам, если учитывать количество заменяемой техники. Программа постоянно развивается, а три конкурирующие команды (BAE Systems с Navistar, Lockheed Martin с BAE Systems Mobility and Protection Systems и General Tactical Vehicles образованная компаниями General Dynamics Land Systems и AM General), выигравшие контракты по этапу демонстрации технологии, представили на него свои прототипы в середине 2011 года.
США
Когда был объявлен этап EMD (Engineering & Manufacturing Development – этап окончательной разработки и внедрения в производство) по машине JLTV, а окончательный срок запроса предложений был назначен на 27 марта 2012 года (продленный с первоначального 26 января), несколько компаний объявили о своем участии в конкурсе. Все это только пошло на пользу армии и морской пехоты, которые хотели видеть среднюю цену базовой машины ниже на 10 – 20 процентов от первоначальной стоимости, примерно 300 000 долларов. План по снижению стоимости был спасен только за счет пересмотра этими родами войск своих требований: исходя из угрозы закрытия программы сенатским комитетом по ассигнованиям в сентябре 2011 года американские армия и морская пехота ослабили свои требования по транспортируемости, что позволило снизить целевую стоимость за единицу до 220000 – 270000 долларов (с дополнительным бронированием B-kit стоимостью максимум $50000) и сократить этап EMD с 48 до 32 месяцев.
В армии заявили, что там намереваются, начиная с 2015 года, закупить "как минимум" 20000 машин JLTV с опционом еще на некоторое количество, тогда как корпус морской пехоты мог бы отложить их приобретение до конца 20-х годов. Корпус планирует приобрести около 5500 машин, 4650 CTV (Combat Tactical Vehicle – боевая машина) и 850 CSV (Combat Support Vehicle – машина боевого обеспечения).
Флот наряду с командованием специальных операций может присоединиться к разделу пирога, ВМС имеют потенциальную потребность в 400 - 500 CTV и 150 - 200 CSV, хотя спецназ еще не определился в количестве. Это может повлиять на процесс снижения стоимости и снова поставит под угрозу будущее программы JLTV.
Конкурентом программы JLTV долгое время была глубокая модернизация парка Humvee, хотя ряд исследований указывал на то, что переделанный Humvee (более известный как HMMWV) может быть экономически нерентабельным. Шансы, что программа по расширению возможностей машины MECV (Modernization Expanded Capability Vehicle) – модернизация HMMWV официальным языком – когда-либо увидит свет теперь равны нулю, после того как министерство обороны 26 января 2012 года объявило о ее закрытии, поскольку было определено, что она превышает существующие потребности.
Основные изменения в требованиях заключались в решении армии иметь такой же уровень защиты как у M-ATV. Кроме того, отмена категории В уменьшила число вариантов JLTV до двух: боевой автомобиль CTV перевозящий четырех пассажиров и 3500 фунтов (1587 кг) и автомобиль боевого обеспечения CSV перевозящий двух пассажиров и 5100 фунтов (2313 кг) груза. В середине марта 2012 года шесть претендентов подали заявку: среди них AM General, BAE Systems, General Tactical Vehicles, Lockheed Martin, Navistar и Oshkosh. Решение по финалистам ожидалось в конце июня 2012 года, но было отложено до 23 августа 2012 года. И вот в этот день были объявлены три финалиста: Lockheed Martin, AM General и Oshkosh.
Группа GENERAL TACTICAL VEHICLES
Исходя из пересмотра требований армии в промышленной группе General Tactical Vehicles (состоящей из AM General и General Dynamics Land Systems) были обсуждены некоторые возможности с целью обеспечения максимальной гибкости и сохранения самой группы GTV; было принято решение о предоставлении каждой компании возможности соперничать с индивидуальной заявкой, но при сохранении общего предложения GTV. В компании AM General решили идти на свой страх и риск, взяв за основу работы, выполняемые по модернизации Humvee и этапу EMD программы JLTV по таким автомобильным компонентам, как, например двигатель, подвеска и трансмиссия, а также решения по бронированию связанные с обеими этими программами.
Правильное сочетание разработанных и существующих компонентов дало рождение машине Blast-Resistant Vehicle-Off-road- сокращенно BRV-O, разговорное произношение "Браво". Как и с остальными претендентами, немногое известно о BRV-O. В то время как компания AM General сообщает, что изготовленные и испытанные прототипы на сто процентов отвечают требованиям программы JLTV (что вполне естественно), единственная озвученная деталь касается силовой установки. Это 3,2-литровый дизель с турбонаддувом Optimizer мощностью 300 л.с., другими словами такой же стоит на прототипах предыдущего этапа JLTV. AM General, базирующая свою машину на концепции бронекапсулы экипажа (отсека-кабины), сотрудничает с лучшими специалистами по бронированию, в то время как автомобильные компоненты, например, самовыравнивающаяся подвеска и трансмиссия являются хорошо проверенными системами, выпускаемыми серийно, что снижает риски и стоимость.
Компания GDLS со своей стороны решила не заявлять самой, а принять участие в конкурсе в группе GTV предложив совместно с компанией AM General автомобиль Eagle швейцарского происхождения, таким образом, внеся готовый военный продукт в эту программу. Хотя и несколько модифицированная с целью соответствия американским требованиям, машина базируется на новейших вариантах Eagle (сами они базируются не на Humvee, а на шасси Duro – изначально швейцарском проекте от компании Bucher-Guyer).
Группа LOCKHEED MARTIN:
С момента окончания этапа разработки технологии эта промышленная группа остается в прежнем составе. Кроме компании Lockheed Martin другими ее членами являются BAE Systems Mobility and Protection Systems (ответственна за V-образный корпус и устройства снижения последствий взрывной волны), Alcoa Defense (алюминиевые компоненты для снижения массы) и JWF Defense. Как мы знаем, оригинальное предложение по JLTV должно было быть заново переделано в связи с изменениями требований, но для этого потребовалось накопление определенного опыта, включая свыше 257 000 км ходовых испытаний. Улучшения по сравнению с предыдущими моделями касались надежности, ресурса и особенно снижения массы, то есть тех характеристик, которые компания Lockheed Martin относит к наиважнейшим.
Действительно для компании JLTV – это не просто грузовичок, а комплексная система, которая включает обучение, моделирование и обслуживание в течение всего срока эксплуатации. На этапе представления предложений компания рассматривает этот опыт в качестве своего плюса. Компания Lockheed Martin также предлагает для британской армии свое решение MRV-P (Multi Role Vehicle – Protected, многоцелевой автомобиль - защищенный) в настоящее находящееся на стадии концепции. Хотя некоторые задачи могут быть выполнены машинами уже находящимися в эксплуатации или заказанными в рамках неотложных требований, в компании Lockheed Martin считают, что пока существует потребность в более защищенных универсальных машинах. В компании убеждены, что стоимость новой машины JLTV может соответствовать структуре британской программы, учитывая конечно американское «происхождение» JLTV.
BAE и NORTHROP GRUMMAN
Компания BAE Systems сохранила свое предложение Valanx, хотя эта машина подверглась модернизации с целью соответствия новым требованиям. Еще одним значительным событием стало приглашение компании Northrop Grumman в команду, которая первоначально включала только фирму Meritor Defense, ответственную за подвеску. Компания Northrop Grumman будет отвечать за интеграцию аппаратной и программной части оперативного управления, компьютеров и средств связи. Первой значительной модернизации подверглась двигательная установка, прежний шестилитровый дизельный двигатель Cummins V8 мощностью 340 л.с. был заменен 6,7-литровым дизелем Ford Power Stroke с турбонаддувом с оценочной мощностью 400 л.с.
Компания BAE Systems выполнила комплексные работы по перекомпоновке и снижению массы с целью соответствия новым требованиям, установленным армией и морской пехотой, оставив запас по массе для установки различных дополнительных средств и оборудования. Что касается мобильности, то новая Valanx должна сохранить независимую подвеску ProTec Series 30 High Mobility разработанную компанией Meritor Defense, которая отличается сдвоенными рычагами и пневматическими полуактивными амортизаторами, обеспечивающими регулируемый клиренс от 178 до 610 мм.
NAVISTAR: Эта компания предложила вариант своего автомобиля Saratoga. Базовая машина имеет общую массу чуть менее 10 тонн с грузоподъемностью превышающей требования по JLTV, поскольку она может перевозить 7200 фунтов (3265 кг) и экипаж 4 человека плюс стрелка. На машине установлен турбированный двигатель с промежуточным охлаждением MaxxForce D6.0 V8 мощностью 325 л.с. с шестиступенчатой автоматической трансмиссией дополненной двухступенчатой раздаточной коробкой. Машина имеет полностью независимую пневматическую рессорную подвеску, что позволяет не только регулировать дорожный просвет в зависимости от дорожных условий и скорости, но и уменьшать габаритную высоту с эксплуатационной 2,97 метра до 1,93 метра для транспортировки ее по воздуху (машина имеет длину 10,36 м и ширину 2,59 м).
Согласно источникам в компании базовый вариант Saratoga соответствует на 85 процентов требованиям по JLTV. Оставшиеся 15 процентов достигаются за счет незначительных конструктивных модификаций, а именно изменения массы и интеграции цифровой архитектуры с целью соответствия требованиям американской программы.
OSHKOSH
Это одна из компаний, которая в 2008 году не получила контракт на разработку JLTV. В проекте L-ATV (Light combat tactical All Terrain Vehicle - легкий боевой внедорожный автомобиль), разработанном в свое время с целью соответствия американским требованиям, использован опыт, полученный компанией при разработке машины M-ATV (Mrap-All Terrain Vehicle; машина представляла собой развитие концепции Mrap, чему способствовали возникшие озабоченности касательно ее подвижности). Решение Oshkosh базируется на более легком автомобиле с независимой подвеской TAK-4. В новейшем варианте проекта L-ATV это решение получило дальнейшее развитие (что делает ее машиной шестого поколения) благодаря установке интеллектуальной независимой подвески Oshkosh TAK-4i обеспечивающей ход колеса 508 мм и, следовательно, улучшенную внедорожную проходимость.
Днище (нижняя часть) машины свободно от таких основных компонентов, как, например, трансмиссия или раздаточная коробка которые могли бы стать угрозой в случае подрыва; здесь могут устанавливаться новые защитные комплекты, разработанные для машин M-ATV с целью обеспечения для экипажа защиты уровня Mrap. Хотя нынешние требования не включают гибридные системы, компания Oshkosh разработала дизель-электрическую силовую установку ProPulse которая позволит ей выдавать до 70 кВт "экспортной мощности". L-ATV была разработана за шесть этапов, на первых прототипах отрабатывались перспективные независимые подвески и новая кабина-отсек, во второе поколение добавили подвеску TAK-4i, а в прототипы третьего поколения для испытаний установили ProPulse (они приняли участие в 2010 году в автогонках Baja 1000 и завершили их).
Прототип четвертого поколения отличался продвинутой системой защиты экипажа и принимал участие в испытаниях на взрывозащищенность. Прототип пятого поколения был модульной конструкции для упрощения внедрения появляющихся технологий и систем подавления угроз, тогда как машина шестого поколения, в настоящее время предлагаемая для программы JLTV, имеет на своем счету свыше 40000 км пробега.
Информация