Когда замена означает радикальные перемены. Обзор легких бронированных машин. (Часть 2) Франция
PANHARD CRAB: В своем первоначальном варианте Crab, как и VBL, будет иметь экипаж три человека, но сходство на этом заканчивается. Во-первых, ее боевая масса почти в три раза больше массы оригинальной VBL, которая был установлена на отметке трех тонн с целью авиатранспортирования. В конфигурации, показанной на выставке Eurosatory, машина Crab имела массу 8,5 тонн, но ее компоненты ходовой части могут справиться с увеличенной до 10 тонн массой без ухудшения подвижности (здесь учтен опыт VBL, у которой повышение массы снизило мобильность оригинальной машины). Мобильность является неотъемлемой частью глобальной живучести Crab, которая также сочетает защиту и малую заметность.
Одним из основных компонентов мобильности является удельная мощность. В настоящее время компания Panhard рассматривает два разных двигателя для своей машины Crab, оба обеспечивают минимум 35 л.с./т для боевой массы 8,5 тонн, что означает выходную мощность примерно 300 л.с. Мощность может быть увеличена при необходимости за счет 400-амперного стартер-генератора, который обеспечит не только дополнительную тяговую силу, но также позволит машине Crab бесшумно двигаться на короткие дистанции, используя электроэнергию накопленную в его аккумуляторах (две панели солнечных элементов устанавливаются по бортам в задней части для подзарядки аккумуляторов в солнечный день). Малая заметность Crab еще больше способствует ее уменьшенный силуэт машины, ее высота по крышу составляет почти 1,8 метра. Форма кабины также была разработана с целью минимизации радиолокационного отражения, наклон ее поверхностей способствуют низкому эффективному отражению и повышению защиты от баллистических угроз.
Вернемся к подвижности. Crab имеет постоянный привод 4 x 4, оба ее моста управляемые и они могут поворачиваться либо в противоположные стороны, позволяя выполнять поворот диаметром менее 10 метров, либо согласованно в одну сторону (хотя и под ограниченным углом), позволяя машине "смещаться" в сторону подобно крабу! Кроме того, Panhard имеет еще один режим движения, при этом поворачиваются только задние колеса, а направленная назад видеокамера и реверсивная коробка с двумя передачами позволяют машине быстро отступать. За основу взята подвеска машины Panhard VBR 4 x 4, которая отличается независимыми жидкостно-воздушными амортизаторами и регулируемым дорожным просветом (стандартный клиренс установлен на 450 мм). Стоит отметить, что Crab «обута» в точно такие же колеса, как у VBR.
Машина Crab строится вокруг бронекапсулы (кабины-отсека) вмещающей трех человек с доступом через две вертикальные створчатые двери. В связи с высоким расположением днища машины нижняя створка имеет ступеньки для облегчения посадки и высадки. С целью удовлетворения требований покупателей компания Panhard предлагает свою новую машину с уровнями баллистической защиты 2 и 4. Что касается противоминной защиты, то здесь компания протестировала решения по бронированию днища вплоть до Уровня 3а, хотя в этом направлении машина имеет некоторый потенциал для роста. Стоит отметить, что нижняя часть машины не имеет типичной глубокой V-образной формы: в средней части днище плоское, только с боков оно поднимается, максимальная же защита достигается за счет тройного днища поглощающего большую часть энергии. Крылья изготовлены из легкого материала, в случае подрыва на мине они пропускают «мимо» большую часть энергии и, тем самым, снижают высоту, на которую машина Crab могла бы быть поднята взрывом и, соответственно, снижают силу последующего "удара о землю". Взрывопоглощающие сиденья также снижают вероятность ранения членов экипажа, но при этом гарантируют максимальную эргономику при движении машины Crab на высокой скорости по пересеченной местности.
Водитель сидит перед тремя многофункциональными цветными мониторами, тогда как командир и стрелок имеют по два монитора. Чтобы гарантировать максимальную ситуативную осведомленность, машина Crab оборудована системой кругового обзора из шести камер. Лобовое стекло состоит из трех элементов и имеет угол, обеспечивающий оптимальное обзорность вперед-вверх, которая крайне необходима в городских условиях. С этой целью компания Thales разработала для машины Crab инновационный комплекс системной электроники (систроники – system electronics) и бортовой электроники (ветроники - vehicle electronics) под названием Vsys-net, который повышает общие характеристики системы касательно мобильности, наблюдения, защиты и огневого могущества. Базируясь на открытой и модульной непатентованной архитектуре, он позволяет легко подключать электронные системы различных производителей. Систроника Crab включает систему боевого управления и радиосистему позволяющую интегрировать ее в цифровой сценарий Scorpion. Vsys-net позволяет полностью переключать функциональность между тремя рабочими местами с целью оптимизации рабочей нагрузки в разные моменты выполнения боевой задачи. Хотя командир сохраняет свою привилегию, поисково-ударная функции могут передаваться на все три рабочих места. Внутренняя связь может также использоваться спешенным членом экипажа (стандартная дальность связи при этом составляет около 300 метров, но по требованию заказчика может быть установлена дальность связи один км). Vsys-net позволяет распределять все изображения от вооружения, бортовых сенсоров, систем местной ситуативной осведомленности между членами экипажа, также с целью выполнения анализа и выработки предупреждений интегрирована система обработки изображений. Сверхкомпактная GPS/инерциальная система определения местоположения обеспечивает точную геолокацию, она также соединена с системой целеуказания, а наличие профилей местности повышает мобильность.
Что касается вооружения, то на машину Crab можно установить различные дистанционно управляемые модули, оснащенные вооружением вплоть до калибра 30 мм. Вариант, показанный на выставке Eurosatory, был оснащен модулем Cockerill Maintenance & Ingenierie вооруженным 25-мм пушкой Bushmaster M242, вся установка массой около 800 кг. Хотя Crab и легче многих машин типа Mrap, стоящих на вооружении, но в связи с тем, что имеет низкий центр тяжести, он может выдержать силу отката своего вооружения до 40 кН, тогда как машины Mrap имеют здесь ограничения, поскольку высокая конфигурация делает их неустойчивыми. Боевой модуль CMI был специально адаптирован для Crab с целью оптимизации связки башня/шасси, в нем был вырезан люк, который позволяет командиру напрямую наблюдать за окружающей обстановкой, что является требованием французской армии. Модуль имеет стабилизированный панорамный прицел с вертикальным углом 60° (вертикальные углы пушки составляют от –10° до + 45°). Система двойной подачи позволяет стрелять двумя типами снарядов, общее количество которых составляет 150 штук. Открытое основание модуля позволяет выполнять загрузку и обслуживание из-под брони при максимальной безопасности экипажа. Управляемые ракеты являются еще одним типом вооружения для Crab, возможна также установка различных более легких башенок с вооружением малого калибра и системами целеуказания. Из-за своего низкого профиля и ограниченных размеров, точные цифры не представлены, но по приближенным оценкам машина Crab имеет длину пять метров и ширину 2,5 метра. Машина может транспортироваться в C-130H, в C-130J войдет две машины, а в самолет A-400M аж три, то есть может взять на борт готовый к боевым действиям взвод.
По словам источника в компании при представлении официальным лицам машина Crab была положительно принята генштабом французской армии, также как главным управлением по вооружениям. Ее размеры отлично соответствуют армейским требованиям, хотя они еще находятся на этапе уточнения.
При разработке машины Crab компания Panhard General Defense подразумевала не только местный рынок; там считают, что есть рынок для легких машин, оснащенных средним вооружением, поскольку эта ниша в настоящее время не имеет конкурентов. Такие системы как Panhard AML и Sagaie или Engesa Cascavel, а также легкие гусеничные как, например, Scorpion не имеют преемников, следовательно, их задачи может взять на себя машина Crab оборудованная соответствующими системами вооружения. Африка, Латинская Америка и Ближний Восток это те географические области, где такие системы до сих пор стоят на вооружении, и где новая машина от Panhard может найти своих покупателей. Кроме технических аспектов, которые позволяют судить о ней как о гибкой системе, машина Crab имеет еще один маркетинговый плюс, стоимость. Инженеры компании Panhard скорее ориентировались на стоимость чем на возможности. В компании хорошо осведомлены о том, что бюджеты западных армий сжимаются, тогда как в остальных частях света она зачастую должна конкурировать с изделиями, идущими из менее развитых стран и поэтому имеющих меньшую стоимость. Очевидно, что компания Panhard не раскрывает свои цифры (пока еще не начато серийное производство Crab), но понятно, что ее целью является поддержание машины на конкурентном уровне. Когда модель Crab появится на рынке, зависит в основном от появления первого покупателя; программа VBAE французской армии остается пока в стороне, хотя положение дел может измениться за относительно короткий срок.
VBL. Компания Panhard, тем не менее, пока активно продвигает свою машину VBL в настоящее время получившую добавочное обозначение Mark 2. С целью улучшения защиты и огневого могущества французская армия выбрала дополнительное бронирование и дистанционно управляемый боевой модуль, что повысило массу машины до предельных пяти тонн. Mark 2 с двигателем Steyr мощностью 130 л.с. была принята на вооружение Кувейтом и является нынешней стандартной серийной машиной. Что касается модели Petit Vehicule Protege (PVP), то французское управление вооружениями передало в армию 993-ю серийную машину из 1133 заказанных вооруженными силами. Это означает, что общее количество поставленных PVP Mk3 к настоящему времени превысило отметку в 1000 штук.
RENAULT SHERPA. Другим крупным французским производителем легких бронированных машин является компания Renault Truck Defence, чья машина Sherpa имеет на своем счету заказов для более чем 150 подразделений, ее поставки ведутся и в настоящее время. Машина была продана в нескольких конфигурациях. БТР Sherpa, вариант транспортера личного состава, вмещающий до 10 человек, приобретен Катаром, Индией и нераскрываемой центрально-европейской страной, тогда как вариант транспортера был поставлен Агентству НАТО по техническому обеспечению и снабжению, а также во Францию, которая использует его в качестве платформы для своей мобильной станции Syracuse Satcom. Египет также является пользователем Sherpa и эксплуатирует варианты Station Wagon и Sherpa Light Scout, на последний установлен дистанционно управляемый боевой модуль от румынской компании Pro Optica. Эта стабилизированная система может быть вооружена пулеметами от 5,56 до 12,7 мм, впервые она была показана на борту египетской машины в июне на выставке Eurosatory 2012.
Компания Renault Trucks Defense поработала над защитой своих машин Sherpa, которые в настоящее время бронированы до Уровня 3 баллистической защиты и Уровня 2a/b противоминной защиты. Вдобавок, защита днища варианта Scout может быть поднята до Уровня 3a/2b. Относительно новой проблемой существующих бронированных машин является их неудовлетворительная способность интегрировать новые электронные системы при минимальных усилиях; с этой целью Renault Trucks Defense использовала с выгодой свой опыт, полученный фирмой Volvo Group на гражданском рынке. Ее новое решение по ветронике "Battlenet Inside" представляет собой модификацию готовой системы доступной на грузовиках Volvo, которая сделана более прочной и милитаризованной в соответствии с запросами потребителей. Открытая архитектура ветроники предлагаемая покупателям позволяет легко оборудовать такие машины как Sherpa боевыми модулями, глушителями СВУ, системами определения выстрела, системами управления боем, и т.д. Еще один возможный вариант - установка систем активной защиты: компания показала в Париже Sherpa Light Scout, оснащенную комбинированным комплексом активной и пассивной защиты Bright Arrow разработанным и изготавливаемым компанией Israeli Military Industries. Комплекс включает оптико-электронный направленный глушитель, который "слепит" системы наведения противотанковых ракет, а также противоснаряды для нейтрализации РПГ и ракет. Компания Renault рассчитывает на постоянное повышение продаж Sherpa в военной и полувоенной сферах, там полагают, что к концу 2012 года может быть продано достаточное количество машин.
Программа, которая могла бы оказать значительное влияние на Sherpa, VLTP (Vehicule Leger Tactique Polyvalent – легкая универсальная тактическая машина) французской армии. Она предусматривает замену небронированных универсальных машин модели P4 на пятитонник с баллистической защитой Уровень 2 и противоминной защитой Уровень 2a/1b, на грузовик массой 7,5 тонн с баллистической защитой Уровень 2 и противоминной защитой Уровень 2a/2b, и на 10-тонный легкий грузовик с грузоподъемностью три тонны, но со слабой защитой. Среди пользователей идет обсуждение возможности объединения своих требований к 5 и 7,5 тонным машинам в пользу последней, чтобы создать семейство машин с гораздо большей грузоподъемностью. Что касается количества, то текущие потребности оцениваются так: свыше 2000 пятитонников и от 300 до 500 штук 7,5-тонников из которых 100 санитарных машин. Для обеих категорий заявка должна быть размещена в 2014 году, поставки должны пройти в период с 2016 по 2025 год. Тем не менее, в программе может быть в какой-то момент отдан приоритет боевым машинам, которые являются частью программы Scorpion. В компании Renault Trucks Defence полагают, что ее машина Sherpa очень хорошо позиционирована для требований VLTP в сегменте защищенных 7,5-тонных грузовиков.
ACMAT VLRA2: Дочерняя фирма Acmat Defense компании Renault фирма разработала защищенную машину Bastion на базе шасси грузовика высокой проходимости VLRA2. Недавно компания начала производство новейшего варианта этой машины названного Bastion Extreme Mobility. В отличие от стандартного варианта, базировавшегося на зависимой подвеске, новая машина отличается независимой подвеской, тогда как новый дизельный двигатель мощностью 320 л.с. заменил оригинальный поршневой мощностью 215 л.с. Баллистическая защита варьируется от Уровня 1 до Уровня 3, при этом соответственно грузоподъемность снижается с трех тонн до 2,5 тонн (Уровень 2) и до полутора тон, тогда как противоминная защита повышается до Уровня 2a/2b. Bastion EM имеет экипаж два человека и перевозит восемь солдат, которые могут применять свое оружие прямо из машины. На Bastion EM можно установить открытую турель вооруженную пулеметом. Bastion может перевозиться в самолетах различной грузоподъемности, начиная с С-160 Transall.
Информация