Когда замена означает радикальные перемены. Обзор легких бронированных машин. (Часть 4)
VAMTAC: В конце 1990 годов испанская компания Spanish URO Vehiculos Especiales S.A. разработала машину сходную с Humvee и известную под именем Vamtac (Vehiculo de Alta Movilidad Tactico). Вскоре стало очевидным, что бронированный вариант этой универсальной машины должен быть изготовлен для испанских ВС, которые все в большей степени участвуют в военных операциях. Это заставило компанию первым делом улучшить шасси и компоненты ходовой части (например, двигатель) а затем разработать модельный ряд комплектов дополнительного бронирования с повышенными уровнями защиты. В настоящее время машина Vamtac S3 доступна в трех бронированных вариантах имеющих обозначение BN 1.6, BN 2 и BN 3. Все три имеют разную общую массу, соответственно 6,3, 8 и 8,5 тонн с соответствующей грузоподъемностью 1,2, 1,9 и 1,4 тонны. BN 3 может бронироваться до Уровня баллистической защиты 3+, до Уровня противоминной защиты 3a/2b, тогда как у варианта BN 2 защита составляет соответственно Уровень 2 и Уровень 2a, а у машины BN 1.6 Уровень 1. Соответственно BN 1.6 имеет двигатель мощностью 188 л.с. а две других двигатель мощностью 218 л.с. С июня 2012 года модели BN 2 и BN 3 могут также иметь двигатель мощностью 274 л.с. Недавно была разработана новая подвеска, выдерживающая общую массу девять тонн.
Основным покупателем машины Vamtac является Испания, она также широко экспортировалась в другие страны, вторым крупным покупателем является Марокко с 1000 машинами. Также эту испанскую машину купили Бельгия, Доминиканская республика, Гана, Малайзия, Португалия и Румыния.
[/center]
Швейцария
EAGLE: Хотя Eagle и является изделием теперь уже компании General Dynamics European Land Systems, трудно не рассматривать эту машину в качестве швейцарского продукта. Ранние модели, разработанные компанией Mowag на берегах Боденского озера, базировалась на шасси Humvee и имели общую массу 5,1 тонны. Были проведены многочисленные улучшения, особенно в моторном отделении, для того, чтобы справиться с массой дополнительного бронирования. Основные изменения коснулись Eagle IV, которая получила в действительности совершенно другое шасси. Эта машина изначально была более "швейцарской" поскольку базировалась на швейцарском транспортере Duro 4 x 4 созданном компанией Bucher-Guyer для швейцарской же армии. Смена шасси была необходима из-за увеличившейся массы этой разведывательной машины, что, в конечном счете, сделало одной из самых защищенных машин в легкой категории.
EAGLE IV 6X6: Новейшим членом семейства, объявленным два года назад и показанным на выставке Eurosatory 2012, является конфигурация 6 x 6 машины GDELS. Несмотря на общую массу 15 тонн она упомянута в этой статье в основном потому, что происходит от более легкого варианта. В сравнении с вариантами 4x4 и 6x6 в конфигурации кабины экипажа, которая обеспечивает защищенный объем 6 м3 и где размещаются до шести человек, собственная масса увеличивается с 7 тонн до всего лишь 7,8 тонн, тогда как грузоподъемность при этом удваивается более чем вдвое, с 3 до 7,2 тонны. Обе конфигурации предлагаются с двумя опциями силового блока: стандартный дизельный двигатель Cummins ISB6.7 E3 245 с общей топливной магистралью мощностью 245 л.с. который обеспечивает машине Eagle 4x4 удельную мощность почти 25 л.с./т; впрочем, рекомендуется для получения удовлетворительной подвижности машины Eagle в конфигурации 6x6 установка двигателя ISB6.7 E3 285 мощностью 285 - 300 л.с. (различная выходная мощность двигателя зависит от различных установок электроники). Диаметр поворота составляет 18 метров, опциональный третий управляемый мост позволяет снизить его до 16 метров. Два варианта имеют между собой унифицированность 70 процентов, что снижает логистическую нагрузку при принятии их на вооружение. Мосты от компании De Dion позволяют удерживать все колеса на грунте, гарантируя максимальную внедорожную проходимость.
Удлиненный вариант Eagle, габаритная длина которого увеличилась с 5,4 до 6,99 метра по сравнению с вариантом 4x4, имеет колесную базу 3,83 метра между первым и вторым мостом, тогда как между редукторами второго и третьего моста расстояние составляет 1,3 м. Машина предлагается в четырех вариантах, уже упомянутая кабина экипажа, бронетранспортер, санитарный и универсальный автомобиль. Все имеют общую массу 15 тонн, хотя грузоподъемность, защищаемый объем и высота могут различаться в зависимости от варианта. Ширина остается такой же как у Eagle 4x4 – 2,28 метра. БТР может перевозить двух членов экипажа плюс 10 пехотинцев в защищенной заднем отделении объемом 11 м3, крыша которого поднята над кабиной экипажа на 20 см. Это, конечно, увеличивает собственную массу до 10 тонн, что в свою очередь снижает полезную грузоподъемность до 5 тонн. Санитарный вариант имеет схожую компоновку, но высота крыши в задней части поднята еще на 20 см увеличивая защищенный объем до 12,5 м3. Собственная масса также увеличивается до 10,5 тонн при грузоподъемности 4,5 тонны. Машина может перевозить двух носилочных раненых и двух медицинских работников плюс двух членов экипажа в передней кабине. Большая грузоподъемность достигается у универсального варианта, имеющего двухместную кабину и грузовую платформу способную принять 7,5 тонн груза. На своей презентации на выставке Eurosatory компания GDELS показала эвакуационный вариант на базе универсальной машины. Уровни защиты не объявлены, хотя запас грузоподъемности позволяет устанавливать дополнительные средства, например навесные решетчатые экраны. В июне 2012 года один прототип прошел полные испытания и был готов для показа заказчикам, тогда как второй прототип находился на сборочной линии. Компания рассматривала Францию и Германию в качестве первых потенциальных покупателей, хотя маркетинговая деятельность, по всей видимости, также направлена и на другие страны.
В Турции компания Otokar до сих пор расширяет свою линейку машин Cobra на базе шасси Hummer. Новейшая модификация Cobra 2.5 имеет улучшенную защиту и повышенную грузоподъемность. Как и в случае со многими легкими бронированными машинами ее постоянное совершенствование привело к тому, что ее общая масса превысила 10 тонн, по оценкам масса варианта 2.5 составляет от 6,3 до 11,3 тонн в зависимости от уровней защиты запрашиваемых покупателем.
COBRA 2.5: Новый вариант, несомненно, вполне узнаваем (см. фото), поскольку он имеет две боковые двери по сравнению со стандартной машиной, у которой всего одна дверь, хотя оба варианта имеют кормовую дверь. Еще одна отличительная особенность является следствием необходимости защищать машину от мин и придорожных бомб; в связи с этим, колеса значительно сдвинуты за габариты бронекапсулы экипажа, тогда как передняя секция срезается взрывной волной с целью снижения энергии поглощаемой капсулой. Прототип представленный на выставке AUSA 2011 имел значительный уровень бронирования и был оборудован тем, что выглядело как башенка O-GPK (Objective Gunner Protection Kit). Повышенная общая масса требует принятия более мощного 6,5-л дизельного двигателя. Показанный прототип также выступал в качестве демонстратора, поскольку компании AM General и Otokar будут адаптировать машину к потребностям заказчика. В зависимости от покупателя вариант Cobra 2.5 может изготавливаться либо в Турции, либо в Америке. Компания Otokar недавно подписала меморандум о взаимопонимании с компанией Kazakhstan Engineering по лицензионному производству неуказанного числа машин Cobrа. Казахстан является одним из экспортных заказчиков Cobra наряду с Алжиром, Азербайджаном, Бахрейном, Грузией, Мальдивами, Нигерией, Филиппинами, Словенией и ОАЭ.
Израиль
WOLF: Машина вмещает трех членов экипажа плюс шесть пехотинцев. Wolf от Hatehof является хорошо проверенной машиной и базируется на одном из новейших шасси Ford с ограничением по массе 8,7 тонны. Помимо израильской армии машина стоит на вооружении около десяти стран, включая ООН, Румынию, Турцию, Боливию и возможно Перу. Ее конструкция заморожена и для этой проверенной в боях машины более модернизаций не предвидится.
Компания Hatehof, однако, смотрит дальше этой модели и разрабатывает вариант Wolf 2. Хотя машина находится на последнем этапе разработки, компания Hatehof не разглашает никаких подробностей за исключением своих намерений повысить уровень защиты при сохранении массы близкой к массе нынешней модели Wolf и сохранить конкурентоспособную стоимость за счет использования тех же самых автомобильных компонентов. В компании Hatehof намереваются продолжить продвигать машину Wolf наряду с новой Wolf 2.
Австралия
HAWKEI: Перспективы инновационной легкой защищенной машины Hawkei 4x4 от Thales Australia вполне радужными в декабре 2011 года, когда австралийский министр обороны объявил о выборе этой машины для программы Land 121 Phase 4 предпочтя ее (тогдашнему) Ocelot от Force Protection Europe. По заявлению компании решающим в пользу Hawkei стало то, что машина имеет те же характеристики живучести как у 15-тонной Bushmaster, но при собственной массе 10 тонн (Bushmaster была поставлена в Австралию, Нидерланды и Великобританию).
Hawkei базируется на стальном корпусе с передним подрамником, несущим двигатель и коробку передач, и заднего подрамника; такая конфигурация позволяет машине быстро развиваться. Комплект дополнительной керамической брони, разработанный компанией Plasan Sasa, можно быстро установить менее чем за полчаса всего двумя людьми. Машина Hawkei может легко транспортироваться на подвесе вертолета CH-47, ее собственная масса 7 тонн (без навесного бронирования) свободно укладывается в ограничения грузоподъемности вертолета. Впервые показанная на выставке Eurosatory 2012 (на выставке 2010 года выставлялся макет) машина Hawkei включает электронную архитектуру транспортного средства VEA (Vehicle Electronic Architecture) от компании Thales. Это позволяет без проблем подключать системы управления боем и ситуативной осведомленности, другие системы, например сенсоры для быстрой настройки, модернизации или переназначения роли. Hawkei была также оборудована системой связи Sotas от Thales, оптоэлектроникой Sophie, радиостанциями MBITR, а также навигационной системой Polaris GPS от Rockwell Collins. Вся информация собирается на одном экране, при этом каждый член экипажа имеет свой дисплей.
Прототипы, изготовленные на настоящее время, проехали свыше 40000 км в ходовых испытаниях и подверглись более чем 10 взрывным тестам с целью подтверждения уровня защиты кабины экипажа от мин и придорожных бомб, хотя эти уровни и остаются засекреченными.
В июне 2012 года австралийское Минобороны выдало контракт стоимостью 37 миллионов долларов США компании Thales на выполнение Этапа 2 программы, который включает сборку шести прототипов предназначенных для дальнейших испытаний. Первая машина должна была быть поставлена к концу 2012 года. После успешного завершения этих испытаний в 2015 году ожидается окончательное одобрение на приобретение, за которым последует начальное производство в 2016 году. Текущая потребность определена в 1300 машин Hawkei, 700 в патрульном варианте с четырехдверной кабиной и шестью сиденьями и 600 машин общего назначения с двухдверной кабиной, тремя сиденьями и большей грузоподъемностью. Стоимость контракта должна составить примерно 1,5 миллиарда американских долларов. В связи со своим решением принять на вооружение Hawkei, Австралия не финансирует этап разработки и освоения производства американской программы, хотя она пока наблюдает за этим процессом, поскольку JLTV рассматривается в качестве резервного решения в случае маловероятного закрытия программы по Hawkei.
Компания Thales Australia продвигает свою машину на экспорт и готова адаптировать машину под запросы заказчика. Помимо запланированных вариантов, командирского, разведывательного, связи и универсального, могут быть созданы другие варианты машины. Мощность и электронная архитектура машины позволяют легко трансформировать ее в качестве транспортера вооружения или ракет, например. Также может быть предусмотрен вариант РЭБ.
В ЮАР подразделение компании BAE Systems, Land Systems OMC, до сих пор работает над своей машиной RG32M с целью повышения ее грузоподъемности и уровня защиты. В настоящее время основным заказчиком легкой бронированной машины 4x4 является Швеция, которая заказала в 2005 и 2007 годах 200 машин двумя партиями, добавив третью партию из 60 машин Series 3 в 2008 году и сделав еще заказ на 110 машин Series 4 в начале 2012 года. Шведской армии необходима машина для широкого спектра задач, например командный пункт, пункт связи, разведывательный и патрульный варианты.
Скандинавский успех RG32M определенно не достиг своего апогея. Финляндия заказала дополнительные 25 машин в июне 2012 года после заказа 22 машин в январе 2011 года, 10 штук в июне 2010 года, 16 штук в мае 2010 года и шести в феврале 2006 года. Первые машины Series 3 появились в майском заказе 2010 года, и все последующие машины поставлены этого же стандарта. В настоящее время компания BAE Systems LS OMC поставила десять машин из заказа 2011 года. Последние машины должны быть переданы Финляндии в середине 2013 года.
По сравнению со стандартной машиной модель RG32M Series 3 имеет новую подвеску для того, чтобы справляться с грузоподъемностью увеличившейся с одной до трех тонн при собственной массе 6,5 тонн, что означает повышение общей массы с 7,5 до 9,5 тонн.
Первой страной выбравшей RG32 в варианте легкой тактической машины является Ирландия, которая получила все свои машины.
Нанокерамическое стекло от компании IBD DEISENROTH (врезка)
На выставке Eurosatory 2012 немецкая компания IBD Deisenroth, известный поставщик решений по бронированию, показала новое изделие на основе нанотехнологий из своей линейки керамических продуктов, которое может значительно повлиять на уровни защиты легких бронированных машин. Компания уже показывала свои нанотехнологические решения по бронированию, которые снижают массу любого данного уровня защиты в два раза. Член нового семейства, однако, совершает настоящий прорыв в мире легких бронированных машин, поскольку он прозрачен и таким образом является совершенной заменой бронированному стеклу (см. фото).
Прозрачная поверхность изготовлена из набора плиток размером примерно 50 x 50 мм из синтетической керамики; кристаллическая структура материала имеет очень тонкое зерно необходимое для обеспечения прозрачности. Размер плитки во многом зависит от воздействующей угрозы, для соединения плиток применяется специальный процесс склеивания. Границы склейки невидимы, что создает большую прозрачную поверхность. Эти плитки далее помещаются между передним стеклом для исключения их истирания и задним пластичным несущим компонентом, который поглощает остаточную кинетическую энергию. Ключевым вопросом здесь снова является масса: прозрачная керамическая защита Уровня 3 показанная компанией IBD Deisenroth имеет плотность 56 кг/м2, что составляет почти четверть от 200 кг/м2 стандартного бронированного стекла такого же уровня защиты. По словам потенциальных покупателей, стоимость нового материала пока значительно выше стоимости бронированного стекла, но развитие технологии в сочетании с увеличивающимся применением прозрачной нанокерамики должно, в конечном счете, снизить стоимость до приемлемого уровня.
Информация