История службы. «Светлана»

(с 5.2.1925 — «Профинтерн», с 31.10.1939 -«Красный Крым», с 7.5.1957 - «ОС-20», с 18.3.1958 -«ПКЗ-144»)

28 сентября 1913 г. крейсер был зачислен в списки судов Гвардейского экипажа. 11 ноября 1913 г. заложен на Русско-Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. спущен на воду. В октябре 1917 г. на буксире ледокола «Тармо» переведен в Петроград. С ноября 1924 г. достраивался на Балтийском заводе. 5 февраля 1925 г. «Светлана» переименована в «Профинтерн» (Профинтерн - Красный интернационал профсоюзов - международная организация революционных профсоюзов. Был создан на проходившем в Москве 3-19.11.1921 международном конгрессе революционных профессиональных и производственных союзов. К концу 1937 г. Профинтерн прекратил свою деятельность). 26 апреля 1927 г. корабль был предъявлен к испытаниям.

1 июля 1928 г. крейсер «Профинтерн» вступил в состав Морских сил Балтийского моря (МСБМ РККФ).


6-12 августа 1928 г. крейсер участвовал в походе кораблей МСБМ под флагом Председателя РВС СССР К.Е.Ворошилова в юго-западную часть Балтийского моря. (В походе кроме «Профинтерна» участвовали 3 линкора, 9 эсминцев, 9 подводных лодок, 3 транспорта).

В августе 1929 г. «Профинтерн» вместе с крейсером «Аврора» и четырьмя эсминцами участвовал в заграничном походе. 16 августа он вышел из Кронштадта и на следующий день в море соединился с крейсером «Аврора», вышедшим из Кронштадта ранее. 18 августа крейсера под общим командованием начальника учебного отряда кораблей ВМУЗ Ю.Ф.Ралля прибыли на рейд Свинемюнде. Эсминцы направились в Пиллау и Мемель. Руководители походом на самолете убыли в Берлин. 21 августа крейсера покинули Свинемюнде и 23-го вернулись в Кронштадт. 6-12 сентября 1929 г. «Профинтерн» участвовал в осенних маневрах МСБМ.

История службы. «Светлана»
Крейсер «Профинтерн» вскоре после вступления в строй, 1929 г.


История службы. «Светлана»

История службы. «Светлана»
Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» во время визита в Свинемюнде в августе 1929 г.


В ноябре 1929 г. крейсер «Профинтерн» (командир А.А.Кузнецов) был включен в состав Практического отряда МСБМ, в который вошел также линкор «Парижская Коммуна». Командиром отряда был назначен Л.М.Галлер - начальник бригады линкоров МСБМ. Линкор и крейсер должны были перейти с Балтики в Черное море.

22 ноября в 16.30 отряд вышел из Кронштадта. Поздно вечером 24 ноября он встал на якорь в Кильской бухте. Приняв топливо с транспортов, корабли 26 ноября продолжили поход. Пройдя Бельт, Категат, обогнув м. Скаген, отряд вышел в Северное море. Здесь начались первые неприятности: механики не учли разности в солености воды Балтики и океана и на кораблях вскипели котлы. Вечером 27 ноября отряд встал на якорь. Под утро 28 ноября корабли снялись с якоря, но в полдень вновь пришлось встать на якорь, поскольку сгустившаяся мгла закрыла маяки.

Пройдя Английский канал, корабли 30 ноября у маяка Барфлер встретились с транспортами, ушедшими вперед. Средняя скорость на переходе Кронштадт -Кильская бухта составляла 14 уз, а Киль-ская бухта - м. Берфлер - 10,9 уз. Океанская волна раскачивала корабли и транспорты, что значительно усложнило бункеровку. Чтобы не помять борта и не порвать шланги, корабли все время подрабатывали машинами, а при усилении ветра, погрузку прекращали. Двое суток длилась эта операция.

История службы. «Светлана»
Вид с полубака на носовые башни главного калибра крейсера «Красный Кавказ»


Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра «Профинтерн», имевший высокий полубак, легко всходил на волну. Но к сожалению генеральный курс вынуждал корабли идти лагом к волне. Крен крейсера достигал 40°. Не помогло и уменьшение хода. К вечеру 3 декабря от ударов гигантских волн на «Профинтерне» разошлись клепаные швы корпуса. В 6-е котельное отделение стала поступать вода, одновременно вышел из строя водоотливной насос (сломался шток приемного клапана). Крейсер принял до 400 т воды. Л.М.Галлер вынужден был принять решение о заходе в ближайший порт. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все усиливался, даже на внешнем рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях «Профинтерн» непрерывно работал турбинами «малый вперед». Через два дня ремонт закончился. Французские буксиры подвели к борту нефтеналивную баржу, но полностью восполнить запас топлива не удалось - на волнении рвались шланги.

История службы. «Светлана»
Крейсер «Профинтерн» во время перехода на Черное море. Снимок с линкора «Парижская Коммуна»


История службы. «Светлана»
«Профинтерн», зима 1930/31 г.


История службы. «Светлана»
«Профинтерн» в Севастополе, начало 1930-х гг.


История службы. «Светлана»
«Профинтерн», начало 1930-х гг.


7 декабря корабли опять вышли в Бискайский залив. Шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной - 100. Крен крейсера достигал 40°. Все шлюпки были разбиты. Особенно тяжелые повреждения получил линкор, который носом зарывался в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.

10 декабря корабли вновь пришли на рейд французского порта. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта, крейсер стоял на якоре на внешнем рейде. Местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен, но из-за непрекращающегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, на этот раз окончательно. Обогнув м. Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар.

История службы. «Светлана»
«Красный Кавказ» на параде в Севастополе, конец 1930-х гг. Хорошо видны катапульта и кран-стрелы для подъема гидросамолетов с воды


Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальяри на о.Сардиния. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки смогли почувствовать под ногами твердую землю. На следующий день был организован футбольный матч команды города с командой «Профинтерна».

8-9 января корабли перешли из Кальяри в Неаполь. 14 января отряд покинул Неаполь, а 17 января вошел в Черное море, где был встречен дивизионом эсминцев МСЧМ. 18 января 1930 г. крейсер и линкор прибыли в Севастополь. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.

«Профинтерн» был включен в состав МСЧМ (с 11 января 1935 г. - ЧФ). 9 марта 1930 г. «Профинтерн» вместе с линкором «Парижская Коммуна», крейсерами «Червона Украина» и «Красный Кавказ» (достраивался в Николаеве) был включен в состав дивизии (с 1932 г. - бригады) крейсеров МСЧМ.

Последующее десятилетие крейсер осваивал новый театр, экипаж занимался боевой подготовкой. 10-13 октября 1931 г. крейсер участвовал в маневрах МСЧМ.

В ночь на 10 мая 1932 г. «Профинтерн» следовал на рейд Чауда, где проводился сбор флота. При маневрировании он столкнулся с крейсером «Красный Кавказ», который ударил «Профинтерн» форштевнем в кормовой каземат правого борта. Ремонт повреждений занял 12 суток.

История службы. «Светлана»
Крейсер «Профинтерн», снимок с линкора «Парижская Коммуна», 1930-е гг.


История службы. «Светлана»
«Профинтерн», 1930-е гг. Над крейсером пролетают летающие лодки Дорнье «Валь»


История службы. «Светлана»


С 26 августа по 6 сентября 1932 г. «Профинтерн» совместно с крейсером «Черво-на Украина», тремя эсминцами и тремя канонерскими лодками совершил поход в Азовское море.

24 октября 1933 г. «Профинтерн» с «Червоной Украиной» вышли из Севастополя сопровождая турецкий пароход «Измир», на котором в Стамбул отправилась советская правительственная делегация во главе с наркомом по военным и морским делам К.Е.Ворошиловым на празднование 10-летия Турецкой республики. Утром 26 октября корабли прибыли в Стамбул, а спустя 6 часов вышли обратно и 27 октября вернулись в Севастополь. 9 ноября крейсера вновь направились в Стамбул, 11 ноября вступили в охранение парохода «Измир» с возвращающейся делегацией и 12 ноября прибыли в Одессу.

История службы. «Светлана»
«Красный Кавказ» вскоре после вступления в строй, 1933 г. Хорошо видны торпедные аппараты у среза полубака и авиационное вооружение


В 1935-1938 гг. «Профинтерн» прошел капитальный ремонт и модернизацию на «Севморзаводе».

22 июня 1939 г. «Профинтерн» как и вся бригада крейсеров, был включен в состав формируемой эскадры ЧФ. Еще в 1937 г. Профинтерн прекратил свою деятельность, но только спустя два года крейсер был переименован, получив по аналогии с двумя крейсерами бригады название «Красный Крым». С этого момента бригаду крейсеров ЧФ можно назвать «Красной».

Начало Великой Отечественной войны крейсер встретил под командованием капитана 2 ранга А.И.Зубкова. Корабль находился в текущем ремонте на заводе №201 (встал на ремонт в мае 1941). 1 августа 1941 г. крейсер отошел от стенки завода. С 8 по 10 августа прошел докование в Северном доке. 12 августа крейсер осмотрел командующий эскадрой Л.А.Владимирский. 13 августа крейсер, еще не вышедший из ремонта, был включен с двумя эсминцами в состав отряда №2 для отражения возможной высадки десанта в районе Одессы. 16 августа «Красный Крым» выходил в море для испытания механизмов и маневренных качеств.

21 августа в 7.00 «Красный Крым» с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» (командир отряда А.И.Зубков) вышел из Главной базы и ровно через сутки прибыл в Одессу. Крейсер без помощи буксиров ошвартовался у Платоновского мола, на берег высажен корректировочный пост. В 18.32 корабль снялся со швартовых и вышел в море для обстрела позиций противника. Но из-за дождя и мглы цели не были видны, а связь с корпостом была неустойчивой. Стрельба не состоялась, и корабль вернулся в Одессу.

23 августа крейсер открывал огонь по самолетам бомбившим Одесский порт. За два дня им было выпущено 70 100-мм и 21 45-мм снарядов.

История службы. «Светлана»
Крейсер «Красный Крым», 1939 г.


История службы. «Светлана»
Крейсер «Красный Крым» в Севастополе на параде, 1940 г. На переднем плане эсминец «Железняков»


23 августа в 17.30 крейсер вышел из Одесского порта и установил связь с кор-постом. Получив координаты цели в районе дер.Свердлово (штаб 35-го румынского полка), в 18.18 находясь на траверзе Чебанки, с дистанции 82 кбт открыл огонь левым бортом 8-орудийными залпами. Батареи противника в 19.06 открыли ответный огонь. В 19.30 «Красный Крым» прекратил стрельбу выпустив 462 снаряда, и лег на курс отхода.

В 20.30 к борту подошел эсминец «Фрунзе», на крейсер были приняты работники Одесского банка и 60 мешков денег. Закончив погрузку, корабль вышел в море. 24 августа в 7.30 «Красный Крым» стал на бочку в Севастополе.

26-27 августа крейсер перешел из Севастополя в Новороссийск. 28 августа зенитчики корабля открыли огонь по самолету, идущему на постановку мин на фарватере Новороссийска, самолет отвернул и скрылся.

14 сентября директивой Военного Совета ЧФ крейсер «Красный Крым» был включен в состав отряда кораблей, предназначенного для высадки десанта у Григорьев-ки под Одессой.

История службы. «Светлана»
Счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет «Максим»


18 сентября в 17.30 «Красный Крым» вышел из Новороссийска, сопровождая транспорты «Белосток» и «Крым», направлявшиеся с войсками в Одессу. В

6.00 19 сентября конвой встретили ТЩ и СКА, в 7.00 он прошел маяк Айтодор, а в 10.50 - траверз Константиновской батареи. Крейсер довел транспорты до выхода за кромку минных заграждений (м.Тар-ханкут), далее в их охранение вступил эсминец «Бойкий», а крейсер повернул в главную базу и 20 сентября в 6.30 вошел в Севастопольскую бухту.

Участвовал в высадке десанта у Григорь-евки. 21 сентября в 6.17 вместе с крейсером «Красный Кавказ» вышел из Северной бухты и, встав на якорь у Казачьей бухты, начал с помощью барказов принимать десант. К 11.59 на корабль были приняты 1-й и 2-й батальоны 3-го морского полка -1109 человек вместо предполагаемых 758. Для высадки десанта на крейсер были подняты барказы: два крейсера «Молотов» и по одному - крейсера «Червона Украина» и 1-й бригады ПЛ. В 13.38 корабль снялся с якоря и, вступив в кильватер «Красному Кавказу», в составе отряда вышел по назначению, скорость 18 уз.

В 18.44 были обнаружены два самолета противника, и по ним открыли огонь все зенитные орудия правого борта. Спустя 5 минут самолеты отвернули и стрельба прекратилась.

История службы. «Светлана»
Крейсер «Красный Крым», 1940 г. На палубе юта виден кран для погрузки мин; стрелы самолетных кранов еще не демонтированы


22 сентября в 1.14 отряд прибыл в район Григорьевки, в точку рандеву с отрядом высадочных средств, которого на месте не оказалось. Крейсер занял исходную точку, и, удерживаясь машинами в 1.20 с дистанции 18 кбт открыл огонь правым бортом по берегу, по пересыпи Ад-жаликского лимана. В 1.27 огонь был перенесен на Григорьевку, а спустя семь минут прекращен. В 1.40 началась высадка десанта с помощью барказов. Поддерживая высадку «Красный Крым» в 2.03 открыл огонь всем бортом по Чебанке, совхозу им. Котовского, Мещанке. К 3.00 барказы совершили 10 рейсов, высадив 416 чел, затем к крейсеру подошла канонерская лодка «Красная Грузия» и приняла оставшихся десантников. В 3.43 крейсер прекратил стрельбу по берегу, который велся с перерывами в течение трех часов, выпустив 273 130-мм и 250 - 45-мм снарядов. В 4.05 крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ» направились в Севастополь, развив скорость 24 уз. В 16.52 корабль стал на бочку в Северной бухте. В тот же день в 20.00 «Красный Крым» вышел из Севастополя ив 11.30 23 сентября прибыл в Новороссийск. 26 сентября крейсер перешел из Новороссийска в Туапсе.

Вечером 30 сентября крейсер вышел из Туапсе, 1 октября в 13.09 прибыл в Батуми и встал к нефтяному пирсу для приемки мазута и воды. К 17.00 бункеровка была закончена и началась погрузка пулеметного батальона - 263 человека личного состава, 36 станковых пулемета, 2 45-мм орудия с боезапасом. Приняв на борт войска, в 21.30 вышел из Батуми в Феодосию, куда прибыл 2 октября в 17.28. Выгрузив батальон на баржи, крейсер в 18.45 снялся с якоря. Утром 3 октября он прибыл в Новороссийск, а затем ушел в Туапсе.

28 октября бригада крейсеров была расформирована, а крейсера подчинены непосредственно командующему эскадрой ЧФ.

29 октября в 16.00 «Красный Крым» пришел из Туапсе в Новороссийск и стал на якорь. Портовые буксиры перевезли с берега на корабль батальон морской пехоты - 600 человек с оружием и боезапасом, и в 22.56 он вышел из Новороссийска. 30 октября в 15.53 крейсер пришел в Севастополь и стал на бочки, батальон был выгружен на подошедшие буксиры. 31 октября в 1.35 авиация противника совершила налет на главную базу, командир крейсера приказал зенитного огня не открывать, чтобы не демаскировать корабль.

История службы. «Светлана»
Носовая дымовая труба «Красного Кавказа»


«Красный Крым» был включен в состав отряда артиллерийской поддержки войск севастопольского гарнизона, командир отряда - начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В.А.Андреев.

2 ноября в 9.30 начался ожесточенный налет авиации на Севастополь, три Ju-88 атаковали крейсер, сбросив семь бомб. Все они упали в 20 м от борта, три не взорвались, а от взрывов четырех бомб осколками были ранены пять краснофлотцев. К 18 часам крейсер подошел к пристани минно-торпедной мастерской и начал приемку имущества эвакуируемого минно-торпедного отдела ЧФ. Одновременно производилась погрузка имущества Крымского обкома ВКП (б), раненых, семей военнослужащих.

3 ноября Военный совет флота постановил вывести корабли из Севастополя.

История службы. «Светлана»
Командующий флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский выстуа-вет перед экипажем крейсера «Красный Крым»


В тот же день к 17.00 крейсер окончил погрузку приняв 350 раненых, 75 военнослужащих, 100 эвакуируемых, документы штаба ЧФ, 30 торпед, 1800 приборов Обри, запчасти торпед и инструмент всего 100 ящиков.

В 18.27 «Красный Крым» вышел из Севастополя в Туапсе, на крейсере были отправлены все документы и имущество штаба ЧФ на ЗКП ЧФ, оборудованный в 4 км юго-западнее Туапсе. 4 ноября в 14.00 прибыл в Туапсе. По причине большой перегрузки базы командование Туап-синской ВМБ не могло принять все имущество и раненых. 6 ноября в 00.55 крейсер вышел из Туапсе, в 14.00 прибыл в Батуми и, ошвартовавшись у причала, начал выгрузку.

7 ноября к 9.00 крейсер закончил выгрузку, принял мазут и в 13.55 вышел из Батуми в Севастополь. 8 ноября корабль зашел в Туапсе для пополнения запаса топлива, а в 7.47 9 ноября «Красный Крым» прибыл в Севастополь и стал на бочку № 8. В 10.00 и 11.00 авиация противника совершила налеты на базу, но крейсер не пострадал. В 15.30 корабль сменил место стоянки, став на бочки линкора «Парижская Коммуна» возле минно-торпедных мастерских.

10 ноября «Красный Крым» получил задачу разрушить дальнобойную батарею противника в районе Качи. В 6.30 он открыл огонь главным калибром на дистанции 85 кбт. Стрельба корректировалась корпостом. После четырех пристрелочных выстрелов корабль перешел на поражение трехорудийными залпами. В 8.00 закончил стрельбу, выпустив 81 снаряд. Батарея противника была разрушена. Еще дважды в этот день крейсер открывал огонь по скоплению живой силы противника - в 12.30 в районе Инкермана (31 снаряд) и в 20.00 по району дер. Ду-ванкой (20 снарядов).

8 23.00 корабль снялся с бочек и под буксирами перешел в Южную бухту, где в 2.00 11 ноября отдал правый якорь и ошвартовался левым бортом у холодильника. 11 ноября «Красный Крым» продолжал обстреливать скопления пехоты противника, выпустив 105 снарядов.

В эти дни немецкая авиация совершала массированные налеты на Севастополь, 10 ноября крейсер огнем 45-мм орудий сбил самолет противника.

12 ноября «Красный Крым» стоял у холодильника. В 10.00 начался сильный налет на город и корабли, крейсер открыл огонь всеми зенитными орудиями и пулеметами. Две группы по три самолета Ju-88 зашли на корабль и сбросили бомбы с горизонтального полета. 10 бомб упали на расстоянии 50 м и далее. Эти же самолеты еще дважды заходили на крейсер, но из-за интенсивного зенитного огня бомбы сбрасывали неточно, корабль повреждений не получил. В 12.00 вторая волна из 28 бомбардировщиков атаковало город и корабли, крейсер «Червона Украина» был тяжело поврежден и погиб, тяжелые повреждения получили эсминцы «Беспощадный» и «Совершенный». Самолеты несколько раз заходили и на «Красный Крым», но бомбили неточно, бомбы падали в городе и на набережной, корабль повреждений не получил. 12 ноября при отражении атак авиации израсходовано 221 100-мм и 497 45-мм снарядов. 13 и 14 ноября немецкие самолеты бомбили Южную бухту и корабли, но сильный зенитный огонь каждый раз вынуждал их поспешно сбрасывать бомбы, крейсер повреждений не получил.

14 ноября на корабль были погружены курсанты учебного отряда ЧФ - 600 человек, личный состав и имущество СНиС ЧФ, санитарного отдела ЧФ, управления НК ВМФ, прокуратуры ЧФ, команды погранвойск, команды НКВД с прокуратурой и трибуналом Крыма, разведотдела ЧФ, семьи военнослужащих. Всего принято 350 раненых, 217 военнослужащих, 103 гражданских, 105 т груза. В 23.15 крейсер вышел из Севастополя. С рассветом он вступил в охранение транспорта «Ташкент», который шел со скоростью 8 уз. Ночью 15 ноября транспорт отстал и с рассветом 16 ноября крейсер повернул на обратный курс, на его поиск. В 7.30 транспорт был обнаружен, для увеличения скорости отряда на транспорт были поданы буксиры, но на скорости 14 уз., они лопались. В 17.50 «Красный Крым» с транспортом догнали и начали обходить теплоход «Абхазия» в сопровождении эсминца «Незаможник». «Ташкент» был передан эсминцу, а крейсер вступил в охранение «Абхазии». 17 ноября крейсер в 16.30 прибыл в Туапсе, а теплоход направился в Поти.

26 ноября крейсер перешел из Туапсе в Новороссийск и стал на якорь.

В 1.10 27 ноября он ошвартовался у причала и начал погрузку войск. В 3.15, имея на борту 1000 бойцов и командиров пополнения для Приморской армии, вышел из Новороссийска в Севастополь, куда прибыл 28 ноября в 6.25, на переходе крейсер сопровождал эсминец «Железняков».

29 ноября с 22.05 до 22.50 стоя на якоре и швартовах у холодильника крейсер обстреливал скопление противника в районе Шули, Черкез-Кермен, высота 198,4, огонь велся по площадям, без корректировки. Было выпущено 179 снарядов.

30 ноября в 23.34 в сопровождении двух тральщиков крейсер вышел из Севастополя в район Балаклавы. В 2.25 1 декабря он занял исходную точку для стрельбы между берегом и внутренней кромкой минного заграждения, застопорил машины и с дистанции 87 кбт, открыл огонь левым бортом по мотомеханизированным частям в районе Варнутка, с Кучук-Мускомья, стрельба велась по площадям. В 2.56 крейсер закончил стрельбу, израсходовав 149 снарядов, и в 4.25 вернулся в базу.

В тот же день с 12.45 до 13.20 стоя на якоре и швартовах у холодильника в Южной бухте крейсер обстрелял скопления войск противника у с.Шули (гора Зубук-Тепе, высота 449, на дистанции 100 кбт по площадям расход 60 снарядов. В 17.12-17.45 вел огонь правым бортом по живой силе в районе Мамашай, стрельба корректировалась. Так как стрельба велась на предельной дистанции - 120 кбт, был создан искусственный крен 3° на левый борт. В результате огнем крейсера уничтожено до батальона пехоты.

2 декабря со швартовых у холодильника «Красный Крым» выполнил две стрельбы по живой силе у с.Черкез-Кермен, расход 60 снарядов, с. Шули - 39 снарядов. 3 декабря с 16.11 по 17.30 крейсер обстрелял батарею противника, расположенную у с.Кучка расход 28 снарядов. Стрельба корректировалась.

5 декабря, приняв 296 раненых и 72 эвакуируемых пассажира, «Красный Крым» в 16.20 вышел из Севастополя. Утром 6 декабря он вступил в охранение транспортов «Белосток» и «Львов». 7 декабря в 9.59 прибыл в Туапсе, где выгрузил часть раненых и эвакуируемых, а 9 декабря перешел из Туапсе в Поти.

10 декабря в 7.30 вышел из Поти в Новороссийск, конвоируя транспорты «Калинин» и «Димитров» с войсками для Севастополя. Скорость транспортов - 6 уз. 12 декабря сигнальщики крейсера обнаружил плавающую мину, которую расстреляли. 13 декабря в 8.00 корабли повернули на Инкерманский створ, противник открыл огонь, несколько снарядов легли в 50-70 м от крейсера, осколками были ранены два моряка. В 16.50 крейсер вышел из Севастополя в Новороссийск, куда прибыл в 6.00 14 декабря.

В декабре 1941 г. флот готовился к крупной десантной операции целью которой было освобождение Керченского полуострова и оказание помощи Севастополю.

История службы. «Светлана»
Погрузка десанта на крейсер


«Красный Крым» в числе других кораблей должен был участвовать в высадке десанта в Феодосию, но 17 декабря противник начал второе наступление на Севастополь по всему фронту. Ставка приказала немедленно доставить пополнение защитникам города.

20 декабря, приняв 1680 бойцов и командиров 79-й особой стрелковой бригады в 17.00 с крейсером «Красный Кавказ» (флаг комфлота Ф.С.Октябрьского), лидером «Харьков», эсминцами «Бодрый» и «Незаможник», «Красный Крым» вышел из Новороссийска. Из-за тумана отряд не мог форсировать минные поля ночью и вынужден был прорываться днем 21 декабря на подходе к Севастополю, в районе Херсо-несского маяка, корабли были атакованы немецкой авиацией - шестью Me-110, на крейсер было сброшено 6 бомб, упавших в 100 м по корме, одновременно самолеты обстреливали корабли из пулеметов. Повреждений не получил. Зенитная артиллерия «Красного Крыма» активно отражала атаки, выпустив 72 100-мм и 100 45-мм снарядов. В 13.00 корабли вошли в главную базу, крейсер ошвартовался у холодильника и начал высадку. В 17.50-18.00 «Красный Крым» обстрелял мотоколонну в районе Дача Торопова у с.Алсу, израсходовав 30 снарядов.

22 декабря, стоя на швартовах у холодильника, в течение суток провел четыре стрельбы из них одну ночную по площадям и одну с корректировкой по мотомех-колоннам и живой силе противника, израсходовал 141 снаряд. В 19.30, приняв 87 раненых, с эсминцем «Незаможник» вышел из Севастополя в район Балаклавы с задачей огнем 130-мм орудий подавить живую силу противника. Застопорив ход, с дистанции 85 кбт с 20.25 до 22.05 крейсер вел огонь по противнику в районе Верхняя Чоргунь, Дача Торопова, Кучук-Мускамья. Точкой для наводки служил установленный на берегу затемненный огонь синего цвета. В 22.05, закончив стрельбу (расход 77 снарядов), корабли направились в Туапсе, куда прибыли в 10.50 23 декабря.

24-25 декабря перешел из Туапсе в Новороссийск.

Участвовал в Керченско-Феодосийской операции. На первом этапе операции крейсер был включен в состав отряда корабельной поддержки отряда высадки «Б» контр-адмирала Н.О.Абрамова, который должен был произвести высадку у г.Опук.

«Красному Крыму» была поставлена задача: совместно с эсминцем «Шаумян» в ночь с 25 на 26 декабря обстрелять Феодосию, выявить батареи и огневые точки, после чего днем 26 декабря систематическим обстрелом дороги Феодосия - Керчь не дать возможности противнику перебросить свои резервы в районы, где должны были высадить десанты (Керчь, Дуранде) и огнем своей артиллерии поддержать десант, высаживающийся в Дуранде.

25 декабря в 20.20 «Красный Крым» с эсминцем «Шаумян» вышел из Новороссийска в район Керченского пролива, передавая данные о погоде в районе операции. 26 декабря в 5.32 крейсер открыл огонь главным калибром правым бортом с дистанции 55-60 кбт по порту Феодосия. В 5.40 окончил стрельбу выпустив 70 фугасных снарядов. Этот артиллерийский налет на Феодосию был излишним - стрельба велась по площадям и не нанесла урона противнику, батареи врага также не были засечены. Затем корабли направились на восток для встречи с крейсером «Красный Кавказ» и эсминцем «Незаможник». В 7.50 легли в кильватер «Красному Кавказу», крейсера бесцельно маневрировали в Феодосийском зал.: Эльган-Кая, Чауда - Феодосия, пытаясь отыскать отряд контр-адмирала Н.О.Абрамова. В море - туман, дождь, снег плохая видимость. 23.00 крейсер встал на якорь в районе Чауды в 20 кбт от пристани Дуранде. В 6.00 27 декабря отряд корабельной поддержки получил сообщение о том, что десантный отряд вернулся в Анапу. В 7.30 крейсер снялся с якоря и в 14.00 ошвартовался у Элеваторной пристани Новороссийска.

История службы. «Светлана»
Зенитное 102-мм орудие Б-2 крейсера «Красный Кавказ»


Включен в отряд кораблей поддержки отряда высадки «А». 28 декабря к 17.10 на «Красный Крым» был принят десант -2000 бойцов и командиров 9-го стрелкового корпуса, 2 миномета, 35 т боеприпасов, 18 т продовольствия. На корабле разместился командир 9-го стрелкового корпуса генерал-майор И.Ф.Дашичев со своим штабом. Катера крейсера №1 и №3 были оставлены в Новороссийске, взамен их на борт приняты барказы линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Ворошилов».

В 19.00 «Красный Крым» снялся со швартовов и в составе отряда с крейсером «Красный Кавказ» и тремя эсминцами вышел из Новороссийска.

29 декабря в 3.05 отряд корабельной поддержки перестроился в кильватерную колонну, в 3.45 лег на боевой галс и через три минуты «Красный Крым» на скорости 6 уз открыл огонь левым бортом из 130-мм и 45-мм орудий. В 4.03 огонь был прекращен, а в 4.35 крейсер стал на якорь в 2 кбт от Широкого мола и в 4.48 начал высадку десанта с помощью четырех барка-зов, затем подошли шесть катеров СКА, которые перевезли 1100 десантников. В 4.50 прикрывая высадку, корабль открыл огонь прямой наводкой по огневым точкам в порту и городе, в районе м. Ильи. По неподвижно стоявшему кораблю противник вел огонь из орудий, минометов и пулеметов. В 6.23 к правому борту крейсера подошел эсминец «Шаумян», для приемки десанта, но его командир не смог с ходу ошвартоваться. В это же время береговая батарея противника открыла огонь по кораблям, и эсминец, получив приказание подавить батарею, отошел от крейсера. Затем к борту крейсера подошел БТЩ «Щит» и принял 300 человек.

Более двух часов корабль находился под артиллерийско-минометным обстрелом. Первый снаряд разорвался в 7.15 в батарейной палубе у орудия №3 в р-не 45-49 шп. правого борта, в результате образовалась пробоина площадью 1,5 м2 и много мелких пробоин, перебиты обмотки размагничивающего устройства. Вспыхнул пожар, горела пробковая изоляция. Появились убитые и раненые. Пожар был ликвидирован с помощью воды и огнетушителей, на пробоину поставлен щит. Затем последовали попадания снарядов в форштевень, в 1-ю трубу. В 7.42 взрывом снаряда на полубаке в районе 43-44 шп. левого борта пробило боковую броню щита орудия №12. В результате орудие заклинило, осколками повреждена и вышла из строя 45-мм пушка. Загорелся 130-мм пенал с зарядом, но был выброшен за борт.

История службы. «Светлана»
Вид с носовой надстройки на бак крейсера «Красный Кавказ». Хорошо видны носовые башни главного калибра. На крыше возвышенной башни стоит зенитный пулемет «Вик-керс». 1942 г.


В 7.47 снаряд разорвался в районе 3538 шп. правого борта, образовалась пробоина площадью 1 м2 и множество мелких осколочных пробоин. Большую пробоину заделали деревянным щитом, а мелкие - деревянными пробками. В 7.49 в районе 34-35 шп. правого борта взрывом снаряда был разрушен деревянный настил палубы площадью 0,75 м2 и разбит стальной кнехт на полубаке. Поврежден фальшборт. В 7.50 на полубаке в районе 22 шп. разорвалась мина в результате в вентиляционной шахте образовалось до 30 мелких пробоин.

В 9.15 высадка десантников была закончена (на корабле остался генерал-майор И.Ф.Дашичев со штабом) и через две минуты крейсер начал съемку с якоря. Почти одновременно с этим в 9.17 и 9.20 два снаряда попали в штурманский мостик и ходовую рубку. Рубка вышла из строя, поврежден настил мостика, перебиты трапы, много проводов, выбиты стекла, снесены двери, перебиты переговорные трубы, кабели, вышли из строя тахометры и машинный телеграф, поврежден привод управления прожектором. Во время съемки с якоря попаданием снаряда разрушена шахта вдувной вентиляции МО, настил ростр и палубы, минные рельсы. Вспыхнул пожар на рострах в районе 77-78 шп, где стояли барказы с цистернами, заполненными бензином. Аварийная партия, создав водяной заслон, ликвидировала пожар.

За время высадки в корабль попало 8 снарядов и 3 мины, были выведены из строя 130-мм орудия №3, 7 и 12 из состава экипажа и десанта убито 18 и ранено 46 человек. Одновременно с высадкой корабль вел огонь одиночными выстрелами по огневым точкам противника и скоплениям войск, разбив две батареи и одну подавив, уничтожив несколько пулеметных точек. Крейсер израсходовал 318 130-мм и 680 45-мм снарядов.

В 9.25 якорь был выбран, в этот момент начались налеты немецкой авиации. Корабль отходил на юг, маневрируя на полном ходу и отражая атаки авиации. Крейсер был атакован 11 раз, но только в трех случаях бомбы легли в 10-15 м от корабля. В результате взрывов бомб гидравлическими ударами по корме, началась фильтрация воды в кормовые балластные цистерны, по швам и заклепкам нефтяных цистерн начал просачиваться мазут. Осколки бомб сделали 50 мелких пробоин, перебили фалы носового мостика, повредили броневую крышку иллюминатора в оперативной рубке. Попаданий в броневой пояс не было.

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» с десантом на борту, 1942 г. На рострах над бортовыми спонсона-ми 130-мм орудий хорошо видны установленные 12,7-мм пулемет ДШК и 20-мм «эр-ликон»


В 23.30 «Красный Крым» стал на якорь в глубине Феодосийского залива. 30 декабря в 7.40 он снялся с якоря, днем маневрировал в Феодосийском заливе, отражая налеты авиации. В течение дня на корабль было произведено до 15 атак группами по два-три самолета. Они отражались мощным огнем всех калибров, в том числе и главным, стрелявшим шрапнелью по низколетящим самолетам, в результате самолеты отворачивали и сбрасывали бомбы в стороне от корабля. Только в двух случая бомбы упали в 20 м от борта, жертв не было. По зенитным целям 29 и 30 декабря было израсходовано 52 130-мм шрапнели, 322 100-мм осколочных гранаты 741 45-мм осколочно-трассиру-щий снаряд. Корабль держал связь с кор-постами и был готов открыть огонь по противнику. В море было захоронено 18 погибших моряков. В 16.00 в Двуякорной бухте генерал-майор Дашичева и его штаб были пересажены на тральщик. После этого командир высадки капитан 1 ранга Н.Е.Басистый приказал крейсеру с эсминцем «Шаумян» следовать в Новороссийск. При подходе к Новороссийску крейсер получил приказ следовать в Туапсе, куда и прибыл 31 декабря в 3.15 и стал на якорь.

1 января 1942 г. «Красный Крым», приняв 260 человек и 40 т грузов, в 17.00 вышел из Туапсе в Феодосию. 2 января в 15.00 он стал на якорь в 3,5 кбт от защитного мола Феодосийского порта и к 9.00 четырьмя барказами выгрузил личный состав и груз. Одновременно крейсер огнем поддерживал левый фланг войск на Феодосийском участке фронта. К 11.00 резко ухудшилась видимость, наползал туман, начался снегопад. 2 и 3 января крейсер маневрировал в Феодосийском заливе. Метеообстановка продолжала ухудшаться: сильная зыбь, снег, туман, заставили корабль несколько раз становиться на якорь. К утру 4 января видимость несколько улучшилась и корабль, весь обледенелый, вернулся в Новороссийск.

4 января, приняв на борт 1200 бойцов и командиров 226-го горно-стрелкового полка и 35 т грузов, «Красный Крым» в 17.00 совместно с ТЩ-412 (13) и четырьмя катерами МО вышел из Новороссийска с целью высадить десант в районе Алушты. Но из-за обледенения катеров отряд в 4.00 5 января повернул на обратный курс и в 10.00 вернулся в Новороссийск. В 16.00 корабли вновь вышли из Новороссийска к Алуште, но из-за шторма не смогли высадить десант и в 13.30 6 января вернулись в Новороссийск и высадили войска в порту.

История службы. «Светлана»
100-мм орудие Минизини на «Красном Кавказе». Тренировка расчета


8 января, приняв 730 бойцов и командиров, 45 т грузов «Красный Крым» в 15.15 вышел из Новороссийска в Феодосию с двумя СКА, в 22.40 отдал якорь в Феодосийском зал., спустил барказы и начал выгрузку. К 1.40 9 января окончил высадку, принял 13 человек арестованных НКВД, в том числе «голову» Феодосии Грузинова, и снялся с якоря. В 10.35 прибыл в Новороссийск и ошвартовался у элеватора. В 11.00 в базе объявлена воздушная тревога три Ju-88 шли на корабли. Был открыт сильный огонь средствами ПВО базы и кораблями, самолеты поспешно сбросили бомбы и ушли. Крейсер израсходовал 23 100-мм и 40 45-мм снарядов. 12 января корабль перешел из Новороссийска в Туапсе, а 14-го вернулся в Новороссийск.

В январе 1942 г. Черноморский флот с целью отвлечения сил противника, наступающего на Феодосию, высадил три тактических десанта в районе Судака, в двух из них участвовал и «Красный Крым».

История службы. «Светлана»
76-мм пушка ЗИС-3 на палубе «Красного Крыма» во время переброски подкреплений в Севастополь


15 января, приняв десант - 560 бойцов и командиров 226-го горно-стрелкового полка, «Красный Крым» под флагом командира отряда кораблей десанта капитана 1 ранга В.А.Андреева, в 13.00 с эсминцами «Сообразительный» и «Шаумян» вышел из Новороссийска к Судаку. В 14.30 корабли прошли минные поля, в море к ним присоединился отряд корабельной поддержки - линкор «Парижская Коммуна» (флаг командующего эскадрой), эсминцы «Безупречный» и «Железняков». Корабли построились в походный ордер, скорость 16 уз. Корабли были обнаружены самолетом Ju-88, который свыше часа сопровождал их. Отряд лег на курс 260° на Севастополь и следовал им до 20 час. Отряд высадки - канонерская лодка «Красный Аджаристан» и сторожевые катера с первым броском десанта ожидали на траверзе Керченского пр-ва. В 15.00 самолеты противника пытались атаковать корабли, но зенитным огнем линкора и крейсера они были отогнаны. На переходе крейсер имел более 40 надежных определений по радиомаякам, чем обеспечил точный подход к месту высадки всего отряда. Для обеспечения выхода кораблей к намеченному пункту высадки, туда заранее были высланы подводные лодки Щ-201 и М-55, которые в обусловленное время в 2,5 и 7,5 милях от берега включили ориентирные огни. В 22.10 отряд вышел на зеленый огонь ПЛ М-55, находившейся в 7 милях от Судака, лег на курс 350°, и вышел на красный огонь ПЛ Щ-201. На расстоянии двух миль от берега корабли заняли исходные точки диспозиции и в 23.45 открыли огонь по береговой черте в районе высадки между м. Алчак и Генуэзской пристанью Судака. «Парижская Коммуна» освещала берег осветительными снарядами, «Красный Крым» вел огонь по пляжу с дистанции 23 кбт. В результате были уничтожены проволочные заграждения и огневые точки противника. Крейсер израсходовал 96 фугасных снарядов. В полночь 16 января катера МО с десантом пошли к месту высадки, и в 0.05 крейсер прекратил огонь по пляжу.

В 0.59 крейсер отдал правый якорь и через минуту начал высадку десанта и выгрузку боезапаса катерами и барказами. Прикрывая высадку крейсер периодически открывал огонь по г.Судак и дорогам, закончил стрельбу в 3.31 израсходовав 103 снаряда (всего за операцию - 199 снарядов). С берега по крейсеру был открыт минометный огонь, мины падали на расстоянии 4-5 кбт, но попаданий в корабль не было. На крейсер с берега доставлялись раненые. В 4.15 высадка была окончена, барказы подняты на борт, в 4.24 крейсер выбрал якорь и лег на курс отхода, развив 22 узла. В 16.25 он прибыл в Новороссийск и ошвартовался у Элеваторной пристани.

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» в Новороссийске, 1942 г.


20 января крейсер перешел из Новороссийска в Туапсе. В ночь с 21 на 22 января на Туапсе обрушился норд-ост (бора). Утром 22 января волнами был сорван со швартовых крейсер «Молотов», стоявший у соседнего пирса. Отданная якорь-цепь лопнула, крейсер ветром и волнами стало разворачивать на 180°. С «Молото-ва» на «Красный Крым» подали швартовы, но они лопнули. «Молотов» форштевнем прочертил по борту «Красного Крыма» развернув орудие и ударил в борт стоявший по корме крейсера танкер «Кремль», который затонул.

Учитывая успешную высадку 226-го полка, командующий фронтом приказал флоту высадить в том же районе 554-й горнострелковый полк.

23 января «Красный Крым» принял на борт части 554-го горно-стрелкового полка (1450 красноармейцев и командиров, 70 т боезапаса, 10 т провианта) и с эсминцами «Безупречный» и «Шаумян» в 16.00 вышел из Туапсе. На крейсере держал флаг командир отряда высадки капитан 1 ранга В.А.Андреев. В 18.00 корабли в районе Кабардинки попали в полосу тумана и вынуждены были стать на якорь. 24 января около 4 часов туман стал рассеиваться, корабли снялись с якоря и вошли в Новороссийск. В 12.16 отряд, к которому присоединился эсминец «Сообразительный», вышел в море. Метеообстановка - туман, сильный северо-восточный ветер и низкая температура. Верхняя палуба, надстройки и леера покрылись льдом. В 22.15 был обнаружен красный огонь подводной лодки Щ-201, ориентируясь на который крейсер в 23.03 отдал якорь на 20-метровой глубине в 5 кбт от Судакского пляжа. В 23.20 он начал высадку. В первую очередь на берег барка-зами доставлялись боезапас и продовольствие, а десантники - катерами СКА. Тральщик ТЩ-16 в течение 50 мин пытался подойти к крейсеру, чтобы принять десантников, сломал два трапа и обвод, но подойти так и не смог. К 6.00 25 января высадка в основном была закончена, выгружены 1300 человек, весь боезапас и продовольствие, на корабле остались 250 человек. Но усилившееся волнение и близость рассвета не позволили кораблям оставаться у берега. В 6.05 они снялись с якоря, чтобы к рассвету - 8.00 оторваться до 44-й параллели, обеспечив надежный отход отряда до налетов авиации противника. В 6.30 крейсер и эсминцы легли на курс 150° и в 16.30 прибыли в Новороссийск.

История службы. «Светлана»
45-мм орудие 21-К крейсера «Красный Кавказ»


28 января «Красный Крым» перешел из Новороссийска в Туапсе для производства 10-дневного ремонта. Завершив ремонт, крейсер 11 февраля перешел из Туапсе в Новороссийск.

13 февраля приняв на борт 1075 человек маршевых рот, 35 человек штаба ЧФ и 35 т груза крейсер в 16.20 вышел из Новороссийска и в 10.50 14 февраля прибыл в Севастополь, встал у холодильника и произвел высадку.

22 февраля, стоя на якоре в Севастопольской бухте, «Красный Крым» вел огонь правым бортом по вражеским войскам в районе Шули, сделал 20 выстрелов. 24 февраля в 11.40 прозвучал сигнал воздушной тревоги в городе. Со стороны Евпатории на высоте 3000 м обнаружены семь Ju-88, которые шли на крейсер. ПВО базы с опозданием открыла огонь, поэтому самолеты, не ломая строя, шли на корабль с носа до момента сбрасывания бомб. Зенитная артиллерия крейсера своевременно открыла огонь, но так как противник атаковал с носа, число ее стволов было ограничено. Все семь самолетов поочередно пикировали на корабль, и каждый сбросил по две 500 кг бомбы. Три упали по левому борту на расстоянии 20 м, 11 - по правому борту на расстоянии 10 м и более. Корабль залило грязью и заволокло дымом и пылью. Стрелять стало невозможно, поскольку ничего не было видно, но и атаки самолетов прекратились. Корабль повреждений не получил, один зенитчик ранен. При отражении налета израсходовано 29 100-мм и 176 45-мм снарядов.

В 19.27 крейсер с эсминцем «Шаумян» вышел из Севастополя и 25 февраля в 12.30 прибыл в Туапсе. На крейсер погружена рота морской пехоты - 250 человек и 25 т груза и в тот же день он доставил ее в Новороссийск.

История службы. «Светлана»
Счетверенный 12,7-мм зенитный пулемет «Виккерс», установленный на носовой возвышенной башне главного калибра


26 февраля в 3.00 крейсер подошел к Импортной пристани и утром начал приемку 674-го артиллерийского противотанкового полка - 500 бойцов и командиров, 20 76-мм пушек, 3 кухни, 20 т боезапаса. В 15.15 с эсминцем «Шаумян» вышли из Новороссийска и в 4.00 27 февраля прибыли в Севастополь, крейсер ошвартовался к причалу Сухарной балки.

28 февраля с 5.30 до 5.55, стоя на якоре, «Красный Крым» сделал 60 выстрелов для подавления двух батарей в 2 км западнее Юхары - Каралез. В 18.40 крейсер с эсминцами «Шаумян» и «Железняков» вышел из Севастополя в район Алушты для огневой поддержки демонстративного десанта. До 19.10 корабли прикрывали два истребителя И-153. В 22.50 было получено сообщение командира 1-го ДТЩ - ввиду волны и ветра высадка невозможна. Норд-остовый ветер 5 баллов, волна - 3 балла.

29 февраля в 1.34 в районе Кучук-Узень крейсер был обстрелян с берега с расстояния 10 кбт зенитными автоматами и ру-жейно-пулеметным огнем. В 1.45 он открыл огонь по берегу для подавления огневых точек в районе Кучук-Узень. Затем маневрировал у берега на малых ходах или стопорил ход. В 2.47 открыл огонь по береговой черте и Алуште с дистанции 29 кбт. Противник отвечал, но безрезультатно. Тральщики и сторожевые катера так и не смогли высадить десант. В 4.39 крейсер и эсминцы легли на курс отхода в район дневного маневрирования, развив 20 уз. Днем 1 марта корабли маневрировали на 9-узловом ходу в тумане. В 14.20 пришло сообщение от командующего флотом: «Жду указаний фронта о постановке цели для обстрела корабля». Крейсер маневрировал в районе, откуда он мог прибыть для обстрела Ялты, Алушты, Судака, Феодосии и с темнотой оторваться от берега. В 18.00 поступило приказание комфлота - идти в Поти. 2 марта в 13.00 корабли подошли к Поти, но к этому времени ветер усилился до 9 баллов, волна - 7, поэтому они пошли к Батуми и в 16.20 корабль стал на якорь на Батумском рейде. 3 марта он перешел в Поти.

История службы. «Светлана»
История службы. «Светлана»
37-мм автоматы 70-К крейсера «Красный Кавказ»


9 марта, приняв 180 т снарядов и мин, в 18.30 «Красный Крым» в охранении эсминца «Свободный» вышел из Поти в Севастополь. При повороте на Инкерман-ский створ обнаружили прямо по носу ПЛ шедшую наперерез курсу, только благодаря принятым мерам столкновение было предотвращено. В 1.30 11 марта корабли прибыли в Севастополь, в 4.00 крейсер ошвартовался у 1-й разгрузочной пристани и начал выгрузку. В 20.00 в охранении эсминца «Шаумян» крейсер вышел из Севастополя, имея на борту 246 раненых и четыре тела 305-мм орудий для линкора «Парижская Коммуна». Для погрузки и размещения орудий (общий вес 208 т) силами личного состава крейсера были изготовлены специальные кильблоки и крепления. 12 марта в 19.45 корабли прибыли в Поти, и на следующийдень стволы были выгружены.

15 и 16 марта на корабль было погружено 165 т боеприпасов, 20 т продовольствия и спецчасть аэростатов заграждения: 150 аэростатов (22,5 т) и 293 бойца и командира.

16 марта в 17.40 крейсер с эсминцем «Незаможник» вышел из Поти в Севастополь, конвоируя танкеры «Серго» и «Передовик». 18 марта конвой 11 раз атаковали бомбардировщики и 1 раз торпедоносцы. Корабли вели интенсивный зенитный огонь. Всего на корабли и транспорты было сброшено 50 бомб, но ни одна в цель не попала. Четыре бомбы упали в 20 м от правого борта крейсера, но повреждений не нанесли. При отражении атак зенитчики крейсера выпустили 116 100-мм и 196 45-мм снарядов.

19 марта в 1.30 прибыл в Севастополь, при входе в базу для расхождения с ПЛ дал самый полный назад и лево руля. На крейсер погрузили четыре ствола 305-мм орудий. В 20.30 с эсминцем «Незаможник» крейсер вышел из Севастополя в Поти, куда прибыл в 18.30 20 марта.

24 марта крейсер в сопровождении эсминца «Незаможник» перешел из Поти в Батуми, где 25-го встал на ремонт.

23 апреля «Красный Крым», приняв 105 т боеприпасов в 18.35 в охранении эсминцев «Бойкий» и «Железняков» вышел из Поти в Новороссийск, куда прибыл 24 апреля в 6.45 и ошвартовался у Элеваторной пристани и начал выгрузку боеприпасов. В течение дня на базу были совершены три налета группами по два самолета Ju-88. Каждый раз открывался сильный огонь, самолеты сбрасывали бомбы за городом и уходили. Крейсер израсходовал 15 100-мм и 25 45-мм снарядов. В тот же день, приняв 1750 человек маршевых рот «Красный Крым» в сопровождении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» в 19.15 вышел в Севастополь.

26 апреля в 11.40 крейсер прибыл в Севастополь, при входе в бухту он был обстрелян артиллерией противника, снаряды легли в 40-60 м от борта. Корабль ошвартовался у Сухарной балки и высадил бойцов. Приняв кавалерийскую часть, 45 раненых, а также работников штаба, в 20.42 крейсер с эсминцами «Бойкий», «Бдительный» и «Сообразительный» вышел из Севастополя в Новороссийск. 27 апреля 12.05 прибыл в Новороссийск, ошвартовался у Элеваторной пристани, выгрузил кавалеристов и раненых и начал приемку груза и маршевого пополнения -1200 человек. В 23.20 с эсминцами «Бдительный» и «Сообразительный» вышел в Севастополь. 29 апреля в 3.40 корабли прибыли в Севастополь, доставив 1780 человек маршевого пополнения, 25 т боезапаса, 16 торпед и 265 глубинных бомб. Крейсер ошвартовался у Сухарной балки, выгрузил грузы и пополнение и принял 44 раненых, 67 человек начсостава и 35 членов семей начсостава. В 21.25 «Красный Крым» с лидером «Ташкент», эсминцами «Бдительный» и «Сообразительный» вышел из Севастополя и ровно через сутки прибыл в Батуми.

Всего за период 22.6.41 по 1.5.42 при отражении атак авиации израсходовал 1336 100-мм и 2288 45-мм снарядов.

6 мая «Красный Крым» в охранении трех торпедных катеров, одного сторожевого катера и двух самолетов И-153 крейсер перешел из Батуми в Поти.

8 мая противник начал наступление на Севастополь. Главком Северо-Кавказского направления приказал командующему флотом: «...Крейсеру «Красный Крым» после погрузки с двумя эсминцами не позже 10 мая выйти из Новороссийска в Севастополь»...». 11 мая в 16.25 крейсер с эсминцами «Дзержинский» и «Незаможник» вышел из Поти и 12 мая в 7.05 корабли прибыли в Новороссийск. Приняв пополнение для Приморской армии, они в 20.00 вышли в Севастополь. 13 мая в тумане корабли подошли к входной точке фарватеpa №3 и в 24.00 застопорили машины до улучшения видимости.

Бывший комфлота в своем дневнике записал: «14 мая. Тяжелый день сегодня, такие тяжелые сведения, да тут еще навалился туман, стоит весь день, только к 18 ч. удалось КР «ККр» с 2000 маршпополне-ния, боезапасом, продуктами войти в базу. При входе крейсер сильно обстреливали артогнем...».

14 мая в 19.50 «Красный Крым» и «Незаможник» вошли в Главную базу, доставив 2126 бойцов и командиров и 80 т боеприпасов. («Дзержинский» в 11.32 был отправлен на поиск тральщика, встречавшего отряд, но из-за ошибки в счислении попал на оборонительное минное заграждение, подорвался на мине в 12.27 и погиб.) Из-за тумана крейсер, как и другие корабли прибывшие в Севастополь, не мог до 19 мая выйти из бухты.

19-20 мая, крейсер, приняв 473 раненых с эсминцем «Незаможник» перешел из Севастополя в Туапсе, а затем в Поти.

26 мая корабль перешел из Поти в Батуми.

1 июня «Красный Крым» с эсминцами «Сообразительный» и «Свободный» прибыл в Новороссийск. 2 июня приняв маршевые роты, вооружение, боезапас и продовольствие, корабли в 19.18 вышли из Новороссийска и 3 июня в 23.24 прибыли в Севастополь. Ф.С.Октябрьский записал в дневнике: «Замечательно: крейсер «Красный Крым» прибыл в ГБ около 00 ч...». 4 июня приняв 275 раненых и 1998 эвакуируемых в 2.00 корабли вышли из Севастополя и в 6.25 5 июня прибыли в Туапсе, а затем перешли в Поти, а 6 июня - в Батуми.

В 1942 г. «Красный Крым» чаще других кораблей эскадры привлекался к перевозкам воинских пополнений и грузов в блокированный Севастополь - с февраля по май он семь раз прорывался в Главную базу.

18 июня 1942 г. приказом Наркома ВМФ №137 крейсер «Красный Крым» был удостоен гвардейского звания.

20 июня крейсер прибыл в Поти, а на следующий день в 19.25 вышел из Поти и в 5.10 22 июня пришел в Туапсе, для очередного похода в Севастополь. Однако командованию флота уже стало ясно, что крейсера не смогут прорываться в осажденный город.

25-26 июня корабль перешел из Туапсе в Батуми.

15 июля 1942 г. «Красный Крым» вошел в состав вновь сформированной бригады крейсеров.

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» в боевом походе, 1942 г.


26 июля в День Военно-Морского флота контр-адмирал Н.Е.Басистый вручил кораблю гвардейский флаг. Флаг принял командир корабля капитан 1 ранга А.И.Зубков.

В конце июля 1942 г. немецкие войска перешли в наступление на Северном Кавказе. Создалась угроза прорыва 17-й немецкой армии к Черному морю в районе Новороссийска. Началась эвакуация города.

5 августа «Красный Крым» в охранении эсминца «Незаможник» в 17.10 вышел из Батуми и 6 августа в 6.42 прибыл в Новороссийск для эвакуации семей начсостава, партийных и советских работников и ценностей. В тот же день, приняв 2600 человек, в 19.35 ушел в Батуми, куда прибыл 7 августа в 10.27.

8 августа крейсер в 13.50 с эсминцем «Незаможник» вновь вышел из Батуми в Новороссийск. 9 августа в 5.05 прибыл в Новороссийск и, приняв эвакуируемых и ценные грузы, доставил их в Батуми.

12 августа в 21.05 с эсминцем «Незаможник» и тремя СКА крейсер прибыл из Батуми в Новороссийск. 13 августа в 0.15 корабли вышли из Новороссийска в Туапсе с частями 32-й гвардейской стрелковой дивизии. В 4.45 они прибыли в Туапсе, и после разгрузки ушли в Поти.

16 августа «Красный Крым» с эсминцем «Незаможник» перешел в Батуми - Новороссийск. 17 августа крейсер доставил из Новороссийска в Батуми 630 военнослужащих, 1020 эвакуируемых, 60 т ценных грузов.

25 августа «Красный Крым» в охранении эсминца «Сообразительный» перешел Батуми - Поти. В период с 28 августа по 6 октября 1942 г. крейсер прошел текущий ремонт.

6 октября, завершив ремонт, крейсер в сопровождении эсминцев «Сообразительный» и «Бойкий» перешел из Поти в Батуми. 13 октября «Красный Крым» выходил на мерную милю. 19 октября в 7.00 в охранении эсминца «Беспощадный» крейсер вышел из Батуми для определения радиодевиации, а в 18.10 прибыл в Поти.

В середине октября 1942 г. войска противника перешли в наступление в районе Туапсе. 21 октября «Красный Крым» с эсминцами «Беспощадный» и «Сообразительный» доставил из Поти в Туасе 3000 бойцов, 11 орудий и 39 минометов 8-й гвардейской бригады и 350 бойцов и 8 минометов 10-й стрелковой бригады. Выходя из Поти, на внешнем рейде обнаружили гидросамолет противника и открыли по нему огонь.

22 октября корабли вернулись в Поти, а на следующий день крейсер с «Сообразительным» перешел в Батуми - Поти.

1 декабря «Красный Крым» перешел из Поти в Батуми, а на следующий день в сопровождении эсминца «Незаможник» в Туапсе, доставив части 9-й горно-стрелковой дивизии. 3 декабря корабли вернулись в Батуми.

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» в одном из портов Кавказского побережья, 1943 г.


История службы. «Светлана»
Огонь ведет кормовое 130-мм орудие крейсера «Красный Крым», 1943 г. Справа на переднем плане — 100-мм артустановка Минизини


История службы. «Светлана»
«Красный Крым» в Поти, август 1943 г.


История службы. «Светлана»
«Красный Крым», 1944 г


В составе отряда прикрытия крейсера «Красный Кавказ» (флаг командующего эскадрой Л.А.Владимирского), «Красный Крым» лидер «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Сообразительный» участвовали в десантной операции в районе Южная Озерейка. 3 февраля 1943 г. «Красный Крым» в 6.10 вышел из Батуми и спустя 20 мин вступил в кильватер «Красному Кавказу». Отряд лег на курс 295°, чтобы, двигаясь на запад, дезориентировать противника, скорость 18 уз. В 18.05 отряд повернул на курс 24° - в район операции. В 22.55 отряд лег на курс, приводящий к боевому галсу. «Красный Крым» установил связь с самолетом-корректировщиком. В 0.12 4 февраля, т.е. за 48 минут до открытия огня, вице-адмирал Владимирский получил шифртелеграмму от командира высадки контр-адмирала Басистого с просьбой отложить стрельбу на 1,5 часа в связи с запаздыванием отряда высадки. Крейсера и эсминцы отвернули на юг и маневрировали, чтобы подойти в район высадки.

Самолет-корректировщик был извещен о переносе стрельбы, но не ушел на базу, а продолжал летать до 2.09, после чего ушел, израсходовав топливо.

4 февраля в 2.16 отряд подошел к району высадки. Корабли легли на боевой курс, ход 9 уз. В 2.35 (через 3 мин после флагмана) «Красный Крым», имея три надежных обсервации, открыл огонь по Озерейке. Огонь велся по площадям, без корректировки. Израсходовав 598 130-мм и 200 100-мм снарядов, в 3.05 прекратил огонь. Крейсера и лидер легли на курс отхода мористее в точку рандеву с эсминцами. В 7.30 к ним присоединились «Сообразительный» и «Беспощадный» и вступили в охранение. Из-за сильного шторма, отряд не стал входить ночью в Батуми, а маневрировал у берегов Турции. 5 февраля в 10.50 «Красный Крым» прибыл в Батуми и ошвартовался к причалу.

История службы. «Светлана»
«Красный Кавказ» ставит дымовую завесу с помощью дымоаппаратуры «Коршун»


11 марта с эсминцами «Бойкий» и «Беспощадный» перешел из Батуми в Поти.

14-15 апреля с эсминцами «Бойкий», «Беспощадный» и «Сообразительный» перешел из Поти в Батуми.

8 апреле 1944 г. А.И.Зубков был назначен командиром крейсера «Мурманск» переданного США в счет репараций. Командиром «Красного Крыма» становится П.А.Мельников, до этого командовавший дивизионом эсминцев.

9 мая 1944 г. перешел из Батуми в Поти, в охранении эсминцы «Железняков», «Незаможник», СКР «Шторм» БТЩ «Щит», 14 СКА, 4 самолета МБР-2.

С 15 мая по 17 августа 1944 г. прошел плановый ремонт в Поти. При этом был применен метод неполного докования в 5000-тонном доке. Длина носовой консоли корабля составила 33,6 м, угол дифферента плавдока - 3°. Находившийся в доке крейсер посетил нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов.

В ноябре 1944 г. эскадра готовилась к перебазированию в Севастополь. «Красный Крым» был включен в состав 1-го отряда.

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» во главе флота возвращается в Севастополь, ноябрь 1944 г.


История службы. «Светлана»
На заднем плане виден силуэт линкора «Парижская Коммуна»


4 ноября в 9.00 крейсер вышел из Поти вместе с линкором «Севастополь» в охранении эсминцев «Незаможник», «Железняков» «Летучий», «Легкий», «Ловкий» и 8 катеров БО скорость отряда 16 уз. 5 ноября в 8.00 соединились со 2-м отрядом -два крейсера и три эсминца. В 8.50 на флагмане поднят сигнал «Красному Крыму» быть головным». Крейсер полным ходом обошел линкор справа и стал во главе эскадры. В 12.50 носовая 100-мм установка крейсера сделала первый салютный выстрел, а в 12.52 он вошел в базу и 13.07 стал на бочку.

Во время Великой Отечественной войны «Красный Крым» участвовал почти во всех операциях Черноморского флота и больше других крейсеров совершил походов. Однако он за все время не получил ни одного тяжелого повреждения, сравнимого с повреждениями других крейсеров как Черноморского, так и Балтийского флота. Возможно, это было результатом военного везения, но скорей всего мастерство

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» на параде в Севастополе, послевоенный снимок командира и отличная подготовка всего экипажа корабля.


12 января 1949 г. «Красный Крым» был отнесен к легким крейсерам, 31 мая 1949 г. переведен в состав отряда учебных кораблей ЧФ. 8 апреля 1953 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный крейсер. С июня 1956 г. по июнь 1957 г. на крейсере размещался личный состав экспедиции особого назначения (ЭОН) по подъему линкора «Новороссийск». Крейсер стоял в Севастопольской бухте вблизи берега, против Ушаков-ской балки на Корабельной стороне. Он был связан с берегом (через плавказар-му) плавучим причалом.

7 мая 1957 г. разоружен и переформирован сначала в СМ, затем ОС. С 11 марта 1958 г. - ПКЗ. 7 июля 1959 г. исключен из списков флота в связи с передачей в ОФИ.

История службы. «Светлана»
Практические занятия торпедистов на «Красном Кавказе». Послевоенное фото


История службы. «Светлана»
Кран-стрела для подъема гидросамолетов с воды


30 июня 1970 г. гвардейский флаг крейсера был поднят на большом противолодочном корабле пр.61 «Красный Крым», который 20 октября 1970 г. вступил в состав КЧФ.

Командиры: к 1 р Полушкин (2326.11.1915), к 1 р Веселаго (26.11.1915 -31.10.1916), к 1 р Салтанов (31.10.1916 -?), А.А.Кузнецов - (1929-1930 ??? , И.С.Юмашев - (2.1932 -12.1933), к 2 р М.З. Москаленко (12.1933 -11.1935), к 2 р Ф.С.Марков (1935 - ? ), к 2 р, к 1 р А.И.Зубков (9.1940- 16.4.1944), к 1 р П.А.Мельнков (16.4.1944 - 9.5.1945).

История службы. «Светлана»
«Красный Крым» в Севастополе, 1950 г. На заднем плане виден линкор «Парижская Коммуна»


История службы. «Светлана»
«Красный Крым» в Севастополе, 1955 г.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. ВохаАхов 7 октября 2013 10:39
    Замечательная статья. Книгу писать можно.
  2. Гражданский 7 октября 2013 10:42
    Везучий и опытный экипаж, хорошее наименование, надо бы продолжить традицию, что нибудь из современного наречь!
    1. cth;fyn 7 октября 2013 17:09
      Например "Украину", но ее надо сначала купить.
  3. avt 7 октября 2013 11:02
    Славный путь корабль прошел !!! Практически десантный крейсер .
    avt
  4. Мак 7 октября 2013 12:55
    интерсно: а что это за десант в 42-м году в будённовках поголовно? насколько я помню их ещё в 40-м отменили и можно было только донашивать до конца 41-го
    1. cth;fyn 7 октября 2013 17:10
      Блин, что на складах было то и выдали, слава Росрезерву!
  5. Комментарий был удален.
  6. Кавторанг 7 октября 2013 17:28
    Цитата: cth;fyn
    Например "Украину", но ее надо сначала купить.

    Не надо - у этого корабля уже трижды меняли имена: "Адмирал флота Лобов", "Галичина",и "Украйна" - по определению, корабль уже не счастливый. ИМХО, суеверие, но как раз на флоте все суеверия имеют свойство срабатывать.
    Кавторанг
    1. УВБ 7 октября 2013 21:10
      Переименование- не аргумент. Сколько имен носил тот же "...Кузнецов"?
    2. КАРБОН 8 октября 2013 00:55
      4 крейсер пр. 1164 первоначально именовался "Комсомолец" (до23.03.1985.), так что если покупать, то переименовывать прийдется в 5 раз. Самое интересное, что корабли этого проекта(из заложеных) переименовывались все.
      СЛАВА с 15.05.1995 МОСКВА
      АДМИРАЛ ФЛОТА ЛОБОВ с 23.03.1985 - МАРШАЛ УСТИНОВ
      ЧЕРВОНА УКРАИНА с 21.12.1995 - ВАРЯГ
      КОМСОМОЛЕЦ с 23.03.1985 - АДМИРАЛ ФЛОТА ЛОБОВ(ну а дальше...)
      РОССИЯ оффициально не закладывался, но заводской номер присвоен и строить начали, с 30.12.1987 ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.russian-ships.info
      АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ
      1 ноября 1988 г. зачислен в списки, предполагался к постройке на з-де им. 61 Коммунара в Николаеве (стр. № 1213/2013), началась заготовка материалов, не закладывался, 4 октября 1990 г. снят со строительства. Планировался на Черноморский флот.
      АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ
      Предполагался к строительству для Балтийского флота. Ведомости заказов не готовились и контрагентам не рассылались, в списки ВМФ не зачислялся.
      ВАРЯГ
      Предполагался к строительству для Тихоокеанского флота wunderwaffe.narod.ru
      КАРБОН
  7. КАРБОН 8 октября 2013 00:28
    По крейсеру "Красный Крым" могу сказать, что доля везения есть, но основным залогом успешной службы в годы войны стала выучка. Во многом благодаря командиру Зубкову А.И.
    Александр Илларионович Зубков (1902—1978), контр-адмирал, участник обороны Севастополя 1941-1942, командир гвардейского крейсера «Красный Крым». Родился 9 августа 1902 года в селе Успенское Становлянского района Липецкой области. В феврале 1918 г. вступил в Красную Армию и в составе 1-го красного кавалерийского дивизиона сражался против войск Краснова. С 1921 в ВМФ. Служил политработником отдела крепостной артиллерии ЧФ. С 1930 г., после окончания специальных курсов командного состава при ВМУ им. М. В. Фрунзе, служил на кораблях ЧФ командиром канонерских лодок «Красная Грузия», «Красная Абхазия», лидера «Москва». В годы Великой Отечественной войны, будучи капитанов 2 ранга, командовал крейсером «Красный Крым», который под его командованием принимал активное участие в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, в высадке десантов в районе Григорьевки, Феодосии, Судака, Алушты, Керченско-Феодосийской десантной операции. После окончания боев на Черном море 3убков служил на Северном и Тихоокеанском флотах, а после войны был командиром Новороссийской ВМБ. С 1949 по 1956 он — начальник вооружения и судоремонта ЧФ. Уволился в 1956 г. по состоянию здоровья. Награды: орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны 1 ст., орден Красной Звезды и медали. Умер 21.08.1978 в Севастополе, похоронен на кладбище Коммунаров..sevmemorymap.info
    Благодаря умелому руководству своего капитана, крейсер не получил никаких серьезных повреждений, хотя постоянно находился в самых горячих точках.
    В ноябре 1944 г., когда эскадра возвращалась в Севастополь, крейсер «Красный Крым», под командованием Зубкова, был удостоен чести первым войти в главную базу Черноморского флота.
    Крейсер и капитан «понимали» и дополняли друг-друга – были единым целым. Об Александре Илларионовиче на флоте сложилось единое мнение как о классном специалисте, энтузиасте своего дела и хорошем человеке. Такое сочетание личностных и профессиональных качеств было залогом успеха в трудные годы Великой Отечественной войны.
    Коренастый, небольшого роста, его глаза были цвета морской волны, говорил он всегда спокойным мягким голосом.
    Его речь была очень правильной, чувствовалась образованность, своеобразная военная интеллигентность. Он был обаятелен и матросы его очень любили. Александр Илларионович отличался гибкостью ума и умением принимать неожиданные решения
    .pobeda.elar.ru
    КАРБОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня