Military Review

Military orders and medals of the Soviet Union. Medals win

4
Victory in the Great Patriotic War demanded the release of a special medal, which was the medal "For the Victory over Germany." The medal appeared 9 May 1945, on Victory Day, its full name was "For the victory over Germany in the Great Patriotic War 1941-1945.". However, the war did not end there, while remaining faithful to the agreements reached with the allies, the Soviet Union 9 August 1945 of the year began a war with Japan. Already 2 September 1945, Japan has signed an agreement on unconditional surrender. September 30 in the USSR was established another combat medal - "For the victory over Japan."


Medal "For the victory over Germany"

The medal "For the Victory over Germany" became the most common award of the USSR. This was due to the fact that Soviet citizens both at the front and in the rear took a massive part in the struggle against Hitler's conquerors and the defense of their homeland. Discussion on the preparation of a medal to mark the approaching end of the war began in October 1944, when the victory over Nazi Germany was only a matter of time. More closely, the options for the new award began to be discussed already in 1945 year. At least 20 different sketches were prepared, some of which were quite interesting solutions. For example, it was proposed to establish separate medals for veterans who won the 3-4 of the year, marking the numbers on the award itself.

Work on the development of sketches for the future medal began on 5 in May on 1945, after General of the Army Red Army Khrulyov, the head of the rear of the Red Army, gave the relevant task to the Technical Committee of the main quartermaster department. Soviet artists Barkhin G. B, Ganor I. A, Romanov E. M, Andrianov IK took part in the development of sketches for the future medal. As a result, the last two artists became the sponsors of the approved project of the medal “For the Victory over Germany”. The project of artists Andrianov and Romanov assumed the image on the obverse of the medal of the profile of I. V. Stalin, as well as the phrase “Our cause is just - we won”. It was also planned to transfer the medals to the award block from the Order of Glory, made in orange-black colors.

Military orders and medals of the Soviet Union. Medals win

In this form, the award was approved on the basis of the Decree of the Presidium of the USSR Supreme Council on 9 May 1945. This medal could be obtained by all military personnel who took part in combat operations at the front, and also did not take part in military operations, but served for a certain time in the system of the People's Commissariat of Defense. Also, the medal was awarded to personnel of the rear evacuation hospitals of the Red Army and Navy, as well as collective farmers, employees, workers who took an active part in the fight against the invaders behind enemy lines and as part of partisan detachments.

The first medals produced came from the Mint 15 June 1945. They were handed over to Soviet commanders of the highest rank. So the first medals could get marshals Tolbukhin and Rokossovsky, army generals Purkaev and Antonov, colonel-general Berzarin, Gusev and Zakharov.

5 February 1951 of the year was determined by the Decree of the Presidium of the USSR Supreme Soviet that the medal "For the victory over Germany in the Great Patriotic War 1941-1945", as well as the certificate to it after the death of the owner of the award will remain in the family of the deceased as a memory. Prior to the appearance of this Decree, both the medal and the certificate of its delivery after the death of the awarded veteran of the Great Patriotic War were to be returned to the state.

The medal "For the Victory over Germany" was a regular circle with a diameter of 32 mm, it was made of brass. On the obverse of the award was a bosom image of Stalin, who was dressed in a marshal's uniform, the image of Stalin was turned to the left. In the upper part of the award there was an inscription “Our cause is right” on the circumference, in the lower part there was also an inscription “We won” (all the letters in the inscriptions were in capital letters). The inscription “For the victory over Germany in the Great Patriotic War 1941-1945” was placed on the reverse side of the award (all capital letters), a small star was placed at the bottom of the medal. All inscriptions on the medals were made convex.


With the help of a ring and an ear, the medal “For the Victory over Germany” was connected to a standard pentagonal shoe block, which was covered with silk ribbon (width 24 mm). On this tape 5 was located equal to the width of the longitudinal strips: 2 orange and 3 black. The edges of the ribbon were edged with small stripes of orange.

Immediately after the end of World War II, this award was awarded to approximately 13 666 000 soldiers and officers. At the same time a significant number of medals were awarded after the war. According to the available statistical information on 1 January 1995, about 14 933 000 people were awarded with the medal “For the Victory over Germany”.

Medal "For victory over Japan"

After defeating Nazi Germany, the USSR, fulfilling the commitments undertaken during the Crimean Allied Conference, declared war on Japan on August 8, 1945, and on August 9 began to launch large-scale military operations. For 3 months, Soviet military units were transferred to the Far East and on the night of August 9 on a wide front, the length of which reached 4 thousand kilometers, went on the offensive on Japanese positions. The Soviet units needed to break up the largest land group of the Japanese army, the so-called Kwantung Army, which consisted of 49 divisions and 27 brigades (about 1 million people), 6260 guns and mortars, 1500 aircraft and 1150 tanks. At the same time, Soviet troops in the Far East, led by Marshal A.M. Vasilevsky, were able to quickly concentrate 1,5 million soldiers, more than 26 thousand guns and mortars, more than 5500 tanks and self-propelled guns, as well as more than 3800 aircraft .


All Soviet forces were divided between the three created fronts - the 1st and 2nd Far Eastern and Transbaikal. Direct support to the advancing troops was provided by the Amur Military flotilla and the Pacific Fleet. Very quickly, the entire Kwantung army was defeated, which significantly accelerated the surrender of the land of the rising sun, which was signed on September 2, 1945. In total, the hostilities between the USSR and Japan in the Far East lasted 24 days. However, this operation in its scale and most importantly, in its results, has become one of the largest and most successful in the entire Second World War. In the framework of this operation, Korea and Northeast China were liberated, while the Soviet Union returned the Kuril Islands and South Sakhalin to their control.

All private traders of the military campaign in the Far East got the right to wear the medal "For the Victory over Japan" in 1945. This award was approved by the Decree of the Presidium of the USSR Supreme Soviet on 30 September 1945. In addition to the direct participants in the hostilities with the Japanese army, a medal was also awarded to military personnel who served in the central directorates of the Red Army and took part in supporting the combat operations of the Soviet troops. The author of the sketch of the medal was the artist M. L. Lukina. In total, more than 1 800 000 soldiers and officers were awarded the medal "For the Victory over Japan".

The medal was made in the form of a circle with a diameter of 32 mm and was made of brass. On the obverse of the award was a biblical image of J. V. Stalin in marshal's uniform. The image was made in profile and turned to the right. On the circumference of the medal there was an inscription: “For the victory over Japan” (all capital letters). On the back of the award in the upper part was a small star, and under it was the inscription: "3 September 1945". All inscriptions on the medals were made convex.


With the help of a ring and an ear, the medal was attached to a standard pentagonal block, which was covered with silk ribbon (width 24 mm). In the middle of the ribbon was the widest strip of red, on either side of it was located along one white strip, along one red strip and a narrow white strip. The edges of the ribbon were edged with narrow strips of yellow.

It is interesting to note that on the medal "For the Victory over Japan" Stalin looks to the right (toward Japan), and at the medal "For the Victory over Germany," the leader looks to the left (toward Germany).

Persons who were awarded with the medals "For the Victory over Germany" and "For the Victory over Japan" were subsequently entitled to receive commemorative medals, which were timed to the 20 anniversary, 30 anniversary, 40 anniversary and 50 anniversary of the Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 war.

Based on materials from open sources
Author:
Articles from this series:
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of the Red Banner
Military orders and medals of the Soviet Union. The order of Lenin
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of the Red Star
Military orders and medals of the Soviet Union. Gold Star Medal
Military orders and medals of the Soviet Union. Medal of Honor"
Military orders and medals of the Soviet Union. Medal "For Military Merit"
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of the Patriotic War
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Alexander Nevsky
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Kutuzov
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Suvorov
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Bogdan Khmelnitsky
Military orders and medals of the Soviet Union. Medal "Partisan of the Patriotic War"
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Nakhimov
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Ushakov
Military orders and medals of the Soviet Union. Ushakov's Medal
Military orders and medals of the Soviet Union. Medal of Nakhimov
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Glory
Military orders and medals of the Soviet Union. Order of Victory
Military orders and medals of the Soviet Union. Medals of the series "For Defense"
Military orders and medals of the Soviet Union. Medals of the series “For the capture and release”
Military orders and medals of the Soviet Union. Medals win
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Terrible ensign
    Terrible ensign 5 March 2014 08: 31
    +4
    A very good series of articles. Thank.
  2. Anubis
    Anubis 5 March 2014 12: 23
    0
    Thanks for the good article. It is interesting to know the history of the creation of orders and medals. My grandfather was awarded such a medal and now it is stored as a commemorative relic in its own red box.
  3. AlNick
    AlNick 5 March 2014 13: 08
    +2
    Another article may be, but another Victory medal has been forgotten - “For Valiant Labor in the Great Patriotic War of 1941-1945.” (established by Decree of the Presidium of the USSR Armed Forces of June 6, 1945).
    There are three of them in our family: grandmother, her sister (my aunt) and father-in-law were awarded.
  4. kafa
    kafa 5 March 2014 19: 11
    0
    thank you so much hi

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали победы

Победа в Великой Отечественной войне потребовала выпуска особой медали, которой и стала медаль «За победу над Германией». Медаль появилась 9 мая 1945 года в День Победы, полное ее название было «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Однако война на этом не заканчивалась, сохраняя верность достигнутым договоренностям с союзниками, Советский Союз 9 августа 1945 года начал войну с Японией. Уже 2 сентября 1945 года Япония подписала договор о безоговорочной капитуляции. 30 сентября в СССР была учреждена еще одна боевая медаль – «За победу над Японией».

Медаль «За победу над Германией»

Медаль «За победу над Германией» стала самой распространенной наградой СССР. Это было связано с тем, что советские граждане как на фронте, так и в тылу принимали массовое участие в борьбе с гитлеровскими завоевателями и защите своей Родины. Обсуждение вопроса о подготовке медали в ознаменование приближающегося завершения войны началось еще в октябре 1944 года, когда победа над гитлеровской Германией была лишь вопросом времени. Более плотно варианты новой награды начали обсуждаться уже в 1945 году. Было подготовлено не менее 20 различных эскизов, среди которых были достаточно интересные решения. К примеру, предлагалось учредить отдельные медали для ветеранов, которые провоевали 3-4 года, обозначив цифры на самой награде.


Работа по разработке эскизов будущей медали началась 5 мая 1945 года после того как начальник тыла Красной Армии генерал армии Хрулев дал соответствующее задание Техническому комитету главного интендантского управления. В разработке эскизов будущей медали приняли участие советские художники Бархин Г. Б, Ганор И. А, Романов Е. М, Андрианов И. К. В итоге авторами утвержденного проекта медали «За победу над Германией» стали два последних художника. Проект художников Андрианова и Романова предполагал изображение на аверсе медали профиля И. В. Сталина, а также словосочетания «Наше дело правое – мы победили». Также медали планировалась передать наградную колодку от ордена Славы, выполненную в оранжево-черных цветах.

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали победы

В таком виде награду и утвердили на основании Указа Президиума ВС СССР от 9 мая 1945 года. Данную медаль могли получить все военнослужащие, которые принимали участие в боевых действиях на фронте, а также не принимали участие в боевых действиях, но определенное время прослужили в системе Наркомата обороны. Также медалью награждался персонал тыловых эвакуационных госпиталей Красной Армии и ВМФ, а также колхозники, служащие, рабочие, которые принимали активное участие в борьбе с оккупантами в тылу врага и в составе партизанских отрядов.

Первые произведенные медали поступили из Монетного двора 15 июня 1945 года. Они были вручены советским военачальникам самого высокого ранга. Так первые медали смогли получить маршалы Толбухин и Рокоссовский, генералы армии Пуркаев и Антонов, генерал-полковники Берзарин, Гусев и Захаров.

5 февраля 1951 года на основании Указа Президиума ВС СССР было установлено, что медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также удостоверение к ней после смерти владельца награды будут оставаться в семье умершего, как память. До появления данного Указа и медаль, и удостоверение о ее вручении после смерти награжденного ветерана Великой Отечественной войны должны были быть возвращены государству.

Медаль «За победу над Германией» представляла собой правильный круг диаметром 32 мм, она изготавливалась из латуни. На лицевой стороне награды было размещено погрудное изображение Сталина, который был облачен в маршальскую форму, изображение Сталина была повернуто в левую сторону. В верхней части награды по окружности располагалась надпись «Наше дело правое», в нижней части также по окружности шла надпись «Мы победили» (все буквы в надписях были заглавными). На оборотной стороне награды была размещена надпись «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (все буквы заглавные), в нижней части медали расположили небольшую звезду. Все надписи на медали были выполнены выпуклыми.

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали победы

С помощью кольца и ушка медаль «За победу над Германией» соединялась со стандартной пятиугольной колодкой, которая обтягивалась шелковой лентой (ширина 24 мм). На данной ленте было расположено 5 равных по ширине продольных полосок: 2 оранжевого и 3 черного цвета. Края ленты были окаймлены небольшими полосками оранжевого цвета.

Непосредственно после окончания Великой Отечественной войны данной наградой было отмечено примерно 13 666 000 солдат и офицеров. При этом значительное количество медалей было вручено уже после войны. По имеющейся статистической информации на 1 января 1995 года медалью «За победу над Германией» было награждено примерно 14 933 000 человек.

Медаль «За победу над Японией»

После победы над гитлеровской Германией СССР, выполняя взятые на себя во время Крымской конференции союзников обязательства, 8 августа 1945 года объявил войну Японии и уже 9 августа приступил к началу крупномасштабных боевых действий. В течение 3-х месяцев советские военные части перебрасывались на Дальний Восток и в ночь на 9 августа на широком фронте, протяженность которого доходила до 4-х тысяч километров, перешли в наступление на японские позиции. Советским частям необходимо было разбить самую крупную сухопутную группировку японской армии, так называемую Квантунскую армию, которая состояла из 49 дивизий и 27 бригад (около 1 миллиона человек), 6260 орудий и минометов, 1500 самолетов и 1150 танков. В то же время советские войска на Дальнем Востоке, руководство которыми осуществлял маршал А. М. Василевский, смогли в сжатые сроки сосредоточить 1,5 миллиона солдат, более 26 тысяч орудий и минометов, более 5500 танков и самоходных орудий, а также более 3800 самолетов.

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали победы

Все советские силы были разделены между тремя созданными фронтами – 1-м и 2-м Дальневосточным и Забайкальским. Непосредственную поддержку наступающим войскам обеспечивали Амурская военная флотилия и Тихоокеанский флот. Очень быстро вся Квантунская армия была разгромлена, что существенно ускорило капитуляцию страны восходящего солнца, которая была подписана уже 2 сентября 1945 года. Всего боевые действия между СССР и Японией на Дальнем Востоке продлились 24 дня. Однако данная операция по своим масштабам и главное, по своим результатам, стала одной из наиболее крупных и успешных во всей Второй мировой войне. В рамках данной операции были освобождены Корея и Северо-Восточный Китай, при этом Советский Союз вернул под свой контроль Курильские острова и Южный Сахалин.

Все частники военной кампании на Дальнем Востоке в 1945 году получили право на ношение медали «За победу над Японией». Данная награда была утверждена Указом Президиума ВС СССР от 30 сентября 1945 года. Помимо непосредственных участников боевых действий с японской армией медалью награждались также военнослужащие, служившие в центральных управлениях Красной Армии, принимавшие участие в обеспечении боевых действий советских войск. Автором эскиза медали стала художница М. Л. Лукина. Всего медалью «За победу над Японией» было награждено более 1 800 000 солдат и офицеров.

Медаль была выполнена в форме круга диаметром 32 мм и изготавливалась из латуни. На лицевой стороне награды было расположено погрудное изображение И. В. Сталина в маршальской форме. Изображение было выполнено в профиль и было повернуто вправо. По окружности медали располагалась надпись: «За победу над Японией» (все буквы заглавные). На оборотной стороне награды в верхней части находилась небольшая звезда, а под ней находилась надпись: «3 сентября 1945». Все надписи на медали были выполнены выпуклыми.

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали победы

При помощи кольца и ушка медаль крепилась к стандартной пятиугольной колодке, которая была обтянута шелковой лентой (ширина 24 мм). Посередине ленты проходила самая широкая полоса красного цвета, по обе стороны от нее располагалось по одной белой полосе, по одной красной полосе и узенькой белой полоске. Края ленты окаймлялись узкими полосками желтого цвета.

Интересно отметить тот факт, что на медали «За победу над Японией» Сталин смотрит в правую сторону (в сторону Японии), а на медали «За победу над Германией» вождь смотрит в левую сторону (в сторону Германии).

Лица, которые были награждены медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией» впоследствии имели право на получение юбилейных медалей, которые были приурочены к 20-летию, 30-летию, 40-летию и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Статьи из этой серии:

Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Красного Знамени
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Ленина
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Красной Звезды
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда»
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль «За отвагу»
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль «За боевые заслуги»
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Отечественной войны
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Александра Невского
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Кутузова
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Суворова
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Богдана Хмельницкого
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль «Партизану Отечественной войны»
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Нахимова
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Ушакова
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль Ушакова
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль Нахимова
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Славы
Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Победы
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали серии «За оборону»
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали серии «За взятие и освобождение»
Боевые ордена и медали Советского Союза. Медали победы

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Страшный прапёрщик 5 марта 2014 08:31
    Очень хороший цикл статей. Спасибо.
  2. ANUBIS 5 марта 2014 12:23
    Спасибо за хорошую статью. Интересно знать историю создания орденов и медалей. Моего деда наградили такой медалью и сейчас она храниться как памятная реликвия в родной коробочке красного цвета.
  3. АлНик 5 марта 2014 13:08
    Может и будет ещё одна статья, но забыта ещё одна медаль Победы - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (учреждена Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года).
    В нашей семье их три: были награждены бабушка, её сестра (моя тётя) и тесть.
  4. kafa 5 марта 2014 19:11
    большое человеческое спасибо hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня