Military Review

Battle of Critia. New losses of the allied fleet

6
Battle of Critia. New losses of the allied fleet

After the landing, the Anglo-French command decided to move deep into the peninsula. The main task of the Allied forces at the initial stage of the offensive was the capture of the village of Crete before the arrival of additional Turkish forces on Gallipoli. 28 April 1915. Anglo-French forces launched an offensive against Critia.


First Battle of Critia

The Anglo-French command, in spite of great losses, decided to continue the operation and take on the Kritia and highlands of Achi-Bab, commanders over the entire surrounding southern part of the peninsula, which was to ensure success against the forts of the western shore of the strait. For the convenience of command, the Allied forces were divided into sectors: 1) the British right-wing flank was the right flank; they were on the beach “S”; 2) the right sector was occupied by parts of the French division of General Masnou, who completed the evacuation from the Asian coast, as well as the rest of the same division that arrived from Tenedos; 3) middle sector - British troops from Sedd-El-Bar and the beach "V"; 4) “W” beach troops, supported by Hindus and marines, made up the left sector up to the Aegean Sea.

It must be said that the Allies had great supply problems, whose questions were not thought out. There was not enough water, the soldiers fed on breadcrumbs and canned food, which they took from the dead Ottomans. The troops were extremely tired from the continuous battles since the landing of April 25. At that time, Turkish troops began to receive reinforcements in the form of units of the 11 and 3 infantry divisions from the Asian coast, where commander-in-chief Sanders ordered only one regiment to be left, and parts of the 5 and 7 divisions from the Bulair Isthmus. As a result, the Allied offensive took place in the most adverse conditions. It is also worth remembering that the terrain was extremely inconvenient for the attackers, but provided good opportunities for organizing defense.

A new offensive was scheduled for 28 on April 1915. The attack by the allied forces began with the support of powerful naval artillery fire. The fire led 10 battleships. In the morning, the Allies occupied the village of Eski-Gissarlik and advanced to the outskirts of the village of Crete, without encountering any special resistance from the enemy. However, Turkish reinforcements from the 9 Infantry Division of the Ottoman army under the command of Colonel Khalil Sami Bey arrived. Turkish reinforcements restored defense strength. In addition, on the right flank, French troops ran into a strong enemy position at Kerevez-dere. Here lay a deep ravine, which was skillfully turned into a strong position with an abundance of wire obstacles, machine-gun points and closed shelters against which ship fire was invalid.

Having received new reinforcements from the fresh units of the 7th Infantry Division, the Turks went on a counterattack. British troops were driven back from Critias. However, the further movement of the Ottomans stopped the Allied fire fleet. After receiving reinforcements, the Allies again attacked. But both the English and the French could not succeed. Turkish troops created a stable defense and repelled all attacks of the allied forces.

Having no more reserves, with the almost complete exhaustion of ammunition, Hamilton ordered to stop the attacks and dig in at the frontier. But as soon as the Allies began to dig in, the Turks again counterattacked and broke through at the junction between the British and the French. Only in the evening, at the cost of great losses and efforts of the French parts, the breach was eliminated.

As a result, the Allies failed to complete the task and capture Critia to continue the offensive further. The 29 Infantry British Division was completely upset by the losses, which reached half of its strength.

29 April and most of the day 30 April, both sides put themselves in order. At Gaba-Tepe, a marine brigade replaced the Australian units, which suffered particularly heavy losses, since they were isolated 20 km north of the British left flank. The Australian and New Zealand Army Corps (ANZAC) constantly reflected the enemy’s strong counter-attacks and the strength of the uncomfortable position, and suffered excessive losses.

29 April another Indian brigade arrived from Egypt. Hamilton Expeditionary Corps was completely planted on the peninsula. In the evening of April 30, the Turks, completing the regrouping of forces, launched a strong attack against the Anglo-French. But it was reflected everywhere with great losses for the Turkish troops.

Thus, the Allies advanced only 6 kilometers from Cape Helles in six days of large-scale amphibious assault operations and suffered heavy losses. The decisive role in the failure of the operation was played by the lack of the necessary superiority in manpower and field artillery. The Allied Command did not have large reserves that could be thrown into battle at a critical moment and turn the tide in their favor. In his report on the failure of Kritia, General Hamilton noted that "if it were possible on this day (April 28) to bring forward reinforcements with people, artillery and ammunition, Critia would have fallen, and many subsequent battles for her possession would have been avoided."

Before Hamilton, the question arose whether to continue the further attack, or to wait for the approach of new troops. England and France finally realized that they were unable to take the Dardanelles and hurriedly sent reinforcements to the straits. The French hastily loaded the 2 Infantry Division into ships in Marseilles. The British transferred all that remained in Egypt - the remaining parts of the ANZAC and the Indian division. In addition, the Allied command sent to the Dardanelles completed the formation of the 42-th division.


British artillery

Turkish counter attack

Meanwhile, the Turkish command completed the transfer from the Asian to the European coast of the entire 11 infantry division and most of the 3 division. In addition, Sanders asked Enver-Pasha to transfer 1, 5 and 12 infantry divisions from the 15 army to the 16 army. The German-Turkish was preparing a big offensive with the aim of dropping the enemy into the sea. Liman von Sanders, given the fact that the Turkish troops suffered from a shortage of artillery (six 75-mm batteries per division), that the enemy’s flanks rest on the sea and cannot be bypassed, that the Allied forces have a higher density of battle formations (one infantry division on 1 1 / 2 km), decided to attack at night.

At 10 in the evening of May 1, when the Turkish army had already received some reinforcements, the Turks launched a decisive attack on the entire southern sector. The English troops stationed at Kritia retreated. Turkish troops again broke through the junction of the British and French and deeply broke into the location of the allies. Only in the early morning the Allied forces were able to stabilize the front. The Turks were thrown back to their former positions and suffered heavy losses. In only one 15 division, 4 thousand people were killed and wounded. This failure led to the fact that the German-Turkish command decided to go on the defensive and focus on strengthening the fortifications.

Hamilton, receiving reinforcements in the form of an Indian brigade and marines, decided to use the opportune moment, taking advantage of the failure of the Turkish offensive and attacking again, until the enemy regained his strength and created a strong defense. The Anglo-French attack was quickly organized with the support of the fleet. However, the Allies could only finally restore the old front. Break through the Turkish defense failed. Hamilton wrote: “if there were not these devilish inventions here, which are called machine guns and barbed wire nets, I would take Achi-Baba that day”.

On the night of May 4, the Ottomans went on the offensive again, using all available reserves. However, this attack also failed. After that, the Turkish command finally abandoned the general offensive, moving to the defense.


ANZAC in May 1915

Second Battle of Critia

Hamilton was still hoping to break through the Turkish defense and organized a new offensive. The Allied Command had practically no idea about the system and depth of the Turkish defense. Aerial reconnaissance did not produce the expected results, so the artillery preparation before the attack was not effective. They refused from the night attack, because the troops knew the terrain poorly and could get lost.

On May 6, British troops, after half an hour of artillery preparation, attacked Kritia from the west and southwest. The French again attacked in the area of ​​the ravine Kerevez-Dere. The Allies advanced slightly, taking several forward positions. On the second day, May 7, the Allies attacked Kritia again. Naval artillery actively supported the ground forces, especially in the center and right flank. Here the Turks went to Kritia itself. But on the left flank, despite the support of the fleet, and the input of reinforcements, the British were almost unable to advance. The Allies suffered heavy losses. Evacuation of the wounded and medical assistance were poorly organized, the wounded were in the most difficult conditions, waiting for the evacuation, many died without waiting for help.

Thus, the second attempt of the Anglo-French troops to seize the village of Kritia and the height of Achi Baba during the Dardanelles operation was not successful. In the course of the bloody and stubborn battles against the Turkish troops, the Allied forces managed to occupy a small territory, but the objectives of the operation were not achieved and the British could not take Kritia and heights.


Ottoman soldiers

Further fights

The Turkish command decided to conduct an operation against the Australian corps, using for this purpose the selected 2 th infantry division sent by Enver Pasha from Constantinople. 16 May 2-I Infantry Division arrived at the scene. Prior to this, the 19 and 5 Turkish infantry divisions stood against the ANZAC, with the 16 infantry division in the second line. For the upcoming operation, the Turkish command of the left flank strengthened the 16 division, and the center - the 2 division. The main attack was inflicted by the 2 Infantry Division in the center. Thus, the Ottoman command prepared a strike force consisting of four divisions (42 thousand bayonets). Australian and New Zealand troops numbered 20 thousand people at this moment.

The offensive began at 3 hour. 30 min. 19 May bayonet attack, without artillery preparation. The 19-I and 5-I infantry divisions achieved partial success with a strong blow, the attacks of the 2-th and 16-th infantry divisions did not lead to success. In the morning the Turkish troops resumed the offensive. However, each time the Ottomans were stopped with rifle, machine-gun and artillery fire. Turks were literally shot from rifles, machine guns and cannons, and they went on the attack without a shot. The left flank of the Australian corps made a counterattack and threw the Turkish division's 19 to their original positions. Despite heavy losses, the Turks continued bold attacks until the 15 hour. 30 min. Then the ANZAC units, supported by shipfire, went over to the general counteroffensive and drove the enemy back to their original positions.

Thus, despite the double superiority, the Ottomans could not throw the Allies into the sea. Both sides showed heroism and courage in this battle. Turkish troops suffered heavy losses. The 2 Division was almost completely wiped out - 9 thousand people killed and wounded. The ANZAC units that were shot by the enemy from fortified positions were lost to 600 people.

After this failure, the Turkish command again for a long time abandoned offensive operations, making sure that it was impossible to overcome the enemy’s resistance without heavy artillery and a large expenditure of ammunition. In addition, in order to avoid unnecessary losses from the fire of the Allied fleet, which gave a great advantage to the Anglo-French troops, Sanders ordered the construction of durable shelters in the second line of defense. At the same time, the Turks pushed the first line as far as possible to the enemy, so that the Allies, in fear of hitting their troops, would stop firing ships along the leading edge. At night, the Turks advanced trenches in many places on 300 from the Anglo-French positions. This led to the beginning of the trench warfare, with the use of hand bombs, grenades, the constant front swing of tens of meters back and forth, when the fight was literally over every meter of territory.

After that there was a pause, there were no decisive battles. Both sides waited for the arrival of large reinforcements, after which they planned to launch a decisive offensive.


British battleship "Goliath"

Losses at sea. Union Fleet Retreat

During this period, events occurred at sea that worsened the position of the allied fleet. Turkish batteries sank several small transports, a significant number of small vessels and several destroyers. The Turkish destroyer “Muawenet-i-Millet” with impunity drowned the British squadron battleship “Goliath” (Goliath) at night with three torpedoes. The British battleship died with the entire crew.

After this tragedy, the ships of the Allied fleet no longer became anchored near the coast. In addition, the Allied command received the news of the appearance in the Mediterranean Sea were Germanic submarines. Fleet security was enhanced. Fleet ships were ordered not to go to sea without protective nets, but this did not help. On May 25, the German U-21 submarine sank the British Triumph squadron battleship. The torpedoes cut through the nets and caused a kryuti camera explosion The battleship sank in 20 minutes.


British ship "Triumph"

"Triumph" in Gallipoli

27 May 1915, the third battleship died. About 06 hour. 45 mines, Otto Hersing, the commander of the German submarine U-21, gave the order to make a torpedo volley at the British Majestic squadron battleship (Majestic), followed by a huge bright explosion. The ship began to lurch and after nine minutes turned over and went into the water, 49 crew members died.

These events greatly alarmed the Allied command, which feared new losses. Especially feared for the fate of the newest dreadnought "Queen Elizabeth." The ship was recalled to English waters for repairs. Soon the Dardanelles were left with only the old ships, which tried to protect in all possible ways. The Allied fleet seriously reduced its activity in bombarding the Turkish positions and supporting the ground forces. All transports were collected in the harbor of Imbros Island and in the Bay of Mudros. With the help of a large number of small vessels and minesweepers sent from England and France, special fleets were formed to observe and perform guard service.

Soon the fleet was almost completely out of battle and anchored in Mudros raid. As a result, the expeditionary Dardanelles Corps, which was supposed to support the fleet according to the original plan, was left alone. He was supported by fire with only two 240-mm batteries installed by the French at Sedd-el-Bar and Eski-Hisarlik and several British heavy batteries at Kritia. If the Turks had a sufficient amount of heavy artillery and ammunition, the position of the expeditionary corps would be unbearable. Allies would be on the verge of defeat. However, the long-term military backwardness of Turkey affected. If the selected Turkish units could still fight on equal footing with the allies, then the industry could not supply the troops with everything they needed.


British battleship Majestic ("Majestic")

The death of the ship 27 May 1915

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
1915 Campaign
Military plans of the Entente and the Central Powers for 1915 year
Death of the 20 Russian Corps
"Rubber War" in the Carpathians
Battle for Prasnysh
Italian "jackal" enters the war
Battle of the Isonzo
Second Battle of the Isonzo
Germany turns east
Bosphorus bait for Russia
Gorlitsky breakthrough
The defeat of the 3 Army Radko-Dmitriev. The death of the 48 "Steel" division of General Kornilov
Departure of Russian armies from Galicia. Loss of Przemysl and Lviv
The great retreat of the Russian army
The fall of Warsaw
Fall of the Newgeorg Fortress
The great retreat of the Russian army was the harbinger of the 1917 disaster of the year.
1915 Campaign of the Year on the Caucasus Front
Solution of the “Christian Question” in Turkey during the First World War
Battle for van
Alashkert operation
Hamadan operation
Sventsian breakthrough
Completion of the 1915 campaign of the year on the Russian front: the battle for Lutsk and Chartoryisk. Operation on the river. Strypa
As England and France set up Russia under the German ram
Dardanelles operation
Dardanelles: defeat at sea
Dardanelles trap
"It was the devil's feast ..." Sturm Gallipoli
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. mishastich
    mishastich 8 October 2015 09: 22 New
    +1
    I look forward to continuing. As always informative.
  2. voyaka uh
    voyaka uh 8 October 2015 09: 45 New
    +1
    Low survivability of battleships against torpedoes is simple
    is amazing.
    They’re building a giant ship for years, money is leaving - the country's budget,
    steel - immeasurably,
    and drowns from a couple of torpedoes in half an hour.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 8 October 2015 11: 08 New
      +5
      Quote: voyaka uh
      Low survivability of battleships against torpedoes is simple
      is amazing.
      They’re building a giant ship for years, money is leaving - the country's budget,
      steel - immeasurably,
      and drowns from a couple of torpedoes in half an hour.

      So these are battleships only in name. In fact, these are armadillos. “Triumph” is so generally closer to armored KR.
      The Majestic was laid in 1894, the Goliath in 1897. When they were designed and built, the torpedoes were completely different ... and the submarines were perceived as a naval curiosity.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 8 October 2015 11: 11 New
      +1
      Quote: voyaka uh
      Low survivability of battleships against torpedoes is simple
      is amazing.
      They’re building a giant ship for years, money is leaving - the country's budget,
      steel - immeasurably,
      and drowns from a couple of torpedoes in half an hour.

      So these are battleships only in name. In fact, these are armadillos. “Triumph” is so generally closer to armored KR.
      The Majestic was laid in 1894, the Goliath in 1897. When they were designed and built, the torpedoes were completely different ... and the submarines were perceived as a naval curiosity.
  3. Stirbjorn
    Stirbjorn 8 October 2015 11: 37 New
    +3
    I look forward to continuing, but the actions of the British fleet are perplexing. If, due to losses, they decided to take him away, then in theory it was necessary to refuse to continue the operation altogether. Or stand to the end. And as a matter of fact they abandoned their corps, reminiscent of the story of the PQ-17 convoy. Hearing about the Tirpitz exit, the British squadron turned back, leaving its own transports to its fate
  4. Rich-ksy
    Rich-ksy 8 October 2015 17: 03 New
    0
    This is not against the Indians. In this military operation, in my opinion, it was necessary to imitate.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

После высадки десанта англо-французское командование приняло решение продвигаться в глубь полуострова. Главной задачей союзных войск на начальном этапе наступления стал захват деревни Крития до прибытия дополнительных турецких сил на Галлиполи. 28 апреля 1915 г. англо-французские войска начали наступление на Критию.

Первая битва за Критию

Англо-французское командование, несмотря на большие потери, приняло решение продолжить операцию и взять Критию и возвышенности Ачи-Баба, командующие над всей окружающей местностью южной части полуострова, что должно было обеспечить себе успех против фортов западного берега пролива. Для удобства управления союзные войска были разделены на сектора: 1) крайний правый фланг составили британские части, бывшие на пляже «S»; 2) правый сектор занимали части французской дивизии генерала Масну, которые завершили эвакуацию с азиатского берега, а также остальные части этой же дивизии, прибывшие из Тенедоса; 3) средний сектор — британские войска из Седд-Эль-Бар и пляжа «V»; 4) войска пляжа «W», подкрепленные индусами и морской пехотой, составили левый сектор вплоть до Эгейского моря.


Надо сказать, что союзники испытывали большие проблемы со снабжением, вопросы которого не были продуманы. Не хватало воды, солдаты питались сухарями и консервами, которые брали у убитых османов. Войска были крайне утомлены беспрерывными боями с момента высадки 25 апреля. А турецкие войска в это время стали получать подкрепления в виде частей 11-й и 3-й пехотных дивизий с азиатского берега, где главнокомандующий Сандерс приказал оставить лишь один полк, и частей 5-й и 7-й пехотных дивизий с Булаирского перешейка. В результате наступление союзников проходило в самых неблагоприятных условиях. Также стоит помнить, что местность была крайне неудобна для наступающих, но предоставляла хорошие возможности для организации обороны.

Новое наступление было назначено на 28 апреля 1915 г. Атака союзных войск началась при поддержке мощного огня корабельной артиллерии. Огонь вели 10 линкоров. Утром союзники заняли селение Ески-Гиссарлик и продвинулись до окраины селения Крития, не встречая особого сопротивления противника. Однако затем подоспели турецкие подкрепления из состава 9-й пехотной дивизии османской армии под командованием полковника Халиль Сами-бея. Турецкие подкрепления восстановили прочность обороны. Кроме того, на правом фланге французские войска нарвались на сильную вражескую позицию у Керевез-дере. Здесь пролегал глубокий овраг, который был искусно превращен в крепкую позицию с обилием проволочных заграждений, пулеметных точек и закрытых убежищ, против которых корабельный огонь был недействителен.

Получив новые подкрепления из свежих частей 7-й пехотной дивизии, турки перешли в контрнаступление. Британские войска были отброшены от Критии. Однако дальнейшее движение османов остановил огонь союзного флота. Получив подкрепления, союзники снова атаковали. Но и англичане, и французы не смогли добиться успеха. Турецкие войска создали стабильную оборону и отразили все атаки союзных войск.

Не имея больше никаких резервов, при почти полном истощении боеприпасов, Гамильтон приказал прекратить атаки и окопаться на занимаемом рубеже. Но едва союзники стали окапываться, как турки снова контратаковали и прорвались в стыке между англичанами и французами. Только к вечеру, ценой большой потерь и усилий французских частей, брешь была ликвидирована.

В итоге союзникам не удалось выполнить поставленную задачу и захватить Критию, чтобы продолжить наступление дальше. 29-я пехотная английская дивизия была совершенно расстроена потерями, которые достигли половины ее состава.

29 апреля и большую часть дня 30 апреля обе стороны приводили себя в порядок. У Габа-Тепе бригада морской пехоты сменила австралийские части, которые понесли особенно большие потери, так как были изолированы в 20 км к северу от левого фланга британцев. Австралийский и Новозеландский армейский корпус (АНЗАК) постоянно отражал сильные контратаки противника и силу неудобного положения, нёс избыточные потери.

29 апреля из Египта прибыла ещё одна индийская бригада. Экспедиционный корпус Гамильтона был целиком высажен на полуостров. Вечером 30 апреля турки, завершив перегруппировку сил, начали против англо-французов сильную атаку. Но она была повсюду отражена с большими для турецких войск потерями.

Таким образом, за шесть дней масштабной десантной операции союзники продвинулись всего на 6 километров от мыса Хеллес и понесли большие потери. Решающую роль в неудаче операции сыграло отсутствие необходимого перевеса в живой силе и полевой артиллерии. Союзное командование не имело крупных резервов, которые можно было бросить в сражение в критический момент и переломить ситуацию в свою пользу. В своем отчете о неудаче под Критией генерал Гамильтон отмечал, что, «если бы было возможно в этот день (28 апреля) подать вперед подкрепления людьми, артиллерией и боеприпасами, Крития пала бы, и многие последующие бои за ее обладание были бы избегнуты».

Перед Гамильтоном встал вопрос, продолжать ли далее наступление, или дождаться подхода новых войск. Англия и Франция, наконец, поняли, что имеющими силами Дарданеллы не взять и спешно перебрасывали к проливам подкрепления. Французы спешно погрузили в Марселе на суда 2-ю пехотную дивизию. Британцы перебрасывали всё, что осталось в Египте — оставшиеся части АНЗАКА и индийской дивизии. Кроме того, союзное командование направило к Дарданеллам завершившую формирование 42-ю дивизию.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Британская артиллерия

Турецкое контрнаступление

Тем временем турецкое командование завершило переброску с азиатского на европейский берег всей 11-й пехотной дивизии и большей части 3-й дивизии. Кроме того, Сандерс попросил Энвера-пашу передать из состава 1-й армии в 5-ю армию 12-ю, 15-ю и 16-ю пехотные дивизии. Германо-турецкое готовило большое наступление с целью сбросить противника в море. Лиман фон Сандерс с учётом того, что турецкие войска испытывали нехватку артиллерии (шесть 75-мм батарей на дивизию), что фланги противника упираются в море и их нельзя обойти, что союзные войска имеют большую плотность боевых порядков (одна пехотная дивизия на 1 1/2 км), решили атаковать ночью.

В 10 часов вечера 1 мая, когда турецкая армия уже получила часть подкреплений, турки перешли решительное наступление на всём южном участке. Английские войска, стоявшие у Критии, отошли назад. Турецкие войска снова прорвали стык англичан и французов и глубоко прорвались в расположение союзников. Только ранним утром союзные войска смогли стабилизировать фронт. Турки были отброшены на прежние позиции и понесли большие потери. Только в одной 15-й дивизии было потеряно 4 тыс. человек убитыми и ранеными. Этот провал привёл к тому, что германо-турецкое командование решило перейти к обороне и сосредоточиться на усилении укреплений.

Гамильтон, получив подкрепление в виде индийской бригады и морской пехоты, решил использовать удачный момент, воспользовавшись провалом турецкого наступления и снова атаковать, пока враг не восстановил силы и создал крепкую оборону. Англо-французская атака была быстро организована при поддержке флота. Однако союзники смогли только окончательно восстановить прежний фронт. Проломить турецкую оборону не удалось. Гамильтон писал: «если бы здесь не было этих дьявольских изобретений, которые называются пулеметами и колючими проволочными сетями, я бы взял в этот день Ачи-Баба».

В ночь на 4 мая османы снова пошли в наступление, используя все имеющиеся резервы. Однако и эта атака провалилась. После этого турецкое командование окончательно отказалось от общего наступления, перейдя к обороне.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

АНЗАК в мае 1915 г.

Вторая битва за Критию

Гамильтон ещё надеялся проломить турецкую оборону и организовал новое наступление. Союзное командование практически не имело представление о системе и глубине турецкой обороны. Воздушная разведка не дала ожидаемых результатов, поэтому артиллерийская подготовка перед наступлением оказалась не эффективной. От ночной атаки отказались, так как войска плохо знали местность и могли заплутать.

6 мая английские войска после получасовой артиллерийской подготовки атаковали Критию с запада и юго-запада. Французы снова атаковали в районе оврага Керевез-Дере. Союзники продвинулись незначительно, взяв несколько передовых позиций. На второй день, 7 мая, союзники снова атаковали Критию. Корабельная артиллерия активно поддерживала сухопутные войска, особенно в центре и правом фланге. Здесь турки отошли к самой Критии. Но на левом фланге, несмотря на поддержку флота, и ввод подкреплений, англичане продвинуться почти не смогли. Союзники понесли большие потери. Эвакуация раненых и медицинская помощь были организованы плохо, раненые находились в тяжелейших условиях, дожидаясь эвакуации, многие погибли не дождавшись помощи.

Таким образом, вторая попытка англо-французских войск захватить деревню Критию и высоты Ачи-Баба во время Дарданелльской операции успеха не имела. В ходе кровопролитных и упорных боёв против турецких войск союзным войскам удалось занять небольшую территорию, но цели операции не были достигнуты и взять Критию и высоты британцам не удалось.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Османские солдаты

Дальнейшие бои

Турецкое командование решило провести операцию против австралийского корпуса, использовав для этого присланную Энвером-пашой из Константинополя отборную 2-ю пехотную дивизию. 16 мая 2-я пехотная дивизия прибыла на место. До этого против АНЗАК стояли 19-я и 5-я турецкие пехотные дивизии, имея во второй линии 16-ю пехотную дивизию. Для предстоящей операции турецкое командование левый фланг укрепило 16-й дивизией, а центр — 2-й дивизией. Главный удар наносился 2-й пехотной дивизией в центре. Таким образом, османское командование подготовило ударную группировку в составе четырех дивизий (42 тыс. штыков). Австралийские и новозеландские войска насчитывали в этот момент 20 тыс. человек.

Наступление началось в 3 час. 30 мин. 19 мая штыковой атакой, без артиллерийской подготовки. 19-я и 5-я пехотные дивизии сильным ударом добились частичного успеха, атаки 2-й и 16-й пехотных дивизий к успеху не привели. Утром турецкие войска возобновили наступление. Однако каждый раз османов останавливали ружейно-пулеметным и артиллерийским огнем. Турков буквально расстреливали из ружей, пулеметов и пушек, а они шли в атаку без выстрела. Левый фланг австралийского корпуса произвёл контратаку и отбросил 19-ю турецкую дивизию на исходные позиции. Несмотря на тяжелые потери, турки продолжали смелые атаки до 15 час. 30 мин. Затем части АНЗАК, при поддержке корабельного огня, перешли в общее контрнаступление и отбросили противника на исходные позиции.

Таким образом, несмотря на двойное превосходство, османы не смогли сбросить союзников в море. Обе стороны проявили героизм и отвагу в этом бою. Турецкие войска понесли большие потери. 2-я дивизия была почти полностью истреблена — 9 тыс. человек убитыми и ранеными. Части АНЗАК, которые расстреливала врага с укрепленных позиций, потеряли 600 человек.

После этого провала турецкое командование снова надолго отказалось от наступательных операций, убедившись в невозможности одолеть сопротивление противника без тяжелой артиллерии и большого расхода боеприпасов. Кроме того, чтобы избежать излишних потерь от огня союзного флота, который давал большое преимущество англо-французским войскам, Сандерс приказал построить во второй линии обороны прочные убежища. Одновременно с этим турки выдвинули первую линию на возможно короткое расстояние к противнику, чтобы союзники из опасения поразить свои войска прекратили огонь кораблей по переднему краю. Турки ночами выдвинули окопы во многих местах на 300 м от англо-французских позиций. Это привело к началу траншейной войны, с применением ручных бомб, гранат, постоянному колебанию фронта на десятки метров вперед и назад, когда борьба шла буквально за каждый метр территории.

После этого наступила пауза, решительных боев не было. Обе стороны ждали прибытия крупных подкреплений, после чего планировали перейти в решительное наступление.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Британский линкор "Голиаф"

Потери на море. Отступление союзного флота

В этот период на море произошли события, которые ухудшили положение союзного флота. Турецкие батареи потопили несколько малых транспортов, значительное число мелких судов и несколько миноносцев. Турецкий миноносец «Муавенет-и-Миллет» безнаказанно утопил ночью тремя торпедами британский эскадренный броненосец «Голиаф» (Goliath). Британский линкор погиб со всем экипажем.

После этой трагедии корабли союзного флота больше не становились возле берегов на якорь. Кроме того, союзное командование получило известие о появлении в Средиземное море прошли германских подводных лодок. Охрана флота была усилена. Корабли флота получили приказание не выходить в море без защитных сетей, но это не помогло. 25 мая германская субмарина U-21 потопила британский эскадренный броненосец «Триумф» (Triumph). Торпеды прорезали сети и вызвали взрыв крюйт-камеры. Линкор потонул за 20 минут.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Британский корабль "Триумф"
Битва за Критию. Новые потери союзного флота

"Триумф" у Галлиполи

27 мая 1915 года погиб третий линкор. Около 06 час. 45 мин, Отто Херсинг, командир немецкой подводной лодки U-21, отдал приказ произвести по британскому эскадренному броненосцу « Величественный» (Majestic) торпедный залп, после чего последовал огромный яркий взрыв. Корабль начал крениться и через девять минут перевернулся и ушел в воду, погибло 49 членов экипажа.

Эти события сильно встревожили союзное командование, которое опасалось новых потерь. Особенно опасались за судьбу новейшего дредноута «Куин Элизабет». Корабль отозвали в английские воды на ремонт. Вскоре у Дарданелл остались лишь старые корабли, которые постарались защитить всеми возможными способами. Союзный флот серьёзно уменьшил свою активность в деле бомбардировки турецких позиций и поддержке сухопутных сил. Все транспорты были собраны в гавани острова Имброс и в Мудросскую бухту. При помощи присланных из Англии и Франции, в большом количестве, мелких судов, тральщиков были сформированы специальные флотилии для наблюдения и несения дозорной службы.

Вскоре флот почти полностью вышел из сражения и стал на якорь на Мудросском рейде. В результате экспедиционный Дарданелльский корпус, который должен был по первоначальному замыслу поддерживать флот, остался один. Его поддерживали огнем только две 240-мм батареи установленные французами у Седд-эль-Бара и Эски-Гиссарлик и несколько британских тяжелых батарей у Критии. Если бы у турок было достаточное количество тяжелой артиллерии и боеприпасов то положение экспедиционного корпуса стало бы нестерпимым. Союзники оказались бы на грани поражения. Однако сказывалась длительная военно-техническая отсталость Турции. Если отборные турецкие части ещё могли на равных драться с союзниками, то промышленность не могла снабдить войска всем необходимым.

Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Британский линкор Majestic ("Величественный")
Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Гибель корабля 27 мая 1915 г.

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Кампания 1915 года
Военные планы Антанты и Центральных держав на 1915 год
Гибель 20-го русского корпуса
«Резиновая война» в Карпатах
Сражение за Прасныш
Итальянский «шакал» вступает в войну
Битва на Изонцо
Вторая битва при Изонцо
Германия поворачивает на восток
Босфорская приманка для России
Горлицкий прорыв
Поражение 3-й армии Радко-Дмитриева. Гибель 48-й «Стальной» дивизии генерала Корнилова
Отход русских армий из Галиции. Потеря Перемышля и Львова
Великое отступление русской армии
Падение Варшавы
Падение Новогеоргиевскй крепости
Великое отступление русской армии стало предвестником катастрофы 1917 года
Кампания 1915 года на Кавказском фронте
Решение «христианского вопроса» в Турции в годы Первой мировой войны
Сражение за Ван
Алашкертская операция
Хамаданская операция
Свенцянский прорыв
Завершение кампании 1915 года на Русским фронте: сражение за Луцк и Чарторыйск. Операция на р. Стрыпа
Как Англия и Франция подставили Россию под германский таран
Дарданелльская операция
Дарданеллы: поражение на море
Дарданелльский капкан
«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. mishastich 8 октября 2015 09:22
    Жду продолжения. Как всегда познавательно.
  2. voyaka uh 8 октября 2015 09:45
    Низкая живучесть линкоров против торпед просто
    поражает.
    Строят гигантский корабль годы, денег уходит - бюджет страны,
    стали - немерянно,
    а тонет от пары торпед за пол-часа.
    1. Alexey RA 8 октября 2015 11:08
      Цитата: voyaka uh
      Низкая живучесть линкоров против торпед просто
      поражает.
      Строят гигантский корабль годы, денег уходит - бюджет страны,
      стали - немерянно,
      а тонет от пары торпед за пол-часа.

      Так это линкоры только по названию. По факту - это броненосцы. "Триумф" так вообще ближе к броненосным КР.
      "Маджестик" заложен в 1894, "Голиаф" - в 1897. Когда их проектировали и строили, торпеды были совсем другие... а ПЛ воспринимались как военно-морской курьёз.
    2. Alexey RA 8 октября 2015 11:11
      Цитата: voyaka uh
      Низкая живучесть линкоров против торпед просто
      поражает.
      Строят гигантский корабль годы, денег уходит - бюджет страны,
      стали - немерянно,
      а тонет от пары торпед за пол-часа.

      Так это линкоры только по названию. По факту - это броненосцы. "Триумф" так вообще ближе к броненосным КР.
      "Маджестик" заложен в 1894, "Голиаф" - в 1897. Когда их проектировали и строили, торпеды были совсем другие... а ПЛ воспринимались как военно-морской курьёз.
  3. Стирбьорн 8 октября 2015 11:37
    Жду продолжения, но действия британского флота вызывают недоумение. Если из-за потерь решили его отвести, по идее надо было тогда вообще отказаться от продолжения операции. Или стоять до конца. А так бросили по сути свой корпус, напоминает историю с конвоем PQ-17. Услышав про выход "Тирпица" британская эскадра повернула назад, бросив свои же транспорты на произвол судьбы
  4. Rich-KSY 8 октября 2015 17:03
    Это же не против индейцев. В данной военной операции, по моему мнению, нужно было подражать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня