Landing operation in the gulf of Suvla

Third Battle of Critia


4 June 1915, the allied command organized a new attack on Critia. This time the artillery preparation was insignificant. The ground forces supported the entire 4 battleship with the assistance of several destroyers. The Allies feared the German submarines.

In 11 hour. 20 min. 24 Thousands of soldiers rushed to the attack on the site just 5 kilometers. In total, on this day, the British threw 30 thousand soldiers into battle, and the French 1 ½ division. As during the previous attacks, at the beginning of the Allied forces had some progress, especially the French distinguished themselves. However, then the Allies came upon a strong defense, and the Turks launched a counteroffensive. The German-Turkish command was able to successfully use field artillery and, thanks to a developed system of field fortifications, quickly and imperceptibly brought their reinforcements to the line of fire, which gave them a numerical advantage. The allies had to throw into the battle all the reserves in order not to suffer defeat.

By the end of the day, as a result of the 9 th and 12 th Turkish divisions, the Allied forces rolled back. As a result, the Allies were able to advance at different sites on 200-400 meters during the day of the bloody battle, taking places at the leading edge of the Turkish positions. For this "success" the allies paid a heavy price: the British lost 5 thousand people, the French lost 2 thousand people. The total number of losses suffered by the allies since the beginning of the operation reached 50 thousand people.

On the night of June 5, Turkish troops, hoping for the drop in the combat capability of the enemy troops, attacked the French positions. However, all Turkish attacks were repulsed with heavy losses for the Ottomans. The German-Turkish command had to replace part of the troops, exsanguinated by the fighting, with fresh units from the 2 of the Turkish army, Vehiba Pasha.

After this a considerable period of time there were no major battles. During June and almost all of July, battles of purely local importance continued on Gallipoli, when both sides could move forward or backward only a few meters. It was only at the end of June that the French finally took and consolidated the strong fortifications of the “Turkish Bob” with a strong blow by parts of the Foreign Legion and the Zouavas. At the same time, the British took the Boomerang redoubt. The French command in these battles lost its leadership. General Gouraud was wounded, and the commander of the 1 of the French division, Masnou, was mortally wounded. French troops led by the commander of the 2 of the French division, General Bell. The Turks under the personal command of Enver Pasha at the end of June again tried to dump the Australian-New Zealand Corps into the sea. The attack was repelled with heavy losses for the Turks.

Landing operation in the gulf of Suvla

Promotion of British troops. Source: Kolenkovsky A.K. Dardanelles operation

Results of the first stage of the battle

Thus, the confrontation finally developed into a positional war. Both sides were buried in the ground, as on the French front. The Allies did not succeed due to the constant loss of time, delayed with the development of the operation. At first they tried to act only fleet, without ground forces; then they did not create a sufficient advantage of forces and means for the first powerful strike; when they began to throw strong reinforcements, the Turks had already created a strong defense and formed large reserves. As a result, it came to the point that the fleet, which always supported the ground forces, was compelled, for fear of submarines, to anchor in the protected Mudros Bay. The main reason for the failure of the allied offensive was the poor organization of the operation by the high command. The Allies underestimated the enemy, constantly wasted time, and when they increased their efforts, the enemy was already ready for such a turn of events.

The German-Turkish command well used the time factor to create a strong defense and the formation of large reserves. However, the lack of artillery (24 guns per division), especially heavy and ammunition, as well as other technical means, did not allow the Ottomans to dump their allies into the sea. The Turks could not organize a powerful artillery training and break through the dense defensive orders of the Anglo-French troops. They also could not bypass the enemy, whose flanks rested against the sea. As a result, the German-Turkish command organized night attacks, which, in conditions of high density of the Allied forces’s gun, machine gun and artillery fire, led to huge losses for the Turkish troops. Only the transfer of fresh divisions from Thrace allowed the Ottomans to maintain the combat capability of the army. As a result, the main problem of the Turkish army was the material backwardness.


Commander of the French Dardanelles Expeditionary Force Henri Joseph Eugene Gourette

Preparing a new offensive

Supreme Allied Command decided to continue the operation. The 52 Infantry Division was sent to Hamilton. In addition, Britain and France now very much hoped for the support of the Russians that Russia would land large forces on the Black Sea coast of European Turkey. However, this hope did not materialize. March 28 The Rostislav and Three Saints battleships fired at Turkish coastal batteries of the Bosphorus, firing more than a hundred shells. Later, the Black Sea Fleet several times organized such raids. But it was a demonstration of power that could not change the situation in favor of the Allies in the area of ​​the straits.

Apparently, the Russian government was not eager to help the Anglo-French troops in the breakthrough to Constantinople. A brief seizure of Constantinople could help Russia, would weaken Turkey, perhaps, brought it out of the war, would lead to the discovery of important communication between the Entente powers. However, in the long term, this success of England and France would have damaged Russian military-strategic interests, since the British and French would not leave Constantinople, leaving him Russian.

Russia was preparing the landing corps. However, the German offensive, which began in May 1915, finally put an end to the idea of ​​a landing force in the Bosphorus. The “Great Retreat” of the Russian army began, and the Stavka had to search for all free reserves in order to keep the strategic front. As a result, the Anglo-French troops were supported only by a small assault team from the Russian cruiser Askold.


Armored Cruiser "Askold"

Italy 24 May 1915 acted on the side of the Entente, bargaining for significant concessions from England, France and Russia (mainly at the expense of Austria). However, Italy declined to participate in the Dardanelles operation. Greece and Bulgaria still preferred to remain neutral. In Greece, the Germanophile party temporarily prevailed. The Greeks were more interested in the threat from Bulgaria and offered to organize an operation against Bulgaria. The Anglo-French command, in order to avoid a conflict with Bulgaria, rejected this unexpected proposal. Bulgaria continued to maintain a "wise neutrality", continuing to bargain with the Entente, and with Germany.

Meanwhile, Hamilton demanded reinforcements, pointing out that two divisions were few, at least two army corps were needed to change the situation in favor of the expeditionary army. However, for a long time his requests remained unanswered. Only in June, 1915 considered them and decided to give Hamilton five fresh divisions, of which three just formed were to arrive by mid-July, and two territorial divisions were ordered to transfer to Alexandria and the island of Malta as a reserve of troops operating on Gallipoli the peninsula. As a result, the number of British divisions under the command of Hamilton was brought to 10, including reserves, not counting the French divisions 2.

In addition, the maritime component of the expeditionary forces decided to strengthen the monitors with heavy guns and old cruisers with attached antimine mine. Ships began to arrive from mid-July. By the end of the month, 5 monitors and 4 adapted cruisers arrived, these ships had a significant advantage in shelling the coast.

Hamilton developed a new plan of operation. According to a thought prompted by the ANZAC commander Birdwood, commander of the Australian-New Zealand Corps, the Allies were to take the Sari-Bair hill, which dominated the left flank of the Australian troops, and a narrow part of the Gallipoli peninsula, cutting off all communications of the Turks to the southern part of the peninsula. To do this, they decided to land a landing in the bay of Suvla with simultaneous demonstrations north of the Gulf of Saros and on the Asian coast against Mytilene. It was believed that these operations will draw a part of the Turkish troops from the peninsula. Preliminary reconnaissance revealed that Suvla was poorly defended by Turkish troops.

In early August 1915, the operation was ready. In addition to the available 3-Army Corps, ANZAC and two French divisions Hamilton received: 13-Infantry Division, who had arrived on the peninsula in July, 9-Army Corps Frederick Stopford as part 10-rd and 11-th Infantry Division, which was transferred to the Lemnos, 53 and 54 infantry divisions, arrived in early August. As a result, the Allied army grouping was significantly strengthened - up to 157 thousand people, including 30 thousand French.

The number of all parts was brought to the regular, the material part replenished. The Allied fleet was ready for operation. The Allied Command hoped that this time a strong army, relying on a powerful fleet and equipped with everything necessary, would achieve decisive success.


Commander of the Australian-New Zealand Army Corps, William Riddel Bidwood

Field Marshal Lord Kitchener and General William Bidwood in positions during the Battle of Gallipoli

Plan of operation Forces of the parties

The British command decided to widely use the principle of surprise. The troops were to leave their bases at night, but at night they had to land on a little-explored part of the coast. Due to the threat from enemy submarines, it was decided to abandon the advance shipboard artillery preparation, hoping for surprise.

Hamilton planned to cover the right flank of the Turkish army (the Essad Pasha group), which occupied the area from Ari-Bourne to the southern extremity of Suvla bay. In order to distract the enemy’s attention, they decided to conduct distracting operations on the section between Helles metro station and Ari-Bournou, on the plot plot of Helles and in the Gulf of Saros. Meanwhile, the ANZAC was supposed to strike at 4 km south of Suvla, and the 9 corps was to land in the bay of Suvla. The combined efforts of the ANZAC and IX Corps, that is, the shock group in 65 thousand bayonets, were supposed to discard the advanced parts of the Turks and cover the Essada Pasha group, surrounding the Sari-Bair massif from the north. Then the Allies were to capture Akbash, a port on the Sea of ​​Marmara, in the rear of the 5 Turkish army.

The main strike north of the Australian-New Zealand Corps was to be delivered by the 10-th, 11-i, 53-i and 54-i infantry divisions. The ANZAC was reinforced by the 13 Infantry Division and the 29 Indian Brigade. The British 29 and 42 Infantry Divisions, together with two French divisions, were to attack the enemy on the southern tip of the peninsula in the Kritii area.

The final plan envisaged the landing of the 34 th brigade in the very bay of Suvla, and the 32 th and 33 th brigade - on the Nibrunesi section. After occupying the Lala Baba hill, these units were to develop an offensive to the north. Artillery support was provided by monitors, old cruisers and destroyers. Australian troops were to take the hill of Sari-Bair. General Birdwood reinforced the 13 Infantry Division and the 29 Indian Brigade in addition to the two Australian-New Zealand divisions (five brigades). For the attack in his sector in the main direction, Birdwood singled out 2 / 3 with all its forces, in total 25, in total, thousand bayonets.



The British were wrong about the weakness of the Turkish defense in the area. The Sari-Baira Upland, which dominates Maidos and Nagara, was one of the three main fortified positions on the peninsula at that time. The first fortified strip was the heights of Achi-Baba, the second - the fortified strip of the Sari-Baira hills, and finally, the third strip stretched from Bulair to Gallipoli. The German-Turkish command has long since completed work to strengthen the three defensive lines, and especially took care of the possible strong strengthening of the Sari-Bair and Suvla regions. It was also prepared for the defense of the valley of Anafarta. Strong and well-placed artillery batteries were prepared, which swept the Anafart Plain and the approaches to the hills of Sari-Bair.

Sanders army was seriously strengthened. Divisions, badly damaged in previous battles, were replaced. The forces of 5 Army Sanders were brought to the 15 divisions. In addition, 1-i and 2-i Turkish armies were still stationed in Thrace, ready to give the 5-i army new reinforcements.

The 5 Army occupied two fortified sectors: 1) southern on the front of Helles metro station 6 - 8 km defended 5 infantry divisions: 1-I, 10-i, 13-I and 14-i, having 8-i in reserve infantry division; 2) northern Ari-Burnu front, 6 - 5 km, defended 3 infantry divisions: 16-I and 19-i, having in reserve 5-th infantry division; 3) the remaining six divisions made up a mobile reserve for parrying a possible enemy strike.

Of the free divisions, three divisions were located on the Asian coast: the 2-I and 3-I infantry divisions were in the first echelon, and the 11-i division was in reserve. On the European coast in reserve were located: 9-I infantry division at Kum-Tepe and 2) 4-I division - at Kayal-Tepe. The right flank on the side of the Suvla bay of the Essad Pasha group was provided by a specially formed separate unit of Major Willmer, consisting of 3 battalions, 4 batteries and 1 squadrons (3,5 thousand people). On the Gulf of Saros in the area of ​​Bulair, which caused particular concern to the Turkish command, was the 16 th army corps as part of the 7 th and 12 th infantry divisions. To the north was stationed 6-I infantry division with a cavalry brigade. The Turks have improved the supply routes, have corrected the roads, the transport has been adjusted. The transport was carried out by land by pack transport and the sea.

In this case, the German-Turkish command guessed about the plans of the enemy. Sanders denounced: “General Hamilton essentially has only two bridgeheads - Sedd-el-Bar and Gaba-Tepe. It was quite obvious that he would try to expand them. In order to achieve success at Gaba-Tepe, it can be considered probable that he will try to land in the bay of Suvla and advance to Anafarta. We know that he had considerable reinforcements. ”

Thus, the Turkish army had a good defense, strong reserves and guessed about the plans of the enemy. Therefore, the Allied operation was doomed to defeat.


Hamilton's Plan

To be continued ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. mishastich 9 October 2015 09: 25 New
    • 1
    • 0
    +1
    The more I read, the more I become convinced that Gallipoli is the same swan song of the Ottoman army as the Brusilovsky breakthrough - of the Russian one.

Десантная операция в заливе Сувла

Третья битва за Критию

4 июня 1915 г. союзное командование организовало новое наступление на Критию. В этот раз артиллерийская подготовка была незначительной. Сухопутные войска поддерживало всего 4 линкора при содействии нескольких миноносцев. Союзники опасались германских субмарин.

В 11 час. 20 мин. 24 тыс. солдат бросились в атаку на участке всего в 5 километров. Всего в этот день британцы бросили в бой 30 тыс. солдат, а французы 1 ½ дивизии. Как и во время предыдущих наступлений, в начале союзные войска имели некоторое продвижение, особенно отличились французы. Однако затем союзники натолкнулись на сильную оборону, и турки перешли в контрнаступление. Германо-турецкое командование смогло успешно использовать полевую артиллерию и благодаря развитой системе полевых укреплений быстро и незаметно подводило на линию огня свои подкрепления, что дало им численное преимущество. Союзникам пришлось бросить в бой все резервы, чтобы не потерпеть поражение.


К концу дня в результате контратак 9-й и 12-й турецких дивизий союзные войска откатились назад. В результате за день кровопролитного боя союзники смогли продвинуться на разных участках на 200-400 метров, заняв местами передний край турецких позиций. За этот «успех» союзники заплатили большую цену: британцы потеряли 5 тыс. человек, французы — 2 тыс. человек. Общее число потерь понесенных союзниками с начала операции достигло 50 тыс. человек.

В ночь на 5 июня турецкие войска, надеясь на падение боеспособность войск противника, атаковали французские позиции. Однако все турецкие атаки были отбиты с большими для османов потерями. Германо-турецкому командованию пришлось заменить часть войск, обескровленных боями, на свежие части из состава 2-й турецкой армии Вехиба-паши.

После этого значительный промежуток времени крупных боев не было. В течение июня и почти всего июля на Галлиполи продолжались бои чисто местного значения, когда обе стороны могли продвинуться вперёд или назад всего на несколько метров. Только в конце июня французы сильным ударом частей Иностранного легиона и зуавов окончательно взяли и закрепили за собой сильные укрепления высоты «Турецкий боб». Одновременно с этим англичане взяли редут «Бумеранг». Французское командование в этих боях лишилось своего руководства. Генерал Гуро был ранен, а командир 1-й французской дивизии Масну смертельно ранен. Французские войска возглавил командир 2-й французской дивизии генерал Беллу. Турки под личным командованием Энвера-паши в конце июня снова попытались сбросить в море Австралийско-Новозеландский корпус. Атака была отбита с большими для турок потерями.

Десантная операция в заливе Сувла

Продвижение британских войск. Источник: Коленковский А.К. Дарданелльская операция

Итоги первого этапа сражения

Таким образом, противостояние окончательно переросло в позиционную войну. Обе стороны закапывались в землю, как и на Французском фронте. Союзники не достигли успеха из-за постоянной потери времени, запаздывая с развитием операции. Сначала они пытались действовать только флотом, без сухопутных войск; затем не создали достаточного перевеса сил и средств для первого мощного удара; когда начали перебрасывать сильные подкрепления, турки уже создали крепкую оборону и сформировали крупные резервы. В итоге дело дошло до того, что флот, всегда поддерживающий сухопутные войска, вынужден был, опасаясь подводных лодок, стать на якорь в защищенной Мудросской бухте. Главной причиной провала союзного наступления была плохая организация операции высшим командованием. Союзники недооценили противника, постоянно теряли время и когда наращивали усилия, то противник был уже готов к такому повороту событий.

Германо-турецкое командование хорошо использовало фактор времени для создания сильной обороны и формирования крупных резервов. Однако недостаток артиллерии (24 орудия на дивизию), особенно тяжелой и боеприпасов, а также других технических средств, не позволил османам сбросить союзников в море. Турки не могли организовать мощную артиллерийскую подготовку и прорвать плотные оборонительные порядки англо-французских войск. Не могли также обойти противника, чьи фланги упирались в море. В результате германо-турецкое командование организовывало ночные атаки, которые в условиях высокой плотности ружейного, пулеметного и артиллерийского огня союзных войск приводили к огромным потерям турецких войск. Только переброска свежих дивизий из Фракии позволяла османам сохранять боеспособность армии. В результате главной проблемой турецкой армии была материально-техническая отсталость.

Десантная операция в заливе Сувла

Командующий французским Дарданелльским экспедиционным корпусом Анри Жозеф Эжен Гуро

Подготовка нового наступления

Верховное союзное командование решило продолжить операцию. Гамильтону была направлена 52-я пехотная дивизия. Кроме того, Англия и Франция теперь очень надеялись на поддержку русских, что Россия высадит крупные силы на побережье Черного моря европейской Турции. Однако эта надежда не оправдалась. 28 марта 1915 года линкоры «Ростислав» и «Три святителя» обстреляли турецкие береговые батареи Босфора, выпустив более сотни снарядов. Позже Черноморский флот еще несколько раз устраивал такие рейды. Но это была демонстрация силы, которая не могла изменить ситуацию в пользу союзников в районе проливов.

Судя по всему, русское правительство не горело желанием помогать англо-французским войскам в прорыве к Константинополю. Кратковременно захват Константинополя мог помочь России, ослабил бы Турцию, возможно, вывел её из войны, привёл бы к открытию важной коммуникации между державами Антанты. Однако в долгосрочном отношении этот успех Англии и Франции повредил бы русским военно-стратегическим интересам, так как британцы и французы не ушли бы из Константинополя, оставив его русским.

Россия готовила десантный корпус. Однако начавшееся в мае 1915 года германское наступление окончательно поставило крест на идее десанта в Босфоре. Началось «Великое отступление» русской армии, и русской Ставке приходилось изыскивать все свободные резервы, чтобы удержать стратегический фронт. В результате англо-французские войска поддерживала только небольшая штурмовая команда с русского крейсера «Аскольд».

Десантная операция в заливе Сувла

Бронепалубный крейсер «Аскольд»

Италия 24 мая 1915 г. выступила на стороне Антанты, выторговав значительные уступки у Англии, Франции и России (в основном за счёт Австрии). Однако Италия уклонилась от участия в Дарданелльской операции. Греция и Болгария по-прежнему предпочитали сохранять нейтралитет. В Греции временно преобладал германофильская партия. Греки больше интересовались угрозой со стороны Болгарии и предложили организовать операцию против Болгарии. Англо-французское командование, чтобы избежать конфликта с Болгарией, отвергло это неожиданное предложение. Болгария продолжала сохранять «мудрый нейтралитет», продолжая торговаться и с Антантой, и с Германией.

Тем временем Гамильтон требовал подкреплений, указывая, что двух дивизий мало, необходимо не менее двух армейских корпусов для изменения ситуации в пользу экспедиционной армии. Однако довольно долго его просьбы оставались без ответа. Только в июне 1915 г. их рассмотрели и решили дать Гамильтону пять свежих дивизий, из которых три только что сформированные должны были прибыть к середине июля, а две территориальные дивизии было приказано перевести в Александрию и на остров Мальту в качестве резерва войск, действующих на Галлиполийском полуострове. В результате число британских дивизий под командой Гамильтона было доведено до 10, включая и резервы, не считая 2 французских дивизий.

Кроме того, морскую составляющую экспедиционных сил решили усилить мониторами с тяжелыми орудиями и старыми крейсерами с пристроенными противоминными утолщениями. Корабли стали прибывать с середины июля. К концу месяца прибыло 5 мониторов и 4 приспособленных крейсера, эти корабли оказали существенную пользу при обстреле побережья.

Гамильтон разработал новый план операции. По мысли, подсказанной командиром АНЗАК Бирдвудом, командующим Австралийско-Новозеландским корпусом, союзники должны были взять возвышенность Сари-Баир, которая господствовала над левым флангом австралийских войск, и узкой частью Галлиполийского полуострова, перерезая все коммуникации турок к южной части полуострова. Для этого решили высадить десант в бухте Сувла с одновременными демонстрациями к северу от залива Сарос и на азиатском побережье против Митилены. Считалось, что эти операции оттянут часть турецких войск с полуострова. Предварительная разведка выявила, что Сувла слабо защищена турецкими войсками.

В начале августа 1915 г. операция была готова. Кроме имевшихся 3-го армейского корпуса, АНЗАК и двух французских дивизий Гамильтон получил: 13-ю пехотную дивизию, прибывшую на полуостров в июле, 9-й армейский корпус Фредерика Стопфорда в составе 10-й и 11-й пехотных дивизий, который перебросили на Лемнос, 53-ю и 54-ю пехотные дивизии, прибывшие в начале августа. В результате союзная армейская группировка была значительно укреплена — до 157 тыс. человек, включая 30 тыс. французов.

Численность всех частей была доведена до штатной, материальную часть пополнили. Союзный флот был готов к операции. Союзное командование надеялось, что на этот раз сильная армия, опирающаяся на мощный флот и снабженная всем необходимым, добьется решительного успеха.

Десантная операция в заливе Сувла

Командир Австралийско-Новозеландского армейского корпуса Уильям Риддель Бидвуд
Десантная операция в заливе Сувла

Фельдмаршал лорд Китченер и генерал Уильям Бидвуд на позициях во время сражения при Галлиполи

План операции. Силы сторон

Британское командование решило широко использовать принцип внезапности. Войска должны были отправиться со своих баз ночью, ночью же пришлось высаживаться на малоисследованный участок побережья. Из-за угрозы со стороны вражеских субмарин было решено отказаться от предварительной корабельной артподготовки, надеясь на внезапность.

Гамильтон планировал охватить правый фланг турецкой армии (группу Эссада-паши), занимавший участок от Ари-Бурну до южной конечности бухты Сувла. Для отвлечения внимания противника решили провести отвлекающие операции на участке между м. Хеллес и Ари-Бурну, на участке м. Хеллес и в заливе Сарос. Тем временем АНЗАК должен был произвести удар в 4 км к югу от Сувлы, а 9-й корпус — высадиться в бухте Сувла. Объединенными усилиями АНЗАК и IX корпуса, то есть ударной группировкой в 65 тыс. штыков, предполагалось отбросить передовые части турок и охватить группу Эссада-пашу, окружая с севера массив Сари-Баир. Затем союзники должны были захватить Акбаш, порт на Мраморном море, в тылу 5-й турецкой армии.

Главный удар к северу от Австралийско-Новозеландского корпуса должны были нанести 10-я, 11-я, 53-я и 54-я пехотные дивизии. АНЗАК был усилен 13-й пехотной дивизией и 29-й индийской бригадой. 29-я и 42-я пехотные дивизии англичан совместно с двумя французскими дивизиями должны были атаковать противника на южной оконечности полуострова в районе Критии.

Окончательно план предусматривал высадку 34-й бригады в самой бухте Сувла, а 32-й и 33-й бригад — на участке Нибрунези. После занятия возвышенности Лала-Баба эти части должны были развить наступление в северном направлении. Артиллерийскую поддержку оказывали мониторы, старые крейсера и миноносцы. Австралийские войска должны были взять возвышенность Сари-Баира. Генерал Бирдвуд получил в подкрепление 13-ю пехотную дивизию и 29-ю индийскую бригаду в дополнение к бывшим у него двум австралийско-новозеландским дивизиям (пять бригад). Для атаки на своем участке в главном направлении Бирдвуд выделил 2/3 всех своих сил, всего в общем 25 тыс. штыков.

Десантная операция в заливе Сувла


Британцы ошибались на счёт слабости турецкой обороны в этом районе. Сари-Баирская возвышенность, господствующая над Майдосом и Нагарой, была одной из трех главных укрепленных к этому времени позиций на полуострове. Первой укрепленной полосой были возвышенности Ачи-Баба, второй — укрепленная полоса Сари-Баирских возвышенностей, и наконец, третья полоса тянулась от Булаира на Галлиполи. Германо-турецкое командование давно уже закончило работы по укреплению трёх оборонительных полос и особенно позаботилось о возможно сильном укреплении районов Сари-Баир и Сувла. Также была подготовлена к обороне долина Анафарта. Были подготовлены сильные и хорошо расположенные артиллерийские батареи, которые простреливали Анафартскую равнину и подступы к возвышенностям Сари-Баира.

Армия Сандерса была серьёзно укреплена. Дивизии, сильно пострадавшие в предшествующих боях, были заменены. Силы 5-й армии Сандерса были доведены до 15 дивизий. Кроме того, во Фракии по-прежнему были дислоцированы 1-я и 2-я турецкие армии, готовые дать 5-й армии новые подкрепления.

5-я армия занимала два укрепленных сектора: 1) южный на фронте у м. Хеллес участок 6 — 8 км защищали 5 пехотных дивизий: 1-я, 10-я, 13-я и 14-я, имея в резерве 8-ю пехотную дивизию; 2) северный на фронте Ари-Бурну участок 6 — 5 км обороняли 3 пехотных дивизии: 16-я и 19-я, имея в резерве 5-ю пехотную дивизию; 3) остальные шесть дивизий составляли подвижной резерв для парирования возможного удара противника.

Из состава свободных дивизий три дивизии располагались на азиатском берегу: 2-я и 3-я пехотные дивизии были в первом эшелоне, а 11-я дивизия — в резерве. На европейском берегу в резерве располагались: 9-я пехотная дивизия у Кум-Тепе и 2) 4-я дивизия — у Каял-Тепе. Правый фланг со стороны бухты Сувла группы Эссада-паши обеспечивал специально сформированный отдельный отряд майора Вилльмера в составе 3 батальонов, 4 батарей и 1 эскадрона (3,5 тыс. человек). У залива Сарос в районе Булаира, который вызвал особенное беспокойство турецкого командования, был расположен 16-й армейский корпус в составе 7-й и 12-й пехотных дивизий. Севернее дислоцировалась 6-я пехотная дивизия с кавалерийской бригадой. Турки улучшили пути подвоза, исправили дороги, транспорт наладили. Подвоз осуществляли по суше вьючным транспортом и морем.

При этом германо-турецкое командование догадывалось о планах противника. Сандерс доносил: «Генерал Гамильтон в сущности располагает только двумя плацдармами — у Седд-эль-Бар и Габа-Тепе. Было совершенно очевидно, что он постарается их расширить. Для того, чтобы достичь успеха у Габа-Тепе, можно считать вероятным, что он попытается высадиться в бухте Сувла и продвигаться к Анафарте. Нам известно, что он располагал значительными подкреплениями».

Таким образом, турецкая армия имела хорошую оборону, сильные резервы и догадывалось о планах противника. Поэтому операция союзников была обречена на поражение.

Десантная операция в заливе Сувла

План Гамильтона

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Кампания 1915 года
Военные планы Антанты и Центральных держав на 1915 год
Гибель 20-го русского корпуса
«Резиновая война» в Карпатах
Сражение за Прасныш
Итальянский «шакал» вступает в войну
Битва на Изонцо
Вторая битва при Изонцо
Германия поворачивает на восток
Босфорская приманка для России
Горлицкий прорыв
Поражение 3-й армии Радко-Дмитриева. Гибель 48-й «Стальной» дивизии генерала Корнилова
Отход русских армий из Галиции. Потеря Перемышля и Львова
Великое отступление русской армии
Падение Варшавы
Падение Новогеоргиевскй крепости
Великое отступление русской армии стало предвестником катастрофы 1917 года
Кампания 1915 года на Кавказском фронте
Решение «христианского вопроса» в Турции в годы Первой мировой войны
Сражение за Ван
Алашкертская операция
Хамаданская операция
Свенцянский прорыв
Завершение кампании 1915 года на Русским фронте: сражение за Луцк и Чарторыйск. Операция на р. Стрыпа
Как Англия и Франция подставили Россию под германский таран
Дарданелльская операция
Дарданеллы: поражение на море
Дарданелльский капкан
«Это был пир дьявола...» Штурм Галлиполи
Битва за Критию. Новые потери союзного флота

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. mishastich 9 октября 2015 09:25
    Чем больше читаю, тем больше убеждаюсь, что Галлиполи - такая же лебединая песня армии Османской империи, как Брусиловский прорыв - Российской.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня