Military Review

About spectral analysis in forensic science (continued)

14
Some time ago, the “Military Review” published material on the expert-physicist Nikolai Sergeevich Saltykov, who for about twenty years headed the Republican Basic Spectral Laboratory, located in the Lipetsk forensic medical examination bureau. The material described the importance of using the methods of spectral analysis, which very often helped push the investigation to the right path. I recall that the spectral analysis is based on the optical properties of the test substance. Each chemical element emits or absorbs light of a certain wavelength. The task of the spectroscopist is to make the substance radiate or absorb this energy, fix it and identify it. Thus, spectral analysis allows you to answer very important questions: what kind of substance and how much of it.


Today is a continuation of the topic; so to speak, a few more pages of a kind diary of Nikolai Sergeevich’s practice — past and present (he is now working for the Lipetsk State Technical University).

... A dead woman was found in a construction trailer. There was a suspect in the murder, but did not find an instrument of crime. The suspect claimed that in anger he strongly pushed the woman away and left. However, a triangular wound was found on the victim's head. Studies have shown that in the wound - elevated levels of lead.

I must say, the woman was very low growth - about 1,6 meter. And then Nikolai Sergeevich and the investigator began to search the room at the height of the deceased. Blood (it coincided with the blood type of the victim) was found on one of the upper corners of the metal improvised cabinet. As it turned out, the cupboard was painted with red lead.

... A man died in a street fight from a knife strike. Identified several suspects, all in their pockets - knives. Unfortunately, investigations of a number of technical difficulties could not help determine the murder weapon. We decided to resort to spectral studies, although there was no certainty as a result. It was found that the wound increased silver content. Unexpected thread ... As it turned out, one of the confiscated knives was kept in a sheath, having an inner silver rim. So they figured out the killer.

... Once at the seminar of forensic chemical experts, Nikolai Sergeyevich was to talk about the possibilities of emission spectral analysis and its application in expert practice. In order to demonstrate these possibilities visually, Saltykov suggested that seminarians spit in separate cups to conduct a study. I have to say that there were not too many interested people, but in one of the samples a high content of platinum was unexpectedly found. At first Nikolay Sergeevich considered this a mistake, but nevertheless told about the platinum to the subjects.

The reaction was predictable - an error, an error! And after a while a woman came up and quietly said that metal crowns of gold and a tooth of platinum were installed in her mouth. It turned out the usual galvanopair, and platinum fell into the saliva. The woman allowed to announce this fact, which convinced those present of the effectiveness of spectral analysis.

... Not without curiosities. So, they asked the bureau to ask from the hospital to look at the elemental composition of the patient's hair: perhaps this will help make a diagnosis. Nikolai Sergeevich explained that for greater accuracy of analysis, hair should be taken “from the root”. The next day, he brought a few hairs. Of course, spectral analysis allows you to work with a small number of samples, but in this case it is necessary to repeat it. Therefore, you need some more hair.

I asked to bring more. And again - two or three hairs. To the question “Why so little?” They answered: “He is not given!” A strange patient was some kind of ... It turned out that the nurses were pulling the patient's hair out of their chest with tweezers. So he protested.

... At one of the enterprises there was a fatal case - an electric shock. However, in the open areas of the body of the deceased, no trace of the electric current was found. A more thorough examination of the body on the sole of the foot revealed damage similar to the electrometa (we are talking about a trace from the effects of current, in such a wound, traces of metals from an electrical conductor are always found). This time, in the wound, Nikolai Sergeevich "saw" an increased copper content. How could she be there? And the answer was “hiding” in that, the toe of the boots of the deceased was pierced with copper nails. One of the nails stitched through the sock through and touched the soles of the skin of the foot. The victim was engaged in welding work, stood on a metal plate. At some point, he touched the welding conductor with his bare hands - and the current passed through the body, the ill-fated nail and the metal plate on which this man stood. One second decided everything.

... For a long time Nikolay Sergeevich closely cooperated with the most experienced Lipetsk physician-pathologist Andrei Alekseevich Gapon. Together, they conducted experiments on the use of spectral analysis in medical practice, were engaged in the study of urinary stones. The study of their composition made it possible to determine the conditions for the formation and development of stones, it became possible to find ways of partial treatment. The elemental composition of stones of different origin was established, the dependence of this composition on the region of residence and drinking water was noted.

One day a man asked Nikolay Sergeevich to investigate his urinary stone. Saltykov conducted an analysis, but, to his surprise, he did not find any elements, in principle, characteristic of urinary stones. Strange ... At a consultation with a urologist, it turned out that the patient himself took sulfa drugs, and the dosage was clearly higher than the therapeutic one. Obviously, an excess of these drugs contributed to the formation of stones, consisting of the remnants of drugs. Here is their patient and took urinary stones. The conclusions were unambiguous: stop self-treatment. After some time, the "stones" in the urine disappeared.

At the suggestion of Andrei Alekseevich, Nikolai Sergeevich conducted experiments to determine the dynamics of changes in the content of trace elements in the human brain in various mental diseases. Andrei Alekseevich developed a method of sampling for research, analyzed the results obtained. At first glance, this topic sounded somewhat stiff. However, the result of research was. It turned out that in the brain of a person who died of a well-known mental illness, the usual set of trace elements is redistributed. The content of silicon, calcium, magnesium is significantly increased - the brain is supposed to be a stone. It turned out directly according to the saying about “oak” brains ... Unfortunately, the experiment was not continued. It's a pity.

... Today, Nikolai Sergeevich works at the Department of Chemistry, Lipetsk State Technical University. Now he introduces spectral analysis of students who, by the way, are very interested in this topic. And sometimes they come up against unexpected and not always pleasant facts of our modernity.

So, exploring a drug for the treatment of eye diseases, a student under the guidance of Saltykov investigated a large amount of this drug, purchased in different pharmacies. And the incomprehensible happened. That spectra confirmed the course of the analysis, then showed a completely opposite result. Long thought and decided to start all over again. Analyzing the obtained, we noticed that a negative result was observed when using the drug purchased in the same pharmacy. They checked the storage conditions of the drugs: they took the drug with good results and put it in a warm place. The conjecture was confirmed: the medicine changed its formula under the effect of temperature and became completely useless. This helped to identify a very sensitive method - luminescent spectral analysis.

... Today, glasses with a polarizing effect are very popular with young people. Polaroid glass allows to reduce the brightness of glare, light, without distorting the color gamut and image; without fear of working on a computer, reduce the effect of blinding headlights of an oncoming car. The price of such points is not small. However, in fact, it turned out that not all glasses bought by students are actually polarized.

Defined and fake "nezamerzayki." As you know, this fluid is intensively used by motorists, it is sold in very many stores. And the use of cheap falsification is very tempting. In the meantime, using the method of absorption spectral analysis, it is possible to easily determine a fake, which is what the students did in practical classes. Found, unfortunately, quite a lot of poor-quality "non-freezing".

... Once they brought a piece of ancient glass, found at an archaeological site. The glass was blue. By that time, specialists had already determined the date of his “birth” and assumed that cobalt salts added color to the glass. Hence the conclusions regarding the development of the chemical industry at that time. But they did emission spectral analysis - and the conclusions had to be changed. Glass was with the addition of copper salts. This is a new direction in the development of the industry of that time ...

On this, perhaps, finish. Although in the "piggy bank" of Nikolai Sergeevich there are still many different stories ...

Author:
Articles from this series:
About spectral analysis in forensics
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. 0000
    0000 April 7 2016 07: 31
    +7

    Everyone .... emits or absorbs light



    Article is a big plus good impossible to hide the truth wink
    1. The comment was deleted.
    2. siberalt
      siberalt April 7 2016 13: 46
      +5
      There are no crimes without a trace. The skill to find them at the crime scene. Sometimes it was necessary to inspect the scene for several days in a row. Imagine the amount of work when you need to sift everything through a sieve in the ashes of the apartment burned after the murder to find a small-caliber bullet, and examine hundreds of square meters to find fingerprints in various ways. Or dig a dozen cubic meters of snowdrift? Or, using a probe analyzer, find a corpse over an area of ​​several hectares. In feature films, it takes from a few seconds to several minutes. As a rule, at least two experts always work at the scene - a forensic expert and a forensic doctor. The work, partly, is simply colossal. Then he begins work in the laboratories. And there already has its own methodology and science. And a lot depends on the qualifications and experience of the expert.
  2. qwert
    qwert April 7 2016 07: 45
    +6
    Quote: 0000
    The article is a big plus truth is impossible to hide

    I am joining. It was interesting to read
  3. Black
    Black April 7 2016 10: 42
    +4
    I've been teaching physics at school for a long time. Spectra observation has always been a kind of "mystery" .... Today's student sees nothing in a striped color picture.
  4. Wayna qhapaq
    Wayna qhapaq April 7 2016 11: 04
    +5
    Quote: Chen
    I've been teaching physics at school for a long time. Spectra observation has always been a kind of "mystery" .... Today's student sees nothing in a striped color picture.

    My second-grader daughter delightedly delves into the theory of relativity (so far from the doc. Films). And your work as a teacher is priceless, in my opinion a physicist is the basis.
  5. pts-m
    pts-m April 7 2016 13: 05
    +2
    An interesting article, broadens the mind and makes the brain move.
  6. thinker
    thinker April 7 2016 13: 22
    +4
    So to say, remark. Spectral analysis allows the determination of impurities in billions of fractions. This is milligrams per ton of substance! hi
  7. Archon
    Archon April 7 2016 15: 32
    +3
    Making the analysis is very simple. The equipment program is very simple. So simple that you can teach a first grader. And the analysis itself lasts 1 minutes, with a sample preparation time of about 5 minutes.

    What is the main achievement? The most important thing is logical reasoning, which helped to correlate the results of the analyzes with the investigation and this is not given to everyone.
  8. EvgNik
    EvgNik April 7 2016 16: 11
    +3
    An unexpected article for you, Sophia. In the morning I did not pay attention to her. Interestingly, it will be necessary to read more on this topic.
  9. CheByrashka
    CheByrashka April 7 2016 19: 42
    +1
    In my practice there was a case. While working on the Inspection of the Place of Incident (the murder of bartender K.), under one of the tables I found a cut stationery gum with twisted hair. As it turned out later, the killer fixed the knife on the forearm of his hand. And when he was pulled out of his sleeve, he cut an elastic band. So, at first glance, a trifle (not fingerprints, not a murder weapon), became one of the proofs.
    1. opus
      opus April 7 2016 20: 58
      0
      Quote: CheByrashka
      And when he was pulled out of his sleeve, he cut an elastic band. So, at first glance, a trifle (not fingerprints, not a murder weapon), became one of the proofs.

      And I wonder how they tied it further: a knife to a suspect, through an elastic band with hair?
      1.No fingerprints after all?
      2.There are no traces of gum and hair on the knife either. There are no traces of the knife on the gum

      The suspect will argue: Yes, I was in that place (it doesn’t matter for what reasons), but I tie my hair (on the chest, forearm) with a rubber band in a pigtail. Well, long hair.
      How was it?
  10. Mikhalychch
    Mikhalychch April 8 2016 03: 40
    0
    Of course, science is moving forward, but local application is lame ... If the spectrum analyzer were sold for a simple citizen and at a low price, then the scammers would be combed, but alas, everything was only on paper.
  11. Villiam wolf
    Villiam wolf April 11 2016 13: 02
    +2
    Thanks for continuing. Very interesting, I would like to know more on this topic.
  12. Reptiloid
    Reptiloid April 11 2016 22: 42
    +1
    I regret that I just read these 2 articles about a wonderful scientist. Applying the knowledge of Nikolai Sergeyevich is a very important industry. His findings lead to the disclosure of secrets, as well as teaching --- perhaps these students will say the decisive word in some research. Huge respect for him.

    Now here’s what --- if I make a mistake ---- don’t laugh. Maybe someone will confirm or deny: glucometers for diabetes? Spectral analysis?

О спектральном анализе в криминалистике (продолжение)

Некоторое время назад на «Военном обозрении» был опубликован материал об эксперте-физике Николае Сергеевиче Салтыкове, который около двадцати лет руководил республиканской базовой спектральной лабораторией, находящейся в Липецком бюро судебно-медицинской экспертизы. В материале рассказывалось о важности использования методов спектрального анализа, которые очень часто помогали натолкнуть следствие на верный путь. Напомню, что спектральный анализ основан на оптических свойствах исследуемого вещества. Каждый химический элемент излучает или поглощает свет определённой длины волны. Задача спектроскописта - заставить вещество излучать или поглощать эту энергию, зафиксировать её и идентифицировать. Таким образом, спектральный анализ позволяет ответить на очень важные вопросы: что за вещество и сколько его.

Сегодня — продолжение темы; так сказать, ещё несколько страниц своеобразного дневника практики Николая Сергеевича — прошлой и нынешней (сейчас он трудится к Липецком государственном техническом университете).

...В строительном вагончике нашли мёртвую женщину. Был подозреваемый в совершении убийства, но не нашли орудие преступления. Подозреваемый утверждал, что в гневе он сильно оттолкнул женщину и ушёл. Однако на голове потерпевшей обнаружили рану треугольной формы. Исследования показали, что в ране - повышенное содержание свинца.


Надо сказать, женщина была очень невысокого роста — примерно 1,6 метра. И тогда Николай Сергеевич и следователь стали обыскивать комнату на уровне роста погибшей. Кровь (она совпала с группой крови потерпевшей) обнаружили на одном из верхних углов металлического самодельного шкафа. Как оказалось, шкаф был окрашен свинцовым суриком...

...В уличной драке от удара ножом погиб человек. Выявили несколько подозреваемых, у всех в карманах - ножи. К сожалению, трассологические исследования по ряду технических сложностей не могли помочь определить орудие убийства. Решили прибегнуть к спектральным исследованиям, хотя уверенности в результате не было. Выяснилось, что в ране повышено содержание серебра. Неожиданная нить... Как оказалось, один из конфискованных ножей хранился в ножнах, имеющих внутренний серебряный ободок. Так и вычислили убийцу.

...Однажды на семинаре судебных экспертов-химиков Николаю Сергеевичу предстояло рассказать о возможностях эмиссионного спектрального анализа и его применении в экспертной практике. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать эти возможности, Салтыков предложил семинаристам плюнуть в отдельные чашки для проведения исследования. Желающих, надо сказать, нашлось не слишком много, но в одном из образцов неожиданно обнаружилось повышенное содержание платины. Сначала Николай Сергеевич счёл это ошибкой, но всё-таки рассказал о платине испытуемым.

Реакция была предсказуема – ошибка, ошибка! А спустя некоторое время подошла женщина и тихо сказала, что у неё во рту установлены металлические коронки из золота и зуб из платины. Получилась обычная гальванопара, и платина попала в слюну. Женщина разрешила огласить этот факт, что убедило присутствующих в действенности спектрального анализа.

...Не обходилось без курьёзов. Так, в бюро обратились из больницы с просьбой посмотреть элементный состав волос больного: возможно, это поможет поставить диагноз. Николай Сергеевич пояснил, что для большей точности анализа волосы нужно отобрать «от корня». На следующий день ему принесли несколько волосков. Конечно, спектральный анализ позволяет работать и с малым количеством пробы, но в таком случае требуется повторное его проведение. Стало быть, необходимо ещё какое-то количество волос.

Попросил принести ещё. И снова — два-три волоска. На вопрос «Почему так мало?» ответили: «Он не даётся!» Странный какой-то больной... Оказалось, медсёстры пинцетом выдёргивали у пациента волосы из груди. Вот он и протестовал.

...На одном из предприятий произошёл случай со смертельным исходом – поражение электротоком. Однако на открытых участках тела погибшего следов воздействия электрического тока не нашли. При более тщательном осмотре тела на подошве стопы выявили повреждение, похожее на электрометку (речь идёт о следе от воздействия тока, в подобной ранке всегда обнаруживаются следы металлов от электрического проводника). На сей раз в ране Николай Сергеевич «увидел» повышенное содержание меди. Как она могла там оказаться? А ответ «прятался» в том, подмётка ботинок погибшего была пробита медными гвоздями. Один из гвоздей прошил подмётку насквозь и касался через носки кожи стопы. Погибший занимался сварочными работами, стоял на металлической плите. В какой-то момент коснулся голыми руками сварочного токопровода - и ток прошёл через тело, злополучный гвоздь и металлическую плиту, на которой стоял этот мужчина. Одна секунда решила всё.

...Долгое время Николай Сергеевич тесно сотрудничал с опытнейшим липецким врачом-патологоанатомом Андреем Алексеевичем Гапоном. Вместе они проводили эксперименты по применению спектрального анализа в лечебной практике, занимались исследованием мочевых камней. Изучение их состава давало возможность определить условия образования и развития камней, появлялась возможность отыскать способы частичного лечения. Был установлен элементный состав камней различного происхождения, отмечена зависимость этого состава от региона проживания и питьевой воды.

Однажды к Николаю Сергеевичу обратился мужчина с просьбой исследовать его мочевой камень. Салтыков провёл анализ, но, к своему удивлению, не обнаружил никаких элементов, в принципе характерных для мочевых камней. Странно... На консультации у уролога выяснилось, что больной самостоятельно принимал сульфаниламидные препараты, притом дозировка явно превышала терапевтическую. Очевидно, избыток этих препаратов способствовал образованию конкрементов, состоящих из остатков лекарств. Вот их-то больной и принял за мочевые камни. Выводы были однозначными: прекратить самолечение. Через некоторое время «камни» в моче исчезли.

По предложению Андрея Алексеевича Николай Сергеевич проводил и эксперименты по определению динамики изменения содержания микроэлементов в мозгу человека при различных психических заболеваниях. Андрей Алексеевич разработал методику отбора проб для исследований, анализировал полученные результаты. На первый взгляд, эта тема звучала несколько натянуто. Однако результат у исследований был. Оказалось, в мозгу человека, скончавшегося от заведомо известного психического заболевания, обычный набор микроэлементов перераспределён. Существенно увеличено содержание кремния, кальция, магния - мозг будто бы каменел. Получалось прямо по поговорке о «дубовых» мозгах... К сожалению, эксперимент не был продолжен. А жаль.

...Сегодня Николай Сергеевич работает на кафедре химии Липецкого государственного технического университета. Теперь он знакомит со спектральным анализом студентов, которые, кстати, очень заинтересованно относятся к этой теме. И порой наталкиваются на неожиданные и не всегда приятные факты нашей современности.

Так, исследуя лекарство для лечения глазных заболеваний, студент под руководством Салтыкова исследовал большое количество этого препарата, купленного в разных аптеках. И случилось непонятное. То спектры подтверждали ход анализа, то показывали совершенно противоположный результат. Долго думали и решили начать все заново. Анализируя полученное, заметили, что отрицательный результат наблюдался при использовании препарата, закупленного в одной и той же аптеке. Проверили условия хранения лекарств: взяли препарат с хорошими результатами и положили его в тёплое место. Догадка подтвердилась: лекарство под действием температуры изменило свою формулу и стало совершенно бесполезным. Это помог выявить очень чувствительный метод – люминесцентного спектрального анализа.

...Сегодня большой популярностью у молодёжи пользуются очки с поляризационным эффектом. Стёкла-поляроиды позволяют снизить яркость бликов, света, не искажая при этом цветовой гаммы и изображения; без опасений работать на компьютере, снизить эффект от ослепления фарами встречного автомобиля. Цена таких очков не маленькая. Однако на деле выяснилось, что далеко не все очки, купленные студентами, на самом деле поляризационные.

Определяли и фальсификат «незамерзайки». Как известно, эту жидкость интенсивно используют автолюбители, её продают в очень многих магазинах. А использовать дешёвый фальсификат весьма заманчиво. Тем временем, применяя метод абсорбционного спектрального анализа, можно легко определить подделку, чем студенты и занимались на практических занятиях. Нашли, к сожалению, довольно много некачественной «незамерзайки».

...Однажды принесли кусок древнего стекла, обнаруженного на месте археологических раскопок. Стекло было синего цвета. Специалисты к тому времени уже определили дату его «рождения» и предполагали, что цвет стеклу придают добавки солей кобальта. Отсюда - выводы относительно развития химической промышленности в то время. Но сделали эмиссионный спектральный анализ - и умозаключения пришлось менять. Стекло-то было с добавками солей меди. Вот и новое направление в развитии промышленности того времени...

На этом, пожалуй, и закончу. Хотя в «копилке» Николая Сергеевича ещё много разных историй...

О спектральном анализе в криминалистике (продолжение)
Автор: Софья Милютинская


Статьи из этой серии:

О спектральном анализе в криминалистике

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. 0000 7 апреля 2016 07:31

    Каждый .... излучает или поглощает свет



    Статье большой плюс good истину спрятать невозможно wink
    1. Комментарий был удален.
    2. сибиралт 7 апреля 2016 13:46
      Не бывает преступлений без следов. Мастерство их отыскать на месте преступления. Иногда приходилось производить осмотр места происшествия по нескольку суток подряд. Представьте себе объем работы, когда на пепелище сожжённой после убийства квартиры необходимо все просеять сквозь сито для отыскания малокалиберной пули, и осмотреть сотни квадратных метров для отыскания следов пальцев рук различными способами. Или перекопать десятки кубических метров сугроба? Или отыскать с помощью щупа - анализатора труп на площади в несколько гектаров. В художественных фильмах это занимает от нескольких секунд до нескольких минут. Как правило на месте происшествия всегда работают минимум два эксперта - криминалист и судебный медик. Работа, подчастую, просто колоссальная. Потом начинает работа в лабораториях. А там уже своя методика и наука. И очень многое зависит от квалификации и опыта эксперта.
  2. qwert 7 апреля 2016 07:45
    Цитата: 0000
    Статье большой плюс истину спрятать невозможн

    Присоединяюсь. Почитать было интересно
  3. Чёный 7 апреля 2016 10:42
    Довольно долго преподаю физику в школе. Наблюдение спектров всегда было неким "таинством"....Сегодняшний ученик в цветной полосатой картинке ничего не видит.
  4. Wayna Qhapaq 7 апреля 2016 11:04
    Цитата: Чёный
    Довольно долго преподаю физику в школе. Наблюдение спектров всегда было неким "таинством"....Сегодняшний ученик в цветной полосатой картинке ничего не видит.

    Моя дочка-второклассница с удовольствием вникает в теорию относительности (пока по док. фильмам). А ваш труд как педагога бесценен, на мой взгляд физика - это основа.
  5. птс-м 7 апреля 2016 13:05
    Интересная статья,расширяет кругозор и заставляет мозги шевелиться.
  6. мыслитель 7 апреля 2016 13:22
    Так сказать, ремарка. Спектральный анализ позволяет определять примеси в миллиардных долях. Это миллиграммы на тонну вещества! hi
  7. Архонт 7 апреля 2016 15:32
    Делать анализ очень просто. Программа оборудования очень проста. Настолько проста, что можно первоклассника научить. А сам анализ длится 1 минуту, при времени подготовки образца около 5 минут.

    В чем же главное достижение? Самое важное - логические рассуждения, которые помогли соотнести результаты анализов с расследованием и это дано не каждому.
  8. EvgNik 7 апреля 2016 16:11
    Неожиданная статья для вас, Софья. С утра и не обратил на неё внимания. Интересно, надо будет больше почитать на эту тему.
  9. CheByrashka 7 апреля 2016 19:42
    В моей практике был случай. Работая на Осмотре Места Происшествия (убийство бармена К.), под одним из столиков нашел разрезанную канцелярскую резинку с перекрученным волосом. Как выяснилось позднее, убийца закрепил нож на предплечье руки. И когда его вытаскивал из рукава - порезал резинку. Вот так на первый взгляд мелочь (не отпечатки пальцев, не орудие убийства), стала одним из доказательств.
    1. opus 7 апреля 2016 20:58
      Цитата: CheByrashka
      И когда его вытаскивал из рукава - порезал резинку. Вот так на первый взгляд мелочь (не отпечатки пальцев, не орудие убийства), стала одним из доказательств.

      А мне интересно как дальше привязали: нож к подозреваемому ,через резинку с волосом?
      1.Отпечатков на ноже ведь нет?
      2.Следов резинки и волоса,само собой на ноже тоже нет.На резинке следов от ножа не останется

      Подозреваемый будет утверждать: да был в том месте(не важно по каким причинам), да резинкой связываю свои волосы(на груди,предплечье) в косичку.Ну длинные волосья.
      Как дело было?
  10. Михалычч 8 апреля 2016 03:40
    Конечно наука идёт вперёд,но применение на местах хромает...Вот ежель бы спектральный анализатор продавался для простого гражданина и малой ценой,то мошенники бы зачесались,но увы всё только на бумаге.
  11. Villiam Wolf 11 апреля 2016 13:02
    Спасибо за продолжение. Очень интересно, хотелось бы еще побольше узнать на данную тему.
  12. Reptiloid 11 апреля 2016 22:42
    Сожалею,что только сейчас прочитал эти 2 статьи о замечательном учёном.Применение знаний Николая Сергеевича---очень важная отрасль.Его выводы приводят к раскрытию тайн, также преподавание ---возможно эти студенты скажут решающее слово в каких-то исследования. Огромное уважение к нему.

    Теперь вот что---если ошибусь----не смейтесь.Может,кто подтвердит или опрвергнет:глюкометры при диабете?Спектральный анализ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня