Образование Днепровского и Запорожского войска и их служба Польско-Литовскому государству

33
Сведения из ранней истории днепровского казачества отрывочны, фрагментарны и разноречивы, но вместе с тем очень красноречивы. Самое раннее упоминание о существовании днепровских бродников (предков казаков) связано с легендой об основании Киева князем Кием. Любая поговорка, как известно, это концентрированный сгусток философии прошлого. Так вот старинная казачья поговорка «как война - так братцы, как мир - так сукины дети» появилась не вчера и даже не позавчера, а похоже при сотворении мира. Ибо люди воевали всегда и в каждом племени, если оно хотело выжить, были для военных целей специальные бойцы и полевые командиры, способные толпу родо-племенных ополченцев организовать, воодушевить, построить в боевые порядки и превратить в боеспособное войско. У разных народов эти военные защитники родов назывались по-разному, у тюрков беки (беи, беги), у русских бояре (производное от слова бой). Взаимоотношения бояр и князей (так назывались военные вожди племён) со светскими и религиозными властями племён никогда не были безоблачными, особенно в периоды длительных замирений, потому что пока идёт война, деятельность военных остро необходима. Но как только случается более или менее длительное замирение, буйное, пьяное, безбашенное, отмороженное, своенравное и недешёвое в содержании воинство начинает раздражать и напрягать мирную жизнь простых обывателей племени, часть власти и, особенно, либерально-пацифистскую часть челяди, дворни и свиты этой самой власти. Им, по причине их исторической близорукости, в этом замирении видится наступление эры всеобщего мира, благоденствия и счастья на вечные времена и появляется чесоточное состояние избавиться от всякой обороны. Ближние и дальние соседи, а также прочие геополитические соперники немедленно начинают поддерживать и спонсировать эту наивно-пацифистскую часть общества и, учитывая их падучую страсть на всякую халяву, легко превращают в свою «пятую колонну». А уж ежели победоносные князья и бояре замахивались и покушались на верховную власть племенных старейшин и волхвов, пощады им не было, несмотря ни на какие былые заслуги. Так было, есть и будет всегда, иногда к сожалению, иногда к счастью. Так было и в Поросье. Пока князь Кий с братьями и дружиной храбро, умело и надёжно в лихую годину защищали племя росов (протославяне жившие в бассейне реки Рось) от поползновений соседних племён и кочевников, была им честь, хвала и слава, а голосистые баяны пели «песнь безумству храбрых». Но потом лихие соседи преклонили свои головы перед бунчуком победителей и наступило длительное замирение. Победоносный князь и его бойцы (бояре) потребовали за победу справедливую долю власти, но старейшины и волхвы (жрецы) не пожелали ей делиться, возбудили народ против мятежников и изгнали героев из племени. Потом, согласно преданию, Кий вместе со своим родом и ближайшими воинами долго жил на днепровском перевозе Самватас, стал атаманом бродников и основал в 430 году городок. Городок постепенно превратился в «град Кия», ставший впоследствии столицей Руси, а ныне незалежной Украины.

Ранняя история Запорожья также не менее бурна, насыщена и глубока чем история волго-донской Переволоки. Природа сотворила в этом месте на Днепре естественную преграду для судоходства в виде порогов. Никто не мог преодолеть пороги, не вытаскивая суда на берег для переволоки их в обход порогов. Сама природа распорядилась иметь здесь заставу, засеку, сечь (хоть как это назови) для охраны, обороны запорожской переволоки и причерноморской степи от лихой северной ладейной рати, которая постоянно стремилась совершить набег по Днепру на глубокий тыл кочевников и черноморское побережье. Эта засека на островах у порогов существовала, вероятно, всегда, потому что в обход порогов всегда существовал волок. И об этом в истории имеются доказательные сведения. Вот одно из самых громких. Упоминание о существовании запорожских укреплений и гарнизонов находим в описании гибели князя Святослава. В 971 году князь Святослав возвращался в Киев из своего второго и неудачного похода в Болгарию. После заключения мира с византийцами Святослав с остатками армии покинул Болгарию и благополучно достиг устья Дуная. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди князь пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь пожелал отправиться на ладьях по Днепру к Киеву. По этому несогласию русская дружина разделяется на две части. Одна, во главе со Свенельдом, идет через земли русских данников, уличей и тиверцев. А другая часть, во главе со Святославом, возвращается морем и попадает в засаду устроенную печенегами. Первая попытка Святослава осенью 971 года подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 год повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили пороги. «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.» Так лихие запорожские печенеги во главе со своим ханом (по другим источникам атаманом) Курей переиграли знаменитого воеводу, разбили, убили и обезглавили Святослава, а Куря повелел изготовить из его головы чашу.


Рис.1 Последний бой Святослава

Вместе с тем, великий воин, князь (каган русов) Святослав Игоревич по праву может считаться одним из отцов-основателей днепровского казачества. Ранее в 965 году он совместно с печенегами и другими степными народами разгромил Хазарский каганат и покорил причерноморскую степь. Действую в лучших традициях степных каганов, часть алан и черкас, касогов или кайсаков он, для защиты Киева от набегов степняков с юга, переселил с Северного Кавказа на Днепр и в Поросье. Такому решению способствовал неожиданный и вероломный набег на Киев его бывших союзников печенегов в 969 году, когда сам он был на Балканах. На Днепре вместе с жившими ранее и прибывшими впоследствии другими тюрко-скифскими племенами, смешавшись с бродниками и местным славянским населением, усвоив их язык, переселенцы образовали особую народность, дав ей свое этническое имя черкасов. До сегодняшнего дня эта область Украины называется Черкасской, а областной центр Черкассы. Примерно к середине XII в., по летописям около 1146 г., на основе этих черкас из разных степных народов постепенно и сложился союз, названный черными клобуками. Позднее, уже при Орде, из этих черкасов (чёрных клобуков) сформировался особый славянский народ и создалось затем днепровское казачество от Киева до Запорожья. Самому Святославу полюбились внешний вид и удаль северокавказских черкас и кайсаков. С раннего детства воспитанный варягами, тем не менее, под влиянием черкас и кайсаков он охотно переменил свой облик, и большинство поздних византийских летописей описывают его с длинными усами, бритой головой и с чубом-оселедцем. Более подробно о ранней истории казачества описано в статье «Давние казачьи предки».

Некоторые историки называют предшественницу Запорожской Сечи также Едисанской Ордой. Это и так и не так одновременно. Действительно в Орде, для защиты от Литвы, существовала засека у днепровских порогов с мощным казачьим гарнизоном. Организационно этот укрепрайон входил в улус с названием Едисанская Орда. Но литовский князь Ольгерд разгромил её и включил в состав своих владений. Роль Ольгерда в истории днепровского казачества также трудно переоценить. При распаде Орды её осколки находились в постоянной вражде между собой, а также с Литвой и с Московским государством. Ещё до окончательного распада Орды, в ходе внутриордынских усобиц, московиты и литвины поставили под свой контроль часть ордынских земель. Безначалие и смуты в Орде особенно замечательно были использованы литовским князем Ольгердом. Где силой, где умом и хитростью, где мздой он включил уже в 14 веке в свои владения многие русские княжества, в том числе территории днепровских казаков (бывших чёрных клобуков) и поставил себе широкие цели: покончить с Москвой и Золотой Ордой. Днепровские казаки составляли вооружённые силы до четырёх тем (туменов) или 40000 хорошо обученного и подготовленного войска и оказались весомой поддержкой политики князя Ольгерда и с 14 века начинают играть важную роль в истории Литвы, а по мере объединения Литвы с Польшей и в истории Речи Посполитой. Сын и наследник Ольгерда литовский князь Ягайло, став польским королём, основал новую польскую династию и сделал первую попытку через личную унию объединить эти два государства. Таких попыток потом было ещё несколько и, в конечном итоге, последовательно было создано объединённое королевство Речи Посполитой. В эту пору донское и днепровское казачество находилось под влиянием одних и тех же причин, связанных с историей Орды, но были и особенности и судьба их пошла различными путями. Территории днепровских казаков составляли окраины Польско-Литовского королевства, казачество пополнялось жителями этих стран и неизбежно постепенно сильно «ополячилось и облитвинилось». Кроме того на их территории издавна жило слободское население, крестьянство и горожане. Днепр делил территории казаков на правобережную и левобережную части. Слободское население занимало и прилегающие к днепровской Казакии территории бывшего Киевского княжества, Червонной Руси со Львовом, Белоруссии и Полоцкого края, которые при закате Орды подпали под власть Литвы, а затем Польши. Характер правящей элиты днепровских казаков слагался под влиянием польской «шляхты», не признававших над собой верховной власти. Шляхта была открытым сословием воюющих господ, противопоставлявшим себя простолюдинам. Истинный шляхтич готов был умереть с голоду, но не опозорить себя физическим трудом. Представители шляхты отличались непослушанием, непостоянством, высокомерием, спесью, «гонором» (честью и чувством собственного достоинства, от лат. honor «честь») и личной храбростью. В среде шляхты сохранялось представление о всеобщем равенстве внутри сословия («паны-браты»), причём даже король воспринимался как равный. В случае несогласия с властью шляхта оставляла за собой право на мятеж (рокош). Вышеперечисленные шляхетские замашки оказались очень притягательны и заразны для властной элиты всей Речи Посполитой и до сих пор рецидивы этого явления являются серьёзнейшей проблемой для стабильной государственности в Польше, Литве, Беларуси, но особенно в Украине. Эта «сверхсвобода» стала отличительной чертой и в правящей верхушке днепровских казаков. Они вели открытую войну против короля, под властью которого находились, при неудаче переходили под власть московского князя или царя, крымского хана или турецкого султана, которым также не хотели подчиняться. Непостоянство их вызвало недоверия к ним со всех сторон, что и привело в будущем к трагическим последствиям. Донские же казаки в сношениях с Москвой также имели часто натянутые отношения, но грань разумного переходили редко. У них никогда не было стремления к измене и, отстаивая свои права и «вольности», они исправно несли свои обязанности и службу в отношении Москвы. В результате этой службы в 15-19 веках, по образцу Донского Войска, русским правительством было образовано восемь новых казачьих областей, расселённых на границах с Азией. И этот непростой процесс перехода Донского Войска на московскую службу описан в статьях «Старшинство (образование) и становление Донского Войска на московской службе» и «Азовское сидение и переход Донского Войска на московскую службу».

Образование Днепровского и Запорожского войска и их служба Польско-Литовскому государству

Рис. 2 Гонор украинской казачьей шляхты

Несмотря на непростые отношения с казаками в 1506 г. польский король Сигизмунд I законодательно закрепил за казачьим сообществом все занимаемые казаками при власти Орды земли в низовьях Днепра и по правому берегу реки. Формально вольные днепровские казаки были в ведении королевского чиновника, старосты Каневского и Черкасского, но реально мало от кого зависели и вели свою политику, а отношения с соседями строили исключительно из соотношения сил и характера личных взаимоотношений с сопредельными владыками. Так в 1521 году многочисленные днепровские казаки во главе с гетманом Дашкевичем вместе с крымскими татарами ходили в поход на Москву, а в 1525 году тот же Дашкевич, числившийся также старостой Черкасским и Каневским, в ответ на вероломное предательство крымского хана опустошил с казаками Крым. Гетман Дашкевич имел обширные планы укрепления государственности Гетманщины (днепровской Казакии), в том числе и план воссоздания запорожской засеки как передового форпоста в борьбе польско-литовского государства с Крымом, но осуществить этот план ему тогда не удалось.

Снова запорожскую засеку в послеордынской истории в 1556 году воссоздал казачий гетман князь Дмитрий Иванович Вишневецкий. В этот год часть днепровских казаков, не желавших подчиниться Литве и Польше, образовала на Днепре на острове Хортица общество холостых вольных казаков под названием «Запорожская Сечь». Князь Вишневецкий происходил из рода Гедиминовичей и был сторонником русско-литовского сближения. За это он был репрессирован королём Сигизмундом II и бежал в Турцию. Вернувшись после опалы из Турции, с разрешения короля, он стал старостой старинных казачьих городов Канева и Черкасс. Позднее послал послов в Москву и царь Иван Грозный принял его с «казатством» на службу, выдал охранную грамоту и послал жалованье. Хортица была удобной базой для контроля судоходства по Днепру и набегов на Крым, Турцию, Прикарпатье и придунайские княжества. Поскольку Сечь ближе всех днепровских казачьих поселений подходила к татарским владениям, турки и татары сразу же попытались выбить казаков с Хортицы. В 1557 г. Сечь выдержала турецкую и татарскую осаду, но отбившись казаки все же ушли обратно к Каневу и Черкассам. В 1558 году 5 тысяч холостых днепровских казаков вновь заняли днепровские острова под самым носом у татар и турок. Так, в постоянной борьбе за приграничные земли сложилось сообщество наиболее отважных днепровских казаков. Занимаемый ими остров стал передовым военным лагерем днепровского казачества, где постоянно жили лишь холостые, наиболее отчаянные казаки. Сам же гетман Вишневецкий был ненадёжным союзником Москвы. По приказу Ивана Грозного он совершил набег на Кавказ для помощи союзным Московии кабардинцам против турок и ногайцев. Однако после похода в Кабарду, отошёл к устью Днепра, снёсся с польским королём и вновь вступил на его службу. Авантюра Вишневецкого закончилась для него трагически. По приказу короля он предпринял поход в Молдавию с целью занять место молдавского господаря, но был предательски схвачен и отправлен в Турцию. Там был приговорён к смертной казни и сброшен с крепостной башни на железные крючья, на которых в муках скончался, проклиная султана Сулеймана I, персона которого ныне широко известна нашей публике благодаря популярному турецкому сериалу «Великолепный Век». Следующий гетман князь Ружинский вновь вошёл в сношения с московским царём и продолжал набеги на Крым и Турцию вплоть до своей гибели в 1575 году.


Рис. 3 Грозная запорожская пехота

С 1559 года Литва в составе ливонской коалиции вела тяжёлую войну с Московией за Прибалтику. Затянувшаяся Ливонская война истощила и обескровила Литву и она ослабела в борьбе с Москвой настолько, что, избегая военно-политического краха, вынуждена была в 1569 году на люблинском Сейме полностью признать Унию с Польшей, фактически лишившись значительной части суверенитета и потеряв Украину. Новое государство было названо Речь Посполитая (республика обеих народов) и возглавили её выборный польский король и Сейм. Литва при этом должна была отказаться от исключительных прав на свою Украину. Раньше Литва не допускала сюда никаких переселенцев из Польши. Теперь же поляки горячо принялись за дело колонизации вновь приобретенного края. Были основаны воеводства Киевское и Брацлавское, куда в первую очередь хлынули толпы служилого польского дворянства (шляхты) со своими вождями - сановными магнатами. По постановлению Сейма "пустыни, лежащие при Днепре", должны были заселиться в самый короткий срок. Короля уполномочили раздавать земли заслуженным дворянам в аренду или в пользование по должности. Польские гетманы, воеводы, старосты и прочие чиновные магнаты сразу сделались тут пожизненными владетелями крупных поместий, хотя и безлюдных, но по размерам равных удельным княжествам. Они, в свою очередь, с пользой для себя раздавали их в аренду по частям более мелкой шляхте. Эмиссары новых помещиков на ярмарках в Польше, Холмщине, Полесье, Галичине и на Волыни объявляли призывы в новый край. Обещалась помощь при переселении, защита от татарских набегов, изобилие черноземных земель и освобождение от всяких податей на срок от 20 до 30 первых лет. На тучные земли Украины стали стекаться толпы разноплеменных восточноевропейских крестьян, охотно уходивших с родных мест особенно потому, что в это время их из свободных пахарей стали обращать в положение "невольной челяди". В течение следующего полувека здесь появились десятки новых городов и сотни слобод. Вырастали как грибы новые крестьянские поселения и на коренных землях днепровских казаков там, где по ханскому повелению и королевским декретам казаки уже разместились раньше. При литовской власти в Лубнах, Полтаве, Миргороде, Каневе, Черкассах, Чигирине, Белой Церкви хозяевами были одни казаки, властью обладали только выборные атаманы. Теперь повсюду были посажены польские старосты, которые вели себя, как завоеватели, не считаясь ни с какими обычаями казачьих общин. Поэтому между казаками и представителями новой власти сразу стали возникать всякого рода неурядицы: по поводу права пользования землей, по поводу стремления старост обратить всю неслужилую часть казачьего населения в податное и тягловое сословие, а больше всего на почве нарушения старых прав и оскорбленной национальной гордости вольных людей. Однако сами короли поддерживали старые литовские порядки. Не нарушалась традиция выборных атаманов и гетмана, непосредственно подчиненного королю. А вот магнаты чувствовали здесь себя, как "крулевята", "крулики" и ни в чем не ограничивали подчиненную им шляхту. Казаки трактовались не гражданами Речи Посполитой, а "подданными" новых панов, как "схизматическая чернь", хлопы, покоренный народ, осколки Орды за которыми от татарских времен тянулись незавершенные счеты и обиды за нападения на Польшу. Но казаки чувствовали за собой естественное право местных коренных людей, не желали подчиняться пришельцам, возмущались беззаконными нарушениями королевских указов и презрительным отношением шляхты. Не вызывали в них теплых чувств и толпы новых разноплеменных поселенцев, хлынувших на их земли вместе с поляками. От крестьян, пришедших на Украину, казаки держались отдельно. Как народ военный и по древним традициям вольный, они признавали равными себе только людей свободных, привыкших обходиться с оружием. Крестьяне же при всех условиях оставались "подданными" своих панов, зависимым и почти бесправным рабочим людом, "быдлом". Казаки отличались от пришельцев и своею речью. В то время она еще не слилась с украинскою и мало отличалась от языка низовых Донцов. Если в казачьи общины принимались некоторые люди иного рода, украинцы, поляки, литвины (белорусы), то это были единичные случаи, явившиеся следствием особенно сердечных отношений с местными казаками или в результате смешанных браков. Новые люди приходили на Украину добровольно и "украювали" себе участки в областях, по исторической традиции и по королевским декретам принадлежавших казакам. Правда, они исполняли чужую волю, но казаки этого в расчет не принимали. Им приходилось потесниться и смотреть, как их земля все больше переходит в чужие руки. Причина достаточная для того, чтобы чувствовать неприязнь ко всяким пришельцам. Ведя жизнь обособленную от новопришлых людей, во второй половине XVI века казаки стали делиться на четыре бытовые группы.

Первая – Низовцы или запорожцы. Они не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никакого постороннего давления на свою волю, никакого вмешательства в их дела. Народ исключительно военный, часто безбрачный, они послужили первыми кадрами непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа.

Вторая – Гетманщина, на бывшей Литовской Украине. Самой близкой к первой по духу группой здесь оставался слой казаков-земледельцев и скотоводов. Они уже привязались к земле и к своему роду деятельности, но в новых условиях умели иногда заговорить языком бунта и в некоторые моменты уходили массами "в старожитое свое место, в Запороги".

Из них выделился третий слой - казаки дворские и реестровцы. Они и их семьи наделялись особенными правами, что давало им основание считать себя равными с польской шляхтой, хотя каждый захудалый польский дворянин относился к ним свысока.

Четвертой группой социального порядка была полноправная шляхта, созданная королевскими привилегиями из казачьей служилой старшины. Десятилетия совместных с поляками и литвинами походов показали многих казаков достойными высшей похвалы и награды. Они получали из королевских рук "привилеи" на шляхетское звание вместе с небольшими поместьями на окраинных землях. После этого, на основах "побратымства" с друзьями-соратниками, они приобретали польские фамилии и гербы. Из этой шляхты выбирались гетманы с титулом "Гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра". Запорожский Низ им никогда не подчинялся, хотя иногда действовал сообща. Все эти события повлияли на расслоение казачества, жившего по Днепру. Одни не признали власти польского короля и отстаивали свою самостоятельность на днепровских порогах, приняв название «Низовое Войско Запорожское». Часть казаков превратилась в свободное оседлое население, занимавшееся земледелием и скотоводством. Еще одна часть поступила на службу польско-литовскому государству.


Рис. 4 Днепровские казаки

В 1575 году после смерти короля Сигизмунда II на польском престоле прервалась династия Ягеллонов. Королём был избран воинственный трансильванский князь Иштван Батори, более известный в нашей и польской истории как Стефан Баторий. Вступив на престол, он приступил к реорганизации армии. За счёт наёмников он поднял её боеспособность и решил использовать также днепровских казаков. Прежде при гетмане Ружинском днепровские казаки состояли на службе московского царя и защищали границы Московского государства. Так в одном из набегов крымский хан захватил до 11 тысяч русского населения. Ружинский с казаками напал на татар в пути и освободил весь полон. Ружинский делал внезапные набеги не только на Крым, но и на южное побережье Анатолии. Однажды он высадился в Трапезунде, затем занял и разрушил Синоп, потом подошёл к Константинополю. Из этого похода он вернулся с большой славой и добычей. Но в 1575 году гетман Ружинский погиб при осаде крепости Аслам.

Стефан Баторий решил привлечь днепровских казаков к себе на службу, обещая им независимость и привилегии во внутренней организации. В 1576 году он издал Универсал, в котором казакам был установлен реестр в 6000 человек. Реестровые казаки были сведены в 6 полков, делившиеся на сотни, околицы и роты. Во главе полков был поставлен старшина, ему были дарованы знамя, бунчук, печать и герб. Назначен обозный, два судьи, писарь, два есаула, войсковые хорунжий и бунчужный, полковники, полковые старшины, сотники и атаманы. Из среды казачьей верхушки выделялась командирская старшина, которая поравнялась в правах с польской шляхтой. Низовое Запорожское войско старшине не подчинялось, выбирало своих атаманов. Не вошедшие в реестр казаки превращались в податное сословие Речи Посполитой и лишались казачьего положения. Часть этих казаков не подчинилась Универсалу и ушла в Запорожскую Сечь. Позднее во главе реестровых полков стал выбираться казачий начальник - гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра. Главным городом реестровых казаков король назначил Чигирин, древнюю столицу чигов (джигов), одного из племён Чёрных Клобуков. Было назначено жалованье, при полках была земельная собственность, которая давалась на ранг или чин. Запорожцам король учредил Кошевого атамана.

Произведя реформы вооружённых сил, Стефан Баторий в 1578 году возобновил военные действия против Москвы. Чтобы обезопасить себя со стороны Крыма и Турции Баторий запретил днепровским казакам нападать на их земли, указав им путь набегов – московские земли. В этой войне Польши с Россией днепровские и запорожские казаки были на стороне Польши, находились в составе польских войск, совершали набеги и производили разрушения и погромы не менее жестокие, чем крымские татары. Баторий был очень доволен их деятельностью и хвалил за набеги. На момент возобновления военных действий с Польшей русские войска контролировали балтийское побережье от Нарвы до Риги. В войне с Баторием московские войска стали терпеть большие неудачи и оставлять занятые территории. Причин неудач было несколько:
- истощение военных ресурсов страны, ведущей войну более 20 лет.
- необходимость отвлечения больших ресурсов для поддержания порядка в недавно завоёванных областях Казани и Астрахани, поволжские народы постоянно восставали.
- постоянное военное напряжение в сторону юга из-за угрозы со стороны Крыма, Турции и кочевых орд.
- непрерывная и беспощадная борьба царя с княжатами, боярством и внутренней изменой.
- большие достоинства и талант Стефана Батория как эффективного военно-политического деятеля той поры.
- большая моральная и материальная помощь антирусской коалиции со стороны Западной Европы.
Многолетняя война истощила силы обеих сторон, и в 1682 году был заключён Ям-Запольский мир. С окончанием Ливонской войны днепровские и запорожские казаки стали делать нападения на Крым и турецкие владения. Это создало угрозу войны Польши с Турцией. Но Польша не меньше Московии была истощена Ливонской войной и новой войны не желала. Король Стефан Баторий открыто боролся с запорожцами, когда они в нарушение королевских указов нападали на татар и турок. Таких он велел «хватать и ковать».

А следующий король Сигизмунд III принял ещё более решительные меры против казаков, что позволило заключить ему «вечный мир» с Турцией. Но это полностью противоречило главному вектору тогдашней европейской политики, направленной против Турции. В это время австрийский император создавал очередной союз для изгнания турок из Европы, в этот союз приглашал и Московию. За это он обещал России Крым и даже Константинополь, а просил 8-9 тысяч казаков «выносливых в голоде, полезных для захвата добычи, для опустошения неприятельской страны и для внезапных набегов…». Ища поддержки в борьбе с польским королем, турками и татарами, низовые запорожцы часто обращались к русскому царю и формально признавали себя его подданными. Так, и в 1594 г., когда император Священной Римской империи германской нации нанимал запорожцев к себе на службу, они испрашивали разрешения у русского царя. Царское правительство пыталось поддерживать с запорожцами соответствующие отношения, особенно с теми, кто жил в верховьях Донца и прикрывал от татар русские земли. Но большой надежды на запорожцев не было, и русские послы всегда «проведывали», «будут ли государю прямы» эти «подданные».

После смерти в 1586 году Стефана Батория усилиями шляхты на польский престол был возведён король Сигизмунд III из шведской династии. Магнаты были его противниками и ратовали за австрийскую династию. В стране начался «рокош», но канцлер Замойский разбил войска австрийского претендента и его сторонников. Сигизмунд укрепился на престоле. Но королевская власть в Польше усилиями шляхты была сведена к полной зависимости от решений общих собраний, где каждый пан имел право вето. Сигизмунд же был сторонником абсолютной монархии и ярым католиком. Этим он поставил себя во враждебные отношения с православными магнатами и населением, а также со шляхтой – сторонниками демократических привилегий. Начался новый «рокош», но Сигизмунд справился и с ним. Магнаты и шляхта, опасаясь мести короля, двинулись в соседние страны, прежде всего в неспокойную тогда Московию. Деятельность этих польско-литовских инсургентов в московских владениях не имела особых национальных и государственных целей, кроме грабежа и наживы. Об этих перипетиях Смутного времени и об участии в нём казаков и шляхты было рассказано в статье «Казаки в Смутное время». Во время рокоша вместе с польскими противниками короля действовали и русские инсургенты, противники принятого Сигизмундом курса воинствующего католицизма. А пан Сапега даже призывал русское ополчение включиться в польский рокош и свергнуть Сигизмунда, но переговоры на эту тему не привели к положительным результатам.

А на далеких окраинах Речи Посполитой, на Украине, польские магнаты и их окружение мало считались с правами даже привилегированных слоёв казачьего общества. Захваты земель, репрессии, хамство и пренебрежительное отношение к коренным жителям края, частые насилия пришлых войск и администрации раздражали всех казаков. Злость росла с каждым днем. Обострение отношений между днепровскими казаками и центральной властью произошло в 1590 г., когда канцлер Замойский подчинил казаков Коронному гетману. Этим было нарушено старинное право казачьих гетманов обращаться непосредственно к первому лицу, королю, царю или хану. Одной из главных причин враждебного отношения днепровских казаков к Польше была начавшаяся религиозная борьба католиков против православного русского населения, но особенно с 1596 г., после Брестской церковной унии, т.е. очередной попытки слияния католической и восточной церквей, в результате которой часть восточной церкви признала власть папы и Ватикана. Население, не признавшее Унию, лишалось права на занятие должностей в польском королевстве. Русское православное население было поставлено перед выбором: или принять католичество или начать борьбу за защиту своих религиозных прав. Центром начавшейся борьбы стало казачество. С усилением Польши казаки также подверглись вмешательству королей и Сейма в свои внутренние дела. Но не простым оказалось для Польши насильственное превращение русского населения в униатов. Постоянные гонения на Православную веру и меры Сигизмунда против казаков привели к тому, что в 1591 году казаки восстали против Польши. Первым гетманом, поднявшим восстание против Польши, был Криштоф Косинский. Против восставших казаков были посланы значительные польские силы. Казаки были разбиты, а Косинский был схвачен и в 1593 году казнён. После этого гетманом стал Наливайко. Но и он воевал не только с Крымом и Молдавией, но и с Польшей и в 1595 году, при возвращении из набега на Польшу, его войска были окружены гетманом Жолкевским и разбиты. Дальнейшие взаимоотношения казаков и польско-литовского государства приняли характер затяжной религиозной войны. Но еще почти полвека протесты не разрастались в стихию всеобщего восстания и выражались только в отдельных взрывах. Казаки были заняты походами и войнами. В первые годы XVII века они приняли деятельное участие "в восстановлении прав" мнимого царевича Димитрия на московский престол. В 1614 г. с гетманом Конашевичем Сагайдачным казаки дошли до берегов Малой Азии и обратили в пепел город Синоп, в 1615 г. сожгли Трапезунд, навестили окрестности Стамбула, сожгли и потопили множество турецких военных кораблей в гирлах Дуная и около Очакова. В 1618 г. с королевичем Владиславом ходили под Москву и помогли Польше приобрести Смоленск, Чернигов и Новгород Северский. И далее днепровские казаки оказывали щедрую военную помощь и службу польско-литовскому государству. После того, как в ноябре 1620 г. турки разгромили поляков под Цецерой, а гетман Жолкевский был убит, Сейм обратился к казакам, призывая их к походу на турок. Казаков не пришлось долго упрашивать, они вышли в море и нападениями на турецкие берега задержали продвижение армии султана. Потом вместе с поляками 47 тысяч днепровских казаков приняли участие в обороне лагеря под Хотином. Это была существенная помощь, потому что против 300 тысяч турок и татар Польша имела всего 65 тысяч воинов. Встретив упорное сопротивление, турки согласились на переговоры и сняли осаду, но казаки потеряли Сагайдачного, умершего от ран 10 апреля 1622 г. После такой помощи казаки считали себя вправе получать обещанное жалованье со специальной доплатой за Хотин. Но комиссия, назначенная для рассмотрения их претензий, вместо доплаты постановила снова уменьшить реестр, а польские магнаты усилили репрессии. Значительная часть демобилизованных после уменьшения реестра "выписчиков" ушла в Запорожье. Выбранные ими гетманы не подчинялись никому и производили набеги на Крым, Турцию, придунайские княжества и Польшу. Но в ноябре 1625 г. они потерпели поражение под Крыловом и принуждены были принять гетмана, назначенного королем. Реестровых оставлено было в строю 6000, казаки-земледельцы должны были или примириться с панщиной, или уйти со своих участков, оставив их во владении новых хозяев. Для нового реестра отбирались только люди проверенной лояльности. Что же остальные? Свободолюбивые вышли с семьями к Запорожью, а пассивные смирились и начали смешиваться с серой массой пришлых колонистов.


Рис.5 Мятежный дух майдана

В это время запорожцы вмешались в крымско-турецкие отношения. Хан Шагин Гирей хотел отложиться от Турции и просил содействия казаков. Весною 1628 г. запорожцы пошли в Крым с атаманом Иваном Кулагой. К ним присоединилась и часть казаков с Украины, которых вел гетман Михаил Дорошенко. Погромив под Бахчисараем турок и их сторонника Джанибек Гирея, они двинулись на Кафу. Но в это время их союзник Шагин Гирей помирился с противником и казакам пришлось спешно отступать из Крыма, а гетман Дорошенко пал под Бахчисараем. Вместо него король назначил гетманом покорного ему Григория Чорного. Этот беспрекословно выполнял все требования магнатов, притеснял низшую братию казаков, не препятствовал подчинять их старостам и панам. Казаки массами уходили с Украины на Низ и потому население Сичевых земель в его время сильно приумножилось. При гетмане Чорном стал особенно назревать разрыв между гетманщиной и усилившимся Низом, т.к. Низ обращался в независимую республику, а казачья Украина все ближе связывалась с Речью Посполитой. Королевский ставленник не пришелся по вкусу народным массам. Запорожские казаки двинулись из-за порогов на север, захватили Чорного, судили его за продажность и склонность к унии, а осудив казнили. Вскоре после этого Низовцы под командой Кошевого атамана Тараса Трясило напали на польский лагерь при реке Альте, заняли его и уничтожили стоявшие там войска. Началось восстание 1630 г., привлекшее на свою сторону и многих реестровцев. Оно окончилось битвой под Переяславом, которая, по словам польского летописца Пясецкого, полякам "стоила больше жертв, чем прусская война". Им пришлось пойти на уступки: реестр разрешили увеличить до восьми тысяч, а казакам с Украины гарантировалась безнаказанность за участие в восстании, но эти решения не были исполнены магнатами и шляхтой. С этих пор Низ все больше разрастается за счет казаков-земледельцев. Уходит в Сич и часть старшин, но с другой стороны, многие принимают весь строй жизни от польской шляхты и обращаются в лояльных польских дворян. В 1632 году умер польский король Сигизмунд III. Его долголетнее царствование прошло под знаком принудительного расширения влияния католической церкви, при поддержке сторонников церковной унии. На трон вступил его сын Владислав IV. В 1633-34 годы 5-6 тыс. реестровых казаков принимали участие в походах на Москву. Несколько лет после этого продолжалось особенно интенсивное переселение крестьян с запада на Украину. К 1638 г. выросло до тысячи новых поселений, распланированных французским инженером Бопланом. Он же руководил постройкой польской крепости Кудак при первом днепровском пороге и на месте старого казачьего поселения того же имени. Хотя в августе 1635 года Низовые казаки с атаманом Сулимой или Сулейманом взяли Кудак с налета и уничтожили в нем гарнизон из иностранных наемников, но через два месяца они должны были отдать его верным королю реестровцам. В 1637 г. защиту казачьего населения Украины, стесненного новыми переселенцами, вновь попытался взять на себя Запорожский Низ. Казаки вышли "на волости" во главе с атаманами Павлюком, Скиданом и Дмитрием Гунею. К ним присоединились местные казаки из Канева, Стеблиева и Корсуня, состоявшие и не состоявшие в реестре. Их собралось около десяти тысяч, но, после поражения под Кумейками и Мошнами, им пришлось отступить на земли Сичи. Так же скоро поляки подавили казачье движение на Левобережье, начатое в следующем году Острянином и Гунею. Судя по малому числу участников (8-10 тыс. человек), казачьи выступления велись одними Запорожскими Казаками. О том же говорит стройность их передвижений и организованность защиты в таборах. Старое и новое украинское население степи в это время было занято устройством сотен новых поселений под надзором войск коронного гетмана С. Конецпольского. И вообще в те годы попытки боевого сотрудничества с украинцами кончались для Запорожских Казаков раздорами и ссорами, доходившими до взаимных убийств. Но беглых крестьян Низовая республика принимала охотно. Они могли заниматься свободным и мирным трудом на выделенных им участках земли. Из них постепенно образовался слой "подданных Запорожского Войска Низового", пополнявших ряды земледельцев и слуг. Некоторые украинские крестьяне, которые желали продолжать вооруженную борьбу, скоплялись на берегах Южного Буга. На речке Тешлык они основали свою отдельную Тешлыцкую Сич. Казаки называли их "каратайцами".

После поражений 1638 года повстанцы вернулись на Низ, а на Украине, вместо ушедших реестровцев были набраны новые из местных казаков. Теперь реестр состоял из шести полков (Переяславский, Каневский, Черкасский, Белоцерковский, Корсунский, Чигиринкий) по тысяче человек каждый. Командиры полков назначались из родовитых шляхтичей, а остальные чины: полковые есаулы, сотники и ниже их по должности избирались. Должность гетмана была упразднена и его пост заменил назначенный комиссар Петр Комаровский. Казаки должны были присягнуть на верность Речи Посполитой, обещать послушание местным польским властям, не уходить в Сич и не принимать участия в морских походах Низовцев. Не попавшие в реестр и проживающие на Украине оставались "подданными" местных панов. Постановления "Заключительной комиссии с Казаками" подписали и представители казаков. Среди других стояла и подпись Войскового писаря Богдана Хмельницкого. Через десять лет он возглавит новую борьбу казаков против Польши и его имя прогремит на весь свет.


Рис.6 Польский шляхтич и панцирный казак

Положение усугубилось тем, что часть украинских магнатов и шляхты не только приняли католичество, но и стали разными способами требовать этого от своих подданных. Так многие паны конфисковали местные церкви и отдали их в аренду местечковым жидкам - ремесленникам, корчмарям, шинкарям, винникам и винокурам, а те стали взымать плату с селян и казаков за право помолиться. Эти и другие иезуитские меры переполнили чашу терпения. В ответ казаки Гетманщины объединились с казаками Низового Войска Запорожского и началось всеобщее восстание. Борьба продолжалась более десятилетия и закончилась присоединением Гетманщины к России в 1654 году на Переяславской Раде. Но это уже совсем другая и очень запутанная история.

http://topwar.ru/22250-davnie-kazachi-predki.html
http://topwar.ru/27541-starshinstvo-obrazovanie-i-stanovlenie-donskogo-kazachego-voyska-na-moskovskoy-sluzhbe.html
http://topwar.ru/31291-azovskoe-sidenie-i-perehod-donskogo-voyska-na-moskovskuyu-sluzhbu.html
http://topwar.ru/26133-kazaki-v-smutnoe-vremya.html
topwar.ru
Гордеев А.А. История казачества
Istorija.o.kazakakh.zaporozhskikh.kak.onye.izdrevle.zachalisja.1851.
Letopisnoe.povestvovanie.o.Malojj.Rossii.i.ejo.narode.i.kazakakh.voobshhe.1847. А. Ригельман
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 августа 2013 09:22
    вообще те кто был на службе шляхты, османов, шведов и тд. в народе называли "СЕРДЮКИ" ...(Хм...сердюков....потомок их чтоли???? прям магия слов какая то)))))
    1. -2
      30 августа 2013 12:15
      Статья - что-то из области свидомитских сказок. Про Святослава - "одного из отцов-основателей днепровского казачества" я ещё терпел. Про то, что "некоторые историки называют предшественницу Запорожской Сечи также Едисанской Ордой" тоже. "Историки" с Украины, например, даже в школьный учебник истории для седьмого класса написали, что украинскому народу более, чем 140 000 лет. Но едиссанская орда недавно же была. Даже на Украине известно, что это ногаи: history.mk.ua/edisanskaya-orda-ety-sanskaya-orda.htm Но дальше пошла уж совсем ахинея.

      Настоящему свидомиту история как наука не нужна, он сам любую историю выдумает.
      1. +5
        30 августа 2013 14:55
        Я возле Хортицы живу (из окна видно) и историю своего края знаю не досконально но весьма не плохо...Совсем ранние эпизоды оказались достаточно интересными, в музее можно посмотреть оружие и посуду печенегов...Музей не менялся особо со времен СССР, только дополняется понемногу....так что давай не рассказывай тут про перекосы истории, потому как все остальное в тексте я по совковым и украинским учебниками трижды проходил и в свое время темой этой увлекался....твои примеры это найденные уродства современности

        PS в свои учебники по истории смотри...там не меньше идиотизмов при желании можно найти....
      2. 0
        30 августа 2013 16:39
        Николай
        Действительно. Меня особенно покоробило, что говоря веке о 15 автор вольно употребляет термины "украинцы". "белорусы". тем более, употребляя термин "Литвины", не забывает сообщить-что это белорусы, а литовцы и создавших государство Литва-вроде и вообще ни при чем...анекдот....:))) Ну не было тогда ни украинцев ни белорусов-они появились лишь лет через четыреста-были лишь русские люди, всё.
        1. rezerv
          +4
          30 августа 2013 17:03
          Русские появились после Петра 1, а до того были московиты. И русский (российский) язык придумал чуть-ли не Ломоносов. Статья интересная. Если автор россиянин то хотелось-бы узнать мнение наших историков по этому вопросу. Если мнения совпадут, то можно считать что вопрос становления украинского казачества в украино-росиийской истории решен.
        2. -3
          30 августа 2013 17:37
          Цитата: smile
          не было тогда ни украинцев ни белорусов-они появились лишь лет через четыреста

          Я до 15го века не дочитал, это оказалось выше моих сил. Для меня - эта статья дичайшая ахинея, а вот против уже отравленных свидомитизмом она, возможно оружие для дальнейшего добивания.

          С термином Белая Русь вообще интересно. Дело в том, что литвинское княжество основателя Миндовга со столицей в Новогрудке называлось ... Чёрная Русь. Также было, когда он присоединял, истребляя, литовцев (ятвягов) и полоцкое княжество. В какое время и в каком месте впервые появилась Белая Русь историки в прошлых веках и сейчас выдвигают гипотезы разной степени убедительности. И только.
          1. +1
            31 августа 2013 00:48
            Цитата: Николай С.
            С термином Белая Русь вообще интересно

            На сколько я знаю, у славян термин, как и у тюрских племен "белый", "белая" ("ак"по тюркски) аналогичен - "северный", так же как "черный"("кара") - "южный"
          2. +1
            31 августа 2013 08:25
            Цитата: Николай С.
            Я до 15го века не дочитал

            А зря,терпеливее надо быть и дочитать до конца, тогда и мнение бы изменилось.А вообще-то хорошо бы ещё и изучить матчасть.
        3. Варчун
          -1
          23 октября 2013 22:20
          Какие русские люди чудило,была территория России и была территория не России так вот там не было русских людей.
  2. +2
    30 августа 2013 09:39
    хехе ... с каких это пор на руси кий это имя князя??????? разве не название подручного предмета т.е. палки (вы бы своему сыну имя палка дали????)....это вообще шо за баран писал или нерусь какая то или вообще грек который о руси токма из рассказов купцов и слыхивал ....
    1. Jake Danzels
      +4
      30 августа 2013 10:07
      Основатели Киева - братья Кий, Щек, Хорыв и сестра Лыбидь. В честь старшего брата Кия и назвали город основаный ими на Днепре, да да тот самый Киев.
      Историю учите.
      1. +2
        30 августа 2013 10:30
        Красивая легенда... smile
      2. 0
        30 августа 2013 15:46
        Привет земляк! только без обид ...Ты и в за_правду веришь в эту басню греческого черноризца????? да уж ... видно не зря старались Миллер Шлецер и Байер ...))))..ну тогда голунь для тебя пустой звук а княгиня ольга не мужеубийца и тайная жена византийского кесаря а первая христьянка а владимир кровавый это креститель а не убийца, развратник
    2. LINX
      -1
      31 августа 2013 13:25
      "хехе ... с каких это пор на руси кий это имя князя??????? разве не название подручного предмета т.е. палки (вы бы своему сыну имя палка дали????)"

      По некотррым версиям название Киев действительно происходит от слова - кий ( палка ), так как город возник на месте переправы через Днепр и переправщики гоняли свои плоты/лодки между вбитыми в дно палкам - киями.

      А князь Кий это наверное больше легенда, хотя все может быть ...
      Кстати по той же легенде князь иногда скрытно занимался своим любимым делом - переправлял людей на лодке через Днепр.
  3. +1
    30 августа 2013 10:27
    Казаки - это армия империи. Не "национальная гвардия", не полицейские отряды, не дружина местных правителей, а именно ИМПЕРСКАЯ АРМИЯ.

    Если рассматривать казаков с такой точки зрения, то становится понятным, почему они служили разным правителям, казалось бы разным государствам. А если предположить, что сталица государства перемещелась? Если предположить, что империей правила одна династия (хоть и разветвленная), то понятно, что в определенные промежутки времени, династическое старшинство могло переходить от одной верви, правившей в одном месте, к другой, правившей в другом месте. Кроме того, династическое старшинство могло оспариваться просто наиболее сильным. С переходом династического старшинства от одной ветви, правившей, скажем, в Москве, к другой верви, правившей, скажем в Константинополе, мигрировала и сталица. Потом старшенство переходило к правителю Речи Посполитой, и снова к Москве. Мы видим, что наиболшее количество времени казаки служили правителю, сталица которого была в современной России. Поэтому и служили казаки то царю, то королю, то султану. С переходом центра от одной сталице к другой, туда же перемещался и основной налоговый центр, куда стекались основные даневые потоки. А на содержание армии нужно очень много денег.

    И не надо думать, что турецкие султаны - это какие-то там представители другого народа. До 18-го века двор и высшие армейские офицеры говорили на русском, или, если угодно, славянском языке, очень близком к тогдашнему русскому, белорусскому, сербскому, болгарскому языкам.
    1. LINX
      +1
      31 августа 2013 13:29
      Казаки - это свободные люди (народ, общество ) с исторически развитым военным ремеслом и умением, а служить они могли любой власти или империи по своему выбору или необходимости, так же как могли не служить никому.
  4. +6
    30 августа 2013 11:50
    Статья хорошая, но вот только уж, на мой взгляд, автор с началом переборщил малость, про племена, волхвов и пр. И достаточно верно сказано, что запорожские казаки - люди не надежные, в плане "верноподданических чувств".
    1. LINX
      -1
      31 августа 2013 13:44
      В плане "верноподданости чувств" я думаю правильно было сказано о Иване Сирко:

      " Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Сирко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами."

      Козаки считали себя вольными людьми, а вольные люди сами вправе выбирать за кого им воевать.
      1. LINX
        +1
        31 августа 2013 14:13
        Запорожская сечь не была просто укреплением с кучей вооруженных казаков внутри - это было "государство в государстве" со своей очень даже большой ( по европейским меркам, на начало 17 века - примерно с островную Англию, немало правда !!!) территорией на которой они собирали налоги, содержали производство и вели сельское хозяйство.

        На этой территории действовали законы Запорожской сети, была своя светская и духовная власть, стояли пограничные заставы запорожцев, контролировалась торговля. В сечи постоянно были дип.представители иностранных государств.

        Очень независимы от чьей либо власти они были, сами решали и меняли свое решение, и именно поэтому были "головной болью" для многих правителей
    2. Варчун
      -1
      23 октября 2013 22:24
      А что Донские казачки надёжнее а? Пугачёв,Разин и тому подобные.Екатерина 2 кинула козаков а они верой и правдой бились. продажная.
  5. 0
    30 августа 2013 11:52
    интересно узнать про Запорожскую сечь
  6. pinecone
    +3
    30 августа 2013 12:19
    Не вызывали в них теплых чувств и толпы новых разноплеменных поселенцев, хлынувших на их земли вместе с поляками

    Излишняя "политкорректность" автора, не отметившего евреев арендаторов, ставших подлинным бичом для коренного населения тогдашней Украины.
  7. Sashko07
    -3
    30 августа 2013 13:21
    Цитата: Fuzeler
    что запорожские казаки - люди не надежные, в плане "верноподданических чувств".

    Запорожские козаки в свое время имели всех в одно место, и не важно кто это был - племена с севера, польская шляхта или басурмане. А вот то что во главе их не редко стояли изменники, и любители продаться любому да подороже, это уже другая тема для разговора. А эту ересь которую пишут на данном сайте о козаках и Украине пусть автор своим детям на ночь рассказывает в качестве сказок, а не выкладывает на русскоязычных сайтах для тех же русскоязычной аудитории, которую хлебом не корми дай Украину обоср..ть.
    1. кузнецов 1977
      +3
      30 августа 2013 13:40
      Запорожские козаки в свое время имели всех в одно место, и не важно кто это был - племена с севера, польская шляхта или басурмане.

      Замечательно они "имели", скорее имели их. Скромно промолчу про поляков, которые регулярно подавляли казацкие восстания (Наливайко, Отсрянница и т.д.), пока наконец, Богдан Хмельницкий в 1648 году не заключил союз с татарами.
      А вот поход Сагайдачного на Москву:
      «Прежде всего он [Сагайдачный] взял и разорил города Путивль, Ливны и Елец, истребив в них много мужчин, женщин и детей…».

      К сухому описанию Яворницкого добавлю несколько конкретных эпизодов. Так, в Путивле был разграблен Молганский монастырь, а все монахи убиты. То же повторилось в Рыльске со Свято-Никольским монастырем.

      «В зависимости от Сагайдачного действовал Михайло Дорошенко с товарищами, который взял города Лебедян, Данков, Скопин и Ряский, побив в них множество мужчин, женщин, детей „до сущих младенцев“; а потом, ворвавшись в рязанскую область, предал огню много посадов, побил несколько священников и приступил было к городу Переяславу, но был отбит и ушел к Ельцу. Сам Сагайдачный, взяв Ливны и Елец, направился в Шацкий и Данков и отсюда отправил впереди себя полковника Милостивого с 1000 человек козаков под город Михайлов (Рязанской губернии), приказав ему ворваться ночью в город и взять его. Полковник Милостивый, долго замешкавшись вследствие страшного грома и проливного дождя, успел придти к городу только августа 12 дня, в тот самый день, когда в город Сапожков пришло 40 человек великорусских ратных людей. Последние, выйдя из Сапожкова города с несколькими обывателями его, не допустили Милостивого до Михайлова „и победили множество воюющих запорог“».

      Яворницкий Д. И. История запорожских казаков. Т. 2. С. 150.

      На следующий день разъяренный Сагайдачный объявил жителям Михайлова, что он возьмет город как птицу, и предаст огню, а всем жителям от мала до велика прикажет отсечь руку и ногу и бросить псам. 23 августа запорожцы снова стали готовиться к штурму. А защитники на виду запорожского войска совершили крестный ход с иконами и хоругвями по стенам крепости.

      С началом штурма михайловцы вновь пошли на вылазку. Со стен города из пушек и пищалей вели огонь не только ратники, но и женщины, и дети. «И всепагубный враг Сагайдачный с остальными запорогами своими отъиде от града со страхом и скорбию августа в 27 день, а жители богохранимого града Михайлова совершают по вся лета торжественные празднества в те дни, в первый приступный день августа в 17 день, чудо архистратига Михаила, а об отшествии от града запорог августа в 27 день празднуют великому чудотворцу Николе».

      Яворницкий Д. И. История запорожских казаков. Т. 2. С. 151.
      1. кузнецов 1977
        +1
        30 августа 2013 13:43
        Ну впрочем Сагайдачный вскоре одумается и посылает в Москву своего атамана Петра Одинца «со товарищи» с просьбой принять гетмана вместе со всем Войском Запорожским на службу к царю.

        В марте 1620 г. Одинец держал речь перед боярами. Вот ее официальная запись: «Прислали их все запорожское войско, гетман Сагайдачный с товарищами, бить челом государю, объявляя свою службу, что они все хотят ему великому государю служить головами своими по-прежнему, как они служили прежним великим российским государям и в их государских повелениях были и на недругов их ходили, крымские улусы громили. Теперь они также служат великому государю, ходили на крымские улусы, а было их 5000 человек, было им с крымскими людьми дело по Сю сторону Перекопи под самою стеною; татар было на Перекопи с 7000 человек, а на заставе с 11 000; божиею милостию и государевым счастием татар они многих побили, народ христианский многий из рук татарских высвободили; с этою службою и с языками татарскими присланы они к государю: волен бог да царское величество, как их пожалует, а они всеми головами своими хотят служить его царскому величеству и его к царской милости к себе ныне и впредь искать хотят». Думный дьяк Грамотин, похваливши их за службу, сказал: «Здесь в Российском государстве слух было понесся, что польский Жигимонт король учинился с турками в миру и в дружбе, а на их веру хочет наступить: так они бы объявили, как польский король с турками, папою и цесарем? А на их веру от поляков какого посягатья нет ли?» Черкасы отвечали: «Посяганья на нас от польского короля никакого не бывало; с турками он в миру, а на море нам на турских людей ходить запрещено из Запорожья, но из малых речек ходить не запрещено; про цесаря и про папу мы ничего не знаем, и на Крым нам ходить не заказано. На весну все мы идем в Запорожье, а царскому величеству все бьем челом, чтоб нас государь пожаловал как своих холопей». Царь послал Сагайдачному 300 рублей «легкого жалованья» и отправил грамоту.

        Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. V. С. 439.

        Так, что так и "имели", сначала грабили вместе с поляками, а затем бежали под руку к русскому царю, прося защиты от тех же поляков...
        1. кузнецов 1977
          -2
          30 августа 2013 16:14
          Да, трусливый нынче свидомит пошел, только изподтишка минусовать может, а возразить то нечего...
          1. 0
            30 августа 2013 16:44
            кузнецов 1977
            Ну так вы ж ему, сердешному, не оставили выбора-возразить-то нечего....:)))) Пожалейте убогих....:)))
          2. rezerv
            +2
            30 августа 2013 17:19
            Русичам возражать таким деятелям как Кузнецов - себя не уважать. Против того, что украинские казаки были мощной вооенной силой возразить трудно. Отрицательных примеров можно насобирать в любом историческом событии. Гитлер вроде и негодяй был, а из-под Сталинграда Паулюса и комсостав не вывез. Вывозил только раненых и больных. А Сталин за день до падения Севастополя вывез всех старших командиров и политработников. А брошенных и пленённых офицеров, солдат и матросов обозвал предателями.
            1. кузнецов 1977
              -2
              30 августа 2013 20:24
              Это с каких это пор такие как вы русичами стали, а? Не с 862 года, когда Рюрик (норманн, но я больше склоняюсь к мысли. что западнославянский князь) приплыл в Ладогу, Или, когда Олег с Игорем приплыли из НОВГОРОДА в Киев, маленький славянский городок Киев, плативший дань хазарам, прикончили варягов Аскольда и Дира, сбежавших от Рюрика из новгорода и стали править. Упоминавшийся тут Святослав был сыном варяжского князя Игоря и Ольги, родом из ПСКОВА. Ну, а уж про украинских гетманов, которых вы свидомиты считаете своими ХЕРоями, лучше всего сказали их современники-украинцы:
              В монастыре под Батурином долгое время хранилась запись одного из архимандритов XVII века. Название ее говорит само за себя: «Руина», и содержит она описание «деяний и злодеяний гетманов и прочих вождей народа малороссийского», давая следующий их перечень:

              Выговский Иван – клятвонарушение, братоубийство, привод татар на уничтожение народа малороссийского, продажа Руси католикам и ляхам, сребролюбец велий.

              Хмельницкий Юрий – клятвопреступник трижды, христопродавец веры и народа ляхам и бусурманам; привод татар.

              Дорошенко Петр – мздоимец, лихоимец, клятвопреступник, виновник братоубийства и мук народных от татар претерпленных, слуга бусурманский.

              Тетеря Павел – сребролюбец, клятвопреступник и холоп добровольный ляшский. Подстрекатель Ю. Хмельницкого на измену.

              Многогрешный Дамиан – раб лукавый, двоедушный, к предательству склонный, благовременно разоблаченный и кару возмездия понесший.

              Тут весь уголовный кодекс нервно курит в сторонке.
              Ну а насчет Севастополя, так ваш ХЕРой-кошкодав Бандера, тоже не особенно геройствовал, предпочитал в Мюнхене отсиживаться, пока его там не отравили как поганую крысу. Так, что это мне с такими как ты "русич" разговаривать себя не уважать. УКж не позорился бы, называя себя этим светлым именем. Минус и с глубочайшим неуважением.
              1. +1
                30 августа 2013 20:50
                Или, когда Олег с Игорем приплыли из НОВГОРОДА в Киев, маленький славянский городок Киев, плативший дань хазарам, прикончили варягов Аскольда и Дира, сбежавших от Рюрика из новгорода и стали править.
                Князь Киева Дир был местным хазаром, т.е. иудеем
                А с Аскольдом не понятно. Толи сбежал, толи его послали порядок в Киеве навести, но его евреи (хазара) купили, толи его убили, толи нет мутно все .... Но Киев от дани иудеям освободили. Стали сами брать
            2. 0
              30 августа 2013 20:43
              А Сталин за день до падения Севастополя вывез всех старших командиров и политработников. А брошенных и пленённых офицеров, солдат и матросов обозвал предателями.
              Вообще то они сами бежали. (Шикорад Адмирал Октябрьский против Муссолини)
    2. +1
      30 августа 2013 20:38
      Цитата: Sashko07
      Цитата: Fuzeler
      что запорожские казаки - люди не надежные, в плане "верноподданических чувств".

      Запорожские козаки в свое время имели всех в одно место, и не важно кто это был - племена с севера, польская шляхта или басурмане. А вот то что во главе их не редко стояли изменники, и любители продаться любому да подороже, это уже другая тема для разговора. А эту ересь которую пишут на данном сайте о козаках и Украине пусть автор своим детям на ночь рассказывает в качестве сказок, а не выкладывает на русскоязычных сайтах для тех же русскоязычной аудитории, которую хлебом не корми дай Украину обоср..ть.

      А почему только Запорожские? Донские и Кубанские тоже "молодцы".
  8. кузнецов 1977
    +2
    30 августа 2013 21:47
    Ау,свидомиты, ну что ж вы в тихушку минусуете, ну хоть возразите чего-нибудь т.н. "русичи" или вы живете по принципу:
  9. кузнецов 1977
    +1
    30 августа 2013 21:57
    Свидомиты ваши трусливые минусы для меня лучшая награда. Ибо я украинец, малоросс, и мои предки казаки таких как вы тусливых униатов сажали на кол...С презрением!
    1. 0
      31 августа 2013 02:00
      Чувак, тебе лечится надо...
      1. Комментарий был удален.
  10. тверской
    -2
    31 августа 2013 01:01
    Свидомиты,полуполяки...Сброд степной! Дезертиры ,мародеры - вот основа "козачества" К полякам больше уважения,чем к этой швали.У поляков хоть и в прошлом,но была история! Было у них государство,города ,кое-какая культура. А эти "свидомиты " жили как негры в землянках.Потому что потомки дезертиров и бродяг...В Империи их не брали в пехоту - не годны были по комплекции.Только в иррегулярную конницу.Вот в СС им самое место - расстрелы,карательные акции
    1. LINX
      +1
      31 августа 2013 14:25
      У тебя дырка в голове, минус однозначно. Посмотри сколько полков набиралось на украинских землях и воевали они в составе войск РИ от Кавказа до Франции.
      1. -1
        3 сентября 2013 14:04
        в каких годах? Может после на прихода на эти территории Московитов? А до этого было Дикое поле, где жили бандюки?
  11. aleshka1987
    +3
    31 августа 2013 01:44
    Цитата: кузнецов 1977
    Ау,свидомиты, ну что ж вы в тихушку минусуете, ну хоть возразите чего-нибудь т.н. "русичи" или вы живете по принципу:

    Разве вы не понимаете, что вы такой же свидомит, как и наши свидомые, только с другой стороны. Понапромывают нам мозгов дерьмом разным, нам - одним, вам - другим , а мы тут "священные войны" устраиваем из-за баек и легенд. И еще годами будем спорить чей предок ровнее был. Как же при таком подходе мы сможем достичь согласия в более важных жизненных вопросах?
    1. Сирйожа
      -1
      4 сентября 2013 16:57
      Аплодирую стоя!!! Хорошо сказал!
      Ребята, нам хочется жить под жовто-бликитним флагом, нам хочется называться украинцами, нам хочется жить в Вільній Україні, чего вы взъелись на нас? Чего вам не спится, то? Схера ли вы всех под одну гребенку чешете?
      Какие дикие поля? Какие бандюки? Вы чего?!!
      1. кузнецов 1977
        0
        11 сентября 2013 13:01
        Вот она ваша история:
  12. +1
    3 сентября 2013 14:11
    Как были бандюковской территорией, так и остались. Кому выгодно, тому и отдаются.
    Чечня отдыхает.