Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе

Датой старшинства (образования) Донского казачьего Войска официально считается 1570 год. Эта дата основана на весьма малозначительном, но очень знаковом событии в истории войска. В старейшей из отысканных грамот царь Иван Грозный приказывает казакам служить ему, а за это обещает их «жаловать». В качестве жалованья посылались порох, свинец, хлеб, одежда и денежное жалованье, хотя и очень небольшое. Она составлена 3 января 1570 г. и послана с боярином Иваном Новосильцевым вольным казакам, живущим на Северском Донце. Согласно грамоте царь Иван Грозный, отправляя послов в Крым и Турцию, повелевал донцам сопроводить и оберегать посольство до границы с Крымом. И ранее донские казаки нередко выполняли поручения и участвовали в различных войнах на стороне московских войск, но только в качестве иноземного наёмного войска. Поручение в приказной форме было отыскано с этой грамотой впервые и означает только самое начало регулярной московской службы. Но к этой службе Войско Донское шло очень долго, а путь этот был, без преувеличения, весьма трудный, тернистый и даже порою трагический.

В статье «Давние казачьи предки» была описана история возникновения и развития казачества (в том числе и донского) в доордынский и ордынский периоды. Но в начале 14 века Монгольская империя, созданная великим Чингисханом, начала распадаться, в её западном улусе, Золотой Орде, также периодически возникали династические смуты (замятни), в которых участвовали и казачьи отряды, подвластные отдельным монгольским ханам, мурзам и эмирам. При хане Узбеке ислам стал государственной религией в Орде и в последующих династических смутах обострился и стал активно присутствовать ещё и религиозный фактор. Принятие одной государственной религии в многоконфессиональном государстве, безусловно, ускорило его саморазрушение и распад, ибо ничто так не разделяет людей, как религиозные и идеологические пристрастия. В результате религиозных притеснений властей стало нарастать бегство из Орды подданных по причинам веры. Мусульмане иных толков потянулись в среднеазиатские улусы и к туркам, христиане на Русь и в Литву. В конце концов, даже митрополит переместился из Сарая в подмосковный Крутицк. Наследник Узбека хан Джанибек в период своего правления дал вассалам и вельможам «ослабину великую» и когда умер в 1357 году, началась длительная ханская междуусобица, в течение которой за 18 лет сменилось 25 ханов и были убиты сотни чингизидов. Эта смута и последующие за ней события получила название Великой Замятни и была трагической в истории казачьего народа. Орда быстро катилась к своему упадку. Хроникёры той поры уже рассматривали Орду не как целое, а состоящую из нескольких Орд: Сарайской или Большой, Астраханской, Казанской или Башкирской, Крымской или Перекопской и Казацкой. Войска опальных и погибавших в смутах ханов часто становились бесхозными, «вольными», никому не подвластными. Именно тогда, в 1360-1400-е годы, в Русском пограничье появляется этот новый тип казака, не состоявшего на службе и жившего главных образом набегами на окружающие их кочевые орды и соседние народы или грабившие купеческие караваны. Именно их называли «воровскими» казаками. Особенно много таких «воровских» ватаг было на Дону и на Волге, которые являлись важнейшими водными артериями и главными торговыми путями, соединявшими русские земли со степью, Ближним Востоком и средиземноморьем. В ту пору между казаками, служилыми и вольными не было резкого разделения, зачастую вольные нанимались на службу, а служилые при случае грабили караваны. Именно с этого времени на границах Московского и других княжеств появилась также масса «бездомного» служилого ордынского люда, который княжеская власть и начала верстать в городовые казаки (по-нынешнему ЧОПы, СОБРы и полиция), а затем и в пищальники (стрельцы). Их за службу освобождали от податей и селили в особых поселениях, «слободах». В продолжение всего времени ордынской замятни число этого служилого люда в русских княжествах постоянно росло. А черпать было откуда. Количество русского населения на территории Орды накануне Замятни , по оценке казачьего историка А.А. Гордеева, составляло 1-1,2 миллиона человек. По средневековым меркам это довольно много. Помимо коренного русского населения степей доордынского периода оно сильно выросло за счёт «тамги». Помимо казаков (воинского сословия) это население занималось земледелием, промыслами, ремёслами, ямской службой, обслуживало броды и переволоки, составляло свиту, дворню и челядь ханов и их вельмож. Оценочно две трети этого населения жило в бассейнах Волги и Дона, одна треть по Днепру.

В ходе Великой Замятни всё большее влияние стал приобретать ордынский военачальник, темник Мамай. Он, как и прежде Ногай, стал смещать и назначать ханов. Иранско-среднеазиатский улус к тому времени также совершенно распался и на политической сцене там появился другой самозванец - Тамерлан. Мамай и Тамерлан в истории Иранского улуса и Золотой Орды сыграли огромную роль, вместе с тем тот и другой содействовали их окончательной гибели. Казаки также активно участвовали в смуте Мамая, в том числе и на стороне русских князей. Известно то, что в 1380-м году донские казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве. И не только донские казаки. По многим данным, командир Засадного полка воевода Боброк Волынский был атаманом днепровских черкас и перешёл на службу к московскому князю Дмитрию со своей казачьей дружиной из-за раздоров с Мамаем. В этой битве казаки храбро сражались с обеих сторон и понесли огромные потери. Но самое страшное было впереди. После разгрома на Куликовом поле Мамай собрал новое войско и стал готовиться к карательному походу на Русь. Но в смуту вмешался хан Белой Орды Тохтамыш и нанёс сокрушительное поражение Мамаю. Амбициозный хан Тохтамыш огнём и мечом вновь объединил под свой бунчук всю Золотую Орду, включая Русь, но сил своих не рассчитал и вызывающе и дерзко повёл себя со своим прежним покровителем, среднеазиатским повелителем Тамерланом. Расплата не заставила себя долго ждать. В серии сражений Тамерлан уничтожил огромную золотоордынскую армию, казаки вновь понесли огромные потери. После разгрома Тохтамыша Тамерлан двинулся на Русь, но тревожные вести с Ближнего Востока заставили его изменить планы. Там постоянно восставали персы, арабы, афганцы и не менее дерзко и вызывающе, чем Тохтамыш, вёл себя «гроза Европы» турецкий султан Баязет. В походы на персов и турок Тамерлан мобилизовал и увёл с собой десятки тысяч оставшихся в живых казаков с Дона и Волги. Они воевали очень достойно, о чём сам Тамерлан оставил наилучшие отзывы. Так в своих записках он записал: «Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, я снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов». После победоносного завершения походов и пленения Баязета казаки запросились на родину, но разрешения не получили. Тогда они самовольно откочевали на север, но по приказу своенравного и могущественного повелителя были настигнуты и истреблены.


Очень дорого обошлась казачьему народу Дона и Волги Великая золотоордынская Смута (Замятня) 1357-1400 годов, казаки пережили тяжелейшие времена, большие народные несчастья. В течение этого периода территория Казакии последовательно подверглась опустошительным нашествиям грозных завоевателей – Мамая, Тохтамыша и Тамерлана. Прежде густонаселённые и цветущие низовья казачьих рек превратились в пустыни. Такого чудовищного расказачивания история Казакии не знала ни до, ни после. Но некоторая часть казаков сохранилась. Когда нагрянули грозные события, казаки, ведомые в это смутное время наиболее предусмотрительными и дальновидными атаманами, переселились в соседние области, Московское, Рязанское, Мещерское княжества и на территории Литвы, Крымского, Казанского ханств, в Азов и другие генуэзские города Причерноморья. Генуэзец Барбаро писал в 1436 году: «…в Приазовье живёт народ, называемый азак-казак, говорящий славяно-татарским языком». Именно с конца XIV века стали известны по летописям азовские, генуэзские, рязанские, казанские, московские, мещерские и другие казаки, вынужденные эмигрировать из родных мест и поступившие на службу разным владыкам. Эти казачьи предки, беглецы из Орды, искали в новых землях службу, работу, «батрачествовали», в то же время страстно желали возвращения на Родину. Уже в 1444 году в бумагах Разрядного Приказа, касательно набега отряда татар на рязанские земли, записано: «…стояла зима и выпал глубокий снег. Казаки выступили против татар на артах…» (лыжах).

Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе
Рис.1 Казаки на лыжах в походе


С этого времени сведения о деятельности казаков в составе московских войск не прекращаются. Перешедшие с оружием и войсками на службу Московского князя татарские вельможи приводили с собой много казаков. Орда, распадаясь, делила и её наследство – вооружённые силы. Каждый хан, уходя из под власти главного хана, уводил с собой племя и войска, в числе которых было значительное количество казаков. По историческим сведениям казаки были также при ханах Астрахани, Сарая, Казани и Крыма. Однако в составе поволжских ханств количество казаков быстро падало и вскоре совершенно исчезло. Они перешли на службу другим владыкам или стали «вольными». Вот так, к примеру, произошёл исход казаков из Казани. В 1445 году молодой московский князь Василий II выступил против татар для защиты Нижнего Новгорода. Войска его были разбиты, а сам князь был взят в плен. В стране начался сбор средств для выкупа князя и за 200 000 рублей Василий был отпущен в Москву. С князем из Казани явилось большое количество татарских вельмож, перешедших к нему на службу со своими войсками и оружием. В качестве «служилых людей» они были награждены землями и волостями. В Москве повсюду была слышна татарская речь. И казаки, будучи воинством многонациональным, находясь в составе войск Орды и ордынских вельмож, сохраняли свой родной язык, но по службе и между собой говорили на языке государственном, т.е. на тюрко-татарском. Соперник Василия, его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, обвинил Василия в том, что «он навёл татар на Москву, и города и волости им дал еси на кормление, татар и речь их любит паче меры, злато и серебро и имение им даёт…». Шемяка заманил Василия на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, пленил, сверг и ослепил его, заняв московский престол. Но отряд верных Василию черкас (казаков), ведомый служившими в Москве татарскими царевичами Касимом и Егуном разбил Шемяку и вернул престол Василию, с тех пор за слепоту называемому Тёмным. Именно при Василии II Тёмном постоянные (нарочитые) служивые московские войска были систематизированы. Первую категорию составляли части «городовых» казаков, сформированные из «бездомного» ордынского служилого люда. Эта часть несла службу дозорную и полицейскую, по охране внутреннего городского порядка. Они находились в полном подчинении местных князей и воевод. Часть городовых войск составляла личную охрану московского князя и подчинялись ему. Другую часть казачьих войск составляли казаки пограничной стражи окраинных в ту пору земель Рязанского и Мещерского княжеств. Оплата службы постоянных войск была всегда тяжёлым вопросом московского княжества, как впрочем, и любого другого средневекового государства, и осуществлялась путём земельных наделов, а также получением жалованья и льгот в торговле и промыслах. Во внутренней жизни эти войска были совершенно независимы и находились под начальством своих атаманов. Казаки, состоя на службе, не могли активно заниматься земледелием, потому что труд на земле отрывал их от военной службы. Они отдавали излишки земли внаём или нанимали батраков. В пограничье казаки получали большие земельные наделы и занимались скотоводством и огородничеством. При следующем московском князе Иване III продолжалось увеличение постоянных вооружённых сил и улучшалось их вооружение. В Москве был устроен «пушечный двор» для выделки огнестрельного оружия и пороха.

Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе
Рис.2 Пушечный двор в Москве


При Василии II и Иване III, благодаря казакам, Москва стала обладать мощными вооружёнными силами и последовательно присоединила Рязань, Тверь, Ярославль, Ростов, затем Новгород и Псков. Рост военной мощи Руси увеличивался с ростом её вооружённых сил. Численность войск с наёмниками и ополчением могла достигать 150-200 тысяч человек. Но качество войск, их мобильность и боеготовность увеличивалась, главным образом, благодаря росту численности «нарочитых» или постоянных войск. Так в 1467 году был предпринят поход на Казань. Атаман казаков Иван Руда был избран главным воеводой, успешно побил татар и разорил окрестности Казани. Захвачено было много пленных и добычи. Решительные действия атамана не получили благодарности князя, а наоборот, навлекли опалу. Паралич страха, покорности и раболепия перед Ордой очень медленно покидали душу и тело русской власти. Выступая в походы против Орды, Иван III никогда не решался вступать в большие сражения, ограничивался демонстрационными действиями и помощью крымскому хану в его борьбе с Большой Ордой за независимость. Несмотря на навязанный Крыму в 1475 году протекторат от турецкого султана, крымский хан Менгли I Гирей поддерживал дружеские и союзные отношения с царём Иваном III, у них был общий враг – Большая Орда. Так во время карательного похода золотоордынского хана Ахмата на Москву в 1480 году, Менгли I Гирей послал подвластных ему ногайцев с казаками в набег на Сарайские земли. После бесполезного «стояния на Угре» против московских войск, Ахмат отступил из московских и литовских земель с богатой добычей на Северский Донец. Там он подвергся нападению ногайского хана, в войсках которого было до 16000 казаков. В этой войне хан Ахмат был убит и он стал последним признанным ханом Золотой Орды. Азовские казаки, будучи независимыми, также вели войны с Большой Ордой на стороне крымского ханства. В 1502 году хан Менгли I Гирей нанёс сокрушительное поражение хану Большой Орды Шейн-Ахмату, разрушил Сарай и покончил с Золотой Ордой. После этого поражения она окончательно прекратила своё существование. Протекторат Крыма перед Османской империей и ликвидация Золотой Орды составили новую геополитическую реальность в Причерноморье и произвели неизбежную перегруппировку сил. Занимая земли, лежащие между московскими и литовскими владениями с севера и северо-запада и окружённые с юга и юго-востока агрессивными кочевниками, казаки не считались с политикой ни Москвы, ни Литвы, ни Польши, отношения с Крымом, Турцией и кочевыми ордами строили исключительно из соотношения сил. А бывало и так, что за свою службу или нейтралитет казаки получали жалованье одновременно от Москвы, Литвы, Крыма, Турции и кочевников. Азовские и донские казаки, занимая независимое положение от турок и крымских ханов, продолжали и на них нападения, чем вызвали недовольство султана и он решил с ними покончить. В 1502 году султан приказал Менгли I Гирею: «Всех лихих казачьих пашей доставить в Царьград». Хан усилил репрессии против казаков в Крыму, выступил в поход и занял Азов. Казаки были принуждены отступить из Приазовья и Таврии на север, вновь основали и расширили в низовьях Дона и Донца многие городки и перенесли центр из Азова в Раздоры. Так образовалось низовое Войско Донское.

Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе
Рис.3 Донской казак


После гибели Большой Орды казаки также стали покидать службу на границах Рязанского и других пограничных русских княжеств, стали уходить в «опустелые степи орды Батыя» и занимать свои прежние места в верховьях Дона, по Хопру и Медведице. Казаки несли службу на границах по договорам с князьями и не были связаны присягой. Кроме того, поступая на службу русских князей во время ордынской смуты, казаки были неприятно удивлены местными порядками, а поняв «беспредел» холопской зависимости русского народа от господ и власти стремились спасти себя от закабаления и превращение в холопы. Казаки неизбежно ощущали себя чужаками среди общей покорной и безропотной массы холопов. Правившая при малолетнем сыне рязанская княгиня Аграфена бессильна была удержать казаков и жаловалась своему брату московскому князю Ивану III. Для «запрета ухода казаков на юг самодурью» им были приняты репрессивные меры, но они дали обратный результат, исход усилился. Так вновь образовалось верховое Войско Донское. Уход казаков пограничных княжеств обнажал их границы и оставлял их без защиты со стороны степи. Но потребность в организации постоянных вооружённых сил ставила московских князей в необходимость идти на большие уступки казакам и ставить казачьи войска в исключительные условия. Как всегда одним из самых трудноразрешимых вопросов при найме казаков на службу было их содержание. Постепенно в решении и этих вопросов наметился компромисс. Казачьи части на московской службе превращались в полки. Каждый полк получал земельный надел и жалованье и становился коллективным помещиком, как монастыри. Ещё точнее сказать это был средневековый военный колхоз, где у каждого бойца была своя доля, у кого её не было назывались «бездольными», у кого отбирали, назывались «обездоленными». Служба в полках была наследственной и пожизненной. Казаки пользовались многими материальными и политическими льготами, сохраняли право выбора начальников, за исключением самого старшего, назначаемого князем. Сохраняя внутреннюю автономию, казаки приносили присягу. Принимая эти условия, многие полки преобразовывались из полков казачьих, в полки «пушкарей» и «пищальников», а позднее в полки стрелецкие.

Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе
Рис.4 Казак-пищальник


Их начальники назначались князем и вошли в военную историю под названием «Стрелецкий Голова». Стрелецкие полки были лучшими нарочитыми войсками московского государства той поры и просуществовали около 200 лет. Но существование стрелецких войск было обусловлено твёрдой монаршей волей и веской государственной поддержкой. И уже вскоре, в Смутное время, лишившись этих преференций, стрелецкие войска вновь превратились в казаков, от коих и произошли. Это явление описано в статье «КАЗАКИ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ». Новое верстание казаков в стрельцы произошло уже после русской Смуты. Благодаря этим проведённым мерам не все казачьи эмигранты вернулись в Казакию. Часть осталась на Руси и послужила основанием образования служилых сословий, городового, сторожевого, поместного казачества, пушкарей и стрелецкого войска. По традиции эти сословия имели некоторые черты казачьей автономии и самоуправления вплоть до петровских реформ. Подобный процесс имел место и в литовских землях. Таким образом, в начале 16 века вновь образовалось 2 стана донского казачества, верховое и низовое. Верховые казаки, устроившись на своих прежних местах в пределах Хопра и Медведицы, стали очищать подонье от ногайских кочевых орд. Низовые казаки, вытесненные из Азова и Таврии, также укрепились на старых землях в низовьях Дона и Донца, вели войну против Крыма и Турции. В первой половине 16 века верховые и низовые ещё не были объединены под властью одного атамана и каждый имели своего. Препятствовали этому их разное происхождение и разнонаправленность их военных усилий, у верховых на Волгу и Астрахань, у низовых на Азов и Крым, низовых не покидала надежда вернуть свой прежний культурный и административный центр – Азов. Своими действиями казаки предохраняли Москву от набегов кочевых орд, хотя бывало безобразничали и сами. Связь казаков с Москвой не прерывалась, в церковном отношении они подчинялись Сарско-Подонскому епископу (крутицкому). Казаки нуждались в материальной помощи Москвы, Москва в военной помощи казаков в борьбе с Казанью, Астраханью, ногайскими ордами и Крымом. Казаки действовали активно и дерзко, они хорошо знали психологию азиатских народов, уважающих только силу, и справедливо считали лучшей тактикой в отношении их - нападение. Москва действовала пассивно, осмотрительно и осторожно, но они нужны были друг другу. Итак, несмотря на запретительные меры местных ханов, князей и властей, при первой возможности, после окончания Замятни, казаки-эмигранты и беглецы из Орды возвращались на Днепр, Дон и Волгу. Это продолжалось и позднее, в XV и в XVI веках. Этих возвращенцев, русские историки часто и выдают за беглый люд из Московии и Литвы. Остававшиеся на Дону и вернувшиеся из соседних пределов казаки объединяются на древних казачьих началах и воссоздают тот общественно-государственный механизм, который впоследствии будет назван республиками Вольного казачества, о существовании которых ни у кого уже нет сомнения. Одна из таких «республик» была на Днепре, другая — на Дону, и центр ее был на острове при слиянии Донца и Дона, городок назвали Раздоры. В «республике» устанавливается древнейшая форма власти. Полнота ее находится в руках народного собрания, которое называется Круг. Когда вместе собираются люди из разных земель, носители разных культур и хранители разных вер, то, чтобы ужиться, им приходиться в своем общении отступить на уровень самый простой, опробованный тысячелетиями, доступный для любого понимания. Вооруженные люди становятся в круг и, глядя в лица друг другу, решают. В ситуации, когда все до зубов вооружены, все привыкли биться насмерть и каждый миг рисковать жизнью, вооруженное большинство не потерпит вооруженного меньшинства. Либо изгонит, либо просто перебьёт. Несогласные могут отколоться, но впоследствии внутри своей группы разномыслия также не потерпят. Поэтому решения могут приниматься только одним способом - единогласно. Когда решение принято, на срок его выполнения выбирался вожак, называемый «атаманом». Ему подчиняются беспрекословно. И так пока не выполнят то, что решили. В перерывах между Кругами также управляет избранный атаман - это власть исполнительная. Атаману, избранному единогласно, мазали голову грязью и сажей, сыпали за ворот горсть земли, как преступнику перед утоплением, показывая, что он не только главарь, но и слуга общества, и в случае чего его покарают беспощадно. Атаману избирали двух помощников, есаулов. Власть атаманская длилась один год. По такому же принципу строилось управление в каждом городке. Собираясь в набег или поход, так же избирали атамана и всех начальников, и до конца предприятия избранные вожди могли наказывать за неповиновение смертью. Главными преступлениями, достойными этого страшного наказания, считали измену, трусость, убийство (среди своих) и воровство (опять же среди своих). Осужденных сажали в мешок, подсыпали туда песку и топили («в воду сажали»). В поход казаки уходили в разном рванье. Холодное оружие, чтобы не блестело, вымачивали в рассоле. Зато после походов и набегов наряжались ярко, предпочитая персидскую и турецкую одежду. По мере того, как снова обживалась река, здесь появляются первые женщины. Некоторые казаки стали вывозить свои семьи с прежнего места жительства. Но большинство женщин были отбиты, украдены или куплены. Неподалеку, в Крыму был крупнейший центр работорговли. Многоженства среди казаков не было, брак заключался и расторгался свободно. Для этого казаку было достаточно поставить в известность Круг. Таким образом, в конце XV века, после окончательного развала единого ордынского государства, оставшиеся и осевшие на его территории казаки, сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же люди других сословий лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Прибывавших принимали в казаки не всех и не сразу. Чтобы стать казаком, т.е. быть членом войска, нужно было получить согласие Войскового Круга. Далеко не все получали такое согласие, нужно было для этого пожить среди казаков, иногда продолжительное время, войти в местную жизнь, «застариться» и тогда только давалось разрешение называться казаком. Поэтому среди казаков проживала значительная часть населения, не принадлежавшая к казачеству. Их называли «бездольными людьми» и «бурлаками». Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками. Они говорили: «мы не холопы, мы казаки». Эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например, у Шолохова). Историки казачества, приводят подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе. Так казачество сумело сохраниться как военное сословие при крушении Великой Империи монголов. Оно вступало в новую эпоху, не предполагая, какую значительную роль ему предстоит сыграть в будущей истории московского государства и в создании новой империи.

К средине 16 века геополитическая обстановка вокруг Казакии была очень сложной. Её сильно осложняла религиозная обстановка. После падения Константинополя Османская империя стала новым центром исламской экспансии. Азиатские народы Крыма, Астрахани, Казани и ногайских орд находились под покровительством султана, являвшегося главой ислама и считавшего их своими подданными. В Европе Османской империи с переменным успехом противостояла Священная Римская империя. Литва не покидала надежд на дальнейший захват русских земель, а Польша кроме захвата земель, имела целью распространение католичества на все славянские народы. Находясь на границах трёх миров, православия, католичества и ислама, Донская Казакия была окружена враждебными соседями, но также была обязана своей жизнью и существованием умелыми манёврами между этими мирами. При постоянной угрозе нападения со всех сторон требовалось объединение под властью одного атамана и общего Войскового Круга. Решающая роль среди казаков принадлежала низовым казакам. При Орде низовые казаки несли службу по охране и обороне важнейших торговых коммуникаций Приазовья и Таврии и имели более организованное управление, находившееся в их центре – Азове. Находясь в контакте с Турцией и Крымом, они постоянно пребывали в большом военном напряжении, а Хопёр, Ворона и Медведица стали глубоким тылом донских казаков. Имелись и глубокие расовые различия, верховые были более обрусевшие, низовые имели больше татарских и других южных кровей. Это отражалось не только на физических данных, но и в характере. К средине 16 века среди донских казаков появилось ряд выдающихся атаманов, преимущественно из низовой части, усилиями которых и было достигнуто объединение.

А в московском государстве в 1550 году к управлению приступил молодой царь Иван IV Грозный. Проведя эффективные реформы и опираясь на опыт предшественников, он к 1552 году получил в свои руки самые могучие вооружённые силы в регионе и активизировал участие Московии в борьбе за Ордынское наследство. Реформированная армия составила: 20 тысяч царского полка, 20 тысяч стрельцов, 35 тысяч боярской конницы, 10 тысяч дворян, 6 тысяч городских казаков, 15 тысяч наёмных казаков и 10 тысяч наёмной татарской конницы. Его победа над Казанью и Астраханью означала победу на рубеже Европа – Азия и прорыв русского народа в Азию. Перед русским народом открылись на Востоке просторы обширных стран, и началось быстрое движение с целью овладения ими. Вскоре казаки перевалили Волгу и Урал и покорили обширное Сибирское Царство, а через 60 лет казаки докатились до Охотского моря. Эти победы и это великое, героическое и невероятно жертвенное продвижение казаков на Восток, за Урал и Волгу, описано в других статьях серии: Образование волжского и яицкого войск; Сибирская казачья эпопея; Казаки и присоединение Туркестана и др. А в черноморских степях продолжалась тяжелейшая борьба против Крыма, ногайской орды и Турции. Главная тяжесть этой борьбы лежала также на казаках. Крымские ханы жили набеговой экономикой и постоянно нападали на соседние земли, порой доходили до Москвы. После установления турецкого протектората Крым превратился в центр работорговли. Главной добычей в набегах были мальчики и девочки для невольничьих рынков Турции и средиземноморья. Турция, будучи в доле и интересе, также принимала участие в этой борьбе и активно поддерживала Крым. Но со стороны казаков они же находились в положении осаждённой крепости и под угрозой постоянных нападений на полуостров и султанское побережье. А с переходом гетмана Вишневецкого с днепровскими казаками на службу московского царя, под властью Грозного временно собралось всё казачество.

После покорения Казани и Астрахани перед московской властью встал вопрос о направлении дальнейшей экспансии. Геополитическая обстановка подсказывала 2 возможных направления: Крымское ханство и Ливонская конфедерация. У каждого направления были свои сторонники, противники, достоинства и свои риски. Для решения этого вопроса в Москве было собрано специальное совещание и было выбрано ливонское направление. В конечном итоге это решение оказалось крайне неудачным и имело роковые, даже трагические последствия для русской истории. Но в 1558 году война началась, начало её было очень удачным, и были заняты многие прибалтийские города. В этих боях участвовало до 10000 казаков под началом атамана Заболоцкого. В то время когда главные силы воевали в Ливонии, донской атаман Миша Черкашенин и днепровский гетман Вишневецкий действовали против Крыма. Кроме этого, Вишневецкий получил приказ совершить набег на Кавказ для помощи союзным кабардинцам против турок и ногайцев. В 1559 году наступление на Ливонию было возобновлено и после серии русских побед было занято побережье от Нарвы до Риги. Под мощными ударами московских войск Ливонская конфедерация развалилась и была спасена установлением над ней протектората Великого Княжества Литовского. Ливонцы запросили мира и он был заключен на 10 лет до конца 1569 года. Но выход русских на Балтику затрагивал интересы Польши, Швеции, Дании, Ганзейского Союза и Ливонского Ордена. Энергичный магистр Ордена Кетлер возбудил против Москвы королей Польши и Швеции, а те в свою очередь, после окончания семилетней войны между ними, привлекли на свою сторону некоторых других европейских монархов и папу, а позднее даже турецкого султана. В 1563 году коалиция Польши, Швеции, Ливонского Ордена и Литвы ультимативно потребовала ухода русских из Прибалтики и после его отклонения война возобновилась. В пограничье Крыма также произошли изменения. Гетман Вишневецкий, после похода на Кабарду, отошёл к устью Днепра, снёсся с польским королём и вновь вступил на его службу. Авантюра Вишневецкого закончилась для него трагически. Он предпринял поход в Молдавию с целью занять место молдавского господаря, но был предательски схвачен и отправлен в Турцию. Там был приговорён к смертной казни и сброшен с крепостной башни на железные крючья, на которых в муках скончался, проклиная султана Сулеймана, персона которого ныне широко известна нашей публике благодаря популярному турецкому сериалу «Великолепный Век». Следующий гетман князь Ружинский вновь вошёл в сношения с московским царём и продолжал набеги на Крым и Турцию вплоть до своей гибели в 1575 году.

Для продолжения Ливонской войны в Можайске собрали войска, в т.ч. 6 тысяч казаков, а одной из казачьих тысяч командовал Ермак Тимофеевич (дневник короля Стефана Батория). Началась эта стадия войны также удачно, был взят Полоцк и одержаны многие победы. Но успехи окончились тяжелейшей неудачей. При наступлении на Ковель главный воевода князь Курбский допустил непростительную и непонятную оплошность и его 40 тысячный корпус был наголову разбит 8 тысячным отрядом ливонцев с потерей всего обоза и артиллерии. После этой неудачи Курбский, не ожидая решения царя, бежал в Польшу и перешёл на сторону польского короля. Военные неудачи и измена Курбского побудили царя Ивана усилить репрессии, а московские войска перешли к обороне и с переменным успехом удерживали занятые области и побережье. Затянувшаяся война истощила и обескровила и Литву и она ослабела в борьбе с Москвой настолько, что, избегая военно-политического краха, вынуждена была в 1569 году признать Унию с Польшей, фактически лишившись значительной части суверенитета и потеряв Украину. Новое государство было названо Речь Посполитая (республика обеих народов) и возглавил её польский король и Сейм. Польский король Сигизмунд III, стремясь укрепить новое государство, старался втянуть в войну против Москвы как можно больше союзников, даже если они были его врагами, а именно крымского хана и Турцию. И это ему удалось. Усилиями донских и днепровских казаков крымский хан сидел в Крыму как в осаждённой крепости. Однако пользуясь неудачами московского царя в войне на Западе, турецкий султан решил начать войну с Москвой за освобождение Казани и Астрахани и очистить Дон и Волгу от казаков. В 1569 году султан прислал в Крым 18 тысяч сипагов и приказал хану со своими войсками идти Доном через Переволоку для изгнания казаков и занятия Астрахани. В Крыму всего было собрано не менее 90 тысяч войска и они под начальством Касим-паши и крымского хана двинулись вверх по течению Дона. Этот поход подробно описан в воспоминаниях русского дипломата Семёна Мальцева. Он был послан царём послом к ногайцам, но в пути был захвачен татарами и как пленник следовал с крымско-турецкой армией. При наступлении этой армии казаки без боя оставляли свои городки и уходили в сторону Астрахани для соединения со стрельцами князя Серебряного, занимавшего Астрахань. Гетман Ружинский с 5 тысячами днепровских казаков (черкас), обойдя крымцев, соединился с донцами на Переволоке. В августе турецкая флотилия достигла Переволоки и Касим-паша приказал рыть канал до Волги, но вскоре понял бесперспективность этой затеи. Его армия оказалась в окружении казаков, лишена подвоза, добычи средств питания и связи с народами, на помощь которых они шли. Паша приказал прекратить рыть канал и перетянуть флот волоком в Волгу. Подойдя к Астрахани паша приказал строить рядом с городом крепость. Но и здесь его войска оказались в окружении и блокаде и несли тяжёлые потери и лишения. Паша решил отказаться от осады Астрахани и, несмотря на строгий приказ султана, двинулся обратно в Азов. Историк Новиков записал: «Когда турецкие войска подошли к Астрахани, призванный из Черкасс гетман с 5000 казаков, совокупясь с донскими, великую одержали победу…» Но казаки перекрыли все благоприятные пути отхода и паша повёл армию обратно безводной степью. По пути казаки «разворовали» его армию. В Азов вернулось только 16 тысяч войска. Донские казаки после разгрома крымско-турецкой армии вернулись на Дон, восстановили свои городки и окончательно и прочно закрепились на своих землях. Часть днепровцев, недовольная разделом добычи, отделилась от гетмана Ружинского и осталась на Дону. Они восстановили и укрепили южный городок и назвали его Черкасск, будущую столицу Войска. Успешное отражение похода крымско-турецкой армии на Дон и Астрахань, в то время когда главные силы Москвы и Донского Войска находились на западном фронте, показало на перелом в борьбе за владение черноморскими степями. С этого времени господство в Черномории стало постепенно переходить к Москве, а существование Крымского ханства было продлено на 2 века не только сильной поддержкой турецкого султана, но и возникшими в скором времени большими неурядицами в Московии. Иван Грозный не желал войны на 2 фронта и хотел замирения в Черномории, султан после поражения у Астрахани также не хотел продолжения войны. В Крым было направлено посольство для мирных переговоров, о котором шла речь в самом начале статьи, и сопровождать посольство в Крым приказано было казакам. И это, в общем контексте донской истории малозначительное событие, стало знаковым и считается моментом старшинства (основания) Войска Донского. Но к тому времени казаки совершили уже много блестящих побед и великих деяний, в том числе и на благо русского народа и в интересах русской власти и государства.

Между тем война Москвы с Ливонией принимала характер всё большего напряжения. Антирусской каолиции удалось убедить европейскую общественность в чрезвычайно агрессивном и опасном характере русской экспансии и привлечь на свою сторону ведущие европейские монархии. Сильно занятые своими западноевропейскими разборками они не могли оказать военную помощь, но помогали материально. На выделенные деньги каолиция начала нанимать войска европейских и других наёмников, которые сильно подняли боеспособность её войск. Военное напряжение осложнялось внутренними неурядицами в Москве. Деньги позволили врагу также обильно подкупать русскую знать и содержать «5 колонну» внутри московского государства. Измена, предательство, вредительство и оппозиционные действия знати и её челяди приняли характер и размеры национальной беды и побудили царскую власть к ответным действиям. После бегства князя Курбского в Польшу и других измен начались жестокие преследования противников самодержавия и власти Ивана Грозного. Потом была учреждена Опричнина. Удельные князья и противники царя безжалостно уничтожались. Против расправ выступил митрополит Филипп, происходивший из знатного рода бояр Колычевых, но он был низложен и умерщвлён. В ходе репрессий погибла большая часть знатного боярства и княжеских родов. Для истории казачества эти события также имели большое, хотя и опосредованное значение. Начиная с этого времени и до конца XVI в. в дополнение к коренным казакам на Дон и Волгу из России потоком хлынули военные слуги казненных Иваном Грозным бояр, дворяне, боевые холопы и дети боярские, которым не полюбилась царская служба и крестьяне, которых государство стало прикреплять к земле. «Мы на Русь лиха не мыслим, - говорили они. — Царствуй царь в кременной Москве, а мы - казаки - на Тихом Дону». Этот поток многократно увеличил казачье население Волги и Дона.

Тяжёлое внутреннее положение сопровождалось тяжёлыми неудачами на фронте и создало благоприятные условия для активизации набегов кочевых орд. Несмотря на поражение у Астрахани крымский хан также жаждал реванша. В 1571 году крымский хан Девлет I Гирей удачно выбрал момент и успешно прорвался с большим отрядом к Москве, сжёг её окрестности и увёл с собой в плен десятки тысяч народа. Татарами уже давно была выработана успешная тактика скрытного и молниеносного прорыва в московские пределы. Избегая речных переправ, которые сильно снижали скорость передвижения лёгкой татарской конницы, они проходили по речным водоразделам, так называемым «муравским шляхом», шедшим от Перекопа до Тулы по верховьям притоков Днепра и Северского Донца. Эти трагические события потребовали улучшения организации охраны и обороны пограничной полосы. В 1571 году царь поручил воеводе М.И. Воротынскому разработать порядок службы пограничных казачьих войск. В Москву были вызваны высокопоставленные «пограничники» и был составлен и принят Устав пограничной службы, где подробно прописывался порядок несения не только пограничной, но и сторожевой, разведывательной и дозорной службы в приграничной зоне. Несение службы возлагалось на части служилых городских казаков, части служилых детей боярских и на поселения казаков. Сторожа служилых войск из рязанских и подмосковных земель спускались к югу и юго-востоку и сливались с дозорами и пикетами донских и волжских казаков, т.о. наблюдение велось до пределов Крыма и ногайской орды. Всё было прописано до мелочей. Результаты не замедлили сказаться. Уже в следующем году прорыв крымцев в подмосковье закончился для них великой катастрофой при Молодях. В этом великом разгроме казаки приняли самое непосредственное участие, а древнее и гениальное казачье изобретение «гуляй-город» сыграло решающую роль. На плечах разбитой крымской армии донской атаман Черкашенин с казаками ворвался в Крым, захватил много добычи и пленных. К этому же времени относится и объединение верховых и низовых казаков. Первым объединённым атаманом стал Михаил Черкашенин.

Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе
Рис. 5 Гуляй-город


Вот в такой сложной, противоречивой и неоднозначной внутренней и международной обстановке происходило восстановление Донского Войска в новой послеордынской истории и постепенный переход его на московскую службу. А случайно найденный в русских архивах указ не может зачеркнуть предшествующей бурной истории донских казаков, зарождения их военной касты и народной демократии в условиях кочевого быта окрестных народов и непрерывного их общения с русским народом, но не подвластных русским князьям. На протяжении всей истории независимого Войска Донского отношения с Москвой менялись, порой принимали характер враждебности и резкого недовольства как с той, так и с другой стороны. Но недовольство чаще всего возникало со стороны Москвы и заканчивалось договором или компромиссом и никогда не приводило к измене со стороны Войска Донского. Совсем другое положение демонстрировали днепровские казаки. Они произвольно меняли отношения с верховной властью Литвы, Польши, Бахчисарая, Стамбула и Москвы. От польского короля переходили на службу московского царя, изменяли ему и возвращались обратно на службу короля. Нередко служили в интересах Стамбула и Бахчисарая. С течением времени это непостоянство только нарастало и принимало всё более вероломные формы. В итоге судьба этих казачьих войск сложилась совершенно различная. Донское Войско, в конце концов, прочно встало на русскую службу, а днепровское казачество, в конце концов, было ликвидировано. Но это уже совсем другая история.


http://topwar.ru/22250-davnie-kazachi-predki.html
http://topwar.ru/24854-obrazovanie-volzhskogo-i-yaickogo-kazachih-voysk.html
http://topwar.ru/21371-sibirskaya-kazachya-epopeya.html
http://topwar.ru/26133-kazaki-v-smutnoe-vremya.html
http://topwar.ru/22004-kazaki-i-prisoedinenie-turkestana.html
Гордеев А.А. История казачества
Шамба Балинов Чем было казачество
Автор: Сергей Волгин


Статьи из этой серии:

Сибирская казачья эпопея
Давние казачьи предки
Казаки и присоединение Туркестана
Образование Волжского и Яицкого Казачьих Войск
Казаки в Смутное время
Старшинство (образование) и становление Донского казачьего войска на московской службе
Азовское сидение и переход донского войска на московскую службу
Образование Днепровского и Запорожского войска и их служба Польско-Литовскому государству
Переход казачьего войска гетманщины на московскую службу
Измена Мазепы и погром казачьих вольностей царём Петром
Восстание Пугачёва и ликвидация днепровского казачества императрицей Екатериной
Казаки в Отечественной войне 1812 года. Часть I, довоенная
Казаки в Отечественной войне 1812 года. Часть II, вторжение и изгнание Наполеона
Казаки в Отечественной войне 1812 года. Часть III, заграничный поход

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. wk 7 мая 2013 06:43
    вообще-то /// рис. 1 казаки на лыжах в походе \\\ называется "поход московитян XVI век" 1903г. Иванов С.В. Государственная Третьяковская галерея.... а статья интересная, спасибо!
    wk
    1. Николай С. 7 мая 2013 10:43
      Орда быстро катилась к своему упадку. Хроникёры той поры уже рассматривали Орду не как целое, а состоящую из нескольких Орд: Сарайской или Большой, Астраханской, Казанской или Башкирской, Крымской или Перекопской и Казацкой.

      Ахинея. После этой фразы читать не стал. На момент Великой Замятни ещё существовал Булгар. Даже старая Казань основана позже. А уж казанское ханство с новой Казанью основано в 1437 или даже в 1445 (так у разных историков) Улу-Мухамедом. И т.д.
  2. borisjdin1957 7 мая 2013 07:28
    с Дона.
    Огромное спасибо за статью.История возникновения и становления казачества на Дону замалчивалась,искажалась.До сих пор у многих жителей Дона сохранилась самобытность,определённая независимость,вера в Бога,в Отечество.Вот почему,власть придержащая,боящаяся умных,независимых самодостаточных,патриотичных людей,глубоко верующих,Глушит все попытки казаков самоорганизоваться.Закон:О казачестве: уже сколько лет,так и не принят.Я горжусь принадлежностью к этому народу.Царствие небесное всем погибшим казакам и казачкам на полях сражений,уничтоженных в годы репрессий!!
    1. AntonR7 7 мая 2013 09:17
      Лично моё мнение, что казаки это не народ, а скорее своего рода организация со своим укладом, ведь казаки организовались из разных народов, с преимущественной долей славянских. Я считаю, что донские казаки - русские, как к примеру запорожские малоросские.
      1. Чёный 7 мая 2013 16:20
        Цитата: AntonR7
        Лично моё мнение, что казаки это не народ, а скорее своего рода организация со своим укладом

        Это очень хорошо- иметь именно СВОЕ мнение.
        Еще неплохо бы мнение это крепить какими-никакими знаниями.
        "Казак от казака пошел"! Было так, и да будет впредь.
        1. AntonR7 10 мая 2013 09:31
          Моё мнение и основано на знаниях, гипотез происхождения казаков много, у самого мать с кубани, а казак пошёл от множества народов, место где они жили множество народов лбами сталкивалось и по другому быть не может.
  3. Smoke 7 мая 2013 08:59
    минус статье...автор во многом сам заблуждается и намеренно вводит в заблуждение читателя. Никогда никакой Казакии не существовало, а была просто Дикая Степь - пространство ЮжноРусских степей от Днестра до Поволжья. Славяне соединялись в артели и "работали" в этом Диком Поле вахтовым методом. Весна-лето до морозов в Диком Поле : рыбачили, охотились, артели грабили друг друга или наоборот объеденившись, разоряли проезжающие караваны купцов, на зиму старались уйти в какойнить захолустный городок, чаще всего в Литве(Литовско-Русское княжество), где, дав на лапу, местному голове городка, чтобы не сдал, спокойно зимовали до начала следующего сезона и строили планы на будущее. Единственное что их реально объеденяло меж собой это Православие и очень глубокая религиозность, причем не показная, а внутренняя. Постепенно выучились воевать в степном стиле - пошли первые громкие победы и успехи - появились казаки.
    1. Atash 8 мая 2013 17:55
      Это вульгарный миф - образование казаков из беглых отморозков. Статья логичная, убедительная в целом. Есть мнение, что доордынское происхожение казаков - Хазария. Хазары - казары/козары - козаки/казаки.
      1. AntonR7 10 мая 2013 09:33
        Схожесть произношения ещё не есть единое происхождение
  4. avt 7 мая 2013 09:52
    Цитата: Smoke
    автор во многом сам заблуждается и намеренно вводит в заблуждение читателя. Никогда никакой Казакии не существовало, а была просто Дикая Степь - пространство ЮжноРусских степей от Днестра до Поволжья. Славяне соединялись в артели и "работали" в этом Диком Поле вахтовым методом.

    Ну почему же ,вполне есть карты ,амеры уже позаботились ,на них так и написано - казакия . Краснов после 17го тоже много ,,потрудился" над этим проэктом ,сперва с кайзеровской Германией ,потом с нацистами .Правда несмотря на всю прыть и эсэсовскую присягу его казаков гитлеру их так в сс и не прописали ,болтались в холуях при танковом корпусе сс в ранге инонационального формирования ,пока верхушку не вздернули по приговору суда .Но дело их живет .
    avt
  5. Smoke 7 мая 2013 11:10
    Цитата: avt

    Ну почему же ,вполне есть карты ,амеры уже позаботились ,на них так и написано - казакия . Краснов после 17го тоже много ,,потрудился" над этим проэктом ,сперва с кайзеровской Германией ,потом с нацистами .Правда несмотря на всю прыть и эсэсовскую присягу его казаков гитлеру их так в сс и не прописали ,болтались в холуях при танковом корпусе сс в ранге инонационального формирования ,пока верхушку не вздернули по приговору суда .Но дело их живет .


    Так в том и дело, что сейчас идет волна восстановления несправедливо забытых и утраченных русских ценностей, в том числе идет процесс восстановления казачества, я этому и рад и не рад. Не рад только потому что сейчас казаки - ряженые....что то там пыжатся из себя изобразить, а на деле получаем только Кущевскую, когда по сути всего чел 4-6 отморозков целый край в страхе держали и ни один так называемый "казак" (кавычки бы еще раз подчеркнуть) даже не пискнул. Ну а рад потому что все таки делать это нужно, хоть какое то воспитание, хоть какой то дополнительный стержень внутри. Весь вопрос теперь только в том кто же оседлает эту волну восстановления казачества...Что мы в итоге получим? Действительно возродим опору и гордость державы или просто новых бандеровцев?
    1. радист 7 мая 2013 17:19
      Цитата: Smoke
      Не рад только потому что сейчас казаки - ряженые....что то там пыжатся из себя изобразить, а на деле получаем только Кущевскую

      А кто им даёт быть теми, кем они были до 1917 года? Они бы и рады, да только власть боится.
      А вот на Ставрополье горцы нещадно расправляются с казачьими патрулями. Казакам разрешили носить холодное оружие, а вайнахи с огнестрельным (им то разрешение не нужно), отчасти поэтому халифат (от каспийского до чёрного моря) распространяется по Ставрополью семимильными шагами.
    2. avt 7 мая 2013 18:09
      Цитата: Smoke
      Что мы в итоге получим? Действительно возродим опору и гордость державы или просто новых бандеровцев?

      Пока картина не радует ,больше похоже на создание личных губернаторских ватаг ,нежели на осознанное государственное служение .
      avt
    3. михаил3 7 мая 2013 18:11
      Делать то нужно... вот только настойчивое желание обьявить казаков каким то отдельным народом, проживавшим в некоей "Казакии", при том еще одновременно они были воинской кастой Орды, а еще они были такой могучей воинской кастой, что ихнюю "Казакию" татары (которые, выходит, этой самой "кастой" отнюдь не были) нафиг разорили...
      Госдеп пойдет на все, абсолютно на все, чтобы разрушить русское национальное единство. И выдирание с мясом из русских казаков как отдельный кусок - из лучших их техник. Эти попытки стоят наравне с опупительной идеей перестать называть русских русскими. Давайте мол придумаем какое то другое название, а то чечены с российскими паспортами обижаются... Короче очень интересно, автор этой поганой стряпни на гранте сидит или так в НКО бабло получает, пачкой?
      1. Сотник 8 мая 2013 06:31
        Цитата: михаил3
        Короче очень интересно, автор этой поганой стряпни на гранте сидит или так в НКО бабло получает, пачкой?

        Бедняжка! Так и мерещатся везде НКО. Наверное перегрелся, а с чего бы? Отопление уже отключили, а жара ещё не наступила. Должно быть внутренний перегрев. Это опасный симптом. Один американский гражданин и сенатор в порыве «охоты на ведьм» от такого перегрева выбросился из окна многоэтажного билдинга. Фамилия у него была Маккарти, а явление «охоты на ведьм» в его честь назвали маккартизм. Для снятия перегрева прошу прочитать http://topwar.ru/19926-k-godovschine-nachala-liberalnogo-protesta-v-sovremennoy-
        rossii.html. Вы спросите в чём там фишка? А фишка в конце статьи, в фамилии автора. Но настоящая то фишка в другом, она в ПРАВДЕ. ПРАВДА она почти всегда плоха, она большинству нехороша, несъедобна и неудобна. Красным в ней не нравится - одно, белым - другое, разноцветным - третье, тюркам - четвёртое, славянам – пятое и т.д. А ПРАВДА в том, что Казакия реально существовала в составе сарматских и тюркских каганатов, в составе Орды и в Российской Империи. В составе последней она существовала в виде 11 казачьих Войск со своей территорией, администрацией, законами, казной и вооружёнными силами, большинство которых служили империи до последнего её часа. И в новой русской империи Казакия непременно возродится в какой-то форме и как всегда в лихую годину, вопреки и назло всем цветным революционерам и контрреволюционерам. Ибо пословица «как война – так братцы, как мир - так сукины дети» родилась не вчера, и не позавчера и отражает отношение значительной части общества к империи и её вооружённым силам. И когда эта часть общества как всегда снова прибежит с воплями «спасите» Казакия появится вновь.
        1. avt 8 мая 2013 11:15
          Цитата: Сотник
          И когда эта часть общества как всегда снова прибежит с воплями «спасите» Казакия появится вновь.

          Ну да , как тогда , когда Корнилов пытался казаков в ,,казакии" поднять на борьбу с большевиками и в итоге с горстью офицеров ушел в ,,ледовы" поход .Ну а генерал Каледин - не перенес такого позора родной стороны и застрелился как человек чести .И вот тут на подпостки освободившейся сцены и выскочил Краснов ,кстати а не просветите как казачки под его командой на Питер шли шли да не дошли ,это к вопросу о присяге и ее исполнении до конца в Империи . Ну а в целом - молодцы амеры , посев зерен ,,казакии"дает реальные всходы ,глядишь и ,,поморы"с ,,сибиряками" за ними подтянутся и еще какие вновь обнаруженные за окияном ,,древние" этносы .Так глядишь и изведем русских .
          avt
      2. Atash 8 мая 2013 18:31
        В "Совершенно секретно" в прошлом году была статья о начальнике тайной полиции Пиночета - Мигель Краснофф, казак, потомок того самого Краснова. Лихо отличился в борьбе с марксизмом. Допрашивал, пытал не скрывая лица как другие его коллеги. Потом его судили.
        Там такой эпизод. 80-е гг., Аргентина, советская выставка. Заявляется человек с южно-русским говором. "Пришел на вас посмотреть... Какими были, такими и остались... Нет в вас корня. Меня сюда забросило, а я и тут хозяйством оброс, землей... В первую германскую годами не вышел воевать, зато в Гражданскую и вторую германскую (Великую Отечественную по-нашему - Atash) я вас, краснопузых сволочей, рубал, ай знатно рубал..." На стороне фашистов воевал, против России.
        Ну мусульманский корпус у фашистов тоже был, ну и что, мало мусульман в Красной Армии было что-ли.
        Но это - настоящий казак. А у тех, кто сейчас в России себя казаками называют, в жилах не казачья кровь, а ее сыворотка обезказаченная, стерильная. Настоящие все ушли, кто не ушел уничтожен. Выжить позволили только безвредным, не настоящим казакам.
        Есть мнение, что мы, казаХи - те же казаки. Очень может быть, судя по названиям. Так вот у нас та же история. За границей миллион казахов, у них сохранен язык, вера, быт, менталитет. А казахи в Казахстане - непонятное новое образование, выросшее из того худшего, что выжило и не убежало. Ненавидят репатриантов. Казах может выпивши начать разглагольствовать об обидах, нанесенных русскими, но скажи ему об оралманах (репатриантах), вот тут и увидишь настоящую искреннюю неприязнь, если не ненависть.
  6. ale-x 7 мая 2013 11:59
    Цитата: Smoke
    Цитата: avt

    Ну почему же ,вполне есть карты ,амеры уже позаботились ,на них так и написано - казакия . Краснов после 17го тоже много ,,потрудился" над этим проэктом ,сперва с кайзеровской Германией ,потом с нацистами .Правда несмотря на всю прыть и эсэсовскую присягу его казаков гитлеру их так в сс и не прописали ,болтались в холуях при танковом корпусе сс в ранге инонационального формирования ,пока верхушку не вздернули по приговору суда .Но дело их живет .


    Так в том и дело, что сейчас идет волна восстановления несправедливо забытых и утраченных русских ценностей, в том числе идет процесс восстановления казачества, я этому и рад и не рад. Не рад только потому что сейчас казаки - ряженые....что то там пыжатся из себя изобразить, а на деле получаем только Кущевскую, когда по сути всего чел 4-6 отморозков целый край в страхе держали и ни один так называемый "казак" (кавычки бы еще раз подчеркнуть) даже не пискнул. Ну а рад потому что все таки делать это нужно, хоть какое то воспитание, хоть какой то дополнительный стержень внутри. Весь вопрос теперь только в том кто же оседлает эту волну восстановления казачества...Что мы в итоге получим? Действительно возродим опору и гордость державы или просто новых бандеровцев?



    Занимался воссозданием Казачества генерал-полковник Геннадий Трошев. Он потомок Терских казаков.
    Но к сожалению погиб в "авиакатастрофе" в 2008 году. Считаю он был способен возродить опору и гордость Державы.
  7. Бек 7 мая 2013 15:39
    Согласен с автором по линии становления русского казачества, да и то не во всем. А уж о становлении самого института казакования не согласен совсем. Я уже как-то писал, но повторюсь, тема самая та. В основе, работы профессора Кляшторного, заведующего отделением тюркологии и моголистики Сантк-Петербургского университета и профессора Султанова того же инститтута.

    Слово ҚазаҚ лингвисты относят к тюркскому происхождению, так как слово имеются два увуллярных Қ. Письменно оно впервые встречается в тюркско-арабском словаре составленном в Египте в 1245 году. Скорей всего словарь состовлялся в ввиду надвигающегося с востока вала чингизизидовых войск основу которого состовляли тюрки сегодняшней территории Казахстана. Для научных целей словарь был издан в Лейдене (Голландия) в 1894 году. В словаре слово ҚазаҚ переводится как - бездомный, бесприютный, скиталец, изгнаник в нарицательном значении - свободный, скиталец.

    В тюркской среде издревле термин ҚазаҚ имел и социальное значение. Это состояние, положение некого лица, коллектива в каждый данный момент по отношению к обществу, правителю, государству. Среди тюркоязычных народов считалось похвальным хоть раз в жизни быть казаком, но казаками в основном становились в молодости. То есть вести жизнь искателя приключений и в тот момент не иметь перед собой обязательств перед семьей, родом, племенем и не иметь над собой власти султана или хана. Показаковав, люди могли в любое время свободно вернуться в дом и взять на себя социальные обязательства перед семьей, родом, племенем и признать над собой власть султана и хана. То есть молодые люди уходили из аулов и селились на племенных пограничных территориях, по рекам, горным кряжам и существовали охотой и лихими набегами на сопредельные территории. (Вот она основа будущей пограничной службы русского казачества). В казачестве предводителем ватаги (слово тюркского происхождения) казаков мог стать любой, а не только самый старший или выходец из знати. Предводителя ватаги называли Атаманом. Атаман, словосочетание из двух тюркских слов, Ата - отец, Ман, Мен - Я. Дословный перевод Я Отец, нарицательное - Батька. Тюркские казаки были. Туркестанские - нынешние территории юго-востока Казахстана и Уйгур-Синьцзянского региона Китая. Чутур-казаки степей предгорий Северного Кавказа. Дештские казаки - от Иртыша до Днестра. У казаков в момент казакования были два основных правила. Они не должны были в казаковании обзаводится семьями. И в казаки принимались не по национальному признаку. Казаком мог стать как пришлый перс, так и беглый славянин. Как говорилось выше было похвально в тюркской среде быть в молодости казаком. И казаками в свое время были сын хана Тохтамыша Джамаладин, хан Абу-эль-Хаир, хан Мухаммед-Шейбани, султан Хусаин.

    После распада Золотой Орды, когда Южно-Русские степи ещё не были русскими, институт казакования на осколках Орды продолжал существовать. Крепла Москва, крепло Русское государство. Но на южных рубежах молодого государства безобразничали ватаги казаков, непостоянного состава, одни приходили из аулов, другие показаковав уходили в аулы. А также безобразничали, оставшись без центральной власти удельные ханчики, султанчки, мурзы со своими людьми. Русские государевы люди нашли хорошее решение отгородить юг от набегов. Они стали нанимать на службу тюркских казаков. Как для службы в гарнизонах - городовые казаки, так и на засечных линиях, то есть засечные или станичные казаки. На службу в городовые и станичные набирались люди вольные, свободные от тягла. На Руси тех времен не было людей вольных и свободных от тягла. Такими могли быть только инородцы. И нанятые тюркские казаки тоже не были постоянного состава. Кто-то уходил в аулы, кто-то приходил.
    Бек
    1. Бек 7 мая 2013 15:54
      Цитата: Бек
      Кто-то уходил в аулы, кто-то приходил.


      С 15 века на Руси стали складываться новые отношения которые в 16 веке оформятся в крепостное право. С усилением гнета на юг, на Дон, Днепр стали бежать боярские холопы. По законам казакования они принимались в тюркскую казачью среду, то есть становились казаками, и их в обиду боярским отрядам, посланными на поимку уже не отдавали. Отсюда - С Дону выдачи нет. Но тут проявилась проблема естества. Тюркские казаки показаковав могли возвращаться в свои аулы, обзаводится семьми, русским бывшим холопам возвращаться было некуда, к тому с усилением крепостничестских взаимотношений поток беглых крестьян на Дон не ослабевал. И тут был нарушен неписанный закон казакования - русские казаки стали обзаводится женами и первоначально скорее всего тюркскими женщинами, потом и славянками. Таким образом, в последующем, славянская кровь у казаков Дона стала превалировать и стала превалировать русская речь. Но основные слова тюркского происхождения в лексиконе казачьего говора сохранились и сегодня - Атаман, курень (первоначально боевая единица), башлык, баз (скотный двор), есаул (исаул-начальник отряда) и другие. И уже русскоговорящее донское казачество, но с большой примесью тюркской крови, в 1570 годах было официально оформленна область Донское казачьего войска. В 1577 году отселением части донских казаков на Терек было образованна область Терское казачьего войска. И в последующем таким отселением формировались новые области казачьих войск. За исключением может быть Яицкого казачьего войска.

      Термин ҚазаҚ стал и основой для самоназвания казахского народа. Казахи не говорят - я казах, они говорят - я аза
      Бек
      1. Чёный 7 мая 2013 16:31
        Цитата: Бек
        В основе, работы профессора Кляшторного

        Уважаемый Бек, надеюсь Вы не будете спорить, что приведенная вами трактовка истории становления казачества- тоже, не более того как версия. Впрочем, довольно убедительная.
        Есть и другие версии.
        Л.Н.Гумилёв, к примеру, предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками.
        1. Бек 7 мая 2013 17:00
          Цитата: Чёный
          Уважаемый Бек, надеюсь Вы не будете спорить, что приведенная вами трактовка истории становления казачества- тоже, не более того как версия. Впрочем, довольно убедительная.


          Уважаемый. Я не категоричный человек, не националист поэтому не считаю, что в моей версии поставлены все точки. У многих людей будут свои точки зрения и это их неотъемлемое право. Я высказал свое и любой может принять или не принять. Главное и главнейшее не скатиться к мелкому, межнациональному лаю.

          Кстати хазары тоже тюркоязычный народ. Они из протобулгар, из коих вышли волжские булгары (татары), хазары и скорее всего башкиры и чуваши. А протобулгары от смешения кровей, во 2 веке пришедших из степей Монголии тюркоязычных хуннов с индоевропейцами арийского происхождения и угро-финнами. Где больше, где меньше кровя помешались, но язык стал тюркским. Чуваши так наверное только язык и переняли. В 4 веке эта помесь тюрков с индоевропейцами и угро-финами двинулась на запад дербанить Европу под европеизированным названием гунны.
          Бек
      2. радист 7 мая 2013 17:07
        Цитата: Бек
        в 1570 годах было официально оформленна область Донское казачьего войска. В 1577 году отселением части донских казаков на Терек было образованна область Терское казачьего войска.

        Прадед моей жены - терский казак, однажды убил жеребца ОДНИМ ударом, желая проучить дурня. И таких гренадёров в станице - больше сотни было. Ни в чём не уступали горцам, ни в храбрости, ни в удали. Его семь раз раскулачивали, оставляли только коня и подушки. А он, каждый раз шёл на окраину станицы и ставил новый дом (каменный) с сыновьями и братьями. Обзаводился хозяйством, которое через 2 года переходило в руки тех, кто, отнюдь, не стремился к производству материальных ценностей, или проще – работать не умел и не хотел, но зато был наделён властью.
        Цитата: Бек
        Предвижу, что подобное изложение придется не по душе великодержавникам и уратщеславным. Но это наша общая, переплетенная история славян и тюрок, в ввиду тысячелетнего соседского существования. Наши истории переплетаются и сейчас и некуда от этого не деться.

        Это естественно, а что естественно, то небезобразно. hi
        1. Atash 8 мая 2013 18:42
          Цитата: радист
          Его семь раз раскулачивали

          Цитата: радист
          Обзаводился хозяйством

          Вот-вот, настоящий казак. Что останется от народа после таких преследований?
    2. avt 7 мая 2013 18:03
      Цитата: Бек
      Но на южных рубежах молодого государства безобразничали ватаги казаков, непостоянного состава, одни приходили из аулов, другие показаковав уходили в аулы. А также безобразничали, оставшись без центральной власти удельные ханчики, султанчки, мурзы со своими людьми.

      Сохранилась переписка ногайского хана с царем Мишей Романовым ,хан благодарил царя что братом назвал ,спрашивал отчего хлеба не прислал и про мирзу своего писал ,что де самовольно в казаки ушел и без его ведома казакует . Отмазывался перед царем . laughing
      Цитата: Чёный
      .Н.Гумилёв, к примеру, предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами,

      И эти тоже после разгрома Святославом двух городов никуда не згинули ,не зря же казаков некоторые казарой называли .
      avt
  8. Бек 7 мая 2013 16:30
    Цитата: Бек
    Термин ҚазаҚ стал и основой для самоназвания казахского народа. Казахи не говорят - я казах, они говорят - я қазақ


    Хан Абу-эль-Хаир правил частью развалившейся Золотой Орды, ханством Ак-Орда, от Тюменского края до Сырдарьи. И от Волги до Алтая. Недовольные политикой хана, султаны Джанибек и Керей в 1459 году ушли из-под его власти. Чтобы показать и подчеркнуть свою свободу и независимость они использовали древний тюркский обычай, они ушли в ҚАЗАҚИ. И нарушив неписанные правила обычая, казакуют только мужчины, ушли в казаки не одни, а увели в казаки все подвластные им племена вместе с женщинами и детьми. После смерти Абу-эль-Хаира, Джанибек и Гирей захватили верховную власть в степи. К ним присоединились другие племена и все стали называться ҚАЗАҚАМИ. При царской России, чтобы не путать нас с русскими казаками и не вносить сумятицу в делопроизводство нас называли и киргизами и кайсаками. В 1925 году при образовании АССР, уже советские чиновники, вместо последней буквы Қ приписали букву Х. Но казахи между собой называют себя ҚазаКами.

    Предвижу, что подобное изложение придется не по душе великодержавникам и уратщеславным. Но это наша общая, переплетенная история славян и тюрок, в ввиду тысячелетнего соседского существования. Наши истории переплетаются и сейчас и некуда от этого не деться.
    Бек
  9. Smoke 7 мая 2013 17:01
    не соглашусь с Беком в части того что Русское казачество - производная от казакования тюрков. У тюрков были свои казаки, у русских свои. И при чем они постоянно враждовали меж собой в степи. Главным критерием приема в казаки было христианство. Всех не христиан казаки называли басурманами. То что у русского казачества много слов да и военная структура во многом позаимствована у тюрков объясняется тем фактом, что славяне до этого не воевали в степях, точнее сказать со времен разгрома монголами Киевской Руси не воевали в степях, поэтому и "позабыли" тактику ведения войны в степях. У тюрков была на тот момент отлаженная и проверенная несколькими веками военная организация и тактика степной войны - естественно славяне заимствовали все лучшее. Не мало тюрков переходило в христианство,принимало православие и становилось русскими. Также конечно захватывались и тюркские женщины в походах и налетах на аулы тюрков (особенно летом, когда аулы тюрков были наиболее уязвимы). Отсюда и происходит тот южнорусский тип людей: на юге Украины не редко встречаются типажи больше на кавказцев похожих чем на русских.
    Пополнение рядов казачества происходило за счет постоянного притока беглых с Руси (как Московской так и Литовской). Бежали те кто не хотел жить в крестьянской общине или те кого община прогоняла по разным причинам...были и романтики, наслушавшиеся сказок про вольную жизнь.
    1. Atash 8 мая 2013 19:07
      Как все натянуто и притянуто за уши. Вот он - европоцентризм. Ну не хотя русские осознавать, что они азиаты, тюрки. В современном русском языке 30% слов - тюркизмы.
      Цитата: Smoke
      славяне заимствовали все лучшее

      А зачем было заимствовать слово "деньги"? Неужели не нашлось своего названия для такой ежедневной насущной бытовой вещи? Не заимствовали, тюркский (татарский) был родным языком. Наверное, наряду со славянским. Еще примеры: "шуба", "юбка", "сапог". Само слово "Русь" - тюркизм.
      1. ansons 15 июля 2013 23:21
        Бред несёте уважаемый, сейчас у нас много слов заимствованных из английского. Что же мы теперь от аглосаксов произошли? Если нет подходящего слова в своём езыке, оно заимствуется из другого, язык как живой арганизм постоянно развивается. По поводу "не хотят русские осознавать, что они азиаты", про гаплогруппы что нибудь слышали - видимо нет почитайте полезно будит.
  10. Сухарев 7 мая 2013 20:46
    Насчет поселений. Казаки считали неприемлемым обзаводится семьей и постоянным жильем. По крайней мере Сечевые казаки. Тех кто желал построить свой дом и иметь хозяйство называли отдельным для этого словом - гнездюк. К гнездюкам и отношение было своеобразное. Это уже далеко после падения сечи казачество обрело тот оседлый вид в котором оно предстало на страницах романа Шолохова. Но это опять же речь идет о Сечевых казаках. В свое время очень хорошее впечатление оставила книга "Запорожцы — русские рыцари. История запорожского войска"
  11. конюх 7 мая 2013 21:08
    Если в начале статьи есть ссылка на исторические документы, то далее похоже использован источник ОБС. Возрождение казачества на юге необходимо, иначе нашествию лиц азиатской национальности противостоять будет нечем. Но возродить сверху не получится, а снизу не дадут сидящие сверху - свободный человек не будет терпеть любой режим. Строить идеалогию казачества на подозрительных теориях(ну какое ордынское казачество), значит убивать возможность его возрождения. Россия на лжи стоять не может.
    Ну, а впечатление от статьи позволю выразить словами из песенки "...фантазёр ты меня называла...".
    конюх
    1. Atash 8 мая 2013 19:12
      А то, что такое общество (как назвать, если не называть народом?) с историей, традициями, обычаями образовалось из беглого люда - это не фантазия? Почему они русскими себя никогда не называли?
      1. ansons 15 июля 2013 23:47
        А преведите пример, где казак заявляет что он не Русский. Желательно с датой хотябы до 20 века(летопись мож какая или документ).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня