Military Review

The victory of the Russian army in Pultusk

4
The movement of the Russian and French armies


11 (23) December 1806, when the French troops occupied the crossings on Wkre and Narew, the Russian army, which, according to Field Marshal Kamensky, was supposed to attack the corps of Soult and Ogereau, also moved towards the enemy. The corps of Bennigsen moved from Pultusk to Sokhochin, two divisions of the corps of Buxgevden went from Ostrolenka to the banks of the r. Vkra, the rest of the corps division - to Popov. Upon learning of the battles that had sustained the avant-gardes of Barclay de Tolly and Osterman, Kamensky ordered Bennigsen and Buxgevden to stop the movement and return.

12 (24) December Napoleon ordered the Lanna Corps to be reinforced by an infantry division from the Davout corps and the dragoon division from the reserve to take Pultusk. Soult and Augereau from Sokhina, Davout, the guards and reserve cavalry from Nasielsk were to go to the Golymin, Makov and Rojan. The troops of Bernadot, Ney were to continue to move to Strasbourg, throw away the Prussians to the north and enter Mlava, to the rear of the Russian army. Thus, on December 12 (24), Russian and Prussian troops were on the march. But moving extremely slowly, interfered with bad weather, strong wind, snow and rain, which turned the roads into a swamp.

At night, the vanguard of the Lanna Corps came out to Pultusk, the French wanted to intercept the crossing. However, Osterman managed to warn the Baggovut detachment and the Russian troops came first. After a fierce fight, the French were rejected. Realizing that the French want to surround the body of Bennigsen, Kamensky ordered to immediately go from Stregochin to Pultusk. As soon as the corps left Stregochin, the corps of Davou, moving from Naselsk, occupied it, cutting off the Russian rearguard, which had not yet reached Stregochin, from the main forces and Pultusk. These war were forced to retreat to the Golymin. During this retreat to Pultusk and Golymin, our troops lost a lot of wagons and more 50 guns. The commanders of the cut off regiments acted independently, walked separately, wandering along different roads, meeting the enemy on the way, which led the French into delusion. Napoleon decided that this was part of some plan of the Russian command, difficult maneuvers of the enemy. While the French emperor was trying to figure out the “cunning plan” of the Russians, he stayed with the guard and reserve cavalry in Nasielsk for several hours, and did not have time for the battle in Golymin.

13 (25) December, when most of the troops Bennigsen approached Pultusk, Kamensky ordered to prepare the troops for the battle. The commander-in-chief ordered the Buksgevden and Essen corps to concentrate in the Pultusk area. In the evening, Field Marshal examined the position. The troops happily greeted Kamensky. It must be said, soldiers and officers respected Kamensky, considering him to be the representative of the era of A. Suvorov and Catherine the Great, when the Russian army was invincible.

At the same time, Lann's corps approached Pułtusk, and the rest of the French troops were on the march to Golymin. As mentioned earlier, Napoleon decided to encircle and destroy the Russian army in the Golymin region, where, according to the erroneous data of the French intelligence, it was located. Proceeding from this plan, the main forces of the French army marched on Golymin.

The heavy worries and responsibilities of the commander-in-chief finally knocked down the health of the old Russian field marshal. Kamensky, apparently, at that time experienced a disorder of consciousness. On the night of December 14 (26), Kamensky suddenly refused the decision and ordered the troops to retreat to Russia. He himself, having removed his command, left for the rear. The relative of the commander-in-chief, Count Osterman, tried to convince him, correctly noting that Kamensky’s unexpected departure would undermine the army’s morale, but without success. Kamensky’s order to retreat did not reach all parts, introduced incredible confusion and almost led the Russian army to a catastrophe.

The victory of the Russian army in Pultusk

Field Marshal Mikhail Fedotovich Kamensky (1738 - 1809)

So, count Buksgevden fulfilling Kamensky’s order from December 13, in the morning December December 14 went from Makow to Pultusk. Under him, there was one division of Tuchkov, the division of Dokhturov was in Golymin (they ordered her to go to Pultusk via Makov). After walking a few miles across the terrible mud, he met Kamensky's courier, the field marshal ordered the general to lead the army, except for Essen’s corps, and withdraw troops to the borders of Russia. Buksgevden decided to return to Makov, and on the march he heard an artillery rumble from Pultusk and Golymina. Buksgevden did not dare to make a speech from Makov, wanting to find out what was happening with Bennigsen in Pultusk, at Dokhturov in Golymin, and what two divisions of his corps (Anrep and Essen) were doing, which were on the left bank of Narev. Thus, Buksgevden became the senior commander in the army, but did not know what was happening at that time, did not lead the army, having only one division with him.

When Buksgevden returned to Makov, the duty general, Count Tolstoy, arrived from Pultusk. He reported on the departure of the field marshal and called on Buksgevenden to go to Pultusk to help Bennigsen. Buksgevden said that although Pultusk is only 15 versts, but the roads are in terrible condition, and it will reach only in the evening when the battle is over. In addition, he does not know what is happening in the Golymina, from where the firing is heard. Buksgevden stayed in Macs. As a result, the general did not assist Bennigsen in the Battle of Pultusk.

Making excuses, Buksgevden wrote to Tsar Alexander: “I was in a hurry to Pułtusk, but the field marshal steered me from half the road. I could not know what the reasons were for this prescription, and even if I knew how it was revealed to me that the reasons are insignificant, I could not obey him, strictly knowing how to obey my boss, which is my first duty in military service, although in reality I shouldn’t have told me to return to Macs, because at the beginning of the battle I would have ripened to hit the left flank of the enemy, and, of course, would have overturned him decisively. ”



Battle of Pultusk

After conducting Field Marshal Kamensky, Bennigsen remained in Pułtusk, although he had orders to retreat to Russia. He decided to remain in an occupied position in order to allow the lagging behind regiments to unite with the main forces. Then it was possible, if necessary, to retreat to Russia. Bennigsen also hoped that the divisions of Anrep and Essen from the corps of Buxgevden would have time to approach him. Bennigsen did not know that Kamensky had canceled the movement of these divisions to Pułtusk and ordered them to go to Ostrolenka. Thus, Bennigsen assumed a great responsibility, not accepting the battle against the will of Kamensky and not recognizing the opinion of Buxgevden, who was now formally the commander.

The corps of L. L. Bennigsen numbered about 40 thousand people with 200 guns. Its main forces (13 infantry regiments) were located north-west of the city and occupied the 2,5 km on the front, with battle formation in two lines with the allocation of a reserve (1 regiment and 2 battalion). The right flank of the corps was provided by a separate detachment of Major General M. B. Barclay de Tolly (near the 4 regiments and 5 cavalry squadrons) advanced to the village of Moshino; left flank - a separate detachment of Major General KF Baggovut (3 Infantry Regiment, 1 Battalion, 1 Cavalry Regiment and 2 Squadron), located in 1 km south-west of Pultusk. From the front, the main forces covered the cavalry (the cavalry brigade of major generals I. S. Dorokhov and V. A. Kozhin), in front of which were the Cossacks. The total front of the Russian troops was about 5 km. Lieutenant-General F.V. Osten-Sacken commanded the right flank; Lieutenant-General A.I. Osterman-Tolstoy commanded the left flank.


Leonty Leontyevich Bennigsen (Levin Augustus Gottlieb Theophil von Bennigsen)

At 10, Marshal Lunn approached Pułtusk. The Lanna Corps (2 infantry divisions of Succeh and Gazan, the light-weight Montbren division and Becker’s dragoon division), together with the infantry division from Marshall Davout’s corps soon approached 30 thousand people with 120 guns (at the beginning of the battle, the French fighters would draw the bells. . Lunn decided to attack Bennigsen, counting on the help of Napoleon. The French commander decided to start a battle, not suspecting that his opponent had a twofold numerical advantage. He saw on the plain in front of Pultusk only cavalry and troops of the right and left wing of the Russian corps advanced. The main forces of Bennigsen at that time were hidden from the views of the French behind the hill located in front of Pultusk. Only much later, already getting involved in the battle, Lann learned that the Russians have a large numerical advantage.

Lannes built his troops in the 2 line: in the first - the infantry division Suchet (without the 40-th infantry regiment), in the second - the infantry division of Gazan and the 40-th regiment. Supe Claus was on the right flank (1 light infantry and 1 cavalry regiments) - he had to confront Baggovutu; in the center is Wedelle with the 64 infantry and 1 battalions of the 88 regiment. On the left flank were the remaining battalions of the 88 and the 34 th infantry regiment. They were supported by the dragon of the cavalry division of Becker. Later came the division of Gudin from the corps of Marshal Davout. The French left wing was closed from the Russians by the forest, and therefore the detachment Barclay de Tolly opposing him could not identify the real forces of the enemy. French artillery was placed in the center and left flank.



Having completed the construction, the French went on the offensive. Bennigsen ordered the cavalry to withdraw for the infantry lines. Coming closer, the French opened artillery fire and attacked Baggovut and Barclay. The French fought fiercely and pushed the Baggovut detachment. Bennigsen promptly dispatched Count Osterman with the 4 battalions and Major General Kozhin with His Majesty's Life-Kirasir regiment and the 2 squadrons of the Major Steel Starguard regiment to help the defending forces. Behind them, Osterman moved the hussar of the Izyum regiment, Pavlovsky grenadier and Murom musketry regiments.

Baggovut led his soldiers into a bayonet attack. She was supported by the cuirassiers of Kozhin and the dragoons of Steel, who struck the enemy’s flank. 3-4-th. the french column was crumpled, the enemy only captured lost about 300 people. As a result, the enemy was thrown back, the attack on the left wing of the Russian army was successfully repulsed.

The French attempted a second attempt to overturn the Baggovut detachment by the forces of the dragoon division. The French attacked the Izyum hussars, not seeing that behind them was an artillery battery. The hussars quietly waited until the mass of the French cavalry came close enough, after which they turned sharply to the left. The shots of grapeshot caused heavy damage to the enemy. The Count Osterman, who arrived with infantry, finally defeated the enemy and returned the position that Baggovut occupied at the beginning of the battle.

At the same time, a fierce battle was in full swing at Barclay’s plot. "With the courage and fearlessness of this general," noted Bennigsen, "he was forced to yield to a cruel and swift attack." The French even captured one of our batteries. However, our troops immediately counterattacked Tenginsky, 1-th and 3-th Jaeger regiments and beat off the guns. In order to restore the situation completely, Saken personally led Barclay de Tolly of Chernigos and Lithuanian Musketeer Regiments to help. After a stubborn battle, the French were rejected.

These failures forced the French to stop the attacks. Marshal Lannes waited for the arrival of Gudden's division, continuing the artillery fire. In 14 hours, the Güden Division arrived on the battlefield, and the French decided to try again to drop the Russians from Pultusk. The main blow the enemy struck on the right wing of Bennigsen. Lunn himself attacked in the center. At the same time, the French launched an attack on their left wing with the aim of holding down Russian forces. Guden's soldiers broke into the village of Moshina, bypassing Saken on the right.

Bennigsen promptly reacted to the emergence of fresh forces of the enemy. On his orders, Barclay de Tolly and Baggovut turned the right flanks of their troops back and strengthened them with artillery. The French bravely went forward, but came under heavy artillery fire. At the same time, Barclay attacked Güden’s left wing. In this attack, the Chernigov Musketeer Regiment, Major General Prince Dolgorukov, was especially notable. The Ulan squadrons of the Konno-Polish regiment, Lieutenant Colonel Zhigulin completed the defeat of the crumpled French column. After that, Lannes, receiving a report from Suchet about the failure on the right flank, stopped the attacks.

Bennigsen decided to go on the counteroffensive. Count Osterman was supported from the reserve by the Tula regiment and two battalions of the Revelsky regiment. As soon as Osterman's troops went forward, he went on the attack and Bennigsen with the troops of the right wing, reinforcing them with cavalry (Dorokhov's brigade and part of Kozhin's brigade). The simultaneous offensive of the Russian flanks and the skillful action of artillery decided the outcome of the case in favor of Bennigsen's troops. The French fought back fiercely, a stubborn battle continued for several hours. At 19 hours, the French began to leave positions. Darkness and blizzard did not allow Russian troops to pursue the enemy and complete the defeat of the enemy.

Results

The losses of the Russians in the battle amounted to 3,5 thousand people, the French (according to their clearly underestimated data) - 2,2 thousand people, including 700 people captured. The fact that Marshal Lannes himself was lightly wounded tells about the bitterness of the battle, Generals Suchet, Clapered, Wedell and Bonar were injured.

Both sides reported their victory. All the French attacks were repulsed, but Bennigsen did not use his considerable numerical superiority until the approach of the Gudin division. You can also note the inaction of Bouksgevden, caused by conflicting instructions from Kamensky. However, strategically, it was a success. In the course of the battle, the Russians stopped the advance of the enemy, and Napoleon Bonaparte had to part with the plans of the encirclement and the subsequent defeat of the Russian army.

At night, Bennigsen received a report on the movement of large enemy forces, bypassing his corps from the north. In connection with this morning of December 15 (27), he gave the troops an order to withdraw, which gave the French a reason to announce their victory in the battle.

For this victory, the emperor Alexander granted Bennigsen the Order of St. George of the 2 degree and 5 thousand chervonets, also the general soon became the commander of the whole army. The orders of St. George 3 degree were marked by other heroes of this battle - Count Osterman, generals Baggovut, Barclay de Tolly, Kozhin and Colonel Davydovsky. The commander of the 1 th eger regiment, Davydovsky, who was wounded in the case of Sokhochin, received a mortal wound near Pultusk.
Author:
Articles from this series:
Russian-Prussian-French War 1806 – 1807

Russian-Prussian-French War 1806 – 1807.
As a military psychosis led Prussia to a military-political catastrophe
How Napoleon destroyed the Prussian army
Campaign in Poland. How Napoleon tried to crush the Russian army
Battles at Sokhochin-Kolosomb and Charnovo
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Same lech
    Same lech 15 December 2016 05: 26
    0
    An interesting piece of the history of our army ... the forerunner of the invasion of Napoleon in Russia.
  2. Dekabrist
    Dekabrist 15 December 2016 23: 48
    +2
    It seems that soon those who wish to prepare materials of this orientation will not be.
    The reader concerned disappears.
    Fodder for hamsters and a news mix for couches are gaining popularity.
    And there you can do without text at all, the main thing is the headline.
    1. Mordvin 3
      Mordvin 3 16 December 2016 00: 11
      +2
      Quote: Dekabrist
      And there you can do without text at all, the main thing is the headline.

      Exactly. laughing For me, this piece of history passed by and I don’t know what to comment on. Well, at least I heard about Osterman from the edge of my ear, and then bread. laughing I only heard that the soldiers did not really respect Kamensky. recourse
    2. Alekst
      Alekst 16 December 2016 10: 06
      0
      I'm just curious. It’s true that it’s difficult to find the technical details of the battles, there are many books on this topic, but mostly the authors go away from this topic because they have a lot of descriptions of the battles, but there are few policies and different personal characteristics ... therefore, thanks to Alexander Samsonov, although not with I agree with all the conclusions and his articles, but he somehow satisfies my hunger on this topic, though he is in no hurry to share the sources :)

Победа русской армии при Пултуске

Движение русской и французской армий

11 (23) декабря 1806 года, когда французские войска заняли переправы на Вкре и Нареве, русская армия, которая по замыслу фельдмаршала Каменского должна была атаковать корпуса Сульта и Ожеро, также двигалась навстречу врагу. Корпус Беннигсена двигался от Пултуска к Сохочину, две дивизии корпуса Буксгевдена шли из Остроленки к берегам р. Вкры, остальные дивизии корпуса — к Попову. Узнав о боях, которые выдержали авангарды Барклая де Толли и Остермана, Каменский приказал Беннигсену и Буксгевдену остановить движение и вернуться.

12 (24) декабря Наполеон приказал корпусу Ланна усиленному пехотной дивизией из корпуса Даву и драгунской дивизией из резерва взять Пултуск. Сульт и Ожеро от Сохочина, Даву, гвардия и резервная кавалерия от Насельска должны были идти к Голымину, Макову и Рожану. Войска Бернадота, Нея должны были продолжать движение к Страсбургу, отбросить пруссаков на север и заходить на Млаву, в тыл русской армии. Таким образом, 12 (24) декабря русские и прусские войска были на марше. Но двигались крайне медленно, мешала непогода, сильный ветер, снег с дождём, которые превратили дороги в болото.

Ночью авангард корпуса Ланна вышел к Пултуску, французы хотели перехватить переправу. Однако Остерман успел предупредить отряд Багговута и русские войска пришли первыми. После ожесточенной схватки французов отбросили. Понимая, что французы хотят окружить корпус Беннигсена, Каменский приказал немедленно идти из Стрегочина в Пултуск. Как только корпус покинул Стрегочин, корпус Даву, двигавшийся из Насельска, занял его, отрезав русский арьергард, ещё не дошедший до Стрегочина, от основных сил и Пултуска. Эти война вынуждены были отходить к Голымину. В ходе этого отхода на Пултуск и Голымин наши войска потеряли много обозов и более 50 пушек. Командиры отрезанных полков действовали самостоятельно, шли раздельно, блуждая по разным дорогам, встречаясь по пути с врагом, чем ввели французов в заблуждение. Наполеон решил, что это часть какого-то замысла русского командования, сложные маневры противника. Пока французский император разгадывал «хитрый план» русских, он на несколько часов задержался с гвардией и резервной кавалерией в Насельске, и не успел к сражению в Голымине.

13 (25) декабря, когда большая часть войск Беннигсена подходила к Пултуску, Каменский приказал готовить войска к сражению. Корпусам Буксгевдена и Эссена главнокомандующий приказал сосредоточиться в районе Пултуска. Вечером фельдмаршал осмотрел позиции. Войска радостно приветствовали Каменского. Надо сказать, солдаты и офицеры уважали Каменского, считая его представителем эпохи А. Суворова и Екатерины Великой, когда русская армия была непобедима.

В это же время корпус Ланна подходил к Пултуску, а остальные французские войска были на марше к Голымину. Как уже говорилось ранее, Наполеон решил окружить и уничтожить русскую армию в районе Голымина, где, по ошибочным данным французской разведки, она находилась. Исходя из этого замысла, главные силы французской армии шли на Голымин.

Тяжелые заботы и ответственность главнокомандующего окончательно подкосили здоровье старого русского фельдмаршала. Каменский, судя по всему, в это время пережил расстройство сознания. В ночь 14 (26) декабря Каменский внезапно отказался от принятого решения и приказал войскам отступать в Россию. Сам же, сняв с себя командование, выехал в тыл. Родственник главнокомандующего, граф Остерман пытался переубедить его, верно отмечая, что неожиданный отъезд Каменского подорвёт боевой дух армии, но безуспешно. Приказ Каменского об отступлении дошел не до всех частей, внес невероятную путаницу и едва не привел русскую армию к катастрофе.

Победа русской армии при Пултуске

Генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский (1738 — 1809)

Так, граф Буксгевден выполняя приказ Каменского от 13 декабря, утром 14 декабря выступил из Макова в Пултуск. При нем была одна дивизия Тучкова, дивизия Дохтурова была в Голымине (ей приказали идти в Пултуск через Маков). Пройдя несколько верст по ужасной грязи, он встретил курьера Каменского, фельдмаршал приказал генералу возглавить армию, кроме корпуса Эссена, и отводить войска к границам России. Буксгевден решил вернуться в Маков, и на марше слышал артиллерийский гул со стороны Пултуска и Голымина. Буксгевден не решился выступить из Макова, желая выяснить, что происходит у Беннигсена в Пултуске, у Дохтурова в Голымине, и что делают две дивизии его корпуса (Анрепа и Эссена), которые были на левом берегу Нарева. Таким образом, Буксгевден стал старшим командиром в армии, но не знал, что в это время происходит в ней, не руководил армией, имея при себе всего одну дивизию.

Когда Буксгевден вернулся в Маков, прибыл из Пултуска дежурный генерал граф Толстой. Он сообщил об отъезде фельдмаршала и призвал Буксгевдена идти в Пултуск на помощь Беннигсену. Буксгевден сказал, что хотя до Пултуска всего 15 верст, но дороги в ужасном состоянии, и он дойдёт только к вечеру, когда сражение будет завершено. Кроме того, он не знает, что происходит в Голымине, откуда слышится пальба. Буксгевден остался в Макове. В результате генерал не оказал помощи Беннигсену в битве при Пултуске.

Буксгевден оправдываясь, написал царю Александру: «Я спешил в Пултуск, но фельдмаршал воротил меня с половины дороги. Я не мог знать, какие были сему предписанию причины, а если бы и знал, как после открылось мне, что причины ничтожные, не мог я предписания его ослушаться, строго умея повиноваться начальству, яко то первейшая в военной службе обязанность, хотя в самом деле не следовало велеть мне возвращаться в Маков, ибо в начале сражения поспел бы я ударить в левый фланг неприятеля, и, конечно, решительно бы его опрокинул».

Победа русской армии при Пултуске


Битва при Пултуске

Проводив фельдмаршала Каменского, Беннигсен остался в Пултуске, хотя имел приказ отступать в Россию. Он решил остаться на занятой позиции, чтобы дать возможность отставшим полкам соединиться с главными силами. Затем можно было, если была необходимость, отступать в Россию. Беннигсен также надеялся, что дивизии Анрепа и Эссена из корпуса Буксгевдена успеют подойти к нему. Беннигсен не знал, что Каменский отменил движение этих дивизий к Пултуску и приказал им идти к Остроленке. Таким образом, Беннигсен взял на себя большую ответственность, не приняв сражение вопреки воле Каменского и не узнав мнения Буксгевдена, который теперь формально был командующим.

Корпус Л. Л. Беннигсена насчитывал около 40 тыс. человек при 200 орудиях. Его главные силы (13 пехотных полков) находились северо-западнее города и занимали по фронту 2,5 км, имея боевой порядок в две линии с выделением резерва (1 полк и 2 батальона). Правый фланг корпуса обеспечивал отдельный отряд генерал-майора М. Б. Барклая де Толли (около 4 полков и 5 эскадронов конницы), выдвинутый к деревне Мошино; левый фланг — отдельный отряд генерал-майора К. Ф. Багговута (3 пехотных полка, 1 батальон, 1 кавалерийский полк и 2 эскадрона), располагавшийся в 1 км юго-западнее Пултуска. С фронта главные силы прикрывала конница (кавбригады генерал-майоров И. С. Дорохова и В. А. Кожина), впереди которой находились казаки. Общий фронт русских войск составлял около 5 км. Правым флангом командовал генерал-лейтенант Ф. В. Остен-Сакен, левым — генерал-лейтенант А. И. Остерман-Толстой.

Победа русской армии при Пултуске

Леонтий Леонтьевич Беннигсен (Левин Август Готлиб Теофиль фон Беннигсен)

В 10 часов к Пултуску подошёл маршал Ланн. Корпус Ланна (2 пехотные дивизии Сюше и Газана, легкоконная дивизия Монбрена и драгунская дивизия Беккера) вместе с подошедшей вскоре на помощь пехотной дивизией из корпуса маршала Даву насчитывал 30 тыс. человек при 120 орудиях (в начале сражения французов было около 20 тыс. человек). Ланн решил атаковать Беннигсена, рассчитывая на помощь Наполеона. Французский полководец принял решение начать сражение, не подозревая, что его противник имеет двукратное численное преимущество. Он видел на равнине перед Пултуском только конницу и выдвинутые вперёд отряды правого и левого крыла русского корпуса. Главные силы Беннигсена в это время были скрыты от взглядов французов за возвышенностью, расположенной перед Пултуском. Только значительно позже, уже ввязавшись в бой, Ланн узнал, что русские имеют большое численное преимущество.

Свои войска Ланн выстроил в 2 линии: в первой — пехотная дивизия Сюше (без 40-го пехотного полка), во второй — пехотная дивизия Газана и 40-й полк. На правом фланге Сюше был Клаперед (1 легкопехотный и 1 кавалерийский полки) — он должен был противостоять Багговуту; в центре — Веделль с 64-м пехотным и 1 батальоном 88-го полка. На левом фланге были остальные батальоны 88-го и 34-й пехотный полк. Их поддерживали драгуны кавдивизии Беккера. Позже подошла дивизия Гюдена из корпуса маршала Даву. Левое крыло французов было закрыто от русских лесом, и поэтому противостоявший ему отряд Барклая де Толли не мог определить настоящих сил противника. Французская артиллерия была размещена в центре и левом фланге.

Победа русской армии при Пултуске


Завершив построение, французы пошли в наступление. Беннигсен приказал коннице отойти за пехотные линии. Подойдя ближе, французы открыли артиллерийский огонь и атаковали Багговута и Барклая. Французы дрались ожесточенно и потеснили отряд Багговута. Беннигсен своевременно отправил на помощь обороняющимся войскам графа Остермана с 4 батальонами и генерал-майора Кожина с Лейб-кирасирским Его Величества полком и 2 эскадронами Каргопольского драгунского полка майора Сталя. За ними Остерман двинул гусар Изюмского полка, Павловский гренадерский и Муромский мушкетерский полки.

Багговут повел своих солдат в штыковую атаку. Её поддержали кирасиры Кожина и драгуны Сталя, которые ударили во фланг колонне противника. 3-4-тыс. французская колонна была смята, противник только пленными потерял около 300 человек. В результате враг был отброшен, нападение на левое крыло русской армии было успешно отражено.

Вторую попытку опрокинуть отряд Багговута французы предпринял силами драгунской дивизии. Французы атаковали изюмских гусар, не видя, что за ними расположена артиллерийская батарея. Гусары спокойно ожидали, пока масса французской кавалерии не подойдёт достаточно близко, после чего резко повернули влево. Залпы картечи нанесли врагу сильный урон. Прибывший с пехотой граф Остерман окончательно разбил противника и вернул позицию, которую Багговут занимал в начале боя.

В это же время яростный бой кипел и на участке Барклая. «При храбрости и неустрашимости сего генерала, — отмечал Беннигсен, — принужден он был уступить жестокому и стремительному нападению». Французы даже захватили одну нашу батарею. Однако наши войска немедленно контратаковали Тенгинского, 1-го и 3-го егерских полков и отбили пушки. Сакен чтобы окончательно восстановить положение, лично повёл на помощь Барклаю де Толли Чернигоский и Литовский мушкетерские полки. После упорного боя французов отбросили.

Эти неудачи заставили французов прекратить атаки. Маршал Ланн ждал прибытия дивизии Гюдена, продолжая артиллерийскую перестрелку. В 14 часов на поле боя прибыла дивизия Гюдена, и французы решили попытаться ещё раз отбросить русских от Пултуска. Главный удар противник нанёс по правому крылу Беннигсена. Сам Ланн атаковал в центре. Одновременно французы с целью сковать силы русских предприняли наступление на их левое крыло. Солдаты Гюдена ворвались в селение Мошину, обходя Сакена справа.

Беннигсен своевременно среагировал на появление свежих сил неприятеля. По его приказу Барклай де Толли и Багговут повернули правые фланги своих отрядов назад и усилили их артиллерией. Французы храбро шли вперёд, но попали под сильный артиллерийский огонь. Одновременно Барклай атаковал левое крыло дивизии Гюдена. В этой атаке особенно отличился Черниговский мушкетерский полк генерал-майора князя Долгорукова. Уланские эскадроны Конно-Польского полка подполковника Жигулина довершили разгром смятой французской колонны. После этого Ланн, получив донесение Сюше о неудаче на правом фланге, остановил атаки.

Беннигсен решил перейти в контрнаступление. Граф Остерман был подкреплен из резерва Тульским полком и двумя батальона Ревельского полка. Как только вперёд пошли войска Остермана, пошёл в атаку и Беннигсен с войсками правого крыла, укрепив их кавалерией (бригада Дорохова и часть бригады Кожина). Одновременное наступление русских флангов и умелое действие артиллерии решили исход дела в пользу войск Беннигсена. Французы отчаянно отбивались, несколько часов продолжался упорный бой. В 19 часов французы стали оставлять позиции. Темнота и метель не позволили русским войскам преследовать врага и довершить разгром врага.

Итоги

Потери русских в сражении составили 3,5 тыс. человек, французов (по их явно заниженным данным) — 2,2 тыс. человек, в т. ч. 700 человек пленными. Об ожесточенности сражения говорит тот факт что сам маршал Ланн был легко ранен, ранения получили генералы Сюше, Клаперед, Веделль и Бонар.

Обе стороны сообщили о своей победе. Все атаки французов были отбиты, но Беннигсен не использовал своё значительное численное превосходство до подхода дивизии Гюдена. Также можно отметить бездействие Буксгевдена, вызванное противоречивыми указаниями Каменского. Однако в стратегическом отношении это был успех. В ходе битвы русские остановили продвижение противника, и Наполеону Бонапарту пришлось расстаться с планами окружения и последующего разгрома русской армии.

Ночью Беннигсен получил донесение о движении крупных сил противника в обход его корпуса с севера. В связи с этим утром 15 (27) декабря он отдал войскам приказ об отходе, что дало французам повод объявить о своей победе в сражении.

За эту победу император Александр пожаловал Беннигсену орден Св. Георгия 2-й степени и 5 тыс. червонцев, также вскоре генерал стал командующим всей армии. Орденами Св. Георгия 3-й степени были отмечены другие герои этого сражения — граф Остерман, генералы Багговут, Барклай де Толли, Кожин и полковник Давыдовский. Командир 1-го егерского полка Давыдовский, раненный в деле при Сохочине, под Пултуском получил смертельную рану.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 15 декабря 2016 05:26
    Интересный кусочек истории нашей армии...предтеча вторжению НАПОЛЕОНА в РОССИЮ.
  2. Dekabrist 15 декабря 2016 23:48
    Похоже, что скоро желающих готовить материалы подобной направленности желающих не будет.
    Читатель соответствующий исчезает.
    Популярность набирает корм для хомячков и новостная смесь для диванных во(е)нов.
    А там вообще можно без текста, главное - заголовок.
    1. мордвин 3 16 декабря 2016 00:11
      Цитата: Dekabrist
      А там вообще можно без текста, главное - заголовок.

      Точно. laughing Для меня этот кусочек истории мимо просвистел, и не знаю, что комментировать. Ну, хоть про Остермана краем уха слышал, и то хлеб. laughing Только слышал, что Каменского солдаты не очень то уважали. recourse
    2. Алекст 16 декабря 2016 10:06
      Мне как раз интересно. Правда найти технические детали сражений сложно, есть много книг по этой тематике, но в основном авторы уходят от этой темы мотивируя это тем что описание сражений имеется множество, а вот политики и разных личностных характеристик мало...поэтому спасибо Александру Самсонову, хотя не со всеми выводами и его статьями я согласен, но он хоть как-то удовлетворяет мой голод по данной теме, правда делиться источниками он не спешит:)
Картина дня