"Нет другого способа, как только силой и страхом смерти сломить поляков"

37
"Нет другого способа, как только силой и страхом смерти сломить поляков"

370 лет назад, в мае 1648 года, состоялась битва под Жёлтыми Водами. Это была первая крупная победа восставших казаков над польскими войсками в ходе восстания Богдана Хмельницкого.

Предыстория



Предпосылки восстания казаков, а затем и народной войны, были связаны с антирусской политикой польских властей – религиозное, национальное и социально-экономическое угнетение подавляющей части населения Западной и Южной Руси (Малая Россия). Только незначительная часть верхушки западнорусского населения была интегрирована в польское общество и шла по пути ополячивания и окатоличивания (ассимиляции). Большая часть русских считалась хлопами, «быдлом» (стадом), которое стригли и били. Это вызывало казачьи и крестьянские восстания, но они были плохо организованными, не имели внешней поддержки и поляки топили бунты в крови. Однако противоречия никуда не девались, только усиливались из-за колонизаторской, антирусской политики Польши. Назревал новый мощный взрыв.

Поводом к началу восстания стало очередное проявление польского произвола. Поляки во главе с подстаростой Чаплинским отняли у реестрового полковника Войска Запорожского Богдана Хмельницкого хутор Суботов, разорили хозяйство, по некоторым данным насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли женщину, с которой он жил после смерти жены. Богдан имел высокое по тем временам образование, огромный боевой опыт, человеком был умным и хорошо интегрировался в польское общество, имел даже контакты с королем, который пытался ограничить аппетиты магнатов с помощью казачества. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но польские судьи ему не помогли. Затем Хмельницкий был брошен в старостинскую тюрьму, из которой его освободили друзья. Личное обращение к польскому королю, которого Хмельницкий знал по прежним временам, оказалось безуспешным.

Хмельницкий, узнав, что его собираются убить как возможного подстрекателя нового восстания, в декабре 1647 года отправился на Низ (острова ниже Запорожской Сечи), где быстро собрал отряд охотников (добровольцев) свести счёты с поляками. С их помощью Богдан поднял казаков всей Сечи. Хмельницкий был избран гетманом восставших казаков.

Восстание

Хмельницкий готовил базу восстания и укреплял остров Буцкий. Работы по укреплению Сечи проводил кошевой атаман Фёдор Лютый. Лагерь обнесли рвами и частоколами. Теперь остров нельзя было взять с ходу, он мог держать осаду. По мере роста войска укреплялись и другие острова и места, чтобы прикрыть подступы к Сечи с севера. По всей Малой России (Украине) разошлись люди с письмами («зазывными листами»). Богдан призывает народ к восстанию против польских угнетателей. Посланные из Запорожья в волости казаки и крестьяне устанавливают связи с недовольными по всему региону. Народные певцы (кобзари) призывали народ идти в войско Богдана. Во все реестровые полки были направлены реестровцы, которые перешли на сторону восставших. Они разносили письма Хмельницкого и вели соответствующую агитацию.

На остров и соседние с ним островки, на берега Днепра стали прибывать «пластуны», «луговики», «лесовики», разного рода запорожские промысловики, которые настолько усилили первый отряд Богдана, что было решено атаковать польский гарнизон, стоявший в Сечи и вокруг неё. Во второй половине января 1648 года повстанцы неожиданно атаковали вражеский отряд у острова Хортица. Боя практически не было. Большая часть реестровых казаков сразу перешли на сторону братьев. Польские драгуны, потеряв в короткой стычке более тридцати человек, бежали. Вместе с ними в Крылов к Конецпольскому прибыл и их командир полковник Гурский. Затем сдались без боя и оставшиеся казаки Черкасского полка. Они передали Хмельницкому Сечь со всеми запасами и лодками.

Таким образом, началось восстание, которое быстро переросло в народно-освободительную войну. По всей Малой России разнеслись огненные слова первого универсала Хмельницкого: «Не подчиняйтесь больше своим урядникам, как невольники, вы, чьи отцы не признавали никаких панских законов и не подчинялись никаким королям… Против всех тех кривд, которые учинены вам, нет другого способа, как только силой и страхом смерти сломить поляков… Идите на Запорожье в неприступные места Днепровского низа, и ударим на поляков… Было бы очень хорошо, если б на поляков ударили без всякого отлагательства казаки и крестьяне сразу и совместно».

Слова универсала всколыхнули весь народ, который давно копил ненависть против польских угнетателей и паразитов – и казаков, и крестьян, и мещан, всех, кто хотел вырваться из шляхетской неволи. Запорожская Сеть становится ядром восстания. За очень короткое время, всего за два – три месяца, в Сечи создают первые отряды повстанческой армии. Закаленные в боях и походах казаки Богдана проводили «курсы» боевой подготовки - обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики.

Весть о восстании не на шутку встревожила польских панов. Принимаются экстренные меры, чтобы задушить восстание в зародыше. Чтобы казаки не прорвались в охваченные волнениям низовья Днепра. Польские магнаты и польские власти организуют карательные экспедиции против восставших сёл и деревень. Против беглецов вставляются заслоны и засады. У населения отбирают оружие. Суды работали без отдыху, чтобы запугать народ. Особенно поляки боялись, что казаки выйдут из Сечи в «волость» и объединятся с мятежниками в Поднепровье, и тогда восстанут крестьяне, мещане и казаки как Левобережья, так и Правобережья. Гарнизоны в Малороссии усиливаются. Они пополняются большим количеством наемников. Каждый магнат выставляет свои дружины. В частности, у Иеремии Вишневецкого было целое войско.

Руководство всеми правительственными силами в Малороссии было передано в руки коронного гетмана Николая Потоцкого и его помощника – польного гетмана Мартина Калиновскогого. 20 февраля 1648 года Потоцкий передал ультиматум восставшим. Он предлагал восставшим схватить и выдать Богдана. В противном случае угрожал: «Знайте, что если вы не исполните моей воли, я прикажу отобрать всё ваше имущество в волостях, а ваших жен и детей вырезать». Также Потоцкий устрашал восставших выступлением против них войск Русского государства и татар. Когда запугивание не помогло, гетман приказал полковнику Каневского реестрового полка выступить в Запорожье и подавить восстание. В помощь ему придавались силы Чигиринского и Переяславского реестровых полков. Также Потоцкий издает универсал о сборе всех коронных войск, которые находились на Украине, в Баре. Стянувшись туда, они двинулись в Черкассы, где к ним должны были присоединиться магнатские силы.

Чтобы выиграть время, Потоцкий переходит от угроз к предложениям. Он предлагает Хмельницкому сдаться, а взамен гарантирует безопасность и обещает вернуть хутор Субботов. Чтобы уговорить казаков сдаться польский гетман прислал своего любимца ротмистра Ивана Хмелецкого и полковника Крического, которые были старыми знакомыми Хмельницкого и знали многих его казаков. Однако Хмельницкий хорошо знал цену всем этим обещаниям. Он отправлял гетманских послов назад с требованиями отвода всех польских войск с Малороссии, ликвидации «Ординации» 1638 года, устранения из Запорожского войска всех польских шляхтичей. Он знал, что коронный гетман ни за что не даст согласия на эти требования. Богдан также хотел выиграть время.

Поиск союзников

Хмельницкий был хорошим политиком. Заговаривая зубы польским посланникам, что он не мятежник и враждебных замыслов против королевской власти не имеет, а только добивается справедливости, Богдан готовился к войне и искал внешней поддержки. Он понимал, что без внешней поддержки могущественную Речь Посполитую не победить. После первых побед, пока Польша не опомнилась, необходимо будет закрепить успех, заручившись поддержкой заинтересованной внешней силы. Зная, что Потоцкий пытается опорочить его перед Москвой, Хмельницкий пытался установить связь с Русским царством. Чтобы укрепить давнюю дружбу и договориться о совместных действиях, связался с донскими казаками. А также направил представителей с дружескими заверениями и просьбой о помощи к крымскому хану.

Тем временем польские магнаты, опасаясь вмешательства Москвы, старались оговорить повстанцев перед русским правительством. Посыльные от польских властей в Малороссии передали русским пограничным властям десятки писем, в которых события в Запорожье освещались в самом чёрном свете. К примеру, сообщалось о желании казаков вместе с крымскими татарами атаковать Русское царство. Поляки хотели спровоцировать конфликт России и запорожских казаков, чтобы породить недоверие к Москве со стороны западнорусского населения.

Донские казаки на просьбу Хмельницкого прислали по помощь отряд. Прибыл и Иван Богун, который с запорожцами помогал донцам воевать с татарами и турками, которые пытались уничтожить главный город Войска Донского Черкасск и укрепиться в устье Дона. Слава Богуна как умелого воина и отчаянного храбреца прогремела по всей Южной Руси.

Логика войны говорила о том, что бесконечно сидеть в Сечи нельзя. Потоцкий спешно собирал войска. Польские каратели топили восставшие селения в крови. Задавив крестьянские выступления, поляки могли пойти на Сечь. Казакам нужно было идти в густонаселенные районы, к большим городам, где к повстанцам присоединятся массы крестьян, казаков и мещан. Нужно склонить на свою сторону реестровое казачество. Необходима поддержка всего народа. И только тогда можно будет меряться силой с коронным войском. Кроме того, нужен союз с Русским царством. Идея воссоединения двух частей Руси и русского народа имела повсеместную поддержку в Малороссии.

На начальном этапе также необходим был временный союз с Крымским ханством. Нельзя было допустить союза Крыма и Речи Посполитой. Войну на два фронта казаки выиграть не могли. Удар крымской орды с тыла губил всё восстание. Поэтому в Крым отправили два посольства. Одно возглавил Клыша, другое – Кондрат Бурляй. Первоначально переговоры не дали результатов. Посредником в переговорах выступил приближенный к хану Ислам-Гирею III мурза Тугай-бей, которому вернули сына, ранее захваченного казаками.

В Крымской орде было неспокойно. Трон под ханом шатался. С целью упрочения своей власти и ослабления зависимости от Порты Ислам-Гирей сместил с поста визиря Сефер-Гази-агу, ставленника крупных феодалов, и заменил преданным себе Махметом-агой. Недовольная знать подняла мятеж, началась война за трон. Хану самому нужна была поддержка. Он отправил к польскому королю Владиславу посла с требованием дани, которую не давали уже несколько лет. Но получил решительный отказ. При этом крымского посла показательно оскорбили. Когда посол попросил допустить его к целованию королевской руки, ему отказали, разрешив только коснуться края королевского плаща. Крымский посол заявил, что считает это объявлением войны.

Поэтому хану нужен был союзник, чтобы наказать Польшу и одновременно прикрыть Крым от возможного польского удара. Кровопролитная междоусобная война затихла. Сефер-Гази поклялся хану в верности, был прощен и вернул положение визиря. Но затишье было временным. Богдан и запорожская старшина это знали. Решено было сделать новую попытку. К Гирею поехал сам Хмельницкий. Переговоры проходили в Бахчисарае. Ханские мурзы разделились: одни, задобренные подарками, вступали за выгодный союз с казаками, другие были против союза, так как казаки старые враги крымских татар. Сам хан опасался, что это ловушка. Что казаки подосланы от короля и хотят выманить крымское войско и подвести его под удар шляхетской армии.

В итоге Хмельницкий, чтобы успокоить Ислам-Гирея, присягнул ему на своей сабле в присутствии всех ханских мурз. В качестве заложника в ханской ставке оставался сын гетмана Тимофей. Это был тяжелый вынужденный шаг, который вёл к большой крови на Южной Руси. Но другого пути не было. После этого хан согласился на союз против Польши. Таким образом, обе стороны нашли временного союзника против Польши, хотя и были извечными врагами. На помощь Хмельницкому хан выделил орду под началом Тугай-бея, одного из самых влиятельных вельмож оппозиционной феодальной группировки. То есть Гирей сразу «убил двух зайцев». С одной стороны, нанес удар по Польше и освободился от отряда опасного феодала-оппозиционера, который мог потерпеть поражение и погибнуть. С другой стороны, обезопасил себя от возможного недовольства Польши и Турции, мол, непокорный вассал ведёт войну, а хан не виноват. Одновременно Гирей сохранял возможность примирения с Польшей. Он тут же отправил гонца к Потоцкому и Вишневецкому, которого хорошо знал, с уверениями в дружбе.

Таким образом, заключив союз с Крымским ханством, Хмельницкий показал себя разумным политиком и дипломатом. Польша понесла серьёзное дипломатическое поражение, в разгар восстания казаки получили сильного союзника и обезопасили себе тылы. Также союз с Крымом предупредил вступление в войну Турции на стороне Речи Посполитой. Хотя, как показало будущее, татарские отряды играли вспомогательную роль в борьбе с польскими войсками, предпочитая заниматься грабежами и уводом людей в полон. Однако стратегическое значение союза Запорожья и Крыма было очевидно. Одно выступление крымской орды против повстанцев в разгар их войны с поляками вело восстание к поражению.

В конце февраля 1648 года Хмельницкий выехал из Бахчисарая. С ним шла 4-тыс. татарская орда во главе с Тугай-беем. 18 апреле Хмельницкий был у Сечи. Казачья старшина поддержала Хмельницкого. Собрали раду. Первым выступил кошевой атаман Фёдор Лютый. Он говорил о притеснениях, которые терпит от поляков народ, что пришла пора освободиться от них. Что Хмельницкий решил на «военное против поляков дело за обиды и тяжести козацкие и всея Малыи России от поляков» и что казачество и весь народ поддерживает его в этом. Кошевой сообщил о союзе с Крымским ханством. Рада также поддержала Хмельницкого. Также избрали гетмана, который поведёт народ на священную войну. Им стал Хмельницкий.

Продолжение следует…
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +9
    11 мая 2018 07:29
    Поводом к началу восстания стало очередное проявление польского произвола. Поляки во главе с подстаростой Чаплинским отняли у реестрового полковника Войска Запорожского Богдана Хмельницкого хутор Суботов, разорили хозяйство, по некоторым данным насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли женщину, с которой он жил после смерти жены. Богдан имел высокое по тем временам образование, огромный боевой опыт, человеком был умным и хорошо интегрировался в польское общество, имел даже контакты с королем, который пытался ограничить аппетиты магнатов с помощью казачества. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но польские судьи ему не помогли. Затем Хмельницкий был брошен в старостинскую тюрьму, из которой его освободили друзья. Личное обращение к польскому королю, которого Хмельницкий знал по прежним временам, оказалось безуспешным.
    bully Ну для официоза сойдёт , хотя уже не раз и не два обсуждали и про Чаплинского , который по суду забрал хутор , и про королька-другана , который посоветовал Хмелю,, разобраться по понятиям". Да и про подругу Хмеля, с коей он жил ..,,.гражданским браком"ну по тем временам в блуде , в отличии от Чаплинского , который с ней вообще то обвенчался bully Ну и про наградную шаблюку от короля польского , за спасение его под ...Смоленском кажись от русских , надо бы было помянуть та . А то не понятно -как это Хмель так лихо забратался с корольклм то wassat .Всё таки тут на сайте люди в массе своей взрослые , можно бы и писать всё по взрослому. bully
    1. +3
      11 мая 2018 09:47
      Ну для официоза сойдёт , хотя уже не раз и не два обсуждали и про Чаплинского , который по суду забрал хутор

      +1 Лучше писать как есть, правда всегда вылезет.
      с коей он жил ..,,.гражданским браком"ну по тем временам в блуде , в отличии от Чаплинского , который с ней вообще то обвенчался

      Хмельницкий, который, видимо, любил "ляшку" давно, ещё при жизни жены, утверждал, что её увезли насильно, Чаплинский наоборот, жаловался, что тот ей надоел, так как только "матросил", и она вышла за него добровольно. С Чаплинским повенчалась по католическому обряду, несколько лет спустя - с Хмельницким уже по православному (при живом муже). В общем, та ещё штучка, под стать Елене Троянской: тут были и тяжбы, и дуэли, и похищения, и в итоге война. Эх, не послушали советчиков, которые упрекали, мол что на ней свет клином сошёлся что ли, нашли из-за кого.

      А то не понятно -как это Хмель так лихо забратался с корольклм то

      +1 И тут дело не только в деле под Смоленском. Король хотел, чтобы казаки были для него как морпехи для амерского президента - воевать без согласия Конгресса, то бишь Сейма. А чего стоила фраза о том, что казаки сами виноваты в том, что имея саблю, позволяют обижать себя?
      1. 0
        12 мая 2018 18:17
        Цитата: Knizhnik
        В общем, та ещё штучка, под стать Елене Троянской: тут были и тяжбы, и дуэли, и похищения, и в итоге война

        ЕМНИП, в конце концов пасынок ее повесил - якобы за измену Родине.
      2. 0
        12 мая 2018 18:19
        Цитата: Knizhnik
        Король хотел, чтобы казаки были для него как морпехи для амерского президента - воевать без согласия Конгресса, то бишь Сейма.

        Судя по тому, что он даже втайне финансировал Хмельницкого - у него была еще одна важная задача: с помощью казаков "выбить" ЧВК оппозиционно настроенных магнатов!
    2. 0
      11 мая 2018 12:51
      Для этого нужно :а) соответствующий ум;б) желание,а можно для скорости попроще написать
  2. +2
    11 мая 2018 07:33
    Армия Богдана Хмельницкого насчитывала в разные периоды войны с Польшей до 150 тыс. чел.
    http://cyclowiki.org/wiki/Армия_Хмельницкого
    если это была армия босяков и оборванцев бежавших холопов,тогда откуда у этой армии взялось оружие? вооружить ружьями армию ,для этого необходима ОБОРОННАЯ промышленность.Добыча руды,угля,домны для выплавки чугуна,дальше выплавка стали,изготовление пороха.Что бы изготовить порох нужно добыть серу,уголь и изготовить селитру.Вот изготовить селитру ,как раз очень не просто .Короче победоносная армия Богдана Хмельницкого не могла опираться на слабомощную экономику казацкой Запородской Сечи,как нам говорят историки,а под этой армией должен находится вполне определённый и мощный экономически базис сильного государства.Этот базис мог быть только у одной страны у Руси -Московии тех лет ,поэтому армия Богдана Хмельницкого-это армия не босяков и разбойников,а регулярная армия Руси.Так история становится более понятной.
    [media=https://vk.com/video166874787_164078353]
    1. +6
      11 мая 2018 09:03
      тогда откуда у этой армии взялось оружие?
      Военторг
    2. +1
      11 мая 2018 21:32
      Цитата: Бар1
      для этого необходима ОБОРОННАЯ промышленность.

      Да ладно...? То то Афган и Сомали прям славятся своими оружейными заводами.
      1. 0
        11 мая 2018 22:19
        Цитата: уже москвич
        Цитата: Бар1
        для этого необходима ОБОРОННАЯ промышленность.

        Да ладно...? То то Афган и Сомали прям славятся своими оружейными заводами.


        вам бы только возражать на ровном месте?
        Афганские моджахеды -это партизаны,устраивают минирование дорог ,налёты на блокпосты,но не проводили лобовые атаки на регулярные советские части и не имели тяжёлого вооружения.А вот армия Богдана Хмельницкого всё это имела.
        Вы и в истории не разбираетесь и в военном деле.
    3. 0
      12 мая 2018 13:17
      Вы забываете специфику тех территорий и того времени. Чуть ли не каждый год в гости ходят из Крыма, чем-то защищаться надо если не успеют уйти из-под удара татарвы - не одним же дрекольем? И это реально была регулярная проблема, в район Москвы татары в то время ходили уже куда реже, ибо засечные черты, и вообще зачем далеко идти. Собственно, у многих даже бедных семейств в запасах лежали самопалы той или иной степени древности и качества изготовления. Или вы думали про "запасливых хохлов" байки, и шутки про деда и подлодку на пустом месте возникли? laughing Собственно, доводилось читать, что Иеремия Вишневецкий перед Хмельниччиной пытался изъять у крестьян огнестрел, чтобы им не было с чем бунтовать против него, и обалдел от количества изъятого - при том, что был уверен, что еще больше тупо не нашли. Правда, есть вероятность. что это байка.
      Но само собой. это не единственный источник огнестрела был. И покупали через крымчан за награбленное у тех же панов, и захватывали у поляков, и брали гум. помощь у царя, куда ж без этого. Плюс, на Киевщине в Полесье в то время были определенные производственные мощности, кое-какой огнестрел они могли производить и сами, хотя на счет количества и качества точной информации я не находил, и на Хмельницкого они работать могли не регулярно, ибо по сути находились непосредственно в зоне боевых действий и частенько из рук в руки переходили.
      1. 0
        12 мая 2018 13:57
        Цитата: arturpraetor
        захватывали у поляков

        в нескольких победных сражениях обозы, снаряжения пушки=-на целую армию. Плюс арсеналы в захваченных городах.Плюс воисковые деньги(казна поляков_ценности, поляки любители в своих обозах все ценности возить) Поляки поначалу панически бежали, не уничтожали. Ну а Богдан предусмотрительно накапливал силы.
        1. 0
          12 мая 2018 14:12
          Плюс личные панские арсеналы, в которых порой можно было найти весьма качественный огнестрел, да еще и в больших количествах. Кстати, количества эти по той же причине были - дабы от татар или взбунтовавшихся крестьян обороняться, вооружив прислугу. Вообще, на Украине (миль пардон за анахронизм для ушей и глаз некоторых, но так проще) того времени оружия было реально много - регион буйный, опасный, вечно кочевники норовят в набег сходить, впору с Диким Западом в США сравнивать. Да и с кадрами проблем в общем-то не было - умели держать оружие в руках тогда не только сечевики да реестровики, ветеранов прошлых войн хватало, а у них тоже могли иметься свои запасы оружия...
    4. 0
      12 мая 2018 18:25
      Цитата: Бар1
      если это была армия босяков и оборванцев бежавших холопов,тогда откуда у этой армии взялось оружие?

      у мужиков-ополченцев оружие было самопальное (или трофейное). А вот запорожцы в ту эпоху были как бы не лучшим в Европе войском с точки зрения обеспечения огнестрелом - у каждого казака по 4 пистолета + мушкет! Внешнее финансирование тоже было, разумеется - но финансировал этот мятеж на первых порах сам король, мечтавший прищучить магнатов, затем Турция, которой Хмельницкий обещал отдаться в вассалитет, а Москва уже под конец подключилась.
  3. 0
    11 мая 2018 09:05
    Не могли казаки вечно оставаться "людьми второго сорта". А у панов по-другому не бывало. Накопилось. А икону ни с кого писать нет необходимости. С Богдана Хмельницкого тем более. Но в памяти осталось. И с Крымом успешно договорился.
    1. +1
      11 мая 2018 09:54
      Не могли казаки вечно оставаться "людьми второго сорта". А у панов по-другому не бывало. Накопилось.

      Влиятельные казаки привыкли считать себя ровней шляхте. Тяжбы Хмельницкого, имхо, многим просто открыли глаза на неравенство.
      1. +1
        11 мая 2018 11:45
        Да. И дети их получали образование у поляков. Но ровней не были. Хотя всю картину по осколкам собрать непросто.
        1. +1
          12 мая 2018 18:28
          Цитата: Korsar4
          И дети их получали образование у поляков

          Тот же Хмельницкий окончил иезуитский колледж во Львове - и многому у них научился, а иезуиты реально давали (да и сейчас дают!) лучшее образование в мире, плюс учили хитрить, ловчить и т.п.
          1. 0
            12 мая 2018 23:21
            Один Арамис чего стоит. А какой может быть пласт неподнятой литературы.
      2. avt
        0
        11 мая 2018 14:21
        Цитата: Knizhnik
        Влиятельные казаки привыкли считать себя ровней шляхте. Тяжбы Хмельницкого, имхо, многим просто открыли глаза на неравенство.

        А вот интересно - автор сочтет за труд описать дальнейшие похождения православного казачества без глянца ? Ну все метания Хмеля и его сына ? А так же хорошо бы было , если бы автор перечислил те условия , на которых их приняли в Царство и кои действовали вплоть до предательства Мазепы. Вообще то Гетьманщина , помимо того , что ей ,,Тишайший" землицы прирезал, жили практически на правах конфедерации . Единственным ограничением по факту было - не вести внешнеполитическую деятельность на правах субъекта.
        1. 0
          11 мая 2018 15:27
          Может, Вы сами попробуете, у вас как-то живее будет, без официоза?
          1. avt
            +3
            11 мая 2018 16:32
            Цитата: Knizhnik
            Может, Вы сами попробуете,

            no Не берусь принципиально за статьи для сайта . Графоманствовать не хочу, а всерьёз писать , ну как то надо профессионально работать не с интернетными источниками . Полагаю, что работа на публику должна делаться с уважением к читателям , или не делаться вообще, что не исключает её критического анализа . Такие авторы на сайте вполне себе ещё есть . Ну не просто самоутверждающиеся , а вполне себе интересующиеся той темой о которой пишут , причём весьма порой профессионально .Кстати ! Весьма рекомендую книгу, ну если прошла мимо, поскольку широко её не анонсировали - не фантастика и не акунинщина, а именно - ,,Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине ХVIIвека описанное его сыном архидиаконом Павлом Алепским"Практически путевые заметки очевидцев с описанием бытовых мелочей . Гибель старшего сына Хмеля они застали кажись в Молдавии.В частности их поразили сцены в Москве , когда они увидели - мусульмане публично на улице получали лично благословение тогдашних православных священников . Факт этот для Антиохийских арабов христиан был просто шокирующий.
            1. 0
              12 мая 2018 15:20
              Графоманствовать не хочу, а всерьёз писать , ну как то надо профессионально работать не с интернетными источниками .

              И у меня аналогично hi Проклятая лень, когда-нибудь преодолею её и напишу что-нибудь good
        2. 0
          11 мая 2018 22:45
          "А вот интересно - автор сочтет за труд описать дальнейшие похождения православного казачества без глянца ?"
          Нет, не сочтет. Автор - заложник собственных завиральных идей. Поэтому лишил себя возможности сдирать глянец, только наводить. Иначе не в струю будет.
  4. 0
    11 мая 2018 13:40
    Однако ясновельможные паны поступили более чем опрометчиво: ведь, они понимали, что Богдану понадобятся союзники и одним из потенциальных союзников был Крым, а они показательно унизили посланника Ислам Гирея. Фактически они помогают Богдану Хмельницкому.
    Камрады, или я тугодум или автор не внимателен к источникам: "Посредником выступил ПРИБЛИЖЕННЫЙ к запуску ИсламГирею3 мурза Тугай-бей" и дальше:" выделил орду под началом Тугай-бея, одного из самых влиятельных вельмож ОПОЗИЦМОННОЙ феодальной группировки". Я не понимаю как можно быть приближенным и одним из лидеров оппозиции? По-моему это так же возможно как жареный снег. Или Ислам -Гирей вообще с головой не дружил: делать своим приближенным человека, что точит нож против тебя.
    1. +1
      11 мая 2018 23:06
      Да, Монархист, видно, что в интригах Вы - ноль абсолютный. Как же Вы идеалы монархизма отстаивать будете, ведь монархизм без придворной инториги не существует.
    2. 0
      12 мая 2018 18:30
      Цитата: Монархист
      Я не понимаю как можно быть приближенным и одним из лидеров оппозиции?

      "Держи друзей близко, а врагов - еще ближе!" - старая восточная мудрость
  5. 0
    11 мая 2018 13:45
    Цитата: hhhhhhh
    тогда откуда у этой армии взялось оружие?
    Военторг

    Господь внял молитвам. :" Надеюсь никто не усомнится в могуществе Святой Девы?"( "Тайны Бургунског двора")
  6. 0
    11 мая 2018 16:12
    Цитата: Бар1
    откуда у этой армии взялось оружие


    А кем сказано, что эта армия была вооружена хорошо? Казацкое ядро - это само собой, там и запасы были неплохие, и промышленность оборонная в наличии. Да и Москва подкидывала по возможности. Основная же масса, та, что из бывших холопов и мещан, вооружалась кто чем мог. Перекованные косы, ослопы, пики и прочая дребедень. Ну, еще добавим трофеи, ведь поначалу Хмельницкий нанес полякам несколько серьезных поражений, там оружия наверняка немало подобрали на поле боя. Вооружать же по первому разряду всю эту толпу? Нереально, да и ненужно. Саблей махать нужна многолетняя тренировка, да и с пищали палить не всякого обучишь.
    1. +1
      11 мая 2018 18:37
      Цитата: Molot1979
      А кем сказано, что эта армия была вооружена хорошо?

      естественно наша история это беллетристика для слабоумных,историки всегда подчёркивают ,что казаки были босяки и не воины ,а беглые холопы.Но это полная чушь если только мозги включить.Босяцкая армия Богдана Хмельницкого взяла 20 ПОЛЬСКИХ ГОРОДОВ.Это что косами и вилами? Польская армия тех лет была одной их самых боеспособных в европе. Для того ,что бы взять средневековый город-крепость необходимы пушки,мортиры большого калибра,нужен порох в большом количестве,нужны ядра ,бомбы ,гранаты.
      Вы вот зашли на военное обозрение ,а не знаете сколько раз солдат меняет своё оружие если идут интенсивные боестолкновения. Ресурс любого стрелкового оружия ограничен ,поэтому любое ружьё после ,какого то количества выстрелов становится малоэффективным ,потому что падает точность.После боя оружие портится и выходит из строя,поэтому солдат за время войны несколько раз меняет своё оружие.Это касается и холодного оружия,после жестокой сечи от сабли мало что остаётся и воину необходимо или ремонтировать саблю или менять её.
      Поэтому для того ,что бы не остаться без оружия армия должна иметь всегда крепкий тыл и своё производство оружия.А про то что, что там у кого то захвачено -это просто разговоры для дураков,трофеями не навоюешь,вернее трофеи это как раз для разбойников.
      1. 0
        11 мая 2018 22:06
        Цитата: Бар1
        .Босяцкая армия Богдана Хмельницкого взяла 20 ПОЛЬСКИХ ГОРОДОВ

        Так армии Разина и Пугачева , тоже города брали , и тоже в них голодранцев было много. Так что ничего удивительного...
        1. 0
          11 мая 2018 22:11
          Цитата: уже москвич
          Цитата: Бар1
          .Босяцкая армия Богдана Хмельницкого взяла 20 ПОЛЬСКИХ ГОРОДОВ

          Так армии Разина и Пугачева , тоже города брали , и тоже в них голодранцев было много. Так что ничего удивительного...


          да нет приятель делать аналогии исходя из неверных посылок -заведомо ошибаться.Армии Разина и Пугачева тоже самое не были армиями сбежавшей голытьбы,а были армиями у которых был и тыл и производственная база.История была другая.
          Что бы понять ,как регулярная армия расправляется с восставшим народом читайте -Восстание Чембарников.
      2. 0
        12 мая 2018 14:44
        Цитата: Бар1
        Поэтому для того ,что бы не остаться без оружия армия должна иметь всегда крепкий тыл и своё производство оружия.А про то что, что там у кого то захвачено -это просто разговоры для дураков,трофеями не навоюешь,вернее трофеи это как раз для разбойников.

        согласен
        к примеру
        Мушкет с колесцовым замком, современная реконструкция.
        К. Липа, О. Руденко. «Вiйсько Богдана Хмельницького»

        Известно, что у казаков не редкостью были новомодные кремнёвые и даже колесцовые замки — надёжные, но крайне дорогие. Такой прогресс в вооружении объясняется, скорее всего, наличием большого количества охотничьего оружия, захваченного в магнатских арсеналах.
        Не стоит думать что та промышленность, которая была на Украине того времени прекратила выпуск оружия и боеприпасов для Хмеля.
        К тому же захватывали деньги и прочие ценности-легко обратимые в оружие в той же Москве/Турции и пр.
        Войско Хмельницкого захватило 90 пушек, огромные запасы пороха: стоимость трофеев оценивалась огромной суммой от 7 до 10 млн золотых.

        Битва при Пилявцах
      3. 0
        12 мая 2018 18:36
        Цитата: Бар1
        Это касается и холодного оружия,после жестокой сечи от сабли мало что остаётся и воину необходимо или ремонтировать саблю или менять её.

        вопрос качества - с "ширпотребом" так и было, а клинки высшего качества служили веками!
        Цитата: Бар1
        трофеями не навоюешь,вернее трофеи это как раз для разбойников

        А казаки, по-Вашему, кто? Викинги, кстати, воевали почти исключительно трофейными франкскими мечами - собственная продукция была полный отстой: "Кьяртан наносил страшные удары, однако меч никуда не годился. Ему приходилось все время бросать его на землю ирасправлять клинок ногой" (Сага о людях из Лаксдаля)
        1. 0
          12 мая 2018 21:37
          Цитата: Weyland
          вопрос качества - с "ширпотребом" так и было, а клинки высшего качества служили веками


          насчёт очень качественных не знаю,а взять любую саблю или шашку и такую же и скрестить в ударе,пострадают оба клинка ,на обоих будут зазубрены.

          Цитата: Weyland
          А казаки, по-Вашему, кто? Викинги, кстати, воевали почти исключительно трофейными франкскими мечами - собственная продукция была полный отстой: "Кьяртан наносил страшные удары, однако меч никуда не годился. Ему приходилось все время бросать его на землю ирасправлять клинок ногой" (Сага о людях из Лаксдаля)


          они что воровали у франков мечи ,пока те спали или палками били франков ,пока мечи не отдавали? Глупо ,как то.
          1. 0
            13 мая 2018 13:13
            Цитата: Бар1
            взять любую саблю или шашку и такую же и скрестить в ударе,пострадают оба клинка ,на обоих будут зазубрены.

            Ключевое слово: "такую же". А вот рубить элитным кликом ширпотреб можно было без особого риска:

            Повсюду на гвоздях, крючках и петлях старых
            Виднеются следы от сабельных ударов:
            Коль саблей удалось срубить гвоздя головку,
            Не выщербив клинка, — ценили зыгмунтовку!

            Цитата: Бар1
            они что воровали у франков мечи ,пока те спали или палками били франков ,пока мечи не отдавали?

            Нападать на спящих викинги очень даже любили - а франков били топорами.
            1. 0
              13 мая 2018 18:39
              Цитата: Weyland
              Нападать на спящих викинги очень даже любили - а франков били топорами.

              если мечи побеждали топорами,тогда зачем им заведомо худшее оружее?
  7. 0
    12 мая 2018 18:09
    Хотя, как показало будущее, татарские отряды играли вспомогательную роль в борьбе с польскими войсками, предпочитая заниматься грабежами и уводом людей в полон.

    Однако без помощи татар Хмельницкий не выиграл ни одного сражения!