Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм пушка Бр-2



Мы довольно много внимания уделяли образцам иностранного вооружения, особенно артиллерийского, которое досталось РККА от царской России. И вот наконец пришло время поговорить о действительно советском орудии предвоенной эпохи. Орудии, которое даже сегодня вызывает уважение габаритами и мощью.

Первая мировая война принесли понимание командованию ведущих армий мира значимости артиллерии особой и большой мощности. Армия XX века стала очень быстро меняться. Технические новинки, которые стали появляться в различных частях мира, не только в корне меняли способы ведения боевых действий, но и требовали быстрого ответа от противоборствующей стороны.


Красная Армия достаточно бережно относилась к тем орудиям, которые достались молодой республике от Российской империи и интервентов. Однако количество таких орудий было крайне мало. В большинстве своем орудия были иностранного производства, устаревшие не только морально, но и физически.

Сказывался износ стволов, усталость станков. Это нормально, учитывая, что некоторые орудия отпахали не только Первую мировую, но и Гражданскую.

Отсюда появилась достаточно типичная для этого вида артиллерии проблема: реально поддерживать такие орудия в боеспособном состоянии стало сложно. Отсутствие как самих запасных частей, так и технологий, материалов, и производственных возможностей для производства запасных частей…

Уже к середине 20-х годов руководство РККА начинает консультации по вопросам перевооружения армии на образцы собственного производства. А в 1926 году Реввоенсовет Советского Союза ставит задачу замены иностранных орудий на советские. Более того, в решении указаны приоритетные калибры таких орудий.

Создание новых артсистем для РККА было делом сложным. И в плане конструирования, и технологически. Но все же КБ с этой задачей справились. Была разработана первая советская 152-мм пушка БР-2 большой мощности образца 1935 года.



Интересна сама история появления этого орудия. Дело в том, что проектированием этого изделия занимались сразу два завода: ОКБ 221 Сталинградского завода №221 "Баррикады" и КБ Ленинградского завода "Большевик".

Завод в Сталинграде разрабатывал пушку в рамках создания триплекса: 203-мм гаубица, 152-мм пушка и 280-мм мортира. Именно такое требование было выдвинуто ГАУ РККА в 1930 году. "Большевик" же получил задание только на пушку. Причина была проста. Именно на "Большевике" в 1929 году создали дальнобойный 152-мм ствол Б-10. Задача была упрощена тем, что ГАУ требовали всего-то "наложить" новый ствол на лафет 203-мм гаубицы (Б-4), который уже был к тому времени разработан.

Опытный экземпляр пушки завода "Большевик" был представлен для испытаний 21 июля 1935 года. "Баррикады" же смогли представить свой образец только 9 декабря. Полигонные испытания были проведены достаточно быстро и по их итогам для войсковых испытаний было рекомендовано орудие Б-30 завода "Большевик".

К концу 1936 года была изготовлена партия орудий в количестве 6 штук. Честно сказать, даже сегодня трудно понять логику командования РККА тех лет. Дело в том, что в ходе войсковых испытаний были выявлены даже не недостатки, пороки (!) конструкции, которые устранить было просто невозможно. Более того, в ходе войсковых стрельб случилось совершенно не укладывающееся ни в какие рамки событие. Пушка буквально развалилась на части.

Виной стали ошибки в проектировании и не совсем качественное изготовление образцов. Пушка оказалась не в состоянии выдержать силу своего выстрела.

Однако, несмотря на плачевные результаты испытаний, пушку БР-2... приняли на вооружение. Серийное производство орудия должен был начать Сталинградский завод №221 "Баррикады". В официальных документах орудие именовалось как "152-мм пушка большой мощности образца 1935 года".



Новым элементом системы был 152-миллиметровый ствол, имеющий поршневой затвор и пластический обтюратор.



Для ведения огня использовали выстрелы картузного раздельного заряжания со снарядами, имеющими различное назначение. Дальность ведения огня осколочно-фугасным снарядом (масса 48,77 кг) равнялась 25 750 метрам, что вполне соответствовало требованиям, предъявляемым к этому орудию.

152-миллиметровая пушка образца 1935 г. была довольно подвижной. В походном положении могла быть разобрана на две повозки, транспортируемые гусеничными тягачами на скорости до 15 километров в час. Гусеничная ходовая часть лафета обеспечивала довольно высокую проходимость системы.



Перед войной 152-миллиметровые пушки образца 1935 года приняли на вооружение отдельного артполка большой мощности РГК (по штату — 36 пушек образца 1935 года, личный состав 1579 человека). В военное время данный полк должен был стать основой для развертывания еще одного такого же подразделения.

Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм пушка Бр-2


Сегодня многие специалисты спорят о достоинствах и недостатках гусеничного хода для БР-2. Зачем было "городить огород", когда можно было бы обойтись колесным ходом, однозначно уменьшившим бы общий вес орудия? Нам кажется, что есть необходимость внести некоторую ясность в этот вопрос.



Начать нужно с основного аргумента противников гусениц. При всей кажущейся легкости колесного хода, очень слабо верится в то, что достаточно сложный и тяжелый лафет могли "возить колеса" намного легче гусениц. Либо – облегчать всеми доступными методами лафет, что равнозначно изобретению нового орудия.



Более того, необходимо учитывать и советские дороги того времени. Точнее, их отсутствие. Весенняя или осенняя распутица с вероятностью 100% закопали бы тяжелые орудия в грязь так, что вытащить их не было бы никакой возможности. Гусеничный ход давал малое давление на грунт, соответственно, пушка могла, во-первых, пройти без оглядки практически везде, где мог пройти тягач, во-вторых, вести огонь без длительной подготовки местности.

Альтернативный выход? Он есть, но хороший ли? Сделать систему не из 2 частей, а из 3-4. Но как тогда быть с временем развертывания?

Да и реалии того времени надо учитывать. Ну не было у нас хороших колесных тягачей. А вот трактора были. «Сталинцы» (мы писали об этой машине) плюс специально спроектированные для этих орудий тягачи АТ-Т. «Артиллерийский тягач тяжелый».



Оба транспортных средства обеспечивали заявленную скорость перемещения орудия — 15 км/ч. Получается, что в предвоенный период гусеничный ход был предпочтительнее для таких пушек и гаубиц.



А колесный вариант БР-2 появился только в 1955 году. Оставшиеся на тот момент на вооружении орудия получили новый индекс БР-2М. Кстати, в этом варианте пушка транспортируется целиком, ствол и лафет вместе. Мобильность системы действительно улучшилась.

Но вернемся к орудию. БР-2 была предназначена для уничтожения объектов в ближнем тылу противника: складов, КП высокого уровня, железнодорожных станций, полевых аэродромов, дальнобойных батарей, скоплений войск, а также разрушения вертикальных фортификационных сооружений стрельбой прямой наводкой.



Тактико-технические характеристики 155-мм пушки образца 1935 года (БР-2):

Масса в боевом положении – 18 200 кг.
Масса в походном положении: 13 800 кг (лафетная повозка), 11 100 кг (орудийная повозка).
Калибр – 152,4 мм.
Высота линии огня – 1920 мм.
Длина ствола – 7170 мм (47,2 клб.).
Длина канала ствола – 7000 мм (45,9 клб).
Длина в боевом положении – 11448 мм.
Ширина в боевом положении – 2490 мм.
Клиренс лафетной повозки – 320 мм.
Клиренс орудийной повозки – 310 мм.
Начальная скорость снаряда – 880 м/с.
Угол вертикального наведения — от 0 до +60°.
Угол горизонтального наведения – 8°.
Скорострельность – 0,5 выстрела в минуту.
Максимальная дальность стрельбы – 25750 м.
Вес осколочно-фугасного снаряда – 48,770 кг.
Скорость возки по шоссе в раздельном виде – до 15 км/ч.
Расчёт – 15 человек.

Удивительный факт для артиллерийских систем. Пушка участвовала в двух войнах. Советско-финской и Великой Отечественной. И за этот период не было потеряно ни одного орудия. Хотя, в некоторых источниках можно найти упоминание о потере одного орудия в финскую компанию. Не подтверждено в первую очередь финнами.



В РККА на момент начала Великой Отечественной было 28 "рабочих" орудий. Всего же было 38 (по другим данным 37) орудий. Ровно столько же орудий у нас было и в 1945-м.

Разница в 10 пушек объясняется очень просто. Полигонные и испытательные экземпляры.

О боевом применении БР-2 известно немного. Считается, что войну они начали в 1942 году. При отступлении такие орудия не очень эффективны, поэтому начальный период Бр-2 провели в тылах. Да и боеприпасов к пушкам в 1941 году практически не было.

Есть сведения об их применении во время Курской битвы. Также эти орудия в апреле 1945 г. стояли на вооружении артиллерийской группы Восьмой гвардейской армии. Пушки использовались во время Берлинской наступательной операции для поражения целей, находящихся на Зееловских высотах.

Статистические данные наших архивов МО говорят о том, что в 1944 году было израсходовано 9 900 выстрелов к пушке БР-2 на Ленинградском (7100 выстрелов), Первом Прибалтийском и Втором Белорусском фронтах. В 1945 году — 3 036 выстрелов, расход снарядов для данных орудий в 1942-43-м годах не фиксировался.

В целом же, если говорить БР-2, следует отметить, что несмотря на все недостатки и недоработки, орудие это эпохальное. И относиться к нему следует как к прорыву советской конструкторской мысли того времени.




Двойной ряд катков обеспечивал неплохое качение и распределение веса.






Крутить штурвалы наводки — удовольствие ниже среднего. Но слабаки на этих пушках не служили.





Места для расчета — более чем спартанские.







Современный асфальт даже в довольно прохладную погоду не выдержал. Даже несмотря на защиту на гусеницах. Не танк, но все-таки...





Сегодня многие сопоставляют БР-2 с аналогичными западными образцами вооружения. Можно находить множество преимуществ, можно сравнивать характеристики орудий. Занятие интересное, но не нужное.

Да, был у американцев "Долговязый Том" (155-мм орудие М1) образца 1938 года. Хорошее орудие. Легче на 4 тонны нашей пушки. На колесном ходу. Сравнивать их можно. Только зачем? Выше мы озвучили мысли о гусеницах. Представить "Долговязого Тома" на наших дорогах сложно. Интересующимся достаточно отыскать в интернете фотографии зарывшихся в грязь намертво после выстрелов 105-мм немецких пушек.

Пушка Бр-2 может вполне спокойно считаться прародительницей нашей тяжелой и сверхтяжелой артиллерии, о представителях которой мы уже рассказывали и еще будем рассказывать в дальнейшем.

Выражаем горячую благодарность администрации Музея отечественной истории в Падиково за предоставленную возможность познакомиться с этим экспонатом.
Автор: Александр Ставер, Роман Скоморохов

Использованы фотографии: Роман Скоморохов

Статьи из этой серии:

Артиллерия. Крупный калибр. Начало
Артиллерия. Крупный калибр. 114,3-миллиметровый детектив
Артиллерия. Крупный калибр. Как приходит бог войны

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 5 июня 2018 06:11
    Да и реалии того времени надо учитывать. Ну не было у нас хороших колесных тягачей. А вот трактора были. «Сталинцы» (мы писали об этой машине) плюс специально спроектированные для этих орудий тягачи АТ-Т. «Артиллерийский тягач тяжелый».
    Авторы, с тягачом АТ-Т вы поспешили, он появился в 1950 году. Перед ВОВ, в тяжёлой артиллерии, помимо трактора "Сталинец" использовались тягачи "Коминтерн" и "Ворошиловец".
    1. BAI 5 июня 2018 16:22
      То, что авторы поспешили с тягачом понятно. Но про дату начала выпуска есть разные данные:
      1.
      Серийное производство началось в 1950 году. Элементы кабины использованы от кабины грузового автомобиля ЗИС-150/ЗИЛ-164, которую фактически расширили.

      2.
      АТ-Т
      Конструкторы Морозов, Александр Александрович,
      Щукин, Михаил Николаевич
      Производитель СССР, Харьковский машиностроительный завод
      Года производства 1947 - 1979

      3.
      С 1946 г. началось производство танка Т-54, и на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 г. Эта машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый)
      BAI
    2. Borik (Борис) 13 июня 2018 11:29
      Перед ВОВ, в тяжёлой артиллерии, помимо трактора "Сталинец" использовались тягачи "Коминтерн" и "Ворошиловец".
      1. Paranoid50 (Александр) 16 июня 2018 22:37
        Цитата: Borik
        тягачи "Коминтерн" и "Ворошиловец".

        Часто оставляют лишь одно из двух фото. yes У Вас оставили "Ворошиловец", добью "Коминтерном":
  2. hohol95 (Алексей) 5 июня 2018 08:48

    Упомянули, а фотографию не поставили .
  3. 100500 (Алексей) 5 июня 2018 09:01
    Один вид этого орудия вызывает уважение и трепет.
  4. Zaurbek (Zaur) 5 июня 2018 10:17
    У нее снаряд такой же как и у современных 152мм гаубиц?
  5. Гончар (Гончар) 5 июня 2018 11:52
    Боеприпасы к орудиям одного калибра взаимозаменяемы, как правило, в соседних поколениях. Но этих поколений от БР-2 до Мсты и Коалиции несколько. Из Мсты можно стрелять боеприпасами от Д-20 и МЛ-20, а также 2С3 Акация.Часть боеприпасов разрабатывалась специально для Мсты. Тот-же корректируемый Краснополь, к примеру.

    Но БР-2 - исключение. Она стреляла только своими, специальными боеприпасами. Причём для вариантов с глубокой и мелкой нарезкой боеприпасы были свои.
  6. smaug78 (Борис) 5 июня 2018 12:18
    С гусеницами автору попали впросак и начали нести ахинею))))
    Главной проблемой Бр-2, как и всего триплекса, стал гусеничный лафет. Его конструкция задумывалась как обеспечивающая высокую проходимость при движении по целине или пашне, что в теории позволяло повысить живучесть орудия за счёт быстрой смены огневой позиции в неразобранном виде. В реальности использование гусеничного лафета привело к громоздкости и очень низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки (ГН) всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчёта за пределы угла ГН требовалось не менее 25 минут. Сама необходимость разборки орудия на походе и наличие отдельной ствольной повозки не способствовали мобильности и живучести системы. Орудие с трудом перемещалось самыми мощными из имеющихся советских тягачей, в случае же условий плохой проходимости (распутица, гололёд) данная система фактически теряла подвижность. Таким образом, орудие имело плохую маневренность во всех отношениях.
    В 1955 г. на всех оставшиеся к этому времени орудиях гусеницы были заменены на колеса.
    1. domokl (Александр) 5 июня 2018 13:32
      Назовите советский тягач, который смог бы протащить по грязи Бр-2 на колесах. Трактор не вытащит. немцы гораздо меньшие орудия не могли вытащить. Факт? Факт. а вы рассуждаете с позиции сегодняшнего дня..Тогда проще надо-Мста лучше и все lol
      1. Alexey RA (Алексей) 5 июня 2018 13:46
        Цитата: domokl
        Назовите советский тягач, который смог бы протащить по грязи Бр-2 на колесах.

        "Ворошиловец".
        Кстати, нарекания на ходовую Б-4, Бр-2 и Бр-5 были постоянными:
        фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом «Большевик», постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр 10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два «Коминтерна» цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.

        Получается, что проблемы у гусеничной ствольной повозки начинались уже на ровном месте. А без неё гаубица просто не могла передвигаться. Ибо самая большая беда триплекса на гусеничном лафете - это невозможность транспортировки орудий в собранном виде. Вот данные по Б-4:
        Гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Превышение рекомендованных скоростей грозило повреждением или разрушением ходовой части.

        Колёсный ход модернизированных гаубиц таких проблем не имел:
        В модернизированных орудиях повышена живучесть ходовой части и осуществлена нераздельная возка на одной повозке. В связи с этим отпала необходимость комплектации каждого орудия ствольной повозкой Бр-10.
      2. Alexey RA (Алексей) 5 июня 2018 14:04
        Цитата: domokl
        Тогда проще надо-Мста лучше и все

        Зачем бросаться в крайности? Шасси для Бр-2 было - не зря же ГАУ и КБ постоянно плодили ТЗ и проекты САУ с 152-мм пушкой (не гаубицей-пушкой, а именно пушкой). Началось всё с монструозных СУ-14, а закончилось вполне компактными штурмовыми САУ и САУ огневой поддержки на базе КВ-1С. Причина проста - высокая начальная скорость и высокая бетонопробиваемость 152-мм пушки делали её незаменимой для борьбы с ДОС. В книге ув. Юрия Пашолока "СУ-152 и другие САУ на базе КВ" описаны и аргументы сторонников данного орудия САУ, и проекты этой САУ.
        Но до войны сделать САУ с Бр-2 не успели (САУ "212"). А во время войны, когда вернулись к этой теме, то оказалось. что ходовая часть есть, но нет самих орудий - завод "Баррикады" стал полем боя.
        Впрочем, у САУ с открытым расположением орудия была и ещё одна проблема - война между ГАУ и ГАБТУ за шасси. ГАУ резонно замечало, что такой САУ бронирование тяжёлого танка не нужно - толщину брони корпуса можно уменьшить, чтобы не таскать лишний вес. А ГАБТУ (и НКТП) не хотели ставить в производство облегчённый корпус для крайне малосерийных САУ и требовали делать установку на базе серийно выпускаемых машин, с минимальными доработками.
    2. Curious (Victor) 5 июня 2018 13:38
      То, что гусеничный лафет не годится, поняли практически сразу.В 1938 году АУ утвердило тактико-технические требования к разработке для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4) нового колёсного лафета. В 1939 году испытывался колесный ход Т-117. В 1940 году к разработке колесного лафета привлекли КБ пермского завода № 172 под руководством Петрова. Но к началу войны дальше проекта никто не продвинулся. Так и страдали до 1955 года на гусеницах.
  7. Гончар (Гончар) 5 июня 2018 15:02
    В музее в Снигирях на заднем дворе стоит (стояла лет 8 назад, по крайней мере) гаубица Б-4 на колёсном ходу.
  8. BAI 5 июня 2018 16:33
    В РККА на момент начала Великой Отечественной было 28 "рабочих" орудий. Всего же было 38 (по другим данным 37) орудий. Ровно столько же орудий у нас было и в 1945-м.

    А всю войну отпахала МЛ-20. Калибр тот же, но колесная. (Хоть и не пушка, а пушка-губица). Но с 1937 по 1946 сделали 6884 штук.
    BAI
  9. ser56 (Сергей) 5 июня 2018 17:40
    "военное время данный полк должен был стать основой для развертывания еще одного такого же подразделения."
    полк это часть... request
  10. faiver (Андрей) 5 июня 2018 18:36
    товарищи авторы когда пишите обзоры о военной технике то берите в соавторы третьего - технаря, а то каждый раз читая ваши обзоры делаешь для себя интересные открытия типа довоенного тягача АТ-Т :), либо пишите про цены на бензин - это получается явно лучше hi
    1. Curious (Victor) 5 июня 2018 20:12
      Тогда гонорар на троих делить придется.
  11. Альф (Василий) 5 июня 2018 18:44
    Современный асфальт даже в довольно прохладную погоду не выдержал.

    Современный асфальт много чего не выдерживает, особенно если его кладут зимой или весной.
  12. tolancop (tolancop) 5 июня 2018 21:15
    Цитата: Гончар
    В музее в Снигирях на заднем дворе стоит (стояла лет 8 назад, по крайней мере) гаубица Б-4 на колёсном ходу.

    Сейчас стоит на основной "поляне". И Б-4 и Бр-2.
    1. Гончар (Гончар) 5 июня 2018 21:59
      Спасибо! А полуразбитый АТ-Л случаем не отреставрировали?
      Всё собираюсь заехать, и по пути на дачу, да не сподручно как то всё выходит. Раньше молодое поколение подбивало на поездку, полазить по технике, теперь выросло, интересы другие. Пока...
  13. Bersaglieri 5 июня 2018 21:38
    "Папа" "Гиацинта", в принципе.
Картина дня