Викинги и их корабли (часть 4)

24
Змей мчал сына Трюггви,
Молодца, по волнам,
Пасть разинув злую,
Златом пообжату.
Олав взлез на Зубра,
Знатна волка водна.
Зверя мыло море
Мощный рог в дороге.
(Поминальная драпа об Олаве святом. Перевод С. В. Петрова.)


В большинстве своем люди у нас все же наслышаны о викингах и их кораблях, да и век интернета все-таки, поэтому вроде все уже знают, что плавали они на длинных таких судах с одной мачтой с полосатым парусом и головой дракона на форштевне. Других судов у них вроде бы и не было? Или были? На самом деле типов судов у раннесредневековых скандинавов было множество, и все они отличались друг от друга, как, скажем, «Матиз» отличается сегодня от того же «Мерседеса». Для плаваний ради торговли предназначались кнорр и каупскип; для военных походов за добычей — шнекка (что означает «тонкий и выдающийся»), скейд (можно перевести как «рассекающий воду») и дракар или «дракон» — название, которое, таким кораблям давали из-за обычая вырезать голову дракона на форштевне таких кораблей.



Викинги и их корабли (часть 4)

Фердинанд Лике, «Набег викингов» (1906). Не знаю, может быть с точки зрения живописного мастерства Фердинанд Лике и был замечательным художником, но в отношении истории – фантазер еще тот. У викингов не было «бочки» на мачте, более того, сама мачта на его картине стоит не там, где надо. Она сдвинута влево к борту. А это уже неумение правильно строить перспективу. Щиты на бортах… Зачем они в набеге здесь? Да еще среди них один прямоугольный. Мечи в руках у викингов явно бронзового века, хорошо еще, что шлемы не с рогами! Но самое, конечно, удивительное это таран! Откуда он это взял? Ведь находки судов викингов уже были известны. Изображения рунных камней опубликованы… Нет, не нравятся мне такие вот живописцы!

Суда широкого спектра назначения, которые равным образом подходили и для торговли, так и для пиратских набегов – такие, как, например, найденный корабль в Гокстаде, обычно именовались скута или карфи. Главное же отличие между судами торгового назначения и военными состояло в том, что первые, то есть кнорры и каупскипы были короткими, но широкими, имели высокий надводный борт, а также прежде всего зависели от площади парусности. Военные же суда, напротив, были узкими и длинными, имели меньшее водоизмещение, что позволяло подниматься им вверх по рекам и свободно преодолевать прибрежное мелководье, имели значительно большее число весел. Поэтому-то военные корабли викингов и получили весьма характерное название ландскип — или «длинный корабль» («ладья»).


Еще один «длинный корабль». Музей викингов в Хедебю.

Но и боевые суда викингов могли сильно различаться по размерам. Их обычно классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (сeссa), или же наличию промежутков между поперечными балками («места», рум или спантрум). Например, в X в. тринадцатибаночный корабль (триттансесса, т.е. судно, имеющее 13 мест для гребцов (банок) с каждой стороны, или 26 весел) был по размерам наименьшим из тех судов, которые можно было отнести к военным — т.е. которые были еще меньше, считалось для войны уже непригодными. Так, например, известно, что в набегах викингов на Англию в конце IX в. участвовали 16—18-баночные суда, в то время как англо-саксонская летопись сообщает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. уже строил 60-весельные корабли (имевшие 30 мест для гребцов с каждой стороны), в два раза большие по размерам, чем суда у викингов.


Корабль из Осеберга. Музей кораблей викингов в Осло.


Кстати, в Норвегии очень чтят свою историю. Об этом свидетельствует большое количество музеев в Осло и других городах. Один из них - Музей викингов, расположенный на полуострове Бюгдё, посвящен сразу трем погребальным кораблям, найденным в конце XIX века в погребальных курганах. Здесь все лаконично, просто и торжественно. Большие старинные окна, много пространства и света, но света старины, истории. Удивительно, что форма окон и архитектура здания напрямую связаны с ощущением времени. Просторно, словно на дне прозрачного моря стоят эти корабли… черные, строгие и будто бы живые…

Поэтому 16-баночный корабль, найденный в Гокстаде (относящийся примерно к этому же времени), был минимального размера для того, чтобы считаться военным судном. Стандартным же размером для боевых кораблей стали 20 или 25-баночные суда. Тридцатибаночные тоже строили, но в очень небольшом количестве. Гигантские военные суда, имевшие больше 30 банок, появились лишь в самом конце X в. Самым известным среди них был «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона, имевший 34 скамьи (или места для гребцов). Его построили зимой 998 г.; но в то время, скорее всего, были и другие подобные ему суда. Известны и 35-баночные корабли, сооруженные в XI—XIII вв. Прежде всего, это «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, построенный зимой 1061 —1062 гг. в Нидаросе.


Изготовление реплики украшения судна из Осеберга.

В «Саге короля Харальда» этот корабль описывается как более широкий, чем обычные военные корабли, подобных размеров и пропорций, но принципиально такой же, как и они. Нос украшает голова дракона, на корме — его хвост, причем носовая фигура была позолочена. На нем было 35 пар мест для гребцов, и он был просто огромен даже для судов своего класса.


А вот так эта деталь выглядит в итоге.

Среди пяти кораблей, найденных в Скулделева, один как раз и оказался очень большим, хотя и оказался он в плохом состоянии. Специалисты считают, что его размеры приблизительно составляли 27,6 метров в длину и 4,5 в ширину, а был он 20—25-весельным. Были раскопаны и другие образцы судов викингов: например, в Лэдби (время захоронения ок. 900-950 гг.), длина которого была 21 м, а весел 12 пар; в Туне (время захоронения ок. 850—900 гг.) — длина 19,5 м и с 11 парами весел. Кстати, судно из Осеберга имело 15 пар весел; а гокстадский корабль был немного больше и потому у него было 16 пар. Кстати, кнорр, что нашли в Скулделеве — это пока что единственное торговое судно, что было обнаружено в последние годы. Его размеры: 16,20 на 4,52 м.


Некоторые новоделы судов викингов по-настоящему велики. Вот, например, драккар «Харальд Прекрасноволосый».


Он же – вид спереди.


А это его «голова». Эффектная, ничего не скажешь, но сразу бросаются в глаза отличия в художественной манере оформления таких «голов» у викингов и у тех, кто сегодня им подражает. Форма одна – но вот содержание декапировки совершенно разное!

И боевые, и торговые корабли викингов имели две палубы, приподнятые в носовой и кормовой оконечностях. Между ними простиралась палуба, обшитая досками, которые специально прикреплялись неплотно и могли подниматься при укладке грузов в трюм. Во время стоянки на якоре или пребывании в гавани ее накрывали большим тентом наподобие большого шатра, а мачту убирали. Сага «Сварфдела», например, описывает 12 кораблей, стоящих на якоре в таком вот виде: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили».


«Голова» драккара. Музей истории культуры. Университет в Осло.


Еще одна похожая голова…


Эта же голова с другого ракурса. Музей кораблей викингов. Осло.

Все, и даже дети, сегодня представляют себе корабли викингов со щитами по бортам. И, да, действительно считается, что команда обычно вешала их вдоль планширя. Вопрос лишь в том, как часто это делалось и зачем? Отдельные специалисты считают, что, вывесив так щиты, грести невозможно. Но мнение это основано лишь на примере гокстадского корабля. На нем и вправду щиты, будучи привязаны ремнями к деревянной рейке, действительно закрывали отверстия для весел. Но уже на осебергском судне они были прикреплены с наружной стороны планшира так, что гребле не мешали. Ну, а если мы опять-таки обратимся к сагам, то там прямо написано, что щиты так вывешивали. Например, в саге «Битва на фьорде Гафрс» написано, что планшири «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя». Подтверждается это рисунками на камнях с острова Готланд, где видно, что щиты как раз таким образом на кораблях и расположены.


Резная голова драккара «Хугин». Эффектная, не спорю, но ж очень какая-то… декоративная!

Вот что действительно необычно, так это то, что на всех судах викингов палубы совершенно гладкие. Ни в одном из них не было ни намека на существование каких бы то ни было скамеек для гребцов. Поэтому считается, что гребцы сидели на своих сундуках. Во всяком случае сундуки с осебергского судна были вполне пригодны для сидения.


Вот он какой, «Хугин». Красавец, не правда ли? И щиты в масштабе. Но… неужели у всех они были одинаковыми?

Правда, есть вроде бы сведения, что скандинавские моряки того времени хранили все свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках, которые одновременно служили им и спальными мешками. Но как все-таки было точно неизвестно! На одном из боевых кораблей, обнаруженных под Скулделевым, в качестве сидений могли быть использованы поперечные балки. Есть и такое предположение, что гребцы вообще… стояли. Сами весла в среднем имели длину около 5 метров, на гокстадском корабле они были длиной от 5,10 до 6,20 м. Причем обычно греб веслом один гребец, но в бою ему в помощь выделялись еще двое: один защищал гребущего веслом от вражеских метательных снарядов, другой был сменщиком и ожидал своей очереди.


Одна из первых моих моделей кораблей викингов фирмы «SMER». Уже тогда, в конце 80-ых, когда я начал только-только получать модели с Запада, мне бросились в глаза и какие-то странные, пуговичного вида щиты, и странные голова и «хвост», хотя фигурки мне очень понравились. Что было делать? Отрезал «голову» и «хвост» и сделал их самостоятельно. Выбросил щиты-пуговицы и тоже сделал их сам.

Для движения в открытом море викинги поднимали на своих судах прямо-таки огромные по размерам квадратные паруса. Их стали использовать в VIII веке, и это, несомненно, являлось одним из тех значимых технологических новшеств, которые обеспечили расцвет их цивилизации. Как пример их эффективности можно привести плавание судна-реплики «Викинг» — точной копии гокстадского корабля, пересекшего Атлантический океан под парусом за 28 дней. При этом он мог часами удерживать скорость до 11 узлов, что было для того времени хорошим показателем и для большинства паровых судов, ведь далеко не все они были рекордсменами, боровшимися за «Голубую ленту Атлантики».


За что я не люблю «модельные сайты», так это вот за такие модели. Вроде бы все очень точно. Но… «металлизированные» детали на осебергском судне не были металлизированы, а если и были, то были бы… позолочены. Одинаковые щиты… Тоже как-то не слишком исторично.


Вот она – резьба с осебергского корабля. Никаких следов позолоты!

Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты и утверждают, что они были льняными. Орнаментальные узоры, напоминающие косую решетку, изображенные на готландских рунических камнях, на самом деле, возможно, изображают кожаные ремни и канаты, с помощью которых тогдашние корабелы пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип взятия рифов при помощи канатов, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната парусина зарифлялась, образовывала складки, и таким образом постепенно убирался и сам парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белого цвета (цвета небеленой парусины) с красными полосами. Мачта была, скорее всего, в два раза короче длины самого судна, поэтому, поскольку, когда во время битвы ее опускали, она даже не задевала бимсов на корме. В целом виде ни одной мачты не было найдено.


Модель судна викингов из музея в Хедебю.


Модель гокстадского корабля. Исторически вроде бы все верно, но посмотрите на умбоны щитов и сами щиты. Умбоны больше, чем нужно и с обратной стороны углубления не имеют, так же, как и рукоятки для удержания. Щиты должны иметь хотя бы намек на обшивку кожей по краю!


Еще один наводел на «слете» судов викингов в Бресте в 2012 году. Тут и обшивка хорошо выполнена, и резьба, и щиты отличные и разные. Но… каким-то уже очень поникшим получился у авторов этого судна их дракон на носу. Надо бы им придать ему более горделивый, а не «опущенный» вид!


Большое рулевое весло со съемной рукояткой находилось справа по борту. Рукоятка – румпель, часть украшалась рунами, что делало руль в руках кормчего более «послушным». Ладья из Осеберга. Музей кораблей викингов. Осло.


Форштевень и ахтерштевень обычно украшались вырезанными из дерева головами и хвостами животных, главным образом, таких как дракон или змея. Судя по норвежским наскальным рисункам этот обычай появился в Европе еще в I—II веках. По таким позолоченным головам обычно и давались названия кораблям: Длинный змей», «Бык», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому обычаю, отправившись на новую землю и по прибытии туда, следовало сначала перевезти туда голову с корабля, чтобы изгнать местных злых духов. Этот обычай, возможно, был известен по всей Скандинавии. Во всяком случае «вышивка из Байё» изображает флотилию норманнов, плывущую по морю, с фигурами голов на форштевнях, а вот причалившую в Англии — уже без них. То есть эти «головы» были съемными? Есть и такие сведения, что они были столь ужасны, что, приплывая домой, викинги их закрывали или снимали, чтобы не пугать детей.


Всем известно легендарное плавания Тура Хейердала на плоту через Тихий океан. Но мало кто знает, что его соотечественник Магнус Андерсен, вдохновленный находкой Гокстадского корабля в 1880 году, построил его первую реплику, дал ей название «Викинг» и в 1893 году переплыл на нем Атлантический океан, чтобы доказать, что такие путешествия были для таких кораблей вполне возможны. Его путешествие увенчалось успехом, и через четыре недели плавания «Викинг» прибыл на Всемирную выставку в Чикаго. Еще один норвежец Рагнар Торсет построил три копии судов викингов. На одном из них, «Сага Сиглар», он в 1984 – 1986 гг. совершил даже кругосветное путешествие! Всего же в разное время и в разных странах было построено свыше 30 копий судов викингов.


Этот резной флюгер сделан из позолоченной бронзы. В сагах говорится, что такие флюгера прикреплялись на носах многих кораблей викингов, как знак особой значимости, но вот в чем она проявлялась, неизвестно. До наших дней сохранилось четыре экземпляра таких флюгеров и то только лишь потому, что оказались они на шпилях церквей! Вот этот флюгер нашли в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре флюгера датируются XI-XIII веками, но экземпляр из Швеции некоторыми учеными относится к X веку. На нем есть характерные царапины и вмятины, нанесенные ему стрелами. Так что он явно успел побывать в боях! Такие флюгеры использовались ровно столько, сколько и сами корабли викингов, а вот на шпилях церквей они оказывались из-за традиции хранить паруса и прочие снасти военных кораблей в церквях. Ну, а когда старые корабли использовать перестали, красивые резные флюгера перекочевали на церковные шпили. Так что не только резные головы украшали форштевни боевых кораблей викингов!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 июля 2018 06:19
    Большие корабли Альфреда Великого не есть даккары, возможно они ближе среднеземноморским галерам. По описаниям имели двойное превосходство в размерах перед даккаркми Данов, две мачты (одну из них наклонную) и более высокую и крепкую обшивку. В целом видимо делались ради апсолютного превосходства один на один со среднестатическим кораблем викингов.
    По поводу гребли стоя? Готов предположить, что последние корабли не оборудованные досками для гребцов относятся уноремам минойцев и греков. Не эффективно и утомительно. Склоняюсь к вариантам, что корабли викингов оборудовались съемными банками для гребцов.
    С уважением, Котище!
    1. +4
      16 июля 2018 07:37
      Цитата: Котище
      По поводу гребли стоя? Готов предположить, что последние корабли не оборудованные досками для гребцов относятся уноремам минойцев и греков. Не эффективно и утомительно. Склоняюсь к вариантам, что корабли викингов оборудовались съемными банками для гребцов.

      Скажем так, сидеть во время гребли можно на чем угодно. Но упор для ног гребцу необходим в любом случае. Так что "гладкая" палуба наводит на интересные размышления.
      Что касается гребли сидя/стоя - тут все зависит от высоты уключины над палубой.
    2. +3
      16 июля 2018 08:26
      Тоже не представлю долгой гребли стоя.

      Это шестом толкаться можно на маленькой лодке.
    3. +6
      16 июля 2018 10:42
      Цитата: Котище
      Склоняюсь к вариантам, что корабли викингов оборудовались съемными банками для гребцов.

      Для меня понятие "рум" всегда почему-то ассоциировалось именно с сундуком, ящиком, в котором хранится оружие с личные вещи и который одновременно служит скамьей для гребца. Когда судно снаряжается в длительное путешествие свободного метса на нем нет - все занято чем-то полезным, что может пригодиться. Каждый кубический сантиметр пространства должен быть использован с максимальной эффективностью, в то же время, у каждого участника похода должно быть свое место на судне. Учитывая длину драккаров и количество весельных пар на них, можно сделать вывод, что сидели гребцы ну очень плотно, так что их ноги, скорее всего, упирались в скамью соседа. В преддверье боя, полагаю, весла складывались вдоль бортов, а сундуки сдвигались в середину судна, оставляя место у бортов для бойцов, т.е. у каждого сундука было на судне два строго определенных места - походное и боевое.
      Имея некоторый опыт длительных водных походов, я себе это представляю именно так.
      1. +3
        16 июля 2018 11:55
        Уважаемые Михаилы и Сергей!
        Постораюсь аргументировать свою точку зрения гребли сидя спиной вперед на даккаре.
        1. Дно скандинавских кораблей имеют выраженную килевидность и естественно не ровное. В связи с чем, поставить рундук или сундук достаточно проблематично. Оешениеи упоров для ног видимо были съемные поперечные бруски которые упирались в стринги и полушпангоуты корпуса. Хотя более вероятно просто на днище дожили лесину с попереченнами или может даже две. Расходный материал, в связи с чем в погребальных кораблях, как и части теликатажа и рангоута (в том числе и весла) не находили.
        2. Уключен на ранних скандинавских кооаблях не было. Обходились планширом с двумя попереченами или дырами в бортах. Чтобы весло не вываливалось, оно имело утолщение. Оно было и болансиром при гребле. В принципе при такой конструкции и щиты не мешали. Уключены современного типа появились граздо позже.
        3. В сагах часто упоминается забава викингов, в виде бега по веслам. Вес человека нагнувшись стоя на 5метровом весле не удержать. Так что гребли ребята "нортманы" сидя на попе.
        4. Сундучная система интересна! Впочем как и тючная, сел на мешок уперся ногами в брусок или укосину. К слову, а что мешало сундукам стоять под укосиной и быть ее элиментом. В сагах упоминаются и лодочные сараи (дома) где зимуют вольные птицы "даккары". Да и первым делом корабль перед походом снаряжали, возможно не только рангоутом и веслами. А может каждый приходил со своим сундуком?
        Надо подумать и почитать!
        С уважением, искренне Ваш Котище!
        1. +5
          16 июля 2018 13:29
          Цитата: Котище
          Постораюсь аргументировать свою точку зрения гребли сидя спиной вперед на даккаре.

          Владислав, частично готов с вами согласиться, особенно в части ваших рассуждений об уключинах и конструкции весел с противовесом. Именно так я себе эту систему и представляю.
          Однако, что касается первого пункта, то тут позвольте не согласиться - драккары были оборудованы палубой, и это, как мне кажется, несомненно. У меня нет уверенности относительно того как была расположена эта палуба, на какой высоте, но полагаю, что все-таки несколько выше ватерлинии при нормальной загрузке судна. При высоте борта около 2 - 2,5 м, и осадке около 1 м, высота фальшборта могла быть около метра - самое то и с точки зрения безопасности, ибо центр тяжести человеческого тела среднего роста будет ниже кромки борта (чтобы за борт не летать при качке), и с точки зрения гребли в сидячем положении на небольшом возвышении сантиметров в 30-40 при условии, что прорези в борту под весла будут ниже планшира сантиметров на 20.
          К сожалению, в серьезной литературе не встречал ничего о наличии или отсутствии шпигатов на драккарах - были они, не было, скорее нет, чем да. Тогда получается, что вода, попадающая через борт, должна была скатываться в трюм, под палубу, а оттуда вычерпываться или удаляться иным способом. Ну а если шпигаты были, то значит палуба должна была быть заметно выше ватерлинии, хотя бы на полметра, но тут уже грести будет неудобно так как весельные клюзы будут высоковато над водой...
          Короче, полной ясности у меня по этому вопросу нет. Пока сам на драккаре не походишь - не поймешь smile
          Но вот то, что у каждого на судне должно быть собственное место, а точнее, два места - для работы и для отдыха (на боевом корабле три, третье - по боевому расписанию), это точно. И вместилище для личных вещей и оружия - не в трюме же их держать, куда тогда награбленное складывать?- тоже должно быть, причем в зоне быстрого, а в случае с оружием - мгновенного доступа. Так что ящик-рум - идеальное место. Хотя, возможно, для оружия были специальные стойки на палубе, но тоже сомнительно - качка, то-се, да и ходить мешать будут, места-то не много...
          1. +4
            16 июля 2018 15:01
            Цитата: Хозяин Трилобита
            К сожалению, в серьезной литературе не встречал ничего о наличии или отсутствии шпигатов на драккарах

            Шпигаты могли быть только у полноценных палубных кораблей с фальшбортом. У драккаров такие "шпигаты" пришлось бы проделывать в самом борту. И находились бы они в районе ватерлинии, либо даже под водой, если судно загружено. Подробнее про конструкцию кораблей викингов можно посмотреть у того же фон Фиркса, например http://norroen.info/articles/firks/
            1. +2
              16 июля 2018 15:43
              Цитата: brn521
              Шпигаты могли быть только у полноценных палубных кораблей с фальшбортом

              Спорить не буду.
              За ссылку спасибо. Посмотрел размеры драккаров - только у одного, а именно гокстадского, по которому я, собственно, и ориентировался, высота борта превышала два метра и то незначительно. request Мне почему-то казалось, что она (высота борта) должна быть больше.
              Но по поводу ящика остаюсь при своем мнении.
    4. Комментарий был удален.
      1. +4
        16 июля 2018 14:05
        Виктор Николаевич, "примите уверения в нашем совершеннейшем к Вам почтении" с неизменным уважением и наилучшими пожеланиями. smile
      2. +3
        16 июля 2018 14:58
        Так-то, вчера ещё и День металлурга был.
        1. +3
          16 июля 2018 18:50
          Вот так ребята, почти обмещурились с Виктором Николаевичем, спасибо Николаю спас нас от позора!
          А если честно, надо как-то обменятся "днюхами", а то с многими общаемся уже лет ...цать и все заочно!
          С уважением, Влад!
          1. +3
            16 июля 2018 19:15
            вот-вот, полностью согласен, Владислав! yes Антону - на примере Виктора Николаевича и Дня Металлурга иногда начинаешь понимать, что такое карма, и почему иногда профессия сама нас находит. wink good да, вчера-таки был День Металлурга! drinks
            1. +2
              16 июля 2018 22:11
              Ой-ё!!! Моя-то "днюха" периодически на Пасху приходится. Добры Вы, однако, Николай! wassat
              1. +3
                16 июля 2018 22:47
                Марк Крысобой тоже был добрым человеком! request wink
                1. +1
                  16 июля 2018 23:09
                  Ну, тогда готовьтесь сами, Пэр Ноэль! Лазали по "ливневкам", - будете лазать по дымоходам! И так 2000 лет подряд! Святой Николай - покровитель диггеров!
                2. +1
                  16 июля 2018 23:44
                  "Ты что хочешь трогай, но Марка Крысобоя - не тронь!!!"
                  Х. де Торквемада (из переписки с Сикстом Четвертым)
                  1. +2
                    17 июля 2018 10:49
                    а был еще и Гай Кассиус Лонгин!soldier почитается как мученик. А еще его копье стало "копьем судьбы".
          2. +2
            16 июля 2018 22:04
            14 апреля 1973 г.
            1. +4
              16 июля 2018 22:27
              Ребята! Тронут поздравлениями! Большое спасибо! Извините, что поздно ответил, просто сегодня большую часть дня в дороге.
              1. Комментарий был удален.
  2. +2
    16 июля 2018 06:26
    Красочный интересный цикл, прочел с удовольствием
  3. +3
    16 июля 2018 08:25
    Удачная часть.

    "Вовек не забудут Гаральдовых дел,
    Набегов Гаральда Гардарика" (с).

    Все же не зря говорится, что все мы родом из детства.
  4. +2
    16 июля 2018 14:55
    Гребля стоя - это нечто невероятное и совершенно неудобное.
    Насчет банок. Мидель-шпангоут судна из Гокстада действительно плоский (№5 на рисунке), . На единственные поперечные брусья (говоря простым языком) укладывается палуба, на ней рассаживаются гребцы. И для них и в самом деле не предусмотрено конструктивно никаких банок и упоров для ног.
    Но позднее корабли из Скульделева уже заполучили более серьезный набор, лучше противостоящий продольному изгибу (№6 и №7). И там на нижние горизонтальные брусья укладывалась палуба. А верхние оставалось разве что использовать в качестве банок. На одном из военных судов Скульделева есть весельные порты двух типов. Одни расположены на расстоянии 0,78 м друг от друга. Другие - на расстоянии 0,9м, что совпадает с расстоянием между шпангоутами. Возможно, 0,78 м - это была попытка усилить корабль, увеличив число гребцов и непонятно как их рассадив. Но считается, что фактически использовались только те весельные порты, которые были на том же расстоянии друг от друга, что и шпангоуты. У больших кораблей такой проблемы не было - расстояние между шпангоутов как раз уменьшилось почти до 0,75 см.
  5. +4
    16 июля 2018 18:18
    Роскошный материал, прямо с удовольствеим читал !
  6. +1
    16 июля 2018 21:31
    Статья оставляет странное впечатление - никто, по ходу, не знает, были ли оборудованы ножными упорами драккары или нет, т.е. можно ли было экипажу грести продолжительное время?

    Если нет, то драккары были техническим убожеством по сравнению со средиземноморскими галерами или британскими боевыми кораблями. Единственное назначение драккаров - доплыть по ветру до места назначения и после бандитского налета по быстрому "сделать ноги" с помощью часа гребли в стоячем положении экипажа.

    После этого становится понятным, почему набеги викингов сошли на нет в начале второго тысячелетия нашей эры - европейские государства просто переиграли отсталых скандинавов в корабельном деле.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»