«Хиршланденский воин»: гальштатский курос бронзового века (часть 4)

31
Мы продолжаем знакомить читателей «ВО» с культурой бронзового века, оставившего после себя внушительные памятники как в количественном, так и в качественном отношении. По сути это была вторая эпоха глобализации, когда после каменного века им на новой основе обмена металлами (до этого обменивались камнем и костью) были установлены культурные связи между землями, лежавшими за тысячи километров друг от друга.

Люди обходились без письменности или она у них только-только зарождалась, но они уже имели понятие об астрономии (тот же «диск из Небры») и умели строить монументальные сооружения из камня. Начали они создавать и каменные скульптуры размером в человеческий рост, в которых увековечивали память о своих соплеменниках-современниках. Одна из таких статуй, вырубленная из песчаника фигура нагого воина, была найдена археологами в 1962 году в ходе раскопок Хиршланденского могильника в Дитцингене, принадлежавшего к гальштатской культуре. Датируется он VI в. до н. э. и представляет собой совершенно уникальный памятник, так как ранние статуи высотой в человеческий рост к северу от Альп историкам неизвестны. Экспонируется эта находка в Старом Штутгартском замке (по-немецки Altes Schloss), где сегодня расположен Государственный музей Вюртемберга.




«Хиршланденский воин» – скульптура, установленная на месте ее находки, и само место Хиршланденского могильника.

Статуя стоящего человека была найдена в ходе раскопок 1962 года в Хиршландене, недалеко от Людвигсбурга и примерно в пяти километрах к югу от Хохдорфа. Статуя была обнаружена лежащей прямо за низкой каменной стеной, окружавшей холм в два метра в высоту и не меньше двадцати метров в диаметре. Эрозия почты и выровняла часть кургана, но ученым удалось раскопать шестнадцать погребений конца VI — начала V века до н.э., или конца эпохи Гальштата. Результаты раскопок были опубликованы в 1975 году, причем внимание ученых было почти полностью сосредоточено на найденной фигуре «воина».


Здание Государственного музея Вюртемберга.

Изготовленная из местного песчаника, который добывается всего в семи километрах от места нахождения в местности Штубен, статуя очень сильно выветрилась, что говорит о том, что она долгое время находилась на открытом воздухе. Нижние части ног были найдены отдельно от тела и прикреплены к фигуре в музее. В результате высота фигуры оказалась около полутора метров. Композиционно фигура очень проста, причем здоровенные икры и бедра кажутся нелогичными и непропорциональными по отношению к относительно тонкой верхней части тела с крошечной головой, что является настоящей загадкой для историков искусства, которые не понимают, почему было сделано именно так. Ведь в мастерстве древнему скульптору явно не откажешь. Костистые плечи вытянуты вверх и вперед и подчеркнуты резко очерченными треугольными лопатками. В результате передняя часть торса очень плоская и похожа на плиту. Тощие руки крепко прижаты к телу. Однако они не скрещены и не вытянуты вдоль него. Маленькая голова слегка наклонена назад; сохранность лица довольно плохая, так что о его чертах говорить очень сложно. Несомненны две вещи. Перед нами мужчина и он вооружен.

«Хиршланденский воин»: гальштатский курос бронзового века (часть 4)

Фигура на месте раскопок.

Скульптуру называют и «стела», и «кригерстеле» (стела воина), и «куро-кельтос» или «кельтский курос». Это, конечно, не «стела» в традиционной форме древней греческой надгробной плиты, поскольку она не имеет позади нее прямоугольной плиты. Интерпретация статуи, как воина, предложена в связи с тем, что на поясе у него характерного вида кинжал с антенной рукояткой. Первоначально коническая шляпа была объявлена шлемом, но с момента открытия шляпы из бересты в захоронении Хохдорфа, считается, что воин Хиршланден носит аналогичную шляпу. Вокруг его талии две тонкие полосы, а вокруг шеи что-то вроде толстой гривны.


Фотография, сделанная на месте раскопок. Таким его нашли.

Теперь давайте попробуем ответить на вопрос, а что это может быть? Обычай устанавливать погребальные камни по обету или с какой-либо похожей целью был довольно распространен в Европе железного века. Северная Италия имела очень давнюю доисторическую традицию вырезания каменных плит с более или менее стилизованными человеческими чертами. Например, в Филе в северной Тоскане нашли каменную плиту, датируемую VI веком до нашей эры с изображением вооруженной фигуры; верхняя часть тела отделена от нижней части двумя гребнями, подобными поясу, который носит воин Хиршландена. Ноги представлены в профиль в мелком рельефе. На правой стороне плиты вырезан кинжал с рукояткой в виде антенны типа Гальштата.


Такой у него вид сзади.

Область вокруг Штутгарта особенно богата Гальштатскими и Ла-Тенскими стелами. Есть стела из Линделе, эпохи Гальштата, есть находка из Штаммхайма высотой 162 м. Но нет сомнений в том, что «воин Хиршланден» гораздо более… «скульптурен», чем эти плиты. То есть налицо генезис подобных стел или погребальных скульптур.

Многие кельтские стелы и каменные скульптуры были найдены в курганах или около них, что позволяет предположить, что они первоначально стояли на вершине кургана, как и наши «половецкие бабы». По мнению ряда ученых, эта идея пришла в Европу из Греции, А некоторые так и говорят, что «не может быть никаких сомнений в том, что идея увенчать могильный курган каменным портретом умершего, наконец, возникла из греческого мира идей». Приписывание кельтского культурного феномена влиянию греков лежит в плоскости давней диффузионистской традиции; однако, есть целый ряд «но». Во-первых, архаичные греки не хоронили своих мертвецов в курганах; во-вторых, мраморные статуи – куросы и коры, изображавшие обнаженных мужчин и одетых женщин, чаще встречаются в святилищах, а их «портретный» характер до сих является предметом дискуссии.


«На лицо ужасные, добрые внутри» — это явно про нашего гальштадца. «А еще и в шляпе!» — типичный древний интеллигент.

Обозначение «куро-кельтос» было дано воину, потому что его огромные ноги кажутся непропорционально мускулистыми по сравнению с остальной частью фигуры, и действительно напоминает искусствоведам о греческих куросах, статуях юношей, помещенных на могилах или в храмах. На этом основании ряд немецких ученых предполагают, что скульптор был либо греком, либо обучался к югу от Альп в древней греческой традиции. В различных сценариях либо греческий скульптор отвечал только за нижнюю часть статуи, в то время как местный мастер вырезал верхнюю часть, либо вся статуя была работой скульптора, обученного в обеих традициях, как местной, так и греческой.

Если считать, что более важной частью фигуры является верхняя половина, а это так по логике вещей, и если греческий стиль ценился выше, чем местный, то становится непонятным почему греческий скульптор должен был вырезать наименее значительную ее часть. Опять же, если был только один скульптор, разбирающийся в греческой технике, то почему он не вырезал верхнюю часть фигуры в греческом стиле? То есть не сделал более или менее типичного куроса?

Нашлось и этому объяснение. Некоторые ученые предположили, что вся скульптура была первоначально вырезана именно как греческий курос. Затем он был поврежден или по какой-то другой причине восстановлен уже местным скульптором, работавшим в традициях кельтских стел.


Вот что будет, если совместить «воина» и куроса.

Но если наложить фигуру «воина Хиршландена» на одного из известных нам куросов, то… ничего из этого не выйдет. Фигуры не совпадают, так что утверждать, что «воин» был сделан из куроса, все-таки нельзя. Статуя была, вероятно, установлена на кургане около 500 г. до н.э. А раз это так, то опять же непонятно, как и почему греческий курос в натуральную величину был вырезан из местного камня, достаточно долго где-то хранился (поскольку «эпоха куросов» в древнегреческом искусстве продолжалась ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.), а затем почему-то был переделан для вторичного использования. Да и вообще практически все куросы хотя бы на полвека, но старше «воина Хиршландена». А если и не старше, то совсем на него не похожи.


Мраморный курос с острова Кипр, 500 – 475 гг. до н.э. (Британский музей) Как видите, пропорции у него совершенно другие!


Курос из Птуна, Беотия, ок. 530 – 520 гг. до н.э. Высота 1,60 м. (Национальный музей, Афины)

То есть, в общем-то, очевидно, что «воин Хиршланден» не был вырезан из греческого куроса. Не было и греческого скульптора. Достижения греческой культуры не находят подтверждения в скульптуре из Хиршландена; нет ничего похожего в пропорциях, позиции, масштабе, материале или моделировании поверхности, что указывало на какое-либо влияние со стороны Греции. Один только факт, что пространство между ногами свободно, а ноги хорошо проработаны, не является достаточным для доказательства греческого происхождения данной фигуры.


Правда, вот у этого куроса ноги… это действительно ноги! (Археологический музей, Афины)

В общем, «воин Хиршланден» — это весьма увлекательная и загадочная местная работа. И она вряд ли служит доказательством эллинизации поздних кельтов культуры Гальштата. Там хватало и своей самобытности. Хотя… кто знает, может быть какой-нибудь древний кельт и побывал в архаической Греции, пленился тамошними куросами, а затем, вернувшись, описал то, что он видел знакомому мастеру-каменотесу, и тот вырубил из местного камня то, что он смог представить по его рассказу. Ну, а про положение рук этот древний путешественник просто ему ничего не сказал…

К счастью, грекам ничего не надо доказывать и сомнительных гипотез они не выдвигают. А то могли бы и сказать: «Вся европейская скульптора произошла от наших куросов и доказательство тому – «воин Хиршланден»!
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 февраля 2019 08:06
    Мой любимый бронзовый век
    На лицо ужасный и добрый (добрый ли?) внутри
    1. +3
      13 февраля 2019 08:33
      В этом году должна выйти из печати моя книга "Воины бронзового века". Так что следите за ВО. Как выйдет - здесь будет. Сможете приобрести.
  2. +3
    13 февраля 2019 09:01
    «Хиршланденский воин» – скульптура, установленная на месте ее находки, и само место Хиршланденского могильника.
    Возмможно в ближайшее время это место в таком виде можно будет посмотреть только на фотографиях. В перспективе - то что на фото ниже.

    Компания Rombold & Gfröhrer, производитель стройматериалов, планирует расширение своего карьера, где добывает известняк.
    Сейчас как раз дебаты в местных органах власти идут - расширять или не расширять. Местное "садовое товарищество" выступает за сохранение исторического памятника и ландшафта.
    Пока кто победит - сказать трудно.
  3. +1
    13 февраля 2019 09:14
    Положение рук, по моему, указывает о явном дефиците материала.
    Интересно, также, положение лопаток на спине. Соответствует приподнятым плечам.
  4. +1
    13 февраля 2019 13:02
    Здравствуйте, Вячеслав! Позволю себе предложить версию об объёме ног. Массивные ноги и тщедушный торс с маленькой головой позволяют понизить центр массы, что придаёт скульптуре устойчивость.
    1. +1
      13 февраля 2019 13:15
      То, что это безусловно так, очевидно. Но... все-таки древние люди... они такие... всюду смысл всякий вставляли... кто их знает про этот случай?
  5. +2
    13 февраля 2019 13:42
    Хорошая загадка.

    Действительно, создаётся впечатление, что верх слепили из того, что было, и стиль другой. Но если после поломки реконструировали, то отчего так эмоционально? Словно он голову в плечи вжал или в то, что вокруг шеи намотано (интересно, что это может быть?). Жалкий вид какой-то.
    (и очень удобно вешать оружие на голый живот?)

    Как-то не верится, что одной рукой сделано, либо очень творческий подход у скульптора был.
  6. +1
    13 февраля 2019 13:42
    В Хиршландене было раскопано аж 16 погребений гальштатдцев и до сих пор нет информации об анализе костных останков на гаплогруппы laughing
    1. +2
      13 февраля 2019 15:28
      Я не виноват!
      1. 0
        13 февраля 2019 16:04
        Я не о том, что не был проведен анализ, а о том, что продвинутые европейские историки/археологи/генетики так и не опубликовали ни одного отчета о генетической принадлежности костных останков, найденных в Хиршландене. При этом с увлечением (но с нулевым эффектом для себя) перетирают кости IX века, найденные в Приладожье.
        1. +2
          13 февраля 2019 19:46
          Уважаемый Андрей! Наверное когда рассылали результаты исследований, забыли Вас включить в рассылку. Кратко можете ознакомиться с результатами на сайте Ежегодного собрания Американской антропологической ассоциации по ссылке http://meeting.physanth.org/program/2012/session06/lee-2012-an-ancient-dna-perspective-on-the-iron-age-princely-burials-from-baden-wurttemberg-germany.html.
          Доклад называется An ancient DNA perspective on the Iron Age “princely burials” from Baden-Württemberg, Germany.
          Если захотите более подробно, там указаны докладчики, обратитесь, думаю Вам не откажут.
      2. +1
        13 февраля 2019 18:04
        Классный ответ! А Вы ещё сомневались в своём чувстве юмора!
  7. +1
    13 февраля 2019 16:43
    Цитата: Оператор
    При этом с увлечением (но с нулевым эффектом для себя) перетирают кости IX века, найденные в Приладожье.

    Дураков, а также бедных, а также глупых... хватает везде. На что-то дали грант, на что-то нет. Начальник проекта поругался с директором научного центра, ну и так далее. Так везде бывает...
    1. +2
      13 февраля 2019 19:48
      Да все давным давно исследовали. Если интересно - http://meeting.physanth.org/program/2012/session06/lee-2012-an-ancient-dna-perspective-on-the-iron-age-princely-burials-from-baden-wurttemberg-germany.html.
      Ну забыли товарища ознакомить, бывает.
      1. 0
        13 февраля 2019 20:22
        Цитата: Decimam
        забыли товарища ознакомить

        А вы сами-то поняли, что написано в "An ancient DNA perspective on the Iron Age “princely burials” from Baden-Württemberg, Germany 2012" (кроме аббревиатуры DNA) - где там отчет о Y-гаплогруппах костных останков ? laughing
        1. +2
          13 февраля 2019 20:41
          Я же Вам написал, что указаны докладчики. Что Вам мешает связаться с ними и обсудить этот вопрос. Или Шпаковского попросите.
          1. 0
            13 февраля 2019 20:55
            Я не про это - откуда вы взяли, что авторы статьи, не раскрыв информацию в ней, будут с радостью делиться со мной?
            1. +2
              13 февраля 2019 21:07
              Для того, чтобы узнать, будут делиться или нет, надо у них спросить. Если таковые исследования проводились - вряд ли это какая то секретная информация. Раз Вас этот вопрос интересует, почему бы не попробовать?
              1. 0
                13 февраля 2019 21:14
                Этот вопрос (этническая принадлежность носителей Гальштадтской культуры) явным образом интересует широкий круг специалистов, а не только меня, но он оказался не раскрыт в статье - неужели сложно сделать вывод о причинах "забывчивости" авторов статьи?
                1. +2
                  13 февраля 2019 21:27
                  Наверно я не так подозрителен, как Вы. С момента публикации прошло 6 лет. Вы, не попытавшись, уже "пришли к выводу". Кроме того, Вы что, мониторите все специальные зарубежные издания по этой теме?
                  1. 0
                    13 февраля 2019 22:09
                    Мониторингом занимаются члены московской академии ДНК-генеалогии, а я читаю их сайт Переформат.ру.

                    Если бы была хоть какая либо информация по гаплогруппам костных останков Гальштадтской культуры (статьи европейцев ни о чем имеются), то вы были бы первым, кому я её сообщил laughing
                    1. +2
                      13 февраля 2019 22:33
                      А Д. Факс - тоже "ни о чем"? Вы только московским академикам доверяете?
                      1. 0
                        13 февраля 2019 22:40
                        Цитата: Decimam
                        Д. Факс - тоже "ни о чем"? Вы только московским академикам доверяете?

                        Московские академики в части гаплогрупп костных останков оперируют данными общеевропейских баз, т.е. публичными результатами европейских исследователей.

                        Кто такой Д.Факс?
                      2. +2
                        13 февраля 2019 23:10
                        Канадец. Сам он психолог, но очень увлекается генеалогией, в том числе и генетической.
                        Что то типа канадского Клесова. Пишет книги типа
                        A Genetic Signal of Central European Celtic Ancestry:
                        Preliminary Research Concerning Y-Chromosomal Marker
                        S28
                        Hallstatt Culture: 720 to 600 BC and 600 BC to 480 BC (Ha C and D)
                        Где то же он материалы черпает для них, не в Канаде же.
                      3. 0
                        14 февраля 2019 00:08
                        В тексте отсутствует упоминание хотя бы одной гаплогруппы в состав ареала Гальштадтской культуры, кроме минорной R1b (которая доминирует в составе более западного ареала будущей кельтской культуры).

                        Поэтому вопрос первичных носителей центральноевропейской культуры Гальштадта пока остается без ответа.
                      4. +2
                        14 февраля 2019 00:39
                        Понятно, что на основе одной публикации, тем более любительской, делать какие то выводы нельзя. Вместе с тем исследования идут и материалы публикуют.
    2. 0
      13 февраля 2019 20:28
      Цитата: kalibr
      На что-то дали грант, на что-то нет

      Гранты есть, генетические анализы есть, а вот отчетов нет - точь в точь как в Африке, где египтяне застеснялись опубликовать отчет о генетическом анализе мумии фараона Тутанхамона (с эрбинской гаплогруппой R1b1 согласно утечкам в СМИ).
  8. +1
    13 февраля 2019 18:21
    Принципиально, Вячеслав Олегович, было бы неплохо озаглавить цикл о "бронзовом веке", чтобы отделить мух от "кровавой Мери".
    Впрочем, как всегда, спасибо за статью!
  9. +1
    15 февраля 2019 20:04
    В 7 привет!
    "Киса, я вас, как художник художника, хочу спросить, вы, рисовать умеете?"
    Я, как скульптор скульптору, хотел бы высказать моё мнение. ( Я, в отличии от много уважаемого Остапа и Кисы, всамделяшной скульптор)
    На мой взгляд, скульптуру, которую нашли, была сделана из другой скульптуры. И, вполне возможно, тот кто её переделал, поставил её, закопав по пояс. Если представить это....то "эстетически" это "обыкновенная" (прости меня художник) каменная баба.
    1. 0
      16 февраля 2019 14:36
      Мнение специалиста всегда ценно.
  10. 0
    24 февраля 2019 21:48
    Пропорции действительно немного странные, но вот его поза, на мой взгляд, однозначно говорит о том, что человек этот сильно замерз - руки прижаты к телу, голова втянута...
    Может быть, это тоже как-то связано с пропорциями?
«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»