Акваманилы как исторический источник

20
Предыдущий материал этой серии про миниатюры с «убиением младенцев» вызвал положительные отклики читателей «ВО» и пожелания ее продолжить. Должен сказать, что мне и самому очень нравится сопоставлять средневековые миниатюры и видеть, как изображения на них изменяются год за годом. Добавляются новые детали, меняется манера изображения… Вся история словно проплывает у тебя перед глазами. Но мне интересны и, скажем так, более материальные объекты исторического наследия прошлого, за которые «можно подержаться». И они тоже могут о многом нам рассказать.

Сегодня мы обратимся за этим к акваманилам – замечательным образцам материальной культуры Средневековья, к сожалению, малоизвестным нашей отечественной публике, причем настолько, что буквально все, кого я об этом ни спрашивал, не могли дать точного ответа. «Что-то связанное с водой!» — говорили они, ориентируясь на слова «аква», но ведь и акваланг – тоже начинается с «аква», однако к Средним векам никакого отношения он не имеет. Итак, что же из себя представляют эти самые акваманилы и какое отношение они имеют к средневековой военной культуре, о которой как раз и рассказывается в материалах этой серии?



Акваманилы как исторический источник


Акваманилы (на Руси их еще называли «водолеями») были разной формы. Но нас, в данном случае, интересуют лишь только те, что изображают вооруженных всадников верхом на лошадях… Эта одна из самых известных – бронзовая акваманила второй половины XIII века из Нижней Саксонии (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Тот же акваманил на «музейном фото», что позволяет рассмотреть все ее детали. При определенной степени условности в пропорциях фигур, мы видим рыцаря в характерном для этой эпохи снаряжении – шлеме топфхельм с отверстиями для дыхания, сюрко с фестончатым подолом, высокое «кресельное седло» и стремена со шпорами. Кольчуга на доспехах показана штрихами. Копье и щит с гербом владельца, к сожалению, утеряны. Вес 4153 г.

Так вот, акваманилы – это фигурные сосуды, использовавшиеся для того, чтобы поливать из них людям на руки. Отсюда и происходит, кстати, их название – «аква» (вода), «манус» (рука). Понятно, что не первым встречным воду из них на руки поливали, отнюдь, а представителям знати, когда они усаживались за обеденный стол. То есть не такие уж и грязнули были те же рыцари Средних веков, как это некоторые здесь на ВО себе представляют. Во всяком случае руки перед едой они мыли, хотя и без мыла и, возможно, не столь уж и тщательно. Однако вода, тем не менее, их рук касалась. Кроме того, акваманилы использовали и священнослужители, которым перед мессой из них также поливали на руки.


А вот так этот акваманил выглядит снизу. Сразу видно, что перед нами конь.

Обычно акваманилы отливались из медного сплава и были произведены в Европе в большом количестве в период с XII по XV века. Интересно, что пика своей популярности они достигли уже в XIII веке и в обязательном порядке красовались на всех столах людей дворянского и духовного звания.


Более ранний акваманил 1150-1200 гг. (Музей декоративного искусства, Париж) Фигура воина выполнена очень реалистично: щит, меч, кольчуга, шпоры, стремена, псалии – все соответствует своей эпохе. Вода наливается в отверстие в голове.

Отметим, что западноевропейскими историками было проведено исследование 322 акваманил из Западной Европы (хотя производили их также и на Ближнем Востоке, также являвшимся одним из их производственных центров), которые были отлиты из металла (существуют и керамические акваманилы) в средневековый период. Для 298 акваманил был определен регион или город, где они были произведены, а у 257 было сделано по меньшей мере одно задокументированное измерение. Все кроме 8 были так же датированы.

Акваманилы отливались по технологии «потерянной формы», при которой восковая модель расплавляется, оставляя полость, куда выливают металл. Все существующие металлические акваманилы были изготовлены из медных сплавов, часто из латуни или бронзы. Самые ценные были сделаны из серебра. Можно сказать, что именно они были в числе первых объемных полых металлических предметов, которые были изготовлены в эпоху Средневековья.


Рыцарь, 1275 -1299 гг. Нижняя Саксония. (Музей средневековья, Болонья) Особенностью этой скульптуры является тщательное воспроизведения разных «мелочей». Это и изображение крестов на шлеме, и фестончатое по подолу расшитое крестами сюрко, и даже валики вокруг прорезей для глаз, защищавшие их от наконечника копья, который мог иначе соскользнуть в них с поверхности шлема.

Формы акваманил весьма разнообразны, но они всегда имеют форму живого существа. В качестве образца обычно брали животное, обладавшее мощным телом, чтобы было бы куда налить достаточное количество воды. Среди них доминирует лев, составляющий 55% выборки, задокументированных акваманил. Следующими наиболее популярными являются вариации на тему лошадей — мужчины верхом на лошадях, включая рыцарей, и одни лошади — 40%. Самыми редкими являются акваманилы в форме русалки (единственный пример хранится в Германском национальном музее в Нюрнберге) и сирены (единственный пример хранится в Музее декоративно-прикладного искусства в Берлине). Акваманилы в виде льва последовательно производилась с XII по XIV века. Интересно, что в XII веке, когда акваманилы стали особенно популярны, встречается наименьшее разнообразие их форм. То есть это лучшее доказательство того, что во все времена люди следовали за модой и хотели «быть как все».


Акваманил «Лев». Конец XIII – начало XIV века. Нижняя Саксония. Вес 2541г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Нужно учесть, что размеры акваманил диктовались их практическим предназначением. В них должно было находиться достаточное количество воды, чтобы полить человеку на руки и в то же время, чтобы ее можно было при этом удерживать в руках вместе с налитой в ней водой. Слишком уж большие акваманилы скорее всего служили только лишь признаком богатства их хозяина.


Очень редкий антропоморфный акваманил из золота, ок. 1170-1180, (Сокровищница Аахенского кафедрального собора, Аахен, Германия)

Ранее производство акваманил XII века имело место главным образом в долине реки Маас, где родился художественный стиль, известный сегодня как Мосан. В XIII веке акваманилы производились в северной Германии, области Хильдесхайм, которая прославилась благодаря своей обработке металла. Хильдесхайм был, вероятно, крупнейшим производственным центром в северной Германии. К XIV веку центры в долине реки Маас свою популярность потеряли, а рынки Северной Германии, Скандинавии и даже Англии стали контролировать мастера из Нюрнберга. Наконец, производство Позднего Средневековья развилось в Брауншвейге, в Северной Германии.


Рыцарь, 1350 г. Нижняя Саксония. Состав сплава: 73% меди, 15% цинка, 7% свинца, 3% олова. Вес 5016 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Шлем имеет заостренную верхушку с гребнем.

В настоящее время наиболее известен акваманил в форме льва, оригинал которой выставлен в Германском национальном музее в Нюрнберге. Музею, можно сказать, повезло. В его распоряжении оказались гипсовые формы для отливки деталей акваманила из воска, и он их продал в 1850 году. На основе этих форм было изготовлено более 20 различных копий трех разных размеров и с разной степенью функциональности. Ряд лучших из этих копий попал в известные музеи, в том числе Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне и Музей Лазаро Гальдини в Мадриде. Немецкая компания «Эрхард и Сын» с юга Германии также выпустила множество ее копий в виде масляных ламп и… зажигалок. Компания C. В. Флейшман в Мюнхене также изготовила копии пяти различных акваманил из Национального музея Германии в Нюрнберге и Национального музея Баварии в Мюнхене. Компания Отто Ганеманн в Ганновере также сделала несколько копий акваманил. Сегодня на аукционах иногда можно встретить хотя бы одну из этих современных копий.


Рыцарь, 1200 -1299 гг. (Национальный музей Дании, Копенгаген) На шлеме крестообразное усиление, на ногах – стеганые рейтузы до колен с выпуклыми наколенниками – характерные предметы защитного снаряжение этого времени.

Рассказ о акваманилах Средневековья не может быть полным без… рассказа об их подделках. Дело в том, что среди всех прочих средневековых изделий их подделать проще всего. Для этого нужен лишь воск, гипс, формовочные материалы и… медный сплав подходящего состава. Именно так появились на свет многие акваманилы, которые несмотря на то, что они не средневековые, хранятся в музейных коллекциях, хотя их «истинная природа» и признается. Например, несколько таких подделок хранятся в Музее искусств Метрополитен и… считаются они «оригинальными художественными изделиями XIX века».

Акваманил в форме льва, хранящийся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, изготовлен по оригиналу из Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Другой лев из коллекции Хальберштадтского собора был скопирован, по крайней мере, дважды. Третий лев из Национального музея Баварии также копировался дважды: одна копия хранится в Художественном музее Франкфурта, а другой – в Национальном музее в Праге. Наконец, сидящий лев в Метрополитен-музее тоже очень уж «современен» и похож на другого льва в Музее искусств и ремесел в Гамбурге. Однако все они выставляются именно как копии, с указанием того, где находится их оригинал. Причина? Да просто эти средневековые изделия красивы, и как уже отмечалось, легко могут быть воспроизведены заново. Людям ведь надо же на что-то смотреть, а все, что связано с бытом минувших веков, для них представляет большой интерес!


Рыцарь начала XV века, Нюрнберг, Германия. Вес 2086 г. На нем шлем, характерный для Северной Италии. 1410 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Теперь рассмотрим вопрос о датировках акваманил. На них были выбиты годы изготовления или их узнали как-то еще? Датировали их очень часто… по описям! Дело в том, что в Средние века люди очень трепетно (как, впрочем, и сейчас!) относились к собственности и периодически записывали, что кому принадлежит, и где, и как хранится. Составлялись описи имущества зажиточных горожан (например, до нас дошла опись имущества одной дамы, включавшая пять доходных домой и… две ночные сорочки!) И очень часто бывало так, что описи, выполненные с разницей в 10, 20 и 50 лет, различались по количественному составу предметов. Таким вот образом и выяснятся, когда примерно была куплена (и произведена та или другая вещь), включая и такой символ собственного преуспевания и знатности, каким в Средние века являлся акваманил!

Продолжение следует…
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    20 апреля 2019 05:39
    Вячеслав Олегович спасибо за продолжение цикла!
    Особо улыбнуло -
    А вот так этот акваманил выглядит снизу. Сразу видно, что перед нами конь

    Навеяло похабные строчки - «лучше я на коне, чем конь на мне»! laughing
    1. +5
      20 апреля 2019 09:40
      Цитата: Коте пане Коханка
      Навеяло похабные строчки

      Вспомнилось из детства:
      Если б я имел коня, это был бы номер...

      Кстати, с конем в статье я определился - жеребец. А вот с авкваманилом (или авкваманилой?) не смог.
      Эта одна из самых известных – бронзовая акваманила второй половины XIII века из Нижней Саксонии

      Тот же акваманил на «музейном фото»,

      Отметим, что западноевропейскими историками было проведено исследование 322 акваманил

      В настоящее время наиболее известен акваманил в форме льва,

      Если посмотреть статью внимательно, то слово "акваманил" в его "женском" варианте в ней употреблено не менее четырех раз. Это опечатки или так надо?
      Только не говорите мне, что половые признаки коня специально сделаны для того, чтобы мы смогли с точностью определить акваманил перед нами или акваманила. smile
      В любом случае автору спасибо - было интересно. hi
      1. +2
        20 апреля 2019 14:22
        По русски - водолей или акваманил - мужской род.
        1. +4
          20 апреля 2019 15:14
          Цитата: Undecim
          По русски - водолей или акваманил - мужской род.

          Ну и что? А акваманила - женский. smile
          Виктор Николаевич, я, конечно, посмотрел википедию по этому поводу, уж и позубоскалить немного не даете. recourse smile
          В "Звездных войнах" был такой персонаж - принцесса Лея. Может быть Лея - сокращенная производная от полного имени, которое должно звучать как принцесса Акваманила Водолея Соло-Органа. В последнем слове ударение на втором слоге, не в коем случае не на первом. Пусть уж лучше ассоциируется с Домским собором, чем с борделем. smile
          Хотел сегодня что-то умное и серьезное написать, но, видно, не мой день. С утра морда хмылится во все стороны, а тут еще Владислав со своими "похабностями" - родить что-то серьезное мне сегодня без шансов, так что, компанию составить могу только "напоржать". smile
  2. +7
    20 апреля 2019 06:43
    И тут же некий хранитель высокой нравственности влепил Вам минус. Ох, не переводятся у нас ханжи, никак не переводятся! Кстати, будет Вам продолжение. Еще два материала готовы.
    1. +1
      21 апреля 2019 19:45
      С конями или без!!! good hi
  3. +4
    20 апреля 2019 08:59
    Немного Вас, Вячеслав Олегович, дополню.
    Так вот, акваманилы – это фигурные сосуды, использовавшиеся для того, чтобы поливать из них людям на руки. Отсюда и происходит, кстати, их название – «аква» (вода), «манус» (рука). Понятно, что не первым встречным воду из них на руки поливали, отнюдь, а представителям знати, когда они усаживались за обеденный стол. То есть не такие уж и грязнули были те же рыцари Средних веков, как это некоторые здесь на ВО себе представляют. Во всяком случае руки перед едой они мыли, хотя и без мыла и, возможно, не столь уж и тщательно. Однако вода, тем не менее, их рук касалась. Кроме того, акваманилы использовали и священнослужители, которым перед мессой из них также поливали на руки.
    Омовение рук носило не гигиенический, а ритуальный характер, символизирующий очищение от грехов.

    Миниатюра из Псалтыри Бонмонт. Пилат умывает руки. 1260 год. Муниципальная библиотека Безансона.
    Как видите, при омовении рук пилат пользуется акваманилой. Происходит от еврейского обряда ритуального мытья рук. Своё распространение в современном значении выражение получило благодаря сюжету, описанному в Евангелии от Матфея. Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству.
  4. +5
    20 апреля 2019 09:21
    Отметим, что западноевропейскими историками было проведено исследование 322 акваманил из Западной Европы (хотя производили их также и на Ближнем Востоке, также являвшимся одним из их производственных центров)
    С очень большой долей вероятности можно утверждать, что именно из Ближнего Востока в Европу акваманилы и попали, так как среди известных акваманил ближневосточные - самые "старшие".

    Акваманила в форме орла. 796 год. Абассидский халифат. Мастер Сулейман. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
    Однако с распространением ислама в Азии это искусство угасло, зато распространилось в Европе.
  5. +6
    20 апреля 2019 09:22
    Интересные вещички. Спасибо.
    Позабавило, что у первой фигурки конь (точнее жеребец), с точки зрения анатомии, куда реалистичнее всадника. И я сейчас не про первичные половые признаки:)) Просто конские конечности суставы имеют, а вот у бедолаги рыцаря явно недостаток кальция в организме, отчего кости рук и ног стали мягкими:)))
  6. +2
    20 апреля 2019 10:49
    Акваманилы отливались по технологии «потерянной формы»
    ,,,значит каждое изделие было уникально и неповторимо?
    1. +4
      20 апреля 2019 14:34
      Акваманилы отливались по технологии «потерянной формы», при которой восковая модель расплавляется, оставляя полость, куда выливают металл.
      Технология эта называется в общем "литье по выплавляемой модели".
      Литье по выплавляемым моделям – это процесс, в котором для получения отливки применяются разовые точные неразъемные керамические оболочковые формы, полученные по разовым моделям с использованием жидких формовочных смесей. Перед заливкой расплава модель удаляется из формы выплавлением, выжиганием, растворением или испарением. Для удаления остатков модели и упрочнения формы ее нагревают до высоких температур. Прокалкой формы перед заливкой достигается практически полное исключение ее газотворности, улучшается заполняемость формы расплавом.
      В свою очередь процесс литья по выплавляемым моделям имеет несколько, скажем так, подвидов или техник. Одна из них - к литье металла в технике “утраченного воска” или техника "утраченной формы" и его разновидность - оболочковое литье, которое применяется в случае отливки пустотелого изделия.
      При оболочковом литье внутри модели помещается стержень или основа, позволяющая отливать тонкостенные изделия.
      1. +3
        20 апреля 2019 15:40
        Цитата: Undecim
        Технология эта называется в общем "литье по выплавляемой модели".

        О, вспомнилось детство золотое...
        Летом мы подрабатывали на совхозном пчельнике, который содержали для опыления огурцов в совхозных парниках - ульи выставляли прямо в парники. Понятно, что расплачивались с нами медом, которого было немного, но зато он был в сотах. Мы жевали эти соты, а воск я потом собирал и у меня накопился приличный комок. Вылепил я из этого комка какую-то башку страшную (художественными способностями создатель меня обделил) и тут пацаны постарше мне посоветовали засунуть ее в банку и залить бетоном, оставив небольшую дырочку. Сделали. Когда застыло, нагрели, через дырку вылили изнутри воск, его почему-то оказалось значительно меньше, чем было. Потом нашли где-то на свалке выброшенный аккумулятор со свинцовыми пластинками - хотели отлить по моей форме (исправленной, конечно, всей компанией) такую же из свинца. Короче, ничего не вышло. Свинец плавили в столовых ложках с примотанными к рукояткам палками, по очереди пытались вылить в форму, баловались, терпения не хватило, свинца не хватило, короче, ничего не хватило. Когда раздолбали бетонную форму, ничего общего с задуманным не увидели. Хотя... Если бы показать это сейчас какому-нибудь искусствоведу... Новаторство... Художник так видит... Новые формы... Может стал бы новым Шемякиным... Но тогда мы решили из этого свинца лучше грузил для рыбалки наделать. Думаю, что правильно сделали. Но день прошел замечательно и интересно.
        1. +2
          20 апреля 2019 16:10
          О, вспомнилось детство золотое.
          Свинец плавили в столовых ложках с примотанными к рукояткам палками,

          ,,,гудрон не жевал, жизни не видел laughing
  7. +1
    20 апреля 2019 10:58
    акваманилы – это фигурные сосуды, использовавшиеся для того, чтобы поливать из них людям на руки

    ,,,может могли иметь более широкий спектр вариантов использования, не как рукомойники,,под вино использовали или масла what
    1. +1
      20 апреля 2019 16:12
      Цитата: bubalik
      может могли иметь более широкий спектр вариантов использования


      Пиво, эль и сидр - вот достойное наполнение для этих сосудов. Нет, ну не руки же из них мыть, в самом деле, сидя на берегу Рейна или Сены! Да и не получится это. Рука-то одна всегда занята.

      А вот на столе - самое оно. Наклонил и аккуратно налил. По потребностям. И слугу всякий раз звать не надо. И смотрится антуражно. Не то, что какой-нибудь грязный бочонок из подвала.
      1. +2
        20 апреля 2019 18:11
        Цитата: грохот
        Пиво, эль и сидр - вот достойное наполнение для этих сосудов.

        Это уже будет не акваманил, а винаспекулум какой-то. smile
  8. +2
    20 апреля 2019 16:41
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Это опечатки или так надо?

    Опечатки! Оле мне окаянному!!!
  9. +3
    20 апреля 2019 23:26
    Очень интересно! good Отличный материал
  10. -1
    23 апреля 2019 00:52
    Все существующие металлические акваманилы были изготовлены из медных сплавов, часто из латуни или бронзы.

    И сразу после этого:
    Самые ценные были сделаны из серебра.

    А потом более того:
    Очень редкий антропоморфный акваманил из золота, ок. 1170-1180, (Сокровищница Аахенского кафедрального собора, Аахен, Германия)


    Зачем такая категоричность и алогизмы?
    1. 0
      1 июля 2019 16:07
      Еще интересна посадка рыцарей, ноги вытянуты вперед, не пружинят при езде. Сейчас так на Харлеях байкеры ездят.