«Апокалипсис». Иллюстрированная история генезиса доспехов Средних веков

47
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Откровение 1, 8

Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…
Откровение 1, 9-11




Апокалипсисом в Библии называют самую последнюю книгу Нового Завета. В ней описываются события, якобы долженствующие предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа, когда, согласно более ранним пророчествам Библии, должны будут произойти всевозможные бедствия и катаклизмы. Вот почему слово «апокалипсис» сегодня часто употребляется в качестве синонима конца света или же катастрофы глобального масштаба. Принято считать, что «Откровение Иоанна Патмосского» было написано не позднее начала II века, примерно в конце правления римского императора Домициана (81-96 гг.) Так это или нет в данном случае разговор неуместный, равно как и споры об авторстве «Откровения». Иоанн его написал или кто-то другой в русле данного исследования, в общем-то, совсем не важно.



Иллюстрация из тулузского «Апокалипсиса», датируемого 1220-1270 гг. (Муниципальная библиотека г. Тулузы) Если убрать с нее фантастическое чудовище, то что мы увидим? Вполне реалистическое изображение двух воинов «эпохи кольчуги», с головы до ног одетые в кольчужный хауберк и шоссы. Причем даже шлемов на головах у них нет, хотя воин с короной на голове одет в очень простое сюрко. «Коронованный всадник использует прием куширования копья, а тот, что за ним, ударяет им сразу двумя руками, но это скорее художественный прием, долженствующий усилить впечатление от тягот данного поединка. Практически на всех миниатюрах этого времени рыцари выглядят именно так лишь с некоторыми вариациями.

«Апокалипсис» — как сюжет для красочных иллюстраций!


Важно то, что текст «Апокалипсиса» в Западной Европе был известен издревле, что он многократно переписывался и иллюстрировался авторами средневековых манускриптов. Причем содержание его открывало для иллюстраторов большие возможности продемонстрировать и свою фантазию, и собственное мастерство миниатюриста. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований, и благодатные сюжеты для видеолизации текстовых образов – четыре всадника, шесть печатей, семь ангелов с семью трубами в руках, семь чаш божьего гнева, ну и все далее в таком же роде. Все описания апокалипсических чудищ, всякие там кони со львиными головами, даны в тексте очень подробны – просто бери и рисуй, ничего и придумывать не надо. Так что в этом плане «Откровение» для тогдашних иллюстраторов было самой настоящей находкой.



Еще одна миниатюра из этого же манускрипта. Здесь, правда, всадники восседают на львиноголовых конях, извергающих дым, но во всем остальном мы видим полное всадническое снаряжение этого времени: характерные кресельные седла с выступами, охватывающими всадника, подпруги и стремена (хотя почему-то художник не нарисовал шпор, а следовало бы…). На всех всадниках надеты сюрко и что особенно показательно – мы видим у них явно «шарообразные» и несколько непропорциональные головы. И так и следовало их рисовать, потому, что под кольчужный капюшон в то время в обязательном порядке надевали стеганый чепец и лишь поверх него – кольчугу!

Доспехи и оружие из многих «Апокалипсисов»


Но что они могли рисовать совершенно точно, так что… да-да – оружие и доспехи тех персонажей, которые относятся к роду человеческому, ибо для них они являлись… современниками, поскольку вплоть до эпохи Возрождения историческое мышление у людей отсутствовало напрочь. То есть они понимали, что какие-то события были «давно», но это «давно» было для тех же художников-иллюстраторов понятием чисто абстрактным – про изменения в материальной культуре и моде они и понятия не имели и старались лишь как можно точнее передать реалии своей эпохи.

«Апокалипсис». Иллюстрированная история генезиса доспехов Средних веков


Третья миниатюра из этого же манускрипта, и здесь мы видим воинов с мечами и шлемах сервильерах. Однако самое интересное на этой миниатюре – металлическое прикрытие голени у среднего из воинов. Учитывая время, когда появился этот манускрипт, мы можем сделать вывод, что подобные накладные доспехи для ног тогда уже существовали, хотя и носили их еще не все!

Посмотреть и сравнить


Как и в случае с изображениями того же Давида и Голиафа, мы имеем перед собой типичную, хотя и несколько своеобразную, «машину времени в картинках». Меняется время – меняются и изображения воинов на миниатюрах. Мы сравниваем их с другими миниатюрами в других книгах этого же времени, других авторов и в других странах и видим практически все то же самое. Объемные скульптуры-эффигии подтверждают плоскостные изображения в книгах, а артефакты, найденные археологами, подтверждают и то, что нарисовано, и то, что когда-то изваяли из камня. А так как количество и книг, и миниатюр в них попросту не поддается исчислению, то очевидно, что такое количество «подделок» было бы просто невозможно создать за время меньшее, чем они были созданы… постепенно, год за годом, век за веком.

Ну и самое главное, глядя на эти картинки, мы можем самым наглядным образом представить себе развитие средневекового вооружения на протяжении практически всего Средневековья!

«Апокалипсис», над которым трудились 22 года!


Выше мы уже познакомились с миниатюрами из тулузского «Апокалипсиса». Теперь давайте познакомимся с не менее интересными иллюстрациями из «Апокалипсиса Дуса» — рукопись которого датируется третьей четвертью XIII века, и которая в настоящее время хранится в Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета. Считается, что написана она была по заказу Эдуарда, принца Уэльского и будущего Англии Эдуарда I и его жены Элеоноры Кастильской. Причем работа над ней продолжалась целых 22 года, с 1250 по 1272 год! Рукопись содержит 97 миниатюр и как раз некоторые из них представляют для нас особый интерес. Впоследствии ни один из ее владельцев не был идентифицирован до XIX века, когда она была продана торговому дому Кристи Уильямом Уилсоном в 1833 году. В том же году она была куплена Фрэнсисом Дусом, который до своей смерти в 1834 году успел завещать ее Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета.



Миниатюра, на которой типичные всадники «эпохи кольчуги» своими фелченами направо и налево безоружных людей. Обратите внимание, что художник не поленился изобразить сброшенную с кисти кольчужную рукавицу фигуры в центре со шлемом-миской на голове. То есть изображены доспехи очень точно. О вот фелчены устрашающего вида представляются явным художественным преувеличением.



Ну, а вот эта миниатюра еще, скажем так, «забавнее» и к тому же информативнее первой. Хотя перед нами пешие воины, они в большинстве своем имеют рыцарское вооружение, а на ногах у них новинка того времени — наколенники из «вареной кожи» с тисненым орнаментом! На голове воина слева, ведущего разговор с чертом, надет явный бацинет и у него же на шее виден жесткий воротник. Те персонажи миниатюры, на ком нет шлемов, все поголовно одеты в чепцы. Среди флагов воинства сатаны мы видим и флаг Гилберта де Клэра, графа Глостерского, который выступал против Генриха III. Такой вот своеобразный был в Средние века PR. (Бодлеанская библиотека, Оксфорд)



Здесь мы видим иллюстрацию из «Апокалипсиса» королевы Марии, который был создан в Лондоне и датируется 1300-1325 гг. (Британская Библиотека, Лондон) На ней изображен поединок с драконом, причем зверюгу уничтожают, и топором рубят, и копьем колют, и из арбалета расстреливают… Но самое показательное оружие на этой иллюстрации устрашающих размеров и весьма оригинальной формы фелчен. Отметим, что самих фелченов (или фальшионов в нашей отечественной историко-языковой традиции) до наших дней дошло совсем мало. Их можно буквально пересчитать по пальцам. Но вот изображались они на миниатюрах куда как часто!



Еще один такой же фелчен. Видимо, художник, оформлявший «Апокалипсис» королевы Марии, питал слабость к такому вот оружию или считал его наиболее подходящим для борьбы с Сатаной.



Кольчуги в то время могли быть похожи на дамские вязаные платья. Во всяком случае фигуру они облегали как перчатка…«Апокалипсис» королевы Марии, 1300-1325 гг. (Британская Библиотека, Лондон)



Христово воинство выступает на борьбу с Сатаной. Еще одна иллюстрация из этого же манускрипта. На всадниках типичное рыцарское облачение, включая наколенники. Очень характерны игольчатые шпоры, еще не превратившиеся в это время в «звездочки» и «колесики». Интересно, что попоны на лошадях закрывают у них даже уши!



Здесь тоже всадники, но уже «адские». Однако посмотрите на их доспехи и оружие – все это вполне соответствует своему времени. И если не обращать внимания на их гнусные физиономии, то все остальное выглядит совершенно реалистично. Кстати, перед нами манускрипт «Троица Апокалипсиса» 1250 — 1260 гг. из Сент-Албанса в Англии, который сегодня находится в библиотеке Кэмбриджского университета. Кстати, на первом всаднике весьма устаревшие кольчужные наголенники, использовавшиеся еще во времена Гийома Бастарда, но с наколенниками из тисненой кожи.



На этой иллюстрации из этого же манускрипта интересные подробности изображенных доспехов. Хотя на ближайшем к нам короле мы видим самые современные по тому времени доспехи, включая наколенник и накладной наголенник, кольчужное прикрытие голени у него, как и на предыдущей миниатюре, весьма старого образца. То есть перед нами явно весьма «экономный воитель». Мол, то, что мне от предков досталось, сгодится и мне! Высоко приподнятое плечо у сюрко наводит на мысль, что под ним может находиться кираса из «вареной кожи». Ведь очевидно, что ткань подкреплена чем-то твердым!



На этой иллюстрации прекрасное изображение арбалета, включая его спусковой рычаг, и однозубой кирки, традиционной, судя по многочисленным изображением того времени, для Средневековья вообще. «Троица Апокалипсиса» 1250 — 1260 гг. Сент-Албанс, Англия. (Библиотека Кэмбриджского университета)


Типичный рыцарь (причем шпора у него со «звездочкой») «Канонический Апокалипсис», 1320-1330 гг. Петерборо, Англия (Бодлеанская библиотека, Оксфорд)


Очень редкая (во всяком случае мне оно попалось впервые, хотя я видел уж сотни, если не тысячи подобных изображений) иллюстрация из «Апокалипсиса» 1350 года из Савойи во Франции. (Национальная библиотека Франции, Париж) Слева на ней мы видим воина в типичных доспехах этого времени, включая шлем бацинет с пристегивающимся кольчужным оплечьем. Но… при этом на нем не надет джюпон и благодаря этому можно рассмотреть, что грудь его кольчужного доспеха прикрывает выпуклая кираса! Конечно, трудно сказать из чего она – из кожи или из металла. Но то, что в 1350 году такие кирасы уже были – несомненно!

Таким образом, миниатюры на сюжеты «Апокалипсиса» являются ценным источником информации о воинах XIII—XIV вв.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 мая 2019 05:28
    Мим! Изюминка! Спасибо Вячеслав Олегович!
    С уважением, Владислав!
  2. +3
    1 мая 2019 08:56
    Круто. Спасибо!
  3. +4
    1 мая 2019 09:19
    Интересно. Обидели дракона всеми видами оружия.

    И о пропорциях голов очень понравилось.
    1. +7
      1 мая 2019 11:10
      Не врёт Фоменко! Динозавров уконтропупили рыцари!
      1. +4
        1 мая 2019 13:42
        Обидели дракона всеми видами оружия.
        Динозавров уконтропупили рыцари!

        ,,вот интересно, почему так много изображений драконов? recourse
        1. +2
          1 мая 2019 15:29
          ,,,мы же принимаем изображение рыцарей достоверными? ,,изучаем,оружие и доспехи?можно же предположить что изображенные "фантастические звери" не совсем выдумка авторов feel
          1. +4
            1 мая 2019 16:42
            Угу Сергей!
            Каждому рыцарю по змей горынычу, ну или хотя бы по голове дракона!!! fellow
            Мне интересна этимология появления названия се их персонажей.
            . Происходит от др.-греч. δράκων «змея, дракон», от δέρκομαι «видеть, смотреть». В большинстве европейских языков слово заимств. через лат. dracō (-ōnis). У Максима Грека — непосредственно из греч. В остальных случаях, вероятно, книжное заимств. из лат. Использованы данные словаря М. Фасмера.

            По сути, просто «змейка»! В древнегреческой мифологии хватало и иных «чудищ», от сирен до циклопов! Но устойчивая тенденция к единообразному описанию во множестве культур, от Китая до Скандинавии (чешуя, крылья, хвост + несколько голов), не может вызвать стойкое очищение реальности их существования!
            Или все просто, откапывали водили останки динозавров и т.д., и т.п. А тут ещё христианство со своим апокалипсом!
            Так что согласно Уважаемого Антона и негодованию Фоменко на полотнах средневековья
            укропили рыцари драконов
            . Ну и не надо забывать о возможностях «информационного пространства» тех времён. Пришёл в костёл прихожанин - увидел рисунок «чудище» - проникся будущим - отдал денежку + осознал несходимость кормить сеньорах, который в судный день нашпигует копьями «чудовище»! Образно где-то так!
            1. +4
              1 мая 2019 17:28
              ,,,Русь родина крокодилов? what
              Все лето коркодилы — лютые звери выходили из реки на дорогу. Много народу поели. Люди в ужасе молились Богу. Некоторых тварей палками забили. Было это в Слободе в том году, когда преставился царевич Иван Иванович»
              1. +3
                1 мая 2019 17:47
                Ну нашли же год назад в питерском подвале крокодила. Вполне себе такой нормальный гавиальчик.
            2. +4
              1 мая 2019 17:44
              "...по голове дракона"
              Вот так каждый и норовит зверюшку по голове! Дэйнерис с Гринписом на Вас нету!!!
              1. +1
                1 мая 2019 21:04
                Антон учитывая, что я постеснялся высказать мысль до конца, получилось пикантно!
                Полностью фраза должно была звучать «.... по голове дракона в зад!!!» smile
                1. +3
                  1 мая 2019 21:08
                  Пикантно получилось сейчас feel
              2. 0
                2 мая 2019 01:02
                Кстати, сир Бриена выжила? Я так и не понял.
  4. +9
    1 мая 2019 10:15
    Очень занятен товарищ с нимбом на голове - тот что держит в зубах меч.
    Это какие ж надо иметь зубы и вообще челюсть))
    Проще приобрести ножны)))
    1. +5
      1 мая 2019 13:12
      Цитата: Адьютант
      Очень занятен товарищ с нимбом на голове - тот что держит в зубах меч.

      В том же Апокалипсисе есть такая строчка:
      Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

      А что если автор миниатюры понял ее буквально?
      1. +9
        1 мая 2019 13:30
        Да, вероятно буквально)
        1. +4
          1 мая 2019 16:45
          Конечно буквально, не зря он библию в руках держит - читает однако!
          С уважением, Влад! laughing
          1. +3
            1 мая 2019 21:14
            Вверх ногами, правда, держит. Ибо чтение, сиреч занятие не рыцарское и более подобает девам томным, да монахам смиренным. Мужское дело - убивать бизонов (драконов?) и жадно есть их, греясь у костра!
            1. +1
              1 мая 2019 21:53
              А может все верно! Дал дракону слово божье почитать, чтоб он издох окоянный!
  5. +3
    1 мая 2019 11:14
    Спасибо за статью, Вячеслав Олегович! А ведь тема "Четыре цвета времени", это из Апокалипсиса, только сейчас в голову пришло!
    1. +4
      1 мая 2019 17:03
      Браво! То что до Вас это дошло, признак высокоразвитого интеллекта. Я же писал, что у меня есть тест на развитие фантазии, воображения и интеллекта (они взаимосвязаны). Нужно написать сочинения: минимальный объем не ограничен, максимальный 2.5 стр. Темы: "Пятое время года", "Мир четырех горизонтов", "Четыре цвета времени". И для явных эрудитов и интеллектуалов - "Один день на кубической планете". По тому, что и как написано можно судить об уравне развития творческих способностей и интеллектуальном потенциале...
      1. +4
        1 мая 2019 17:12
        Увы не помню Автора научно-фантастической книги «Русь квадратная - изначальная». Правда последний увлёкся - там два тома, в четырёх частях на 1000 машинописных листов! hi
        1. +3
          1 мая 2019 18:42
          Владислав! А вот уж я увлекся, так увлекся... Когда написал роман ЗАКОН ПАРЕТО, там в первой книге "Конь железный" 820 стр. во второй "Волонтеры свободы" 750 и в третьей - "Пиармен из провинции" 680... Каждая книга в двух томах. В один не поместилось! Так что если вдруг получите наследство и решитесь ее купить, то читать Вам ее не перечитать!
          1. +2
            1 мая 2019 20:59
            Вот с этой страницы по подробнее! Вы у нас Вячеслав Олегович не только детский писатель, но беллетрист? Неожиданно!!!
            1. +3
              1 мая 2019 21:08
              А Вы разве не знали? Я же несколько раз упоминал об этом в разных комментариях и даже статьях. Есть у меня роман "Если бы Гитлер взял Москву" ( в переиздании "Умрем же под Москвой"), в жанре альтернативной истории, даже в Википедию попал. Но самый лучший роман - "Закон Парето". Он не издавался в РФ, а был издан в Германии на русском языке. Без дураков - очень интересно, говорят все, кто читал. Но... почему я написал про наследство. Он не только толстый,этот роман, он еще и сугубо по европейски дорогой, цена в евро, а в рублях за все 6 томов... "пробирает". Поэтому "вот так просто" я его никому не рекомендую, совесть не позволяет. Но... если есть "левые деньги", то... заказать на Озоне проще простого. Действие начинается в январе 1918 года, продолжается до 1923 года (первая книга), затем переносится в США с 23 по 1936 год, потом в Испанию до 38, заканчивается в Англии (вторая книга). Третья начинается в 80-ых годах ХХ века в СССР, потом Россия 90-ых, потом... Колумбия. Описаны приключение людей трех семей... Своего рода это "белые дьяволята"...
            2. +3
              1 мая 2019 21:19
              А Вы не в курсе?!?! Более того, завзятый альтернативщик, Звягинцев тихонько плачет за плинтусом!
      2. +3
        1 мая 2019 21:07
        И для явных эрудитов и интеллектуалов - "Один день на кубической планете"
        Это для явных фантазеров и гуманитариев, так как любой эрудит знает, что планета быть кубической не может.
        1. +4
          1 мая 2019 21:44
          Где-то я уже читал про кубический универсум...
          1. +5
            1 мая 2019 22:05

            Я могу предположить два варианта, где это можно прочитать. Либо это материалы с симпозиума дениалистов, либо с конференции, где заключили мирный договор представители Общества плоской Земли и сторонники того, что Земля - геоид. Кубическая форма запросто примирит эти много веков противоборствующие группировки.
  6. +6
    1 мая 2019 13:38
    Позабавила картинка где всадники с, по меткому выражению автора, "гнусными физиономиями". smile
    Заинтересовало, что за красные сопли от их львиноголовых коней исходят. Оказалось:
    Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
    От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;

    Оказалось, автор так видит дым, огонь и серу.
    Кстати, соотношение погибших и живых на этой миниатюре 7:13, но может я одного живого просто не заметил? Если их там на самом деле 7:14, то все как надо - погибла "третья часть людей".
    А вот с бронями автор миниатюры подкачал. Очень хотелось бы посмотреть как выглядят " огненные, гиацинтовые и серные" доспехи.
    smile
    1. +5
      1 мая 2019 14:31
      "С арбалетом в метро, с самурайским мечом меж зубами,
      В виртуальной броне, а чаще, как правило без,
      Неизвестный для вас, я тихонько парю между вами,
      Светлой статью в ночи, среди чёрных и белых небес"
      Б. Гребенщиков
      1. +1
        1 мая 2019 21:16
        Три раза я подступался к Вашему Антон комментарию и три раза опускал руки, но всё-таки не удержался. Вопрос это, что надо выкурить, выпить или чем закусить, чтоб выдать подобное ........?
        Это ведь реально Б.Гребенщикова - так торкнуло чтоб..........не я понимаю, что люди творческие без тормозов и за музой лезут кто в бутылку, кто на башенный кран ......, но .... уж лучше сочинение по пятое время года сесть написать!
        1. +4
          1 мая 2019 21:27
          Вот здесь, Владислав, можно и посмотреть все об этих книгах и заказать их. https://www.morebooks.shop/store/ru/category/Детская-и-юношеская-литература/5/9/cn,de,en,es,fr,hu,it,ru/16_by_title_ASC
        2. +4
          1 мая 2019 21:28
          У Гребенщикова всё это в далёком прошлом... Он просто хороший человек, как говорит наш друг Микадо.
          1. +2
            1 мая 2019 21:49
            Каюсь, Каюсь, Каюсь - но так загнуть надо уметь «...средь белых и чёрных небес»!
            1. +5
              1 мая 2019 22:04
              Парус порвали? Меж тем Борис Борисыч, как и я, надеюсь, питерское существо, а белые и чёрные небеса здесь регулярно наблюдаются.
              1. +2
                2 мая 2019 04:46
                А я Антон думал, что это аллегория!
                С уважением, Влад. Искренне не хотел Вас обидеть!
                1. +3
                  2 мая 2019 07:46
                  Я, конечно, то ещё мизантропище, но обидеть меня - это надо постараться! К счастью, Влад, у Вас нет ни единого шанса! drinks
        3. +5
          1 мая 2019 22:42
          Сразу "Красные Ворота" Щербакова откликаются:

          "Худший способ вербовки ближнего -
          Биография с кондачка.
          Эко диво, что ты из Нижнего.
          Хоть из Вышнего Волочка".
          1. +3
            2 мая 2019 07:39
            "Здесь дворы как колодцы, но нечего пить,
            Если хочешь здесь жить, то умерь свою прыть,
            Научись то бежать, то слегка тормозить,
            Подставляя соседа под возжи,
            И когда по ошибке зашёл в этот дом,
            Александр Сергеич, с разорваным ртом,
            То распяли его, перепутав с Христом,
            И узнав об ошибке днём позже"
            Б. Гребенщиков
            1. +2
              2 мая 2019 08:29
              "Нырнуло эхо в дворы-колодцы.
              По старой крыше гуляет солнце.
              И пахнет кофе, и все кофейни
              Зовут к себе" (с)
              1. +3
                2 мая 2019 08:34
                "Слышишь песни восточных славян
                Из колдцев-дворов и домов-" кораблей""
                1. +2
                  2 мая 2019 09:22
                  «Корабли постоят. И ложатся на курс.
                  Но они возвращаются сквозь непогоды» (с).
                  1. +2
                    2 мая 2019 20:37
                    Виноват, Сергей! Не смог поддержать очередной тур нашей увлекательной игры. Возил родственников в Кронштадт.
                    1. +2
                      2 мая 2019 20:55
                      Да сам только с работы возвращаюсь. Так что просто мяч остался на твоей половине. Но не это же главное.

                      Проявились «дворы-колодцы» - и славно.
                      1. +1
                        2 мая 2019 22:15
                        "Говорят, что со дна глубокого колодца, в полдень можно увидеть звезды... Не знаю, колодцев вокруг мало, в основном - канализационные. Пару суток назад, зайдя в "колодец", долго смотрел в прямоугольный, чёрный зенит и ощущал пушистые холодные звезды, родившиеся из этого тёмного "ниоткуда" и тающие на моём лице"
                        (моё)
  7. +3
    1 мая 2019 21:09
    Цитата: Undecim
    для явных фантазеров и гуманитариев

    Вот именно. Гимнастика для ума и на знание законов физики...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»