В поисках последнего легиона

48
Последние легионы Римской империи, или те армейские подразделения, которые именовались именами римских легионов. Речь идёт о периоде, когда, собственно, сменилась сама система формирования боевых единиц – «полков», сменилась структура войска, о чём мы ранее писали в статье на «ВО» «Армейская структура и полки византийской армии VI в.».


Фрагмент рельефа с изображением вооружения пехоты ромеев в Египте «Осада города» V в. Египет. Музей Боде. Берлин. ФРГ. Фото автора




Данному вопросу посвящено достаточное количество работ, как научных, так и научно-популярных. Чаще всего речь идёт о V Македонском легионе, но, на наш взгляд, некоторые подразделения ускользнули от взгляда исследователей. Или никто не ставил себе такой цели.

VI в. многие исследователи считают последним веком римской армии. Как писал Э. Гиббон:
«…в лагерях Юстиниана и Маврикия теория военного искусства была не менее хорошо известна, чем в лагерях Цезаря и Траяна».


Но вместе с этим последний период существования римской армии связан с такими событиями, как очередная гибель кадровых сил в ходе становления нового правления императора Фоки, а также в борьбе с внешним врагом. Отмена латинского языка в армии и переход на «народный» — греческий язык. Формирование моноэтнического государства греков и т. п.

Все эти факторы не могли не повлиять на окончательное исчезновение старых воинских частей и их наименований.

Мы уже писали о некоторых частях конницы, сохранившихся в этот период. Прежде всего речь идёт о Четвертом Парфянском полке клибанариев, который в конце VI в. базировался в сирийском городе Верое (Халлеб). Он, в начале V в., согласно «Списку всех почётных должностей» (Notitia Dignitatum), относится к Vexillationes comitatenses магистра армии Востока.

Третья Далматинская вексилляция (Equites Tertio Dalmatae) из Палестины, магистра армии Востока, была упомянута в указе императора Юстиниана.

В Египте предположительно в VI в. сохранились большинство частей, перечисленных в начале V в. Так из папирусного документа 550 г. известно о «легионе» из египетской Сиены. По «Списку всех почётных должностей» в египетской Сиене стояли Ala I Herculia, Ala V Raetorum, Ala VII Sarmatarum.

В последней статье, посвящённой римской пехоте на новом этапе её существования, мы опишем эти немногие подразделения, дожившие до этого времени, исключительно на основании источников и их критики.

Легион Ланциариев начала VI века


В конце V в. — начале VI в. на коронации императоров Анастасия и Юстина I, встречается один из немногих старых легионов — Ланциарии. Это старый римский полк, о котором Аммиан Марцеллин писал еще в IV в., когда Легион Ланциариев и Маттиариев, при поддержке легковооруженных отрядов, участвуют в междоусобной борьбе.

Специализация этих легионов была метание копий, но, как мы видим, уже в IV в., это был тяжеловооруженный полк. Ланциарии, вооруженные копьями для метания, занимали промежуточное положение между преторианцами и легионерами.

В комитатских армиях было несколько таких полков: согласно «Списка всех почётных должностей» начала V в., у Magister Militum в Иллирии было два комитатских легиона Lanciarii Augustenses и Lanciarii iuniores. Во Фракии комитатский Lanciarii Stobenses: в 505 г. в битве с готами и дружинами Мунда погибла вся армия магистра Иллирии, в том числе, вполне вероятно, и оставшиеся старые полки.

Что касается Ланциариев в рассматриваемый период, то речь идет, скорее всего, о палатинском, т. е. дворцовом, легионе Ланциариев первой или второй презентальной армии. Косвенным подтверждением наличия в столице войск, кроме схолариев, является сообщение Феофана о защите стен столицы от гуннов и славян, наряду с гвардией, «солдатскими» арифмами, а также тот факт, что во время «избрания» императора Юстиниана происходила агитация не только гвардии, но и армейских частей столицы.

Есть и еще одно мнение о том, что эта часть – Lanciarii Galliciani Honoriani — связанна лично с императором Феодосием I, родом из Испании, тем более, что один из воинов, изображенный рядом с Феодосием и его сыновьями Валентианом II и Аркадием на блюде из Бадохоса, держит щит ланциариев. Возможно именно поэтому ланциарии и стали из армейской – придворной частью.

Именно кампидуктор Ланциариев возлагает свою шейную цепь на голову Анастасия в 491 г., и его воины поднимают избранного императора на щит. Кампидуктор Ланциариев Годила провел в 518 г. такую же церемонию над комитом эскувитов Юстином.

Кампидуктор, или викарий, согласно Стратегикона Маврикия, заместитель трибуна, говоря современным языком, заместитель по боевой и строевой подготовке. Он улучшал строевую выучку, — писал Вегеций. Трибун «полка» (тагмы), шел во главе своего полка, с кампидукторов и двумя вестовыми.

Константин Багрянородный пишет о том, что в период «выборов» императора, Юстин, агитируя за себя, обращался с экскубиторами и трибунами армейских полков.

Трудно определить, почему именно на кампидуктора полка Ланциариев была возложена обязанность проводить церемонию возложения своей золотой цепи на голову императора, возможно эта традиция возникла ранее, когда «выборы» осуществлялись в военном лагере.

Вооружение ланциариев. Мы не знаем, как конкретно были вооружены и оснащены ланциарии. Единственной атрибуцией данного полка может служить рисунок на щите. Рисунок щита Lanciarii iuniores, повторяющий солнечные лучи, встречается в «Списке всех почетных должностей». Отметим, что изображения, которые можно видеть в «Списке» дошли в поздних редакциях и вероятно претерпели редактирование, похожие щиты, о чем мы уже писали, видим у готов-телохранителей Феодосия на блюде из Мадрида начала V в. Еще такое же изображение есть на глиняных иконах из Виничко Кале VI -VII в. Эти изображения ближе к щитам палатинского легиона Lanciarii seniores из «Почетных должностей» Первой презентальной армии.


Ланцетовидные наконечники VIв. Музей (камера) вооружения Хофбурга. Вена. Австрия. Фото автора


Воины были вооружены копьями с ланцевидными наконечниками — ланцеей. Ланцея (lancea) или лонха (λόγχή)— копьё, предназначалось, как для ближнего боя, так и для метания. Поэтому, длина его не могла превышать 2 метров. Три наконечника, похожие на ланцеи, были обнаружены вместе со сферическими шпангенхельмами и хранятся сегодня в музее Хофбурга в Вене. Эти шлемы носят наименование галея или копус (κόρυς; galea).


Сферические шпангенхельмы VI в. Музей (камера) вооружения Хофбурга. Вена. Австрия. Фото автора


Эти находки чудесным образом совпадают с мозаичным изображением воина, аллегории месяцев апреля и мая, из Аргоса, предположительно конца Vв. Этот воин одет в мускульный доспех (торас) с широкой нагрудной полосой и птеригами. Точно такой же шлем с нащёчниками имеет телохранитель «фараона» с миниатюры Сирийской Библии Национальной библиотеки Парижа VI в.

В поисках последнего легиона

Воин. Времена года: март и апрель. Мозаика. 500 г. Археологический музей Аргос. Греция


Два легиона


О двух легионах, информация о которых в источниках лишь косвенная, можно говорить также лишь гипотетически.

Во-первых, мне кажется, что изображение на шкатулка VI в. «История Иосифа» из Эрмитажа свидетельствует о наличии одного старого полка или памяти о нем в рассматриваемый период.


Воин со щитом. Пиксида «История Моисея» VI в. ГЭ. С-Петербург. Россия. Фото автора


Если изображение на пиксиде отражает реалии, а не являются художественным подражанием, тогда это подтверждает существование еще одного «старого» комитатского легиона в это время, а именно — Constantini Dafnenses Магистра милитум Фракия, согласно «Списке всех почетных должностей». В пользу подтверждения догадки, говорит тот факт, что воин с этим щитом одет по германской моде VI века.

Как мы знаем из работы Прокопия из Кесарии, в городе Мелитене, укрепленном при Юстиниане находился в VI в. отряд ромеев, возможно связанный традицией с XII Молниеносный легион (Legio XII Fulminata). Легион был набран лично Юлием Цезарем, и аж с 71 г. он располагался в Мелетене, в Кападокии на восточной границе империи. В 174 г. за победу в сражении против квадов и алеманнов на Дунае, вовремя которого гремел гром, легион был назван «молниеносным» и получил эмблему Юпитера – молнии.

V Македонской легион


Как мы писали, в Египте этого периода могли сохраниться ряд частей, перечисленных в начале V в. Так из папирусного документа 550 г. известно о подразделениях из египетской Сиены. По «Списку всех почётных должностей» в Египте у лимитатского комита всего то и было два легиона. Среди них, как известно находился и V Македонской легион. О нем написано достаточно много, как в научной, так и в популярной литературе.

Он упоминается вмести со «скифами», возможно IV Скифским легионом из Сирии или палатинским «скифским» легионом. Можно предположить, что если речь и правда идет о старом легионе, то скорее всего это палатинское подразделение, так как из Сирии, где война шла постоянно в этот период, вряд ли могли перевести полк в более спокойный Египет. Точнее сказать, все полки, как мы не раз указывали, были кадрироваными частями, и их личный состав использовался в экспедиционных армиях. Что же касается, относительно спокойной провинции Египта, за исключением его южной границы, то есть большие сомнения, что в условиях постоянных войн VI века кадровым стратиотам позволили сидеть по своим полкам или легионам, их, могли использовать на друг театрах ТВД, хотя такой информации по источникам мы не имеем.

Косвенным подтверждение сохранившегося V Македонского легиона, являются и изображения, оба из Египта, один V в. – «Битва за город» из музея Боде, Берлин, где пехота имеет щиты, которые многие авторы соотносят с V Македонской легион, такое же изображение на щитах мы имеем опять же из Египта, на пластинке из слонов кости, хранящейся в Трире, ФРГ. Есть одна проблема, эмблема на щитах, изображенных на пластинках из Египта не соотносится с розой-эмблемой V Македонской легион по «Списку всех почетных должностей», к сожалению в научной литературе, я не встречал комментариев по этому поводу.

Последний раз информация об этом легионе предположительно встречается под 635 г., это часть располагалась в Ливане, в г. Гелиополе (Баальбеке).

Этой статьей я заканчиваю цикл, посвящённый структуре, вооружению и снаряжению ромейской армии VI века – последнего века существования и римской армии. Далее в деле формирования армии Византия пойдёт новым путём, тем не менее, дух римской армии будет присутствовать здесь всегда.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    23 июня 2019 06:23
    Последний штандарт легиона
    В шотландской остался пыли
    Сменились цари и законы.
    Ушли в океан корабли.

    И больше уже не вернутся
    Со скрипом вращается ось
    Провидцу легко обмануться.
    Возможное не удалось.

    И камни, и песни, и кости
    Развеяны временем в прах
    И там на небесном погосте
    Сжимает свой меч иринарх

    И видится сон полководцу –
    Со всех окруженный сторон,
    Как в вечность, за лунной повозкой
    Уходит его легион.

    Поход словно ад на галерах.
    Восторженный гомон умолк.
    И только безмерная вера.
    И только сияющий долг.

    И Цезарю жизнь посвящая
    В военном сгорели огне.
    И флаг словно алое пламя
    На капитолийском холме.

    Но боги им не помогали.
    Вдали от заветной земли.
    С врагами в небесной Вальгалле
    Их души покой обрели..

    Когорта идет за когортой,
    Грудь Геи пронзая насквозь,
    Бурлит бесконечно реторта.
    Скрипит заржавевшая ось.
    Михаил Найденов
  2. +7
    23 июня 2019 07:29
    Спасибо, Эдуард! Не смотря на стоны (в том числе и мои), про академичность изложения, цикл получился отличный!
    Возникает вопрос о дальнейших творческих планах.
    1. +6
      23 июня 2019 10:43
      Присоединяюсь к словам Антона!
      Но от себя добавлю, за год работы над циклом Эдуард эволюционировал на страницах ВО в лучшую сторону! Показал себя отзывчивым и принимающим в свой адрес критику Автором! Кроме того его отличает одна из самых положительных черт писателей на сайте - это сопровождение своих работ после их опубликования! Ну и последнее Эдуард не чурается заглянуть и дополнить ценными комментариями труды своих коллег, что однозначно к нему располагает нас его читателей!!!
      Р.s. Эдуард один из немногих Авторов, кто является настоящим, а не липовым историком на ВО и что отрадно в своих работах работах он излагает те вопросы, в которых его профессионализм неоспорим!
      С уважением, Влад!
    2. +6
      23 июня 2019 12:00
      Антон, взаимно.
      Первое, будет несколько концептуальных, а не узкоспециальных работ по истории России, я все же историк России-Руси и меня интересует неразрывный, поэтапный путь развития страны, с точки зрения современной историографии.
      Будет цикл по древней истории славян.
      А вот тему VI века не знаю стоит ли продолжать?
      Есть материал про всех "варваров" VI века: краткая история и вооружение, но он не адаптированный.
      1. +1
        23 июня 2019 12:51
        Слюнки... слюнки - уже сглатываю!!!
        Блин как в том анекдоте, хочется всего и сразу!!!!
      2. +2
        23 июня 2019 15:11
        Интересно прочитать о Великом переселении народов ..Почему , зачем , какие народы стронулись со своих обжитых земель ... О "Змиевом вале " ..
        1. +1
          23 июня 2019 18:18
          Юрий, увы, интересная тема, но не смогу. По верхам не могу, а по источникам тяжеловато, хотя их раз - два и обчелся.
          1. +1
            23 июня 2019 20:13
            Источники противоречивы и мало ..Согласен ...Темы интересные ..Живу в Севастополе ... Знаю , что в четвёртом веке нашей эры в Херсонесе из за климатических перемен сократился вылов рыбы ... Установили по засолочным чанам .. Возможно климат ,одна из причин Переселения народов ..
            1. +3
              23 июня 2019 21:53
              Земляки, я родом из Керчи.
              Климат часто называют одним из важных причин изменений у людей, так что, влияние его крайне важно на человеческое общежитие. Но... ещё бывает - так получилось...
        2. +2
          23 июня 2019 23:24
          "Интересно прочитать о Великом переселении народов"///
          ----
          Сначала гунны врезались в Европу. 5 век.
          Атилла - "божий бич" - навел страх и ужас на всех.
          Народы начали разбегаться кто-куда.
          Потом - похолодание 6 века...
          1. +1
            24 июня 2019 16:06
            Упрощённая , примитивная версия ..
            1. +1
              24 июня 2019 16:09
              Согласен. Но Атиллу запомнили все. Он вошел в эпосы десятка стран. То как злодей, то как герой.
              Остальные перемещения народов не оставили такого "отпечатка". Хотя, наверное, были важны для их потомков.
              1. +1
                24 июня 2019 16:17
                Атилла ... До Атиллы пришли в движение десятки народов . Значит до этого они где то жили ,расплодились ,значит жили не плохо . И все пошли на запад ...Не на юг в тепло .. От гуннов и Атиллы не осталось не следа ...Только предания ...А эти народы и сейчас существуют .
                1. +1
                  24 июня 2019 16:37
                  Там не только с востока на запад.
                  Перемещения племен и народов были во всех направлениях.
                  Иногда, "Принцип домино" - сдвигали друг друга с места.
                  Поэтому так перемешались географически славянские, тюркские, кельтские, германские племена. Иногда, климат. Гунны - тоже предки каких-то современных народов, с которыми смешались.
                  Тема, конечно, интересная. С помощью артефактов, радиоуглеродной датировки и генетики постепенно восстанавливают картину.
                2. +2
                  24 июня 2019 17:50
                  Извините, я немного позанудствую.
                  Не Атилла а Аттила - греч. Ἀττήλας
                  lol

                  Цзы Лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь Вас к управлению государством. Что Вы сделаете прежде всего»?
                  Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен».
                  1. Комментарий был удален.
                  2. -1
                    25 июня 2019 21:14
                    Ошибка, это неправильное использование слов. Да.
                    Лао цзы, Емнип.
  3. +15
    23 июня 2019 09:04
    "В поисках последнего легиона. Статья посвящена византийским полкам"
    Так это серьезная ошибка. И терминологически, и исторически, и структурно легион и полк это неравноценные понятия. Легион это скорее дивизия с полным комплексом вооружения, а собственно полк появляется на основе вексилляций - то есть мобильной части легиона, высылаемой на ТВД. Были и другие варианты.
    В любом случае - смешивать понятия ЛЕГИОН и ПОЛК нельзя
    1. +9
      23 июня 2019 10:22
      Автору надо было начинать с грамотного заголовка.
      впрочем, может быть то что Вы Далтон изложили - оно и неведомо...
      1. +1
        23 июня 2019 11:04
        Цитата: Далтон
        "В поисках последнего легиона. Статья посвящена византийским полкам"
        Так это серьезная ошибка. И терминологически, и исторически, и структурно легион и полк это неравноценные понятия. Легион это скорее дивизия с полным комплексом вооружения, а собственно полк появляется на основе вексилляций - то есть мобильной части легиона, высылаемой на ТВД. Были и другие варианты.
        В любом случае - смешивать понятия ЛЕГИОН и ПОЛК нельзя

        Цитата: Albatroz
        Автору надо было начинать с грамотного заголовка.
        впрочем, может быть то что Вы Далтон изложили - оно и неведомо...

        Тогда как человек в погонах, я правлю Вас обоих. Легион по своим задачам и оперативно тактическому построению ближе всего к современной бригаде. «Дивизией» он становился, точнее ее ядром на время боевых действий, когда в оперативное подчинение легату отдавались: федераты, алы и др. воинские формирования.
        Теперь по определению «полк». Использование этого термина в статьях о римской армии, режет слух любому, кто в теме! Но в сегодняшнем случае описания последних легионов Рима, это минимум ситуационный шаг Автора для понимания того, что представляли себя легионы в свои последние дни. По крайней мере в количественном соотношении легион поздней римской империи сопоставим с современным полком.
        В прочем, наши переводчики «голивудских» блокбастеров тоже грешат «генералами», «саблями» и др..... упрощая то, что в принципе не следует.
        Теперь к Альботросу. Уважаемый думаю Автор в теме, но для «убогих» как я заменил какое-либо «принципатус манипуляриус» на интуитивно понятный термин. Особо отмечу, что Эдуард в своих работах не льёт воду, а даёт то, что имеет научное подтверждение. К слову если доказательств мало, он прямо говорит - мало!
        1. +1
          24 июня 2019 19:23
          Как человек, гм, ну в общем неважно...
          Тема интересная. Дивизия сейчас - это тактическое соединение (разных родов). Наверное легион со вспомогательными когортами и алами - тоже соединение. Но вот понятия тактической единицы тогда и сейчас - сильно поменялись. Армии теперь массовые. А тогда несколько легионов решали стратегические задачи.
          1. 0
            24 июня 2019 20:42
            Легион во время своего существования имел различную штатную численность - от 4500 до 6000 человек! В позднем Риме численность легиона не привыкала 3500 легионеров.
            Полк также понятие относительное. Например полки стрельцов имели по 500 единиц личного состава, а времён Второй Мировой войны у ряда стран численность полка доходила до 4500 солдат и офицеров! У рада стран НАТО это нижний предел дивизии мирного времени сегодня! Так что находя условно среднюю величину мы приходим к выводу, что легион это нечто среднее между полком и дивизией! По нашей современной терминологии это бригада!
            Теперь о различии стратегических и тактических задач. Первое легионы Рима никогда не вели наступательные операции в одиночку. Минимум парами. Два легиона по сити есть дивизия. Четыре корпус.
            Примеры оборонительных боев одного легиона, это решение вопроса вынужденной ситуации. По сути один легион мог решать оперативно-тактические вопросы! Стратегические решали два и более! Пример Гражданской войны после гибели Цезаря. Противоборствующие стороны во всех военных конфликта выставляли не менее 12 легионов. Да в раннем средневековье 500 всадников, нагибали государства! Но во времена Рима Ганибалу не хватило мужества войти в первый с 30 тысячным корпусом!
            С уважением!
    2. +6
      23 июня 2019 11:49
      Спасибо за комментарий, отдельное спасибо Владиславу!
      Представьте, но автору про римскую историю кое-что ведомо, это шутка.
      Полк здесь использоваться, как основная военная единица, а не как синоним легиона.
      порекомендую мою статью на ВО, посвященную армейской структуре. Эволюция римских подразделений, связанна со многими причинами, подразделения постоянно уменьшались. Но сохранились некоторые наименования Легионов - они или сохранились на иных подразделениях, по количеству никак не совпадавших с легионом республики, например.
      И еще, совершенно изменился способ участия каталожного подразделения в войне, о чем я уже писал, так что подобное название для статьи исторически обоснованное и оправданное.
  4. +11
    23 июня 2019 09:50
    Гимн нашего истфака - "Орел Шестого легиона"!
    1. +11
      23 июня 2019 10:24
      Когда я был в боях и походах вдали от Рима, ставил я палатку в пустыне или горах, или в лесу - и она была моим Римом
    2. +7
      23 июня 2019 12:36
      Могу Вас обрадовать: в 2013 в Израиле археологи раскопали лагерь 6-го Легиона, где он стоял (с ротациями легионеров, разумеется) с 120 по 300 примерно год нашей эры.
      Раскопки велись недалеко от знаменитого холма Меггидо (Хар - гора - Магеддон - Армагеддон).
      По прикидках, в лагере базировались 3,500 солдат и офицеров. Место - стратегическое. Запирало единственную дорогу из Египта в Турцию и Сирию (этих стран еще не было - я говорю о нынешней территории). И запирало дорогу на восток - к Ираку.
      Если хотите подробнее, поиск:
      Legio military base Tel Megiddo
      1. +9
        23 июня 2019 12:55
        Вот найденная печать Шестого легиона (снизу).
        the stamp of Sixth Legion Ferrata
        А сверху чешуйки доспехов

  5. +7
    23 июня 2019 10:20
    «...дух римской армии будет присутствовать всегда».
    Увы, тезис очень спорный. Изменились - этнический состав, язык, религия и идеология, структура, принципы комплектования, система управления и т д и т п - а «дух» остался? Исчезло римское гражданское общество. Как же мог сохраниться его дух? В современной российской армии, например, вовсе нет «духа» императорской. Так, лишь некоторые элементы униформы. Современное казачество также крайне далеко, как бы это помягче сказать, от дореволюционного.

    Мы имеем вместо профессиональной армии принципата доминирование варварских контингентов и остатки, скорее ошметки, греческих гарнизонных формирований, лишь по инерции носящих названия IV века. Но уже при доминате начинается распад традиционной римской армии. Но и сам этот век, все эти «ланциарии» и «иовии» были уже порождением кризиса, вряд ли бытование их названий может быть отнесено к классической римской армии.
    Тем не менее статье - большой плюс, затрагивает интересные проблемы.
    1. 0
      23 июня 2019 11:17
      Если честно уважаемый земляк, Вы подменяете контекст тезиса Автора!
      Причём в Вашим изложением, точки зрения я согласен на все сто, но «дух римской армии» будет следовать роковой тенью за воинскими образованиями Византии в плоть до ее гибели.
      Наша беда в том, что мы вкладываем в «римский дух»! Манипулы республики до реформ Мария, принципиаты Империи или легионы позднего Рима?
      Для меня лично ДУХ РИМА это описания армии Плутархом, Вергилием и др. Крайний срок которых ограничен деяниями Цезаря на суше и Октавиана Августа на море!!! «Каждому своё».
      1. +3
        23 июня 2019 12:06
        Я не считаю, что у кого-то (разумеется и у меня) есть монополия на истину. Тем и хороши дискуссии, что помогают выверять силу или слабость тезисов.
        Вместе с тем предмета я не подменяю. Римский дух я понимаю в трактовке Тацита. Res publica - выросшая из полиса национальная государственность. А из этого вытекало все остальное, что я перечислил. Даже в императорское время золотого века Антонинов существовало, как хорошо показал Махлаюк, понимание корпоративности римской армии и римского общества в виде совокупности civis - miles.
        Разумеется доминат разрушил остатки Res publica. Вместо солдат-граждан, набираемых по контракту, мы имеем слегка романизированную массу рекрутов-колонов, взятых по конскрипции, которыми командуют также слегка романизированные императоры-провинциалы. А уж после Константина распад государственности с замещением римской идеологии иудеохристианством пошел быстрыми темпами. Ромейская империя - это совсем другой тип государственности, базирующийся на универсальном христианстве.
        1. +2
          23 июня 2019 12:10
          И еще. Нельзя закончить историю классического Рима Августом. Обрывает всю логику. Принципат скорее всего и был расцветом римской государственности. Так же как Вы не можете завершить описание Российской империи после Петра Великого на Екатерине Второй. А вот большевизм - это был фазовый переход, как доминат. Недаром у Маркса есть метафора - христианство было социализмом античности.
          1. +2
            23 июня 2019 12:48
            Постараюсь пояснить мою точку зрения.
            Я оперирую тезисом «дух римской армии», как тождественным или идейно близким пониманию государства «Рим»!!! Так что для меня пик рассвета «духа» = «легионов» - это армия Республиканского Рима описанная Плутархом до реформ Мария!
            Дальше несмотря на логическую цепочку наследственности, это не менее славная история, но история другого Рима. Хотя Вы сами не отрицаете и даже поправляете меня, что последовательность развития армейских образований обрывать не следует ......
            Например, А.Штенцель напрямую связывает идеологическую наследственность передали римских традиций германцам (федератам) которые служили поздней римской империи! В свете этого отрицать наследственность ромейских (византийских) подразделений, я думаю так же будет предвзято! Кроме того ряд традиций Рима, неоднократно (иногда криво) копировали правители поздних лет! В том числе такие как Фридрих Великий, Карл X Мусалини и даже Гитлер.
            Вот в этих случаях кроме «душка» с неприятным ароматом уже не улавливается! В случае Византии, «главнокомандующий» император, мог сказать «МЫ ЕДИНСТВЕННЫЕ И ПРЯМЫЕ НАСЛЕДНИКИ И ПОТОМКИ РИМА ПЕРВОГО»!!! Причём при этом, дедушка вышеуказанного императора мог и не не жить в пределах империи! Но как минимум он о ней знал!!!
            hi
            1. +2
              23 июня 2019 13:13
              Конечно, некоторые и даже значительные римские реликты в Византии оставались. Но в целом она на мой взгляд являлась скорее наследником традиций восточного эллинизма, разумеется исковерканного христианской идеологией, чем Рима.

              Понимаете, есть внутренние базовые социальные механизмы и внешние атрибуты. Распад и гибель римской civitas - это ключевой водораздел. Почитайте у Ростовцева, он это очень хорошо показал. От того, что слабо романизованных иллирийцев нарядить в лорики легионеров, они не воспримут Рим как свое национальное государство и гражданское общество.

              Приведу один пример. Петр решил насаждать создание крупных торговых компаний, чтобы вроде бы укрепить русскую частную внешнюю торговлю. В указе было сказано - «купцам надлежит вступать в кумпанства, а не похощут, так бить кнутом ...»
              Вот Вам и свободный рынок и капитализм ... ))) внешность одна, а суть совсем другая
      2. +3
        23 июня 2019 12:25
        Нет. Не согласен, что кто-нибудь, даже Плутарх может объять все.
        Допускаю, что даже в современной беллетристике может живая страница проскочить.

        И первая ассоциация что возникает все же Тит Ливий.
  6. 0
    23 июня 2019 11:33
    Вот и закончился цикл....
    Вообще , все упоминания о Византии у меня вызывают грусть. Как о чём то хорошем , но потерянном. )))
    1. +3
      23 июня 2019 12:53
      Грусть естественная и закономерная, так как мы воспитанные на православных традициях идеологически воспринимаемым себя наследниками Византии «Третим Римом»!!!
  7. +2
    23 июня 2019 12:20
    У меня практический вопрос к уважаемому автору. Почему Вы полагаете, что в Египте оставалось лишь 2 «легиона».
    По Notitia Dignitatum, если не ошибаюсь, там перечислены к началу V в шесть легионов, подчиненных дуксу Фиваиды, в том числе II Траянов, часть V Македонского, часть XIII Сдвоенного легиона.
    1. +3
      23 июня 2019 21:11
      Это по данным папируса 550 г.
      С уважением, Эдуард
  8. -4
    23 июня 2019 14:21
    Римская империя со столицей в Новом Риме просуществовала до середины 15 века, поэтому автору надо не играть словами о "римском духе", а дать военно-исторический анализ структуры легионов собственно римского и византийского периодов истории Римской империи.

    Но это явно не его тема - проще постить фотки артефактов с описанием на уровне театрального реквизита laughing
    1. +4
      23 июня 2019 21:31
      Андрей, ну любите вы давать указания, прямо страсть.

      Два слова про дух: воински дух, имперский дух это не пустые слова, чем Вам не потраву "римский дух"? Лабарумы, Драконы, кампидуктории, фламулы, иконы - все эти знаки римского духа в глазах ромейского войска. В византийских источниках описано, как им гордиться в армейских рядах, хотя, со стороны можно сказать и как это говорили приехавшие с Запада: ну какие греки - римляне?
      И не по "духу" - постить - это не про меня, посмотрите внимательно, там написано - фото автора: многие артефакты - в лепешку разобьетесь, на просторах интернета не встретите.
  9. +2
    23 июня 2019 15:07
    Хорошая статья, но сумбурно изложено!
  10. +2
    23 июня 2019 16:13
    Цитата: Оператор
    Римская империя со столицей в Новом Риме просуществовала до середины 15 века, поэтому автору надо не играть словами о "римском духе", а дать военно-исторический анализ структуры легионов собственно римского и византийского периодов истории Римской империи.

    Но это явно не его тема - проще постить фотки артефактов с описанием на уровне театрального реквизита laughing

    г. Новый Рим? Не, не слышал.
  11. +7
    23 июня 2019 17:15
    Да, с названием и аннотацией у статьи проблемы)
    А так - нормуль, если конечно не углубляться в содержание))
    В прошлый раз как прочитал что византийские псилы доспехов не имели. Ну и кому сие на потребу?
    1. +3
      23 июня 2019 21:15
      Сергей,
      я попросил Вас указать источники по Вашим данным, мои были в конце статьи, это почти все источники по вооружению псилов, я остался так же на Стратегию Никифора IIФоки по Х веку, Вы источников не привели.
      С уважением, Эдуард
  12. 0
    23 июня 2019 17:49
    Осталось много непонятного о вооружении последних легионов. Классический римский легион основным оружием вроде как имел пилум, метательное копье. Отсюда и защита в виде крупных, прямоугольных щитов. Судя по маленьким круглым щитам на барельефе эти парни дрались мечами. А это точно легионеры?

    То же и относительно длинных ланцевидных наконечников копий легионеров (?). Такое копье предназначено для двурукого боя, включая фехтование. Что исключает наличие щита. А это точно копьё легионеров?

    В общем много интересного, но непонятно :(
    1. +1
      23 июня 2019 21:19
      Смотрите, статья посвящена "поиску последних легионов", легионов нашей эры или, хотя бы базировались в тех местах, где ранее стояли легионы более ранней поры. Они не имели в VI веке вооружение такого же, как в республиканский или имперский период. О вооружении смотрите мои статьи на ВО для данного периода: как скутатов, так и псилов.
      С уважением, Эдуард
  13. -3
    23 июня 2019 22:20
    Цитата: Эдуард Ващенко
    фото автора

    Об этом я и говорю - глубокомысленно заявив в тексте статьи "VI в. многие исследователи считают последним веком римской армии", автору надо предъявлять читателям доказательства, а не туманить мозги "римским духом".

    P.S. Забейте, вам не понять.
  14. +2
    23 июня 2019 23:06
    Цитата: Коте пане Коханка
    за год работы над циклом Эдуард эволюционировал на страницах ВО в лучшую сторону! Показал себя отзывчивым и принимающим в свой адрес критику Автором! Кроме того его отличает одна из самых положительных черт писателей на сайте - это сопровождение своих работ после их опубликования! Ну и последнее Эдуард не чурается заглянуть и дополнить ценными комментариями труды своих коллег, что однозначно к нему располагает нас его читателей!!!
    Р.s. Эдуард один из немногих Авторов, кто является настоящим, а не липовым историком на ВО и что отрадно в своих работах работах он излагает те вопросы, в которых его профессионализм неоспорим!

    Очень хороший комментарий, с которым я полностью согласен!
  15. +2
    24 июня 2019 05:16
    https://warspot.ru/3910-posledniy-legion Хорошая статья как раз про последние легионы.
    От себя добавлю что за свою многовековую историю и сам Рим и его легионы менялись.Менялись и в тактике и в вооружении и в призывном составе.И как раз в начале 7 веке империя потеряла дунайские провинции,которые и поставляли значительную часть армии(с родным латинским языком).После этого и гос.языком официально стал греческий вместо латыни.620 год если уж быть точным.