Танки Англии периода Второй мировой войны

В межвоенный период в Англии разрабатывались и производились легкие, средние, пехотные и кавалерийские танки. Легкие танки были представлены Мк.VI c легким бронированием и пулеметным вооружением, средние — Мedium Mk.II c легким бронированием и 47-мм пушкой, кавалерийские — Mk.II, Mk.III, Mk.IV, Mk.V со средним бронированием (8-30 мм) и 40-мм пушкой. Мощным бронированием (60 мм) отличался только пехотный Маtilda I, но он был с пулеметным вооружением.




С началом войны ни один из этих танков себя не проявил, все они по совокупности характеристик уступали в своем классе немецким Pz.II, Pz.III и Pz.IV. Английским танкостроителям пришлось в условиях войны разрабатывать и запускать в производство новое поколение танков, которые приняли участие на европейском ТВД, в Северной Африке. Значительное их количество было поставлено по ленд-лизу в Советский Союз.

Легкий танк Мк.III Valentine


Наиболее удачный легкий и самый массовый английский танк Второй мировой войны был разработан в 1938 году и в 1940 запущен в серийное производство, всего было выпущено 8275 танков различных модификаций.

Компоновка танка классическая с размещением моторно-трансмиссионного отделения в корме танка. Экипаж танка три человека, механик-водитель размещался в корпусе, командир и наводчик в башне. На некоторых модификациях танка экипаж был 4 человека, в трехместной башне размещались командир, наводчик и заряжающий. В целях уменьшения веса корпус и башня танка были существенно зажаты в габаритах, что существенно ухудшало обитаемость членов экипажа.


Легкий танк Мк.III Valentine


По конструкции корпус и башня были клепаными, но собирались не на каркасе, а путем крепежа деталей друг к другу болтами и заклепками, что требовало высокой точности изготовления деталей. Корпус и башня собирались из катаных броневых листов, на отдельных модификациях лоб корпуса и башни были литыми, на последних модификациях конструкция танка была полностью сварной. При весе 15,75 тонны для легкого танка у него была удовлетворительная бронестойкость, толщина брони лба корпуса и бортов 30-60 мм, башни 65 мм, днища 20 мм, крыши 10 мм. Башня имела цилиндрическую форму и устанавливалась на подбашенную коробку.

Для посадки механика-водителя были два откидных люка в верхних боковых листах по сторонам его рабочего места, кроме этого для наблюдения у него был смотровой люк в середине верхней лобовой бронеплиты Для посадки экипажа в башню в крыше башни был двухстворчатый люк, на трёхместной башне люк был круглым на вращающемся погоне. Места всех членов экипажа были оборудованы перископическими смотровыми приборами.

Вооружение танка состояло из 40-мм длинноствольной пушки QF2 L/52 и 7,92-мм пулемета. На последних модификациях танка устанавливалась 57-мм пушка QF6 или 75-мм пушка OQF 75mm.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель мощностью 135 л.с., обеспечивающий скорость 25 км/час и запас хода 150 км.

Ходовая часть на каждом борту состояла из шести обрезиненных опорных катков, два большого диаметра и четыре малого, и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Опорные катки по три были сблокированы в две тележки, большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Каждая тележки подрессоривалась пружинной рессорой с телескопическим гидравлическим амортизатором.

Танк широко использовался на многих фронтах в Европе и Северной Африке, в том числе и в Красной армии. По ленд-лизу в СССР до конца войны было поставлено 3782 танков Мк.III Valentine различных модификаций.

В целом танк получил положительную оценку танкистов, при этом отмечалась надежность силовой установки на основе дизельного двигателя, малая заметность на поле боя, хорошая подвижность. Из недостатков отмечалось слабое вооружение с 40-мм пушкой, отсутствие осколочно-фугасных снарядов к пушке и низкая надежность ходовой, при выходе из строя хотя бы одного опорного катка танк не мог двигаться.

Средний пехотный танк Mk II Matilda II


Средний танк Mk II Matilda II предназначался для поддержки пехоты, разработан в 1938 году и начал поступать в войска в 1939 году накануне войны, принял участие в первых боях с немцами во Франции. Всего по 1943 год было выпущено 2987 танков Matilda II разных модификаций, это был единственный английский танк, прошедший всю войну.

Компоновка танка классическая, с экипажем 4 человека. Корпус собирался в основном из катаных броневых листов и частично литых броневых деталей (носовая часть, подбашенная коробка и корма), соединявшихся друг с другом гужонами. Башня была цилиндрической формы с небольшими углами наклона, изготавливалась из одного выгнутого бронелиста, на более поздних образцах была литая. На крыше башни размещалась командирская башенка с двухстворчатым люком.

Танк отличался мощным бронированием на уровне советских тяжёлых танков КВ и у английских танкистов получил прозвище «толстокожей дамы». В начале войны его не мог поразить ни один немецкий танк. Броня при весе танка 26,95 тонны обеспечивала защиту на уровне тяжелого танка, толщина брони корпуса лоб верх/середина/низ 75/47/78 мм, верха бортов 70 мм, низа бортов 40+20 мм, башни 75 мм, днища и крыши 20 мм.


Средний пехотный танк Mk II Matilda II


Вооружение танка состояло из 40-мм пушки QF2 L/52 и спаренного 7,7-мм пулемета, существенным недостатком пушки являлось отсутствие осколочно-фугасного снаряда. Впоследствии на модификации CS устанавливалась 76,2-мм гаубицы 3 inch Howitzer Mk.I с мощным осколочно-фугасным снарядом.

В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя «Лейланд» мощностью каждый 87 (95) л.с., обеспечивающих скорость по шоссе 24 км/час и запас хода 257 км.

Ходовая часть на каждый борт включала десять опорных катков собранных в попарно в пять тележек, пять поддерживающих катков. Каждая из тележек имела балансирную блокированную подвеску типа «ножницы» с горизонтальными пружинными рессорами. Практически вся ходовая часть была защищена бортовыми бронированными экранами.

Танк Mk II Matilda II отличался высокой надёжностью и очень мощным для своего времени бронированием, увеличивающим выживаемость танка и экипажа на поле боя. Немецкая 37-мм противотанковая пушка была бессильна против его брони. На начальном этапе войны до появления у немцев более мощных противотанковых пушек этот танк оставался неуязвимым противником.
.
Танк Mk II Matilda II по ленд-лизу поставлялся в Советский Союз, всего было поставлено 918 танков. Первые поставки осуществлялись в конце 1941 года в морозную погоду. Танки не были приспособлены для этих условий, горюче-смазочные материалы замерзали. а гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Впоследствии эти проблемы были решены, и танк уверенно эксплуатировался в Красной армии до середины 1943 года.

Тяжелый пехотный танк А22 Churchill


Танк А22 Churchill являлся наиболее защищенным английским танком периода Второй мировой войны, разработан в 1940 году и производился в 1940-1945 годах, всего было выпущено 5640 танков разных модификаций. От танка требовалась высокая огневая мощь, живучесть и проходимость для поддержки наступающей пехоты, подавления огневых точек и отражения контратак танков противника.

Танк был классической компоновки с экипажем 5 человек, механик-водитель и стрелок пулемета размещались в корпусе, а командир, наводчик и заряжающий в башне. Конструкция корпуса была сварной из катаных броневых листов. Конструкция башни была шестигранной формы, на разных модификациях литой или сварной из отлитых деталей. При весе 39,57 тонны танк имел мощную противоснарядную защиту. Толщина брони лба корпуса 101 мм, бортов 76 мм, лба башни 88 мм, крыши и днища 19 мм.


Тяжелый пехотный танк А22 Churchill


На модификациях Мk.I и Mk.II в качестве основного вооружения использовалась 40-мм пушка QF2 L52. В боекомплект входили только бронебойные снаряды, осколочно-фугасных снарядов не было. На модификациях Mk.III и Vk.IV устанавливалась 57-мм пушка QF6 L43, а на модификации Mk.V 57-мм пушка QF6 L50. На модификациях Mk.VI и Mk.VII устанавливалась 75-мм OQF 75mm L36,5, имевшая в боекомплекте бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. В качестве дополнительного вооружения использовались два 7,92-мм пулемета BESA, один спаренный с пушкой, другой курсовой в корпусе танка, а также зенитный 7,7-мм пулемет.

В качестве силовой установки использовался двигатель Twin-Six мощностью 350 л.с., обеспечивающий скорость 27 км/час и запас хода 144 км.

Ходовая часть на каждый борт содержала по 11 опорных катков малого диаметра с индивидуальной балансирной подвеской на цилиндрических пружинных рессорах. Верхняя часть ходовой закрывалась бронированным экраном.

Танк А22 Churchill по ленд-лизу с 1942 года поставлялся в СССР. Всего было поставлено 253 танка. Танк использовался в боях в Сталинградской битве, на Курской дуге и при снятии блокады Ленинграда. В Красной армии положительно отмечали его мощное бронирование и хорошую управляемость. В качестве недостатков отмечалось сложность эксплуатации зимой и слабая проходимость в условиях бездорожья.

Крейсерский танк Mk.VI (A15) Crusader


Танк разрабатывался в 1939-1940 годах и пошел в войска в основном на замену такого же класса крейсерского танка Mk.V (A13) Covenanter. Танк выпускался в 1940-1943 годах, всего было выпущено 5300 (5700) танков.

Танк классической компоновки с экипажем 5 (4) человек, весом 19,3 тонны. В корпусе с правой стороны находилось место механика-водителя, над головой которого была установлена коробчатая рубка с двухстворчатым верхним люком, тремя смотровыми приборами и пулемет Besa. Слева от рубки размещалась цилиндрическая башенка, также оснащенная пулеметом Besa и верхним люком откидывавшимся на правый борт.


Крейсерский танк Mk.VI (A15) Crusader


При эксплуатации первых образцов танка в армии пулеметная башенка по причине ее нецелесообразности демонтировалась силами полевых мастерских, а вырез под неё заваривался броневым листом. В процессе модернизации оба пулемета из корпуса были удалены из-за их низкой эффективности, соответственно, экипаж сократился до четырех человек за счет исключения пулеметчика в корпусе танка. На крыше корпуса устанавливалась трехместная башня сложной формы, унифицированная с башней танка A13. В задней части крыши башни находился сдвигаемый назад командирский люк.

Конструкция корпуса и башни были клепаными из листов катаной стали. Бронезащищенность была не высокой, толщина брони лба корпуса 22-34 мм, бортов корпуса 18-20 мм, лба башни 32 мм, днища 16 мм и крыши 14 мм.

Вооружение танка состояло из 40-мм пушки QF2 L/52 и спаренного 7,92-мм пулемета, на более поздних образцах 40-мм пушка была заменена на 57-мм пушку QF6, на танках серии CS устанавливалась 76,2-мм гаубица.

В качестве силовой установки использовался двигатель Liberty Mk.III мощностью 340 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 44 км/час и запас хода 255 км.

Ходовая танка была на основе подвески Кристи, на каждый борт была по пять обрезиненных сдвоенных катка большого диаметра с амортизацией на вертикальных пружинных рессорах.

Танк Crusader обладал хорошей подвижностью, но слабой защищенностью. Многие его модификации широко применялись на начальном этапе Второй мировой войны в составе французской и английской армий. В 1940 году большинство танков первой и второй модификаций было брошено у Дюнкерка и захвачено немцами. В Северной Африке танк Crusader был основным танком английской армии до сражения у Эль-Аламейна, когда его начали вытеснять поступавшие американские танки М3 «Ли».

Крейсерские танки Mk.VII (A24) Cavaler, Mk.VIII (A27L) Centaur и Mk.VIII (А27M) Cromvell


В конце 1940 года в Англии приступили к проектированию нового крейсерского танка А24 Cavaler, разрабатываемого на базе узлов и агрегатах крейсерского танка А15 Crusader в рамках программы Cromvell. Без проведения испытаний танк был запущен в серию, в 1942-1943 годах было выпущено 500 танков этого типа.

Танк был классической компоновки, весом 26,95 тонны и экипажем 5 человек. В трехместной башне размещались командир, наводчик и заряжающий. К корпусе механик-водитель и помощник водителя –стрелок из пулемета.

Конструкция корпуса и башни была прямоугольной формы без каких-либо рациональных углов наклона и собирались из катаных броневых листов и крепились на каркасе с помощью болтов. Слева от механика-водителя в лобовом листе устанавливался курсовой пулемет. Посадка экипажа производилась через два люка в крыше башни и один люк в крыше корпуса.

Танк имел удовлетворительное бронирование, толщина брони лба корпуса 57-64 мм, бортов 32 мм, лба башни 76 мм, крыши 14 мм, днища 6,5 мм.


Крейсерский танк Mk.VII (A24) Cavaler


Вооружение состояло из 57-мм пушки QF6 и двух 7,92-мм пулеметов BESA, один был спаренный с пушкой, другой курсовой устанавливался в корпусе.

В качестве силовой установки использовался двигатель Liberty L12 мощностью 400 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 39 км/час и запас хода 265 км.

Ходовая часть была заимствована с танка A15 Crusader с подвеской Кристи, содержащей на каждый борт по пять обрезиненных опорных катка большого диаметра с индивидуальной усиленной вертикальной пружинной подвеской.

Танк A24 Cavaler практически не принимал участия в боевых действиях. Он в основном использовался как учебный для подготовки танкистов и стал базой для танка A27L Centaur.

Танк A27L Centaur разрабатывался как упрощенная промежуточная версия между A24 Cavaler и А27M Cromvell с двигателем Meteor, который еще не был доведен. Всего с 1942 по 1944 год было выпущено 3134 танка A27L Centaur. Первые образцы A27L Centaur практически не отличались от A24 Cavaler. На модификации Centaur III была установлена 75-мм пушка Мk VA L50, а на модификации танка поддержки пехоты Centaur IV использовалась 95-мм гаубица для стрельбы осколочно-фугасными снарядами.


Крейсерский танк Mk.VIII (A27L) Centaur


Танки A27L Centaur также практически не участвовали в боевых действиях, небольшая партия Centaur IV была задействована во время десанта в Нормандию в 1944 году, остальные танки были модернизированы до уровня Cromvell.

Танк А27M Cromvell был одним из наиболее известных танков Второй мировой войны. С новым двигателем Meteor он начал выпускаться только с 1943 года, по 1945 год было выпущено 1070 этих танков. Также немалое количество танков A27L Centaur было модернизировано до уровня Cromvell. Всего в армии было 4016 танков всех серий семейства Cromvell. В корпусе танка был удален курсовой пулемет и экипаж сокращен до четырех человек. Усилено бронирование крыши до 20 мм, днища до 8 мм, вес танка увеличился до 27,9 тонны. На модификации Cromvell Vw корпус и башня были сварными и лобовое бронирование корпуса увеличено до 101 мм, на модификации Cromvell VI устанавливалась 95-мм гаубица.


Крейсерский танк Mk.VIII (А27M) Cromvell


В качестве силовой установки на А27M Cromvell использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 64 км/час и запас хода 278 км.

Танки А27M Cromvell участвовали во многих операциях в Северной Африке и европейском ТВД. По огневой мощи они серьезно уступали немецким и американским танком того периода.

Крейсерский танк А30 Challenger


Средний крейсерский танк-истребитель А30 Challenger разрабатывался как танк поддержки, предназначенный для борьбы с немецкими танками на больших дистанциях в дополнение к танку Cromvell. Танк был разработан на базе удлиненного шасси танка Cromvell с шестиопорной ходовой и вооруженный наиболее мощной на тот период 76,2-мм пушкой. В 1943-1944 годах было выпущено всего лишь 200 танков этого типа, поскольку с появлением американского танка Sherman с лучшими характеристиками, необходимость в танках Challenger отпала.

По конструкции Challenger мало чем отличался от Cromvell. Компоновка была классическая, в корпусе был размещен только механик-водитель, курсовой пулемет был исключен, в большей по габаритам башне размещалось четыре человека – командир, наводчик и два заряжающих, основное внимание был уделено обслуживанию вооружения.


Крейсерский танк А30 Challenger


Корпус и башня были сварными. Бронирование было усилено, толщина брони лба корпуса 102 мм, бортов 32 мм, лба башни 64 мм, крыши 20 мм, днища 8 мм, вес танка достиг 33,05 тонны.

Вооружение танка состояло из длинноствольной 76,2-м пушки QF17 L55 и спаренного 7,62-мм пулемета.

В качестве силовой установки использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 51,5 км/час и запас хода 193 км.

Ходовая танка являлась модификацией удлиненной ходовой танка Cromvell с подвеской Кристи и шести опорными катками.

Танки А30 Challenger отличались удобством работы экипажа в большой башне и высокой эффективностью поражения бронетехники противника. Но из-за малого количества выпущенных танков серьезного влияния на боевые действия не оказали.

Крейсерский танк А34 Comet


Танк А34 Comet был дальнейшим развитием танка Cromvell, создавался на базе узлов и агрегатов этого танка и являлся самым совершенным английским танком, принимавшим участие в боевых действиях Второй мировой войны. Танк был разработан в 1943 году с учетом опыта применения танка Cromvell в боевых действиях, в 1944-1945 годах выпушено 1186 образцов этого танка.

Танк классической компоновки, экипаж 5 человек, механик-водитель и стрелок-пулеметчик размещались в корпусе, командир, наводчик и заряжающий в башне. Конструкция корпуса и башни была сварной, танк обладал удовлетворительным противоснарядным бронированием при весе танка 35,78 тонны. Толщина брони лба корпуса 76 мм, бортов 43 мм, лба башни 102 мм, крыши 25 мм, днища 14 мм.


Крейсерский танк А34 Comet


Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки QF77 L55 и двух 7,92-мм пулеметов BESA, один устанавливался в башне, второй курсовой в корпусе.

В качестве силовой установки использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость 47 км/час и запас хода 200 км.

Ходовая часть с подвеской Кристи с пятью обрезиненными катками уменьшенного диаметра и четырьмя поддерживающими катками. Подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах с гидравлическими амортизаторами.

В целом А34 Comet по огневой мощности, отличной обзорности, защищенности и подвижности оценивался как лучший английский танк периода войны и один из лучших танков, применявшихся противоборствующими сторонами во Второй мировой войне.

Тяжелый крейсерский танк А41 Centurion


Танк А41 Centurion был разработан в 1944 году в качестве машины, объединяющей в себе качества крейсерских и пехотных танков с существенно усиленным и усовершенствованным вооружением и защитой. Одной из задач было обеспечение комфортных условий работы экипажа, в связи с чем из-за просторной компоновки вес танка достиг 42 тонн и его подвижность была ограничена. В боевых действиях танк участия не принимал.

Танк был классической компоновки с экипажем четыре человека. Создавался с использованием усовершенствованных узлов и агрегатов танков Cromvell и Comet. Корпус и башня были сварными из катаных бронелистов, на отдельных модификациях башня была литая.


Тяжелый крейсерский танк А41 Centurion


Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки QF17 L55 и установленной в шаровой опоре слева в нише от основной пушки спаренной установки 20-мм пушки и 7,92-мм пулемета BESA, на модификации Mk.IV устанавливалась 95-мм гаубица.

В качестве силовой установки использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость 37 км/час и запас хода 176 км.

В ходовой части применялась подвеска типа «Хортсман» с тремя тележками с попарно сблокированными опорными каткам среднего диаметра, винтовыми пружинами, гидравлическими амортизаторами по два на каждую тележку и шестью поддерживающими катками. Верхнюю часть ходовой прикрывали бронированные фальшборты.

Танк А41 Centurion был разработан в конце войны и в боевых действиях не участвовал, но он десятилетия оставался на вооружении английской армии и постоянно совершенствовался путем установки более мощного вооружения и усиления бронирования, что приводило к снижению его подвижности.

Производство и уровень танков Англии во время войны


В Англии в отличие от неудачного опыта разработки танков в межвоенный период во время войны были разработаны танки всех классов, хорошо зарекомендовавших себя в боевых действиях на первом этапе войны. За годы войны было организовано массовое производство и выпущено около 28 тысяч легких, средних и тяжелых танков. Английские танки отличались хорошим бронированием, удовлетворительной подвижностью, но слабым вооружением. В последующем этот недостаток был преодолен и последний крейсерский танк А34 Comet по всем основным характеристикам удовлетворял требованиям военных и успешно применялся в боевых действиях и по оценке специалистов был одним из лучших танков Второй мировой войны.

Английские легкие танки Мк.III Valentine, средние пехотные Mk II Matilda II и тяжелые пехотные А22 Churchill поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз и в течение всей войны успешно применялись на многих фронтах. Всего было поставлено 4923 танков, в том числе 3782 танков Мк.III Valentine, 918 танков Mk II Matilda II и 253 танка А22 Churchill.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дилетант 29 июля 2019 18:13 Новый
    • 8
    • 2
    +6
    Танк А22 Churchill являлся наиболее защищенным английским танком периода Второй мировой войны

    Уинстон Черчилль сказал: «У этого танка недостатков даже больше, чем у меня»
  2. Никомед 29 июля 2019 18:41 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Спасибо, отличный обзор!
  3. Британские танки, говоря языком моей дочери "Весьма няшные коробочки". особенно "Комета" и "Центурион" Вообще, Тамиевские модели 1/35 этих танчиков, это что-то, сборка из -коробки, очень и весьма хороша. А если по правде, ну отстают Бритты в танках, вечно опаздывают на уровень, мы же то же отстаем в кораблестроении. Надо смириться. Кометы попали на войну очень и очень поздно, с какого перепугу они лучшие танки GB, не понятно, ничем, таким не отметились. "Центурионы", эти ДА, эти сильно повоевали, но только потом и в Израиле, на фотографии в заставке "Центурион" весьма послевоенной модификации со 105 мм орудием.
    1. Цитата: Попов Константин Иванович
      Кометы попали на войну очень и очень поздно, с какого перепугу они лучшие танки GB, не понятно, ничем, таким не отметились

      Ну, по ТТХ-то вроде как лучше остальных британских танков. Я не ручаюсь, так как британские танки знаю откровенно так себе, но, вроде, комета реально была лучшей? Из английских, конечно
    2. voyaka uh 30 июля 2019 10:54 Новый
      • 3
      • 2
      +1
      "особенно "Комета" и "Центурион"///
      ----
      Центурион со 105 мм пушкой L7
      с куммулятивным снарядом доминировал в сражениях танк-против-танка до начала 70-х годов.
      Только 115 мм советская пушка с ОБПСом, установленная на Т-60 смогла ему противостоять на дистанциях до 1.5 км
      1. Джон22 31 июля 2019 09:23 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        На Т-62 ! Т-60 лёгкий танк 1941 г. Вооружён 20 мм авиационной автоматической пушкой ШВАК.
        1. voyaka uh 31 июля 2019 09:38 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          Да, конечно. Спасибо за поправку! drinks
  4. Fayter2017 29 июля 2019 19:01 Новый
    • 2
    • 2
    0
    Пожалуй с Кометом, мог сравниться только Т-44. В конце войны, гипотетически, нашим танкам при осуществлении операции "Немыслимое" противостоял бы очень опасный противник, англичане успели подтянуть свой уровень танков на очень достойный уровень.
    1. svp67 29 июля 2019 19:32 Новый
      • 3
      • 2
      +1
      Цитата: Fayter2017
      Пожалуй с Кометом, мог сравниться только Т-44. В конце войны, гипотетически, нашим танкам при осуществлении операции "Немыслимое" противостоял бы очень опасный противник, англичане успели подтянуть свой уровень танков на очень достойный уровень.

      Не много их было, в этом их основная проблема. Но что было хорошо в английских танках, так это их орудия.
      1. Джон22 31 июля 2019 09:27 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Что хорошего в орудиях не имеющих ОФ снарядов. 42 мм только для БС . Наши в войну с ними намучились и хотели менять на 45 мм.
        1. svp67 31 июля 2019 13:55 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          Цитата: Джон22
          Наши в войну с ними намучились и хотели менять на 45 мм.

          А конкретно можно узнать с какими орудиями намучились то?
          Знаю, что 57-мм орудие "Валентайна" даже "Тигр" пробивала, а американский "Шерман", ставший "Светлячком", после получения английской пушки, так вообще был самым лучшим из "Шерманов". Ну а уж о пушке "Центуриона" вообще легенды рассказывают.
  5. Undecim 29 июля 2019 20:05 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Несколько уточнений.
    Танки Англии периода Второй мировой войны
    Название статьи не корректное. Англия - только часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
    Легкий танк Мк.III Valentine
    Танк Мк.III Valentine относится к пехотным танкам (Infantry tank).
    Легкие британские танки межвоенного и военного периода:
    Light Tank Mk I
    Light Tank Mk II
    Light Tank Mk III
    Light Tank Mk IV
    Light Tank Mk V
    Light Tank Mk VI
    Light Tank Mk VII Tetrarch I
    Light Tank Mk VIII
    Из них в период Второй мировой войны в незначительных количествах производились последние три.

    20 "Тетрархов" по ленд-лизу были поставлены в СССР.
    1. Морской Кот 29 июля 2019 21:24 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Да, как-то автор уж больно резво разобрался с Соединённым Королевством, лишив его всех "соединений", и сиротливо оставив на развод одну Англию. smile

      Добрый вечер, Виктор! hi

      Я несколько не понял для чего в статью вплели "Центурион", в боях он не участвовал, на фронтах не замечен. А мало ли что было изобретено во время войны... Немцы много чего наизобретали, а толку?
      Кстати, о самом танке читал только хорошие отзывы, из серьёзных негативов только его большой вес.
      1. Undecim 29 июля 2019 21:42 Новый
        • 2
        • 1
        +1
        У этого автора много всяких ляпов, свидетельствующих о поверхностном знании освещаемых вопросов.
        Кстати, если уж подходить объективно, то надо бы было писать статью о танках Британского содружества. Ведь даже Новая Зеландия, ожидая высадки японцев, предприняла попытку создать "танк" из подручных материалов и трактора.
        1. Морской Кот 29 июля 2019 22:32 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Что-то вроде нашего НИ - "На испуг". Вроде, насколько помню, в Одессе делали и вооружали ДШК,
          1. Undecim 29 июля 2019 22:43 Новый
            • 2
            • 1
            +1
            Да, только тут в ход пошла обыкновенная гофрированная сталь, а вооружение состояло из шести пулеметов Брэн.
  6. Undecim 29 июля 2019 20:13 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Крейсерские танки автор начал с Mk.VI (A15) Crusader, однако начинать надо с А13 Mk III Covenanter, которые пошли в войска уже после Дюнкерка и которых было произведено 1771 ед.
  7. Narak-zempo 29 июля 2019 23:53 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Интересно, что англичане имели наработки по высокооборотным авиационным дизелям ещё в начале 30-х (дизельная версия Rolls-Royce Condor - это V12 мощностью 500 л.с.), но при этом не захотели (в то, что не смогли - не верю) создать мощный танковый дизель, аналог нашего В2.
  8. Монар 30 июля 2019 07:59 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Заклёпки. Заклёпки. И ещё раз заклёпки ... Ну я понимаю, что у Англии флот на то время был не из последних.
    Но! Специалисты, поясните. Проблемы там со сваркой и литьём такие там были?
    Британские танки 2МВ можно узнать сразу. Даже не зная матчасть.
    1. Earthshaker 30 июля 2019 08:42 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Выражу свое предположение. Заклепкопроизводители имели серьёзное лобби в парламенте :) или налицо консерватизм мышления британских конструкторов. В Центурионе заклепок почти не видно.
    2. skinar 30 июля 2019 09:57 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Бронестали очень тяжело варятся, необходимы спец.техпроцессы и желательно спец.оборудование. Бриты проспали начало внедрение сварных конструкций, и они могли бы тоже в начале войны производить их, но не стали по той же причине, почему не пошел в серию Т-34М. Если бы они стали варить бронесталь упала бы производительность, а танки были нужны
      1. Монар 30 июля 2019 10:12 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Ну на Т-34 заклёпок не видно. Да и корпуса их именно сваривали. Причём полуавтоматом.
        1. skinar 30 июля 2019 10:38 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Так я не про заклепки в целом, а про сохранение темпов производства. В Т-34М исправлялись недочеты и не технологичность тридцатьчетверок, по довоенным планам именно Т-34М должен был стать основным в выпуске советской промышленности, но из-за начала войны необходимо было не просто сохранять выпуск, а еще наращивать, а каждое новое изделие крайне тяжело входит в серию. У бритов необходимость высоких оборотов поставок техники в войска, поэтому глаза закрывали на архаику. Внедрение сварки бронесталей это сложный процесс, из-за которого завод может на месяц остановится, а достижение темпов производства еще через пару месяцев, что в условии войны очень нежелательно
          1. Монар 30 июля 2019 10:51 Новый
            • 1
            • 1
            0
            Темпы сохранения и увеличение выпуска БТТ в условиях тотальной войны это важно. И СССР именно внедрение полуавтоматической сварки брони позволило нарастить выпуск танков.
            Но. тут бриты и не умеют. Заклёпки.
    3. voyaka uh 30 июля 2019 10:59 Новый
      • 1
      • 1
      0
      "Ну я понимаю, что у Англии флот"///
      ----
      А как были скомпонованы первые английские танки в 1-ой Мировой?
      Это же сухопутные броненосцы в чистом виде. laughing Корабельная компоновка.
      Они шли не от автомобиля, а от броненосца.
      1. Монар 30 июля 2019 11:15 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Компоновку танков, на начальном этапе их развития, проектировали от фантазии конструкторов. Вспомните хотя бы проект колёсника от РИ.
        Моё скромное мнение. Технология Англии по производству танков отстала тогда. Все остальные страны уже в конце 30-х лили и сваривали.
        1. voyaka uh 30 июля 2019 11:33 Новый
          • 1
          • 1
          0
          Технология бронирования отставала. Орудия они делала первоклассные. На американские Шерманы тоже ставили английские 75 мм пушки.
          И ходовые у них были приличные.
          Кроме Черчилля-сороконожки. lol Движки - средние.
          1. hohol95 30 июля 2019 15:04 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            На американские Шерманы тоже ставили английские 75 мм пушки.

            Странное утверждение. Фактами располагаете?
            1. voyaka uh 30 июля 2019 15:20 Новый
              • 0
              • 1
              -1
              Танк Sherman Firefly.
              На него ставилась английская "17-фунтовка" - значительно более мощная, чем американская 75 мм пушка. С ней начали более-менее успешно поражать даже Тигры.
              1. hohol95 30 июля 2019 15:26 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Так бы и писали, что 17 фунтовка! А в миллиметрах оно - 76,2!
                И ставили сами англичане! Но не американцы!
              2. hohol95 30 июля 2019 15:48 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Вы же и англичан переплюнули - засунули в башню "Шермана" 105-мм французскую пушку CN105-F1!
                1. voyaka uh 30 июля 2019 15:56 Новый
                  • 0
                  • 0
                  0
                  Да, у него едва башня не слетала с погон от этого орудия. Сделали здоровенный дульный тормоз. laughing
                  1. hohol95 30 июля 2019 15:58 Новый
                    • 0
                    • 0
                    0
                    И ствол укоротили на 1,5 м. И противовес к башне приварили!
                    И корпуса использовали литые. Посчитали их крепче сварных.
              3. Alexey RA 30 июля 2019 18:32 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Цитата: voyaka uh
                Танк Sherman Firefly.
                На него ставилась английская "17-фунтовка" - значительно более мощная, чем американская 75 мм пушка. С ней начали более-менее успешно поражать даже Тигры.

                Это чисто британская модификация "Шермана", использовавшаяся только британцами.

                Янки засунули в "Шерман" свою 76,2-мм пушку М1 - и то, только после многочисленных требований с фронта. Причём, несмотря на предложения об установке уже отработанной 17-фунтовки, янки всё равно сделали свою пушку с меньшей начальной скоростью. Ибо практически вся верхушка их бронетанковых сил считала, что "танки с танками не воюют", задача танка - уничтожение soft targets и пехоты, а для этого большая начальная скорость вредна (больше скорость - толще стенки снаряда - меньше ВВ, кроме того скоростной снаряд глубже зарывается в грунт перед разрывом). А для борьбы с танками у танкистов есть штатные ПТ-САУ с 76,2-мм и 90-мм пушками, с которым танкисты должны плотно взаимодействовать.
                1. voyaka uh 30 июля 2019 21:06 Новый
                  • 0
                  • 0
                  0
                  Да... я что-то слышал про это... Генерал Паттон кричал: "мне не нужны противотанковые САУ, присылайте только Шерманы!"
      2. Морской Кот 30 июля 2019 13:54 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Они и проходили сначала по линии Адмиралтейства.
  9. yehat 30 июля 2019 11:25 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: voyaka uh
    Центурион со 105 мм пушкой L7
    с куммулятивным снарядом доминировал в сражениях танк-против-танка до начала 70-х годов.
    Только 115 мм советская пушка с ОБПСом, установленная на Т-60 смогла ему противостоять на дистанциях до 1.5 км

    все-таки, с оговоркой про не тяжелые танки.
    сомневаюсь, что 120мм снаряд ИС или 152 мм снаряд ИСУ центурион бы выдержал.
    тот же американский т29 , першинг вполне могли бы посоревноваться.
    1. voyaka uh 30 июля 2019 14:03 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Снаряд ИС точно уничтожил бы Центуриона. Но для этого надо было в него попасть. Дело в том, что такой бой - ИС-3 против Центурионов был по-настоящему в Шестидневной войне 1967 года.
      Египетские ИСы ни разу не попали. А Центурионы попадали.
      И постепенно, с больших дистанций, танк за танком, вывели ИСы из строя.
      1. hohol95 30 июля 2019 15:19 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Не льстите собственным танкистам. основную массу из 72 ИС-3 египтяне р\просто побросали для удобства бега в тыл!
        При этом несколько (естественно нет точных данных) М48 были подбиты именно экипажами ИС-3.
        Танк со «щучьим носом»
        Алексей Стаценко
        warspot.ru
        Четыре «Магах-3» другой роты батальона, которой командовал капитан Дани, столкнулись с пятью контратаковавшими их ИС-ЗМ. Израильтян выручила быстрота их танков и скорострельность башенных орудий. В течение нескольких минут все пять ИС-ЗМ были подожжены, но новые подошедшие ИС-3 завязали бой на дальней дистанции, на которой советские танки с их мощным лобовым бронированием и 122-мм пушками обладали преимуществом. В результате боя от всей израильской роты осталось только четыре танка.

        Жаль не указано количество танков в израильской роте до начала боя!
        И ни одного "Центуриона" в статье нет.
        1. voyaka uh 30 июля 2019 15:26 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Так я и написал: бой между ИС-3 и Центурионами. ИСы не попадали в Центурионы. А во французские АМХ и Паттоны попадания были.
          Побросали египтяне не только ИСы, а и другие танки. Бой был полностью проигран. Египетским танкистам был выбор: или в плен, или бежать.
          1. hohol95 30 июля 2019 15:30 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Разве "Центурион" и М48А2 это одно и тоже?
            Бой был именно с танками "Магах-3" (М48А2). Откуда "Центурионы" появились? От сырости?
            Ели у вас есть полный модельный список этой танковой части - огласите!
            1. voyaka uh 30 июля 2019 15:34 Новый
              • 0
              • 1
              -1
              Центурионы перебросили в этот район специально, чтобы остановить наступление ИС -3. Они завершили разгром египетской танковой армии.
              1. hohol95 30 июля 2019 15:44 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                ...Передовые части 7-й танковой бригады с ходу проскочили Рафах и двинулись по шоссе дальше, в направлении на Эль-Ариш. Но последовавшие было за ними танки попали под жестокий обстрел в узком проходе между дюнами. Преодолевая сильное сопротивление в южной части Газы и в Рафахе, отчаянно дрались парашютисты 35-й бригады. На помощь пришли учебно-боевые самолеты «Фуга Мажистер» – их в срочном порядке приспособили к роли легких штурмовиков. Эти самолеты несли только два 7,62-мм пулемета и две 50-кг бомбы, но они очень пригодились для подавления египетских батарей. Сопротивление египтян в Рафахе вскоре было сломлено, и танкисты 7-й бригады устремились к Эль-Аришу. Путь сюда закрывали укрепленные противотанковые позиции. Первая попытка прорвать оборону египтян окончилась неудачей. Причем эта атака оказалась для египтян полной неожиданностью – они никак не ожидали таких «ударных» темпов продвижения от танкистов генерала Таля. Сбить с позиций подразделения ПТО частям 7-й бригады удалось только после третьей атаки, ценой потери 17 «центурионов». Однако египтяне сразу же контратаковали и восстановили положение, отбросив израильтян на исходные позиции. В ход сражения вмешался лично генерал Таль, он не стал дожидаться резервов, а принял рискованное решение: оставшиеся «центурионы» вновь пытаются атаковать арабские позиции, расположенные вдоль шоссе, а батальон М48 обходит укрепления противника с юга по труднопроходимым дюнам. Поставленную задачу танкисты выполнили. Но какой ценой! Все без исключения танки М48, участвовавшие в атаке, получили попадания снарядов или минометных мин, командир батальона погиб, начальник штаба и командиры всех трех рот были ранены. Утром 6 июня Эль-Ариш был в руках израильтян.

                Барятинский Михаил Борисович. Израильские танки в бою.
                И выходит, что основным противником ИС-3 в том бою был М48!
                1. voyaka uh 30 июля 2019 15:49 Новый
                  • 1
                  • 0
                  +1
                  Это описание тяжелой битвы за Аль-Ариш.
                  В 1973 году потери Центурионов от Т-62 были еще больше.
                  Центурион был отличный танк. С его помощью Израиль выиграл две войны. Но потери были значительные.
                  1. hohol95 30 июля 2019 15:54 Новый
                    • 0
                    • 0
                    0
                    Вам видней. В разных местах были эти бои или рядом!
                    Но кроме "Центурионов" у вас там было ещё много разных моделей техники!
                    И о них забывать не надо! Они стреляли. В них стреляли. Неужто они потерь не несли...
                    А то получается, как в Южном Вьетнами - "красные" ни одного нашего танка не подбили, но все танки батальон потерял из-за падений с мостов!
                    1. voyaka uh 30 июля 2019 15:59 Новый
                      • 1
                      • 0
                      +1
                      "них стреляли. Неужто они потерь не несли..."////
                      ---
                      Несли, конечно. В Войну Судного дня на Голанах потери были просто огромные. Там был один бой-мясорубка в упор. С нескольких сот до десятков метров. Ни пехоты, ни авиации, ни артиллерии, ни ПТУР. Только танки против танков.
                      1. hohol95 30 июля 2019 16:05 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Никто не желает принизить профессионализм и храбрость ваших солдат!
                        Но и забывать о том, что порой вам "доставалось на орехи" не следует!
                        Вам реально ВЕЗЛО с противниками (на кой чёрт надо было вылезать из под ЗОНТА ПВО после форсирования Суэцкого канала в 1973 году) ! Но это моё личное мнение!
          2. yehat 30 июля 2019 16:05 Новый
            • 0
            • 0
            0
            а чем центурион был лучше паттона?
            я могу лишь сказать, что паттон по площади был здоровенной целью
            1. voyaka uh 30 июля 2019 16:11 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Я поясню. У М-48 и М-60 было слабое место. Башня поворачивалась гидравликой. А жидкость была очень горюча. При пробитии танка пожар сразу охватывал всю башню. Потери среди танкистов были большие.
              Этот недостаток не могли перевесить никакие достоинства, как отличная СУО и комфорт для экипажа (в нашу жару это важно(.
            2. voyaka uh 30 июля 2019 16:15 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Дополню. У Центуриона не было какой-то уникально толстой брони. Но компоновка была очень рациональной. Все снаряды были в низу корпуса и защищены от осколков и кумм.струи. Пожаров возникало мало.
              Даже при сквозных пробитиях танка ОБПСами, бывало, выживал весь экипаж.
              1. yehat 30 июля 2019 16:22 Новый
                • 0
                • 0
                0
                я читал отчеты, что центурионы в разы были более устойчивы к обстрелу и по сути были единственной машиной, выдерживавшей регулярно попадания
  10. DesToeR 30 июля 2019 12:05 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: Fayter2017
    Пожалуй с Кометом, мог сравниться только Т-44.

    А что 85мм пушка Т-34-85 в лоб 3-х дюймовую броню не возьмет? Или эти тонкие гусеницы обеспечили бы танку Комет с весом в 36 тонн подвижность сопоставимую с Т-34-85?

    Цитата: Fayter2017
    англичане успели подтянуть свой уровень танков на очень достойный уровень.

    А с чем этот уровень сравнить? С танком ИС-3 или ИС-4 английский Центурион со своей 76мм пушкой и рядом не стоял. Да и объем выпуска среднего/крейсерского танка в 1 тыс.штук в год как то не тянет на "достойный уровень". Полулитой Шерман с шестифунтовкой - вот это уровень.
    1. Fayter2017 30 июля 2019 15:46 Новый
      • 0
      • 1
      -1

      А что 85мм пушка Т-34-85 в лоб 3-х дюймовую броню не возьмет? Или эти тонкие гусеницы обеспечили бы танку Комет с весом в 36 тонн подвижность сопоставимую с Т-34-85?

      В лоб может и возьмёт, вблизи, только английская пушка намного мощнее и жалкую лобовую броню т-34 пробьёт с любой дистанции, а вот т-44 с 100 мм наклонной броней вряд-ли.
      Скорость Комета повыше будет, запас хода меньше.
      1. Fayter2017 30 июля 2019 15:48 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        На Центурионы ставились также 83,4 мм, а потом и 105 мм вполне конкурентный танк любому тяжу.
  11. lexseyOGK 30 июля 2019 13:59 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Совершенно куцый обзор. Кромвель в Африке оказывается повоевал!! У Валентайна оказывается в башне сразу 3 члена экипажа было. Недостатков тексте вагон...
    1. IImonolitII 30 июля 2019 15:08 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Ну вообще то до установки нового 57мм орудия, успела выйти небольшая серия валентайнов с трехместной башней и 40мм орудием. После размещения 57мм пушки, места для еще одного члена экипажа снова не осталось.
  12. yehat 30 июля 2019 14:13 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: voyaka uh
    И постепенно, с больших дистанций

    невозможно. L7 с подкалибером не способна была пробить ис-ы с дистанций, на которых они отработали полтора последних года войны с Германией. Тут есть какая-то путаница.
    скорее всего, бой был провален на уровне тактики.
    1. Валдаев 30 июля 2019 15:43 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: voyaka uh
      "особенно "Комета" и "Центурион"///
      ----
      Центурион со 105 мм пушкой L7
      с куммулятивным снарядом доминировал в сражениях танк-против-танка до начала 70-х годов.
      Только 115 мм советская пушка с ОБПСом, установленная на Т-60 смогла ему противостоять на дистанциях до 1.5 км
  13. yehat 30 июля 2019 16:09 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: DesToeR
    А что 85мм пушка Т-34-85 в лоб 3-х дюймовую броню не возьмет? Или эти тонкие гусеницы обеспечили бы танку Комет с весом в 36 тонн подвижность сопоставимую с Т-34-85?

    т34 и комет похожи, но
    т34 - танк все-таки противопехотный, а комет - противотанковый. И в ряде мелочей т34-85 лучше, но особенно лучше тем. что у него просторная башня, поэтому центурион существенно уступает.
    единственное, в чем центурион был лучше - бронепробитие и качество снарядов.
    но пушки т34-85 хватало на все цели, кроме лба фердинанда и кингтигра.
    1. Fayter2017 30 июля 2019 19:49 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Наверное Вы имели ввиду Комет, а не центурион.
      1. yehat 31 июля 2019 09:58 Новый
        • 0
        • 0
        0
        да, занесло laughing
  14. Dry
    Dry 30 июля 2019 17:30 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Самые страшные были австралийские танки.https://www.google.com/search?q=австралийский+танк&oq=авс&aqs=chrome.3.69i57j0l2j35i39.2431j0j8&client=tablet-android-samsung-ss&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8#imgrc=GfFpogMxGgVoZM:
    1. Комментарий был удален.
  15. goose 30 июля 2019 18:27 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Танк А27M Cromvell был одним из наиболее известных танков Второй мировой войны.

    Весьма спорное утверждение , учитывая количество и тот факт, что выпуск имел своим максимумом 1944 год.
    Как минимум, можно назвать десяток более известных танков.
  16. Ursus 14 сентября 2019 12:03 Новый
    • 0
    • 0
    0
    со средним бронированием

    ТС, я правильно понимаю, что противопульное?

    Т.е. ни одного по-настоящему среднего, тяжелого танка, с дизельным двигателем, противоснарядным бронированием, длинноствольной пушкой, правильной компоновкой, сварным корпусом не было ни изобретено, ни выпущено Британией "в поля"?

    И почему сравниваете только с немецкими танками, а Советские скромно "опускаете"? Так-то, СССР был лидером по производству самых лучших в мире танков с рекордными количествами на начало ВОВ. И потенциал был такой, что штамповали их десятками в день только на одном заводе!

    Как-то однобоко получается!
  17. itarnmag 14 октября 2019 23:52 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Уинстон Черчилль шутил, что у танка Черчилль недостатков больше,чем у него самого