Ho Chi Minh trail. Counterattack by Wang Pao and Capture of the Valley of Pitchers

One of the reasons for the failure of the CIA in Laos and the US troops in Vietnam was that they poorly coordinated with each other. The military had its own war in one country. The CIA has another war in another country. And there, in another country, the forces on which the Americans relied also waged their wars. This, of course, was not the main or only reason. But that was one of them, and quite important.

Ho Chi Minh trail. Counterattack by Wang Pao and Capture of the Valley of Pitchers

Vietnamese soldiers on the Ho Chi Minh Trail in Laos. At the "gateway to the trail" - in Central Laos, the conditions were the same



The fighting in central Laos was clear evidence of this. Wang Pao and the Hmong fought for their sacred land and the opportunity to establish their own kingdom separate from Lao. This, among other things, limited how many young people could be given tribal leaders to recruit him - a departure from national goals could cut off the influx of new recruits. Royalists and neutralists also fought each for something different. The CIA wanted to stop the "spread of communism" first of all, and the suppression of Vietnamese communications was second. The military needed to cut the "Path", and how the situation in central Laos was developing in general, they were less concerned about it. But once the pieces of the mosaic were put together in the correct order.

Return the lost honor. Operation Kou Kiet


The defeat of the Hmongs and royalists in the Valley of Pitchers was perceived by Wang Pao very painfully. And the risk of further advancement of the Vietnamese grew significantly. Intelligence of the Americans reported that the Vietnamese are focusing tanks and people for the further offensive, which was to begin, in the near future. Wang Pao himself wanted, however, to attack at any cost. His task from the very beginning was to cut route number 7 - the road running from east to west, along which the Vietnamese contingent in the Valley was supplied. This would at least prevent the advance of the Vietnamese. The CIA succumbed to his persuasion and gave the training a “green light”. And this time, the Americans really, as they say, "invested" in the blow.

It was 1969 year and it was a rather wild land, far from civilization. The standard in the armament of an infantryman of the “third world” in those years was either a semi-automatic carbine, such as the SKS, or the same rifle, such as the Garand M1. Magazine rifles were also not uncommon. As an option - a submachine gun from the Second World War. So, the Lao neutralists fled with the PCA received from the USSR back when the civil war was on the decline and everything went towards a single socialist Laos sometime very soon.

The Hmongs and all the other attackers received the M-16 rifles.

With all the minuses of this weapons in terms of reliability, accuracy and accuracy of fire, it now has almost no equal among infantry weapons. In addition, her light weight allowed undersized Asians to handle her much easier than with a long-barrel rifle. In addition, all the units involved in the future offensive, both the Hmongs and other royalists, received all the necessary supplies.

The problem, however, was people. Wang Pao was already recruiting everyone in his squad, but there weren’t enough people — past military failures undermined the Hmongs mobilization resource. The CIA, however, had “bitten a bit” by that time, and had taken action unprecedented for the war in Laos - CIA operatives managed to get agreement from other tribal and hired guerrilla groups to fight for the Hmongs under the command of their leader. In addition, the existing royalist troops were also subordinate to Wang Pao, and all the local Hmong militias, self-defense units theoretically unsuitable for such tasks, went under his command. It was not easy, but they did it, and by the time the future offensive began, Wang Pao more or less “plugged holes” with the number of personnel. Although she was, as they say, at a minimum.

The trump card was that the new US ambassador to Laos, George Goodley, found the right approaches to the military. U.S. air strikes were previously crucial for the actions of the royalists and Hmongs, but the ambassador managed to get aviation involved at a completely different level - both he and the CIA received firm guarantees that, firstly, there would be no recall of planes and a reduction in the number of sorties . Secondly, the US Air Force ensured that defoliants would be massively applied if necessary. For this, an outfit of forces and a supply of "chemistry" were allocated.

But the strongest card that the new ambassador threw on the table, and the trump card that turned out to be decisive, was the Air Force’s guarantees to send B-52 strategic bombers to the battlefield, and every time when tactical aviation strikes were not enough. For this, part of the aircraft was removed from the tasks of raids on North Vietnam. The Americans proceeded from the fact that if attacking the positions of the Vietnamese did not help the advancing units to drop them, the arriving bombers would simply incinerate all the opposing troops, which guarantees the Hmong the opportunity to move on.

Another trump card was that the operation was planned primarily as an airborne assault. If earlier the Hmong attacks on the Valley of Pitchers were carried out from west to east (although the Americans practiced limited-scale airborne transfers by the Americans), now the attack should have been conducted from all sides - including from the rear, from the Vietnam border. Although the VNA units outnumbered the attacking side in numbers and weapons, the combination of surprise attacks, the power of air strikes and a coordinated attack from different directions, was intended by Wang Pao to ensure victory for his troops. The CIA doubted, however, that parts of the royalists would succeed in performing such a complex maneuver, but Wang Pao insisted. Moreover, through negotiations with the authorities of the neighboring “military regions” of Laos, he was able to “occupy” two more irregular battalions.

The planned operation was called “Kou Kiet” in the Hmong dialect “Restoration of Honor”. This was very symbolic for the Hmongs, in whom the vicinity of the Valley of Pitchers and she herself had a sacred meaning.

The operation plan involved more than eight battalions. The number of daily air strikes was planned at least 150 during the daylight hours, of which from 50 to 80 were to be applied at the guidance of "air controllers" mainly on the positions of the Vietnamese troops. At least 50 air strikes had to be applied every night. There weren’t enough helicopters to land the attacking troops, and they were supposed to land them on one of the sites from the PC-6 Pilatus Turbo Porter and DHC-4 Caribou aircraft, piloted by Air America mercenaries.





Pilatuses Air America Laos



Caribou of the same structure on take-off. In the same place. A feature of these aircraft was the ability to land on uneven rocky clearings and take off from them


Part of the royalist forces was supposed to attack on the ground, from the southwest of the Valley of Pitchers. By early August, Wang Pao and his troops were ready. The Americans were ready.

The Vietnamese, apparently, missed the preparation of the enemy. The intelligence did not report any changes in the behavior of the VNA units and, apparently, the planned offensive should have come as a surprise to them.

Атака


The offensive was postponed for several days due to rains, but, finally, on 6 of August 1969 of the year it began.

One battalion, “occupied” by Wang Pao, was landed from helicopters at the Bauemlong point in the north of route 7 number, west of Phonsavan, where he connected with the waiting groups of Hmong militias and moved south to the point in which it was necessary to cut the route number 7.

To the south of the route, number 7, at the point “San Tiau”, much more troops were landed from planes. Firstly, the Hmong squadron of the battalion named Special Guerillia Unit (like all parts of the Hmongs organized into regular military force, not the militia) 2, and secondly, another non-Hmong battalion - the 27th Volunteer Royalist Battalion . All of them were delivered by air and landed in a landing way. There, they were also joined by local irregular groups of Hmong militias.


I - the area of ​​landing from helicopters of the northern group, II - the area of ​​landing from aircraft of the southern group, III - the area of ​​concentration "Ban Na" of the three royalist battalions, IV - the area of ​​concentration of "Mobile groups". The arrows indicate the first offensive tasks that these units had


Both landed detachments launched an offensive at Nong Pet, the so-called conditional place on route number 7, which had to be taken under fire control. However, the downpour that began with a terrible force stopped the advance of the southern grouping, on the path of which there was a very difficult terrain, and it could not move forward at all. For several days, the northern group was able to go to the road and take it “under the gun”. The forces of the Vietnamese were many times superior to the forces of the attacking.

But then bombers entered the business. If for light aircraft the weather was a critical obstacle, then for the "stratosphere" it simply did not exist. Visibility over the war zone was poor, but on the ground the CIA had scouts from local tribes with walkie-talkies, and the bombers were not limited to the consumption of bombs.

A flurry of attacks from the sky paralyzed any activity on the part of the Vietnamese troops. A wave of air attacks crushed one of their strongholds after another, covered convoys and groups of vehicles trying to move along the roads, and the showers were so strong that they excluded any maneuver outside the roads. They just had to literally lie down on the ground and die - with volley dropping bombs from a bomber it was impossible to survive even in the trenches.


The usual result of the B-52 strike, “Fresh” photo after a short time after the bombing





The Valley of Pitchers decades after the blows. These footprints are forever


For a week, the Americans drove Vietnamese incapable of moving into the ground, by August 19 the weather had become better, and the southern group of the advancing troops was immediately landed on helicopters and flown closer to the desired point. On August 20, ticks closed and route number 7 was cut. By then, the monstrous force of air strikes had already completely disorganized the Vietnamese troops, to the complete inability to resist.

In fact, the royalists managed to achieve access to strategic communication without resistance. Inspired by success, Wang Pao launched the next phase of his attack.

The three royalist battalions, the 21 and 24 and the 101 and parachute, were secretly concentrated at Ban Na, and from there launched an offensive to the north.

In the south of the Valley, two detachments of approximately an infantry regiment each — the 22 Mobile Group and the 23 Mobile Group — began to move to the southern outskirts of the Valley.

Neither this day nor the next week the advancing units met with organized resistance. The interrogations of the prisoners showed the Vietnamese completely losing control of their troops and the decline in morale and discipline due to bombing. The resistance they rendered everywhere was poorly organized and was crushed by aviation.

Meanwhile, air strikes intensified and intensified. On 31 of September, when already advancing units of Wang Pao wedged themselves into the defenses of the Vietnamese everywhere, the US Air Force began to flood the rice fields in the Valley with a defoliant to deprive local rebels and the population of any food sources. The number of sorties from the Royal Laos Air Force also increased and reached 90 sorties per day. The valley bombed continuously, in fact during this period the interval between air strikes on Vietnamese troops was measured in minutes. In early September 1969, part of the Vietnamese forces tried to break through to the rear along route 7, but was met by fire from adjacent peaks and returned.

By September 9, the defense of the Vietnamese in some places already had a focal character. By September 12, it had collapsed everywhere, with Mobile Groups 22 and 23 occupying the city of Phonsavan - once again for this war. To this day, only the Muang Sui Hanizon was really holding on - the village west of Phonsavan, where there was an airstrip strategically important for the royalists. The garrison was blocked by the Hmong militias of about seven infantry companies and could not raise their heads from air strikes.


Hmong militia, photo of the 1961 year, but by the 1969 year only the weapon partially changed


The way they were bombed is characterized by such a detail - in more than a week of fighting, not a single Vietnamese soldier was able to reach their own weapons depots located in a defended settlement. By a surprising coincidence, not a single bomb hit them either, they were well disguised and were away from the defensive positions, but the Vietnamese could not use them.

By the end of September 24, the royalists reached the northern edge of the Valley of Pitchers. The Vietnamese fledged in small groups east through the mountains. Their former neutralist allies followed them, also evading entry into battle. Two battalions of Pathet Lao fled through the countryside, hiding in the villages and disguising themselves as civilians. He stayed only cut off from his detachment in Muang Sui.

On the night of September 30th, their resistance was also broken. Unable to withstand the hurricane bombings, the Vietnamese seeped through the battle formations of the Hmong surrounding them and went into the mountains, throwing heavy weapons and all supplies.

The Pitcher Valley has fallen.

The Vietnamese at that time began to transfer troops to the region. But the units of the 312 division that arrived from Vietnam were late and were only able to stop the advance of several Hmong squads by a series of counterattacks near Mount Fou Nok in the north of the Valley.

The results of the operation, however, were contradictory.

On the one hand, it was without exaggeration the defeat of parts of the Vietnam People’s Army. It is not known exactly what losses they suffered in people, but they were certainly considerable - the fact that the Vietnamese were forced to flee the battlefield says a lot about how hard the enemy hit them. The serious demoralization of the Vietnamese units suggests the same. Material losses were also huge.

So, 25 PT-76 tanks, 113 vehicles of various types, about 6400 small arms, about six million pieces of ammunition of different caliber and type, about 800 000 liters of gasoline, ration for several soldiers battalions for five days, fell into the hands of the advancing the number of cattle intended for food supply of the troops. US aviation destroyed 308 pieces of equipment, many warehouses and positions of the Vietnamese troops and almost all the heavy weapons used in battles. The important powerful radio station Pathet Lao, which was located in a fortified cave, was captured. Rice fields were destroyed by chemical attacks, leaving the population of the Valley without food.

Moreover, immediately after the capture of the Valley, Wang Pao launched an operation to relocate approximately 20 000 people - these people were torn from their places of residence and driven to the west - it was assumed that this would deprive the Vietnamese and Pathet Lao as the labor force used to carry goods for VNA, and for the population that was the source of supply and recruits for Patet Lao. However, the defoliant in any case deprived these people of the opportunity to live in their native places.

However, the too frisky offensive of the royalists, who went far beyond the allotted to them to capture the area, played a cruel joke. According to the plans of the Americans, after air strikes broke the resistance of the Vietnamese and put them to flight, it was necessary to literally bombard the entire area around the Valley with anti-personnel mines, thus eliminating the withdrawal of the Vietnamese troops - in difficult and very rough terrain, not yet dry after rains, they would have to retreat along solid minefields tens of kilometers deep. But the royalists “jumped out” to the areas designated for mining themselves and thwarted this part of the plan. Not wanting the death of a large number of royalist troops, the US Air Force command canceled this part of the operation, and this enabled many Vietnamese to get to their own and continue their participation in the war.

The second problem was the lack of reserves - in the case of the Vietnamese counterattack, there would be no one to reinforce the strength of the troops of Wang Pao. Intelligence, meanwhile, warned that the Vietnamese were focusing their units for a counterattack.

Nevertheless, Operation Kou Kiet proved to be a clear victory for the royalists and their allies, as well as the CIA.

For the CIA, this was especially important because, almost simultaneously with this offensive, the royalists dealt a successful blow to the VNA in another region of Laos. Now it’s not on the approaches to the “Path”, but on it itself.

To be continued ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Тропа Хо Ши Мина. Контрудар Ванг Пао и захват Долины Кувшинов

Одной из причин неудач ЦРУ в Лаосе и войск США во Вьетнаме было то, что они плохо координировали свои действия друг с другом. У военных была своя война в одной стране. У ЦРУ – другая война в другой стране. И там, в другой стране, силы, на которые опирались американцы, тоже вели свои войны. Это, конечно не было главной или единственной причиной. Но это было одной из них, и довольно важной.

Тропа Хо Ши Мина. Контрудар Ванг Пао и захват Долины Кувшинов

Вьетнамские солдаты на "Тропе Хошимина" в Лаосе. У "ворот на тропу" — в Центральном Лаосе, условия были такими же



Бои в центральном Лаосе были ярким свидетельством этого. Ванг Пао и хмонги воевали за свою священную землю и возможность основать своё, отдельное от лао королевство. Это, помимо всего прочего лимитировало то, сколько молодёжи могли дать ему в рекруты племенные вожди – отход от национальных целей мог бы урезать приток новобранцев. Роялисты и нейтралисты тоже воевали каждый за что-то своё. ЦРУ хотело остановить «распространение коммунизма» прежде всего, а пресечение вьетнамских коммуникаций шло вторым номером. Военным нужно было перерезать «Тропу», а то, как складывается обстановка в центральном Лаосе в целом их волновало в существенно меньшей степени. Но однажды кусочки мозаики сложились в правильный порядок.

Вернуть потерянную честь. Операция Kou Kiet


Разгром хмонгов и роялистов в Долине Кувшинов был воспринят Ванг Пао очень болезненно. Да и риск дальнейшего продвижения вьетнамцев значительно рос. Разведка американцев сообщала, что вьетнамцы сосредотачивают танки и людей для дальнейшего наступления, которое должно было начаться, в ближайшее время. Ванг Пао сам хотел, однако, наступать любой ценой. Своей задачей он изначально рассматривал перерезание маршрута номер 7 – идущей с востока на запад дороги, по которой снабжался вьетнамский контингент в Долине. Это позволило бы как минимум не допустить наступления вьетнамцев. ЦРУ поддалось на его уговоры и дало подготовке «зелёный свет». Причём на этот раз, американцы действительно, что называется, «вложились» в удар.

Это был 1969 год и это был довольно дикий край, далёкий от цивилизации. Стандартом в вооружении пехотинца «третьего мира» в те годы был или полуавтоматический карабин, например СКС, или такая же винтовка, например «Гаранд» М1. Магазинные винтовки тоже не были чем-то редким. Как вариант – пистолет-пулемёт времён Второй мировой. Так, нейтралисты-лаосцы бегали с ППШ, полученным от СССР ещё когда гражданская война шла на спад и всё шло к единому социалистическому Лаосу когда-то очень скоро.

Хмонги и все остальные участники наступления получили винтовки М-16.

При всех минусах этого оружия в части надёжности, по точности и кучности стрельбы она и сейчас почти не имеет равных среди оружия пехоты. К тому же её лёгкий вес позволял низкорослым азиатам обращаться с ней куда легче, чем с длинноствольной винтовкой. Помимо этого, все участвующие в будущем наступлении отряды, как хмонгов, так и прочих роялистов, получили всё необходимое снабжение.

Проблемой, однако, были люди. Ванг Пао и так набирал в свои отряды всех подряд, но людей не хватало – прошедшие военные неудачи подкосили мобилизационный ресурс хмонгов. ЦРУ, однако, к тому времени «закусило удила», и предприняло беспрецедентное для войны в Лаосе действие – оперативникам ЦРУ удалось добиться согласия от прочих племенных и наёмных партизанских формирований воевать за хмонгов под командованием их лидера. Кроме того, имевшиеся роялистские войска тоже были подчинены Ванг Пао, под его же командование ушли всё местные хмонгские ополчения – отряды самообороны, теоретически непригодные для таких задач. Это было непросто, но они это сделали, и к моменту начала будущего наступления, Ванг Пао более-менее «заткнул дыры» с численностью личного состава. Хотя она была, что называется, на минимуме.

Главным козырем было то, что новый посол США в Лаосе, Джордж Гудли, нашёл нужные подходы к военным. Удары авиации США и раньше имели ключевую важность для действий роялистов и хмонгов, но послу удалось добиться задействования авиации на совсем другом уровне – и он, и ЦРУ получили твёрдые гарантии того, что во-первых, не будет отзыва самолётов и сокращения количества самолёто-вылетов. Во-вторых, ВВС США гарантировали, что при необходимости массово применят дефолианты. Для этого был выделен наряд сил и запас «химии».

Но самой сильной картой, которую бросил на стол новый посол, и тем козырем, который оказался решающим, стали гарантии ВВС послать на поле боя стратегические бомбардировщики Б-52, причём каждый раз, когда ударов тактической авиации окажется недостаточно. Для этого часть самолётов снималась с задач по налётам на Северный Вьетнам. Американцы исходили из того, что если штурмовка позиций вьетнамцев не поможет наступающим отрядам отбросить их, то прилетевшие бомбардировщики просто-напросто испепелят все сопротивляющиеся войска, что гарантирует для хмонгов возможность двигаться дальше.

Ещё одним козырем являлось то, что операция планировалась преимущественно как воздушно-десантная. Если ранее атаки хмонгов на Долину Кувшинов проводились с запада на восток (хотя переброски по воздуху ограниченных масштабов американцы практиковали), то теперь атака должна была вестись со всех сторон – в том числе с тыла, со стороны Вьетнамской границы. Хотя части ВНА по своей численности и оружию превосходили атакующую сторону, но сочетание внезапности атаки, мощи воздушных ударов и скоординированного наступления с разных направлений, должно было по замыслу Ванг Пао обеспечить его войскам победу. ЦРУ сомневалось, однако, что частям роялистов удастся выполнить столь сложный манёвр, но Ванг Пао настоял на своём. Более того, путём переговоров с властями соседних «военных регионов» Лаоса он смог «занять» ещё два иррегулярных батальона.

Планируемая операция получила название «Коу Киет» на наречии хмонгов «Восстановление чести». Это было весьма символично для хмонгов, у которых окрестности Долины Кувшинов и она сама имели сакральное значение.

План операции предусматривал задействование более чем восьми батальонов. Количество дневных авиаударов было запланировано не менее 150 в течение светового дня, из которых от 50 до 80 должны были наноситься по наведению «воздушных контролёров» в основном по позициям вьетнамских войск. Ещё не менее 50 авиаударов должно было наноситься каждую ночь. Для высадки атакующих войск не хватало вертолётов и на одну из площадок их должны были высадить с самолётов PC-6 Pilatus Turbo Porter и DHC-4 Caribou, пилотируемых наёмниками «Эйр Америка».





"Пилатусы" "Эйр Америка" в Лаосе



"Карибу" той же структуры на взлёте. Там же. Особенностью этих самолётов была возможность садиться на неровные каменистые поляны и взлетать с них


Часть сил роялистов должна была атаковать по земле, с юго-запада от Долины Кувшинов. К началу августа Ван Пао и его войска были готовы. Были готовы и американцы.

Вьетнамцы же, судя по всему, пропустили подготовку противника. Разведка не докладывала ни о каких изменениях в поведении частей ВНА и, судя по всему, планировавшееся наступление должно было стать для них сюрпризом.

Атака


Наступление несколько дней откладывалось из-за дождей, но, наконец-то 6 августа 1969 года оно началось.

Один батальон, «занятый» Ванг Пао, у «соседей» был высажен с вертолётов в точке «Бауэмлонг» на севере от маршрута номер 7, западнее Пхонсавана, там он соединился с ожидающими его группами хмонгов-ополченцев и двинулся на юг, к точке, в которой следовало перерезать маршрут номер 7.

Южнее маршрута номер 7, в точке «Сан Тиау» с самолётов было высажено куда больше войск. Во-первых, отряд хмонгов численностью в батальон, носивший наименование Special Guerillia Unit (как и все части хмонгов, организованные в регулярную военную силу, а не ополчение) 2, во-вторых, ещё один не хмонгский батальон – 27-й Добровольческий батальон роялистов. Все они были доставлены самолётами и высажены посадочным способом. Там к ним также примкнули местные иррегулярные группы ополченцев-хмонгов.


I — район высадки с вертолётов северной группы, II — район высадки с самолётов южной группы, III — район сосредоточения "Бан На" трёх роялистских батальонов, IV — район сосредоточения "Мобильных групп". Стрелками показаны первые задачи наступления, которые имели эти отряды


Оба высаженных отряда начали наступление в точку «Нонг Пет» — так называлось то условное место на маршруте номер 7, которое нужно было взять под огневой контроль. Однако, начавшийся ужасный по силе ливень остановил наступление южной группировки, на пути которой был очень тяжелая местность, и она вообще не смогла двигаться вперёд. Северная группа за несколько дней смогла выйти к дороге и взять её «под прицел». Силы вьетнамцев многократно превосходили силы наступающих.

Но тут в дело вступили бомбардировщики. Если для лёгких самолётов погода была критическим препятствием, то для «стратокрепостей» её просто не существовало. Видимость над районом боевых действий была плохая, но на земле у ЦРУ были разведчики из местных племён с рациями, а бомбардировщики не были ограничены расходом бомб.

Шквал ударов с неба парализовал какую-либо деятельность со стороны вьетнамских войск. Волна воздушных атака сокрушала один их опорный пункт за другим, накрывала пытающиеся выдвигаться по дорогам колонны и группы автомашин, а ливни были настолько сильными, что исключали какой-либо манёвр вне дорог. Им оставалось в буквальном смысле слова лечь на землю и умереть – при залповом сбросе бомб с бомбардировщика выжить было невозможно даже в окопах.


Обычный результат удара Б-52, "Свежее" фото через незначительное время после бомбёжки





Долина Кувшинов спустя много десятилетий после ударов. Эти следы — на века


В течение недели американцы вбивали в землю не способных двигаться вьетнамцев, к 19 августа погода стала лучше, и южная группировка наступающих войск была немедленно посажена на вертолёты и переброшена ближе к требуемой точке. 20 августа клещи замкнулись и маршрут номер 7 был перерезан. К тому времени чудовищные по силе удары с воздуха уже полностью дезорганизовали вьетнамские войска, до полной неспособности оказывать сопротивление.

Фактически роялистам удалось добиться выхода на стратегическую коммуникацию без сопротивления. Вдохновлённый успехом, Ванг Пао развернул следующий этап своей атаки.

Три батальона роялистов, 21-й и 24-й добровольческие и 101-й парашютный, были скрытно сосредоточены в точке «Бан На» и оттуда начали наступление на север.

На юге от Долины два отряда численностью примерно в полк пехоты каждый – «Мобильная группа 22» и «мобильная группа 23» начали движение на южную окраину Долины.

Ни в этот день, ни в следующую неделю наступающие части не встретили организованного сопротивления. Допросы пленных показывали полную потерю вьетнамцами управления своими войсками и упадок боевого духа и дисциплины под действием бомбёжек. Сопротивление, которое они оказывали всюду носило плохо организованный характер и давилось авиацией.

Воздушные удары тем временем всё усиливались и усиливались. 31 сентября, когда уже наступающие части Ванг Пао повсюду вклинились в оборону вьетнамцев, ВВС США начали заливать рисовые поля в Долине дефолиантом, чтобы лишить местных повстанцев и население любых источников продуктов питания. Количество боевых вылетов со стороны Королевских ВВС Лаоса также увеличивалось и дошло до 90 вылетов в сутки. Долина бомбилась непрерывно, фактически в этот период интервал между ударами с воздуха по вьетнамским войскам измерялся минутами. В первых числах сентября 1969 года часть вьетнамских войск попыталась прорваться в тыл вдоль маршрута номер 7, но была встречена огнём с прилегающих вершин и вернулась назад.

К 9 сентября оборона вьетнамцев уже местами носила очаговый характер. К 12 сентября она повсеместно рухнула, с «Мобильные группы» 22 и 23 заняли город Пхонсаван – в очередной раз за эту войну. К этому дню держался по-настоящему только ганизон Муанг Суи – посёлка на запад от Пхонсавана, где имелась взлётно-посадочная полоса, стратегически важная для роялистов. Гарнизон был блокирован ополченцами-хмонгами численностью примерно в семь рот пехоты и не мог поднять голову от ударов с воздуха.


Ополчение хмонгов, фото 1961 года, но к 1969 году отчасти изменилось только оружие


То, как их бомбили, характеризует такая деталь – более чем за неделю боёв ни один вьетнамский солдат не смог добежать до своих же складов с оружием, расположенных в обороняемом населённом пункте. По удивительной случайности ни одна бомба в них тоже не попала, они были хорошо замаскированы и находились в стороне от оборонительных позиций, но воспользоваться ими вьетнамцы так и не смогли.

К исходу дня 24 сентября роялисты вышли на северную окраину Долины кувшинов. Вьетнамцы мелкими группами неорганизованно уходили на восток через горы. Их союзники из числа бывших нейтралистов следовали за ними, ещё и уклоняясь от вступления в бой. Два батальона Патет Лао разбежались по сельской местности, прячась в деревнях и маскируясь под мирных жителей. Держался только отрезанный от своих отряд в Муанг Суи.

Ночью тридцатого сентября и их сопротивление также было сломлено. Не имея возможности противостоять ураганным бомбёжкам, вьетнамцы просочились через боевые порядки окружающих их хмонгов и ушли в горы, бросив тяжёлое оружие и все припасы.

Долина Кувшинов пала.

Вьетнамцы к тому времени начали переброску войск в регион. Но прибывшие из Вьетнама части 312-й дивизии опоздали и смогли только серией контратак вблизи горы Фоу Нок на севере от Долины остановить продвижение нескольких отрядов хмонгов.

Итоги операции, тем не менее, были противоречивы.

С одной стороны, это был без преувеличения разгром частей Вьетнамской Народной армии. Точно неизвестно, какие потери они понесли в людях, но они совершенно точно были немалыми – одно то, что вьетнамцев вынудили бежать с поля боя говорит очень много о том, с какой силой по ним ударил противник. Серьёзная деморализация вьетнамских частей говорит о том же. Материальные потери тоже были огромны.

Так, в руки наступающих попало 25 танков ПТ-76, 113 автотранспортных средств разного типа, около 6400 единиц стрелкового оружия, около шести миллионов единиц боеприпасов разного калибра и типа, порядка 800 000 литров бензина, рацион для нескольких батальонов солдат на пять дней, большое количество скота, предназначавшегося для продовольственного обеспечения войск. Авиация США уничтожила 308 единиц техники, множество складов и позиций вьетнамских войск и почти всё использовавшееся в боях тяжёлое оружие. Была захвачена важная мощная радиостанция Патет Лао, находившаяся в укреплённой пещере. Химическими атаками были уничтожены рисовые поля, что оставило население Долины без продуктов питания.

Более того, сразу же после захвата Долины, Ванг Пао предпринял операцию по перемещению примерно 20 000 человек – этих людей сорвали с их мест жительства и угнали на запад – предполагалось, что это лишит вьетнамцев и Патет Лао как рабочей силы, которая использовалась для переноски грузов для ВНА, так и населения, бывшего источником снабжения и рекрутов для Патет Лао. Впрочем, дефолиант в любом случае лишил этих людей возможности жить в родных местах.

Однако, слишком резвое наступление роялистов, вышедших далеко за пределы отведённого им для захвата района, сыграло злую шутку. По планам американцев, после того, как удары с воздуха сломят сопротивление вьетнамцев и обратят их в бегство, нужно было буквально засыпать с воздуха противопехотными минами всю местность вокруг Долины, исключив, таким образом, отход вьетнамских войск – в условиях тяжёлой и сильно пересечённой местности, ещё не просохшей после дождей, им пришлось бы отступать по сплошным минным полям глубиной в десятки километров. Но роялисты «выскочили» сами в районы назначенные для минирования и сорвали эту часть плана. Не желая гибели большого количества роялистских войск, командование авиацией США отменило эту часть операции, и это дало возможность множеству вьетнамцев пробраться к своим и продолжить своё участие в войне.

Второй проблемой было отсутствие резервов – в случае контрудара вьетнамцев, подкрепить численность войск Ванг Пао было бы уже некем. Разведка тем временем предупреждала о том, что вьетнамцы сосредотачивают свои части для контрудара.

И тем не менее, операция «Коу Киет» оказалась яркой победой роялистов и их союзников, а также ЦРУ.

Для ЦРУ это было особенно важно потому, что почти одновременно с этим наступлением роялисты нанесли по ВНА успешный удар в другом регионе Лаоса. Теперь уже не на подступах к "Тропе", а на ней самой.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти