Нестандартная авиатехника сил специальных операций ВВС США
Поршневой транспортно-пассажирский самолёт C-47Т Skytrain
До недавнего времени в 6-й эскадрильи на авиабазе Гёрлберт-Филд имелись самые старые самолёты, эксплуатируемые ВВС США – поршневые транспортно-пассажирские C-47 Skytrain. Свой первый полёт C-47, представляющий собой милитаризированный вариант пассажирского Douglas DC-3, совершил 23 декабря 1941 года. В отличие от гражданской версии, он имел более мощные моторы и усиленную конструкцию. Внешне военная машина отличалась большой грузовой дверью на левом борту фюзеляжа. Согласно американским данным, на трёх авиазаводах в США было построено более 10 000 самолётов С-47 различных модификаций. В ходе серийного производства в конструкцию внедрялись различные усовершенствования, позволившие продлить срок службы в строевых частях.
Для своего времени С-47 имел очень хорошие лётные данные. Самолёт модификации С-47В имел силовую установку, состоявшую из двух поршневых двигателей воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1830-90C Twin Wasp мощностью 1200 л.с. каждый. Самолёт с максимальным взлётным весом 14 000 кг имел практическую дальность 2410 км и мог взять на борт 28 десантников. На высоте 2285 метров «Скайтрэн» разгонялся до 369 км/ч, крейсерская скорость полёта – 298 км/ч.
Хотя большая часть С-47 в ВВС США была отправлена в отставку вскоре после окончания вьетнамской войны, модернизированные С-47Т относительно недавно использовались 6-й эскадрильей в ходе тайных операций в «странах третьего мира», где до сих пор в небе можно увидеть поршневые С-47 и DC-3.
После капитального восстановительного ремонта транспортно-пассажирский С-47Т был адаптирован для выполнения особых миссий. Самолет, чей возраст составлял на тот момент около 50 лет, в середине 1990-х получил современное связное и навигационное оборудование, ещё раз обновлённое в 21 веке.
Турбовинтовой транспортно-пассажирский самолёт С-41А
Судя по всему, в данный момент С-47Т снят с вооружения американской авиации специального назначения и заменён испанским турбовинтовым двухдвигательным самолётом CASA C-212 AVIOCAR, получившем в ВВС США обозначение С-41А. Транспортно-пассажирский CASA C-212 AVIOCAR находился в серийном производстве с 1972 по 2012 год. За это время было построено 477 машин. В 1998 году в серию пошел вариант со «стеклянной кабиной» и более мощными двигателями.
Самолёт С-41А обладает хорошими взлётно-посадочными характеристиками и благодаря прочному неубирающемуся шасси способен действовать со слабо подготовленных грунтовых полос. Для взлёта с полной загрузкой ему необходимо 610 м, для посадки – 462 м. При максимальной взлётной массе около 8000 кг, с полной загрузкой он имеет радиус действия 830 км. Перегоночная дальность — 2680 км. Два турбовинтовых двигателя Garrett AiResearch TPE331-10R-513C мощностью 900 л.с. каждый, способны разогнать в горизонтальном полёте до 370 км\ч. Крейсерская скорость – 300 км/ч. Скорость сваливания – 145 км/ч. С-41А в состоянии взять на борт груз массой 2700 кг, или 25 десантников. На двух точках внешней подвески можно разместить вооружение массой до 500 кг.
Хотя в американской авиации специального назначения имеется всего несколько самолётов С-41А, эти машины весьма активно использовались в Афганистане для доставки грузов военного назначения и снабжения небольших подразделений, действующих в труднодоступной местности.
Турбовинтовой военно-транспортный самолёт Ан-26
Командование специальных операций ВВС США официально признало, что в 6-й эскадрильи специального назначения до недавнего времени эксплуатировался как минимум один военно-транспортный самолёт советского производства Ан-26.
Самолёт, окрашенный в белый цвет, на имеющихся фотографиях не имеет идентификационных знаков, позволяющих опознать его как летательный аппарат, принадлежащий ВВС США. Скорей всего, Ан-26, построенный в СССР, был получен американцами из одной из стран Восточной Европы, или из «независимой» республики, входившей в СССР.
На щитке переключателей и приборной доске надписи на русском языке дублируются английскими. Информация о том, какие миссии выполняла в прошлом эта машина, и где проходил обучение американский экипаж, не разглашается.
Вертолёты UH-1Н/N
Кроме транспортно-пассажирских самолётов в «эскадрильи нестандартных самолётов» эксплуатируются и вертолёты. 6-я эскадрилья специального назначения, наверное, является единственным подразделением в ВВС США где ещё до сих пор в лётном состоянии могут находиться ветераны Вьетнамской войны UH-1H Iroquois. Согласно американским источникам два таких вертолёта до недавнего времени использовались для подготовки иностранных экипажей.
Ещё одной раритетной моделью является UH-1N Twin Huey. Эта машина оснащена силовой установкой Pratt & Whitney Canada T400-CP-400 мощностью 1250 л.с. При максимальной взлётной массе 5080 кг, вертолёт обычно берёт 8 вооруженных бойцов или 1800 кг груза в кабине. Максимальная скорость – 259 км/ч. Дальность полёта – 460 км. Имеется информация, что UH-1N в прошлом обеспечивали действия американского спецназа в Центральной Америке. В частности, в начале 21 века машины этого типа, принадлежащие ССО ВВС США, перемещали американских советников в ходе боевых действий против повстанцев в Колумбии.
Вертолёты Ми-8/Ми-17
В 2002 году в составе 6-й эскадрильи специального назначения появились вертолёты Ми-8 и Ми-17. На первом этапе это были машины, полученные из стран Восточной Европы, которые после вступления в НАТО переходили на технику и вооружение западного образца.
Судя по снимкам, имеющимся в свободном доступе, в распоряжении пилотов «эскадрильи нестандартных самолётов» имелись различные модификации вертолётов советского и российского производства.
По состоянию на 2013 год между США и Россией было заключено несколько контрактов общей стоимостью около $ 1 млрд. Соглашение предусматривало поставку 63 вертолётов Ми-17В-5 (экспортная версия Ми-8МТВ-5), расходных материалов и запасных частей, а также их комплексное обслуживание. По всей видимости, Командование специального назначения ВВС США оставило в собственном распоряжении несколько новых вертолётов Ми-17В-5, закупленных для Афганистана.
В прошлом винтокрылые машины российского производства неоднократно были замечены во время тренировок бойцов американского спецназа и в одном строю с американскими «Ирокезами» во время учебно-тренировочных полётов в окрестностях авиабазы Гёрлберт-Филд и на авиационном полигоне Эглин.
Турбовинтовой военно-транспортный самолёт С-144А
На вооружении 427-й эскадрильи специального назначения, базирующейся на авиабазе Поуп-Фильд в штате Северная Каролина, имеются двухдвигательные турбовинтовые самолёты С-144А.
Такое обозначение в ВВС США получил испанский CN-235-100M. Турбовинтовой военно-транспортный самолёт разработан испанской фирмой CASA с участием индонезийской компании Industri Pesawat Terbang Nusantara и производился Airbus Military.
По своим характеристикам CN-235 является типичным лёгким военно-транспортным самолётом разработки 1980-х годов. При максимальной массе 16 500 кг, он может взять на борт 6000 кг груза или 46 десантников. Два ТВД General Electric CT7-9C мощностью 1750 л.с. каждый обеспечивают крейсерскую скорость полёта 450 км/ч. Перегоночная дальность – 4355 км, дальность полёта с нагрузкой – 1500 км.
Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, в ССО ВВС США имеется два самолёта С-144А. Всего же американское военное ведомство приобрело тринадцать самолётов, ещё 15 машин патрульной модификации EADS CASA HC-144 Ocean Sentry закупила береговая охрана. В 2015 году стоимость нового CN-235 составляла $16 млн. На данный момент построено около 300 лёгких транспортников. Хотя парк самолётов CN-235 по американским меркам не велик, по состоянию на сентябрь 2017 года они провели в воздухе более 100 000 часов.
Самолёты С-144А 427-й эскадрильи используются для доставки личного состава, специальных грузов и снаряжения там, где грузоподъёмность транспортных четырёхдвигательных «Геркулесов» оказывается избыточной, или когда американское руководство по каким-то причинам не желает явно демонстрировать присутствие своих военных. Как известно, авиационная техника сил специальных операций зачастую не несёт опознавательных знаков.
Турбовинтовой военно-транспортный самолёт C-27J Spartan
В сентябре 2008 года ВВС США приняли первый военно-транспортный самолёт Alenia C-27J Spartan. Эта машина совместно разработана компанией Alenia Aeronautica (позднее Leonardo-Finmeccanica) и Lockheed Martin на базе самолёта G.222. На С 27J Spartan установлено оборудование кабины и двигатели, используемые на современном варианте C 130J Super Hercules, что позволило увеличить на 35% дальность полёта и на 15% крейсерскую скорость по сравнению с G.222. Из-за высокой степени унификации оборудования и систем С 27J Spartan с C 130J Super Hercules получил также название Half Hercules (наполовину Геркулес).
Самолёт с максимальным взлётным весом 30 500 кг способен транспортировать полезную нагрузку массой до 11500 кг. В грузовой отсек может вместиться до 46 полностью экипированных десантников, или 36 раненых на носилках с 6 сопровождающими. Два ТВД Rolls-Royce AE2100-D2A мощностью по 4640 л.с. каждый вращают два шестилопастных винта Dowty диаметром 4,15 м, и способны обеспечить максимальную скорость в горизонтальном полёте до 602 км/ч. Крейсерская скорость – 583 км/ч. Минимальная эволюативная скорость – 194 км/ч. Дальность полёта с нагрузкой 6 000 кг — 4 130 км. Перегоночная дальность – 5850 км.
В ВВС США С 27J должен был заменить лёгкие транспортно-пассажирские самолёты C-23 Sherpa, C-12 Huron, C-26 Metroliner и частично ранние модификации С-130 Hercules. Первоначально американское военное ведомство планировало закупить 78 «Спартанцев» на сумму $2,04 млрд. для транспортных эскадрилий, в которых происходило списание выработавших свой ресурс С-130Е. Примерно такое же количество С 27J требовалось Командованию специальных операций ВВС США и Воздушной национальной гвардии.
В июле 2008 года в ВВС США имелось четыре С 27J, которые использовались для обучения экипажей. Боевое развёртывание «Спартанцев» состоялось в августе 2010 года, когда экипажи 164-й воздушно-десантной эскадрильи Воздушной национальной гвардии из состава 179-го транспортного авиакрыла доставили первые грузы на афганскую авиабазу Кандагар.
В общей сложности С 27J из состава 179-го и 175-го транспортных авиакрыльев, совершив более 3200 полётов, перевезли на афганские аэродромы более 25 000 пассажиров и около 1450 т груза. Командование американскими силами в Афганистане высоко оценивало транспортные возможности самолётов С 27J и отмечало их способность действовать со слабо подготовленных грунтовых аэродромов. Это позволяло снизить расходы на переброску личного состава и доставку грузов военного назначения, а также рациональней расходовать ресурс тяжелых военно-транспортных вертолётов.
Тем не менее, уже в январе 2012 года руководство ВВС США объявило о намерении снять с вооружения все имеющиеся к тому моменту 38 самолётов С 27J Spartan. Официальной причиной такого решения названа более высокая стоимость жизненного цикла по сравнению с новейшим четырёхдвигательным военно-транспортным C 130J Super Hercules. Было заявлено, что при сроке службы 25 лет на содержание C-27J якобы необходимо истратить $308 млн., а на C-130J — $213 млн.
Списанные «Спартанцы» решили продать за рубеж и переоборудовать в патрульные самолёты береговой охраны HC-27J. Семь C-27J было передано Командованию специальных операций ВВС США. По неподтверждённой информации все имеющиеся в ССО ВВС США C-27J приписаны к 427-й эскадрильи специального назначения на авиабазе Поуп-Фильд в штате Северная Каролина.
До того как американские военно-воздушные силы решили отказаться от C-27J, cилы специальных операций намеревались создать на его базе «ганшип» AC-27J Stinger II. Ударную модификацию предполагалось оснастить 30 или 40-мм автоматической пушкой в дверном проёме, ПТУР AGM-114 Hellfire, высокоточными боеприпасами AGM-176 Griffin и GBU-44 / B Viper Strike, а также всесуточной оптоэлектронной прицельно-поисковой системой.
Сейчас американская компания АТК продвигает концепцию универсального "ганшипа" MС-27J с быстроустанавливаемым вооружением. Основой вооружения должна стать 30-мм автоматическая пушка GAU-23. Пушка с системой боепитания размещается на стандартном грузовом поддоне 463L и монтируется в грузовой кабине для стрельбы через грузовую дверь с левого борта. Монтаж артиллерийской установки должен занимать не более четырех часов. В передней части грузового отсека установлена стабилизированная платформа L-3 Wescam MX-15Di с оптикоэлектронной и инфракрасной аппаратурой, система передачи данных Link-16 и усовершенствованная аппаратура связи Selex ES с возможностью шифрования передаваемой информации.
Особое внимание уделяется защите самолёта от ПЗРК. Для этого предназначена лазерная аппаратура AN / AAQ-24 Nemesis. Автоматическая лазерная станция постановки помех создаёт кодированное многоспектральное помеховое излучение в широком оптическом диапазоне. Оно приводит к засветке ГСН ракеты и формированию ложного сигнала, отклоняющего рули ракеты, что ведет к срыву наведения ракеты на избранную цель. В перспективе MС-27J должен получить многорежимную РЛС типа SAR/ISAR (с синтетической апертурой/с инверсной синтезированной апертурой), селекцию наземных движущихся целей и систему аэрофотосъемки, систему радиоперехвата и радиотехнической разведки, средства спутниковой связи. Самолет огневой поддержки также планируется вооружить управляемыми высокоточными авиационными боеприпасами. Все вооружение и новое оборудование планируется сделать быстросъемными для конвертации MC-27J в транспортный самолет.
Лёгкий многоцелевой турбовинтовой самолёт U-27A
На авиабазе Пейп-Фильд среди военно-транспортных С-144А и С-27J, принадлежащих 427-й эскадрильи, замечены однодвигательные турбовинтовые самолёты U-27A. Впервые информация об этой машине, созданной на базе лёгкого грузопассажирского самолёта Cessna 208 Caravan, была обнародована в конце 1980-х.
Военный вариант, получивший обозначение С-16А, использовался в ходе тайных операций в Латинской Америке. Помимо перевозки груза и пассажиров этот самолёт мог быть вооружен блоками с 70-мм НАР и 7,62-мм шестиствольным пулемётом GAU-17 или 12,7-мм трёхствольным GAU-19 в дверном проёме. Впоследствии «транспортное» обозначение С-16А было заменено «многоцелевым» U-27A, что лучше отображало назначение самолёта.
Базовый Cessna 208 Caravan при относительно невысокой стоимости и низких эксплуатационных расходах, обладает достаточно высокими характеристиками. Прочные и высокие неубирающиеся шасси в сочетании с механизированным крылом площадью 25,96 м 2 позволяют совершать взлёт и посадку с необорудованных грунтовых площадок ограниченной протяженности. Самолёт с максимальным взлётным весом 3538 кг имеет салон объёмом 9,6 м ³, может перевозить до 13 пассажиров или груз массой 1300 кг. Дальность полёта с 9 пассажирами на борту – до 1900 км. Максимальная скорость полёта – 352 км/ч, крейсерская – 340 км/ч. Скорость сваливания – 112 км/ч. Двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A -114A мощностью 675 л.с. приводит в движение трёхлопастной винт McCauley. На Cessna 208B Grand Caravan с удлинённым фюзеляжем устанавливается ТВД Honeywell TPE331-12JR-704AT мощностью 1000 л.с. С 2008 года новые самолёты Cessna 208 Caravan получили авионику Garmin G1000.
С 1984 года было продано более 2600 самолётов семейства Cessna 208 Caravan, которые на сегодняшний день налетали более 20 млн. часов. В январе 2019 года новый гражданский Cessna 208B Grand Caravan EX в США стоил $ 2,685 млн. Военная модификация U-27A со специальными системами навигации, связи и аппаратурой ночного видения может стоить около $4,5 млн., а ударный AC-208 Combat Caravan – более $15 млн.
С 2013 года сборка Cessna 208B ведётся в КНР. Хотя Cessna 208 Caravan находится в серийном производстве больше 30 лет, этот универсальный летательный аппарат благодаря неприхотливости, надёжности и нетребовательности к качеству ВПП, по-прежнему востребован в авиации специального назначения. Спектр его применения достаточно широк, и самолёт с укороченным взлётом и посадкой способен осуществлять доставку и снабжение небольших отрядов, вывоз раненых, а при установке специального оборудования вести патрулирование, разведку и осуществлять ретрансляцию радиосигналов.
В США компания АТК создала разведывательно-ударную модификацию AC-208 Combat Caravan, которая впервые была использована ВВС Ирака против исламистов в январе 2014 года в провинции Анбар. На самолёте установлены оптоэлектронные системы, позволяющие вести наблюдение за местностью днём и ночью. Для нанесения ударов по целям на земле могут использоваться ПТУР Hellfire. Поставка AC-208 Combat Caravan запланирована в Афганистан, Ливан, Мали, Мавритания, Нигер и Буркина-Фасо, но есть ли такие самолёты в ССО ВВС США, неизвестно.
Продолжение следует…
Информация